Домой Хоум Кредит Банк Государственное регулирование экономики. Понятие государственного регулирования экономики

Государственное регулирование экономики. Понятие государственного регулирования экономики

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы в том, что в обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики - форма управления экономикой, представляющая собой влияние, воздействие государственных органов на экономические процессы. Оно применяется в условиях, когда объект управления непосредственно не подчинен субъекту управления, т.е. какому-то государственному органу. Современная экономика невероятно сложна, она призвана создавать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности человека. В зависимости от того, насколько хорошо организована экономика, на каких принципах эта организация построена, можно определить, какие задачи она в состоянии решить и какие интересы общества она может удовлетворить.

Государственное регулирование экономики - процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции. В качестве основных методов влияния на экономику для достижения необходимых обществу результатов государство использует методы прямого и косвенного воздействия. Использование этих методов предполагает применение характерных для них приемов и средств.

Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Капканщиков С. Г., Кушлин В. И., Харченко Е. В., Мельников В. В., Лев М. Ю., Сулейманова Е. В., Васильев В. П., Ершов В. А. и др.

Целью данной работы является раскрытие методов государственного регулирования экономики, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

Описать функции государственного регулирования экономики;

Выявить границы государственного регулирования экономики;

Проанализировать методы государственного регулирования экономики.

Структура данной работы состоит из: введения, 3 глав, заключения и списка используемой литературы.

Функции государственного регулирования экономики

Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях. Все функции государства в переходной экономике связаны со становлением и развитием рыночных отношений. В зависимости от характера этой связи можно выделить 2 группы регулирующих функций государства. Во – первых, это функции по созданию условий эффективного существования рынка. Во – вторых, это функции по дополнению и корректировке действия собственно рыночных регуляторов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЛИСКИНСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра экономики и менеджмента

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Государственное регулирование экономики»

Тема «Необходимость, особенности и функции государственного регулирования экономики»

Направление 080500.62 «Менеджмент»

Дневное отделение

Выполнила студентка

2 курса, группы М-71 ________________________ С.А. Рогачёва

(подпись, дата)

Научный руководитель

д.э.н., проф. И.Е. Рисин

(оценка, подпись, дата)

  • Введение 3
  • 1. Экономические функции государства 5
  • 3. Пути повышения эффективности государственного регулирования экономики 16
  • Заключение 20
  • Введение
  • Изучение экономической роли государства - одна из важных частей экономического образования в странах с развитым рыночным хозяйством. Современное рыночное хозяйство невозможно представить без государственного вмешательства. Проблема государственного вмешательства в экономику является, по моему мнению, основной для любого государства. В рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину влияния. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это делается в распределительной экономике. По моему мнению, государство должно постоянно балансировать, то, увеличивая, то, уменьшая степень вмешательства. Рыночная система - это, прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений, как со стороны потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не должно отставать от изменений в рыночной системе, иначе оно превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.
  • В данной работе основной целью является изучение необходимости, особенностей и функций государственного регулирования экономики.
  • Тема данной работы представляет несомненный интерес ввиду того, что современная экономика всех развитых стран уже давно не представляет собой чисто рыночную модель, а включает в себя два органически взаимосвязанных блока: рыночный механизм саморегуляции и государственное регулирование.
  • В данном случае имеет место, так называемая, смешанная экономика, идея которой зародилась и стала развиваться еще в начале ХХ в. В развитии экономики во второй половине ХХ в. обозначилась тенденция к расширению масштабов деятельности государства и усилению его роли в экономической сфере.
  • В настоящей работе ставятся следующие задачи:
  • - проанализировать экономические функции государства;
  • - выявить особенности государственного регулирования экономики в России;
  • - указать пути повышения эффективности государственного регулирования экономики.
  • 1. Эк ономические функции государства
  • Вмешательство государства в экономику преследует определенные цели. Как правило, это корректирует "несовершенства" рыночного механизма, с которыми он сам неэффективен или не в состоянии справиться.
  • Существуют сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это, прежде всего, касается так называемых общественных товаров, т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно. Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданам этой продукции.
  • К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные, эффекты. Когда производство какой-либо продукции приводит к загрязнению окружающей среды, то, как правило, требуются дополнительные затраты. При этом на цене продукта, производство которого повлекло за собой подобные побочные эффекты, это может и не сказаться. Механизм рынка зачастую не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества.
  • Вмешательства государства требует и другая рыночная проблема - безработица. Необходимы усилия по ее сокращению или смягчению ее последствий, если она все же неизбежна.
  • Негативные последствия действия вышеперечисленных и других факторов привели к осознанию того, что надежды только на рыночную самонастройку могут поставить под вопрос само существование системы.
  • Государство обязано взять на себя ответственность за создание равных условий для предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий, а также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, удовлетворяющих коллективные потребности людей. Государство должно обеспечивать социально справедливое распределение дохода, заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок, потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Государство регулирует рынок труда, принимает меры по сокращению безработицы.
  • В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан, активно участвуя в формировании макроэкономических рыночных процессов.
  • Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели - блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.
  • Как правило, государство корректирует те "несовершенства", которые присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно. Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо, потому что для предпринимателей это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.
  • Экономические функции современного государства довольно многообразны и сложны. Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели.
  • Можно выделить две группы регулирующих функций государства:
  • а) функции обеспечения правовой базы функционирования рынка, а также функция стимулирования и защиты конкуренции, как главной движущей силы в рыночной среде;
  • б) функции перераспределения доходов, корректировки распределения ресурсов, обеспечения экономической стабильности, экономического роста Морозова Т.Г. Государственная экономическая политика: учебное пособие для вузов // Экономическая газета. - 2006. - №4. - С. 25.
  • Рассмотрим эти функции подробнее.
  • Одна из важнейших функций -- стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста. Системой определенных мер в области бюджетной, денежно-кредитной и фискальной политики государство пытается преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить инфляцию. В этих целях оно стимулирует совокупный спрос на товары и услуги, инвестиции, занятость, регулирует банковский процент и налоговые ставки. В общем, государство для сглаживания циклических колебаний в период спада экономики проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период ее подъема стремится сдерживать деловую активность.
  • Особо следует выделить функцию обеспечения занятости. Это одна из наиболее острых проблем в современной рыночной системе. Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать.
  • Для эффективной работы рынка требуется оптимальной резерв рабочей силы. Это ставит перед государством немало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевших найти их. Известно, что рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения. В ней неизбежна вынужденная безработица (естественным считается ее уровень до 6%) Ярцун С.В., Коваленко В.А. Актуальные проблемы реструктуризации экономики России XXI века // Экономическая газета. - 2006. - №12. - С. 21.
  • . Безработица не только серьезная социальная проблема, но и недопроизведенный валовой национальный продукт, снижение потребительского спроса и налоговых поступлений, рост расходов государства на пособия. Поэтому государство стремится обеспечить полную занятость трудоспособного населения, регулирует рынок рабочей силы, для чего создает соответствующие службы занятости, организует новые рабочие места, переподготовку и переквалификацию рабочей силы и т.д.
  • В сферу деятельности государства входит и регулирование цен. Значимость данной функции велика, поскольку динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В свою очередь, цены активно влияют на структуру хозяйства, инвестиционный процесс, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. В связи с этим государство обязано влиять на цены, используя различные методы воздействия, проводить определенную политику ценообразования. Например, в любой стране имеется множество товаров и услуг, цены на которые определяются государством: тарифы на железнодорожные перевозки, электроэнергию и др. Зачастую государство предоставляет ценовые субсидии, специальные доплаты производителям социально значимых товаров, устанавливает так называемые лимитные цены, определяя только их верхние границы.
  • Одной из основных функций государства является создание правовой основы для принятия экономических решений. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, направленные на выпуск доброкачественных продуктов и медикаментов и т.д. Для контроля над соблюдением законов создаются специальные органы. Например, в США действует Комиссия по проблемам безопасности товаров широкого потребления, Управление по контролю над качеством продуктов питания, медикаментов и косметических средств и т.п.
  • Рыночные механизмы не обеспечивают рационального, с общественной точки зрения, распределения ресурсов. В этих случаях государство берет на себя функцию установления административных ограничений и стандартов, специальных налогов и дотаций, финансирования производства общественных благ или непосредственного управления их производством. Через регулирование инвестиций государство оказывает воздействие на темпы и пропорции общественного производства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизмы. Инвестиции осуществляются как за счет государственного бюджета, местных бюджетов, так и за счет частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот. Например, с целью стимулирования частных инвестиций, осуществляемых за счет кредитов, государство покрывает часть ссудного процента за счет собственных средств. Такая политика требует от государства гораздо меньше ресурсов, чем, если бы оно само занималось инвестированием проектов.
  • Можно выделить социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство продуктов и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, благоустройства городов и т.д., определяет расходы на оборону, космос, внешнюю политику, формирует программы развития образования, здравоохранения.
  • Система сбыта регулируется через государственные закупки и через потребительский кредит, который довольно широко развит в рыночной экономике. Система потребительского кредита расширяет емкость рынка, поскольку стимулирует рост совокупного спроса.
  • Важная роль отводится государственному регулированию рынка труда, на котором производится оценка стоимости рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе оплата и условия труда, возможность профессионального роста, гарантии занятости и т.д. В нем отражаются основные тенденции в разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамика безработицы. Для обеспечения социальной стабильности в обществе и предотвращения стихийного развития миграционных процессов государством принимаются меры по упорядочению и регулированию миграционных потоков, вводятся системы иммиграционного контроля, пресекаются незаконные действия в этой сфере, систематически анализируется состояние социально-трудовой сферы, разрабатываются социальные программы содействия занятости и т.д.
  • Для того чтобы сохранить кадровый потенциал в жизненно важных для развития общества сферах, обязательным элементом государственной политики перераспределения ресурсов должно стать обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (неимущие, нетрудоспособные). Им нечего предъявлять на рынки факторов производства, они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов.
  • Нетрудоспособными являются дети, люди преклонного возраста, инвалиды. В обществе существуют безработные, которые трудоспособны, но не могут найти рыночное применение своему труду. Даже людям, предъявляющим тот или иной фактор производства, рыночное распределение не гарантирует минимума доходов, обеспечивающих стандарт благосостояния. Рыночное распределение доходов неприменимо к тем, кто занят производством общественных товаров, их содержание становится заботой государства, а не рынка.
  • Во всех перечисленных случаях государство вправе вмешаться в перераспределение доходов, т.к. то, что справедливо с позиции рыночного механизма, несправедливо с общечеловеческих норм морали, нарушает право человека на достойное существование в обществе. Страны с развитыми рыночными хозяйствами испытали острые социальные конфликты, им понадобилось немало времени, чтобы прийти к общественному согласию, осознанию различными социальными слоями абсолютной ценности права человека на жизнь. В результате расширились экономические функции государства, активно включившегося в перераспределение доходов.
  • Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим, осуществляет индексацию фиксированных доходов в связи с ростом цен и т.д.
  • В рыночной экономике государство является главным гарантом сохранения и улучшения окружающей среды. Оно призвано производить предварительную экспертизу проектов строительства новых предприятий на их экологическую безопасность, запрещать производственную деятельность, наносящую вред здоровью людей, обязывать предпринимателей направлять капитал на восстановление разрушенной природной среды.
  • Государство проводит региональную политику, решая проблемы, возникающие при воздействии на рыночную экономику исторических, национальных, демографических и прочих нерыночных факторов.
  • Реализация национальных интересов в мировой экономике предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и многое другое.
  • Перечень функций государства этим отнюдь не исчерпывается. Государство, пытаясь решить проблемы, неподвластные рынку, осуществляет антимонопольную политику с целью поддержания конкуренции, обеспечивает свободу предпринимательства, законность и порядок в хозяйственной жизни, стимулирует деловую активность и использование имеющихся научно-технических результатов. За государством всегда сохраняется организация денежного обращения и социального страхования, проведение глубоких структурных преобразований производства, решение вопросов фундаментальной науки, производство общественных благ, оказание помощи малорентабельным, но важным для хозяйства производствам, обеспечение устойчивости национальной валюты, контроль внешнеэкономической деятельности, включая организацию таможенной системы, и многие другие. Это так называемые классические функции государства, составляющие как бы нижнюю границу его вмешательства в рыночную экономику.
  • Однако в современном мире функции государства гораздо шире. С развитием общества, с изменениями в структуре общественного производства, сдвигами в его технической базе, ростом значимости отдельных сфер общественной жизни возрастает его роль в регулировании следующих социальных процессов: установление минимальных ставок оплаты труда; защита среды обитания человека; развитие инфраструктуры; продолжительность рабочего дня и времени отдыха; определение прожиточного минимума; пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества; дотации на школьное обучение и т.д.
  • К исключительной прерогативе государства относятся высшие национальные интересы, экономическая безопасность, гарантом и защитником которых оно является. Государство обязано соблюдать баланс общественных интересов, социальной стабильности и защищать национальные интересы путем организации контроля национальных ресурсов при проведении внутренней и внешней политики. Здесь важное место занимает управление предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность. Их круг должен быть ограничен отраслями, имеющими общегосударственное значение, например, ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, общегосударственным транспортом, связью и др.
  • В последнее время появилась тенденция передачи некоторых функций государственного регулирования различным институтам гражданского общества - ассоциациям, союзам, не являющимся ни органами государства, ни рыночными структурами.
  • Ни одна из всех вышеперечисленных функций не исчезает и не утрачивает своей роли с течением времени. Перемены касаются механизма, методов и форм осуществления функций государства в рыночной экономике.
  • Но следует помнить, что, если государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой, - продолжает распределять производственные ресурсы, удерживает административный контроль над ценами, прощает предприятиям кредитную задолженность, сохраняет рабочие места в технологически отсталых производствах, пытается обеспечить высокую социальную защищенность населения без учета реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа. В результате страдают те, ради кого государство шло на превышение пределов разумного вмешательства в экономику. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики избавление ее от чрезмерной государственной активности.
  • В реальной действительности все функции переплетены между собой и в комплексе воздействуют на экономическую ситуацию. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться на размещении ресурсов и на распределении доходов.
  • 2 . Особенности государственного р егулирования экономики в России
  • Основными направлениями экономической деятельности государства являются:
  • 1. Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма, что предполагает регулярную демонополизацию экономики, ее антиинфляционную профилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержание бездефицитной системы государственных финансов и др. В странах, вставших на путь восстановления рыночного хозяйства, государству также приходится формировать многосекторную экономику, демонтировать звенья административно-командного управления, образовывать действенную систему экономических регуляторов и много другое.
  • 2. Выполнение функций, очерченных минимально необходимыми и максимально допустимыми границами вмешательства государства в экономику. В решении этих экономических проблем рыночный механизм обнаруживает свою несостоятельность или неэффективность.
  • 3. Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и др. Новиков М.В. Государственное регулирование экономики // Экономист. - 2005. - №12. - С. 15.
  • В оценке роли российского государства в переходной экономике необходимо учесть ее специфику. Последняя в существенной степени определяется историческими особенностями страны, чертами общественного устройства и культурных традиций: повышенной ролью государства в регулировании общественных отношений, устойчивостью представлений об ограниченности сфер функционирования частного капитала, широкомасштабной практикой коллективных (артельных) форм труда.
  • Другой проблемой преобразования системы управления в России является определение отношения к институтам плановой организации народного хозяйства.
  • Народное хозяйство развивается, прежде всего, по объективным экономическим законам. Первую роль здесь играет закон пропорционального развития макроэкономики, который требует увязки и сбалансированности всех народнохозяйственных пропорций. Это означает, как минимум, что без научно поставленного прогнозирования нельзя обеспечить управление всем хозяйственным механизмом. Невозможно составить государственный бюджет -- финансовый план государства на предстоящий год.
  • Важнейшей проблемой преобразования системы управления стала задача создать “российскую модель” экономики, которая, по замыслу Правительства, соответствует национальным традициям, что предполагает выполнение государством важной роли в хозяйственной жизни и наличие социальной ориентации экономики.
  • По мнению Правительства, в первую очередь надо наладить управляемость макроэкономики. Для этого требуется направить государственную деятельность по следующим каналам:
  • а) придать преобразованиям макрорегулятора институциональное направление, т.е. создать государственные и иные институты (органы), которые усиливают управляемость национальной экономикой;
  • б) восстановить управление государственными предприятиями, в частности создать казенные предприятия (прямо подчиненные Правительству), перевести часть предприятий на полный коммерческий расчет (здесь государство назначает руководителей фирм), расширить управление предприятиями через акционерную;
  • в) сделать экономику социально ориентированной. В статье 7 Конституции РФ конкретно указаны обязанности такого “социального государства”.
  • Наконец, серьезной проблемой является установление эффективных методов экономического регулирования.
  • 3. Пути повышения эффективности государственного регулирования экономики
  • Государственное регулирование многообразно по формам и методам осуществления, их сочетанию в те или иные периоды развития национальной экономики. При определении эффективности государственного регулирования следует рассматривать соответствие полученного результата поставленной социально-экономической цели, достижение поставленной цели связано с определенными народнохозяйственными издержками, которые желательно минимизировать.
  • Государственное регулирование - это особая сфера деятельности людей, у каждого из которых имеются собственные интересы и предпочтения. Экономическая политика формируется на основе политических решений.
  • При разработке экономической политики необходимо четко определить желаемый результат политического решения, ожидаемый совокупный эффект. Следует выяснить, насколько оправданы издержки достижения результатов и не могут ли они быть сокращены.
  • Для того, чтобы выработать эффективную экономическую политику, необходимо четко представлять, какие цели регулирующий орган стремится достичь. Множество целей государственного регулирования называется целевой функцией. Определение конфигураций целевой функции представляет собой сложный многогранный процесс, связанный с разработкой политических стратегий.
  • Особенно важно для регулирования переходной экономики - формирование целевой функции на основе предпочтений, то есть выделяя задачи первостепенной важности.
  • Разработка экономической политики в России происходит в условиях глубоких системных изменений, включающих институциональные и структурные преобразования. Правительству в условиях неустойчивой экономики приходится заботиться не столько о разработке эффективной долгосрочной стратегии, сколько о том, чтобы вовремя среагировать на ближайшие проблемы.
  • Для разработки эффективной экономической политики необходимо иметь представление не только о степени воздействия различных инструментов на цель, но и их быстродействии. Инструменты государственного регулирования оказывают воздействие на развитие экономики не сразу, а через некоторый промежуток времени (лаг), причем различный по продолжительности. Необходимо заранее предвидеть не только вероятный и желательный результат государственного воздействия, но и время, когда его можно ожидать.
  • Можно говорить о системе, состоящей из внутренних и внешних лагов.
  • Внутренний лаг - это промежуток времени между возникновением экономической проблемы и принятием ответных мер экономической политики. Он возникает в связи с тем, что для осознания самой проблемы необходимо время, зависящее от состояния экономической науки, ее роли в принятии решений по государственному регулированию, компетентности тех, кто вырабатывает эти решения.
  • К внутренним лагам можно отнести промежуток времени, необходимый для принятия решения об использовании тех или иных регулирующих механизмов, а также период, отделяющий момент постановки (изменения) цели от момента изменения инструментов. К внутренним лагам можно отнести и время, необходимое для реализации конкретных действий государственными службами, ответственными за осуществление того или иного решения.
  • Внешний лаг - это промежуток времени между моментом принятия решения и моментом, когда приняты е меры начнут давать результаты. Он возникает в связи с тем, что инструменты экономической политики не могут немедленно вызвать изменение уровня расходов, доходов и занятости. Величина внешнего лага зависит от структуры механизма, соединяющего цель государственного регулирования и инструмент, степени его инертности.
  • Если обратится к лаговой структуре, то становится понятным причины частого запаздывания с принятием назревших макроэкономических решений, что характерно для переходной экономики.
  • При формировании макроэкономической политики необходимо учитывать так называемый эффект мультипликатора. Он означает наличие в экономике таких передаточных механизмов, под воздействием которых окончательный результат многократно перекрывает первоначальный импульс в каком-либо звене. Эффект мультипликатора демонстрирует взаимосвязь и взаимовлияние всех структурных элементов объекта регулирования. Мультипликатор описывает продуктивность инструментов государственного регулирования экономики. Многочисленные исследования фактора времени применительно к мультипликаторам показали, что возможны различные варианты распределения во времени мощности мультипликатора. Иногда мультипликатор полностью вырабатывает свой ресурс за сравнительно небольшое время, и значение цели быстро становится таким, каким его хотели видеть политики.
  • Мультипликативный эффект государственного регулирования отличается в кратко- и долгосрочном периодах. Инструменты эко ческой политики продолжают действовать и после того, как цель достигнута, только в обратном направлении.
  • Достижение запланированных правительством значений целей может потребовать поочередного использования денежных и бюджетных регуляторов. Все зависит от того, как складывается реальная экономическая ситуация, насколько текущие уровни целей отклоняются от желаемых, а также от приоритетности целей. Практика государственного регулирования в развитых странах показывает, что манипулирование налогами, государственными расходами, резервной нормой и тому подобное следует отнести к сравнительно грубым методам. Государственное регулирование в динамично развивающейся среде, когда одновременно появляются разные явные и неявные места, предполагает формирование особых (тонких) механизмов, которые повысили бы чувствительность к изменениям (как внутренним, так и внешним), что позволило бы выиграть время для адаптации превентивных мер.
  • Заключение
  • Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. Для сглаживания социальных противоречий связанных с производством и распределением экономических благ используется активная экономическая политика, проводящаяся соответствующими государственными органами. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества.
  • Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.
  • Конечно, вмешательство государства в экономические отношения не должно быть безграничным - экономика не должна быть излишне административно «зарегулирована», так как это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата и возникновению теневой экономики.
  • Государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.
  • В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. Особое положение государства в экономике дает ему и некоторые преимущества. Главное из них - возможность очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы (материальные, финансовые, трудовые) для решения отдельных крупных проблем (строительство крупных промышленных объектов, освоение космоса, строительство новых городов), но это не должно приводить к снижению жизненного уровня населения.
  • Следует отметить, что государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики. Изучение данной темы дает обильную пищу для размышлений. В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны.
  • Список использованной литературы
  • 1. Ахулкова Е.Н. Бюджет инвестиций в человека, образование и здравоохранение // БиНО: бюджетные учреждения. - 2007. - №3. - С. 61-62.
  • 2. Дикушин А.М. О направлениях развития государственного предпринимательства в РФ // Предпринимательство в современной России. - 2005. - №4. - С. 19-22.
  • 3. Дойников И.В. Государственное предпринимательство // Предпринимательство в современной России. - 2007. - №2. - С. 20.
  • 4. Корняков В. Государственное корпоративное направление развитой экономики // Экономист. - 2005. - №5. - С. 7-8.
  • 5. Лавицкий В. Президент России Владимир Путин призвал завершить разграничение расходных статей // Экономическая газета. - 2005. - С. 13.
  • 6. Лившиц А. Государство в рыночной экономике // Российский экономический журнал. - 2007. - №10. - С. 12.
  • 7. Морозова Т.Г. Государственная экономическая политика: учебное пособие для вузов // Экономическая газета. - 2006. - №4. - С. 25.
  • 8. Новиков М.В. Государственное регулирование экономики // Экономист. - 2005. - №12. - С. 15.
  • 9. Солнцев В. Государственное регулирование цен и контроль за их применением // Экономист. - 2006. - №9. - С. 17.
  • 10. Ярцун С.В., Коваленко В.А. Актуальные проблемы реструктуризации экономики России XXI века // Экономическая газета. - 2006. - №12. - С. 20-23.

Подобные документы

    Сущность, генезис, виды и способы реализации экономической функции государства. Сущность и необходимость государственного регулирования экономики, воздействие государственного регулирования экономики на происходящие в стране экономические процессы.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2010

    Сущность государственного регулирования экономики, его цели и задачи. Функции, инструментарий и методы государственного регулирования. Этапы взаимодействия рыночной экономики и государства. Возможности и противоречия государственного регулирования.

    курсовая работа , добавлен 11.06.2010

    Экономические функции государства. Теоретические концепции государственного регулирования национальной экономики. Основные формы и методы вмешательства государства в экономику Российской Федерации. Инструменты и методы государственного регулирования.

    реферат , добавлен 01.12.2010

    Сущность и характеристика функций государства. Основные виды функций государства. Экономические функции государства. Средства государственного регулирования экономики. Изменение роли и функций государства в условиях мирового финансового кризиса.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2014

    Необходимость государственного регулирования экономики. Экономические функции государства. Антимонопольное регулирование. Макроэкономическая стабилизация. Размещение ресурсов. Финансовая политика государства. Кредитно-денежная политика государства.

    курсовая работа , добавлен 28.10.2003

    Сущность, типы, задачи государственного регулирования, пути и методы повышения его эффективности. Место государства в регулировании рыночной экономики. Формы и инструменты государственного вмешательства в экономику. Общественный анализ выгод и издержек.

    презентация , добавлен 24.09.2012

    Понятие, сущность, функции и значение государственного предпринимательства. Общая характеристика основных форм государственного предпринимательства в России, пути повышения их эффективности. Анализ методов воздействия государства на экономику страны.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2011

    Понятие государственного предпринимательства. Роль государства в регулировании экономики. Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики. Методы государственного воздействия на рынок. Повышение эффективности.

    курсовая работа , добавлен 22.07.2002

    Анализ форм и методов государственного регулирования в рыночной экономике. Государственное экономическое прогнозирование и программирование. Этапы развития мирового хозяйства, его основные показатели и влияние на национальную экономику государства.

    контрольная работа , добавлен 19.01.2016

    Роль государства в экономическом развитии страны. Пирамида целей, инструменты и основные теории государственного регулирования национальной экономики, его направления и объекты. Функции и методы воздействия государства на экономические процессы.

В плановой экономике государство управляло практически всеми социально-экономическими процессами, которые поддаются централизованному регулированию. Системой директивных адресных заданий государственные органы определяли основные параметры деятельности каждого предприятия и его хозяйственные связи: объем и основной ассортимент производимой продукции, поставщиков сырья и материалов, потребителей готовой продукции. За предприятиями сохранялась самостоятельность в решении прежде всего внутрихозяйственных вопросов: налаживания производства, организации и оплаты труда, совершенствования технологий, повышения качества продукции, социального развития трудовых коллективов .

В рыночной экономике государство не осуществляет непосредственного управления экономической сферой, основным регулятором хозяйственных отношений является рынок. Как и было указано ранее государственное регулирование играет главную роль только в тех сферах, которые определяют национальную безопасность страны или в которых рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны.

При переходе к рыночной экономике роль государственного регулирования более значима, чем в условиях сложившегося рыночного хозяйства. В странах с транзитивной экономикой сфера принимаемых государством решений намного шире, а сами решения во многих случаях более ответственные. К тому же рыночные регуляторы здесь недостаточно эффективны. Переход от планового хозяйства к рыночному не происходит автоматически. Государство призвано регулировать этот процесс, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий его нормального функционирования.

Практика многих стран, осуществляющих переход от плановой экономики к рыночной, показала, что прогресс в экономическом развитии невозможно обеспечить без эффективного государства, а благосостояние общества не может быть достигнуто лишь с помощью механизмов рыночной системы.

Вместе с тем при переходе к рыночной экономике выполняемые государством функции в экономических процессах объективно должны постепенно сокращаться, для чего требуется правильно определить приоритеты государственного управления и сделать упор на обеспечение жизненно важных экономических и социальных потребностей общества.

За государством, прежде всего, должны сохраняться следующие функции :

Эмиссия денег, денежно-кредитное и налогово-бюджетное регулирование;

Обеспечение гарантий прав и свобод личности, прав собственника и субъекта хозяйствования;

Обеспечение минимальных социальных стандартов по предоставлению благ и услуг общего пользования (образование, здравоохранение, культура, коммуникации и другие жизнеобеспечивающие блага и услуги);

Реализация антимонопольных мер и поддержка конкурентной среды;

Развитие науки, инновационной деятельности и информационных технологий;

Проведение активной внешнеэкономической политики, развитие интеграционных связей с соседними странами;

Формирование производственной, социальной и экологической инфраструктур общегосударственного значения, обеспечивающих условия для роста экономики и улучшения жизнедеятельности населения;

Поддержка социально незащищенных групп населения;

Охрана окружающей среды, совершенствование экологических регуляторов, международное сотрудничество при решении экологических проблем;

Обеспечение национальной безопасности страны;

Создание правовой базы рыночных отношений и обеспечение неукоснительного соблюдения законов, развитие институциональной инфраструктуры;

Разработка и реализация стратегии социально-экономического развития и т.д.

В переходный период более ответственной и сложной становится роль государства по управлению собственностью. Прежде всего требуется преодолеть тотальную монополизацию государственной собственности, осуществить ее разгосударствление и приватизацию. В собственности государства остаются предприятия, определяющие основу его экономического развития и национальную безопасность. Задача государственного управления - создать возможности для их эффективной работы с использованием рыночных законов: конкуренции, спроса, предложения, стоимости и т.д. При этом важно обеспечить координацию взаимодействия между субъектами государственной и других форм собственности.

Приоритеты государственной экономической политики изменяются в зависимости от исторического этапа развития страны. Так сейчас в нашей стране, например, к приоритетной можно отнести политику в области приватизации, созданию денежного капитала общества, интеллектуального капитала по образцу западных стран, увеличение в 4-5 раз ресурсной базы банковской системы, институциональной и структурной политики для гармоничного экономического развития.

Для выполнения функций, используются следующие методы государственного регулирования экономики:

1. Административные методы

Административные методы базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения. Они, как правило, носят обязательный характер и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений, постановлений и т. д. К ним можно отнести распределение централизованных инвестиций или иных контролируемых государством ресурсов, лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование экспорта, импорта и т. д. Например, когда власти заинтересованы в прекращении определенного вида деятельности, они могут прекратить выдачу лицензий, и наоборот, для расширения той или иной деятельности разрешить ее ведение. К мерам принуждения относятся правила, условия, соблюдение которых обязательно для хозяйствующих субъектов (требования охраны труда, установление очистных сооружений и т. д.).

Административные методы государственного регулирования эффективны в сфере контроля над монопольными рынками, в области экологии, в разработке национальной системы стандартизации и сертификации, в определении и поддержании необходимых параметров жизни населения и т. д. В развитых странах с рыночной экономикой применение административно-распорядительных методов ограничено, но в критических ситуациях (военные действия, кризисные явления в экономике, стихийные бедствия) их роль возрастает.

Такие методы характерны, прежде всего, для централизованно управляемой экономики. Государственное регулирование в тех условиях осуществляется в формах доведения предприятиям директивных плановых заданий, централизованного распределения материально-технических, финансовых, кредитных и других ресурсов, жесткой регламентации деятельности предприятий, ограничивающих возможность принятия ими самостоятельных решений.

Административные методы используются и в рыночной экономике. Государственное регулирование рыночной экономики административными методами определяется необходимостью решения макроэкономических и социальных проблем в интересах всего общества. Следует однако отметить, что в условиях рыночной экономики действие административных методов государственного воздействия резко сокращается, меняется их содержание и задачи, которые они решают.

2.Экономические методы

К ним относится бюджетное, налоговое, денежно-кредитное регулирование.

Экономические методы регулирования воздействуют на интересы объектов регулирования косвенно: через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную систему. При этом прямое принуждение или поощрение отсутствует. Объект регулирования свободен в выборе вариантов действия, но подчиняется и не противоречит действующему законодательству.

С помощью экономических методов государство влияет на соотношение спроса и предложения на денежном и финансовом рынках, воздействует в желаемом направлении на деятельность хозяйствующих субъектов, обеспечивает социальную и макроэкономическую стабильность в целом, влияет на структуру платежного баланса страны, стимулирует экспорт товаров, услуг, капитала, регулирует валютный курс и пр. Экономические методы регулирования реализуются в основном через финансово-кредитную систему (инвестиции, субсидии, дотации, кредиты, амортизация, цены и т. д.).

Бюджетное регулирование – распределение регулирующих доходов и перераспределение средств (дотаций, трансфертов и т.п.) между бюджетами разных уровней при недостаточности налогового потенциала на соответствующих территориях. По существу это – межбюджетное регулирование, осуществляемое вышестоящими органами гос. власти в целях выравнивания доходов бюджетов территориальных образований, отстающих по объективным причинам в своем социально-экономическом развитии.

К налоговому регулированию относят меры косвенного воздействия государства на экономику, экономические и социальные процессы путем изменения вида налогов, налоговых ставок, установления налоговых льгот, понижения или повышения общего уровня налогообложения, отчислений в бюджет. Так, снижение налогов способно стимулировать производство, а повышение налогов - сдерживать или даже подавлять некоторые виды деятельности.

Денежно-кредитное регулирование - это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение количества денежной массы в обращении, объёма кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Экономические и административные методы взаимосвязаны. Так, любой экономический регулятор несет в себе элементы администрирования, поскольку контролируется той или иной государственной службой.

Хотя мировая хозяйственная практика знает немало комбинаций различных методов регулирования их внутренняя структура, как правило, остается неизменной. Одни методы (как экономические, так и административные) выполняют в экономике роль несущей конструкции, направлены на достижение поставленных целей, а другие выступают в качестве амортизаторов, которые предназначены для погашения негативных эффектов, неизбежно сопровождающих государственное регулирование рыночной экономики.

Гос. регулирование экономики представляет собой систему опосредованного воздействия на поведение хоз. субъектов и тем самым на экономику в целом путем изменения законодательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, валютных курсов, применения др. инструментов ограничения или, наоборот, мотивации той или иной деятельности.

Причины гос. вмешательства в экономику . По мере развития раночных хозяйств возникли и обострились эконом. и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Возникла необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах. Отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали общегосударственной эконом. политики.

Степень гос. вмешательства в экономику неодинакова в различных странах с рыночным хозяйством. Так, например, в Швеции или Голландии государство активнее влияет на эконом. процессы, чем в США. В каждой стране сложилась своя модель госрегулирования. Так, в США преобладают налогово-бюджетные методы при небольших размерах собственности. Для Западной Европы характерно сочетание высокой доли гос. расходов в ВВП с наличием значительного госсектора, прежде всего в финансовой сфере и отраслях инфраструктуры и т. д.

Гос. регулирование экономики решает различные задачи : стимулирование эконом. роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержание внешнеэкономического равновесия путем активизации или сдерживания экспорта либо импорта разных товаров или капитала.

Функции гос. регулирования . Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели - блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности. Эконом. функции современного государства:

1. Стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного эконом. роста . Государство для сглаживания циклических колебаний в период спада экономики проводит политику активизации всех хоз. процессов, а в период ее подъема стремится сдерживать деловую активность.

2. Обеспечение занятости . Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать. Обязанностью государства становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевших найти их. Поэтому государство создает соответствующие службы занятости, организует новые рабочие места, переподготовку и переквалификацию рабочей силы и т.д.


3. Регулирование цен . Значимость данной функции велика, поскольку динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В свою очередь, цены активно влияют на структуру хозяйства, инвестиционный процесс, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. Зачастую государство предоставляет ценовые субсидии, специальные доплаты производителям социально значимых товаров, устанавливает так называемые лимитные цены и т. д.

4. Создание правовой основы . Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, направленные на выпуск доброкачественных продуктов и медикаментов и т.д. Для контроля над соблюдением законов создаются специальные органы.

5. Распределение ресурсов . Рыночные механизмы не обеспечивают рационального, с общественной точки зрения, распределения ресурсов. В этих случаях государство берет на себя функцию установления административных ограничений и стандартов, специальных налогов и дотаций, финансирования про-ва общественных благ или непосредственного управления их про-вом.

6. Регулирование рынка труда . Для обеспечения социальной стабильности в обществе государством принимаются меры по упорядочению и регулированию миграционных потоков, систематически анализируется состояние социально-трудовой сферы, разрабатываются социальные программы содействия занятости и т.д.

7. Обеспечение соц. защиты . В обществе есть люди неимущие, нетрудоспособные (дети, люди преклонного возраста, инвалиды), безработные и т. д. Государство гарантирует минимум зарплаты, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим, и т.д.

8. Сохранение и улучшение окружающей среды . В рыночной экономике государство является главным гарантом сохранения и улучшения окружающей среды. Оно призвано производить экспертизу проектов строительства новых предприятий на их экологическую безопасность, запрещать производственную деятельность, наносящую вред здоровью людей и т. д.

9. Региональная политика . Государство проводит региональную политику, решая проблемы, возникающие при воздействии на рыночную экономику истор., национальных, демографических и прочих нерыночных факторов.

10. Реализация национальных интересов в мировой экономике предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы и многое другое.

Перечень функций этим не исчерпывается. Государство осуществляет антимонопольную политику. За государством всегда сохраняется организация денежного обращения и социального страхования, проведение глубоких структурных преобразований про-ва, решение вопросов фундаментальной науки, про-во общественных благ, оказание помощи малорентабельным, но важным для хозяйства про-вам, обеспечение устойчивости национальной валюты, контроль внешнеэкономической деятельности и многие другие.

Но если государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой, - продолжает распределять производственные ресурсы, удерживает административный контроль над ценами, прощает предприятиям кредитную задолженность, сохраняет рабочие места в технологически отсталых про-вах, пытается обеспечить высокую социальную защищенность населения без учета реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура про-ва, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа.

Методы гос. регулирования рыночной экономики. Государство выполняет свои функции, применяя различные методы. Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через : 1) свои расходы, 2) налогообложение, 3) регулирование, 4) гос. предпринимательство.

Гос. расходы влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Крупными статьями являются расходы на оборону, образование, социальное обеспечение, трансфертные платежи: пособия (по безработице, по нетрудоспособности, на ребенка, на поддержание дохода), пенсии по старости, ветеранам войн.

Налоги играют значительную роль в перераспределении доходов. Значительное повышение прогрессивности налогообложения подрывает стимулы к получению высоких доходов, а тем самым к высокопроизводительному труду и инвестициям, поощряет утечку капитала за рубеж, что отрицательно сказывается на развитии нац. экономики.

Гос. регулирование способствует формированию хоз. связей и пропорций, координированию эконом. процессов и увязке частных и общественных интересов. Гос. регулирование осущестляется в различных формах – законодательной, налоговой, кредитной, субвенционной. Законодательная форма: принимаются спец. законодательные акты, обеспечивающие относительно равные возможности для соперничества, препятствующие развитию монополий, установлению непомерно высоких цен. Налоговая и кредитная формы: использование налогов и кредитов в целях воздействия на национальный объем про-ва. Изменяя налоговые ставки, льготы, правительство воздействует на сужение или расширение про-ва, на инвестиционные решения. Субвенционная форма: предоставление гос. субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям, предприятиям (сельское хозяйство, добывающая промышленность, судостроение, транспорт).

Гос. предпринимательство , как правило, осуществляется в областях, в которых хозяйствование противоречит природе частных фирм или же в которых требуются огромные инвестиции и риск. Гос. предприятия занимают существенные позиции в таких отраслях, как энергетика, черная металлургия, транспорт, связь.

В условиях рынка гос. регулирование экономики - целенаправленное воздействие правительства на отдельные сегменты рынка с помощью микро- и макроэкономических регуляторов с целью обеспечения равновесного роста всей экономики.

Методы прямого регулирования сводятся к административному воздействию на деятельность субъектов хозяйствования. Это различные формы безвозвратного целевого финансирования отдельных секторов экономики, регионов и фирм в виде субсидирования негосударственных предприятий; гос. инвестиции в отдельные отрасли также является формой прямого регулирования и т.д.

Методы косвенного регулирования предполагают, что государство закладывает условия, чтобы при самостоятельном принятии эконом. решений субъекты экономики тяготели к вариантам, соответствующим эконом. целям государства. Вместе с тем при косвенном регулировании неизбежны временные лаги между принятием государством эконом. решений и мер, их «восприятием» субъектами рынка и коночными эконом. результатами.

Исходя из организационно-институциональных особенностей применяемых государством регуляторов, методы государственного регулирования можно разделить на правовые, административные, экономические . Достижение целей эконом. политики государства требует комплексного использования всех методов и способов гос. воздействия на экономику.

Классические функции. С момента возникновения рыночных отношений государство всегда являлось их непосредственным субъектом.

В качестве классических функций государства в социально-экономической сфере выделяются:

а) законодательное обеспечение рыночных отношений;

б) производство так называемых общественных благ (общественный порядок и безопасность, территориальная целостность страны, а также связь и почта);

в) организация денежного обращения;

г) таможенная система и контроль за внешней экономической деятельностью;

д) государственное предпринимательство, организация производства особо важных видов экономических благ (оружейные заводы, алкоголь и табак, золотодобыча и т. п.).

Присутствие классических функций отражает идею государства как специального института или комитета по управлению общественными делами. Получается, что определенная экономическая роль присуща государству уже по его природе.

Известно, что государство как институт возникло до формирования рыночных отношений. На ранних этапах некоторые функции управления государство перепоручало рыночному механизму. Одновременно рыночный механизм всегда дополнялся механизмом государственного управления.

К примеру, функции государства всегда были направлены на поддержание рыночных правил ведения хозяйственной деятельности, закрепление в общественном сознании общепринятых условий функцио нирования рыночного механизма. Такие функции «ночного сторожа» особо важны на этапе становления новых рыночных отношений.

Своеобразным переломным моментом в трактовке функций государства выступил мировой экономический кризис 1929-1932 гг., известный как Великая Депрессия. С этого периода начинается активное расширение экономических функций государства, а в экономической теории набирает силу школа «регулируемого капитализма» (кейнсианство и неокейнсианство).

Возможность и необходимость госрегулирования. Успехи, достигнутые за счет государственного регулирования, достижение по данным актуальным вопросам социальной жизни заметного политического согласия, а также доминирующие тенденции, которые обозначились в развитии фундаментальной экономической теории, более не позволяют ставить под сомнение возможность и необходимость государственного вмешательства в экономические процессы.

Ряс. 11.3. Возможность и необходимость государственного регулирования

Возможность такого регулирования вытекает из наличия у государства авторитета мощного хозяйствующего субъекта, соответствующих резервов, а также экономического потенциала в виде государственного сектора. Вмешательство государства облегчается в условиях концентрации и централизации производства, образования крупных финансово-монополистических групп. Подобное экономическое самоуправление, дополняя рыночное саморегулирование, упрощает процесс согласования экономических интересов хозяйствующих субъектов.

Возможности для участия государства в регулировании национального производства также расширяются при наличии должной научной концепции экономического развития, посредством закрепления в общественном сознании идеи поиска компромисса и достижения согласия, а также при наличии в стране кадров с соответствующим уровнем подготовки.

Необходимость активного государственного присутствия вытекает из специфики современных экономических систем, сложности процессов национального воспроизводства, объясняется несоверщен- ством рыночного саморегулирования.

Рыночный механизм, как отмечалось, ранее, по своей природе нуждается во внешней коррекции. Ставка только на рыночную координацию, основанную на возведенном в абсолют частном предпринимательстве, неизбежно грозит деформацией национальной экономической системы.

Новые функции государства. Классические функции государства определяют рамочные условия для функционирования национальной экономической системы рыночного типа.

Каждая новая или современная функция государства в социально-экономической сфере имеет предметную, национальную, историческую и политическую характеристику. Функция выступает как сегмент деятельности государства, с конкретными задачами, целями и средствами их достижения, с выделением объекта и субъекта государственного вмешательства. Функции государственного регулирования экономики 1. Разработка общенациональной стратегии развития 2. Стабилизация и экономический рост 3. Развитие рыночного механизма 4. Формирование правовой базы 5. Социальное выравнивание 6. Охрана окружающей среды 7. Научно-технический прогресс 8. Обеспечение экономической безопасности Рис. 11.4. Основные функции государственного регулирования национальной экономики

На рис. 11.4 в качестве исходной функции государственного регулирования выделена разработка общенациональнрй стратегии социально-экономического развития. Такой разработке всегда предшествует составление научной концепции социально-экономического развития страны.

Понятно, что при решении подобной задачи не обойтись без серьезной поддержки со стороны фундаментальной экономической теории и в цепом экономической науки.

Общенациональная стратегия принимает форму соответствующего государственного документа (решение правительства, послание, декрет или указ президента страны, принятый парламентом закон и т. п.). В таком документе устанавливаются цели, приоритеты и этапы социально-экономического развития на предстоящий период.

Если под стабилизацией (см. рис. 11.4) понимать поддержание соответствующего рыночного равновесия и общих условий воспроизводства, то содержание данной функции определяется в зависимости от того, какие параметры развития национальной экономики выделены в качестве стратегических. Обычно к таковым относят: 1)

экономический рост; 2)

занятость; 3)

ценообразование и инфляцию; 4)

обменный курс национальной валюты (платежный и торговый баланс; внешнеэкономическое равновесие).

Четыре «золотых пункта» или «золотых точки» находятся в центре экономической политики современного государства. Оно стремится сохранить устойчивый и долговременный экономический рост, не допустить появления кризисных явлений, сгладить доступными способами конъюнктурные колебания.

Решая данные задачи, государство вынуждено конкретизировать «золотые точки» магического квадрата, переходить на вторичный и третичный уровни.

Как показано на рис. 11.5, поворот данного квадрата на 45 градусов по часовой стрелке приводит к тому, что к прежним 4 точкам первого уровня экономической политики государства (1,2,3,4) добавляются еще 4 новые точки второго уровня (5,6,7,8).

Следует отметить, что на практике достижение одной стратегической цели предполагает последовательную реализацию и остальных целей. Так, обеспечение устойчивого экономического роста невозможно без решения общенациональной или региональной проблемы занятости, без предварительной стабилизации обменного курса национальной валюты и т. д.

11.5. Конкретизация экономической политики стабилизации и роста на вторичном уровне

Вместе с тем экономическая наука фиксирует и многочисленные несовпадения отдельных форм экономического движения. Так, сокращение безработицы за счет дотаций убыточным предприятиям реального сектора экономики, упрощение контроля за формированием индивидуальных издержек производства и т. п. создают предпосылки для роста инфляции. Повышение’обменного курса национальной валюты, имея конструктивные моменты, одновременно затрудняет сохранение положительного сальдо торгового баланса и т. д.

Регулируя спрос на рабочую силу, государство стимулирует создание новых рабочих мест, контролирует продолжительность рабочего дня. Чтобы избежать дефицита рабочей силы, организуется общенациональная система ее подготовки. Государство регулирует миграционный процесс, стремится не допустить «утечки мозгов». Особое значение при этом имеет обеспечение социальной поддержки тем, кто

потерял работу - в виде единовременных выплат, пособий по безработице, страхования по безработице.

Ценообразование в условиях рыночной экономики является своеобразным эпицентром экономических интересов всех слоев общества. Цены определяют пропорции обмена, условия возмещения издержек производства, позволяют формировать финансовые источники развития, способствуют перераспределению доходов. За ценами - последнее и решающее слово при формировании реальных денежных доходов населения.

Обобщение современной практики показывает, что государственное регулирование ценообразования предполагает установление продуманной процедуры калькулирования (расчета) себестоимости производимой продукции.

При этом может вводиться механизм согласования изменения цены в сторону ее повышения. Государство часто перепоручает контроль за ценообразованием низовым общественным структурам, но при этом устанавливает пределы роста цен в течение года на определенную продукцию. Предусматриваются ценовые субсидии, или доплаты, на особо важные виды продукции.

Что касается общей системы формирования рыночных цен, то в ней принято выделять:

а) жесткое ценообразование, когда уровень цены на продукцию л административными методами устанавливается государством;

б) лимитируемые цены, когда для изменения цены требуется специальное разрешение, при этом цена может изменяться в пределах «коридора», установленного особым решением;

в) свободное ценообразование, когда рыночные цены формируются под прямым воздействием спроса и предложения.

Развитие рыночного механизма. Интересы повышения эффективности национальной экономики обусловливают необходимость создания должных предпосылок для развития свободной конкуренции, или открытой соревновательности, хозяйствующих субъектов.

При решении данной задачи современное государство использует достаточно эффективные приемы и метода воздействия.

Так, многое зависит от принятых условий регистрации новых хозяйствующих субъектов. Государство защищает права частной собственности, формирует антимонопольное законодательство. Государство призвано пресекать монопольное поведение хозяйствующих

субъектов, обеспечивать должную степень открытости национальной экономики перед внешним миром.

Рыночная экономика предполагает трелив капитала из одной отрасли национального производства в другую под воздействием спроса и предложения. Поэтому государство, стремясь обеспечить долговременный и устойчивый экономический рост, всячески стимулирует частные инвестиции. Это касается в том числе и иностранных инвестиций. При возникновении определенных обстоятельств перелив капитала обеспечивается через национализацию и принудительное акционирование, а также через использование кредитного механизма.

В современных условиях государство поощряет совместное (государственное и частное) финансирование сложных объектов, организуя предварительные конкурсы инвестиционных проектов. Все ЭТО позволяет ускорецными темпами проводить в национальной экономике структурные преобразования, осуществлять назревшие региональные сдвиги в размещении производительных сил.

Что касается самой рыночной инфраструктуры, то не столь уж и редко создание общей инфраструктуры - дорогостоящей и малорентабельной - финансировать берется именно государство (морской порт, транзитный терминал, транспортный коридор, авиаперевозки, речной транспорт и т. п.).

Безусловно, демократическое государство заинтересовано в трансформации рыночной инфраструктуры в рыночное хозяйство, развитии компетентного и ответственного экономического самоуправления хозяйствующих субъектов.

Чем больше развито общественное самоуправление в сфере экономики, тем меньше необходимость в прямом государственном вмешательстве. В определенный момент (в ходе разгосударствления) часть функций государства в сфере национальной экономики может быть передана институтам гражданского общества.

В свое время один из основателей американского общества президент Авраам Линкольн констатировал, что разумная цепь государства состоит в том, чтобы сделать для людей то, что им требуется и что они сами своими силами не могут делать вообще или не могут делать должным образом.

Развитие законодательной базы. Следует напомнить, что экономическая система предстает как совокупность норм поведения, орга низаций и институтов, своеобразных правил хозяйствования. Особое значение хозяйственного законодательства состоит в том, что таким способом юридически закрепляются рамочные правила или условия экономической деятельности.

Существующее хозяйственное законодательство должно четко определять права частной собственности, гарантировать соблюдение контрактов, регламентировать деятельность всех субъектов рыночных отношений. Государство призвано отслеживать соблюдение законодательства, защищающего права потребителей, активно регулировать отношения между работодателями и работополучателями.

Опыт многих стран показывает, что в качестве основных требований, предъявляемых к правовой базе, следует выделить стабильность и непротиворечивость, а также выполняемость (реализуемость) вводимых норм хозяйственного поведения.

Непрерывные изменения законодательных актов нельзя объяснить просто желанием их совершенствовать. Такая ситуация свидетельствует о несовершенстве общего процесса разработки и принятия законодательных актов, об отсутствии социальной стабильности. В любом случае изменения в законодательную базу не должны вноситься «задним числом», должны быть экономически эффективными и реализуемыми. Слабо подготовленное и внутренне противоречивые законы быстро устаревают под воздействием реальной жизни.

Функция социального выравнивания. В условиях экономической свободы вполне можно предположить, что на старте складываются более или менее равные социальные и прочие условия. Но на финише чаще всего уже возникает иная ситуация.

Чтобы сгладить социальные противоречия такого рода и удержать имущественную дифференциацию в разумных пределах, государство берет на себя задачу перераспределения доходов между членами общества. Для этого используются прогрессивное налогообложение и трансфер-отношения, формируются специальные фонды. Вводятся пособия по безработице и социальные выплаты, оказывается поддержка социально незащищенным слоям населения. Такое перераспределение доходов чаще всего имеет адресный характер.

Экономическая наука тщательно рассчитывает прожиточный минимум, минимальный потребительский бюджет и Другие показатели. Но никто не гарантирует, что каждому члену общества, к тому же в полном объеме, будут обеспечены такие «минимумы». Наоборот, в условиях рыночной экономики социальная дифференциация неизбежна.

Активность государства в сфере перераспределения заметно стабилизирует экономическую систему рыночного типа. Но всегда есть опасность за счет подобного вмешательства, угнетая деловую активность, заметно снизить стимулы к труду или к накоплению капитала. Поэтому на практике применение методов социального выравнивания имеет свои пределы.

Экономическая безопасность страны. На данном участке роль и значение государства трудно переоценить.

Экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильное и устойчивое развитие, а также способность к постоянному обновлению и совершенствованию.

С учетом приведенного выше определения выделяются три исходных компонента экономической безопасности:

а) экономическая независимость, сохранение которой предполагает наличие эффективного государственного контроля за ресурсами, поддержание должной конкурентной способности отечественных производителей на внутреннем и внешнем рынках; исключение во внешнеэкономических связях диктата или неэквивалентного обмена, отсутствие дискриминационных решений (сговора), а также санкций со стороны мирового сообщества;

б) стабильность ^устойчивостьразвития национальной экономики^ что предполагает исключение криминализации экономики и минимизацию теневого вывоза капитала, а также обнищания и социальной дифференциации населения сверх всякой меры; отсутствие деструктивных тенденций к переделу частной собственности и защита интересов инвестора;

в) способность национальной экономики к саморазвитию и прогрессу по всем направлениям.

Отсутствие внешних источников финансирования, «утечка мозгов», желание молодежи покинуть страну, проедание капитала, созданного предыдущими поколениями, а также естественной ренты, наконец, неспособность национальной экономической системы обеспечить каждого желающего высокоэффективным и высоко оплачиваемым рабочим местом - это более чем серьезные предупреждения. Страна-изгой может сколько угодно гордиться своими национальными ценностями, но она обречена на длительное историческое отставание.

Экономическая безопасность должна оставаться объектом постоянного государственного интереса. В переходный период приходится сталкиваться с дополнительными обстоятельствами, которые актуализируют данную проблему. Опыт ряда стран трансформационной группы показывает; что в качестве таких особых факторов угрозы выделяются: 1)

унаследованная структурная деформация национальной экономики, отсталая технологическая база и низкая конкурентная способность национальной продукции на внешних рынках; 2)

ухудшение состояния научно-технического потенциала, «утечка мозгов», утрата престижности интеллектуального труда; 3)

высокий удельный вес неэффективных, убыточных и малорентабельных по своей природе предприятий; 4)

низкая инвестиционная активность, отсутствие мотивированной ориентации на ускоренное внедрение новых технологий; 5)

сопротивление процессу реформирования со стороны тех слоев общества, у которых низка мотивация к высокопроизводительному и высокоинтенсивному труду и высоко потребительское отношение к государству и к национальному производству; 6)

люмперизация общества; 7)

коррупция в области государственного управления экономикой, отсутствие критической массы эффективных частных собственников, низкая культура предпринимательства.

Система государственного регулирования. В соответствии с функциями складывается система государственного регулирования национальной экономики - совокупность мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям (53, с.207).

В современных условиях государственное регулирование - составная часть процесса национального воспроизводства.

Объектом регулирования выступают условия, процессы, отношения, элементы и сектора национальной экономики, а также террито рии или регионы, функционирование которых не обеспечивается должным образом на основе рыночного саморегулирования.

Перечень таких объектов государственного регулирования непрерывно меняется и конкретизируется под воздействием реальных экономических процессов. Однако постоянно в центре внимания остаются главные индикаторы социально-экономического развития, вопросы денежно-кредитной сферы, валютного и финансового рынка, а также задачи,’которые вытекают из «классических» функций государства.

Рис. 11.6. Основные методы государственного регулирования национальной экономики

Как отмечено на рис. 11.6, в целом выделяются две основные группы методов воздействия на социально-экономические процессы со стороны государства: экономические и административные.

Экономические методы предполагают формирование общих условий хозяйствования, а также соответствующей экономической заинтересованности хозяйствующего субъекта в осуществлении определенных действий.

Право принимать те или иные решения остается за самим хозяйствующим субъектов.

Косвенные экономические методы формируют лишь общие предпосылки для соответствующей хозяйственной деятельности, для выбора конкретного варианта решения. Они не нарушают рыночной ситуации, не носят запретительного характера.

Так, государство может развивать рыночную инфраструктуру, совершенствовать денежное обращение, активно обустраивать пограничную инфраструктуру и т. п.

Однако такие действия не обязывают предприятие или фирму, домашнее хозяйство принимать конкретные решения.

Прямые экономические методы предполагают стимулирование деловой активности, прямое воздействие на экономический интерес хозяйствующего субъекта. Например, для этого в денежно-кредитной сфере используются процентные ставки, изменяются нормативы формирования обязательных резервов, порядок проведения операций на финансовом и валютном рынках и т. д. Изменение налогообложения также касается всех хозяйствующих субъектов, поэтому активно используется как метод экономического регулирования.

Особую возможность влиять на экономическую ситуацию открывает присутствие государственного сектора национальной экономики. Государственный сеетор предстает как материальная основа для выполнения державой всех своих функций., Его функционирование, изменение стратегии развития государственных предприятий оказывают прямое воздействие на изменение рыночных экономических условий.

К прямым экономическим методам регулирования национального воспроизводства следует отнести подсистему государственных закупок, маневрирование бюджетными средствами, формирование различных фондов, финансирование за счет государственных средств структурных сдвигов, предоставление хозяйствующим субъектам льгот, субвенций и субсидий, а также введение жестких бюджетных ограничений.

Прямые экономические методы максимально адекватны природе рыночных отношений. Государство выступает как активный хозяйствующий субъект, влияет на рыночную конъюнктуру, цены факторов производства и величину спроса и предложения, перелив капитала.

Административные методы - это, прежде всего, команда, приказ или распоряжение, направляемые по конкретному адресу.

Надо признать, что определенный перечень задач социально-экономического развития, направленных на стабилизацию национальной экономической системы, решаются только с использованием административных методов. Их преимущество - оперативное достижение необходимого результата.

Административные (распорядительные) методы проявляются, когда, например, правительство замораживает уровень зарплаты и цен, жестко фиксирует обменный курс национальной денежной единицы.

Такие административные методы используются при регулировании деятельности естественных монополий, введении лицензирования хозяйственной деятельности или квотирования, организации прямого государственного контроля за качеством товаров (сертификация, регистрация). В основе применения административных распорядительных методов лежит сила и авторитет государства.

Несоблюдение административных распоряжений грозит многими неприятностями. Хозяйствующие субъекты вынуждены выполнять решения государства, руководствоваться поступившими в их адрес административными предписаниями.

Административные (правовые) регуляторы формально не выглядят слишком жесткими. Например, в норму закона могут быть включены сложившиеся традиции (неформальные институты) или длительное время существующие отношения. В данных случаях закон лишь создает институциональное окружение для хозяйствующей деятельности. В законе, в отличие от телеграммы из министерства и т. д., не упоминаются конкретные адреса и фамилии. Закон устанавливает обязательные нормы поведения. Однако на практике министерства и ведомства всегда стремятся сами, на основе принятого закона, разработать и довести хозяйствующим субъектам свои нормативные документы (инструкции, рекомендации, разъяснения и т. п.).

Методы государственного регулирования всегда принимают организационную или институциональную форму. Не случайно для контроля за выполнением законодательных актов государство создает соответствующие министерства, ведомства и комитеты. Чем активнее государственное регулирование и чем больше министерств (ведомств), тем дороже становится государство.

Не случайное условиях СССР насчитывалось свыше 900 министерств и ведомств.

Следует отметить, что разграничение на экономические и административные методы всегда имеет условный характер. Так, разработке того или иного «экономического метода» воздействия всеща предшествует принятие в высших эшелонах государственной власти соответствующего административного решения.

Очень часто к экономическим методам относят, например, инструменты денежно-кредитной или налоговой политики. Вместе с тем в де нежно-кредитной сфере используются не только экономические (процентная ставка и т. д.), но и административные методы (замораживание счета, блокировка расчетов, изменение нормы обязательных резервов).

В сфере налогов также тот или иной сбор воздействует на экономический интерес. Налоги далеко не всегда имеют адресный характер, однако оказывают прямое воздействие на экономическое поведение хозяйствующих субъектов. Введение или отмена ранее существовавшей налоговой льготы - это уже прямой экономический метод воздействия.

В заключение данного раздела подчеркнем, что рыночное саморегулирование и государственное регулирование в экономической системе современного типа составляют единый механизм. Сегодня идея единства плана и рынка уже никого особо не смущает. «Невидимая рука» рынка (А. Смит) сплошь и рядом дополняется открытым «ручным управлением» со стороны ассоциаций, монополий и государства.

По оценке американского экономиста П. Самуэльсона, управлять национальной экономикой в отсутствие того или другого - все равно, что пытаться аплодировать одной рукой.

Новое на сайте

>

Самое популярное