Домой Хоум Кредит Банк Фромм эрих - иметь или быть. Эрих фромм - иметь или быть

Фромм эрих - иметь или быть. Эрих фромм - иметь или быть

Основоположник неофрейдизма Э.Фромм рассказывает в работах, собранных в этой книге, о том, как преображается внутренний мир человека.

Пациент приходит к врачу и вместе они блуждают по закоулкам памяти, в глубинах бессознательного, чтобы обнаружить спрятанные тайны. Все существо человека проходит через потрясение, через катарсис. Стоит ли заставлять пациента переживать заново жизненные катаклизмы, детские боли, завязи мучительных впечатлений? Ученый развивает концепцию о двух полярных модусах человеческого существования - обладании и бытии.

Книга предназначена для широкого круга читателей.

Правообладателям! Представленный фрагмент книги размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО "ЛитРес" (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает Ваши или чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Самый Свежачок! Книжные поступления за сегодня

  • Алита. Боевой ангел. Айрон Сити
    Кэдиган Пэт
    Фантастика , Боевая фантастика , Киберпанк

    В новом мире, оставшемся после Великой войны, изменилось все. В тени огромного города Залема, висящего в небе, раскинулся мегаполис, где люди живут посреди тонн мусора, сброшенного сверху. Здесь процветает преступность, здесь люди борются за существование, а биология и техника слились воедино. Добро пожаловать в Айрон сити! Дайсон Идо - одинокий доктор, ремонтирующий киборгов и старающийся изо всех сил помочь жителям Айрон сити. Но Идо ведет двойную жизнь, ведь он никак не может забыть о том, почему оказался здесь, внизу, посреди этой огромной свалки. Хьюго, молодой человек, перебивающийся мелкими кражами, решает, что ему улыбнулась удача, вот только казавшаяся выгодной афера неожиданно приводит Хьюго к тайнам, скрытым в его собственном прошлом. Вектор, самый могущественный бизнесмен в городе, хочет завладеть новой технологией, способной дать ему безграничную власть. Никто из них еще не знает, что вскоре их пути сойдутся, а мир вокруг изменится навсегда.

  • Происхождение
    Леки Энн
    Фантастика , Космическая фантастика , Научная Фантастика

    Новый роман Энн Леки о власти, привилегиях и правах, дающихся по праву рождения, возвращает нас во вселенную империи Радч.

    Ингрей получает единственный шанс обеспечить свою будущую карьеру и вернуть бесценные утраченные артефакты, принадлежавшие ее народу. Для этого ей нужно освободить похитителя, вытащить его с планеты-тюрьмы, откуда еще никто не возвращался.

    Ингрей с ее должником прилетают домой и оказываются в самом центре межгалактического конфликта, разворачивающегося на планете, раздираемой политическими интригами. Им придется выработать новый план, чтобы спасти будущее не только Ингрей, но ее семьи и мира в целом, пока оно не рассыпалось в прах.

  • Слезы Лимба. Книга 1 (СИ)
    Нефёдов Александр
    Любовные романы , Остросюжетные любовные романы , Мистика

    Спустя восемь лет долгих поисков возлюбленного Татьяна Хапперт прибывает, следуя по остывшим следам, в небольшой английский городок, где произошло страшное убийство, связанное, по слухам, со спиритической активностью. Женщина уверена, что расследование этого преступления приведет ее к пропавшему много лет назад любимому человеку. Но встреча со сверхъестественным заставляют ее изменить свое представление о жизни и отказаться от собственных убеждений.

  • Крик
    Бёгле Николя
    Детективы и Триллеры , Полицейский детектив , Триллер , Детектив

    Психиатрическая больница «Гёустад» в Осло. На рассвете холодного зимнего дня одного из пациентов находят задушенным. Рот его открыт в безмолвном крике. Приехавшая на место происшествия инспектор полиции Сара Геринген сразу поняла, что столкнулась с делом из ряда вон выходящим. Вопросы возникают один за другим: что за странный шрам в виде числа 488 на лбу жертвы? Откуда взялись зловещие рисунки на стенах больничной палаты, где его содержали? Почему руководство больницы почти не обладает информацией о личности человека, который провел там больше тридцати лет? Так для Сары началось запутанное и крайне опасное расследование, которое заставит ее немало помотаться по миру: Париж, Лондон, вулканический остров Вознесения, заброшенные шахты Миннесоты, Ницца… Напарником ее окажется французский журналист Кристофер Кларенс, вместе с которым ей предстоит открыть ошеломляющую правду, похороненную в сверхсекретных лабораториях.

  • Три мистические истории
    Ангелов Андрей
    Поэзия, Драматургия , Драматургия ,

    1 – Однажды священник нашёл чудесную вещицу (апокриф), с помощью коей смог видеть человеческие грехи. Апокриф потерял Господь, во время визита в современную Москву… 2 – Клад выкопать легко, а вот вывезти его в цивилизацию непросто. Если ты – студент-археолог в составе экспедиции, и приметил золотую конскую тушу весом полторы тонны… 3 – Здесь процветает бессмертная мафия, разговаривает кот и происходят чудеса. Верховодит всей каруселью Госпожа Удача, раздавая подарки и возмездие, на свой вкус… Книга содержит нецензурную брань.

  • Радиоразведка Европы. Перехват информации
    Гребенников Вадим Викторович
    Наука, Образование , История , Технические науки , Документальная литература , Документальная литература ,

    Любое государство сейчас не может существовать без технической разведки. Радиоразведка появилась вместе с радиосвязью в начале ХХ века. Книга рассказывает историю рождения и эволюции техники и методов радиоэлектронной разведки и контрразведки спецслужб Великобритании, Германии, Франции, Австрии и Швеции; описывает успехи радиоразведки этих стран по перехвату информации.«Кто владеет информацией, тот владеет миром». (Натан Ротшильд)

Набор «Неделька» -- топ новинок -- лидеров за неделю!

  • Портал на ПМЖ [СИ]
    Свир Анэш
    Фантастика , Фэнтези ,

    Магия в России есть?! Да вы шутите! Открыть портал из Москвы в королевский дворец иного мира?!Да легко! Бегать от императора, играя в догонялки вокруг его кровати? Проходили! Соблазнить жреца старых богов? Это он меня соблазнял! Наступить конкурентке на хвост? Тоже было! Итак, начинаем!

  • Всем сказкам вопреки
    Головина Оксана
    Любовные романы , Любовно-фантастические романы

    Именно так думала Лиза, соглашаясь на фиктивную помолвку. Вот только глядя на самонадеянную улыбку своего "сообщника", ведьма уже жалела, что поддалась на эту авантюру. Какую тайну хранил этот странный парень и почему согласился на её условия? Надеется, что она будет играть по его правилам? Да никогда! Ну, возможно, только чуть-чуть...

Иметь или быть? Эрих Фромм

(Пока оценок нет)

Название: Иметь или быть?
Автор: Эрих Фромм
Год: 1976
Жанр: Философия, Зарубежная образовательная литература, Классики психологии, Зарубежная психология

О книге «Иметь или быть?» Эрих Фромм

Эрих Фромм — один из величайших мыслителей XX века, психоаналитик, психолог и философ, критически пересмотревший психоаналитическое учение Зигмунда Фрейда о человеке и культуре.

На протяжении всей своей жизни, Фромм исследовал вопросы духовной сферы человека и всем сердцем ратовал за возрождение гуманистического психоанализа. Подытоживая изыскания великого психоаналитика, в 1976 году увидела свет его поздняя работа «Иметь или быть».

Эта работа Эриха Фромма, посвящена вечной дилемме «бытия» и «обладания» как основных способов существования человека. Автор описывает особенности жизнедеятельности человека в новой, капиталистическо-экономической, а также техногенной системе, как медленно ведущие к закату человеческой цивилизации. Существование в такой системе, подменяет истинные желания и потребности индивида, на выгодные только системе. Что в конечном итоге ведет к адаптации человека к новой агрессивной среде существования, делая его алчным, эгоистичным и себялюбивым материалистом. Такая тенденция развития, утверждает Фромм, рано или поздно приведет к катастрофе. И единственный способ все изменить, переориентировать направленность развития личности и всего общества в гуманистическое русло.

«Иметь или быть» расскажет о двух различных способах жизни человека. Один способ – это «Иметь». Суть которого, в обладании человеком материальными вещами, а так же его стремлении занимать определенное место в жизни общества, иметь, так называемый социальный статус.

Второй способ – «Быть». Это значит жить собственной жизнью, без оглядки на общественное мнение, соблюдать все нормы и устои, но оставаться собой, оставаться свободным и не оценивать свои достижения материальными благами.

По сути, работа Эриха Фромма «Иметь или быть» — это книга о самоопределении, о том, как избавиться от одиночества, отчаянья, горечи утрат и даже от равнодушия. Автор не дает четкой инструкции, как это сделать, но его профессиональный взгляд на проблемы и их корни, сам по себе помогает многое прояснить.

Без сомнения, данная книга способна перевернуть сознание и мироощущение читателя. В современном техногенном обществе потребителей главенствует модус обладания, но без внимания остается модус — быть, который способен каждому открыть глаза и сделать его счастливым. «Иметь или быть» укажет читателю верное направление.

Современное общество можно смело назвать обществом потребления. Многие люди зависимы от вещей, которые покупают. Они стремятся обладать более престижными, дорогими товарами и начинают свою значимость ассоциировать именно с этими вещами. Но разве вещи характеризуют личность человека? Лишь в малой степени. Но способны ли они сделать человека действительно счастливым? Кого-то, может быть, да, но в большинстве случаев это лишь иллюзия счастья. В книге «Иметь или быть?» Эрих Фромм рассуждает об этих темах. Ключевой вопрос вынесен в название книги, и он настолько сложен и многогранен, что рассуждения о нем заняли целую книгу.

Философ и социолог, желавший, чтобы мир пошел по лучшему пути, Эрих Фромм задумывался, что же для человека важнее. Так ли важно обладание материальными ценностями, большим количеством вещей или несколькими очень дорогими вещами? Может быть, человек должен ценить саму возможность жить, радоваться каждому прожитому дню, возможности быть здесь и сейчас? Автор книги выражает свои мысли относительно этих вопросов. Также он говорит о радости и удовольствии, которые лишь поначалу кажутся похожими, рассуждает о других серьезных вопросах. Жизнь каждого человека не рассматривается отдельно, она тесно переплетается с жизнью всего общества, индустриализацией и развитием науки. К чему все это может привести, сложно сказать, но из книги можно узнать, что думает об этом Эрих Фромм.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Иметь или быть?" Фромм Эрих Зелигманн бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Основоположник неофрейдизма, Э.Фромм рассказывает в работах, собранных в книге, о том, как преображается внутренний мир человека. Пациент приходит к врачу и вместе они блуждают по закоулкам памяти, в глубинах бессознательного, чтобы обнаружить спрятанные тайны. Все существо человека проходит через потрясение, через катарсис. Стоит ли заставлять пациента переживать заново жизненные катаклизмы, детские боли, завязи мучительных впечатлений? Ученый развивает концепцию о двух полярных модусах человеческого существования - обладании и бытии.
Для специалистов, занимающихся исследованиями в области психологии, философии, изучающих отдельные аспекты нравственного богословия, пастырского богословия и религиоведения. Для преподавателей, студентов и научных сотудников духовных академий, для студентов и аспирантов богословских вузов и факультетов (учебные предметы "Философия", "Психология").

"Предисловие",
"Введение",
"Большие надежды, их крах и новые альтернативы" (главы: "Конец иллюзии", "Почему Большие Надежды потерпели крах?", "Экономическая необходимость изменения человека", "Существует ли какая-либо альтернатива катастрофе?")
"Часть Первая. Понимание различия между обладанием и бытием", "I. Первый взгляд" (главы: "Значение различия между обладанием и бытием", "Примеры из различных поэтических произведений", "Идиоматические изменения", "Происхождение терминов", "Философские концепции бытия", "Обладание и потребление"),
"II. Обладание и бытие в повседневной жизни" (главы: "Обучение", "Память", "Беседа", "Чтение", "Власть", "Обладание знанием и знание", "Вера", "Любовь").
"III. Обладание и бытие в Ветхом и Новом Завете и в трудах Мейстера Экхарта" (главы: "Ветхий Завет", "Новый Завет", "Мейстер Экхарт (ок. 1260-1327)").
"Часть Вторая. Анализ фундаментальных различий между двумя способами существования",
"IV. Что такое модус обладания?" (главы: "Общество приобретателей - основа модуса обладания", "Природа обладания", "Другие факторы, на которые опирается ориентация на обладание", "Принцип обладания и анальный характер", "Аскетизм и равенство", "Экзистенциальное обладание"),
"V. Что такое модус бытия?" (главы: "Быть активным", "Активность и пассивность", "Бытие как реальность", "Стремление отдавать, делиться с другими, жертвовать собой"),
"VI. Другие аспекты обладания и бытия" (главы: "Безопасность - опасность", "Солидарность - антагонизм", "Радость - удовольствие", "Грех и прощение", "Страх смерти - утверждение жизни", "Здесь и сейчас - прошлое и будущее"), "Часть третья. Новый человек и новое общество",
"VII. Религия, характер и общество" (главы: "Основы социального характера", "Социальный характер и "религиозные потребности"", "Является ли западный мир христианским?", "Гуманистический протест"),
"VIII. Условия изменения человека и черты нового человека" (глава "Новый человек"),
"IX. Черты нового общества" (главы: "Новая наука о Человеке", "Новое общество: есть ли реальные шансы создать его?").

Иметь или быть

Величие и ограниченность самого Фромма

Эрих Фромм (1900-1980) - немецко-американский философ, психолог и социолог, основоположник неофрейдизма. Неофрейдизм - это получившее распространение главным образом в США направление современной философии и психологии, сторонники которого соединили психоанализ 3. Фрейда с американскими социологическими теориями. К числу наиболее известных представителей неофрейдизма относятся Карен Хорни, Гарри Салливен и Эрих Фромм.

Неофрейдисты подвергли критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, но сохранили при этом важнейшие компоненты его концепции (учение об иррациональных мотивах человеческой деятельности, изначально присущих каждому индивиду). Названные ученые перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений. Они сделали это, стремясь ответить на вопросы о человеческом существовании, о том, как человек должен жить и что он должен делать.

Причиной неврозов у человека неофрейдисты считают тревогу, которая зарождается еще у ребенка при столкновении с враждебным ему миром и усиливается при недостатке любви и внимания. Позже такой причиной оказывается невозможность для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувства одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение. Именно общество неофрейдисты рассматривают как источник всеобщего отчуждения. Оно признается враждебным коренным тенденциям развития личности и преображения ее ценностных, практических идеалов и установок. Ни одно из социальных устройств, которое знало человечество, не было направлено на развитие личностного потенциала. Напротив, социумы разных эпох оказывали давление на личность, трансформировали ее, не позволяли развиться лучшим задаткам человека.

Поэтому, считают неофрейдисты, через исцеление индивида может и должно произойти оздоровление всего общества.

В 1933 г. Фромм эмигрировал в США. В Америке Фромм сделал чрезвычайно много для развития философии, психологии, антропологии, истории и социологии религии.

Называя свое учение "гуманистическим психоанализом", Фромм отошел от биологизма Фрейда в стремлении выяснить механизм связи между психикой индивида и социальной структурой общества. Он выдвинул проект создания, в частности в США, гармонического, "здорового" общества на основе психоаналитической "социальной и индивидуальной терапии".

Работа "Величие и ограниченность теории Фрейда" во многом посвящена размежеванию с основоположником фрейдизма. Фромм размышляет о том, как контекст культуры воздействует на мышление исследователя. Мы знаем сегодня, что философ не свободен в своем творчестве. На характер его концепции влияют те мировоззренческие схемы, которые господствуют в обществе. Исследователь не может выпрыгнуть из своей культуры. Глубоко и оригинально мыслящий человек оказывается перед необходимостью излагать новую идею языком своего времени.

У каждого общества есть собственный социальный фильтр. Общество может оказаться не готовым к восприятию новых концепций. Жизненный опыт любого отдельно взятого сообщества обусловливает не только "логику", но в известной мере и содержание философской системы. Фрейд продуцировал гениальные идеи. Его мышление было парадигмальным, т. е. оно рождало революцию в сознании людей. Некоторые культурологи, например Л. Г. Ионин, полагают, что в европейской истории можно выделить три радикальных революции в мышлении.

Первая революция - это коперникианский переворот в сознании. Благодаря открытию Коперника стало ясно, что человек вовсе не является центром мироздания.

Огромные безмерные пространства космоса совершенно равнодушны к чувствованиям и переживаниям человека, ибо он затерян в космических глубинах. Разумеется, это эксклюзивное открытие. Оно решительно меняет человеческие представления и влечет за собой переоценку всех ценностей.

Другое радикальное открытие принадлежит Фрейду. Многие столетия люди считали, что главный дар человека - это его сознание. Оно возвышает человека над природным царством и определяет человеческое поведение. Фрейд разрушил это представление. Он показал, что разум - это всего лишь полоска света в глубинах человеческой психики. Сознание окружено материком бессознательного. Но главное состоит в том, что именно эти бездны неосознанного оказывают решающее воздействие на человеческое поведение, во многом обусловливают его.

Наконец, последнее радикальное открытие состоит в том, что европейская культура вовсе не является универсальной, единственной. На земле существует множество культур. Они автономны, суверенны. Каждая из них обладает собственной судьбой и безмерным потенциалом. Если культур огромное множество, то как должен вести себя человек перед лицом этого факта? Должен ли он искать собственную культурную нишу и хранить себя в ней? А может быть, эти культуры перекликаются, находятся в близости друг другу?

Культуры давно перестали быть герметически закрытыми ареалами. Неслыханная миграция населения, в результате которой экзотические духовные веяния пронеслись над миром, многократно обогнув земной шар. Грандиозные кросскультурные контакты.

Межнациональные браки. Экуменические волны. Проповеднические призывы, несущиеся с экрана. Опыты межрелигиозного вселенского диалога. Может быть, следует противостоять этим тенденциям? Именно так рассуждают фундаменталисты. Они предупреждают о порче великих заветов. Они твердят о том, что осколки и фрагменты разнородных культурных веяний никогда не сложатся в органическое целое*. Что же такое человек в этом странном мире? Он не только ныне предоставлен самому себе, лишившись прежней теологической опоры, он не только оказывается жертвой собственных иррациональных порывов, но утратившим саму возможность глубинно отождествлять себя с космосом разнородных культур. В этих условиях внутреннее самочувствие человека оказывается подорванным.

Фромм справедливо указывает на величие и ограниченность фрейдовской концепции.

Она, разумеется, предложила принципиально новые схемы мышления. Но, как подмечает Э. Фромм, Фрейд все равно остался пленником своей культуры.

Многое из того, что было значимым для основоположника психоанализа, оказалось лишь данью времени. Здесь Фромм и усматривает грань между величием и ограниченностью фрейдовской концепции.

Да, Фромм наш современник. Но вот прошло менее двух десятилетий, как он ушел из жизни, и уже сегодня можно сказать, что, рассуждая о Фрейде, Фромм сам демонстрирует некую временную ограниченность. Многое из того, что казалось бесспорным Фромму, сегодня кажется далеко не очевидным. Фромм неоднократно повторял, что истина спасает и лечит. Это древняя мудрость. Мысль о спасительности истины оказывается общей для иудаизма и христианства, для Сократа и Спинозы, Гегеля и Маркса.

В самом деле, поиск истины является глубокой, обостренной потребностью человека.

Пациент приходит к врачу, и вместе они блуждают по закоулкам памяти, в глубинах бессознательного, чтобы обнаружить спрятанное, погребенное там. При этом, открывая тайное, человек нередко испытывает потрясение, мучительное и болезненное. Еще бы - порою в ярусах бессознательного таятся вытесненные драматические воспоминания, глубоко травмирующие душу человека. Так надо ли пробуждать эти воспоминания? Стоит ли заставлять пациента переживать заново былые жизненные катаклизмы, детские обиды, мучительно болезненные впечатления?

Пусть лежат себе на дне души, никем не потревоженные, забытые... Однако из психоанализа известно нечто поразительное. Не лежат, оказывается, былые обиды на дне души - позабытые и безвредные, но тайно управляют делами и судьбой человека. И напротив! Как только луч разума касается этих давних душевных травм, внутренний мир человека преображается. Так начинается исцеление... Но действительно ли искание истины вполне очевидная потребность человека?

Можно сказать, что Фромм здесь выглядит не вполне убедительным. В XX в. разные мыслители, идущие к познаванию субъективности человека, пришли к одному выводу.

Истина вовсе не вожделенна для человека. Напротив, многих устраивает иллюзия, греза, фантом. Человек не ищет правды, он ее боится, а поэтому нередко рад обманываться.

Огромные перемены, происходящие в стране, казалось бы, должны вернуть нам благоразумие, трезвость рассудка, идейную незаангажированность. Можно было бы ожидать, что распад моноидеологии приведет повсеместно к утверждению свободной мысли. Между тем нет сейчас более расхожего слова, нежели "миф". Им обозначают не только прежнюю идеологизированность сознания. С мифом связывают и нынешнюю иллюзорность многих социальных проектов. Одним и тем же знаком метят сторонников рынка и тех, кто испытывает ностальгию по социализму, западников и славянофилов, приверженцев русской идеи и поклонников глобализма, провозвестников личности и державников, демократов и монархистов. А коли это так, то что же все-таки такое миф?

Новое на сайте

>

Самое популярное