Домой Проценты по кредитам Доклассическая экономическая теория. Экономическая мысль древней греции Основные представители экономической мысли древней греции

Доклассическая экономическая теория. Экономическая мысль древней греции Основные представители экономической мысли древней греции

Cам термин «экономика» («домоводство») пришел к нам из древнегреческого (оikos – дом, хозяйство; nomos – закон, правило).

Лучшими достижениями экономической мысли Античности (конец V–IV в. до н.э.) явились труды древнегреческих философов Ксенофонта, Платона и Аристотеля (хотя А. В. Аникин в своей книге «Юность науки» говорит еще об «Илиаде» и «Одиссее» Гомера как подлинной энциклопедии жизни и мировоззрения людей, населявших около 3 тыс. лет назад берега Эгейского и Ионического морей) .

Ксенофонт (430–354 до н.э.). Экономические воззрения этого философа отражены в его трактате «Домострой» , в котором приводятся следующие положения: разделение труда на умственный и физический виды, а людей – на свободных и рабов имеет естественное (природное) происхождение; природному предначертанию отвечает преимущественное развитие земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей; производительно может выполняться «наиболее простая работа»; степень разделения труда обусловлена, как правило, размерами рынка сбыта; всякому товару присущи полезные свойства (потребительная стоимость) и способность обмениваться на другой товар (меновая стоимость); деньги изобретены людьми для того, чтобы с их помощью осуществлялось товарное обращение и накопление богатства, но не ростовщическое обогащение .

Платон (428–347 гг. до н.э.). Отстаивал прежде всего натурально-хозяйственные отношения рабовладельческого общества, что нашло отражение в характеристике двух проектов идеального государства соответственно в его произведениях «Государство» и «Законы» . Возникновение самого государства Платон связывал с удовлетворением повседневных интересов людей и с обменом.

В сочинении «Государство» речь идет об особо важной, с точки зрения Платона, роли, которую совместно призваны выполнять аристократическое сословие (философы) и сословие воинов (армия), обеспечивая общественные интересы. Эти сословия, олицетворяя аппарат управления идеального государства, не должны, по мысли ученого, обладать собственностью и обременять себя хозяйством, так как их материальное обеспечение (по уравнительному принципу) должно стать общественным. Остальная часть общества отнесена в проекте к обладающему и распоряжающемуся собственностью третьему сословию, названному Платоном чернью (земледельцы, ремесленники, купцы), и к рабам, приравненным к собственности свободных граждан.

В сочинении «Законы» философ выдвигает обновленную модель идеального государства, развивая и конкретизируя свою аргументацию в части осуждения ростовщичества, обоснования ведущей роли в хозяйстве земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей. Основное внимание при этом вновь уделено аппарату управления обществом, т.е. «гражданам» высших сословий, которые, в частности, будут наделены правом владения и пользования (неполное право собственности), предоставляемым им по жребию государством домом и земельным наделом. Кроме того, проектом оговаривается возможность последующей передачи земли по наследству на тех же условиях одному из детей и требование, чтобы ценность общего имущества граждан не разнилась более чем в четыре раза.



Аристотель (384–322 гг. до н.э.) также предложил свой проект идеального государства. В своих трудах «Никомахова этика» , «Политика» , подобно Ксенофонту и Платону, деление общества на свободных и рабов и их труда на умственный и физический объясняется им исключительно «законами природы».

В концепции об экономике и хрематистике классифицируются все виды хозяйства и деятельности людей, от земледелия и скотоводства до ремесленного производства и торговли. Естественная сфера (экономика) представлена земледелием, ремеслом и мелкой торговлей и должна поддерживаться государством, так как ее звенья способствуют удовлетворению насущных жизненных потребностей населения. Неестественная сфера (хрематистика) основывается на бесчестных крупных торговых, посреднических и ростовщических операциях, проводимых ради достижения беспредельной и корыстной цели, суть которой – искусство наживать состояние, т.е. все большее «обладание деньгами» .

Таким образом, по рассматриваемой концепции Аристотеля, все, что могло бы подорвать основы натурально-хозяйственных отношений (а это прежде всего обусловленное разделением труда движение торгового и денежного капитала), относится к «издержкам» хрематистики. А последние, на его взгляд, обусловлены непониманием того, что возникшие в результате соглашения между людьми деньги представляют собой не более чем «удобный в обиходе» товар и «в нашей власти», чтобы они (деньги) стали «неупотребительными». Поэтому он решительно осуждает использование денег не по истинному назначению, т.е. с целью обеспечения удобств в обиходе «ради меновой торговли», и откровенно признается в том, что ростовщичество у него «вызывает ненависть».

Гениальные догадки высказал Аристотель при анализе торговли, а также законов обмена («Никомахова этика»). Более всего Аристотеля занимал вопрос основания, или критерия, с помощью которого можно было бы судить, какая пропорция обмена справедлива, а какая – нет. Ясного ответа у него мы не найдем, однако поиски в этой области оказали влияние на все последующее развитие экономической мысли. Рассуждения Аристотеля можно резюмировать следующим образом:

обмен происходит, если тех, кто обменивается, связывает взаимная потребность и если то, что подлежит обмену, в каком-то смысле равно и имеет общую меру ;

общей мерой при обмене является потребность ,которую на практике заменяют деньги (монета ),причем деньги – это условная мера, она устанавливается не по природе, а по уговору между людьми;

обмен справедлив, если соотношение сторон отражает соотношение их работ ;

совершая между собой обмены, люди участвуют в общей (общинной ) жизни ,которая без справедливых обменов невозможна.

Текст Аристотеля дал повод для противоречивых толкований. Одни взяли за основу тезис о том, что справедливый обмен должен отражать соотношение работ – и стали связывать идеи Аристотеля с такими концепциями цены товара, как теория издержек производства и трудовая теория стоимости (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс).

Другие толковали идеи, высказывания Аристотеля, опираясь на его тезис о потребности как общей мере при обмене, пытались установить связь его идей с различными теориями и авторами, выводящими цену из полезности благ (христианский богослов Августин Блаженный (V в.), философы XVIII в. Э. Кондильяк (Франция) и И. Бентам (Англия), маржиналисты).

Следует обратить внимание, что «обе эти традиции в восприятии идей великого греческого мыслителя сложились позднее и несут на себе печать анахронизма, т.е. оторванности от эпохи и обстоятельств, в которых работал сам Аристотель. В его время не было ни конкурентных рынков, которые явно или неявно предполагаются теориями полезности, ни нормирования трудозатрат, без которого трудно говорить о прямом приравнивании различных видов труда (работ). Аристотель писал об обмене в контексте общинной жизни – о чем говорит пример, который он использовал: обмен между строителем дома и башмачником. Это вовсе не обмен между случайно встретившимися торговцами. Речь шла о повторяющихся отношениях. Обмен считался справедливым, если позволял обеим сторонам и дальше поддерживать отношения. И забота о согласованности производимых работ с потребностями, и требование безубыточности обмена – это принципы, обеспечивающие устойчивость разделения труда в общине» .

Значение идей древнегреческих мыслителей в том, что они положили начало «позитивной» науке, сделали первые шаги в области теоретического осмысления экономического устройства греческого общества.

Экономическая мысль Древней Греции. Экономическая мысль Древней Греции представлена трудами выдающихся древнегреческих философов Ксенофонта (430-354 гг. до н.э.), Платона (428- 347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), представляющими собой лучшие достижения экономической мысли античного рабства.

Ксенофонт был ревностным защитником натурального хозяйства и рабовладения. Он возвеличивал земледелие, от которого зависит благополучие народа и благодаря которому «люди добывают себе все, что нужно для жизни». Свои экономические воззрения Ксенофонт изложил в трактате «Домострой» , в котором приводятся следующие положения:

    разделение труда на умственный и физический виды, а людей – на свободных и рабов имеет естественное (природное) происхождение;

    природному предначертанию отвечает преимущественное развитие земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей (ремесло осуждает человека на сидячий образ жизни, вредный для тела, и лишает людей солнца);

    производительно может выполняться «наиболее простая работа»;

    степень разделения труда обусловлена, как правило, размерами рынка сбыта;

    всякому товару присущи полезные свойства (потребительная стоимость) и способность обмениваться на другой товар (стоимость);

    деньги изобретены людьми для того, чтобы с их помощью осуществлять товарное обращение и накопление богатства, но не ростовщическое обогащение.

Платон

Платонв своих трудах большое внимание уделил модели идеального государства. Основной целью идеального государства он считал «изгнание страсти к наживе» , поскольку излишек порождает такие отвратительные качества, как лень и жадность. По мнению Платона, всякий прибавочный продукт следует рассматривать как подрыв общественного порядка, как кражу. Модель идеального государства, лишенного присущих Афинам противоречий, строилась Платоном на четком делении людей на классы, в связи с их общественными и хозяйственными функциями.

В своих произведениях «Государство» и «Законы» Платон охарактеризовал два проекта идеального государства. В первом сочинении он отметил, что аппарат управления идеального государства должен быть представлен двумя сословиями: аристократическим сословием (философами) и сословием воинов. Философы – это наиболее здравомыслящие люди, способные к познанию мира и управлению людьми. Главная задача философов - действовать от имени и на благо всего общества, отрекаясь то личных пристрастий. Главная обязанность воинов – защищать народ. Для успешного выполнения своих функций для воинов предусматривалась спартанская система физического воспитания, лагерный режим, строгая дисциплина, общий стол (уравнительное распределение). Стремление воинов к обогащению осуждалось. По мнению Платона эти два сословия не должны обладать собственностью и обременять себя хозяйством, их материальное обеспечение должно стать общественным. Остальная часть общества отнесена к третьему сословию, названному Платоном чернью (земледельцы, ремесленники, купцы, обладающие и распоряжающиеся собственностью), и к рабам. Главной обязанностью этого сословия является производство материальных благ, необходимых всему обществу. Данное сословие должно иметь личную заинтересованность в результатах своего труда и поэтому оно наделялось частной собственностью.

Во втором произведении («Законы») Платон выдвигает обновленную модель идеального государства, осуждает ростовщичество, обосновывает ведущую роль в хозяйстве земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей. В этой модели граждане высших сословий наделялись правом владения и пользования (неполное право собственности) предоставляемым по жребию государством домом и земельным наделом. Проектом оговаривалась возможность последующей передачи земли по наследству одному из детей. В предложенной Платоном модели идеального государства земельный надел являлся основой доходов свободного гражданства. Платон предложил законодательно ввести «пределы бедности и богатства». «Пределом бедности» считался один земельный надел, который нельзя потерять ни при каких обстоятельствах (он всегда сохранялся в семье). «Предел богатства» - четыре-пять земельных наделов (или стоимость их в деньгах). Имущество сверх «предела богатства», по мнению Платона, должно перераспределяется государством в пользу неимущих.

Аристотель

Огромный вклад в развитие экономической мысли античности внес Аристотель. Аристотеля часто называют первым экономистом в истории науки, поскольку он был первым, кто подверг анализу экономические явления и попытался выявить закономерности общественного развития.

Основные положения экономической концепции Аристотеля:

    человек – это общественное животное, которое может жить только в обществе и государстве;

    созданию государства способствует обмен между людьми;

    ни производство, ни жизнь не могут обойтись без рабов, так как орудия труда не могут сами работать;

    рабы - источник богатства;

    должен быть средний достаток (предлагал усилить «средний класс» для прекращения распрей, возникающих на почве неравенства);

    необходима частная собственность (корни частной собственности он нашел у животных);

    одну и ту же вещь можно использовать по-разному: по назначению (потребительная стоимость) и не по назначению (меновая стоимость);

    деньги - средство сравнивать разные блага, поэтому их нельзя давать в ссуду под % (утверждал, что деньги возникли по соглашению между людьми в результате неудобства перевозки многих вещей на далекие расстояния).

Особое значение в экономической концепции Аристотеля занимает теоретический анализ обмена и стоимости. Он был первым, кто поставил вопрос об определении пропорции обмена. Этот вопрос на протяжении многих веков был и до сих пор остается дискуссионным. Ответ на данный вопрос разделил всех экономистов в истории науки на сторонников трудовой теории стоимости и сторонников других теорий, определяющих стоимость вещи исходя из субъективной оценки ее полезности.

У самого Аристотеля существовало несколько точек зрения на решение проблемы определения пропорции обмена. Аристотель пытался искать справедливость обмена в арифметической пропорции. В его трудах можно найти и зачатки трудовой теории стоимости, и высказывания о том, что в основе пропорций обмена товаров лежит их полезность, и утверждение, что сравнимыми товары делают деньги, которые являются общей для всех потребностью.

Исследуя экономическую организацию современного ему общества Аристотель выдвинул оригинальную концепцию об экономике и хрематистике . Согласно данной концепции все виды хозяйства и деятельности людей он относил к одной из двух сфер – естественной (экономика) и неестественной (хрематистика). Первая из них представлена земледелием, ремеслом и мелкой торговлей и должна поддерживаться государством, т.к. ее звенья способствуют удовлетворению насущных жизненных потребностей населения. Вторая же основана на бесчестных крупных торговых, посреднических и ростовщических операциях, проводимых ради достижения корыстной цели – наживать состояние. Аристотель считал, что в искусстве наживать состояние никогда не бывает предела в достижении цели, поскольку самой целью является беспредельное богатство и обладание деньгами. По мнению Аристотеля хрематистика неизбежно вырастает из экономики. Разрушение экономики и превращение ее в хрематистику он связывал с изобретением денег.

Экономическая мысль Древней Греции формировалась под влиянием особенностей социально-экономического развития греческих земель. Главной из них является сформировавшийся в 8-6 вв. до н. э. полис? город-государство, представляющий собой общину граждан-землевладельцев. Правом принимать участие в управлении государством, владеть землей на территории полиса обладали только граждане, лично свободные люди; не являвшиеся гражданами (метеки) этим правом не обладали.

В отличие от древневосточных государств в греческих полисах большого развития государствееное хозяйство не получило. Соответственно в Греции меньшим было вмешательство государства в экономику, большую роль играла частная инициатива, а потому активнее развивалось товарное производство, ставшее главной предпосылкой формирования классического рабства, при котором рабы становятся основными производителями материальных благ.

Первоначально греческая экономическая мысль нашла отражение в памятниках литературы (например, в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера), в законах (например, Драконта), в деятельности реформаторов (Солона, Клисфена), в различных хозяйственных документах. В 5 в. до н. э., когда греческие полисы достигли расцвета, экономические вопросы оказались в поле зрения философов (например, Демокрита, Сократа).Расцвет греческой экономической мысли пришелся на 4 в. до н. э., когда социально-экономический кризис, переживаемый полисами, поставил множество проблем, в том числе и хозяйственного характера.

Кризис полиса, разложение его традиционной структуры, был обусловлен активным развитием товарно-денежных отношений, приведшим к возрастанию роли торгово-ремесленных слоев населения, представленных в основном метеками, т. е. негражданами.

В этих условиях особенно важным стал вопрос о том, как воспрепятствовать распаду гражданской общины полиса, и поэтому внимание греческих мыслителей привлекли проблемы развития частного хозяйства, товарного производства, денежного обращения и т. п. Особенно активно экономические вопросы разрабатывали Ксенофонт, Платон и Аристотель.

Ксенофонт. Литературное наследие известного греческого историка Ксенофонта (430 ? 355 гг. до н. э.) достаточно велико: он писал исторические и политические сочинения, воспоминания о Сократе. Два его произведения посвящены экономическим вопросам. Это, во-первых, сочинение « О доходах », в котором рассматривается проблема улучшения финансового положения Афин, а во-вторых, «Экономикос » (обычно название переводят как «Домострой»), в котором даются советы по рациональному ведению домашнего хозяйства. Считается, что в названии этого произведения Ксенофонта слово «экономика», в переводе примерно означающее «управление домашним хозяйством», встречается впервые в истории экономической мысли. В своих трудах «Домострой», «О доходах», высказывал мысль, где главной отраслью экономики считал земледелие. Он давал рекомендации по управлению хозяйством и руководству рабами. Ксенофонт является идеологом натурального хозяйства, поэтому к ремёслам, физическому труду относился отрицательно, считая их пригодным только для рабов, недостойным видом деятельности считал и торговлю, но в интересах хозяйства допускал использование товарно-денежных отношений. В «Домострое» он указывал, что важно не только справиться с хозяйством, но и иметь излишек, здесь содержатся многочисленные советы рабовладельцам по ведению хозяйства, по руководству им и рабами, но ни в коем случае не занятие физическим трудом, поскольку физический труд считал уделом рабов.

Одной из важных экономических проблем, рассмотренных Ксенофонтом, является разделение труда. Он придерживался привычного для своего времени противопоставления умственного и физического труда. Гражданин полиса достоин прежде всего умственный труд, а из занятий, относящихся к физическому труду, ? земледелие, которое является ведущей отраслью экономики. Ремесло, торговля, ростовщичество в идеале недостойны свободного грека и должны быть уделом рабов. Впрочем, и в сельском хозяйстве рабский труд должен активно использоваться, а свободным гражданам надлежит осуществлять управление и контроль. Ксенофонт считал необходимым использовать рабский труд наиболее эффективно. Для этого он предлагал тщательно выбирать рабов при покупке, материально и морально поощрять тех, кто хорошо работает.

Ксенофонт отмечал, что разделение труда способствует росту его производительности: «тот, кто выполняет простую работу, выполняет ее наилучшим образом». Важным достижением Ксенофонта была мысль о том, что разделение труда зависит от объема рынка.

Основной целью хозяйственной деятельности Ксенофонт считал производство полезных вещей, т. е. того, «чем человек умеет пользоваться». Ксенофонт одним из первых выделил две стороны товара. Главной он считал полезность товара (потребительную стоимость), однако и способность товара к обмену (меновую стоимость) признавал достаточно важной, так как, по его мнению, торговля и денежное обращение положительно сказываются на развитии хозяйства, являются одним из источников обогащения.

Деньги Ксенофонт рассматривал прежде всего как богатство, т. е. важнейшей функцией денег для него была функция средства сбережения (деньги как сокровище). Он осуждал деньги как торговый и ростовщический капитал, но рекомендовал накапливать их в качестве сокровищ, признавал деньги как необходимое средство обращения и концентрированную форму богатства.

Платон . Экономические идеи античности выражены в наиболее известном сочинении Платона (жившим в 427-347 гг. до н. э.; был учеником Сократа) - «Политика или государство» , социально-экономическая концепция которого получила выражение в проекте идеального государства. Автор обосновывает прирожденное неравенство людей, а именно деление на свободных и рабов, и считает такое деление данное самой природой, где рабы рассматривались в качестве основной производительной силы, а их эксплуатация - как средство обогащения рабовладельцев. По мнению Платона, люди наделены от природы неодинаковыми способностями, и поэтому разделение труда, обязанностей? естественное явление. В идеальном государстве в соответствии со своими способностями и добродетелями жители должны разделяться на три сословия: 1)философы (правители), 2)воины, 3)ремесленники, к которым относятся те, кто занят в производственной сфере? в сельском хозяйстве (земледельцы), ремесле, торговле (торговцы); рабы находятся вне социальной структуры общества. Философы и воины составляли высшую часть общества, которой он предлагал обеспечить обобществленное потребление («аристократический коммунизм»).

По мнению Платона, чтобы исключить в идеальном государстве корыстолюбие и алчность, нужно ограничить частную собственность, разрешив ее только для третьего, низшего, сословия, которое обеспечивает всем необходимым остальных. Два высших сословия должны быть свободны от материальных забот, отвлекающих их от выполнения важнейших задач? управления государством и его защиты. У философов и воинов не должно быть собственности, денег, постоянных жен.

Принадлежность к сословию не является наследственной, все дети (и мальчики, и девочки) должны воспитываться государством и иметь равные образовательные возможности. В определенном возрасте они должны пройти физические, умственные и нравственные испытания, по результатам которых будут определены в то или иное сословие.

В произведении «Законы» проект идеального государственного устройства представлен Платоном в переработанном виде, приближенном к хозяйственной реальности, к социальной структуре полиса. Он считает, что среди семей граждан должны быть по жребию распределены равные, неделимые, неотчуждаемые земельные участки. Чтобы предотвратить рост экономического неравенства, нужно ограничить приобретение имущества: если его стоимость в четыре раза превышает стоимость одного земельного надела, излишек следует передать государству.

Как и Ксенофонт, Платон считал земледелие единственным видом хозяйственной деятельности, достойным граждан полиса. По мнению Платона, земледелие играет важную роль в экономике, но ремесло имеет существенное значение. В ремесленной деятельности должно четко соблюдаться разделение труда? государству нужно следить, чтобы один человек не занимался двумя ремеслами.

Что касается торговли, то отношение Платона к ней было неоднозначным. С одной стороны, главным условием стабильности государства он считал его самодостаточность, удаленность от моря, т.е. от важнейших торговых путей. К крупной торговле относился отрицательно, считая её уделом рабов и иностранцев, а для свободных греков - постыдной. С другой стороны, мелкую торговлю Платон считал полезной для экономического развития, отмечая, что именно в процессе торговли товары становятся соизмеримыми, и происходит это посредством денег. При этом цены на товары должны контролироваться государством, чтобы исключить возможность получения высокой торговой прибыли, что ведет к чрезмерному имущественному расслоению, росту социальных конфликтов, ослабляющих государство.

Денежное обращение, по мнению Платона, играет важную роль в экономике, но должно ограничиваться и контролироваться государством. Платон предлагал ввести обращение полноценных денег и неполноценных, которые могут иметь хождение только внутри страны. Полноценные деньги должны находиться в монопольном владении государства, частным лицам они могут выдаваться при выезде из родного полиса с условием их обмена на неполноценные по возвращении. Среди функций денег Платон выделял функции средства обращения и сокровища. К накоплению денег, в отличие от Ксенофонта, он относился резко отрицательно, считая, что оно может нарушить традиционную полисную структуру. Ростовщические операции он также считал вредными для социально-экономического развития. Есть основания полагать, что Платон выделял еще одну функцию денег? меру ценности (стоимости).

Аристотель . Наибольший вклад в развитие экономической мысли Древней Греции внёс Аристотель (384 -322 гг. до н. э.) - ученик Платона, который шёл к материализму и не разделял платоновского идеализма, он был противником аристократического строя, олигархической власти, являлся сторонником рабовладельческой демократии. Экономические вопросы Аристотель рассматривает в произведениях, посвященных этике и политике, т. е. сфере практической деятельности человека, его поведения. Основными сочинениями, в которых изложены экономические взгляды мыслителя, являются «Политика» и «Никомахова этика» . Аристотель являлся сторонником натурального хозяйства, основанного на эксплуатации рабов. Экономические явления рассматривал с точки зрения наибольшей пользы, поэтому все, что соответствовало интересам укрепления хозяйства, принималось как естественное и справедливое. Естественной стороной хозяйственной деятельности он считал производство необходимых для жизни продуктов и их справедливый обмен, именуемый «экономика». Это соответствовало поддержанию умеренных размеров богатства, им отвергалось чрезмерное накопление денег, обогащение за счет спекулятивной торговли и ростовщичества. Он допускал меновую торговлю, т.к. она не нарушала преобладающей роли потребительной стоимости, поэтому относил её к экономике. Все что расшатывало и разлагало хозяйство, он считал противодейственно и относил к хрематистике. Деятельность, направленную на обогащение (т.е. чрезмерное развитие сферы обращения или искусство «делать деньги») заслуживает осуждения и называет её «хрематистикой».

Важны его высказывания по поводу обмена и меновой стоимости. По его мнению, обмен не может иметь места без равенства, а равенство - без соизмеримости. Обмен он связывал с деньгами - соизмерителями неоднородной продукции, считал, что обмен должен происходить по «справедливой цене» в соответствии с разумным размером личных потребностей. Ростовщичество Аристотель считал « по преимуществу противным природе» и резко осуждал его. Он отмечал, что при ростовщичестве деньги начинают играть неестественную роль, поскольку сами денежные знаки становятся предметом собственности.

Особое место в экономических взглядах Аристотеля занимает рабство. Именно он рассмотрел проблему рабства наиболее полно, попытался обосновать общее для греков отношение к рабству как к естественному явлению. Рабы, по мнению Аристотеля, ? это некая «одушевленная собственность» и польза от них почти такая же, как от домашних животных. Рассматривая вопрос о справедливости рабства, Аристотель считал, что «одни люди по природе свободны, а другие? рабы, и этим последним быть рабами и полезно и справедливо». Однако он отмечал, что рабство может быть противным природе и несправедливым? если в рабов превращают греков.

Заслугой Аристотеля была попытка вникнуть в суть экономических явлений и вскрыть их закономерности, тем самым он положил начало экономическому анализу. И хотя он не смог объяснить происхождение и сущность денег, однако смог правильно связать их с развитием обмена, что положило начало рассмотрению функций денег как средство обращения и как мера стоимости. Заслуга Аристотеля в том, что он сумел наметить проблемы, которые позже оказались в центре внимания экономистов (одной из таких проблем являлась «справедливая цена»).

Ключевые слова

БАНК / ТАБЛИЧКИ / ДЕНЬГИ / ДЕНЕЖНЫЙ ЭКВИВАЛЕНТ / КАЗНА / КУПЕЦ / СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ / ТОРГОВЛЯ / УЧЕТ / ИНВЕНТАРНАЯ ОПИСЬ / РАБ / РАБОВЛАДЕЛЕЦ / BANK / TABLETS / MONEY / MONEY"S WORTH / TREASURY / A MERCHANT / NOTATION / TRADE / THE ACCOUNTING / THE INVENTORY / SLAVE / SLAVEHOLDER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы - Муравьева Людмила Александровна

Статья рассматривает основные направления и особенности экономического развития классической греко-римской цивилизации. Аграрное общество базировалось на развитом земледелии и скотоводстве. Мягкий средиземноморский климат позволял возделывать зерновые культуры, виноград и оливки. Часть населения занималась только ремеслом. Общественное разделение труда способствовало развитию обмена внутри государств и за пределами. В экспорте доминировало вино, оливковое масло, керамика. Развитие денежного обращения придало натуральному хозяйству черты товарного. В отличие от восточных слитков и весовых единиц в античности появились и широко использовались серебряные, медные, а позднее и золотые монеты. Греки и римляне внесли заметный вклад в теорию и практику учета . О нем писали выдающиеся философы Платон и Аристотель. Античное общество не было социально однородным. Оно делилось на бедных и богатых сначала по происхождению, а затем по имущественному цензу. Борьба демоса за права была длительной, в целом достаточно успешной. Неотъемлемой частью социального бытия античного мира было рабство. Система классического рабовладения, сложившаяся в Древней Греции и Риме, просуществовала несколько столетий. За этот период она заметно эволюционировала в направлении превращения раба в крепостного со своим имуществом и семьей. Подобные изменения привели сначала к кризису, а затем к краху античной цивилизации и смене способа производства.

Похожие темы научных работ по истории и археологии, автор научной работы - Муравьева Людмила Александровна

  • Античное общество первый опыт экономической и политической демократии

    2011 / Нуреев Р. М.
  • Финансово-экономическое развитие Древней Греции

    2013 / Муравьева Л.А.
  • Финансово-экономическое развитие Древнего Рима

    2013 / Муравьева Л.А.
  • К вопросу о типологии древних цивилизаций

    1997 / Жестоканов Сергей Михайлович
  • Феномен кризиса в социально-политической и духовной жизни античного мира (к постановке проблемы)

    2010 / Фролов Эдуард Давидович
  • Моральный идеал свободы: рабство и наемный труд в античности

    2019 / Ларионов Игорь Юрьевич, Перов Вадим Юрьевич, Семенов Владислав Валерьевич
  • Денежная эмиссия в античном мире

    2004 / С.Р. Моисеев
  • Был ли греческий полис государством?

    2006 / Медведев Александр Павлович
  • Хозяйственная система античности

    2010 / Румянцев Михаил Алексеевич
  • Греческая архаика как историческая эпоха: современный взгляд. Вторая половина (VII-VI вв. До Н. Э.)

    2014 / Суриков И. Е.

The article considers the main directions and features of economic development of the classical Greek-Roman civilization. Agrarian society was based on the developed agriculture and cattle breeding. The soft Mediterranean climate allowed cultivating grain crops, grapes and olives. One part of the population was involved in the main occupation craft. Public division of labor promoted the development of an exchange within the states and beyond their borders. Wine, olive oil and ceramics dominated in export. The development of monetary circulation made a subsistence economy morph he slowly into the commodity economy. Unlike east ingots and weight units the antiquity saw a wide spread of the use of silver, copper and, later, gold coins. Greeks and Romans made a noticeable contribution to the theory and practice of the accounting . Outstanding philosophers like Plato and Aristotle wrote about it. The antique society wasn’t socially uniform. It was divided into the poor and the rich, first by origin, and then according to a property qualification. The fight of the people for their rights was long and rather successful in general. The slavery was an integral part of social life of the classical antiquity. The system of classical slaveholding which developed in Ancient Greece and Rome existed for some centuries. During this period it considerably evolved in the direction of the transformation of a slave into a serf who had the right to have property and a family. These changes led at first to a crisis, and then to the crash of the antique civilization and change of a way of production.

Текст научной работы на тему «Экономика и финансы античного мира»

УДК 336(045)(38)(37)

Экономика и финансы античного мира

МУРАВЬЕВА ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА,

кандидат исторических наук, доцент кафедры «Экономическая история и история экономических учений» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия E-mail: [email protected]

АННОТАЦИЯ

Статья рассматривает основные направления и особенности экономического развития классической греко-римской цивилизации. Аграрное общество базировалось на развитом земледелии и скотоводстве. Мягкий средиземноморский климат позволял возделывать зерновые культуры, виноград и оливки. Часть населения занималась только ремеслом. Общественное разделение труда способствовало развитию обмена внутри государств и за пределами. В экспорте доминировало вино, оливковое масло, керамика. Развитие денежного обращения придало натуральному хозяйству черты товарного. В отличие от восточных слитков и весовых единиц в античности появились и широко использовались серебряные, медные, а позднее и золотые монеты. Греки и римляне внесли заметный вклад в теорию и практику учета. О нем писали выдающиеся философы Платон и Аристотель.

Античное общество не было социально однородным. Оно делилось на бедных и богатых сначала по происхождению, а затем - по имущественному цензу. Борьба демоса за права была длительной, в целом достаточно успешной. Неотъемлемой частью социального бытия античного мира было рабство. Система классического рабовладения, сложившаяся в Древней Греции и Риме, просуществовала несколько столетий. За этот период она заметно эволюционировала в направлении превращения раба в крепостного со своим имуществом и семьей. Подобные изменения привели сначала к кризису а затем к краху античной цивилизации и смене способа производства.

Ключевые слова: банк, таблички, деньги, денежный эквивалент, казна, купец, система счисления, торговля, учет, инвентарная опись, раб, рабовладелец.

Economy and Finance of the Classical Antiquity

LUDMILA A. MURAVYEVA,

PhD in History, Associate Professor of the chair «Economic history and the history of economic doctrines», Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia E-mail: [email protected]

The article considers the main directions and features of economic development of the classical Greek-Roman civilization. Agrarian society was based on the developed agriculture and cattle breeding. The soft Mediterranean climate allowed cultivating grain crops, grapes and olives. One part of the population was involved in the main occupation - craft. Public division of labor promoted the development of an exchange within the states and beyond their borders. Wine, olive oil and ceramics dominated in export. The development of monetary circulation made a subsistence economy morph he slowly into the commodity economy. Unlike east ingots and weight units the antiquity saw a wide spread of the use of silver, copper and, later, gold coins. Greeks and Romans made a noticeable contribution to the theory and practice of the accounting. Outstanding philosophers like Plato and Aristotle wrote about it. The antique society wasn"t socially uniform. It was divided into the poor and the rich, first by origin, and then - according to a property qualification. The fight of the people for their rights was long and

rather successful in general. The slavery was an integral part of social life of the classical antiquity. The system of classical slaveholding which developed in Ancient Greece and Rome existed for some centuries. During this period it considerably evolved in the direction of the transformation of a slave into a serf who had the right to have property and a family. These changes led at first to a crisis, and then to the crash of the antique civilization and change of a way of production.

Keywords: bank, tablets, money, money"s worth, treasury, a merchant, notation, trade, the accounting, the inventory, slave, slaveholder.

Социально-политическое устройство античного мира

Античный период (древний, старинный) охватывает историю Древней Греции и Древнего Рима. Хронологические рамки античности простираются от разложения родовых отношений древнегреческого общества в III тысячелетии до н.э. и до падения Римской империи в V в. н.э. На протяжении этого времени в истории классических народов происходили такие эпохальные события, как утверждение демократии в греческих Афинах, расцвет эллинской истории и культуры, переход Рима к республиканскому строю и классическому рабовладению, македонское владычество в Греции и завоевание Римом Италии, упадок Древней Греции, с которого началась деятельная роль Рима во всем Средиземноморье и, наконец, общий кризис и распад рабовладельческой системы. Изучение мира двух народов, распространивших свою власть и культуру на большую часть ойкумены, представляет живейший интерес, так как мы имеем дело с замкнутым циклом и законченным процессом от зарождения до полного разложения, своеобразной цивилизацией, главные элементы которой стали неотъемлемой частью жизни многих ныне существующих народов и наций.

Греция и Рим занимали центральную часть Средиземноморья. В целом в бассейне Средиземного моря выделились две части - восточная и западная. С образованным Востоком соседствовала Греция. Взаимному обмену культурными и научными достижениями способствовало то обстоятельство, что именно восточное побережье греческого полуострова отличалось изрезанной береговой линией с удобными гаванями и заливами. Развитие мореплавания сближало Грецию с развитыми Египтом, Палестиной, Финикией и другими странами юго-западной Азии. Удобная береговая линия способствовала

осуществлению проекта Великой греческой колонизации, этапы и развитие которой описаны в стихах поэтов Архилоха и Алкея. В книгах поэтов Гомера и Гесиода можно встретить упоминания о климатических катастрофах вплоть до морозных зим в период ХП-УШ вв. до н.э. Очередное локальное похолодание переживала Греция в VII-VI вв. до н.э. Гражданской войны за перераспределение биоресурсов Греции удалось избежать путем освоения новых земель, которых греки достигали на кораблях. Греческие поселения появились на юге современных Франции и Италии, Сицилии, Фракии, на берегах Геллеспонта и Боспорского пролива (Византий). С разрешения фараона греки основали поселения в Египте и активно колонизовали плодородное побережье Черного моря. Первые колонии были не торговые, а земледельческие. Всего греки основали около 250 колоний с населением до 2 млн человек . Очередное потепление климата в VI в. до н.э. положило конец греческой колонизации. Италия же была обращена к западной части с малокультурными странами, за исключением Карфагена, и обрывистому побережью бурного Адриатического моря.

Оба полуострова щедро одарила природа. Греция имела более разнообразную и ярко выраженную почвенно-климатическую структуру. Мягкий и теплый климат наделил греков и римлян прекрасным воздухом, радующей глаз природой и животным миром, а также избавил от чрезмерной заботы о жилище, одежде и пище. Схожие условия существования и развития все же определили разные роли этих народов. Греки достигли невиданных высот в художественном творчестве и поэзии, науке и философии. Римляне преуспели в законодательной сфере, государственном строительстве и власти над другими народами. Неслучайно отечественный историк и социолог XIX в. Н.И. Кареев

подметил, что греки олицетворяли теоретический ум, а римляне - практическую волю, они антитезы идеализма и реализма . Эллинизация Востока проходила методом подчинения грекам других народов на основе превосходства достижений их цивилизации. Рим сумел утвердить свое господство над народами силой оружия и законов, умением связать в одно интересы побежденных и победителей.

Оба народа одинаково враждебно отнеслись к христианству как новой религии. Однако враждебность имела разные гносеологические корни. В наступлении новой веры греки видели угрозу образованности, поэтому борьбу с христианством у них вели ученые и ораторы. Римляне в утверждении христианства видели угрозу государству и законодательству, поэтому главными борцами с новой верой выступали императоры и жрецы. Указанные различия и особенности проявились в христианстве при превращении его в мировую религию. Христианство восточного толка в продолжении эллинской парадигмы главное внимание уделяло философическому подходу, Божественной ипостаси, соотношению Божеского и человеческого. Романизированный Запад преимущественно сосредоточился на вопросах морали и дисциплины, отношениях церкви и государства, разработке церковных законов.

Пристрастие греков к отвлеченным знаниям и выработке систем миросозерцания сказалось и на государственном строительстве. Естественные укрепления в виде горных цепей делили Грецию на множество мелких и самостоятельных городов-государств - полисов, включавших территорию городов с окрестностями. Территория полиса могла быть обширной, как в Спарте (8 400 км2), и небольшой, как Аттика (2 550 км2) или Аргос (1 400 км2) . По форме правления полисы делились на демократические и олигархические. Полисы оставались разъединенными. Греки в отличие от римлян не сумели подчинить единому центру массу разрозненных земель и создать прочное государство. Образование с числом жителей более 20 тыс. грекам представлялось бесформенным стадом. Поэтому Афины господствовали в Аттике и не поднялись выше создания Афинского морского союза, а Спарта довольствовалась преобладанием над

Пелопоннесом. Если в гомеровские времена на территории Греции насчитывалось до 30 государств, то позднее вместе с колониями их число увеличилось до нескольких сот . Полисы постоянно враждовали между собой даже перед лицом внешней опасности. Граждане города-государства совместно решали общественные вопросы, сходясь на городской площади. Устройство жизни не отличалось сложностью, поэтому для управления не требовалось специального образования. Любой гражданин мог попробовать себя на руководящем поприще в разных сферах. Этим объясняется интенсивность греческой политической жизни.

В эпоху этрусской гегемонии и царский период (УШ-У1 вв. до н.э.) Италия, подобно Греции, формировалась как союз самостоятельных городов. Рим долгое время оставался городовым государством, постепенно подчиняя своей власти другие территории и города. Но если у греков так и не возникло потребности и черт характера для подчинения большому единству, то римляне завоевали сначала Апеннинский полуостров, образовав Римско-Италийского союз, а затем все Средиземноморье, превратив Рим из города-государства в столицу республики, а позднее империи.

Государство составляли различные слои населения, не все из которых относились к гражданам. Признаком гражданина в Греции считалось участие в суде и управлении. В Риме появилось понятие «гражданские права». Социальное неравенство проявлялось не только в делении на богатых и бедных, но и в исключении значительной части свободного населения из состава гражданского общества. Эта черта сближала ранний период античности со странами азиатского способа производства. Но если Восток сохранил понятие исключительности, то греко-римские учреждения на определенном этапе начали ломать социальные перегородки и постепенно превратили свободных жителей в равноправных граждан. Очень медленно античность отказывалась от всепоглощающей власти государства над личностью. Поначалу государственная служба (военная или гражданская) была обязательной и практически пожизненной. Имуществом частного лица также распоряжалось государство. Оно могло в любой момент конфисковать

в свою пользу драгоценности женщин и ссуды кредиторов.

Постепенно сначала в Афинах, а затем и в Риме личность становилась свободнее от власти государства, происходило усиление индивидуализма и личной независимости. Стремление к политической свободе и самоуправлению гражданских общин привело к развитию демократических принципов. Античная демократия заметно отличалась от современных демократических представлений и практик, так как не ставила задачу искоренения рабского состояния. Начальную стадию гражданских общин античного мира характеризует разделение на аристократию и народ. В Афинском полисе по мере распада родовых связей формируются эв-патриды (привилегированная часть общества) и феты, в Риме - патриции и плебеи. Тирания евпатридов привела к народным бунтам, что положило начало законотворчеству. С 621 г. до н.э. начинается запись законов, регулирующих социальную и экономическую сферы жизни. В результате законодательной деятельности архонтов Драконта, Солона, Клисфена были утверждены приоритет частной собственности и ее охрана, отменено долговое рабство, введен размер ссудного процента, необходимость отвечать перед властями за источники существования. Свободные граждане получили возможность заниматься земледельческим трудом . К V в. до н.э. различия между аристократией и демосом (народом) были устранены. Демократические преобразования в Афинах продолжил государственный деятель Перикл (495-429 гг. до н.э.). Междоусобный конфликт между Афинами и Спартой - Пелопонесская война 431-404 гг. до н.э. - также был борьбой аристократии с демократией. В Риме юридически свободные, но лишенные гражданских прав плебеи более 2 веков вели упорную борьбу за равенство с патрициями. Плебеи требовали решения аграрного вопроса, отмены долговой кабалы и ограничения долгового процента, политического равноправия. «Закон XII таблиц» 449 г. до н.э. зафиксировал право плебеев на частную собственность, ограничение ссудного процента, запрет ростовщичества, выбор народных трибунов .

Однако неравенство в обществе продолжало оставаться. Оно лишь поменяло свою основу.

Первоначально неравенство античных общинников базировалось на происхождении. Развитие демократических институтов привело к неравенству на основе имущественного ценза. Архонт Солон разделил всех граждан Афин на четыре группы в зависимости от получаемого дохода. Принадлежность к определенной группе гарантировала политические права. Так, высшие должности получали члены первой группы. Принцип имущественного неравенства лежал в основе римской конституции Сервия Туллия. По размеру имущества патриции и плебеи делились на пять групп с центуриями. Каждая центурия имела один голос в комициях. В последних преобладали богатые. Бедность не только ограничивала политические права гражданина, но и лишала возможности сделать военную курьеру. Бедные вели упорную борьбу за обладание правами и добивались успеха. В Афинах времен Перикла бедным гражданам для участия в народном собрании выдавали деньги из казны в размере от 1 до 3 оболов (обол - 0,7 г серебра), что составляло размер среднего заработка афинского ремесленника . На усиление роли бедных граждан во властных институтах были направлены политические преобразования братьев Т. и Г. Гракхов.

Свободный гражданин античного мира обязан был заниматься делами государства, общественной работой, войной, религиозными праздниками, играми, гимнастическими упражнениями. Понятно, что такое активное служение государству не оставляло времени на другие занятия. К тому же физический труд считался унизительным для свободного человека. Трудиться физически пришлось несвободным, т.е. рабам. Рабство стало неотъемлемой частью социального бытия античного мира. В Греции после отмены долгового рабства рабов начали приобретать в соседних царствах. Варвары (иноземцы) порабощались в ходе успешных войн греков. Греко-персидские войны ускорили переход к системе классического рабовладения.

Прирост дешевой рабочей силы в Риме также обеспечивали войны. Другими источниками рабства служили долговая кабала в провинциях и морское пиратство. Наступила эра классического рабства. Рабы находились в полном распоряжении владельца и приравнивались к вещи

или животному, которого можно было безнаказанно убить. Рабы составили самый многочисленный слой античного общества. Ученые расходятся в определении численности рабов. В любом случае в Афинах и Риме количество рабов в некоторые периоды было не меньше числа свободных жителей .

Античные философы много рассуждали о доблестях и способностях человеческой души, но эти умозаключения касались только свободных людей. Раб либо не признавался человеком, либо относился к людской породе низшего рода. Раб, лишенный имущества и прав, превратился в основную производительную силу общества. На протяжении многовекового существования институт рабства эволюционировал. По мере того, как войны теряли потенциал рентабельности и переставали поставлять требующееся количество рабов, отношение к ним начало меняться. Уменьшение численности повышало цену рабочей силы. Удорожание рабского труда потребовало от помещика расчетов оптимального количества рабов, более рационального и бережного отношения к использованию подневольной рабочей силы. Подобные советы можно было почерпнуть в агрономической энциклопедии Колумеллы и трудах Катона . Отпущенные на волю рабы (вольноотпущенники) встречались уже в Афинах. Такой раб уплачивал владельцу взнос («апофор») и самостоятельно занимался ремеслом, торговлей или финансовой деятельностью. При этом вольноотпущенник не мог стать гражданином, поэтому он сам и его семья, имущество оставались собственностью рабовладельца, не имевшей юридической защиты. Тем не менее появление рабов на апофоре было свидетельством наметившегося кризиса рабовладельческого общества.

В Риме периода империи отношения рабов и господ регламентировались законодательно, а отпущенные на свободу рабы уже получали ограниченные гражданские права. Этот процесс нельзя назвать системным. Он скорее зависел от воли и предпочтений владельца. Рост цен и несоответствие спроса и предложения на рабский труд заставили господ заниматься внутренним воспроизводством рабочей силы, превращая раба, по сути, в крепостного (колона). Рабам выделяли имущество (пекулий) в виде земли

или мастерской, разрешали создавать подобие семьи и заводить потомство. Античность не покончила с рабством, но законодательная защита раба стала несомненным прогрессом в эволюции социальных отношений.

Экономика Древней Греции и Рима

Ведущей хозяйственной отраслью большинства населения Греции и Рима было земледелие. Мягкий климат и плодородные почвы позволяли культивировать разнообразные злаковые и овощные культуры, отдавая предпочтение виноградарству, садоводству и оливководству. Горные склоны и долины, богатые кормовыми травами, позволяли развивать животноводство и птицеводство. Крестьянская жизнь и организация сельского хозяйства архаической Греции нашли отражение в поэме Гесиода «Труды и дни». В этой же книге описан процесс социального расслоения земледельческой общины и полиса в целом. Собственность постепенно разделилась на коллективную (государственную) и частную. Правом владеть землей и совершением операций купли-продажи в Греции обладали только граждане. В сельском хозяйстве преобладал свободный труд крестьян и сохранялся его натуральный характер. В крестьянском хозяйстве мог использоваться труд одного-двух рабов. Правда, разбогатевшие греки предпочитали вкладывать деньги в покупку земли, спекулировать ею или создавать крупные хозяйства с более широким использованием рабского труда, но такие хозяйства составляли исключение.

Патриархальное земледелие Древнего Рима было малодоходным. Превратить сельское хозяйство в прибыльную отрасль помогла новая экономическая стратегия и тактика, которая состояла в добывании необходимых ресурсов - дешевой рабочей силы и денег. Три тяжелые, но результативные Пунических войны (264-461 гг. до н.э.) с Карфагеном обеспечили Риму обширные владения в Европе и Африке, рабов, 500 кораблей и 3 200 талантов серебра (84 т) . В отличие от Греции сельское хозяйство Рима основывалось на широком применении рабского труда. Во II-I в. до н.э. аграрная отрасль переживала подъем. Во II в. до н.э., в I в. н.э. начали выходить первые сельскохозяйственные книги агрономов Катона, Варрона, Колумеллы.

Земельная собственность была представлена двумя видами поместий: виллами (хозяйство средних размеров) и латифундиями (обширные имения).

В период экономического подъема структурообразующим поместьем выступала вилла площадью в 200-250 югеров, т.е. 50-62,5 га (югер составлял 0,25 га). Такой размер был самым оптимальным для хозяйства, основанного на рабском труде и ориентированного на рынок. Поместья делились на многоотраслевые и моноотраслевые со специализацией на определенной продукции, наиболее доходной в данном регионе. Рентабельность хозяйства поддерживалась с помощью достижений современной агрокультуры: применением новой техники, сменой зерновых и бобовых культур, травосеянием, применением трехполья и разумной организацией труда рабов. Рациональное использование рабочей силы состояло в умении заставить эффективно трудиться подневольных работников в условиях внеэкономического принуждения при отсутствии мотивации. Это достигалось сочетанием высокого уровня эксплуатации на основе строгого контроля с созданием сносных условий питания, отдыха и поощрения за хорошую работу. Вилла объединяла труд людей различных зависимых категорий и в этом отношении представляла собой срез римского общества на микроуровне.

Вступление Рима в эпоху нерентабельных войн и стратегической обороны затрудняло процесс обновления рабочей силы, на чем основывался главный показатель прибыльности виллы-поместья. Снижение экономического потенциала развития виллы привело к росту роли и распространению обширных поместий - латифундий. Подобная форма хозяйств получила распространение в провинциях в I в. до н.э. - I в. н.э. Однако обширные рабские земледельческие хозяйства не отличались высокой производительностью и доходностью. Многие латифундисты меняли специализацию и переходили на занятие скотоводством либо превращались в арендаторов земли. Пахотную землю делили на мелкие участки и сдавали в прекарное владение (мелкая аренда) колонам.

В колонов обращались рабы, крестьяне, вольноотпущенники, городские плебеи, пленные варвары. Арендная плата выплачивалась

натурой из доли урожая или деньгами. Император Константин законодательно прикрепил колонов к земле, что способствовало становлению института патроната - переходу под покровительство магнатов. Разорившиеся свободные мелкие собственники города и деревни также переходили на положение арендаторов, батраков и наемников крупных хозяйств. Развитие колоната обеспечило переход античного общества к новой модели производства.

Недра территорий Древней Греции и Рима были богаты полезными ископаемыми от разнообразных видов металла до глины, мрамора и строительного камня. Такое обстоятельство давало возможность населению заниматься ремеслом как самостоятельным видом занятия. Ремесленники составляли значительную часть городского населения. В Римской империи ремесленные мастерские существовали в некоторых латифундиях. В греческих мастерских - эрга-стериях наблюдалось сочетание использования труда свободных и рабов, хотя рабский труд превалировал в рудниках и каменоломнях. В ремесленных мастерских Рима преобладали свободные труженики. В Греции были распространены небольшие мастерские, а в Риме уже нередко встречались крупные мастерские с сотней и более работников. Ремесло в античности достигло высокого уровня развития и дифференциации. Самыми распространенными видами ремесла было производство разнообразных тканей, обработка металла и изготовление оружия, орудий труда, ювелирных изделий. Наиболее развитой отраслью длительное время оставалось производство керамических изделий - посуды, тары, водопроводных труб, строительных материалов и архитектурных деталей. Из дешевой глины изготавливали бытовую утварь: большие бочки (пифос), бочонки с двумя ручками (амфора), кувшины (ойнохоя), черпаки (киаф), смесители (кратер), чаши без ручки (фиал), чаши с ручкой (скиф), кубки (канфар, ритон), блюдца (килик), флаконы (лекиф). Особой славой пользовались черно- и краснофигурные глиняные вазы. Все предметы расписывались художниками. Темами росписей служили мифологические сюжеты, сцены из комедий, шествия и праздники. Вместе с фигурами на предметы помещали имена и целые реплики.

До наших дней сохранилась слава античных строителей и созданных ими сооружений. В источниках упоминаются такие институциональные формы, как ремесленные коллегии и их союзы, которые создавались с целью защиты интересов мастеров. Покровительницей ремесла в Риме считалась богиня Минерва.

Развитые земледелие и ремесло стимулировали внутреннюю торговлю Греции и Рима. Сеть удобных каменных и плиточных дорог в Риме облегчала не только передвижение войск, но и налаживание обмена. Пересеченный рельеф местности способствовал развитию водных путей наряду с сухопутными. Город и деревня обменивались продуктами и ремесленными изделиями. На городских рынках торговали товарами повседневного спроса, предметами роскоши и рабами. Купцы, подобно ремесленникам, создавали объединения - фиасы в Греции, коллегии - в Риме, располагавшие транспортными и денежными средствами, сетью торговых агентов, поддерживавших коммерсантов ссудами и информацией.

Узость внутреннего рынка и растущие потребности населения привели к интенсификации внешнеторговых связей. Греки и римляне были хорошими мореплавателями и совершали многодневные плавания к берегам Африки и Черного моря. Их торговый флот состоял из весельных и парусных судов. С привозимого товара купцы платили 2%-ную пошлину, которая давала солидный доход торговым городам и портам. Доходность внешней торговле обеспечивала разница в цене на один и тот же товар в разных странах. Наибольший оборот купцам давала торговля оптом. Государство старалось следить за торговыми операциями, разрабатывая правила торговли, вводя единую систему мер и весов, ведя борьбу со спекуляцией. Главным объектом контроля в Греции были поставки хлеба, ввозимого из колоний. Предметами экспорта служили оливковое масло, виноградное вино, гончарные изделия, текстиль, шерстяная одежда. В восточном Средиземноморье особенно ценилась греческая керамика. Тому есть объяснение: во-первых, было удобно перевозить и держать в глиняной таре масло и вино; во-вторых, доступная цена для широких масс населения; в-третьих,

высокое художественное качество ширпотреба давало владельцу возможность приобщиться к искусству, настоящие произведения которого были дороги . Сами римляне предпочитали использовать самосскую керамику, так как глиняная посуда дольше сохраняет пищу теплой, а на слишком большое количество серебряной и золотой столовой посуды правительство периодически вводило запрет. Ввозили шелк, хлопок, специи, слоновую кость, жемчуг, янтарь.

Главными центрами работорговли в Эгейском море были острова Родос и Делос. Конституция Родосской республики защищала права как местных жителей, так и иноземных торговцев. Это обстоятельство привлекало инвестиции, шедшие на оборудование трех современных портов, строительство и содержание флота. Политические интриги в пику Риму стоили Родосу экономического процветания. Рим объявил Делос - конкурента Родоса зоной порто-франко. Беспошлинный ввоз и вывоз привлекал на остров торговцев со всего мира. Ежедневно на острове продавалось до 10 тыс. рабов по цене от 4 до 500 денариев .

Черты товарного натуральному хозяйству придало развитие денежного обращения. Появившиеся в Лидии первые монеты получили широкое распространение благодаря городам греческих колоний. Дошли они и до материковой Греции. Позже всего монетное обращение получило распространение в Спарте, которая продолжала использовать в качестве денег железные прутья. Каждый греческий полис чеканил свою монету. Возвышение Афин способствовало широкому распространению серебряных монет этого полиса. В комедии Аристофана «Птицы» афинские монеты называются «совами», так как на реверсе изображалась голова совы, символ Лаврионских (Лаврийских) серебряных рудников . Греческая пословица «Не носи сов в Афины» означала, что там и так много денег. За 3 столетия греки извлекли 100 млн т горной породы, добыли 2 млн т свинца и 8,5 тыс. т серебра .

Главная денежная единица Греции - драхма (горсть - 27 г) - делилась на 6 оболов (прут - 4,4 г). Более мелкие фракции (халки, лепты), чеканившиеся из бронзы и меди, использовались

в розничной торговле. 2 драхмы составляли греческий статер (весы), чеканившийся из электра, смеси серебра и золота. Пока денег было мало, их покупательная способность была высокой. За драхму можно было купить барана. Бык стоил 5 драхм. Через 150 лет цена барана достигла 10, а быка - 50 драхм. Деньги дешевели, а товары дорожали, поэтому начали чеканить тетрадрахмы - монеты достоинством в 4 драхмы .

Наряду с монетами имелись весовые денежные единицы - талант и мина, дошедшие из Вавилона и обслуживающие крупные денежные сделки. При реформаторе Салоне вес таланта снизился с 33 до 26 кг серебра, что повысило имущественный статус афинских граждан. Талант содержал 60 мин и 6 000 драхм .

В Риме первые монеты изготавливали методом литья из меди. Под влиянием Греции с конца III в. до н.э. Рим перешел к чеканке монет из серебра. К основным римским монетам относились бронзовый асс, медный дупондий, равный 2 ассам, медный и серебряный сестерций, серебряный денарий, равный 4 сестерциям и использующийся как счетная денежная единица. В начале II в. до н.э. римские серебряные монеты начали главенствовать в Средиземноморье. При Цезаре на монете стали помещать профиль правителя. Многочисленные войны обеспечили Риму приток золота из покоренных стран, что укрепило благосостояние вечного города. На смену золотым слиткам пришла золотая монета - ауреус, которая выпускалась редко и использовалась как награда. Мелкая торговля обеспечивалась медными деньгами. Финансовый кризис в III в. заставил власть прибегать к «порчи» денег, т.е. выпуску монет с меньшим содержанием золота и серебра при сохранении старого номинала. При императоре Константине I Великом экономическое положение Рима и денежное обращение упрочилось. В 309 г. выпустили новую золотую монету - солид и его фракции, повысили пробу серебряной чеканки. В обращении появилась серебряная монета ме-лиарисий (тысячный). Новая монета была тяжелой (5,5 г) и легкой (4,5 г). В 312 г. появилась силиква, составлявшая половину милиарисия и ставшая основной серебряной монетой позднего Рима .

Разнообразие монет способствовало развитию меняльного дела. Менялы, называемые в Греции трапезитами по наименованию рабочего стола, а в Риме нуммуляриями, следили за денежным курсом, проверяли достоинство монет и проводили их обмен. Менялы занимались ростовщичеством, ссужая деньги под проценты.

Значительные денежные суммы нуждались в сохранности. Самым надежным местом для сбережения денег служили храмы. Деятельность менял положила начало появлению частных банков в Греции. Крестьяне пользовались более дешевым государственным кредитом. В Риме банки также выросли из меняльных контор. Банкиры (аргентарии) формировались из сословия всадников. В специальных погребальных коллегиях римляне сберегали деньги на похороны. Покойнику в рот клали монетку для уплаты Хи-рону - перевозчику умерших душ в подземное царство .

Финансовая сфера не считалась престижной, поэтому ею в Греции занимались рабы и чужестранцы-метеки. Рабы со временем получали свободу, а метеки - гражданство. В Риме банкиры могли стать влиятельными людьми, но это не прибавляло им уважения, как следует из речей Цицерона.

О финансовых операциях в Греции мы судим по косвенным данным. Из речей афинских ораторов можно узнать о составлении договора при открытии вклада в банке, о стоимости залога и величине ссудного процента. Обычный кредитный процент доходил до 12%. «Морские проценты», учитывавшие страховые риски потери капитала при занятии морской торговлей, поднимались до 20-30%. Доход банка составлял в среднем от 20 до 40% основного капитала. Ссудный процент в Риме в разные времена составлял 6, 12, 24, 48 и 60% . Кредитор мог посадить должника только в частную тюрьму.

Материалы судебных процессов позволяют получить представление о прохождении процедуры банкротства. В Риме принудительное понижение властями процентной ставки приводило к потере залогов и банкротству. В Восточной Римской империи банковская сфера полностью попала под контроль государства. Объединенные в коллегии банкиры за небольшие субсидии

от государства вынуждены были совершать обменные операции по принудительному курсу.

Развитие учетной и финансовой мысли

Первые учетные документы появились в эгейскую и крито-микенскую эпохи. Греция классического периода перешла на алфавитное письмо с буквенным обозначением чисел. Совершать подсчеты облегчала десятичная система счисления и использование счетного инструмента - абака. Обучение счетоводов проходило наглядно в ходе практической деятельности. Становление традиций и стиля учета материальных ценностей и рабов пришлось на IV в. до н.э., от которого дошли инвентарные описи . Материальный учет дополнялся текущим учетом, составленным в хронологической последовательности без систематизации. Рекапитуляция - разноска записей по признакам привела к появлению счета. Синтез инвен-тарей и учета расчетов дал бухгалтерский счет.

Существенное влияние на развитие учета оказало денежное обращение. Разнообразные монеты превратились в отдельный объект учета. Их группировали по металлу и весу, затем - по виду и символике, позднее - по покупательной стоимости. По мере расширения рыночных начал в экономике счета начали отражать проведенные операции в стоимостном выражении через денежные расчеты. С этого момента весь инвентарь измерялся в денежном выражении.

С появлением государственных и частных банков учет распространился и на совершение банковских операций. Расчетные книги частных банкиров описываемого времени не дошли до наших дней. Об их содержании современные исследователи могут судить по косвенным данным. Активно шел процесс разработки терминологии. Использовались такие понятия, как «вклад», «вкладчик», «получатель». В обиход вошли документы-таблицы, практиковался перенос средств со счетов. Пока не существовало общего вида документа и единых учетных регистров, но имелись таблицы с указанием внесенных денежных сумм и сроками платежей по возврату долга. Входили в практику ревизорские проверки.

До настоящего времени дошли документы об уплате государственных займов и инвентари

учета храмовых сокровищ. За растрату должностные лица подвергались суду, конфискации имущества и возмещению причиненного ущерба в 10-кратном размере. Строгость наказания не останавливала от составления недостоверной отчетности и подкупа ответственных чиновников. Чтобы не наносить ущерб казне неправомерными действиями исполнителей, материально ответственными лицами назначались люди, владевшие собственностью, способные внести залог и представить поручителей. Обнаруженная недостача покрывалась из их имуще -ства. Счета текущего учета составлялись либо в хронологическом порядке, либо по признакам. Существовали точные сроки представления отчетов. Проверка отчетной документации в Афинах проводилась гласно выборными контролерами, а в Спарте - методом сверки .

В эллинистический период древнегреческая бухгалтерия достигла пика развития на основе применения более разнообразных учетных методов. Обнаруженные в 1915 г. папирусные тексты Тебтюниса и архив Зенона (III в. до н.э.) дают достаточно полное представление о бухгалтерии эллинизма. Описи и инвентари содержат мельчайшие подробности о земельной собственности, урожае, труде работников. Банки регистрировали свою деятельность в специальных книгах, в которых обороты банка и операции по приему и выдаче вкладов фиксировались отдельно. По-новому выглядят текущие счета, практикуются безналичные и клиринговые расчеты.

Древний Рим активно заимствовал достижения предшественников, но придавал им больший рационализм. В основе римского учета лежали имущественные различия и широкое распространение кредитных отношений. Проблема задолженности платежей решалась с помощью законодательства. Территориальная обширность требовала налаженного учета в центре и в провинциях. Счета периода империи многие исследователи классифицируют как первые государственные балансы . Любые словесные заявления требовали документального подтверждения в соответствии с принципом «ничего со слов».

Сбор податей составлял главную доходную статью бюджета. Подати собирались натурой

и/или деньгами, что отражали счета, составленные с применением натуральных величин или стоимостных единиц. Бесплатные выдачи фиксировали отдельные учетные списки, проверяемые методом сверки. Расходные статьи бюджета составлялись с особой тщательностью. Обширная империя содержала многочисленную армию. Военное хозяйство требовало налаженного учета и строгой отчетности. Не пригодные к воинской службе юноши исполняли военную повинность, занимаясь счетоводством. Они вели учет воинских рационов и денежных подарков. Часть солдатских денег задерживалась в сберегательной кассе легиона, которую хранил знаменосец. Общевойсковые кассы позволяли поощрять солдат, удерживать их от неразумных трат, снижать дезертирство и экономить деньги, так как при гибели солдата деньги с его лицевого счета шли легиону или администраторам .

За государственные средства несли ответственность казначеи (квесторы), министр финансов и наблюдатель за финансами - куратор. Совершенные злоупотребления расследовала специальная канцелярия. Переход от республики к империи привел к созданию мощного бюрократического аппарата. Ключевую роль в нем выполнял финансовый департамент, в котором трудились счетоводы, писцы, кассиры. Квалифицированных чиновников готовили в специально созданных школах, а бухгалтерию нередко преподавали в обычных школах. Бухгалтеры состояли на государственной службе, получали жалование от 100 до 600 сестерциев и чины, что повышало престиж этой профессии .

Римские бухгалтеры впервые создали профессиональную корпорацию - декурии и начали практиковать ведение лицевых счетов клиентов, собранных в книгу. В них отмечались все финансовые операции, обороты и остатки, по которым выводилось сальдо. Учетные книги римских банков подводят к выводу о зарождении латинской двойной бухгалтерии, близкой к современной форме.

Прикладная экономика развивала теоретическую мысль, которая достигла заметных высот в науке о домашнем (частном) хозяйстве Древней Греции. Философ и историк, ученик Сократа

Ксенофонт (430-356 гг. до н.э.) заложил начала макро- и микроэкономики. В научном трактате «О доходах» мыслитель дал рекомендации по наполнению афинской казны. По мнению Ксе-нофонта, для успешного экономического развития полиса необходимы определенные условия, к которым он относил отсутствие войны, рациональное использование пашни, земных недр и всех природных богатств, установление экономических связей с другими государствами. Увеличивать доходы следует, привлекая в город богатых людей, наделяя гражданскими правами чужестранцев, внедряя правильную систему взимания налогов, развивая арендные отношения. Большие надежды в возрастании доходов Ксенофонт возлагал на повышение эффективности эксплуатации рабов, прежде всего в рудниках. Он даже привел расчеты количества рабов в Афинах, необходимого для успешного экономического развития полиса . В труде «Ойкономия» («Домострой» от слов «ойкос» - домохозяйство и «номия» - закон) философ давал рекомендации по управлению домашним хозяйством. Автор считал необходимым для рабовладельческого хозяйства развитие торговли и денежного обращения, но понятия стоимости и денег у него получили специфическую трактовку. В бухгалтерских счетах Ксенофонт рекомендовал группировать однородные предметы при осмотре ценностей.

Современник Ксенофонта философ Платон (427-347 гг. до н.э.) в своих сочинениях «Государство», «Законы» и «Диалоги», рассматривая вопросы общественного устройства на основе справедливости, большое внимание уделял хозяйственному развитию государства. Он рекомендовал видеть центр жизни в деревне, а не городе, больше развивать земледелие, а не промышленность и сохранять натуральный характер хозяйства, вводя государственные ограничения на экспорт товаров, частное владение драгоценными металлами, выдачу кредитов и выезд за границу.

Финансовые проблемы в научных трудах рассматривал выдающийся и многогранный философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Касаясь проблем стоимости и денежного обращения в сочинении «Никомахова этика», он создал целое учение об экономии. В трактате «Риторика»

мыслитель рассмотрел вопросы формирования и расходов бюджетных средств и четыре типа хозяйств от государственных до частных. Подобно Платону, Аристотель идеализировал натуральное хозяйство, видя в товарном производстве угрозу традиционным устоям рабовладельческого производства. Знаменитый философ писал и об учете. В труде «Политика» Аристотель разграничивал учетные и контрольные функции. Ученый понимал ревизию как часть контроля, в котором ревизор независим от бухгалтера.

От эпохи Древнего Рима не осталось ярких и заметных научных сочинений, затрагивающих вопросы экономики и финансов. Рим был силен своей государственной и законотворческой деятельностью, в которых и воплотились основные финансово-экономические стороны жизни. Главным стержнем древнеримской экономики стала податная система, зародившаяся в царский период и развивающаяся во времена республики. Венцом ее формирования стала «Теория податей» Римской империи, наиболее полную и разностороннюю разработку получившая в работах Плиния Младшего. Именно научно проработанная податная система стала на многие века фундаментом проведения ключевых реформ в области земельно-производственных и финансовых структур римского общества.

Важным звеном в развитии финансовой мысли стали разработки принципов управления частными поместьями в результате проведения земельного межевания. Трактаты трех авторов (Катон, Сазерн, Варрон) сформировали теорию и обобщенную практику коммерческой и учетной деятельности в поместьях. Авторы не ввели универсального учетно-планового объекта, а каждый из них предлагал свой измеритель, к которому относилась либо рабочая сила, либо временные затраты или урожайность.

Кризис рабовладельческого способа производства, в который античная цивилизация вступила в III в., сделал первостепенной проблему колоната. Императоры Рима признали эту форму более перспективной, чем рабство. Переход к колонату обогатил финансово-экономическую мысль многими новыми терминами, типичными для феодального способа производства.

Итак, Греция и Рим с древнейших времен были тесно связаны между собой. Наибольшее сходство наблюдалось между языком, одеждой, домом и очагом, началами общественной жизни и учреждениями, особенно на раннем этапе развития. В силу этого обстоятельства все греческие наработки и достижения достаточно легко перенимались римлянами и прививались на их жизненные условия. Тесное взаимодействие двух народов и породило известную всему миру классическую греко-римскую цивилизацию, демонстрирующую две стороны одного процесса. Развивая разные стороны национальных характеров и играя различные роли в Средиземноморском бассейне, они дополняли друг друга. При этом эллинизм заметнее влиял на Восток, а романизация успешнее проходила на Западе. Древние греки внесли заметный вклад в теорию учетной мысли, наполнив ее анализом и синтезом, и в практику, создав новые варианты счетов. Частная инициатива и римское право оказали еще более мощное влияние на развитие бухгалтерии. Книги банковских счетов, разработанная терминология стали провозвестниками средневековых достижений создания стройной системы счетов и двойной записи.

Полисная государственная структура не способствовала объединению Эллады. К покоренным варварам - жителям других государств эллины относились жестоко и видели в них своих рабов. Разъединенная Эллада была захвачена Македонией. Положительным последствием этой акции стало успешное распространение эллинизма на страны Востока. В 146 г. до н.э. Греция окончательно потеряла независимость и превратилась в римскую провинцию. Республиканский Рим разорил Македонию, из которой вывез 250 телег статуй и картин, 750 и 77 бочек серебряной и золотой монеты, оружие, 120 жертвенных быков с позолоченными рогами и 300 золотых венков . Колоссальная добыча позволила Риму не собирать налоги с римских граждан. Однако греки по отношению к своим победителям-римлянам также выступили в роли цивилизаторов. Лишь в имперский период римские владыки начали распространять права граждан на свободное население провинций.

Пройдя ряд стадий в экономическом и политическом развитии, эволюционировав от

республики к империи, античный мир пал, вступив в полосу общего кризиса всех сфер жизни. Можно обозначить немало причин краха античного мира. Остановимся, по нашему мнению, на главных. Несомненно, это близость варварских племен и великое переселение народов, принесшее грандиозное передвижение азиатских кочевников. Не менее важно отметить тот факт, что античная цивилизация продолжала оставаться достижением меньшинства. Образованное меньшинство поддерживало прогресс и развитие цивилизации, но само основывалось на труде масс, косневших в невежестве. Широкое

использование рабского труда развращало свободных граждан, приучало его к праздности и гедонизму, а интеллигенцию лишало духовного лидерства. Наконец, распространение колоната, шедшего на смену рабского труда, подорвало экономические основы античной цивилизации и обеспечило переход к новой общественно-экономической формации - феодализму. Поздне-античный кризис был не просто системным, наступившим вследствие неправильных действий управлявшей верхушки, но и общецивили-зационным, приведшим к краху всей античной цивилизации.

Литература

1. Зубец А.Н. Истоки и история экономического роста. М.: Экономика, 2014. 463 с.

2. КареевН.И. Введение в курс истории Древнего мира. М.: Ленанд, 2016. 106 с.

3. История Древней Греции. М.: Высшая школа, 1972. 424 с.

4. ЧернякВ.З. История предпринимательства. М.: Юнити-Дана, 2010. 607 с.

5. История Древнего Рима. М.: Высшая школа, 1981. 336 с.

6. Муравьева Л.А. Роль институциональных факторов в развитии экономики и финансов Древнего Рима // Экономическая история: взгляд из XXI века. М.: Инфра-М, 2015. С. 226-244.

7. Панина Е.В. Взлеты и падения. Избранные главы экономической истории. М.: Российская газета, 2011. 623 с.

8. Аристофан. Комедии. Т. 2. М.: Искусство, 1983. 520 с.

9. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М.: Новое литературное обозрение, 2013. 416 с.

10. РомановскийВ.Б. С метром по векам. Л.: Детская литература, 1985. 142 с.

11. Муравьева Л.А. Милиарисий // Монеты и банкноты от античности до наших дней: происхождение и эволюция. М.: Инфра-М, 2014. С. 111-114.

12. Матышак Ф. Древний Рим за пять денариев в день. М.: Вече, 2014. 192 с.

13. Малькова Т.Н. Древняя бухгалтерия: какой она была? М.: Финансы и статистика, 1995. 304 с.

14. Соколов Я.В., Соколов В.Я. История бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 2003. 272 с.

15. СоколовЯ.В. Бухгалтерский учет - веселая наука. М.: ООО «1С-Паблишинг», 2011. 638 с.

16. Яруллин Р.Р. История финансовой мысли. Ч. 1. Формирование финансовой мысли древнего мира. М.: Финансы и статистика, 2014. 148 с.

1. Zubets A.N. Istoki i istoriia ekonomicheskogo rosta . Moscow, Ekonomika - Economics, 2014, 463 p. (in Russ.).

2. KareevN.I. Vvedenie v kurs istorii Drevnego mira . Moscow, Lenand - Lenand, 2016, 106 p. (in Russ.).

3. Istoriia Drevnei Gretsii . Moscow, Vysshaia shkola - Higher school, 1972, 424 p. (in Russ.).

4. Cherniak V.Z. Istoriia predprinimatel"stva. . Moscow, Iuniti-Dana - Unity-Dana, 2010, 607 p. (in Russ.).

5. Istoriia Drevnego Rima . Moscow, Vysshaia shkola - Higher school, 1981, 336 p. (in Russ.).

6. Murav"eva L.A. Rol" institutsional"nykh faktorov v razvitii ekonomiki i finansov Drevnego Rima . Ekonomicheskaia istoriia: vzgliad iz XXI veka - Economic history: the view from the XXI century. Moscow, Infra-M - INFRA-M, 2015, pp. 226-244 (in Russ.).

7. Panina E.V. Vzlety i padeniia. Izbrannye glavy ekonomicheskoi istorii . Moscow, Rossiiskaia gazeta - Russian Gazette, 2011, 623 p. (in Russ.).

8. Aristofan. Komedii. T. 2 . Moscow, Iskusstvo - Art, 1983, 520 p. (in Russ.).

9. Gasparov M.L. Zanimatel"naia Gretsiia . Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie - New literary review, 2013, 416 p. (in Russ.).

10. Romanovskii V.B. S metrom po vekam . Leningrad, Detskaia literatura - Literature for children, 1985, 142 p. (in Russ.).

11. Murav"eva L.A. Miliarisii . Monety i banknoty ot antichnosti do nashikh dnei: proiskhozhdenie i evoliutsiia - Coins and banknotes from antiquity up to now: origins and evolution. Moscow, Infra-M - Infra-M, 2014, pp. 111-114 (in Russ.).

12. MatyshakF. Drevnii Rim za piat" denariev v den" . Moscow, Veche - Veche, 2014, 192 p. (in Russ.).

13. Mal"kova T.N. Drevniaia bukhgalteriia: kakoi ona byla? . Moscow, Finansy i statistika - Finance and statistics, 1995, 304 p. (in Russ.).

14. Sokolov Ia.V., Sokolov V.Ia. Istoriia bukhgalterskogo ucheta . Moscow, Finansy i statistika - Finance and statistics, 2003, 272 p. (in Russ.).

15. Sokolov Ia.V. Bukhgalterskii uchet - veselaia nauka . Moscow, OOO «1S-Pablishing» - JSC 1C-Publishing, 2011, 638 p. (in Russ.).

16. Iarullin R.R. Istoriia finansovoi mysli. Ch. 1. Formirovanie finansovoi mysli drevnego mira . Moscow, Finansy i statistika - Finance and statistics, 2014, 148 p. (in Russ.).

Древняя Греция дала миру замечательную плеяду ученых во многих областях науки - математике и геометрии, астрономии и механике, истории и философии. Именно у величайших древнегреческих философов мы находим первые в истории науки элементы теоретического анализа экономических отношений. Однако все, что можно выделить в их трудах как имеющее отношение к экономическим исследованиям, составляет лишь небольшую, «крайне незначительную», как подчеркивает Й. Шумпетер, часть научного наследия, оставленного нам древними греками.

Прежде всего необходимо сказать, что само слово «экономика» пришло к нам из Древней Греции. «Экономия» происходит от древнегреческого oikonomia (oikos - дом, nomos - правило, закон). В буквальном переводе oikonomia означает «искусство управлять домом», или «домоводство». Так называется сочинение греческого философа Ксенофонта (ок. 444-355 г. до н.э.). В русском переводе эта работа получила название «Домострой». В ней Ксенофонт рассматривает разумные правила ведения домашнего хозяйства. Такой смысл в слова «экономия» и «экономика» вкладывали и другие древнегреческие философы, таким он оставался на протяжении длительного периода времени вплоть до XVI-XVII вв., начала становления капиталистической экономической системы и превращения рыночных отношений в господствующие. Следует, конечно, помнить, что само понятие домашнее хозяйство в те времена включало в себя гораздо более широкое содержание, чем сегодня. Домашнее хозяйство в Древней Греции представляло собой, как правило, крупное натуральное хозяйство, где трудилось много рабов и производилось почти все, что нужно для жизни.

Чтобы правильно понять круг рассматриваемых греческими философами экономических вопросов, необходимо кратко охарактеризовать, что собой представляла греческая экономика в V-IV вв. до н.э., т.е. определить собственно предмет анализа и проблемы, волновавшие греков.

В отличие от стран Древнего Востока рабство являлось основой экономики Древней Греции, труд рабов был решающим как в ремесленном, так и в сельскохозяйственном производстве. Рабы составляли около трети всего населения. Наибольшее количество рабов давали захватнические войны, хотя со временем в рабство стали попадать и греки. Основой античной системы хозяйства были рабовладельческие общины, главным образом в виде городов-полисов, представлявших собой отдельные государства. Полисы создавались на базе античной формы собственности, выступавшей в виде сочетания частной и общинной (позже государственной) собственности. Рост производства и региональная специализация стимулировали развитие торговли. Греция была важнейшим центром мировой торговли.

Можно выделить несколько ключевых экономических проблем, ставших предметом исследования древнегреческих философов: отношение к рабству и его моральное оправдание, пути повышения эффективности рабовладельческого хозяйства, соотношение натурального и товарного хозяйства, справедливость обмена и установление цены, роль денег в экономике.

Экономические проблемы Древней Греции периода кризиса рабовладельческого строя нашли свое отражение в трудах выдающегося философа Платона (427-348 г. до н.э.). Его отношение к существующему политическому и экономическому устройству общества, а следовательно, и его система социально-экономических взглядов отчетливо проявляются в проекте «идеального государства», изложенном в работах «Государство» и «Законы».

Рабовладельческий характер «идеального государства» не ставится Платоном под сомнение, но рабство должно быть уделом других народов. Он осуждает тех, кто владел рабами греческого происхождения. Свободное население Платон разделяет на три сословия: философы, которые управляют государством, воины и работники (демос) - земледельцы, ремесленники и купцы. Все общественное устройство базируется на строгом разделении труда, которое обеспечивает экономическую эффективность: земледелец не может заниматься ремеслом, а ремесленник может заниматься только одним видом ремесла.

Основой экономики должно быть натуральное хозяйство в рамках рабовладельческой общины, и Платон предлагал запретить ввоз товаров, в которых нет потребности, и вывоз необходимых стране материальных благ. К торговле и ростовщичеству Платон относился отрицательно, поскольку обогащение извращает нравы, и предлагал сделать посредническую торговлю делом лишь иностранцев. Чтобы противоречия между богатыми и бедными не ставили под угрозу устои «идеального государства», два высших сословия - философы и воины - не могли иметь частной собственности и даже прикасаться к золоту и серебру, а земля между земледельцами должна была распределяться равномерно.

Таким образом, с точки зрения экономического содержания «идеальное государство» Платона представляет собой жестко регламентируемое государством натуральное хозяйство. Фактически это был проект сохранения и защиты греческого полиса как рабовладельческой общины в условиях, когда эта экономическая система вступила в период кризиса.

Новое на сайте

>

Самое популярное