Домой Хоум Кредит Банк Плюсы и минусы прямых налогов. Косвенные налоги: виды, преимущества, недостатки

Плюсы и минусы прямых налогов. Косвенные налоги: виды, преимущества, недостатки

Налоговая система в России включает прямые и косвенные налоги. Это две большие группы, составляющие налоговую нагрузку на физических и юридических лиц страны. Что относится к прямым налогам, а что к косвенным? Чем они отличаются и зачем нужны? Таблица сравнения по данным группам приведена ниже, также рассмотрены конкретные примеры.

Система налогообложения играет ключевую роль в формировании доходной части бюджета. Одним из показателей финансовой стабильности государства считается уровень развития налоговой системы. Рядовые граждане часто путают термины налог и сбор, воспринимая сбор как налог. Однако это совершенно разные формулировки. Для того чтобы простому гражданину было легче сориентироваться в налоговой схеме нашего государства рассмотрим основные параметры налогов, а также его виды.

Отечественная система налогообложения дифференцирует налог на две большие группы:

  • прямые;
  • косвенные;

Прямой налоговый платеж характеризуется отсутствием каких-либо посредников в установлении налоговых платежей. При прямом способе изъятия налогов объем платежа устанавливается пропорционально размеру объекта обложения. К примеру, такой распространенный взнос, как налог на прибыль устанавливается соразмерно полученной прибыли за определенный период.

Совсем иная структура у косвенной системы изъятия. Косвенный налог в отличие от прямого заранее включается в стоимость товара или услуги, и потребитель вместе с приобретением предмета уплачивает и налог. Ярким примером косвенного взноса является НДС. Практически каждый человек хоть раз в своей жизни уплачивал этот налог. Он включается в стоимость любого товара. Обычно на чеке так и пишут « стоимость 100 рублей с учетом НДС». НДС в этом случае является косвенным налогом.

Прямой налог – это обязательный взнос, который должен уплачивать каждый гражданин РФ, в собственности которого находиться облагаемое таким платежом имущество. К такому имуществу может относиться как движимая, так и недвижимая вещь. К примеру, НК устанавливает пошлину на земельный участок. По его регламенту после каждого года владелец земельного участка обязан уплачивать налог. Размер определяется, учитывая габариты участка, месторасположение и прочие параметры.

Получается, что закон относит прямую модель взимания сборов только к тому имуществу, который находится в собственности у налогоплательщика. Такой прямой способ взимания налогов дает возможность государству периодически пополнять объем бюджетных средств.

Эксперты отмечают, что основным недостатком такой системы получения взносов в бюджет является возможность субъекта скрыть свои налоговые декларации. Между тем последствие умышленного скрытия налоговой информации сильно дестабилизирует бюджетную сферу страны.

Косвенные налоги – это финансовые поступления в бюджет государства, которые формируются по принципу надбавки на реализуемый объект или услугу. Государствао обязывает продавцов включить в реализуемый ими товар определенную долю платежа, который не относится к прибыли компании, а идет в бюджет страны. В этом случаи продавец, который устанавливает подобную надбавку, выступает в качестве посредника. Его прибыль от этого не уменьшается и не увеличивается, а государство, напротив, путем косвенного вмешательства получает свои финансы.

Главным достоинством скрытых косвенных платежей является их стабильность и закрытость. Кроме этого, на подобный тип изъятия не оказывают влияние различные экономические факторы. В любом случае государство может установить на реализуемый товар скрытую надбавку. При снижении экономических показателей именно благодаря косвенным пошлинам государству удается рационально пополнять бюджетные средства.

Одна косвенная система имеет и отрицательную сторону. Скрытое налогообложение одинаково для всех, и это сильно давит на население с низким уровнем дохода. Почему именно малообеспеченные? Все очень просто. Когда государство увеличивает планку акцизов, автоматически повышаются цены на продукты. Чтобы финансовая нагрузка распределялась справедливо, не раз выдвигалась инициатива о снижении добавочной стоимости на продукты первой необходимости. Однако пока что система остается единой и в ближайшее время ни о каком дифференцировании добавочного платежа речи не идет.

Различия прямых и косвенных налогов

Ну а теперь рассмотрим отличительные признаки каждого типа налога с помощью специальной таблицы.

Показатель Прямой налог Косвенный налог
Платит непосредственно владелец имущества Платит конечный потребитель
Система связи с государством Прямая Чрез посреднические лица (продавец)
Объект налогообложения Движимые и недвижимые вещи налогоплательщика Реализуемый товар или услуга
Факторы, определяющие размер налоговой ставки Размера дохода гражданина, вид облагаемой налогом собственности Цена товара
Степень открытости Налогоплательщик знает заранее о сумме налога и обязанности его выплаты Носит скрытый характер, и потребитель зачастую не знает, что в цену товара входит еще и налог
Сложность проведения расчетов Сложный Простой
Зависимость от сопутствующих факторов Существует Отсутствует

Примеры прямых налогов

Наиболее обширной группой прямых налогов является налог на имущество. К таким относятся:

  • Налоговые платежи, которые устанавливаются за пользование юридическими лицами движимого и недвижимого имущества. Его устанавливают в годовом выражении. Эти деньги напрямую идут в бюджет конкретного региона.
  • Налогообложение имущества физических лиц – обязывает граждан, владеющих земельными участками или жилым помещением выплачивать установленный государством ежегодный платеж.
  • Налог на транспорт. В отличие от остальных платежей пошлина изначально носила региональный характер. Это означает, что конкретные регионы по своему усмотрению правомочны изменить налоговую ставку или условия взимания платежа.
  • Налог от ведения игорного бизнеса. Так, все казино или букмекерские конторы, которые имеют лицензию на ведение игорного бизнеса, должны выплачивать в казну государства определенный размер финансовых средств.
  • Налогообложение прибыли от добычи полезных ископаемых. В нашей стране эти платежи пополняют свыше 30% от всего объема бюджетных средств. Сумма устанавливается в зависимости от цен на добываемое сырье. К примеру, налог на добычу нефти устанавливается пропорционально текущим ценам за баррель.

Другая группа тоже обеспечивает стабильный приток финансов в казну государство. Это налоги на доходы. К ним можно отнести:

  • Общегосударственный платеж от месячного дохода физического лица. Надо отметит, что в этом плане отечественные граждане находятся в боле профилированном положении, чем те же европейцы. В среднем от заплаты Россиянина удерживается всего 13%.
  • Взнос от прибыли юридических лиц. Каждая организация, которая осуществляет предпринимательскую действительность, обязана уплачивать налог, размер которого определяется из объема прибыли организации за определенный отрезок.

Примеры косвенных налогов

Наибольшую собираемость обеспечивают НДС и акцизы. Акцизы по российскому законодательству устанавливаются: на спиртные напитки, табачные товары, на проводимое топливо и т.д. Устанавливая дополнительную цену на готовый товар, государство устанавливает своеобразную гарантию поступления финансов для своего бюджета.

Авторские права

(с)ООО "Азбука Бизнеса" 2009-2019.

В случае размещения этого текста на других ресурсах сети Интернет, все ссылки в тексте должны быть сохранены и быть активными. Активная гиперссылка на этот текст обязательна.

Практическое применение

На момент опубликования этой статьи она полностью соответствует действующему законодательству. Однако, законодательство меняется, применимость тех или иных советов может зависеть от Вашей конкретной ситуации. Мы рекомендуем Вам проконсультироваться со специалистами в случае, если Вы собираетесь применять знания, полученные из наших статей.

Выбор системы налогобложения (простая версия)

Дата публикации: Август 2009г.

Данная статья содержит упрощенный и обобщенный взгляд на разницы между системами налогообложения в РФ. Она будет полезна начинающим бизнесменам и просто интересующимся. В случае, если Вам интересна более подробная информация, Вы можете прочитать нашу статью Выбор системы налогообложения - продвинутая версия или сразу заняться изучением налогового кодекса РФ, разъяснений и указаний минфина, решений судов РФ.

Существующие системы налогообложения

На сегодняшний день компания, в зависимости от показателей и вида деятельности, может выбрать одну из нижеследующих систем систем налогообложения. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) и работа на основе патента не рассматриваются в данной статье.

Плюсом отмечены налоги, которые платятся на данной системе налогообложения, минусом, которые не платятся.

Налоги, которые не платятся на упрощенной системе налогообложения, заменены единым налогом. В зависимости от выбранного объекта налогообложения он может быть равен 6% с доходов или 15% от разницы доходы минус расходы. На 6% УСН, этот налог может быть уменьшен до 3% за счет уплаченных налогов на фонд оплаты труда. На УСН с объектом налогообложения доходы- расходы, минимальная сумма уплачиваемых налогов составляет 1% от доходов

В таблице ниже перечислены основные плюсы и минусы систем налогообложения. Естественно, что эта таблица отражает наш взгляд на плюсы и минусы. Для конкретных бизнесов положительные и отрицательные стороны систем налогообложения могут быть другими.

Плюсы и минусы систем налогообложения
Основная система (ОСНО) УСН (доходы)6% УСН (доходы-расходы)15%
Плюсы
  • отсутствие ограничений по составу участников, численности сотрудников, видам деятельности, размерам бизнеса
  • Простой учет доходов
  • Не ведется учет расходов
  • Фиксированная ставка налога, не зависящая от реальных доходов и расходов
  • Доходы учитываются кассовым методом
  • Минимальный налог равен 1% от доходов
  • Уменьшение налогооблагаемого дохода на величину расходов
Минусы
  • Ведение бухгалтерского и налогового учета в полном объеме
  • Ограничения по составу участников, численности сотрудников, видам деятельности, размерам бизнеса
  • Налог не зависит от расходов, что может быть невыгодно при больших расходах
  • Расходы учитываются по факту их оплаты
  • Ограничения по составу участников, видам деятельности, размерам бизнеса
  • Необходимость вести учет расходов
  • Закрытый список расходов в НК, на которые можно уменьшить доходы
  • Контроль расходов со стороны налоговых органов и необходимость их обоснования

Для того, чтобы решить, какая из систем налогообложения будет более эффективна именно для Вашей компании, нужно понять направление деятельности, планируемую доходность и численность компании, а также состав и структуру расходов.

Если Вы планируете быстрый роста Вашего бизнеса, что не позволит удержать компанию в рамках ограничений по сумме выручки, численности или остаточной стоимости основных средств, то Ваш выбор- обычная система налогообложения (ОСНО). Так же, ОСНО придется выбрать в том случае, если Ваши клиенты не готовы будут работать с компанией, стоимость услуг или товаров которой не включает в себя НДС. Хотя в ряде случаев будет выгоднее дать скидку на размер НДС, чем работать на общей системе налогообложения.

В случае, если Ваши основные клиенты частные лица, если Вы не прогнозируете очень быстро выйти за ограничения, существующие для компаний на УСН, Ваш выбор - упрощенная система налогообложения. Остается лишь выбрать объект налогообложения доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.

Для компаний с небольшими расходами выгодна УСН с объектом налогообложения "Доходы". По нашим расчетам эта система выгодна до того момента, когда уровень расходов составит 60 и более процентов от доходов.

Для компаний, доля расходов которых составляет более 60% от суммы доходов, скорее всего подойдет упрощенка с объектом «Доходы минус расходы», минимальная налоговая нагрузка (без учета отчислений от фота) может составить до 1 % (минимальный платеж).

Свяжитесь с нами и мы поможем сделать мотивированный выбор, как системы налогообложения для Вашей компании, так и объекта налогообложения.

Как и когда переходить.
Вариант перехода Порядок действий и что надо сделать
В обязательном порядке с УСН на ОСНО при несоответствии критериям статьи 346.12 НК РФ (например, Вы превысили предельный размер выручки, численности или открыли филиал компании) В течение 15 календарных дней с момента окончания квартала, в котором утрачено право на применение УСН, необходимо сообщить в налоговый орган об утрате такого права, в установленные сроки предоставить бухгалтерскую и налоговую отчетность за указанный квартал, рассчитанную по обычной системе налогообложения, и уплатить соответствующие налоги.
В добровольном порядке с ОСНО на УСН (при соответствии установленным показателям по численности, выручке, остаточной стоимости ОС и так далее) Уведомить налоговый орган налоговый орган по установленной форме в срок с момента сдачи отчетности за 9 месяцев (с 01 октября) по 30 ноября текущего года
Вновь созданная организация Предоставить заявление по установленной форме в течение 5 дней с момента регистрации, а лучше одновременно с документами на регистрацию.
Смена объекта налогообложения УСН Предоставить заявление по установленной форме в налоговый орган до 20 декабря текущего года
В добровольном порядке с УСН на ОСНО Предоставить заявление в налоговый орган в срок до 15 января года, в котором предполагается переход
Возврат на УСН с ОСНО Разрешается не ранее чем через 1 год после утраты прав на применение УСН

Государственный бюджет представляет собой совокупность средств, с помощью которых госаппарат страны формируется из налогов, которые могут быть как прямые (возложены на граждан страны), так и косвенные (возложены на граждан страны через посредника - предпринимателя).

Необходимость деления налогов на две категории: прямые и косвенные связана с их классификацией по способу взимания. Существующая система налогообложения в нашей стране сочетает в себе возможности применения как прямых, так и косвенных вариантов. При этом прямые взимаются непосредственно с получаемого дохода (имущества). Они определены процентом и базой для исчисления. Косвенные налоги облагают реализуемые товары и услуги. Тот, кто продает товары и услуги (предприниматель), включает их в цену продукции, а затем, получив доход от продажи, возвращает эту долю государству в виде данного сбора.

Получается, что исследуемая категория налогов оплачивается за счет покупателя продукции, а продавец лишь посредник между конечным пользователем и государством. Однако спрос по поводу своевременности и объемов косвенных сборов идет именно с производителя. Данные налоги связаны именно с потреблением продукции, услуг.

Понятие

Косвенные налоги являются таковыми по той причине, что взимаются они не с производителя, а с конечного покупателя продукции. Они позволяют значительно пополнить государственный бюджет. Их активно используют в отношении продукции массового спроса.

Общие свойства

Факт принадлежности НДС и акцизов к одной категории определен следующими моментами:

  • Возможность оказывать влияние на рост или сокращение производства товаров.
  • Является фактором регулирования цен на товары.
  • Влияет на доходы населения.
  • Генерирование бюджетных доходов.

Различия между прямыми и косвенными

В таблице ниже собрана информация по различиям между двумя категориями налогов.

НДС: характеристики

К основным видам косвенных налогов относятся:

  • налог на добавленную стоимость (НДС);
  • акцизы.

НДС в последние годы обеспечивает примерно 30-35 % от всего дохода бюджета в нашей стране. НДС относится к федеральному уровню. Главная особенность заключается в том, что данным налогом обложена не вся стоимость продукции, а только ее добавленная часть, которая возникает на разных стадиях производства.

Большинство товаров в нашей стране обложены именно НДС. Однако не принадлежат к этой категории следующие виды продукции и услуг:

  • товары медицинского назначения;
  • услуги по уходу за больным;
  • услуги по дошкольному воспитанию детей;
  • продукты питания в школьных и медицинских столовых;
  • услуги архивирования;
  • перевозка пассажиров в городе (поселении);
  • ритуальные услуги и др.

Более подробно данный список представлен в п. 3 ст. 149 НК РФ.

Если фирма работает с продукцией (услугами), которая и облагается, и не облагается налогом, то учет ведется раздельно. Также раздельный учет применим при различных ставках НДС. Возможные ставки: 0, 10 и 18 %.

Ставка 0 % считается льготной и применима при различных экспортных операциях, при международных перевозках, в космической отрасли, в транспортировке газа и нефти и т. д.

Ставка 10 % применима для следующих групп товаров:

  • ряд продуктов (сахар, соль, хлеб, мука и т. д.);
  • детские товары;
  • медицинского назначения;
  • печать и периодика;
  • перевозки самолетом;
  • приобретение скота для племенного разведения и т. д.

Остальные товары, не включенные в эти списки, реализуются по ставке 18 %. В случае если фирма за квартал получила доход ниже 2 000 000 рублей, то она вправе подать заявление в органы на получение освобождения от уплаты НДС.

У НДС есть свои преимущества и недостатки в процессе использования.

Основные преимущества НДС:

  • возможность вычета входного НДС;
  • развитая сеть партнерских отношений с теми, кто является крупным плательщиком НДС в стране.

Основные недостатки:

  • значительные суммы выплачиваются предприятиями;
  • частые проверки со стороны налоговых органов.

Акциз

К косвенным налогам относится акциз.

Изначально данным сбором предполагалось облагать только товары, спрос на которые отрицательно сказывается на здоровье покупателей (пример, алкогольная продукция и табак). С помощью акцизов государство преследует цель сократить потребление данных товаров. Отдельной категорией являются предметы роскоши, которые также облагаются акцизами.

На сегодня список товаров, облагаемых акцизами, внушительный:

  • алкогольная продукция;
  • табачная продукция;
  • легковые машины;
  • мотоциклы;
  • бензин и дизель;
  • масла для двигателей;
  • керосин для самолетов в виде топлива;
  • природный газ;
  • топливо для печей.

Налоговые ставки по акцизам указаны в ст. 193 НК РФ. На сегодня такие ставки определены до 2020 года. Исчисление акцизов идет согласно налоговой базе и ставке по каждому товару. Общая сумма исчисляется по итогам месяца.

Среди основных преимуществ акцизного налогообложения можно выделить:

  • момент уплаты налога совпадает с моментом реализации товаров;
  • уклонение от уплаты достаточно сложно;
  • сумма налога перечисляется даже при отсутствии прибыли.

Методика расчета НДС

Косвенные налоги с примерами расчетов (НДС) представлены ниже.

НДС = НБ * С / 100,

где НБ - налоговая база, т. р.

С - ставка, %.

Расчет НДС в том числе означает, что нужно выделить налог, который заложен в итоговой сумме. Используем формулы:

НДС = С / 1,18 * 0,18 - при ставке 18 %,

НДС = С / 1,1 * 0,1 - при ставке 10 %.

где С - сумма, которая включает в себя НДС, т. р.

Пример расчета НДС представлен ниже.

Возьмем компанию ООО «Орион». Она реализует партию продукции в размере 50 тыс. единиц по цене 100 рублей. Используемая ставка составляет 18 %. Налог в цену не включен. Методика расчета:

  • определим стоимость партии без учета НДС:

100 * 50 000 = 5 000 000 руб.;

  • определим НДС:

5 000 000 * 18 / 100 = 900 000 рублей;

  • определяем сумму с НДС:

5 000 000 + 900 000 = 5 900 000 руб.;

  • другой вариант расчета итоговой суммы:

5 000 000 * 1,18 = 5 900 000 рублей.

В документах бухгалтер указывает значения:

  • стоимость без НДС - 5 000 000 рублей;
  • НДС 18 % - 900 000 рублей;
  • стоимость с НДС - 5 900 000 рублей.

Пример расчета акцизов

Существует несколько формул для расчета данного налога:

  • применение твердых ставок:

где В - объем выручки по подакцизным товарам, ед.

СА - ставка акциза, руб.

  • применение процентных ставок (адвалорных):

А = Ст* САк / 100 %,

где Ст - стоимость подакцизных товаров реализованных, т. р.;

Сак - ставка акциза в % от стоимости товара;

  • комбинированные ставки:

А = В * СА + Ст * Сак / 100 %.

Налог на прибыль и косвенные налоги

Прямые налоги относятся к имуществу и доходам, которые находятся в собственности налогоплательщика. Такие налоги, как прямые, пополняют бюджет страны существенным образом. Однако есть один недостаток: возможно сокрытие части расчетной базы, и налогов в том числе. Такое положение дел ведет к дестабилизации финансовой системы страны.

Налог на прибыль и косвенные налоги имеют определенную степень соотнесения. В то время как исследуемая категория сборов формируется по принципу надбавки на стоимость товара или услуги. Продавцы в реализуемые товары включают долю таких налогов. Затем отдают ее государству. Данная доля не относится к прибыли компании и не облагается налогом на прибыль.

Ввоз товаров и налогообложение

Ввоз товаров и уплата косвенных налогов - это вариант для исчисления и выплат стране, чей таможенный орган выпускает товар.

  • При импорте товаров из стран, не участвующих в Таможенном союзе, данный налог нужно платить в РФ.
  • А при импорте из стран ЕАЭС налог надо перечислить в ту страну, где стоит на учете собственник товаров. В состав ЕАЭС входят такие страны, как Беларусь, РФ, Казахстан, Кыргызстан, Армения.

Порядок уплаты

Порядок уплаты косвенных налогов подразумевает ответственность декларанта, то есть покупателя.

Необходимо принять ко вниманию следующие моменты:

  • наличие освобождения от НДС;
  • применяемая таможенная процедура при ввозе ценностей;
  • ставка НДС;
  • формула расчета для налога.

Определены случаи освобождения от уплаты НДС. В ст. 150 НК РФ есть перечень товаров, при ввозе которых не надо платить НДС.

Порядок уплаты косвенных налогов также зависит от таможенной процедуры, под которую подпадают товары к импорту.

На таможенную процедуру влияние оказывают цели выпуска товаров в РФ, что отражено в таблице ниже.

Отчеты подают по косвенным налогам в местную ИФНС, где покупатель стоит на учете.

Определять НДС необходимо в день принятия товаров к учету согласно сопроводительной документации. Если суммы обозначены в иностранной валюте, то они переводятся в рубли по актуальному курсу Центробанка РФ.

Срок выплаты налога - до 20-го числа включительно месяца, который идет за месяцем прихода товаров. Вместе с оплатой готовят часть документов:

  • налоговая декларация по НДС;
  • банковская выписка;
  • документация при транспортировке;
  • договор от поставщика;
  • прочее.

Декларация

Сроки представления декларации по косвенным налогам указаны в пункте 20 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 года.

В этом протоколе говорится, что декларация должна быть представлена до 20-го числа месяца, следующего за отчетным. В качестве отчетного месяца выступает:

  • месяц прихода импортируемых товаров;
  • месяц, в котором необходимо внести лизинговую плату в соответствии с условиями контракта.

В дополнение к декларации налогоплательщики должны предоставить ряд документов.

Декларация по косвенным налогам состоит из стандартной титульной страницы и трех разделов.

Первый из них включает данные об НДС на импортируемые товары. В разделах 2 и 3 содержится информация об акцизах, заполняются они только при необходимости. То есть если компания не уплачивает акцизы, то необходимо только передать титульную страницу и первый раздел.

Этот же раздел содержит сумму НДС к оплате. В этом случае весь НДС делится в зависимости от типа товара. Для отражения общей суммы налога отведена стр. 030.

Во втором разделе содержится информация обо всех подакцизных товарах, за исключением спиртовой продукции. Акцизы регистрируются по типу подакцизных товаров. В этом разделе для каждого типа товаров даны сведения о стране, из которой поставляется товар.

Третий раздел содержит информацию об алкоголе.

Документация по оплате

Заявление о ввозе и уплате косвенных налогов является важной документацией для:

  • товаров, оформляемых импортерами из стран ЕАЭС;
  • удостоверения факта ввоза товаров в Российскую Федерацию с территории государства-участника в ЕАЭС и оплаты налогов;
  • предоставления налоговым органам одновременно с декларированием налогов и других соответствующих документов.

Основной целью заявления является подтверждение факта оплаты данных налогов и обмен этой информацией с налоговыми органами страны, из которой был импортирован товар.

В заявлении содержатся три раздела и одно приложение:

  • В первом разделе информация вводится покупателем или посредником (если по законам государства, на территорию которого импортируются товары, эти лица платят косвенные налоги).
  • Второй раздел предназначен для размещения записи о регистрации заявки в налоговый орган.
  • Третий раздел не всегда заполняется - только в определенных случаях, перечисленных в четвертом пункте правил по заполнению заявки на косвенные налоги.

Заключение

В случае косвенного налогообложения продавец товара или услуги становится агентом денежных отношений, выступая в качестве посредника между государством и плательщиком (конечным потребителем продукта).

Косвенные налоги характеризуются простотой сбора и оплаты в бюджет. Поскольку данные налоги включены в цену товаров и услуг, то они невидимы и психологически легче воспринимаются плательщиками.

Преимущества данных налогов в основном связаны с их ролью в формировании доходной статьи бюджета.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Филиал Санкт-Петербургского государственного

инженерно-экономического университета в г. Вологде

Кафедра экономики

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина: Налоги и налогообложение

Тема: Преимущества и недостатки прямых налогов

в общей системе налогов

Выполнил студент:

Шпагина Наталья Александровна

Группа: ФтГ-8

Проверил преподаватель:

к.э.н. Кренделев К.К

Введение

Цель работы состоит в изучении преимущества и недостатках прямых налогов в общей системе налогов. Налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
От того, насколько правильно построены взаимоотношения между субъектами хозяйствования и государством по взиманию части дохода через налоги, а в особенности через механизм налога на прибыль, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Как и в большинстве, развитых странах мира в налоговой системе Российской Федерации огромная роль отводится прямым налогам.
В настоящее время эта тема наиболее актуальна, так как происходит снижение в доходах бюджета удельного веса прямых налогов. Этот процесс закономерен, поскольку отражает происходящие в экономике процессы.

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определение приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим, необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.
Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразование налоговой системы.
Налоговая политика в нашей стране направлена исключительно на поддержание бюджета, а не производителя. А принятые изменения в Налоговом кодексе, по моему мнению, не снимают налогового бремени с предприятий, зато облегчили жизнь состоятельных граждан. Все это, несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям, как отечественным, так и иностранным. Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

Прямые налоги зависят от личной работоспособности граждан и ориентируются на нее. Так же они имеют большое значение в экономически развитых странах с зажиточным населением, имеющим сравнительно высокий образовательный ценз.

1.Прямые налоги: классификация и роль в бюджете

Прямые налоги - налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика (подоходный налог, налог на прибыль корпораций, налог с наследств и дарений, налог на имущество и т.д.)

Налог на прибыль предприятий и организаций является основным прямым налогом. Плательщики налога: предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами; филиалы и подразделения; филиалы Сберегательного банка РФ; компании, фирмы которые осуществляют предпринимательскую деятельность. Объектом обложения служит валовая прибыль, которая представляет собой сумму прибыли (или убытков) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализованных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой (без НДС и акцизов) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции. В состав доходов от внереализационных операций включаются средства, полученные безвозмездно от др. предприятий при отсутствии совместной деятельности: основных фондов, товаров и др. имущество, налогооблагаемая прибыль увеличивается на стоимость этих фондов и имущества, но не ниже их балансовой стоимости.

Прямые налоги обнимают собой налоги на доходы частных хозяйств и налоги на источники, из которых эти доходы получаются. Такими источниками являются труд, земля, капитал и индивидуальные особенности в обстановке отдельных частных хозяйств.

Самым идеальным налогом представляется налог, взимаемый непосредственно с доходов плательщиков. Но, к сожалению, это далеко не всегда возможно.

В тех случаях, когда доходы, получаемые частными хозяйствами, очевидны и поддаются точному измерению, как, напр., жалованья чиновникам, проценты по ценным бумагам и т. п. - налоги могут быть взимаемы с этих действительных, называемых Штейном также хозяйственными, доходов. Но такие случаи сравнительно редки, а большинство налогов соразмеряется с вероятными, так называемыми финансовыми, доходами частных хозяйств. Все эти прямые налоги, при которых масштабом обложения служат истинные или предполагаемые доходы, составляют группу налогов подоходных, в узком значении этого слова, тогда как в широком смысле все налоги подоходные.

Часто же стараются обойти затруднения, встречающиеся при определении облагаемых доходов, тем, что устанавливают налоги не на доходы, а на источники таковых.

Прямые налоги распадаются также на налоги личные и налоги вещные или имущественные.

Каждый из этих видов налогов, в свою очередь, распадается на несколько отдельных налогов, именно личные налоги могут простираться на способность человека к физическому труду, на его специальные познания, т. е. способность к труду профессиональному и т. д., - имущественные налоги могут простираться: 1) на недвижимые имущества, т. е. на земли и дома, 2) на движимые имущества.

При устройстве прямых налогов самым существенным моментом является оценка объектов обложения. Эта операция называется податным кадастром, который всегда должен предшествовать распределению и взиманию прямых налогов.

Для оценки объектов прямых налогов можно прибегать к трем различным приемам: 1) к самопоказаниям плательщиков, 2) к оценке по определенным признакам, 3) к оценке в каждом отдельном случае административными органами или смешанными комиссиями из членов от правительства и от самих плательщиков.

Ни один из перечисленных способов не гарантирует абсолютной точности и равномерности обложения; но наиболее обеспечивает таковую оценка в смешанных комиссиях.

При самопоказаниях неизбежны обманы и сообщения неверных данных, так что более добросовестные плательщики будут обложены тяжелее, чем менее честные. Вследствие этого, система самопоказаний вредно отзывается на народной нравственности.

Всякая оценка имуществ и доходов по каким-либо внешним признакам может быть верна только приблизительно, так как в каждом отдельном случае обложения на тяжесть последнего влияет целый ряд индивидуальных обстоятельств места и времени. В обложении же по известным признакам нельзя принимать во внимание всех этих особенностей. К тому же принятие тех или иных признаков за масштаб обложения - дело вполне произвольное.

При оценке облагаемых объектов в каждом отдельном случае административными органами, эти последние, по малому знакомству с местными условиями, часто не будут в состоянии прийти к верным заключениям.

Очень полезным оказывается здесь участие оценщиков из среды местных жителей - плательщиков распределяемых налогов. Конечно, члены от плательщиков часто при своих показаниях руководствуются не столько стремлением к истине, сколько личными симпатиями. Но поправкой этому служат члены от правительства и оценочные податные комиссии высших инстанций.

По способу взимания различаются раскладочные и окладные прямые налоги.

Первые назначаются в определенной сумме с целой группы плательщиков, а эти последние распределяют их между собой. Иногда для всего государства назначается сумма, какая должна быть собрана налогом, затем эта сумма распределяется между отдельными провинциями или губерниями, потом между более мелкими административными делениями и, наконец, между отдельными плательщиками.

Раскладочный способ взимания налогов часто бывает соединен с круговой ответственностью плательщиков за их поступление.

Этот способ взимания налогов обеспечивает казне верный доход, но он нарушает определенность обложения по отношению к отдельным плательщикам.

В настоящее время раскладочный способ взимания прямых налогов преобладает во Франции.

Окладные или долевые налоги взимаются с каждого плательщика в отдельности.

Окладной способ взимания налогов требует более сложной организации, но зато он дает возможность достигнуть большей равномерности в обложении.

Взимание прямых налогов может производиться либо правительственными органами, либо органами местного самоуправления, либо, наконец, чрез отдачу их сбора на откуп.

В настоящее время откупная система взимания прямых налогов не применяется ни в одном цивилизованном государстве, в старину же она была известна, хотя при взимании прямых налогов она не была так распространена, как при косвенных.

Прямые налоги делятся на следующие виды:

1 Реальные:

На землю;

На недвижимость;

На ценные бумаги;

На фонды предприятий;

На денежный капитал.

На доходы;

На имущество;

На юридические действия граждан;

На наследство;

На дарение.

Виды прямых налогов:

1. Личный подоходный налог. Взимается по ставкам личного подоходного налога и является, как правило, прогрессивным или пропорциональным.

Приветствую! Все чаще в российских СМИ намекают на грядущие изменения в налоговом кодексе. Бюджеты регионов пусты — их нужно срочно наполнять. На этот раз правительство решило всерьез взяться за «богатых». И через пару лет мы, возможно, вернемся к прогрессивной шкале подоходного налога. Или нет?

Сегодня поговорим о том, что такое единая и прогрессивная шкала налогообложения доходов. И попытаемся разобраться, какая система лучше для России и почему.

В современной России подоходный налог был впервые введен в апреле 1916 года по указу Николая II – в разгар Первой мировой войны. К слову, предок современного НДФЛ имел прогрессивную шкалу: от 7% до 12%.

За 100 лет, прошедших с того момента, система расчета налога не раз пересматривалась. И в худшую, и в лучшую для плательщиков сторону.

С 1998 года в России действовала прогрессивная шкала налогообложения. Чем отличается плоская (прямая, единая) шкала от прогрессивной? Тем, что во втором варианте ставка подоходного налога зависит от размера дохода физлица. В конце 90-х она составляла 12%, 20% и 30%.

В 2001 году была принята глава 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц». У подоходного налога появилось новое название «НДФЛ». А плательщиков поделили на две категории: резиденты и нерезиденты.

Ну, и самое главное: ставка налогообложения доходов стала единой для всех — 13%. С 2001-го россияне отдают государству чуть больше одной седьмой заработной платы и премий, доходов от продажи недвижимости и авто, сдачи имущества в аренду и дивидендов по акциям. В общем, 13% почти всех поступлений в семейный бюджет.

Отдельные виды доходов стали облагаться повышенной ставкой в 35% (например, выигрыши в лотерею). И появился длинный перечень доходов, полностью освобожденных от НДФЛ (пенсии, стипендии, алименты, пособия).

В первые два года после отмены прогрессивной шкалы поступления НДФЛ в бюджет выросли на треть! В 2000-х плоская система стала визитной карточкой российской экономики и одним из немногих конкурентных преимуществ налоговой системы России.

Неужели плоская шкала оказалась настолько эффективной? Ведь в других странах она почти не используется. Не все так очевидно.

Взрывной рост налоговых поступлений спровоцировало несколько факторов:

  1. Общая ставка НДФЛ выросла на 1% для большинства физлиц (до этого минимум составлял 12%, а не 13%)
  2. Отменили льготы для военных, судей, сотрудников прокуратуры, таможенников, милиции и даже налоговиков. В результате число налогоплательщиков выросло почти на миллион человек
  3. В 2001 году было в целом ослаблено налоговое бремя в экономике (урезали ставки по налогу на прибыль и НДС). Это позволило бизнесу перенаправить часть сэкономленных на налогах денег на выплату ЗП наемным работникам
  4. Доходы населения росли с каждым годом. Россия вступила в период «сытых нефтяных лет»

Другими словами, эффективность перехода с прогрессивной шкалы на единую была сильно преувеличена.

В каких странах сегодня действует единая шкала НДФЛ?

Среди стран бывшего СССР плоскую шкалу используют в России, Грузии, Украине, Латвии, Литве, Эстонии, Казахстане и Киргизии. За рубежом она действует в Венгрии, Болгарии, Албании, Македонии, Румынии, Чехии, Монголии, Гонконге и на Нормандских островах (Гернси и Джерси).

Единая шкала налогообложения также актуальна для отдельных федеральных субъектов крупных стран. Например, для канадской провинции Альберта и некоторых штатов США: Массачусетс, Пенсильвания, Мичиган, Индиана и Иллинойс.

Интересный факт. В развитых странах с сильной экономикой плоская шкала налогообложения не используется!

Скажем, во Франции ставка подоходного налога варьируется от 5,5% до 75%. Доходы французов делят на восемь категорий. И рассчитываются доходы не на человека, а на семью. А необлагаемый минимум составляет 6 011 евро в год.

Примеры других стран с прогрессивной шкалой: США, Великобритания, Швеция, Дания, Испания, Канада, Германия, Китай и Израиль.

Россия со своим 13% НДФЛ входит в десятку европейских государств с минимальной ставкой подоходного налога. Вместе с Казахстаном, Беларусью, Литвой и Болгарией.

Россия возвращается к прогрессивной шкале?

По факту прямую шкалу налогообложения доходов используют лишь в бедных европейских государствах. И почти во всех странах бывшего СССР. Может, поэтому, в последние два года вопрос о переходе на прогрессивную шкалу НДФЛ в России поднимается все чаще?

В августе 2016-го депутаты ЛДПР внесли в Госдуму нашумевший законопроект.

В нем предлагают освободить от подоходного налога россиян с зарплатой меньше 180 000 рублей в год. Ставку в 13% рекомендуют оставить для людей с годовым доходом до 2,4 млн. рублей. А для «богатых» придумали фиксированный налог в 289 тыс. рублей плюс 30% от суммы дохода свыше 2,4 млн. рублей.

Когда введут новую шкалу? Пока обещают, что этот и подобные проекты будут рассмотрены не раньше окончания выборов 2024 года.

Доводы против введения прогрессивной шкалы налогообложения

Будет ли в России прогрессивная шкала НДФЛ? У системы есть и плюсы и минусы. И минусы пока перевешивают.

  • Население и бизнес начнут массово «уходить в тень» и прятать свои доходы

Справедливость аргумента косвенно подтверждают результаты налоговой реформы 2000-х годов. После введения плоской шкалы поступления от НДФЛ выросли на 0,7-0,8% ВВП. И многие российские бизнесмены и физлица, действительно, перестали уклоняться от налогообложения.

Введение же прогрессивной шкалы может спровоцировать обратный процесс. Богатые снова «спрячут» свои доходы (), и объем поступлений в бюджеты уменьшится. А основная финансовая нагрузка снова ляжет на средний класс.

  • Вырастут судебные и административные издержки

Почему? Потому что населению придется самостоятельно декларировать свои доходы.

Сегодня почти со всех доходов физлиц удерживается единая ставка в 13%. И налоговые агенты (банки, брокеры, ) полностью берут на себя «общение» с налоговиками.

А вот прогрессивная шкала заставит россиян самостоятельно учитывать доходы из различных источников, суммировать их, заполнять налоговую декларацию и сдавать ее в соответствующие органы.

В 2019 году ни население, ни налоговики не готовы к такой активности.

  • Разница между богатыми и бедными регионами станет глубже

НДФЛ поступает не в федеральный, а в региональные и местные бюджеты. Другими словами, Москва и Питер будут получать еще больше по сравнению с нищей Рязанской и Ярославской областями. Такая «дискриминация» наверняка обострит межрегиональную напряженность.

  • Усилится недоверие бизнеса к власти

С 2001-го президент и правительство РФ кучу раз обещали не менять ставку подоходного налога. Нарушение обещаний вызовет очередной всплеск недоверия бизнеса к власти и отток частного капитала за рубеж.

Уменьшится поток инвестиций – сократится производство – подскочит уровень безработицы. В результате проиграют и богатые, и бедные.

Напомню, что повышение страховых взносов в 2011 году было встречено, мягко говоря, без восторга. И введение прогрессивной шкалы НДФЛ лишь подольет масла в огонь.

Если не прогрессивная шкала, то что?

Никто не спорит с тем, что систему расчета НДФЛ в России нужно совершенствовать. Но совсем необязательно менять плоскую шкалу на прогрессивную!

Эксперты предлагают другие более мягкие варианты. Один из них: увеличить долю налоговых вычетов в налогооблагаемых доходах физлиц.

Суть налоговых вычетов справедлива и очевидна. У каждого из нас есть повседневные потребности, которые нужно удовлетворять – иначе мы не выживем. И государство не должно «налогооблагать» ту часть дохода, которая идет на поддержание нормального уровня жизни.

Все, что остается «сверху» – экономическая выгода налогоплательщика. Которую можно и нужно облагать налогом. Без налоговых вычетов подоходный налог превращается в «налог для бедных».

Рассмотрим условный пример. Миша зарабатывает 10 000 рублей в месяц, а Олег – 100 000 рублей. Гипотетически, на 10 000 рублей можно поесть, одеться в секонд-хэнд, купить бюджетную бытовую химию для дома и заплатить за крошечную квартиру и Интернет.

То есть 10 000 рублей – минимальная сумма для поддержания жизни и для Миши, и для Олега. Но первый тратит на текущие потребности весь свой доход, а у второго остается еще 90 000 , накоплений и .

«По-честному» Миша вообще не должен платить НДФЛ. О каком доходе идет речь, если он тратит на товары первой необходимости все, что зарабатывает? А вот «лишние» 90 000 рублей Олега справедливо обложить налогом – это чистая экономическая выгода.

В России же налоговые вычеты, по сути, приравнены к льготам. Право на НВ имеют ликвидаторы последствий Чернобыльской катастрофы, участники ВОВ, герои СССР и РФ. Кстати, размеры налоговых вычетов ужасают: от 500 до 3000 рублей!

Почему бы не увеличить размер налогового вычета до адекватного значения? Тогда можно было бы отнимать НВ из дохода физлица и облагать разницу по повышенной ставке. Такой подход гораздо справедливей и единой, и прогрессивной шкалы подоходного налога.

А как Вы относитесь к возможному пересмотру шкалы НДФЛ в России?

Новое на сайте

>

Самое популярное