Домой Хоум Кредит Банк Зарубежная Азия: общая характеристика. Разнообразие стран зарубежной Азии по уровню развития

Зарубежная Азия: общая характеристика. Разнообразие стран зарубежной Азии по уровню развития

Деколонизация - процесс освобождения стран Азии и Африки от колониальной зависимости, провозглашения собственной суверенной государственности (1945 -1990гг.).

Выбор путей развития: после освобождения от колониальной зависимости страны должны были выбрать вариант развития: капитализм - социализм, демократия - авторитаризм.

1 путь - капиталистический - Пакистан, Индия, С. Корея и др.

2 путь - социалистический - Китай, Лаос, Афганистан и др.

3 путь - собственное развитие - Иранская мусульманская республика, Народная республика Джамахирия в Ливии.

Интеграция - сближение, сотрудничество во всех сферах общества для решения проблем и оказания взаимопомощи.

АСЕАН - ассоциация государств Юго - Восточной Азии (Бруней, Вьетнам, Камбоджа, Индонезия, Лаос, Малайзия, Мьянма, Филиппины, Сингапур и Таиланд). На уровне решения проблем азиатского региона к АСЕАН присоединяются Япония, Китай, Корея, Индия, Австралия, Н. Зеландия.

АТЭС - Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (Китай, Гонконг, Тайвань, Мексика, Чили, Папуа-Новая Гвинея, Вьетнам, Перу и Россия).

ОЭС-ЭКО - Организации экономического сотрудничества центрально азиатских государств (Ираном, Пакистаном и Турцией.).

ССАГПЗ - Совет сотрудничества арабских государств Персидского Залива объединяет Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман и Саудовскую Аравию, имеет целью осуществления всесторонней координации и интеграции национальных хозяйств, укреплении взаимосвязей между странами-членами и развитие сотрудничества в области экономики, политики, обороны, безопасности и культуры.

САС - Совет арабского сотрудничества - вошли Египет, Иордания, Ирак и Йеменская Арабская Республика.

Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива (его членами являются Бахрейн, Кувейт, Объединенные арабские эмираты, Оман, Катар, Саудовская Аравия).

На современном этапе сотрудничество в рамках этих интеграционных образований осуществляется по самым различным и актуальным для мировой политики направлениям, таких как:



В экономической сфере;

В сфере безопасности;

В гуманитарной и культурной сфере;

В военной сфере;

В борьбе с угрозами мирового порядка: терроризм, наркотрафик;

Основными базовыми принципами сотрудничества являются следующие:

Неприсоединение к военным блокам;

Мирный подход в разрешении внешнеполитических проблем;

Разрешение конфликтов ненасильственными методами;

Отказ от ядерного оружия и от другого оружия массового уничтожения и недопущение гонки вооружений в ЮВА;

Отказ от применения силы или угрозы применения силы;

Оказания финансовой, гуманитарной помощи;

Унификация законодательства;

Унификация валют и др. Некоторые аспекты развития стран Азии:

Центр международной политики неуклонно смещается в Азию. Китайская Народная Республика, ВВП которой вырос в четыре раза со времени начала экономических реформ в 1978 году, продолжает наращивать свой потенциал. Ежегодные темпы роста китайской экономики колеблются в пределах 8,5-10 %, причем, по некоторым предположениям, истинные масштабы своего роста Пекин сознательно держит в секрете. Возможно, он стремится тем самым скрыть реальный рост расходов на оборону.

Большинство аналитиков приходят к выводу, что темпы развития Китая останутся высокими и страна «обречена» превратиться в ближайшие 20 лет во вторую державу мира по основным показателям. Она и сейчас является таковой с точки зрения покупательной способности ВВП. Один только объем ценных бумаг США, имеющихся в распоряжении КНР, дает стране серьезные возможности воздействия на Соединенные Штаты и мировую финансовую систему. Многие, правда, предсказывают, что слишком быстрые реформы приведут Пекин к неизбежному кризису, но такие пророчества звучат уже два десятилетия.

Согласно ряду прогнозов, к 2040-2050 годам на долю Китая придется 14-16 % мирового ВВП. Наличие этих перспектив выступает своего рода мультипликатором нынешней экономической, политической и военной мощи, дополнительно увеличивая международный вес Пекина. Неудивительно, что борьба за влияние на него, за доступ на китайский рынок, выстраивание, с одной стороны, схем сдерживания КНР, а с другой - ее постепенной интеграции, - все это становится одной из доминант мировой политики.

Стремительный прорыв в высшую лигу мировых держав совершает Индия. За последние 10 лет ее экономика росла в среднем на 8 % в год, причем этот рост, который обеспечивается за счет преимущественно внутренних, а не иностранных инвестиций, считается более стабильным и здоровым, чем в Китае. Индия превращается в один из двигателей мирового технологического прогресса, а через 20-30 лет она, согласно прогнозам, станет третьей мировой державой после США и Китая. Индия -один из главных всемирных поставщиков программного обеспечения и ряда других высоких технологий. Здесь сформировался мощный средний класс, который более многочислен, чем в Европейском союзе.

Создается мощный флот - в перспективе с четырьмя авианосными группами. Налицо заявка на роль самостоятельного военно - политического гаранта стабильности в Южно-Азиатском регионе и в районе Персидского залива. Дели активизирует и миротворческую деятельность, предоставляя свои самые крупные воинские контингенты для проведения соответствующих операций ООН.

Насколько можно судить, главная цель Индии - стать важнейшим фактором влияния во всей Азии, в том числе и в ее нестабильных частях ("расширенный" Ближний Восток, особенно Иран и страны Персидского залива). Проводя курс постепенного сближения с Китаем, Дели одновременно стремится играть роль противовеса Пекину, хотя и не намерен превращаться в инструмент его "сдерживания".

В Южной и Юго-Восточной Азии находится группа успешно развивающихся «азиатских тигров». Высоких показателей роста достигла Южная Корея, выходит из долгосрочного кризиса Япония. В свете вышесказанного не подлежит сомнению, что соревнование за влияние на Азиатский регион становится (как в прошлые века борьба за Европу) главной составляющей международной политики.

Различия в уровне развития и специализации отдельных стран выражены в Азии более резко, чем в Европе. Поэтому можно выделить шесть групп стран. К первой относится Япония, которая по многим важным показателям занимает лидирующие позиции среди экономически развитых стран Европы. Вторую группу образуют Китай и Индия, добившиеся больших успехов в экономическом и социальном развитии. Однако по душевым показателям они еще сильно отстают от большинства стран мира. Третья группа - это новые индустриальные страны (Республика Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур), ими осуществлен быстрый экономический скачок. В результате перестройки экономики этих стран по японскому образцу в них возникли крупная автомобильная, нефтеперерабатывающая, нефтехимическая, электронная промышленность. В четвертую группу входят нефтедобывающие страны Персидского залива. Получая огромные доходы от продажи нефти, эти государства стали важными промышленными районами с крупной добычей нефти и газа и другими отраслями. Пятая группа - это страны в основном с горнодобывающей или легкой промышленностью (Монголия, Вьетнам, Бангладеш, Афганистан, Шри-Ланка, Иордания). Шестая группа стран - наименее развитые (Лаос, Камбоджа, Непал, Бутан, Йемен).

Локальные конфликты - это столкновение, происходящее на ограниченной территории. К таким конфликтам относят: Арабо-израильские войны (1956, 1967, 1967-1970 гг.,1997-2011гг.), боевые действия в Лаосе (1960 - 1963 гг.; 1964 - 1968 гг.; 1969 -1970 гг.), боевые действия в Алжире (1962 - 1964 гг.), боевые действия во Вьетнаме (1961 - 1974 гг.), боевые действия в Камбодже (апрель - декабрь 1970 года), боевые действия в Бангладеш (1972 - 1973), боевые действия в Анголе (1975 - 1979 гг.), боевые действия в Эфиопии (1977 - 1979 гг.), афганская война (1979-1989гг.), иракская война (2004-2008гг.)

Темпы социально-экономического развития отдельных стран и народов в силу разного рода причин были неодинаковыми. На одних этапах истории одни страны достигали ведущего положения, на других - другие, но это никогда не было привилегией каких-то «избранных» народов.

Уровень социально-экономического развития в Азии и Африке к началу Нового времени был различным. Индия, Китай, Япония были уже развитыми феодальными государствами, в Афганистане, например, господствовал племенной строй, а многие народы Тропической и Южной Африки находились на различных ступенях первобытнообщинного строя.

Изначально отсталость стран Азии и Африки не была заметна, она стала заметна лишь при развитии в странах Европы производственных сил и развитии, и укрепления капиталистического строя В передовых государствах Европы сравнительно быстро формировался капиталистический уклад, во многих странах Азии и Африки этот процесс еще не начался, в других спорадические зачатки капиталистических отношений развивались крайне медленно. Такое медленное развитие имеет несколько факторов. В ряде стран Востока господствующей формой феодальной собственности на землю была государственно-феодальная собственность ; сохранялась, как, например, в Индии, замкнутая деревенская община , покоившаяся на соединении сельского хозяйства и ремесла. В большинстве стран Азии город не имел столь тесных экономических связей с деревней , как это было в средневековой Европе. В некоторых случаях развитые феодальные государства Востока отбрасывались вспять в результате нашествий кочевников или завоеваний более сильным противником, особенно если опустошительные войны приводили к разрушению ирригационных систем, которые играли важную роль в хозяйственном развитии многих стран Востока. Одним из факторов, задерживавших формирование капиталистического уклада, было ростовщичество. Само собой разумеется, отсутствовали предпосылки появления капиталистического уклада у народов, которые только еще осуществляли переход от первобытнообщинного строя к феодализму или переживали ранние стадии феодальной формации. Развитие народов Африки было на длительное время задержано работорговлей.

Вследствие воздействия этих факторов к началу нового времени даже в наиболее развитых странах Востока - Индии, Китае, Японии - появляются лишь спорадические элементы капиталистических отношений: зарождается мануфактура, наблюдается подчинение мелкого товарного производства скупщику. Естественное развитие стран Азии и Африки, хотя и намного медленнее, чем это происходило в Западной Европе, должно было вести к созданию капиталистического уклада и замене, в конечном счете, феодальных производственных отношений капиталистическими. Но этот едва только начавшийся процесс был нарушен вторжением колонизаторов.



Победа капитализма в передовых странах Европы создала предпосылки для быстрого роста производительных сил и технического прогресса . Армии и военно-морские флоты капиталистических держав, оснащенные новым оружием, получили неизмеримое превосходство над вооруженными силами стран Востока. При помощи пушек державы Запада подчиняли Азию и Африку. Вторжение иностранных колонизаторов, порабощение народов иностранным капиталом подорвало прогрессивные тенденции социально-экономического развития стран Азии и Африки, стало главной и решающей причиной закрепления и усиления их экономической и культурной отсталости в новое время.

Страны Востока были насильственно включены в орбиту хозяйства западных стран, как его аграрно-сырьевой придаток. Конечно, вторжение колонизаторов в афро-азиатские страны дало известный толчок их социально-экономическому развитию, но капиталистические отношения развивались в Азии и Африке уродливо и однобоко. При этом, однако, неизбежным было и формирование там своего, национального капитализма, но колониальный гнет и феодальные пережитки крайне затрудняли его развитие.

Политическая карта Азии и Африки на рубеже нового времени

Китай

Крупнейшим государством Восточной Азии являлся Китай. Правит династия Мин , с середины XIV до середины XVII в. Китай был развитым феодальным государством, имевшим экономические и политические связи со многими странами. Он торговал с различными феодальными владениями и государствами Азии. Однако Китай почти не имел связей с Европой и государствами Ближнего Востока. Слабыми были контакты и с такой крупнейшей страной Азии, как Индия.



Китай граничил с более слабыми, чем он, государствами. Правители Китая считали другие народы своими вассалами и данниками. Иногда им удавалось в той или иной форме навязать вассальную зависимость соседям. Но зачастую она носила чисто номинальный характер. В середине XVII в. сам Китай оказался под властью маньчжурской династии Цин . Маньчжурию и примыкавшие к ней районы населяли чжурч-жэньские племена, объединившиеся к концу XVI в. в единое Маньчжурское ханство - государственное образование раннефеодального типа со значительными пережитками родового строя.

Монголия

Монгольские ханства граничили с Китайской империей на северо-западе страны. Завоевательная политика монгольских феодалов во времена Чингисхана и его преемников крайне отрицательно повлияла на монгольское общество. Войны и внутренние усобицы задержали развитие производительных сил, закрепилась феодальная раздробленность . К западу от Хангайских гор, до верховьев Енисея и Иртыша, находились ханства ойратов-монголов , к востоку от Хангайских гор располагались ханства северных и южных монголов , разделенные пустыней Гоби. Каждый из этих районов распадался на десятки враждовавших феодальных владений.

Феодальная раздробленность облегчила покорение Монголии маньчжурами. В 1636 г. феодалы Южной Монголии, которая в дальнейшем стала именоваться Внутренней Монголией, признали правителя маньчжуров своим ханом. Во второй половине XVII в. маньчжуры покорили Северную (Внешнюю) Монголию. Завоеванные маньчжурами монгольские земли с утверждением в Китае маньчжурской династии стали колониальной окраиной феодального Китая. К концу XVII в. сохраняло свою независимость лишь Ойратское (Джунгарское) ханство.

Корея

Одно из развитых феодальных государств Восточной Азии. В конце XVI в. она подверглась нашествию японских феодалов, которое было отражено в результате длительной и упорной борьбы. Вскоре, однако, последовало новое иноземное вторжение. В 1637 г. маньчжуры навязали правителям Кореи договор о вассальной зависимости, а после утверждения в Китае маньчжурской династии китайские императоры, ссылаясь на этот договор, рассматривали Корею как вассальное государство. Фактически же Корея сохранила свой суверенитет. Выплата дани китайским императорам ограничивалась посылкой символических даров в Пекин. Корейцы решительно отвергали притязания правителей Китая.

Страны Юго-восточной Азии

Крупнейшим государством Южной Азии была империя Великих Моголов . К середине XVII в. власть могольских императоров распространялась на всю Северную и Центральную Индию. Большая часть Афганистана также была подчинена Моголами, которые пытались распространить свою власть и на государства Средней Азии.

К юго-востоку от Бирмы находилось тайское государство Сиам (ныне Таиланд). В начале нового времени Сиам, столицей которого тогда была Аютия (Аюттхая), неоднократно воевал с соседними государствами . В 1767 г. Аютия после двухлетней осады была захвачена и сожжена бирманцами. Несколько позднее королевство Сиам было восстановлено, и его столицей стал Бангкок.

В Юго-Восточной Азии и на Дальнем Востоке выделялись три крупные островные страны: Индонезия, Филиппины и Япония. Как уже отмечалось, Филиппины к началу нового времени были испанской колонией , а в Индонезии стали утверждаться голландские колонизаторы . В Японии сложилось более или менее централизованное феодальное государств о абсолютистского типа, и к середине XVII в. она была одним из развитых феодальных государств Азии.

Средний Восток и Малая Азия

Обширные районы Среднего Востока входили в состав иранского государства, которым правила династия Сефевидов . В период наибольшего расцвета, при шахе Аббасе I (1587-1629), империя Сефевидов включала не только Иран (Персию), но и западные районы современного Афганистана, часть Туркмении, Закавказье, Ирак. Народы, объединенные в этой империи, отличались друг от друга по своему социально-экономическому и культурному развитию. Даже в период расцвета империя Сефевидов не была прочным государственным образованием, а начиная со второй половины XVII в. феодальный Иран постепенно теряет свое могущество и силу.

Расположенные к западу от государства Сефевидов Малая Азия и арабские страны входили в состав созданной в результате многочисленных завоеваний турок-османов Османской импери и, владения которой были расположены в трех Частях света - Азии, Европе и Африке. Между Сефевидами и османскими султанами шла борьба за Ирак и арабское побережье Персидского залива. Сирия, Ливан, Палестина, Ирак, Хиджаз, Йемен были завоеваны турками, но власть османского султана над большей частью Аравийского полуострова была в значительной степени номинальной. В середине XVII в. арабские Племена создали на восточном побережье полуострова свой имамат Оман.

Египет

Большая часть Северной Африки входила в состав Османской империи. Египет был завоеван турками в начале XVI в. К этому времени там господствовала своеобразная военно-феодальная каста мамлюков, из которых состояла гвардия египетских султанов. После турецкого завоевания страной стал управлять назначаемый османским султаном паша. По мере ослабления Османской империи господство турецкого султана над Египтом становилось все более формальным. К концу XVII в. мамлюкам удалось восстановить свою политическую власть. В средние века арабские географы объединяли страны Северной Африки, расположенные к западу от Египта, т. е. Ливию, Алжир, Тунис и Марокко, под общим названием Магриб, которое сохранилось до настоящего времени. Коренное население Магриба - берберы (в древности их называли ливийцами). В VII в. началось арабское проникновение в Магриб, ставший частью халифата. Арабы смешались с основной массой берберского населения, которое восприняло у пришельцев язык и религию. Народы Магриба превратились в составную часть арабского мира.В дальнейшем вслед за Египтом Ливия, Тунис и Алжир были завоеваны турками.

Марокко

Расположенное на северо-западе Африки Марокко в XV- XVI вв. было объектом колониальной агрессии Португалии и Испании. В XVI в. Марокко пыталась завоевать Османская империя. Благодаря упорному сопротивлению марокканцев это ей не удалось, а в начале XVIII в. все побережье Марокко было освобождено также и от европейских захватчиков (в руках испанцев остались лишь Сеута, Мелилья и Алусемас). Еще в XV в. началось проникновение португальских, а позднее и других европейских купцов и работорговцев южнее Марокко, в Мавританию и Западную Сахару. Но к началу нового времени эти страны еще не были захвачены колонизаторами.

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Господство обычаев и обычного права обусловило особый характер государственноправового строя азиатских стран. Вместе с тем встречалось немало писаных законов в том числе актов индийского Кампучия и китайского Китай Вьетнам Корея происхождения и в этот период история права азиатских государств знает несколько кодификаций права. Например первым законодательным памятником монгольского права был Яса потюркски помонгольски дзасак закон постановление запрет наказание Чингисхана 1291 г.

Основные черты развития государства и права в странах Азии

В первый, доколониальный период в этих странах среди источников права центральное место занимало обычное право. Государство со своей стороны также воздействовало на обычаи, санкционируя те из них, которые ему были выгодны. Господство обычаев и обычного права обусловило особый характер государственно-правового строя азиатских стран. Существование обычаев создавало партикуляризм в праве. Например, характерная черта правовой жизни Вьетнама состояла в том, что многие общественные отношения, особенно те, которые непосредственно не затрагивали интересы централизованного государства, находились вне сферы правового регулирования. На эти отношения сильное влияние оказывали традиции и обычаи сельских общин: «в пределах деревни веление короля уступает место обычаю общин», «у государства свое право, а у общин свои правила». Вместе с тем встречалось немало писаных законов, в том числе актов индийского (Кампучия) и китайского (Китай, Вьетнам, Корея) происхождения, и в этот период история права азиатских государств знает несколько кодификаций права. Например, первым законодательным памятником монгольского права был «Яса» (по-тюркски, по-монгольски – дзасак – закон, постановление, запрет, наказание) Чингисхана 1291 г., в котором были кодифицированы обычаи, существовавшие в монгольском обществе. «Яса» содержал нормы государственного, административного (налоги, повинности), уголовного, гражданского права. «Великая Яса» Чингисхана служила основой для управления завоеванными странами.

Второй кодификацией монгольского права стали «Их цааз» (Великое уложение), или монголо-ойратские законы 1640 г., за которыми последовала «Халха Джирум» 1709 г. Они юридически закрепляли сложившиеся в монгольском обществе общественные отношения и отражали степное право, получившее санкцию закона. В последующие годы в Монголии постепенно внедрялись законы, изданные маньчжурскими властями, в частности так называемое Уложение китайской палаты внешних сношений 1815 г.

Вьетнамское государство за свою почти тысячелетнюю историю четырежды осуществляло крупные кодификации законодательства (1042, 1244, 1483, 1815 гг.). Первые вьетнамские правовые тексты, известные как кодекс Хонч Дук и кодекс Гиа-Лонга, показывают, что вьетнамские тексты являются китайскими по происхождению, концепции и в деталях, однако в них инкорпорированы специфические местные элементы права. Эти правовые тексты описывают естественный и специальный порядок, основу которого составляют не законность, а скорее этико-моральные установки. Свод законов Зялонг, итог последней кодификации, представлял собой закон сугубо уголовно-правового характера. Французские колонизаторы использовали его без какого-либо изменения вплоть до конца 30-х годов XX в.

Правовая система Кампучии основывалась на индийском образце. Все доколониальные кампучийские правовые тексты, такие, как «Явы», «Джая Паттра», Хартия о налогах и земле и книга законов «Явы и Бали», свидетельствуют о том, что они большей частью копировали индийские тексты, но начиная с XIV в. – с тенденцией к возрастанию удельного веса местных элементов.

Средневековое кхмерское право было преимущественно казуальным и даже царские указы не имели обязательной силы для последующих правителей. В судопроизводстве пользовались также индийскими дхармашастрами. Для наказания преступников камбоджийская юриспруденция прибегала к исключительно жестоким мерам. Одним из серьезных нарушений закона считалось присвоение или порча чужой собственности. Широкое распространение получил «божий суд». Процедура расследования и суда была чрезвычайно громоздкой, медленной и бюрократической. В семейном праве прослеживалось существование правила гипсргамии, воспрещающего женщинам брак с мужчинами более низкого, чем у них, сословия. По обычному праву кхмеров власть и главенство в семье принадлежали мужчине, вплоть до права продажи жены и детей. Как правило, семья была моногамной.

Таким образом, основные черты права и множество юридических традиций азиатских стран, несмотря на их многовековые тесные культурные контакты с Китаем и Индией, вполне самобытны и всегда сохраняли свою собственную, чрезвычайно своеобразную индивидуальность. Испытывая влияние китайского права, эти страны в то же время и сами оказывали на Китай определенное влияние. Например, выработанный в Монголии «Яса» Чингисхана, построенный в основном на китайских правовых нормах, в то же время испытал на себе и определенное влияние монгольского права. Так, за кражу скота – типичное преступление у кочевников – в юаньском законодательстве, помимо старокитайских «методов» вроде телесных наказаний, полагался еще и штраф в размере девятикратной стоимости украденного скота. В случае если похититель не мог внести такой штраф, все его имущество отбиралось, а сам он, его жена, дети и все рабы заточались в тюрьму Штраф в размере девятикратной стоимости украденного скота, как и тюремное заключение в подобных случаях для жен, детей и т.д., представляет собой типично монгольскую форму наказания.

Взаимовлияние в области права во многом определялось тем, что в разные исторические периоды китайское право оказывало существенное влияние на развитие правовых систем других народностей Азии.

Во второй период французской колониальной оккупации ряд стран из числа рассматриваемых попали в колониальную зависимость

от Франции. Степень влияния французского права на правовые системы государств Юго-Восточной Азии прежде всего зависела от формы колониальной зависимости. С этой точки зрения они подразделялись на страны, находящиеся под французским суверенитетом (Кохин-Хина, Лаос), и страны под протекторатом – Камбоджа, Аннам, Тонкий. Вместе с тем следует отметить, что различия между той или другой группой стран касались в основном судоустройства, статуса жителей и земельного законодательства. Французская колониальная администрация стремилась кодифицировать право Лаоса, Камбоджи, Тонкина, а в Аннаме вплоть до 1930 г. сохранялись весьма оригинальные формы юридической администрации и права.

В результате многовекового влияния конфуцианства, а затем господства колонизаторов в азиатских странах в сознании различных слоев их населения укоренилось в целом негативистское отношение к праву, которое в отличие от Запада не рассматривалось как опора социального строя, а выступало в основном как орудие устрашения.

В Европе все имущественные отношения связывались с правом собственности, и быстро развивалось частное право, основу которого и составляют имущественные отношения. В Азии право получило преимущественно публично-правовое развитие и сводилось в первую очередь к административной регламентации с жестко фиксированными обязанностями, строгой уголовной ответственностью.

По конфуцианской модели мораль, а не право является первоосновой общественной жизни, а управлять должны люди, а не законы. Право в этой модели – лишь репрессивное орудие, а следовательно, нежелательное зло.

В отличие от конфуцианства легизм отводил закону первостепенное значение. Закон был объявлен важнейшим орудием государственного управления, но имелся в виду уголовный, репрессивный закон. Таким образом, под влиянием и конфуцианства, и легизма в жизни азиатских обществ прочно укоренился «юридический негативизм».

Становление правовых норм социалистических государств Азии характеризовалось рядом специфических черт, обусловленных особенностями исторического, экономического, политического и правового развития.

В азиатских социалистических странах в отличие от европейских старое законодательство было отменено сразу. Например, в КНР в результате победы социалистической революции отменялись все дореволюционные законы. В частности, было принято решение о ликвидации гоминьдановского шестикнижья. В КНДР отмена действия старого права была ускорена тем обстоятельством, что в Корее, как японской колонии, действовало ранее японское право.

В ДРВ декретом от 10 октября 1945 г. было отменено действие старых законов, их разрешалось применять в виде исключения и только в тех случаях, когда они не противоречили принципу независимости и демократии.

На первом этапе развития социалистических государств Азии были созданы конституционные и другие акты, положившие начало новому строю и новой государственной организации. Вместе с тем здесь (за исключением, пожалуй, МНР) достаточно широко применялись обычаи, что объясняется неполным законодательным урегулированием общественных отношений и историческими особенностями развития права этих стран. Особенно широкой сфера применения обычая была в районах, населенных нацменьшинствами.

Существенна была и роль судебной практики и вообще правоприменительной и правоохранительной деятельности по созданию многих важных положений и понятий правовых систем социалистических государств Азии, которые позже легли в основу принятых кодификационных законодательных актов. В условиях, когда законодательство не было кодифицировано, руководящие разъяснения судебных инстанций имели немаловажное значение.

Позже в развитии правовых систем социалистических стран в Азии появились значительные различия. Так, в Монгольской Народной Республике правовая система была близка к модели европейских социалистических стран.

На развитие права в Социалистической Республике Вьетнам повлияла долголетняя война. Особенность развития правовой системы Вьетнама, как и Кореи, заключалась еще и в том, что оно происходило в условиях раскола этих стран. Только после объединения двух частей СРВ сложились условия для создания единой правовой системы.

Проблема совершенствования законодательства в азиатских социалистических странах имела большую актуальность. В ряде стран приняты новые конституции (в КНДР, СРВ, КНР). В МНР в действующую конституцию внесены существенные изменения. Процесс совершенствования законодательства социалистических государств Азии происходил главным образом путем кодификации.

Следует отметить, что кодификация как форма совершенствования законодательства в азиатских социалистических государствах находится на начальном этапе. Правда, после принятия в этих странах новых конституций процесс кодификации был более планомерным. Эту тенденцию можно проследить на примере последней Конституции СРВ. Она дала мощный импульс совершенствованию законодательства страны. Всего за период 1981–1985 гг. было принято 43 нормативных акта, в том числе УК, КЗоТ, Указ о порядке землепользования, законы о местных органах власти, о гражданстве, об обеспечении общественной безопасности и др.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64991. ПРОБЛЕМЫ АРХЕОЛОГИИ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ 35.5 KB
Цель спецкурса: на основе анализа археологических материалов познакомить слушателей с основными аспектами истории культуры зоны степей между Иртышом и Дунаем в монгольскую эпоху. Курс охватывает период между...
64993. Родословные легендарных потомков Огуз-кагана по спискам Махмуда Кашгари, Рашид ад-Дина и Абу-л-Гази хана Хивинского 55 KB
В древности слова туркмен (туркман) не было; все кочевые племена, по внешнему виду похожие на тюрков, называли обобщено тюрками, но у каждого племени было определенное имя и прозвище. В то время когда эти племена Огуза пришли из своих областей в страны Мавераннахра...
64996. О татарах, монголах и о том, как Темучин стал Чингисханом 122.5 KB
Не в последнюю очередь он видимо вызван тем что в 2006 году исполняется восемьсотлетие образования первого монгольского государства у истоков которого стоял Чингисхан.
64998. ИМЯ ЧИНГИСХАНА В ТАНГУТСКОЙ ПЕСНЕ 69.5 KB
Последний поход Чингисхана против тангутов 1226-1227 оказался роковым для обеих сторон согласно источникам Чингисхан умер на территории тангутского государства в августе 1227 г. Однако среди разноязычных источников описывающих жизнь и смерть Чингисхана нет текстов на тангутском языке.

1. Общая характеристика, краткая история зарубежной Азии

Зарубежная Азия – самый большой по населению (более 4 млрд. чел.) и второй (после Африки) по площади регион мира, причем это первенство он сохраняет, по существу, на протяжении всего существования человеческой цивилизации. Площадь зарубежной Азии – 27 млн. кв. км, она включает более 40 суверенных государств. Многие из них относятся к древнейшим в мире. Зарубежная Азия – один из очагов зарождения человечества, родина земледелия, искусственного орошения, городов, многих культурных ценностей и научных достижений. В основном в состав региона входят развивающиеся страны.

2. Разнообразие стран зарубежной Азии по площади

В состав региона входят разные по размеру страны: две из них относятся к странам-гигантам (Китай, Индия), есть очень большие (Монголия, Саудовская Аравия, Иран, Индонезия), остальные, в основном, относят к довольно крупным странам. Границы между ними проходят по хорошо выраженным природным рубежам.

Особенности ЭГП стран Азии:

  1. Соседское положение.
  2. Приморское положение.
  3. Глубинное положение некоторых стран.

Первые две особенности оказывают благоприятное воздействие на их хозяйство, а третья затрудняет внешние экономические отношения.

3. Разнообразие стран зарубежной Азии по населению

Крупнейшие страны Азии по численности населения (2012 г.)
(по данным CIA)

4. Разнообразие стран зарубежной Азии по географическому положению

Страны Азии по географическому положению:

  1. Приморские (Индия, Пакистан, Иран, Израиль и т.д.).
  2. Островные (Бахрейн, Кипр, Шри-Ланка и т.д.).
  3. Архипелаги (Индонезия, Филиппины, Япония, Мальдивы).
  4. Внутриконтинентальные (Лаос, Монголия, Афганистан, Непал, Бутан и т.д.).
  5. Полуостровные (Республика Корея, Катар, Оман и т.д.).

5. Разнообразие стран зарубежной Азии по уровню развития

Политическое устройство стран весьма разнообразно.
Монархии зарубежной Азии (по данным wikipedia.org):

Саудовская Аравия
  • Все остальные страны – республики.
  • Развитые страны Азии: Япония, Израиль, Республика Корея, Сингапур.
  • Все остальные страны региона относятся к развивающимся.
  • Наименее развитые страны Азии: Афганистан, Йемен, Бангладеш, Непал, Лаос и пр.
  • Наибольший объем ВВП имеют Китай, Япония, Индия, из расчета на душу населения – Катар, Сингапур, ОАЭ, Кувейт.

6. Формы правления и устройства стран зарубежной Азии

По характеру административно-территориального устройства большинство стран Азии имеют унитарное устройство. Федеративное административно-территориальное устройство имеют следующие страны: Индия, Малайзия, Пакистан, ОАЭ, Непал, Ирак.

7. Регионы зарубежной Азии

Регионы Азии:

  1. Юго-Западная.
  2. Южная.
  3. Юго-Восточная.
  4. Восточная.
  5. Центральная.

Природные ресурсы зарубежной Азии

1. Введение

Обеспеченность зарубежной Азии ресурсами определяется, прежде всего, разнообразием рельефа, местоположением, особенностями природы и климата.

Район крайне однороден в отношении тектонической структуры и рельефа: в его пределах отмечается наибольшая на земле амплитуда высот (более 9000 м), здесь расположены как древние докембрийские платформы, так и области молодой кайнозойской складчатости, грандиозные горные страны и обширные равнины. Вследствие этого минеральные ресурсы зарубежной Азии очень разнообразны.

2. Минеральные ресурсы зарубежной Азии

В пределах Китайской, Индостанской платформ сосредоточены основные бассейны каменного угля, железной и марганцевой руд, нерудных ископаемых. В пределах Альпийско-Гималайского и Тихоокеанского складчатых поясов преобладают руды, в том числе вдоль побережья Тихого океана расположен медный пояс. Но главное богатство региона, определяющее также и его роль в международном географическом разделении труда, – это нефть и газ. Запасы нефти и газа разведаны в большинстве стран Юго-Западной Азии (Месопотамский прогиб земной коры). Основные месторождения находятся в Саудовской Аравии, Кувейте, Ираке, Иране, ОАЭ. Кроме того, крупные месторождения нефти и газа разведаны в странах Малайского архипелага. Особенно выделяются по запасам Индонезия, Малайзия. Страны Средней Азии также богаты нефтью и газом (Казахстан, Туркмения).

Наиболее крупные запасы солей находятся в Мертвом море. На Иранском нагорье большие запасы серы и цветных металлов. В целом, Азия – один из главных регионов мира по запасам полезных ископаемых.

Страны, обладающие наибольшими запасами и разнообразием полезных ископаемых:

  1. Китай.
  2. Индия.
  3. Индонезия.
  4. Иран.
  5. Казахстан.
  6. Турция.
  7. Саудовская Аравия.

3. Земельные, агроклиматические ресурсы зарубежной Азии

Агроклиматические ресурсы Азии неоднородны. Обширные массивы горных стран, пустынь и полупустынь мало пригодны для хозяйственной деятельности, за исключением животноводства; обеспеченность пашней мала и продолжает сокращаться (так как растет население и увеличивается эрозия почв). Но на равнинах востока и юга создаются довольно благоприятные условия для земледелия. В Азии находится 70% орошаемых земель мира.

4. Водные ресурсы (ресурсы влаги), агроклиматические ресурсы

Наибольшими запасами водных ресурсов обладают страны Восточной и Юго-Восточной Азии, а также некоторые регионы Южной Азии. При этом в странах Персидского залива водных ресурсов катастрофически не хватает.

Почвенными ресурсами по общим показателям в наибольшей степени обеспечены Китай, Индия, Индонезия.
Наибольшие запасы лесных ресурсов: Индонезия, Малайзия, Таиланд, Китай, Индия.

Население Зарубежной Азии

Численность населения Азии превышает 4 млрд чел. Многие страны региона находятся на стадии «демографического взрыва».

2. Рождаемость и смертность (воспроизводство населения)

Все страны региона, за исключением Японии и некоторых стран, находящихся на переходном этапе, относятся к традиционному типу воспроизводства населения. При этом многие из них находятся в состоянии демографического взрыва. Некоторые страны борются с этим явлением, проводя демографическую политику (Индия, Китай), но большинство стран не проводит такой политики, быстрый рост населения и его омоложение продолжаются. При нынешних темпах роста населения страны зарубежной Азии испытывают продовольственные, социальные и другие затруднения. Среди субрегионов Азии Восточная Азия дальше других отошла от пика демографического взрыва. В настоящее время наибольшие темпы прироста населения характерны для стран Юго-Западной Азии. Например, в Йемене на одну женщину в среднем приходится почти 5 детей.

3. Национальный состав

Этнический состав азиатского населения также исключительно сложный: здесь живет более 1 тыс. народов – от мелких этносов, насчитывающих несколько сотен человек, до крупнейших по численности народов мира.

Крупнейшие народы зарубежной Азии по численности населения (более 100 млн. чел.):

  1. Китайцы.
  2. Хиндустанцы.
  3. Бенгальцы.
  4. Японцы.

Народы зарубежной Азии относятся примерно к 15 языковым семьям. Такого лингвистического разнообразия нет ни в одном другом крупном регионе планеты.
Крупнейшие языковые семьи зарубежной Азии по численности населения:

  1. Сино-тибетская.
  2. Индоевропейская.
  3. Австронезийская.
  4. Дравидийская.
  5. Австроазиатская.

Наиболее сложные в этнолингвистическом отношении страны: Индия, Шри-Ланка, Индонезия. Индия и Индонезия считаются самыми многонациональными странами мира. В Восточной и Юго-Западной Азии, за исключением Ирана и Афганистана, характерен более однородный национальный состав. Сложный состав населения во многих частях региона приводит к острым межнациональным конфликтам.

4. Религиозный состав

  • Зарубежная Азия – родина всех крупнейших религий, здесь зародились все три мировые религии: христианство, буддизм, мусульманство.
  • Христианство: Филиппины, Грузия, Армения, значительная доля христиан в Казахстане, Японии, Ливане.
  • Буддизм: Таиланд, Лаос, Камбоджа, Вьетнам, Мьянма, Бутан, Монголия.
  • Ислам: Юго-Западная Азия, Индонезия, Малайзия, Бангладеш.
  • Среди других национальных религий необходимо отметить конфуцианство (Китай), даосизм, синтоизм. Во многих странах межэтнические противоречия основаны именно на религиозной почве.

Презентация к уроку:

!? Задание.

  1. Границу России.
  2. Субрегионы Зарубежной Азии.
  3. Республики и монархии.

Новое на сайте

>

Самое популярное