Домой Хоум Кредит Банк Валютный контроль внешнеэкономической деятельности российской федерации. Валютное регулирование Основными направлениями валютного контроля являются

Валютный контроль внешнеэкономической деятельности российской федерации. Валютное регулирование Основными направлениями валютного контроля являются

Особое значение для национальной экономики России имеет использование валютного контроля во внешнеторговой деятельности страны. Поэтому более подробно рассмотрим организацию валютного контроля в торговом и неторго­вом обороте страны.

Валютный контроль за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров

Валютный контроль за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров ведется с 1 января 1994 г. в отношении товаров стратегического назначения, с 1 марта 1994 г. - в отношении всех товаров, вы­возимых с территории РФ в режиме экспорта. Валютный контроль действует на основе разработанной Банком России и ГТК России автоматизированной технологии ТБВК за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта това­ров. Цель введения ТБВК за экспортом - обеспечение полного и своевременно­го поступления экспортной валютной выручки в Россию. Основная идея систе­мы ТБВК заключалась в объединении контролирующих действий двух агентов валютного контроля: таможенного органа (таможни) и уполномоченного бан­ка. Благодаря данной системе таможенный орган может проконтролировать срок экспортной поставки и фактурную стоимость экспортируемого товара, а уполномоченный банк - фактическую дату, сумму поступления экспортной валютной выручки и факт ее обязательной продажи на внутреннем валютном рынке.

В настоящее время валютным контролем охвачено около 80% экспортных операций в общем объеме экспорта товаров. Одним из показателей, свидетель­ствующих о действенности системы ТБВК, стало снижение процента непоступление экспортной валютной выручки в Россию. Согласно банковской статисти­ке, этот показатель составил: в 1995 г. - 9%, 1996 - 7, 1^997 - 6, 1998 - 5, 1999 - около 3, 2000 г. - менее 3% (до введения валютного контроля за экс­портными операциями непоступление валюты доходило до 70% от общего объ­ема экспорта). В мировой практике нормальным считается непоступление ва­лютной выручки от экспорта товаров на уровне 12%.

Однако целый ряд операций, связанных с вывозом товаров, не был охва­чен системой ТБВК. К их числу относились: сделки с расчетами в рублях;

помещение вывозимых товаров под иные (кроме экспорта) таможенные ре­жимы; сделки, проводимые в соответствии с контрактами, отличными от купли-продажи.

Следующим этапом в развитии ТБВК за экспортом стало введение в дейст­вие с 01.01.2000 г. принятой совместной инструкции Банка России и ГТК РФ от 13.10.99 г. «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров» (далее - Инструкция 86-И), распространившей систему ТБВК на рублевые расчеты по экспорту това­ров. Целесообразность ее введения была обусловлена не только проблемами, связанными с таможенным контролем вывозимых товаров, но и изменениями в валютном и банковском законодательстве. В частности, изменения, внесен­ные в закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», предусма­тривали:

Обязательную продажу за рубли 75% валютной выручки резидентов от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятель­ности) на внутреннем валютном рынке РФ через уполномоченные бан­ки, а также сокращение сроков осуществления текущих валютных опе­раций со 180 до 90 дней;

Отнесение расчетов в валюте России к валютным операциям.

Кроме этого, были введены в действие новые положения о работе Центрального банка России, определенные федеральным законом от 02.12.90 г.

«О Цен­тральном банке Российской Федерации (Банке России)», с последующими до­полнениями, сделанными в 1995-1999 гг. В 1995-1999 гг. внесены изменения в Таможенный кодекс Российской Федерации.

Инструкция 86-И определила порядок контроля за полнотой и своевремен­ностью поступления выручки (рублевой и/или валютной) от экспорта товаров на открытые в уполномоченных банках счета резидентов, осуществляющих экспорт товаров.

Новая технология валютного контроля за экспортом предусматривала ряд основных этапов.

1. Заключение контракта между резидентом и нерезидентом об экспорте товаров и их оплате в иностранной валюте и/или российских рублях (далее - контракт).

2. Оформление экспортером и обслуживающим его коммерческим банком паспорта сделки (ПС) в двух экземплярах, содержащего необходимые для ва­лютного контроля сведения из контракта: реквизиты экспортера и его иност­ранного контрагента, реквизиты обслуживающих их банков, номер, дату и сумму контракта, валюту цены и форма расчетов, особые условия контракта. С момента подписания ПС банк ведет расчетное обслуживание контракта и вы­полняет функции агента валютного контроля за поступлением выручки по контракту.

3. Таможенный контроль за экспортируемыми товарами. В таможенный орган, осуществляющий таможенный контроль за экспортируемыми това­рами, экспортер представляет грузовую таможенную декларацию (ГТД) и ксе­рокопию с хранящегося у него второго экземпляра ПС.

4. Банковский контроль за поступлением выручки. Банк в течение 5 кален­дарных дней, следующих за датой подписания ПС, формирует электронную ко­пию ПС и на ее основании - ведомость банковского контроля (далее - ведо­мость) с использованием программного комплекса, разработанного ГТК Рос­сии. Ведомость является документом валютного контроля и содержит сведения об операциях по контракту, связанных с поступлением средств в пользу экс­портера или переводом в ряде случаев экспортером нерезиденту денежных средств в иностранной и/или российской валюте.

При поступлении денежных средств (в иностранной и/или российской валюте) на счет экспортера от нерезидента банк не позднее следующего рабо­чего дня должен сообщить экспортеру о факте поступления. Экспортер при поступлении денежных средств по контракту не позднее 7 календарных дней, следующих за датой зачисления денежных средств на его рублевый и/или транзитный валютный счет, представляет в банк сведения о реквизи­тах ПС, контракта и др. Кроме того, банк должен выполнить требования ва­лютного законодательства об обязательной продаже части валютной выруч­ки от экспорта.

Валютное регулирование является одной из форм государственного воздействия на участников внешнеэкономической деятельности в целях охраны публичных интересов государства.

Валютное регулирование указанной деятельности осуществляется в соответствии с Законом РФ от 26 ноября 2003г. «О валютном регулировании и валютном контроле». Этот Закон определяет статус субъектов валютных правоотношений и делит их на две группы: резидентов и нерезидентов. Законом определен правовой режим объектов валютных правоотношений, под которыми понимаются валюта РФ, ценные бумаги в валюте РФ, иностранная валюта и валютные ценности. Большое внимание законодательством уделено порядку осуществления валютных операций, к которым относятся:

Операции, связанные с переходом прав собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

Ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей;

Осуществление международных денежных переводов;

Расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте РФ.

Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте делятся на операции, связанные с движением капитала, и текущие.

К валютным операциям, связанным с движением капитала, в частности, относятся: прямые инвестиции; «портфельные», инвестиции; переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость; предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг; предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней.

Совершение текущих операций связано с переводом в Россию и из России иностранной валюты для осуществления расчетов по экспорту и импорту товаров без отсрочки платежа, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней.

Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» предусмотрены особенности осуществления валютных операций резидентов и нерезидентов в РФ. В частности, установлено:

Право на осуществление резидентами текущих валютных операций без ограничений;

Право на осуществление резидентами валютных операций, связанных с движением капитала, в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ;

Право без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в Российскую Федерацию при соблюдении таможенных правил;

Обязанность продажи 50 процентов валютной выручки резидентов от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) через уполномоченные банки по рыночному курсу иностранных валют к валюте РФ на внутреннем валютном рынке РФ не позднее чем через семь календарных дней со дня поступления указанной валютной выручки.

Валютный контроль осуществляется Правительством РФ, органами валютного контроля и агентами валютного контроля. Органами валютного контроля в РФ являются Правительство РФ, ЦБ РФ, федеральные органы исполнительной власти. К агентам валютного контроля относятся уполномоченные банки, а также организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти, в соответствии с законодательством РФ.

Одной из главных целей экономической политики России является создание конкурентоспособной экономики, что диктует необходимость перехода с инвестиционной на инновационную ступень развития. В свою очередь, создание нового конкурентоспособного продукта предполагает принятие комплекса мер в части либерализации внешнеэкономической деятельности, в т.ч. в сфере .
Валютное регулирование представляет собой комплекс осуществляемых государственными органами законодательных, административных, экономических и организационных мер, направленных на:
- создание и обеспечение функционирования органов валютного регулирования и валютного контроля;
- установление и реализацию определенного порядка проведения операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке;
- установление порядка перемещения валютных ценностей за пределы государства или на его территорию из-за рубежа и режима осуществления иностранных инвестиций;
- обеспечение и защиту имущественных прав на валютные ценности;
- регламентацию международных расчетов;
- поддержание стабильного курса национальной валюты и национального платежного баланса;
- обеспечение желательного (интеграционного или изоляционистского) режима взаимодействия страны с мировым валютным рынком.
Либерализация валютного регулирования подразумевает прежде всего уменьшение или смягчение валютных ограничений , действующих в государстве. В свою очередь степень жесткости и широта распространения валютного контроля на валютные операции зависит от наличия и качественного состава этих валютных ограничений.
Валютный контроль может рассматриваться не только как механизм контроля со стороны государства за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; не только как административная мера, применяемая государством для защиты финансовой самостоятельности, обеспечения стабильности денежной системы, укрепления курса национальной валюты и мобилизации валютных ресурсов, но и как форма нетарифного регулирования внешней торговли, аналогом которой может служить квотирование экспорта.
В этом последнем качестве валютный контроль является важным стимулятором либо дестимулятором внешнеэкономической (в т.ч. внешнеторговой) деятельности.
Интеграционный вектор российской политики в СНГ и ЕврАзЭС полностью отвечает стратегической цели модернизации и диверсификации отечественной экономики, перевода ее на инновационный путь развития. Выгоды интеграции будут все ощутимее по мере структурной перестройки и технического перевооружения промышленности России, стимулирующих производственную кооперацию и внутриотраслевую торговлю. А процессы модернизации получат дополнительный импульс благодаря свободному перемещению товаров, услуг, капиталов и рабочей силы в регионе СНГ и ЕврАзЭС.
Попытки формирования в масштабе СНГ единого экономического пространства, единой платежной системы и таможенного союза в 90-е годы прошлого века были незрелыми и поспешными. Процесс реального формирования общего рынка капитала на постсоветском пространстве можно отсчитывать от Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве (1999 г.).
В развитие этого Договора решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 22 июня 2005 г. N 220 принята Концепция сотрудничества государств - членов Евразийского экономического сообщества в валютной сфере, провозглашающая целями согласованной валютной политики:
- достижение полной конвертируемости национальных валют по текущим и капитальным операциям платежного баланса;
- согласование механизмов формирования взаимных курсов национальных валют;
- создание интегрированного валютного рынка ЕврАзЭС;
- формирование платежно-расчетной системы с использованием национальных валют;
- переход на международные стандарты финансовой отчетности;
- предоставление юридическим лицам - резидентам сторон национальных режимов на рынках финансовых услуг сторон.
Почти сразу же, 25 января 2006 г., государствами - членами ЕврАзЭС было заключено Соглашение о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка государств - членов Евразийского экономического сообщества, которым гарантируется предоставление национального режима банкам - резидентам сторон Соглашения.
На XIX заседании Совета руководителей центральных (национальных) банков государств - участников ЕврАзЭС в ноябре 2008 г. Национальный Банк Республики Казахстан представил результаты анализа гармонизации принципов и механизмов проведения государствами - участниками ЕврАзЭС денежно-кредитной и валютной политики.
На заседании было отмечено, что основное содержание методов и подходов к проведению центральными (национальными) банками стран Сообщества денежно-кредитной и валютной политики во многом идентично. Однако наибольшая степень гармонизации наблюдается в методах и подходах к осуществлению денежно-кредитной политики и валютного регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации.
Было рекомендовано продолжить работу по дальнейшей гармонизации принципов и механизмов проведения государствами - участниками ЕврАзЭС политики в указанных сферах.
На новый уровень валютной интеграции государства ЕврАзЭС вышли, заключив 11 декабря 2009 г. в Санкт-Петербурге Соглашение об основополагающих принципах валютной политики государств - членов Евразийского экономического сообщества по регулированию и контролю операций, связанных с движением капитала.
Соглашение определяет основополагающие принципы валютной политики, проводимой сторонами по регулированию и контролю операций, связанных с движением капитала, направленной на постепенную отмену ограничений в отношении валютных операций, а также перечень валютных операций между резидентами государств - членов ЕврАзЭС, в отношении которых не применяются валютные ограничения.
9 декабря 2010 г. государствами - членами ЕврАзЭС было заключено Соглашение о согласованных принципах валютной политики в государствах - участниках Единого экономического пространства. Оно определяет принципы проводимой сторонами валютной политики и направлено на развитие сотрудничества в валютно-финансовой сфере. Документ предусматривает проведение сторонами валютной политики, в т.ч. на основе поэтапной гармонизации и сближения подходов к формированию и проведению валютной политики, создания необходимых организационно-правовых условий на национальном и межгосударственном уровнях для развития интеграционных процессов в данной сфере, повышения доверия к национальным валютам сторон, как на внутреннем валютном рынке каждого государства-участника, так и на международных валютных рынках.
Соглашением также предусматривается, что в целях проведения согласованной валютной политики стороны принимают меры по координации политики обменного курса национальных валют, обеспечению конвертируемости национальных валют по текущим и капитальным статьям платежного баланса без ограничений, созданию условий и обеспечению прямых взаимных котировок национальных валют сторон, обеспечению проведения взаимных расчетов между участниками внешнеэкономической деятельности государств - участников Соглашения в их национальных валютах, формированию тремя странами общего интегрированного валютного рынка (16 мая 2011 г. Правительством Рос. Федерации данное Соглашение было представлено Президенту Рос. Федерации для внесения в целях ратификации в Государственную Думу Рос. Федерации).

В развитие указанных Соглашений Постановлением МПА ЕврАзЭС от 06.04.2010 N 11-17 одобрены Рекомендации по гармонизации законодательства государств - членов ЕврАзЭС в сфере валютного регулирования и контроля.
Подчеркивая преемственность в принятых ранее правовых актах ЕврАзЭС в сфере валютной политики и валютного регулирования и намереваясь соблюдать последовательность в достижении цели унификации валютной политики и гармонизации валютного законодательства членов ЕврАзЭС, составители Рекомендаций предлагают руководствоваться следующими направлениями гармонизации (унификации) и совершенствования законодательства государств - членов ЕврАзЭС в сфере валютного регулирования и валютного контроля:
1. Более четкая дифференциация объектов правового регулирования в национальных законах о валютном регулировании и контроле.
2. Продолжение работы по либерализации и гармонизации (сближению) национального законодательства по вопросам валютного регулирования и валютного контроля, а также по имплементации принципов и норм общепризнанных международных правовых актов с учетом положений Концепции сотрудничества государств - членов Евразийского экономического сообщества в валютной сфере.
3. Ускорение проведения внутригосударственных процедур по ратификации Соглашения об основополагающих принципах валютной политики государств - членов Евразийского экономического сообщества по регулированию и контролю операций, связанных с движением капитала, принятого 11 декабря 2009 г. в Санкт-Петербурге.
Государствам - членам ЕврАзЭС при осуществлении мер по гармонизации (унификации) национальных законодательных актов по вопросам валютного регулирования и валютного контроля рекомендуется руководствоваться следующими подходами:
- предоставление всем субъектам равных условий и прав на проведение разрешенных внутренним законодательством валютных операций;
- сокращение норм, требующих принятия подзаконных актов в сфере валютного регулирования и контроля, в частности, касающихся репатриации иностранной и национальной валюты, ввоза/вывоза наличной валюты;
- постепенный отказ от разрешительной системы проведения валютных операций;
- разработка унифицированных форм отчетности по валютным операциям, а также, основываясь на опыте Республики Беларусь, рассмотрение возможности замены процедуры оформления паспорта сделки процедурой регистрации сделки в банке по заявительному принципу.
В настоящее время Постоянная комиссия МПА ЕврАзЭС по таможенному регулированию и пограничной политике готовит новую редакцию типового проекта законодательного акта о валютном регулировании и валютном контроле.
Актуальным и целесообразным Комиссии представляется также разработка научно обоснованной стратегии развития валютной политики ЕврАзЭС в условиях введения региональной валюты.
Ядром интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС в финансовой и таможенной сферах является .
Создание Таможенного союза порождает необходимость гармонизации странами - участницами союза всего внешнеэкономического и в т.ч. валютного законодательства, а также в синхронизации темпов либерализации валютной политики.
К вопросам, нуждающимся в скорейшем согласовании и правовом оформлении, можно отнести следующие:
1. Либерализация валютного регулирования внешнеторговой деятельности в направлении сокращения количества и унификации режимов сохраняющихся валютных ограничений, в том числе:
а) в части определения порядка перемещения физическими лицами наличной валюты и ценных бумаг через таможенную границу Таможенного союза;
б) в части репатриации валютной выручки внутри Таможенного союза и в торговых операциях резидентов стран - участниц Таможенного союза с третьими странами.
2. Унификация процедур таможенно-банковского валютного контроля и стандартизация документальной основы валютного контроля.
3. Создание системы информационного взаимодействия таможенных органов стран-участниц между собой, с национальными и уполномоченными банками стран, с иными органами государственной власти государств - участников Таможенного союза.
В трехсторонних консультациях надлежит решить множество вопросов, связанных с коллизией принимаемых в рамках Таможенного союза правовых актов с внутригосударственными правовыми актами. Рассмотрим последовательно вышеназванные направления гармонизации валютного законодательства.
Определение порядка перемещения наличной валюты и ценных бумаг через таможенную границу Таможенного союза . Решением N 51 Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. утвержден Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза. Отдельные положения данного Договора противоречат ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". Договор не содержит количественных ограничений на вывоз наличной валюты физическими лицами, тогда как в абз. 4 п. 3 ст. 15 Федерального закона содержится запрет на вывоз физическими лицами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США. Кроме того, в Договоре используются понятия, не известные российскому валютному законодательству, - "денежные инструменты". В своем решении Межгоссовет ЕврАзЭС обязал стороны привести свое внутреннее законодательство в соответствие Договору.
По ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ к административной ответственности привлекались в т.ч. физические лица, вывозившие из РФ денежные средства в эквиваленте свыше 10 тыс. долл. США без подтверждения того, что они ранее были ввезены или переведены в Россию. Указанная позиция подтверждается судебной практикой, в частности Постановлением Верховного Суда РФ от 11.06.2010 N 71-АД10-4. Однако с началом действия Договора возникает правовая коллизия, поскольку международный акт разрешает ввозить и вывозить валюту без ограничений. Единственным непременным условием является письменное декларирование суммы свыше 10 тыс. долл. США. Исходя из изложенного и с учетом письма ФТС России от 23.11.2010 N 01-11/56802, ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в настоящее время не применяется в части, предусматривающей ответственность за вывоз физическим лицом с территории РФ валюты на сумму свыше 10 тыс. долл. США. После ратификации Договора потребуется внести соответствующие изменения во внутреннее валютное законодательство страны.

Репатриация валютной выручки внутри Таможенного союза и в торговых операциях резидентов стран - участниц Таможенного союза с третьими странами . Предстоит решить вопрос о репатриации валютной выручки внутри Таможенного союза. Спорность наличия данного валютного ограничения проявляется не только в том, что оно, как правило, применяется в связке с другим валютным ограничением - уже отмененной с 1 января 2007 г. обязательной продажей части валютной выручки. Необходимо отметить и внутренние технико-юридические сложности, проявляющиеся в квалификации данного правонарушения и привлечении к административной ответственности по ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ либо уголовной ответственности по ст. 193 УК РФ.
Так, среди проблем применения норм об ответственности за нарушение требования о репатриации валютной выручки в качестве основной отмечают проблему определения виновности лица при привлечении к административной ответственности. В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых доказана его вина. Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, должностным лицом, рассматривающим дело, должна быть дана оценка мерам, принятым лицом для зачисления выручки от экспорта товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности или возврата денежных средств, перечисленных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности.
При последующем обжаловании постановлений о привлечении к административной ответственности складывается неоднозначная судебная практика относительно оценки достаточности таких мер. В одних случаях суды считают, что достаточными мерами является просто формальное направление контрагенту требования об оплате или возврате предоплаты (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 09.06.2009 по делу N А05-13952/2008), в других случаях даже обращение за юридической помощью в целях взыскания долга в стране нахождения контрагента не является достаточной мерой (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 24.06.2009 N Ф03-2683/2009 по делу N А04-271/2009). Либо участнику внешнеторговой деятельности вменяется в обязанность предусматривать во внешнеторговом контракте условия, исключающие риск неисполнения нерезидентом принятых на себя обязательств либо предусматривающие механизмы взыскания сумм оплаты в судебном порядке (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.03.2008 N Ф08-933/08-351А по делу N А32-23273/2007-63/618-111АЖ).

Не добавляет ясности и правовая позиция Президиума Высшего арбитражного суда РФ, в соответствии с которой получение резидентом валютной выручки с превышением срока, предусмотренного контрактом по причине несвоевременной оплаты нерезидентом при отсутствии фактов противоправного поведения резидента, препятствующего получению валютной выручки на свои банковские счета в уполномоченных банках, а также в случае принятия резидентом зависящих от него мер для получения этой выручки не образует состава правонарушения, установленного ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.04.2009 N 15714/08). Открытым остается вопрос о случаях, когда валютная выручка все же не поступила.

Унификация процедур таможенно-банковского валютного контроля и стандартизация документальной основы валютного контроля . Статьей 183 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что при таможенном декларировании необходимо представлять документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, - паспорт сделки. Происходить это должно в соответствии с валютным законодательством государств - членов Таможенного союза. На территории РФ участники ВЭД при требовании таможенных органов о представлении паспорта сделки должны руководствоваться Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
В Рекомендациях по гармонизации законодательства государств - членов ЕврАзЭС в сфере валютного регулирования и контроля констатируется, что анализ развития валютного регулирования и валютного контроля в странах Сообщества свидетельствует о переносе их вектора в сторону либерализации валютного законодательства. При этом в одних странах либерализация идет по широкому кругу валютных операций, в других - с сохранением некоторых ограничений. Так, требование обязательной продажи валютной выручки сохраняется в Республике Беларусь и отменено в других странах Сообщества.
В то же время в Республике Беларусь, в отличие от других стран Таможенного союза, Указом N 104 от 19 февраля 2009 г. упрощен порядок проведения и контроля внешнеторговых операций. Существующий достаточно формализованный механизм оформления паспорта сделки заменен процедурой регистрации сделки в банке по заявительному принципу. Регистрация осуществляется в день представления документа, посредством которого оформлен внешнеторговый договор.
Резидентам, осуществляющим внешнеторговые операции, предоставлено право не регистрировать сделки при предварительной оплате в полном объеме (при экспорте) либо предварительном поступлении товаров в полном объеме (при импорте); а также проводить с разрешения Национального банка расчеты по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт товаров без их поступления на таможенную территорию Республики.

Существующая в России достаточно сложная, громоздкая система документального сопровождения внешнеторговой сделки, имеющая разрешительный характер, является серьезным бюрократическим барьером на пути интенсификации внешнеторговой деятельности. Около 80% нарушений валютного законодательства по пяти составам ст. 15.25 КоАП приходится именно на п. 6 данной статьи, предусматривающий ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
Согласно Инструкции Банка России N 117-И и Положению Банка России N 258-П, российские участники внешнеторговой деятельности должны представлять в Банк паспорта сделки такие документы, как:
- паспорт сделки;
- справку о валютных операциях (либо расчетный документ);
- справку о поступлении валюты РФ;
- обосновывающие документы (т.е. указанные в п. 4 ст. 23 Федерального закона о валютном регулировании и валютном контроле);
- справку о расчетах через счета за рубежом;
- справку о подтверждающих документах;
- подтверждающие документы.
С учетом того, что все документы предполагают различные сроки их представления, а также с учетом низкого объяснительного потенциала и уровня юридической техники вышеназванных нормативных актов Банка России, можно заключить, что документальная база таможенно-банковского валютного контроля в ее нынешнем виде не способствует стимулированию внешнеторговой деятельности резидентов с внешним миром, в т.ч. в рамках Таможенного союза.
Поэтому особенно ценны меры, предпринятые Центральным банком в направлении упрощения процедуры оформления внешнеторговой сделки.
Согласно указанию ЦБ России от 29.12.2010 N 2557-У "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 15 июня 2004 г. N 117-И", с 26 февраля 2011 г., в частности, не требуется оформлять ПС по внешнеторговой сделке между нерезидентом и резидентом в случае если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов (до вступления в силу указания для любого вида договора между нерезидентом и резидентом не требовалось оформлять ПС, если сумма договора на дату его заключения не превышала 5 тыс. долларов).
Кроме того, со дня вступления в силу указания N 2557-У резидент вправе закрыть ПС, ранее оформленный по внешнеторговому договору (контракту), общая сумма которого на дату вступления в силу указания не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов или в случае изменения суммы контракта на дату заключения последних изменений (дополнений) к нему, предусматривающих такие изменения.
Таможенный валютный контроль, в отличие от банковского валютного контроля, не столь задокументирован. Он регулируется Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих для целей валютного контроля проверку документов, представленных для таможенного оформления товаров и сведений, заявленных в таможенной декларации (утверждена Приказом ФТС России от 17 ноября 2009 г. N 2075).
Документы и информация, используемые таможенными органами для целей валютного контроля, являются основанием для выделения трех относительно самостоятельных процедур в рамках валютного контроля:
1. Проведение должностным лицом проверки соответствия сведений, заявленных в таможенной декларации, информации, содержащейся в документах, представленных для таможенного оформления товаров.
2. Проведение должностным лицом проверки соблюдения правил заявления в таможенной декларации сведений, необходимых для целей валютного контроля.
3. Проведение должностным лицом проверки соблюдения правил оформления паспорта сделки.
По сути, речь идет о том, что в рамках таможенного валютного контроля должностным лицом таможенного органа анализируются на предмет правильности оформления и соотнесения друг с другом три документа: паспорт сделки, таможенная декларация и внешнеторговый контракт.
При этом Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" наделил ФТС России правом издания нормативных правовых актов в области таможенного дела, сокращающих перечень документов и информации, представляемых при декларировании товаров. Служба уже подготовила проект нормативного акта, согласно которому не требуется представлять паспорт сделки при подаче декларации на товары, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, при их помещении под таможенные процедуры экспорта и временного вывоза. При этом сохранено требование об указании номера ПС в декларации на товары в установленном порядке, при условии наличия электронной копии ПС в региональной базе данных валютного контроля.

Таким образом, в рамках Таможенного союза насущным выглядит как унификация, так и упрощение процедур таможенно-банковского валютного контроля, что, безусловно, положительно скажется на развитии внешнеторговых связей внутри Союза.
Создание системы информационного взаимодействия таможенных органов стран - участниц Таможенного союза между собой, с национальными и уполномоченными банками стран, иными органами государственной власти . Одной из ключевых предпосылок создания эффективной системы таможенного валютного контроля является обеспечение информационного взаимодействия таможенных органов между собой, с иными субъектами валютного контроля трех стран и наднациональными органами в этой сфере.
Правовое обеспечение информационного взаимодействия в сфере валютного контроля является важнейшей составляющей валютного контроля, т.к. наряду с другими факторами позволяет повысить его эффективность, в т.ч. за счет:
1) исключения дублирования функций органов, агентов валютного контроля;
2) повышения уровня оперативности принятия решений;
3) обеспечения большей результативности проведения мероприятий валютного контроля.
Большое значение для организации внутреннего и внешнего валютного контроля в Таможенном союзе будет иметь, во-первых, создание институциональных основ валютного контроля в виде координирующих наднациональных органов валютного регулирования и валютного контроля и, во-вторых, организация взаимодействия между национальными и наднациональными органами в указанной сфере.
Вопросы взаимодействия субъектов валютного контроля необходимо рассматривать в контексте более общих вопросов организации единой информационной и правовой базы стран - участниц Таможенного союза, а также создания общих механизмов взаимодействия таможенных органов этих стран между собой.
27 ноября 2009 г. решением Межгоссовета ЕврАзЭС одобрен проект Концепции создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза. В качестве цели создания системы называется обеспечение эффективного регулирования внешней и взаимной торговли на таможенной территории Таможенного союза, осуществление таможенного, налогового, транспортного и других видов государственного контроля с использованием информационных телекоммуникационных технологий при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Указанной цели предполагается достичь среди прочих решением следующих задач:
- созданием и ведением единой системы нормативно-справочной информации внешней и взаимной торговли Таможенного союза;
- формированием интегрированной информационной структуры межгосударственного обмена данными и электронными документами на таможенной территории Таможенного союза;
- созданием общих для государств-членов интегрирующих элементов и пополняемых централизованных информационных ресурсов;
- организацией информационного взаимодействия органов государств-участников для обеспечения полноты собираемости таможенных платежей, налогов и сборов;
- организацией информационного взаимодействия органов, осуществляющих государственный контроль (фитосанитарный, ветеринарный, санитарно-карантинный, транспортный, экспортный и другие) на таможенной территории Таможенного союза;
- обеспечением информационного взаимодействия на основе межгосударственных и межведомственных соглашений;
- обеспечением доступа к нормативным правовым актам государств - членов Таможенного союза в области внешней и взаимной торговли.
Как уже отмечалось, организация информационного взаимодействия стран - членов Таможенного союза в сфере валютного контроля имеет основой создание системы и технологии взаимодействия между таможенными органами трех стран.
21 мая 2010 г. решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС N 41 принято Соглашение о требованиях к обмену информацией между таможенными органами и иными государственными органами государств - членов Таможенного союза, а 21 сентября 2010 г. подписано Соглашение о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного союза.
Первый документ имеет целью создание нормативной правовой базы для организации обмена информацией между таможенными органами государств - членов Таможенного союза, а также между таможенными органами одного государства - члена Таможенного союза и иными государственными органами другого государства - члена Таможенного союза.
Второй регламентирует отношения, возникающие в процессе составления, отправления, передачи, получения, хранения и использования электронных документов государственными органами государств сторон, физическими или юридическими лицами при применении информационных технологий для обмена электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного союза.
Учитывая, что архитектура информационного взаимодействия таможенных органов с иными субъектами даже внутри отечественной системы валютного контроля только недавно начала обретать зримые черты, можно предположить, с какими трудностями предстоит столкнуться столь близким, но все-таки и столь разным правовым и информационным системам трех государств.
На сегодняшний день в России в сфере валютного контроля нормативно урегулировано информационное взаимодействие:
- между органами валютного контроля (Об информационном взаимодействии между Центральным банком Российской Федерации и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора по вопросам валютного контроля: Соглашение от 15 августа 2007 г.);
- агентов валютного контроля с Центральным банком РФ как органом валютного контроля (Правила по обеспечению взаимодействия не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации: утв. Постановлением Правительства РФ от 11.09.2006 N 560);
- иных субъектов валютного контроля с Росфиннадзором как органом валютного контроля (Правила представления органами и агентами валютного контроля в уполномоченный Правительством Российской Федерации орган валютного контроля (Федеральную службу финансово-бюджетного надзора) необходимых для осуществления его функций документов и информации: утв. Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 166);
- агентов валютного контроля с резидентами (нерезидентами), осуществляющими валютные операции (Правила представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков: утв. Постановлением Правительства Рос. Федерации от 17.02.2007 N 98).

С 16 февраля 2011 г. действует Федеральный закон от 15.11.2010 N 294-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования обмена документами и информацией между органами валютного контроля и агентами валютного контроля". Теперь основные вопросы информационного взаимодействия между субъектами валютного контроля не только более четко регламентированы, но и "подняты" с подзаконного уровня на уровень Основного Закона, регулирующего валютные правоотношения.
Обмен информацией по новым правилам осуществляется в электронном виде. С вступлением в силу изменений в Закон N 173-ФЗ российским участникам ВЭД становится более понятно, как органы и агенты валютного контроля взаимно информируют друг друга, а также в каких случаях и какую информацию можно считать коммерческой, банковской, налоговой или служебной тайной.
В декабре 2009 г. на неформальном саммите в Алматы Президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации утвердили План действий на 2010 - 2011 годы по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП) трех стран, что предполагает уже следующий после создания Таможенного союза виток интеграции трех стран. План предусматривает разработку и подписание к 1 января 2012 г. двадцати международных договоров, обеспечивающих создание ЕЭП.
В целях своевременного выполнения этого Плана утвержден Календарный план формирования правовой базы ЕЭП на 2010 - 2011 гг., предусматривающий разработку, принятие и введение в действие первого пакета из 14 соглашений до 1 июля 2011 г. и второго пакета из 6 документов по ЕЭП - до 1 января 2012 г.
Пакеты разбиты по направлениям:
1. Экономическая политика.
2. Свобода движения капитала, валютная политика.
3. Энергетика, транспорт, связь.
4. Свобода передвижения рабочей силы.
5. Техническое регулирование.
В рамках второго направления в первом пакете до 1 января 2011 г. должны были быть подписаны и до 1 июля 2011 г. введены в действие Соглашение об основах инвестиционной деятельности и Соглашение о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала. Во втором пакете до 1 июля 2011 г. должно быть подписано и до 1 января 2012 г. введено в действие Соглашение о согласованных принципах валютной политики.
Таким образом, путем детализации правовых, институциональных и информационно-технических аспектов взаимодействия государств - участников Таможенного союза создаются предпосылки для создания эффективной системы таможенного валютного контроля в Таможенном союзе.

Международные расчеты – это система организации и регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам, возникающим при осуществлении внешнеэкономической деятельности между государствами, фирмами, предприятиями и гражданами, находящимися на территории разных стран.

Экспортеры, импортеры, банки являются субъектами международных расчетов, взаимодействующими между собой в процессе движения товарораспорядительных документов. Посредниками в международных расчетах выступают банки, организующие движение денег участников внешнеэкономической деятельности.

Правовой основой расчетных отношений являются международные договоры и нормы внутреннего национального законодательства. На правовое регулирование международных расчетов влияют систематизированные унифицированные банковские обычаи и нормы международной банковской практики. Совокупность внутренних правовых норм, регулирующих валютные отношения, называется валютным законодательством.

В настоящее время основным нормативным актом, обеспечивающим регулирование валютных отношений в России, является Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", принятый 10 декабря 2003 г. Данный Федеральный закон использует следующие основные понятия:

1. Валюта Российской Федерации:

Денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

Средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

2. Иностранная валюта:

Денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

Средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

3. Внутренние ценные бумаги:

Эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;

Иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации.

4. Внешние ценные бумаги – ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к внутренним ценным бумагам.

5. Валютные ценности – иностранная валюта и внешние ценные бумаги.

6. Резиденты:

Физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

Постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов;

Дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

7. Нерезиденты:

Физические лица, не являющиеся резидентами;

Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

Организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

Аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

Межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

Находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов.

8. Уполномоченные банки – кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка Российской Федерации филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

9. Валютные операции:

Приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

Приобретение резидентом у нерезидента, либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента, либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

Приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

Ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

Перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

Перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.

10. Специальный счет – банковский счет в уполномоченном банке, либо специальный раздел счета депо, либо открываемый реестродержателями в реестре владельцев ценных бумаг специальный раздел лицевого счета по учету прав на ценные бумаги, используемый для осуществления по нему валютных операций в случаях, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае установления в соответствии с настоящим Федеральным законом требования об осуществлении валютной операции с использованием специального счета (далее также – требование об использовании специального счета) такая валютная операция может осуществляться только с использованием указанного специального счета (данное положение действует до 1 января 2007 г.);

11. Валютные биржи – юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, одним из видов деятельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, которые установлены Центральным банком Российской Федерации.

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

Приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

Единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

Единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

Обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Предыдущая

Лекция 17

Составной частью государственного регулирования внешнеэкономической деятельности выступает валютное регулирование и валютный контроль. Развитие валютного регулирования в России шло в направлении поэтапной либерализации внешнеэкономической деятельности предприятий и фирм. Изменения в области валютного регулирования РФ подготавливали почву для превращения рубля в конвертируемую валюту.

Международные расчетные и валютно-кредитные отношения России с зарубежными странами, порядок и сферы применения иностранных валют российскими предприятиями, организациями и гражданами регулируются на основе принятого Верховным Советом РФ 9 октября 1992 г. № 3615-1 законом Российской Федерации "0 валютном регулировании и валютном контроле".

Согласно данному закону целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Основными направлениями валютного контроля являются: определение соответствия проводимых валютных операций действующему валютному законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации; проверка обоснованности платежей в иностранной валюте, а также проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям; а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля в свою очередь являются Центральный Банк Российской Федерации, а также Правительство Российской Федерации. Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля.

Применительно к регулированию внешнеторговой деятельности валютные операции носят характер текущих валютных операций, включающих в себя: переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежей по экспорту и импорту товаров, работ, услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней; получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней; переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала; переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.



Система валютного контроля направлена на предотвращение нелегальной утечки валютных средств за рубеж через каналы внешней торговли. В своем развитии эволюция системы валютного контроля прошла несколько этапов. Прежде всего эволюция системы валютного контроля характеризуется модификацией методов валютного контроля, включая расширение сферы применения валютного контроля по видам внешнеторговых сделок (экспортные, импортные, товарообменные операции) и степени охвата валютным контролем объектов названных сделок (товары, работы, услуги, результаты интеллектуальной собственности).

Прямой валютный контроль был введен путем издания Инструкции Центрального Банка Российской Федерации и Государственного таможенного комитета Российской Федерации "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров" № 19 и № 01-20/10283 от 12.10.93 года и введенной в действие в 1994 году. Первоначально данная Инструкция распространяла свое действие на стратегически важные сырьевые товары, а затем распространила свое действие на всю товарную номенклатуру ТН ВЭД в форме таможенно-банковского контроля под эгидой Центрального Банка Российской Федерации и Государственного таможенного комитета Российской Федерации. Система позволила увязать в одну цепочку субъектов российских экспортных сделок: экспортер-уполномоченные банки-таможня. Основой системы валютного контроля является паспорт сделки. В связи с принятием настоящей Инструкции возникло два подхода к реализации функции валютного контроля: 1. Уполномоченный банк и таможенный орган осуществляют сквозной мониторинг за своевременным и полным возвратом валютной выручки в Российскую Федерацию за поставленные на экспорт товары; 2. Контроль за своевременным и полным поступлением товаров из-за рубежа по стоимости, эквивалентной сумме переведенной за рубеж валюты (180 дней с даты выпуска товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации). Названная выше Инструкция ЦБ РФ и ГТК России определила, что экспортеры обязаны обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта товаров на свои валютные счета в уполномоченных банках Российской Федерации.

С целью осуществления контроля за выполнением данного требования экспортер обязан оформить паспорт сделки - базовый документ валютного контроля, содержащий сведения о внешнеторговой сделки. Паспорт сделки оформляется, согласно оригиналу или контракта или его копии уполномоченным банком, на транзитный валютный счет, на который должна поступить валютная выручка от экспорта товаров по данному контракту. С момента подписания паспорта сделки экспортер принимает на себя ответственность за полное соответствие сведений, приведенных в паспорте сделки, условиям контракта, на основании которого был составлен паспорт сделки, за зачисление в полном объеме, и в установленные сроки выручки от экспорта товаров по контракту, на основании которого был составлен данный паспорт сделки, на транзитный счет экспортера в уполномоченном банке, в который представляется паспорт сделки для оформления. С целью оформления паспорта сделки экспортер обязан предоставить оригинал или заверенную копию, паспорт сделки, в результате чего после рассмотрения данных документов, уполномоченный банк подписывает экземпляры сделки.

Паспорт сделки служит основанием для принятия контракта на расчетное обслуживание уполномоченным банком, что рассматривается как выражение согласия на выполнение функции по контролю за поступлением валютной выручки от экспорта товаров по представленному экспортером контракту. В случае несоответствия данных в контракте, сведениям, указанным в паспорте сделки, несоответствия предусмотренных контрактом валютных операций требованиям валютного законодательства, оформления паспорта сделки с нарушениями установленных требований, наличия в контракте условий, предусматривающих зачисление валютной выручки на счета предприятий или лиц, не являющихся экспортерами по данному контракту, отсутствия в контракте условий, предусматривающих зачисление валютной выручки на счет экспортера в уполномоченном банке, отсутствия в контракте каких-либо сведений, необходимых для составления паспорта сделки уполномоченный банк обязан отказать оформлении паспорта сделки.

Паспорт сделки оформляется в двух экземплярах, один из которых находится в уполномоченном банке, а другой передается экспортеру вместе с оригиналом контракта.

Таможенные органы принимают для таможенного оформления ксерокопию паспорта сделки, снятую с оригинала в уполномоченном банке, а также копии ГТД на оформляемый груз, предварительно снятые с оригинала ГТД на экспортируемые товары, а также другие документы, предусмотренные таможенным законодательством. При этом таможенные органы сверяют соответствие данных паспорта сделки с данными ГТД и представленных документов, включая подписи ответственных лиц уполномоченного банка. С момента выпуска товаров таможенными органами экспортер предоставляет в течение 10 дней в уполномоченный банк копию ГТД, полученную от таможенного органа, оформившего выпуск товаров. ГТД является основой для выписки реестра со стороны ГТК РФ. Реестр предполагает наличие календарной последовательности ожидаемого поступления валютной выручки на транзитный счет в уполномоченном банке, а также отгрузок товаров за пределы таможенной территории. Данный реестр в копии направляется экспортеру с целью предоставления им данного реестра в последующем в ГТК РФ. Реестр предоставляется экспортеру для идентификации сумм, которые направляются на транзитный счет в уполномоченном банке, по отношению к конкретным отгрузкам, указанным в Реестре. С момента поступления денежных средств в иностранной валюте на транзитный валютный счет экспортер дает поручение уполномоченному банку о продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке, а также переводе оставшейся после продажи валютной выручки на свой текущий валютный счет. В данном поручении экспортер указывает реквизиты паспорта сделки и учетной карточки таможенно-банковского контроля, являющейся основой реестра, выписываемого ГТК РФ, и которая направляется уполномоченным банком в ГТК РФ. Уполномоченный банк в свою очередь заполняет оригинал реестра независимо от полноты и своевременности поступления валютной выручки от экспорта товаров, предварительно проверив правильность отнесения экспортером поступивших сумм, согласно учетной карточки таможенно-банковского контроля, а также даты, указанные экспортером в копии ГТД, и датами поступления валютной выручки на транзитный валютный счет экспортера в данном банке. После данной проверки заполненный оригинал реестр направляется в ГТК РФ.

Надо учесть, что уполномоченный банк имеет право взимать комиссию за выполнение функций валютного контроля, но не свыше 0.15% от суммы контракта. Выполняя функцию валютного контроля уполномоченный банк обязан предоставить образцы карточек с подписями ответственных за оформление паспортов сделки лиц, включая их списки, в Центральный Банк Российской Федерации.

В целях развития валютного контроля, связанного с зачислением валютной выручки, и регулирующего таможенный режим экспорта, Центральный Банк Российской Федерации и Государственный таможенный комитет издали Инструкцию "0 порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары № 30 и № 01-20/10538 от 26.07.95 года. Согласно данной инструкции, под действие валютного контроля подпадают валютные операции в отношении товаров, которые ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с таможенными режимами "выпуск для свободного обращения" и "реимпорт", сделки, по которым расчеты полностью или частично предусмотрены в иностранной валюте. Действие системы валютного контроля не распространяется на сделки по импорту работ, услуг, расчеты по которым осуществляются только в российской валюте, согласно российскому законодательству, на сделки, по которым не предусмотрено проведение расчетов в денежной форме (бартерные поставки, поставки гуманитарной помощи), на сделки, осуществляемые по импорту товаров в счет государственных кредитов в соответствии с международными договорами с участием нашей страны, на сделки, в отношении импорта товаров из стран членов СНГ.

Импортер, заключивший сделку, предусматривающую перевод из Российской Федерации иностранной валюты для приобретения товаров, обязан ввезти их на указанную в сделке сумму, либо обеспечить полный возврат валюты в сроки, предусмотренные в контракте, но не позднее 180 календарных дней с даты перевода денежных средств, если иное не разрешено Центральном Банком Российской Федерации. В случае невыполнения условий поставок товаров или возврата валюты импортер несет ответственность в виде штрафа в размере суммы, эквивалентной сумме иностранной валюты, переведенной в оплату товаров. При этом штраф не налагается в случаях документально подтвержденных форс мажорных обстоятельств.

Расчеты по импортной сделке осуществляются только через уполномоченный банк, оформивший паспорт сделки. Уполномоченный банк производит платежи по импортному контракту, открытие импортных аккредитивов только при наличии подписанного им паспорта сделки. Оплата импортируемого товара по контракту импортера может осуществляться только со счета импортера в уполномоченном банке и только этим банком или банком-корреспондентом, действующим по его поручению.

В случае заключения импортером сделки, предусматривающей превышение срока в 180 календарных дней между днем оплаты импортируемого товара и датой его таможенного оформления, то импортер в данном случае обязан получить лицензию на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала со стороны Центрального Банка Российской Федерации.

Распространение валютного контроля в отношении таможенных режимов экспорта и импорта товаров, связано также и с применением государственного регулирования в отношении бартерных сделок. Указ Президента Российской Федерации "0 государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок" от 18.08.96 года № 1209 определил, что внешнеторговой бартерной сделкой является сделка, предусматривающая обмен эквивалентными по стоимости товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности.

Рассматриваемый Указ Президента Российской Федерации определил, что российские лица, заключившие или от имени которых заключены бартерные сделки, обязаны в сроки, установленные законодательством Российской Федерации для исполнения текущих валютных операций, исчисляемые, с даты выпуска экспортируемых товаров таможенными органами Российской Федерации либо с момента выполнения работ, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности, обеспечить ввоз на таможенную территорию Российской Федерации эквивалентных по стоимости товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности с подтверждением факта ввоза соответствующими документами. В случае превышения указанных сроков и выполнение иностранным лицом встречного обязательства способом, не предусматривающим ввоза на таможенную территорию нашей страны товаров, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, допускается только на основании разрешения МВЭС России. Если же произошло изменение условий договора, устанавливающего обмен товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, на условия, предусматривающие осуществление расчетов в денежных или иных платежных средствах, российские лица обязаны обеспечить возврат этих средств в сумме, эквивалентной стоимости экспортированных товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности на свои счета в уполномоченных банках с соблюдением требований валютного регулирования и валютного контроля.

Настоящий Указ Президента Российской Федерации ввел понятие паспорта бартерной сделки, на основании которого осуществляется таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу в счет исполнения бартерных сделок. При совершении бартерной сделки российскими лицами необходимо представлять экспортируемые товары для экспертной оценки количества, качества и цены. Указ Президента Российской Федерации установил, что таможенный режим экспорта распространяется на исполнение бартерных сделок в части эквивалентного ввоза товаров, услуг, работ, результатов интеллектуальной деятельности, так и в части зачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках. При этом контроль за исполнением бартерных сделок осуществляется таможенными органами.
В развитие вышеупомянутого Указа Президента Российской Федерации
Правительство Российской Федерации издало постановление "О мерах по
государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок" от 31.10.96 № 1300, предусмотрев в нем введение сертификата учета внешнеторгового контракта. Сертификат представляется по требованию органов и агентов валютного контроля в связи с выполнением ими своей функций по реализации валютного контроля, а также для предоставления в МВЭС России для подготовки экспертных заключений, выполняемых в целях валютного контроля.

С целью получения такого сертификата субъекту внешнеторговой деятельности необходимо подать заявление Уполномоченному МВЭС России по соответствующему региону в соответствующей форме с оригиналом экспортного или импортного контракта, его копию, заверенную руководителем организации экспортера или импортера, копию договора комиссии или купли продажи, если субъект внешнеторговых связей не является владельцем товара, копию справки Госкомстата России, а также заявление на сертификат учета контракта. Срок рассмотрения заявления и прилагаемых к нему документов составляет 21 день. Рассмотрение контрактов Уполномоченными МВЭС России в соответствующих регионах имеет своим результатом не только получение сертификата учета контракта, но и получение рекомендации в письменной форме, направленные на улучшение контрактов, согласно Рекомендациям по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов.

Данные рекомендации заверяются подписью и печатью Уполномоченного МВЭС России в соответствующем регионе. При этом такие рекомендации должны быть учтены во внешнеторговом контракте непосредственно заявителем на получение сертификата учета контракта.

Вмешательство государства путем применения вышеописанных элементов, составляющих систему валютного контроля, в регулирование внешнеторговой деятельности на территории Российской Федерации, не может являться полностью завершенным, без существования такого элемента валютного регулирования как система обязательной экспертной оценки количества, качества и цены экспортируемых товаров. Постановление Правительства Российской Федерации "О введении единой системы экспертной оценки количества, качества и цены экспортируемых товаров" от 28.12.95 года № 1267 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.96 года № 298), принятое на основе четвертого соглашения Правительства Российской Федерации и Международного Валютного Фонда в рамках расширенной программы финансирования для нашей страны сроком на три года и размером в 10.2 млрд. долларов в целях либерализации российской экспертной политики, которое предусматривает введение с 01.01.96 года единую систему экспертной оценки количества, качества и цены экспортируемых товаров.

Данное постановление утвердило Положение о порядке допуска российских и иностранных организаций к проведению экспертной оценки количества, качества и цены экспортируемых товаров. Рассматриваемое положение ориентировано на осуществление валютного контроля, т.е. своевременного поступления выручки от экспорта товаров в уполномоченный банк- агент валютного контроля. Валютная выручка зачисляется в уполномоченный банк после осуществления отгрузки и оплаты товара с учетом проверки количества, качества и цены экспортируемых товаров. Цена контролируется с учетом индивидуальности экспортной сделки на базе отгрузочных документов. Оценка цены в сочетании с оценкой количества и качества является доказательством того, что декларируемые данные элементы экспортного контракта соответствуют действительности. Экспортер самостоятельно принимает решение проводить или нет указанную экспертную оценку, но в случае не зачисления или неполного зачисления валютной выручки на счет в уполномоченном банке-агенте валютного контроля, экспортер обязан предоставить сертификат о пред таможенной (пред отгрузочной) экспертной оценке количества, качества и цены экспортируемых товаров.

Таможенная стоимость товара, являющаяся основой цены экспортируемого товара, есть основа расчета за поставленный иностранному покупателю товар. При этом в случае наличия предварительной цены товара, и ее последующем отклонении, согласно формуле расчета окончательной цены, приведенной в экспортном контракте, может быть заявлена временная (условная) цена, разрешенная таможенным органом корректировать предварительную цену. При этом окончательная корректировка экспортной цены устанавливается таможенным органом с учетом заявленной таможенной (условной) цены и товара, а также реальной ценой контракта на дату платежа.

С целью установления окончательной цены экспортного контракта проводится экспертная оценка цены, количества и качества. Экспертная оценка окончательной цены, количества и качества предоставляется в таможенный орган, осуществляющий таможенное оформление экспортируемого товара для заявления полученной оценки в грузовой таможенной декларации при выпуске товаров с таможенной территории нашей страны. Надо учесть, что временная цена базируется на фактурной стоимости, заявляемой на дату таможенного оформления экспортируемого товара.

В законодательстве не урегулирован вопрос о корректировке таможенной стоимости экспортируемого товара, что приводит к отсутствию алгоритмов у таможенных органов корректировки окончательной таможенной стоимости экспортируемого товара. Следовательно, необходим документ о корректировке таможенной стоимости, выдаваемый таможенным органом, осуществляющим таможенное оформление экспортируемого товара. В связи с изложенным, валютная выручка от экспорта товаров представляет собой доход от продажи товаров, возникающий по факту оплаты ее иностранным покупателем, которая должна быть зачислена в уполномоченный банк-агент валютного контроля на территории Российской Федерации. Что же касается оформления результатов экспертной оценки количества, качества, цены экспортируемого товара, то экспертная оценка оформляется сертификатом о проведении пред таможенной экспертной оценки количества, качества, цены экспортируемого товара. Данный документ является основанием для физической характеристики экспортируемого товара, а также заключением по ценовым условиям внешнеторговой сделки, в случае отсутствия в контракте окончательной цены такого товара. Экспертная оценка применяется в отношении таких товаров как нефть, нефтепродукты, лес, газ и другие, а это в свою очередь заставляет проводить корректировку таможенной стоимости экспортируемых товаров.

Экспертная оценка количества, качества, цены товара осуществляется российскими и иностранными организациями, имеющими договор с Федеральной службой по валютному и экспортному контролю, удостоверяемый свидетельством о допуске к проведению экспертной оценки, выданным соответствующим государственным органом. Решение о допуске российских и иностранных организаций к проведению экспертной оценки количества, качества, цены товара принимается Комиссией Правительства Российской Федерации по вопросам количества, качества и цены экспортируемых товаров. Главным критерием принятия такого решения является наличие опыта и ресурсов, позволяющих создать своевременную систему обработки и передачи данных, характер предоставляемых услуг, их стоимость, сроки исполнения и условия расчетов, гарантия выполнения предоставляемых услуг, их качества и цены.

В случае неполного и несвоевременного получения валютной выручки от экспорта товаров, в отношении которых была проведена экспертная оценка количества, качества и цены, рассмотрение обоснованности заявления российского экспортера по данному факту со стороны МВЭС России, производится только при наличии сертификата о проведении пред таможенной экспертной оценки, оформленным указанными выше экспертными организациями.

Важным компонентом валютного регулирования является режим курса рубля по отношению к иностранным валютам. Режим валютного курса несколько раз менялся за годы реформ.

В целом сложившийся к настоящему времени в России валютный режим можно охарактеризовать как довольно либеральный.
Однако, одновременно обратимость рубля до сих пор во многих отношениях имеет ограниченный характер, поскольку:

1. сохраняются внешнеторговые ограничения (тарифные и количественные);

2. не создана экономическая и монетарная основа для формирования равновесного курса с точки зрения соотношения внутренних и внешнеторговых цен.

Новое на сайте

>

Самое популярное