Домой Проценты по кредитам Что такое глобальные проблемы экономики. Экономические проблемы и пути их решения

Что такое глобальные проблемы экономики. Экономические проблемы и пути их решения

Глобальные проблемы можно разделить на три сферы действия.

К первой сферы относятся проблемы, возникающие в процессе взаимодействия природы и общества. Среди них: надежное обеспечение человечества продовольствием, сырьем, энергией и т.д., сохранение естественной окружающей среды, освоения ресурсов Мирового океана, космического пространства. Источники таких проблем заложены в тенденциях и закономерностях развития мировых производительных сил, способствующих расширению возможностей удовлетворения потребностей человечества в средствах к существованию, а также увеличению старых производственных нужд и возникновение новых. Относительная ограниченность природных ресурсов вызывает поиск дальнейших радикальных решений проблем в мировом масштабе.

Ко второй сферы относятся проблемы общественных взаимоотношений, а именно: отношения между государствами с различным экономическим строем, преодоление экономической отсталости многих стран мира, локальные, региональные и международные кризисы и т.п. На передний план среди них вышла проблема региональных конфликтов, в том числе и в трансформационных странах. Об этом свидетельствуют события в бывшем СССР, бывшей Югославии, на Ближнем Востоке и других регионах мира. На этом фоне важной остается проблема отведения угрозы применения ядерного оружия. В ее решении заинтересованы не только государства, имеющие ракетно-ядерный потенциал, но и народы всей планеты. Только совместными усилиями можно предотвратить гибель человеческой цивилизации.

Третья сфера - развитие человека, обеспечение ее будущего. Она охватывает прежде всего проблемы приспособления современного человека к условиям, которые изменяются под влиянием научно-технического прогресса природного и социальной среды, вопросы современной урбанизации, борьбы с эпидемиями и тяжелыми заболеваниями (сердечно-сосудистыми, онкологическими, СПИДом). Проблему человека и его будущего ученые рассматривают как глобальную проблему, в которой концентрируются и усиливаются все другие проблемы человеческого сосуществования.

Классификация глобальных проблем за сферами деятельности не означает, что они отделены друг от друга. Границы между сферами часто имеют условный характер, а отдельные глобальные проблемы обусловлены процессами, которые являются результатом взаимодействия не только природы и общества, но и взаимоотношений между государствами.

Каждая глобальная проблема объективная по своему характеру и имеет материальную основу. Процессы интернационализации хозяйственной жизни, науки, культуры и политики определяют увеличение взаимосвязи звеньев мирового хозяйства, взаимозависимости государств и, таким образом, составляют основу для возможностей глобализации отдельных составляющих современной цивилизации. При наличии противоречий между мировым экономическим развитием и социальным прогрессом человечества возникают объективные причины для преобразования возможности глобализации в ее реальность, т.е. появления глобальных проблем.

Одними из серьезнейших проблем современности являются проблемы социально-экономического развития. Сегодня становится ясно, что оно как таковое ограничено естественными пределами, однако же эти пределы упорно не желают учитываться в системе современного товарного производства. Кроме этого все более и более вопиющим становится разрыв в социально-экономическом развитии и благосостоянии между развитыми странами Запада и странами так называемого "Третьего мира", к которым причисляют беднейшие страны Азии, Африки и некоторых других регионов. Сегодня налицо одна тенденция - бедные беднеют, а богатые богатеют. Так называемый "цивилизованный мир" (США, Канада, Япония, страны Западной Европы - всего около 26 государств - примерно 23% мирового населения) на данный момент потребляют 75% производимой в мире энергии, 79% добываемого топлива, 95% древесины, 72% выплавляемой стали. Источником же сырья является как раз "Третий мир", в котором сегодня остро стоят гуманитарные проблемы, в том числе проблема голода.

Проблема взаимоотношений "Первого" и "Третьего" миров и получила название проблемы "Север - Юг". Касательно нее существует две противоположных концепции: первая утверждает, что причиной отсталости стран бедного "Юга" является так называемый "Порочный круг бедности", попав в который они не могут начать эффективное развитие. Многие экономисты "Севера", приверженцы этой точки зрения, считают, что в своих бедах виноват сам "Юг". Иная концепция утверждает, что основную ответственность за нищету стран современного "Третьего мира" несет именно "цивилизованный мир", ибо именно при участии и под диктовку богатейших стран мира происходил процесс формирования современной экономической системы, и, естественно, эти страны оказались в заведомо более выгодном положении, что сегодня позволило им сформировать т.н. "золотой миллиард", погрузив в пучину бедности все остальное человечество, нещадно эксплуатируя как минеральные, так и трудовые ресурсы стран, оказавшихся не у дел в современном мире.

Ареной демографического взрыва в настоящее время являются страны Тропической Африки, Ближнего и Среднего Востока и в несколько меньшей степени -- Южной Азии.

Главной причиной демографического взрыва является то, что на современном этапе в развивающихся странах сложился своеобразный переходный тип воспроизводства населения, при котором снижение смертности не сопровождается соответствующим сокращением рождаемости. Смертность в среднем по развивающимся странам снизилась. Темпы снижения смертности оказались беспрецедентными в мировой истории (всего лишь за 20--30 лет, иногда даже за 15 лет). Это произошло в решающей степени в результате активных мероприятий по борьбе с эпидемиями, использования принципиально новых медицинских препаратов, улучшения общих санитарно-гигиенических условий жизни населения. В то же время рождаемость в развивающихся странах в целом остается еще достаточно высокой.

Главное последствие быстрого роста населения заключается в том, что если в Европе демографический взрыв следовал за экономическим ростом и изменениями в социальной сфере, то в развивающихся странах резкое ускорение темпов роста населения опередило модернизацию производства и социальной сферы.

Демографический кризис в ряде развитых стран уже привёл к нарушению воспроизводства населения, его старению и сокращению его численности. В связи с этим одним из важнейших аспектов глобальной демографической проблемы в современных условиях является обеспечение занятости и эффективного использования трудовых ресурсов развивающихся стран. Решение проблемы занятости в этих странах возможно путем как создания новых рабочих мест в современных отраслях их экономики, так и увеличения трудовой миграции в промышленно развитые и более богатые страны.

Большие проблемы существуют и на рынке труда: проблемы занятости, рост массовой безработицы волнует большинство развитых и развивающихся стран. Глобальные экономические проблемы могут привести к кризису в сфере занятости и социальной рецессии. Уже сейчас ежедневно повсюду в мире десятки тысяч людей теряют работу. Согласно статистическим данным в 2008 году число безработных в мире достигло 190 млн.

Из-за этих кризисов в развивающихся странах пострадают и более 200 млн. работающих бедняков. Поэтому государствам необходимо принимать более решительные и скоординированные действия, направленные на борьбу с безработицей и снижением уровня доходов трудящихся. Государствам рекомендуется использовать уже проверенный во многих странах подход, связанный с активизацией проектов по строительству дорог и зданий и таким образом создавать рабочие места.

Все сильнее проявляется неизбежность глобальной катастрофы, к которой может привести бесконтрольный рост современного общества потребления и капиталистической экономики, ориентированной на получение максимальной прибыли без учета естественных ограничений ресурсов, которыми обладает наша планета. Научно-технический прогресс, давший толчок развитию современной промышленности потребовал резкого увеличения добычи самых различных видов минерального сырья.

Население Земли составляет сейчас 6,5 млрд. человек. Это в 3 раза больше, чем истощенные природные ресурсы и энергетические резервы будут способны прокормить и обогреть через 100 лет. По оценкам ЮНЕСКО, чтобы человечество вписывалось в естественные циклы биосферы, оно должно уменьшиться в 10 раз (или в 10 раз сократить свое нынешнее потребление). При этом используются следующие расчеты. Лишь 1/10 энергии, используемой человечеством, возобновима. Следовательно, только 500 млн. человек могли бы жить в обычном режиме биосферы. Многие исследователи приходят к выводу, что нынешний кризис экологии является вторым кризисом цивилизации и может быть сравним по значению лишь с кризисом на рубеже палеолита и неолита, (см. приложение).

Энергоресурсы и сырье размещены по территории планеты крайне неравномерно: богатые по полезным ископаемым и энергоресурсам страны соседствуют с полностью лишенными или имеющими их в недостаточном количестве. Это накладывает определенный отпечаток на их взаимоотношения, а также определяет в значительной мере уровень развития производительных сил этих стран Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник для вузов / под ред. А.С. Булатова, Н.Н. Ливенцева. - М. : Магистр, 2011. .

Немалую роль в обострении энергетического, топливного и сырьевого кризисов играет и экономическая политика крупнейших стран-монополистов (особенно на нефть).

Сегодня с каждым годом возрастают объемы добычи нефти, газа, и других полезных ископаемых. Так, по прогнозам ученых, при нынешних темпах разработки запасов нефти в Саудовской Аравии -основном экспортере этого ценного сырья - ее хватит еще на 91год, нефтяные резервы Кувейта истощатся через 221 год, Ирана - через 114 лет, Объединенных Арабских Эмиратов - через 137 лет., запасов природного газа должно хватить на 100 лет, а угля -на 600 лет. Здесь следует учитывать, что сегодня человечество получает 90% энергии за счет теплоты сгорания топлива (нефть, уголь, газ), причем темпы потребления энергии постоянно растут, и рост этот происходит не линейно. Залогом успешного развития человеческого общества в будущем может стать не только переход к использованию вторичного сырья, новых источников энергии и энергосберегающих технологий, а главное - пересмотр принципов, на которых строится современная экономика. Экономика не оглядывающаяся ни на какие ограничения в плане ресурсов, кроме тех, которые могут потребовать слишком больших денежных затрат, которые не оправдаются в последствии.

Начавшийся в 2008 г. экономический кризис уже привел к резкому обострению проблем, связанных с позиционированием России в мировой экономике. Одним из следствий кризиса стало фактическое свертывание процессов диверсификации в российской экономике. Доля трех основных товаров российского экспорта (сырая нефть, нефтепродукты, природный газ) опять увеличилась, достигнув примерно 2/3. В то же время в мировой энергетике в последнее время также произошли революционные изменения, связанные как с началом коммерческой добычи сланцевого газа, так и с быстрым прогрессом в сфере энергосбережения и производства электроэнергии на основе возобновляемых источников. Другое дело, что некоторые тенденции еще не до конца оформились, в том числе из-за имеющихся серьезных противоречий между участниками энергетических рынков, инвестиционных ограничений вследствие незавершившегося выхода экономики ЕС (лидера альтернативной энергетики) из кризиса и т.д.

«Сланцевая революция» в США принципиальным образом меняет географию трансграничных поставок сжиженного природного газа, ослабляя зависимость ЕС от импорта углеводородов по трубопроводам из России. Энергетические рынки ускоренно превращаются в «рынки покупателя», а на политическом уровне в Германии и некоторых других странах ЕС провозглашается курс на «декарбонизацию» экономики, что в конечном счете наносит серьезный удар по российскому «Газпрому» .

По прогнозу ИМЭМО РАН в целом энергетика, наряду со здравоохранением, становится ядром технологического «уклада» 2010-х - первой половины 2020-х годов. В энергетике будет активно проходить не только развитие систем альтернативной энергетики, но и внедрение более эффективных и экологически совершенных «классических» технологий электро- и теплогенерации на базе использования углеводородов. При этом, пока не ясно приведет ли авария на японской АЭС «Фукусима-1» к сворачиванию атомной энергетики в мире в целом, хотя Германия и еще ряд стран склоняются к отказу от этой отрасли.

Ключевое воздействие на развитие энергетики в нынешнем десятилетии могут оказать технологии так называемых умных сетей. С их помощью будет оптимизироваться производство (в зависимости от спроса) и потребление энергии, повышаться качество энергетических услуг (стабильность поставок, напряжение и сила тока). К сожалению, в России пока явно недоучитывается потенциал модернизации электроэнергетики, качество предоставляемых энергетическими сетями услуг, особенно с точки зрения стимулирования спроса на современные товары электротехнической и электронной промышленности в производстве и бытовом потреблении.

Проблемы экономики - это глобальные нарушения в развитии и ведении хозяйственной деятельности отдельных стран или всего мира. Как правило, к глобальным проблемам экономики относится разделение сообщества на полюса развития, глубокое истощение ресурсов планеты (в том числе и водных), проблемы с продовольствием, бедность, слабый научно-технический прогресс и так далее.

Глобальные проблемы экономики в мире

К глобальным можно отнести целую совокупность проблем, которые ставят под вопрос не только развитие планеты и каждого отдельно взятого государства в экономическом смысле, но существование человечества в целом. Здесь затрагиваются наиболее важные вопросы, которые требует срочного решения и полноценных мер со стороны мирового сообщества. Так, к наиболее важным проблемам экономики стоит отнести:

1. Проблема разных «полюсов» экономического развития, появление «Севера» и «Юга». Суть - глубокое разделение (в первую очередь в экономическом плане) между теми странами, которые уже развиты и теми, которые относятся к категории развивающихся. Последние нуждаются в помощи более «сильных коллег», снисхождения, более гибких условий. К примеру, развитые страны могут открыть доступ товарам из развивающихся стран без каких-либо серьезных условий, обеспечить стабильный приток инвестиционного капитала, реструктуризировать большую часть долгов и так далее.

Отсталость большинства стран опасна не только на внутреннем уровне, но и для экономики планеты в целом. Более отсталый «ЮГ» - это составная часть экономического пространства, поэтому его проблемы неизбежно становятся общими. К примеру, каждый год наблюдается все более активное перемещение людей из менее развитых стран в государства с высоким уровнем развития. В итоге возможен перенос ряда заболеваний, увеличение нагрузки на экономику, появление проблем с социальным обеспечением и так далее.

С 60-х годов в мире работает новая концепция, суть которой - активная помощь развивающимся странам с нестабильной экономикой. Основные идеи такой концепции следующие:

Создание льготного режима для стран, которые только идут по пути развития. Особенно это важно при формировании международных отношений;
- оказание реальное помощи на стабильной основе для решения, как социальных, так и экономических проблем. Все это позволяет снизить долговое бремя и помочь разобраться с текущими проблемами.


Уже к середине 80-х годов можно было видеть реальные результаты труда, которые позволили развивающимся странам продвинуться в своем развитии - укрепить суверенитет, добиться мирового признания, открыть международный рынок для своих товаров, увеличить объемы финансовой помощи и так далее. Но уже к завершению 80-х годов что-то произошло. Экономическая поддержка перестала быть эффективной. По сути, развитые страны вынуждены были признать поражение. Причины были две:

Снижение уровня единства развивающихся стран, которое было вызвано сильной разницей в развитии. На фоне других государств все больше стали выделяться мощные страны-экспортеры природных ресурсов (в первую очередь нефти), а также вновь образованные индустриальные страны;
- уровень диалога между странами развитыми и развивающимися заметно снизился, что привело к приостановке положительного процесса.

2. Проблема бедности - это, по сути, уже следствие явных «пробелов» в экономике и неспособности (или нежелании) правительства обеспечить свой народ. В такой ситуации появляется огромная пропасть между людьми, которые имеют неплохие средства для существования, и другой категорией жителей, находящихся за чертой бедности.

На сегодня выделяется два основных критерия этой проблемы - национальный и международный. В первом случае речь идет о населении, которое относится к наиболее бедному. Такие группы есть во многих странах мира и Россия не является исключением. Формулировка «за чертой бедности» подразумевает доход ниже прожиточного минимума. То есть человек не способен себе купить минимальный набор продуктов для полноценного питания. В развитых странах к бедным людям относят тех, кто имеет около 40-50% от средней зарплаты в стране.

При этом существуют международные критерии бедности, которые составляют около двух долларов на день (по ВВП ППС). Наиболее низкий уровень бедности (чрезвычайный) признается в том случае, когда доход опускается ниже отметки одного доллара в день.

В 80-х годах за чертой бедности проживало более двухсот миллионов людей. С начала 90-х годов прошлого века люди стали беднеть в странах постсоциалистического пространства. К примеру, только Молдавии было больше 60% бедных людей, а в Монголии эта цифра достигала 75%. Что касается России, то здесь процент населения с заработком менее доллара в сутки составляет около двух процентов.


3. Проблемы экономики и продовольственный кризис также плотно взаимосвязаны. Развивающиеся страны не способны обеспечить население жизненно важными продуктами питания. Это парадоксально, ведь природные ресурсы развивающихся государств весьма богаты, а сама экономика имеет большие перспективы.

Но проблема нехватки продовольствия все-таки существует и требует оперативного решения. В последние 50 лет удалось существенно снизить количество голодающих людей (почти на 50%). Но, несмотря на это, почти 800 миллионов человек все еще недоедает, а 4-5 миллионов детей умирают каждый год по причине последствий голодания.

Проблема голода перестала быть актуальной только для развитых стран, которым удалось полностью покрыть потребности своего населения. Но в целом на земном шаре наблюдается существенный разбег в продуктовом обеспечении. При этом планету можно разбить на четыре основные зоны по продовольственным проблемам:

1) Индустриальные государства, такие как Северная и Западная Европа, Австралия и Северная Америка. Такие регионы сегодня почти не знаю слова голод - продовольствия у них хватает.

2) Районы Средней Азии и южная часть Европы, страны Магриба и Латинской Америки, АСЕАН и прочие. Здесь уровень продовольствия находится на должном уровне и приближается к минимальным нормам ВОЗ ООН.

3) Страны СНГ, Восточная часть Европы, Индонезия, Египет, Индия и прочие. Здесь уровень продовольствия находится на минимальном уровне, но еще входит в норму отклонения по ВОЗ ООН.

4) Развивающиеся страны - это большая часть населения планеты (почти 80%). Вот здесь как раз и присутствуют наибольшие проблемы с продовольствием.

В 2007 году проблема с продовольствием выглядела следующим образом, но на сегодня она не сильно изменилась.

4. Энергетические проблемы неизбежно сказываются на экономическом развитии стран со слабой экономикой. При этом глобальная проблема с энергоресурсами проявилась наиболее остро в 70-х годах прошлого века, когда в мире разразился мощный энергетический кризис. В тот период стоимость нефти возросла почти в 15 раз. Все это создало огромные проблемы для экономик многих стран мира. Некоторым государствам удалось выйти из энергетической зависимости, но мировая экономика все равно испытывает острый дефицит ресурсов.

Основная причина энергетической проблемы - резкое увеличение потребления ресурсов. Особенно это актуально с начала 20-го века. С одной стороны открывались крупные месторождения на Аляске, в Западной Сибири, на шельфе Северного моря и так далее. С другой - с каждым годом увеличивался автомобильный парк, увеличивались потребности в экономической сфере.


Одновременно с этим человечество занялось разработкой новых месторождений. К примеру, в начале 80-х годов прошлого века запасы нефти исчислялись 1,2 триллионами тонн, а к началу 2000 годов они возросли почти до 1,8 триллионов тонн. Еще 30 лет назад казалось, что нефти хватит только на 20-30 лет, но с нынешним уровнем природных ресурсов эти опасения оказались напрасными.

Кроме перечисленных выше проблем экономики можно выделить проблему освоения Мирового океана, демографическую проблему, ухудшение экологии, острое истощение животного и растительного мира, глобальное потепление, угроза ядерной катастрофы на фоне гонки вооружений и так далее.

Решение глобальных проблем экономики

У каждой проблемы существуют свои пути решения. Вопрос лишь в том, насколько правительства развивающихся и развитых стран заинтересованы в сотрудничестве и восстановлении паритета. Проблемы, в свою очередь, могут быть решены следующим образом:

1. Проблема «Севера и Юга» имеет три основных пути решения:

- либеральный. Здесь бытует мнение, что основная проблема развивающихся стран - невозможность перейти на рыночный механизм экономики. Это значит, что для достижения цели основная задача развивающихся стран - четко придерживаться имеющегося курса и переходить на рыночную экономическую структуру, то есть делать упор на приватизацию государственных владений, либерализацию экономической отрасли и так далее;

- антиглобальный. В данной теории упор делается на том, что экономические отношения в большей степени неравноправны. При этом мировая экономика находится под контролем ряда монополий. Итогом становится эксплуатация Юга Севером. Есть мнение, что развитым странам много выгоднее загонять развивающиеся государства в «ловушку» или оставлять их на низком уровне развития с целью снижения цен на сырьевую продукцию. Следовательно, решением может быть только пересмотр системы мирового порядка и изменения сути взаимоотношений между Севером и Югом;

- структуральный. Последователи этой теории сходятся во мнении на том, что международные отношения в принципе не способствуют экономическому подъему развивающихся стран. Они также убеждены, что для достижения результатов подходы в экономики нужно менять в сторону рыночных отношений. С другой стороны должна быть реформирована и система международных отношений. Сторонники такой теории решения проблем настаивают, что торговые послабления со стороны развитых стран должны быть более серьезными.


2. Главное решение проблемы бедности - это экономический рост страны, повышение ВВП и, как следствие, рост фонда потребления. Но известны случаи, когда рост ВВП не способствовал снижению уровня бедности. К примеру, в Нигерии за 13 лет с 1990 по 2003 году удалось ежегодно увеличивать ВВП на 2-3%, но это не способствовало повышению занятости населения.

Второе решение проблемы - это международная и государственная помощь людям, которые находятся за гранью бедности. Подобный подход может помочь справиться с бедой, преодолеть ее общими усилиями. Хуже всего, когда со временем проявляется застойная бедность. Ее суть в том, что трудоспособное население привыкает жить на «шее» у государства и уже отказывается работать.

Сегодня проблеме бедности уделяется много внимания со стороны международного сообщества. Создается ряд организаций, готовых работать на общее благо и снижение общего уровня бедности и роста экономики развивающихся стран. Все это дает свои плоды, но только комплексное решение может помочь в решении проблемы.

3. Лучшее решение для борьбы с голодом - повышение урожайности в развивающихся странах, увеличение обрабатываемых наделов, поголовья скота и так далее. При этом особое внимание нужно уделить повышению уровня развития сельского хозяйства, усовершенствованию технологий, улучшению обработки почвы, засеву площадей высокоурожайными сортами растений и так далее. При этом большинство проблем сложно решить внутри страны - с ними нужно бороться коллегиально.


Большие надежды возлагаются на так называемую зеленую революцию, которая позволяет активно внедрять новую технику в сельскохозяйственной отрасли, использовать только высококачественные и высокоурожайные зерновые культуры, лучшие удобрения и так далее. Главное - участие страны в развитии данной отрасли, дополнительные вложения, как внутри страны, так и привлечение инвестиций извне. С помощью «зеленой революции» с проблемой голода было покончено во многих странах мира, в частности, в Филиппинах, Индии, Мексики и прочих.

4. Нехватка энергоресурсов. Главный путь в решении проблемы - это увеличение объемов разработки и добычи полезных ресурсов. Работа не должна останавливать даже в тот период, когда запасов кажется более чем достаточно. Мировое потребление нефти и газа с каждым годом растет. Только с 1995 по 2005 году уровень энергопотребления вырос на четыре миллиарда тонн условного топлива. В последнее время достиг своего предела добычи Китай, постепенно сокращает производство и Великобритания. В такой ситуации важно экономней расходовать энергоресурсы.


Второй важный вопрос - это перестройка экономики и снижение доли энергоемкого производства. К примеру, машиностроение требует почти в 10 раз меньше энергоресурсов, чем металлургия или топливно-энергетический комплекс. При этом качественная перестройка позволяет сэкономить до 20-25% энергии на долю ВВП.

Но большинство стран, к сожалению, не берет на вооружение упомянутые выше рекомендации. К примеру, в том же Китае, Индии, России и Украине доля цветной и черной металлургии, а также химической промышленности только растет. Хуже всего, что в процессе производства используется уже устаревшая техника. Таким образом, общее решение проблемы нехватки энергоресурсов еще долго будет

зависеть от траты энергии на единицу ВВП.

К прочим путям выхода из сложной ситуации можно отнести:

Отказ от гонки вооружений и от оружия, способного уничтожить планету. В первую очередь должно быть ликвидировано ядерное оружие;
- преодоление кризиса, связанного с неравноправным взаимодействием человека и природы. Особое внимание должно быть уделено вопросам защиты окружающей среды, осознанию факта истощения природных ресурсов и их защиты. При этом главная задача мирового сообщества - экономия мировых ресурсов, а также борьба с загрязнениями воды, почвы и воздуха;
- борьба с перенаселением в различных странах планеты, а также решение вопроса с демографическим кризисом в развитых странах;
- защита от негативных последствий НТР;
- решение проблем с алкоголизмом, онкологическим заболеваниями, наркоманией, СПИДом и так далее.

Проблемы экономики России и пути их решения

Мировая экономика складывается из множества экономик различных стран мира. При этом у каждой страны есть свои проблемы, которые требуют срочных решений от своего правительства. Не исключением является и Россия, в экономике которой можно выделить целый «ворох» проблем:

Чрезмерный упор на продажу сырьевой продукции. Это с одной стороны подавляет развитие других отраслей хозяйства, а другой не обеспечивает доступными энергоресурсами своих граждан, ведь большая часть топлива уходит за границу;

Монополизированный рынок, который приводит к повышению цен во всех отраслях экономики. Жизнь под «диктовку» монополий неизбежно приводит к снижению качества услуги и высокому уровню инфляции;
- централизация экономики РФ. В этом случае одни зарабатывают капитал, а другие его перераспределяют. Таким образом, предприниматели не заинтересованы в повышении качества продукции и росте производства;
- недостаточные темпы развития и слабая защита денежно-расчетной системы страны. Особенно страдает бюджетная сфера, касающаяся облуживания физических лиц;
- отсутствие стабильности в законодательной сфере, возможность двоякой трактовки многих законов;
- чрезмерный отток капитала за границу, который производится под самыми различными предлогами;


- недостаточное влияние экономического сектора на развитие страны;
- высокий уровень коррумпированности чиновников, а также регулярные правонарушения во всех отраслях деятельности (в том числе и на высшем уровне);
- смешивание коммерческой и государственной экономики;
- проблемы с трудоустройством молодых специалистов и людей после 50 лет;
- нерациональное использование средств бизнесменами и коммерческими структурами;
- низкий уровень подготовки специалистов, как рабочих профессий, так и специалистов;
- недостаточный уровень развития здравоохранения в стране;
- низкий контроль со стороны государства за работой или бездеятельностью государственных служащих (в том числе крупных чиновников).

Решение проблем экономики России лежит исключительно в реформах, которые должны проходить в трех направлениях:

- экономическом. Особое внимание должно уделяться выравниванию условий конкуренции, определению порядка лицензирования, упрощению проверок и так далее;
- административном. Налаживание работы «верхушки» в управленческой сфере, борьба с коррупцией;

- социальном. Реформы в сфере здравоохранения, образования.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Проблемы, которые касаются не какого-то отдельного континента или государства, а всей планеты, называются глобальными. По мере своего развития цивилизация накапливает их все больше. Сегодня основных проблем насчитывается восемь. Рассмотрим глобальные проблемы человечества и пути их решения.

Экологическая проблема

На сегодняшний день именно она считается основной. Люди долго использовали данные им природой ресурсы нерационально, загрязняли среду вокруг себя, отравляли Землю разнообразными отходами – от твердых до радиоактивных. Результат не заставил себя ждать – по мнению большинства компетентных исследователей, экологические проблемы в ближайшие сто лет приведут к необратимым последствиям для планеты, а значит, и для человечества.

Уже сейчас есть страны, где этот вопрос достиг очень высокого уровня, порождая понятие кризисного экологического района. Но угроза нависла и над всем миром: озоновый слой, защищающий планету от радиации, разрушается, климат земли меняется – и человек не в силах контролировать эти изменения.

Решить проблему в одиночку не может даже самая развитая страна, так что государства объединяются, чтобы сообща решать важные экологические задачи. Основным путем решения считается разумное природопользование и переорганизация быта и промышленного производства так, чтобы экосистема развивалась естественным путем.

Рис. 1. Угрожающие масштабы экологической проблемы.

Демографическая проблема

В 20 веке, когда население Земли превысило отметку в шесть миллиардов, о ней слышали все. Однако в 21 веке вектор сместился. Если кратко, то сейчас суть проблемы такова: людей становится все меньше. Решить этот вопрос поможет грамотная политика планирования семьи и улучшения условий жизни каждого отдельного человека.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Продовольственная проблема

Данная проблема тесно связана с демографической и состоит в том, что больше половины человечества испытывает острую нехватку продовольствия. Чтобы ее решить, нужно рациональнее использовать имеющиеся ресурсы для производства пищи. Специалисты видят два пути развития – интенсивный, когда биологическая продуктивность уже существующих полей и других угодий увеличивается, и экстенсивный – когда увеличивается их количество.

Все глобальные проблемы человечества должны решаться сообща, и эта – не исключение. Вопрос с продовольствием возник из-за того, что большая часть людей проживает на непригодных для этого территориях. Объединение усилий ученых из разных стран значительно ускорит процесс решения.

Энергетическая и сырьевая проблема

Неконтролируемое использование сырья привело к истощению запасов полезных ископаемых, которые копились сотни миллионов лет. Очень скоро топливо и другие ресурсы могут вообще исчезнуть, поэтому на всех стадиях производства внедряется НТП.

Проблема мира и разоружения

Некоторые ученые считают, что в самом скором времени может случиться так, что искать возможные пути решения глобальных проблем человечества не придется: люди производят такое количество наступательного вооружения (в том числе ядерного), что в какой-то момент могут сами себя уничтожить. Чтобы этого не произошло, разрабатываются мировые договоры о сокращении вооружения и демилитаризации экономик.

Проблема здоровья людей

Человечество продолжает страдать от смертельных болезней. Успехи науки велики, но болезни, не поддающиеся лечению, все еще существуют. Единственный путь решения – продолжать научные исследования в поисках лекарств.

Проблема использования Мирового океана

Истощение ресурсов суши привело к повышению интереса к Мировому океану – все страны, которые имеют к нему доступ, используют его не только как биологический ресурс. Активно развивается и добывающая сфера, и химическая. Что порождает сразу две проблемы: загрязнение и неравномерность освоения. Но как решаются эти вопросы? В настоящий момент ими занимаются ученые со всего мира, которые разрабатывают принципы рационального океанического природопользования.

Рис. 2. Промышленная станция в океане.

Проблема освоения Космоса

Чтобы освоить космическое пространство, важно объединить усилия в мировом масштабе. Последние исследования – результат консолидации работы многих стран. Именно это является основой решения проблемы.

Ученые уже разработали макет первой станции для поселенцев на Луне, а Илон Маск заявляет, что не за горами день, когда люди отправятся осваивать Марс.

Рис. 3. Макет лунной базы.

Что мы узнали?

У человечества множество глобальных проблем, которые могут в итоге привести к его гибели. Решить эти проблемы можно только в том случае, если консолидировать усилия – в противном случае усилия одной или нескольких стран будут сведены к нулю. Таким образом цивилизационное развитие и решение проблем всеобщего масштаба возможны только в том случае, если выживание человека как вида станет выше экономических и государственных интересов.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 841.

Конспект урока обществознания в 11 «А» классе

Учитель Батрасова И.М.

МБОУ СОШ № 17 МО г. Новороссийск

Тема урока: Глобальные проблемы экономики (слайд 1)

Цели урока:

- обеспечить знаниями учащихся о глобальных проблемах экономики;

Подвести к выводу, что они носят не только планетарный характер, но и затрагивают каждого из нас и требуют усилий всего мирового сообщества;

Сформулировать личностное отношение к изучаемой проблеме;

Воспитывать чувство причастности к общим проблемам;

Уметь проводить поиск необходимой информации;

Знать обществоведческие термины;

Прослеживать причинно-следственные связи.

Задачи урока:

Образовательные задачи:

    Раскрыть основные подходы к понятию «глобальные проблемы экономики» и сформулировать их характерные особенности.

    Охарактеризовать причины возникновения глобальных проблем.

    Дать представление о возможных направлениях их решения.

Развивающие задачи:

    Развить логическое мышление на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей и сравнительного анализа.

    Развить критическое мышление через осмысление новой информации и последующую рефлексию.

    Развить навыки межличностного общения в процессе групповой работы.

Воспитательные задачи:

    Воспитать дух толерантности на основе благожелательного отношения к мнению других людей, умения внимательно слушать и слышать.

    Воспитать экологическую нравственность и ответственное отношение к собственному здоровью за счет формирования экологического и нравственного мировоззрения.

Тип урока: комбинированный. Рассчитан на 40мин .

Формы работы учащихся: коллективная, самостоятельная.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация Microsoft Power Point «Глобальные проблемы экономики», опросные карточки, таблица «Характеристика глобальных проблем экономики» для самостоятельного заполнения учащимися в процессе урока.

Предполагаемые результаты:

1. Учащиеся могут охарактеризовать понятие «глобальные проблемы экономики» и определить основные группы проблем.

2. Учащиеся могут сформулировать основные причины возникновения глобальных проблем.

3. Учащиеся могут определить пути разрешения глобальных проблем.

План урока: (слайд 3)

    Понятие «глобальные проблемы экономики» и их основные виды

    Причины возникновения глобальных проблем экономики

    Основные направления разрешения глобальных проблем экономики

Основные понятия урока:

Глобальные проблемы,

Глобальные проблемы экономики.

ХОД УРОКА:

I . Вступительное слово учителя, организационный момент, проверка готовности к уроку (2 мин).

Сообщение темы урока и целей урока.

Тема урока: «Глобальные проблемы экономики».

В результаты изучения темы вы должны

Знать:

Понятие глобальных проблем экономики,

Виды глобальных проблем экономики,

Пути решения проблем экономики

Уметь:

Определять глобальность проблем,

Формировать глобальные проблемы экономики по группам,

Предлагать пути решения глобальных проблем экономики,

Использовать Интернет - технологии для достижения поставленных целей.

Ставим проблему урока: почему возникают глобальные проблемы экономики?

Учащиеся в тетрадь записывают дату, тему урока, цели и проблему урока .(слайд 3,4, 5)

Учащимся раздается таблица «Характеристика глобальных проблем экономики», которая заполняется ими в процессе объяснения нового материала.

II . Проверка домашнего задания (5 мин).

Работа по карточкам – заданиям по вопросам:

Мировая экономика.

Государственная политика РФ в области международной торговли.

III .Получение новых знаний (объяснение нового материала) (25 мин).

Объяснения учителя идут в сопровождении презентации (с использованием интерактивной доски, мультимедийного проектора, компьютера).

Вопрос 1. Понятие «глобальные проблемы экономики» и их основные виды

Слайд 6. В конце 20 века человечество оказалось перед лицом резко обострившихся проблем, получивших наименование глобальных.

Глобальные проблемы – проблемы, охватывающие весь мир, все человечество, создающие угрозу для настоящего и будущего и требующие для своего решения объединенных усилий, совместных действий всех государств и народов.

Глобализация мировой экономики - это увеличивающаяся взаимозависимость экономик различных стран мира вследствие роста перемещений товаров и услуг, экспорта капиталов, интенсивного обмена информацией и технологиями, миграции рабочей силы (слайд 7) .

Глобальные проблемы экономики - проблемы, возникающие в результате активной хозяйственной деятельностичеловека (слайд 8).

Каковы эти проблемы?

Выделяют пять основных глобальных проблем экономики

    экономическая отсталость;

    экологическая;

    демографическая;

    продовольственная;

    разоружение, нераспространение оружия массового уничтожения и предотвращение ядерной войны; борьба с терроризмом.

Экономическая отсталость (слайд 9)

Проблема разрыва в социально-экономическом развитии стран «цивилизованного (Первого) мира» и беднейших стран Азии, Африки и некоторых других регионов, так называемого «Третьего мира». Проблема взаимоотношений «Первого» и «Третьего» миров и получила название проблемы «Север – Юг».

Демографическая (слайд 10)

Численность населения планеты на протяжении существования человечества постоянно возрастает. Население беднейших стран увеличивается более быстрыми темпами, чем объём производимого ими валового внутреннего продукта.

В области рождаемости и роста численности населения в современном мире сложились две противоположные тенденции: стабилизация или снижение их в развитых странах; резкий рост в развивающихся странах.

Продовольственная (слайд 11)

Рост народонаселения опережает рост сельскохозяйственного производства, что во многих развивающихся странах приводит к продовольственной проблеме.

Экологическая (слайд 12)

Наращивание масштабов хозяйственной деятельности чревато глобальными природными катастрофами. Приведу в пример только две из них: затопление огромных территорий из-за таяния ледового покрова полюсов, эпидемический рост числа раковых заболеваний кожи и других болезней из-за расширения «озоновой дыры».

Разоружение, нераспространение оружия массового уничтожения и предотвращение ядерной войны; борьба с терроризмом (слайд 13)

Проблема необходимости сохранения мира и избегания разрушительной ядерной войны в настоящее время утратила прежнюю остроту. Глобальное противостояние сменилось увеличением и усилением конфликтов локального характера по поводу этнических, религиозных, территориальных разногласий, которые могут перерасти в глобальные.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (2мин.) Выполняем упражнения для глаз: вращение, моргание с открытыми и закрытыми глазами. Пока выполняются упражнения, заполняется пауза: «Мы должны в буквальном смысле смотреть шире во всём: и на уроке видеть не только узкую тему задачи, а выводы, которые можем использовать. Итак, все закрывайте глаза, а я Вам расскажу интересный научный факт: человека положили на горизонтальную доску, уравновесили, затем предложили решить простейшую математическую задачу! Часть тела до пояса опускалась на «весах» вниз. Почему? А потому что мыслительный процесс усиливает кровоток в мозг и происходит перевешивание».

Отдохнули? Замечательно! А теперь продолжим урок.

Вопрос 2.Причины глобальных проблем экономики.

Мы рассмотрели пять глобальных экономических проблем. Все они вызваны различными причинами.

Давайте задумаемся – в чем причина возникновения этих проблем?

Учащиеся с помощью учителя формулируют причины и записывают их в таблицу:

Причина экономической отсталости - колониальное и зависимое прошлое; перенаселенность; низкий уровень технологии; многоукладность экономики; взаимоотношения стран богатого «Севера» с отсталым «Югом».

Причина демографической проблемы – хозяйственная и иная отсталость развивающихся стран.

Причина экологической проблемы – нерациональное использование земель, вырубка лесов, нехватка пресной воды, «озоновые дыры», опустынивание и т.д.

Причина продовольственной проблемы – осуществление процесса индустриализации, вызывающего поток миграции сельского населения в город; быстрый рост всего населения, высокая степень урбанизации; низкая урожайность сельскохозяйственных культур в развивающихся странах.

Необходимость сохранения мира и избегания разрушительной ядерной войны, борьба с терроризмом – неконструктивное, бесконтрольное распространение ядерного вооружения, социальная подоплёка терроризма.

Вопрос 3.Основные направления разрешения глобальных проблем экономики

У нас остался еще один вопрос - основные направления разрешения глобальных проблем экономики. Как, по - вашему мнению, можно решить эти проблемы?

Ученики с помощью учителя формулируют пути решения проблем и вносят их в таблицу.

Решение проблемы экономической отсталости - переоценка существующей системы международных экономических отношений и создания нового экономического порядка, который бы прекратил ущемление прав беднейших государств нашей планеты и предоставил им равные возможности для вхождения в мировую экономику.

Решение демографической проблемы – контроль над рождаемостью, социально-экономические преобразования в развивающихся странах.

Решение продовольственной проблемы - обеспечение населения таким количеством и ассортиментов продуктов питания, которые необходимы для нормального воспроизводства и функционирования рабочей силы.

Решение экологических проблем - переход к более интенсивным системам земледелия и насаждения лесов, снижение применения химических веществ в сельском хозяйстве, природоохранные мероприятия, направленные на уменьшение загрязнения окружающей среды, энергосберегающие, использующие вторичное сырье, работающие по замкнутому или близкому к нему циклу производства технологии.

Решение проблемы необходимости сохранения мира и избегания разрушительной ядерной войны – контроль над ядерными вооружениями, ибо их бесконтрольное распространение и возможное использование может привести к необратимым последствиям. Решение проблемы борьбы с терроризмом – действия, направленные на выявление «корней» терроризма, его социальной и иной основ.

IV .Рефлексия(3 мин)

Сегодня мы с вами изучили тему «Глобальные проблемы экономики».

В начале урока мы поставили проблему: Почему возникают глобальные проблемы экономики?

Предлагаю вам заполнить схему «Причины и последствия глобальных проблем экономики» (схема выведена на интерактивную доску- слайд 16 ), тем самым ответив на проблемный вопрос.

Причины Последствия

Глобальные проблемы экономики

Учащиеся (на отдельных на листах) заполняют схему.

Подведем итог.

Глобальные проблемы возникли в результате объективного развития общества; они создают реальную угрозу самому существованию человечества и могут быть решены лишь объективными усилиями всего человечества.

V . Выставление оценок за урок (2 мин).

Подведение итогов проверки домашнего задания.

Оценивание работы учащихся в течение урока.

VI . Домашнее задание (1 мин). (слайд 17)

Изучить параграф 10 учебника и письменно ответить на вопрос 1,2.

Для помощи в ответе на вопросы можно воспользоваться Интернет-сайтом

Виртуальная экономическая библиотека - http://econom.nsc.ru/jep/

Список источников:

    Обществознание, 11 класс, Базовый уровень, Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеев А.И., - М.: Просвещение, 2011 г.

    Антонов А.И. Демография в эру депопуляции /А.И. Антонов. // Демографические исследования, 2009, № 6

    Баранник А. Глобализация как основа формирования глобальных рисков международной и национальной безопасности / Баранник, А., И. Возьнюк // Зарубежное военное обозрение, 2008, № 4(733)

    Ермишин П.Г. Основы экономической теории. – Уфа: ГАТУ, 2009.

    http :// yandex . ru / - фото для презентации

    https :// ru . wikipedia . org / wiki - терроризм

ТЕМА УРОКА: Глобальные проблемы экономики

Цель урока: Охарактеризовать сущность понятия «глобальные проблемы экономики», проанализировать причины возникновения проблем и раскрыть основные пути их решения.

Задачи урока:

Образовательные задачи:

  1. Раскрыть основные подходы к понятию «глобальные проблемы экономики» и сформулировать их характерные особенности.
  2. Охарактеризовать причины возникновения глобальных проблем.
  3. Дать представление о возможных направлениях их решения.

Развивающие задачи:

  1. Развить логическое мышление на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей и сравнительного анализа.
  2. Развить критическое мышление через осмысление новой информации и последующую рефлексию.
  3. Развить навыки межличностного общения в процессе групповой работы.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитать дух толерантности на основе благожелательного отношения к мнению других людей, умения внимательно слушать и слышать.
  2. Воспитать экологическую нравственность и ответственное отношение к собственному здоровью за счет формирования экологического и нравственного мировоззрения.

Тип урока: комбинированный. Рассчитан на 40мин .

Формы работы учащихся: коллективная, самостоятельная, парная.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация Microsoft PowerPoint «Глобальные проблемы экономики», разноуровневые карточки-задания.

Предполагаемые результаты:

1. Учащиеся могут охарактеризовать понятие «глобальные проблемы экономики» и определить основные группы проблем.

2. Учащиеся могут сформулировать основные причины возникновения глобальных проблем.

3. Учащиеся могут определить пути разрешения глобальных проблем.

План урока:

  1. Понятие «глобальные проблемы экономики» и их основные виды
  2. Причины возникновения глобальных проблем
  3. Характерные особенности глобальных проблем
  4. Основные направления разрешения глобальных проблем

Основные понятия урока:

Экономика,

Глобализация,

Глобальные проблемы экономики.

ХОД УРОКА:

1. Вступительное слово учителя, организационный момент, проверка готовности к уроку (2 мин).

Сообщение темы урока и целей урока.

Тема урока: «Глобальные проблемы экономики».

В результаты изучения темы вы должны

Знать:

Понятие экономики,

Проблемы экономики,

Современные пути решения проблем экономики

Уметь:

Определять глобальность проблем,

Формировать проблемы экономики по группам,

Предлагать пути решения проблем экономики,

Использовать Интернет - технологии для достижения поставленных целей.

Учащиеся в тетрадь записывают дату, тему урока, цель и задачи урока.

2. Проверка домашнего задания (5 мин).

Работа по карточкам – заданиям по вопросам:

- Мировая экономика.

Государственная политика РФ в области международной торговли.

Компьютерное тестирование.

  1. Получение новых знаний (объяснение нового материала) (20 мин).

Ребята. Мы с вами на протяжении 26 уроков изучаем тему «Экономика». Практически все стороны экономики нами изучены. Сегодняшняя тема тесно связана с предыдущими. Для лучшего уяснения давайте выясним что же такое «глобальные проблемы».

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ (от лат. globus (terrae) - земной шар) - совокупность жизненно важных проблем, затрагивающих человечество в целом и неразрешимых в рамках отдельных государств и даже географических регионов. Глобальные проблемы вышли на первый план в 20 в. в результате существенного роста численности населения и резкой интенсификации процесса производства в индустриальном обществе. Попытки решить глобальные проблемы являются показателем постепенного формирования единого человечества и становления подлинно всемирной истории. К числу глобальных проблем относятся: предотвращение термоядерной войны; сокращение стремительного роста населения («демографического взрыва» в развивающихся странах); предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды, в первую очередь атмосферы и Мирового океана; обеспечение дальнейшего экономического развития необходимыми природными ресурсами, особенно невозобновимыми; преодоление разрыва в уровне жизни между развитыми и развивающимися странами; устранение голода, нищеты и неграмотности и др. Круг глобальных проблем не очерчен резко, их особенность в том, что они не могут решаться изолированно одна от другой и от их решения во многом зависит само существование человечества.

Как видите, глобальных проблем много. А сейчас мы определим, какие относятся к глобальным проблемам экономики, и рассмотрим их. Все это будет сопровождаться показом презентации.

Выделяют пять основных глобальных проблем экономики:

·экологическую;

·демографическую;

·продовольственную;

·разоружение, нераспространение оружия массового уничтожения и предотвращение ядерной войны;

·борьбу с терроризмом

  1. Экологическая

ХХ век принес человечеству уничтожение более 1/4 обрабатываемых земель и 2/3 лесов. По оценкам специалистов, в 2000 г. объем промышленных отходов превысил 10 млрд т, увеличившись за 30 лет в 2,5 раза. Загрязнение воды возросло за это же время более, чем в 10 раз. Изменение климата из-за накопления в атмосфере углекислого газа, крайне неблагоприятно сказывается на природохозяйственной деятельности, жизни и здоровье людей. Исчерпание запасов органического топлива затрагивает многие страны мира. Так, например, Мексика, являющаяся одним из крупнейших мировых производителей нефти, может к 2030 г. превратиться в ее импортера.

  1. Демографическая

Численность населения планеты на протяжении существования человечества постоянно возрастает.

Современный демографический взрыв начался в 1950 -1960-е гг. В 1959 г. население планеты составило 3 млрд; в 1974 г. - 4 млрд; в 1987 г. 5 млрд человек, и в 1999 г. человечество преодолело шестимиллиардный рубеж численности.

Таким образом, в области рождаемости и роста численности населения в современном мире сложились две противоположные тенденции: стабилизация или снижение их в развитых странах; резкий рост в развивающихся странах.

  1. Продовольственная

Рост народонаселения опережает рост сельскохозяйственного производства, что во многих развивающихся странах приводит к продовольственной проблеме.

В перспективе как неизбежная проблема голода не стоит в силу использования современных методов интенсификации сельскохозяйственного производства, современных биотехнологий и других достижений научно-технического прогресса.

  1. Разоружение, нераспространение оружия массового уничтожения и предотвращение ядерной войны

Проблема необходимости сохранения мира и избегания разрушительной ядерной войны в настоящее время утратила прежнюю остроту. Это нашло свое отражение в заключении целой серии договоров и соглашений в военно-политических областях, сократился объем торговли оружием. Во многих развитых странах и странах с переходной экономикой активно идет процесс конверсии военного производства. Однако, конверсия оказалась делом экономически и социально дорогим.

Война не исчезла из арсеналов способов решения конфликтов. Глобальное противостояние сменилось увеличением и усилением конфликтов локального характера по поводу этнических, религиозных, территориальных разногласий. Эти конфликты грозят перейти в региональные и глобальные. Увеличение числа локальных конфликтов влечет за собой рост числа военных беженцев.

5. Борьба с терроризмом

Существует 2 стратегии решения проблемы:

«Консервативная» стратегия подразумевает частичные уступки требованиям террористов - выплату выкупа, территориальные и моральные уступки (например, признание ценностей, поддерживаемых террористами, признание лидеров террористов равноправными партнёрами по переговорам и т. д.).

«Прогрессивная» стратегия означает безоговорочное уничтожение террористов и их сторонников, а также поощрение лиц, идущих на сотрудничество с «демократическими» государствами в их борьбе с террором, отказ от каких бы то ни было переговоров с террористами, отказ от заключения перемирий.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (2мин.) Выполняем упражнения для глаз: вращение, моргание с открытыми и закрытыми глазами. Пока выполняются упражнения, заполняется пауза: «Мы должны в буквальном смысле смотреть шире во всём: и на уроке видеть не только узкую тему задачи, а выводы, которые можем использовать. Итак, все закрывайте глаза, а я Вам расскажу интересный научный факт: человека положили на горизонтальную доску, уравновесили, затем предложили решить простейшую математическую задачу! Часть тела до пояса опускалась на «весах» вниз. Почему? А потому что мыслительный процесс усиливает кровоток в мозг и происходит перевешивание».

Отдохнули? Замечательно! А теперь продолжим урок.

Дома вы подготовили сообщения по теме «Глобальные проблемы экономики». Вам были предложены 4 проблемы – экология, безработица, продовольственный кризис, народонаселение.

Давайте послушаем сообщения по предложенным темам. Учащиеся выступают с сообщениями – по 1 человеку по теме.

Кто самостоятельно определил проблему и подготовил сообщение?

2 учащихся подготовили сообщения по темам «Проблема международного терроризма», «Продовольственный кризис».

1 учащийся подготовил презентацию на тему «Глобальные проблемы экономики».

Все учащиеся работали с Интернет-ресурсами.

Показ презентации и ученика «Глобальные проблемы экономики» (3 мин).

Основные тезисы работы:

Основные глобальные проблемы, особенности глобальных проблем, основные направления борьбы с проблемами.

Дискуссия (3 мин). Давайте обсудим работы и оценим их.

  1. Итог урока (2,5 мин).

Сегодня мы с вами изучили тему «Глобальные проблемы экономики». В процессе изучения темы мы узнали, что проблемы, стоящие перед современной экономикой носят общемировой характер и решить ее на уровне одной страны – России невозможно. Глобальные проблемы взаимосвязаны. Так, решение экологических проблем невозможно без решения экономических вопросов, экономическое отставание стран третьего мира тесно связано с резким ростом народонаселения в них, не менее очевидно и то, что на обострение экологических и экономических проблем влияла гонка вооружений и т.д. Из предложенной презентации и ваших сообщений мы узнали о возможных путях решения глобальных проблем экономики.

  1. Выставление оценок за урок (2 мин).

Подведение итогов проверки домашнего задания.

Оценивание работы учащихся в течение урока.

7. Домашнее задание (0,5 мин).

Изучить параграф 10 учебника и письменно ответить на вопрос 1,2.

Список источников:

  • Обществознание, 11 класс, Базовый уровень, Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеев А.И., - М.: Просвещение, 2011 г.
  • Антонов А.И. Демография в эру депопуляции /А.И. Антонов. // Демографические исследования, 2009, № 6
  • Баранник А. Глобализация как основа формирования глобальных рисков международной и национальной безопасности / Баранник, А., И. Возьнюк // Зарубежное военное обозрение, 2008, № 4(733)
  • Ермишин П.Г. Основы экономической теории. – Уфа: ГАТУ, 2009.
  • http://yandex.ru/ - фото для презентации
  • https://ru.wikipedia.org/wiki - терроризм

Новое на сайте

>

Самое популярное