Домой Проценты по кредитам Централизованные и децентрализованные финансы. Централизованные и децентрализованные финансы – основа эффективной экономики

Централизованные и децентрализованные финансы. Централизованные и децентрализованные финансы – основа эффективной экономики

Глава 3. Основные направления совершенствования централизованных финансов в России 34

Заключение 44

Список использованной литературы 47

Приложение 49

Введение

Централизованные финансы

Сбалансированное развитие сфер централизованных финансов на сегодняшний день является достаточно актуальным вопросом.

Объектом курсовой работы являются централизованные финансы экономики России.

Предметом исследования , закономерности развития централизованных финансов России.

Целью курсовой работы является анализ закономерностей развития централизованных финансов.

Цель работы позволила сформулировать следующие задачи , которые решались в данной работе:

    Определение централизованных финансов, их сущность

    Основные функции и структура централизованных финансов

    Принципы и роль централизованных финансов

    Основные исторические этапы развития финансов

    Современное состояние централизованных финансов в России

    Основные проблемы централизованных финансов России и пути их решения

Курсовая работа состоит из трех глав:

    Понятие централизованных финансов, их роль в финансовой системе Российской Федерации

    Закономерности развития централизованных финансов в России

    Основные направления совершенствования централизованных финансов в России

  1. Понятие централизованных финансов, их роль в финансовой системе.

    1. Определение централизованных финансов, их сущность

Для начала определим понятие Финансы (от лат.financia– доход, платеж при сделке) – экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

По своему составу Финансы – совокупность целевых централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Централизованные финансы – экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах для решения экономических, социальных и политических задач.

Централизованные финансы также называются государственными финансами , которые включают в себя финансы государства в целом (общегосударственные финансы), финансы субъектов РФ, а также финансы органов местной власти (муниципальные финансы).

Децентрализованные финансы – денежные отношения, опосредующие процесс кругооборота денежных средств фирм, организаций и учреждений (ФОУ), а также домашних хозяйств

Сущность централизованных финансов

В связи с обоснованием сущности централизованных финансов дадим еще одно определение.

Централизованные финансы - это совокуп­ность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ре­сурсов.

Материальную основу финансов составляет денежный обо­рот.

Реальный денежный оборот - это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся пото­ком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денеж­ного оборота выступаютфинансовые ресурсы, являющиеся источ­никами финансирования расширенного воспроизводства.

Централизованные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизо­ванными источниками финансирования государственного и му­ниципального секторов экономики, наиболее значимых про­грамм развития производства и общественного сектора, органи­заций и учреждений бюджетной сферы и т.п.

Их функциониро­вание направлено на достижение общих целей развития соци­ально ориентированной экономики.

Это относится прежде всего к взаимосвязям между фи­нансами макроуровня и финансами микроуровня.

Финансы макроуровня , и прежде всего государственный и муниципаль­ный бюджеты, основываются на финансовом потенциале предприятий. Финансы способствуют достижению общих целей эко­номического развития, поэтому требуется их оптимальная орга­низация. Способ организации устанавливает качественную оп­ределенность финансов. Распределение и использование финан­совых ресурсов в государстве осуществляются в рамках интегри­рованной системы управления финансовыми потоками.

Важным методологическим фактором является определение принципов организации ифункционирования централизованных финансов , позволяющее выявить направления воздейст­вия финансов на развитие государственного и муниципального сек­торов экономики, выработать критерии их функционирования.

Централизованные финансы опираются наинформационные потоки. Принятие государственных решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решения, так и в процессе контроля за ходом его выполнения.

Эта информация содержится в оперативной и статистической отчетности, догово­рах и соглашениях, расчетных документах и т.п.

Централизованные финансы имеют четкуюцелевую ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решениецентрализованных задач.

На рисунке 1.2. представлена общая схема финансовой системы Российской Федерации.

Централизованные финансы - это отношения, возникающие у государства в процессе формирования, распределения и использования целевых денежных фондов. Данный вид финансов (если рассматривать его как совокупность денежных средств), как правило, сначала аккумулируется на государственных счетах центрального банка страны, а затем распределяется в бюджет и

Они способствуют реализации главной цели, которую государство стремится достичь, финансированию основных социально-экономических программ, обеспечению государственного аппарата управления и военного запаса страны. любой страны включает централизованный и децентрализованный сектор. Последний предполагает наличие складывающихся в процессе взаимодействия различных хозяйствующих субъектов.

Как уже отмечалось выше, централизованные финансы образуют совокупность отношений по поводу аккумулирования и распоряжения средствами в муниципальном и государственном секторе. Основу таких взаимоотношений составляет - единый процесс, соединяющий безналичный и наличный поток денежных средств, обеспечивающий удовлетворение требований и обязательств контрагентов. Иными словами: благодаря им осуществляется расширенный Централизованные финансы находятся в тесной взаимосвязи с децентрализованными. Так, состояние бюджета и объем поступающих средств в казну во многом зависят от деятельности отдельных предприятий и развитости отдельных

Централизованные и децентрализованные финансы выполняют одинаковые функции.

Планирование основополагающих целей, имеющих первостепенное значение для экономики страны. Установление главных ориентиров имеет огромное значение для дальнейшей деятельности как отдельных предприятий, так и государственных органов. Если говорить о централизованной сфере, то выполнение данной функции проявляется в утверждении ежегодных бюджетов и плановых балансов.

Организационная функция предполагает наличие четкой структуры, каждый элемент которой наделен особыми полномочиями и обязанностями. А для облегчения и упорядочения деятельности каждого структурного элемента, то есть уполномоченного государством органа, разработана четкая классификация бюджетов, что значительно ускоряет процесс распределения финансов.

Централизованные финансы выполняют стимулирующую функцию. Она проявляется в перераспределении средств более нуждающимся предприятиям и организациям с целью поддержания стратегически важной для хозяйствования.

Кроме того, государственные органы осуществляют контроль за деятельностью всех элементов экономической системы и определяют степень их соответствия установленным критериям, нормам и нормативам. Контролирующая функция обуславливает разработку и утверждение целого свода законодательных актов и административно-правовых норм. Главенствующее положение занимает контроль за целевым использованием полученных из бюджета средств. Таким образом, централизованные финансы подвергаются жесткому надзору.

Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права и доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т.п.).

Особое значение в системе дифференцированных финансов и во всей финансовой системе развитых стран мира имеют финансы финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих временно денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах. В этом звене финансовой системы в развитых странах мира сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, используемые прежде всего на инвестиционные цели.

Финансы домохозяйств играют значительную роль как в формировании централизованных финансов посредством налоговых платежей, так и в формировании платежеспособного спроса страны. Чем больше доходы населения, тем выше его спрос на различные виды материальных и нематериальных благ и тем большие возможности для развития экономики, социальной сферы.

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом. В Бюджетном кодексе РФ бюджетная система определена как совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которая регулируется нормами права и основывается на экономических отношениях. Финансовые ресурсы бюджетной системы находятся в государственной собственности или собственности местного самоуправления (муниципальной собственности). Функционирование бюджетной системы России регламентируется Бюджетным кодексом РФ.

В качестве самостоятельного звена в системе государственных и муниципальных финансов выделяют государственный и муниципальные кредиты. Необходимо сразу отметить, что такое отнесение является условным. Государственный (муниципальный) кредит как экономическая категория находятся на стыке двух видов денежных отношений: финансов и кредита. Соответственно она несет в себе черты обеих категорий.

Государственный и муниципальный кредиты отличаются от классических финансовых категорий. Прежде всего они носят, как правило, добровольный характер (в истории государств, в т.ч. СССР, известны случаи принудительного размещения государственных займов). Далее, для государственного муниципального кредита характерными являются возвратность и платность. В классических формах финансов движение финансовых ресурсов происходит в одном направлении.

В то же время муниципальные государственные кредиты существенно отличаются от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения выступают конкретные ценности, то при государственном и муниципальном займах таким обеспечением выступает все имущество, находящееся в собственности того или иного уровня власти (федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности). Кроме того, федеральные заимствования не имеют конкретного целевого характера.

Государственный и муниципальный кредиты представляют собой денежные отношения между государством, муниципалитетами, от имени которых выступают органы исполнительной власти федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, с одной стороны, и юридическими, физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, с другой стороны, по поводу получения займов, предоставления кредита или гарантий.

Государственные и муниципальные органы исполнительной власти Российской Федерации преимущественно выступают в качестве заемщика и гаранта. Если предоставление кредита или получение займа сразу влияют на величину финансовых ресурсов централизованных денежных средств, то гарантия приводит к их изменению только в случает несвоевременного выполнения заемщиком своих обязательств.

Государственные муниципальные займы - это денежные средства, привлекаемые от физических, юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований как заемщиков или гарантов.

Государственные муниципальные займы осуществляются путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов и в иностранных государств.

В качестве кредитора государство предоставляет внутренние и внешние кредиты из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Предоставление государственных кредитов регламентируется Бюджетным кодексом РФ. В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут выступать:

ь бюджетные учреждения;

ь государственные и муниципальные унитарные предприятия;

ь российские предприятия и организации, кроме указанных выше и предприятий с иностранными инвестициями;

ь органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов.

Способами обеспечениями исполнения по возврату государственного кредита могут выступать только банковские гарантии, поручительства, залог имущества. Предоставление государственного кредита может осуществляется в форме бюджетного кредита и бюджетной ссуды.

Бюджетный кредит представляет собой форму финансирования бюджетных расходов по предоставлению средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах.

Бюджетная ссуда - это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной и возмездной основах, на срок не более шести месяцев и в пределах финансового года. Беспроцентные бюджетные ссуды, как правило, предоставляются на покрытие временных кассовых разрывов при исполнении нижестоящих бюджетов.

В отношении централизованных фондов государство выступает полноправным хозяином и может принудительно обеспечивать свои доходы через систему налогов, пошлин, сборов, эмиссии денег и т.д.

В отношении децентрализованных фондов государственное регулирование выражается по-иному. Если финансы предприятий федеральной и муниципальной форм собственности могут рассматриваться в целом как децентрализованные фонды государства, то финансы частных предпринимателей должны анализироваться и подвергаться государственному воздействию совсем с других позиций. Французский ученый П.М. Годме писал по этому поводу: «...Ни в коем случае не следует забывать о фундаментальном различии между государственными и частными финансами. Основные различия между ними обусловлены тем фактом, что состояние частных финансов и динамика частных финансов зависят от законов рыночной экономики. Так, спрос и предложение на рынке обусловливают определенные размеры учетного процента. Состояние же и динамика государственных финансов определяются решениями государства и действиями публичной власти...». Годме выделил несколько отличий частных финансов от государственных, которые можно свести к следующему:

а) государство может в принудительном порядке обеспечить свои доходы посредством системы налогового обложения. В то же время принудительное исполнение в отношении самого государства отсутствует.

Частные лица не могут в принудительном порядке обеспечить свои доходы и, следовательно, могут оказаться не в состоянии выполнить свои обязательства;

  • б) государственные финансы связаны с денежной системой, которая в большей или меньшей степени управляется государством; денежная система не зависит от воли частного собственника, распоряжающегося своими финансами;
  • в) частные финансы ориентированы на получение прибыли. Государственные финансы, напротив, расходуются с целью удовлетворения так называемого общего интереса;
  • г) размеры государственных финансов намного больше, чем размеры частных финансов, которыми распоряжаются отдельные лица.

Финансовая система многих государств представляет собой комплекс финансовых отношений. Одной частью которых являются централизованные финансы. Это бюджетные системы, государственное и муниципальное кредитование. Денежные ресурсы бюджетной системы находятся в государственной собственности или местного самоуправления.

Зачем нужны централизованные финансы

Они обеспечивают возможность государству выполнять свои основные функции:

  • создавать нормативно-правовую базу;
  • контролировать выполнение законодательных норм;
  • предоставлять комфортные условия для общества;
  • регулировать рыночные отношения;
  • стимулировать новые технологией.

В основе государственных денежных систем стоят бюджеты. На первый взгляд они могут показаться обособленными, но при решении крупномасштабных задач проводится укрепление финансовых институтов, формирование консолидированного бюджета.

Особенностью применения централизованных финансов является то, что они не только обеспечивают государственный аппарат управления, но и формируют военный запас страны. Большая роль отводится и их стимулирующей функции. Она проявляется путем перераспределения средств между нуждающимися предприятиями и организациями с целью поддержания важной для экономики отрасли хозяйствования.

Отличия централизованных финансов от децентрализованных

Централизованные формируются на макроуровне. Их источником случат доходы от государственных и муниципальных предприятий, прибыль от приватизации и продажи государственного или муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности.

Децентрализованные фонды, в отличие от первых, формируются на микроуровне. Они представляют собой совокупность регулируемых форм организации, управление финансовыми потоками субъектов хозяйствования в процессе образования и использования валового дохода, денежных и материальных накоплений. Такие системы представлены фондами коммерческих и некоммерческих организаций, предпринимателями.

Особенности централизованных финансов

Они являются подсистемой, главным звеном которой является бюджетная система, она зависит от формы государственного строя. Государственный бюджет является главным централизованных фондом, инструментом, позволяющим эффективно перераспределять средства. Основными его расходами являются:

  • выполнение политических функций государства;
  • решение вопросов относительно социальных потребностей;
  • введение инвестиций в отдельные отрасли экономической инфраструктуры.

Региональные потребности в деньгах обеспечивают местные бюджеты. Они отличаются своей самостоятельностью. Большая часть таких средств направляется на решение социальных потребностей. Дополнительно им может быть оказана помощь от государства в виде субсидий, дотаций, выпуска ссуд по государственные обязательства.

Централизованные финансы имеют собственные принципы функционирования. Они дают возможность выявить направление воздействия денежных потоков на развитие государственного или муниципального сектора. К основным принципам относится:

  1. Использование в качестве базы на основе информационных потоков. Анализ поступающих сведений важен как при принятии решения, так и в процессе контроля за его выполнения.
  2. Четкость ориентации. Все централизованные финансы затрагивают определенные интересы общества, но в любом случае они ориентированы на решение централизованных задач.

Таким образом, к основным функциям централизации относится планирование, организация, контроль. Формирование и распределение финансовых фондов осуществляется государством. Для этого в рамках различных нормативных актов определяются источники и приоритетные сферы для движения. Это же является одним из главных отличий от децентрализованных финансов в отношении которых не установлено строгое контролирование.

Введение. 3

Глава1.Понятие централизованных финансов, их роль в финансовой системе Российской Федерации 6

1.1. Определение централизованных финансов, их сущность. 6

1.2. Основные функции и структура централизованных финансов. 8

1.3. Принципы и роль централизованных финансов. 23

Глава2.Закономерности развития централизованных финансов в России. 26

2.1. Основные исторические этапы развития финансов. 26

2.2. Современное состояние централизованных финансов в России. 41

Глава 3. Основные направления совершенствования централизованных финансов в России. 54

3.1.Основные проблемы централизованных финансов России и пути их решения 54

Заключение. 66

Список использованной литературы.. 81

Приложения. 83

Введение

Централизованные финансы – экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах для решения экономических, социальных и политических задач.

Состав централизованных финансов включает в себя главные звенья, формирующие систему финансовой системы страны.

Сбалансированное развитие сфер централизованных финансов на сегодняшний день является достаточно актуальным вопросом.

Предметом исследования , закономерности развития централизованных финансов России.

Целью курсовой работы является анализ закономерностей развития централизованных финансов.

Цель работы позволила сформулировать следующие задачи , которые решались в данной работе:

· Определение централизованных финансов, их сущность

· Основные функции и структура централизованных финансов

· Принципы и роль централизованных финансов

· Основные исторические этапы развития финансов

· Современное состояние централизованных финансов в России

· Основные проблемы централизованных финансов России и пути их решения

Курсовая работа состоит из трех глав:

1. Понятие централизованных финансов, их роль в финансовой системе Российской Федерации

2. Закономерности развития централизованных финансов в России

3. Основные направления совершенствования централизованных финансов в России

Работа подлежит защите на кафедре «Финансы, бюджет и налогообложение «

Глава2. Понятие централизованных финансов, их роль в финансовой системе Российской Федерации

2.1. Определение централизованных финансов, их сущность

Для начала определим понятие Финансы (от лат. financia – доход, платеж при сделке) – экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

По своему составу Финансы – совокупность целевых централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Централизованные финансы – экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах для решения экономических, социальных и политических задач.

Централизованные финансы также называются государственными финансами , которые включают в себя финансы государства в целом (общегосударственные финансы), финансы субъектов РФ, а также финансы органов местной власти (муниципальные финансы).

Децентрализованные финансы – денежные отношения, опосредующие процесс кругооборота денежных средств фирм, организаций и учреждений (ФОУ), а также домашних хозяйств.

В этой работе более подробно будут изучены централизованные (общегосударственные и муниципальные) финансы.

Сущность централизованных финансов

В связи с обоснованием сущности централизованных финансов дадим еще одно определение.

Централизованные финансы - это совокуп­ность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ре­сурсов.

Материальную основу финансов составляет денежный обо­рот.

Реальный денежный оборот - это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся пото­ком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денеж­ного оборота выступают финансовые ресурсы, являющиеся источ­никами финансирования расширенного воспроизводства.

Централизованные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизо­ванными государственного и му­ниципального секторов экономики, наиболее значимых про­грамм развития производства и общественного сектора, органи­заций и учреждений бюджетной сферы и т. п.

Их функциониро­вание направлено на достижение общих целей развития соци­ально ориентированной экономики.

Это относится прежде всего к взаимосвязям между фи­нансами макроуровня и финансами микроуровня.

Финансы макроуровня , и прежде всего государственный и муниципаль­ный бюджеты, основываются на финансовом потенциале предприятий. Финансы способствуют достижению общих целей эко­номического развития, поэтому требуется их оптимальная орга­низация. Способ организации устанавливает качественную оп­ределенность финансов. Распределение и использование финан­совых ресурсов в государстве осуществляются в рамках интегри­рованной системы управления финансовыми потоками.

Важным методологическим фактором является определение принципов организации и функционирования централизованных финансов , позволяющее выявить направления воздейст­вия финансов на развитие государственного и муниципального сек­торов экономики, выработать критерии их функционирования.

Централизованные финансы опираются на информационные потоки. Принятие государственных решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решения, так и в процессе контроля за ходом его выполнения.

Эта информация содержится в оперативной и статистической отчетности, догово­рах и соглашениях, расчетных документах и т. п.

Централизованные финансы имеют четкую целевую ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение централизованных задач.

На рисунке 1.2. представлена общая схема финансовой системы Российской Федерации.

2.2. Основные функции и структура централизованных финансов

Централизованные финансы как экономиче­ская категория проявляются в выполняемых ими функциях.

Изучение функции необходимо для реализации государственной финансовой политики. В рамках финансовой науки существует определенное единство функций финансов государства и фи­нансов предприятий и в то же время имеются существенные различия, определяющие значимость общегосударственных ин­тересов и предпринимательского аспекта деятельности.

Основные функции финансовой системы.

Для финансовой сис­темы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.

1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномо­чий и предметов ведения между Федерацией, субъектами Федера­ции и органами местного самоуправления . К функции планирова­ния обычно относят и распределение ограниченного объема фи­нансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюдже­том и бюджетами субъектов Федерации и органов местного само­управления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов фи­нансовых ресурсов, порядка налогообложения и т. п.

2. Функция организации включает бюджетное устройство , бюджетную классификацию , предполагает необходимость опре­деления порядка составления, утверждения и исполнения бюд­жета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разгра­ничение полномочий законодательных и исполнительных орга­нов власти в бюджетном процессе , определения прав и обязан­ностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных по­токов и финансовых ресурсов государства.

3. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятель­ность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.

4. Функция контроля означает содействие реализации постав­ленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравне­ние достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.

Функции финансов, связанные с регулированием реального денежного оборота

1. Распределительная функция государственных и муници­пальных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ.

Централизованные финансы функциониру­ют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов.

С помощью этой функции они обслуживают воспроизводственные процессы как в рамках от­носительно обособленных структурных образований, так и в общегосударственном масштабе.

Распределительная функция заключается в том, что вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполне­ния денежных обязательств предприятий перед бюджетом, бан­ками, контрагентами .

Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

Основными объектами реализации распределительной функ­ции финансов являются обязательные платежи в бюджет и вне­бюджетные фонды, а также источники финансирования бюд­жетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределе­ния доходов между различными уровнями бюджетов.

2. Контрольная функция централизованных финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является госу­дарство, формированием централизованных фондов денежных средств.

Контроль рублем имеет две формы:

Контроль за изменением финансовых показателей, со­стоянием платежей и расчетов;

Контроль за реализацией стратегии финансирования.

В первом случае применяется система санкций и поощре­ний, использующая меры принудительного или стимулирующего характера.

Во втором случае речь идет о реализации долгосроч­ной финансовой политики, в которой основное внимание обра­щается на предвидение изменений и заблаговременное приспо­собление к ним порядка и условий финансирования. Постоян­ные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет оп­ределенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или уч­реждение и т. п.

Контрольная функция централизованных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

1) контроль за правильным и своевременным перечислени­ем средств в централизованные фонды;

2) контроль за соблюдением заданных параметров центра­лизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития ;

3) контроль за целенаправленным и эффективным исполь­зованием финансовых ресурсов.

Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов .

Рассмотрим подробнее структуру централизованных финансов.

Рассмотрим структуру централизованных финансов, которые функциониру­ют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном (рис. 1.2).

Рисунок 1.2. Состав централизованных финансов

Таким образом, в состав централизованных финансов входят следующие 3 подсистемы:

Государственный бюджет,

Рассмотрим подробнее каждую из подсистем.

Государственный бюджет

Государственный бюджет - это централизованный фонд финансовых ресурсов, финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год, форма образования и расходова­ния денежных средств, предназначенных для финансового обеспече­ния деятельности государства и местного самоуправления.

Через государственный бюджет происходит перераспределе­ние части валового национального продукта путем аккумуляции и мобилизации средств, выделения и использования финансо­вых ресурсов.

Государственный бюджет - центральное звено финансовой системы Российской Федерации. Он играет активную роль в функционировании экономики, ее поступательном и динамич­ном развитии.

Бюджетная система Российской Федерации (рис. 1.3) состоит из бюджетов трех уровней:

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюд­жетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме феде­ральных законов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территори­альных государственных внебюджетных фондов - в форме за­конов субъектов РФ; местные бюджеты разрабатываются и ут­верждаются правовыми актами представительных органов мест­ного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований .

Государственный внебюджетный Фонд - централизованный фонд де­нежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации прав граждан на пен­сионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

6. Эффективность и экономность использования бюджетных средств: при составлении и исполнении бюджетов уполномо­ченные органы и получатели бюджетных средств должны исхо­дить из необходимости достижения заданных результатов с ис­пользованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюдже­том объема средств.

7. Общее или совокупное покрытие расходов: все расходы бюд­жета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений от источников финансирования его дефицита. До­ходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита могут быть направлены на финансирование опре­деленных расходов бюджета только при финансировании целе­вых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы.

8. Гласность означает: 1) опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов; 2) открытость процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюдже­тов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внут­ри законодательного или представительного органа государствен­ной власти, либо между законодательным или представительным и исполнительным органами государственной власти.

9. Достоверность бюджета: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей террито­рии и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

10. Адресность и целевой характер бюджетных средств: бюд­жетные средства выделяются в распоряжение конкретным полу­чателям бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Таким образом в России бюджетная система состоит из 3-х звеньев:

1. Государственный, или федеральный бюджет;

2. Бюджеты членов федерации (субъектов в России);

3. Местные бюджеты.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации (который был принят для регулирования бюджетных отношений разных уровней власти) сформулированы основные принципы построения бюджетной системы Российской Федерации: единство бюджетной системы, разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, самостоятельность бюджетов, полнота отражения в них расходов и доходов, сбалансированность бюджета, эффективность и экономичность использования бюджетных средств, гласность, достоверность бюджета, адресный и целевой характер бюджетных средств.

Система внебюджетных фондов

Одним из звеньев централизованных финансов являются внебюджетные фонды - средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет.

Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда .

Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме.

Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно осуществлять финансирование важнейших социальных мероприятий. В отличие от государственного бюджета расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти . Это, с одной стороны, облегчает их использование, а с другой - дает возможность расходовать эти средства не в полном объеме. Поэтому в целях усиления контроля за расходованием средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов.

Динамику развития расходов на внебюджетные фонды можно проанализировать по доходным и расходным статьям государственного бюджета.

Внебюджетные фонды в финансовой системе Российской Федерации были созданы в соответствии с Законом РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” от 01.01.01 г. Главной причиной их создания была необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечения их самостоятельными источниками доходов.

Внебюджетные фонды – важное звено финансовой системы, совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом . Фонды должны поддерживать специальными финансовыми ресурсами важнейшие отрасли и сферы народного хозяйства (например, фонды НИОКР), а также оказывать социальную помощь гражданам РФ.

Внебюджетные фонды находятся в собственности государства , но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение.

Сейчас к доходам внебюджетных фондов относят: специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда; отчисления от прибыли предприятий, учреждений; средства бюджета; прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом или юр. лицом; займы, полученные фондом у Центрального Банка РФ или коммерческих банков .

На данное время существуют социальные (Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд соц. страхования, Государственный фонд занятости населения, фонды обязательного медицинского страхования, Фонд обязательной соц. поддержки населению) и экономические (Фонд воспроизводства минерально – сырьевой базы, фонды финансового регулирования).

Государственный и муниципальный кредит

Государственный и муниципальный кредит представляет собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование являются кредиторами или заемщиками. Государственные и муниципальные кредиты могут быть получены и предоставлены Российской Федерацией, субъектами РФ и муници­пальными образованьями юридическим и физическим лицам, другим бюджетам, иностранным государствам, их юридическим ли­цам и международным организациям в пределах полномочий соот­ветствующего уровня бюджета.

Государство кредитный договор, в соответствии с которым у него возникают соответствующие обязательства или требования.

Условиями кредитного договора являются:

Срок предоставления или получения кредита;

Обязанности сторон;

Условия обеспечения возврата ссуды;

Проведение региональной финансово-кредитной политики направленной на выравнивание социально-экономических условий жизни населения и функционирования регио­нальных экономик;

Поддержка муниципальных образований в решении неот­ложных социально-экономических задач;

Поддержка приоритетных для экономики секторов и ви­дов деятельности.

Законом о бюджете утверждаются:

Суммы погашения и выплаты процентов по долгам иностранных государств;

Размер долга иностранных государств на конец финансового года;

Предельный объем государственных кредитов, предостав­ляемых Российской Федерацией, субъектом РФ иностран­ным государствам, их юридическим лицам и международ­ным организациям, за исключением государственных креди­тов, предоставляемых государствам - участникам СНГ;

Предельный объем государственных кредитов, предостав­ляемых Российской Федерацией, субъектом РФ государ­ствам - участникам СНГ;

Программа предоставления Российской Федерацией, субъектом РФ государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям.

Классификацию государственного кредита иллюстрирует рис. 1.4.

В соответствии с экономической классификацией расходов бюджета, которая включает в себя три уровня статей (раздел, подраздел, параграф), структуру бюджетных средств можно представить следующей схемой (рис. 1.4).

2.3. Принципы и роль централизованных финансов

Состояние централизованных финансов - один из основных показателей устойчивости экономики и со­вершенства социальной системы.

Из бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ , эко­логии, обороны и пр.

Централизованные финансы ориентированы на следующие основные принципы:

Единства законодательной и нормативной базы;

Открытости и прозрачности;

Разграничения полномочий и предметов ведения;

Целевой ориентированности;

Научного подхода к реализации намеченных целей;

Экономичности и рациональности;

Управляемости финансовыми потоками на централизо­ванной основе.

Достижение целей задается стратегией развития.

Финансовая стратегия определяет возможность сбалансированного управле­ния стоимостной оценкой материально-технических средств и денежными ресурсами, которыми располагают государственный и муниципальный секторы экономики.

Особое значение имеет определение роли финансов в рефор­мировании российской экономики, которая может быть сведена к трем решающим факторам:

1) экономической стабилизации;

2) адаптации к рыночным преобразованиям;

3) стимулированию инвестиционной активности.

1. Экономическая стабилизация на макроуровне неотделима от общей финансовой стабилизации в экономике. Поэтому мо­ниторинг макроэкономических показателей позволяет выявить реальную ситуацию в финансовой сфере.

Из макроэкономиче­ских показателей решающее значение имеют уровень бюджет­ного дефицита, ход исполнения бюджета, уровень задолженно­сти предприятий перед бюджетом и контрагентами, уровень ин­фляции, ставка рефинансирования Центрального банка РФ, изменение валютного курса и др. Финансовая стабильность озна­чает наличие устойчивых источников финансирования, возмож­ность привлечения средств на рынке капиталов, накопление ре­сурсов для расширения производства и развития общественного сектора экономики.

2. Финансовая адаптация к рыночным преобразованиям вы­ражается в том, что государство и предприятия являются полно­правными участниками рынка капиталов, выступая в роли кре­диторов или заемщиков. Организация финансов позволяет бы­стро реагировать на изменение ситуации на рынке, приспосаб­ливаться к новым условиям, использовать альтернативные финансовые инструменты, выполнять налоговые и другие денеж­ные обязательства.

Реформирование экономики с целью финансовой адаптации включает:

Либерализацию цен;

Приватизацию;

Социальную трансформацию;

Интеграцию в мировую систему.

Трансформация экономических отношений означает переход к новому типу экономического роста, основанному на низком уровне инфляции и безработицы , внешнеэкономической сба­лансированности, благоприятной экологической среде и доста­точно высоком жизненном уровне. Цель трансформации - со­здание социально-ориентированной рыночной экономики.

3. Инвестиционная активность государства и каждого пред­приятия является результатом и индикатором экономического роста. Финансы играют решающую роль в привлечении инве­стиций, создании благоприятных условий для функционирова­ния рынка капиталов. В отношении инвестиционной активно­сти принцип стратегической направленности является опреде­ляющим и задача финансов заключается в необходимости его реализации.

Глава3. Закономерности развития централизованных финансов в России

3.1. Основные исторические этапы развития финансов

Финансы способствуют решению общеэкономических задач и поэтому финансовая система государства функционирует как совокупность взаимодействующих звеньев на каждом конкрет­ном историческом этапе, которые мы и рассмотрим.

1. В первые годы социалистического строительства финансо­вая система была основана на налоговых формах и методах мо­билизации ресурсов и воздействия на производство и реализа­цию товаров. Налоги обеспечивали максимальную концентра­цию в бюджете финансовых ресурсов, регулировали платежеспо­собность предприятий и емкость рынка , ограничивали частный сектор . В этот период объективно возобладала концепция, со­гласно которой финансовые отношения вызываются существованием государства. В последующем эта концепция сохранила ряд сторонников.

2. В первые годы НЭПа широко распространенным был взгляд на финансовую науку, заключавшийся в том, что ни свободная конкуренция, ни закон спроса и предложения не имеют места, наоборот, здесь господствуют: принудительная власть, монопольный принцип, политические и социальные мотивы.

Считалось недопустимым применение форм и методов управления финансовой деятельностью, заимствованных от ка­питалистической системы. В качестве приоритета выдвигались интересы «народной казны», «укрепления финансовой мощи Советского государства».

3. Серьезные коррективы финансовая система претерпела в процессе реформы 1930 г., целью которой было изменение сис­темы распределения и направления в бюджет чистого дохода с учетом полной и своевременной мобилизации государственных ресурсов. До реформы насчитывалось около 70 налоговых и не­налоговых платежей в бюджет. Реформа способствовала центра­лизации, повышению концентрации финансовых ресурсов, расширению пере распределительных процессов, ограничению хоз­расчетной деятельности предприятий, их самостоятельности и ответственности.

Новое на сайте

>

Самое популярное