Домой Проценты по кредитам Какие функции выполняет бюджетная классификация. Бюджетная классификация расходов

Какие функции выполняет бюджетная классификация. Бюджетная классификация расходов

Основным методологическим документом, на основе которого составляются и исполняются бюджеты, является бюджетная классификация.

Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется:

Для составления, утверждения и исполнения бюджета; - контроля за выделением и использованием бюджетных средств; - обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней; - составления консолидированных бюджетов всех уровней.

Министерство финансов РФ утвердило "Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ" своим приказом от 25 мая 1999 г. № 38н. По новой бюджетной классификации госбюджет состоит из четырех блоков: "доходы", "расходы", "финансирование бюджета" и "государственный долг".

Классификация доходов бюджета

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Доходы делятся на группы, подгруппы, статьи и подстатьи (четыре уровня). Они подразделяются на четыре группы: налоговые, неналоговые, безвозмездные поступления и доходы целевых бюджетных фондов. Налоговые доходы состоят из следующих подгрупп:

Налоги на прибыль (доход), прирост капитала; - налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы; - налоги на совокупный доход; - налоги на имущество; - платежи за пользование природными ресурсами; - налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции; - прочие налоги, пошлины, сборы.

Неналоговые доходы включают следующие подгруппы:

Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности; - доходы от продажи земли и нематериальных активов; - поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников; - административные платежи и сборы; - штрафные санкции, возмещение ущерба; - доходы от внешнеэкономической деятельности; - прочие неналоговые доходы.

Безвозмездные перечисления состоят из подгрупп:

От нерезидентов; - от бюджетов других уровней; - от государственных внебюджетных фондов; - от государственных организаций; - от наднациональных организаций; - средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.

Доходы целевых бюджетных фондов включают в себя следующие целевые бюджетные фонды: дорожные фонды; экологические фонды; Федеральный фонд МНС и Федеральной службы налоговой полиции РФ; Фонд развития таможенной системы РФ; Государственный фонд борьбы с преступностью; Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы; Фонд Министерства РФ по атомной энергии; Целевой бюджетный фонд содействия военной реформе; Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов; Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов.

В свою очередь подгруппы делятся на статьи и подстатьи. Так, подгруппа "налоги на прибыль (доход), прирост капитала" делится на две статьи: налог на прибыль (доход) предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц. Статья "подоходный налог с физических лиц" делится на три подстатьи: подоходный налог, удерживаемый предприятиями, учреждениями и организациями, подоходный налог, удерживаемый налоговыми органами, и налог на игорный бизнес.

Классификация расходов бюджета

Расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления. Различают три структуры расходов бюджета: функциональную, экономическую и ведомственную. Бюджетную классификацию расходов можно представить в виде схемы (рис. 4.1)

Рис. 4.1. Классификация расходов государственного бюджета РФ

Функциональная классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Группировка имеет четырехуровневую структуру: разделы и подразделы, целевые статьи и виды расходов.

Государственное управление и местное самоуправление; - судебная власть; - международная деятельность; - национальная оборона; - правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства; - фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; - промышленность, энергетика и строительство; - сельское хозяйство, рыболовство и др.

Разделы делятся на подразделы. Так, раздел "Международная деятельность" состоит из следующих подразделов: международное сотрудничество; участие в миротворческой деятельности; реализация межгосударственных договоров в рамках СНГ; международные культурные, научные и информационные связи; экономическая и гуманитарная помощь другим государствам.

Ведомственная классификация - это группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета. Главный распорядитель средств - руководитель органа государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.

Экономическая классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию, отражающая виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Расходы делятся на категории, группы, предметные статьи и подстатьи (всего четыре уровня). Различают три категории расходов: текущие, капитальные расходы, предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.

Текущие расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений и т. п. В категорию "Текущие расходы" включаются следующие группы: закупки товаров и услуг; выплаты процентов; субсидии и текущие трансферты; оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом. В свою очередь в группу "Закупка товаров и услуг" включаются следующие предметные статьи: оплата труда государственных служащих; начисления на оплату труда; приобретение предметов снабжения и расходных материалов; командировки и служебные разъезды, оплата транспортных услуг, оплата услуг связи, оплата коммунальных услуг, оплата геологоразведочных работ и др. Предметные статьи разделяются на подстатьи, которые отражают наиболее детальное распределение доходов бюджета.

Капитальные расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов может быть выделен бюджет развития. Капитальные расходы имеют следующие группы: капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты.

Бюджет РФ — сложная совокупность различных статей доходов и расходов. Эффективное его исполнение предполагает грамотную классификацию источников выручки, а также направлений издержек, присутствующих в государственной финансовой системе. Специфика политического устройства России предполагает формирование устойчивой структурированной модели отнесения доходов и расходов госбюджета к тем или иным категориям. Располагают ли российские органы власти подобным ресурсом?

Общие сведения о бюджетной классификации

Безусловно, да. Иначе функционирование национальной экономики было бы невозможным. Классификация расходов, доходов и иных параметров бюджета занимает важнейшее место в системе государственного хозяйственного планирования. Данный механизм предполагает учет, систематизацию и анализ информации, касающейся исполнения статей госбюджета. На основании этих сведений впоследствии может осуществляться оценка эффективности политики государства в соответствующем направлении, а также выявление возможных механизмов ее оптимизации.

Федеральные стандарты

Формирование общих принципов классификации доходов и расходов бюджета в России выстраивается на федеральном уровне посредством издания соответствующих нормативно-правовых актов, а впоследствии делегируется в регионы и муниципалитеты. Тот факт, что разработка стандартов и норм, посредством которых осуществляется отнесение статей выручки и издержек государственного бюджета к тем или иным категориям, реализуется именно на федеральном уровне — важнейший фактор устойчивости национальной экономики, во многом также и политической системы.

Бюджетная классификация расходов и доходов предполагает группировку соответствующих статей по степени схожести источников поступления и каналов инвестирования денежных средств в казну и задействуется как с целью составления финансовых планов, так и в процессе их исполнения. Ключевая задача государства при этом — обеспечить сопоставимость тех или иных показателей в бюджетах разных уровней — федеральном, региональном, муниципальном.

Структура бюджетной классификации в РФ

На основе каких принципов осуществляется бюджетная классификация расходов в России? Прежде всего следует выделить 2 основных механизма ее реализации.

  • Во-первых, это классификация доходов. Она предполагает группировку бюджетной выручки по всем уровням соотносительно с источниками, которые ее формируют, и в соответствии с положениями регулирующего законодательства. Категории доходов определяются статьями, которые объединяют те или иные источники выручки по общему признаку. Это могут быть, например, таможенные сборы.
  • Во-вторых, расходов бюджета. Это также группировка издержек, распределяемых по различным уровням системы государственного финансирования. Классификация расходов отражает направленность денежных потоков по конкретным направлениям в целях решения ключевых задач, которые стоят перед государством — развития экономики и повышения благосостояния граждан.

Бюджетная классификация в рамках российской модели предполагает отнесение выручки и издержек к разделам, подразделам, а также целевым статьям госбюджета, которые отражают направленность денежных потоков в область решения конкретных видов задач, стоящих перед государством, и предполагают реализацию тех или иных экономических активностей.

Классификация расходов и доходов бюджета РФ может также осуществляться по экономическим основаниям. Данный механизм предполагает группировку различных статей исходя из их хозяйственного содержания. Как правило, предполагается выделение текущих и капитальных издержек. Также экономическая классификация доходов и расходов предполагает последующее составление смет для конкретных

Ведомственная классификация

Важнейший компонент системы распределения расходов в рамках государственного финансирования — активности ведомств. В чем они заключаются? Прежде всего в том, что органы власти сами могут определять те или иные механизмы отнесения статей бюджета к конкретным категориям. Практикуется, таким образом, ведомственная классификация расходов государственной системы финансирования. Она представляет собой группировку статей издержек на уровне бюджетных систем субъектов РФ. Главная задача органов власти, занимающихся данным направлением работы — распределить бюджетные ресурсы по распорядителям.

Ведомственная классификация статей расходов чаще всего выступает в качестве механизма распределения соответствующих ассигнований. Критерии здесь те же, что отмечены нами выше — отнесение издержек к тем или иным разделам, подразделам или же целевым статьям (которые, в свою очередь, могут быть дополнительно классифицированы на подстатьи и прочие элементы финансового обеспечения деятельности органов власти и учреждений). Что касается распорядителей бюджетных средств на уровне регионов РФ, а также субъектов в аналогичном статусе, занимающихся работой на уровне муниципалитетов, то их перечни утверждаются структурами исполнительной власти или же компетентными органами местного самоуправления.

Значимость классификации

Классификация доходов и расходов государственного бюджета РФ имеет огромное значение. Эффективность ее осуществления непосредственным образом влияет на качество функционирования государственной финансовой системы России. Специфика РФ во многом определяется особенностями структуры государственного управления, характеристиками национальной модели федеративного устройства нашей страны.

Поэтому исключительно важно с точки зрения поддержания целостности и устойчивости политической системы иметь структурированную модель классификации и распределения выручки и издержек бюджета. Принципы ее выстраивания должны быть понятными и открытыми как для федеральных структур, принимающих ключевые решения в области управления финансами, так и для региональных и муниципальных органов власти.

Рассмотренная нами классификация, по мнению экспертов, в целом, выстроена в достаточной мере логично. Статьи доходов и расходов, предусмотренные российской бюджетной системой, что очень важно, — едины для всех уровней управления государственными финансами. Данный аспект вполне имеет смысл рассмотреть подробнее.

Единство бюджетной системы

Итак, важнейший признак, которым характеризуется классификация доходов и расходов бюджета в Российской модели — единство подходов и критериев отнесения их к той или иной категории на федеральном, региональном и местном уровнях. Поэтому ключевые нормы, регулирующие данный механизм, утверждаются на уровне высших органов власти. Как правило, соответствующие источники права принимают характер федерального закона. В свою очередь, на уровне субъектов РФ или муниципалитетов может осуществляться необходимая детализация регулирующих норм посредством издания региональных либо местных законов. Главное при этом — не нарушить общие принципы бюджетной классификации, закрепленные на федеральном уровне.

Мы исследовали ключевые теоретические принципы, по которым органы власти в РФ осуществляют отнесение статей расходов и доходов государственной финансовой системы к тем или иным категориям. Мы увидели, что есть ряд базовых подходов к выстраиванию подобной схемы, которые опираются на экономические критерии, или же, например, методы, задействуемые в конкретных ведомствах. Рассмотрим теперь ряд практических моментов, отражающих то, каким образом осуществляется классификация государственных расходов и доходов. Изучим те самые категории, по которым в РФ распределяются выручка и издержки государственной финансовой системы. Начнем с доходов.

Классификация доходов

Классификация бюджетной выручки выражается в отнесении ее источников к группам, подгруппам и конкретным статьям.

Касательно групп можно выделить налоговые доходы. В числе ключевых подгрупп:

1. Налоги на товары, сервисы, лицензионные и иные сборы. К ним относятся:

Акцизы по продукции или сырье, которые выпускаются в России или ввозятся из-за рубежа;

Федеральные, региональные, а также местные сборы, относящиеся к категории лицензионных;

Налог на приобретение иностранной валюты, а также платежных документов, которые выражаются посредством зарубежных денежных знаков;

2. Имущественные сборы. К таковым относятся налоги:

На имущество предприятий;

На собственность физлиц;

На недвижимость;

На наследование либо дарение.

3. Сборы за пользование располагающимися в государстве природными ресурсами. В числе таковых:

Платежи за недропользование;

Сбор на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

Налог на дополнительную выручку от добычи углеводородов;

Налог на право пользования водными ресурсами, объектами животного мира;

Лесной, водный, экологический, земельный налоги.

4. Сборы, связанные с торговлей между РФ и другими странами, с внешнеэкономическими транзакциями. В числе таковых:

Таможенные, государственные сборы и пошлины;

Взносы в различные фонды, принадлежащие государству;

Дорожный и транспортный налоги.

Другая крупнейшая группа источников бюджетной выручки — неналоговые доходы. В их структуре присутствуют следующие основные подгруппы:

1. Имущественные доходы по активам, которые находятся в собственности государства, муниципалитетов, либо возникающие вследствие тех или иных коммерческих активностей. К таковым относятся:

Доходы от задействования активов, принадлежащих государству или муниципалитетам;

Дивиденды по ценным бумагам государственного происхождения;

Выручка от предоставления в аренду государственного имущества;

Проценты, которые получены в результате формирования банковских депозитов за счет свободных бюджетных средств, а также те, что возникли вследствие предоставления займов внутри страны;

Доходы, которые появились вследствие предоставления услуг либо компенсации издержек государства;

Прибыль ЦБ РФ;

Платежи от государственных либо муниципальных учреждений;

Сбор за квоты по вылову рыбы для и зарубежных организаций;

Иные поступления от активов, которые находятся в собственности государства либо муниципалитета.

2. Доходы от продажи активов, которыми владеет государство или местный орган власти. Таковыми могут быть:

Выручка от приватизации предприятий, которые находились в собственности государства;

Доходы, возникшие вследствие продажи органами государственной власти акций;

Выручка, появившаяся как результат сделок с жилой недвижимостью;

Доходы от продажи производственных либо непроизводственных ресурсов, транспорта, тех или иных видов оборудования;

Выручка от реализации конфискованного или не имеющего владельцев имущества, кладов и иных активов, которые перешли в собственность государства либо муниципалитета.

Доходы от продажи государственных запасов;

Выручка от реализации земельных ресурсов, а также нематериальных активов;

Поступления из негосударственных структур в формате капитальных трансфертов;

Платежи и сборы, относящиеся к категории административных;

Штрафы, оплата возмещения ущерба;

Выручка, возникшая вследствие внешнеэкономических активностей;

Иные доходы, относимые к категории неналоговых.

3. Безвозмездные поступления. Их источниками могут быть:

Бюджеты различных уровней;

Государственные фонды, организации;

Наднациональные структуры.

В классификацию могут быть включены средства, которые передаются в целевые фонды. Собственно, данного типа учреждения также могут иметь доходы.

4. Выручка целевых фондов. В числе таковых:

Дорожные, экологические фонды;

Структуры, относящиеся к деятельности таможенной системы России;

Фонд борьбы с преступностью;

Структуры, находящиеся в ведении Федеральной пограничной службы, Министерства по атомной энергии;

Фонд воспроизводства минеральной и сырьевой базы.

Таковы ключевые категории, в рамках которых классифицируются доходы российского бюджета. Как мы определили выше, их сущность направлена на поддержание единства бюджетной системы РФ, адаптированной к специфике политического устройства страны. Но не меньшую значимость для нас будет иметь изучение принципов, по которым государственные органы власти классифицируют также и расходы госбюджета.

Итак, критерии отнесения доходов к тем или иным категориям, принятые в РФ, мы рассмотрели. Изучим теперь, что собой представляет функциональная классификация расходов бюджета России. Основной ее категорией считается раздел. Конкретных их разновидностей достаточно много. Так, современная бюджета в РФ предполагает выделение следующего перечня разделов:

Государственное и муниципальное управление;

Судебная власть;

Активности на международной арене;

Правоохранительные структуры;

Промышленность, энергетическая и строительная отрасли;

Деятельность в сфере сельского хозяйства, рыболовство;

Охрана экологии;

Транспортная сфера;

Связь, информационные технологии;

Рыночная инфраструктура;

Предупреждение и ликвидация последствий ЧС;

Образование;

Культура и искусство;

Здравоохранение, физкультура;

Социально ориентированные направления политики;

Выплаты по внешним государственным займам;

Формирование государственных резервов;

Бюджетные дотации и иные меры поддержки;

Оптимизация состава вооружений, в том числе и в рамках международных соглашений;

Подготовка вооруженных сил в части мобилизации;

Финансирование деятельности целевых фондов;

Прочие типы расходов.

Изучим теперь то, что представляет собой экономическая классификация расходов бюджета. В рамках нее предполагается отнесение издержек к следующим основным категориям:

1. Текущие расходы. К таковым относятся:

Выплата процентов по займам;

Субсидии, трансферты;

Расходы, связанные с процедурами признания прав на владение активами за рубежом.

2. Капитальные расходы. В числе таковых:

Вложения в основные средства;

Формирование государственного резерва;

Покупка земли, а также нематериальных активов;

Трансферты, относящиеся к категории капитальных.

3. Предоставление бюджетных займов. В числе активностей соответствующего типа:

Предоставление кредитов в рамках ;

Предоставление займов иностранным государствам;

Возврат кредитов.

Возможно выделение дополнительных критериев детализации издержек. Экономическая классификация расходов бюджета может предполагать определение самого широкого спектра статей, куда могут направляться государственные финансы.

Дополнительные критерии классификации доходов и расходов

Так, например, в отдельную категорию иногда выделяются трансферты гражданам. Они представляют собой бюджетные средства, которые направлены на финансирование пенсий, пособий, компенсаций, выплат социального характера, а также стипендий — всех тех мер финансовой поддержки, что предусмотрены федеральным, региональным или же муниципальным законодательством.

Бюджетная классификация расходов бюджета может предполагать выделение на базе текущих категорий и разделов дополнительных предметных статей. Например, если речь идет о субсидиях — денежных средствах, которые предоставляются государством в требуемых объемах региональному или муниципальному бюджету, организации или гражданину на условиях долевого денежного обеспечения, то они вполне могут быть классифицированы на различные подстатьи.

Государственные стандарты в бизнесе

Примечательно, что функциональная классификация расходов, а также различные методики отнесения доходов бюджета к той или иной категории, что используются государственными органами власти, могут в виде достаточно схожих концепций находить применение и в бизнесе. Как это возможно?

Дело в том, что классификация доходов и расходов организации также может предполагать их отнесение к разделам, подразделам, предметным статьям и дополнительным категориям. Методика, применяемая органами власти и бизнесом, в этом смысле может быть весьма схожей.

Например, классификация доходов и расходов организации может предполагать их отнесение, если говорить о первых, к конкретной области происхождения, а если вести речь о вторых — к определенной сфере инвестиционных активностей (например, совершенствование производственной базы, улучшение инфраструктуры, привлечение новых кадров, строительство новых объектов и т. д.). В свою очередь, в рамках каждого из отмеченных направлений активностей предприятия издержки будут конкретизироваться.

Схожесть принципов, по которым осуществляется структурирование финансового плана государства и классификация расходов организации, равно как и доходов, может выражаться не только в отнесении выручки и издержек фирмы к тем или иным статьям (равно как и в случае с государственным бюджетом), но также и в выстраивании принципов корпоративных взаимоотношений между организациями, которые, к примеру, объединены в холдинг. В чем это может выражаться?

Холдинг в данном случае может выступать неким аналогом федерального бюджета. Предприятия, что входят в его структуру - «региональными» финансовыми системами. Подразделения и филиалы - «муниципальными» бюджетами. Таким образом, классификация расходов организации может предполагать, к примеру, включение в их структуру транзакций, аналогичных субсидиям и трансфертам, то есть направленных на оказание финансовой поддержки тем структурам холдинга, которые в ней в конкретный момент времени нуждаются.

Коммерческие активности иногда могут быть весьма схожими с теми или иными видами деятельности органов государственной власти. Так, например, что касается займов и кредитов — классификация расходов предприятия также может предполагать включение их в отдельную категорию, подобно тому, как органы власти делают это, формируя бюджет.

Таким образом, финансовая политика власти и бизнеса может иметь заметные признаки схожести. Классификация расходов предприятия, доходов, равно как и структурирование выручки и издержек государственного бюджета в рамках тех или иных категорий, в ряде случаев будет осуществляться по единым принципам.

Важнейшее значение для эффективного осуществления бюджетного процесса имеет бюджетная классификация.

Под ней понимается группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации , используемая для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ст. 18 БК РФ).

Бюджетная классификация выполняет несколько функций. Во-первых, она обеспечивает единство бюджетной системы РФ. Бюджетный кодекс РФ в качестве одного из проявлений принципа единства бюджетной системы прямо указывает на единство бюджетной классификации (ст. 29 БК РФ). Кодекс определяет базовые, единые для бюджетов бюджетной системы позиции двух первых уровней классификаций (группа - подгруппа, раздел - подраздел, группа - статья) каждого вида бюджетной классификации. В результате все бюджеты строятся по единой схеме. Благодаря этому обеспечивается сопоставимость бюджетных показателей на всех уровнях бюджетной системы РФ. Иными словами, используя показатели бюджетной классификации, всегда легко сравнить, какое количество средств поступает в различные бюджеты из определенных источников или на какие цели и в каком объеме расходуются бюджетные средства в разных бюджетах.

Во-вторых, бюджетная классификация помогает составлять, утверждать и исполнять бюджеты, а также составлять и утверждать бюджетную отчетность. Дело в том, что она заранее определяет структуру бюджета, указывает, какие в него необходимо включать показатели, как эти показатели соотносятся друг с другом и как детализируются. В результате, регулирование всего бюджетного процесса (всех его производств и стадий) построено с учетом положений бюджетной классификации.

Бюджетная классификация определяется в гл. 4 БК РФ. Более подробно порядок ее применения регулируется актами Минфина России .

Состав бюджетной классификации включает в себя:

  • 1) классификацию доходов бюджетов;
  • 2) классификацию расходов бюджетов;
  • 3) классификацию источников финансирования дефицита бюджетов;
  • 4) классификацию операций публично-правовых образований (классификацию операций сектора государственного управления).

Классификация доходов бюджетов призвана сгруппировать все доходы, предусмотренные законодательством о государственных и муниципальных доходах, в соответствии с требованиями бюджетного законодательства. Код классификации доходов бюджетов состоит: 1) из кода главного администратора доходов бюджета; 2) кода вида доходов; 3) кода подвида доходов; 4) кода классификации операций сектора государственного управления. В свою очередь код вида доходов включает группу, подгруппу, статью, под- статыо и элемент дохода.

Классификация доходов бюджетов отражает подразделение доходов бюджетов на налоговые и неналоговые доходы, выделяет безвозмездные поступления. Именно с учетом этих видов выделяются группы и подгруппы классификации доходов бюджетов.

Классификация доходов бюджетов является одной из наиболее централизованных. Бюджетный кодекс РФ определяет группы и подгруппы доходов бюджетов. Кроме того, Минфин России утверждает единый для бюджетов бюджетной системы перечень статей и подстатей доходов бюджетов. Едиными являются и основные элементы классификации доходов бюджетов (п. 8 ст. 20 БК РФ).

Код подвида доходов определяется соответствующими финансовыми органами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в зависимости от того, орган какого уровня является администратором соответствующего дохода.

Классификация доходов бюджетов имеет большое значение, как для плательщиков, так и для получателей доходов бюджетов. Именно с учетом кодов классификации доходов бюджетов органы Федерального казначейства осуществляют учет доходов, поступивших в бюджетную систему РФ, и их распределение между бюджетами (п. 1 ст. 40 БК РФ). Соответственно, точное указание кода классификации доходов оказывает влияние на правильность уплаты налогов и других доходов (п. 7 ст. 45 НК РФ).

Классификация расходов бюджетов предназначена для группировки расходов с учетом функций государства и муниципальных образований, с учетом состава расходных обязательств соответствующего бюджета.

Код классификации расходов бюджетов состоит:

  • 1) из кода главного распорядителя бюджетных средств;
  • 2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;
  • 3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

Классификация расходов бюджетов предоставляет большую свободу для отдельных уровней бюджетной системы по сравнению с классификацией доходов. Бюджетный кодекс РФ устанавливает единые для всех бюджетов разделы и подразделы классификации расходов бюджетов. Перечень и коды целевых статей и видов расходов бюджета утверждаются законом (решением) о бюджете соответствующего уровня. Целевые статьи и виды расходов бюджетов формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов содержит группировку различных займов, кредитов и иных внутренних и внешних источников финансирования дефицитов.

Код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов состоит: 1) из кода главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов; 2) кода группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицитов бюджетов; 3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает единые для бюджетов бюджетной системы группы и подгруппы источников финансирования дефицитов бюджетов.

Перечень статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом (решением) о бюджете соответствующего уровня бюджетной системы.

Классификация операций сектора государственного управления является общей, универсальной для доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов.

Данная классификация, по сути, не носит самостоятельного характера. Она лишь предусматривает детализацию классификации доходов бюджетов, классификации расходов бюджетов и классификации источников финансирования дефицитов бюджетов.

Классификация операций сектора государственного управления предусматривает группировку бюджетных операций по их экономическому содержанию.

Данная классификация позволяет объединить бюджетную классификацию с планом счетов бюджетного учета.

Код классификации операций сектора государственного управления состоит из кода группы, статьи и подстатьи операций сектора государственного управления.

Бюджетный кодекс РФ определяет единые для всех бюджетов бюджетной системы группы и статьи рассматриваемой классификации.

  • Приказ Минфина России от 21.12.2012 № 171м «Об утвержденииУказаний о порядке применения бюджетной классификации РоссийскойФедерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».

РФ представляет собой разделение доходной и расходной части по отдельным группам в зависимости от конкретных признаков. Предназначение такого разделения заключается в облегчении системы и поддержании порядка вовлечения и использования средств. Действительно, наличие четкой классификации позволяет аналитикам не только проследить целевое использование финансовых ресурсов, но и выявить моменты нецелесообразного вложения средств либо обнаружить пути увеличения доходов.

Бюджетная классификация РФ базируется на определенных требованиях и принципах. В первую очередь группировка должна соответствовать принципам четкости и прозрачности, чтобы каждый человек, взяв законодательный акт или иной государственный документ, понимал и ориентировался в данном делении. Также к системе отражения показателей расходов и доходов предъявляется требование детального отражения показателей, что значительно облегчает процедуру проверки качества реализации

Современная бюджетная классификация РФ организована таким образом, чтобы обеспечить сопоставимость данных на международном уровне. Это в свою очередь является огромным шагом к укреплению отношений с представителями иностранных компаний. Все национальные фирмы и организации, соблюдающие должны придерживаться группировки доходов и расходов, созданной государственными органами. Итак, бюджетная классификация РФ включает:

1) Разделение на группы всех доходов, поступающих в казну государства.

2) Затем выделяют следующую классификацию расходной части:

a) организационную;

b) функциональную;

c) экономическую;

e) видов государственного внутреннего и внешнего долга.

Доходная часть дифференцируется по источникам поступления средств. А детализация проявляется в формировании отдельных групп, подгрупп, статей и подстатей.

Расходная часть отражает направления использования поступивших средств. В связи с этим функциональная классификация предполагает отражение целей, на которые идут в рамках данного деления. Большая часть средств уходит на обеспечение бесперебойного выполнения главных функций государственных органов, на реализацию социальных программ, имеющих первостепенное значение. В рамках функциональной дифференциации можно отметить наличие уровней. Первый отражает разделы конкретных государственных функций. Под вторым уровнем принято понимать совокупность конкретизирующих подразделов. На третьем уровне сосредоточены статьи целевого расходования средств. То есть суммы поступают непосредственно к распорядителям и предназначены на финансирование определенных нужд. И четвертый уровень является детализацией статей по видам расходов. В общем виде такое деление присуще каждой классификации расходной части.

Организационная бюджетная классификация Российской Федерации предназначена для распределения финансовых ресурсов среди получателей или распределителей в рамках республиканского и местного бюджета, а также бюджетов федераций. Соответственно, классификация экономическая выражает расходы на экономические нужды. Следующая группа раскрывает финансирование бюджетного дефицита и долга как внутреннего, так и внешнего.

Бюджетная классификация РФ направлена на облегчение достижения главных целей политики, проводимой государством, а также на упрощение системы мониторинга финансов, призванного облегчить контроль над целесообразностью расходов в той или иной сфере. Кроме того, она позволяет правительству выявлять дополнительные

Единство бюджета страны является единственным способом сохранения целостности всей экономики. Бюджетная классификация используется для регулирования и контроля за финансовым состоянием государственных учреждений, объединяя и систематизируя бюджеты всех уровней.

Определение

Бюджеты разных организаций имеют множество характерных отличий, но, так как все они подлежат включению в общую систему, возникает необходимость в их сопоставлении и объединении друг с другом по общим критериям. Такие критерии должны выявляться с помощью единой классификации бюджетов, порядок применения которой определяется и утверждается посредством законодательных органов.

Бюджетная классификация – это группировка доходов и расходов, причем последние имеют намного больше подразделов. Все они могут быть распределены на четыре ступени, это касается функциональной системы. В связи с экономическим содержанием применяется соответствующая систематизация данных.

Существует также ведомственная классификация. Она представляет собой разделение имеющихся ассигнований бюджетного характера по требуемым секторам, коими являются целевые затратные статьи. Ее утверждают конкретно для каждого уровня, соблюдая в обязательном порядке адресное предоставление материальных средств.

Решение о перечислении принимается с учетом первоочередных потребностей, что позволяет не нарушать принцип обоснованности и приоритетности. Нельзя забывать о рекомендованном предоставлении финансов, контроле за подобными назначениями и ответственностью за нарушение нормативных норм.

Бюджетная классификация РФ регулируется БК РФ. С помощью нее производится:

  • группирование затрат и доходов на всех уровнях системы;
  • учет средств, компенсирующих дефициты бюджетов;
  • присвоение отдельным категориям уникальных кодов;
  • анализ состояния организаций с позиции экономики и статистики;
  • обеспечение адресности финансирования;
  • определение первоочередных целей субсидирования, задач, которые они решают, и происхождение материальных средств, используемых для этого.

Бюджетная классификация состоит из нескольких разделов, соответствующих категории, к которой обращено действие. О них речь пойдет ниже.

Задачи, решаемые классификацией бюджета

Данный экономический инструмент создан для:

  • контроля за доходами и расходами;
  • сведения всей соответствующей информации в одну систему;
  • формирования инструментов для контролирования ситуации на законодательном уровне;
  • обеспечения единения всех уровней системы.

Решение перечисленных задач стабилизирует состояние экономики РФ.

Элементы, составляющие классификацию бюджета

Бюджетная классификация РФ включает в себя доходы, расходы (разделение по функциям и экономическому значению), источники внутреннего и внешнего финансирования, долги, имеющиеся на государственном уровне.

Поступления и затраты в такой системе отражаются четко сгруппированными статьями. Иерархия распределяется следующим образом:

  1. Разделы.
  2. Подразделы.
  3. Целевые статьи.
  4. Конкретные расходы и доходы.

Структура упорядочения доходов

К доходам можно отнести те денежные суммы, что поступают от уплаты налогов, благотворительности, прибыль от бюджетных фондов, созданных для конкретных целей, и прочие.

Ниже приведены коды, по которым классифицируются доходы бюджета

Числа в таблице (от 1 до 20) – разряды, которые в свою очередь группируются следующим образом:

  • разряды 1…3 соответствуют главному администратору доходов;
  • 4…13 – видам доходов;
  • 14…20 – подвидам доходов, причем разряды 18…20 составляют аналитическую группу, которая подразумевает объединение кодов соответственно виду финансовой операции.

Классификация расходов

Виды расходов согласно бюджетной классификации на 2018 год, как и разряды доходов, прописываются в КБК (таблице кодов бюджетной классификации). Они ежегодно редактируются и обновляются в зависимости от изменений, происходящих в экономике государства.

Вот структура кодов для упорядочения данного типа хоз.операций:

Если раньше кода основного мероприятия не было, то теперь он представлен разрядами 11-12. Именно этот код в бюджетной классификации расходов отображает предназначение той или иной операции (если среди перечисленных затратных статей нет требуемой, в документ нужно вносить обозначение, принадлежащее графе «Прочие расходы»). Таким образом, благодаря данному нововведению можно проследить основные направления затрат различных предприятий, исходя из кода.

Статьи расходов бюджетной классификации на 2018 год на сегодняшний день:

  • государственный и местный уровни власти;
  • правовая государственная система;
  • взаимоотношения между РФ и другими странами;
  • оборонные действия национального характера;
  • деятельность, направленная на охрану правовых норм;
  • исследования, посвященные научному прогрессу и космической промышленности;
  • энергетическое производство, строительство и промышленность;
  • сельскохозяйственная отрасль;
  • индустрия, обеспечивающая охрану и наблюдение за окружающей средой;
  • дорожные работы, затраты на связь;
  • рыночная инфраструктура;
  • меры, предпринятые для ЧС;
  • просвещение и здравоохранение населения;
  • культурные мероприятия, СМИ, социум;
  • государственный долг, резервы.

Распределение источников финансирования дефицита

Источники финансирования представляют собой сгруппированные средства, взятые под определенную процентную ставку. Они предназначены для погашения возникшего дефицита в бюджете.

Коды также состоят из 20 разделов. Однако их группирование несколько отличается от классификации доходов и расходов.

Здесь присутствует подразделение на финансирование внутреннего и внешнего дефицита, которое регулируется ст. 23 БК РФ. Подобная группировка кредитных средств способствует более эффективному использованию выделенных ресурсов.

Внутреннее финансирование регулируется следующей иерархией (от меньшего к большему):

  • коды администратора;
  • коды источников;
  • программа;
  • элемент;
  • подстатья;
  • статья;
  • подгруппа;
  • группа.

Данная структура определяет поступление материальных средств от таких источников, как кредиты; реализация займов на государственном уровне; кредитов, которые предоставлены уровнями, находящимися на более высоком уровне; продажа собственного имущества; профицит. Внешнее финансирование превышения расходов над доходами компенсируется международными кредитами, реализацией внешних облигаций, профицита, курсовой разницей.

Задолженности государственного масштаба

Долги на государственном уровне также могут быть внутренними и внешними. Группировка первых отображается посредством возникновения ответственности по причине задолженности. Вторые отличаются только категорией группируемых долгов. Правительство РФ и субъекты Федерации осуществляют подобные операции отдельно друг от друга. В любом случае, все должно происходит по законодательству РФ и никак иначе. В обратном случае подобные действия могут получить статус мошенничества в крупном размере.

Таким образом, понятие и значение бюджетной классификации направлены для увеличения эффективности работы всех уровней иерархии.

Новации 2016 года порядка применения бюджетной классификации: Видео

Новое на сайте

>

Самое популярное