Домой Хоум Кредит Банк Инфраструктура российского рынка ценных бумаг (краткий ликбез). Регулятивная инфраструктура рынка ценных бумаг

Инфраструктура российского рынка ценных бумаг (краткий ликбез). Регулятивная инфраструктура рынка ценных бумаг

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: «Государственное регулирование рынка ценных бумаг»



Введение

Рынок ценных бумаг как составная часть финансово-кредитной системы является объектом государственного регулирования, основная цель которого – защитить интересы инвесторов от противоправных действий со стороны эмитентов или посредников.

Соответственно необходима активная и целенаправленная политика государства в отношении развития рынка ценных бумаг, формирования модели регулирования рынка, которая будет адекватна конкретным условиям российской экономики, национальным интересам и традициям.

Таким образом, рынок ценных бумаг является на сегодняшний день важной с точки зрения восстановления экономической ситуации в стране. Целью моей работы является создание картины развития рынка ценных бумаг и роли государственных органов России в его регулировании.


1. Сущность рынка ценных бумаг

Если исходить из того, что рынок вообще – это всякий институт, или механизм, который связывает вместе предъявителей спроса и поставщиков определенных товаров, работ или, услуг, то рынок ценных бумаг является одним из сегментов этого рынка, где осуществляется обращение ценных бумаг между различными субъектами.

В общем виде рынок ценных бумаг можно определить как совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участникам. В этом смысле понятие рынка ценных бумаг не отличается и не может отличаться от определения рынка любого другого товара. Например, Ф. Котлер определил рынок как «сферу потенциальных обменов», К.Р. Макконел как «институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг». Отличия появляются, если сравнить сам объект исследуемого рынка. Номенклатура рынка ценных бумаг соответствует не рынку какого-то отдельного товара, а товарному рынку в целом. Если товары производятся на заводах и фабриках, то ценные бумаги выпускаются в обращение. Чтобы товар дошел до своего потребителя, нужна своя организация товародвижения, а для ценной бумаги – своя. Товар продается один или несколько раз, а ценная бумага может продаваться и покупаться неограниченное число раз. Рынок ценных бумаг – это составная часть рынка любой страны. Основой рынка ценных бумаг являются товарный рынок, деньги и денежный капитал. Первый является надстройкой над вторым, производным по отношению к ним.

Различают следующие виды рынков ценных бумаг:

· международные и национальные рынки ценных бумаг;

· национальные и региональные (территориальные) рынки;

· рынки конкретных видов ценных бумаг (акции, облигации);

· рынки государственных и корпоративных (негосударственных) ценных бумаг;

· рынки первичных и производных ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг – это своеобразное зеркало, отражающее основные черты современной экономики. Ситуация на рынке ценных бумаг сообщает инвесторам информацию об экономической конъюнктуре в стране и дает им ориентиры для вложения своих капиталов.

Основное назначение рынка ценных бумаг в любом обществе с развитыми рыночными отношениями состоит в том, что он позволяет аккумулировать временно свободные денежные средства и направлять их на развитие перспективных отраслей экономики.

Лица и организации, имеющие временно свободные излишки денежных средств и заинтересованные в их приумножении, называются инвесторами.

Организации, заинтересованные в привлечении денежных средств для развития производства, торговли, реализации каких-либо программ, требующих определенных денежных затрат (инвестиций) называют эмитентами.

Рынок ценных бумаг находится между ними как посредник. Таким образом, рынок ценных бумаг является тем механизмом, который помогает эмитентам аккумулировать денежные средства инвесторов, а инвесторам – приумножить денежные средства путем вложения денежных средств в ценные бумаги и в случае необходимости в любой момент преобразовывать ценные бумаги в деньги.

Если участники рынка ценных бумаг не выполняют друг перед другом взятых на себя обязательств, то рынок ценных бумаг перестает функционировать. Это обусловлено тем, что ценные бумаги не являются предметом первой необходимости и без них в повседневной жизни любой инвестор может вполне обойтись. Для того чтобы участники фондового рынка соблюдали правила игры, должны функционировать контролирующие органы, на которые возложены обязанности по регулированию процесса взаимодействия участников фондового рынка между собой и выполнения ими взятых на себя обязательств друг перед другом, требований законодательства и соблюдения правил работы на фондовом рынке. На рынке корпоративных ценных бумаг регулирующие функции выполняет федеральная комиссия по ценным бумагам.

Рынок ценных бумаг подразделяется на:

ü Первичный рынок – это приобретение ценных бумаг их первыми владельцами, это первая стадия процесса реализации ценных бумаг, это первое появление ценных бумаг на рынке, на котором осуществляется их первичное размещение.

ü Вторичный рынок ценных бумаг – это обращение ранее выпущенных ценных бумаг, это совокупность всех актов купли-продажи или других форм перехода ценных бумаг от одного владельца к другому в течении всего срока существования ценных бумаг.

Оба этих понятия тесно связаны. Без первичного рынка ценных бумаг, который поставляет для обращения фондовые ценности, не может быть и вторичного рынка.

Без полноценного вторичного рынка нельзя говорить об эффективном функционировании первичного рынка и в целом о рынке ценных бумаг. Вторичный рынок, создавая механизм для осуществления операций с ценными бумагами, усиливает доверие инвесторов к рынку ценных бумаг, стимулирует их желание приобретать фондовые ценности, способствует более полноценному аккумулированию ресурсов общества в интересах расширенного воспроизводства.

Эффективная работа вторичного рынка зависит от состояния инфраструктуры рынка ценных бумаг.

Инфраструктура рынка ценных бумаг – это общие условия развития рынка ценных бумаг. Если отсутствует нормальная инфраструктура, соответствующая потребностям современного уровня развития, то рынок ценных бумаг не способен выполнять свои функции в полном объеме или выполняет их на недостаточном уровне, отчего страдает вся экономика страны в целом.

Единая инфраструктура рынка ценных бумаг подразделяется на:

1. правовую инфраструктуру, представляющую собой совокупность нормативных правовых актов, регулирующих раннюю сферу общественных отношений и юридических механизмов воздействия при разрешении конфликтных ситуаций;

2. информационную инфраструктуру, которая включает в себя совокупность органов и организаций, осуществляющих сбор, хранение, передачу, тиражирование и распространение информации о ценных бумагах, профессиональных участниках фондового рынка, состоянии фондового рынка.

3. функциональную инфраструктуру (фондовые биржи, внебиржевые фондовые торговые системы);

4. техническую инфраструктуру (депозитарий);

5. регулятивную инфраструктуру.

Любые операции с ценными бумагами и даже простое владение определенными видами ценных бумаг влечет за собой возникновение важного фактора, как риск.

Российский рынок ценных бумаг, по объективно сложившимся обстоятельствам своего гипертрофированного быстрого роста в условиях не полностью реформированной экономики, чем он отличается от многих других рынков, является чрезвычайно рискованным.

Субъекты, оперирующие на рынке ценных бумаг, как инвесторы, так и профессионалы должны иметь представление о тех видах рисков, с которыми они сталкиваются на рынке ценных бумаг.



2. Роль и место рынка ценных бумаг в реформированной экономике

В результате глубоких институциональных реформ Россия достигла значительного прогресса в формировании экономики рыночного типа и создании основных элементов 3-х уровневой системы ее финансирования:

1. бюджетное финансирование;

2. банковские кредиты;

3. прямые инвестиции через механизм рынка капиталов.

С точки зрения мобилизации свободных финансовых ресурсов наиболее высокими темпами развивался рынок государственных ценных бумаг и рынок ценных бумаг коммерческих банков, а также рынок ценных бумаг и суррогатов ценных бумаг, выпускаемых вновь созданными компаниями, включая не лицензированные финансовые компании, привлекавшие средства населения.

На современном этапе развития экономики сложились основные предпосылки для прямого выхода предприятий на рынок капиталов в целях привлечения инвестиционных ресурсов через выпуск ценных бумаг: существует огромный спрос на капитал со стороны предприятий и в то же время растет спрос на корпоративные бумаги.

Результатом экономических реформ стало быстрое перераспределение доходов, ранее поступавших в государственный бюджет, в пользу предприятий, а от предприятий к населению. Такое перераспределение доходов явилось неизбежным следствием демократизации хозяйственной жизни, но происходило оно в условиях неразвитости системы стимулов для инвестиций и системы рыночного формирования и распределения инвестиционных ресурсов, хотя доля сбережений в доходах как физических, так и юридических лиц осталась высокой. Однако эти сбережения трансформировались главным образом в такие типы финансовых активов, которые не связаны с финансированием производства: в наличную валюту (население, рост скрытых иностранных активов юридических лиц, бегство капиталов),

С точки зрения территориального перераспределения финансовых ресурсов развития рынка государственных ценных бумаг и выпуск ценных бумаг банками способствовали усилению процессов концентрации финансовых ресурсов в г. Москве и нескольких других крупных финансовых центрах.

Сфера, где можно накопить капитал или его получить – есть финансовая сфера деятельности. Основными рынками, на которых преобладают финансовые отношения, являются:

· рынок банковских капиталов

· валютный рынок

· рынок страховых и пенсионных фондов;

Следует различать рынки, куда можно только вкладывать капитал, или первичные рынки, и собственно финансовые рынки, где эти капиталы накапливаются, концентрируются, централизуются и вкладываются в первичные рынки. Финансовые рынки (рынки капиталов) – это рынки посредников между первичными владельцами денежных средств и их конечными пользователями.

Поскольку не все ценные бумаги ведут свое происхождение от денежных капиталов, постольку рынок ценных бумаг не может в полном объеме быть отнесен к финансовому рынку. В той части, в какой рынок ценных бумаг основывается на деньгах как на капитале, он называется фондовым рынком и в этом качестве составляя часть финансового рынка. Фондовый рынок образует большую часть рынка ценных бумаг. Оставшаяся часть рынка ценных бумаг в силу своих небольших размеров не получила специального названия, поэтому понятия рынка ценных бумаг и фондового рынка считают синонимами.

Место рынка ценных бумаг можно оценить с двух позиций:

1. с точки зрения объемов привлечения денежных средств из разных источников;

2. с точки зрения вложения свободных денежных средств в какой-либо рынок.

Привлечение денежных средств может осуществляться за счет внутренних и внешних источников. К внутренним источникам относятся амортизационные отчисления и полученная прибыль. Основными внешними источниками являются банковские ссуды и средства, полученные от выпуска ценных бумаг. В обществе преобладают внутренние источники, ибо внешние являются результатом перераспределения первых.

Свободные денежные средства могут быть использованы для прибыльного инвестирования во многие сферы: в производственную и хозяйственную деятельность (промышленность, строительство, торговлю, связь), в недвижимость, антиквариат, произведения искусства. Денежные средства могут быть вложены в иностранную валюту, если отечественная обесценивается, ценные бумаги различных видов отданы в ссуду или положены под проценты на банковский депозит. Рынок ценных бумаг – одна из многих сфер приложения свободных капиталов, а поэтому ему приходится конкурировать за их привлечение.

Денежные средства между перечисленными рынками вложений капитала происходят в зависимости от многих факторов, основными из которых являются:

· уровень доходности рынка

· уровень налогообложения рынка

· уровень риска потери капитала или недополучения ожидаемого дохода

· организация рынка, возможность быстрого входа и выхода с рынка, уровень информированности рынка.

Рынок ценных бумаг имеет ряд функций, которые можно разделить на две группы:

1. Общерыночные функции, присущие каждому рынку:

· коммерческая функция, т.е. функция получения прибыли от операций на данном рынке;

· ценовая функция, т.е. рынок обеспечивает процесс складывания рыночных цен, их постоянное движение;

· информационная функция, т.е. рынок производит и доводит до своих участников рыночную информацию об объектах торговли и ее участниках;

· регулирующая функция, т.е. рынок создает правила торговли и участия в ней, порядок разрешения споров между участниками, устанавливает приоритеты, органы контроля или управления;

2. Специфические функции рынка ценных бумаг, которые отличают его от других рынков:

· перераспределительная функция;

а) перераспределение денежных средств между отраслями и сферами рыночной деятельности;

б) перевод сбережений, прежде всего населения, из непроизводительной в производительную форму;

в) финансирование дефицита государственного бюджета на не инфляционной основе, т.е. без выпуска в обращение дополнительных денежных средств.

· функция страхования ценовых и финансовых рисков, стала возможной благодаря появлению класса производных ценных бумаг: фьючерсных и аукционных контрактов.

Одна из основных функций рынка ценных бумаг заключается в мобилизации денежных средств инвесторов для целей организации и расширения производства. Существование рынка ценных бумаг способствует формированию эффективной и рациональной экономики.


3. Регулирование рынка ценных бумаг

Любая человеческая деятельность на данном этапе развития общества должна быть регулируема, не является исключением и рынок ценных бумаг. В законе «О рынке ценных бумаг» предусматривается как регулирование деятельности государственными органами, так и специальными организациями, функционирующими на рынке ценных бумаг.

Для начала следует выделить систему регулирования рынка ценных бумаг – так называемую регулятивную инфраструктуру рынка, на данный момент эта система включает в себя:

· государственные органы регулирования;

· саморегулирующиеся организации;

· законодательные нормы рынка ценных бумаг;

· этику, традиции и обычаи рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг – это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование рынка ценных бумаг охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем, осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования.

Различают:

1. государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами;

2. регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка;

3. общественное регулирование или регулирование через общественное мнение.

Регулирование рынка ценных бумаг обычно преследует следующие цели:

ü поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

ü защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций от преступных организаций;

ü обеспечение свободного и Открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

ü создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;

ü в определенных случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т.п.;

ü воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышения темпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т.д.).

Конкретные цели регулирования рынка ценных бумаг всегда определяются текущей экономической и бюджетной политикой, состоянием экономического роста и ряда других факторов.

Процесс регулирования рынка ценных бумаг включает:

1. создание нормативной базы функционирования рынка;

2. отбор профессиональных участников рынка;

3. контроль за соблюдением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;

4. систему санкций за уклонение от норм и правил.

– разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка – с другой;

– выделение тех ценных бумаг, которые в первую очередь нуждаются в тщательном регулировании;

– обеспечение конкуренции между участниками рынка;

– обеспечение гласности нормотворчества;

– соблюдение преемственности российской системы регулирование рынка ценных бумаг и учет опыта мирового рынка.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Особенность рынка ценных бумаг состоит в том, что обращающиеся на нем ценности представляют собой совокупность прав и не существуют в отрыве от обеспечиваемой государством нормативной правовой базы и системы правоприменения. Таким образом, государство выполняет системообразующую функцию, которая будет непрерывно видоизменяться в соответствии со стоящими перед ним задачами по обеспечению национальных интересов.

Государство создает систему регулирования рынка и обеспечивает ее функционирование. Развитие системы правоприменения как одного из ключевых элементов системообразующей функции государства будет приоритетным направлением государственной политики.

Государство выступает крупнейшим заемщиком на рынке ценных бумаг и оказывает прямое влияние на его количественные и качественные характеристики.

Государство является крупнейшим держателем ценных бумаг российских предприятий и выступает крупнейшим продавцом на рынке корпоративных ценных бумаг.

Государство выполняет ряд важнейших функций на рынке ценных бумаг, среди них можно выделить следующие основные:

1. разработка программы и стратегии развития рынка ценных бумаг, наблюдение и регулирование исполнения этой программы, выработка законодательных актов для реализации стратегии;

2. установление требований к участникам рыночного процесса, установка различных стандартов;

3. контролирование финансовой безопасности и устойчивости рынка, надзор за выполнением распоряжений по безопасности;

4. обеспечение информированности всех без исключения инвесторов о состоянии рынка;

5. формирование государственных систем страхования на рынке ценных бумаг;

6. контроль и предупреждение чрезмерного вложения инвестиций в государственные ценные бумаги;

На сегодняшний день известны две модели государственного регулирования рынка ценных бумаг, первая подразумевает, что государство максимально активно контролирует и вмешивается в регуляционный процесс на рынке и лишь небольшая часть передается саморегулирующимся организациям. Вторая модель прямо противоположна первой – роль государства в регулировании минимальна и основная доля регулирования принадлежит участникам рынка. В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями.

Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации выделяет следующие важнейшие принципы государственной политики на рынке ценных бумаг:

а) государство, выполняя универсальную функцию по защите граждан, их законных прав и интересов, осуществляет меры по защите прав участников рынка ценных бумаг на основе лицензирования и регулирования всех видов профессиональной деятельности на этом рынке.

б) принцип единства нормативной правовой базы, режима и методов регулирования рынка на всей территории Российской Федерации;

в) принцип минимального государственного вмешательства и максимального саморегулирования, основывающийся на минимизации затрат из федерального бюджета, отказа от навязывания централизованных решений, гласности нормотворчества и обязательности участия профессиональных участников рынка в регулировании;

г) принцип равных возможностей, означающий:

– стимулирование государством конкуренции на рынке ценных бумаг через отсутствие преференций для отдельных его участников;

– равенство всех участников рынка перед органами, осуществляющими его регулирование;

– гласное и конкурсное распределение государственной поддержки различных проектов на рынке;

– отсутствие преимуществ у государственных предприятий, функционирующих на рынке, перед коммерческими;

– запрет государственным органам давать публичные оценки профессиональным участникам рынка;

– отказ от государственного регулирования цен на услуги профессиональных участников рынка (кроме компаний-реестродержателей).

д) принцип преемственности государственной политики на рынке ценных бумаг, означающий последовательность государственной политики и ее приверженность складывающейся российской модели рынка ценных бумаг;

е) принцип ориентации на мировой опыт и учета тенденции глобализации финансовых рынков, а также предполагающий разработку взвешенной политики по отношению к иностранным инвесторам и иностранным участникам российского рынка ценных бумаг.

К числу основных принципов государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся:

ü функциональное регулирование в сочетании с институциональным регулированием по вопросам организации контроля и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка;

ü использование механизмов саморегулирования рынка, создаваемых при помощи государства и под его контролем;

ü распределение полномочий по регулированию рынка между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, а также различными органами исполнительной власти;

ü приоритет в защите мелких инвесторов и населения, всех форм коллективных инвестиций при развитии системы регулирования рынка;

ü приоритет в развитии инфраструктурных организаций;

ü максимальное снижение и разделение рисков;

ü поддержка конкуренции на рынке;

ü предотвращение или частичное снятие конфликтов интересов на основе регулирования вопросов совмещения видов профессиональной деятельности.

Формой выражения государственного регулирования рынка ценных бумаг, прежде всего, являются нормативно-правовые акты, с помощью которых осуществляется регулирование. Область законодательства гораздо легче поддается влиянию государства, чем другие составляющие рынка ценных бумаг. Следовательно, с помощью разумных законов можно обеспечить наиболее сильное воздействие с целью ускорения процесса становления фондового рынка.

Основные проблемы в этой области заключаются не в самом факте регулирования, а в конкретных способах и формах, которыми оно должно осуществляться. Кроме того, учитывая, что наше государство само является крупным акционером, необходимо иметь механизм общественного (независимого) контроля и регулирования рынка ценных бумаг.

На сегодняшний момент имеется около 1000 законодательных и нормативных документов, регулирующих различные стороны деятельности его участников. Основные законодательные акты, которыми регулируется российский рынок ценных бумаг:

Ø Гражданский кодекс РФ, части I и II

Ø Закон «О банках и банковской деятельности»

Ø Закон «О центральном банке Российской Федерации»

Ø Закон «О товарных биржах и биржевой торговле»

Ø Закон «О валютном регулировании и валютном контроле»

Ø Закон «О государственном внутреннем долге Российской Федерации»

Ø Закон «Об акционерных обществах»

Ø Закон «О рынке ценных бумаг»

Ø Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг и т.д.

Однако существующие документы зачастую не дополняют, а противоречат и даже взаимоисключают друг друга. На настоящий момент документом, определяющим направление деятельности по регулированию рынка ценных бумаг, является вышеупомянутая Концепция. Согласно ей, национальные интересы России определяют основные цели государственной политики на рынке ценных бумаг. К их числу относятся:

Создание и обеспечение эффективного функционирования механизмов привлечения инвестиций в частный сектор российской экономики, и, прежде всего, в приватизированные предприятия;

Финансирование дефицита федерального бюджета на основе связанных с рынком ценных бумаг методов неинфляционного финансирования конкретных долгосрочных проектов;

Создание надежных механизмов и финансовых инструментов инвестирования средств населения;

Перестройка системы управления приватизированными предприятиями и создание института «эффективного собственника», повышение дисциплинирующего воздействия рынка ценных бумаг на администрации российских компаний;

Предотвращение социальных взрывов и конфликтов, могущих возникнуть в результате проведения операций на рынке ценных бумаг, путем защиты прав участников рынка ценных бумаг, и в первую очередь прав инвесторов;

Создание в России цивилизованного рынка ценных бумаг и его интеграция в мировой финансовый рынок, обеспечение самостоятельного места российского рынка в системе международных рынков капиталов;

Борьба с суррогатами ценных бумаг и с мошенничеством, пресечение незаконной деятельности на рынке ценных бумаг.

В стратегическом плане указанные цели комплиментарные и должны реализоваться через единый комплекс мер, скоординировано осуществляемых государственными органами и профессиональными участниками рынка.

Государство может осуществлять так называемое прямое управление РЦБ, которое состоит в разработке норм и правил и контроля за их выполнением.

Кроме этого государство осуществляет и косвенное, или экономическое управление РЦБ через систему налогообложения, денежную политику, государственные капиталы и государственную собственность и ресурсы.

В настоящий момент преобладающим является косвенное регулирование РЦБ, а именно:

Ø контроль за денежной массой в обращении и объемом предоставленных кредитов с помощью влияния на ставки ссудного процента;

Ø изменения в налогообложении и сроках амортизационных отчислений;

Ø гарантии правительства (по депозитам, кредитам, займам частного сектора и др.);

Ø внешнеэкономическая (операции с иностранной валютой, золотом, мероприятия по стимулированию экспорта, валютные ограничения и т.д.) и внешнеполитическая деятельность (развитие или свертывание политических контактов, отражающиеся на внешней торговле и экономических связях, военные действия и пр.).

Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг в настоящее время еще не сложилась. Регулированием РЦБ на государственном уровне занимаются:

1. Высшие органы государственной власти:

а) Государственная дума (издает законы, регулирующие РЦБ);

б) Президент (издает указы);

в) Правительство (выпускает постановления, обычно в развитие указов президента).

2. Государственные органы регулирования РЦБ министерского уровня:

а) Министерство финансов РФ (регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций, субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании и фонды, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение);

б) Центральный банк РФ (регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом РЦБ, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на РЦБ и т.д.);

в) Государственный комитет по антимонопольной политике (устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением);

г) Госстрахнадзор (регулирует особенности деятельности на рынке ценных бумаг страховых компаний);

д) Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (занимается лицензированием деятельности реестродержателей и регулированием их деятельности. В будущем могла бы взять на себя основную нормотворческую и контрольную работу по регулированию РЦБ).


Заключение

рынок ценный регулирование инфраструктура

Рынок ценных бумаг России – это не новое явление, хотя значительный разрыв поставил страну в новые условия, и использование прошлого опыта в этой ситуации существенно осложнено. Но история показывает, что государственные органы были ключевыми «фигурами» в регулировании рынка ценных бумаг и поэтому, на мой взгляд, отход в современной практике от этой модели является неэффективным, хотя такая точка зрения существует.

Становление современного рынка ценных бумаг прошло, как и во всем мире с большим процентом, так называемых финансовых пирамид, но вследствие таких факторов как низкий уровень правовой грамотности населения, резкий переход государства на рельсы рыночных отношений и некоторых других привел к появлению огромного количества финансовых пирамид, а их крах к недоверию населения к ценным бумагам как форме инвестиционных вложений.

Эта ситуация сложилась вследствие следующих причин:

§ слабое государственное регулирование рынка ценных бумаг (запоздание нормативно-правовой базы, высокий уровень коррумпированности, слабая наказуемость нарушителей на рынке ценных бумаг, отсутствие концепции развития рынка ценных бумаг как основной направляющей государственной политики в этой области, политическая нестабильность);

§ информационная закрытость рынка, что влечет за собой неустойчивость рынка, недоверие;

§ территориальная и финансовая и отраслевая деформация, которая является и на сегодняшний момент обычным фактом в России;

§ большое количество нерезидентов на рынке, которые в своем большинстве являются не стратегическими, а спекулятивными участниками на рынке.

Эти проблемы, прежде всего, необходимо решить государственным органам на сегодняшний момент для восстановления доверия населения к рынку ценных бумаг, создав благоприятные и, самое главное, надежные условия для инвестирования финансов в ценные бумаги. Это возможно через усиление норм ответственности за правонарушения на рынке ценных бумаг, увеличение контрольных функций регулирующих государственных органов, в частности ФКЦБ России, установление налоговых и других льгот при инвестировании в ценные бумаги, а также другие меры.

Если государственные органы действительно станут реальной властью в стране, то наша страна может надеяться на дальнейшее развитие во всех отраслях жизнедеятельности. Все-таки Россия – страна с огромным потенциалом и она должна занять подобающее ей место в мире.



Список используемой литературы

1. Гражданский Кодекс, часть I и II

3. Астахов М. Рынок ценных бумаг и его участники. - М., 2006.

4. «Введение в российский фондовый рынок» // Уч. пос. под ред. Золотарев В.С., Кузнецов Н.Г., Кравцова Н.И. и др., Ростов-на-Дону, 2005 г. с. 5–7.

5. Ивашина Т.Б. «Рынок ценных бумаг: анализ, зарубежный опыт, перспективы», Воронеж, 2006 г. с. 13–15.

6. Никифорова В.Д., Астровская В.Ю. Государственные и муниципальные ценные бумаги. – СПб.: Питер, 2008.

7. «Рынок ценных бумаг» // Уч. пос. под ред. Колесников В.И., Торкановский В.С., Бакланов С.А., СПб, 2007 г., с. 80–97.


К.О. ЛИПЕЙ

Регулирование рынка ценных бумаг - это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.
Регулирование рынка ценных бумаг охватывает всех его участников - эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников и организации инфраструктуры рынка. Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним.

Внешнее означает подчиненность деятельности организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям. Внутреннее регулирование - это подчиненность деятельности организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим ее деятельность, ее подразделений и работников.
Регулирование рынка ценных бумаг охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем, а именно эмиссионные, посреднические, инвестиционные, спекулятивные, залоговые, трастовые и т. п. Регулирование осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:
· государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами;
· регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка. Этот процесс развивается двояко. С одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг, а с другой - последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;
· общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение. Именно реакция широких слоев общества на какие-то действия на рынке ценных бумаг служит первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.
Регулирование рынка ценных бумаг обычно преследует следующие цели:
· поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;
· защиту участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций от преступных организаций;
· обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;
· создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;
· создание в определенных случаях новых рынков, поддержание необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т. п.;
· воздействие на рынок для достижения каких-то общественных целей, например для повышения темпов роста экономики, снижения уровня безработицы.
Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает в себя: создание нормативной базы функционирования рынка; отбор профессиональных участников рынка; контроль над соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке. Санкциями могут быть устное и письменное предупреждения, штраф, уголовное наказание, исключение из рядов участников рынка.
Принципы регулирования российского рынка ценных бумаг во многом зависят от политических и экономических условий, но одновременно должны отражать проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг. Основные принципы регулирования рынка:
· разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка - с другой. В первой связке регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом, по ней обязанным; во второй - отношения, в которых заключаются и исполняются сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками;
· выделение из всех видов ценных бумаг так называемых инвестиционных, т. е. тех, которые выпускаются массово, сериями (траншами) и могут быстро распространяться, рынок которых может быть быстро организован. Этими инструментами злоумышленники могут нанести существенный ущерб участникам рынка;
· максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка. Достигается возможность получения участниками рынка ценных бумаг информации друг о друге для принятия деловых решений при операциях на рынке;
· необходимость обеспечения конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Реализуется через неприятие регулятивных документов, делающих преференции отдельным участникам рынка. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами;
· при разделении полномочий между регулирующими органами следует исходить из того, что нормотворчество и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом;
· обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка. Повышает качество нормотворчества и его объективность;
· преемственность российской системы регулирования рынка ценных бумаг, имеющей определенную историю и традиции. Следует учитывать растущую интеграцию национального фондового рынка с международным. Неэффективно строить новую систему регулирования рынка «с центра поля», необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные регуляционные решения;
· оптимальное распределение функций регулирования рынка ценных бумаг между государственными и негосударственными органами управления (коммерческими и общественными организациями).
Государство на российском рынке ценных бумаг выступает в качестве:
· эмитента - при выпуске государственных ценных бумаг;
· инвестора - при управлении крупными портфелями акций промышленных обществ;
· профессионального участника - при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;
· регулятора - при создании законодательства и подзаконных актов;
· верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов.
Прямое или административное управление рынка ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем:
· установления обязательны требований ко всем участника рынка;
· регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;
· лицензирования профессиональной деятельности на рынке;
· обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;
· поддержания правопорядка на рынке.
Косвенное, или экономическое, управление рынка ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы, а именно:
· систему налогообложения - ставки налогов, льготы и освобожденные от них;
· денежную политику - процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.;
· государственные капиталы - государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.;
· государственную собственность и ресурсы - государственные предприятия, природные ресурсы и земли.
Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг пока не сложилась. На начало 1996 г. ее составляли высшие органы государственной власти - Государственная Дума, Президент РФ и Правительство РФ.
Саморегулируемые организации - некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг на добровольной основе с целью регулирования определенных аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации. Количество и направленность саморегулируемых организаций должны устанавливаться государством, так как один и тот же предмет саморегулирования не может регулироваться двумя или более однотипными органами.
Права саморегулируемой организации:
· разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке ценных бумаг;
· осуществление профессиональной подготовки кадров, установление требований, обязательных для работы на рынке;
· контроль над соблюдением участниками рынка установленных правил и нормативов;
· информационная деятельность на рынке;
· обеспечение связи и представительства
(защиты) интересов участников рынка ценных бумаг.
Необходимо сформировать правовую основу деятельности саморегулируемых организаций, создаваемых для разработки соответствующих положений законодательства, а также охраны и защиты прав акционеров. Принцип использования таких организаций не нов, между тем их создание для охраны и защиты прав акционеров может иметь эффект. Место таких организаций сейчас с успехом занимают соответствующие коммерческие структуры, и результативность их деятельности превышает функционирование соответствующих государственных органов.


Введение

Глава 1. Теоретические аспекты рынка ценных бумаг, его составные части и функции

1 Понятие рынка ценных бумаг и его виды

2 Функции и составные части рынка ценных бумаг

Глава 2. Регулирование рынка ценных бумаг

1 Сущность, определение процесса регулирование рынка ценных бумаг

2 Основные виды регулирования рынка ценных бумаг

Заключение

Список использованных источников


ВВЕДЕНИЕ


В настоящее время одним из наиболее гибких финансовых инструментов является использование ценных бумаг.

Ценные бумаги - неизбежный атрибут всякого нормального товарного оборота. Будучи товаром, они сами вместе с тем способны служить как средством кредита, так и средством платежа, эффективно заменяя в этом качестве наличные деньги.

Если исходить из того, что рынок вообще - это всякий институт, или механизм, который связывает вместе предъявителей спроса и поставщиков определенных товаров, работ или, услуг, то рынок ценных бумаг является одним из сегментов этого рынка, где осуществляется обращение ценных бумаг между различными субъектами.

В общем виде рынок ценных бумаг можно определить как совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками. В этом смысле понятие рынка ценных бумаг не отличается и не может отличаться от определения рынка любого другого товара.

Регулирование рынка ценных бумаг необходимо для упорядочения деятельности на нем всех его участников и операций между ними организациями, уполномоченными на эти действия. Регулирование рынка ценных бумаг охватывает:

государственное регулирование;

регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка.

Государство может передать часть своих функций по регулированию уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг; последние также могут договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;

общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение, поскольку реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг способна стать первопричиной тех или иных регулятивных действий государства или профессионалов рынка.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ, ЕГО СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ И ФУНКЦИИ


.1 Понятие рынка ценных бумаг и его виды


В общем виде рынок ценных бумаг можно определить как совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками.

Классификации рынков ценных бумаг имеют много сходства с классификациями самих ценных бумаг. Так различают:

международные и национальные рынки ценных бумаг;

региональные рынки ценных бумаг;

рынки конкретных видов ценных бумаг (акций, облигаций и т.п.);

рынки государственных и корпоративных (негосударственных) ценных бумаг;

рынки первичных и производных ценных бумаг.

Смысл той или иной классификации рынка ценных бумаг определяется ее практической значимостью.

В той части, в какой рынок ценных бумаг основывается на деньгах как на капитале, он называется фондовым рынком.

Фондовый рынок образует большую часть рынка ценных бумаг. Оставшаяся часть рынка ценных бумаг в силу своих небольших размеров не получила специального названия, и поэтому часто понятия рынка ценных бумаг и фондового рынка считаются синонимами.

Рынок ценных бумаг - это часть финансового рынка. Другой его частью является рынок банковских ссуд. Коммерческий банк редко дает ссуду более чем на год. Выпуская ценные бумаги, можно получить ссуду на несколько десятилетий (облигации) или в бессрочное пользование (акции). За делением финансового рынка на две части стоит деление капитала на оборотный и основной.

Рынок ценных бумаг дополняет систему банковского кредита и взаимодействует с ней. Коммерческие банки предоставляют посредникам РЦБ ссуды для подписки на ценные бумаги новых выпусков, а те продают банкам крупные блоки ценных бумаг для перепродажи.

Важной частью рынка ценных бумаг является денежный рынок, на котором обращаются краткосрочные долговые обязательства, главным образом, казначейские векселя (билеты). Денежный рынок обеспечивает гибкую подачу наличности в казну государства и дает возможность корпорациям и отдельным лицам получать доход на их временно свободные денежные средства.

Как и любой другой рынок, РЦБ складывается из спроса, предложения и уравновешивающей их цены. Спрос создается компаниями и государством, которым не хватает собственных доходов для финансирования инвестиций. Бизнес и правительства выступают на РЦБ чистыми заемщиками (больше занимают, чем одалживают), а чистым кредитором является население, у которого доход по разным причинам превышает расходы на текущее потребление и инвестиции в материальные активы (например, в недвижимость).


1.2 Функции и составные части рынка ценных бумаг


Рынок ценных бумаг имеет целый ряд функций, которые можно условно разделить на две группы: общерыночные функции, присущие обычно каждому рынку, и специфические функции, которые отличают его от других рынков.

К общерыночным функциям относятся:

коммерческая функция, то есть функция получения прибыли от операций на данном рынке;

ценовая функция, то есть обеспечение процесса складывания рыночных цен, их постоянное движение;

информационная функция, то есть рынок производит и доводит до своих участников рыночную информацию об объектах торговли и ее участниках;

регулирующая функция, то есть создание правил торговли и участия в ней, порядок разрешения споров между участниками, устанавливает приоритеты, органы контроля или даже управления.

К специфическим функциям рынка ценных бумаг можно отнести следующие:

перераспределительную функцию;

функцию страхования ценовых и финансовых рисков.

Перераспределительная функция условно может быть разбита на три подфункции:

перераспределение денежных средств между отраслями и сферами рыночной деятельности;

перевод сбережений, прежде всего населения, из непроизводительной в производительную форму;

финансирование дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, то есть без выпуска в обращение дополнительных денежных средств.

Функция страхования ценовых и финансовых рисков, или хеджирование, стала возможной благодаря появлению класса производных ценных бумаг: фьючерсных и опционных контрактов.

Составные части рынка ценных бумаг имеют своей основой не тот или иной вид ценной бумаги, а способ торговли на данном рынке в широком смысле слова. С этих позиций выделяют следующие рынки:

первичный и вторичный;

организованный и неорганизованный;

биржевой и внебиржевой;

традиционный и компьютеризированный;

кассовый и срочный.

Первичный рынок - это приобретение ценных бумаг их первыми владельцами, первая стадия процесса реализации ценной бумаги; первое появление ценной бумаги на рынке, обставленное определенными правилами и требованиями.

Вторичный рынок - это обращение ранее выпущенных ценных бумаг; совокупность всех актов купли-продажи или других форм перехода ценной бумаги от одного ее владельца к другому в течение всего срока существования ценной бумаги.

Организованный рынок ценных бумаг - это их обращение на основе устойчивых правил между лицензированными профессиональными посредниками - участниками рынка - по поручению других участников рынка.

Неорганизованный рынок - это обращение ценных бумаг без соблюдения единых для всех участников рынка правил.

Биржевой рынок - это торговля ценными бумагами на фондовых биржах.

Внебиржевой рынок - это торговля ценными бумагами, минуя фондовую биржу.

Биржевой рынок - это всегда организованный рынок ценных бумаг, так как торговля на нем ведется строго по правилам биржи и только между биржевыми посредниками, которые тщательно отбираются среди всех других участников рынка. Внебиржевой рынок может быть организованным и неорганизованным. Организованный внебиржевой рынок основывается на компьютерных системах связи, торговли и обслуживания по ценным бумагам.

Торговля ценными бумагами может осуществляться на традиционных и компьютеризированных рынках. В последнем случае торговля ведется через компьютерные сети, объединяющие соответствующих фондовых посредников в единый компьютеризированный рынок, характерными чертами которого являются:

отсутствие физического места, где встречаются продавцы и покупатели, и, следовательно, отсутствие прямого контакта между ними;

полная автоматизация процесса торговли и его обслуживания; роль участников рынка сводится в основном только к вводу заявок на куплю-продажу ценных бумаг в систему торгов.

Кассовый рынок ценных бумаг («кэш» - рынок или «спот»-рынок) - это рынок с немедленным исполнением сделок в течение 1-2 рабочих дней. Срочный рынок ценных бумаг - это рынок, на котором заключаются разнообразные по виду сделки со сроком исполнения, превышающим 2 рабочих дня. Чаще всего срок исполнения сделок составляет 3 месяца.


ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ


.1 Сущность, определение процесса регулирование рынка ценных бумаг


Любая человеческая деятельность на данном этапе развития общества должна быть регулируема, не является исключением и рынок ценных бумаг.

В законе «О рынке ценных бумаг» предусматривается как регулирование деятельности государственными органами, так и специальными организациями, функционирующими на рынке ценных бумаг.

Для начала следует выделить систему регулирования рынка ценных бумаг - так называемую регулятивную инфраструктуру рынка, на данный момент эта система включает в себя:

государственные органы регулирования;

саморегулирующиеся организации;

законодательные нормы рынка ценных бумаг;

этику, традиции и обычаи рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг - это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование рынка ценных бумаг охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем, осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования.

Различают:

государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами;

регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка;

общественное регулирование или регулирование через общественное мнение.

Регулирование рынка ценных бумаг обычно преследует следующие цели:

поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций от преступных организаций;

обеспечение свободного и Открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;

в определенных случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений;

воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышения темпов роста экономики, снижения уровня безработицы).

Конкретные цели регулирования рынка ценных бумаг всегда определяются текущей экономической и бюджетной политикой, состоянием экономического роста и ряда других факторов.

Процесс регулирования рынка ценных бумаг включает:

создание нормативной базы функционирования рынка;

отбор профессиональных участников рынка;

контроль за соблюдением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;

систему санкций за уклонение от норм и правил.

Основными принципами регулирования являются:

разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка - с другой;

выделение тех ценных бумаг, которые в первую очередь нуждаются в тщательном регулировании;

обеспечение конкуренции между участниками рынка;

обеспечение гласности нормотворчества;

соблюдение преемственности российской системы регулирование рынка ценных бумаг и учет опыта мирового рынка.

рынок ценный спрос предложение цена

2.2 Основные виды регулирования рынка ценных бумаг


Особенность рынка ценных бумаг состоит в том, что обращающиеся на нем ценности представляют собой совокупность прав и не существуют в отрыве от обеспечиваемой государством нормативной правовой базы и системы правоприменения. Таким образом, государство выполняет системообразующую функцию, которая будет непрерывно видоизменяться в соответствии со стоящими перед ним задачами по обеспечению национальных интересов.

Государство создает систему регулирования рынка и обеспечивает ее функционирование. Развитие системы правоприменения как одного из ключевых элементов системообразующей функции государства будет приоритетным направлением государственной политики.

Государство выступает крупнейшим заемщиком на рынке ценных бумаг и оказывает прямое влияние на его количественные и качественные характеристики.

Государство является крупнейшим держателем ценных бумаг российских предприятий и выступает крупнейшим продавцом на рынке корпоративных ценных бумаг.

Государство выполняет ряд важнейших функций на рынке ценных бумаг, среди них можно выделить следующие основные:

разработка программы и стратегии развития рынка ценных бумаг, наблюдение и регулирование исполнения этой программы, выработка законодательных актов для реализации стратегии;

установление требований к участникам рыночного процесса, установка различных стандартов;

контролирование финансовой безопасности и устойчивости рынка, надзор за выполнением распоряжений по безопасности;

обеспечение информированности всех без исключения инвесторов о состоянии рынка;

формирование государственных систем страхования на рынке ценных бумаг;

контроль и предупреждение чрезмерного вложения инвестиций в государственные ценные бумаги;

На сегодняшний день известны две модели государственного регулирования рынка ценных бумаг, первая подразумевает, что государство максимально активно контролирует и вмешивается в регуляционный процесс на рынке и лишь небольшая часть передается саморегулирующимся организациям.

Вторая модель прямо противоположна первой - роль государства в регулировании минимальна и основная доля регулирования принадлежит участникам рынка. В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями.

Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации выделяет следующие важнейшие принципы государственной политики на рынке ценных бумаг:

а) государство, выполняя универсальную функцию по защите граждан, их законных прав и интересов, осуществляет меры по защите прав участников рынка ценных бумаг на основе лицензирования и регулирования всех видов профессиональной деятельности на этом рынке.

б) принцип единства нормативной правовой базы, режима и методов регулирования рынка на всей территории Российской Федерации;

в) принцип минимального государственного вмешательства и максимального саморегулирования, основывающийся на минимизации затрат из федерального бюджета, отказа от навязывания централизованных решений, гласности нормотворчества и обязательности участия профессиональных участников рынка в регулировании;

г) принцип равных возможностей, означающий:

стимулирование государством конкуренции на рынке ценных бумаг через отсутствие преференций для отдельных его участников;

равенство всех участников рынка перед органами, осуществляющими его регулирование;

гласное и конкурсное распределение государственной поддержки различных проектов на рынке;

отсутствие преимуществ у государственных предприятий, функционирующих на рынке, перед коммерческими;

запрет государственным органам давать публичные оценки профессиональным участникам рынка;

отказ от государственного регулирования цен на услуги профессиональных участников рынка (кроме компаний - реестродержателей).

д) принцип преемственности государственной политики на рынке ценных бумаг, означающий последовательность государственной политики и ее приверженность складывающейся российской модели рынка ценных бумаг;

е) принцип ориентации на мировой опыт и учета тенденции глобализации финансовых рынков, а также предполагающий разработку взвешенной политики по отношению к иностранным инвесторам и иностранным участникам российского рынка ценных бумаг.

К числу основных принципов государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся:

функциональное регулирование в сочетании с институциональным регулированием по вопросам организации контроля и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка;

использование механизмов саморегулирования рынка, создаваемых при помощи государства и под его контролем;

распределение полномочий по регулированию рынка между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, а также различными органами исполнительной власти;

приоритет в защите мелких инвесторов и населения, всех форм коллективных инвестиций при развитии системы регулирования рынка;

приоритет в развитии инфраструктурных организаций;

максимальное снижение и разделение рисков;

поддержка конкуренции на рынке;

предотвращение или частичное снятие конфликтов интересов на основе регулирования вопросов совмещения видов профессиональной деятельности.

Формой выражения государственного регулирования рынка ценных бумаг, прежде всего, являются нормативно-правовые акты, с помощью которых осуществляется регулирование. Область законодательства гораздо легче поддается влиянию государства, чем другие составляющие рынка ценных бумаг. Следовательно, с помощью разумных законов можно обеспечить наиболее сильное воздействие с целью ускорения процесса становления фондового рынка.

Основные проблемы в этой области заключаются не в самом факте регулирования, а в конкретных способах и формах, которыми оно должно осуществляться. Кроме того, учитывая, что наше государство само является крупным акционером, необходимо иметь механизм общественного (независимого) контроля и регулирования рынка ценных бумаг.

На сегодняшний момент имеется около 1000 законодательных и нормативных документов, регулирующих различные стороны деятельности его участников. Основные законодательные акты, которыми регулируется российский рынок ценных бумаг:

Гражданский кодекс РФ, части I и II

Закон «О банках и банковской деятельности»

Закон «О центральном банке Российской Федерации»

Закон «О товарных биржах и биржевой торговле»

Закон «О валютном регулировании и валютном контроле»

Закон «О государственном внутреннем долге Российской Федерации»

Закон «Об акционерных обществах»

Закон «О рынке ценных бумаг»

Однако существующие документы зачастую не дополняют, а противоречат и даже взаимоисключают друг друга. На настоящий момент документом, определяющим направление деятельности по регулированию рынка ценных бумаг, является вышеупомянутая Концепция. Согласно ей, национальные интересы России определяют основные цели государственной политики на рынке ценных бумаг. К их числу относятся:

создание и обеспечение эффективного функционирования механизмов привлечения инвестиций в частный сектор российской экономики, и, прежде всего, в приватизированные предприятия;

финансирование дефицита федерального бюджета на основе связанных с рынком ценных бумаг методов неинфляционного финансирования конкретных долгосрочных проектов;

создание надежных механизмов и финансовых инструментов инвестирования средств населения;

перестройка системы управления приватизированными предприятиями и создание института «эффективного собственника», повышение дисциплинирующего воздействия рынка ценных бумаг на администрации российских компаний;

предотвращение социальных взрывов и конфликтов, могущих возникнуть в результате проведения операций на рынке ценных бумаг, путем защиты прав участников рынка ценных бумаг, и в первую очередь прав инвесторов;

создание в России цивилизованного рынка ценных бумаг и его интеграция в мировой финансовый рынок, обеспечение самостоятельного места российского рынка в системе международных рынков капиталов;

борьба с суррогатами ценных бумаг и с мошенничеством, пресечение незаконной деятельности на рынке ценных бумаг.

В стратегическом плане указанные цели комплементарные и должны реализоваться через единый комплекс мер, скоординировано осуществляемых государственными органами и профессиональными участниками рынка.

Государство может осуществлять так называемое прямое управление РЦБ, которое состоит в разработке норм и правил и контроля за их выполнением.

Кроме этого государство осуществляет и косвенное, или экономическое управление РЦБ через систему налогообложения, денежную политику, государственные капиталы и государственную собственность и ресурсы.

В настоящий момент преобладающим является косвенное регулирование РЦБ, а именно:

контроль за денежной массой в обращении и объемом предоставленных кредитов с помощью влияния на ставки ссудного процента;

изменения в налогообложении и сроках амортизационных отчислений;

гарантии правительства (по депозитам, кредитам, займам частного сектора);

внешнеэкономическая (операции с иностранной валютой, золотом, мероприятия по стимулированию экспорта, валютные ограничения) и внешнеполитическая деятельность (развитие или свертывание политических контактов, отражающиеся на внешней торговле и экономических связях, военные действия).

Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг в настоящее время еще не сложилась. Регулированием РЦБ на государственном уровне занимаются:

Высшие органы государственной власти:

а) Государственная дума (издает законы, регулирующие РЦБ);

б) Президент (издает указы);

в) Правительство (выпускает постановления, обычно в развитие указов президента).

Государственные органы регулирования РЦБ министерского уровня:

а) Министерство финансов РФ (регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций, субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании и фонды, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение);

б) Центральный банк РФ (регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом РЦБ, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на РЦБ);

в) Государственный комитет по антимонопольной политике (устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением);

г) Госстрахнадзор (регулирует особенности деятельности на рынке ценных бумаг страховых компаний);

д) Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (занимается лицензированием деятельности реестродержателей и регулированием их деятельности. В будущем могла бы взять на себя основную нормотворческую и контрольную работу по регулированию РЦБ).

Регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование осуществляется посредством регистрации тех, кто торгует ценными бумагами или консультирует инвесторов. В ходе ее выясняется профессиональная пригодность кандидата.

Саморегулирование достигается обеспечением гласности и поддержанием правопорядка в отрасли, то есть компетентные институты могут учинить расследование нарушений закона, применить административные меры и передать дело в суд. Помимо законов существуют «законы» и «ведомства», обеспечивающие самоконтроль и саморегулирование - это биржа, основополагающий принцип которой - ликвидность банка. А механизмом стабилизации и ликвидности является институт маркет-мейкеров. Ликвидность обеспечивается обязательными выставлениями каждым маркет-мейкером двусторонних котировок по определенным ценным бумагам, стабилизация - введением ограничений на спрэды или максимальное отклонение от лучшей котировки. Появление этого института связано с необходимостью обеспечения устойчивого функционирования торговли, и он предусматривает ряд компонентов:

а) листинг - подбор для торговли наиболее качественных ценных бумаг, которые будут пользоваться устойчивым спросом участников рынка в течение продолжительного времени;

б) создание группы маркет-мейкеров - участников торговли, способных поддержать минимальные спрэды на торгуемые бумаги и предотвращает временную потерю ликвидности.

в) делистинг - исключение ценных бумаг из списка котирующихся в системе.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В заключение работы, мне бы хотелось отметить следующее.

Регулирование рынка ценных бумаг (как и любого другого объекта) можно разделить на внутреннее и внешнее регулирование.

Внутреннее регулирование - это подчиненность участников рынка ценных бумаг собственным нормативным документам: уставу, правилам осуществления деятельности, стандартам деятельности и так далее.

Внешнее регулирование - это подчиненность деятельности участника рынка ценных бумаг нормативным актам государства, других организаций (например, саморегулируемых организаций), международным соглашения. К внешнему регулированию относится также общественное регулирование, то есть воздействие общества на участников рынка ценных бумаг с использованием механизма общественного мнения. Часто именно реакция широкой публики является причиной тех или иных регулирующих действий со стороны государства или саморегулируемых организаций.

Регулирование рынка ценных бумаг преследует достижение следующих целей:

создание нормальных условий для функционирования рынка ценных бумаг, всех его участников; поддержание порядка на рынке ценных бумаг;

защита участников рынка ценных бумаг от недобросовестных действий, мошенничества, преступлений со стороны отдельных лиц;

обеспечение нормального ценообразования на рынке ценных бумаг на основе свободного формирования спроса и предложения финансовых инструментов;

стимулирование развития рынка ценных бумаг как механизма перераспределения денежных ресурсов, его отдельных сегментов, создание новых сегментов рынка;

использование рынка ценных бумаг для достижения специфических общественных целей (например, для повышения темпов роста экономического развития, разрешения кризиса неплатежей, снижения уровня безработицы).


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:


1.Федерального закона от 22.04.1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» принят ГД ФС РФ 20.03.1996. - действующая редакция от 30.09.2013

2.Федеральный закон от 10 июля 2002 года №86-ФЗ«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» 27 июня 2002 года от 30.09.2010 №245-ФЗ (ред. 06.10.2011)

3.Бурова Д.В. Финансовые правоотношения в деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг // Право и государство: теория и практика. - 2012. - №2. - С. 106-110.

4.Вавулин Д.А. К вопросу о необходимости развития региональных рынков ценных бумаг // Финансы и кредит. - 2012. - №8. - С. 41-50.

5.Демидов А.В. Саморегулируемые организации профессиональных участников рынков ценных бумаг: анализ отрасли и тенденции развития // Некоммерческие организации в России. - 2012. - №1. - С. 39-48.

6.Алехин Б.И. Рынок государственных ценных бумаг: учеб. пособие / Б.И. Алехин. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2012. - 192 с.

7.Андрюшин С.А. Банковские системы: учеб. пособие/ С.А. Андрюшин. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2012. - 384 с.

.Берзон Н.И. Рынок ценных бумаг. Учебник для вузов / Н.И. Берзон. - М.: Юрайт, 2012. - 393с.

.Берзон Н.И. Рынок ценных бумаг: учебник для бакалавров. - 3-е изд. пер. и доп. / Н.И. Берзон. - М.: Юрайт, 2013. - 573с.

10.Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг: прошлое, настоящее, будущее/Т.Б. Бердникова. - М.:Инфра-М, 2013. - 253с.

11.Боровкова В.А Рынок ценных бумаг: Учебное пособие. 3-е изд. Стандарт третьего поколения/ В. А. Боровкова. - СПб.: Питер, 2012. -352 с.:

12.Галанов В.А. Рынок ценных бумаг: учебное пособие /В.А. Галанов. -М.: РИОР, Инфра-М, 2012. - 223с.

13.Килячков А.А. Рынок ценных бумаг. Учебник. Гриф МО РФ/А.А. Килячков. - М.: Юрайт, 2012. - 857 с.

14.Кротов Н.И. Очерки истории Банка России. Региональные конторы и управления / Н.И. Коротков. - М.: Международные отношения, 2013. - 664 с.

15.Маховикова Г.А. Рынок ценных бумаг. Учебник для бакалавров / Г.А. Маховикова,2012. - 431 с.

16.Молотников А.Е. Правовое регулирование рынка ценных бумаг. Учебное пособие / А.Е. Молотников. - Стартап, 2013. - 552 с.

17.Стародубцева Е.Б. Рынок ценных бумаг: учебник / Е.Б. Стародубцева. - (Профессиональное образование). - М.: Инфра-М, 2013. -176 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Рынок ценных бумаг -- это сектор финансового рынка, на котором производится купля-продажа финансовых ценностей (ценных бумаг).

Рынок ценных бумаг есть составная часть финансового рынка, так как связан с переливами капитала от одних участников рынка к другим. От других секторов финансового рынка (денежного, валютного, рынка банковских ссуд и депозитов) он отличается прежде всего по своему объекту, но он очень сходен с ним и по способу образования, и по значимости процесса обращения, и по отношению к рынку реальных благ. Близость этих рынков так велика, что в ряде случаев ценные бумаги могут выполнять функции платежно-расчетных средств (например, вексель, чек). Следует отметить, что одной из предпосылок возникновения современных бумажных денег была банкнота, или банковский вексель.

Рынок ценных бумаг охватывает международные, национальные и региональные рынки, рынки конкретных видов ценных бумаг, рынки государственных и негосударственных (корпоративных) ценных бумаг, первичных (исходных) и вторичных, или производных ценных бумаг.

В упрощенном и компактном виде место рынка ценных бумаг приведено на рисунке ниже.

Рис.1 Место рынка ценных бумаг

Под регулированием рынка ценных бумаг понимают упорядочение деятельности на нем всех участников и сделок между ними со стороны уполномоченных организаций.

Государственное регулирование фондового рынка - это регулирование со стороны общественных органов государственной власти. Система государственного регулирования рынка включает:

Государственные и иные нормативные акты;

Государственные органы регулирования и контроля.

Государственное регулирование осуществляется в форме прямого и косвенного регулирования (рис. 2). Прямое регулирование включает установление обязательных требований к деятельности участников рынка ценных бумаг, регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг и проспектов эмиссий.


Рис. 2. Виды государственного регулирования на рынке ценных бумаг

Косвенное регулирование фондового рынка осуществляется посредством имеющихся в его распоряжении экономических рычагов и стимулов.

Как отмечалось ранее, основным регулятором фондового рынка России является государство. Объясняется это тем, что наш рынок относится категории развивающихся, правила и традиции работы все еще формируются и поэтому, на таком рынке объективно необходимо иметь сильные государственные органы регулирования.

Правовое поле государственного регулирования рынка ценных бумаг создают: Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", а также нормативные акты, издаваемые органами исполнительной власти.

Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" N 39-ФЗ от 22 апреля 1996 г. с последующими изменениями и дополнениями является высшим нормативным актом, устанавливающим основные правила функционирования фондового рынка. Закон регулирует отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Данный закон описывает общие принципы функционирования фондового рынка без их подробной детализации. Конкретизация положений, зафиксированных в законе, осуществляется в нормативных актах министерств и ведомств: Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР), Министерством финансов, Центральным банком и др.

Действие закона "О рынке ценных бумаг" совместно с нормативными актами направлено на создание единой правовой среды в области регулирования национального фондового рынка.

Помимо этих документов для эффективного осуществления деятельности на рынке ценных бумаг, каждый инвестор должен знать основные положения Гражданского и Налогового Кодекса (ГК) и (НК) РФ, Федерального закона "Об акционерных обществах" № 208-ФЗ от 26.12.1995 г., Федерального закона "О защите законных прав и интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" №46-ФЗ от 05.03.1999 г.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг ведется в целях обеспечения публичных интересов общества и частных интересов субъектов, действующих на рынке, защиты их прав и законных интересов, создания единых правил функционирования данного вида рынка. Кратко охарактеризуем основные направления государственного регулирования.

Любая человеческая деятельность на данном этапе развития общества должна быть регулируема, не является исключением и рынок ценных бумаг. В законе «О рынке ценных бумаг» предусматривается как регулирование деятельности государственными органами, так и специальными организациями, функционирующими на рынке ценных бумаг.

Система регулирования рынка ценных бумаг (регулятивная инфраструктура рынка) включает в себя:

  • 1) государственные органы регулирования;
  • 2) саморегулирующиеся организации;
  • 3) законодательные нормы рынка ценных бумаг;
  • 4) этику, традиции и обычаи рынка.

Цели регулирования:

  • 1. Поддержание порядка на рынке и создание нормальных условий работы всех его участников.
  • 2. Защита участников от мошенничества и недобросовестности юридических и физических лиц.
  • 3. Обеспечение свободного процесса ценообразования в зависимости от спроса и предложения.
  • 4. Создание эффективного рынка со стимулами для предпринимательской деятельности.
  • 5. Создание новых и поддержание необходимых для общества рынков и рыночных структур.

Процесс регулирования включает:

  • 1. Создание законодательной базы функционирования рынка.
  • 2. Отбор профессиональных участников рынка.
  • 3. Контроль за соблюдением всеми участниками рынка норм и правил рынка.
  • 4. Создание системы санкций за нарушение норм и правил. Система регулирования рынка ценных бумаг включает в себя:
  • 5. государственные органы регулирования;
  • 6. регулирование рынка профессиональными участниками рынка (саморегулирующие организации);
  • 7. общественное регулирование (осуществляемое через общественное мнение).

Государство выполняет ряд важнейших функций на рынке ценных бумаг, среди них можно выделить следующие основные:

  • - разработка программы и стратегии развития рынка ценных бумаг, законодательных актов для реализации стратегии;
  • - наблюдение и регулирование исполнения этой программы,
  • - установление требований к участникам рыночного процесса, установка различных стандартов;
  • - контролирование финансовой безопасности и устойчивости рынка, надзор за выполнением распоряжений по безопасности;
  • - обеспечение информированности всех без исключения инвесторов о состоянии рынка;
  • - формирование государственных систем страхования на рынке ценных бумаг;
  • - контроль и предупреждение чрезмерного вложения инвестиций в ценные государственные бумаги.

Система управления рынком ценных бумаг основана на использовании государственных и негосударственных методов регулирования. В мировой практике различают две модели регулирования РЦБ:

  • 1. Регулирование фондового рынка является преимущественной функцией государственных органов. Лишь небольшая часть полномочий - по надзору, контролю, установлению правил государство передает объединениям профессиональных участников РЦБ. Такая система во Франции.
  • 2. При сохранении за государством основных контрольных позиций когда возможный контроль передается саморегулируемым организациям - эта традиционная система голосования и переговоров существует в Великобритании.

Государственное регулирование РЦБ включает в себя:

  • · разработку и реализацию специальных нормативно-правовых актов;
  • · разработку стандартов, т.е. набора обязательных требований к участникам рынка, финансовым инструмента и т.п.
  • · регламентацию основных процедур и государственный контроль за соблюдением действующего законодательства со стороны участников рынка

Задачами государственного регулирования рынка являются:

  • · реализация государственной политики развития РЦБ;
  • · обеспечение безопасности РЦБ для профессиональных участников и клиентов;
  • · создание открытой системы информации о РЦБ и контроль за обязательным раскрытием информации участниками рынка.

Структура государственных органов, регулирующих фондовый рынок, зависит от принятой модели рынка и степени централизации управления. Российский фондовый рынок имеет смешанную модель управления, так как в качестве регулирующих инстанций являются Центральный банк РФ и небанковские государственные органы во главе с ФК ЦБ РФ и саморегулируемые инстанции профессиональных участников РЦБ. Опыт стран с развитым РЦБ показывает, что государство должно осуществлять следующие функции:

  • · разработать концепции развития рынка, осуществление программ ее реализации, разработка соответствующих законодательных актов;
  • · концентрация ресурсов (частных и государственных) для развития инфраструктуры рынка;
  • · создание системы информации о состоянии РЦБ;
  • · создание системы защиты инвесторов от потерь;
  • · контроль за соблюдение, применением санкций за нарушение правовых норм;
  • · контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка
  • · предотвращение негативного воздействия на фондовом рынке;
  • · регулирование рынка государственных ценных бумаг
  • · разработка и регистрация общих правил функционирования РЦБ
  • · арбитраж о спорах о выполнении зарегистрированных правил и обязательств участниками рынка ценных бумаг.

В связи с постоянными изменениями ситуации на фондовом рынке страны многие правовые нормы быстро устаревают. В целом законодательство, регулирующее обращение РЦБ, имеет большие проблемы, не охватывает важные области фондового рынка.

На первичном рынке государственное регулирование сосредоточено на поддержании единого порядка выпуска (эмиссия) ценных бумаг в обращение посредством государственной регистрации проспектов эмиссии путем лицензирования деятельности профессиональных участников рынка.

На вторичном рынке государственный контроль осуществляется посредством лицензирования деятельности профессиональный участников рынка путем выдачи аттестатов, дающих право на совершение сделок, определенных видов деятельности, а также надзора за соблюдением антимонопольного законодательства.

Особое место в регулировании развития РЦБ занимает налогообложение операций с ценными бумагами. Выделяются следующие методы регулирования РЦБ:

  • · регистрации выпусков РЦБ, проспектов эмиссии;
  • · аттестация специалистов;
  • · страхование инвесторов;
  • · надзор и контроль за проведением операций;
  • · аудиторский и рейтинговый контроль за финансовым состоянием эмитентов;
  • · раскрытие и публикация информации в соответствии с действующим законодательством.

Федеральное устройство России предполагает двухуровневое регулирование РЦБ на федеральном и региональных уровнях. Если Федеральная система управления фондовым рынком в целом сложилась, то система регулирования региональных рынков пока еще формируется. В состав региональной комиссии по ценным бумагам входят представители администрации территорий, территориальные подразделения фонда государственного имущества, управления юстиции, государственной налоговой инспекции, управления государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке развития предпринимательства, ЦБ и др.

При региональной комиссии создан консультационно-совещательный орган - экспертный совет. В его состав входят представители государственных органов, деятельность которых связана с регулированием финансового рынка, представителями участников РЦБ.

Региональные комиссии обеспечивают выполнение на своих территориях распоряжений региональных представительств, в сферу ее компетентности входят следующие вопросы:

  • · разработка основных направлений развития регионального РЦБ;
  • · регламентация порядка деятельности:
    • 1) юридически и физических лиц на региональном РЦБ;
    • 2) специализированных регистров, депозитариев, банков, занимающихся деятельностью по ведению и хранению реестров акционеров;
  • · определение обязательный требований и иных условий допуска ценных бумаг к их публичному размещению.

Любая человеческая деятельность на данном этапе развития общества должна быть регулируема, не является исключением и рынок ценных бумаг. В законе «О рынке ценных бумаг» предусматривается как регулирование деятельности государственными органами, так и специальными организациями, функционирующими на рынке ценных бумаг.

Система регулирования рынка ценных бумаг (регулятивная инфраструктура рынка) включает в себя:

1) государственные органы регулирования;

2) саморегулирующиеся организации;

3) законодательные нормы рынка ценных бумаг;

4) этику, традиции и обычаи рынка.

Цели регулирования:

1. Поддержание порядка на рынке и создание нормальных условий работы всех его участников.

2. Защита участников от мошенничества и недобросовестности юридических и физических лиц.

3. Обеспечение свободного процесса ценообразования в зависимости от спроса и предложения.

4. Создание эффективного рынка со стимулами для предпринимательской деятельности.

5. Создание новых и поддержание необходимых для общества рынков и рыночных структур.

Процесс регулирования включает:

1. Создание законодательной базы функционирования рынка.

2. Отбор профессиональных участников рынка.

3. Контроль за соблюдением всеми участниками рынка норм и правил рынка.

4. Создание системы санкций за нарушение норм и правил. Система регулирования рынка ценных бумаг включает в себя:

5. государственные органы регулирования;

6. регулирование рынка профессиональными участниками рынка (саморегулирующие организации);

7. общественное регулирование (осуществляемое через общественное мнение).

Государство выполняет ряд важнейших функций на рынке ценных бумаг, среди них можно выделить следующие основные:

Разработка программы и стратегии развития рынка ценных бумаг, законодательных актов для реализации стратегии;

Наблюдение и регулирование исполнения этой программы,

Установление требований к участникам рыночного процесса, установка различных стандартов;

Контролирование финансовой безопасности и устойчивости рынка, надзор за выполнением распоряжений по безопасности;

Обеспечение информированности всех без исключения инвесторов о состоянии рынка;

Формирование государственных систем страхования на рынке ценных бумаг;

Контроль и предупреждение чрезмерного вложения инвестиций в ценные государственные бумаги.

На сегодняшний день известны две модели государственного регулирования рынка ценных бумаг. Первая подразумевает, что государство максимально активно контролирует и вмешивается в регуляционный процесс на рынке и лишь небольшая часть передается саморегулирующимся организациям. Вторая модель прямо противоположна первой – роль государства в регулировании минимальна и основная доля регулирования принадлежит участникам рынка. В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями.

Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг.

1. Администрация Президента РФ участвует в работе ФСФР. Контрольное управление осуществляет специальный мониторинг выполнения указов и распоряжений Президента, связанных с приватизацией и РЦБ.

2. Правительство РФ осуществляет общее руководство развитием РЦБ через федеральные органы исполнительной власти, ведет законопроектную деятельность, осуществляет подготовку проектов Указов и распоряжений Президента РФ, а также законов в области ценных бумаг.

3. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) издает распоряжения по вопросам выдачи, приостановления и аннулирования лицензирования профессиональных участников РЦБ, а также по вопросам, имеющим распорядительный или индивидуальный характер, не требующий принятия постановлений в соответствии с федеральным законом.

4. Центральный банк РФ регулирует выпуски ценных бумаг кредитный организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом РЦБ, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на РЦБ.

5. Минфин РФ регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций, субъектов федерации и органов местного самоуправления; лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании и фонды; осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение.

6. Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ регулирует деятельность страховых компаний на рынке ценных бумаг.

Кроме государства на рынке ценных бумаг процесс регулирования осуществляется и самостоятельно так называемыми саморегулирующими организациями, которые в соответствии с законом «О рынке ценных бумаг» представляют собой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующие в соответствии с законом и функционирующие на принципах некоммерческой организации. Важной особенностью такой организации является ее некоммерческая направленность, то есть ее участники и учредители не используют вырученные средства на собственное потребление, а только на реализацию представленных им функций.

Функциями саморегулируемых организаций являются:

Разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке ценных бумаг;

Осуществление подготовки кадров и установление требований для работы на рынке;

Контроль за соблюдением участниками правил и нормативов;

Обеспечение правдивой информацией участников рынка;

Обеспечение защиты участников в государственных органах управления.

Предыдущая

Новое на сайте

>

Самое популярное