Домой Хоум Кредит Банк Состав участников консолидированной группы налогоплательщиков. Консолидированный налогоплательщик

Состав участников консолидированной группы налогоплательщиков. Консолидированный налогоплательщик

Консолидированная группа налогоплательщиков (далее - КГН) - это добровольное объединение плательщиков налога на прибыль на основе договора в целях исчисления и уплаты данного налога с учетом совокупного финансового результата их хозяйственной деятельности (п. 1 ст. 25.1 НК РФ). Исчисление и уплату налога (авансовых платежей) производит ответственный участник КГН (п. 3 ст. 25.1 , подп. 2 п. 3 ст. 25.5 , п. 5 ст. 52 НК РФ).

КГН может быть создана российскими организациями при условии, что одна организация непосредственно или косвенно участвует в уставном капитале других организаций и доля участия в каждой такой организации составляет не менее 90 процентов (п. 1 , 2 ст. 25.2 НК РФ). Согласно разъяснениям финансового и налогового ведомств данное условие может подтверждаться выписками из ЕГРЮЛ, копиями учредительных документов, выписками из реестров акционеров АО, списками участников ООО, содержащими необходимые сведения об учредителях (участниках) юридического лица, а также расчетами доли непосредственного или косвенного участия (Письма Минфина России от 02.03.2012 N 03-03-10/19 , от 21.12.2011 N 03-03-10/120 N АС-4-3/22569@). В Письме от 02.08.2012 N 03-03-10/87 (п. 1) Минфин России разъяснил, что Налоговый кодекс РФ допускает возможность создания КГН организациями, в уставном капитале которых участвует компания, не являющаяся в свою очередь участником КГН. КГН создается не менее чем на два налоговых периода по налогу на прибыль (п. 7 ст. 25.2 НК РФ).

Каждый участник КГН должен соответствовать следующим требованиям:

Он не должен находиться в процессе реорганизации или ликвидации (подп. 1 п. 3 ст. 25.2 НК РФ). Как пояснили финансовое и налоговое ведомства, данное условие подтверждается выписками из ЕГРЮЛ (Письма Минфина России от 21.12.2011 N 03-03-10/120 , от 16.12.2011 N 03-03-06/1/831 , ФНС России от 29.12.2011 N АС-4-3/22569@);

В его отношении не должно быть возбуждено производство по делу о банкротстве (подп. 2 п. 3 ст. 25.2 НК РФ). Финансовое и налоговое ведомства разъяснили, что это условие подтверждается справкой, составленной организацией - участником КГН (Письма Минфина России от 21.12.2011 N 03-03-10/120 , от 16.12.2011 N 03-03-06/1/831 , ФНС России от 29.12.2011 N АС-4-3/22569@);

Размер чистых активов, рассчитанный на основании бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления в налоговую инспекцию документов для регистрации договора о создании (изменении) КГН, должен превышать размер уставного капитала (подп. 3 п. 3 ст. 25.2 НК РФ). Данное условие, согласно разъяснениям финансового и налогового ведомств, подтверждается расчетом, составленным участником КГН на основании бухгалтерской отчетности в соответствии с положениями и другими нормативными правовыми актами по бухучету (Письма Минфина России от 21.12.2011 N 03-03-10/120 , от 16.12.2011 N 03-03-06/1/831 , ФНС России от 29.12.2011 N АС-4-3/22569@). Также Минфин России в Письме от 03.08.2012 N 03-03-06/1/385 разъяснил, что невыполнение данного условия о размере чистых активов на иные отчетные даты не влечет прекращения действия КГН.

Следует отметить, что все документы, подтверждающие выполнение организацией условий создания КГН, за исключением прямо установленных законодательством случаев, должны быть составлены на актуальную дату, не позднее месяца, предшествующего дате их представления в налоговый орган (Письма от 21.12.2011 N 03-03-10/120 , от 16.12.2011 N 03-03-06/1/831).

КГН может быть создана, если все ее участники в совокупности соответствуют следующим требованиям:

Совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, уплаченная в течение календарного года, предшествующего году, в котором в инспекцию представляются документы для регистрации договора о создании КГН, составляет не менее 10 млрд руб. Налоги, уплаченные в связи с перемещением товаров через таможенную границу ТС, не учитываются (подп. 1 п. 5 ст. 25.2 НК РФ). ФНС России в Письме от 29.12.2011 N АС-4-3/22569@ отметила, что для проверки выполнения этих требований налоговый орган может направить письменные запросы в инспекции по месту нахождения участников;

Суммарный объем выручки от продажи товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором в инспекцию представляются документы для регистрации договора о создании КГН, составляет не менее 100 млрд руб. (подп. 2 п. 5 ст. 25.2 НК РФ);

Совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской отчетности на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляются в инспекцию документы для регистрации договора о создании КГН, составляет не менее 300 млрд руб. (подп. 3 п. 5 ст. 25.2 НК РФ).

Перечисленные условия подтверждаются документами, заверенными ответственным участником КГН, в том числе копиями платежных поручений на уплату НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ (копиями решений налогового органа о проведении зачета по данным налогам), бухгалтерскими балансами, отчетами о прибылях и убытках за предшествующий календарный год для каждого из участников группы (подп. 3 п. 6 ст. 25.3 НК РФ).

Некоторые организации не могут быть участниками КГН. Соответствующий перечень установлен п. 6 ст. 25.2 НК РФ. В частности, в него включены:

Резиденты ОЭЗ;

Организации, применяющие специальные налоговые режимы;

Участники другой КГН.

На момент создания группы ни одна из организаций - участников КГН не может находиться в процессе реорганизации (Письмо ФНС России от 20.03.2012 N ЕД-4-3/4638@).

Для создания КГН участники должны заключить договор. Требования к такому соглашению содержатся в п. 2 ст. 25.3 НК РФ. В нем должны быть указаны следующие сведения:

Предмет договора;

Перечень и реквизиты организаций - участников КГН;

Наименование организации - ответственного участника;

Перечень полномочий, которые участники КГН передают ответственному участнику;

Порядок и сроки исполнения обязанностей и осуществления прав ответственным участником и другими участниками группы, не предусмотренных Налоговым кодексом РФ, ответственность за невыполнение установленных обязанностей;

Исчисляемый в календарных годах срок, на который создается КГН, если она создается на определенный срок, или указание на отсутствие определенного срока;

Показатели, необходимые для определения налоговой базы и уплаты налога на прибыль по каждому участнику КГН с учетом особенностей, предусмотренных ст. 288 НК РФ.

ФНС России в Письме от 29.12.2011 N ЕД-4-3/22492@ отмечает, что договором о создании КГН также должно быть предусмотрено следующее:

Порядок и сроки представления ответственным участником другим участникам группы сведений, необходимых для исчисления и уплаты налога на прибыль, составления налоговых деклараций при прекращении действия КГН или выходе организации из состава группы (подп. 4 п. 3 ст. 25.5 НК РФ);

Размер регрессного требования участников КГН, уплативших налог на прибыль за ответственного участника, и порядок приобретения такого права в случае неисполнения ответственным участником обязанностей по уплате налога на прибыль в рамках КГН (п. 6 ст. 25.5 НК РФ);

Сроки представления участниками КГН ответственному участнику данных налогового учета, необходимых для исчисления консолидированной налоговой базы (п. 4 ст. 321.2 НК РФ);

Критерии распределения прибыли между обособленными подразделениями: численность работников (расходы на оплату труда), остаточная стоимость амортизируемого имущества (п. 6 ст. 288 НК РФ).

Налоговое ведомство предупреждает, что несоответствие договора этим требованиям влечет отказ в его регистрации. Также ФНС России рекомендует указать в соглашении выбранный участниками способ исчисления и уплаты авансовых платежей.

Налог на прибыль – неотъемлемая часть бремени каждой организации. Постоянный контроль со стороны налоговых органов, сложная система учета прибылей и убытков – всего этого никак не избежать. Но можно несколько облегчить эту обязательную ношу, разделив ее со своими «коллегами по цеху», то есть с другими организациями, создав консолидированную группу налогоплательщиков (КГН).

КГН — Консолидированная группа налогоплательщиков

Рассмотрим, что говорит о таких объединениях закон, для каких юридических лиц они подходят, в чем особенности и подводные камни такого союза, а также специфику его заключения.

Законодательные моменты КГН

Возможность создания консолидированной группы налогоплательщиков предусмотрена статьями 3.1, 8, 25 Налогового Кодекса РФ.

По определению, данному в НК, КГН представляет собой союз на добровольной основе, заключенный между организациями без образования нового юрлица, создаваемый с целью упорядочивания налоговой базы налога на прибыль.

16.11.2011 г. был принят Федеральный закон № 321-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков», который и ввел это понятие и процедуру в Налоговый Кодекс Российской Федерации.

Основные признаки КГН

Специфика объединения в консолидирующую группу предусматривает ряд особенностей, которым должна соответствовать такая процедура и все ее участники.

  1. Организации имеют достаточно высокую степень участия одна в другой, например:
    • являются членами холдинга;
    • главное сообщество контролирует дочерние;
    • организации участвуют в уставных капиталах друг друга.
  2. Срок создания такой группы не может быть меньше 2 налоговых периодов.
  3. Объединение всех входящих в КГН участников можно рассматривать как единую хозяйствующую единицу.
  4. Участие в КГН закрепляется заключением специального договора.
  5. Налог на прибыль считается на основании совокупной прибыли (или убытка) всех входящих в КГН организаций.

НАПРИМЕР: в КГН входит три ООО: «Прима», «Секунда» и «Терция». В конце года прибыль «Примы» составила 70 млн. руб., «Секунда» отразила в отчете нулевую прибыль, а «Терция» оказалась в убытке на 50 млн.руб. Если бы они не входили в КГН, «Прима» бы платила налог на прибыль с 70 млн., а «Секунда и «Терция» не заплатили бы ничего. При условии действия договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков совокупный доход трех участников составит 70 + 0 – 50 = 20 млн.руб. Каждая из участниц заплатит налог именно с этой суммы, что представляет собой прямую выгоду для «Примы», которая является ответственным участником и контролирует значительную часть уставного капитала своих «сестер» по налоговой базе.

ВАЖНО! Если суммарный показатель налоговой базы получился отрицательным, то налицо убыток всей консолидирующей группы, и налог на прибыль в таком случае не платится.

Цели объединения в КГН

Для чего участникам заключать договор о таком сотрудничестве? Участие в консолидации позволяет получить такие выгоды:

  • объединить налоговые базы нескольких организаций;
  • централизованно исчислять и уплачивать налог на прибыль;
  • уменьшить уплачиваемую сумму налога;
  • снизить налоговый контроль;
  • «усреднить» показатели прибылей и убытков, тем самым консолидируя базу.

К СВЕДЕНИЮ! Если участники КГН заключают сделки между собой, над ними не будет контроля, как над трансфертными образованиями (кроме сделок по полезным ископаемым). Задолженности между участниками также не учитываются.

Участники КГН

Заключить договор об объединении в КГН могут любые организации, соответствующие установленным Налоговым Кодексом критериям и не подпадающие под действующие ограничения, причем эти требования должны быть актуальными в течение всего срока действия заключаемого договора. Эти условия заключаются в следующем:

  • один из участников имеет не менее 90% доли участия в уставном капитале остальных юридических лиц-членов КГН (прямо или косвенно);
  • юридическое лицо в течение срока договора не находится в процессе признания банкротства, реорганизации или ликвидации;
  • чистые активы юрлица на момент заключения договора больше, нежели его уставной капитал.

Ответственный участник

Один из участников КГН является ответственным, остальные признаются равноправными. «Главное» лицо КГН обрабатывает годовые итоги, полученные от всех остальных участников, вычисляет и уплачивает совокупный налог на прибыль от лица всей КГН. Именно с него налоговый контролирующие орган спросит декларацию и документы в ходе контрольных мероприятий.

В свою очередь, ответственный участник отчитывается перед остальными членами сообщества, предоставляя им информацию о налоговой разнице по итогам отчетного периода.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Создание КГН не избавляет каждого участника от обязанности исчислять собственную налоговую базу и предоставлять все отчетные документы. В случае, если ответственный участник не исполнил своей договорной обязанности, налог на прибыль должен быть уплачен каждой организацией самостоятельно.

Какие организации не вправе войти в КГН

Существует ряд лимитов, ограничивающих возможность создания КГН для различных типов организаций. Кроме не соответствующих условиям, перечисленным выше, не смогут войти в КГН юрлица, осуществляющие определенные типы деятельности:

  • являющиеся налогоплательщиками по спецрежимам;
  • юрлица-резиденты особых экономических зон;
  • освобожденные от уплаты налога на прибыль;
  • организации образовательной и медицинской сфер с нулевой ставкой по данному налогу;
  • бизнесмены игорной сферы;
  • клиринговые компании;
  • организации, уже входящие в другую КГН;
  • банковские организации, если банками не являются все члены КГН.

Как организовывается КГН

Все участники такой группы должны быть активными сторонами специально заключенного договора. Таким образом, чтобы запустить действие КГН, нужно заключить письменный договор сроком действия не менее 2 отчетных периодов и зарегистрировать его в налоговом органе. Данный договор и сопроводительные документы нужно предоставить в ФНС не позже 30 октября того года, который идет до первого консолидированного налогового периода.

В договоре должны содержаться все предусмотренные законом значимые условия:

  • предмет;
  • наименования и реквизиты участников;
  • выделение ответственного участника;
  • его полномочия;
  • сроки выполнения обязанностей и прав всех сторон;
  • ответственность за уклонение от обязательств;
  • условия исчисления совокупной налоговой базы;
  • порядок налоговых платежей, в том числе и авансовых;
  • срок действия договора - количество целых лет, большее двух (можно указать бессрочность договора).

При необходимости в договор можно внести изменения, если:

  • один из участников КГН в период действия договора оказался банкротом, реорганизовывается или ликвидируется (сроки подачи - за месяц до наступления события);
  • в группу вступает новый участник (подать в ФНС новый документ нужно не позже, чем за месяц до начала нового налогового периода);
  • один из членов выбывает из КГН (такие же временные рамки);
  • есть желание продлить срок действия договора (зарегистрировать не позже, чем за месяц до истечения старого договора).

Документы для регистрации изменений в договоре КГН

Ответственный участник предоставляет изменения в договоре для регистрации в ФНС в виде документа – подписанного всеми участниками соглашения вкупе с сопутствующим пакетом документов. Налоговый орган должен вернуть этот документ с отметкой о регистрации в десятидневный срок.

Для налоговой нужно подготовить следующие бумаги:

  • уведомление о том, что в договор создания КГН вносятся изменения;
  • соглашение об изменении договора с подписями всех организаций-участников (в 2 экземплярах);
  • подтверждение полномочий подписавших лиц;
  • подтверждение условий соответствия требованиям участия в КГН;
  • при продлении срока - соответствующее решение (2 экземпляра).

В статье ниже мы ознакомимся с таким явлением, как консолидированная группа налогоплательщиков. Понятие и цели создания такого объединения опишем, а также узнаем, насколько это выгодно для предпринимателей.

Понятие консолидированной группы

Наверное, только глупый бизнесмен не стремится минимизировать свои обязательства перед государством легальным путем, находя различные лазейки в действующем законодательстве.

Несколько лет назад был введен такой термин, как консолидированная группа налогоплательщиков. Пример подобного объединения можно наблюдать на таких крупнейших холдингах, как "Роснефть" и "Газпром". Почему они? Потому что это удобно, выгодно и вполне законно.

Итак, консолидированная группа налогоплательщиков - это весьма специфическое объединение, которое характерно добровольными договоренностями плательщиков налога на прибыль. Весьма интересным такой синдикат является потому, что деятельности могут распределять обязательства как по предметной направленности, так и скооперировать их в единое целое, тем самым воссоздав единый филиал. Ярким примером последнего является консолидированная группа налогоплательщиков "Роснефть".

Также не стоит забывать о том, что при подобных объединениях немалую роль играет императивная форма управления и ее реализация в целом. А это также влечет за собой юридическую субъективность правовых процессов в виде зоны ответственности того или иного участника такой организации, как консолидированная группа налогоплательщиков. Плюсы и минусы всегда присутствуют, поэтому нельзя однозначно сказать, что подобные объединения - это всегда хорошо, поскольку имеется масса подводных камней, которые мы и постараемся вывести наружу.

Классификация консолидированных групп

За несколько лет реализации данного проекта самое время более предметно подходить к рассмотрению его как такового. Поэтому можем смело заявлять, что консолидируемая группа налогоплательщиков в качестве финансового института имеет некие разновидности, которым присущи те или иные особенности.

Различать их между собой можно как по классификации налоговых обязательств, так и по отраслям деятельности, и даже типологии скооперированных плательщиков. Однако, как показывает практика, наиболее приближенной к нашей реальности будет распределение групп согласно разновидностям обязательств перед бюджетом. Несомненно, наиболее значимыми и популярными среди консолидированных объединений являются и прибыль.

На втором месте среди сгруппированных плательщиков государственных обязательств можно выделить организации с комплексной структурой управления (консолидированная группа налогоплательщиков "Газпром"), в которых головной офис принимает на себя ответственность за выплату обязательств подчиненных филиалов в частичной или полной мере. Чаще всего в данном случае под группировку попадает именно налог на прибыль, поскольку он является наиболее весомым среди прочих выплат.

Консолидированная группа налогоплательщиков - что это такое в целевом сегменте?

Если уж учредители предприятий и приняли решение объединиться, то в таком случае, как говорится, все радости и горести они обязаны делить поровну. Так, например, базой для уплаты налога на прибыль будет выступать обычная арифметическая сумма всех доходов участников группы за вычетом скооперированных их расходов. При этом если в итоговом счете база окажется суммой отрицательной, то принято считать, что объединение в этом отчетном периоде сработало с убытком. Иными словами, если какое-то из группы предприятий будет занимать значительную долю своими оборотными фондами, и при этом не иметь прибыли, то сей факт может сыграть решающую роль при вычислении базы налогообложения.

Поэтому следует уяснить, что консолидированная группа налогоплательщиков - это прямая дорога к оптимизации путей начисления и выплаты собственных обязательств перед государственной казной.

Еще одним дополнительным и весьма приятным бонусом в перечне целей для объединения является тот факт, что любой из участников скооперированной организации не подает обособленных декларативных данных в фискальные органы, если не имеет прочих доходов, не включенных в консолидацию. К данной категории можно причислить прибыль по прочим ставкам, а также иную выручку, возникающую в результате удержания или перечисления непосредственного налога на прибыль.

Поэтому упрощенная система подачи налоговой отчетности - довольно весомая причина для того, чтобы объединиться в консолидированную группу. Уровень допущения ошибок при составлении деклараций в таком случае снизится во столько раз, сколько субъектов хозяйствования скооперированы в определенной организации. Согласитесь, куда проще показать в отчетности результаты деятельности филиалов, нежели обособленных структур с полноценной административной ответственностью.

Условия для создания

Дело в том, что консолидируемая группа налогоплательщиков может быть создана на довольно обособленных условиях, заключающихся в повышенных требованиях к субъектам хозяйственной деятельности. Поэтому сейчас можно отметить тот факт, что как таковых скооперированных организаций не так уж и много, несмотря на различные пожелания предпринимателей. Согласно действующему законодательству, а именно ст. 25 Налогового кодекса Российской Федерации, основные ограничения по созданию консолидированных групп заключаются в следующем:

  • Если в составе скооперированной группировки присутствует такая головная фирма - ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков, которая владеет внушительной долей уставного капитала прочих участников (на данный момент минимальный порог доли составляет 90% от общей массы фонда).
  • Общая сумма уплаченных в государственную казну различных акцизов и сборов, а также налога на добавленную стоимость должна составлять не менее 10 млрд. российских рублей, при этом в данную совокупность не включаются различные обязательства, перечисленные в фонд фискальных органов за различные сделки экспортно-импортного характера.
  • Общая сумма полученной совокупной организацией выручки не должна быть меньше, чем 100 млрд. российских рублей.
  • Как оборотные, так и необоротные активы должны быть в общей сумме оценены более чем на 300 млрд. российских рублей.

Вдобавок ко всему прочему, объединиться в консолидированную группу могут только лишь те налогоплательщики, которые не освобождены от уплаты налога на прибыль, не осуществляют свою деятельность в особых экономических зонах, а также выплачивают свои обязательства перед государством на общепринятых основаниях, безо всяких особых режимов и упрощений.

Процедура создания

Поскольку консолидированная группа налогоплательщиков - это полностью контролируемое государством объединение, то и порядок ее создания регулируется действующим законодательством, а именно - ст. 25 НК РФ. Как правило, при утвержденном перечне участников организации заключается договор о ее создании, при этом срок действия он должен иметь не менее чем два календарных года.

Из членов группы выбирается ответственный субъект предпринимательской деятельности, за которым закрепляются все действующие права и обязанности по выплате начисленной общей суммой налогов и сборов, при этом данное лицо обладает теми же полномочиями, какими и принято наделять самого стандартного плательщика налога на прибыль. Составленный документ регистрируется в том фискальном органе, который находится по месту регистрации выделенного предприятия.

Поскольку создавать консолидированную группу налогоплательщиков принято с начала нового отчетного года, то об ознакомлении с документами следует позаботиться заранее: согласно действующему законодательству подать их в соответствующие налоговые организации необходимо до 30 октября предшествующего периода. Сам же правильно оформленный договор допускается предоставлять до 1 января, то есть до даты, с которой объединение планирует начать свою совместную деятельность.

Обязательства участников перед государством

Как было отмечено ранее, налогообложение консолидированной группы налогоплательщиков осуществляется посредством взаимодействия ответственного участника с фискальными органами по месту юридической регистрации. При этом должный резерв, предназначенный для перечисления средств в государственный бюджет, выплачивается членами объединения выбранному субъекту хозяйствования в соответствии с установленной заранее периодичностью. При этом, согласно действующему законодательству, а именно - ст.251 и ст.270 Налогового кодекса Российской Федерации, полученные ответственным участником финансовые поступления не считаются доходом от предусмотренной уставом деятельности.

Саму же базу прибыли для исчисления налогообложения вправе определять выделенный субъект хозяйствования для прочих участников группы. Расчет этот делается исходя из среднесписочных данных количества работников и суммарной стоимости основных фондов при учете амортизационных начислений.

Когда дело доходит до непосредственной выплаты налогов и пошлин, то избранный субъект предпринимательской деятельности должен соблюдать следующие принципы:

  • перечисление денежных средств на стадии аванса осуществляется исходя из местонахождения ответственного участника, а это значит, что они никак не распределяются между членами группы;
  • при наличии фактической базы для налогообложения прибыли средства перечисляются в казну фискальных органов по местонахождению каждого из членов кооперации с расчетом доли всех участников в фонде кооперации, о чем и говорит понятие консолидированной группы налогоплательщиков как таковое.

Если же обязательства были выплачены не в полной мере, то взыскание недостающих средств осуществляется, в первую очередь, из свободных средств с избранного члена объединения, после - с прочих участников, ну и, в последнюю очередь, в соответствующем порядке за счет имеющегося имущества.

в консолидированных группах

Когда речь идет об обычной камеральной проверке, то она ничем не отличается от проводимых на прочих предприятиях. За основу берутся поданные отчетные декларации и прочие уточняющие документы. Однако в том случае, если для полноты исследуемой информации не хватает каких-либо актов о подтверждении тех или иных хозяйственных операций, то предоставляет их ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков в ответ на запрос фискальных органов. Отвечает на любые вопросы и оказывает различного рода уточнения только лишь избранный член объединения.

Что касается выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, то она регулируется действующим законодательством - ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации. В данном нормативно-правовом акте можно выделить следующие ключевые аспекты:

  • процедура проводится на абсолютно любой территории, принадлежащей одному из членов объединения;
  • инициировать выездную налоговую проверку может лишь тот фискальный орган, который расположен по местонахождению ответственного участника организации, при этом проверяться могут все без исключения входящие в группу субъекты хозяйствования;
  • не запрещается проводить параллельные идентичные процедуры относительно прочих участников, направленные на те налоги, которые не входят в состав объединения;
  • результаты проверки предоставляются избранному члену организации, при этом он же имеет полное право в установленный законодательно срок выдвинуть различного рода возражения.

Консолидированная группа налогоплательщиков: плюсы и минусы

Как мы уже обсуждали выше, консолидация налогоплательщиков - это не всегда хорошо, но, тем не менее, давайте выделим положительные стороны данного явления:

  1. Предпринимателю выгоден тот факт, что при объединении в группы исключается любой контроль со стороны государства относительно как такового.
  2. Да и в общем желание применить его на практике у субъектов хозяйствования пропадает потому, что в фискальные органы подается скооперированная налоговая отчетность нескольких предприятий.
  3. Отсюда вытекает еще одна положительная особенность - сокращается время на проведения различного рода процедур административного характера.
  4. Государству тоже хорошо - таким образом можно сократить затраты, направленные на контроль установления рыночных цен на продукцию.

Но мы должны понимать, что одни преимущества - это утопия, поэтому имеется также ряд негативных сторон:

  1. Если у предприятия нет практики по созданию консолидированной группы, то это довольно сложная комплексная процедура, и существует достаточно высокий риск сделать что-либо неправильно.
  2. Подобные организации могут функционировать гораздо дольше, чем этого хотелось. И если что-то пойдет не так, то не стоит забывать: согласно действующему законодательству, консолидированные группы налогоплательщиков в России могут действовать не менее двух лет.
  3. Расторгнуть договор об объединении (если не истек срок действия) можно лишь по решению суда, при этом должны иметься существенные причины.

Кому можно осуществить консолидацию

Итак, как уже было выше сказано, консолидированная группа налогоплательщиков - это довольно сложная структура, которую не так-то просто создать, и сделать это может далеко не каждый субъект хозяйственной деятельности. Ранее мы также перечислили ряд финансовых условий, которым должны соответствовать предприятия для того, чтобы объединиться в организацию для упрощения собственной деятельности в отношении налогообложения.

Помимо всего прочего, стоит также отметить, что создавать консолидированные группы и участвовать в них могут лишь те предприятия, которые на данный момент не претерпевают реорганизационных существенных изменений, и не находятся в стадии полной или частичной ликвидации. Также на субъекты хозяйствования не должны быть возбуждены уголовные дела любого характера, а уровень их чистого дохода по отдельности не должен быть меньше заявленного в отчетности размера уставного капитала.

При этом необходимо также акцентировать внимание на том, что все вышеперечисленные условия обязаны соблюдаться на протяжении всего периода существования консолидированной группы налогоплательщиков. В противном случае договор будет расторгнут по инициативе фискальных органов согласно решению суда.

Кто не сможет осуществить консолидацию

Итак, мы выяснили, что консолидированной группой налогоплательщиков признается то объединение субъектов хозяйствования, каждый член которого соответствует заявленным требованиям.

Помимо всего прочего, действующее законодательство Российской Федерации выделяет и ряд представителей предпринимательства, которым никогда не стать подобной организацией. Таковыми являются:

  • субъекты хозяйствования, которые зарегистрированы и осуществляют свою основную деятельность на территории особых экономических зон;
  • предприятия, к деятельности которых применены обособленные налоговые режимы;
  • те представители бизнеса, которые уже входят в иную консолидированную группу налогоплательщиков;
  • организации, которые не имеют перед государством обязательств по уплате налога на прибыль;
  • те юридические лица, прибыль которых облагается нулевой ставкой, иными словами - медицинские и образовательные учреждения;
  • субъекты хозяйствования, занимающиеся игорным бизнесом;
  • предприятия, занимающиеся клиринговой деятельностью.

Помимо этого, действующее законодательство предусматривает особые условия для объединения в консолидированные группы налогоплательщиков субъекты хозяйствования, которые можно отнести к финансовым учреждениям, страховым компаниям, участникам рынка ценных бумаг, а также пенсионным фондам негосударственного характера. Такие предприниматели могут создавать собственные организации, но при этом участники должны быть задействованы в одной отрасли.

Консолидированная группа налогоплательщиков - добровольное объединение плательщиков налога на прибыль организаций на основе договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков в порядке и на условиях, которые предусмотрены НК РФ, в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности данных налогоплательщиков (п. 1 ст. 25.1 НК)

Ведение института консолидированной группы налогоплательщиков.

Концепция консолидации налогообложения в группе компаний уже давно обсуждалась специалистами и представителями власти, поэтому новеллы были ожидаемыми для предпринимательского сообщества. Консолидация налогообложения участников холдинговпри уплате налога на прибыль соответствует практике большинства зарубежных стран и праву Европейского союза. Могут отличаться консолидируемые налоги, основания консолидации, включая периметр консолидации, механизм консолидации и уплаты налога, но сам принцип, состоящий в том, что участники группы рассматриваются как одна экономическая единица, является базовым для законодательства большинства стран.

Обобщая зарубежную практику, Д. Винницкий выделяет две существенно различающиеся модели консолидированного налогообложения холдингов. "Согласно первой консолидация осуществляется путем "приращения" налоговой правосубъектности материнской (управляющей) компании, т.е. головная организация получает возможность учитывать при исчислении и уплате ряда налогов финансовый результат деятельности дочерних компаний. Упрощенно говоря, в этом случае в целях исчисления отдельных налогов дочерние компании приравниваются по своему правовому положению кфилиалам юридического лица- головной компании. В соответствии со второй моделью в целях налогообложения признается правосубъектным с точки зрения налогового права все корпоративное объединение (холдинг), которое в отношении ряда налогов выступает как единый налогоплательщик, обеспечивающий централизованный налоговый учет по соответствующим налоговым платежам. Теоретически бремя исполнения обязанностей консолидированного налогоплательщика может быть возложено на любую компанию, входящую в данное корпоративное объединение (холдинг)".

Исходя из анализа Закона "О консолидированной группе налогоплательщиков" консолидация налогообложения прибыли участников группы, предложенная в нем, не меняет основные принципы налогообложения, установленные российским законодательством, не предусматривает создания нового субъекта налогообложения в виде консолидированной группы. При этом участники холдингов рассматриваются как консолидированная группа налогоплательщиков (далее - КГН), представляющих собой не просто совокупность самостоятельных организаций, а некое экономическое единство, в рамках которого ведется консолидированный налоговый учет (объектов, вычетов, доходов, расходов) и формируется сводная консолидированная налоговая база с возложением обязанности уплаты налога на одного из членов группы и солидарной ответственностью (по уплате налога, пеней, штрафа) всех членов группы.

Установленное Законом право на консолидированное налогообложение - сложение доходов и убытков, зачет внутрифирменного оборота передачи доходов и продукции между материнским и дочерними хозяйственными обществами - следует рассматривать в качестве преференции для групп компаний. Применение режима консолидированного исчисления налога на прибыль также избавит налогоплательщиков от контроля налоговых органов за трансфертным ценообразованием между взаимозависимыми лицами, совершающими контролируемые сделки. Видимым для предпринимателей недостатком консолидации налогообложения прибыли является возможность привлечения участников консолидированной группы налогоплательщиков к солидарной ответственности по уплате налога на прибыль за других участников. Согласно п. 7 ст. 46 НК РФ в новой редакции в отношении налога на прибыль организаций по КГН налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества одного или нескольких участников этой группы при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах в банках всех участников указанной консолидированной группы налогоплательщиков или при отсутствии информации об их счетах. Важно также отметить, что переход на консолидацию налогообложения прибыли носит добровольный характер, поэтому каждая группа компаний вправе самостоятельно взвесить плюсы и минусы нового налогового режима и принять наиболее адекватное для себя решение.

Федеральный закон от 16.11.2011 № 321-ФЗ, внес изменения в НК РФ путем добавлением новой главы 3.1 «Консолидированная группа налогоплательщиков» .

Цели создания консолидированной группы

1)В случае создания консолидированной группы налогоплательщиков подлежит определению консолидированная налоговая база по налогу на прибыль, которая определяется как арифметическая сумма доходов всех участников этой группы, уменьшенная на арифметическую сумму расходов всех ее участников.

При этом отрицательная разница в соответствии с главой 3.1 НК РФ признается убытком консолидированной группы налогоплательщиков.

2)Учитывая, что в результате суммирования полученных доходов и расходов всех участников группы в полученном результате уже будут учтены полученные убытки в отношении одной или нескольких организаций, входящих в состав группы, то при создании консолидированной группы налогоплательщиков могут быть оптимизированы суммы налога на прибыль, подлежащие уплате в бюджет.

3)В качестве дополнительного преимущества стоит отметить, что участники консолидированной группы налогоплательщиков не представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего учета, если не получают доходов, не включаемых в консолидированную налоговую базу этой группы. К таким доходам, относятся доходы, облагаемые по иным ставкам, либо доходы в случае удержания и уплаты налога на прибыль у источника выплаты.

4)Налоговая отчетность, а также уплата налога производится по всей группе ответственным участником группы, на основании данных налогового учета, полученных от остальных участников консолидированной группы налогоплательщиков.

Условия создания консолидированной группы и участия в ней

Условия, предъявляемые для создания группы и участия в ней в настоящее время довольно жесткие. В связи с этим, можно предположить, что создание консолидированных групп налогоплательщиков будет единичным явлением.

Организации, участвующие в КГН, должны соответствовать "имущественным" критериям - их совокупные показатели за предшествующий год должны составлять: - 10 млрд. руб. - в отношении налога на прибыль, НДС, акцизов, налога на добычу полезных ископаемых (без учета таможенных платежей); - 100 млрд. руб. - в отношении выручки от продаж и прочих доходов; - 300 млрд. руб. - в отношении активов согласно бухгалтерской отчетности (п. 5 ст. 25.2 НК РФ). Не могут быть участниками КГН отдельные субъекты предпринимательской деятельности, в частности резиденты свободных экономических зон, банки, пенсионные фонды, участники рынка ценных бумаг, организации, применяющие специальные режимы и в особых областях деятельности, например клиринговая, медицинская (см. подробнее в п. 6 ст. 25.2 НК РФ). Организация не может быть одновременно участником нескольких КГН.

К основным ограничениям при создании консолидированной группы следует отнести следующие:

    консолидированная группа может быть создана организациями при условии, что одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в уставном (складочном) капитале других организаций и доля такого участия в каждой такой организации составляет не менее 90 процентов (п. 2 ст. 25.2 НК РФ );

    совокупная сумма НДС, акцизов, налога прибыль организаций и НДПИ за предшествующий период (без учета сумм НДС, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза) должна составлять не менее 10 млрд руб. (подп.1 п. 5 ст.25.2 НК РФ );

    суммарный объем выручки (по всем в совокупности организациям) за предшествующий период должна составлять не менее 100 млрд руб. (подп.2 п.5 ст.25.2 НК РФ );

    совокупная стоимость активов должна составлять не менее 300 млрд руб. (подп.3 п.5 ст. 25.2 НК РФ ).

Участниками консолидированной группы налогоплательщиков могут быть только организации, уплачивающие налог на прибыль в «общем порядке». Т. е. не могут быть участниками консолидированной группы организации:

    применяющие специальные налоговые режимы,

    являющиеся резидентами особых экономических зон,

    имеющие освобождение по уплате налога на прибыль.

Банки, страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, негосударственные пенсионные фонды могут создавать консолидированные группы в рамках своих профессиональных интересов. Например, банк может входить только в ту консолидированную группу налогоплательщиков, в которой все участники группы являются банками.

Представленный объединением юридических лиц. Оплата налога происходит на добровольной основе по причине высокого процента прибыли фирмы. Организации консолидированных групп налогоплательщиков подписывают договор относительно данного налогообложения.

Действующее законодательство дает представление про положение объединенных групп налогоплательщиков. В законодательстве специально составлены условия, которым должно соответствовать лицо, желающее стать участником такой группы. Если лицо соответствует этим требованиям и является одной из сторон договора, то его можно считать участником данной группы плательщиков налогов.

Объединенная группа плательщиков налогов должна иметь ответственного представителя, которым признается лицо, отвечающее за проведение исчислений налоговых выплат. Представитель группы выбирается методом голосования потенциальных участников такой группы.

Условия для регистрации подобной объединенной группы

Объединенные группы плательщиков налогов могут создавать те организации и предприятия, которые относительно налогового Кодекса соответствуют ряду специальных требований:

  • она не может перебывать в стадии реорганизации;
  • не должна являться банкротом или быть несостоятельной;
  • размер капитала данной организации, что был оговорен в её уставе, должен быть выше размера активов в чистом виде, которые были получены за последний отчетный квартал, что предшествовал сроку подачи документов про создание данной группы в местный налоговый орган.

Новая организация может присоединиться к уже созданной группе в том случае, если её физические показатели отвечают ряду требований, которые перечислены выше.

Требования, которым обязаны соответствовать потенциальные представители объединенных групп плательщиков налогов

Консолидированный налогоплательщик должен соответствовать таким требованиям:

1) Суммарные размеры налога, что были уплачены на протяжении последнего года, не должны быть ниже 10 миллиардов рублей, не учитывая тех налогов, которые уплачивали в связи с транспортировкой продукции через границу.

2) Не меньше ста миллиардов рублей может быть суммарное число полученного дохода от реализации всех возможных предоставляемых ими на товаров. Речь идет о том календарном периоде (12 месяцев), который длился до наступления последующего налогового квартала, то есть за текущий год и до того, как была подана документация про регистрацию объединенной группы налогоплательщиков.

3) Общая стоимость активных доходов на последний день года (день, который предшествовал периоду, когда была подана документация про регистрацию консолидации определенной группы юридических лиц) в сумме составлять должна не меньше, чем 300 миллиардов рублей.

Кто не может зарегистрироваться участником объединенной группы юридических лиц - плательщиков налогов на доход?

  • Среди представителей данных групп не может быть лиц, которые зарегистрированы как резиденты специальных экономических зон.
  • Банки (но только за исключением того случая, когда объединенная группа налогоплательщиков полностью состоит из банковских организаций).
  • Организации, оказывающие услуги по страхованию (но только за исключением случаев, в которых объединенная группа плательщиков налогов состоит лишь из подобных страховочных организаций).
  • , что не являются государственными.
  • Представители рынка ценных бумаг, но только в тех случаях, когда остальные участники объединенной группы плательщиков налогов так же не являются представителями такого рынка, и при этом они не числятся как банки.
  • Так же участниками данной группы плательщиков налогов не могут выступать юридические лица, которые уже состоят в составе подобной группы.
  • Организации, оказывающие клиринговые услуги.
  • Кооперативы, оказывающие кредитные услуги.
  • Организации, которые оказывают услуги образования и медицинского обслуживания населения. Такие организации действуют по нулевой ставке налогообложения на прибыль и не могут выступать в качестве представителей объединенной группы плательщиков налогов.
  • Организации, что были зарегистрированы как участники свободной экономической зоны.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Новое на сайте

>

Самое популярное