Домой Хоум Кредит Банк Утилизационный сбор на автомобили в россии. Приходит налог на проданную машину: что делать

Утилизационный сбор на автомобили в россии. Приходит налог на проданную машину: что делать

Все чаще и чаще граждане жалуются: "Машину продал, а налог приходит!" Как поступить в данной ситуации? Насколько подобное явление можно считать законным? На самом деле все проще, чем кажется. Достаточно разобраться в некоторых особенностях транспортного налога, а также российского законодательства. И тогда никаких проблем у граждан не будет. На что обратить внимание? Почему может приходить налог на проданное транспортное средство? Куда и в каком порядке следует обратиться в подобной ситуации?

О транспортном налоге

Первым делом следует понять, о каком платеже идет речь. - это ежегодный налог, который уплачивается всеми собственниками транспортных средств. Рассчитывается он на региональном уровне с учетом многих особенностей.

Соответственно, платить за машину, которая находится в собственности, придется из года в год. Но можно избавиться от данного платежа. Как именно? Сменить владельца автомобиля. Причем не только фактически, но и документально. Лишь так получится не платить деньги за машину на законных основаниях. И никак иначе.

При смене владельца

Если продавцу внезапно пришел налог на проданную машину, паниковать не следует. По установленным в России правилам, смена владельца имуществом снимает с предыдущего хозяина ответственность по налоговым платежам. Данная прерогатива переходит к новому собственнику. Правило актуально для любого имущества.

То есть, как только у машины меняется владелец, предыдущему хозяину не должны приходить налоги за транспортное средство. Но бывают исключения. В любом случае причин для паники нет. Пришел налог за проданную машину? Платить или нет? Ответ зависит от конкретной ситуации. Какие варианты развития событий могут иметь место?

Об особенностях платежей

Чтобы в полной мере понять, насколько законны выставленные налоговыми органами требования, необходимо узнать о некоторых особенностях налоговых платежей. О чем идет речь?

Дело в том, что если гражданин машину продал, а налог приходит, то явление можно считать законным. Особенно в ситуациях, при которых продажа состоялась недавно. Почему?

По установленным правилам, гражданин расплачивается за свою собственность в году, следующем за тем, в котором имущество было приобретено. Иными словами, если машину купили в 1999 году, то налог придет в 2000-м.

Соответственно, эту особенность должен учесть каждый гражданин. Так что, если пришел транспортный налог на недавно проданную машину, удивляться не нужно. Требование законно. Ведь в грядущем году придется расплачиваться за предыдущие 12 (или менее) месяцев владения имуществом. В данной ситуации заплатить придется.

По доверенности

Сейчас в России весьма часто имущество переходит в собственность по доверенности. То есть покупатель и продавец заключают негласную сделку с расчетом, но по документам оформляется именно доверенность. Фактически же происходит купля-продажа транспортного средства.

Если именно так - человек машину продал, а налог приходит, - то подобные действия тоже можно считать законными. Ведь передача имущества в собственность по доверенности - это предоставление временных прав на машину. Реальным владельцем имущества по документам остается прежний собственник.

Соответственно, платить за машину придется в полной мере. Именно поэтому не рекомендуется заключать мнимую куплю-продажу по доверенности. Подобные махинации доставляют немало проблем продавцам.

По договору

А если сделка была заключена по всем установленным правилам? Как быть, если пришел налог на проданную машину по договору купли-продажи? Уже было сказано - все зависит от конкретной ситуации.

В году, который следует за годом заключения сделки, уплатить налог придется в полной мере, но с учетом количества месяцев владения авто. Стоит отметить, что даже если в том или ином месяце в собственности транспорт находился несколько дней, округление произойдет в большую сторону. Иными словами, месяц идет в зачет как полный при расчете налога.

А вот если уже после указанного периода продолжают приходить транспортные налоги, уплачивать их не нужно. Но и оставлять явление без внимания тоже не следует. Именно собственники имущества должны расплачиваться за свое авто!

Без учета

Пришел налог на проданную машину? Это распространенное явление, которое не должно вызывать панику. Если сделка была заключена официально, то причиной подобного явления может стать то, что покупатель не встал на учет в ГАИ в 10-дневный срок. Именно столько времени отводится гражданину на постановку автомобиля в ГИБДД после заключения сделки купли-продажи.

В данной ситуации рекомендуется обратиться в налоговую службу по своему месту жительства, а также в ГАИ. Сотрудникам придется предъявить доказательства передачи авто в собственность другому гражданину. И тогда налоги прекратят приходить на имя продавца.

Причины казусов

А почему вообще может возникать изучаемая ситуация? У всех проблем есть свои причины. В случае с налогами их более чем достаточно. Почему приходит налог на машину, которую продал?

Среди наиболее распространенных причин выделяют следующие:

  1. Сделка была оформлена фиктивно. Например, имущество передано по доверенности в собственность покупателя. Налоги приходят продавцу на законном основании.
  2. Речь идет о налоге за прошлые годы, в которых продавец еще владел авто. Тоже вполне законное требование. Уплачивать подобный налог необходимо в любом случае.
  3. Сбой в налоговой службе. Иногда приходят гражданам по ошибке. Платить в данной ситуации не нужно, но уточнить все нюансы относительно выставленного счета необходимо.
  4. Покупатель не встал на учет вовремя в ГИБДД. Если пришел налог на проданную машину по договору купли-продажи, который был оформлен законно, платить не потребуется. Всю ответственность за имущество будет нести покупатель. Достаточно доказать законность сделки.
  5. Сбои в системе ГАИ. Они равноценны сбоям в налоговых органах. Как правило, встречаются не слишком часто. Платить не потребуется.

Отныне понятно, по каким причинам может приходить уведомление об уплате транспортного налога. Данная ситуация требует огромного внимания как от покупателя, так и от продавца.

Куда обращаться

Машина продана, а приходит? Если сделка была законной, а платежи за все предыдущие месяцы владения транспортом погашены, продавец должен обратиться в определенные органы. Куда именно?

Предлагается несколько вариантов действий.

  1. Обращение с документами, подтверждающими сделку и переход имущества к другому собственнику, в налоговые органы по месту своей прописки. Гражданин в данной ситуации подтверждает факт того, что авто больше ему не принадлежит. И поэтому платить за него он не должен.
  2. Написание заявления установленного образца в ГАИ. Процесс мало чем отличается от обращения в налоговые службы. Пришел налог на проданную машину, договор потерян? Тогда придется либо доказывать иными способами факт заключения сделки, либо платить. Чаще всего удается воплотить в жизнь именно первый вариант.

В суд обращаются крайне редко при изучаемых обстоятельствах. Как правило, судятся в основном с покупателями, которые не выполнили свои обязательства.

Как действовать, если приходят налоги

Итак, гражданину пришел налог на проданную машину. Что делать? Можно воспользоваться несколькими советами, которые помогут избавиться от лишних проблем.

Если точнее, то гражданин может:

  1. Заняться урегулированием вопросов с покупателем лично. Например, позвонить и узнать, в чем дело. Требуется всеми способами попытаться связаться с покупателем. Если номер неизвестен, высылается письмо с уведомлением. В нем подробно описывается ситуация, а также просьба оформить авто по закону. Все документы, которые могут подтвердить попытки связи с покупателем, требуется сохранить.
  2. Обратиться в ГИБДД с документами, подтверждающими сделку, а также оплату налога за период владения тем или иным транспортным средством до продажи. Обычно после данного шага начнется поиск покупателя с целью наложения на него ответственности за незаконное использование авто без постановки оного на учет.
  3. Разорвать ранее заключенный договор. Пришел налог на проданную машину? Что делать? Как вариант - отказаться от заключенной сделки, уплатить налог и дальше либо пользоваться транспортом, либо оформлять аналогичную сделку с ответственным человеком. Деньги за авто придется вернуть покупателю.

Все это наиболее распространенные варианты действий. Оставлять ситуацию без внимания явно не следует. И платить по всем пришедшим налоговым уведомлениям тоже.

Перед решительными действиями

Если гражданину пришел дорожный налог на проданную машину, не нужно торопиться собирать документы-доказательства заключенной сделки купли-продажи авто. Первым и весьма важным моментом будет являться внимательное изучение пришедшей квитанции.

Вполне вероятно, что период, за который начислен налог, - это время, в котором гражданин владел тем или иным имуществом. За него, как уже было неоднократно сказано, платить придется. Неуплата грозит не только штрафом, но и пенями, которые начисляются за просрочку налоговых платежей.

Соответственно, перед тем как отправляться в налоговую или в ГИБДД, требуется убедиться, что выставленный платеж не является законным. Только в данном случае можно приступать к решительным действиям. Иначе все манипуляции только отнимут время гражданина. А в конечном итоге налоги все равно придется уплатить в полном размере.

Каждому продавцу ТС можно дать несколько рекомендаций, которые помогут избежать проблем в будущем при заключении сделок. Гражданин машину продал, а налог приходит? Чтобы подобных ситуаций не было, достаточно:

  1. Проводить сделку только с добросовестными покупателями. Заранее рекомендуется узнать все контакты для связи с гражданином. Это касается и прописки, и телефонов.
  2. Одновременно снимать транспорт с учета и требовать от покупателя оформления имущества в ГАИ в день сделки, например. Чаще всего именно такой вариант развития событий имеет место.
  3. Запомнить, что юридической формулировки "продажа по доверенности" в России нет. При подобных обстоятельствах имущество передается только на время. А платежи (штрафы, налоги и так далее) будут лежать на законных основаниях на потенциальном продавце. Поэтому лучше всего исключить сделки, связанные с доверенностью.
  4. Желательно вести сопровождение купли-продажи юристом. Так обе стороны будут защищены от недобросовестного поведения продавцов или покупателей.
  5. Все документы складывать в одно место, хранить их, делать копии и заверять у нотариуса. Важно не потерять доказательства, указывающие на факт передачи имущества новому собственнику. В противном случае налоги будут приходить на имя продавца. И уклониться от них не получится.

Все это прекрасные способы, которые обезопасят и покупателя, и продавца от лишних проблем. На самом деле все проще, чем кажется. В действительности только правильная подготовка помогает решить проблемы с налогами.

Итоги и выводы

Отныне понятно, что делать, если машина продана, а налог на автомобиль приходит. На самом деле все проще, чем кажется. Проданная по всем правилам машина не доставит неудобств продавцу.

Не нужно бояться заявлять о своих правах и проведенной сделке. Ведь не всегда те или иные органы работают исправно. И об этом должен помнить каждый. Если гражданин точно может сказать, что налог приходит незаконно, платить его не нужно. Придется предпринимать решительные действия, чтобы добиться справедливости.

Каждый год до 1 декабря автовладельцы платят транспортный налог за владение личным автомобилем. Иногда возникают ситуации, когда собственник продал машину, а налог приходит все равно. Объяснений для подобного начисления может быть много, а виновниками могут выступать покупатель, продавец, ГИБДД или ФНС. Что делать при получении ошибочного начисления, зависит от причин произошедшего.

Причины появления ошибочных квитанций

Прежде всего, каждый гражданин РФ обязан своевременно оповещать сотрудников инспекции об изменениях в имущественном положении. После подписания договора купли-продажи и передачи ключей новому владельцу, важно сразу же обратиться в ФНС по месту прописки и предъявить документы, подтверждающие смену собственника.

Помимо самого налогоплательщика, информация в налоговую поступает и из официального источника – из базы ГИБДД. Фискальный орган готовит платежные документы для уплаты налога на основании сведений, переданных из ГИБДД. В силу последний изменений в законодательстве и упразднении обязательного ранее снятия авто с учета перед продажей, участились случаи, когда новый хозяин не спешит оформлять свою покупку. В результате возникает расхождение между сведениями ГИБДД и физического лица, продавшего автомобиль.

Итак, причины получения квитанций из ФНС могут быть связаны с ошибками следующих сторон:

  1. ФНС. Срок давности по выставлению налоговых требований – три года. Если сотрудник фискального органа ранее допустил ошибки в расчетах за прошлые годы, после выявления несоответствия из инспекции приходит квитанция, в которой начислены платежи за прошедший налоговый период (согласно ст. 363 п. 3 НК РФ, не более, чем за три года). Получив подобную квитанцию, необходимо связаться с ФНС, и, если платеж имеет под собой достаточно обоснований, отчисление в региональный бюджет производят в отведенные по закону сроки, т.е. до 1 декабря.
  2. ГИБДД. Несмотря на тщательную проверку документов, все же возникают случаи, когда сотрудники ГИБДД, внося сведения о новом собственнике, по невнимательности допускают ошибки. Иногда причина возникает в момент передачи данных в ФНС устаревших сведений с адресом и именем прежнего владельца.
  3. Продавец. Иногда сам гражданин является источником проблемы. Собственник авто, оформляя передачу машину по доверенности, сам вызывает проблему, так как фактически даже генеральная доверенность не является документом, подтверждающим сделку с отчуждением имущества в пользу другого. В результате, бывший владелец продолжает получать квитанции, так как для официальных органов машина по-прежнему числится за продавцом. Получив квитанцию с начисленным налогом, у продавца нет никаких законных оснований не платить. Каждый год, пока машина будет оставаться зарегистрированной под именем продавца, будет начисляться платеж, который подлежит обязательной уплате.
  4. Покупатель. В 2013 году были утверждены новые правила перерегистрации автомобиля. Согласно новым правилам, при продаже продавец не обязан снимать ТС с учета. На нового хозяина ложится ответственность за переоформление имущества на свое имя. Однако, некоторые недобросовестные водители не спешат регистрировать имущество. В таком случае, и штрафы ГИБДД, и начисления ФНС будут приходить по адресу прописки прежнего владельца. Только перерегистрация позволит избавиться от ошибочных платежей и неприятных разбирательств с налоговиками. Покупателю при подписании договора купли-продажи, стоит напомнить, что автовладелец по закону обязан в 10-дневный срок поставить ТС на учет, переоформив документы на себя.

Говоря обобщенно об источнике проблем с неверным начислением налога из года в год, чаще всего причину следует искать в ненадлежащем оформлении документов при передаче ТС другому лицу.

Законные начисления

При проверке платежей, начисленных ФНС, следует помнить главное правило расчета и уплаты налога – он начисляется за предыдущий налоговый период, т.е. в текущем году будет получено уведомление о необходимости уплаты за владение транспортом в предыдущем году. Даже если автомобиль был продан в январе прошлого года, по закону возникает обязанность отчислений в бюджет на 1 месяц владения движимым имуществом.

По этой причине, сумма в уведомлении за год, в котором ТС было продано, будет меньше обычной, а платеж нужно будет выполнить в любом случае. Через год фискальный орган прекратит начисление на проданное средство, если сделка будет оформлена по всем правилам, и в инспекцию передана корректная информация о перерегистрации средства на другое лицо.

ВАЖНО! Если авто было продано в позапрошлом году, а сумма все же начислена в обычном размере, необходимо незамедлительно связаться с сотрудниками ФНС.

Возможны две причины подобной ситуации:

  1. Платеж начислен в результате выявленного недоначисления за предыдущие налоговые периоды, когда владельцем еще был продавец. Фискальный орган вправе скорректировать начисления, если выявил ошибку за последний трехлетний период.
  2. Платеж начислен, так как официально по документам ТС все еще числится в собственности продавца. В таком случае необходимо предпринять ряд мер, направленных на приведение документов в порядок и пересмотр платежей в пользу бюджета.

При любых сомнениях в правильности платежа, необходимо оперативно связаться с сотрудниками налоговой, ведь ошибка сама по себе вряд ли исправится. Продавцу потребуется запросить выписку из Госавтоинспекции обо всех ТС, которые зарегистрированы на его имя. Если будет обнаружено, что проданная машина по-прежнему в собственности продавца, значит покупатель так и не снял ее с учета. Следует связаться с покупателем и настоять на завершении процедуры отчуждения.

Иногда найти нового хозяина авто довольно сложно – контактная информация либо устарела, либо была утеряна. У продавца остается возможность подать заявление о пропаже автомашины, после чего будет объявлен розыск. Как только ТС обнаружится, его изымут на отдельную стоянку до выяснения обстоятельств. Так как забрать машину может лишь истинный владелец, покупатель в любом случае объявится, после чего необходимо будет согласовать процесс дооформления и регистрации ТС на нового хозяина. Продавец вправе потребовать, чтобы покупатель оплатил начисленный ошибочно налог, так как оплата его прежним хозяином будет неправомерной.

Самый неверный поступок – игнорировать проблему, дожидаясь, пока ФНС потребует с прежнего владельца уплаты накопившихся налоговых задолженностей вместе со штрафами и пенями. Судебные приставы будут настаивать на том, чтобы прежний хозяин уплатил в бюджет полную сумму плюс потратился на оплату работы судебного пристава.

Общий порядок действий при налоге на проданный автомобиль

Каждый случай начисления индивидуален. Тем не менее, существует определенная схема действий, как оспорить платеж при эффективном взаимодействии с налоговиками и инспекторами ГИБДД:

  1. После того, как получено уведомление, в то время, как автомобиль был продан уже давно, необходимо изучить сведения, указанные в документе. Проверяют сумму, год начисления, реквизиты налогоплательщика, данные об автомобиле.
  2. Если сумма начислена за год, когда автомобиля уже не было в собственности, первое, что нужно предпринять, это связаться с лицом, купившим ТС. Существует вероятность, что автомобиль не был оформлен надлежащим образом, и в базе данных ГИБДД в качестве владельца указано лицо, продавшее имущество. Помимо неприятностей с прежним хозяином, покупателя ждет начисление штрафа за несвоевременное оформление ТС и обязанность оплатить налог, который по ошибке пришел за проданную машину прежнему владельцу.
  3. В территориальное отделение ФНС, по месту прописки продавца, необходимо представить документы, подтверждающие отчуждение средства и возмездную передачу его другому налогоплательщику.
  4. В случае, если покупатель уклоняется от исполнения своих обязательств, прежний владелец обращается в суд за признанием договора о продаже машины недействительным. Нужно быть готовым к возврату средств, уплаченных по договору.
  5. После вынесения приговора, продавец может вернуть собственность, а вместе с ней, свои права и налоговые обязательства. Не стоит спешить с оплатой квитанции, возникшей не по вине продавца. Необходимо настаивать, чтобы нерадивый хозяин прошел законную перерегистрацию и оплатил налог самостоятельно, из личных средств.

Взаимодействие с налоговой

Чтобы исключить проблемы с неверными начислениями в будущем, продавцу следует:

  1. В ГИБДД взять документ, подтверждающий факт перерегистрации машины.
  2. Предоставить данную справку в отделение инспекции, выславшей квитанцию.
  3. Налогоплательщик составляет заявление с просьбой учесть новую информацию о принадлежности ТС другому лицу. К заявлению прикладывают купчую.

Рассмотрев обращение налогоплательщика, ФНС должна снять свои финансовые требования с продавца и перенаправить их в адрес нового владельца.

На видео о налоге на автомобиль

Любая квитанция, полученная из налоговой, является руководством к действию, т.е. оплате в пользу бюджета. Однако, иногда допускаются ошибки, как со стороны официальных органов, так и со стороны автовладельцев. Только тщательное разбирательство в ситуации позволит избежать расходов на неправомерно начисленные налоги, а также привести в порядок информацию о своем текущем имущественном положении.

13-08-2007, 20:33

Что делать, родители продана машину лет 7 назад по доверенности. Конечно, никаких данных не сохранилось об покупателях. Продление доверенности никто не требует. А налоги приходят ежегодно. Как бы машину утилизировать. Подскажите, как выйти из положения.

13-08-2007, 23:21

14-08-2007, 20:47

В МРЭО напишите заявление на выбраковку и все. У нас так было- продали по доверке, а налоги приходили, просто выбраковали, там даже документов никаких кроме паспорта не надо. Налоги мы не платили.
Спасибо за ответ. А как долго длился процесс выбраковки?

14-08-2007, 21:44

зависит от очереди в МРЭО, за полдня я думаю управитесь)

14-08-2007, 22:06

Делала выбраковку. Потеряла часа 2,5-3.

14-08-2007, 22:52



14-08-2007, 23:26

выбраковка это по моему пониманию уничтожение машины, вам новые владельцы после такой выходки претензию не предъявят когда их на посту остановят и скажут что такой машины уже не существует.
И потом о том что владелец машины сменился в ГАИ есть данные, их нет в налоговой поскольку базы у них с ГАИ обмениваются редко.
Позвоните по телефону на письме с налогами вам расскажут что надо взять справку из ГАИ что ты не владеешь машиной(в окне поиска както так) и ехать с ней в налоговую.
Так машина же по доверенности продана - какие в ГАИ могут быть данные? Собственник то у нее не поменялся если по доверенности.

15-08-2007, 10:47

выбраковка это по моему пониманию уничтожение машины, вам новые владельцы после такой выходки претензию не предъявят когда их на посту остановят и скажут что такой машины уже не существует.
при наличие заинтересованности в машине, за определенные деньги проблема решается. Муж сдавал машину на разборку, ну и выбраковал ее естественно, а в итоге на разборке машину собрали и продали (вот ведь черти:015:), в итоге муж с новым хозяином подъехали в МРЭО и в течение дня проблемы порешали, ессно за счет нового владельца:)
Походу можно будет и машинку переоформить:flower: и избавится от доворенности

15-08-2007, 10:51

надо взять справку из ГАИ что ты не владеешь машиной(в окне поиска както так) и ехать с ней в налоговую.
это в случае, если человек, купивший в своё время машину под доверенности, уже снял её с учёта и зарегистрировал на себя. Но ведь речь идёт о машине, которая до сих пор числится на первом владельце. Тут только выбраковка поможет.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ
№12223/10 от 15.12.2011

Уплата транспортного налога с утилизированных автомобилей

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

  • председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
  • членов Президиума: Амосова С.М., Бабкина А.И., Витрянского В.В., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Маковской А.А., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Юхнея М.Ф. -

рассмотрел заявление Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 25.04.2011 по делу № А40-62640/09-151-457 Арбитражного суда города Москвы.

В заседании приняли участие представители:

  • от заявителя - Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 - Водовозов А.А., Званков В.В., Кузьмина Ю.В., Мелякин М.Ю.;
  • от открытого акционерного общества «Саратовнефтегаз» - Золотарев В.В., Кудрявцева Т.А., Семенова Т.Б.

Заслушав и обсудив доклад судьи Бабкина А.И., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 (далее - инспекция) проведена выездная налоговая проверка открытого акционерного общества «Саратовнефтегаз» (далее - общество) за период с 01.01.2006 по 31.12.2007 по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов, а также иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки от 01.08.08 № 52-22-15/92, возражений общества по акту и документов, представленных им к возражениям, инспекция вынесла решение от 03.10.2008 № 52-22-14/874 (далее - решение инспекции), которым обществу доначислена недоимка по налогам, начислены пени и штраф за неполную уплату налогов на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в том числе по пункту 6.2 решения (транспортный налог).

Федеральная налоговая служба, рассмотрев апелляционную жалобу общества, решением от 30.04.2009 № 9.1-08/00092@ изменила решение инспекции в части.

На основании указанных актов инспекция выставила обществу требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа по состоянию на 14.05.2009, в том числе требование № 900/1, включающее в себя уплату 3 2 054 944 рублей недоимки по транспортному налогу, 276 508 рублей пеней и 410 989 рублей штрафа.

Общество, полагая доначисление налогов, начисление пеней и штрафов неправомерным, обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании частично недействительными названных решения и требований инспекции об уплате налога, сбора, пеней и штрафов.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.11.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 26.05.2010 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в части отказа обществу в удовлетворении требования о признании недействительными решения инспекции по пунктам 1.1, 1.2, 2.1, 2.5, 4.1, 4.2, 6.2 и соответствующих им требований отменил, решение и требования в части доначисления налогов, пеней и штрафов по пунктам 1.1, 1.2 (налог на прибыль по амортизационным отчислениям), 2.5 (налог на добавленную стоимость по ликвидированным скважинам), 4.1, 4.2 (регулярные платежи за пользование недрами) признал недействительными. В отношении эпизодов, указанных в пункте 2.1 (налог на добавленную стоимость по основным средствам), в пункте 6.2 (транспортный налог) решения инспекции и в соответствующих требованиях об уплате налога, пеней и штрафа, дело направил на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В остальной части названные судебные акты оставил без изменения.

По итогам нового рассмотрения дела решением Арбитражного суда города Москвы от 11.10.2010 в удовлетворении заявления о признании недействительными решения инспекции (пункты 2.1 и 6.2) и 4 соответствующих требований об уплате налога, сбора, пеней и штрафа в оспариваемой части отказано.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2010 решение суда первой инстанции от 11.10.2010 оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 25.04.2011 решение суда первой инстанции от 11.10.2010 и постановление суда апелляционной инстанции от 29.12.2010 в части отказа в признании недействительным решения инспекции по пункту 6.2 о доначислении 777 607 рублей транспортного налога, начислении соответствующих сумм пеней и штрафа отменил; решение инспекции в указанной части признал недействительным; в остальной части названные судебные акты оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции от 25.04.2011 о признании недействительным пункта 6.2 решения инспекции в части доначисления 777 607 рублей транспортного налога, начисления соответствующих сумм пеней и штрафа инспекция просит его отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, и оставить решение суда первой инстанции от 11.10.2009 и постановление суда апелляционной инстанции от 29.12.2010 в этой части без изменения.

В отзыве на заявление общество просит оставить данные судебные акты без изменения как соответствующие законодательству и обстоятельствам дела.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей лиц, участвующих в деле, Президиум считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Суд кассационной инстанции, отменяя судебные акты первой и апелляционной инстанций в части и признавая решение инспекции недействительным в отношении доначисления недоимки по транспортному налогу в размере 777 607 рублей, начисления соответствующих пеней и штрафа, исходил из того, что по смыслу статей 38 и 358 Кодекса для признания установленным факта наличия объекта обложения этим налогом необходимо, чтобы объект являлся транспортным средством, то есть соответствовал определенным физическим характеристикам и был зарегистрирован в установленном порядке; при этом сама по себе регистрация транспортных средств в органах ГИБДД при условии фактического отсутствия спорных транспортных средств у общества не является основанием для возникновения у него обязанности исчисления и уплаты транспортного налога.

По мнению суда кассационной инстанции, поскольку транспортные средства у общества отсутствуют ввиду их утилизации по причине полного износа, с момента их списания с баланса по своим физическим характеристикам они перестают соответствовать критериям транспортного средства и по этой причине не могут использоваться налогоплательщиком в его деятельности; как следствие, данные объекты перестают соответствовать критериям объекта обложения транспортным налогом; сам факт наличия в уполномоченном государственном органе учетной записи о регистрации транспортного средства в отсутствие транспортного средства не влечет за собой возникновения налоговой обязанности.

Однако такой вывод суда кассационной инстанции не соответствует системному толкованию норм главы 28 Кодекса, регулирующих данные правоотношения.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требования общества о признании недействительными решения инспекции (пункт 6.2) и требования № 900/1 в обжалуемой части, исходил из того, что спорные транспортные средства являются объектом налогообложения; в проверяемом периоде транспортные средства были зарегистрированы на общество, однако транспортный налог обществом не исчислялся и не уплачивался; обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от его фактического использования; в случае утилизации (списания) транспортных средств юридическое лицо, за которым они зарегистрированы, обязано снять их с учета по указанному основанию в подразделениях ГИБДД по месту их регистрации.

Поскольку списание транспортного средства в предусмотренном законодательством порядке для целей бухгалтерского учета возможно при одновременном снятии объекта с учета в органах ГИБДД, а представленные обществом акты о списании автотранспортных средств по форме № ОС-4а отметки о снятии транспортных средств с регистрации в органах ГИБДД не содержат, суд констатировал, что документы, подтверждающие снятие объектов с учета, отсутствуют и общество документально не подтвердило факты утилизации транспортных средств.

Суд также отметил, что указание в актах по форме № ОС-4а на непригодность транспортных средств к дальнейшей эксплуатации и на нерентабельность их восстановления само по себе не может служить основанием для утверждения о фактическом отсутствии у общества транспортного средства. При этом суд обратил внимание на то, что при снятии автомобилей с учета в случае их утилизации в уполномоченный орган ГИБДД подлежат сдаче регистрационные документы, регистрационные знаки и паспорт транспортного средства; как следствие, документы, представленные обществом, не могут являться основанием для списания транспортных средств с учета.

Довод об отсутствии на балансе транспортных средств в связи с их списанием (утилизацией), что, по мнению общества, исключает их эксплуатацию и, следовательно, обязанность уплачивать транспортный налог, суд первой инстанции обоснованно отклонил.

Суд апелляционной инстанции поддержал позицию суда первой инстанции, указав, что документы, представленные обществом для подтверждения факта утилизации и списания транспортных средств с баланса организации в целях бухгалтерского учета, не являются допустимым и достаточным доказательством отсутствия зарегистрированных на общество в установленном порядке транспортных средств в проверяемый период; следовательно, представленные обществом документы некорректны и не могут служить основанием для его освобождения от исполнения налоговой обязанности.

Таким образом, является правильным примененный судами первой и апелляционной инстанций подход, согласно которому списание транспортного средства с баланса организации без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, на которого зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога, поскольку в силу императивных положений статей 357, 358, 362 Кодекса признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.

При названных условиях принятый судом кассационной инстанции судебный акт нарушает в оспариваемой части единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права и в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

ПОСТАНОВИЛ:

постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25.04.2011 по делу № А40-62640/09-151-457 Арбитражного суда города Москвы в части признания недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 от 03.10.2008 № 52-22-14/874 по пункту 6.2 о доначислении открытому акционерному обществу «Саратовнефтегаз» 777 607 рублей транспортного налога, начислении соответствующих сумм пеней и штрафа отменить.

Решение Арбитражного суда города Москвы от 11.10.2010 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2010 по указанному делу в отмененной части оставить без изменения.

В остальной части оспариваемый судебный акт оставить без изменения.


Председательствующий А.А. Иванов

Комментарий эксперта

Транспортный налог: утилизированные авто

Суть дела была такова. По результатам выездной налоговой проверки предприятию были доначислены транспортный налог и пени по утилизированным транспортным средствам. По мнению проверяющих, факт отсутствия у налогоплательщика зарегистрированного на него транспортного средства, если им не исполнена обязанность по снятию объекта налогообложения с регистрации в соответствующих государственных органах, не освобождает его от уплаты налога. Списание утилизируемого транспортного средства для целей бухгалтерского учета возможно только при условии соответствующей регистрации в органах ГИБДД.

В данном случае надлежащие документы о списании (утилизации) автотранспортных средств предприятием не были представлены, а имеющиеся акты по форме № ОС-4а не являются допустимыми и достаточными доказательствами, поскольку не содержат отметки о снятии с учета транспортных средств в органах ГИБДД. Документы о снятии транспортных объектов с учета в указанных органах также отсутствуют, в силу чего у Общества не имелось оснований полагать, что спорные транспортные средства не являются объектами налогообложения.

Налогоплательщик посчитал такой подход не справедливым и оспорил решение инспекции в суде. Суды первой и апелляционных инстанций отказали в удовлетворении этих требований. Однако ФАС Московской области признала решение инспекции недействительным, сославшись на то, что по смыслу статей 38 и 358 НК РФ для признания установленным факта наличия объекта налогообложения необходимо, чтобы объект являлся транспортным средством (соответствовал определенным физическим характеристикам) и был зарегистрирован в установленном порядке. При этом сама по себе регистрация транспортных средств в органах ГИБДД при условии фактического отсутствии спорных транспортных средств у налогоплательщика не является основанием для исчисления и уплаты транспортного налога. Судом было обращено внимание и на то обстоятельство, что инспекцией не отрицался факт отсутствия спорных транспортных средств на балансе у предприятия.

Инспекция не согласилась с таким решением и подала заявление в ВАС РФ, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Коллегия судей согласилась с налоговиками и передала дело для рассмотрения в Президиум. Тройка судей отметила, что как показало изучение судебной практики по спорам, связанным с исчислением и уплатой данного налога, правовые позиции судов по настоящему делу отражают сложившиеся подходы в толковании и применении норм главы 28 Кодекса.

Первый подход, примененный судами первой и апелляционной инстанций в настоящем деле, выражен в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 01.09.2011 по делу № А56-19155/2010, ФАС Волго-Вятского округа от 19.01.2009 по делу № А29-2848/2008, ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.03.2009 по делу № А33-13239/07-Ф02-871/09, ФАС Уральского округа от 04.09.2008 № А71-10092/07 и сводится к тому, что списание транспортного средства с баланса организации без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, на котором зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога, поскольку в силу императивных положений статей 357, 358, 362 Кодекса признание лиц налогоплательщиками, определние объекта налогообложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы и учитываются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Второй подход, отраженный в постановлении суда кассационной инстанции по настоящему делу, применен также в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 14.01.2010 по делу № А56-20453/2008, ФАС Волго-Вятского округа от 27.05.2010 по делу № А38-2593/2009, ФАС Поволжского округа от 11.10.2007 по делу № А65-21847/2006-СА1-19. Он базируется на том, что сам факт наличия в уполномоченном государственном органе учетной записи о регистрации транспортного средства в отсутствие транспортного средства не влечет за собой возникновение обязанности по уплате транспортного налога. В обоснование такой позиции приводится ссылка на положение пункта 1 статьи 358 НК РФ, согласно которому объектом налогообложения является именно транспортное средство, зарегистрированное в установленном порядке, а не факт внесения регистрационной записи о транспортном средстве, поэтому в случае отсутствия последнего у налогоплательщика (например, в связи с уничтожением, утилизацией и т.п.), транспортный налог не подлежит исчислению и уплате ввиду отсутствия объекта налогообложения.

Заключение Президиума ВАС РФ

В итоге Президиум ВАС РФ разрешил спор в пользу налогового органа. Он указал, что вышеописанный нами второй правовой подход к разрешению таких споров не соответствует системному толкованию норм главы 28 НК РФ, регулирующих правоотношения по уплате транспортного налога.

Президиум ВАС согласился с доводами, что документы, представленные налогоплательщиком для подтверждения факта утилизации и списания транспортных средств с баланса организации в целях бухгалтерского учета, не являются допустимым и достаточным доказательством отсутствия зарегистрированных на общество в установленном порядке транспортных средств в проверяемый период; следовательно, представленные обществом документы некорректны и не могут служить основанием для его освобождения от исполнения налоговой обязанности.

Таким образом, заключил высокий суд, является правильным примененный судами первой и апелляционной инстанций подход, согласно которому списание транспортного средства с баланса организации без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, на которого зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога , поскольку в силу императивных положений статей 357, 358, 362 НК РФ признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.

Данное дело в отношении одного из объектных (имущественных) налогов на наш взгляд является достаточно показательным. Так как исходя из описания объекта налогообложения и правил его определения с учетом норм смежных отраслей права налогоплательщик должен четко понимать когда государственная регистрация жестко увязана с налоговыми обязательствами, а когда нет. В случае с транспортным налогом ВАС РФ высказался за такую жесткую привязку. А вот в случае с налогом на имущество, он же опираясь на правила бухгалтерского учета, пришел к обратному выводу. Так, в пункте 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 148 от 17.11.2011 г. «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 30 НК РФ» указано: «В случае приобретения в собственность объектов недвижимости приобретатель становится плательщиком налога на имущество организаций независимо от наличия государственной регистрации перехода права собственности, поскольку в силу законодательства о бухгалтерском учете такая регистрация не указана среди обязательных условий учета соответствующих объектов на балансе в качестве основных средств.»

Аудитор Рюмин С.М.

ГК CONTRUST, Старший консультант по бухгалтерскому учету и налогообложению

Чтобы не допустить спорных ситуаций с налоговой инспекцией по транспортному налогу, при списании транспорта с баланса стоит снять его с регистрационного учета в ГИБДД.

Согласно п. 4 и п. 5 ст. 362 НК РФ организации, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах. Кроме того, необходимо проинформировать о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, и обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год. Сделать это нужно в течение 10 дней после регистрации или снятия с регистрации, и по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года.

В ст. 357 НК РФ говорится, что налогоплательщиками признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые ст. 358 НК РФ объектом налогообложения (если иное не предусмотрено настоящей статьей).

Но исчислять и тем более оплачивать транспортный налог организация не должна, так как нет объекта налогообложения, т. е. имущества, имеющего стоимостную, количественную или физическую характеристику, на основании которого у налогоплательщика и возникает обязанности уплаты налога (ст. 38 НК РФ).

Согласно ст. 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих либо связанных с налогообложением.

В п. 3 ст. 3 НК РФ говорится, что налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными. Конституционный суд Российской Федерации в определении от 14.12.2004 г. № 451-О указал, что с учетом особенностей транспортного налога его налоговая база определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования. В отношении транспортных средств – это мощность двигателя, выраженная в лошадиных силах (ст. 359 НК РФ).

Учитывая, что объектом налогообложения по транспортному налогу (п. 1 ст. 358 НК РФ) являются именно транспортные средства, то сам по себе факт регистрации транспортных средств в органах ГИБДД, при отсутствии у налогоплательщика объектов налогообложения не может повлечь за собой обязанности по уплате транспортного налога.

Андреевских Елена

нефтяная компания, юрисконсульт

Статья 38 НК РФ гласит, что каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений настоящей статьи.

Объект налогообложение – обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Для транспортного налога, объект налогообложения установлен в ст.358 НК РФ, определяющим для которого является факт регистрации транспортного средства в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В п.2 этой же статьи приведен перечень транспортных средств, не являющихся объектом налогообложения. Этот перечень закрытый. Утилизированные транспортные средства здесь отсутствуют.

Таким образом, окружной суд расширил положения статьи 358 НК РФ, определяющий основной элемент налогообложения транспортным налогом.

Подобное толкование может привести к злоупотреблению со стороны налогоплательщиков, когда составив, по сути, внутренний акт, можно уклоняться от уплаты транспортного налога.

В части определения удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества следует учитывать, что в комментируемом письме Минфина РФ, речь идет об определении удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества в целях исчисления налога на прибыль с доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение.

Порядок определен в п.2 ст.288 НК РФ, согласно которой доля прибыли, приходящаяся на обособленные подразделения организаций в целях уплаты авансовых платежей определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.

Дело в том, что изменение первоначальной стоимости основных средств в результате капвложений установлен п.2 ст.257 НК РФ.

При этом, ст.256 НК РФ выделяет капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя в отдельный вид амортизируемого имущества (абз.4 п.1 ст.256 НК РФ). А ст.259.1 НК РФ определяет отдельный порядок начисления амортизации по амортизируемому имуществу в виде капитальных вложений в объекты основных средств, которые в соответствии с настоящей главой подлежат амортизации (п. 3 ст.259.1 НК РФ).

Судя по всему из анализа приведенных норм и исходило финансовое ведомство.

Юридическая компания «Юков, Хренов и Партнеры», Адвокат

Пока с учета транспортное средство не снято – извольте платить налог. Именно из ГИБДД сведения поступают в налоговый орган и именно на основании этих сведений происходит начисление налога. Самостоятельно перестать платить налог нельзя, так как при наличии документов и утилизированный автомобиль можно эксплуатировать. Так же при предполагаемом выбытии автомобиля на утилизацию сначала следует поставить в известность ГИБДД, а уже затем снимать с баланса.

Новое на сайте

>

Самое популярное