Домой Хоум Кредит Банк Менее 183 дней в году. Работать ИП может где угодно на территории РФ

Менее 183 дней в году. Работать ИП может где угодно на территории РФ

О налогообложении физических лиц, являющихся нерезидентами Российской Федерации 1. Определение статуса физического лица
Для целей уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) физические лица делятся на налоговых резидентов Российской Федерации и на лиц, ими не являющихся - нерезидентов. К доходам резидентов и нерезидентов применяются разные налоговые ставки - 13 процентов и 30 процентов (п.п. 1 и 3 ст. 224 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговыми резидентами признаются физические лица, находящиеся на территории нашей страны не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).
Данный период не прерывается даже тогда, когда физическое лицо выезжает за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Подтвердить нахождение за границей в целях лечения или обучения можно следующими документами:
- договором (либо справкой) с образовательным (медицинским) учреждением;
- копией паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы (письмо Минфина России от 26 июня 2008 г. № 03-04-06-01/182).
Независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ.

2. Как считать 183 дня?
Статьей 6.1 НК РФ установлено, что течение срока, исчисляемого днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
В связи с этим течение срока фактического нахождения работника на территории РФ начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем его прибытия на территорию РФ. День отъезда за рубеж считается днем нахождения в РФ.
При определении налогового статуса имеет значение только фактическое, документально подтвержденное время нахождения физического лица в РФ. Намерения физического лица относительно времени нахождения в Российской Федерации при определении его налогового статуса в расчет не принимаются. Определение налогового статуса исходя из предполагаемого (в том числе исходя из трудового договора) времени нахождения в Российской Федерации Кодексом не предусмотрено (Письма Минфина России от 07.11.2007 N 03-04-06-01/377, от 25.06.2007 N 03-04-06-01/200, от 13.06.2007 N 03-04-06-01/185).
Исключение составляют случаи приема на работу граждан Белоруссии, которые признаются налоговыми резидентами РФ с момента заключения трудового договора с работодателем - российской организацией на срок не менее 183 дней в календарном году (см. Письма Минфина РФ от 29.03.2007 N 03-04-06-01/94, от 26.12.2005 N 03-05-01-04/396, от 15.08.2005 N 03-05-01-03/82).

3. Какими документами подтвердить нахождение на территории РФ?
Даты прибытия на территорию России и отъезда из России устанавливаются по отметкам пограничного контроля в загранпаспорте.
Если физическое лицо является гражданином иностранного государства, с которым у Российской Федерации существует действующее соглашение о безвизовом режиме, то для целей получения подтверждения за указанный в заявлении период представляются дополнительные документы, подтверждающие фактическое нахождение этого лица на территории Российской Федерации не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Такими документами могут быть, например, справка с места работы в Российской Федерации, копия табеля учета рабочего времени из других организаций, копии договоров возмездного оказания услуг, копии авиа- и железнодорожных билетов и др. (Письмо Минфина России от 05.02.2008 N 03-04-06-01/31).
Следует иметь ввиду, что вид на жительство не является документом, свидетельствующим о фактическом времени нахождения гражданина на территории страны, а лишь подтверждает право физического лица на проживание в ней, а также его право на свободный выезд и въезд в страну (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"). Налоговый кодекс не предусматривает специального порядка определения налогового статуса физических лиц в зависимости от гражданства. Ответственность за правильность его определения у физического лица - получателя дохода лежит на организации, являющейся налоговым агентом (Письмо Минфина России от 26.10.2007 N 03-04-06-01/362).

4. Ставка налога на доходы физических лиц (НДФЛ)
Налоговые ставки устанавливаются также в зависимости от того, является ли физическое лицо резидентом:
- для резидентов - 13%, если иное не предусмотрено настоящей статьей;
- для нерезидентов - 30% (за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка равна 15%).
В случае изменения налогового статуса работника перерасчет сумм НДФЛ производится с момента, когда его статус за налоговый период более изменяться не может, либо по окончании налогового периода.
Если по итогам налогового периода сотрудник будет являться налоговым резидентом, то по его доходам от источников в РФ сумму налога, ранее рассчитанную по ставке 30%, следует пересчитать по ставке 13% как с резидента (Письмо Минфина России от 22.11.2007 N 03-04-06-01/406).
Если по итогам какого-либо налогового периода физическое лицо не будет являться налоговым резидентом (например, в случае окончательного отъезда из РФ до достижения 183 дней нахождения в РФ в данном календарном году), а налог с доходов, выплаченных до отъезда, удерживался исходя из наличия на каждую дату фактического получения дохода (с учетом предшествующего каждой такой дате 12-месячного периода) статуса налогового резидента по ставке 13%, то сумма налога, подлежащая уплате, должна быть пересчитана по ставке 30% (Письмо Минфина России от 04.07.2007 N 03-04-06-01/210).
Данный перерасчет осуществляется с начала налогового периода, в котором произошло изменение налогового статуса.

5. Устранение двойного налогообложения
В соответствии с пунктом 3 статьи 224 НК РФ налоговая ставка в размере 30 процентов устанавливается в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно статье 7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 232 НК РФ для получения налоговых привилегий, предусмотренных международным договором, налогоплательщик должен представить в налоговые органы Российской Федерации официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения. Подтверждение может быть представлено как до уплаты, так и в течение одного года после окончания того налогового периода, по результатам которого налогоплательщик претендует на получение налоговых привилегий.
В случае отсутствия такого подтверждения налогообложение доходов, полученных лицом, не являющимся налоговым резидентом Российской Федерации, производится по ставке 30 процентов.

6. Налогообложение единым социальным налогом (ЕСН)
По общему правилу выплаты работникам-иностранцам облагаются ЕСН в том же порядке, что и выплаты работникам-россиянам. Начислять ЕСН нужно на выплаты и вознаграждения, которые производятся иностранцам по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг) или авторским договорам, согласно п. 1 ст. 236, п. 1 ст. 237 НК РФ.
Несмотря на то, что по общему правилу выплаты иностранцам облагаются ЕСН так же, как и выплаты россиянам, одна особенность здесь все-таки есть. И заключается она в том, что на порядок исчисления суммы ЕСН к уплате в федеральный бюджет оказывает влияние статус иностранца в России. В частности, является иностранец постоянно проживающим, временно проживающим или временно пребывающим на территории РФ.
Это связано с тем, что сумма ЕСН определяется отдельно по федеральному бюджету, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС (п. 1 ст. 243 НК РФ). При этом налог, исчисленный для уплаты в федеральный бюджет по каждому физическому лицу, подлежит уменьшению на сумму начисленных за тот же период страховых взносов на ОПС (налоговый вычет). Это установлено абз. 2 п. 2 ст. 243 НК РФ.
В свою очередь, взносы на ОПС начисляются только на выплаты тем иностранцам, которые постоянно или временно проживают в РФ (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), т.е. застрахованным. Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства
Таким образом, если работник-иностранец находится на территории РФ в статусе временно пребывающего, то налоговый вычет по ЕСН в отношении этого работника не применяется.

7. Об уведомлении налоговых органов
В соответствии с пп.4 п.8 ст.18 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику.
Работодатель обязан уведомлять налоговый орган при наступлении хотя бы одного из перечисленных оснований, но в отношении каждого из привлекаемых к осуществлению трудовой деятельности иностранных граждан.
За неуведомление налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства на основании ч.3 ст.18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях работодатель - юридическое лицо может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо в виде приостановления деятельности на срок до девяноста суток. На должностных лиц за указанное правонарушение налагается штраф в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на граждан - в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей.

Отдел налогообложения физических лиц
Управления Федеральной налоговой службы
по Камчатскому краю

В статье приведены описания и характеристики валютного резидента, налогового резидента.

Налоговый НЕРЕЗИДЕНТ - РЕЗИДЕНТ РФ - России, налоговое законодательство

По общему правилу статус получателя дохода нужно определять по количеству календарных дней, которые человек фактически находится на территории России. Период, за который определяется количество дней пребывания в России, равен 12 месяцам, следующим подряд (независимо от того, к одному календарному году эти месяцы относятся или к разным). Человек считается налоговым резидентом, если он находился на территории России 183 дня и более.

Период нахождения человека в России не прерывается на периоды его выезда за границу:

  • для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения;
  • для исполнения трудовых или других обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

В течение налогового периода 12-месячный период определяется на соответствующую дату получения дохода. То есть в течение года налоговый статус сотрудника может измениться. Выезд за пределы России имеет значение только для подсчета количества дней пребывания в России и не прерывает течение 12-месячного периода.

Если в течение налогового периода (например, за семь месяцев) количество дней пребывания сотрудника в России достигло 183 дней, статус налогового резидента такого сотрудника по итогам данного налогового периода измениться не может. Об этом говорится в письмах Минфина России от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/94 и от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/95 .

Налоговый статус, определенный по итогам года, не меняется и в зависимости от продолжительности пребывания сотрудника в России в следующем году (письмо Минфина России от 7 апреля 2011 г. № 03-04-06/6-79). То есть если по состоянию на 31 декабря 2017 года сотрудник был признан нерезидентом, а в январе 2018 года стал резидентом, сумма НДФЛ, удержанного в 2017 году, не пересчитывается.

Общие правила определения статуса налогового резидента не распространяются:

  • на иностранцев, приглашенных в Россию на работу в качестве высококвалифицированных специалистов;
  • на иностранцев, которые признаны беженцами или получили в России временное убежище.

Независимо от продолжительности пребывания в России доходы этих категорий плательщиков облагаются НДФЛ по той же ставке, что и доходы резидентов.

По общим правилам доходы физлица-резидента РФ облагаются НДФЛ по ставке 13%, а нерезидента - по ставке 30%. Резидентский статус «физик» приобретает, если находится на территории РФ не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Ставки НДФЛ в 2017 г. (.pdf 153Кб)

к меню

Как определить, рассчитать своё налоговое резидентство?

Вопрос о налоговом статусе физического лица решается применительно к дате получения этим лицом дохода, с которого необходимо уплатить налог. Например, физическому лицу 10 мая 2012 года будет выплачена заработная плата за апрель. Работодателю (налоговому агенту) необходимо определиться на дату 10 мая 2012 года является ли работник налоговым резидентом, чтобы знать по какой 13% или 30%.

Для этого берется 12-месячный период, предшествующий дате получения дохода. В нашем примере, начало такого периода 10 мая 2013 года, окончание 09 мая 2014 года.

Между тем, период нахождения физлица в РФ не прерывается на периоды выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения (п. 2 ). В Вашем случае, когда сын выезжает не для обучения и лечения, а на каникулы, не подпадают под эту статью и не включаются в период нахождения физлица в РФ.

В итоге, если дней нахождения физлица на территории РФ набралось 183 и более, то лицо является налоговым резидентом .

Итак, период пребывания в России (менее или более 183 дней) отсчитывается со дня прибытия (въезда) в Россию по день отъезда (выезда) из нее включительно. Такой порядок расчета подтверждают контролирующие ведомства (письма Минфина России от 21 марта 2011 г. № 03-04-05/6-157 , ФНС России от 24 апреля 2015 г. № ОА-3-17/1702).

В законодательстве нет перечня документов, по которым можно установить количество дней нахождения в России для определения налогового статуса. Следовательно, это могут быть любые документы, подтверждающие факт нахождения человека в стране. Так, даты въезда в Россию и выезда из нее можно установить по отметкам российской пограничной службы:

  • в загранпаспорте;
  • в дипломатическом паспорте;
  • в служебном паспорте;
  • в паспорте моряка (удостоверении личности моряка);
  • в миграционной карте;
  • в проездном документе беженца и т. д

Подтвердить налоговое резидентство РФ можно будет специальным документом

ФНС утвердила процедуру подтверждения статуса налогового резидента РФ, а также бланки используемых при этом документов. Приказ ФНС от 07.11.2017

Чтобы получить документ, подтверждающий российское резидентство (например, для целей применения соглашений об избежании двойного налогообложения), организации, ИП или физлицу нужно подать в ФНС или уполномоченный налоговый орган соответствующее заявление по утвержденной форме. Такое заявление можно представить как на бумажном носителе (лично или по почте), так и в электронном виде с помощью нового электронного сервиса, а также в « налогоплательщика–физического лица».

Срок рассмотрения заявления - 40 календарных дней .


к меню

Длительная работа гражданина РФ за границей не лишает его статуса налогового резидента, если у него есть в России постоянное жилье

Если у гражданина России, который трудится за границей, есть право собственности на жилой объект или постоянная регистрация по месту жительства в России, то он может быть признан налоговым резидентом, даже если находится в нашей стране менее 183 дней.

Примечание : Письмо ФНС России от 11.12.15 № ОА-3-17/4698@ .

Физическое лицо может являться налоговым резидентом , если у него есть в России постоянное жилье . Наличие такого жилья подтверждается документом о праве собственности или постоянной регистрацией по месту жительства в России. Такой вывод, по мнению чиновников, следует из положений международных договоров РФ об избежании двойного налогообложения. Сам по себе факт нахождения работника в РФ менее 183 календарных дней в течение налогового периода (календарного года), не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента РФ.

Распределение налоговых прав договаривающихся государств (России и страны, в которой трудится работник) в отношении доходов от работы производится на основании положений специальных статей упомянутых выше международных договоров. Они аналогичны нормам статьи 14 Типового соглашения, утвержденного постановлением правительства РФ от 24.02.10 № 84.

Кроме того, Налоговый кодекс не содержит положений, обязывающих налогоплательщиков уведомлять инспекции о факте утраты статуса налогового резидента РФ, а также о подтверждении статуса нерезидента России.


При определении налогового статуса физлица гражданство и место прописки значения не имеют

Физлицо, фактически находящееся в России менее 183 дней в календарном году РФ не признается налоговым резидентом. Наличие постоянной «прописки» у физлица на этот статус не влияет. Об этом сообщила ФНС России в письме от 04.10.2017 № ГД-3-11/6542@ , тем самым скорректировав свою позицию по данному вопросу, приведенная выше.

Таким образом, физлица, фактически находящиеся в РФ менее 183 дней в календарном году, налоговыми резидентами не признаются. Исключение - лица, отдельно упомянутые в (в частности, российские военнослужащие, проходящие службу за границей).


к меню

Работник стал резидентом – НДФЛ, исчисленный по 30%, идет в зачет

Если сотрудник получил статус налогового резидента РФ в течение налогового периода (календарного года), НДФЛ с начала года нужно пересчитать по ставке 13%, а излишне удержанный налог – зачесть.

Примечание : Письмо Минфина от 15.02.2016 № 03-04-06/7958

При приобретении работником статуса налогового резидента в течение года суммы вознаграждения, полученные им с начала года, облагаются НДФЛ по ставке 13%. Поскольку за месяцы, когда сотрудник еще не был резидентом, налог удерживался по ставке 30%, после пересчета НДФЛ по резидентской ставке образуются излишне удержанные суммы налога. Их следует принять к зачету при дальнейших начислениях.

Если же на конец года весь излишек зачесть не получится, то остаток работник сможет вернуть самостоятельно, обратившись в ИФНС по месту жительства (пребывания).

Обратите внимание , что ставка НДФЛ 30% применяется к доходам не всех нерезидентов. Не ошибиться при расчете налога вам поможет Виртуальный помощник по НДФЛ для налоговых агентов.

к меню

Как рассчитывать НДФЛ при продаже квартиры нерезидентом РФ

Если физическое лицо, не являющееся налоговым резидентом РФ, продаст в России жилье, то с полученного дохода ему придется заплатить НДФЛ по ставке 30 процентов. При этом налоговым вычетом нерезидент воспользоваться не может. Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 27.09.17 № ГД-3-11/6410@ .

В отношении доходов, полученных от продажи жилья нерезидентом, налоговая база определяется без применения вычетов, а также без учета срока владения проданным имуществом. Поэтому если физлицо, не являющееся в 2017 году налоговым резидентом РФ, планирует продать в 2017 году жилой дом в России, то с полученного от продажи дохода придется заплатить НДФЛ по ставке 30 процентов.


к меню

Валютный резидент - нерезидент

Понятия резидента и нерезидента в понятиях закона о валютном регулировании (Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле»). К резидентам относятся:

  • граждане РФ;
  • иностранцы, постоянно проживающие в РФ (с видом на жительство);
  • юридические лица РФ;
  • зарубежные представительства юридических лиц РФ;
  • официальные представительства РФ за рубежом;
  • Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования.

Соответственно, к нерезидентам относятся:

  • физические лица, не являющиеся резидентами;
  • зарубежные юридические лица;
  • зарубежные организации, не являющиеся юридическими лицами;
  • официальные представительства иностранных государств в РФ;
  • межгосударственные организации и их представительства в РФ;
  • филиалы и представительства зарубежных юридических лиц и организаций в РФ;
  • все иные лица, не являющиеся резидентами.

Примечание : Понятие резидента для целей валютного контроля не вполне эквивалентно понятию налогового резидента (которое для физического лица соотносится не с наличием вида на жительство, а с количеством дней пребывания в РФ в данном году).


к меню

Налоговый резидент и «валютный» резидент все-таки не одно и то же

Налоговая служба напомнила, какие граждане являются резидентами для целей валютного законодательства , а также рассказала, какие штрафы ждут тех, кто не уведомил ИФНС об открытии/закрытии счетов в банках, расположенных за пределами РФ.

Примечание : Письмо ФНС от 16.07.2017 № ЗН-3-17/5523

Итак, «валютными» резидентами признаются граждане РФ. И если резидент открыл/закрыл счет/вклад в банке, находящемся за пределами РФ, или изменились реквизиты этого счета/вклада, то резидент должен об этом уведомить ИФНС. И кроме того, в его обязанности входит представление отчета о движении средств по такому счету/вкладу.

За неподачу, например, уведомления гражданину грозит штраф в размере от 4000 руб. до 5000 руб. Если же он все же уведомил ИФНС, но с нарушением срока, то штраф составит от 1000 руб. до 1500 руб.


183 дня учитывается за непрерывный 12-месячный период, определяемый на соответствующую дату получения доходов, в том числе начавшийся в предыдущем календарном году и продолжающийся в другом календарном году.

Совсем иначе устанавливается статус налогового резидента для граждан Республики Беларусь.

Налогообложение граждан Республики Беларусь производится с учетом положений Протокола от 24.01.2006 к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995.

Пунктом 1 ст. 1 Протокола предусмотрено, что вознаграждение, получаемое гражданином Республики Беларусь в отношении работы по найму, осуществляемой в РФ в течение периода нахождения в России не менее 183 дней в календарном году либо непрерывно в течение 183 дней, начавшихся в предшествующем календарном году и истекающих в текущем календарном году, может облагаться налогом в РФ в порядке и по ставкам, предусмотренным в отношении лиц с постоянным местожительством в РФ.

Согласно п. 2 ст. 1 Протокола указанный налоговый режим применяется с даты начала работы по найму в РФ, длительность которой в соответствии с трудовым договором составляет не менее 183 дней.

Минфин РФ Письмом от 5 апреля 2012 г. N 03-04-06/6-98 уточнил, что по итогам налогового периода устанавливается окончательный налоговый статус физического лица, в соответствии с которым определяется ставка налогообложения его доходов, полученных за налоговый период.

В случае если по итогам налогового периода гражданин Белоруссии будет находиться в Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, условие п. 1 ст. 1 Протокола не будет соблюдено и НДФЛ с его доходов должен быть удержан российской организацией - налоговым агентом по ставке 30 процентов.

При этом в отношении доходов, полученных в следующем году, следует сразу применять ставку 13 процентов.

Если в налоговом периоде белорус приобрел статус налогового резидента (находился в Российской Федерации более 183 дней), перерасчет сумм НДФЛ, удержанных налоговым агентом в предыдущем году по ставке 30 процентов, не производится.

Пример: гражданин Белоруссии прибыл на территорию РФ 16 августа 2011 г. и заключил с российской организацией бессрочный трудовой договор с 17 августа 2011 года..

На дату выплаты вознаграждения по трудовому договору в течение 2011 г. белорус не будет являться резидентом РФ (время нахождения в РФ составляет менее 183 дней).

Таким образом, доходы, полученные нерезидентом в 2011 г., подлежат налогообложению по налоговой ставке 30%.

Доход, выплачиваемый в 2012 г., в соответствии с указанным трудовым договором подлежит налогообложению по налоговой ставке 13%.(см. Письмо УФНС по г Москве от 7 декабря 2011 г. N 20-14/3/118425@)

Делаем перерасчет

Если в течение календарного года работник приобрел статус налогового резидента и этот его статус больше не может измениться (то есть физическое лицо находится в Российской Федерации более 183 дней в текущем календарном году), суммы вознаграждения, полученные работником от работодателя за выполнение трудовых обязанностей с начала текущего года, подлежат налогообложению по ставке 13 процентов.

В таких случаях следует руководствоваться положениями п. 3 ст. 226 НК РФ, согласно которым исчисление сумм налога производится нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца.

Таким образом, начиная с месяца, в котором число дней пребывания работника в Российской Федерации в текущем календарном году превысило 183 дня, суммы НДФЛ, удержанные по ставке 30 процентов, подлежат зачету в счет удержания 13 процентов при определении налоговой базы нарастающим итогом по суммам доходов работника, включая доходы, с которых налог удерживался по ставке 30 процентов (Письмо Минфина РФ от 18 января 2012 г. N 03-04-06/6-7)

При этом работодателю необходимо взять от работника заявление о возврате налога (17% с доходов);

Поскольку НДФЛ, удержанный у резидентов и нерезидентов, перечисляется на разные коды бюджетной классификации (КБК), то необходимо делать зачет образовавшейся переплаты с одного КБК на другой (Письмо Минфина России от 26.07.2007 N 03-04-06-01/268).

При этом финансовое ведомство указывает, что налоговый агент не имеет права самостоятельно возвращать излишне удержанный НДФЛ за счет суммы налога по другим физическим лицам, так как такая возможность не предусмотрена НК РФ (Письмо Минфина РФ от 22.02.2008 N 03-04-06-01/41).

Если до окончания календарного года всю сумму НДФД по ставке 30% зачесть в счет удержания 13% не получается, то работник должен обратиться с заявлением в налоговую инспекцию за ее выплатой. в порядке, установленном пунктом 1.1.статьи 231 НК РФ

При этом справка формы 2-НДФЛ заполняется только по ставке 13%, т.к. налог с начала года пересчитывается по ставке 13%.В строке 5.3 должен быть указан налог, рассчитанный по ставке 13% со всех доходов за год, а в строке 5.4 – фактически удержанный налог. Разница между этими строками должна отразиться в строке 5.6 Сумма налога, излишне удержанная налоговым агентом. Именно эту сумму работник может вернуть, самостоятельно обратившись в ИФНС.

Впрочем, по поводу путаницы с КБК можно не волноваться. Минфин РФ Письмом от 29 марта 2012 г. N 03-02-08/31 сообщил, что Налоговым кодексом РФ не предусмотрено, что неправильное указание КБК является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной.

Отслеживаем статус

Получив статус резидента, работник может убыть на непродолжительный срок за границу в отпуск, в командировку и т.п.)

Минфин РФ Письмом от 6 марта 2012 г. N 03-04-05/6-256 успокоил сомневающихся бухгалтеров, и сообщил, что по возвращении работника следует посчитать количество календарных дней в течение 12 месяцев, предшествующих дате получения дохода. И если их получится более 183, то следует продолжать применять ставку 13%.

Расстаемся с работником

ФНС Письмом от 19 декабря 2011 г. N ЕД-4-3/21628@ разъяснила, что если на дату получения дохода, включая дату увольнения, сотрудник организации являлся налоговым резидентом Российской Федерации, то при его увольнении до окончания налогового периода каких-либо перерасчетов сумм налога, удержанных по ставке 13 процентов, налоговым агентом не производится. Это подтверждено и Письмом Минфина России от 14.07.2011 N 03-04-06/6-169.


Похожая информация.


С 1 января 2018 года все российские граждане считаются валютными резидентами. Однако тем, кто провёл в России менее 183 дней в году, больше не нужно уведомлять Федеральную Налоговую Службу об открытии/закрытии счетов за рубежом, не нужно сдавать отчёт о движении денежных средств по счетам в иностранных банках, и для них больше нет запрещённых операций по счетам в иностранных банках.

28 декабря 2017 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 28.12.2017 N 427-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», который стал долгожданным подарком для граждан России, постоянно живущих за рубежом. Начиная с осени 2017 года новости об проекте этого закона регулярно просачивались в СМИ, но я ждал окончательной редакции, прежде чем сделать обзор всех изменений закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

Гражданин России = валютный резидент

С 1 января 2018 года каждый гражданин Российской Федерации будет являться валютным резидентом, просто на основании наличия у него российского гражданства. Напомню, что раньше валютными резидентами являлись граждане России, за исключением тех, кто проживал в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющие вид на жительство, рабочую визу или учебную визу со сроком действия не менее года.

Однако на практике, согласно устоявшемуся мнению контролирующих органов, стоило постоянно проживающему за рубежом гражданину приехать в Россию хотя бы на один день, он или она становились валютными резидентами, и на них распространялись все обязанности закона «О валютном регулировании и валютном контроле», в том числе необходимость уведомлять об открытии счетов и , и список разрешённых операций по счетам в иностранных банках.

Повторюсь, с 1 января 2018 года все граждане России будут являться валютными резидентами (пп. «а» п.6 ст. 1 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», далее «Закон»). Можно было бы подумать, что это плохая новость, но это не так. Другие изменения в Законе существенно облегчают жизнь тех, кто находится за рубежом более 183 дней в году.

Если вы провели за рубежом более 183 дней в году

Больше всех от изменений в Законе выиграли те российские граждане, кто постоянно проживает за рубежом (проводят за пределами России более 183 дней в году). Для них с 1 января 2018 года вступают в силу следующие изменения:

  • Не нужно уведомлять Федеральную Налоговую Службу (ФНС) об открытии/закрытии счетов в иностранных банках;
  • Не нужно ежегодно подавать отчёт о движении денежных средств по счетам в иностранных банках;
  • И, возможно самое главное, нет никаких ограничений по разрешённым операциям по счетам в иностранных банках.

И в качестве бонуса, всё вышеперечисленное также относиться к тем, кто в 2017 году провёл за рубежом более 183 дней (часть 2 ст.2 Федеральный закон от 28.12.2017 N 427-ФЗ).

Пример

Гражданка России, постоянно проживающая в Австралии, в 2017 году 2 раза ездила в Россию навестить родных. В первый раз на 4 недели и второй раз на 2 недели. Так как суммарное количество дней, проведённых ей в России, меньше 183 дней, ей не нужно подавать отчёт о движении денежных средств за 2017 год, на неё также не распространяются ограничения по операциям по её счетам в австралийских банках.

Для сравнения, до вступления в силу изменений в Законе, в аналогичной ситуации эта гражданка стала бы валютным резидентом после первого же приезда в Россию и оставалась бы валютным резидентом ещё год после возвращения в Австралию из второй поездки. Как следствие, ей пришлось бы подавать отчёт о движении денежных средств по счетам в иностранных банках.

Если вы провели на территории Российской Федерации более 183 дней в году

Для тех, кто постоянно живёт в России (проводит на территории России более 183 дней в году), закон «О валютном регулировании и валютном контроле» не претерпел существенных изменений. С 1 января 2018 года расширился список разрешённых операций по счетам в иностранных банках:

  • Разрешено получать возврат налогов (tax refund) от иностранных налоговых органов (абзац первый часть 5 ст.12 Закона)
  • Только для счетов, открытых в иностранных банках стран ОЭСР или ФАТФ:
    • Разрешено получать деньги от продажи автотранспортных средств
    • Разрешено получать деньги от продажи недвижимости, при условии, что такая недвижимость находилась на территории страны ОЭСР или ФАТФ и эта страна обменивается в автоматическом режиме финансовой информаций с Российской Федерацией.

Полный список разрешённых операций по счетам в зарубежных банках смотрите в конце этой статьи.

Пример

Гражданин России, живущий в Москве, после встречи нового 2018 года решил продать принадлежащую ему виллу в Испании. Так как Испания является членом ОЭСР (и ФАТФ), получение денег от продажи виллы на счёт в испанском банке является разрешённой операцией.

Для сравнения, до вступления в силу изменений в Законе, в аналогичной ситуации деньги от продажи недвижимости должны были бы быть сначала зачислены на счёт в российском банке. В противном случае гражданину грозил штраф за неразрешённую валютную операцию в размере от 75 до 100% от суммы операции.

Если вы переехали в Россию после нескольких лет жизни за границей

Для тех, кто после нескольких лет проживания за рубежом, вернулся в Россию (провёл в России в текущем году более 183 дней), изменённый Закон предусматривает следующие обязанности:

  • В срок до 1 июня следующего года уведомить налоговые органы обо всех открытых/закрытых счетах в иностранных банках
  • Сдать отчёт о движении денежных средств по счетам в иностранных банках

Пример

Гражданин России проработал 4 года по контракту в Италии. После окончания контракта в апреле 2018 года он вернулся обратно в Россию. До 1 июня 2019 года он должен будет сообщить ФНС обо всех открытых им счетах в итальянских банках, а также сдать отчёт о движении денежных средств по этим счетам за весь 2018 год.

Выводы

Изменения в Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» существенно облегчат жизнь законопослушных граждан России постоянно проживающих за рубежом, а также работающих или учащихся за рубежом.

Для российских граждан, постоянно проживающих в России, изменений немного. Кроме того, не решаются проблемы, связанные с получением денег от продажи имущества, находящегося в странах, не входящих в ОЭСР или ФАТФ, как например Болгария.

По моему мнению, принятые изменения продиктованы прежде всего двумя вещами. Во-первых, это базовая логика. Российский гражданин, который провёл в России менее 183 дней в году, не будет являться российским налоговым резидентом. Даже если он сообщит о своих зарубежных счетах и о движениях денежных средств по ним, ему всё равно не нужно будет платить в России налог на доходы физических лиц на доходы, полученные за рубежом.

Во-вторых, уже в 2018 году заработает автоматический обмен информацией между Россией и другими странами, в рамках которого ФНС начнёт получать финансовую информацию о российских налоговых резидентах, имеющих активы за рубежом.

Приложение: Разрешённые операции по счетам в зарубежных банках

  • Перевод денег с других своих счетов, находящихся как в Российских, так и в иностранных банках (часть 4 ст. 12);
  • Перевод иностранной валюты от физического лица со счёта в российском банке в сумме, не превышающей эквивалента 5 000 долларов в день (пункт 12 ст.9). Ограничение в 5 000 долларов не распространяется на близких родственников (супругов, родителей, детей, бабушек и дедушек, и внуков) (пункт 17 ст.9);
  • Начисление процентов на остаток на счёте (абзац 1 часть 5 ст.12);
  • Внесение наличных денежных средств (абзац 1 часть 5 ст.12);
  • Зачисление сумм налогов, возвращённых компетентными органами иностранного государства (абзац 1 часть 5 ст.12);
  • Зачисление минимального взноса, требуемого иностранным банком для открытия счёта (абзац 1 часть 5 ст.12);
  • Получение денег в дар от супруга или близких родственников (п.2 части 3 ст.14);
  • Зачисление зарплаты и командировочных сотрудникам зарубежных представительств российских юридических лиц (п. 2 и 3 ч.6.1 ст. 12);
  • Зачисление зарплаты от иностранного работодателя (абзац 3 п.5 ст.12);
  • Зачисление выплат по решению судов иностранных государств (абзац 4 п.5 ст.12);
  • Зачисление пенсий, стипендий, алиментов и иных социальных выплат (абзац 5 п.5 ст.12);
  • Зачисление страховых выплат от иностранных страховых компаний (абзац 6 п.5 ст.12);
  • Получение возвратов ошибочно уплаченных денежных средств, возврат денег за товар или услугу (абзац 7 п.5 ст.12);

Кроме вышеперечисленных, только для счетов, открытых в иностранных банках стран ОЭСР и ФАТФ, законными операциями являются (п. 5.1 ст.12):

  • Зачисление займов и кредитов, но лишь по договорам, заключенным на срок более 2 лет;
  • Получение арендной платы от сдачи в аренду недвижимости и другого имущества, расположенного за пределами России;
  • Получение дивидендов по иностранным акциям, выплат по иностранным облигациям или векселям;
  • Получение дохода от передачи денег или ценных бумаг в управление иностранному управляющему (например, через внесение их в траст);
  • Зачисление денег от продажи ценных бумаг, зарегистрированных на бирже (разрешено с 1 января 2018 года);
  • Зачисление денег от продажи автотранспортных средств (разрешено с 1 января 2018 года);
  • Зачисление денег от продажи недвижимости, при условии, что такая недвижимость находилась на территории страны ОЭСР или ФАТФ и эта страна обменивается в автоматическом режиме финансовой информаций с Российской Федерацией (разрешено с 1 января 2018 года).

Примечание: В данном списке я не отобразил такие специфические операции, как операции, разрешённые дипломатическим представительствам, консульствам и иным официальным представительствам Российской Федерации за рубежом.

Это связано с тем, что для этих категорий предусмотрены:

  • разные перечни доходов, с которых нужно платить налог (ст. 209 НК РФ);
  • разные ставки налога (ст. 224 НК РФ).

Кроме того, резидент вправе получить налоговые вычеты по НДФЛ, а нерезидент – нет (п. 3 и 4 ст. 210 НК РФ).

Большинство граждан России являются налоговыми . Если человек часто выезжает за границу (либо приехал в Россию недавно), он может быть .

Определение статуса

Статус получателя дохода определяется по количеству календарных дней, которые человек фактически находился на территории России в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый резидент РФ – это человек, который находился на территории России не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый нерезидент – это человек, который находился в России менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Исключение предусмотрено только для:

  • российских военных, служащих за границей;
  • сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированных на работу за пределы РФ.

Такие граждане признаются резидентами независимо от того, сколько времени они проводят в России. Об этом сказано в пункте 3 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, иной порядок установления резидентства могут содержать соглашения об устранении двойного налогообложения , подписанные Россией с другими государствами.

Дата отсчета

Если НДФЛ удерживает и перечисляет в бюджет налоговый агент, то датой, с которой нужно вести обратный отсчет , будет дата выплаты дохода . Такой вывод подтверждают положения пункта 2 статьи 207, статьи 223 и пункта 4 статьи 226 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения высказана в письмах Минфина России от 25 мая 2011 г. № 03-04-06/6-122, от 19 марта 2007 г. № 03-04-06-01/74.

Если НДФЛ со своего дохода человек платит сам , то датой обратного отсчета является 1 января года, следующего за годом, в котором получен доход. В этом случае 12-месячный период равен календарному году, в котором человек получил доход. То есть определять налоговый статус для расчета обязательств по НДФЛ нужно по итогам этого года. Такой вывод подтверждают положения пункта 2 статьи 207, статей 216 и 228 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 25 апреля 2011 г. № 03-04-05/6-293.

Расчет времени пребывания в России

Период пребывания в Российской Федерации (менее или более 183 дней) отсчитывается со дня прибытия (въезда) в Россию по день отъезда (выезда) из нее включительно. Такой порядок расчета подтверждают контролирующие ведомства (письма Минфина России от 21 марта 2011 г. № 03-04-05/6-157, ФНС России от 24 апреля 2015 г. № ОА-3-17/1702).

Если человек выезжает за границу, то до его возвращения отсчет 183 дней прерывается.

Исключения составляют только зарубежные поездки для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Продолжительность таких поездок включается в расчет 183 дней, которые необходимы для получения статуса резидента.

Цель поездки, дни которой включаются в расчет 183 дней, необходимо подтвердить документально.

Ситуация: на основании каких документов можно установить время пребывания в России, чтобы определить свой налоговый статус (резидент или нерезидент) в целях расчета НДФЛ?

В законодательстве нет перечня документов, по которым можно установить количество дней нахождения в России для определения налогового статуса. Следовательно, это могут быть любые документы, подтверждающие факт нахождения человека в стране. Так, даты въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее можно установить по отметкам российской пограничной службы:

  • в загранпаспорте;
  • в дипломатическом паспорте;
  • в служебном паспорте;
  • в миграционной карте;

Отметки, сделанные в документах пограничными службами иностранных государств (в т. ч. государств – участников Таможенного союза), при определении налогового статуса не учитываются: они не могут подтверждать продолжительность пребывания человека на территории России (письмо Минфина России от 26 апреля 2012 г. № 03-04-05/6-557).

Если отметка в паспорте отсутствует (например, человек приехал с Украины или из Республики Беларусь), то в качестве доказательства пребывания в России можно использовать другие документы. Например, квитанции о проживании в гостинице, а для работающих граждан – табели учета рабочего времени или справки с места работы, выданные на основании данных табелей. Для граждан, обучающихся в России, такими документами могут быть справки с места учебы, которые подтверждают фактическое посещение учебного заведения в соответствующем периоде. Следует отметить, что документы с отметкой о регистрации по местожительству не могут использоваться в качестве подтверждения налогового статуса – сами по себе они не позволяют установить фактическую продолжительность пребывания в России. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 13 января 2015 г. № 03-04-05/69536, от 27 июня 2012 г. № 03-04-05/6-782, ФНС России от 25 мая 2011 г. № АС-3-3/1855.

Ситуация: как при определении налогового статуса (резидент или нерезидент) для целей расчета НДФЛ учесть дни нахождения в загранкомандировках и отпусках за рубежом?

Когда человек выезжает за границу, он покидает территорию России.

При определении налогового статуса (лицо нерезидент или резидент) учитываются только дни фактического пребывания человека в РФ.

.

.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

При этом в период пребывания в России (менее или более 183 дней) включается как день прибытия (въезда) в Россию, так и день отъезда (выезда) из нее. Такой порядок расчета подтверждает Минфин России в письмах от 21 марта 2011 г. № 03-04-05/6-157, от 4 июля 2008 г. № 03-04-06-01/187 и от 3 июля 2008 г. № 03-04-05-01/228.

Если человек выезжает за границу, то пока он не вернется, отсчет 183 дней прерывается. Исключения составляют только .

Во всех остальных случаях (в т. ч. при нахождении в загранкомандировке или отпуске за рубежом) период нахождения за границей не включается в число дней пребывания на территории России.

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ. Подтверждает данный вывод и Минфин России в письме от 26 июля 2007 г. № 03-04-06-01/268.

Пример определения налогового статуса человека (резидент или нерезидент) для целей НДФЛ. В течение года человек неоднократно ездил в загранкомандировки по работе

Работа гражданина Молдавии А.С. Кондратьева связана с командировками. В течение 2015 года (365 дней) его три раза направляли в загранкомандировки сроком на 100, 20 и 40 дней (исключая день выезда из России и возвращения в Россию). Всего продолжительность служебных загранкомандировок составила 160 дней.

Кроме того, Кондратьев выезжал в отпуск за границу на 24 дня (исключая день выезда из России и возвращения в Россию).

В общей сложности за последние 12 месяцев Кондратьев провел:

  • за границей – 184 дня (160 дн. + 24 дн.);
  • на территории России 181 день (365 дн. – 184 дн.), то есть менее 183 дней.

Кондратьев признается налоговым нерезидентом.

Ситуация: прерывается ли 12-месячный период при определении налогового статуса иностранца, который в связи с окончанием срока разрешения на пребывание в России выезжает из страны? В следующем году он вновь въезжает в РФ .

Нет, не прерывается.

Законодательством установлен единый порядок, по которому определяется налоговый статус человека при расчете НДФЛ для недезидентов.

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России 183 календарных дня и более, он признается налоговым .

Если в течение 12 следующих подряд месяцев человек находился в России менее 183 календарных дней, он является налоговым .

Это следует из положений пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 5 мая 2008 г. № 03-04-06-01/115.

Использование именно 12-месячного периода для определения налогового статуса плательщика НДФЛ обязательно. При этом если НДФЛ со своего дохода человек платит самостоятельно, то 12-месячный период равен календарному году, в котором получен доход (п. 2 ст. 207, ст. 216 и 228 НК РФ). Прерывание данного срока законодательством не предусмотрено (в т. ч. по причинам, например, расторжения или повторного заключения трудового договора, выезда и обратного въезда на территорию России). В то же время количество дней пребывания человека в России (менее или более 183 дней) в течение 12-месячного периода прерываться может. Это подтверждают положения пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Если человек выезжал за границу для лечения или обучения (на срок не более шести месяцев), то 12-месячный период не прерывается. Продолжительность поездок включается в расчет 183 дней (п. 2 ст. 207 НК РФ). При этом цель поездки необходимо подтвердить документально (например, при прохождении лечения – договором с медицинским учреждением, справкой с указанием времени его проведения и копией паспорта с отметкой пограничного контроля) (письмо Минфина России от 26 июня 2008 г. № 03-04-06-01/182).

Если человек покидал РФ по другим причинам (в т. ч. в связи с переоформлением миграционных документов, прекращением трудового договора), то 12-месячный период, по которому определяется налоговый статус человека, также не прерывается. Однако дни пребывания за границей из расчета 183 дней нужно исключить (письмо Минфина России от 26 мая 2011 г. № 03-04-06/6-123).

Документы, подтверждающие краткосрочное пребывание за рубежом

К документам, подтверждающим нахождение человека за пределами России для краткосрочного лечения или обучения, можно отнести:

  • договоры с медицинскими (образовательными) учреждениями на лечение (обучение);
  • справки, выданные медицинскими (образовательными) учреждениями, свидетельствующие о проведении лечения (прохождении обучения) с указанием его времени;
  • копии страниц паспорта со специальными визами и отметками пограничного контроля о пересечении границы.

При этом ограничений по возрасту, видам учебных заведений и изучаемых дисциплин, лечебных учреждений и заболеваний, перечню стран, в которых проходит обучение или лечение, нет.

Об этом сказано в письмах Минфина РФ от 26 июня 2008 г. № 03-04-06-01/182, ФНС России от 15 октября 2015 г. № ОА-3-17/3850 и от 20 июля 2012 г. № ОА3-13/2525.

Выезд за рубеж имеет значение только для подсчета количества дней пребывания в России (менее или более 183 дней). Он не прерывает течение 12-месячного периода.

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ.

Возможно, что в течение года (например, за семь месяцев) количество дней пребывания человека в России достигнет 183 дней. В этом случае он становится . И этот статус до конца года измениться уже не может. Это подтверждают письма Минфина России от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/94 и от 29 марта 2007 г. № 03-04-06-01/95.

Пример определения налогового статуса человека (резидент или нерезидент) в целях НДФЛ

В июне 2014 года А.В. Львов получил доход от продажи автомобиля.

НДФЛ с полученной суммы Львов должен рассчитать и перечислить в бюджет самостоятельно (подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ).

Чтобы узнать, какую ставку взять для расчета НДФЛ, Львов должен определить свой налоговый статус (резидент или нерезидент).

Налоговым периодом по НДФЛ является год (ст. 216 НК РФ). Рассчитать и перечислить налог в бюджет Львов должен по его итогам – когда год закончится (п. 4 ст. 228 НК РФ). Поэтому свой налоговый статус Львов определил по состоянию на 1 января 2015 года (когда закончился 2014 год, в котором он получил доход от продажи автомобиля).

12 месяцев, которые предшествуют этой дате, – это период с 1 января по 31 декабря 2014 года (365 дней).

За этот период Львов покидал Россию только один раз – на 28 дней во время отпуска (исключая день выезда из России и возвращения в Россию). На это время не прерывается течение 12-месячного периода, за который Львов должен определить свое время нахождения в России (более или менее 183 дней). Однако 28 дней, которые Львов отдыхал за рубежом, в расчет времени нахождения в России (более или менее 183 дней) не включаются.

Таким образом, за 12 следующих подряд месяцев 2014 года Львов провел в РФ:
365 дн. – 28 дн. = 337 дн.

Так как Львов провел в России более 183 дней (337 дн. > 183 дн.) за 12 следующих подряд месяцев 2014 года, он является налоговым резидентом России.

Ситуация: подтверждает ли вид на жительство время фактического пребывания человека в России? Фактическое время пребывания в РФ необходимо рассчитать, чтобы определить налоговый статус человека (резидент или нерезидент) для целей расчета НДФЛ

Нет, не подтверждает.

В законодательстве нет перечня документов, по которым можно установить количество дней нахождения в России для определения налогового статуса. Это могут быть любые документы, подтверждающие факт нахождения человека в стране. Так, даты въезда в Россию и выезда из нее можно установить по отметкам:

  • в загранпаспорте;
  • в дипломатическом паспорте;
  • в служебном паспорте;
  • в паспорте моряка (удостоверении личности моряка);
  • в миграционной карте;
  • в проездном документе беженца и т. д.

Если отметка в паспорте отсутствует (например, человек приехал из Украины или Республики Беларусь), то доказательством пребывания в России могут быть другие документы. Например, документы о регистрации по местопребыванию, квитанции о проживании в гостинице. Для работающих людей – табели учета рабочего времени или справки с места работы, выданные на основании данных табелей. Для учащихся – справка с места учебы, которая подтверждает фактическое посещение учебного заведения.

Это следует из писем Минфина России от 13 января 2015 г. № 03-04-05/69536, ФНС России от 25 мая 2011 г. № АС-3-3/1855.

Вид на жительство подтверждает только право иностранного гражданина (лица без гражданства) на постоянное проживание в России, а также на свободный въезд в Россию и выезд из страны. Для лиц без гражданства вид на жительство также является документом, удостоверяющим личность. Об этом сказано в пункте 1 статьи 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ.

Таким образом, вид на жительство подтверждает право гражданина на проживание в Российской Федерации (удостоверяет его личность), но не является документом, подтверждающим фактическое время нахождения человека на территории страны.

Новое на сайте

>

Самое популярное