Специальное аудиторское задание - это сопутствующая услуга, предусмотренная стандартом аудиторской деятельности от 20.10.1999 г., одобренным Комиссией при президенте по аудиторской деятельности.
Под специальным аудиторским заданием стандарт понимает оказание услуг по проверке специальной отчетности экономического субъекта, отличной от официальной бухгалтерской отчетности, включая проверку специальной отчетности об отдельных статьях бухгалтерской отчетности, качественном состоянии имущества, использовании капитала и по другим вопросам, непосредственно связанным с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта.
Специальное аудиторское задание может быть обязательным и инициативным. Обязательное специальное аудиторское задание выполняется по поручению государственных органов в случаях, предусмотренных актами законодательства РФ, инициативное - во всех остальных случаях.
В соответствии с инициативным специальным аудиторским заданием аудиторской организации может быть поручено выразить мнение относительно одной или нескольких статей бухгалтерской отчетности, например о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, наличии и состоянии материально-производственных запасов, основных средств. Также может потребоваться выражение мнения аудиторской организации относительно какого-либо показателя бухгалтерской отчетности, например оценки реальной доли прибыли, причитающейся участнику общества (товарищества) в соответствии с договором.
Предметом инициативного специального аудиторского задания может быть экспертиза хозяйственных договоров. Например, аудитору может быть поручено:
Составить заключение о правильности используемых схем бухгалтерских записей, принципов оценки, порядка налогообложения и формы ответственности по договорам, подготовленным экономическим субъектом в связи с появлением у экономического субъекта новых форм договоров;
Составить заключение о финансовых и правовых последствиях договоров по вложению денежных средств в недвижимость, ценные бумаги и т. п., подготовленных экономическим субъектом в связи с началом нового направления деятельности и т.
Инициативным специальным аудиторским заданием может быть также предусмотрена проверка отчетности, подготовленной экономическим субъектом для специальных целей, например:
Налоговых деклараций;
Отчетов о финансовых результатах, основанных на поступлениях в кассу и выплатах из кассы;
Финансовой отчетности, установленной каким-либо государственным или иным регулирующим органом.
Обязательное специальное аудиторское задание может выполняться по поручению государственных органов. В этом случае заключение аудиторской организации по такому специальному аудиторскому заданию приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации. В заключении аудиторской организации по специальному аудиторскому заданию, полученному от государственных органов, следует избегать таких оценочных юридических терминов, как «халатность», «хищение», «растрата», «присвоение» и подобных. Применяя такую терминологию, аудиторская организация выходит за пределы своей компетенции, так как квалифицировать действие или бездействие лиц вправе только судебные и следственные органы. Выводы аудиторской организации должны излагаться в той последовательности, в которой вопросы поставлены органом, поручившим задание. При этом каждый вывод должен содержать выявленные аудиторской организацией факты, а также связь этих фактов с нарушением каких-либо правовых норм. В том случае, если такая связь имеется, аудиторская организация должна указать, какой именно нормативный акт нарушен, за какой период, описать обстоятельства, способствовавшие выявленному нарушению. В случае, когда это представляется возможным, аудиторской организации следует указать, кто из должностных лиц экономического субъекта несет ответственность за нарушение с точки зрения бухгалтерского учета, и оценить сумму материального ущерба. Содержание заключения по специальным аудиторским заданиям должно обеспечивать государственным органам, поручившим выполнение задания, возможность однозначно определить обоснованность выводов аудиторской организации и доказательственную ценность заключения.
Примерная форма заключения аудиторской организации по специальному аудиторскому заданию представлена в приложении 25.
Правило (стандарт) аудиторской деятельности
"Заключение аудиторской организации по специальным
аудиторским заданиям"
(одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ
1. Общие положения
Правило (стандарт) подготовлено для регламентации аудиторской деятельности и соответствует Временным правилам аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации N 2263 от 22 декабря 1993 г.
Целью правила (стандарта) является установление положений о форме и содержании заключения аудиторской фирмы или аудитора, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя* , о выполнении специальных аудиторских заданий, полученных от государственных органов, экономических субъектов, заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности.
Задачами правила (стандарта) являются:
а) определение основ взаимоотношений аудиторской организации и экономического субъекта в процессе выполнения специального аудиторского задания;
б) определение особенностей распределения ответственности между аудиторской организацией и экономическим субъектом по результатам выполнения специального аудиторского задания;
в) определение порядка и особенностей оформления аудиторской организацией заключений по специальным аудиторским заданиям.
Требования данного правила (стандарта) являются обязательными для всех аудиторских организаций при оформлении заключений по специальным аудиторским заданиям.
Требования данного правила (стандарта) носят рекомендательный характер при оказании сопутствующих аудиту услуг, не предусматривающих выдачи заключения аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям. В случае отклонения при выполнении конкретного задания от обязательных требований данного правила (стандарта) аудиторская организация в обязательном порядке должна отметить это в своей рабочей документации и письменном отчете экономическому субъекту или государственному органу, от которого аудиторская организация получила специальное аудиторское задание.
2. Основные принципы подготовки заключения аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям
Под специальным аудиторским заданием понимается оказание установленных договором с аудиторской организацией услуг по проверке специальной отчетности экономического субъекта, отличной от официальной бухгалтерской отчетности, включая проверку специальной отчетности об отдельных статьях бухгалтерской отчетности, качественном состоянии имущества, использовании капитала и по другим вопросам, непосредственно связанным с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта.
Специальное аудиторское задание может быть обязательным и инициативным. Обязательное специальное аудиторское задание выполняется по поручению государственных органов в случаях, предусмотренных актами законодательства Российской Федерации, инициативное - во всех остальных случаях.
Аудиторские организации могут получать специальные аудиторские задания от:
а) экономических субъектов;
б) государственных органов;
в) заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности какого-либо экономического субъекта.
Перед выполнением специального аудиторского задания аудиторская организация должна удостовериться в том, что у нее достигнуто взаимопонимание с лицом, поручившим (заказавшим) специальное аудиторское задание, относительно цели и характера работы, а также содержания заключения, которое будет представлено аудиторской организацией.
Планируя выполнение специального задания, аудиторская организация должна представлять себе, для каких целей необходимо лицу, поручившему (заказавшему) выполнение работы, заключение по специальным аудиторским заданиям, а также определить возможный состав и круг лиц, которые будут знакомиться с ним.
Во избежание возможности использования заключения аудиторской организации по специальному аудиторскому заданию для целей, к выполнению которых оно не предназначено, аудиторская организация может указать в договоре на выполнение такого задания цель, для которой будет подготовлено заключение, а также установить ограничения на ознакомление с ним иного круга лиц.
Итоговая часть заключения по специальному аудиторскому заданию должна содержать окончательное мнение аудиторской организации по вопросам, сформулированным в специальном аудиторском задании. Итоговую часть рекомендуется начинать словами: "По нашему мнению".
В текст аналитической части заключения по специальным аудиторским заданиям могут быть включены графики, таблицы, отражающие ход и результаты промежуточных расчетов, итоги сверки документации, порядок ее движения и другие вопросы. Эти материалы могут быть оформлены в виде приложений к заключению. На них в тексте заключения делаются ссылки, а сами материалы рассматриваются как составная часть заключения.
3. Заключение по специальному аудиторскому заданию по проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности
В соответствии со специальным аудиторским заданием аудиторской организации может быть поручено выразить мнение относительно одной или нескольких статей бухгалтерской отчетности, например о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, наличии и состоянии материально-производственных запасов, основных средств. Также может потребоваться выражение мнения аудиторской организации относительно какого-либо показателя бухгалтерской отчетности, например оценки реальной доли прибыли, причитающейся участнику общества (товарищества) в соответствии с договором.
Такое специальное аудиторское задание может быть выполнено по отдельному договору, а также в составе с аудиторской проверкой достоверности бухгалтерской отчетности в целом.
Однако в последнем случае полученные по результатам специального аудиторского задания данные не могут служить основанием для выводов о достоверности бухгалтерской отчетности в целом. Например, удовлетворительные результаты инвентаризации товарно-материальных ценностей на складе не могут служить основанием для выводов о состоянии всех материальных ценностей экономического субъекта в целом.
Аудиторская организация, выполняя специальное задание по проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности, должна помнить о том, что каждая статья отчетности, как правило, связана с другими статьями отчетности. Проверяя одну из таких взаимосвязанных статей, аудиторская организация должна использовать аналитические или иные аудиторские процедуры, позволяющие оценить сопоставимость данных бухгалтерского учета по этим статьям. Такими взаимосвязанными статьями бухгалтерской отчетности являются, в частности, показатель объема выручки от реализации и величины дебиторской задолженности, величина товарно-материальных ценностей и сумма кредиторской задолженности и другие статьи.
Аудиторская организация, оценивая возможность выполнения специального задания, должна поставить в известность лицо, поручившее выполнение задания, о том, что для выполнения задания необходима дополнительная бухгалтерская и иная информация, а также определить, какая именно.
В отличие от аудита бухгалтерской отчетности при выполнении специальных аудиторских заданий определение уровня существенности затруднено. Если для выполнения специального аудиторского задания не представлена бухгалтерская отчетность экономического субъекта в целом, то величина оборотов по какому-либо бухгалтерскому счету представляется величиной относительной (одинаковые обороты по одному и тому же бухгалтерскому счету могут быть крупными с точки зрения одного экономического субъекта и малыми с точки зрения другого). Не имея возможности с достаточной степенью точности оценить уровень существенности, аудиторская организация не может определить и степень аудиторского риска. Одна и та же статья бухгалтерской отчетности в ходе выполнения специального аудиторского задания в соответствии с заданием на его выполнение может быть исследована с большей тщательностью, чем при аудите достоверности бухгалтерской отчетности в целом.
Во избежание введения в заблуждение пользователей бухгалтерской отчетности аудиторская организация должна письменно уведомить руководство экономического субъекта о необходимости включения в состав бухгалтерской отчетности, содержащей в соответствии с действующим законодательством аудиторское заключение, заключения аудиторской организации по специальным заданиям только вместе с аудиторским заключением о бухгалтерской отчетности в целом.
Заключение аудиторской организации по проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности должно включать в себя указание на регулирующие бухгалтерский учет нормативные акты, которыми экономический субъект руководствовался при оценке и учете статей отчетности. В заключении также должно быть выражено мнение аудиторской организации о соответствии во всех существенных отношениях методов оценки и порядка ведения бухгалтерского учета указанному нормативному акту, регулирующему бухгалтерский учет.
При выполнении специального аудиторского задания аудиторской организации целесообразно ознакомиться с аудиторским заключением о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта за тот же период.
4. Заключение по специальному аудиторскому заданию по юридической и экономической экспертизе договоров, регулирующих гражданско-правовые отношения
Цели выполнения специального аудиторского задания по экспертизе договоров могут быть различны:
а) составить заключение о правильности используемых схем бухгалтерских записей, принципов оценки, порядка налогообложения и формы ответственности по договорам, подготовленным экономическим субъектом в связи с появлением у экономического субъекта новых форм договоров;
б) составить заключение о финансовых и правовых последствиях договоров по вложению денежных средств в недвижимость, ценные бумаги и т.п., подготовленных экономическим субъектом в связи с началом нового направления деятельности;
в) подготовить заключение о соблюдении экономическим субъектом определенных договоров, например кредитных договоров или договоров займа**;
г) другие цели.
Аудиторская организация может выразить свое мнение относительно договоров (контрактов), регулирующих гражданско-правовые отношения, только после того, как полностью рассмотрены вопросы бухгалтерского учета и аспекты налогообложения на всех этапах реализации договора (контракта). В том случае, если в поручении на выполнение специального аудиторского задания содержатся специфические вопросы, не относящиеся к компетенции аудиторской организации и требующие специальных познаний в области науки, техники, искусства и других областей знаний, аудиторской организации следует привлечь для ответа на эти специфические вопросы эксперта. При этом аудиторская организация должна руководствоваться правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Использование работы эксперта".
В заключении аудиторской организации по специальному аудиторскому заданию должно быть отражено мнение о том, соблюдены ли экономическим субъектом конкретные условия договора.
5. Заключение по специальному аудиторскому заданию о бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с принципами бухгалтерской отчетности, отличными от российских правил бухгалтерского учета
Бухгалтерская отчетность может быть подготовлена экономическим субъектом для специальных целей в соответствии с правилами бухгалтерского учета иными, нежели российские правила бухгалтерского учета (например, национальными правилами бухгалтерского учета другой страны). Такими формами бухгалтерской отчетности также могут быть:
а) налоговые декларации;
б) отчеты о финансовых результатах, основанных на поступлениях в кассу и выплатах из кассы;
в) финансовая отчетность, установленная каким-либо государственным или иным регулирующим органом.
Аудиторская организация должна оценить возможность пользователя бухгалтерской отчетности экономического субъекта понять из названия или из примечания к данной бухгалтерской отчетности, что эта отчетность подготовлена не в соответствии с российскими правилами бухгалтерского учета. Если в названии такой бухгалтерской отчетности соответствующие указания и ссылки отсутствуют, то аудиторская организация должна сделать это в своем заключении.
Заключение по специальному аудиторскому заданию по проверке финансовой информации, подготовленной в соответствии с принципами бухгалтерского учета, отличными от российских, должно содержать указание на применявшиеся принципы учета или на параграф отчетности, в котором содержится такая ссылка. В заключении должно быть указано, подготовлена ли бухгалтерская отчетность во всех ее существенных аспектах в соответствии с этими принципами.
6. Заключение по специальному аудиторскому заданию об отчете, подготовленном за ряд смежных лет
Экономический субъект может подготавливать специальные отчеты, представляющие обобщенные данные годовых бухгалтерских отчетов за ряд смежных лет, с целью информирования пользователей, интересующихся основными данными деятельности организации и ее результатами.
Обобщенный отчет значительно менее детализирован, чем годовые отчеты, подтверждаемые аудиторской организацией. Поэтому в таких отчетах должно быть ясно обозначено, что они имеют сокращенный характер, и поэтому пользователю отчетности для лучшего понимания финансового положения организации и результатов ее деятельности за каждый год необходимо использовать обобщенный отчет вместе с бухгалтерскими отчетами, подтвержденными аудиторской организацией и содержащими всю требуемую в рамках данной системы учета информацию.
Обобщенный отчет должен быть назван таким образом, чтобы указывать на ту бухгалтерскую отчетность, на основании которого он был подготовлен, например "Отчет, подготовленный на основании бухгалтерской отчетности на 31 декабря 19XX года, 31 декабря 19XX1, проверенной аудиторской организацией".
Обобщенный отчет не содержит всей информации, которая должна в нем содержаться в соответствии с системой отчетности для годовых бухгалтерских отчетов, подтвержденных аудиторской организацией. Поэтому фраза об отражении в отчетности показателей деятельности "достоверно во всех существенных аспектах" не должна использоваться аудиторской организацией при формировании ею мнения относительно данных отчетов.
7. Заключение по специальному аудиторскому заданию, полученному от государственных органов
Заключение аудиторской организации по специальному аудиторскому заданию, проведенному по поручению государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.
В заключении аудиторской организации по специальному аудиторскому заданию, полученному от государственных органов, следует избегать таких оценочных юридических терминов, как "халатность", "хищение", "растрата", "присвоение" и подобных. Применяя такую терминологию, аудиторская организация выходит за пределы своей компетенции, так как квалифицировать действие или бездействие лиц вправе только судебные и следственные органы.
Выводы аудиторской организации должны излагаться в той последовательности, в которой вопросы поставлены органом, поручившим задание. При этом каждый вывод должен содержать выявленные аудиторской организацией факты, а также связь этих фактов с нарушением каких-либо правовых норм. В том случае, если такая связь имеется, аудиторская организация должна указать, какой именно нормативный акт нарушен, за какой период, описать обстоятельства, способствовавшие выявленному нарушению. В случае, когда это представляется возможным, аудиторской организации следует указать, кто из должностных лиц экономического субъекта несет ответственность за нарушение с точки зрения бухгалтерского учета, и оценить сумму материального ущерба.
————————————————————————————————
* В дальнейшем аудиторские фирмы и аудиторы, работающие самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей, именуются "аудиторские организации".
** В соответствии с такими договорами организация должна соблюдать различные обязательства, вытекающие из договора. Сюда могут входить, например, уплата процентов, соблюдение соответствующих финансовых отношений, запреты на выплату дивидендов или использование доходов от реализации заложенного имущества.
Наряду с обязательным аудитом в практике аудиторской деятельности возникает необходимость проведения проверок по специальным аудиторским заданиям и выдачи при этом специального заключения, содержание и порядок составления которого отличаются от общепринятого.
Под специальным аудиторским заданием понимается выполнение установленных договором и (или) поручением между аудитором и экономическим субъектом (или иным правоспособным юридическим лицом) действий по проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности, качественного состояния имущества, юридической и экономической экспертизы договоров (контрактов), регулирующих гражданско-правовые отношения, эффективности использования капитала и другим вопросам, непосредственно связанным с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта. Порядок проведения аудита в этом случае определен российским правилом (стандартом) «Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям».
Рассмотрим вопросы составления аудиторского заключения по специальным заданиям применительно к российской практике аудита. Заказчиками специального аудиторского задания могут выступать:
а) государственные и правоохранительные органы в случаях, прямо установленных актами законодательства Российской Федерации;
б) органы, выдавшие лицензии;
в) иные правоспособные юридические лица на основании договорных обязательств.
Под органами, указанными в п. «а», понимаются органы дознания и следователь, прокурор, суд, арбитражный суд, таможенные органы, контрольные и ревизионные подразделения Минфина России и т.д.
Под органами, указанными в п. «б», понимаются органы, выдавшие лицензии на осуществление аудиторской деятельности в Российской Федерации. Под иными правоспособными юридическими и физическими лицами (п. «в») понимаются лица, не подпадающие под действие п. «а» и «б», а именно: счетные и контрольные палаты, собственники и инвесторы экономических субъектов, вышестоящие органы экономического субъекта, руководство экономического субъекта по тематическим заданиям, страховые организации, независимые оценщики, общественные организации, в том числе общественные аудиторские объединения, предприниматели без образования юридического лица и т.д.
Орган дознания и следователь при наличии санкции прокурора, прокурор, суд и арбитражный суд вправе в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дать аудиторской организации поручение о проведении аудиторской проверки экономического субъекта по специальным аудиторским заданиям при наличии в производстве указанных органов возбужденного (возобновленного производством) уголовного дела, принятого к производству (возобновленного производством) гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Содержание такого поручения должно соответствовать обстоятельствам, послужившим основанием для возбуждения (возобновления производством) уголовного дела, принятия к производству (возобновления производством) гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Срок проведения аудиторской проверки по такому поручению определяется по договоренности с аудитором (аудиторской фирмой) и, как правило, не должен превышать двух месяцев.
Если после заключения договора или дачи поручения на проведение аудиторской проверки возникли или стали известны обстоятельства, не позволяющие в соответствии с действующими нормативными документами осуществлять аудиторскую деятельность, договор подлежит расторжению, а поручение отзывается.
При проведении аудиторской проверки и составлении заключения по специальным аудиторским заданиям аудиторские организации независимы от проверяемого экономического субъекта, а также от любой третьей стороны, в том числе от государственных органов, поручивших им проведение проверки. Данные, полученные в ходе проверки по специальным аудиторским заданиям, проводимой по поручению органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда, могут быть преданы гласности до вступления в силу решения суда (арбитражного суда) только с разрешения указанных органов и в том объеме, в каком они признают это возможным.
Права, обязанности и ответственность аудиторской организации и заказчика специального аудиторского задания регулируются действующим законодательством, а также заключенным договором.
Содержание, характер и объем работы, выполняемой аудитором по специальному аудиторскому заданию, зависят от обстоятельств, связанных с возникновением необходимости данной работы. Перед выполнением специального аудиторского задания аудитор должен удостовериться в том, что у него с лицом, поручившим специальное аудиторское задание, достигнуто взаимопонимание относительно цели и характера работы, а также содержания заключения, которое будет представлено аудитором.
Планируя выполнение специального задания, аудитор должен представлять себе, для каких целей необходимо лицу, поручившему выполнение работы, заключение по специальным аудиторским заданиям, а также определить состав и круг лиц, которые, вероятно, будут знакомиться с ним. Чтобы исключить возможности использования заключения аудитора по специальным аудиторским заданиям для целей, для которых оно не предназначено, аудитор может указать в документе цель, для которой он подготовлен, а также установить ограничения на ознакомление с ним иного круга лиц, нежели указанного в заключении по специальным аудиторским заданиям.
Заключение аудитора по всем специальным аудиторским заданиям включает:
Название документа в целом - «Заключение по специальному аудиторскому заданию»;
Адресат;
Представление аудиторской организации, выполнившей специальное аудиторское задание;
Объект специального аудиторского задания;
Определение ответственности исполнительного органа экономического субъекта за составление бухгалтерских документов, включая отражение первичных данных учета, обеспечение адекватности бухгалтерских записей;
Описание работы, выполненной аудиторской организацией;
Описание и обоснование методов, примененных аудиторской организацией в ходе выполнения специального аудиторского задания;
Изложение вопросов, которые аудиторская организация считает существенными;
Мнение аудиторской организации по результатам выполнения специального аудиторского задания;
Дату выдачи заключения;
Подпись руководителя аудиторской организации или аудитора, работающего самостоятельно.
Когда специальное аудиторское задание выполняется аудитором по поручению экономического субъекта, в договоре между экономическим субъектом и аудитором должен быть сформулирован вопрос, выражение мнения по которому ожидается от аудитора.
Вопросы для специального аудиторского задания должны быть сформулированы таким образом, чтобы ответ на них не мог иметь двоякого толкования.
Рассмотрим сущность отдельных видов аудиторских заключений по специальным заданиям.
1. Заключение по специальному аудиторскому заданию по проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности. В соответствии со специальным аудиторским заданием аудитору может быть поручено выразить мнение относительно одной или нескольких статей бухгалтерской отчетности. Например, о состоянии дебиторской задолженности, наличии и состоянии материально-производственных запасов, основных средств, правильного начисления заработной платы отдельным физическим лицам и удержания подоходного налога. Может также потребоваться выражение мнения аудитора относительно какого-либо показателя бухгалтерской отчетности, например оценка реальной доли прибыли, причитающейся участнику общества (товарищества) в соответствии с договором. Такое специальное аудиторское задание может быть выполнено по отдельному договору или в процессе аудиторской проверки достоверности бухгалтерской отчетности в целом. В последнем случае данные, полученные по результатам специального аудиторского задания, не могут служить основанием для выводов о достоверности бухгалтерской отчетности в целом. Например, удовлетворительные результаты инвентаризации товарно-материальных ценностей на складе не могут служить основанием для выводов о состоянии всех материальных ценностей экономического субъекта.
Выполняя специальное задание по проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности, аудитор должен помнить о том, что каждая статья отчетности, как правило, связана с другими статьями. Проверяя одну из таких взаимосвязанных статей, аудитор должен использовать аналитические или иные аудиторские процедуры, позволяющие оценить сопоставимость данных бухгалтерского учета по этим статьям. Такими взаимосвязанными статьями бухгалтерской отчетности являются, в частности, показатель объема выручки от продаж и величина дебиторской задолженности, величина товарно-материальных ценностей и сумма кредиторской задолженности и др.
Оценивая возможность выполнения специального задания, аудитор должен поставить в известность лицо, поручившее выполнение задания, о том, что для выполнения задания необходима дополнительная бухгалтерская информация, и определить, какая именно.
В отличие от аудита достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом при выполнении специальных аудиторских заданий определение уровня существенности затруднено. Если для выполнения специального аудиторского задания не представлена бухгалтерская отчетность экономического субъекта в целом, то обороты по какому-либо бухгалтерскому счету представляются величиной относительной (одинаковые обороты по одному и тому же бухгалтерскому счету могут быть крупными с точки зрения одного экономического субъекта и малыми - с точки зрения другого).
Не имея возможности с достаточной степенью точности оценить уровень существенности, аудитор не может определить и степень аудиторского риска. В ходе выполнения специального аудиторского задания статья бухгалтерской отчетности должна быть исследована с большей тщательностью, чем та же статья при аудите достоверности бухгалтерской отчетности в целом.
Во избежание введения в заблуждение пользователей бухгалтерской отчетности аудитор должен письменно уведомить руководство экономического субъекта о недопустимости включения в состав бухгалтерской отчетности, содержащей в соответствии с действующим законодательством аудиторское заключение, заключения аудитора по специальным заданиям.
Заключение аудитора по проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности должно включать указание на нормативный акт, которым экономический субъект руководствовался при оценке учета статей отчетности. В заключении также должно быть выражено мнение аудитора о соответствии во всех существенных отношениях методов оценки и порядка ведения бухгалтерского учета указанному нормативному акту, регулирующему бухгалтерский учет.
При выполнении специального аудиторского задания аудитор должен ознакомиться с аудиторским заключением о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта за тот же период. В том случае, когда аудиторское заключение не является безусловно положительным, аудитору следует указать в заключении по специальному аудиторскому заданию, что рассматриваемая статья бухгалтерской отчетности несущественна.
2. Заключение по специальному аудиторскому заданию по юридической и экономической экспертизе договоров, регулирующих гражданско-правовые отношения. Аудитор может получить от экономического субъекта специальное аудиторское задание по юридической и экономической экспертизе договоров, регулирующих гражданско-правовые отношения.
Цели выполнения специального аудиторского задания могут быть различны:
Составить заключение о правильности схем бухгалтерских записей, принципов оценки, порядка налогообложения и формы ответственности по договорам, подготовленным экономическим субъектом в связи с появлением у экономического субъекта новых форм договоров;
Составить заключение о финансовых и правовых последствиях договоров по вложению денежных средств в недвижимость, ценные бумаги и т.д., подготовленных экономическим субъектом в связи с началом нового направления деятельности;
Составить заключение о соблюдении юридическим лицом определенных договоров, например, кредитных договоров или договоров займа. В соответствии с такими договорами организация должна соблюдать различные обязательства, вытекающие из договора (уплата процентов, соблюдение соответствующих финансовых отношений, запреты на выплату дивидендов и использование доходов от реализации имущества и т.д.).
Аудитор может выразить свое мнение относительно договоров, регулирующих гражданско-правовые отношения, только после того, как полностью рассмотрены вопросы бухгалтерского учета и аспекты налогообложения на всех этапах реализации договора. Если в поручении на выполнение специального аудиторского задания содержатся специфические вопросы, не относящиеся к компетенции аудитора и требующие специальных познаний в области науки, техники, искусства и других областей знаний, для ответа на них аудитору следует привлечь эксперта.
В заключении аудитора по специальному аудиторскому заданию должно быть отражено мнение о том, соблюдены ли экономическим субъектом конкретные условия договора.
3. Заключение по специальному аудиторскому заданию о бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с принципами бухгалтерской отчетности, отличными от российских правил бухгалтерского учета. Действующие принципы бухгалтерского учета представляют собой набор критериев, используемых для подготовки бухгалтерской отчетности, применяемой ко всем существенным элементам, и являющихся общепризнанными. Финансовая отчетность может быть подготовлена для специальных целей в соответствии с принципами учета, иными, нежели российские или международные стандарты бухгалтерского учета (например, национальными). Другие формы финансовой отчетности могут включать: налоговые декларации; схемы учета, основанные на поступлениях в кассу и выплатах из кассы; финансовую отчетность, установленную каким-либо государственным регулирующим органом.
Аудитор должен понять из названия или из примечания к финансовой отчетности, что эта отчетность подготовлена не в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета. Если в названии такой финансовой отчетности соответствующие указания и ссылки отсутствуют, то аудитор должен дать их в своем заключении.
Заключение по специальному аудиторскому заданию по проверке финансовой информации, подготовленной в соответствии с принципами бухгалтерского учета, отличными от российских или международных принципов, должно содержать указание на применявшиеся принципы учета или на пункт отчетности, в котором содержится такая ссылка. В заключении должно быть указано, подготовлена ли финансовая отчетность во всех ее существенных аспектах в соответствии с этими принципами.
4. Заключение по специальному аудиторскому заданию об отчете, подготовленном за ряд смежных лет. Экономический субъект может подготавливать специальные отчеты, представляющие обобщенные данные годовых бухгалтерских отчетов за несколько смежных лет, с целью информировать пользователей, интересующихся основными данными деятельности организации и ее результатами.
Обобщенный отчет значительно менее детализирован, чем годовые отчеты, подтверждаемые аудитором. Следовательно, в такой отчетности должно быть ясно обозначено, что она является сокращенной и поэтому пользователю отчетности для лучшего понимания финансового положения организации и результатов ее деятельности необходим обобщенный отчет вместе с бухгалтерскими отчетами, подтвержденными аудитором и содержащими всю требуемую в рамках данной системы учета информацию.
Название обобщенного отчета должно указывать на ту бухгалтерскую отчетность, на основании которой он был подготов-
лен. Например, «Отчет подготовлен на основании бухгалтерской отчетности на 31 декабря г., проверенной аудитором».
Обобщенный отчет не содержит всей информации, которая должна содержаться в бухгалтерской отчетности в соответствии с системой отчетности для годовых бухгалтерских отчетов, подтвержденных аудитором. Поэтому фраза об отражении в отчетности показателей деятельности «объективно во всех существенных аспектах» не должна использоваться аудитором при формировании им мнения относительно сокращенной бухгалтерской отчетности.
5. Заключение по специальному аудиторскому заданию, полученному от государственных органов. При проведении проверки по специальному аудиторскому заданию, полученному от государственных органов, аудиторские организации должны быть независимы как от проверяемого экономического субъекта, так и от государственных органов, поручивших им проведение проверки.
В заключении аудитора по специальному аудиторскому заданию, полученному от государственных органов, следует избегать таких оценочных юридических терминов, как «халатность», «хищение», «растрата», «присвоение» и т.п. Применяя такую терминологию, аудитор выходит за пределы своей компетенции, так как квалифицировать действие или бездействие лиц вправе только судебно-следственные органы.
Выводы аудитора должны излагаться в той последовательности, в которой вопросы поставлены органом, поручившим задание. При этом каждый вывод должен содержать выявленные аудитором факты, а также связь этих фактов с нарушением каких-либо правовых норм. Если такая связь имеется, аудитор должен указать, какой именно нормативный акт нарушен, за какой период, кто из должностных лиц экономического субъекта несет ответственность за нарушение с точки зрения бухгалтерского учета, сумму материального ущерба и другие обстоятельства, способствовавшие выявленному нарушению.
В приложении к заключению по специальным аудиторским заданиям могут быть включены графики, таблицы, отражающие ход и результаты промежуточных расчетов, итоги сверки документации, установленный аудитором порядок ее движения и другие вопросы. В тексте заключения на них делаются ссылки, а сами документы рассматриваются как составная часть заключения.
Заключение аудиторской организации по специальному аудиторскому заданию, проведенному по поручению государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вопросы для самопроверки
1. Каков порядок подготовки аудиторского заключения при проведении обязательного аудита?
2. Дайте определение аудиторского заключения, приведите его структуру и содержание.
3. Какие виды аудиторских заключений вы знаете? Приведите их краткую характеристику.
4. Назовите основные различия аудиторских заключений.
5. Что представляет собой заведомо ложное аудиторское заключение?
6. Какие особенности связаны с датой подписания аудиторского заключения и отражением в нем событий, происшедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности?
7. Дайте определение аудиторского заключения по специальным аудиторским заданиям.
8. Назовите наиболее часто встречающиеся виды аудиторских заключений по специальным аудиторским заданиям.
Под специальным аудиторским заданием понимается оказание установленных договором с аудиторской организацией услуг по проверке отчетности организации, отличной от официальной бухгалтерской отчетности, включая проверку специальной отчетности об отдельных статьях бухгалтерской отчетности, качественном состоянии имущества, использовании капитала и по другим вопросам, непосредственно связанным с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта. Аудиторские организации могут получать специальные аудиторские задания:
а)
от организаций;
б)
государственных органов ;
в)
заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности какого-либо экономического субъекта.
Аудиторская организация, выполняя специальное задание, должна помнить, что каждая статья отчетности, как правило, связана с другими статьями отчетности. Проверяя одну из таких взаимосвязанных статей, аудиторская организация должна использовать аналитические или иные аудиторские процедуры, позволяющие оценить сопоставимость данных бухгалтерского учета по этим статьям. Такими взаимосвязанными статьями бухгалтерской отчетности являются, в частности, показатель объема выручки от реализации и величины дебиторской задолженности, величина товарно-материальных ценностей и сумма кредиторской задолженности и др.
Аудиторская организация, оценивая возможность выполнения специального задания, должна поставить в известность лицо, поручившее выполнение задания, о том, что для выполнения задания необходима дополнительная бухгалтерская и иная информация, а также определить, какая именно.
В отличие от аудита бухгалтерской отчетности при выполнении специальных аудиторских заданий определение уровня существенности затруднено. Если для выполнения специального аудиторского задания не представлена бухгалтерская отчетность экономического субъекта в целом, то величина оборотов по какому-либо бухгалтерскому счету представляется величиной относительной (одинаковые обороты по одному и тому же бухгалтерскому счету могут быть крупными с точки зрения одного экономического субъекта и малыми с точки зрения другого). Не имея возможности с достаточной степенью точности оценить уровень существенности, аудиторская организация не может определить и степень аудиторского риска. Одна и та же статья бухгалтерской отчетности в ходе выполнения специального аудиторского задания в соответствии с заданием на его выполнение может быть исследована с большей тщательностью, чем при аудите достоверности бухгалтерской отчетности в целом.
Аудит по специальным заданиям даёт возможность руководителю компании заказывать аудит отдельного проекта или задания, а не масштабного исследования деятельности предприятия, что позволяет сэкономить время и деньги. Такими заданиями могут стать состояние кредиторской и дебиторской задолженности, состояние и наличие материально-производственных запасов, отдельные показатели бухгалтерской отчётности, основные средства.
Аудит по специальным заданиям может быть обязательным и инициативным. Обязательный аудит по специальным заданиям выполняется в случаях, предусмотренных законодательством РФ, инициативный — во всех прочих случаях.
Аудит по специальным заданиям может включать:
- анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей;
- экономическое и финансовое консультирование;
- управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций;
- разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов.
Под специальным аудиторским заданием понимается оказание установленных договором с аудиторской организацией услуг по проверке специальной отчётности экономического субъекта, отличной от официальной бухгалтерской отчётности, включая проверку специальной отчётности об отдельных статьях бухгалтерской отчётности, качественном состоянии имущества, использовании капитала и по другим вопросам, непосредственно связанным с финансово — хозяйственной деятельностью экономического субъекта.
- необходимость подтвердить точность распределения прибыли при начислении дивидендов после реализации; подтверждение сумм понесённых убытков при судебных разбирательствах;
- сомнение в верности отражения различных операций в бухгалтерском учёте;
- расчёт действительной стоимости доли в ООО при решении вопросов о наследовании и т. д..
В результате проведения аудита по специальным заданиям выявляются причины, которые препятствуют реализации возможностей организации и разрабатываются рекомендаций по их ликвидации. Вся полученная информация, конфиденциальность которой мы гарантируем, оформляется в виде подробного отчёта, описывающего проведённые процедуры по аудиту.
Аудит сделок
Аудит сделок представляет собой всестороннюю независимую проверку договоров, которые были заключены с поставщиками услуг. В первую очередь, данный вид аудита направлен на осуществление контроля над расходованием денежных средств предприятия.
Аудит сделок тесно связан с таким направлением, как управление тендерами. Тендер — это процедура, связанная с выбором наиболее оптимального поставщика из нескольких. Как правило, заключению большинства хозяйственных договоров предшествует стадия проведения тендера. Именно аудит сделок позволяет оценить, насколько ответственно сотрудники предприятия подходят к данной стадии. В рамках тендерного контроля осуществляются следующие мероприятия:
- Проверка фактов проведения тендеров (а были ли они на самом деле?).
- Проверка фактов привлечения в процесс тендера нескольких поставщиков услуг (действительно ли делался выбор из нескольких?).
- Оценка стоимости услуг, которые предлагает победитель тендера (действительно ли было выбрано одно из лучших рыночных предложений?).
Внутренние службы предприятия используют аудит сделок в качестве инструмента управления закупками, который позволяет решать следующие важные бизнес-задачи:
- Контроль качества продукции.
- Получение выгодных цен.
- Сокращение уровня издержек.
- Оптимизация системы управления рисками.
Важнейшая функция аудита сделок заключается в расследовании экономических правонарушений. Следует отметить, что наряду с внешними консультантами оценку контрактов могут проводить федеральные службы и другие государственные структуры.
Проведение внешнего аудита сделок осуществляется аудиторскими компаниями и государственными инспекциями. Если рассматривать внутреннюю экспертизу, то она, соответственно, инициируется внутренними подразделениями юридического лица.
На практике используются два различных подхода к аудиту сделок. Первый подход — экспертиза до совершения сделки, то есть предварительный аудит. Второй подход — экспертиза уже заключенных сделок.