Анализ внешнего долга России по годам показывает, что страна все меньше занимает за рубежом. Это касается, как государственного долга, так и частного. Сегодня расскажем, на каком уровне находится внешний долг страны, кому должна Россия, как будут проходить выплаты?
В нашей работе опираемся только на официальные данные ЦБ РФ и Минфина. Так, по оценкам регулятора, на 1 апреля 2018 года внешний долг государственного сектора РФ в расширенном определении составлял 255,3 млрд долларов.
В эту цифру входят не только прямые долги органов госуправления, но и задолженность Центробанка, а также банков и иных корпораций с присутствием государства в капитале в размере более 50%. По сути, именно на них и приходится существенная часть долга. Конкретно к госорганам из этой суммы относится не более 60 млрд долларов.
Внешний государственный и частный долг России (ЦБ РФ)
Дата проведения оценки | Внешний долг госсектора, млрд $ | Внешний долг частного сектора, млрд $ |
---|---|---|
1.04.2018 | 255,3 | 264,4 |
1.04.2017 | 255,1 | 266,4 |
1.04.2016 | 267,7 | 252,4 |
1.04.2015 | 278,9 | 278,3 |
1.04.2014 | 375,4 | 340,4 |
1.04.2013 | 355,0 | 336,6 |
1.04.2012 | 230,9 | 326,5 |
1.04.2011 | 203,8 | 304,4 |
1.04.2010 | 178,6 | 284,1 |
1.04.2009 | 150,1 | 295,3 |
1.04.2008 | 183,5 | 298,9 |
1.04.2007 | 154,2 | 201,3 |
1.04.2006 | 155,9 | 117,2 |
Как видно из таблицы, государственный внешний долг РФ активно рост вплоть до 2014 года. Однако после изменения геополитической обстановки в мире размер задолженности стал снижаться. Это стало следствием ограничения доступа отечественных компаний к внешнему финансированию.
Если посмотреть только задолженность органов госуправления РФ без учета долгов ЦБ и госкомпаний, то также заметно, что Россия резко перестала занимать после 2014 года и вернулась на международный рынок капитала лишь в 2017 году. Как полагают специалисты, этот шаг был необходим, чтобы покрыть дефицит бюджета страны и заодно проверить, будут ли иностранные инвесторы покупать госдолг РФ в условиях санкционных ограничений в отношении РФ.
Внешний долг только органов госуправления РФ (ЦБ РФ)
Дата проведения оценки | Внешний долг органов госуправления РФ, млрд $ |
---|---|
1.04.2018 | 59,7 |
1.04.2017 | 45,8 |
1.04.2016 | 32 |
1.04.2015 | 33,5 |
1.04.2014 | 53,6 |
1.04.2013 | 57,4 |
1.04.2012 | 36,3 |
1.04.2011 | 35,3 |
1.04.2010 | 31,3 |
1.04.2009 | 31,1 |
1.04.2008 | 36,8 |
1.04.2007 | 43,3 |
1.04.2006 | 69,5 |
Надо отметить, что госдолг РФ иностранцы покупают очень охотно, спрос порой даже превышает предложение. А все потому, что пока фактического запрета на владение госдолгом нет. Но все может измениться в ближайшие месяцы после того, как в США был разработан законопроект, предлагающий ввести санкции в отношении госдолга РФ. Если законопроект будет принят, то иностранцы не смогут покупать новые выпуски гособлигаций РФ. Также новые правила могут затронуть активы крупнейших госбанков РФ на территории США.
Сравнивая внешний долг России и США, нужно принимать во внимание задолженность на душу населения. Если в РФ она составляет 3,5 тыс. долларов, то в США каждый житель, включая младенцев и пенсионеров, несет на себе бремя внешнего долга в размере 64 тыс. долларов. В 2018 году совокупный размер внешнего долга США превысил 21 трлн долларов, что составляет 106% ВВП. И это несмотря на обещания президента США сокращать госдолг. Еще один примечательный факт на эту тему. Первые 10 трлн долларов США копили 2 века, а вот вторые – набрали всего за 8 лет.
Размер внешнего долга на душу населения
Дата проведения оценки | Внешний долг на душу населения, $ |
---|---|
2018 | 3540 |
2017 | 3527 |
2016 | 3486 |
2015 | 3539 |
2014 | 4100 |
2013 | 5072 |
2012 | 4440 |
2011 | 3767 |
2010 | 3420 |
2009 | 3262 |
2008 | 3381 |
2007 | 3270 |
2006 | 2202 |
Но возвращаемся домой. Здесь нас интересуют предстоящие выплаты России по внешнему долгу. Традиционно наибольшие выплаты фиксируются в конце года. Смотрите график погашения внешнего долга по основному долгу и процентам.
График погашения внешнего долга РФ по месяцам: основной долг (ЦБ РФ)
Срок платежа | Госдолг, млн $ | |
---|---|---|
Сентябрь 2018 | 10 | 7 668 |
Октябрь 2018 | 25 | 6 335 |
Ноябрь 2018 | 40 | 6 953 |
Декабрь 2018 | 56 | 13 207 |
Январь 2019 | 279 | 3 093 |
Февраль 2019 | 504 | 2 650 |
Март 2019 | 5 937 | |
2 квартал 2019 | 1 553 | 15 269 |
3 квартал 2019 | 30 | 9 730 |
4 квартал 2019 | 734 | 16 627 |
1 квартал 2020 | 30 | 9 252 |
Большие объемы выплат по внешнему долгу могут оказывать негативное влияние на курс рубля, именно поэтому многие специалисты, которые профессионально занимаются прогнозированием курсов валют, в обязательном порядке обращают внимание на график выплат по внешнему долгу.
График выплат по внешнему долгу РФ: проценты (ЦБ РФ)
Срок платежа | Госдолг, млн $ | ВСЕГО, включая госдолг, долги ЦБ, банков, прочих секторов, млн $ |
---|---|---|
Сентябрь 2018 | 264 | 1 697 |
Октябрь 2018 | 521 | 2 147 |
Ноябрь 2018 | 151 | 1 378 |
Декабрь 2018 | 374 | 1 833 |
Январь 2019 | 262 | 1 287 |
Февраль 2019 | 429 | 1 552 |
Март 2019 | 259 | 1 671 |
2 квартал 2019 | 1 044 | 4 614 |
3 квартал 2019 | 931 | 3 902 |
4 квартал 2019 | 993 | 4 430 |
1 квартал 2020 | 925 | 3 845 |
Что касается держателей внешнего госдолга России, то еще в 2017 году Россия погасила последний долг СССР, выплатив Боснии и Герцеговине 125,2 млн долларов. За годы после развала Союза Россия последовательно гасила внешний долг, перечислив в общей сложности 100 млрд долларов. Сегодня, если смотреть с точки зрения государственных кредитов, Россия должна только Южной Корее около 0,5 млрд долларов. Как обещают чиновники, задолженность будет погашена в плановом режиме до 2025 года.
График погашения внешнего долга РФ по видам долгов (Минфин)
Дата платежа | Ценные госбумаги в валюте, млн $ | Кредиты государств, международных организаций, млн $ |
---|---|---|
2019 | 2 205 | 234 |
2020 | 5 078 | 189 |
2021 | 529 | 161 |
2022 | 2 529 | 125 |
2023 | 3 352 | 97 |
2024 | 352 | 88 |
2025 | 88 | 77 |
2026 | 3 088 | 6 |
2027 | 2 492 | 2 |
2028 | 2 588 | 1 |
Из графика погашения внешнего долга РФ видно, что в основном сегодня Россия обслуживает облигационные займы, держателями которых могут быть, как государственные структуры, так частные банки, корпорации, инвесторы из разных стран мира и т.д. А вот доля кредитов государств, международных организаций в общем объеме погашения уже составляет крошечную долю и продолжает неуклонно ползти вниз.
Если вы хотите сравнить внешний долг РФ и внутренний, то необходимо знать, что, по данным Минфина, по состоянию на 1 августа 2018 года государственный внутренний долг страны составляет почти 7,6 трлн рублей. В переводе на валюту это примерно 111,7 млрд долларов
Финансовые обязательства страны по займам у других государств называют внешним долгом. В эту сумму входят и невыплаченные проценты. Бюджетный кодекс РФ так трактует значение словосочетания «внешний долг»: вся задолженность страны в иностранной валюте.
Кредиторами для государства могут быть:
- другие державы;
- финансовые организации мирового значения (МВФ – Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и т. д.);
- нерезиденты (частные фонды по международному финансированию).
Специалисты по временным рамкам классифицируют внешние долги на:
- Краткосрочные – заем сроком до 1 года.
- Среднесрочные – на 5 лет.
- Долгосрочные – на 30 лет.
Внешняя задолженность может увеличиваться за счет капитализации процентов по более ранним кредитам и за счет невыполненных в определенный срок обязательств по каким-либо причинам.
Государственный внешний долг России
Многие специалисты-финансисты высказывают мнение, что сегодняшний внешний государственный долг нашего государства – плод кропотливого одалживания взаймы СССР у других держав. Выражается он в долларовом эквиваленте. Дело в том, что после распада Союза ни одно новоиспеченное самостоятельное государство, кроме нашего, не смогло бы взяться за выполнение долговых обязательств своего прародителя. И по настоянию держав-кредиторов Запада сработал «нулевой вариант»: за два года (1992-1993 гг.) прежние республики Союза передали РФ свои зарубежные активы и обязательства по кредитам. Как некоторую компенсацию, РФ получила возможность также быть кредитором для Кубы, Ирака, Афганистана, Монголии, Сирии, Вьетнама, КНДР, Эфиопии, Алжира, Ливии, Индии.
Долг России перед другими странами состоит из:
- Обязательства бывшего Союза (до 1 января 1992 года) перед Парижским и Лондонским клубами:
- межбанковские кредиты;
- векселя;
- ценные бумаги;
- облигации.
- Обязательства РФ (после января 1992 года) перед нерезидентами (МВФ и группа Всемирного банка):
- бюжетозамещающие займы (финансовые – серия траншей для осуществления экономических реформ и финансирования импорта);
- инвестиционные долги (нефинансовые – для финансирования в области энергетики, транспорта, коммунального хозяйства, дорожного строительства, образования, медицины);
- авансовые долги (для помощи в подготовке технических проектов и их внедрения);
- еврооблигации (для финансирования бюджетного дефицита);
- коммерческие сделки;
- государственные кредиты на двусторонней основе.
Управление внешним долгом
Правительство РФ выполняет ряд действий для погашения кредитов. Это:
- Реструктуризация (изменение условий кредитования) долга перед Парижским и Лондонским клубами.
- Обмен государственных краткосрочных облигаций (ГКО) на евробонды (предъявительские ценные бумаги).
- Переход ГКО в ОФЗ (облигации федерального займа).
- Обмен ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) на ОГВЗ (облигации государственного валютного займа).
- Смена коммерческих задолженностей на еврооблигационные займы.
Кроме названых стандартных операций по погашению внешних кредитов, правительство РФ использовало ряд нестандартных:
- финансирование экспортных поставок товаров (в счет погашения долга) в Чехию, Словакию, Венгрию, Румынию, Китай, Польшу, Францию, Финляндию, Италию, Южную Корею, Уругвай;
- дисконтирование с досрочной выплатой по кредитным обязательствам (для этого используется фонд стабилизации РФ, сформированный благодаря дополнительным прибылям от высоких цен на нефть).
Как считают эксперты, такие нестандартные шаги приносят пользу России и помогают выплатить внешний долг. Если последовательно проводить все названные мероприятия, то существует перспектива выйти из долгового кризиса в течение ближайших десяти лет, а благодаря этому стабилизируется и экономическая ситуация в стране. Но приходится прилагать значительные усилия в сложившейся ситуации на 2019 год.
Внешний долг России перед другими странами на 2018-2019 год
Эксперты-финансисты подсчитали, что по итогам последнего квартала 2017 года внешний долг России составляет 537,5 миллиарда долларов США. Но при этом успокаивают, что даже такая сумма не сможет привести нашу страну к дефолту, хотя некоторые компании рискуют обанкротиться.
Наиболее весомый долг у России перед США и государствами ЕС. Специалисты уточняют, что в 2018 году выплаты по внешнему долгу России составили 12,5 миллиарда долларов. Благодаря девальвации (снижению курса национальной валюты) суммарная задолженность увеличивается, хотя долги выплачиваются постоянно. В 2019 году практически все бюджетные средства уйдут на выплату внешнего госдолга. В связи с этим российский бизнес столкнется со снижением доходов (как следствие – сокращение рабочих мест, уменьшение налоговых отчислений, увеличение доли импорта).
Россия постепенно меняет свой статус: из должника переходит в кредитора. Согласно финансовым отчетам, позиции частного сектора по внешним активам сравнялись с пассивами. Проблема остается со сбалансированием бюджета нашей страны, который, как известно, основан на ценовой политике нефти в рублях.
Мнение экспертов
Любой внешний долг для страны является показателем доверия к ней со стороны других государств. Если в этой стране стабильная экономическая ситуация, то внешний долг не будет являться ключевой проблемой для правительства и населения. Эксперты определили пределы, переход за которые может привести экономику страны к упадку – это отношение внешнего долга к валовому внутреннему продукту свыше 80% (низкая – до 48%, умеренная – до 80%). Эти расчеты основаны на том, что любая задолженность страны другим государствам-кредиторам отдается из стоимости продуктов производимых на своей территории.
При росте внешнего долга автоматически снижается рейтинг этой страны, авторитет ее правительства у населения.
Погашение внешнего госдолга на первое полугодие 2017 год:
- 29 млрд. долларов в счет основного долга;
- 12,8 млрд. долларов в качестве процентной ставки.
Специалисты делают выводы: за 2018 год выплатили меньше, чем уже выплаченная сумма задолженности в 2019 году. Такая ситуация объясняется тем, что РФ в 2019 году сохранила положительное торговое сальдо (разница между ценой экспорта и импорта) – за январь — июль 2018 году эта разница составила 72 миллиарда долларов.
К тому же ЦБ России прогнозирует, что избыточного спроса на валютном рынке не будет. Также не ожидается и девальвации российского рубля, какая была в конце прошлого года (резко снизились цены на нефть, при этом доступность финансовых рынков для компаний нашей страны была ограничена). Повторения прошлогодней ситуации не будет, поэтому специалисты советуют не паниковать, а с оптимизмом строить планы на будущее.
Официальным источником данных по истории, состоянию, структуре и планам платежей внешнего долга России является Центральный банк РФ.
Энциклопедичный YouTube
1 / 2
✪ Что такое внешний долг и можно ли стране прожить без него?
✪ Вся ПРАВДА про ГОСДОЛГ и ФРС США. Кому и сколько должна Америка? | USA government debt.
Субтитры
История
К 2002 году общий внешний долг упал до 146 млрд. USD. С начала 2000-х годов экономическая ситуация в стране сделала доступными иностранные коммерческие кредиты. Превалировавший в 90-е годы государственный долг продолжил уменьшаться, но бурный рост коммерческого кредитования довел общий внешний долг до полутриллиона долларов к 2008 году. Мировой экономический кризис 2008 года вынудил заметно уменьшить объемы внешних заимствований. Тем не менее уже через год рост заимствований возобновился, а к 2012 году уровень долгов достиг докризисных показателей.
Очередного максимума общий долг достиг к лету 2014 года, превысив 700 млрд. USD. Летом 2014 года в рамках санкций в связи с событиями на Украине , западным финансовым институтам запретили предоставлять кредиты резидентам Российской Федерации. Размер долга стал стремительно уменьшаться. Пиковые выплаты по внешнему долгу пришлись на зиму 2014-2015 года, когда за несколько месяцев было выплачено более 100 миллиардов долларов, что вызвало крупный валютный кризис в России и резкое обрушение курса рубля. За год после объявления моратория на кредитование долг России уменьшился почти на 200 миллиардов долларов. Золотовалютные резервы России также значительно сократились.
Общий внешний долг
Внешний долг Российской Федерации в миллионах долларов США. Федеральный долг, долг СССР, долг Центрального Банка РФ и долги субъектов РФ составляют государственный долг РФ.
Дата | Общий внешний долг | Долг компаний | Долг банков (кроме ЦБ РФ) | Федеральный долг (без СССР, ЦБ и субъектов РФ) | Долг Центрального банка РФ | Долг субъектов РФ | Долг СССР |
---|---|---|---|---|---|---|---|
01.01.1994 | 118 007 | 803 | 1 304 | 9 920 | 1 474 | - | 104 507 |
01.01.1995 | 126 810 | 1 229 | 2 277 | 12 770 | 493 | - | 110 040 |
01.01.1996 | 132 850 | 2 906 | 4 692 | 18 824 | 706 | - | 105 722 |
01.01.1997 | 153 044 | 5 506 | 8 669 | 34 728 | 438 | 6 | 103 697 |
01.01.1998 | 182 883 | 14 797 | 18 153 | 53 331 | 231 | 1 232 | 95 139 |
01.01.1999 | 188 534 | 19 990 | 10 011 | 53 743 | 4 151 | 2 417 | 98 222 |
01.01.2000 | 178 256 | 21 518 | 7 735 | 46 715 | 3 464 | 2 049 | 96 775 |
01.01.2001 | 160 234 | 21 513 | 8 953 | 58 545 | 3 171 | 1 193 | 66 859 |
01.01.2002 | 146 553 | 22 511 | 11 305 | 48 477 | 2 308 | 1 004 | 60 950 |
01.01.2003 | 151 302 | 32 795 | 14 158 | 46 288 | 1 050 | 1 085 | 55 926 |
01.04.2003 | 153 215 | 36 167 | 13 947 | 44 870 | 1 728 | 1 060 | 55 443 |
01.07.2003 | 158 166 | 39 682 | 16 793 | 42 649 | 1 790 | 1 055 | 56 197 |
01.10.2003 | 165 834 | 45 432 | 18 727 | 42 079 | 2 835 | 1 094 | 55 668 |
01.01.2004 | 184 955 | 54 139 | 24 834 | 43 688 | 2 738 | 1 264 | 58 292 |
01.04.2004 | 189 539 | 60 223 | 25 054 | 44 930 | 3 840 | 1 376 | 54 116 |
01.07.2004 | 192 349 | 65 461 | 24 270 | 43 025 | 4 485 | 1 417 | 53 692 |
01.10.2004 | 193 199 | 67 478 | 25 489 | 42 703 | 3 398 | 1 368 | 52 763 |
01.01.2005 | 213 335 | 75 597 | 32 336 | 43 152 | 4 682 | 1 633 | 55 936 |
01.04.2005 | 219 353 | 84 309 | 34 448 | 38 104 | 7 885 | 1 526 | 53 081 |
01.07.2005 | 227 829 | 90 193 | 37 634 | 38 699 | 9 031 | 1 472 | 50 799 |
01.10.2005 | 226 708 | 102 199 | 43 380 | 35 907 | 9 241 | 1 326 | 34 654 |
01.01.2006 | 257 204 | 125 028 | 50 119 | 35 652 | 10 954 | 1 185 | 34 268 |
01.04.2006 | 273 280 | 130 036 | 57 171 | 34 510 | 16 562 | 1 202 | 33 799 |
01.07.2006 | 289 110 | 143 561 | 66 671 | 32 179 | 12 466 | 791 | 33 442 |
01.10.2006 | 269 512 | 136 693 | 78 440 | 32 945 | 9 035 | 905 | 11 494 |
01.01.2007 | 313 214 | 163 472 | 101 094 | 33 844 | 3 928 | 1 486 | 9 390 |
01.04.2007 | 355 587 | 192 615 | 110 834 | 33 000 | 8 762 | 1 518 | 8 857 |
01.07.2007 | 399 548 | 219 332 | 131 270 | 30 798 | 8 161 | 1 462 | 8 527 |
01.10.2007 | 438 836 | 238 379 | 147 987 | 29 956 | 12 803 | 1 556 | 8 155 |
01.01.2008 | 464 384 | 261 115 | 163 978 | 28 745 | 1 912 | 1 534 | 7 100 |
01.04.2008 | 482 501 | 271 450 | 171 601 | 28 189 | 2 587 | 1 670 | 7 004 |
01.07.2008 | 533 423 | 302 504 | 192 961 | 28 435 | 3 293 | 1 546 | 4 682 |
01.10.2008 | 540 232 | 306 400 | 197 895 | 26 553 | 3 366 | 1 451 | 4 567 |
01.01.2009 | 479 823 | 281 354 | 166 222 | 23 624 | 2 762 | 1 312 | 4 550 |
01.04.2009 | 445 526 | 269 303 | 146 358 | 21 744 | 2 480 | 1 206 | 4 434 |
01.07.2009 | 465 886 | 290 315 | 141 584 | 24 100 | 3 937 | 1 516 | 4 432 |
01.10.2009 | 473 398 | 294 180 | 135 800 | 25 058 | 12 221 | 1 688 | 4 451 |
01.01.2010 | 466 294 | 293 184 | 127 157 | 26 300 | 14 630 | 1 834 | 3 189 |
01.04.2010 | 462 840 | 290 291 | 128 976 | 25 758 | 12 227 | 2 439 | 3 149 |
01.07.2010 | 456 956 | 287 504 | 122 059 | 29 920 | 11 916 | 2 486 | 3 072 |
01.10.2010 | 476 186 | 289 139 | 139 964 | 29 384 | 12 234 | 2 483 | 2 983 |
01.01.2011 | 488 537 | 297 805 | 144 146 | 29 292 | 12 035 | 2 359 | 2 900 |
01.04.2011 | 508 361 | 311 532 | 149 014 | 30 096 | 12 424 | 2 509 | 2 786 |
01.07.2011 | 538 120 | 329 693 | 158 916 | 31 658 | 12 676 | 2 480 | 2 697 |
01.10.2011 | 525 578 | 321 747 | 157 217 | 30 061 | 11 765 | 2 211 | 2 577 |
01.01.2012 | 538 884 | 329 842 | 162 764 | 31 081 | 11 547 | 1 141 | 2 510 |
01.04.2012 | 557 521 | 339 825 | 169 234 | 32 798 | 12 076 | 1 177 | 2 410 |
01.07.2012 | 570 652 | 341 725 | 175 357 | 38 411 | 12 041 | 800 | 2 319 |
01.10.2012 | 598 927 | 348 943 | 189 876 | 43 635 | 13 533 | 761 | 2 179 |
01.01.2013 | 636 421 | 364 803 | 201 567 | 51 342 | 15 639 | 941 | 2 129 |
01.04.2013 | 691 672 | 408 783 | 205 864 | 54 427 | 19 545 | 945 | 2 107 |
01.07.2013 | 707 764 | 420 939 | 211 923 | 53 023 | 18 968 | 867 | 2 042 |
01.10.2013 | 716 260 | 428 935 | 207 084 | 59 809 | 17 562 | 808 | 2 063 |
01.01.2014 | 728 864 | 436 764 | 214 394 | 58 949 | 15 963 | 781 | 2 012 |
01.04.2014 | 715 892 | 432 735 | 214 044 | 50 863 | 15 475 | 771 | 2 004 |
01.07.2014 | 732 779 | 450 567 | 208 859 | 54 557 | 16 225 | 682 | 1 888 |
01.10.2014 | 680 857 | 423 411 | 192 250 | 46 926 | 15 815 | 635 | 1 821 |
01.01.2015 | 599 901 | 376 246 | 171 450 | 39 257 | 10 599 | 580 | 1 770 |
01.04.2015 | 556 420 | 357 488 | 154 178 | 31 270 | 11 198 | 513 | 1 773 |
01.07.2015 | 556 016 | 360 421 | 148 920 | 34 105 | 10 258 | 573 | 1 738 |
01.10.2015 | 537 076 | 354 431 | 139 923 | 30 059 | 10 363 | 594 | 1 706 |
01.01.2016 | 519 101 | 345 100 | 131 733 | 28 747 | 11 716 | 564 | 1 240 |
01.04.2016 | 521 211 | 348 460 | 129 802 | 30 273 | 10 857 | 583 | 1 237 |
01.07.2016 | 524 545 | 350 100 | 127 734 | 34 311 | 10 728 | 591 | 1 081 |
01.10.2016 | 520 289 | 345 352 | 123 586 | 38 647 | 10 960 | 662 | 1 081 |
01.01.2017 | 513 478 | 342 640 | 119 395 | 37 921 | 12 265 | 212 | 1 045 |
Предполагаемые выплаты долга
Доступна оценка ЦБ РФ предполагаемых платежей по текущему внешнему долгу. Реальные платежи могут отличаться как по причинам досрочных выплат, просрочки или реструктуризации, так и по причине существования долгов с неопределенной датой платежей. На январь 2017 года ЦБ РФ оценивает величину долга с открытой датой в 81 млрд долларов. Для остальной части долга график платежей представлен в таблице:
Дата | Платеж, млн. USD |
---|---|
январь 2017 | 11 098 |
февраль 2017 | 9 297 |
март 2017 | 12 791 |
апрель 2017 | 7 931 |
май 2017 | 6 020 |
июнь 2017 | 8 175 |
июль 2017 | 4 814 |
август 2017 | 3 608 |
сентябрь 2017 | 7 978 |
октябрь 2017 | 4 829 |
ноябрь 2017 | 5 459 |
декабрь 2017 | 16 714 |
1 квартал 2018 | 27 916 |
2 квартал 2018 | 16 749 |
3 квартал 2018 | 13 203 |
4 квартал 2018 | 19 470 |
свыше 2 лет | 256 181 |
Оценки состояния общего долга
Несмотря на то, что в абсолютных цифрах общий внешний долг РФ сократился из-за санкций, в относительных его показатели ухудшаются. По мнению экономистов Высшей школы экономики Андрея Чернявского и Дарьи Авдеевой, объясняется это сокращением ВВП, обесцениванием рубля и снижением экспорта вследствие падения мировых цен на энергоносители. Такое увеличение может стать самостоятельным фактором сокращения внутреннего российского потребления и накопления, поскольку относительно большие ресурсы придется направлять на погашение внешнего долга.
По сообщению ЦБ РФ 29 июля 2016, показатели устойчивости российской экономики к бремени внешнего долга ухудшились. Соотношение внешнего долга к ВВП достигло рекордной отметки за все время, покрываемое статистикой регулятора (с 2004 года), - 40 %. В 2014 этот показатель составлял 29 %. Обеспеченность внешнего долга валютными поступлениями снизилась до 12-летнего минимума, и к марту общая сумма задолженности на 44 % превышала годовые доходы страны от экспорта. При этом на обслуживание внешнего долга (процентные платежи и погашения) на конец марта, должно было уходить 36 % всего притока валюты в Россию от экспорта. По методологии Счетной палаты, которую использует в своих материалах и сам российский ЦБ, это значение находится выше критического порога, составляющего 25 %. Показатель «платежи по внешнему долгу/экспорт» имеет ключевое значение при анализе платежеспособности дебитора. Критическим считается коэффициент, если расчетная сумма годовых платежей превышает 25 % экспорта, - говорится в материалах Счетной палаты, к которым отсылает ЦБ.
Государственный внешний долг
Внешний государственный долг России c 1991 по 2017 год представлен в таблице.
Дата | Сумма, млрд долл. США |
---|---|
1991 , 25 декабря | 67,8 |
1997 , 31 декабря | ▲ 123,5 |
2000 , 1 января | ▲ 158,7 |
2001 , 1 января | ▼ 143,7 |
2002 , 1 января | ▼ 133,5 |
2003 , 1 января | ▼ 125,7 |
2004 , 1 января | ▼ 121,7 |
2005 , 1 января | ▼ 114,1 |
2006 , 1 января | ▼ 76,5 |
2007 , 1 января | ▼ 52,0 |
2008 , 1 января | ▼ 44,9 |
2009 , 1 января | ▼ 40,6 |
2010 , 1 января | ▼ 37,6 |
2011 , 1 ноября | ▼ 36,0 |
2012 , 1 января | ▼ 34,7 |
2013 , 1 января | ▲ 54,4 |
2013 , 1 октября | ▲ 62,7 |
2014 , 1 января | ▼ 61,7 |
2014 , 1 апреля | ▼ 53,6 |
2014 , 1 июля | ▲ 57,1 |
2014 , 1 октября | ▼ 49,3 |
2015 , 1 января | ▼ 41,6 |
2015 , 1 апреля | ▼ 33,6 |
2015 , 1 июля | ▲ 36,4 |
2015 , 1 октября | ▼ 32,4 |
2016 , 1 января | ▼ 30,8 |
2016 , 1 апреля | ▼ 30,6 |
2016 , 1 августа | ▲ 50,8 |
2017 , 2 февраля | ▲ 51,2 |
Структура государственного внешнего долга
В качестве примера структуры источников заимствований государства приводится структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 октября 2016 года. Источник информации - официальный сайт министерства финансов Российской Федерации. . Рост и спад указаны относительно показателей 2015 года.
Наименование | Сумма, млн. долларов США | Эквивалент, млн. евро |
---|---|---|
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР , принятые Российской Федерацией) | ▲ 51 475,7 | ▼ 45 866,2 |
Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами - не членами Парижского клуба | ▼ 664,3 | ▼ 591,9 |
Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами - бывшими странами СЭВ | ▼ 399,9 | ▼ 356,3 |
Задолженность перед официальными многосторонними кредиторами | ▼ 870,0 | ▼ 775,2 |
Задолженность по внешним облигационным займам | ▲ 37 659,7 | ▼ 33 555,8 |
Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) | ▼ 5,3 | ▼ 4,8 |
Прочая задолженность | ▲ 20,6 | ▼ 18,3 |
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте | ▼ 11 855,9 | ▼ 10 563,9 |
- возможны неточности из-за округления
Оценки состояния государственного долга
После кризиса 1998 года государственный долг стремительно сокращался, уменьшая и общий внешний долг. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба , после чего её государственный долг составил 53 млрд долларов (9 % ВВП). В 2008 году внешний долг составлял всего 5 % ВВП страны. На 19 декабря 2013 года - 55,8 млрд долларов , что является одним из самых низких показателей в Европе . По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 5-10 % от объёма ВВП страны . Государственный внешний долг РФ остаётся очень низким, в пределах 10 % к ВВП страны.
Государственным внешним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, номинированные в основном в евро и долларах США.
Внешние заимствования осуществляются на основе международных договоров Правительством РФ или от имени российских юридических лиц. Законом установлен предельный размер государственных внешних заимствований РФ, который не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и выплате российского долга. Учет и регистрация заимствований и предоставляемых кредитов находится в ведении Минфина РФ, а их порядок определяется Правительством РФ.
Государственные долговые обязательства могут быть классифицированы по следующим параметрам:
срок действия - долговые обязательства РФ могут носить краткосрочный характер (до 1 года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный характер (от 5 до 30 лет); все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет;
право эмиссии - эмитентом долговых обязательств РФ могут выступать центральное правительство, правительства национально-государственных и административно-территориальных образований, а также органы местного самоуправления;
признак субъектов - держателей ценных бумаг - долговые обязательства РФ могут быть реализуемыми только среди населения, только среди юридических лиц, а также как среди юридических лиц, так и среди населения;
по форме займы делятся на облигационные и безоблигационные;
облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг;
безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств. Министерство финансов Российской Федерации. https://www.minfin.ru
Займы также классифицируются по форме выплаты доходов и методам размещения.
Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговаривается уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия. Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.
Взятые взаймы денежные средства у населения, хозяйствующих субъектов и других стран поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Как правило, государственные займы в разных формах используются для покрытия бюджетного дефицита.
Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. В условиях нарастания бюджетного дефицита или отсутствия средств для обслуживания долга государство может прибегнуть к реструктуризации своих долгов. Возможные схемы реструктуризации долговых обязательств включают:
списание долга - если обязательства страны превышают ее ожидаемую платежеспособность, то возможно частичное или полное списание задолженности;
выкуп долга - некоторые страны-должники имеют в своем активе значительные объемы золотовалютных резервов, в таком случае можно разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги на открытом рынке;
секьютеризация - основная идея секьютеризации состоит в том, что страна должник эмитирует новые долговые обязательства в виде облигаций, которые либо непосредственно обмениваются на старый долг, либо продаются; в случае продажи, вырученные средства направляются на выкуп старых обязательств;
обмен госдолга на акции национальных предприятий - Предоставление кредиторам права продажи долгов с дисконтом за национальную валюту, на которую впоследствии можно приобрести акции национальных компаний. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. Краткий курс./ Под ред. д.э.н., проф. Н.Ф. Самсонова.-М.: ИНФРА-М, 2002.-302с.
Предельный объем государственного долга на очередной финансовый год утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой по формам обеспечения обязательств.
Предельный объем государственных заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ. Правительство РФ вправе осуществлять внешние заимствования в объеме свыше установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, если при этом осуществляется реструктуризация государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание, в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга (БК РФ, ст. 106, п. 2).
В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 19 декабря 2013 года составил 55,8 млрд. долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 5-10 % от объёма ВВП страны. По данным рейтингового агентства Moody"s внешний долг РФ остается очень низким, в пределах 10 % к ВВП страны. Это являeтся самым низким показателем среди всех государств, имеющих рейтинг инвестиционной категории (02.03.2012). В результате Россия постепенно превращается в страну-кредитора.
Таблица 2. Структура государственного внешнего долга Российской федерации, млрд. долларов США
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией) |
|||||
Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба,не являвшаяся предметом реструктуризации |
|||||
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба |
|||||
Задолженность перед официальнымикредиторами - бывшими странами СЭВ |
|||||
Коммерческая задолженность бывшего СССР*** |
|||||
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
|||||
Задолженность по еврооблигационным займам |
|||||
внешний облигационный заем 2010 года |
|||||
внешний облигационный заем 2030 года |
|||||
внешний облигационный заем 2018 года |
|||||
внешний облигационный заем 2028 года |
|||||
Задолженность по ОВГВЗ |
|||||
в том числе: |
|||||
ОВГВЗ VII серии |
|||||
Задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным за счет средств Банка России |
|||||
Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые РФ) складывается из:
- 1. задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба;
- 2. задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба;
- 3. задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ;
- 4. коммерческая задолженность бывшего СССР;
- 5. задолженность перед международными финансовыми организациями;
- 6. задолженность по еврооблигационным займам;
- 7. задолженность по ОВГВЗ;
- 8. задолженность по гарантиям РФ в иностранной валюте. Википедия. https://ru.wikipedia.org/
В общем объеме долговых обязательств по кредитам, полученным от правительств иностранных государств, основной объем долга составляют задолженность по еврооблигационным займам. Еврооблигации - это ценные бумаги, эмитированные в валюте, отличной от национальной денежной единицы эмитента, имеющие средне- или долгосрочное обращение на территории иностранных государств, кроме страны эмитента. Данный вид долговых обязательств в структуре государственного внешнего долга Российской Федерации составлял по состоянию на 19 декабря 2013 года 40658,3 млн. долл. США.
Задолженность перед международными финансовыми организациями на 19 декабря 2013 составляет 1587,2 млн. долл. Международные финансовые организации - это межгосударственные финансовые институты, специализирующиеся на кредитовании и других финансовых операциях в соответствии с уставами, утверждениями странами - членами. Внешняя задолженность Российской Федерации в части международных финансовых организаций включает в себя государственные долговые обязательства перед следующими организациями:
- 1. Международный валютный фонд (МВФ);
- 2. Международный банк реконструкции и развития (МБРР);
- 3. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).
Данные организации относятся к специализированным учреждениям ООН так называемой Бреттон-Вудской группы. Они были созданы в 1944 году. Россия вступила в Международный валютный фонд и Всемирный банк в 1992 году.
По состоянию на 19 декабря 2013 года задолженность перед странами кредиторами - не членами Парижского клуба кредиторов составило 1061,2 млн. долл. США. Постановлением Правительства "О порядке продолжения работы по реструктуризации внешней задолженности бывшего СССР" Министерству финансов Российской Федерации совместно с Внешэкономбанком было поручено представить в Правительственную комиссию по государственному внешнему долгу и активам бывшего СССР информацию о состоянии внешней задолженности бывшего СССР официальным кредиторам, не представленным в Парижском клубе кредиторов. Министерство финансов Российской Федерации. https://www.minfin.ru
Облигации внутреннего государственного валютного займа - государственные ценные бумаги. Выпущены с целью переоформления задолженности бывшего СССР по средствам на счетах российских юридических лиц во Внешэкономбанке, заблокированных по состоянию на 1 января 1992 года. Эмитентом является Министерство финансов Российской Федерации. Облигации номинированы в долларах США. Номинал облигаций одна, десять и сто тысяч долл. Купонная ставка - 3% годовых, начисляется ежегодно 14 мая. Сроки погашения - 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Задолженность по ОВГВЗ на 19 декабря 2013 года составлял 5,5 млн. долл.
По состоянию на 19 декабря 2013 года объем задолженности перед странами - бывшими членами СЭВ составил 943,6 млн. долл. Кроме осуществления денежных расчетов и погашения государственного внешнего долга товарными поставками, при погашении внешнего долга Российской Федерации перед бывшим странам-членам СЭВ активно использовались механизмы уступки прав и расчетов с дисконтированием задолженности.
К обязательствам Российской Федерации перед Парижским клубом кредиторов относится задолженность по кредитам, предоставленным иностранными банками в рамках межправительственных соглашений под гарантии своих правительств или застрахованными правительственными страховыми организациями. Парижский клуб кредиторов, полноправным членом которого с сентября 1997 года является Россия, объединяет девятнадцать стран - крупнейших мировых кредиторов (число членов варьируется). По состоянию на 19 декабря 2013 года задолженность перед странами кредиторами - членами Парижского клуба составляет 161,8 млн. долл.
Двойственное положение России в Парижском клубе заключается в том, что она выступает здесь в качестве должника одних стран и, одновременно, кредитора других.
Задолженность по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм включает в себя обязательства перед Лондонским клубом кредиторов, а также коммерческую задолженность. В 2000 г. Российской Федерации удалось договориться с Лондонским клубом о списании 1 /3 задолженности бывшего СССР. Это была успешная операция, которую России не удалось осуществить с Парижским клубом. Оставшиеся 2/3 задолженности Лондонскому клубу были переведены в еврооблигации, и таким образом задолженность Лондонскому клубу больше не выделяется в статистике.
Коммерческая задолженность является наиболее сложной с точки зрения урегулирования. Под коммерческой задолженностью бывшего СССР понимаются следующие инструменты: коммерческие кредиты (контракты с рассрочкой платежа, краткосрочные и среднесрочные коммерческие кредиты, подтвержденные траттами и векселями, тратты и векселя с платежом по предъявлении), аккредитивы (отзывные и безотзывные, включая аккредитивы с рассрочкой платежа) и инкассо. В 1991 году негарантированная коммерческая задолженность СССР составляла более 6 млрд. долл.
Коммерческая задолженность образовалась в 1989-1991 годах в результате деятельности организаций государственного сектора, выступавших на международных рынках товаров и услуг по поручениям Правительства Российской Федерации, союзных министерств и ведомств, а также в результате операций различных организаций, получивших к тому времени право осуществления внешнеторговой деятельности.
Общие принципы урегулирования коммерческой задолженности были определены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 1994 года №1107, на основании которого 1 октября 1994 года было распространено Заявление Правительства Российской Федерации "О переоформлении коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными кредиторами". Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. Краткий курс./ Под ред. д.э.н., проф. Н.Ф. Самсонова.-М.: ИНФРА-М, 2002.-302с.
В соответствии с указанным Заявлением Правительства Российской Федерации, в коммерческую задолженность бывшего СССР включаются:
- 1. контракты с рассрочкой платежа;
- 2. краткосрочные или среднесрочные коммерческие кредиты, подтвержденные траттами и векселями;
- 3. тратты и векселя с платежом по предъявлении;
- 4. отзывные и безотзывные аккредитивы, включая аккредитивы с рассрочкой платежа;
- 5. инкассо;
- 6. другие коммерческие обязательства, которые могут быть отнесены к урегулированию по решению Правительства Российской Федерации.
Внешняя задолженность - сумма финансовых обязательств государства по иностранным займам, кредитам и их обслуживанию. Внешняя задолженность складывается из задолженности другим государствам, иностранным банкам и международным валютно-финансовым учреждениям. Википедия. https://ru.wikipedia.org/
Задолженность по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте на 19 декабря 2013 года составляет 11394,9 млн. долл.
С точки зрения экономики госдолг состоит из совокупности дефицитов бюджета за конкретный период. Причины его возникновения - это дефицит госбюджета, а также свободные денежные средства юридических лиц и физлиц.
Известно, что планируемый уровень российского госдолга определяется ежегодным государственным Бюджетным кодексом, а также программой «Долговой политики России». Государственный долг страны сочетает в себе внутренний и внешний долги.
Кредитная история России
Как и граждане, государство имеет собственную кредитную историю. Для нашей страны она началась в 1769 г., когда Екатерина Великая впервые позаимствовала деньги в Голландии. В течение следующих полутора веков Россия заняла у внешних кредиторов приблизительно 15 миллиардов рублей. К 1917 году Российская Империя сумела погасить практически весь объём долга.
Базисом кредитной политики императорской России являлись займы. Они могли быть как краткосрочными, так и долгосрочными, обеспечивались гособлигациями. После социалистической революции 1917 года правительство СССР не согласилось погашать царские долговые обязательства, из-за чего облигации, как ценные бумаги, утратили свою рыночную ценность.
В дальнейшем кредитная политика советского государства была достаточно взвешенной. В начале 1980-х г. г. внешний долг страны был меньше 1% ВВП, это - отличный показатель. Ощутимое увеличение внешней задолженности началось с перестройкой. В начале 90-х годов она возросла в 10 раз. А обязательства по погашению государственного долга СССР легли на страну-правопреемницу - Российскую Федерацию.
Внешний долг
Внешние долговые обязательства - это совокупные долги как федерального, так и частного финансовых секторов. Федеральные долги складываются из:
- Долга советского государства;
- Долга современной России;
- Долгов Центробанка.
Долги, принадлежащие частному финансовому сектору, это:
- обязательства коммерческих банков;
- обязательства частного капитала.
Фактически, основное бремя внешнего госдолга лежит на частном секторе, а размер федеральной задолженности колеблется в пределах 10% от её совокупной суммы. Но при этом государство выступает гарантом субъектов, входящих в его финансовую деятельность. А потому долговые обязательства и коммерческих банков, и частные косвенно считаются госдолгом.
Внешние финансовые займы, из-за которых существует и растёт госдолг, обеспечиваются непосредственным поступлением кредитных денег. Их предоставляют международные финансовые институты или обеспечивают эмиссии облигаций. Поэтому кредиторами федерального внешнего долга являются:
- страны, не принадлежащие к Парижскому клубу;
- бывшие соцстраны, состоявшие в Совете экономической взаимопомощи;
- официальные многосторонние кредиторы;
- долговые обязательства по внешним займам облигациями;
- долговые обязательства по внутренним валютным госзаймам;
- госгарантии России в инвалюте;
- другие виды задолженностей.
Наибольшая доля госдолга приходится на облигации внешнего займа - примерно 70%. Последний срок их погашения наступит лишь в 2043 г., но максимальная сумма выплат придётся на 2030 г. Она составит 13 миллиардов 261,4 млн. дол. США. Также частью внешнего долга являются облигации внутреннего валютного госзайма.
Покрытие внешнего долга
Наращивание внешнего долга угрожает нацбезопасности. Оно может привести к фактическому банкротству. Для выплат по внешним задолженностям государство использует различные источники. Как правило, это:
- средства из госбюджета;
- золотовалютные резервы;
- новые заимствования;
- конвертации задолженностей в акции предприятий.
Для погашения внешних долгов чаще всего правительство практикует новые заимствования. Подобный метод ведёт к тому, что уже на текущий момент, а также в 2019 году доходная часть бюджета почти полностью направляется лишь на обслуживание госдолга.
Правительство прогнозирует, что к 2019 г. размер верхнего предела внешнего госдолга составит 71 млрд. долларов.
Внутренний долг
Внутренний долг РФ составляют гарантийные обязательства в нацвалюте и ценные бумаги в виде государственных облигаций. Внутренние долговые гособязательства складываются из:
- кредитов, взятых правительством;
- государственных займов, полученных путём выпуска гособлигаций правительством или Центробанком;
- других финансовых обязательств, гарантированных государством.
Из-за падения темпов экономического роста в стране, эксперты предрекают России ослабление её позиций в мировой экономике. Ожидается, что в 2018 - 2019 г. г. рост ВВП будет находиться на уровне 1,6 - 1,7%. А в соответствии со статистическими данными Минфина, совокупный госдолг РФ в последние несколько лет в среднем растёт на 1% от ВВП.
Такая финансово-экономическая ситуация ведёт к тому, что государству попросту неоткуда брать деньги на погашение долгов. Оно вынуждено изымать средства из «кубышки» или «неприкосновенного запаса». Этими источниками финансирования являются фонды Резервный фонд и Национального благосостояния.
Покрытие внутреннего долга
Правительство вынуждено ежегодно занимать на внутреннем рынке свыше одного триллиона рублей. Эта цифра в несколько раз превышает показатели предыдущих лет. Однако изъятие из бюджета и других источников сумм в подобных объёмах, согласно закону, не должно превышать суммарный годовой объём средств, полученных из налогов и доходов.
Как отмечают специалисты, в 2019 г. цифры эти не только сравняются, но изымаемые на погашение госдолга средства на 4,2% превысят налоговые поступления в казну. Тем не менее, Минфином опубликованы прогнозы, которые указывают, что к началу 2019 г. рост государственного долга ожидается на уровне 20% внутреннего валового продукта. При этом более чем на 5% вырастут и расходы по обслуживанию госдолга.
Некоторые специалисты полагают, что государство, без угрозы своей финансовой системе, может наращивать соотношение долга к внутреннему валовому продукту до 150%. Это должно компенсировать замедленный рост российской экономики. Более трезвые аналитики считают, что стране выгоднее существовать «по средствам». Это означает, что расходы должны совпадать с финансовыми возможностями.