Домой Хоум Кредит Банк Музей бродского часы работы. «Полторы комнаты»: как сейчас выглядит квартира Иосифа Бродского 

Музей бродского часы работы. «Полторы комнаты»: как сейчас выглядит квартира Иосифа Бродского 

Показал снимки из квартиры в доходном доме Мурузи на Литейном проспекте, 24, где долгие годы жил со своими родителями поэт Иосиф Бродский. Сейчас, по словам Косьмина, здесь до сих пор живет бывшая соседка Бродского.

Косьмин сравнил снимки с архивными фотографиями и описаниями самого Бродского из эссе «Полторы комнаты» и подробно рассказал о своих наблюдениях.

Публикация от Maxim (@maax_sf) Мар 1, 2018 в 4:27 PST

Место, где стоял туалетный столик и родительская кровать, которой Бродский в своём эссе посвятил несколько абзацев: «Самым крупным предметом нашей обстановки, или, правильнее сказать, предметом, занимавшим больше всего места, была родительская кровать, которой, полагаю, я обязан моей жизнью. Она представляла собой громоздкое двуспальное сооружение, чья резьба опять-таки соответствовала в какой-то мере всему остальному, будучи, впрочем, выполнена в более поздней манере. Тот же растительный лейтмотив, разумеется, но исполнение колебалось где-то между модерном и коммерческой версией конструктивизма. Эта кровать была предметом особой гордости матери, ибо она купила ее очень дешево в 1935 году, до того, как они с отцом поженились, присмотрев ее и подобранный к ней в пару туалетный столик с трельяжем во второразрядной мебельной лавке. Большая часть нашей жизни тяготела к этой приземистой кровати, а важнейшие решения в нашем семействе бывали приняты, когда втроем мы собирались не вокруг стола, но на ее обширной поверхности, со мной в изножье. По русским меркам эта кровать была настоящей роскошью. Я часто думал, что именно она склонила отца к женитьбе, ибо он любил понежиться в этой кровати больше всего на свете. Даже когда их обоих настигал приступ горчайшего обоюдного ожесточения, большей частью спровоцированного нашим бюджетом (“У тебя просто мания спускать все деньги в гастрономе! - несется его негодующий голос над стеллажами, отгородившими мою “половину” от их “комнаты”. “Я отравлена, отравлена тридцатью годами твоей скаредности!” - отвечает мать), - даже тогда он с неохотой выбирался из кровати, особенно по утрам. Несколько человек предлагали нам очень приличные деньги за эту кровать, которая и впрямь занимала слишком много места в нашем жилище. Но сколь бы неплатежеспособны мы ни оказывались, родители никогда не обсуждали такую возможность. Кровать была очевидным излишеством, и я думаю, что именно этим она им и нравилась.» Продолжение

Но его творчество не было принято властью на родине, его обвинили в тунеядстве, и Бродскому пришлось эмигрировать из страны.

Поэт Бродский

В своем творчестве достиг больших высот, его имя известно по всему миру. Уже в эмиграции награжден Нобелевской премией по литературе.

Только во времена перестройки его стихи стали публиковать на родине. До этого момента творчество Бродского было известно ограниченному кругу людей в СССР. Его приглашали вернуться, но он все откладывал свой приезд.

Американский кабинет Бродского в в Фонтанном доме

Бродский никогда не жил в Фонтанном доме, более того, он никогда его не посещал. Но он был очень близок с Анной Ахматовой.

В 2003 году вдова поэта подарила музею вещи из его дома в Саунт-Хедли, где он проживал. Это предметы мебели, постеры, библиотека, коллекция почтовых открыток и множество других мелочей. Даже нашлось место чемодану, с которым покидал страну Бродский.

Музей Ахматовой представил часть из них в экспозиции. В кабинете стоит письменный стол, диван, кресло, лампа, пишущая машинка. Также можно увидеть инсталляцию медиахудожника Быстрова, которая рассказывает о Ленинграде и доме, где проживал Бродский.

Музей постарался расставить все предметы именно так, как было в кабинете поэта. В газетнице лежат именно те газеты, которые читал Бродский. Там же лежит ворох счетов и квитанций, а подушки на диване разложены так же, как и у поэта.

Фоном звучит запись судебного процесса, после которого его отправили в ссылку. В кабинете можно посмотреть фильмы о Бродском.

В кабинет поэта приходят разные люди: школьники и люди старшего поколения, те, кто знаком с его творчеством, и те, кто совсем не знает о нем.

Квартира поэта

Несмотря на то, что Бродский является и великим поэтом, до недавнего времени о нем упоминалось только в экспозиции при музее Анны Ахматовой.

Квартиру Бродского в Санкт-Петербурге, где он проживал с отцом и матерью, решили превратить в музей памяти поэта.

Помещение находится на 24, в доходном доме Мурузи. В этом строении проживали и бывали многие знаменитые литераторы: Мережковский, Гиппиус. Здесь же Гумилев открыл Союз Поэтов.

В квартиру семья Бродских въехала в 1955 г. Иосиф Бродской прожил там до 1964 года, после его отправили в ссылку за тунеядство. Затем он возвращается и живет в ней до эмиграции.

Работа над музеем

Музей Бродского в Санкт-Петербурге планировали организовать еще в девяностых годах. Многие видные деятели культуры, причем как отечественной, так и зарубежной, обратились с просьбой о создании в бывшей квартире поэта музея к губернатору. Он дал добро, но в процессе не участвовал.

Пять из шести комнат в коммунальной квартире фонду создания музея удалось выкупить на средства спонсоров. Для этого понадобилось почти пятнадцать лет.

Первые ремонтные работы закончились к 75-летию поэта, и музей-квартира Бродского открылся для свободного посещения на один день. А после его закрыли для дальнейшего ремонта, дата завершения которого неизвестна.

Экспозиция музея

Экспозиция дома-музея Иосифа Бродского показывает основные события в жизни поэта от начала его литературного пути.

В музее можно увидеть полторы комнаты, где Бродский проживал с отцом и матерью, коммунальную кухню и комнаты соседей.

Также в экспозицию входят отпечатки снимков, которые сделали знакомые и отец поэта, сохранившиеся элементы интерьера и скульптурные портреты.

Музей открылся на один день, настоящих экспонатов практически не было, потому что строительные и ремонтные работы не закончены. Но в дальнейшем предполагается разместить вещи, которые передала музею вдова поэта.

Препятствия

Большие затруднения вызвало расселение жильцов коммунальной квартиры, где жил Бродский. Музей удалось разместить в пяти комнатах коммунальной квартиры, но в шестой до сих пор живет соседка. Она не согласилась продать свою комнату, и организаторы музея решили отгородить экспозицию. Из-за этого потеряна возможность экскурсантам заходить с парадного входа.

Сейчас музей-квартира Бродского использует черный ход, и сразу с лестницы человек попадает на кухню. И в дальнейшем, наверное, так и останется. Это сильно огорчает устроителей музея.

Кроме нехватки финансов работа над созданием музея осложняется юридическими и бытовыми проблемами. Дом старый, в аварийном состоянии, и помещения требуют большого ремонта, в первую очередь для сохранения экспонатов.

Предстоит переводить квартиру в чтобы музей Бродского в Петербурге появился официально. И неизвестно, сколько времени займет бюрократическая процедура.

Есть и профессиональные проблемы. Взгляды на то, каким должен быть музей, расходятся. Директор музея Ахматовой в Фонтанном доме считает, что комнаты должны сохранить достоверность, дух того времени без приукрашивания.

Вполне возможно, в дальнейшем музей Иосифа Бродского ожидает расширение. Устроители музея раздумывают над приобретением квартиры ниже или чердачного помещения. Пока музей может вместить одновременно около десяти человек.

Создатель сообщества «Старый фонд» и автор популярного инстаграм-блога @maax_sf о старых петербургских квартирах, показал снимки из квартиры в доходном доме Мурузи на Литейном проспекте, 24, где долгие годы жил со своими родителями поэт Иосиф Бродский . Сейчас, по словам Косьмина, здесь до сих пор живет бывшая соседка Бродского.

Косьмин сравнил снимки с архивными фотографиями и описаниями самого Бродского из эссе «Полторы комнаты» и подробно рассказал о своих наблюдениях.

Так сейчас выглядит коммунальная квартира в доме Мурузи в Санкт-Петербурге . Иосиф Бродский жил здесь с родителями с 1955 по 1972 год. Это пространство описано поэтом в, пожалуй, самом цитируемом его англоязычном эссе «Полторы комнаты», опубликованном в Нью-Йорке в 1986 году.

Стандартная коммунальная кухня, на первый взгляд. Но мозг слегка напрягается: ПВХ плитка, печь и нестандартная геометрия кухни будто искажают пространство. А ещё здесь слишком пусто для жилой коммуналки, но это легко объяснить. Дело в том, что в квартире последние годы живёт только одна бабушка. Она - бывшая соседка Бродского, который жил здесь с 1955 до 1972 года (до своего отъезда из СССР). Да, это дом Мурузи, и здесь находятся те самые «полторы комнаты». Вот уже несколько лет идут попытки официально открыть музей поэта, но всё упирается в соседку, которая живёт в квартире всю жизнь и уезжать наотрез отказывается. И её можно понять. В следующих постах расскажу о квартире подробнее.

Фев 28, 2018 в 3:27 PST Бродский подробно описал коммунальную квартиру, где он жил с родителями, в эссе «Полторы комнаты» (1985). На фотографиях - родительская часть и две арки в «половину» поэта (одна из них сейчас заложена). Архивная фотография сделана в 1984 году, очевидно, сразу после смерти отца Бродского (мать умерла годом раньше). Иосиф к этому времени не жил здесь уже 12 лет, но можно предположить, что обстановка поменялась несильно. «Моя половина соединялась с их комнатой двумя большими, почти достигавшими потолка арками, которые я постоянно пытался заполнить разнообразными сочетаниями книжных полок и чемоданов, чтобы отделить себя от родителей, обрести некую степень уединения. Можно говорить лишь о некой степени, ибо высота и ширина тех двух арок плюс сарацинские очертания их верхних краев исключали любые помыслы о полном успехе. За вычетом, конечно, возможности заложить их кирпичной кладкой или зашить досками, что было противозаконно, так как свелось бы ко владению двумя комнатами вместо полутора, на которые мы по ордеру имели право» «Следовало изобрести полумеру, и как раз на этом я сосредоточился начиная с пятнадцати лет. Испробовал всевозможные умопомрачительные приспособления и одно время даже помышлял о сооружении четырехметровой высоты аквариума с дверью посередине, которая соединяла бы мою половину с их комнатой. Надо ли объяснять, что такой архитектурный подвиг был мне не по зубам. Итак, решением оказалось приумножение книжных полок с моей стороны, прибавление и уплотнение складок драпировки - с родительской. Нечего и говорить, что им не нравились ни решение, ни подоплека самого вопроса. »

Публикация от Maxim (@maax_sf)

Мар 1, 2018 в 4:27 PST Место, где стоял туалетный столик и родительская кровать, которой Бродский в своём эссе посвятил несколько абзацев: «Самым крупным предметом нашей обстановки, или, правильнее сказать, предметом, занимавшим больше всего места, была родительская кровать, которой, полагаю, я обязан моей жизнью. Она представляла собой громоздкое двуспальное сооружение, чья резьба опять-таки соответствовала в какой-то мере всему остальному, будучи, впрочем, выполнена в более поздней манере. Тот же растительный лейтмотив, разумеется, но исполнение колебалось где-то между модерном и коммерческой версией конструктивизма. Эта кровать была предметом особой гордости матери, ибо она купила ее очень дешево в 1935 году, до того, как они с отцом поженились, присмотрев ее и подобранный к ней в пару туалетный столик с трельяжем во второразрядной мебельной лавке. Большая часть нашей жизни тяготела к этой приземистой кровати, а важнейшие решения в нашем семействе бывали приняты, когда втроем мы собирались не вокруг стола, но на ее обширной поверхности, со мной в изножье. По русским меркам эта кровать была настоящей роскошью. Я часто думал, что именно она склонила отца к женитьбе, ибо он любил понежиться в этой кровати больше всего на свете. Даже когда их обоих настигал приступ горчайшего обоюдного ожесточения, большей частью спровоцированного нашим бюджетом (»У тебя просто мания спускать все деньги в гастрономе! - несется его негодующий голос над стеллажами, отгородившими мою «половину» от их «комнаты». «Я отравлена, отравлена тридцатью годами твоей скаредности!» - отвечает мать), - даже тогда он с неохотой выбирался из кровати, особенно по утрам. Несколько человек предлагали нам очень приличные деньги за эту кровать, которая и впрямь занимала слишком много места в нашем жилище. Но сколь бы неплатежеспособны мы ни оказывались, родители никогда не обсуждали такую возможность. Кровать была очевидным излишеством, и я думаю, что именно этим она им и нравилась.» Продолжение

Ещё летом посетил музей-квартиру художника Исаака Бродского в Санкт-Петербурге, но из-за нехватки времени пишу о нём только сейчас.


01. Мемориальная квартира художника Исаака Израилевича Бродского, расположена в центре Петербурга на площади Искусств. Дом построен по проекту К. Росси и Л. Бенуа. Художник жил и работал в этой мастерской и квартире последние 15 лет своей жизни, с 1924 по 1939 годы. В 1949 году здесь был открыт музей.

02. При входе меня спросили точно ли я к Бродскому-художнику.
Видимо по ошибке сюда часто заходят поклонники поэта однофамильца, который сейчас стал необычайно популярен у молодёжи.

03. И.И. Бродский - известный советский художник и педагог, ученик великого Ильи Репина, один из главных представителей реалистического направления в советской живописи 30-х годов, автор обширной изобразительной ленинианы.

04. Наиболее известной его работой является картина "Ленин в Смольном".

05. И.И. Бродский рисует В.И. Ленина. Москва 1921.

06. По лестнице поднимаемся в мастерскую.

07. Мастерская художника. В центре рояль "Беккер" подарок музею от академика О.А. Еремеева, бывшего ректора Института И.Е. Репина.

08. На сайте музея http://www.nimrah.ru/musbrod/ написано, что в зале великолепная акустика.
В XIX веке проходили вечера музыкально-литературного салона графов Виельгорских, в настоящее время проводятся камерные концерты классической музыки.

09. Потолок достоин внимания.

10.

11. На стенах много картин как самого мастера, так и картины из его коллекции, которую Бродский собирал на протяжении нескольких десятилетий.
Собрание состоит из произведений русских живописцев XVIII - начала XX вв.

12. И.И. Бродский "Женский портрет".

13. И.И. Бродский "Дети на лужайке".

14. Памяти учителя. А.И. Лактионов пишет портрет И.И. Бродского.

15. Бюст И.Е. Репина.

16. Рабочий стол, на котором лежит книга И.Э. Грабаря "Репин".

17.

18. Спускаемся на первый этаж.

19. Гостиная.

20. Красивая мебель.

21.

22.

23. На стенах картины И.Е. Репина, А.А. Рылова и др.

24. В соседней комнате стены также увешены картинами.

25. Здесь можно посмотреть много старых фотографий художника.

26.

27. Этюд Константина Коровина.

28.

29. И напоследок ещё одна комната. Здесь проводятся различные выставки современного искусства.

30. Музей работает все дни, кроме понедельника и вторника с 12:00 до 19:00.

Затянувшаяся история создания Музея Иосифа Бродского получила изящную развязку: инвестор приобрел под него соседнюю с мемориальной квартиру в доме Мурузи. И это позволит, наконец, открыть полноценный постоянно действующий музей

Инвестором при покупке квартиры, расположенной через стену от «полутора комнат» Иосифа Бродского, выступил управляющий партнер Fortgroup Максим Левченко. Он же является председателем попечительского совета Фонда создания музея Бродского. Покупка квартиры позволит в любом случае открыть в здании постоянно действующий музей нобелевского лауреата. А в перспективе - решить проблемы, связанные с нежеланием соседки поэта Нины Федоровой переезжать: помещения можно будет, минуя ее, соединить, и музей получит парадный вход, гардероб, лекционно-выставочное пространство и многое другое.

Мавританская лепнина, печи и камин

«Новая» четырехкомнатная квартира располагается на втором этаже дома, выходит окнами на улицу Короленко и выглядит как анфилада залов площадью порядка 200 квадратных метров. Как сообщил «Фонтанке» Максим Левченко, цена была «рыночной» - 35 миллионов рублей. Помимо того, что помещения сохранили историческую планировку и отделку, эта квартира удобна отсутствием жилых помещений под ней - что дает все возможности перевести ее в нежилой фонд. Состояние недвижимости оценивается как «очень хорошее».

«Есть единое мнение, что это лучший вариант, чтобы расширять пространство, потому что существующих площадей в мемориальной квартире явно не хватает, – рассказал бизнесмен. – Здесь же получится организовать и вход, и кафе-библиотеку, где можно почитать книги, провести время, посмотреть выставки. Но это будет решать совет, должно пройти общественное обсуждение. Я думаю, что больше всего времени займет проектирование, дизайн, концепция наполнения музея. Мне кажется, что это минимум месяцев девять. И потом потребуется время на реализацию».

Музей будет частным. Его созданием займется команда проекта http://brodsky.online в сотрудничестве с Фондом создания музея Иосифа Бродского и Музеем Анны Ахматовой. Бывшие владельцы квартиры, Максим и Карина Малышевы, войдут в попечительский совет фонда и тоже примут участие в создании музея.

«Мы начали общаться по поводу планов, связанных с музеем, более полугода назад, и нам эта идея показалась правильной и интересной, после чего мы с Максимом Левченко и его представителем предметно обсуждали и сам проект, и наше возможное участие в будущем, – рассказал Максим Малышев. – У них , мне понравился их подход, и сам формат проекта - не замораживание неких форм в классическом исполнении, а живое динамичное пространство».

Максим рассказал, что бизнес-проекты, которые реализует его семья, «близки по формату» Музею Бродского, и могут быть полезны.

«Мы договорились, что наша площадка в Москве (площадка делового общения для представителей ведущих архитектурных бюро, студентов архитектурных вузов, девелоперов Pluton Project расположена в известном московском культурном пространстве ArtPlay. - Прим. ред.) будет некой платформой, базой для продвижения музея, дискуссий», – привел он пример.

Карина Малышева рассказала, что, живя в этой квартире, она чувствовала обязанность не испортить сохранившееся уникальное пространство - хотя жить с тремя детьми при анфиладной планировке им было не вполне комфортно.


«В комнате, которая примыкает к квартире Бродского, осталась мавританская лепнина, белые классические печи в каждой комнате, сохранился камин, – рассказала она. – Говорят, что печи - действующие. Если честно - я не топила никогда, а соседи сверху топят».

Как молодежь выбирает Бродского

Председатель правления Фонда искусствовед и друг Бродского Михаил Мильчик, уже два десятилетия ведущий борьбу за создание музея, не стал скрывать чувств по поводу произошедшего.

«Безусловно, мы рады этому решению, потому что имеем возможность организовать полноценный официальный музей, – поделился он своими чувствами с «Фонтанкой». – К сожалению, он пока будет располагаться в новых комнатах, а мемориальная квартира останется в том же качестве, в котором она находится теперь. Мы не можем ее полноценно использовать как музей из-за того, что у нас есть соседка. Но мы тесно будем связаны, естественно, посетители официального музея будут посещать мемориальную квартиру. Может быть, в перспективе, после того, как мы откроем музей, мы сделаем ремонт в той, мемориальной части, - но это не в близком будущем. А здесь, сейчас, начнется работа над концепцией, потому что мы думаем сделать этот музей вполне современным. Если в той квартире, мемориальной, посетители будут попадать в атмосферу 1960-1970-х годов, то здесь они будут находиться в XXI веке и через новые методы постигать историю жизни и творчества нашего героя».

Аудиторией музея Мильчик видит в первую очередь молодежь.

«Что меня до сих пор удивляет, но удивляет приятно, – что к Бродскому, поэту, прямо скажем, непростому, такой удивительный интерес среди многих молодых людей, – признался он. – Причем не только тех, которые интересуются литературой. И я думаю, что этот музей, который будет организован в уже купленной квартире, будет привлекать внимание. Тем более что мы будем стараться использовать там новые способы подачи материала, интерактивные в частности».

Михаил Мильчик рассказал, что в новой квартире будет удобно организовать «круговую» экспозицию: в одном конце квартиры есть вход, а в другом - выход, которые ведут на одну и ту же лестничную площадку. Причем посетители не будут никому мешать: жилые квартиры располагаются выше, ходить мимо дверей посетители не должны.

Историк и соредактор журнала «Звезда» Яков Гордин, также друживший с Бродским и входящий в правление Фонда создания музея, предположил, что до революции эти две квартиры и вовсе были единым пространством, разделенным в советские годы. Покупку он назвал «очень важной» и надеется, что она станет реальным импульсом для работы музея. Частная форма собственности его не пугает - напротив, он видит в ней определенную свободу действий, да и сам Бродский, по его мнению, «вполне одобрил бы» такую форму.

Экспонаты, мебель и арт-объекты

Некоторая сложность может возникнуть с подлинными экспонатами, которые предполагается выставлять в мемориальной квартире: на юбилей поэта в 2015 году занимался Музей Анны Ахматовой, и именно ему принадлежат вещи из комнаты Бродского.

«Я встречаюсь с теми людьми, которые представляют фонд и делают виртуальный музей Brodsky online, – рассказала «Фонтанке» директор Музея Анны Ахматовой Нина Попова. – Это люди из нашего круга общения, и мы многое обсуждаем. Участие экспонатами - это проблема. Потому что один музей - государственный, другой - частный. В прошлом году Министерство культуры приняло решение о возможности делиться экспонатами, но мы к этому сюжету еще не подходили. До прошлого года их нельзя было ни выставлять, ни отдавать. Придут, предложат – обсудим, подумаем. И решаем не только мы, но и министерство».

Впрочем, в положительном решении Музея Ахматовой не сомневается Яков Гордин, благодаря которому музей обрел ряд экспонатов.

«Дело в том, что хранившиеся у меня вещи Бродского, – а это и мебель, и библиотека, – я в свое время передавал Музею Ахматовой именно с прицелом, чтобы после образования музея Бродского они перешли туда, – рассказал он «Фонтанке». – Это совершенно нормально, и Нина Ивановна Попова это прекрасно понимает, и заинтересована в том, чтобы существовал дружественный музей. Так что, я думаю, все будет нормально. А уж чтобы грамотно оформить это юридически - нужны грамотные переговоры».

Разногласие между музейщиками может возникнуть на почве использования в экспозиции (опять-таки в ее мемориальной части) «типологической» мебели, то есть такой же, но не «той самой».

«Типологическую мебель для Бродского в комиссионках покупать нельзя, это неправильно, – уверена Попова. – Там должен быть другой образный ряд. Надо дать представления о проблемах, связанных с историей, временем, культурными обстоятельствами, личностным устройством самого Бродского, продлить историю от начала его жизни до финала его жизни. Есть целый ряд способов создания арт-объектов, которые дают возможность ассоциативно представить, о чем идет речь».

Впрочем, Михаил Мильчик уверен в обратном: так как он лично и детально сфотографировал обстановку комнаты Бродского в день его отъезда, а после смерти отца поэта - и комнату родителей, не стоит упускать возможность показать обстановку. Тем более что сохранена часть подлинной мебели, а другая часть (два шкафа и мебель из родительской комнаты) не была уникальной, и может быть заменена точными аналогами того же времени, к чему многие музеи прибегают.

«Ключ к будущему музею»

Потенциальным куратором экспозиции в новом пространстве называют историка Павла Котляра. В интервью «Фонтанке» он весьма осторожно высказался о своем видении музея, хоть и назвал произошедшее «прорывом», без которого стояние в тупике «могло быть вечным».

«Можно сколько угодно приобрести квадратных метров, которые будут соответствовать пожарным нормам и другим, но если не придумать чего-то по-настоящему и востребованного и значимого, это может быть бессмысленно, – рассудил он. – Я не хочу сказать, будто гарантирую, что я придумаю хорошо, а кто-то другой плохо. Просто у нас очень часто формальная история подменяет собой творческую и креативную».

Идеологию нового пространства на первых порах он видит как постоянно сменяющие друг друга проекты, кураторские высказывания, выставки, лекции, с последующим посещением группами мемориальной квартиры (для этого пока посетителям нужно будет одеваться и идти через другой вход).

«Но тут важно, что приобретенная квартира - это ключ, фактически, гарантия создания полноценного Музея Бродского, в котором будут современные помещения, входные зоны, гардеробы, что было бы невозможно сделать просто в мемориальной квартире, – признал он. – Это главная проблема музеев-квартир: не то что сотрудников не посадишь – ты вешалку для одежды не поставишь никуда. А на новой площади можно будет сделать современную входную зону и книжно-поэтическое кафе, пространство для лекций, временных выставок и прочее, а в мемориальной части в перспективе - постоянную экспозицию, связанную с Бродским».

Справка: Фонд создания музея Иосифа Бродского был основан в 1999 году Михаилом Мильчиком и Яковом Гординым, своей целью он неизменно ставил превращение коммунальной квартиры в доме Мурузи (на Литейном, 24) в . В этом здании Иосиф Бродский жил с 1955 до 1972 года и оттуда уехал 4 июня, чтобы вылететь в Вену. Процесс выкупа комнат в мемориальной квартире растянулся на два десятилетия и так и не был завершен: одна из соседок, Нина Федорова, жившая там еще при Бродском, наотрез отказалась переезжать в предложенные ей альтернативные варианты.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

Новое на сайте

>

Самое популярное