Домой Проценты по кредитам Электронная сдача отчетности – плюсы и минусы. Свой бизнес: налоговое консультирование

Электронная сдача отчетности – плюсы и минусы. Свой бизнес: налоговое консультирование

В данной статье мы рассмотрим вопросы сдачи отчетности предпринимателями и юридическими лицами через интернет. Кому это выгодно, а кому не очень.

Понятие электронной сдачи

Сдача отчетности через интернет - это возможность отправлять любые декларации и взаимодействовать с контролирующими органами через сеть интернет. Просто так имея выход в мировую паутину Вы конечно же не сможете это сделать. Для этого нужно, чтобы были выполнены следующие условия:

  • Наличие электронной цифровой подписи;
  • Подключение к одной из систем сдачи отчетности.

ЭЦП для чего нужна и как получить

Выдавать ЭЦП могут специальные удостоверяющие центры, которые имеют лицензию на данный вид деятельности. Чтобы получить ЭЦП нужно предъявить паспорт предпринимателя, СНИЛС, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и заявление на выдачу подписи. Для юридических лиц кроме учредительных документов и паспорта директора с его СНИЛС нужно оформить доверенность на выдачу ЭЦП на сотрудника, который будет получать ее в удостоверяющем центре. Если у предпринимателя или юридического лица есть ЭЦП, то он может подписывать ее документы, отправляемые в налоговую, и принимать документы из налогового органа.

Удостоверяющий центр и оператор электронной отчетности

В нашей стране есть большое количество удостоверяющих центром, с помощью которых можно сдавать отчетность через интернет. Самыми крупными являются такие как Тензор, Контур Экстерн, Такском и Калуга Астрал. Чтобы сдавать отчеты в электронной форме, нужно зарегистрироваться в системе и получить доступ. Данная услуга является платной и стоить может от 1500 рублей в год для каждой компании.

Разные способы электронной сдачи

Для того, чтобы сдавать декларации необходимо:

  • Или быть самому подключенным к системе сдачи и иметь цифровую подпись;
  • Или передавать отчетность другой компании, которая подключена к системе и которая сможет сдавать декларации за Вас по доверенности.

Самостоятельная сдача

Если Вы самостоятельно сдаете декларации, то нужно иметь ЭЦП и лицензию на работу в программе и сдачу отчетности. Плюсами самостоятельной сдачи являются такие:

  • В личном кабинете в системе только Ваша организация и нет больше никаких других;
  • Не нужно подавать в налоговый орган доверенность на передачу прав сдачи отчетности другому юридическому лицу;
  • Никто кроме Вас не видит Ваши сведения в отчетах;
  • Легко контролировать процесс сдачи.

Минусами можно признать более высокую стоимость по сравнению с передачей прав сдачи деклараций другой организации.

Передача отчетов третьей фирме для сдачи

Вы можете не покупать лицензию на сдачу отчетов на год у оператора электронной отчетности, а передать права сдачи другому юридическому лицу или предпринимателю для того, чтобы он сдал отчетность за Вас. Плюсы - не нужно сразу платить за год оператору СЭО (сдачи электронной отчетности), можно платить за каждый отчет. Сумма платы у разных компаний разная, она может устанавливаться по желанию фирмы. Но в среднем сдача одного отчета стоит от 150 до 500 рублей. Для того, чтобы отчеты сдал представитель, необходимо оформить доверенность на сдачу и загрузить ее в систему. Доверенность должна быть распечатана и подписана. Налогоплательщик может один раз предъявить в налоговую инспекцию доверенность, а налоговый инспектор поставит отметку на экземпляре налогоплательщика о том, что доверенность получена налоговой. Минусами является то, что Вы можете не узнать считается ли отчет сданным. Представитель отправил отчет, подтвердить он это может, а вот ответ из налоговой о том сдан ли отчет или нет может прийти на следующий день или даже через несколько дней. Поэтому есть риск того, что Вы заплатите за услугу, она оказана - отчет передан, но налоговая выявила ошибки и не приняла отчет. Тогда отчет считается не сданным и налоговая инспекция может заблокировать расчетный счет юридического лица или ИП за несдачу декларации.

ООО «Решение» передало расчет по страховым взносам за первый квартал 2018 года ООО «Питание» для дальнейшей передачи декларации в ИФНС. ООО «Питание» отчет отправило за ООО «Решение» и выдало документ о том, что отчет отправлен. Но спустя два дня пришел ответ из ИФНС о том, что отчет содержит ошибки и противоречия и не может быть принят налоговой инспекцией. ООО «Питание» не сообщило ООО «Решение» об ответе налоговой и отчет не был переделан и отправлен повторно. Спустя 10 дней после истечения срока сдачи расчета по страховым взносам налоговая инспекция заблокировала счет ООО «Решение» за несдачу отчета.

Выводы

Сдача деклараций электронно является очень удобной для всех налогоплательщиков - не нужно ездить в ИФНС, чтобы сдать отчет, получить выписку операций по счетам, заказать акты сверок с налоговой. Минусом электронной сдачи можно выделить то, что данная услуга не является бесплатной - нужно платить за пользование системой сдачи отчетности оператору СЭО.

Часто задаваемые вопросы

Вопрос: Можно ли через операторов сдавать нулевую отчетность?

Ответ: Да, через операторов можно сдавать любую отчетность.

Вопрос: Какие документы нужно просить у представителя, если сдавать отчетность по доверенности через представителя - компанию, оказывающую бухгалтерские услуги, чтобы подтвердить сдачу декларации?

Ответ: Представитель должен Вам предъявить ответ налоговой о принятии декларации, то есть в этом ответе должно содержаться следующее - Отчет принят. Не содержит ошибок и противоречий.

Вопрос: Как оформить доверенность на сдачу деклараций электронно представителем? Кто должен передать эту доверенность в инспекцию федеральной налоговой службы?

Ответ: У всех операторов сдачи электронной отчетности есть образец доверенности. Ее нужно заполнить, распечатать, подписать и поставить печать. Далее нужно отнести доверенность в налоговую инспекцию. Отнести должна компания, которая планирует сдавать декларации через представителя.

* В расчетах используются средние данные по России

В настоящее время появилась новая услуга, которая избавляет предпринимателей от необходимости заниматься отправкой налоговой и бухгалтерской отчётности в контролирующие органы. Теперь передавать всю отчётность можно посредством сети интернет, но заниматься отправкой имеет право только специализированный оператор, который получил разрешение на осуществление подобной деятельности. Такой вид бизнеса отличается сравнительной простотой, имеет немало перспектив, хотя в первое время понадобится немало средств и сил на открытие.

Начнём с того, что бизнесмену необходимо зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности. В этом бизнесе целесообразно оформить юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью, которому доступна упрощённая система налогообложения. Она предполагает перечисление в пользу государства не более 6% от доходов или 15% от операционной прибыли. Регистрация юридического лица – процесс относительно простой и недолгий, величина государственной пошлины составляет 4 тысячи рублей, а на всё оформление редко требуется больше месяца. Хотя при возникновении каких-либо трудностей всё может затянуться. Предприниматель может обратиться в специализированные компании, которые занимаются помощью при регистрации, но их услуги тоже стоят денег. С другой стороны, компания, которая занимается передачей налоговой и бухгалтерской отчётности нередко сама помогает другим предпринимателям в регистрации. Однако оформление юридического лица – только первый этап сложного пути через бюрократический аппарат. Для того, чтобы иметь возможность заниматься легальной полноценной деятельностью, нужно получить несколько лицензий. Остановимся на этом этапе несколько подробней.

Первое государственное учреждение, куда придётся обратиться – Минкомсвязи. Там необходимо получить лицензию на предоставление телематических услуг. Это необходимо непосредственно для того, чтобы иметь право передавать данные в налоговую по собственному каналу связи, ведь небезопасно передавать всю отчётность через незащищённые соединения, и законом поэтому это запрещено. Тут всё относительно просто – предпринимателю достаточно иметь необходимое оборудование и согласование с налоговой инспекцией, после чего Минкомсвязи в большинстве случаев выдаёт лицензию (о непосредственно самом оборудовании будет сказано ниже). Величина государственной пошлины за оформление составляет 7,5 тысяч рублей, проще обратиться в специальную контору, которая занимается получением лицензий – специалисты такой фирмы смогут помочь в определении списка подходящего оборудования, помогут в составлении технической документации, а их связи в контролирующих органах позволят максимально быстро получить все разрешения. Стоимость услуг такой конторы достигает 10 тысяч рублей.

Тут предприниматель сам решает, имеет ли он все возможности для того, чтобы сразу получить лицензию, потому что в случае неправильно составленной документации или иных проблем процедура регистрации может затянуться на длительный срок. Также нужно отметить, что Минкомсвязи регистрирует предприятие, выдавая ему разрешение на осуществление телематических услуг, но не проверяет их законность и используемые методы в работе. Эта обязанность лежит на Федеральной службе безопасности, куда придётся обратиться на следующем этапе.

В ФСБ нужно получить лицензии на право предоставления услуг в области шифрования информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, на право осуществления деятельности по распространению шифровальных средств, на право осуществления деятельности по техническому обслуживанию шифровальных средств. Получение этих лицензий – самая сложная задача и при этом самая затратная. Величина государственной пошлины составляет 6 тысяч рублей, но для того, чтобы лицензию получить, необходимо пройти специальную экспертизу, стоимость которой составляет 140 тысяч рублей. Величина может меняться в зависимости от региона, где проходит оформление и в зависимости от выбранного направления деятельности.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Но даже в этом случае получить лицензию самостоятельно достаточно сложно, обычно приходится обращаться в специализированные компании, которые занимаются согласованием всех документов с ФСБ, проводят подготовку предприятия, то есть решают все необходимые вопросы – и имеют связи во властных структурах, соответственно. Услуги таких компаний стоят немало – порядка полумиллиона придётся отдать дополнительно за работу. При всём при этом срок выполнения этой задачи обычно составляет несколько месяцев, в связи с чем нужно рассчитывать на то, что даже после регистрации своего предприятия необходим будет срок, в течение которого заниматься деятельностью не получится. Подводя итог, можно сказать, что при открытии потребуется порядка 700 тысяч рублей только на регистрацию и оформление. И 5-6 месяцев времени.

Вопросы регистрации решаются после того, как приобретено оборудование для работы и оборудованы рабочие места. То есть тогда, когда предприятие фактически готово к выполнению своих обязанностей. Для работы потребуется относительно простая техника – это компьютеры, которые отличаются мощностью и на которые установлено специальное программное обеспечение. Для телематики необходимо дополнительно установить антенны, специальные модули и усилитель. На этом этапе необходимо обратиться в налоговую за помощью в настройке оборудования и канала связи; своих специалистов они, конечно, не отправят, но смогут выставить требования, от которых можно будет отталкиваться. Для малого предприятия, которое только начинает свою работу и рассчитывает иметь 2 рабочих места (имеются в виду рабочие места программистов), будет достаточно 100-200 тысяч рублей для закупки и настройки техники. При этом нужно наладить работу с компанией, которая предлагает IT-аутсорсинг, потому что тогда можно будет арендовать место на сервере, получить поддержку в обслуживании и консультационные услуги.

Нанимать программистов, которые занимаются исключительно обслуживанием техники, нецелесообразно, штатные работники должны заниматься криптографией и передачей отчётности клиентов, а не чинить и настраивать компьютеры. Аутсорсинговая компания не получает доступа к секретным данным, она просто работает как хостинговая компания с одной стороны и предоставляет услуги системного администрирования с другой. Стоимость аутсорсинга варьируется в зависимости от сложности и объёмов работ, рассчитывать нужно примерно на 20 тысяч рублей в месяц, иногда – на порядок больше.

Если рассматривать место для работы, то нужно искать помещение где-то в центре города, и хотя оно будет небольшим (до 50 м 2), придётся платить за него не меньше 30 тысяч рублей в месяц – и это в небольших городах. Так и получается, что на закупку компьютеров и периферийного оборудования, на аренду помещения и заключение договора аутсорсинга придётся выделить 250 тысяч рублей. Хочется отметить, что все приведённые расчёты – приблизительны, потому что на величину издержек влияет огромное количество факторов.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Следующий момент – поиск людей, которые занимаются выполнением прямых бизнес-процессов. В первую очередь – это специалисты по криптографии, которые также занимаются программированием и в некоторой степени отвечают за содержание техники. Два работника на первых порах смогут справиться со всей работой, но впоследствии штат придётся немало увеличить. Получают такие работники от 40 до 70 тысяч рублей в месяц в зависимости от опыта работы и от города работы. Нужно отметить, что всё, что от них требуется – это разработка электронных цифровых подписей (ЭЦП), и относительно грамотный специалист без труда справится с такой работой. Можно искать специалистов, которые немало проработали в удостоверяющих центрах – такие люди имеют немало опыта и знаний для такой работы. Кстати, именно эти специалисты помогут при получении лицензии ФСБ, потому что они разработают необходимое программное обеспечение и ЭЦП, сертификаты безопасности, которые и проверяются в Федеральной службе безопасности.

Далее – кроме специалистов в этом направлении нужно иметь в штате хотя бы одного бухгалтера и одного налогового консультанта, которые будут проверять поступающую документацию. Почти всегда в услуги компании, которая занимается передачей налоговой отчётности, входит обязанность по предварительной проверке документов. В первое время один специалист по каждому направлению с достаточно высокой долей вероятности будет справляться с объёмом работы, но потом, как и в случае с программистами-криптографами, придётся их число увеличивать. Один бухгалтер получает зарплату в пределах 25-30 тысяч рублей, хотя на такую должность целесообразней нанять человека, работавшего главным бухгалтером, но таковые получают уже по 60-70 тысяч рублей в месяц. Налоговый консультант хорошего уровня получает немногим меньше – 50-60 тысяч, а профессионал даже больше. Учитывая, что в фирме будет работать один бухгалтер, один налоговый консультант и два программиста, то фонд заработной платы составит порядка 200 тысяч рублей в месяц только на первое время. Отсюда – сумма ежемесячных трат достигает 250 тысяч рублей. Что касается руководящей должности, то её может занять сам владелец фирмы. Если же он сам разбирается в криптографии или бухгалтерии, то можно сэкономить и на штатной единице.

В этом бизнесе придётся содержать свой собственный сайт и хотя бы в первое время провести нормальную маркетинговую кампанию по привлечению клиентов – дать рекламу в местные средства массовой информации. В остальном, возможно, придётся самостоятельно искать клиентов, связываясь напрямую с директорами и владельцами предприятий. Основные клиенты такой организации – фирмы, которые не имеют собственного штата бухгалтеров, но отчётность очень простая, и начальник сам её составляет. Тогда ему проще без отрыва от работы передать эту отчётность на проверку с гарантией того, что незначительные ошибки будут исправлены, после чего отчётность точно в срок попадёт в налоговую. Дело в том, что передавать отчётность через интернет может только оператор с лицензией, и почти никто не имеет желания получать её ради этого. В связи с чем любая компания, которая хочет избавиться от необходимости посещать налоговую, становится потенциальным потребителем. Однако сложностью в этом направлении является то, что немного фирм сегодня готовы доверить свою отчётность сторонней организации, тут те же проблемы, что и при организации аутсорсинговой фирмы, которая предлагает услуги бухгалтерии (кстати, есть смысл совмещать в своей деятельности эти два направление – бухучёт на аутсорсинге и передача отчётности). Многие предприниматели не хотят обращаться в стороннюю организацию, и компании-аутсорсеру придётся приложить немало усилий, чтобы убедить клиента в полной безопасности и сохранении его тайны.

Стоимость услуг такой фирмы обычно невелика. Многие компании предлагают своим клиентам несколько тарифов на выбор, минимальным будет тот, который предполагает только передачу отчётности без предварительной проверки. Обходится для клиента он в 500-1000 рублей, но расчёт обычно идёт по кварталам – как и принято в бухгалтерии. То есть в такую фирму обращаются даже не каждый месяц (если только не нужна консультации бухгалтера). Тариф с более высокой ставкой (до 3 тысяч в квартал) предполагает предварительную проверку документации и заполнение каких-то простых заявок. Более высокая ставка будет у тарифов, которые предполагают сопровождение и консультирование по всем возникающим вопросам (до 5-6 тысяч рублей в квартал). Крупная компания обычно старается снижать стоимость своих услуг, чтобы привлекать клиентов, прибыль она получает за счёт объёма, ведь рентабельность каждого нового потребителя достаточно высока.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Таким образом, рассчитаем, сумма ежеквартальных расходов – 1 миллион рублей, и чтобы покрыть эти расходы придётся работать с 200 компаниями по максимальной ставке. Хотя это слишком грубые расчёты, немало денег компания получает за консультирование и заполнение дополнительной документации (без большого перечня дополнительных услуг на этом рынке не продержаться), впрочем, не каждая компания сотрудничает по максимальному тарифу.

Нужно отметить, что 200 компаний – это не так много для развитой организации, обычно одна фирма сотрудничает одновременно с парой тысяч фирм. Правда, тогда и штат уже будет больше, и расходы чуть увеличатся. На первое время лучше всё-таки заложить резерв денежных средств для выплаты заработной платы, и тогда величина стартовых инвестиций составит около полутора миллиона рублей (с учётом расходов на 2-3 месяца).

Такой бизнес достаточно перспективный, не в каждом городе имеется подобная организация, а при развитой системе можно сотрудничать с компаниями, работающими в других городах. Уровень конкуренции не слишком большой по этому направлению, но им всё чаще начинают заниматься компании-аутсорсеры бухгалтерской работы. И это нужно учитывать в своей работе.

Матиас Лауданум
(c) - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

232 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 43633 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

аренда + зарплаты + коммунальные услуги и т.п. руб.

Рынок сдачи отчетности по каналам связи - достаточно молодой и энергично формирующийся. Вместе с тем на нем есть уже достаточно крупные игроки в масштабах IT-индустрии в целом. Федеральный разработчик - уральская компания «СКБ Контур» - является одним из лидеров рынка по распространению тиражного программного обеспечения для бухгалтеров. За последние 2 года её клиентами стали свыше полумиллиона юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Накануне 20-летия компании о стратегии успеха и общей ситуации на рынке по сдаче отчетности корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Льву Мишкину рассказал заместитель генерального директора «СКБ Контур» Леонид Волков.

Леонид, за счет чего удалось добиться таких феноменальных показателей на конкурентном рынке?

В первую очередь, безусловно, наш успех был обусловлен правильным выбором технологии. Речь идет о технологии, которая называется «тонкий клиент», когда всё, что нужно нашему абоненту, находится на удаленном рабочем месте, на нашем сервере. Благодаря этому, клиент системы «Контур-Экстерн» полностью свободен в выборе места для входа в систему, полностью избавляется от обновлений. Отправлять отчетность можно с любого компьютера, подключенного к сети интернет - будь он в офисе или дома. Абонент всегда имеет доступ к базе отчетов и возможность оперативного вмешательства в ситуацию. Мы придумали использовать технологию «тонкого клиента» для подготовки и сдачи отчетность еще в 2000-м году, долго над ней работали, и в итоге добились успеха на рынке; а никто из конкурентов за эти восемь лет так и не смог повторить нашего технологического решения.

Еще очень важно, что, благодаря развитой партнерской сети купить нашу систему можно практически в любом городе страны. При этом работает «роуминг» - возможность отправки отчетности в любой регион, во все инспекции. К тому же, кроме ИФНС, отчетность можно отправлять в Пенсионный Фонд, а с июля текущего года - и в Росстат. Есть возможность доступа к карточкам лицевого счета, обмена с контролирующими органами письмами и иными документами, не входящими в состав регламентированной отчетности. А в последнее время разработан и внедрен целый ряд полезных для бухгалтера сервисов, уже не связанных с отправкой данных в контролирующие органы.

Наконец, безусловно, свой вклад в стремительный рост количества абонентов вносит гибкая ценовая политика, позволяющая любому абоненту выбрать тарифный план по запросам и возможностям. Так, для индивидуальных предпринимателей разработаны отдельные ценовые предложения, есть специальные акции для бюджетных организаций. Для всех абонентов с развитой филиальной сетью, а также бухгалтерских и аудиторских компаний, имеется возможность отправки данных в режиме «Обслуживающая бухгалтерия», что существенно сокращает затраты из расчета на каждое обслуживаемое подразделение. Льготы при покупке получают и организации на специальных режимах налогообложения.

И все - таки вопрос стоимости обслуживания - один из самых актуальных . Правительство страны уменьшает налоговое бремя - состоялся переход на ежеквартальный НДС , с 1 января этого года все организации на УСН обязаны подавать только годовую декларацию . Это отражается на стоимости обслуживания ?

Ценовая политика по системе «Контур-Экстерн» сейчас устроена таким образом, что те абоненты, которые желают только отправлять отчетность в налоговые инспекции - платят небольшие деньги за годовое абонентское обслуживание. Или могут вообще не платить абонплату, а платить за каждый переданный отчет. И вместе с тем, каждому абоненту предлагается ряд дополнительных сервисов, при пользовании которыми абонплата немного возрастает. Так вот, по нашей статистике более 80% пользователей не ограничиваются только отправкой отчетности, а подписаны на те или иные дополнительные сервисы - лишнее свидетельство тому, что клиент вовсе не обязательно гонится за низкой ценой, ему важен спектр и качество предоставляемых услуг. Купить тот или иной тариф еще дешевле можно в рамках специальных акций, которые мы стараемся проводить ежеквартально. Ну и, невзирая на инфляцию, в 2008 году стоимость обслуживания мы не поднимали.

Как осуществляется подготовка к годовой отчетности? С таким количеством клиентов это должно быть настоящим испытанием...

Действительно, с приближением каждого отчетного периода мы мобилизуем целый ряд служб, которые заботятся о нормальной работе абонентов в системе. Так, запущен в действие федеральный колл-центр, который работает круглосуточно. Хочу отметить, что это беспрецедентный шаг в IT-сфере, но он очень важен с учетом разных часовых поясов и критичности сроков представления отчетности. Мы существенно увеличиваем возможности одновременной работы сотен тысяч пользователей - технология «тонкого клиента» предъявляет высокие требования к нашей серверной инфраструктуре. Понимаете, услуги специализированных операторов связи всем клиентам нужны в одно и то же время, сроки по сдаче отчетности у всех одинаковые. Значит, мы должны мобилизовать тысячи сотрудников, готовых помочь абоненту именно тогда, когда ему это нужно. Аналогичная нагрузка приходится и на оборудование. Так что, годовая отчетность - всегда испытание, и мы этого не скрываем. Поэтому и подходим к вопросу максимально строго. Взять тот же кадровый потенциал - сотрудников мы сегодня начинаем искать с первых курсов института, работая в этом направлении со многими вузами. В этом я, кстати, вижу и определенную социальную значимость нашей деятельности - достойная и хорошо оплачиваемая работа для перспективной молодежи.

Как вы относитесь к конкурентам? Насколько остра конкуренция на рынке электронной отчетности, какие формы принимает?

Я двумя руками «за» здоровую рыночную конкуренцию. Благодаря конкуренции мы вывели на рынок новые услуги, постоянно работаем над их качеством. Это не просто слова - в противном случае невозможно иметь столько клиентов, при, объективно, чуть более высоких ценах, чем у конкурентов. Только конкуренты способны задавать ту планку, ниже которой мы не должны опускаться - в условиях монополии этого не добиться. И конкуренты нам здорово в этом помогают.

С конкурентами ситуация понятна. А как быть с информацией в прессе о том, что, возможно, услуги по сдаче электронной отчетности будут предоставлять государственные структуры? В некоторых инспекциях об этом говорят вполне открыто.

При всем уважении к государственным структурам, подменить операторов связи в выполнении их функциональных задач они не смогут в силу вполне объективных причин.

Специализированный оператор связи - это беспристрастный арбитр во взаимоотношениях плательщика и государства. Его подтверждение о факте представления декларации является юридически значимым документом, к нему можно апеллировать в любом суде. Налоговый инспектор, самостоятельно определяющий факт и время прихода декларации, беспристрастным быть не может a priori. В случае возникновения каких-либо проблем сегодня достаточно просто обратиться к представителю оператора. Зачем тогда вообще отчетность в электронном виде, если по всем вопросам, в связи с ней возникающими, плательщики будут обращаться к инспектору? На этот способ передачи данных возлагаются несколько иные задачи, а именно сокращение сроков на обработку деклараций…

Специализированные операторы связи - это не застывшие в своем развитии структуры. Постоянно проходят работы по организации новых сервисов, как говорится, «за те же деньги», и многие из этих сервисов никак не укладываются в область деятельности государственных органов. Очень важно, что у операторов связи в рамках одной программы есть возможность отчитываться сразу в несколько контролирующих органов разной юрисдикции. Даже если предположить, что каждый из них разработает своё программное обеспечение, то это означает, что вместо одной полнофункциональной программы придётся иметь сразу несколько. Представьте, что для поездок за город, на дачу и работу Вам необходимо по закону иметь разные автомобили. Это непременно и на стоимости отразится, и на Вашем отношении к автотранспорту как к таковому.

На данный момент времени на рынке начинает появляться решение, альтернативное сдаче отчетности через спецоператоров, так называемая «отчетность напрямую». Это программное обеспечение распространяется теми же путями, что и наша продукция. Такая ситуация нас вполне устраивает, повторюсь, мы готовы к нормальной конкуренции. Уживаются же как-то маршрутные такси с городским транспортом, а государственные пенсионные фонды - с частными. Это только на пользу повышению качества услуг и снижению стоимости обслуживания.

Только пусть налогоплательщик сам решает, хочет он пользоваться услугами спецоператора, или работать «напрямую». А то иной раз в Интернете натыкаюсь на мнение, что, мол, «всех операторов надо закрыть и всё отдать государству». Как-то странно получается, во всех сферах деятельности - от создания ТСЖ до реформы электроэнергетики, - идёт обратный процесс, этого нельзя не замечать…

Но говорят, что государством все будет предоставляться плательщику совершенно бесплатно…

Такое крайне сложно представить - в программных комплексах сдачи отчетности, есть, например, модули криптографической защиты информации, которые бесплатно точно давать никто не будет. К тому же хочу напомнить о том, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Можно, конечно, выделить отдельной строкой в бюджете расходы на содержание целого штата квалифицированных специалистов, которые будут поддерживать некую систему по сдаче отчетности в работоспособном виде для всех организаций страны. Сумму я побоюсь прикинуть, но это будет, пожалуй, сравнимо с бюджетом среднего города. А ведь сейчас государственный бюджет не содержит подобной нагрузки. Поэтому такой «бесплатный» сервис будет платным для общества - просто расходы на данный вид деятельности равномерно распределятся между всеми плательщиками - и теми, кто услугой пользуется, и теми, кому она попросту не нужна. Давайте спросим тех, кто не желает тратить лишние средства ни на какой сегмент формирования и подачи отчетности - готовы ли они косвенно субсидировать другие организации в этом вопросе? А кто будет контролировать расход государственных средств, до которых в нашей стране всегда много желающих? На рынке спецоператоров связи такой проблемы нет, так как ни копейки государственных средств на такую глобальную структуру, обслуживающую сегодня уже чуть ли не каждого второго плательщика страны, потрачено не было. Также предположу, что при реализации виртуального сценария запуска «бесплатной государственной системы» резко пострадает качество услуг. Когда клиент не платит деньги, не является заказчиком, то и диктовать свои условия обслуживания он не может. А один сбой при сдаче отчета разом перечеркнет всю экономию от «бесплатной отчетности» для отдельно взятой компании.

Но вы не будете оспаривать тезис о том, что такую жизненно важную сферу как сбор доходов государства необходимо более жестко контролировать?

Контроля над нашей деятельностью, на мой взгляд, более чем достаточно. Его осуществляют и собственно структуры, куда отчетность отправляется, и ФСБ (как лицензирующий орган в сфере криптографической защиты информации), и другие надзорные органы.

Закончить разговор о возможной «государственной системе отчетности» проще всего методом доведения до абсурда. Давайте разовьем тему, и спросим - а почему не возмещаются расходы на ведение бухгалтерского учета в организациях? Где жесткий контроль за этим процессом? Подавляющему большинству предприятий он ведь тоже нужен только для отчетности перед государством. Давайте закроем всех разработчиков бухгалтерского программного обеспечения, создадим институты бесплатных общественных бухгалтеров, сократив ставки на предприятиях. Заодно уж и аудиторов, и налоговых консультантов сделаем «бесплатных» и «государственных». Что дальше? Закроем частные клиники, институты? Это, по-моему, шаг к тому состоянию, в котором наше общество болезненно пребывало не так давно.

Кстати, и западный опыт наглядно демонстрирует, что нельзя организовать сбор отчетности в масштабах большой страны, без привлечения сервисных провайдеров, конкурирующих между собой. По-моему, организациям лучше самостоятельно решать, на что тратить собственные средства, чем безоговорочно отчислять часть средств на какую-либо услугу посредством налоговых платежей. Одно дело, когда речь идёт о товаре первой необходимости, но, напомню, что сдача отчетности по каналам связи не является обязательной для подавляющего большинства налогоплательщиков нашей страны.

Возвращаясь к вопросу, считаю, что лучшими показателями контроля нашей деятельности является информация, которую можно почерпнуть из открытых источников, мнений самих абонентов. Так, мы никогда не закрывали свой абонентский форум ни от потенциальных покупателей, ни от представителей контролирующих органов. Достаточно обратиться в интернет и увидеть то соотношение положительных и отрицательных отзывов, чтобы понять, что система не только востребована, но и удобна в использовании, безотказна и достаточно эффективно решает возложенные на нее задачи.

Разработчик системы - компания «СКБ Контур» - празднует свое 20-летие на российском рынке. Чем вы собираетесь порадовать своих абонентов?

Без подарков никто не останется - во всех регионах страны готовятся специальные мероприятия. При этом особые усилия мы прикладываем, чтобы порадовать тех, кто уже сотрудничает с нами, поскольку мы очень дорожим теми, кто уже давно и плодотворно работает с нашей системой. Подробности каждый абонент, равно как и всякий желающий подключиться к системе сможет узнать уже в ближайшем будущем. Но главным подарком, я считаю, должен быть высокий стандарт качества представленных на рынке программных продуктов. Это и было девизом работы нашей компании на протяжении 20 лет существования. Его мы и будем нести в массы в дальнейшем!

Видела небольшую статью на сайте Главбуха не могу найти12:58:22, 11 янв.Помогите, пожалуйста12:59:04, 11 янв.Речь об ответственности компаний, которые оказывают услуги по сдаче отчетности ТКСбыла статья про то что есть уточнения по вопросу организаций оказывающих услуги по сдаче отчетности по ТКС, что данные организации не просто предоставляют услуги, но и отвечают за предоставленные данные. в общих чертах и ссылка на письмо.

Ответственность оператора по сдаче отчетности должна быть прописана в договоре.

С оператором связи необходимо заключить договор на оказание услуг ().

Выбирая оператора, нужно внимательно ознакомиться с договором. В нем должна быть прописана ответственность оператора за некачественное выполнение обязанностей, как правило, регулируемая соответствующими положениями ГК РФ. Кроме того, в договоре должен присутствовать пункт о том, в каких инстанциях принимаются решения, если уладить их в досудебном порядке не представляется возможным.

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как сдать налоговую отчетность через спецоператора

Договор со спецоператором

Если у налогоплательщика нет возможности подключиться к интернету, он может сдать отчетность через представителя, у которого есть все необходимые аппаратно-программные средства для сдачи отчетности .

У спецоператора должны быть:*

  • лицензия на предоставление услуг в области шифрования информации;
  • лицензия на разработку, производство, распространение шифровальных средств;
  • сертификат соответствия программного обеспечения требованиям нормативных актов ФНС России;
  • договор с региональным отделением УФНС.

За что возможны штрафы при сдаче отчетности в 2015 году и как их избежать

Программный сбой - не повод для привлечения компании к ответственности за несданную отчетность*

Нередко поводом для привлечения компании к ответственности за несданную отчетность является ошибка в файле с электронной декларацией, сбои в работе программы или неверные настройки ПО. Практика показывает, что в большинстве подобных ситуаций штрафа можно избежать.

Оператор ЭДО установил неверные настройки документооборота

Компания направила декларацию в инспекцию по ТКС и получила протокол входного контроля, подтверждающий получение отчетности без ошибок. Но фактически организация отправила отчетность не в свою инспекцию. ФАС Московского округа в постановлении от 10.11.10 № КА-А41/13633-10 посчитал, что в рассматриваемой ситуации налоговики не вправе были привлекать компанию к ответственности за непредставление отчетности. Поскольку декларация сдана в срок. А настройки документооборота при отправке отчетности в электронном виде производит не сама компания, а оператор ТКС.*

Обслуживающая организация не обновила базу данных, содержащую формы отчетности

Компания заключила договор обслуживания базы данных со специализированной организацией. Из-за системного сбоя часть форм отчетности не обновилась, а блок сдачи в Пенсионный фонд остался в старой редакции. Поэтому компания заполнила отчет по форме РСВ-1 ПФР за I квартал 2013 года в старой редакции и направила его в ПФР по устаревшему формату. Пенсионный фонд отчет не принял.*

Суды приняли письмо специализированной организации, обслуживающей базу данных и ответственной за обновление, в качестве доказательства отсутствия вины компании. И отменили штраф (ст. 46 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ «О страховых взносах в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС», далее - Закон № 212-ФЗ). Ведь фактически отчетность организация представила в срок (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.07.14 № А27-10418/2013).

Схожая ситуация произошла в деле, которое рассмотрел ФАС Уральского округа (постановление от 26.06.14 № Ф09-2268/14 ). Компания отправила в ПФР электронную отчетность и получила квитанцию о приеме файла. Но в связи с изменением форм отчетности отправка сведений по ТКС с использованием старой версии программы сдачи электронной отчетности оказалась невозможной.

Обнаружив ошибку, главбух обратился к разработчику программы для ее обновления. После завершения обновления, которое пришлось на следующий день после окончания срока сдачи отчетности, он незамедлительно отправил сведения в ПФР. Суд посчитал, что причиной несвоевременной сдачи отчетности послужили технические препятствия к отправке из-за актуализации программы. В связи с чем вина компании отсутствует.

Налоговики не смогли открыть файл с декларацией

Тот факт, что инспекторы не смогли открыть файл с электронной отчетностью, также не приводит к штрафам. Об этом свидетельствует судебная практика (постановления ФАС Западно-Сибирского от 26.04.11 № А27-11908/2010 , Поволжского от 04.05.10 № А65-25097/2009 и округов).

Суды указали, что НК РФ предусматривает ответственность компании только за нарушение сроков представления налоговой отчетности. А технические ошибки при передаче электронных файлов не влияют на факт исполнения налогоплательщиком обязанности по сдаче отчетности. Тем более что компания получила подтверждение того, что инспекция приняла декларацию, - сведения об отправке и квитанции о доставке файла в налоговый орган.

Отчетность представлена с опозданием по причине технического сбоя связи*

Например, если в день отправки отчетности произошла авария канала связи и оператор ЭДО технически не мог переслать файл с декларацией в инспекцию. Также возможны случаи, когда компания своевременно подготовила электронную декларацию и передала ее оператору. Но по техническим причинам файл не попал в базу данных инспекции и не был обработан в срок.

Суды считают, что такие факты не свидетельствуют о налоговом правонарушении, и отменяют штрафы за непредставление декларации в установленный срок (постановления ФАС Московского от 19.10.10 № КА-А40/12165-10 , Восточно-Сибирского от 18.08.08 № А33-17605/07-03АП-922/08-Ф02-3840/08 и Западно-Сибирского от 15.01.07 № Ф04-8676/2006(29773-А27-42) округов).*

Ответ утвержден Варварой Абрамовой,
ведущим экспертом

Новое на сайте

>

Самое популярное