Домой Хоум Кредит Банк Европейский банк развития и реконструкции. Структура банка EBRD - представительства в России, методика кредитования и инвестирования

Европейский банк развития и реконструкции. Структура банка EBRD - представительства в России, методика кредитования и инвестирования


Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) - между­народная организация, созданная на основе Соглашения от 29 мая 1990 г. Учредителями ЕБРР были 40 стран - все европейские страны (кроме Албании), США, Канада, Мексика, Марокко, Еги­пет, Израиль, Япония, Новая Зеландия, Австралия, Южная Корея, а также ЕЭС и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). Впослед­ствии акции СССР, Чехословакии и СФРЮ были распределены между возникшими в результате их распада новыми государст­вами. Его членами могут быть, помимо европейских стран, все члены МВФ. На 1 января 1999 г. акционерами ЕБРР являлись 60 стран (в том числе все европейские страны), а также ЕЭС (ныне ЕС) и ЕИБ. Штаб-квартира ЕБРР находится в Лондоне. Статус, привилегии и иммунитеты ЕБРР и связанных с ним в Великоб­ритании лиц определены в Соглашении о штаб-квартире между правительством Великобритании и Северной Ирландии и ЕБРР, подписанном после начала операций ЕБРР 15 апреля 1991 г.

Основные задачи и цели деятельности ЕБРР. Главная задача ЕБРР - содействовать переходу европейских постсоциалистичес­ких стран к открытой, ориентированной на рынок экономике, а также развитию частной и предпринимательской инициативы. В целях реализации основной задачи Банка - способствовать переходу стран Центральной и Восточной Европы к рыночной экономике - Уставом ЕБРР предусмотрены следующие функции:

  • содействие развитию, образованию и расширению конкурен­тоспособного частного сектора, в первую очередь малого и сред­него предпринимательства;
  • мобилизация иностранного и местного капиталов для вы­полнения вышеуказанной деятельности;
  • осуществление инвестиций в производственную сферу, а так­же в финансовый сектор и сферу услуг, которые необходимы для поддержки частной инициативы;
  • оказание технического содействия для подготовки и реализа­ции проектов;
  • стимулирование развития национальных рынков капиталов;
  • оказание поддержки экономически выгодным проектам, в ко­торых участвует несколько стран-бенефициаров;
  • активное проведение операций в области экологии и устой­чивого развития;
  • выполнение других функций, идущих в развитие вышеиз­ложенных положений.

В отличие от других международных финансовых организаций Устав Банка (Статья 1) содержит политический мандат, предус­матривающий, что страны, где Банк осуществляет свои операции, должны быть привержены принципам многопартийной демокра­тии, плюрализма и рыночной экономики.

ЕБРР активно поощряет развитие частных коммерческих и промышленных предприятий и обязан не менее 60% своих ресурсов направлять в негосударственный сектор. При этом пред­оставление государственных гарантий по таким проектам не тре­буется, и они осуществляются исключительно на основе расчетов окупаемости и с учетом степени риска. Другими словами, при реализации операций в частном секторе ЕБРР действует как ком­мерческий банк, готовый брать на себя высокий риск.

Банк принимает к рассмотрению проекты, поступающие из любых источников. Важнейшим условием при рассмотрении по­ступающего обращения, которое определяет дальнейшую судьбу такого проекта, является качество предоставленных материалов и их соответствие мировым стандартам в области проектного финансирования. Основными объектами кредитования ЕБРР явля­ются частные фирмы или приватизируемые государственные пред­приятия, а также вновь создаваемые компании, включая совмест­ные предприятия с международными инвестициями. Основная цель банка состоит в поощрении инвестиций в регионе. ЕБРР сотрудничает с другими инвесторами и кредиторами в предостав­лении кредитов и гарантий, а также инвестировании средств в ак­ционерные капиталы. Эта деятельность должна дополняться кре­дитованием инфраструктуры или других проектов в государствен­ном секторе, которые ориентированы на поддержку инициатив частного сектора. ЕБРР поощряет региональное сотрудничество, и поддерживаемые им проекты могут охватывать несколько стран.

С начала своей деятельности в апреле 1991 г. ЕБРР определил стоящие перед ним задачи. Наиболее важной из них стало содейст­вие в создании новых экономических условий в странах, где дей­ствует ЕБРР, в период изменения политической системы; при этом считается необходимым предотвратить возникновение нетерпи­мых социальных условий, которые могли бы привести к полному распаду общества в этих странах и поставить под угрозу безопас­ность их соседей. Другие задачи относятся к сфере бизнеса (поощ­рение инвестиций, совершенствование коммерческой практики, приватизация и структурная перестройка), инфраструктуры (восстановление, модернизация и расширение сетей связи, энергетичес­ких систем, муниципальных служб и жилищного хозяйства) и эко­логии (совершенствование политики и прямые инвестиции в вос­становление окружающей среды).

Осуществляя кредитную деятельность, ЕБРР:

  • использует разнообразные инструменты для гибкого креди­тования на основе общепринятых в развитых странах стандартов банковского дела;
  • гармонично сочетает реализацию задач, намеченных страте­гией операции по секторам, с непредусмотренными стратегией операциями, поддерживающими инициативы частного сектора;
  • сотрудничает с частными инвесторами, их консультантами, а также с коммерческими банками;
  • сотрудничает с правительствами в осуществлении долгосроч­ных планов развития;
  • осуществляет взаимодействие с международными валютно-кредитными и финансовыми организациями;
  • гармонично сочетает межгосударственный и региональный подходы;
  • стремится обеспечить сохранение и улучшение окружающей среды.

При принятии решений ЕБРР руководствуется политикой в об­ласти основной деятельности и стратегиями по странам, утверж­денными Советом директоров. Стратегии по странам включают обзор политических и экономических событий и определяют при­оритетные сферы деятельности. В ряде случаев выявленные Бан­ком потребности в помощи имеют общий характер для большин­ства стран региона, объединяет эти стратегии стремление стиму­лировать производственные инвестиции в каждой стране.

Многие государства испытывают трудности в политической, организационной и экономической областях, обусловленные социа­льно-экономической нестабильностью, отсутствием разработанной законодательной базы и неопределенностью рыночных условий. В отдельных случаях это приводило к задержкам в использовании выделенных ЕБРР средств. Учет этих факторов помог ЕБРР разработать достаточно четкие модели отбора проектов.

В своей деятельности ЕБРР натолкнулся на сохраняющуюся сдержанность международных инвесторов и коммерческих банков в отношении расширения финансирования проектов в частном секторе. Это выявило значение ЕБРР как катализатора инвестиций. Нежелание некоторых правительств предоставлять гарантии для проектов в области инфраструктуры в своих странах также сдерживает операции ЕБРР. Деятельность по линии технического сотрудничества прямо или косвенно поддерживает инвестиции и кредиты ЕБРР; она сосредоточена на подготовке проектов, исследованиях по секторам и консультативных услугах. Поэтому ее значение в работе ЕБРР достаточно велико. Важным аспектом деятельности ЕБРР являются подготовка управленческих кадров и повышение квалификации специалистов во всех странах и на разных уровнях. Поэтому обучение положено в основу деятель­ности ЕБРР и осуществляется при выполнении почти всех его проектов. В рамках этих усилий в 1992 г. по инициативе ЕБРР и других пяти международных организаций-спонсоров (МВФ, МБРР, БМР, ЕС и ОЭСР) был открыт Объединенный венский институт для оказания помощи постсоциалистическим странам в решении задач по подготовке банковских и хозяйственных кад­ров, способных работать в условиях рыночной экономики.

Организационная структура ЕБРР. Руководство деятельностью ЕБРР осуществляют Совет управляющих, Совет директоров и пре­зидент. Совет управляющих - высший распорядительный орган ЕБРР - включает по 2 представителя (управляющего и его заме­стителя) от каждого участника банка (страны или международной организации). По желанию члена ЕБРР представляющий его упра­вляющий или его заместитель может быть отозван в любой мо­мент. Заместитель может принимать участие в голосовании только в отсутствие управляющего. На ежегодном заседании Совет изби­рает одного из управляющих в качестве председателя, который выполняет обязанности до избрания следующего председателя. Все полномочия ЕБРР в принципе являются прерогативой Совета упра­вляющих, который решает принципиальные вопросы деятельности Банка. Часть полномочий в интересах повышения эффективности работы ЕБРР может при необходимости делегировать Совету дире­кторов. Однако Совет управляющих сохраняет полноту полномо­чий по любым вопросам, делегированным или порученным Совету директоров. При этом исключительной компетенцией Совета упра­вляющих является решение следующих вопросов:

1) прием новых членовЕБРР, определение условий их приема, приостановка членства в банке;

2) избрание директоров и президента ЕБРР, установление раз­мера вознаграждения директоров и заместителей директоров, а та­кже других условий договора с президентом;

3) увеличение или уменьшение разрешенного к выпуску уста­вного капитала ЕБРР;

4) предоставление полномочий на заключение генеральных со­глашений о сотрудничестве с другими международными организа­циями;

5) утверждение (после рассмотрения аудиторского отчета) об­щего баланса и счета прибылей и убытков ЕБРР, определение размера резервов, распределение прибыли, принятие решения об окончательном прекращении деятельности ЕБРР и о распределе­нии его активов;

6) внесение изменений в Соглашение об учреждении ЕБРР, принятие решений по апелляциям, связанным с толкованием Со­глашения или с его применением Советом директоров.

Совет управляющих проводит ежегодное заседание, а также другие заседания по своему усмотрению или просьбе Совета дире­кторов. Заседание Совета управляющих созывается Советом дире­кторов по требованию не менее пяти членов ЕБРР или членов, на долю которых приходится не менее одной четверти от общего количества голосов, на которые имеют право члены ЕБРР. Две трети управляющих составляют кворум на любом заседании Со­вета при условии, что такое большинство представляет не менее 2/3 общего количества голосов, на которые имеют право члены ЕБРР.

Совет директоров - главный исполнительный орган, в ком­петенции которого находятся текущие вопросы работы ЕБРР, а также осуществление важных полномочий, делегированных ему Советом управляющих. В их числе: 1) подготовка работы Совета управляющих; 2) в рамках указаний Совета управляющих опреде­ление политики и принятие решений в отношении предоставля­емых кредитов, гарантий, инвестиций в акционерный капитал, привлечения кредитов, оказания технической помощи и прочих операций ЕБРР; 3) предоставление проверенной аудиторами от­четности за финансовый год на утверждение Совета управляющих на ежегодном заседании; 4) утверждение бюджета ЕБРР.

Совет директоров состоит из 23 членов: 11 директоров избира­ются управляющими от стран - членов ЕС, ЕИБ и собственно ЕС; 4 директора - от стран Центральной и Восточной Европы, имеющих право на получение помощи от ЕБРР; 4 директора - от остальных европейских стран; 4 директора - от неевропейских стран. Директора переизбираются каждые три года. Для наличия кворума на заседании Совета директоров необходимо простое большинство, но не менее 2/3 общего количества голосов членов ЕБРР. Число голосов каждого члена равно количеству акций, на которые он подписался. Заместители директоров имеют право голоса, когда они замещают своих директоров. Для принятия решения в руководящих органах ЕБРР необходимо простое боль­шинство (более половины от общего числа) голосов. Некоторые вопросы требуют специального большинства (2/3, или 85%, голо­сов, на которые имеют право члены, участвующие в голосовании). Структура акционерного капитала Банка определена таким об­разом, что страны «семерки» либо страны - члены ЕС обладают большинством акций Банка и соответственно могут влиять на принятие любых решений.

Квота Российской Федерации в уставном капиталеЕБРР со­ставляет 4% (на долюСССР приходилось 6%). По договорен­ности с соответствующими странами Директорат Российской Фе­дерации с октября 1992 г. представляет вЕБРР интересы Респуб­лики Беларусь (квота в капитале 0,2%), а с апреля 1993 г. также и Таджикистана (квота 0,1%).

Президент ЕБРР избирается на 4 года Советом управляющих большинством голосов от общего числа управляющих, представ­ляющих не менее половины от общего числа голосов. Президент ЕБРР управляет текущей деятельностью ЕБРР под руководством Совета директоров. Он не принимает участия в голосованиях, но в тех случаях, когда голоса разделяются поровну, имеет право решающего голоса; может участвовать в заседаниях Совета упра­вляющих и председательствует на Совете директоров.

Формирование ресурсов ЕБРР. Сначала разрешенный к выпуску акционерный капитал ЕБРР в 10 млрд ЭКЮ делился на 1 млн акций с номиналом 10 000 ЭКЮ каждая, в том числе оплачивае­мые акции и акции, подлежавшие оплате по требованию. Пер­воначальная сумма оплачиваемых акций составляла 3 млрд ЭКЮ, или 30% разрешенного к выпуску акционерного капитала, 70% акций - неоплаченные и могли быть востребованы, когда это необходимо для оплаты обязательств ЕБРР. Кроме того, 125 акций распределению между членами ЕБРР не подлежали.

В апреле 1997 г. вступило в силу решение об удвоении капитала ЕБРР до 20 млрд ЭКЮ. Из 10 млрд ЭКЮ, на которые был увеличен разрешенный к выпуску акционерный капитал, 2,25 млрд ЭКЮ (или 22,5% разрешенного к выпуску дополнительного акци­онерного капитала) подлежат оплате в первоочередном порядке восемью равными годовыми взносами, а 7,75 млрд ЭКЮ (или 77,5% дополнительного акционерного капитала) - подлежат оплате по требованию.* Пропорции распределения участия в капи­тале ЕБРР между его акционерами существенных изменений не претерпели.

* С 1999 г. ЭКЮ заменен на евро.

Страны - члены ЕС, ЕИБ и собственно ЕС имеют в уставном капитале ЕБРР квоту в размере 51%, страны Центральной и Во­сточной Европы - 13%, остальные европейские страны - 11%, неевропейские страны - 24%. Наибольшими долями в капитале располагают США (10%), Италия, ФРГ, Франция, Великобрита­ния и Япония (по 8,5%). Совокупные кредитные ресурсы ЕБРР представлены обычными ресурсами и средствами специальных фондов. Обычные ресурсы включают: 1) разрешенный к выпуску уставный капитал ЕБРР, в том числе оплачиваемые акции и акции, подлежащие оплате по требованию; 2) привлеченные заемные средства; 3) средства, полученные в счет погашения займов или по гарантиям, а также выручка от реализации инвестиций в акционер­ный капитал; 4) прочие средства и доходы ЕБРР, не являющиеся частью ресурсов фондов технического и инвестиционного сотруд­ничества. Из обычных ресурсов ЕБРР предоставляет кредиты на реализацию рентабельных проектов развития.

Фонды технического и инвестиционного сотрудничества вклю­чают средства, направленные в соответствующий фонд, и доходы, полученные от инвестиций, произведенных из ресурсов фондов технического и инвестиционного сотрудничества.Все взносы в та­кие фонды вносятся донорами на добровольной основе.

Фонды технического сотрудничества представлены специаль­ными фондами (Балтийский специальный фонд технического со­действия, Специальный фонд технического сотрудничества для мелких предприятий России, Специальный фонд технического сотрудничества ЕБРР), фондами отдельных проектов и фондами отдельных стран-доноров. Цель этих фондов - оказание техничес­кого содействия в подготовке и реализации проектов, оказание консультационных услуг и подготовка кадров.

Фонды инвестиционного сотрудничества представлены фонда­ми Австрии, Италии и Норвегии для Боснии и Герцеговины, фондом Норвегии для Восточной Словении, фондом содействия энергосбережению в Румынии Европейского Сообщества и Японс­ким фондом постконфликтной поддержки. Цель этих фондов - оказание содействия в реализации проектов, включая поставки товаров, работ и услуг.

Кроме того, Совет директоров ЕБРР, основываясь на рекомен­дациях руководства стран «семерки», в 1993 г. принял решение о создании Счета ядерной безопасности, а в 1997 г. - Фонда Чернобыльского укрытия. ЕБРР является распорядителем средств этих фондов, которые направляются на мероприятия по повыше­нию безопасности атомных электростанций.

Закупки товаров и услуг за счет средств фондов носят откры­тый характер. Средства специальных фондов используются, как правило, для льготного кредитования низкорентабельных отрас­лей социальной инфраструктуры и оказания технической помощи. Большую часть привлеченных средств ЕБРР, как и другие между­народные банковские организации, заимствует на мировых рын­ках капиталов по льготным процентным ставкам.

Кредитно-инвестиционная политика ЕБРР. В своей деятельности ЕБРР использует следующие формы операций для предприятий частного и государственного секторов, переходящих на рыночные методы хозяйствования:

1) предоставление кредитов (включая совместное финансиро­вание) на развитие производства;

2) инвестирование в капитал;

3) гарантированное размещение ценных бумаг;

4) облегчение доступа на рынки капитала путем предоставле­ния гарантий и оказания содействия в других формах;

5) размещение ресурсов специальных фондов в соответствии с соглашениями, определяющими их использование;

6) предоставление займов (включая совместное финансиро­вание) и оказание технического содействия под реконструкцию и развитие инфраструктуры (в том числе природоохранные про­граммы).

ЕБРРне выдает гарантий по экспортным кредитам и не зани­мается страхованием. В целом за период с момента образования ЕБРР до 1999 г. Совет директоровЕБРР одобрил свыше 800 проектов на сумму свыше 55 млрд долл. В качестве наиболее важных направлений кредитно-финансовой политикиЕБРР выде­ляются финансовый сектор, энергетика, телекоммуникационная инфраструктура, транспорт и агробизнес. Особняком стоит такая сфера, как приватизация.

Финансовый сектор. В условиях перехода к рыночной экономике кредитно-финансовые учреждения постсоциалистических стран уна­следовали серьезные проблемы: безнадежные кредиты, ограничен­ность финансовых резервов, вялость процесса капитализации и чре­змерную монополизацию финансового сектора. Это связано с тем, что акционерами кредитных учреждений являются государственные предприятия, которые одновременно выступают в качестве крупных заемщиков. Самой сложной стала проблема преобразования кредитно-финансовых учреждений из пассивных посредников планиру­емого из центра распределения кредитов в предприятия особого рода, способные выполнять важнейшую функцию использования ресурсов на основе рыночных принципов в условиях свободной конкуренции. Кредитно-финансовая система требует коренной стру­ктурной перестройки, которая позволит поднять ее до уровня ры­ночной экономики и подготовить к приватизации.

ЕБРР сочетает консультативные услуги, направленные на раз­работку общей стратегии и программ развития финансового сек­тора, с целевыми инвестициями в учреждения, способные выпол­нять функции банков в условиях свободной рыночной экономики. В то же время ЕБРР проводит работу по приватизации банков и содействует укреплению частных банков, а также созданию новых институтов с помощью инвестиций и техническою сотруд­ничества. Во многих странах Банк занимается вопросами креди­тования мелких и средних предприятий, которые не могут полу­чить средства от более крупных иностранных банков или инвесто­ров. Мелкие и средние предприятия в некоторых странах Центральной и Восточной Европы также смогут воспользоваться рядом агентских кредитных линий, поддерживаемых ЕБРР с участием международных и местных банков. Агентские линии были разработаны для улучшения банковского обслуживания мелких и средних предприятий, привлечения международных кредитных ресурсов, содействия производству и созданию рабочих мест за счет расширения существующих или создания новых предприятий-заемщиков.

ЕБРР участвует в первоначальном капитале Банка проектного финансирования в Москве. Российский банк проектного финан­сирования (РБПФ) представляет собой часть многоступенчатого проекта. Это Банк среднесрочного и долгосрочного кредитования и инвестиций, а также финансовый посредник, осуществляющий консалтинговое обслуживание предприятий и других клиентов, способствуя тем самым переходу России к рыночной экономике. Российские банки в качестве акционеров РБПФ получат доступ к западной технологии финансирования проектов; предприятия частного сектора обеспечиваются финансовой и консультационной поддержкой, а местный персонал будет обучен работать в соот­ветствии с международными банковскими стандартами. Подбор и оценка проектов должны способствовать привлечению ино­странных капиталовложений в Россию.

Энергетика. Необходимость в подключении ЕБРР к развитию энергетического сектора постсоциалистических стран Европы бы­ла обусловлена разразившимся в них с 1991 г. энергетическим кризисом. Последний был вызван как сокращением поставок эне­ргоносителей из стран бывшего СССР, так и повышением цен на них до уровня мировых. ЕБРР начал активное осуществление проектов, связанных с модернизацией действующих энергетичес­ких мощностей и рационализацией использования энергии потре­бителями. Осуществление этих проектов сопровождалось рефор­мами в области ценообразования, направленными на скорейшее приближение внутренних цен на энергоносители и электроэнергию к ценам мировых рынков. Позитивную роль в этом играет привле­чение иностранных инвесторов, обладающих новыми технологи­ями, позволяющими более полно и эффективно использовать име­ющиеся нефтяные и газовые месторождения. Доминирующей фо­рмой сотрудничества здесь становится создание совместных предприятий с участием иностранных фирм. ЕБРР при этом пред­оставляет лишь часть кредита под реализацию проекта.

Телекоммуникации. Наличие современных телекоммуникацион­ных сетей является важнейшим фактором обеспечения интеграции внутренних рынков постсоциалистических стран и обеспечения их связи с мировыми рынками. Модернизация и развитие соответст­вующей инфраструктуры являются обязательным условием раз­вития нормальной рыночной экономики. В области телекоммуника­ций ЕБРР поддерживает инициативы государственного и частного секторов, которые содействуют или приводят к неуклонному расширению сетей связи, расширению ассортимента услуг и организа­ционным реформам. Главным приоритетом ЕБРР в этом секторе является укрепление структуры государственной сети телекоммуни­каций, обеспечивающей предоставление базовых услуг путем уста­новки и эксплуатации современных телекоммуникационных систем.

Транспорт. В большинстве стран к числу первоочередных задач часто относят восстановление и модернизацию существующих систем автомобильных и железных дорог в городах и сельской местности. Результатом невнимания к ним являются частые ава­рии, нарушение движения и другие проблемы, затрудняющие эф­фективные перевозки пассажиров и грузов. Поэтому в области транспорта ЕБРР уделяет первоочередное внимание проектам, решающим эти проблемы и способствующим интеграции Центра­льной и Восточной Европы с соседями как на Западе, так и на Востоке, а также вносящим вклад в оздоровление окружающей среды. ЕБРР поддерживает сбалансированное развитие транспорт­ной системы, поскольку каждый вид транспорта привлекает такие транспортные потоки и осуществляет такие перевозки, с которыми он справляется наилучшим образом. ЕБРР считает, что здоровая конкуренция лучше всего будет способствовать нахождению стра­нами Востока и Запада оптимальных решений и что развитие транспортных сетей в первую очередь должно определяться эконо­мическими приоритетами и технической эффективностью.

Для стран Восточной Европы эти соображения означают необ­ходимость увеличения объема автодорожных перевозок и инвести­ций в них, а также структурную перестройку железных дорог. На сегодняшний день немногим странам удалось добиться прогресса в структурной перестройке железных дорог и подготовке их к иной роли, которую они призваны играть в новых условиях конкурент­ной экономики. Вот почему ЕБРР начал исследования в восьми странах с целью определения будущей роли железных дорог и со­ответствующих шагов в этом направлении. Совместно с Всемир­ным банком ЕБРР проводит аналогичную работу в других странах региона. Особое значение придается проектам, связанным с раз­витием транспортного машиностроения.

Кредитование - лишь один инструмент экономического раз­вития. В равной степени важны государственная политика, ор­ганизационные реформы, более совершенное планирование инве­стиций; в этой связи ЕБРР делает соответствующий упор на содействие дальнейшему прогрессу в этих областях.

Агробизнес. В этой сфере ЕБРР направляет основные усилия на кредитование строительства современных предприятий, перераба­тывающих сельскохозяйственную продукцию, развитие инфраст­руктуры сбыта и распределения продовольствия. В частности, ЕБРР работает над проектами создания оптовых рынков в ряде стран. Кредитование частного агробизнеса обычно осуществляется через кредитные линии, открываемые местным крупным банкам и предназначенные для использования исключительно частными предпринимателями, специализирующимися на производстве и пе­реработке агропродукции. Этот механизм предназначен для после­дующего кредитования частного сектора как в местной, так и ино­странной валюте.

Приватизация. Содействие ускорению приватизации является одной из первоочередных задач в стратегии ЕБРР по каждой стране конкретно. В число мероприятий, понимаемых в ЕБРР как приватизация, включается не только передача действующих госу­дарственных предприятий в частную собственность, но и структур­ная перестройка и модернизация действующих предприятий госу­дарственного сектора, переходящих на рыночные методы хозяй­ствования, а также создание частных предприятий.

Политика ЕБРР в отношении России. До августовского финан­сового кризиса 1998 г. Россия была одним из основных получа­телей финансовых ресурсов из ЕБРР. Россия получила свыше 25% финансовых ресурсов, размещаемых ЕБРР. После августовских событий эта тенденция резко замедлилась: во второй половине 1998 г. Советом директоров ЕБРР был одобрен только один проект по Российской Федерации. К началу 1999 г. в целом были сформированы корректировки кредитно-инвестиционной полити­ки ЕБРР в России. Речь идет прежде всего о необходимости усиления избирательного подхода к отбору проектов по России с точки зрения их повышенной устойчивости к колебаниям цен и курса национальной валюты, экспортной направленности и ва­лютной окупаемости.

Среди наиболее осуществимых приоритетов на 1999 г. возмож­но открытие кредитной линии по поддержке российского экспорта (в том числе за счет собственных средств ЕБРР - до 150 млн долл.) и по кредитованию оборотного капитала российских пред­приятий (до 150 млн долл. за счет собственных средств ЕБРР).

Предполагается также участие ЕБРР в содействии реструктури­зации российской банковской системы преимущественно посред­ством оказания консультационной помощи за счет средств Программы развития финансовых учреждений (FIDP) и фондов тех­нического содействия.

В целом преобладает настороженное отношение ЕБРР к опера­циям в России. Это связано с повышенной рискованностью опера­ций в нашей стране, что требует увеличения объемов резервирова­ния, и сопровождается финансовыми ощутимыми потерями Банка.

В целом в 1992-1998 гг. Совет директоров ЕБРР одобрил выделение для России финансовых ресурсов в сумме 4,4 млрд долл. Свыше 63% средств направлены на развитие небанковского сектора, свыше 27% - банковской системы и около 9% - небан­ковского финансового сектора российской экономики.


Навигация

« »

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) был учрежден в 1991 г. с целью оказания содействия странам Центральной и Восточной Европы и Содружества Независимых Государств (СНГ) в становлении рыночной экономики после крушения административно-командной системы. Способствуя процессу перехода к ориентированной на рынок экономике, Банк предоставляет прямое финансирование деятельности частного сектора, структурной перестройки и приватизации, а также финансирование инфраструктуры, поддерживающей такую деятельность. Его капиталовложения помогают также строительству и укреплению организационных структур. Основными формами финансирования ЕБРР являются кредиты, вложения в акционерные капиталы (акции) и гарантии.

Расположенный в Лондоне, ЕБРР представляет собой международную организацию, в состав которой входят 60 членов (58 стран, Европейское сообщество и Европейский инвестиционный банк). Каждая страна-член представлена в Совете управляющих и Совете директоров банка.

Организация возникла в период, когда в государствах Центральной и Восточной Европы менялся социалистический политический строй и страны бывшего Советского блока нуждались в поддержке для создания нового частного сектора в условиях перехода к рыночной экономике.

ЕБРР является крупнейшим инвестором в регионе, и помимо выделения своих средств привлекает значительные объемы прямых иностранных инвестиций. Однако, хотя его акционерами и являются представители государства, ЕБРР вкладывает капитал главным образом в частные предприятия, как правило, совместно со своими коммерческими партнерами.

Он осуществляет проектное финансирование банков, предприятий и компаний, вкладывая средства как в новые производства, так и в действующие фирмы. Он также работает с государственными компаниями в целях поддержки процессов приватизации и структурной реорганизации на них, а также совершенствования коммунального хозяйства. ЕБРР использует установившиеся у него тесные связи с правительствами стран региона в целях реализации курса на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности.

Как и МБРР, ЕБРР привлекает средства за счет эмиссии облигаций. Особенностью операций ЕБРР является широкое привлечение средств в национальных валютах стран Восточной Европы, включая российский рубль.

Устав ЕБРР

Устав ЕБРР предусматривает его деятельность только в тех странах, которые привержены принципам «демократии». Забота об окружающей среде является составным элементом надежно работающей системы корпоративного управления и фигурирует во всех инвестиционных операциях ЕБРР.

Во всех своих инвестиционных операциях ЕБРР должен:

  • способствовать становлению в стране полноценной рыночной экономики, то есть обеспечивать эффект воздействия на процесс перехода;
  • брать на себя риски в целях оказания содействия частным инвесторам, но при этом не вытесняя их с рынка;
  • применять рациональные принципы ведения банковской деятельности.

С помощью своих инвестиций ЕБРР содействует:

  • проведению структурных и отраслевых реформ;
  • развитию конкуренции, приватизации и предпринимательства;
  • укреплению финансовых организаций и правовых систем;
  • развитию необходимой инфраструктуры для поддержки частного сектора;
  • внедрению надежно работающей системы корпоративного управления, в том числе и в целях решения природоохранных проблем.

Являясь катализатором перемен, ЕБРР:

  • стимулирует софинансирование и привлечение прямых иностранных инвестиций;
  • привлекает отечественный капитал;
  • оказывает техническое содействие.

Функции ЕБРР

ЕБРР оказывает поддержку странам-членам в проведении структурных и отраслевых реформ, включая демонополизацию и приватизацию в целях полной интеграции их экономик в мировую экономику путем содействия:

  • организации, модернизации и расширению производственной, конкурентоспособной и частнопредпринимательской деятельности, прежде всего - малых и средних предприятий;
  • мобилизации национального и иностранного капитала и эффективному управлению ими;
  • инвестициям в производство с целью создания конкурентной среды и повышения ее эффективности, качества жизни и улучшения производительности труда;
  • оказанию технической помощи в подготовке, финансировании и реализации проектов;
  • стимулированию и поощрению развития рынков капитала;
  • реализации солидных и экономически обоснованных проектов, включающие более чем одну страну-реципиента;
  • экологически устойчивому развитию.

Структура управления ЕБРР

1. Совет управляющих, в котором каждый член ЕБРР представлен одним управляющим и одним его заместителем, является высшим органом, определяющим основные направления деятельности Банка. Собрания проводятся раз в год, дополнительные собрания могут созываться Советом управляющих или Директоратом. Совет управляющих может полностью или частично передавать свои полномочия Директорату, за исключением приема и определения условий приема новых членов, изменения размеров уставного фонда, приостановления членства, избрания директоров и президента, определения жалования директоров и заместителей директоров, утверждения общего баланса, внесения поправок в Устав и прекращения операций Банка. При этом Совет управляющих сохраняет всю полноту власти в отношении всех задач, выполнение которых поручено Директорату. Количество голосов, которым располагает каждый член, равно количеству голосов его подписных акций в акционерном капитале Банка.

2. Президент ЕБРР избирается на четыре года (возможно переизбрание) Советом управляющих простым большинством голосов от общего числа управляющих. Президент руководит текущими делами согласно указаниям Директората. Он председательствует на заседаниях Директората и может принимать участие в собраниях Совета управляющих. Является полномочным представителем Банка. Возглавляя штатный персонал Банка, президент согласно установленным Директоратом правилам отвечает за организацию работы ЕБРР, а также за прием и увольнение штатных сотрудников. Вице-президенты назначаются по рекомендации президента Директоратом, который определяет сроки пребывания на этом посту, а также их полномочия и функции.

Президенты банка:

  • Апрель 1991 - июль 1993: Жак Аттали (фр. Jacques Attali)
  • Июль 1993 - сентябрь 1993: и. о. Рон Фримэн (англ. Ron Freeman)
  • Сентябрь 1993 - январь 1998: Жак де Ларозьер (фр. Jacques de Larosiere)
  • Январь 1998 - сентябрь 1998: и. о. Чарльз Фрэнк (англ. Charles Frank)
  • Сентябрь 1998 - апрель 2000: Хорст Кёлер (нем. Horst Kohler)
  • Апрель 2000 - июль 2000: и. о. Чарльз Фрэнк (англ. Charles Frank)
  • Июль 2000 - июль 2008: Жан Лемьер (фр. Jean Lemierre)
  • Июль 2008 - настоящее время Томас Миров (нем. Thomas Mirow)

3. Совет директоров - это главный исполнительный орган. В его ведении находятся текущие вопросы работы Банка. Директорат принимает решения в отношении предоставления кредитов, в отношении гарантий инвестиций в акционерный капитал, привлечения кредитов и оказания технической помощи. Он утверждает бюджет ЕБРР.

4. Консультативный совет по вопросам окружающей среды состоит из экспертов-экологов из Центральной и Восточной Европы и из стран ОЭСР, а также из консультантов по вопросам экологической политики и стратегии, касающимися "экологического мандата" Банка.

Капитал ЕБРР

Капитальные ресурсы Банка включают уставный капитал, заемные средства и средства, полученные на выплату кредитов или гарантий Банка, доходы, извлекаемые из инвестиций Банка, и любые другие финансовые средства и доходы, не являющиеся частью ресурсов его специальных фондов. В соответствии с Учредительным соглашением был создан ряд фондов:

  1. с участием Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции - Балтийский специальный инвестиционный фонд содействия частному сектору путем поддержки малых и средних предприятий в прибалтийских странах, а также Балтийский специальный фонд технической помощи для содействия развитию рыночной экономики в этих странах;
  2. Российский специальный фонд малого бизнеса для развития частного сектора;
  3. Российский специальный фонд технического содействия малому бизнесу.

Удвоение капитала Банка до 20 млрд. евро стало реальностью в апреле 1997 г. Это позволило Банку и далее удовлетворять растущий спрос на его услуги и поддерживать финансовую самодостаточность.

Финансирование ЕБРР

Финансирование ЕБРР зависит от конкретных проектов и предоставляется как на укрепление финансовых институтов или структурной реорганизации крупных компаний, так и в виде мелких кредитов компаниям, имеющим лишь несколько работников. Крупные инвестиции или инфраструктурные проекты (как частные, так и с участием местных или Центральных властей) финансируется Банком напрямую, зачастую - совместно с партнерами. Небольшие инвестиции производятся через финансовых посредников: местные банки или инвестиционные фонды.

Ключевой особенностью ЕБРР, отличающей его от других организаций, является поддержка им частного сектора, что составляет суть Устава ЕБРР, согласно которому не менее 60% финансирования Банка должно направляться в частный сектор.

Банк стремится помогать в первую очередь компаниям, испытывающим трудности с получением финансирования из других источников. Он делает особый упор на мелкие и средние предприятия, которые играют исключительно важную роль в развитии частного сектора. Действуя как коммерческий банк и банк развития, ЕБРР предоставляет средства для частных предприятий или тех, которые могут быть приватизированы, а также на проекты материальной и финансовой инфраструктуры в поддержку частного сектора.

Показатели деятельности ЕБРР

В 2004 году банк профинансировал 129 проектов на общую сумму 4,1 млрд евро, из них 1,24 млрд евро получила Россия. Всего за 1991-2008 гг. банк выдал странам Восточной Европы 33 млрд евро для 2,2 тыс. проектов, из которых на долю России пришлось более 5,9 млрд евро. В 2004 году прибыль банка составила 297,7 млн евро. Собственный капитал Банка по итогам 2008 г. составил 11,8 млрд евро.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) был создан в1991 году специально для оказания помощи странам Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР на этапе рыночных преобразований. Местопребывание – г. Лондон (Великобритания).

Учредителями ЕБРР первоначально были 40 стран, в том числевсе европейские страны, США, Канада, Мексика, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Новая Зеландия, Австралия, Южная Корея, а также Европейский союз (ЕС) и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). В настоящее время акционерами ЕБРР являются 60 стран, в том числе европейские страны, ЕС и ЕИБ. Каждая страна-участница ЕБРР имеет определенную квоту.При этом эти государства закрепив за собой доминирование в ЕБРР, установили в его уставе, что 50% плюс 1 акция должны принадлежать западноевропейским странам, которые именуются «странами группы А». Акционерный капитал составляет 10 млрд. евро и разделен на 1 млн.акций номинальной стоимостью 10 000 евро.

Руководящими органами ЕБРР являются Совет управляющих и Совет директоров. Каждый член банка представлен министром финансов либо председателем центрального банка в Совете управляющих и Совете директоров. Председатель Совета управляющих избирается ежегодно.

Президент ЕБРР, избираемый Советом управляющих на четыре года, является официальным представителем банка, он также возглавляет его постоянно действующий исполнительный орган. Президент председательствует на заседаниях Совета директоров, но не участвует в голосовании, однако при одинаковом количестве голосов его голос является решающим.

Основной целью ЕБРР является содействие переходу к открытой экономике, ориентированной на рынок, а так же развитию частной и предпринимательской инициативе в странах Центральной и Восточной Европы, приверженных принципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики.

ЕБРР работает исключительно на коммерческих началах.Сильными сторонами Банка являются широкий ассортимент инструментов финансирования и высококвалифицированные специалисты, что дает ему возможность работать, как в государственном, так и в частном секторах. При этом 60% своих средств Банк направляет в частный сектор и 40% - в государственный сектор. ЕБРР на проекты в частном секторе предоставляет не более двух третей суммы заимствуемых средств и не менее одной трети акционерного капитала. Банк финансирует, прежде всего, платежеспособные предприятия частного сектора, потребности которых не могут быть в полной мере удовлетворены за счет рынка. ЕБРР финансирует до35% всех издержек по проекту, осуществляемому с нуля, или 35% объема долгосрочной капитализации уже действующей компании. От других участников софинансирования обычно требуются дополнительные средства. Каждый проект оценивается с точки зрения соответствующей страновой стратегии. Страновые стратегии утверждаются акционерами ЕБРР, ложатся в основу банковских операций и определяют приоритетность конкретных направлений деятельности.


Осуществляя кредитную деятельность, ЕБРР:

s использует разнообразные инструменты для гибкого кредитования на основе общепринятых в разных странах стандартов банковской деятельности;

s гармонично сочетает реализацию задач, намеченных стратегией операций по секторам, с непредусмотренными стратегией операциями, поддерживающими инициативы частного сектора;

s сотрудничает с частными инвесторами, их консультантами, а также с коммерческими банками;

s сотрудничает с правительствами в осуществлении долгосрочных планов развития;

s осуществляет взаимодействие с международными финансовыми организациями;

s гармонично сочетает межгосударственный и региональный подходы;

s стремится обеспечить сохранение и улучшение окружающей среды.

ЕБРР предоставляет кредиты, условия которых учитывают конкретные требования проекта. Банк может взять кредитный риск либо полностью на свой баланс, либо синдицировать его часть на рынке. Кредит может обеспечиваться активами спонсора и/или быть конвертирован в акции, или предусматривать участие в акционерном капитале. Банк выдает кредиты и требует их возврата в любой из конвертируемых валют. В настоящее время ЕБРР фондирует кредиты или привлекает для них средства в ряде национальных валют.

ЕБРР помимо предоставления кредитов привлекает значительные объемы прямых иностранных инвестиций, содействует развитию предпринимательства и переходу к рыночной экономике.Являясь катализатором перемен, ЕБРР стимулирует софинансирование и привлечение прямых иностранных инвестиций, привлекает отечественный капитал и оказывает техническое содействие.

Таким образом, финансирование Европейский банк развития и реконструкции зависит от конкретного проекта и предоставляется как на укрепление финансовых институтов или структурной реорганизации крупных компаний, развития малого бизнеса, которые играют важную роль в развитии частного сектора. Крупные инвестиции или инфраструктурные проекты финансируются Банком напрямую, зачастую совместно с партнерами. Банк стремится в первую очередь помогать компаниям, испытывающим трудности с получением финансирования из других источников.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) - это международная организация, созданная на основании Соглашения от 29 мая 1990 г. Учредителями ЕБРР являются 40 стран - все европейские (кроме Албании), США, Канада, Мексика, Марокко, Египет, Израиль, Япония, Новая Зеландия, Австралия, Южная Корея, Европейский экономический союз (ЕЭС) и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), а также ряд стран Восточной Европы.

Членами ЕБРР помимо европейских стран могут быть все члены МВФ.

На 1 января 1994 г. акционерами ЕБРР являлись 57 стран, а также ЕЭС и ЕИБ. Штаб-квартира ЕБРР находится в Лондоне. Статус, привилегии и иммунитет ЕБРР и связанных с ним в Великобритании лиц определены в Соглашении о штаб-квартире между Правительством Великобритании и Северной Ирландии с одной стороны и ЕБРР с другой, которое было подписано после начала операций ЕБРР 15 апреля 1991 г.

Соглашение об учреждении ЕБРР было подготовлено быстро. Это событие явилось результатом нескольких совещаний экспертов по подготовке текста Соглашения и трех встреч представителей стран-членов в Париже 15 - 16 января, 8 - 11 марта и 9 апреля 1991 г., а также личного участия будущего президента ЕБРР Жака Аттали. Подобная оперативность при создании международного финансового института объясняется тем, что в происшедшие в 80-х гг. в странах Центральной и Восточной Европы политические, социальные и экономические перемены привели к экономической и политической перестройке, а также к падению производства и внешней торговли, расстройству финансовой сферы, ухудшению уровня жизни, социальным и национальным конфликтам в регионе. Это превратило страны Центральной и Восточной Европы (вместе с бывшим СССР) в опасных соседей, которые не только не вписывались в процесс европейской интеграции, но и могли его осложнить и замедлить.

Учреждение же нового финансового института было необходимо не только для оказания финансовой помощи странам Центральной и Восточной Европы, но и для укрепления интеграционных процессов на континенте. Создание ЕБРР, по мнению его учредителей, должно было стать основанием единой европейской структуры, которая в перспективе должна привести к созданию конфедерации. Необходимо было интегрировать сотрудничество со странами Запада в рамки общего экономического пространства с помощью административных, финансовых и культурных инфраструктур.



Географическая близость всех европейских стран поставила общие региональные задачи борьбы с загрязнением окружающей среды (например, с загрязнением Балтийского моря или Дуная), создания общеевропейских систем энергетики и телекоммуникации. Решение этих проблем требовало финансирования из единого крупного международного центра, которым и должен был стать ЕБРР.

Создание ЕБРР как первого международного финансового института (МФИ), в котором США не будут играть доминирующую роль, желательно для стран Европейского сообщества с позиций поднятия их статуса в формировании глобальной и региональной экономической политики, для повышения роли Европы в расстановке сил между тремя мировыми центрами соперничества - США, Европой и Японией.

В конце 80-х гг. бывший СССР находился в изоляции от крупнейших МФИ. Вопрос вступления в МВФ и ЕБРР оставался достаточно проблематичным, а острая необходимость использования финансового и технического содействия со стороны международных финансовых организаций ощущалась все больше.

Страны Центральной и Восточной Европы связывали свои надежды по эффективному проведению экономических реформ с МВФ и МБРР, членами которых они уже состояли, однако у этих МФИ не было опыта содействия странам, находящимся в переходной ситуации. Кроме того, данные организации не могли сконцентрировать всю свою деятельность на странах одного региона.

Особенностью ЕБРР явилось то, что вся его деятельность на территории направлялась на развитие концепции одновременного проведения политических и экономических реформ в странах Восточной Европы.

При предоставлении финансовой помощи позиция ЕБРР базируется на оценке результатов и качества демократических преобразований, идущих в этих странах. Политические условия демократизации, выставляемые ЕБРР, не встречают возражений со стороны правительств стран заемщиков, поскольку совпадают с их национальными идеями и планами экономических и политических реформ.

При выработке текста Соглашения и некоторых принципов деятельности ЕБРР использовался опыт практической работы ведущих международных финансовых институтов, например МВФ, а также региональных банков развития.

Цель ЕБРР - помочь странам Восточной Европы избавиться от последствий централизованного управления экономикой, содействовать экономическим реформам, трансформировать экономику, в которой промышленность и сельское хозяйство малоэффективны и энергоемки, используются устаревшие и неэффективные методы управления, инфраструктура явно устарела, а окружающая среда находится на грани экологической катастрофы. ЕБРР должен способствовать переходу к рыночному управлению экономикой, при котором цены регулируются рыночным механизмом, а интересы потребителей защищены разумными и постоянно действующими экономическими мерами.

В круг интересов и обязательств ЕБРР входят: поддержка и развитие региональной интеграции; концентрация средств и усилий на тех странах, где развиваются частная собственность, инициатива, предпринимательство; финансирование через приватизацию потенциально конкурентоспособных предприятий государственного сектора, проведение их реконструкции в целях повышения конкурентоспособности на мировом рынке. Банк также может и должен предоставлять кредиты под реконструкцию объектов инфраструктуры, включая программы защиты окружающей среды.

ЕБРР имеет трехступенчатую структуру управления с Советом управляющих, Советом директоров и Президентом (рис. 6.1). Совет управляющих - высший распорядительный орган ЕБРР - включает по два представителя (управляющего и его заместителя) от каждого участника банка. На ежегодном заседании Совет избирает одного из управляющих в качестве председателя. Все полномочия ЕБРР являются прерогативой Совета, который решает принципиальные вопросы его деятельности. Часть полномочий - в интересах повышения эффективности работы - ЕБРР может делегировать Совету директоров. Однако Совет управляющих сохраняет полноту полномочий по любым вопросам, делегированным или порученным Совету директоров. При этом исключительной компетенцией Совета управляющих является решение следующих вопросов (рис. 6.2):

· 1) прием новых членов ЕБРР, определение условий их приема, приостановка членства в банке;

· 2) избрание директоров и президента ЕБРР, установление размера вознаграждения директоров и заместителей директоров, а также других условий договора с президентом;

· 3) увеличение или уменьшение разрешенного к выпуску уставного капитала ЕБРР;

· 4) предоставление полномочий на заключение генеральных соглашений о сотрудничестве с другими международными организациями;

· 5) утверждение (после рассмотрения аудиторского отчета) общего баланса и счета прибылей и убытков ЕБРР, определение размера резервов, распределение прибыли, принятие решения об окончательном прекращении деятельности ЕБРР и о распределении его активов;

· 6) внесение изменений в Соглашение об учреждении ЕБРР, принятие решений по апелляции, связанным с толкованием Соглашения или с его применением Советом директоров.

Совет управляющих проводит ежегодное заседание (а также другие заседания) по своему усмотрению или по просьбе Совета директоров, по требованию не менее пяти членов ЕБРР или членов, на долю которых приходится не менее ¼ от общего количества голосов ⅔ управляющих составляют кворум на любом заседании Совета при условии, что такое большинство представляет не менее ⅔ от общего количества голосов, на которые имеют право члены ЕБРР.

Совет директоров - главный исполнительный орган, в компетенции которого находятся текущие вопросы работы ЕБРР, а также осуществление важных полномочий, делегированных ему Советом управляющих (см. рис. 4).

Рисунок 4 - Структура управления ЕБРР

В их числе - подготовка работы Совета управляющих; определение в рамках указаний Совета управляющих политики и принятие решении в отношении предоставляемых кредитов, гарантий, инвестиций в акционерный капитал, привлечения кредитов, оказания технической помощи и прочих операций ЕБРР; предоставление проверенной аудиторами отчетности за финансовый год на утверждение Совета управляющих на ежегодном заседании; утверждение бюджета ЕБРР.

Совет директоров состоит из 23 членов: 11 директоров избираются управляющими от стран-членов ЕС, ЕИБ; 4 директора - от стран Центральной и Восточной Европы, имеющих право на получение помощи от ЕБРР; 4 директора - от остальных европейских стран; 4 директора - от неевропейских стран.

Директора переизбираются каждые три года. Для наличия кворума на заседании Совета директоров необходимо простое большинство, но не мене ⅔ общего количества голосов членов ЕБРР. Число голосов каждого члена равно количеству акций, на которые он подписался.


Рисунок 5 - Основные полномочия Совета управляющих ЕБРР


Рисунок 6 - Основные полномочия совета директоров ЕБРР

Заместители директоров имеют право голоса, когда они замещают своих директоров. Для принятия решения в руководящих органах ЕБРР необходимо простое большинство голосов (более ½ от общего числа). Некоторые вопросы требуют специального большинства (⅔ или 85 %) голосов, на которые имеют право члены, участвующие в голосовании.

Президент ЕБРР избирается на четыре года Советом управляющих большинством голосов от общего числа управляющих, представляющих не менее половины от общего числа голосов. Президент ЕБРР управляет его текущей деятельностью под руководством Совета директоров. Он не принимает участия в голосовании, но в тех случаях, когда голоса разделяются поровну, имеет право решающего голоса; может участвовать в заседаниях Совета управляющих, председательствует на Совете директоров.

Формирование ресурсов ЕБРР

Первоначальный разрешенный к выпуску акционерный капитал ЕБРР в 10 млрд экю делится на 1 млн акций с номиналом 10 000 экю, подписаться на которые могут только члены банка. Первоначальный акционерный капитал ЕБРР делится на оплачиваемые акции и акции, подлежащие оплате по требованию. Первоначальная сумма оплачиваемых акций составляет 3 млрд экю, или 30 % разрешенного к выпуску акционерного капитала, 70 % - неоплаченные, которые могут быть востребованы, когда это необходимо для оплаты обязательств ЕБРР. Кроме того, 125 акций не подлежат распределению между членами ЕБРР.

Доля основных учредителей в структуре капитала ЕБРР представлена на рис. 6.4.

Рисунок 7 - Структура основных стран-акционеров в уставном капитале ЕБРР

Страны - члены ЕС, ЕИБ и собственно ЕС имеют в уставном капитале ЕБРР квоту в размере 51 %, страны Центральной и Восточной Европы - 13 %, остальные европейские страны -11%, неевропейские страны - 24 %. Наибольшими долями в капитале располагают США (10 %), Италия, ФРГ, Франция, Великобритания и Япония (по 8,5 %). Размер уставного капитала пересматривается не реже чем раз в пять лет.

Совокупные кредитные ресурсы ЕБРР представлены обычными ресурсами и средствами специальных фондов (см. рис. 6.5). Обычные ресурсы включают: 1) разрешенный к выпуску уставный капитал ЕБРР, в том числе оплачиваемые акции и акции, подлежащие оплате по требованию; 2) привлеченные заемные средства; 3) средства, полученные в счет погашения займов или по гарантиям, а также выручка от реализации инвестиций в акционерный капитал; 4) прочие средства и доходы ЕБРР, не являющиеся частью ресурсов специальных фондов. Из обычных ресурсов ЕБРР предоставляет кредиты на рыночных условиях странам на реализацию рентабельных проектов развития.


Рисунок 8 - Структура кредитных ресурсов ЕБРР

Специальные фонды включают средства, направленные в соответствующий специальный фонд, и доходы, полученные от инвестиций и ресурсов специальных фондов. Первые два открытых специальных фонда были созданы в апреле 1992 г. в рамках Балтийской инвестиционной программы, принятой министрами экономики и финансов северных стран (Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции). ЕБРР осуществляет управление ими. Один из них предназначен для кредитования технического сотрудничества и используется для подготовки инвестиционных проектов, а другой - для осуществления инвестиций в акционерные капиталы и кредитования проектов. Другим странам и многосторонним организациям предложено вносить средства в эти фонды. Закупки товаров и услуг за счет средств фондов носят открытый характер. Средства специальных фондов используются, как правило, для льготного кредитования низкорентабельных отраслей социальной инфраструктуры и оказания технической помощи.

Большую часть привлеченных средств ЕБРР, как и другие международные банковские организации, заимствуют на мировых рынках капиталов по льготным процентным ставкам.

Принципы деятельности ЕБРР, т.е. условия и направления проводимых банком операций, записаны в Соглашении об учреждении ЕБРР. Во всех операциях банк руководствуется здоровыми банковскими принципами.

Операции ЕБРР обеспечивают финансирование конкретных проектов, инвестиционных программ, а также технического содействия. ЕБРР не допускает непропорционального использования своих ресурсов в пользу какой-либо страны-члена.

В области инвестиционного поведения ЕБРР осуществляет финансирование коммерческое и так называемое в целях развития (последнее не строится на принципах коммерческого отбора). Банк выделяет на проект не более 35 % от его общей стоимости, но не менее $ 5 млн. Он имеет более высокую процентную ставку по сравнению с другими МФИ.

До предоставления какого-либо займа, гарантии или инвестиции в акционерный капитал заявитель обязан дать соответствующее предложение, а президент банка - письменное заключение относительно этого предложения в Совет директоров (с рекомендациями на основе исследования, выполненного сотрудниками банка).

ЕБРР не предоставляет финансирования и не оказывает никаких услуг, если заявитель имеет возможность получить их из других источников и па разумных (по мнению банка) условиях.

В случае предоставления прямого займа, заемщик получает от банка разрешение использовать средства только по мере необходимости.

ЕБРР стремится к периодическому обновлению своих фондов путем продажи инвестиций частным инвесторам (если возможно осуществлять такие операции на удовлетворительных условиях). Под понятием "инвестиции" в ЕБРР понимаются кредиты, гарантии, участие в акционерном капитале.

При инвестировании в индивидуальные предприятия ЕБРР осуществляет финансирование на принципах, которые считаются приемлемыми с учетом потребностей предприятия, банковского риска, а также условий, получаемых обычно частными инвесторами при аналогичном финансировании.

ЕБРР не устанавливает ограничений на приобретение товаров и услуг из любой страны за счет средств какого-либо займа, инвестиций пли другого финансирования. Во всех соответствующих случаях банк предоставляет свои займы и осуществляет другие операции на условиях международных торгов.

ЕБРР принимает необходимые меры для того, чтобы средства от какого-либо займа, предоставленного или гарантированного банком, пли займа, в котором банк принял участие, либо от участия банка в акционерном капитале использовались только в установленных целях.

Кредитно-инвестиционная политика ЕБРР

В своей деятельности ЕБРР использует следующие формы операций для предприятий частного и государственного сектора, переходящих на рыночные методы хозяйствования (см. рис. 6.6):

· предоставление кредитов (включая совместное финансирование) на развитие производства;

· инвестирование в капитал;

· гарантирование размещенных ценных бумаг;

· облегчение доступа на рынки капитала путем предоставления гарантий и оказания содействия в других формах;

· размещение ресурсов специальных фондов в соответствии с соглашениями, определяющими их использование;

· предоставление займов (включая совместное финансирование) под реконструкцию и развитие инфраструктуры (в том числе природоохранительные программы) и оказание технического содействия.

ЕБРР не выдает гарантий по экспортным кредитам и не занимается страхованием.

В качестве наиболее важных направлений кредитно-финансовой политики ЕБРР выделяются финансовый сектор, энергетика, телекоммуникационная инфраструктура, транспорт и агробизнес. Особое значение придается сфере приватизации.

ЕБРР сочетает консультативные услуги, направленные на разработку общей стратегии и программ развития финансового сектора, с целевыми инвестициями в учреждения, способные выполнять функции банков в условиях свободной рыночной экономики. В то же время он проводит приватизацию банков и содействует укреплению частных банков, а также созданию новых институтов с помощью инвестиций и технического сотрудничества. Во многих странах банк занимается вопросами кредитования мелких и средних предприятий, которые не могут получить средства от более крупных иностранных банков или инвесторов.

Рисунок 9 - Схема кредитно-инвестиционной политики ЕБРР

Мелкие и средние предприятия в некоторых странах Центральной и Восточной Европы также могут воспользоваться рядом агентских кредитных линий, поддерживаемых ЕБРР с участием международных и местных банков. Агентские линии были разработаны для улучшения банковского обслуживания мелких и средних предприятий, привлечения международных кредитных ресурсов, содействия производству и создания рабочих мест за счет расширения существующих или создания новых предприятий-заемщиков.

Энергетика

ЕБРР осуществляет проекты, связанные с модернизацией действующих энергетических мощностей и рационализацией использования энергии потребителями. Осуществление этих проектов связано с реформами в области ценообразования, направленными на скорейшее приближение внутренних цен на энергоносители и электроэнергию к ценам мировых рынков.

Телекоммуникации

В этой области ЕБРР поддерживает инициативы государственного и частного секторов, которые содействуют или приводят к расширению ассортимента услуг и организационным реформам. Главным приоритетом является укрепление структуры государственной сети телекоммуникаций, обеспечивающей предоставление базовых услуг путем установки и эксплуатации современных телекоммуникационных систем.

Транспорт

Здесь ЕБРР уделяет первоочередное внимание проектам, способствующим повышению эффективности перевозок грузов и пассажиров, интеграции Центральной и Восточной Европы с соседями как на Западе, так и на Востоке, а также вносящим вклад в оздоровление окружающей среды. ЕБРР поддерживает сбалансированное развитие транспорта. Особое значение придается проектам, связанным с развитием транспортного машиностроения.

Агробизнес

В данной сфере ЕБРР направляет основные усилия на кредитование строительства современных предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, развитие инфраструктуры сбыта и распределение продовольствия.

В частности, банк работает над проектами создания оптовых рынков в ряде стран.

Приватизация

Содействие ее ускорению является одной из первоочередных задач в стратегии ЕБРР. В число мероприятий по приватизации включается не только передача действующих государственных предприятий в частную собственность, но и структурная перестройка и модернизация действующих предприятий государственного сектора, переходящих на рыночные методы хозяйствования, а также создание частных предприятий.

Поскольку ЕБРР работает напрямую с конечными пользователями его финансовых ресурсов (компаниями, реализующими проекты) без гарантий правительств, он несет значительные проектные, страховые и иные риски.

Это ставит банк в достаточно жесткие условия, заставляя крайне скрупулезно оценивать и отбирать проекты, выстраивать нестандартную архитектуру финансирования, обеспечивать непрерывный мониторинг проектов и придирчивый надзор за ходом их реализации.

Ориентируясь на коммерчески жизнеспособные проекты, ЕББР последовательно старается не конкурировать с частными кредитными и инвестиционными институтами. Соответственно он вынужден поддерживать далеко не самые привлекательные проекты (с точки зрения рентабельности, сроков окупаемости и других показателей).

Поскольку одной из главных задач ЕБРР является содействие развитию малого и среднего бизнеса, он целенаправленно проводит линию на децентрализацию своих операций. Для этого создается сеть финансовых посредников, в качестве которых выступают местные коммерческие банки, фонды и т.д. Для работы с малыми и средними предприятиями банк использует кредитные линии, гарантии, фонды поддержки малых и средних предприятий, региональные венчурные фонды и т.д.

В целях снижения рисков ЕБРР требует от своих клиентов необходимого страхового покрытия рисков. Вместе с тем среди его условий нет требования страхования от политических рисков и риска неконвертируемости местной валюты.

В дополнение к страхованию ЕБРР требует от финансируемых им компаний обеспечивать кредит активами проекта, к которым могут относиться: закладная на недвижимое имущество (земля, сооружения, здания); закладная на движимое имущество (машины и оборудование, другие производственные активы); переуступка выручки компании в твердой и внутренней валютах; залог акций компании; переуступка прав компании на получение страхового возмещения и т.д.

Расходы, которые несет банк в связи с подготовкой проекта для его финансирования (детальная оценка ТЭО и его доработка в случае необходимости, подготовка нужной документации), могут быть достаточно высокими, в связи с чем он требует от компаний, представляющих проекты, их компенсации.

Кредитная маржа (т.е. превышение базовой рыночной ставки - обычно ЛИБОР) ЕБРР отражает как риски, связанные с конкретной страной, так и коммерческие риски, оцениваемые на момент заключения кредитного соглашения. В ряде соглашений предусмотрена процедура периодического пересмотра кредитной маржи с учетом меняющихся рисков по стране и коммерческих (плавающая процентная ставка). Условия кредитования в полной мере соответствуют стратегическим целям, сформулированным в мандате, выданном Банку при его создании. Срочность кредитов составляет от 5 до 10 лет. При этом предусматривается льготный срок погашения (как правило, на период инвестиционной деятельности до вывода объекта на проектную мощность). Погашение основной суммы производится равными долями каждые полгода. При кредитовании инфраструктурных проектов в государственном секторе в исключительных случаях могут устанавливаться более длительные сроки погашения (до 15 лет).

Кредиты являются основным инструментом проектного финансирования в деятельности ЕБРР. Что касается инвестирования в акционерный капитал и гарантий, то на них в совокупности приходится менее ¼ выданных финансовых обязательств ЕБРР.

Условия инвестирования в конкретный проект зависят от рисков, потенциальной доходности проекта, а также характеристик организации, являющейся каналом инвестирования (например, совместное предприятие). Поскольку капитал банка ограничен, ЕБРР не стремится к долгосрочному инвестированию или приобретению контрольного пакета акций предприятий, или взятию на себя прямой ответственности за управление ими.

Нередко банк использует одновременно инвестирование и кредитование применительно к одному объекту финансирования, что способствует снижению общих рисков по проекту.

Взаимоотношения ЕБРР с Россией

СССР был одним из учредителей ЕБРР в 1990 г. Его доля в первоначальном акционерном капитале этой организации составляла 6 % (600 млн экю, или $ 720 млн). После распада СССР Россия стала членом ЕБРР.

В конце 1991 г. в России была принята программа радикальных экономических реформ, предусматривающая жесткие стабилизационные меры, либерализацию цен, быстрый переход к рыночной экономике. Проведение этой программы резко осложнилось существованием единого рублевого и экономического пространства, растущим социальным напряжением, разгорающимися конфликтами. В связи с нестабильностью и непредсказуемостью политического, экономического и социального положения в стране Совет директоров ЕБРР решил не принимать долгосрочной стратегии относительно нее. В отношении бывшего СССР 4 сентября был утвержден краткосрочный план действий, который включал:

· - рассмотрение жизненно важных аспектов процесса перехода к рыночной экономике;

· - операции банка с упором на техническое содействие в сочетании с предоставлением кредитов и инвестиций в акционерные капиталы для создания предприятий частного сектора и инфраструктуры, способствующей развитию рыночной экономики;

· - обеспечение тесного сотрудничества с МВФ, МБРР и его группой, ЕС, ОЭСР;

· - применение сбалансированного подхода к предоставлению помощи органам власти различного уровня и различных географических регионов;

· - концентрацию операций банка в таких сферах, где он может наиболее эффективно использовать свои ресурсы;

· - сохранение гибкой и открытой программы банка с тем, чтобы ее быстро адаптировать к меняющейся обстановке.

Кроме того, в краткосрочной программе действий были определены следующие приоритетные области.

Приватизация и предпринимательство

ЕБРР предполагает поддерживать приватизацию и развитие предпринимательства путем консультаций и подготовки кадров, т.е. оказывая техническое содействие, распространяемое на ряд государственных предприятий, правительство, местные и муниципальные органы власти. ЕБРР организует курсы по обучению специалистов, которые возьмут на себя управление процессом приватизации.

Конкретной операцией банка была разработка программы приватизации московского муниципалитета. Соответствующее соглашение было подписано 24 мая 1991 г. Банк выработал рекомендации по методам приватизации и определил сектор и предприятия, подлежащие ей на первом этапе. Рассматривались вопросы законодательной политики, был составлен перечень предприятий, подлежащих приватизации в первую очередь. На это ЕБРР выделил 1230 тыс. экю.

Кроме того, 22 октября 1991 г. ЕБРР подписал Соглашение о приватизации с муниципалитетом Санкт-Петербурга, по которому он также будет выступать в качестве ведущего консультанта. Программа содействия включает общие консультации, разработку опытно-показательной программы приватизации, создание информационной базы данных и центра иностранных инвесторов. На эти цели ЕБРР направил 914 тыс. экю.

Было одобрено решение по техническому содействию в организации международной школы менеджмента и приватизации, включая подготовку кадров, разработку учебных программ и оказание материальной и технической помощи, на что ЕБРР выделил 1000 тыс. экю.

Финансовый сектор

Содействие ЕБРР финансовому сектору сосредоточено на коммерческой банковской деятельности, рынках ценных бумаг и страховании. Принято решение оказать помощь в создании международной школы финансового и банковского дела для подготовки специалистов во всех основных областях коммерческой банковской деятельности, для работы в Центральном банке, в области страхования и на рынке ценных бумаг, на что выделено 230 тыс. экю.

Энергетика

Операции ЕБРР в этом секторе соответствуют Европейской энергетической хартии. Упор делается на проекты и программы, которые позволяют немедленно получать доходы в свободно конвертируемой валюте и касаются важнейших аспектов безопасности.

Программа технического содействия в области энергетики нацелена главным образом на совершенствование управления производством и распределением, а также на обеспечение соблюдения экологических норм и стандартов безопасности при эксплуатации атомных электростанций.

Помимо представительств в Москве ЕБРР имеет региональных представителей в Санкт-Петербурге, Волгограде и Владивостоке. Он также осуществляет деятельность почти в 60 % регионов РФ. В связи с относительной ограниченностью ресурсов основное внимание уделяется регионам Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Краснодара и Владивостока.

Основываясь на анализе финансовой и технической деятельности ЕБРР на территории бывшего СССР, можно сделать вывод, что усилия банка были направлены на предоставление незначительного количества кредитов и технической помощи, а не на инвестиции в акционерные капиталы и предоставление гарантий.

Руководство банка понимает, что для подъема экономики России и других независимых государств бывшего Союза необходимы крупные финансовые вложения. Однако направление средств может и должно осуществляться только при условии конкретно разработанного механизма их эффективного использования.

Европейским банком реконструкции и развития в тесном сотрудничестве с правительствами стран Большой семерки и некоторых других стран был создан фонд для оказания помощи индивидуальным предпринимателям и предприятиям малого бизнеса в частном секторе РФ (Программа России по малому бизнесу). Для практического осуществления данной программы предполагалось использовать потенциал российских банков. На первом этапе из существовавших в тот период времени более чем 2000 коммерческих банков в результате анализа укрупненных показателей их деятельности было выбрано около 200. Затем, после детального изучения основных форм финансовой отчетности оставшихся банков, список претендентов был сокращен до 40. Кредитные соглашения ЕБРР подписал всего с 12 банками (в это число попало только 2 банка, расположенные за Уралом).

Целевой характер средств данного фонда предопределил необходимость чет-коп идентификации субъектов кредитования. В рамках данной программы следует выделить подпрограммы микрокредитования и кредитования малого бизнеса.

Подпрограмма микрокредитования

Кредиты предоставляются небольшим частным предприятиям, имеющим не более 30 сотрудников, частным предприятиям, занимающимся торговой или производственной деятельностью, а также работающим в сфере услуг. Не принимаются заявки от предприятий, занимающихся производством вооружения и военного оборудования, спиртных напитков. Кроме того, не кредитуются любые виды деятельности, наносящие ущерб окружающей среде, игорный бизнес, все виды операций с валютой и ценными бумагами. Условия кредитования:

· размер кредита: в валюте - до $ 30 тыс.;

· в рублях - от 1 до 175 млн.

Сроки кредитования:

· кредиты на пополнение оборотного капитала - до 1 года;

· инвестиционные кредиты - до 1 года.

Процентная ставка:

· при выдаче кредитов в валюте - от 17 до 25,% годовых (в зависимости от рентабельности кредитуемого проекта);

· при выдаче кредита в рублях – на несколько пунктов ниже средней ставки кредитования коммерческими банками региона.

Погашение кредита производится путем ежемесячной выплаты процентов и основной суммы равными долями.

Залог может иметь формы личного имущества, автомобилей (остаются у владельца), товаров, оборудования, недвижимости.

Подпрограмма кредитования предприятий малого бизнеса

Кредиты предоставляются под конкретные проекты в сфере производства и оказания услуг. Торговые предприятия могут получить кредит только для приобретения основных средств (оборудования, автотранспорта, недвижимости и пр.). Получить кредит могут малые предприятия или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ. При этом доля государства или иностранных партнеров в капитале фирмы не должна превышать 10 % или доли любого другого собственника. Условия кредитования:

· размер кредита - в $ - от 20 до 125 тыс.;

· сроки кредитования - до 3 лет.

Процентная ставка является фиксированной и составляет не более 18 % годовых (устанавливается по усмотрению банка).

Возврат кредита и погашение процентов осуществляется ежемесячно равными долями.

Залог - недвижимость, автомобили, оборудование, поручительства (требуются личные поручительства от владельцев или руководства предприятий).

Важным условием при кредитовании проектов в рамках данной программы является участие собственных средств заемщика (в той или иной форме).

Формирование кредитного портфеля ЕБРР

Как и у любого другого банка, оно осуществляется размещением имеющихся кредитных ресурсов. Кредитные ресурсы ЕБРР состоят из обычных ресурсов и средств специальных фондов. Обычные ресурсы включают:

1) разрешенный к выпуску уставный капитал ЕБРР;

2) средства, полученные в счет погашения займов или по гарантиям;

3) привлеченные заемные средства;

4) прочие средства и доходы, не являющиеся частью ресурсов специальных фондов.

Из обычных ресурсов ЕБРР предоставляет кредиты на рыночных условиях странам на реализацию рентабельных проектов.

Специальные фонды включают средства, направленные в соответствующий специальный фонд, и доходы, полученные от инвестиций, произведенных из ресурсов специальных фондов. Первые два специальных фонда были созданы в апреле 1992 г. в рамках Балтийской инвестиционной программы, принятой министрами экономики и финансов Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции.

Главная цель программы - содействовать развитию частного сектора поддержкой мелких и средних предприятий в Латвии, Литве и Эстонии. ЕБРР осуществляет управление упомянутыми двумя фондами. Один из них предназначен для кредитования технического сотрудничества и используется для подготовки инвестиционных проектов, а другой - для осуществления инвестиций в акционерные капиталы и кредитования проектов.

Средства специальных фондов применяются, как правило, для льготного кредитования низкорентабельных отраслей социальной инфраструктуры и оказания технической помощи. Большую часть привлеченных средств ЕБРР, как и другие международные банковские организации, заимствует на мировых рынках капиталов по льготным процентным ставкам.

Поскольку ЕБРР работает напрямую с конечными пользователями его финансовых ресурсов (компаниями, реализующими проекты) без гарантий соответствующих правительств, то банк несет значительные риски по конкретным странам, проектные и др.

Новое на сайте

>

Самое популярное