Домой Хоум Кредит Банк Понятие о природных. Обезлесение: понятие, природные и социально-экономические факторы

Понятие о природных. Обезлесение: понятие, природные и социально-экономические факторы

Главная > Документ

РАЗДЕЛ III. ПРИРОДНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Для того чтобы понимать и чувствовать природу,

недостаточно её видеть, необходимо знать науку о ней.

А.П. Платонов, русский писатель

Цель раздела - развитие представлений об основных факторах формирования городской среды Москвы. Задачи:
    Формирование комплекса знаний об особенностях геологии, почв, гидрологии и климата Москвы, а также представлений о биологическом разнообразии региона и истории его формирования; изучение демографических и социально-экономических особенностей городской среды; развитие представлений о взаимосвязи и коэволюции природы и общества на примере Московского региона; воспитание бережного отношения к природным богатствам Московского региона.
Основные понятия и термины: адаптация, адвентивные виды, аллювиальные отложения (аллювий), антициклон, балка, биокоридоры (зелёные коридоры), биоразнообразие, биотоп, биоценоз, водораздел, долина реки, заливные луга, западина, карст, ландшафт, лимитирующий фактор, меандр, морена, надпойменная терраса, овраг, особо охраняемая природная территория, оползень, оплывина, пойма, почва, растительность, реакклиматизация (реинтродукция), рудеральные виды, ресурсосбережение, ресурсосберегающие технологии, старица, тепловой купол, урбозём, урбосистема, фитоценоз, флора и фауна, экосистема.

1. Город как урбосистема. Городская среда

Несколько десятилетий назад появился термин «урбанизация». С экологической точки зрения урбанизация - формирование способов и принципов организации окружающей среды в соответствии с потребностями человека. Смысл урбанизации заключается в увеличении доли городского населения, росте значения городов в жизни общества, в распространении городского образа жизни. Согласно «Повестке дня на XXI век», урбанизация является частью процесса экономического развития общества. Однако во всё большем числе городов проявляются симптомы экологического и экономического кризисов. Во всех городских районах следует обеспечить снабжение питьевой водой, санитарию и уборку мусора. В программах строительства следует делать упор на использование местных материалов, не наносящих ущерба окружающей среде и здоровью, энергетически эффективные проекты и трудоёмкие технологии, которые могут обеспечить занятость большего числа людей. Для уменьшения миграции населения в большие города правительства должны улучшить условия жизни в сельских районах, поощрять развитие городов среднего размера, предоставить рабочие места и жильё. Город - сложная, постоянно изменяющаяся, многофункциональная природно-антропогенная система, в которой доминирует человек. Город состоит из множества взаимосвязанных компонентов, и поэтому к изучению городов нужно подходить системно. При этом, рассматривая город как экологическую систему, обнаруживается ряд существенных отличий её от естественных экосистем. Эти различия продемонстрированы на следующей схеме.
Рис. 1. Естественная экосистема. Рис.2. Урбосистема. В то же время, город является так называемой урбосистемой (от лат. urbanus - городской), поскольку данная экосистема функционирует в условиях стабильного антропогенного воздействия. В городах доминирует один вид живых организмов - человек. Он искусственно создаёт и регулирует потоки вещества и энергии, формирует и разрывает трофические цепи, влияет на процессы теплового и газового обмена. Город - чрезвычайно зависимая, открытая система (система обменивается веществом и энергией с окружающей средой). Он во многом зависит от своего окружения (пригородной зоны). В документах ООН отмечается, что в силу своей значительной зависимости от пищевых ресурсов, поставляемых сельским хозяйством, город не может существовать автономно, в отличие от деревни. Город также использует ресурсы и энергию пограничных регионов. Нужно отметить, что система жизнеобеспечения города - это не свободное пространство. Так, пригородная зона Москвы обеспечивает жизнь не только столицы, но и десятков подмосковных городов. Согласно градостроительным нормам, принятым в России, радиус пригородной зоны для города с числом жителей до 500 тыс. человек равен 20–25 км, до 1млн. человек - 25–30 км, свыше 1 млн. - 35–50 км. Город - аккумулирующая система, так как положительный баланс обмена веществ ведёт к накоплению веществ в воздухе, почве, воде города. Главная его особенность - высокая плотность населения и существенная нагрузка на среду обитания человека. Крупный город изменяет почти все компоненты природной среды: атмосферу, воду, рельеф, климат, состав флоры и фауны. Изменение одних природных компонентов неизбежно вызывает изменение других. В городах изменены термическое, электрическое, магнитное поля Земли. Влияние города на недра Земли распространяется на глубину от 0,5 до 4–8 тыс. м. Иными становятся условия питания подземных вод, их химический состав. В большом городе на 15 % меньше солнечной радиации; на 10 % больше дней с осадками в виде дождей, града, снега; на 10 % больше облачных дней; на 30 % больше шума летом и на 100 % - зимой; в сотни раз увеличено содержание химических веществ по сравнению с природным фоном. Город представляет собой центр культуры, образования. В этом плане он много может дать человеку в его культурном развитии, выборе профессии, повышении квалификации, обеспечить современными коммунально-бытовыми условиями. Но жизнь в крупных городах имеет и целый ряд отрицательных сторон, отражающихся на жизнедеятельности и здоровье людей, причём характер отрицательного воздействия городской среды - комплексный. Это взаимосвязь факторов физической, химической, биологической и социальной природы. Современные крупные города, в том числе Москва, - неустойчивые системы (равновесие факторов городской среды может быть легко нарушено в условиях антропогенного воздействия). Из большого количества законов и закономерностей общей экологии для понимания устройства и функционирования урбосистем стоит вспомнить следующие законы: закон Либиха (минимума), закон Шелфорда, правило 10 % (о переносе энергии в трофических цепях). Закон Либиха (закон ограничивающего фактора) гласит, что наиболее значим для организма тот фактор, который больше всего отклоняется от оптимальных значений. Закон толерантности Шелфорда говорит о том, что лимитирующим фактором существования организма (вида) может быть как минимум, так и максимум экологического воздействия, диапазон между которыми определяет степень выносливости организма к данному фактору. Переход энергии с одного трофического уровня на другой в среднем принимается близким к 10 % от энергии, потреблённой с пищей. Эта закономерность рассматривается обычно как «правило 10 %». 2. Основные виды воздействия человека на окружающую среду в городе Уже с момента своего возникновения крупные города оказывали значительное воздействие на окружающую природную среду: вырубались и редели леса, осушались болота, прокладывались дороги, строились здания, создавались каналы и водохранилища. Москва «не сразу строилась», не сразу возникли и экологические проблемы. Древние люди, заселившие эти края, занимаясь охотой, рыболовством, бортничеством, не наносили ущерба природе. И лишь с началом хозяйственной деятельности в VIII – VI вв. до н. э. ситуация изменилась: для полей и пастбищ, для строительства домов и укреплений вырубались леса, на реках создавались плотины и запруды. Природные ландшафты постепенно вытеснялись природно-антропогенными, начались необратимые изменения рельефа, почвы, растительного покрова. К XII веку на территории Русской равнины возникает множество укрепленных поселений - «городищ», давших начало русским городам: Москве, Суздалю, Звенигороду, Серпухову и др. Интенсивность техногенного воздействия на природу постоянно нарастала, опережая знания о природной обстановке. Разраставшиеся города требовали новых площадей и новых ресурсов. Вокруг Москвы (деревянной крепости Кремля) на значительном расстоянии был вырублен лес, чтобы никто не мог поджечь его, и огонь сразу не перекинулся на город. Для укрепления Москвы часть леса стали засекать: деревья вырубались под самый корень, и ни конный, ни пеший не мог продраться сквозь густую крону поваленных великанов. Долгие годы существовал указ, по которому специальная стража казнила любого, кто пытался пройти через засечные территории; это делалось для того, чтобы крестьяне не протоптали тропинки, которые впоследствии могли бы стать подспорьем врагу. Для осуществления градостроительных планов в Москве равняли территорию, «срезали» холмы, осушали болота, засыпали ручьи. К концу XIX века Москва-река так обмелела, что летом её можно было перейти вброд. Берега реки «обросли» промышленными предприятиями: удобно брать воду и сбрасывать стоки. Память о лесах, лугах, реках и болотах среди которых развивалась Москва, остались в топонимике города: Боровицкая площадь, церковь Спаса на Бору, Болотная площадь, Кашенкин луг, улица Неглинная. Рост города всегда сопровождается сокращением количества чистого воздуха, воды, почвы, зелёного пространства. С жизнедеятельностью города связано изменение геологического строения, рельефа, климата территории. Города стали своеобразными ядрами антропогенного нарушения природы. Согласно «Повестке дня на XXI век», растущее население мира и расширяющееся производство в сочетании со структурами потребления, которые не обеспечивают устойчивости, ведут к росту нагрузки на воздух, почву, воду, энергию и другие необходимые ресурсы. Страны должны иметь представление о своих национальных возможностях по жизнеобеспечению населения. Способность жизнеобеспечения – это способность имеющейся базы природных ресурсов удовлетворять потребности людей, не истощая их. В качестве примера рассмотрим один день жизни города с населением в 1 млн. человек (табл. 1). Таблица 1. Использование основных ресурсов жителями современного промышленного города.

Потребление

Выброс

157,5 тыс. т воздуха31, 5 тыс. т кислорода (содержание кислорода в воздухе 23 % по массе) 30 тыс. т остаточной массы кислорода (при дыхании поглощается 4,64 % кислорода, что составляет 1,5 тыс. т) . 6 тыс. т углекислого газа (что составляет 4 % углекислого газа в выдыхаемом воздухе)
400 тыс. т воды (1 житель Москвы потребляет на разные нужды в среднем 400 кг воды) Около 400 тыс. т сточных вод
10 тыс. т горючего топлива (уголь, нефть, газ)* 28, 5 тыс. т углекислого газа* 450 т угарного газа150 т пыли
2 тыс.т. продуктов питания*Тысячи т. промышленного сырья десятки тыс. т. отходов (ТБО, ТПО)*
* По Г. С. Камериловой, 1997 (с. 23); В. А. Горохову, 2005 (с. 13). На урбанизированных территориях во взаимоотношениях человека и природы выделяются два направления. С одной стороны, город с его плотной застройкой и высокой концентрацией промышленных предприятий и автотранспорта разрушают окружающую среду. С другой стороны, научно-технический и социально-культурный потенциал города может стать основой для сохранения и улучшения состояния природной среды. Оптимизация городской среды возможна сегодня лишь с учетом всего комплекса природных и социальных факторов.

3. Рельеф и геология.

Москва возникла и долгое время развивалась в долине р. Москвы на её террасах, постепенно осваивая долину Яузы (главного притока р. Москвы на территории города) и водораздельное пространство между реками Москвой и Яузой - пологие и низкие отроги Смоленско-Московской возвышенности. В 50-е годы прошлого столетия Москва начала занимать территорию Теплостанской возвышенности и плоские поверхности Мещеры. Таким образом, современная Москва, имея площадь более 990 км 2 , включает в себя территории трех физико-географических (ландшафтно-геоморфологических) районов: а) Смоленско-Московская возвышенность (северо-запад столицы); б) Мещерская низменность (восточная часть Москвы); в) Москворецко-Окская равнина (юго-запад и юг Москвы). Долины рек Москвы и Яузы на территории города являются естественными границами между физико-географическими областями, которые различаются по истории геологического развития, геологическому строению, рельефу и другим природным показателям. 1. Долина р. Москвы - главный геоморфологический и ландшафтный объект на территории столицы (занимает большую площадь города, пересекая его с северо-запада на юго-восток; является естественной границей физико-географических областей; ландшафтные особенности долины реки, структура гидросети определили архитектурно-композиционные особенности города). Река на территории города образует множество меандров (изгибов). Долина имеет ассимметричное строение - террасы развиты преимущественно на левом берегу. Достаточно чётко выделяются пойма и три надпойменные аллювиальные террасы (Ходынская, Мневниковская, Серебряноборская). Третья надпойменная (боровая) терраса выражена в рельефе наиболее чётко. Это равнинное пространство с незначительными колебаниями высот. Относительная её высота 30–35 м (абсолютная 135–160 м). На третьей (III) надпойменной террасе расположены Ходынское поле (отсюда и её название), Покровское-Стрешнево, лесопарк «Сокольники», большая часть старого города (Белого и Земляного), Заяузье, Кузьминки. Улица Тверская и Ленинградский проспект проходят практически по тыловому шву III надпойменной террасы. Ходынская терраса была сильно расчленена эрозионной сетью. В районе Боровицкой и Краснохолмской излучин терраса пересекается реками Пресней, Неглинной, Яузой и их многочисленными притоками, а также ручьями Сивкой и Черторыем. Именно здесь, на живописных суходолах высокой III террасы, покрытых бором, возникла Москва и легенда о её «семи холмах». Главные «холмы» столицы - это фрагменты III надпойменной террасы (Боровицкий, Красный, он же Вшивая горка, «Три горы», Введенские горы (Лефортово), Церковная горка). Вторая (II) надпойменная терраса имеет высоту 12–18 м у бровки и 20–22 м у тылового шва (абсолютные отметки 130–140 м). Она хорошо выражена в рельефе, и её фрагменты отмечаются по всей длине реки в черте города. Поверхность её ровная, с небольшим уклоном. К первой террасе спускается пологим уступом. На второй террасе находятся с. Нижние Мневники, Фили, Замоскворечье (ул. Шаболовка, Мытная, Люсиновская), Нагатино, Марьино. На бровке II надпойменной террасы построен Новодевичий монастырь. Первая (I) надпойменная терраса в черте города встречается лишь отдельными фрагментами: в Серебряноборской и Мневниковской излучинах, в Замоскворечье (ул. Новокузнецкая, м. Полянка). Относительная высота террасы - 8–10 м (абсолютные отметки 126–130 м.). Пойма р. Москвы сплошной полосой тянется вдоль реки. Большие участки поймы находятся в районах Тушино, Крылатское, Нижние Мневники, Лужники, Текстильщики, Марьино, Братеево. Понятие поймы в настоящее время утратило прежнее значение, так как русло ограничено набережными, пойма частично затоплена, а на большей части подсыпана. Относительная высота поймы составляла 4 м. над урезом реки. Она регулярно затапливалась во время весенних половодий. Заливные луга с большим количеством озёровидных понижений, стариц, ручьёв, наряду с «холмами» и «черторыями» (оврагами), составляли неотъемлемую часть древнемосковского ландшафта. В целом долинный рельеф реки претерпел существенные изменения: значительно снижена густота расчленения за счёт засыпки оврагов и мелких ручьёв; изменена конфигурация береговой линии, глубина и ширина русла Москва-реки и Яузы; интенсивность русловых процессов регулируется плотинами и землечерпательными работами; изменены абсолютные отметки и относительные превышения террасовых и пойменных поверхностей за счёт площадных подсыпок. Подверглась трансформации и речная сеть - речки московского центра первыми потекли в подземных коллекторах (Неглинная, Черторый, Пресня, Рачка, Черногрязка, Чечера и другие). Некоторые небольшие речки были полностью уничтожены, а их долины засыпаны. Долина реки Москвы является природным резервуаром столицы, вдоль реки сосредоточены природные территории (на правом берегу: Строгинский залив со Строгинским полуостровом, Крылатская пойма и Крылатские холмы, Фили-Кунцевский лесопарк, Воробьёвы горы, Нескучный сад, Коломенское и др.; по левому берегу - низовье р. Химки, Соболев овраг, Серебряный Бор, Карамышевская набережная, Мневниковская пойма, Нагатинская пойма, Люблинские поля фильтрации и др.). В долину р. Яузы спускаются части Главного ботанического сада и Лосиного острова, здесь же находятся Сокольники. 2. Смоленско-Московская возвышенность. К району Смоленско-Московской возвышенности относятся западные и северо-западные участки Москвы (междуречье pp. Москвы, Клязьмы и Яузы). Низкие южные отроги этой возвышенности представляют собой аккумулятивно-эрозионную равнину, где на фоне плоских участков, сложенных водно-ледниковыми отложениями, выделяются пологие моренные холмы. Абсолютные отметки 170–190 м, относительные превышения над плоскими западинами 5–10 м. Ранее эти западины были заболочены, отсюда брали начало левые притоки р. Москвы и правые притоки р. Яузы. Для этой части Москвы характерны сглаженные формы рельефа с нечётко выраженными водоразделами малых рек. Многие районы севера Москвы расположились на этих удобных для строительства возвышенных территориях: Бескудниково - в междуречье Лихоборки и Чермянки, Медведково - в междуречье Яузы и Чермянки, Тушино - междуречье Химки и Сходни и др. Рек, текущих по поверхности, осталось крайне мало - Сетунь, Лихоборка, Чермянка, Каменка, Химка, Сходня и ряд небольших речек на самых окраинах города. Междуречье Москвы и Яузы - это давно освоенная территория. Здесь сначала строились усадьбы, а затем началось интенсивное освоение (в конце XVIII – начале XIX вв.), связанное с постройкой железных дорог и кольцевой железной дороги в том числе. Усадебные постройки в этой местности были расположены вблизи больших по площади прудов (и каскадов прудов), которые создавались либо в днищах долин небольших речек (запруда), либо в искусственных котлованах (рытые пруды). Так создавались усадьбы Алтуфьево, Петровско-Разумовское, Михалково и др. 3. Мещёрская низменность. Восточная часть Москвы расположена на Мещёрской озёрно-ледниковой низменной равнине. Здесь господствуют плоские поверхности с неглубокими и широкими флювиогляциальными ложбинами, освоенными современной гидрографической сетью. Москва расположена в той части Мещёры, которая называется Подмосковной равниной. Она представляет собой плоское водораздельное пространство рек Клязьмы и Москвы к востоку от Яузы, включающее её левобережье и бассейн Пехорки. Пологая равнина с общим уклоном на юго-восток (с отдельными небольшими поднятиями) характеризуется относительно большой мощностью четвертичных водно-ледниковых и аллювиальных отложений (речных отложений, выраженных галечниками, песками, суглинками) и неглубоким залеганием глин и известняков карбона. Средние высоты около 100 м. В городе Москве абсолютные отметки несколько выше, но не превышают 140–160 м, относительное превышение над урезом р. Москвы - 20–40 м. Для этой территории характерны песчаные дерново-подзолистые и болотно-подзолистые почвы с массивами торфяных болот. Вся местность по левому берегу Яузы (включая и долинный комплекс) носит название Заяузье, для которой характерна минимальная в городе густота изначальной и сохранившейся гидросети. Речные долины здесь не всегда чётко выражены, не глубоки и с трудом прослеживаются в рельефе после застройки. Старинных усадеб, приуроченных к живописному рельефу, здесь немного, выделяются лишь Кусково, Измайлово, Кузьминки. Каскадов прудов на этой территории мало. В Мещёрской части города сохранились большие по площади городские леса, лесопарки, национальные парки (Измайловский лес, Кусковский лесопарк, Лосиный остров), речки с естественным режимом (Лось, Харигозинский ручей), обширные низинные болота (вдоль Ички, Серебрянки), последние в Москве фрагменты верховых и переходных болот (в Лосином Острове). Отчасти это может быть связано с плоскостью рельефа, слабой дренированностью местности, существованием здесь царских охотничьих угодий. Останкинская башня не случайно была возведена на зыбкой Мещерской низменности: мощный фундамент её как бы плавает в толще песчаных отложений, позволяя сооружению слегка раскачиваться, но не сильно наклоняться. 4. Теплостанская возвышенность. Теплостанская возвышенность относится к Москворецко-Окской полого-увалистой равнине , рельеф и геологическое строение её во многом определяются особенностями развития московской стадии ледникового покрова, точнее краевой южной части ледника. Теплостанская возвышенность наиболее из всех районов расчленена глубокими эрозионными долинами, балками и оврагами , которые здесь почти всегда имеют длинные и пологие приовражные, прибалочные и придолинные склоны, что свидетельствует о длительном процессе их формирования. Так, в микрорайоне Тёплый Стан за три года образовался донный овраг глубиной 5–7 м. Скорость его продвижения составляла 50–100 м в год. Причина возникновения оврага - уничтожение почвенно-растительного покрова при планировке местности жилищного строительства. После сооружения микрорайона Ясенево утечки воды из водоотводной сети увеличили сток речек и ручьев на территории Битцевского лесопарка. Это усилило донную эрозию в их долинах и как следствие регрессивное распространение эрозионных врезов по днищам балок. Ухудшился рельеф парка в этих местах, и процесс этот не ослабевает. На склонах нередко имеются оплывины и оползни мелкого заложения (например, там, где река врезается в коренной берег, образуются крутые оползневые склоны Фили-Кунцевского лесопарка, Воробьевых гор, Коломенского). Оползень - скользящее смещение масс пород природного склона природного склона или искусственного откоса под влиянием силы тяжести. Провоцирование оползневых процессов в городах происходит под воздействием ряда факторов. Наиболее типичным из них является подрезка склонов, дополнительная нагрузка на неустойчивые массивы пород, их обводнение, динамические нагрузки. На территории Москвы выявлено 15 крупных участков глубоких, до 100 м, и около 200 участков поверхностных оползней. В наихудшем состоянии находится правый склон Москвы-реки в районе Москворечья. По данным мониторинга оползневых процессов в 2006 г. (Доклад…, 2007), выявлена активизация 14 крупных участков глубинных (до 100 м) оползней и около 200 пунктов проявления поверхностных и мелких оползней. Крупные – на участках Щукино, Серебряный Бор, Хорошево-1, Фили-Кунцево, Нижние Мневники, Хорошего-2, Поклонная гора, Воробъёвы горы, Коломенское, Москворечье, Чагино, Капотня, Сходня, Тушино; мелкие – по берегам малых рек Сетуни, Очаковки, Городни, Котловки и др. В 2006 г. признаки активности глубоких подвижек отмечаются на шести участках «Коломенское», «Воробъёвы горы», «Хорошево-1», «Хорошево-2», «Москворечье» и «Нижние Мневники». Поверхность Теплостанской возвышенности имеет ступенчатый характер. Нижние ступени перекрыты водно-ледниковыми и озёрно-ледниковыми отложениями, с отдельными линзами морены в разрезе и представляют собой флювиогляциальную равнину, высокие ступени - мореной московского и днепровского (донского) ледников. Мощность четвертичных отложений 10–20 м (до 30 м.). Ступени-холмы от реки Москвы поднимаются к Тёплому Стану (с максимальной отметкой 255,2 м). Абсолютные отметки ступеней - 175–180 м (МГУ им. М.В. Ломоносова, Коломенское, Бирюлево, Орехово-Борисово), 190–200 м (метро «Проспект Вернадского», ул. Новаторов, ст. метро «Каховская», «Варшавская», «Коломенская»), 210–230 м. (Теплый Стан, Ясенево, Беляево-Богородское, Профсоюзная улица (от кольцевой до ул. Обручева). Таким образом, рельеф Москвы по мере её развития значительно видоизменяется. Холмы, уступы срезаются. Овраги, балки и долины малых рек оказываются под культурными слоями и техногенными отложениями. В Москве их мощность варьирует от 2–4 м до 15–17 м и более на территориях древней застройки в местах засыпанных долин (в этих участках отмечена наибольшая скорость осадки поверхности). Антропогенные (техногенные) отложения опасны, поскольку подвергаются вымыванию частиц из рыхлых горных пород подземными водами с образованием пустот (подземная эрозия). Данные отложения обладают существенной деформируемостью и потому являются плохим основанием для зданий и сооружений. Поскольку поверхностные стоки города имеют повышенную кислотность, то попадание их в меловые отложения и в известняковые слои (мягкие горные породы, образованные карбонатом) приводит к возникновению карста . Карстообразование - это сложный геологический процесс, основным компонентом которого является растворение мягких горных пород подземными и поверхностными водами с образованием крупных пустот в породах (воронок, пещер и т. д.). В дальнейшем могут происходить суффозионные процессы, связанные с выносом дисперсных частиц из перекрывающих и смежных отложений, что приводит к оседанию и обрушиванию кровли. Поэтому чаще говорят о комплексе карстово-суффозионных процессов . Пустоты, образующиеся под городом в результате такого явления, представляют серьёзную угрозу для зданий и сооружений. По последним данным, за прошедшие 25 лет в северо-западной части Москвы зарегистрированы 42 провальные воронки диаметром до 40 м и глубиной от 1,5 до 8 м. Целые кварталы жилой и промышленной застройки находятся в 10 зонах интенсивных оседаний земной поверхности. Ещё одной проблемой, связанной с водой, является подтопление территорий. Эта ситуация возникает при уменьшении уклонов, из-за уплотнения грунта. В Москве здания, расположенные вдоль улиц с интенсивным движением автотранспорта, осели в среднем на 3–8 мм. Уменьшение уклонов ослабляет процессы плоскостного смыва и линейной эрозии, но активизирует просачивание атмосферных осадков в почвогрунты, что ведёт к переувлажнению и подтоплению территорий города. Подтоплению способствуют утечки воды из городской сети, интенсивные поливы улиц, газонов и бульваров, и перераспределение снега в процессе его уборки. Подтопленными считаются территории, на которых уровень грунтовых вод залегает не глубже 3 м от поверхности, т.е. достигает глубин расположения большинства подземных коммуникаций, подвалов зданий. Подтопление разрушает фундаменты, понижает их прочность, способствует размножению комаров в подвалах, усиливает коррозию трубопроводов, из-за чего и происходит утечка нефтепродуктов. В целом подтопленные территории занимают около 40 % территории Москвы. В Западном, Юго-Западном и Северо-Восточном округах Москвы уровень грунтовых вод повышается со скоростью от 5 до 40 см/год. Провалы и просадки, образующиеся вследствие подтопления, приводят к разрушению зданий и разрыву коммуникаций, особенно на глинистых грунтах.

Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Медицинская география» предназначена для учащихся 10-го классов и опирается на базовую программу «Медицинская география» (авторы - Т. В. Кучер, И. Ф. Колпащикова).

Курс рассчитан на 34 часа.

География и медицина с каждым годом все больше сближаются. Появилось новое научное направление - медицинская география.

Данный элективный курс формирует общее представление о медицинской географии как о науке, возникшей в глубокой древности на стыке медицины и географии; знакомит учащихся с методами медико-географических исследований, теоретическим и практическим вкладом этой науки в улучшение здоровья человека; раскрывает одну из важнейших детерминант здоровья человека - условия жизни.

Возникшая на стыке медицины и географии, эта междисциплинарная отрасль науки с самого начала развивалась как комплексная дисциплина, интеграционные тенденции которой, заимствованные из географии, особенно усилились за последние годы в связи со всеобщей экологизацией наук. Медико-географический подход отражает, в сущности, экологический образ мышления, который все больше проникает в медицину, природоохранные сферы деятельности и становится характерным для современной эпохи.

Цели программы


  1. Раскрыть отношение географии к проблемам здоровья человека, зависимость его состояния от качества окружающей среды, а также научить учащихся определять медико-географические условия проживания.

  2. Сформировать у учащихся целостное представление о медицинской географии как части географии здоровья, подготовить к пониманию главных аспектов современной жизни.

  3. Создать условия для формирования у школьников индивидуального опыта творческой деятельности; развивать позитивные установки для решения экологических и социально-экономических проблем своей местности.
Задачи курса:

  • овладение основами науки;

  • медико-географическая оценка отдельных элементов природы, отдельных природных комплексов и экономических условий, влияющих на состояние здоровья человека;

  • разработка медико-географических прогнозов для обжитых районов, подлежащих в будущем экономическому освоению, а также тех территорий, в пределах которых наиболее интенсивно преобразуется природа в результате хозяйственной деятельности человека;

  • составление методик- географических карт, отражающих положительное и отрицательное влияние среды обитания и социально экономических условий на состояние здоровья;

  • изучение закономерностей географии отдельных болезней и составление карт их распространения;

  • изучение вопросов адаптации человека к экстремальным условиям;

  • изучение заболеваемости жителей Владимирской области (по данным эпидемиологической службы)
Методы и формы обучения .

методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность учащихся; тренинги; лабораторный эксперимент; реферативные и экспериментальные исследования проектно-исследовательская деятельность, развивающая творческую инициативу учащихся, интерактивные методы (эвристические методы, учебный диалог, метод проблемных задач, деловые игры);самостоятельная работа учащихся с различными" источниками информации, включая Интернет-ресурсы.

Формы организации познавательной деятельности учащихся - индивидуальные, групповые, коллективные.

Формы учебных занятии - интерактивные лекции, с последующими дискуссиями, семинары, уроки с элементами моделирования ситуаций и деловыми играми, экскурсии, практикумы, нетрадиционные уроки (альманахи, презентации, «круглые столы», уроки решения ключевых задач, интегрированные уроки, уроки защиты творческих проектов).

Принципы построения курса

Данная рабочая программа опирается на теоретические основы географического образования, отраженные в трудах Н. Н. Баранского, Т. П. Герасимовой, В. П. Голова, А. В. Даринского, П. В. Иванова, М. К. Ковалевской, О. В. Крыловой, И. С. Матрусова, М. А. Никоновой, К. В. Пашканга, К. Ф. Строева и др.

При отборе содержания учитывались следующие принципы:

принцип междисциплинарности (учет межпредметных связей) - программа носит интегративный характер, кроме того, предполагает участие учеников в межпредметных образовательных интернет-проектах; медицинская география является интегрированной наукой, ее содержание включает медицинские, биологические, географические, исторические, химические, физические, социально-экономические и другие знания;


  • принцип комплексности - раскрытие взаимосвязей между компонентами природы и хозяйственной деятельности человека, влияющими на здоровье населения;

  • гуманитарно-культурологический - включение в содержание курса информации о проблемах человека, направленность занятий на раскрытие социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала.
Методологическую основу курса составляет личностно-деятельностный подход, который является главным фактором формирования опыта творческой деятельности школьников. Личностно-деятельностный подход предполагает такую организацию процесса обучения, которая сосредоточена на личности обучаемого, учете его самобытности и субъективного опыта, на решении школьниками учебных задач (познавательных, творческих, исследовательских и др.) на основе познавательного интереса к изучению своей местности.

Содержание элективного курса предполагает разнообразные виды деятельности учащихся со значительной долей самостоятельной работы: использование различных источников информации, знакомство с медико-географическим картографированием, комплексным медико-географическим исследованием территории, медико-географическом описанием, медицинской статистикой. Изучение курса будет способствовать развитию профессиональной направленности личности учащегося, обобщению межпредметных (география, биология, химия и др.) знаний по проблеме «Здоровье и окружающая среда», формированию практических умений и навыков по оценке состояния окружающей среды, выявлению причин некоторых заболеваний, укреплению своего здоровья. В ходе изучения курса учащиеся могут выполнить индивидуальную (или группами) исследовательскую работу с презентацией и защитой своих проектов по его завершении.
Содержание программы
Введение

Что такое медицинская география?

Тема 1. Формирование медико-географических представлений

Этапы развития медицинской географии.

Становление медицинской географии в России.

Медицинская география в ХХ веке.

Тема 2. Методы медико-географических исследований

«Ключи» медицинской географии: что это такое?

Тема 3. Факторы окружающей человека среды и его здоровье

Понятие о природных и социально-экономических факторах в медицинской географии. Факторы здоровья. Статистические показатели здоровья. Нозогеография.

Природные факторы. Адаптация и акклиматизация.

Социально-экономические факторы.

Тема 4. Болезни, вызываемые природными и социально-экономическими факторами

Природный очаг болезни и природная очаговость.

Тропические болезни.

Болезни, вызываемые ядовитыми животными и растениями. Миазы. Аллергические болезни.

Тема 5. Лечебные и рекреационные ресурсы

Значение природной среды в укреплении здоровья. Ландшафтотерапия. География отдыха и туризма.

Фитотерапия.

Оценка территории России по степени благоприятности для туризма и отдыха.

Тема 6. Нозогеография (география болезней своей местности)

Определение эндемических болезней населения своей местности по географическим, историческим и медицинским источникам.

Итоговое занятие

Медицинская география, гигиена, экология человека – какая между ними связь?

Календарно-тематический план (10 класс)


занятия

План

Факт

Тема занятия

Вид занятия

Элементы содержания, основные понятия занятия

Домашнее

задание


Примечания

1

2

3

4

5

6

7

8

Введение (1 ч)

1.

Что такое медицинская география?

Урок-лекция

Медицинская география как самостоятельная отрасль медицины. Связь с другими науками. Понятия: «среда обитания», «окружающая среда».

Представление о медицинской географии как науке, возникшей в глубокой древности на стыке медицины и географии. Этапы развития медгеографии.


Раздел I. Формирование медико-географических представлений. Методы медико-географических исследований (7 ч)

2.

Формирование медико-географических представлений в истории человечества.

Урок-исследование

Медико-географические представления в Древнем Иране, Древнем Китае, Древней Индии, Древнем Тибете.

3.

Древний Египет, Греция, Рим.



Медико-географические представления в Древнем Египте и Месопотамии. Представление о медицине различных древних цивилизаций. Учение Гиппократа и других древнегреческих и древнеримских врачей.

4.

Развитие медико-географических представлений в Средние века в арабских странах.

Проблемно-поисковый

Развитие медико-географических представлений в Средние века. Факторы, способствовавшие развитию и торможению медицины в арабских странах, объединённых в единое мусульманское государство – Халифат. Крупнейший учёный и врач Средневековья Ибн Сина.

5.

Развитие медгеографии в эпоху Возрождения и начальный период Новой истории.

Урок-лекция с элементами беседы

Влияние географических открытий на развитие географии, картографии, медицины. Влияние развитие хозяйства в эпоху Возрождения на состояние окружающей среды.

6.

Развитие отечественной медгеографии.

Урок-семинар

Этапы в развитии отечественной медицинской географии. Основоположники российской медицинской географии и их вклад в науку. Перспективы развития медицинской географии.

7.

Медгеография в XIX-XX вв.

Урок-лекция с элементами беседы

Представление о медицинской географии XIX-XX вв., её задачах, проблемах и прогнозах.

8.

«Ключи» исследования медгеографии.

Урок-конференция

Причинно-следственные связи и закономерности влияния природных и социально-экономических факторов на здоровье человека. Методы исследования медицинской географии и их суть.

Раздел II. Факторы окружающей человека среды и его здоровье (18 ч)

9.

Понятие о природных и социально-экономических факторах в медгеографии.

Урок-семинар

Понятие о природных и социально-экономических факторах, влияние этих факторов на человека. Медико-географическая оценка.

10.

География болезней.

Урок-лекция

Общие закономерности географического распространения болезней. Основные понятия: «нозогеография», «трансмиссивные болезни», «эврихорные болезни», «стенохорные болезни». Ареалы распространения отдельных типов болезней.

11.

Солнечная радиация.

Урок-конференция

Взаимодействие солнечного излучения с атмосферой. Фотобиологические процессы.

12.

Солнечная радиация и биосфера.

Урок-лекция

Воздействие солнечной радиации на биосферу.

13.

Влияние лунного свечения на жизнедеятельность организмов. Геомагнетизм и его влияние на организм.

Пресс-конференция

Как влияют луна, магнитное поле, магнитные бури на организм человека, как меняется состояние здоровья в дни магнитных бурь, перепадов температур, атмосферного давления.

14.

Космическое излучение.

Урок-лекция с элементами беседы

Космическое излучение, его виды. Радиационный пояс и магнитное поле Земли.

15.

Влияние температуры воздуха на организм человека.

Урок-лекция

Метеорологические факторы. Механизм влияния температуры на организм человека. Оказание первой помощи при тепловом ударе и обморожении.

16.

Влияние ветра, атмосферного давления и влажности воздуха на организм человека.

Урок-конференция

Виды реакций организма на действие метеорологических факторов таких как – ветер, атмосферное давление, влажность воздуха.

17.

Геохимические факторы.

Урок-лекция

Влияние геохимических факторов на функционирование человеческого организма. Значение макро- и микроэлементов для организма человека. Суть биохимической теории В.И. Вернадского. Взаимосвязь между химическим составом почвы и здоровьем человека.

18.

Биогеохимические провинции и связанные с ними эндемические заболевания.

Проблемная беседа

Влияние факторов окружающей среды на здоровье человека через рассмотрение их взаимосвязи. Биогеохимические провинции и их влияние на здоровье человека.

19.

Адаптация.

Урок-лекция с элементами беседы

Понятие адаптации, её значение для жизнедеятельности организма. Адаптационные процессы, проблемы, виды, этапы, степени адаптации организма. Критерии адаптации. Значимость адаптации в современной жизни.

20.

Адаптивный тип.

Урок-лекция

Понятия адаптивный тип и основные адаптивные типы человека. Закономерности приспособления человека к окружающей среде.

21.

Акклиматизация.

Урок-лекция

Понятие акклиматизация. Фазы акклиматизации.

22.

Медико-географическая оценка населения и населённых пунктов.

Круглый стол

Социально-экономические факторы. Основные показатели медико-санитарной оценки.. Влияние социально-экономических условий на здоровье человека.

23.

Влияние города на организм человека.

Урок-суд

Основные виды загрязнения городов. Влияние факторов загрязнения городской среды на здоровье человека.

24.

Человек и воздух.

Урок-семинар

Экологическое состояние атмосферы, пути и виды её загрязнения. Влияние загрязнения воздуха на здоровье человека.

25.

Человек и вода.

Урок-конференция

Свойства воды. Роль воды для человека. Факторы её загрязнения. Основные заболевания, вызываемые загрязнением воды.

26.

Человек и почвы.

Урок-исследование

Почва как основной элемент биосферы и системы жизнеобеспечения Земли. Загрязнители почвы.

Раздел III. Болезни, вызываемые природными и социально-экономическими факторами (4 ч)

27.

Окружающая среда и здоровье человека.

Урок-лекция

Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.

28.

Понятие о природном очаге болезни и природной очаговости.

Урок-консилиум

Природный очаг болезни и природная очаговость. Роль медицинской географии в изучении природной очаговости болезней человека.

29.

Понятие о тропических болезнях.

Урок-лекция с элементами беседы

Тропические болезни, аллергии, аллергические реакции, аллергены, поллинозы, пищевая аллергия. Взаимосвязь между природными и социальными условиями, строением организмов и факторами, вызывающими болезни.

30.

Болезни, вызываемые ядовитыми животными.

Комбинированный

Ядовитые животные. Понятие «миазы». Ареалы распространения и пути предупреждения отравлений при контактах с ядовитыми животными.

Раздел IV. Лечебные рекреационные ресурсы (2 ч)

31.

География отдыха и туризма.

Урок-лекция с элементами беседы

Значение отдыха и туризма для здоровья человека. Районы России с наиболее благоприятными рекреационными ресурсами.

32.

Значение природной среды в укреплении здоровья. Рекреационные ресурсы.

Урок-лекция с элементами беседы

Значение природной среды в укреплении здоровья. Классификация рекреационных ресурсов и их использование в лечебно-профилактических целях.

Раздел V. Нозогеография (2 ч)

33.

Рекреационные ресурсы области.

Урок-лекция

Характеристика рекреационных ресурсов Воронежской области

34.

Создание проектов туристических маршрутов.

Проект

Проект туристического маршрута по Воронежской области.

«Проекты по географии» - Краеведческий проект «Мой город». Васко да Гама. В 10 классе тематика проектов очень обширная. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. План действий учащихся в проекте. Открытие морского пути в Индию. Задачи исследования. Какого результата я хочу достичь? Защищаем результат в коллективе.

«Школы в Германии» - После окончания школы перед выпускником встают различные пути продолжения образования, в техникуме, профучилище, спецпрофучилище или ВУЗе. В отличие от гимназии, реальная школа более ориентирована на специализированные дисциплины, основные предметы здесь преподаются с обязательным профильным уклоном.

«Характеристика Северной Африки» - Мои личные впечатления о Северной Африке. Основная часть населения Северной Африки занята в сельском хозяйстве. Промышленность в большинстве североафриканских стран практически не развита. Экономика. Площадь. Этническая картина. Алжир. Население. Культура Северной Африки. Северная Африка.

«Страна Нигерия» - Посещение горячих источников Вики - приятная часть поездки в заповедник. Вооружённые силы. Главный промышленный центр - Лагос. Военные попытались учредить в Нигерии унитарное государство, разделенного на провинции. Центр аграрного района, специализирующегося на выращивании какао. Резерваты - Боргу, Квиамбана, Янкари и др.

«Природные зоны России 8 класс» - Приведите примеры взаимодействия любых двух компонентов. Основная закономерность изменения природных условий в горах. Тундра и лесотундра. Что такое ПТК? Арктические пустыни. Контрольные вопросы. Одна из основных закономерностей пространственного изменения географической оболочки. Распаханность территории.

«Берег реки» - Вместе плавали, ныряли У берега купались, грелись. И вырос там отважный, Лопух, чертополох. Высохла трава, И тростник и осока. А в земле мазутной Никто выжить не смог. «Сохраните экологический уголок!» Защитите мир на планете! Химикаты Землю отравляют, Последствия будут жестокими. Река, реченька, река.

Всего в теме 5 презентаций

Определяющим фактором в отношениях людей к природной среде является их производственная деятельность.

Очевидна уникальность природной среды для развития вообще человеческого общества и в частности для системы материального производства.

Исходя из экономической роли природных факторов в общественном производстве, их обычно делят на две группы: природные (естественные) ресурсы и природные условия. Критерием отнесения фактора к разряду природных ресурсов выступает его непосредственное участие в материальном производстве.

А.А. Минц, один из первых глубоко проанализировавший природные факторы, определил природные (естественные) ресурсы как «тела и силы природы, которые на данном уровне развития производительных сил и изученности могут быть использованы для удовлетворения потребностей человеческого общества в форме непосредственного участия в материальной деятельности».

Под природными условиями он подразумевает «тела и силы природы, которые на данном уровне развития производительных сил существенны для жизни и деятельности человеческого общества, но не участвуют непосредственно в материальных сферах производственной и непроизводственной деятельности людей.» (Минц А А. Экономическая оценка естественных ресурсов. - М.: Мысль, 1972, 302 с.).

Совокупность естественных ресурсов и природных условий в трактовке А.А.МИНЦД составляет «природные факторы» жизни общества.

К.Г. Гофман конкретизирует понятие природных ресурсов, подразумевая под ними «тела и силы природы, используемые (или потенциально пригодные для использования) в качестве средств труда (земля, водные пути, воды для орошения и так далее), источников энергии (гидроэнергия, запасы горючих ископаемых и так далее), сырья и материалов (запасы минерального сырья, леса, ресурсы технологической воды и так далее) или непосредственно в качестве предметов потребления (питьевая вода, дикорастущие плоды и ягоды и так далее).

Причем, изменение естественного (исходного) состояния этих тел и сил природы в процессе их использования затрагивает интересы народного хозяйства в обозримой перспективе.» (Гофман К.Г. Экономическая оценка природных ресурсов в условиях социалистической экономики. - М.: Наука, 1977, 234 с.).

В.В. Степин систематизировал опыт, накопленный в литературе по классификации природных ресурсов. (Степин В. В. Экономические основы природопользования. - М.: Лесн. пром-сть, 1982,240с.).

Природные ресурсы различаются:

По принадлежности (космические, планетарные ресурсы Земли) и отношению к системам, их размещению (распределенные, сосредоточенные и прочие), возможности перемещения (естественно перемещаемые и неперемещаемые) и видам (сырьевые, водные, земельные и так далее);

По хозяйственному использованию (принадлежность, ис-

черпаемость, возобновляемое^, направление использования и другое, степень изученности, возможность использования, характер использования, качество, воздействие производства);

По отношению к человеку (необходимость для жизни, целевое назначение).

Для экологического планирования и прогнозирования большой интерес представляет классификация природных ресурсов по степени их исчерпаемости и возобновимости. (Блехцин И.Я., Минеев В А. Производительные силы СССР и окружающая среда. - М.: Мысль, 1981, 214 с.).

Ресурсы биосферы, хотя в принципе возобновимы вследствие их способности к самовоспроизводству, могут стать невозобновимыми при интенсивности их использования, превышающей скорость их восстановления. Такие ресурсы, как лесные и водные, характеризуются сочетанием черт невозобновимых и возобновимых ресурсов.

Основная особенность развития производительных сил на современном этапе - постепенное стирание граней между природными ресурсами и природными условиями. Во-первых, возрастают масштабы традиционного использования природных факторов в качестве ресурсов, в результате чего фактор, ранее относимый к природным условиям, превращается в природный ресурс. Таким образом, количественные изменения - причина качественных превращений, что видно на примере использования атмосферного кислорода как окислителя при сжигании органического топлива. Возросшие масштабы процесса даже с учетом только этой функции позволяют считать, что атмосфера из преимущественно природного условия превращается в преимущественно природный ресурс.

Во-вторых, значительно возрастает количество функций, выполняемых одним и тем же природным фактором в качестве природного ресурса. Это хорошо прослеживается на примере важнейшего элемента природной среды - атмосферы. Когда-то ее экономическая роль определялась в основном такими функциями:

для биологического воспроизводства рабочей силы (дыхание человека, среда существования); источник кислорода для сжигания ископаемого топлива; источник ветровой энергии. В настоящее время экономические функции атмосферы значительно расширены; используются ее электромагнитные, оптические, акустические и другие физические и химические свойства. Атмосфера, неся информацию о телах и силах природы, является также информационным ресурсом. Как правило, чем шире и интенсивней используются в производстве те или иные свойства природного ресурса, тем сильнее они изменяются.

В общественное производство вовлекаются новые нетрадиционные элементы окружающей среды, например, геотермальные ресурсы или космическое пространство. В перспективе можно будет экономически использовать космические объекты, новые ресурсы океана, который уже сейчас называют «вторым космосом».

Принципиально новый подход к классификации природных ресурсов предложил Н.Ф. Реймерс. Он представляет собой комбинацию функциональной и экологической классификации и исходит из концепции «интегрального ресурса», который рассматривается как системное образование, эксплуатируемое различными хозяйственными отраслями и поддерживающее жизнь на Земле. Входящие в него компоненты (около 70) образуют интегральные и комплексные совокупности. (РеймерсН.Ф. Концепция социоэкологической (биоэкологической) системы в общей социально-экономической экологии человека // Географические аспекты экологии человека. - М., 1975, с. 41-48).

Интегральный природный ресурс Реймерс дополняет еще одной функцией - информационной. Совокупность информационных ресурсов состоит из естественно-природного массива (в вещественно-энергетической форме совпадает с соответствующими телами и силами природы) и накопленной человеком информации.

Более полное использование человеком природных факторов, превращение их в единый интегральный ресурс заставляет по-

новому подойти к их классификации. Поскольку практически все элементы природы в той или иной степени используются или могут быть использованы (потенциальные природные ресурсы) человеком, представляется более точным рассматривать природные факторы по их отношению к выполняемым функциям в природе и в материальном производстве.

Если природные факторы рассматриваются при их использовании в общественном производстве, целесообразно применять термин природные ресурсы.

Если природные факторы выполняют экологические и социальные функции, целесообразно использовать термин окружающая природная среда.

Для характеристики обобщающего понятия, включающего в себя природные ресурсы и окружающую природную среду, по нашему мнению, следует использовать термин природная среда.

Таким образом, одни и те же элементы природы могут быть охарактеризованы в одном случае как природные ресурсы, в другом - как окружающая природная среда.

Природный фактор - любой предмет или явление, действующие вне и помимо участия человека (неантропогенные) или связанные с его биологической сущностью, то есть естественное воздействие природной среды, в определенных пределах применяемое, но не полностью снимаемое действием социальных факторов, включая техногеннеє воздействие.

Социальный фактор - предметы и явления, которые являются результатом функционирования человеческого общества.

Под социальной средой следует понимать искусственное материально-психологическое (информационное) окружение человека.

Природная среда в совокупности с социальной средой составляет окружающую среду человека.

В отечественной и зарубежной литературе всесторонне рассматривается понятие окружающей среды. Наиболее удачным можно считать определение, сформулированное Р. Лацко: «Окружающая среда - природный и созданный человеком

материальный мир, который окружает человеческое общество и воздействует на него, в котором человек, как общественное существо, удовлетворяет свои потребности и в свою очередь воздействует на него своей деятельностью и преобразует.» (Лацко Р. Экономические проблемы окружающей среды. - М.: Прогресс, 1979,214с.).

Обращает на себя внимание антропоцентричность большинства понятий. Эта мысль конкретизируется П.П. Боровским в постулате «Все для человека, как человек для всего.» (Боровский П.П. Место и роль эволюционной идеи в биологии. - К.: Высшая школа, 1973, 179с.).

Идея антропоцентричности в определении окружающей среды развивается Э.Б. Алаевым. Он выделяет три различных по объему понятия среды:

Среда, которая в качестве хозяина рассматривает только человека (среда обитания);

Среда, хозяином которой является производство (ресурсная среда);

Человеческое общество вместе с производством.

Последнее - наиболее общее понятие, традиционно обозначаемое термином окружающая среда. (Алаев Э.Б. Экономико-географическая терминология. - М.: Мысль, 1979, с. 146-147).

Интегральную количественную оценку различных факторов окружающей среды чаще всего связывают с понятием уровень жизни. (Алаев Э.Б. Экономико-географическая терминология. - М.: Мысль, 1979, с. 146-147). К сожалению, успехи в этой области довольно скромны, хотя первые шаги уже делаются. Например, Я. Микалаш и Л. Питтерман предлагают балльную оценку факторов природной среды. За базу при этом принимались бы научно разработанные нормы на уровень качества элементов окружающей среды. Отклонение от этого уровня в баллах состави--ло бы количественную оценку фактического качества. В этих целях авторы предлагают воспользоваться классификацией факторов окружающей среды, разработанной коллективом чехословацких ученых, которые применили следующее деление на сферы и классы.

1. Сфера факторов природных элементов среды:

Классы: 1.1. - климатические; 1.2. - водохозяйственные; 1.3. - почвенные; 1.4 - географические.

2. Сфера факторов искусственных элементов среды:

Классы: 2.1. - жилого фонда; 2.2. - общественных учреждений; 2.3. - технического оборудования; 2.4. - транспортных средств и площадок; 2.5. - зон отдыха; 2.6. - внешних связей.

3. Сфера факторов, связанных с пребыванием или деятельностью человека в пространстве:

Классы: 3.1. - пространственной доступности; 3.2. - производственно-эксплуатационных; 3.3. - емкости территории.

4. Сфера факторов, связанных с результатами деятельности человека в пространстве:

Классы: 4.1. - гигиенические; 4.2. - охраны природы и культурных объектов; 4.3. - эстетические.

Под термином фактор здесь понимается сочетание материальных объектов и их особенности, влияющие на окружающую среду.

Качество жизни человечества целиком определяется качеством факторов окружающей среды, что в свою очередь прямо зависит от характера трудовой деятельности человека.

Медики всех стран, занимающиеся проблемами сохранения здоровья, выделили факторы, влияющие на здоровье человека.

  • 1. социально-экономический фактор (в зависимости от степени социально-экономического развития стран выделяют различия на уровне общественного здоровья);
  • 2. фактор природной среды (климатические условия, природные ресурсы, экология);
  • 3. биологические и психологические факторы (наследственность, стрессоустойчивость, поведение, адаптационные качества, темперамент, конституциональные признаки).

Влияние окружающей среды на здоровье человека довольно существенно. Многие болезни возникают от загрязнения атмосферы, плохой питьевой воды, потребления химически обработанных продуктов питания, неблагоприятных условий

В наше время громадное количество загрязняющих веществ попадает в окружающую среду из промышленных источников, будь-то трубы заводов, сливаемые в реки отходы производства или огромные мусорные свалки. Промышленные ядовитые выбросы, попадают в атмосферу и с дождями и пылью возвращаются на поверхность земли, постепенно накапливаясь в почве. Огромное количество опасных для здоровья веществ: мышьяк, свинец, ртуть, кадмий, цинк, хром, никель, медь, кобальт с грунтовыми водами попадают в источники питьевого водоснабжения. Вместе с водой эти элементы попадают в наш организм, медленно отравляя его и провоцируя тяжёлые заболевания, такие как рак, астма, различные виды аллергий.

Весьма важная составляющая приспособления человека к среде -- это адаптация к неблагоприятным природным условиям. Существуют заболевания, возникающие под влиянием определенной погоды (от повышения или снижения атмосферного давления, от избытка или недостатка тепла, влажности, ультрафиолетовой радиации и др.).

В результате длительного воздействия климата, неблагоприятного для отдельного организма, могут возникать климатические заболевания. Например, синдром полярного напряжения, развивающийся у людей, переехавших на постоянное место жительства в северные районы.

Сегодня уровень здоровья находится в прямой зависимости от множества экономических и социальных факторов. Как установлено Всемирной организацией здравоохранения, человеческое здоровье зависит от 4-х основных факторов. На 20% от генной программы, заложенной в организм, на 20% от экологии, на 10% от медицинского сервиса и на 50% от образа жизни человека. Отсюда следует, что решающее влияние на здоровье оказывает то, какой ведется образ жизни. То есть основное воздействие на здоровье оказывают социальные факторы, такие как быт, культура, стиль и порядок общественной жизни, а также условия труда, отдыха, быта и питания человека. Это подтверждают различия в уровнях общественного здоровья людей в зависимости от социального и экономического развития страны. А именно в странах экономически развитых, показатели здоровья граждан и общественного здоровья выше, чем в тех которые имеют низкий уровень развития.

Как пример воздействия на здоровье социальных условий можно взять кризис и падение экономики. В этот момент было отмечено резкое падение здоровья населения, кроме того демографическую ситуацию можно было охарактеризовать как кризисную. Поэтому признано, что здоровье социально обусловлено. Это значит, формирование группового, индивидуального и общественного здоровья напрямую зависит от социальных факторов.

Социальные факторы здоровья, прежде всего, зависят от действий государства. Например, в России сейчас ведется борьба наркотиками, курением, употреблением алкоголя и пропаганда здорового образа жизни. Ведется работа по контролю над условиями труда людей, оказывается поддержка семьям, имеющим низкий уровень доходов, оказывается помощь матерям, которые одни воспитывают детей.

Новое на сайте

>

Самое популярное