Домой Хоум Кредит Банк Государственные финансы. Структура государственных финансов

Государственные финансы. Структура государственных финансов

Сущность государственных финансов проявляется в их функциях . Под функциями понимается процесс реализации государственных финансов и результаты их функционирования. Вопрос о количестве и содержании функций государственных финансов, как правило, не рассматривается. Исследователи сосредоточили свое внимание в основном на функциях финансов вообще, которые, кстати, несмотря на многообразие различных взглядов, носят спорный характер. Некоторые известные финансисты, как, например, A.M. Бирман, выделяли три основные функции: обеспечение процесса хозяйствования денежными средствами, контроль рублем и распределительную. А.М. Александров и Э.А. Вознесенский утверждали, что финансы представляют собой формирование денежных фондов, использование денежных фондов и контроль за тем и другим. Б.Е. Пеньков придерживается мнения, что финансы выполняют распределительную (перераспределительную), воспроизводственную, стимулирующую и контролирующую функции. И.Т. Балабанов считает, что с переходом к рыночным отношениям финансы потеряли свое распределительное назначение. Такое обилие точек зрения свидетельствует, прежде всего, о сложности проблемы.

Вместе с тем никто не отрицает, что финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. И на вопрос, что является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ бывает, как правило, один: валовой внутренний продукт. Осуществить процесс распределения ВВП можно с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных государством. Отсюда следует, что мнение ряда авторов о функциях и финансах в целом (и применительно к государственным финансам в особенности) не лишено научных оснований.

Представляется, что современный уровень понимания проблемы позволяет на основе обобщения соответствующих экономических взглядов говорить о восьми функциях государственных финансов : распределительной, перераспределительной, воспроизводственной, регулирующей, стимулирующей, плановой (или прогнозной), контролирующей и социальной.

В процессе реализации распределительной функции государственных финансов происходит первичное распределение полученных унитарными предприятиями денежных доходов. Осуществляется распределение национального дохода среди участников материального производства. Он подразделяется на зарплату ра бочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства, с одной стороны, и доходов предприятий сферы материального производства - с другой. Однако первичные доходы не образуют общественных денежных средств, достаточных для удовлетворения и развития потребностей государства, на которые расходуются государственные финансы. Для этого требуется дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода.

Перераспределительная функция государственных финансов связана, в первую очередь, с межотраслевым и территориальным распределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий. Перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами экономики, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и хозяйствования, а также социальными группами населения. Речь при этом идет о вторичном распределении той части доходов предприятий, которая поступает в виде налогов и других обязательных платежей в централизованные государственные фонды финансовых ресурсов.

Воспроизводственная функция государственных финансов благодаря фондам финансовых ресурсов регулирует постоянно повторяющийся процесс производства. Для этого необходимо оптимальное формирование фондов денежных средств на различных стадиях и этапах производства, распределения, обмена и потребления. При этом роль государственных финансов в современных условиях заключается в том, что они выступают важным инструментом воздействия на процесс общественного воспроизводства, поддержание экономического роста, реформирования структуры экономики, развития ключевых отраслей хозяйства, ускорения НТП. Так, расширяя объем государственных инвестиций, государство стимулирует повышение спроса на рабочую силу. Это, в свою очередь, дает импульс росту промышленного производства, занятости, оживлению хозяйственной конъюнктуры. За счет федерального бюджета и бюджетов других уровней поддерживается спрос, происходит финансирование социальных мероприятий, программ и т.п.

Противоречивое воздействие на процесс воспроизводства оказывают военные расходы. Они дают заметный импульс развитию промышленности, новой техники и технологий. В то же время длительная гонка вооружений истощает экономику, приводит к внутрихозяйственным диспропорциям, изменяет структуру производства, порождает другие негативные явления.

Регулирующая функция государственных финансов тесно связана с другими их функциями. Так, через государственные расходы, государственный кредит и другие механизмы государство влияет на процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики и социальных процессов применяются также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование фондового рынка.

В системе экономического регулирования через государственные финансы важное место могли бы занять государственные заказы за счет средств федерального и региональных бюджетов. Государственные заказы, повышая спрос на внутреннем рынке, способны стимулировать развитие не только оборонных, но и гражданских отраслей народного хозяйства, стимулировать проведение научных исследований, создание и внедрение новой техники и технологии. Очевидно, что нужно решительно преодолевать сложившуюся порочную практику задержки с оплатой выполненных государственных заказов.

Стимулирующая функция государственных финансов призвана заинтересовывать субъектов рынка в той или иной инновационно – инвестиционной деятельности, сокращении затрат, повышении эффективности их деятельности и экономическом росте на основе лучшего использования всех факторов производства. Примером применения государственных финансов в качестве стимула может служить реализация ряда федеральных целевых программ, особенно президентских.

Другой важной задачей в свете рассматриваемого аспекта могла бы стать поддержка предпринимательства, взаимодействие государства с корпорациями и их альянсами – финансово-промышленными группами (ФПГ).

Государственная поддержка предпринимательства призвана включать в себя прямое финансовое субсидирование, льготное кредитование и селективное гарантирование кредитов, a также участие государства в соучредительстве при организации новых предприятий. Существенна роль государства в формировании и регулировании рынка труда, при предоставлении выгодных госзаказов.

Плановая (прогнозная) функция государственных финансов реализуется в федеральном бюджете, бюджетах субъектов Федерации и муниципальных образований, а также с помощью бюджетных и внебюджетных фондов. Правда, в реформенные годы отношение части общества, включая видных государственных деятелей и представителей государственных органов различных уровней, к планированию было, мягко говоря, не самым прогрессивным. Полагаем, что с течением времени, по мере развития рыночной экономики и активизации роли государства в этом процессе, будет происходить осознание этими слоями общества полезности и объективной необходимости повышения значения плановой (прогнозной) функции государственных финансов Особенно это важно в связи с переходом страны к среднесрочному, а в будущем и долгосрочному финансовому планированию (прогнозированию).

В настоящее время большую роль могла бы играть и регулирующая функция государственных финансов, в ходе реализации которой используется широкий набор инструментов.

Ядром системы могло бы стать индикативное планирование.

Но для этого следует законодательно определить статус индикативных планов, их место в системе экономических регуляторов, а также порядок разработки и ее реализации. Этим целям способствовало бы принятие Федерального закона «О планировании и долгосрочных национальных программах социально-экономического развития».

Переход страны к новым экономическим отношениям породил большие трудности. Структурные преобразования вызвали в свое время значительный спад производства, безработицу, социальную и политическую нестабильность, инфляцию и т.п. В этих условиях финансовая политика неустойчива, часто меняется. Вместе с тем четко вырисовываются как минимум две тенденции.

Первая тенденция. Бюджет хотя и сохраняет свою главенствующую роль, но уже не является таким всеобъемлющим, как прежде. Если при административно-командной системе более 70% финансовых ресурсов концентрировалось в государственном бюджете, то сейчас - не более 40%. Крупные средства перераспределяются ныне через такие государственные фонды, как Пенсионный, Фонд обязательного медицинского страхования и другие, обладающие автономностью.

Вторая тенденция. Невмешательство государства в экономику сохраняется. Это подтверждается следующими цифрами. В 80-е гг. более 57% бюджета страны расходовалось на народное хозяйство, а в последние годы - не более 12%. Если раньше 78% всех капитальных вложений финансировалось из бюджета, то в последние годы бюджет развития вынесен в отдельный раздел и в основном не обеспечен финансированием. Только в бюджете 2006 г. впервые создан инвестиционный фонд в сумме около 70 млрд. руб. с целью финансирования крупных инфраструктурных проектов на долевой основе совместно с частным бизнесом, об эффективности и значении которого пока говорить преждевременно.

Контрольная функция государственных финансов тесно связана со всеми остальными, особенно с распределительной. Среди огромного многообразия финансовых отношений нет ни одного которое не было бы связано с контролем над формированием и использованием денежных фондов. В то же время нет и таких финансовых отношений, которым была бы присуща только одна функция контроля.

С помощью финансов государство распределяет валовой внутренний продукт не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль над обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства.

Контрольная функция государственных финансов - прежде всего контроль рублем в процессе объективно существующих денежных отношений. Он пронизывает всю систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостный контроль, контроль через форму стоимости. Поскольку государственные финансы выражают отношения, возникающие на основе реального денежного оборота, то контроль рублем как указанная функция – лишь контроль реального денежного оборота.

Государственный финансовый контроль осуществляется на всех стадиях создания, распределения и использования валового внутреннего продукта и национального дохода. Контрольная функция проявляется во всем многообразии хозяйственной деятельности предприятий. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходам, расходованием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы.

Объектом контрольной функции государственных финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий . Такой контроль называют государственным (вневедомственным). Его осуществляют органы государственной власти и управления. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Эти органы осуществляют проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий, учреждений.

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации осуществляют высшие органы государственной власти и управления - Федеральное Собрание, его две палаты - Государственная Дума и Совет Федерации. Кроме Федерального Собрания Российской Федерации органом государственного финансового контроля в стране является Счетная палата Российском Федерации. Имеются также контрольные и финансовые органы исполнительной власти. Отдельные функции государственного финансового контроля возложены на Агентство по налогам и сборам России, Государственный таможенный комитет Российской Федерации.

Большими полномочиями, в том числе и по контролю в сфере финансов, располагает Главное контрольное управление Президента России. Оно привлекает к проверкам представителей правоохранительных и специальных органов контроля, обобщает практику изменения законодательства России в сфере контрольной деятельности, вносит предложения по его совершенствованию.

Важным органом финансового контроля в современных условиях становится Главное управление Федерального казначейства Минфина России, созданное в декабре 1992 г. как единая централизованная система, включая территориальные органы на местах. Главной задачей казначейства является организация, осуществление и контроль над исполнением республиканского бюджета государственных внебюджетных фондов. Ему вменяется в обязанность прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление ими. Казначейство занимается сбором, обработкой и анализом информации о состоянии государственных финансов, представляет высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти отчетность о финансовых операциях правительства и состоянии бюджетной системы. Для выполнения указанных задач органы казначейства наделяются большими правами. Они могут производить проверки денежных документов на предприятиях любой формы собственности и хозяйствования, взыскивать в бесспорном порядке средства, используемые не по назначению, приостанавливать операции по счетам, применять к нарушителям штрафные санкции.

Наряду с новыми контрольными органами в России продолжает действовать контрольно-ревизионная служба Минфина России и ведомственный финансовый контроль. К органам государственного финансового контроля относятся также Центральный банк Российской Федерации (Банк России) и контрольно-ревизионные структуры федеральных органов исполнительной власти, которые контролируют находящиеся в их ведении или непосредственном подчинении организации по основным направлениям деятельности этих институтов.

В изменяющихся условиях становления правового государства, формирование системы финансового контроля не является кратковременным процессом с заранее данными параметрами. Организация и функционирование эффективной системы финансов и контроля - обязательный и непременный элемент государственной финансовой политики, при котором совершенствование системы финансового контроля не может осуществляться автономно, но лишь как звено в общей системе мер перестройки финансового механизма.

Государственный финансовый контроль – не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования экономики. Посредством государственного финансового контроля выявляются отклонения от утвержденных показателей бюджета и нарушения законности, факты нецелевого и неэффективного использования финансовых ресурсов и государственной собственности. Это позволяет своевременно принять корректирующие меры, привлечь к ответственности виновных лиц, получить компенсацию за причиненный государству ущерб и провести мероприятия по предотвращению нарушений в будущем.

Важный инструмент этой политики - двухуровневая система государственного финансового контроля. Первый уровень – внешний контроль, который возложен на несколько государственных органов и учреждений, в том числе конституционный орган - Счетную палату Российской Федерации. Второй уровень - внутренний контроль, который проводят органы исполнительной власти и другие организации в соответствии с действующим законодательством.

Счетная палата РФ нуждается в придании ей статуса высшего постоянно действующего органа государственного финансового контроля. Ей явно необходимы права разрабатывать и проводить соответствующую политику, координировать деятельность федеральных органов по ее осуществлению. У нее должно быть больше, чем сейчас, реальных прав в борьбе с хищениями, финансовыми злоупотреблениями, коррупцией. В случае выявления нарушений в исполнении бюджетного законодательства у Счетной палаты должно быть право обращаться с исками в суд по защите интересов государства. Ей необходимо предоставить право безакцептного (бесспорного) списания средств со счетов злостных нарушителей бюджетного процесса в пользу федерального бюджета или получателей средств федерального бюджета в объеме допущенных нарушений. Это относится к тем случаям, когда представления и предписания Счетной палаты не выполняются, а предусмотренные ныне законом меры по приостановлению всех видов финансовых, платежных и расчетных операций нарушителей могут оказаться преждевременными.

Социальная функция государственных финансов способствует решению многочисленных социальных проблем. Здесь и регулирование трудовых отношений, и проведение государственной политики в области заработной платы, и регулирование цен на социально значимые товары и услуги, и содействие трудоустройству незанятого населения, и вопросы переподготовки кадров в соответствии с требованиями рынка труда и т.п.

Роль государства в регулировании экономики в полной мере должна проявиться в том, что государство является социальным партнером, стоящим выше интересов отдельных кланов и групп.

В качестве социального партнера государство призвано обеспечить согласование общенациональных интересов, коллективных и частных интересов предпринимательских структур, социальных групп. Оно должно разрешать социальные конфликты, сотрудничать с предпринимателями по вопросам выработки экономической стратегии и политики экономических реформ.

Государственные финансы имеют ряд особенностей. Они проявляются, прежде всего, в формировании финансов. Как известно, источниками здесь на 80-90% выступают налоговые поступления и на 10-20% - неналоговые доходы, получаемые от использования государственной собственности и соответствующей торговли. Особую специфику составляет создание централизованных фондов, включая такие значимые, как пенсионные фонды, фонд социального страхования, медицинского страхования и др. Свои особенности существуют и в практике использования государственных финансов. Они идут на содержание государственного аппарата, обслуживание потребностей государства, включая социальные расходы, на целевые программы, на погашение государственного долга и др. Важную особенность составляет то, что они применяются при разработке и реализации международных проектов, особенно связанных с решением глобальных мировых проблем. Понятно, что данный перечень специфических свойств государственных финансов далеко не полный. Однако и он дает определенное представление не только об их самой общей характеристике, но и значении для развития общества и его экономики.

Глава 10. Государственные финансы

Государственные финансы являются составной частью общей финансовой системы. Экономика стран в соответствии с системой национальных счетов подразделяется как известно, на следующие пять секторов:

нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия;

финансовые учреждения;

органы государственного управления;

частные некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства (население);

домашние хозяйства.

К этим секторам добавляется сектор остальных (других) стран мира. К каждому из этих секторов относятся соответствующие институциональные единицы. Совокупность финансов институциональных единиц каждого сектора в их взаимодействии между собой и другими секторами образует финансы секторов экономики.

Государственные финансы - это единый комплекс финансовых операций органов государственного управления, с помощью которого они аккумулируют денежные средства и осуществляют денежные расходы. Содержание понятия и структура государственных финансов определяются функциями государства и структурой системы органов государственного управления.

Основной функцией органов государственного управления является проведение государственной политики, выполнение государственных задач посредством предоставления нерыночных товаров и услуг для их потребления населением и обществом в целом, а также посредством перераспределения доходов (осуществления трансфертов) и богатства. Государство осуществляет свои функции не в целях коммерческой выгоды или прибыли, а для обеспечения коллективного потребления. Финансовые ресурсы сектора государственного управления формируются главным образом за счет налогов и отчислений, уплачиваемых предприятиями, учреждениями и организациями, относящимися к другим секторам.

Структура государственных финансов определяется двумя основными факторами. Одним из них является структура органов государственной власти. Другим - выделение в составе государственных финансов бюджетных средств и различного рода целевых фондов, не входящих в бюджета.

Систему государственного управления страны составляют органы государственной власти и их структуры, наделенные монопольным правом на власть в пределах данной территории или ее частей. Соответственно совокупность всех государственных единиц, функционирующих в стране, образует сектор государственного управления. Сектор органов государственного управления объединяет учреждения и организации, финансируемые из государственного бюджета.

Сектор государственного управления по уровням управления подразделяется в федеративных государствах на центральный (общегосударственный, федеральный), региональный и местный уровни, в унитарных государствах - на центральный и местный.

К центральному уровню относятся все государственные учреждения, министерства, ведомства и соответственно совокупность всех государственных единиц, являющихся инструментами центральной власти, включая территориально рассредоточенные общегосударственные органы. Этот уровень управления оказывает основное финансовое воздействие на экономику страны. Деятельность и финансовая система этого уровня управления оказывают решающее влияние на жизнь страны. Представительные и исполнительные органы вырабатывают и реализуют политику в интересах всей национальной экономики. На этом уровне определяется налогово-бюджетная политика, через финансы центрального правительства осуществляется инфляционное или дефляционное воздействие на функционирование экономики.

К региональным органам управления относятся органы власти областей, краев, республик, штатов (например, в США), земель (например, в ФРГ) и совокупность всех государственных управленческих единиц, осуществляющих властные полномочия на территориях, объединяющих более мелкие районы, которые контролируются и финансируются региональными органами власти. Региональные органы государственной власти обладают относительно независимыми полномочиями, которые они осуществляют на соответствующей части территории страны.

Региональные органы власти наделены в соответствии с конституциями стран определенными полномочиями на основе разграничения ответственности между центральными и региональными органами власти. Степень автономности региональных органов власти и объем их функций определяются размерами доходов, получаемых из контролируемыхими источников, и независимостью должностных лиц от административного контроля центрального правительства. Региональные органы власти существуют только в федеративных государствах и занимают промежуточное положение между общегосударственными и местными органами власти.

К местным органам власти относятся органы управления в городах и сельских местностях, обладающие самостоятельными структурными управленческими подразделениями, определенными законодательством автономными полномочиями и источниками финансовых средств, за счет которых функционируют подведомственные им институциональные заведения (образовательные, медицинские, социального обеспечения, культурные, спортивные и др.).

некоммерческие функции, выполняемые предприятиями, ведомствами и организациями, входящими в органы государственного управления;

социального страхования, осуществляемые, контролируемые и финансируемые органами государственного управления;

пенсионное обеспечение государственных служащих, резервные фонды которого инвестируются в государственные ценные бумаги;

производственная и коммерческая деятельность, обеспечивающая внутренние потребности сектора государственного управления и осуществляющая продажу за пределы этого сектора, но в незначительных объемах;

финансирование таких органов, как кредитные учреждения, фонды которых полностью образуются за счет средств государства и сберегательные учреждения, полностью отчисляющие все свои поступления государственным органам и обязательства которых имеют иную форму, чем срочные и сберегательные вклады;

деятельность некоммерческих учреждений, обслуживающих домашние хозяйства, и деятельность некоммерческих предприятий, финансируемых и контролируемых органами государственного управления или обслуживающих государственные учреждения;

операции, осуществляемые наднациональными органами.

Часть из этих функции для России нехарактерна в силу отсутствия соответствующим образом организованных видов деятельности. Нет, в частности, специализированных пенсионных фондов государственных служащих, кредитных учреждений, фонды которых полностью образуются за счет государства, наднациональных органов, создаваемых совместно с другими государствами и функционирующих за счет специально собираемых налогов и др. Однако в своей основе функции государственного управления в России аналогичны.

Необходимо отметить, что учреждения, выполняющие эти функции, входят в состав сектора государственного управления не потому, что их деятельность отражается в бюджете, а вследствие самого характера этой деятельности. Финансирование выполнения этих функций производится за счет бюджетов и внебюджетных фондов, являющихся двумя составляющими государственных финансов.

Центральное место в государственных финансах принадлежит бюджетам. В то же время существенную роль выполняют различные государственные автономные фонды на федеральном и региональном уровнях. Как правило, в этих фондах аккумулируются ресурсы для решения крупных проблем, требующих специального внимания органов государственной власти. Источниками средств таких фондов являются целевые налоги и сборы, перечисления средств из бюджета, капитализация доходов и займы. Во Франции и Японии за счет таких фондов финансируется примерно половина государственных расходов, в Великобритании - треть. Фонды имеют целевой характер и предназначены для финансирования различных социальных, экономических, научно-технических, кредитных и других проблем.

Исходя из особенностей России к сектору государственного управления и соответственно к государственным финансам отнесен Пенсионный фонд, выплаты из которого производятся всем пенсионерам, в то время как МВФ рекомендует относить только пенсионные фонды государственных служащих. Включение Пенсионного фонда в систему органов государственного управления диктуется следующими соображениями:

взносы в Пенсионный фонд осуществляют все предприятия и организации независимо от их принадлежности и формы собственности;

Пенсионный фонд в России обеспечивает доходами основную часть населения по достижении им пенсионного возраста;

операции Пенсионного фонда являются составной частью государственной политики и сопряжены с перераспределением доходов и инфляцией.

По аналогичным мотивам к государственным финансам в России наряду с Пенсионным фондом отнесены также следующие социальные внебюджетные фонды: Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, республиканский (федеральный) и территориальные фонды социальной поддержки населения.

Средства этих фондов формируются за счет отчислений работодателей, работников и средств бюджетов различных уровней, существуют также перетоки средств между фондами и другие поступления средств от государственных органов.

Внебюджетные фонды являются автономными государственными организациями, которые управляют поступающими в эти фонды обязательными платежами от предприятий, организаций и отдельных лиц. Такие фонды функционируют на уровне федерального правительства или могут быть организованы отдельно в каждом регионе. Фонды являются частью того уровня государственного управления, в рамках которого они организованы и функционируют. Различные государственные единицы должны объединяться с тем уровнем государственного управления, за счет которого в основном осуществляется их финансирование и который контролирует их деятельность. Например, операции по социальному страхованию рассматриваются как часть того уровня управления, на котором они осуществляются.

Различные уровни государственного управления располагают своими бюджетами и внебюджетными, например социальными, фондами. В этой связи система государственных финансов организуется таким образом, чтобы данные о доходах и расходах формировались как в территориальном разрезе, так и по вертикали с выделением соответствующих внебюджетных фондов. Это позволяет формировать консолидированные данные о государственном бюджете федерации и регионов, консолидированные данные по внебюджетным фондам и на этой основе консолидированные данные в целом по государственным финансам. В России определяются и публикуются консолидированные данные федерального и региональных бюджетов. Консолидированные данные по государственным финансам в целом пока в системном порядке не формируются и не публикуются. Учитывая, что расходы внебюджетных фондов составляют около четверти всех расходов государства, формирование консолидированных данных о доходах и расходах государства в целом является необходимым элементом управления государственными финансами и должно быть налажено.

Для более четкого отграничения сектора государственного управления и соответственно государственных финансов от других секторов экономики необходимо провести водораздел между сектором государственного управления и сектором нефинансовых государственных предприятий. Вопрос разграничения между сектором государственного управления и сектором нефинансовых (государственных) предприятий возникает при рассмотрении любого вида производственной или коммерческой деятельности.

К государственным предприятиям относятся хозяйственные единицы, которые принадлежат органам государственного управления или контролируются ими, осуществляют продажу рыночных товаров и услуг населению в крупных объемах. Органы государственной власти считаются собственниками данного предприятия, если они владеют всеми или более половиной его акций, других видов участия в капитале. Критерии, позволяющие определить, кто именно контролирует предприятие, являются более сложными. Контроль над единицей включает выработку политики, управление и руководство. Даже если органам государственного управления не принадлежит большая часть капитала предприятия, но при этом они в значительной степени контролируют его деятельность, единица считается государственным предприятием.

Деятельность государственных предприятий не отражается в секторе государственного управления и относится к сектору нефинансовых предприятий.

Финансовые операции и остатки средств на счетах таких государственных предприятий не включаются в сектор государственного управления в силу того, что характер их деятельности по своей природе отличается от характера деятельности этого сектора, а решение стоящих перед ними задач, связанных с производством и финансированием, не основывается на соображениях государственной политики.

Нефинансовые государственные предприятия занимаются производством и реализацией тех видов товаров и услуг, которые, как правило, производятся частными предпринимательскими предприятиями. При этом они могут устанавливать цены, не покрывающие полностью издержек производства. Те предприятия и организации, которые не осуществляют реализацию товаров и услуг населению в крупных размерах, а занимаются выполнением функций регулирования (например, лицензирование продавцов), не должны включаться в сектор нефинансовых государственных предприятий. Если основное финансирование или контроль над деятельностью таких единиц принадлежит государственным органам, то они должны включаться в сектор государственного управления.

Критерием, позволяющим разграничить нефинансовые государственные предприятия от ведомственных предприятий, действующих в рамках сектора государственного управления, является корпоративный характер таких предприятий и большой объем осуществляемой им деятельности.

Выявление единиц, являющихся нефинансовыми государственными предприятиями, представляется важным прежде всего для обозначения границ сектора государственного управления, из которого их следует исключать, и определения границ нефинансового государственного сектора. Нефинансовые предприятия занимают некоторое промежуточное положение между ведомственными предприятиями, которые не являются корпоративными и не занимаются производством и реализацией услуг в больших объемах, и частными предприятиями, которые не принадлежат органам государственного управления и не контролируются ими.

В сектор государственного управления включается только деятельность ведомственных предприятий. В качестве ведомственных рассматриваются предприятия и организации, функционирующие в рамках сектора государственного управления и занимающиеся коммерческой или производственной деятельностью. Характерными чертами ведомственных предприятий, позволяющих осуществлять их отграничение, являются следующие:

они не являются корпоративными или квазикорпоративными;

органически связаны с соответствующими министерствами, комитетами и другими органами государственного управления;

осуществляют производство товаров, а не государственных услуг, для других единиц сектора государственного управления (в этом случае они называются вспомогательными). Реализация товаров за пределы государственного сектора незначительна.

Трактовка поступлений и расходов ведомственных предприятий отличается от принятой для данного сектора. Выручка от продажи их продукции может не покрывать издержки производства. В этом случае она не представляет собой располагаемого дохода органов государственного управления, а расходы таких единиц являются в полной мере расходами органов управления. Только разница между выручкой от продаж и текущими издержками производства увеличивает размер располагаемого дохода. Если такую разницу можно установить, то она отражается в составе сектора государственного управления. Как правило, ведомственные предприятия сильно интегрированы в финансовую систему государственных органов, и предполагается, что полное покрытие их издержек, связанных с уплатой процентов или с капитальными затратами, включается в операции тех органов, в рамках которых они функционируют, и полностью отражается в их статистике.

Примерами ведомственных предприятий вспомогательного типа являются ремонтные мастерские, типографские и издательские службы, оказывающие услуги органам государственного управления, центральные транспортные объединения, службы хозяйственного управления и др. Эти организации и предприятия могут реализовывать свою продукцию за пределы сектора государственного управления. Примерами ведомственных предприятий, основной деятельностью которых является реализация товаров и услуг за пределы данного сектора в незначительных размерах, являются службы общественного питания в зданиях государственных организаций, организации, занимающиеся арендой жилья для государственных служащих.

Остановимся еще на часто встречающемся понятии "нефинансовый государственный сектор". В основе этого понятия лежит принадлежность или контроль единицы со стороны органов государственного управления. Нефинансовый государственный сектор охватывает сектор государственного управления и нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные государственные предприятия. Необходимость выделения этого сектора вызвана тем, что влияние и воздействие на экономику со стороны государственных органов осуществляется также через предприятия, принадлежащие или контролируемые этими органами. Данные предприятия могут быть использованы для реализации важнейших государственных программ. Общая потребность в финансировании сектора государственного управления и нефинансовых государственных предприятий и возможность ее удовлетворения являются важным показателем общего объема выполняемых ими операций и того влияния, которое оказывается ими на состояние денежной системы страны.

При объединении данных об операциях органов управления и предприятий можно агрегировать операции, имеющие одинаковое значение как для государственных органов, так и для государственных предприятий.

В нефинансовый государственный сектор не включаются государственные финансовые учреждения. Это дает возможность определить потребность в финансировании сектора государственного управления и нефинансовых государственных предприятий, которая покрывается за счет средств, предоставляемых Центральным банком и другими банками, принадлежащими или контролируемыми органами управления.

При формировании государственных финансов необходимо производить четкое разграничение между секторами государственного управления и финансовых учреждений, так как они играют ключевую роль в налогово-бюджетной и финансовой политике. В сектор финансовых учреждений входят учреждения, основным видом деятельности которых является одновременное принятие обязательств и приобретение финансовых активов на рынке капитала; прием срочных и сберегательных вкладов и депозитов до востребования; выполнение функций органов денежно-кредитного регулирования.

Учреждения или деятельность такого рода, осуществляемая в рамках сектора государственного управления, не относится к государственным финансам. Исключение таких финансовых функций из органов” государственного управления необходимо для более полного и четкого представления результатов финансовой деятельности государственных органов, выражающейся в форме их операций с финансовой системой, чтобы не смешивать между собой эти два сектора.

В сектор финансовых учреждений входят следующие подсектора: органы денежно-кредитного регулирования, коммерческие банки, депозитные банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, прочие финансовые учреждения. Пенсионный фонд отнесен к сектору государственного управления.

Функции подсектора органов денежно-кредитного регулирования заключаются в управлении валютными резервами страны и регулировании объема денежной массы, а также контроле за функционированием остальных частей денежной и финансовых систем. Эти функции выполняет Центральный банк. Все функции денежно-кредитного регулирования независимо от того, какими институциональными единицами они выполняются, рассматриваются как деятельность подсектора денежно-кредитного регулирования, а не сектора государственного управления.

Задачами подсектора органов денежно-кредитного регулирования являются денежная эмиссия, контроль над объемом кредита, управление международными резервами страны, осуществление общего контроля над денежно-кредитной системой. Однако следует отметить, что некоторые из этих функций могут осуществляться правительственными учреждениями. Например: дополнительный выпуск монет и банкнот мелкого достоинства казначейством, управление золотовалютными резервами страны, находящимися в ведении казначейства или другого государственного органа (в России валютные резервы находятся в ведении Центрального банка РФ и Министерства финансов РФ), проведение операций с МВФ через правительственные счета, посредничество между внутренними должниками и зарубежными кредиторами, осуществляемое государственными органами в целях регулирования платежного баланса посредством принятия на себя задолженности других секторов с переносом сроков ее погашения. Операции с международными денежно-кредитными организациями (Международный валютный фонд) относятся к сектору финансовых учреждений, а не к сектору государственного управления.

В государственных финансах учитывается только единая операция между сектором государственного управления и подсектором денежно-кредитного регулирования, которая отражает чистый поток средств, поступающих в этот сектор или направляющихся из него в результате проведения таких операций. Операции банков не отражаются в финансах сектора государственного управления. Страховые компании и прочие финансовые учреждения также не включаются в сектор государственного управления независимо от того, кто является их владельцем и кто их контролирует.

Финансовые учреждения, как и нефинансовые предприятия, могут либо полностью принадлежать государственным органам, либо эти органы могут владеть большей долей в капитале этих единиц или осуществлять преимущественный контроль над их деятельностью. В этом случае они рассматриваются как государственные финансовые учреждения и не включаются в сектор государственного управления.

К финансовым учреждениям, операции которых не относятся к сектору государственного управления, относятся Сберегательный банк России, государственные банки развития, финансовые и инвестиционные компании, ипотечные банки и другие аналогичные финансово-кредитные учреждения.

В случае создания финансово-кредитных органов, все фонды которых образуются за счет государственных средств и которые обладают правом принятия финансовых обязательств перед другими, они входят в состав сектора государственного управления. Такими организациями могут быть фонды кредитования жилищного строительства, кредитная деятельность официальных ведомств без права принимать вклады или какие-либо другие финансовые обязательства перед обществом, специализированные организации по продаже государственных сберегательных облигаций.

Преобразование государственных финансов является одним из важнейших направлений экономических реформ в России. Как в условиях планово-распределительной системы, так и в условиях рынка государственные финансы являются инструментом мобилизации средств для проведения государственной политики и оказывают серьезное воздействие на социально-экономическую и внешнеполитическую жизнь страны. Однако роль государственных финансов существенно изменяется.

В планово-распределительной системе государство является собственником и управляет финансовыми ресурсами всех субъектов хозяйствования страны. В рыночной экономике финансы децентрализованы. Основная часть этих ресурсов обращается за пределами сектора государственного управления. Финансовые ресурсы негосударственного сектора принадлежат соответствующим субъектам хозяйствования. Государство может непосредственно управлять только собственными финансами, а на финансы других секторов экономики в состоянии лишь оказывать воздействие. Управление государственными финансами в центре и на местах осуществляется путем утверждения законодательных актов, бюджетов и отчетов об их исполнении, установления и отмены налогов и других видов платежей в бюджет. Оперативное управление осуществляется правительством, исполнительными органами на местах, государственными финансовыми органами, налоговой службой, казначейством, руководством государственных внебюджетных фондов.

В период политических и социально-экономических преобразований в России политика правительства, Минфина и ЦБ РФ нацелена на формирование новой системы общественных отношений, создание основ рыночной экономики. Осуществляются меры по переходу к экономическим методам регулирования денежного оборота, изменению роли государства и государственных финансов во взаимоотношениях с другими секторами экономики с учетом институциональных изменений (приватизация, развитие частного предпринимательства, коммерческих банков, страховых компаний, рыночной инфраструктуры, либерализация цен, внешней торговли и др.).

В результате преобразований основная масса финансовых ресурсов перешла из сектора государственного управления под контроль негосударственных структур. В результате децентрализации финансовых ресурсов доля финансовых ресурсов, аккумулируемых и расходуемых государством, в ВВП резко снизилась. Уменьшились расходы государства на развитие отраслей народного хозяйства, сократились централизованные государственные капитальные вложения и кредиты на эти цели.

В 1991 г. бюджетная система России была разделена на три автономных уровня. Сектор государственного управления в России как в республике с федеральным устройством охватывает федеральный, региональный (республики, края, области, Москва, Санкт-Петербург) и местный (муниципальный) уровни. Основные типы институциональных единиц, относящихся к сектору органов государственного управления, следующие:

федеральные органы управления: Федеральное Собрание, аппарат Президента Российской Федерации, аппараты федеральных министерств и ведомств; государственные учреждения здравоохранения, образования, культуры и искусства, науки, финансируемые, как правило, из федерального бюджета; государственные внебюджетные фонды;

Экономическое содержание государственных финансов и их структура определяются функциями государства и иерархией органов государственного управления.

В составе государственных финансов выделяются отдельные обособленные звенья, каждое из которых выполняет свои специфические функции.

В составе государственных финансов представлены следующие звенья (рис. 3).

Рисунок 3. Звенья государственных финансов

Каждый из указанных звеньев проявляются в своей сущности, выполняют функции и имеют целевые ориентиры. В государстве нельзя игнорировать какое-либо звено государственных финансов, так как это приведет к снижению возможности государства в финансовом обеспечении различных затрат в социально-экономическом развитии общества.

Благодаря разному функциональному назначению перечисленных звеньев каждое из них имеет свою институциональную структуру. Единый комплекс финансовых операций по аккумуляции денежных средств и осуществлению государственных расходов выполняют органы государственного управления.

По уровню государственного руководства экономической и социальной сферой государственные финансы подразделяются на :

  • 1)общегосударственные (республиканские, федеральные, правительственные)
  • 2)местные (муниципальные).

Благодаря такому разнообразию финансовых связей, по функциональному назначению, государство может оказывать влияние на многие экономические и социальные процессы как в территориальном, так и отраслевом аспектах.

Важную роль в составе государственных финансов играют бюджетные отношения. С помощью бюджетных взаимосвязей перераспределяются значительные объемы денежных средств как от хозорганов в пользу государства, так и в обратном направлении - от государства предприятиям, организациям, населению.

Роль республиканского бюджета состоит в том, что его ресурсы предназначены для финансирования общегосударственных мероприятий: государственных целевых комплексных программ, обороны, обеспечения правопорядка, охраны границ, государственного управления, развития социальной сферы, выполнения международных обязательств. С помощью республиканского бюджета решаются задачи структурных преобразований экономики, ее стабилизации, отраслевой сбалансированности, поддержка единого уровня социальной защищенности населения.

Местные бюджеты в значительной степени используются для регулирования экономических процессов, размещения производительных сил, развития территориальной инфраструктуры, воспроизводства трудовых ресурсов. Огромную роль местные бюджеты играют в финансировании социальных расходов.

Назначение внебюджетных фондов - финансирование отдельных целевых мероприятий за счет специальных целевых отчислений и других источников. В бюджетах средства обезличиваются, а правовой статус внебюджетных фондов позволяет использовать средства строго по целевому назначению. Автономность фондов предполагает самостоятельное управление без участия представительных и исполнительных органов, что позволяет более оперативно использовать средства внебюджетных фондов.

В государственном кредите отношения связаны с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения и их передачей государственным органам для финансирования государственных потребностей. В международном кредите в отношения вступают иностранные государства, их компании, фирмы, а также международные и межгосударственные финансовые учреждения.

Функционирование государственного сектора основывается на наличии государственной собственности. С точки зрения классификации собственности выделяется имущество государственных юридических лиц и государственная казна (согласно Гражданскому кодексу Республики Казахстан) .

Имущество государственных юридических лиц является законодательно обособленным и составляет основу для функционирования финансов государственных предприятий и организаций. Особенности их деятельности изложены в разделе «Финансы хозяйствующих субъектов», так как специфика предприятий государственного сектора идентична для всех субъектов данного звена финансовой системы и подчиняется единым принципа организации.

Государственная казна разделяется на республиканскую и местную. Республиканская казна включает:

  • 1) средства республиканского бюджета;
  • 2) золотовалютные запасы государства;
  • 3) имущество исключительного права собственности государства (земля, ее недра, растительный и животный мир, другие природные ресурсы);
  • 4) необособленное имущество, относящееся к республиканской собственности. Имущество бесхозное (бесхозяйное), не востребованное собственником, конфискованное, выморочное, переданное государству по праву наследования, клады, находки, подлежащие сдаче или передаче государству - в казну - становящееся казенным.

Местная казна включает:

  • - средства местного бюджета;
  • - необособленное имущество, относящееся к коммунальной собственности.

Подобное разнообразие форм использования собственности позволяет государству производить гибкую и адресную экономическую и финансовую политику, активно применять финансовый механизм воздействия на экономические и социальные процессы, направляя их в нужное русло. При этом проявляются роль и значение категории «государственные финансы» как основы выполнения экономических функций правительства, осуществления целей и задач развития общества на каждом определенном этапе его существования.

В финансовой системе важное место принадлежит государственным предприятиям. На современном этапе развития, несмотря на проведенную в 80-х гг. приватизацию, государственная собственность сохраняет сильные позиции в экономике. Государственные предприятия получают многочисленные заказы, обеспечивая частному предпринимательству обширный и гарантированный рынок сбыта по ряду изделий, стимулируют процесс накопления капитала путем перераспределения национального дохода в пользу других звеньев финансовой системы (через низкие цены и тарифы на продукцию государственных и высокие цены на продукцию частных предприятий, потребляемую государственными) и инвестирование собственных средств в малорентабельные отрасли экономики .

Можно выделить несколько причин образования государственных предприятий, которые часто переплетаются и действуют одновременно.

1) Экономические причины вызваны необходимостью вмешательства государства в хозяйственные процессы. Функционирование государственных предприятий влияет на соотношение между отдельными отраслями материального производства, способствует изменению его структуры, стимулирует рост прогрессивных отраслей. Широкое внедрение новой техники и научных достижений, автоматизация производственных процессов требуют крупных финансовых средств, высокоразвитой энергетической базы.

В этой связи особое значение приобретает развитие в рамках государства таких отраслей промышленности, как газовая, электроэнергетическая, нефтяная, угольная. Помимо этого, создаются государственные научно-исследовательские центры и опытные предприятия; производится санирование монополистических предприятий, оказавшихся на грани банкротства; строятся новые предприятия в капиталоемких отраслях.

Государственные предприятия широко используются в качестве инструмента анти циклического и антиинфляционного регулирования.

2) Развитие вышеназванных отраслей, проведение исследовательских работ требуют крупных первоначальных капиталовложений. Частные предприятия неохотно идут на риск, связанный с освоением новых производств. Поэтому данные расходы финансирует государство. В этом и заключаются финансовые причины. 3. Политические причины обусловлены развитием интернационализации, что привело к широкому участию государственных предприятий в процессах интеграции производства и капитала.

В современных условиях государственные и смешанные предприятия создают зарубежные филиалы с участием иностранного капитала, заключают лицензионные и другие соглашения по научно-техническому сотрудничеству и таким образом становятся непосредственными участниками международных экономических отношений. Многие государственные предприятия реализуют за границей значительную часть производимой продукции (это особенно характерно для Франции, которая за рубежом продает 50-60% всей продукции ряда государственных компаний) .

Финансы государственных предприятий представляют собой совокупность экономических денежных отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств и накоплений предприятий, а также с контролем за формированием, распределением и использованием этих фондов и накоплений.


Государственные финансы являются важнейшей сферой финансовой системы государства. Через них государство влияет на экономическое и социальное развитие страны в целом, отдельных ее регионов и социальных групп населения.
По своей экономической сущности государственные финансы - это совокупность распределительно-перераспределительных отношений, возникающих в процессе формирования и использования финансовых ресурсов государства, предназначенных для обеспечения выполнения государством возложенных на него функций.
С помощью государственных финансов государство распределяет и перераспределяет значительную часть валового внутреннего продукта, который является основным объектом финансовых отношений. Субъектами государственных финансов, с одной стороны, является государство, с другой - население и субъекты хозяйствования. В Украине государственные финансы как основная сфера финансовой системы страны опосредствуют около 80 % всех финансовых ресурсов и охватывают разнообразные финансовые институты, с помощью которых государство осуществляет свою финансовую деятельность.
В состав государственных финансов входят такие звенья: совокупность всех бюджетов государства; централизованные и децентрализованные фонды целевого назначения; финансы предприятий и организаций государственной и коммунальной формы собственности; государственный кредит. По уровням государственные финансы подразделяются на: общегосударственные и местные (табл.5.1.).
Общегосударственные финансы формируют финансовую базу деятельности высших органов государственной власти и управления. Они предназначены для обеспечения тех потребностей общества, которые имеют общенациональный характер и отражают интересы всего государства. Они являются инструментом влияния на социально-экономическое развитие страны. Общегосударственные финансы осуществляют распределение и перераспределение ВВП между отдельными регионами страны и отраслями экономики с целью сбалансированного их развития. Таким образом, общегосударственные финансы способствуют оптимизации территориального и отраслевого развития страны.
Местные финансы - это финансовая база деятельности местных органов власти и управления. Основное назначение местных финансов состоит в обеспечении финансовой независимости местных органов самоуправления. Местные финансы обеспечивают региональные потребности в финансовых ресурсах и их внутритерриториальное перераспределение.
Функционирование государственных финансов неотделимо от государства. Их необходимость обусловлена тем, что при любом типе экономической системы основным назначением государства является обеспечение финансовыми ресурсами тех потребностей, которые не могут быть удовлетворены через рыночный механизм, то есть через спрос и предложение, а также лично каждым гражданином, с учетом объективных причин. К этим потребностям относятся, в частности, структурное преобразование экономики, защита внешней среды, обороноспособность, правопорядок, проведение фундаментальных научных исследований, общее образование, подготовка кадров, социальное обеспечение и страхование, здравоохранение и др.
Исходя из этого, государство строит свою финансовую политику, определяя уровень вмешательства в хозяйственную деятельность производственных структур и социального обеспечения своих граждан. От этих факторов зависит, какая часть ВВП должна сосредотачиваться в государственных финансовых институтах.
Таблица 5.1.
Состав государственных финансов
.
Уровни
Звенья
Бюджет
государства,
в т.ч. Внебюджетные
целевые
фонды
в т. ч. Государственный
кредит
в т.ч. Финансы
государств.
сектора
в т.ч.
Общегосу-
дарственные
финансы

Государст-
венный бюджет
Общегосудар-
ственные
фонды
Государствен-
ные
займы Финансы
государств.
предприятий
и организаций
Местные
финансы

Местные
бюджеты
Региональные
фонды
Местные
займы Финансы
коммунальн.
предприятий
и
организаций
Впервые функции государства и государственных финансов в условиях рыночной экономики были сформулированы американским ученым- экономистом Ричардом Масгрейвом в работе (1978г.). Таких функций три:
Предоставление общественных товаров и услуг или регулирование процесса, в соответствии с которым определяется состав общественных товаров и услуг, то есть - осуществляется распределение ограниченных производственных факторов (рабочей силы и капиталов) между общественным и частным секторами (алокационная функция).
Корректирование распределения доходов и имущества (дистрибутивная функция).
Поддержка высокого уровня занятости при достаточной стабильности цен (стабилизационная функция).
Алокационная фукция. Государство может влиять на распределение ограниченных народнохозяйственных ресурсов с помощью таких способов:
обоснование и осуществление права собственности;
прямое предоставление государством определенных благ, которые финансируются из бюджета за счет общих налогов или специальных сборов (например, строительство и эксплуатация дорог и других объектов инфраструктуры, государственные заказы на осуществление научных исследований);
использование налогов и сборов как инструмента управления производством или потреблением (налоговые льготы для инвестиций по охране окружающей природной среды, сборы за очистку воды)
государственные субсидии предприятиям (вместо налоговых льгот), удешевление кредитов за счет бюджетных средств, предоставление общественных благ по ценам ниже себестоимости;
другие.
Дистрибутивная функция. Государство влияет на распределение и перераспределение доходов и имущества граждан при проведении мероприятий относительно предоставления государственной помощи незащищенным слоям населения, при формировании налоговой политики. При этом могут быть использованы следующие элементы:
налоги как инструмент перераспределения (в форме прогрессивного налога на доходы, налоги на имущество);
прямое предоставление общественных благ без участия пользователя в расходах (образование, государственная система здравоохранения);
предоставление различных видов денежной помощи, стипендий студентам, субсидий на оплату жилища и коммунальных услуг;
административное регулирование минимальной заработной платы, введение обязательного социального страхования;
другие.
Стабилизационная функция. Государство осуществляет мероприятия, направленные на более эффективное использование производственных ресурсов, обеспечение уровня занятости и стабилизацию цен. Инструментами обеспечения стабилизационной политики являются:
изменение объемов и структуры государственных расходов;
изменение видов и ставок налогов и сборов, тарифов;
мероприятия в сфере государственного долга, изменение структуры государственного долга и источников его финансирования;
осуществление определенной политики заработной платы и занятости, решение проблем государственного сектора как работодателя;
другие.
Анализ теоретических концепций и практики промышленно развитых стран показывает, что в условиях рыночной экономики государство берет на себя решение тех задач, которые не могут быть решены частным сектором, или решаются им неэффективно. Поэтому государственный сектор является необходимым для того, чтобы общество оставалось жизнеспособным.
Государство корректирует неспособность рынка, предоставляя общественные блага и осуществляя мероприятия против негативных внешних влияний. В условиях некачественной конкуренции государство проводит политику защиты потребителя, организовывая предоставление соответствующей информации или вмешиваясь в процессы формирования цен частными производителями монополистами. Исходя из этого, сам факт существования государства можно рассматривать как.
Функционирование сферы государственных финансов характеризуется такими финансовыми категориями:
государственные доходы;
государственные расходы;
государственный кредит.

Введение

Государственные финансы являются важным элементом любой финансовой системы. При любом государственном устройстве и системе экономических взаимоотношений государственные финансы являются необходимым звеном, поскольку обеспечивают взаимосвязь между финансами всех субъектов экономики. Кроме того, государство является уникальной структурой, обладающей возможностями контроля и перераспределения ресурсов, что ставит государственные финансы в особое положение и возлагает определенную ответственность на государственную систему финансирования.

Государственные финансы - это комплекс финансовых операций, осуществляемых органами государственного управления, с помощью которых происходят аккумуляция денежных средств и осуществление денежных расходов. Т.е. государство постоянно осуществляет определенные операции по сбору и перераспределению денежных средств. Именно данные операции в своей совокупности являются государственными финансами.

Поскольку денежные средства любых субъектов экономики отражаются так или иначе в ВВП (внутреннем валовом продукте), можно сказать, что ВВП является общим доходным источником.

Энергетика является одной из основных отраслей народного хозяйства любой страны, по уровню ее развития и потенциальным возможностям можно судить об экономической мощи страны.

Энергетическую ситуацию в мире можно назвать относительно благополучной благодаря большим запасам ископаемого топлива, стабильности цен, неуклонному прогрессу в области сохранения и рационального использования энергии, совершенствованию энергетических технологий, более эффективному применению рыночных регуляторов.

Одной из жизненно важных предпосылок существования и развития общества является его надежное энергоснабжение. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), выполняющий функции энергоснабжения, сам является крупным сектором народного хозяйства.

Сущность и роль государственных финансов

Структура государственных финансов

Государственные финансы представляют собой систему парораспределительных денежных отношений, регламентированных государством, связанных с формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов (доходов), необходимых государству для выполнения своих функций. Им присущи три основных признака:

· это всегда денежные отношения;

· эти денежные отношения вызваны фактом существования государства и носят регламентированный характер;

· эти денежные отношения связаны с перераспределением уже распределенного (на уровне хозяйствующих субъектов) валового внутреннего продукта.

Если имеются в наличии все три признака, то эти отношения относятся именно к государственным финансам.

Структуру государственных финансов можно определять с двух точек зрения. Государственные финансы могут быть рассмотрены с точки зрения преемственности к тем или иным органам государственной власти или с позиции разделения государственных финансов на бюджетные и не бюджетные фонды. Рассмотрим государственные финансы с точки зрения структуры государственной власти. Здесь можно выделить федеральные финансы, финансы субъектов РФ и финансы органов местного самоуправления. Данная структура полностью соответствует системе государственного управления страной и может видоизменяться в зависимости от системы государственного регулирования. Другими словами, в унитарных государствах отсутствуют региональные финансы, поскольку нет регионов, и все финансовые процессы происходят на общегосударственном и местном уровнях. Общегосударственными или федеральными финансами распоряжаются государственные органы федерального значения. Здесь определяется направление расходования государственных средств и производится контроль за использованием государственных ресурсов. Именно от точного и продуманного использования федеральных финансов зависит полноценность развития всей национальной экономики. Именно на данном уровне происходит формирование бюджета, в котором отражены все направления развития страны, объемы и источники финансирования данных программ. Кроме того, федеральные финансы являются важным звеном в структуре государственных финансов, поскольку именно на федеральном уровне производится воздействие на экономику с помощью кредитно-денежного, инфляционного, налогового и других рычагов.

К региональным финансам относят финансовые операции, осуществляемые на региональном уровне в целях выполнения государственных функций региона. Не имеет большого значения название субъекта, распоряжающегося данными финансовыми ресурсами. Это могут быть как финансы региона, так и финансы штата, федеральной земли, как в Германии, или финансы областей и республик. Вне зависимости от названия данные органы власти обладают относительной самостоятельностью и могут формировать собственные финансовые потоки. Финансы на данном уровне формируются как путем извлечения дохода из собственных источников, так и при использовании ресурсов, предоставляемых федеральным центром.

Местные органы власти формируют, соответственно, местный уровень финансов, или муниципальные финансы, как их часто называют. К местным органам власти относятся самостоятельные органы правления в городах и населенных пунктах. Местные органы власти формируют так называемые муниципалитеты, благодаря чему финансы, которыми обладают местные власти, получили название муниципальных финансов. Данные финансы формируются за счет специфических источников и направляются на обеспечение нормального развития и деятельности организаций, необходимых для жителей данного муниципалитета.

Отношения между федеральными, региональными и местными финансами определяются системой межбюджетных отношений. Таким образом, взаимодействие между федеральными и муниципальными финансами тесно связано с бюджетными и внебюджетными фондами, формируемыми как на федеральном, так и на местном уровне.

Рассматривая государственные финансы с точки зрения распределения средств по фондам различной направленности, следует отметить, что данные фонды одинаковы по своей сущности на любом уровне. Здесь можно выделить бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы унитарных предприятий. В зависимости от принадлежности к тому или иному уровню государственного управления можно выделить федеральный бюджет, бюджет субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

Таким образом, различаются и все остальные элементы структуры государственных финансов. Соответственно, можно различить финансы государственных казенных унитарных предприятий, финансы предприятий, принадлежащих субъектам РФ и финансы муниципальных унитарных предприятий. Все элементы являются взаимосвязанными и формируют общую структуру государственных финансов.

Бюджет является первым и основным элементом системы государственных финансов. Именно на бюджет ложится основная нагрузка финансирования проектов государственных структур управления. Именно в бюджете отражены все доходы и расходы той или иной структуры.

Социальные статьи бюджета всегда являлись незащищенными, поскольку денежные средства всегда являются ограниченными и при любом распределении средств денег меньше, чем необходимо. Исторически сложилась система, при которой социальные статьи первыми подвергались сокращению. Тем не менее, современное общество невозможно представить без достаточного финансирования социальных программ. В результате средства на финансирование социальных программ необходимо аккумулировать вне бюджета. Именно поэтому широкое распространение получили внебюджетные фонды, формируемые на всех уровнях для эффективного распределения денежных ресурсов в целях финансирования социально значимых программ.

Внебюджетные фонды могут включать в себя средства, формируемые самими государственными структурами, и добровольные отчисления граждан. Все внебюджетные фонды имеют четкое предназначение и являются независимыми по отношению к бюджету.

Третьим элементом системы государственных финансов является кредит на всех уровнях его предоставления. Потребность в кредите проистекает все из того же постоянного недостатка финансовых ресурсов. Дефицит средств может быть покрыт при помощи использования займов двух типов: внутреннего и внешнего.

Причем следует учитывать, что внешний кредит подразумевает не только международные займы, но и кредит, предоставленный другим уровнем финансовой структуры. Например, для муниципального образования внешним будет являться кредит, предоставленный федеральными органами власти.

Следующим звеном в структуре государственных финансов являются финансы государственных предприятий. Финансы предприятий, принадлежащих государственным органам, представляют собой не просто периодически пополняемый источник денежных средств, но и возможность увеличения доходности за счет эффективной работы предприятия.

Следует заметить, что в основном государству принадлежат заведомо экономически неэффективные, но имеющие большое общественное значение, предприятия. Тем не менее, финансы государственных предприятий необходимо учитывать и четко понимать их возможности по представлению дополнительных средств в распоряжение государственных органов власти.

Следует отметить, что рассмотренная нами вертикальная структура государственных финансов присуща всем формам государственного устройства.

Новое на сайте

>

Самое популярное