Домой Хоум Кредит Банк Сферы производства и разделение труда конспект урока. Конспект урока "Производство

Сферы производства и разделение труда конспект урока. Конспект урока "Производство

Тема: Формы разделения труда

Цель – рассмотреть основные вопросы, стоящие перед экономикой какого-либо общества; познакомиться с понятиями разделения труда, специализации и обмена.

Тип урока: изучение нового материала.

План урока

Главные вопросы экономики.

    Разделение труда.

    Специализация.

    Обмен.

    Вводная беседа.

    Приветствие.

    Контроль численного состава обучающихся на уроке.

    Сообщение темы и цели урока.

    Беседа по вопросам:

    Почему людям всё время приходится делать выбор в сфере экономики?

    Охарактеризуйте основные факторы производства.

    Беседа по плану урока.

Главные вопросы экономики

Человечеству приходится делать выбор в мире экономики на каждом шагу. Люди вынуждены постоянно искать ответы на несколько ГЛАВНЫХ ВОПРОСОВ ЭКОНОМИКИ:

    ЧТО И В КАКОМ КОЛИЧЕСТВЕ ПРОИЗВОДИТЬ, то есть, какие товары и услуги должны быть предложены потребителям?

    КАК ПРОИЗВОДИТЬ, то есть, какой из способов изготовления благ с помощью имеющихся ограниченных ресурсов следует применить?

    КАКИМ ОБРАЗОМ РАСПРЕДЕЛЯТЬ произведённые товары и услуги, то есть, кто может претендовать на их получение в свою собственность?

Отвечая на вопрос «Что и в каком количестве надо производить?», люди, в конечном счёте, распределяют ограниченные ресурсы между производителями различных благ. Скажем, если мы решили из имеющегося у нас металла изготавливать холодильники, то металл поступит на предприятия, которые производят холодильники, а не кухонные плиты. И плиты произведены не будут.

Решая «Как производить?», люди выбирают предпочтительные для них способы (технологии) изготовления того набора благ, который явился ответом на вопрос «Что производить?». Например, любимый в России продукт питания – картофель можно выращивать на подсобных участках, используя преимущественно ручной труд и природные удобрения. Но то же количество картофеля можно получить в крупных аграрных предприятиях с применением мощной сельхозтехники и минеральных удобрений, производимых химической промышленностью.

Каждый из возможных вариантов технологических решений предполагает свою комбинацию и масштабы использования ограниченных ресурсов (один более трудоёмок, другой более энергоёмок, третий требует большого капитала и т. д.).

Ограниченность экономических ресурсов, а также многовариантность их использования определяют, с одной стороны, диапазон, в котором человек, фирма или страна в целом могут принимать решения, и экономические последствия реализации выбранного решения – с другой.

Чтобы представить эту проблему более наглядно, экономическая наука пользуется специальным графиком, который называется кривой производственных возможностей (рис. 1-7). Она состоит из множества точек, каждая из которых соответствует одной из комбинаций объёмов выпуска различных благ при условии полного использования ресурсов, имеющихся у страны. Чем больше у страны ресурсов, тем больший объём каждого из благ, конкурирующих за ресурсы, можно произвести, и тем дальше проходит эта кривая от начала координат.

Рис. 1-7 графически изображает проблему, которую приходится решать каждый день любой фирме и любой стране, а именно: какой набор благ производить из бесчисленного множества возможных вариантов, доступных при имеющихся ресурсах и технологии производства.

Для простоты предположим, что экономика страны может производить всего два вида благ: танки, необходимые для защиты страны от врагов, и грузовики для перевозки мирных грузов. И тот и другой вид благ производятся из металла, ресурсы которого всегда в любой данный момент времени ограниченны и известны.

Мы можем пустить весь имеющийся металл на производство танков и тогда не изготовим ни одного грузовика. Этот вариант на графике обозначает точка B. Или, напротив, потратить весь металл на грузовики, остановив все танковые заводы (точка C).

Наконец, что более реально, мы можем часть металла направить на танковые заводы, а часть – на заводы по производству грузовиков. Тогда мы получим некоторую комбинацию масштабов выпуска обоих видов продукции. Например, если на производство танков пойдёт большая часть металла, то мы получим комбинацию, которой соответствует обведённая на графике кружочком точка D. Направив же большую часть металла на производство грузовиков, мы получим, скажем, комбинацию выпусков, которой соответствует точка H.

В реальной действительности таких комбинаций выпуска альтернативных видов благ, конкурентно производимых из одних и тех же видов ресурсов, может быть множество.

И потому выбор лучшего варианта – задача всегда непростая, требующая сопоставления, взвешивания ценности различных ресурсов. Для её решения экономисты разработали специальные, иногда весьма изощрённые методы, которым обучают в вузах и бизнес-школах.

Отвечая на вопрос: «Каким образом распределять изготовленные блага?», люди, по сути дела, решают, кому, сколько благ должно достаться в конечном итоге. Должны ли все получить поровну или нет? А если не поровну, то кому сколько? И если кому-то можно и нужно выделить благ больше, чем другим, то насколько больше? И как осуществить такое распределение, не вызывая в людях озлобления из-за несправедливости различий в комфортности жизни?

За свою историю человечество пробовало отвечать на этот экономический вопрос, опираясь на следующие принципы:

«право сильного» - лучшее и в большем объёме получает тот, кто может отобрать блага у слабейших силой кулака или оружия;

    «принцип уравнительности» - каждый получает примерно поровну, чтобы «никому не было обидно»;

    «принцип очереди» - благо достаётся тому, кто раньше занял место в очереди желающих это благо получить.

Жизнь доказала пагубность использования этих принципов, поскольку они подрывают интерес людей к более производительному труду. Ведь даже если трудиться лучше других и получать за это больше них, то приобретение желанного блага совсем не гарантировано. Поэтому в подавляющем большинстве стран мира (и во всех богатейших странах) сегодня преобладает сложный механизм рыночного распределения.

Подводя итог сказанному, мы можем сформулировать первый рецепт экономического благоразумия.

Рецепт первый

Необходимо всемерно поддерживать развитие специализации и торговли, а также постоянно совершенствовать методы и формы организации экономической деятельности.

Разделение труда, специализация и обмен

Совершенствуя способы использования экономических ресурсов (факторов производства), человечество положило в основу своей хозяйственной деятельности два важнейших элемента: специализацию и торговлю.

Мы можем говорить о разных типах и уровнях специализации:

    специализации труда отдельных людей;

    специализации деятельности хозяйственных организаций;

    специализации экономики страны в целом.

Но в основе всей пирамиды специализации лежит специализация труда людей. Она основана на принципах, выработанных людьми за долгие века развития своего хозяйства. Важнейшими из них являются:

СОЗНАТЕЛЬНОЕ РАСРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДА МЕЖДУ ЛЮДЬМИ.

    ОБУЧЕНИЕ ЛЮДЕЙ НОВЫМ ПРОФЕССИЯМ И НАВЫКАМ.

    ВОЗМОЖНОСТЬ КООПЕРАЦИИ, ТО ЕСТЬ СОТРУДНИЧЕСТВА РАДИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБЩЕЙ ЦЕЛИ (например, создания сложного изделия или строительства завода).

Разделение труда в человеческом обществе постоянно меняется, а сама схема специализации становится всё более и более сложной.

Специализация – сосредоточение определённого вида деятельности в руках того человека или хозяйственной организации, которые справляются с нею лучше других.

Вспомнив историю, мы обнаружим, что специализация труда возникла впервые всего лишь около 12 тысяч лет тому назад, когда произошла Великая аграрная революция. Именно тогда люди впервые обнаружили: возделывание сельскохозяйственных культур позволяет не умирать с голоду и при осёдлой жизни. А значит, можно более не кочевать в поисках пищи и построить СВОЙ ДОМ.

Именно тогда произошло первое разделение труда: одни люди специализировались только на охоте, другие стали скотоводами или земледельцами. Ныне же перечни специальностей включают многие тысячи профессий. Подавляющее большинство из них требует обучения (иногда многолетнего) особым навыкам и приёмам труда.

В чём же состоит ценность специализации труда, почему она стала важнейшим камнем в фундаменте хозяйственной жизни общества? Тому есть несколько главных причин.

Во-первых, все люди от природы разные, а проще говоря, наделены разными способностями. Поэтому они неодинаково приспособлены к выполнению тех или иных видов работ. Специализация позволяет каждому человеку находить ту сферу деятельности, тот вид работ, ту профессию, где его способности проявятся наиболее полно, а труд будет наименее тягостен.

Во-вторых, специализация позволяет людям добиваться всё большей умелости в осуществлении избранной для себя деятельности. А это даёт возможность изготавливать блага и оказывать услуги со всё более высоким уровнем качества.

В-третьих, рост умелости позволяет людям тратить на изготовление благ всё меньшее количество времени и избегать его потерь при переключении с одного вида работ на другой.

Иными словами, специализация оказалась главным способом повышения производительности всех ресурсов (факторов производства), которые люди используют для производства нужных им экономических благ, и, прежде всего, того ресурса, который мы называем трудом.

Производительность – объём благ, который удаётся получить от использования единицы определённого вида ресурсов в течение фиксированного периода времени.

Например, производительность труда представляет собой то количество изделий, которое работник изготовил в единицу времени (например, за день, за месяц, за год). А производительность земли будет измеряться весом урожая, полученного с 1 га пашни в год.

Как на деле происходит рост производительности за счёт углубления специализации, можно проследить на примере сборочного конвейера, придуманного знаменитым американским инженером и предпринимателем Генри Фордом.

Именно благодаря специализации труда и росту на этой основе его производительности люди впервые столкнулись с возможностью и выгодностью перехода от случайного и нерегулярного обмена имевшимися благами к постоянной торговле ими. Ведь человек может удовлетворить свои потребности в благах только двумя мирными способами:

изготовить всё, что ему нужно, самостоятельно (такой способ организации жизни обычно называют натуральным хозяйством или самообеспечением);

    часть благ изготовить самостоятельно, а остальное обменять у других на те блага, которые он создал собственным трудом.

Постепенно люди убедились в предпочтительности второго способа. Причина проста: рост производительности на основе специализации позволяет увеличить объём производимых благ. Если использовать дополнительно произведённые одними блага для обмена на блага, изготовленные другими, то в результате можно получить в своё распоряжение больший объём разнообразных благ по сравнению с их самостоятельным изготовлением.

Именно это обстоятельство побудило людей не заниматься обменом от случая к случаю, а сделать его основной своей жизни. Иными словами, люди обнаружили, что лучший результат приносит превращение созданных ими благ в товары и услуги и использование их для регулярного обмена.

Товар – материальный предмет, полезный людям и потому ценимый ими как благо.

Услуга – нематериальное благо, имеющее форму полезной людям деятельности.

Вот почему если кто-то способен изготавливать определённый вид благ лучше других (с абсолютно или относительно меньшими затратами ресурсов или с лучшими свойствами), то ему выгодно только этим и заниматься. Все остальные блага можно получить с помощью обмена.

Умение обмениваться благами – уникальная особенность людей, отличающая их от других обитателей Земли в не меньшей мере, чем прямохождение или способность мыслить. Как остроумно подметил великий шотландский экономист Адам Смит (1723-1790 гг.):

«Никому никогда не приходилось видеть, чтобы собака сознательно менялась костью с другой собакой…»

Именно регулярный обмен товарами и услугами лежит в основе важнейшей сферы деятельности людей – торговли, то есть обмена благами в форме купли-продажи товаров и услуг за деньги. Торговля соединяет людей и фирмы, специализирующиеся на производстве определённых товаров или оказании различных услуг, в единое целое – хозяйство страны или планеты в целом. Без торговли развитие специализации оказалось бы невозможным, а значит, людям было бы труднее добиваться увеличения объема доступных им экономических благ.

Более того, только сочетание специализации и торговли позволило разрешить противоречие между:

    стремлением людей получить в своё пользование огромное разнообразие различных благ и

    способностью каждого человека производить лишь ограниченный ассортимент благ.

Действительно, даже в своей комнате вы обнаружите блага, созданные разными видами специализированного труда: строителя, мебельщика, производителя стекла, изготовителя посуды, столяра, электрика, машиностроителя и т. д. Ни один человек не способен овладеть всем множеством профессий, необходимых для создания всего разнообразия благ, которыми мы сегодня пользуемся. Кроме того, создание каждого блага требует определённого времени, и если бы человек создавал все блага для себя самостоятельно, то многие свои потребности он смог бы – в лучшем случае – удовлетворить лишь на склоне дней.

Напротив, сочетание специализации и регулярного обмена плодами специализированного труда даёт возможность людям получать блага:

    в большем объёме;

    в большем ассортименте и

    быстрее.

Если страна умело сцепляет между собой «шестерёнки» специализации и торговли, то тогда:

    • специализация ведёт к росту производительности;

      рост производительности увеличивает объём доступных людям благ;

      возросший объём благ предлагается к продаже и обеспечивает рост потребления этих благ людьми и рост, соответственно, доходов продавцов (производителей);

      полученные в результате торговли доходы направляются на развитие производства и совершенствование специализации труда.

Символически эту связь можно представить в виде часов, которые отмеряют ход экономического прогресса человечества (рис. 1-3).

И пока циферблат этих часов цел, а стрелки идут в нужном направлении – страна богатеет, а люди в ней живут всё лучше и лучше. Но, если в стране нарушается процесс развития специализации или падает производительность, если торговля развита слишком слабо или люди не вкладывают часть своих доходов в развитие производства благ, тогда в этой стране возникают экономические трудности. А перебои или остановка часов «экономического прогресса» всегда приводят к одному и тому же результату: жить людям становится хуже.

Это правило относится ко всем странам. Даже к тем, гражданам которых, казалось бы, гарантировано зажиточное существование благодаря имеющимся в их распоряжении природным богатствам. Конечно, наличие таких богатств облегчает путь к высокому благосостоянию, но сами по себе богатства недр, пашен или лесов процветания не гарантируют.

Например, после окончания Второй мировой войны ряд стран Юго-Восточной Азии совершил гигантский скачок, обогнав по темпам развития своих экономик даже США (рис. 1-4). Ныне некоторые из этих стран превратились в мощные экономические державы, заметно влияющие на всё мировое хозяйство. Между тем природными ресурсами многие из них наделены очень скупо и начинали свой путь в крайней нищете.

Иной пример даёт Россия. Её природные богатства были огромны. Их рациональное использование могло сделать наш народ одним из самых зажиточных в мире. Но, несмотря на то, что большую часть XX в. Россия, находилась под господством планово-командной системы, тратила свои природные богатства в огромных масштабах, это не обеспечило нашим гражданам высокого уровня благосостояния.

Так, по недавним оценкам экспертов ООН, Россия находится сейчас на 53-м месте в мире. Отметим, что этот уровень богатства был определён с учётом:

    природных ресурсов страны;

    степени образованности нации и

    достигнутого масштаба производства экономических благ.

Поскольку наши природные ресурсы неуклонно убывают, то удержаться на этом малопочётном месте, не говоря уже о том, чтобы подняться выше, Россия сможет, только увеличив масштабы производства полезных людям экономических благ и сохранив степень образованности своих граждан.

Решить эту задачу можно единственным способом – овладеть искусством рациональной организации экономической деятельности. Именно благодаря такому искусству достигнут высокий уровень благосостояния граждан развитых стран мира – даже тех, которые обделены природными богатствами.

Сегодня россияне – жители страны с огромными нефтегазовыми месторождениями и всемирно знаменитыми чернозёмными почвами – могут лишь мечтать о таком уровне благосостояния, который существует, скажем, в Голландии. Между тем это – страна с прохладным климатом, не имеющая месторождений многих полезных ископаемых и отвоёвывающая земли для фермеров у моря (почти половина территории этой страны лежит ниже уровня моря и защищена от затопления лишь дамбами). Зато голландцы добавили к своему трудолюбию прекрасное владение современными методами организации экономической жизни, и именно это обеспечивает им высокое качество жизни.

ЦИТАТЫ И АФОРИЗМЫ

Современная рациональная организация предприятия немыслима без двух важных компонентов: без господствующего в современной экономике отделения предприятия от домашнего хозяйства и без тесно связанной с этим рациональной бухгалтерской отчётности.

Макс Вебер.

Протестантская этика и дух капитализма

Если две фирмы поддерживают друг с другом деловые отношения в основном потому, что президенты обеих этих фирм входят в правление благотворительного фонда, субсидирующего симфонический оркестр, то и вам лучше всего стать меломаном

Харви Маккей.

Как уцелеть среди акул

Итог урока.

    Вопросы самоконтроля:

    Какие основные проблемы должна решать экономика любой страны?

    Какие принципы распределения вы знаете, и чем они различаются?

    Как изменится вид кривой производственных возможностей страны, если в ней начнут разрабатываться новые месторождения полезных ископаемых?

    Каковы основные преимущества специализации?

    При каком условии преимущества специализации могут быть реализованы?

(открывать в архиваторе)

Цели:

Обучающие

Развивающие:

Воспитательные:

Приемы обучения:

Оборудование:

Просмотр содержимого документа
«?????????? ?????»

Тема урока: Разделение труда

8 класс ОВП. Урок №17.

Цели:

Обучающие : сформировать понятия о таких терминах, как разделение труда, продукты труда, общественное разделение труда, духовные и материальные ценности, общее разделение труда, частное разделение труда, единичное разделение труда, функциональное разделение труда, профессиональное разделение труда, профессия, специальность, должность.

Развивающие: совершенствовать умение размышлять, сравнивать, делать обобщения, выводы.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету путем использования задания.

Тип – урок изучения нового материала.

Методы обучения: продуктивный (частично-поисковый и проблемный).

Формы учебной деятельности учащихся:

Фронтальная (на вводном этапе урока, во время мотивационной беседы, на этапе изучения нового материала);

Индивидуальная (во время работы с заданием).

Приемы обучения:

1. беседа на вводном этапе урока с целью формулирования учащимися темы урока, постановки задач учащимися;

2. выполнение задания на определение профессии, специальности, должности;

3. рефлексия с целью систематизации у учащихся изученного материала;

4. выставление оценок за урок.

Оборудование: доска, компьютер, компьютерная презентация.

Ход урока

1. Организационно-подготовительная часть – 3 мин

Приветствие, контроль посещаемости

2. Теоретическая часть – 15 мин.

2.1. Постановка задачи урока

2.2. Объяснение нового материала (с конспектом основных моментов в тетрадь)

В глубокой древности никаких профессий не существовало. Первобытному человеку, чтобы выжить, нужно было самому уметь все делать. Но по мере развития общества и человека происходило постепенное разделение труда .

Одни люди стали заниматься преимущественно земледелием, другие – скотоводством. Р результате возник обмен продуктами труда . Дальнейшее разделение труда привело к появлению различных ремесел , а на их основе – промышленности.

Постепенно обмен разнообразными продуктами становился более сложным. Объем его увеличился настолько, что произошло дальнейшее общественное разделение труда – выделились специалисты по обмену (купцы, торговцы).

В процессе развития человеческого общества постепенно происходило и отделение производства духовных ценностей от производства материальных ценностей . Появились специалисты по общественному управлению, приведению людей к повиновению и др.

По мере развития общества возрастают потребности человека и повышается соответственно уровень разделения труда . (рассмотреть разделение труда на примере производства автомобиля: от добычи руды и т.д.)

В современном обществе существует три вида разделения труда: общее, частное, единичное .

Общее разделение труда имеет место в масштабах общественного производства в целом:

    между производством средств производства и производством средств потребления. Приведите примеры ответы уч-ся : тяжелая и легкая промышленность;

    между городом и деревней. Приведите примеры ответы уч-ся : промышленность и сельское хозяйство;

    между материальным и нематериальным производством. Приведите примеры ответы уч-ся : – промышленность, сельское хозяйство, торговля и здравоохранение, просвещение, культура.

Частное разделение труда существует внутри крупнейших звеньев общественного производства, в которых выделяют самостоятельные отрасли народного хозяйства. Так, промышленность разделяют на

    добывающую. Приведите примеры ответы уч-ся: угольная, горнорудная;

    обрабатывающую. Приведите примеры ответы уч-ся: пищевая, текстильная, металлургическая и т.д.

Есть разные виды транспорта (примеры учащихся). В сельском хозяйстве выражается в обособлении полеводства, животноводства, пчеловодства и т.д.

Крупные отрасли, в свою очередь, подразделяются на более мелкие. В машиностроении, например, сейчас насчитывается более сто отраслей.

Единичное разделение труда существует в рамках отдельных предприятий или объединений (между цехами, участками, бригадами, работниками и их группами).

В рамках единичного разделения труда существует функциональное разделение труда , которое дает общие для ряда отраслей производства функциональные группы. Каждая из них требует общих для нее знаний и навыков. По этому признаку на предприятии различают различают две группы рабочих – основных (осуществляют технологический цикл – сталевар, резчик металла…) и вспомогательных (наладчики оборудования, погрузчики…).

Внутри функционального происходит профессиональное разделение труда . Оно осуществляется в зависимости от специализации работника по какой-либо конкретной профессии: токарь, слесарь, аппаратчик и др. Еще более узкое разделение труда приводит к специализации трудовых функций и возникновению специальностей : слесарь-сборщик, слесарь по топливной аппаратуре и т.д.

Внутри одной специальности могут произойти еще более узкое разделение труда – специализация . Например, профессия - врач, специальность – хирург, специализация – нейрохирург.

Процесс разделения труда продолжается непрерывно, пока существует человеческое общество.

Итак, профессия – это род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки (приобретения соответствующих знаний и практических навыков).

Специальность – необходимая для общества ограниченная область приложения физических и духовных сил. Отсюда и получается, что профессия – это группа родственных специальностей и специализаций с разными квалификационными уровнями.

Должность – это организационное и правовое положение работника в конкретном органе аппарата управления, которое отражает обязанности, права и ответственность. Должность фиксирует принадлежность к той или иной управленческой цепочке (главный врач, участковый врач, палатный врач). Должность может занимать человек, владея любой профессией и специальностью (директором школы может быть учитель-математик, литератор и т.д.).

3. Выполнение задания (на отдельных листочках, которые сдаются на проверку учителю) – 13 мин.

Распределите предлагаемый перечень профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам: токарь, заведующая поликлиникой, слесарь, монтажник, репортер, менеджер, животновод, терапевт, директор, врач, собственный корреспондент газеты, маляр, бригадир, машинистка, коневод, слесарь-сантехник, учитель физики, окулист, строитель, фотокорреспондент, секретарь-референт, программист, писатель, журналист, завуч школы, редактор, начальник смены, брокер.

4. Подведение итогов урока – 7 мин.

5. Выставление оценок – 5 мин.

6. Домашнее задание – 2 мин.

Приведите примеры профессий, которые за последнее время изменили свое содержание, хотя бы в малом. В чем состоят эти изменения?

Конспект урока составлен на основе учебника «Технология. Твоя профессиональная карьера». П.С.Лернер, Г.Ф.Михальченко и др. «Просвещение». 2010. §21, 22. Вопросы стр.66-67.

Просмотр содержимого презентации
«?????????? ?????»

8 класс,ОВП

Конспект урока составила Сычева Л.М., учитель технологии высшей кв. к. МБОУ СОШ №167 г.Новосибирска


  • Обучающие : сформировать понятия о таких терминах, как разделение труда, продукты труда, общественное разделение труда, духовные и материальные ценности, общее разделение труда, частное разделение труда, единичное разделение труда, функциональное разделение труда, профессиональное разделение труда, профессия, специальность, должность.
  • Развивающие: совершенствовать умение размышлять, сравнивать, делать обобщения, выводы.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к предмету путем использования заданий.























  • Как вы понимаете разделение труда?
  • Какие вида разделения труда существуют? Охарактеризуйте их.
  • Приведите примеры профессии, специальности, должности.

  • https://yandex.ru/images/search?text=картинки профессии древних людей
  • учебник «Технология. Твоя профессиональная карьера». П.С.Лернер, Г.Ф.Михальченко и др. «Просвещение». 2010

Группа 1мсх9

Дата 24.10.16

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Занятие № 18

Тема занятия Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем

Цели занятия:

-образовательная : сформировать представление о типа экономических систем; познакомить обучающихся с основными характеристиками экономических систем

-развивающая : сформировать умение отвечать на вопрос пользуясь текстом учебника

Сформировать умение заполнять сравнительную таблицу

- воспитательная : формирование правильного отношения и ответственности к труду, воспитание дисциплинированности и экономической грамотности.

Вид занятия : урок

Тип урока : комбинированный

Метод проведения школьная лекция с элементами беседы

Квалификационные требования :

студент должен

-знать : о типах экономических систем

Определения рыночная, командно-административная, смешанная, традиционная система

О разделение труда

уметь: давать характеристику понятий: «экономика»; «типы экономических систем»; традиционной, централизованной (командной) и рыночной экономики

Быть экономически грамотными

Междисциплинарные связи (дисциплина, тема): Экономическая теория. Тема Экономика как наука. Факторы производства. Типы экономических систем

Внутри дисциплинарные связи (тема): Обществознание. Тема Экономика как наука и хозяйство. Экономический рост и развитие.

Обеспечение занятия:

Наглядные пособия:

Раздаточный материал: Учебник обществознание 11 класс 2009 г.

Карточки с заданиями, фрагменты параграфа из учебника по экономике 10-11 кл. И.В Липсиц.

Оборудование:

ХОД ЗАНЯТИЯ

    Организационный момент (1мин):

Приветствие;

Подготовка аудитории к работе;

Наличие студентов.

    Проверка знаний студентов (15-20 мин)

Метод Фронтальный устный опрос, письменный опрос.

Вопросы:

1.Дайте определение экономики как науки?

2. Кто в экономике выступает субъектом и объектом?

3. Какие 3 главных вопроса выделяет экономика?

4.Дайте определение факторы производства, какие факторы производства вам известны? (земля, капитал, труд и предпринимательство)

Дополнительные вопросы:

Заполните пропуски в схеме

1.Экономические ________________-это средства, которые используются для производства ______________ благ и имеются в ограниченном количестве.

2.Экономика –это хозяйственная ____________, обеспечивающая удовлетворение ________________людей и общества путем создания использования необходимых жизненных __________.

3 ._________________-наука о хозяйстве, способах его ведения и управления им, отношениях между людьми в процессе ______________ и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов.

    Подведение итогов проверки знаний (3 мин)

Оценить подготовку студентов к занятию

    Мотивация учебной деятельности (3 мин)

Сообщение темы, цели занятия. Использование знаний в профессиональной области.

а всех исторических этапах развития человечества перед обществом встает один и тот же вопрос: что, для кого и в каких количествах производить с учетом ограниченности ресурсов. Экономическая система и типы экономических систем как раз и призваны решить эту проблему. Причем каждая из этих систем делает это по-своему, у каждой из них есть свои преимущества и недостатки.

Один отечественный сатирик задал своим слушателям проблемный вопрос: «Что вы выберите: полный карман денег и пустые прилавки магазинов или полные прилавки магазинов и пустой карман?» Отчего это зависит? ( Обучающиеся высказывают свои точки зрения) Обучающиеся делают вывод о зависимости уровня жизни от типа экономической системы (в данном случае речь идет о командно-административной и рыночной системах), о важности типа экономической системы для социально-экономического и политического развития любого общества. Какая тема сегодняшнего занятия? « Типы экономических систем»

Что будет целью занятия?

Цель Изучить типы экономических систем. Проследить их отличия и сходства.

    Изложение нового материала (60 мин)

Тема: Типы экономических систем. Разделение труда.

План.

        1. Понятие экономических систем

          Традиционная, рыночная, командно–административная, смешанная (заполнение таблицы)

          Разделение труда, специализация, обмен.

  1. Закрепление изученного материала (решение ситуаций, задач, ответы на вопросы и т.д.) (5 мин)

Экономика России в большей степени относится: в) к традиционному типу; а) к рыночному типу; б) к командному типу; г) к смешанному типу.

Найдите мне в тетради определение «Рыночная экономика», найдите по таблице в каких странах рыночная экономика. Какая страна использует смешанный тип экономики.

    Подведение итогов занятия (2-3 мин)

Оценивание

Рефлексия.

Как вы оцениваете свою работу на сегодняшнем занятие? От 1 до 5 оцените, как вы усвоили этот урок?

8 . Сообщение домашнего задания (1 мин)

Придумать страну и составить план успешного экономического развития используя пройденный материал.

    Название страны, символика страны (герб, флаг)

    Кто будет состоять в правительстве

    Тип экономической системы в стране

    Участие государства в экономической политике

    Что будет производиться? В каком количестве? Что нужно учитывать, чтобы не допустить переизбытка товаров?

    Индивидуальное задание написать мини-сообщения «Экономист Джон Кейнс».

Учебники Боголюбов 11 класс 2009 г §3 стр.30

Цели:

  • показать, что разделение труда способствует повышению его производительности;
  • сформировать умение рациональной организации труда в целях повышения его продуктивности.

Оборудование: карточки; шаблоны; бумага, инструменты и материалы для проведения деловой игры «Разделение труда»; медиапроектор.

ХОД УРОКА

I . Организационный момент:

Проверка наличия учащихся и готовности учащихся к уроку.

II. Повторение пройденного:

1. Работа с тестом:

Слайд 1.

Найти правильный ответ:

Бартер – это:

А) обмен товаров на деньги;
Б) обмен одного товара на другой без денег;
В) обмен товара на ценные бумаги.

2. Вопросы:

– Что значит бартер?
– Какому виду хозяйства присущ бартер?
– Что значит разделение труда (специализация)?
– При каком виде хозяйства или производства существует разделение труда?
– Как вы думаете, в настоящее время в обществе можно говорить о разделениитруда?
– Приведите примеры.

3. Найти в тексте две ошибки:

Учащиеся работают самостоятельно по карточкам.

4. Контрольная проверка:

Слайд 2.

«При натуральном хозяйстве семья производит всё, что ей нужно, своими силами. Все продукты, производимые в натуральном хозяйстве, потребляются только его участниками. Натуральное хозяйство способствует росту производительности труда, процветанию торговли. При товарном хозяйстве люди производят товары и услуги для обмена друг с другом. Разделение труда даёт возможность механизировать производственный процесс».

III. Сообщение темы:

Практикум. Деловая игра «Разделение труда».

IV. Практикум:

1. Задача экономического содержания: Два сапожника делают и продают одинаковые сапоги. Один шьёт 1 пару за 3 дня, другой – за 2. Кто из них получит в конце месяца (года) большую прибыль? У кого из них выше производительность труда?

2. Объяснить пословицу: «Каков работник, такова ему и плата».

3. Преимущества разделения труда.

Распределить:

1. Производственный процесс разбивается на множество простых операций; при необходимости для каждой из них конструируется специальный станок. Таким образом, разделение труда даёт возможность механизировать, автоматизировать производственный процесс.
2. Это, в свою очередь, приводит к высокому росту производительности труда.
3. Разделение труда позволяет намного сократить рабочую неделю и использование изнурительного ручного труда.
4. Позволяет повысить прибыль предприятий и доходы работников.
5. Постоянное повторение нескольких простых движений может приводить к ощущению скуки, монотонности, непривлекательности выполняемой работы.

4. Выпуск конвертов

Работа по изготовлению конвертов:

1) вычерчивание заготовки на листе бумаги по шаблону;
2) вырезание (выкраивание) заготовки из листа бумаги;
3) сгибание деталей конверта;
4) склеивание деталей конверта;
5) оформление адреса конверта по образцу (индекс, куда, кому, адрес отправителя).

(описание на стр. 19 пособие и стр. 149)

V. Закрепление:

1. Подведение итогов игры:

Определяется производительность труда каждой группы. Составляются ведомости.

Ведомость результатов работы участников индивидуального производства

Ведомость участников деятельности фирмы в условиях разделения труда

Новое на сайте

>

Самое популярное