Домой Проценты по кредитам Кто считается тунеядцем, а кто — нет (дополнено). Лукашенко отправил на доработку скандальный «закон о тунеядцах

Кто считается тунеядцем, а кто — нет (дополнено). Лукашенко отправил на доработку скандальный «закон о тунеядцах

Тема о введении налога за тунеядство уже продолжительное время обсуждается в России. Инициатива чиновников не нашла поддержки среди населения, а законопроект в процессе разработки. Вопрос, будет ли введен налог за тунеядство в России в 2018 году, остается открытым, поскольку до конца не проработанные ни суммы выплат, ни категории граждан, которые попадут под действие закона.

В чем суть закона о введении налога за тунеядство в России в 2018 году?

Периодически Правительство рассматривает идею ввести налог для тунеядцев. Особенно активно эта идея началась развиваться после того, как в соседней Беларуси в 2015 году был принят Декрет №3. Суть прорабатываемого в России законопроекта заключается в том, чтобы неработающие, но дееспособные граждане оплачивали налог в установленном размере.

Вице-премьер О. Голодец в 2016 году стала одним из инициаторов введения закона. Она заявила о том, что большая часть официально неработающего населения работает и имеет доход, но не оплачивает налоги, при этом пользуется социальными услугами, включая медицину. По её словам, новый законопроект позволит увеличить поступления в бюджет и компенсировать затраты государства на обслуживание неработающей части населения. Согласно статистике, такие расходы составляют около 40-45 миллиардов рублей.

Дмитрий Медведев попросил не использовать словосочетание «налог за тунеядство», поскольку законопроект направлен на вовлечение неработающей части населения в систему оплаты налогов, а не борьбы с тунеядцами. Главная цель нововведений заключается в том, что за социальные услуги должны платить все, кто ими пользуется.

Несмотря на то, что чиновники рассчитывают таким образом пополнить бюджет, некоторые из экспертов предполагают, что государство понесет дополнительные расходы. Дело в том, что от налога планируют освобождать людей, которые находятся на учете в центрах занятости. Чтобы избежать наказания за отсутствие официального трудоустройства, неработающие массово будут отправляться на биржи. В результате государству придется выплачивать им социальные выплаты.

Когда начнет действовать закон о тунеядстве и каким будет размер налога?

В соседней Беларуси введение налога на тунеядство не принесло желаемого результата. Вместо оплаты налога люди начали устраивать митинги и протесты, поскольку так называемые «письма счастья» многим пришли без законных оснований. Чтобы избежать подобных промахов, Правительство решило тщательно продумать все детали. Цель закона получить средства от работающих неофициально граждан, но многие люди подозревают, что от него обязательно пострадают те, кто пытается хоть как-то выжить в условиях безработицы и ничтожно низких зарплат.

В связи с тем, что многие моменты еще не продуманы, вряд ли закон о тунеядстве в России будет принят в 2018 году. Эксперты заявляют, что на проработку всех деталей необходимо не менее 2-3 лет. К тому же требуется собрать статистические данные о количестве безработных и тех, кто работает неофициально, чтобы реально оценить сложившуюся ситуацию.

На начальном этапе разработки проекта планировалось установить налог в размере 20 тысяч. По словам министра труда и социальной политики, именно столько может тратить неработающий человек, пользуясь медициной и другими услугами, предоставляемые государством. Хотя цифры не были подтверждены проведением исследований и расчетов, иными словами просто взяты с потолка. По мнению многих людей, включая экспертов, размер явно завышен.

Позже начала звучать цифра в 8 тысяч рублей, но даже 150 долларов в год для некоторых людей может оказаться неподъемной суммой. Эксперты в этой области предлагают запустить закон в пилотном режиме и установить размер налога на малой отметке – 500 рублей, но прислушаются ли к ним чиновники, пока неизвестно.

Кто пострадает от налога и как избежать уплаты?

Так как чиновники желают пополнить бюджет за счет тех, кто дееспособен, но не работает. Льготные категории людей будут освобождены от налога. К таковым будут относиться:

  1. Пенсионеры.
  2. Студенты.
  3. Женщины, которые ухаживают за детьми до 7 лет при условии, что последние не посещают детские учреждения.
  4. Люди, ухаживающие за больными родственниками или инвалидами.
  5. Инвалиды.
  6. Матери-одиночки и другие социально незащищенные категории населения.

Налог не коснется людей, которые официально трудоустроены и платят налоги, в том числе и частных предпринимателей. Также предполагается, что в списки тех, кто обязан будет оплачивать налог, не попадут люди, официально ищущие работу, то есть те, кто стоит на учете в центре занятости. Проблема не коснется так же людей в сельской местности, которые получают доход на реализации продукции животноводства, овощеводства или садоводства при условии уплаты налогов. Избежать дополнительных затрат смогут и граждане, получающие доход от аренды недвижимости или банковских дивидендов, если своевременно платят налоги в Пенсионный фонд.

Избежать налога можно несколькими путями:

  1. Приобрести патент.
  2. Стать частным предпринимателем или открыть собственную фирму.
  3. Оплачивать из собственного кошелька медицинский полис.
  4. Трудоустроиться на официальную работу.

Эксперты заявляют о том, что закон может не принести желаемых результатов, а вместо пополнения бюджета появятся новые расходы. Будет ли принят закон и сможет ли он эффективно работать, покажет только время, но уже сейчас большинство людей выступает против его введения. К тому же многие люди согласны оплачивать налоги, но часто их останавливает бюрократия, царящая в налоговой инспекции и других государственных структурах.

25 января президент Беларуси Александр Лукашенко подписал декрет «О содействии занятости населения». Документ заменит декрет, который в 2015 году обязал тех, кто работает меньше 183 дней в году, платить специальный налог. Его сразу назвали «налогом для тунеядцев». Новый документ отменяет этот налог, но вместо него вводит обязанность оплачивать полную стоимость «субсидируемых государством услуг» - это, например, плата за ЖКХ. Но и эту норму реализовать будет непросто, пишет « .

Как в Беларуси появился налог для «тунеядцев»

В 2013 году Михаил Мясникович - тогда премьер-министр Беларуси, заявил, что около 450 тысяч человек в стране (население Беларуси 9,5 миллионов человек) нигде не работают, «не вносят никакого вклада в развитие экономики и при этом пользуются социальными благами». Белорусские чиновники после этого несколько раз обсуждали, как заставить таких людей работать и платить налоги. Президент Беларуси Александр Лукашенко в 2014 году подвел итог: «Любыми способами, которые мы знаем и умеем делать, надо заставить этих людей работать!».

В апреле 2015 года Лукашенко декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества». Его стали называть декретом о «тунеядцах» - по аналогии с советским указом 1961 года, который требовал привлекать людей «без определенного рода занятий» к общественно-полезному труду. Согласно декрету, люди, которые отработали меньше 183 дней за год и официально не стояли на учете по безработице, должны были раз в год платить специальный налог. Тогда он составлял 3,6 миллиона белорусских рублей (около 13 тысяч российских рублей).

Что с этим налогом было не так

Уведомления из налоговой инспекции о том, что им нужно заплатить «налог на тунеядство», получили около 470 тысяч белорусов; заплатили его только около 50 тысяч человек. Иногда уведомления приходили тем, кто «тунеядцем» не являлся - например, инвалидам, женщинам в декрете, солдатам-срочникам. В соцсетях и оппозиционных СМИ публиковали портрет женщины, плачущей на приеме у чиновников из комиссии по вопросам «тунеядства». Героиня снимка - жительница Рогачева Валентина Чернышова - попала в «тунеядцы», потому что ей не хватило девяти дней до необходимых 183-х.

Постепенно декрет № 3 стал в Беларуси одним из самых обсуждаемых - и осуждаемых - законодательных актов последних лет. Лукашенко пошел на уступки и заявил, что документ доработают. И действительно, в январе 2017 года в нем появилась норма, освобождающая от уплаты налога тех, кто находится «в трудной жизненной ситуации». Определять, достаточно ли трудна та или иная ситуация, было доверено властям на местах.

В феврале и марте 2017 года в Беларуси серия акций протеста против декрета о «тунеядцах». В «Марше рассерженных белорусов» 17 февраля в Минске участвовали около двух тысяч человек (таких акций протеста здесь не было с 2010 года). Они требовали отменить налог и жгли уведомления из налоговой инспекции. Аналогичные выступления - «марши нетунеядцев», прошли во многих городах Беларуси.

В начале марта 2017 года Лукашенко на год приостановить взыскание налога с «тунеядцев». Тем, кто его уже заплатил, стали возвращать деньги. Демонстрации не прекратились, тогда в ответ власти жестко разогнали митинг во время Дня Воли в Минске - были задержаны около 700 человек, около 150 из них были оштрафованы или арестованы.

Что теперь хотят от неработающих белорусов

Лукашенко подписал обновленную версию «декрета о тунеядстве» 25 января. Приостанавливая сбор налога, белорусской президент обещал только выверить списки тех, кто должен его платить. Однако фактически он подписал другой документ - декрет № 1 «О содействии занятости населения». С 1 января 2019 года неработающим гражданам нужно будет платить полную стоимость «субсидируемых государством услуг».

Белорусские чиновники уже заявили, что новый декрет, как и прежний, будет стимулировать занятость. Остается неизвестным, изменятся ли критерии для попадания в «тунеядцы». Нет точных сведений и о том, за какие услуги надо будет платить 100% их стоимости. Правительство разъяснит это в ближайшие месяцы. По словам депутата белорусского парламента Тамары Красовской, которая участвовала в разработке декрета № 1, речь идет про стопроцентное возмещение затрат на коммунальные услуги (сейчас белорусы оплачивают около 70% их стоимости, остальное компенсирует государство). Белорусские эксперты считают, что реализовать и этот декрет будет трудно. Например, непонятно, как «тунеядец» будет платить полную стоимость услуг ЖКХ, если в квартире с ним живут другие люди - и они работают в обычном режиме.

Чиновники рассказали о том, как изменится подход к трудоустройству граждан с 2019 года

Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

Изменить размер текста: A A

До 1 апреля правительство должно было предтавить обновленный Декрет №1, он же в народе – декрет о тунеядстве. Напомним, что примерно год назад Александр Лукашенко приостановил действие Декрета №3 и поручил его доработать. Но чиновники настаивают: это не обновленный декрет, а совершенно новый документ. И именно он, как уверяют чиновники, поможет найти работу всем, кто этого хочет.

Это те, кто работает по трудовому договору (контракту), гржданско-правовому договору, ИП, адвокаты, нотариусы, ремесленники, а также занимающиеся агротуризмом. Те, кто не регистрируется ИП, но платит единый налог. Также не считаются тунеядцами военнослужащие, сотрудники военизированной организации, имеющих специальные звания, военнообязанные во время прохождения военных или специальных сборов, а также проходящих альтернативную службу. Также тунеядцами не будут читать творческих работников, статус которых подтвержден творческим союзом или профессиональным сертификатом творческого работника. Не посчитают тунеядцами священнослужителей, участников (членов) монастыря, монашеской общины, а также учащихся духовных учебных заведений. Сюда же входят члены национальных и сборных команд по видам спорта, безработные, которые зарегистрированы в центрах занятости или проходят переобучение от центров занятости.

Освободили от статуса «тунеядец» тех, кто воспитывает ребенка до 7 лет, ребенка-инвалида до 18 лет или троих и более несовершеннолетних детей.

Также занятыми в экономике посчитают тех, кто занимается производством продукции растениеводства (кроме цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады), животноводства (кроме Бреста , Витебска , Гомеля , Гродно , Минска , Могилева ) на земельном участке, который был предоставлен для подсобного хозяйства, ведения фермерского (крестьянского) хозяйства и т.д.

Занятыми в экономике будут считать спортсменов-учащихся специализированных учебно-спортивных учреждений, детско-юношеских спортивных школ (специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва), которые включены в клубы по виду (видам) спорта в виде отдельных структурных подразделений.

Кто может не попасть в список тунеядев?

Те, кто не может работать по объективным причинам. Это, например, граждане, с которыми прекратили трудовые отношения – в течение квартала, который следует за кварталом, когда было увольнение. Но если вы потеряли работу из-за сокращения численности штата, по состоянию здоровья, то срок увеличивается на 6 месяцев с даты увольнения.

Военнослужащие, сотрудники (работники) военизированной организации, со специальными званиями резервистов во время занятий и учебных сборов, а также во время прохождения альтернативной службы – исключаются из списков на 6 месяцев, начиная с месяца после прекращения выше перечисленных отношений.

Если вы учились на дневном отделении в вузе, то после выпуска до конца календарного года вас не включают в списки тунеядцев. Аналогично и с учащимися духовных учебных заведений.

Если вы сдаете жилье, машино-место внаем, и уплачиваете налог, то тоже не считаетесь тунеядцем.

Не будут попадать в списки пенсионеры, в том числе получающие пенсию из других государств, а также получающие пособия по временной нетрудоспособости.

Не посчитают тунеядцами граждан, которые приехали в нашу страну для постоянного проживания, иностранцы или лица без гражданства, которые получили разрешение на постоянное проживание в Беларуси . Но только на полгода – за это время им надо будет найти работу.

Кому надо будет доказать свой статус?

Не все автоматически будут выпадать из списков. Некоторых все-таки внесут. И чтобы доказать, что ты не тунеядец, надо будет прийти в комиссию и подтвердить свой статус. Кому приходить?

Во-первых, тем, кто уволился – сделать это надо в течение квартала. Причем касается это и тех, кто остался без работы из-за сокращения штата. Также прийти в комиссию и доказать свой статус «не тунеядца» надо будет женам и мужьям военных, молодых специалистов, работающих за границей. Если вы находитесь под меднаблюдением в период беременности и родов, то вам тоже это надо будет доказать комиссии.

Как все-таки платить за коммуналку?

Новый декрет о тунеядстве заработает уже с 2019 года. Но к нему все еще есть вопросы . Например, в новом постановлении прописано, что незанятые в экономике граждане будут оплачивать стопроцентные услуги. Но какие именно? Чиновники говорили, что скорее всего это будут коммунальные услуги. Тогда вопрос: если в семье живет один тунеядец и один работающий человек, как им будут считать коммуналку, по каким тарифам?

Проект нормативно-правового акта, определяющего перечень услуг (которые будут платить по 100% тарифам тунеядцы. – Ред.), находится на завершающей стадии согласования. И я думаю, мы этот вопрос обсудим после того, как будет принят нормативный акт, - сказал первый заместитель министра труда и социальной защиты Андрей Лобович .

Как быть тем, кто работает за границей?

Они свой статус должны подтвердить при обращении в комиссию. Если они подтверждают, что они легально работают за границей, то комиссия их будет исключать из базы данных, и они не попадут в список незанятых в экономике, - сказал чиновник.

- А если человек учится за границей или путешествует? – задала вопрос чиновнику «Комсомолка».

Положением определен статус только подтверждения работающих за границей. В отношении учащихся за границей положение норм не прописывает.

Не совсем правильно. Если человек будет учащимся за границей, соответственно там будет проживать, он может в соответствии с документами, подтверждающими статус, обратиться в комиссию и комиссия в индивидуальном порядке будет это рассматривать.

- А если я 7 месяцев путешествовала?

Речь не идет о временном периоде. Базы будут формироваться за первое и второе полугодие с корректировкой в квартал. Соответственно, по результатам квартала, если вы будете подпадать под категорию, относящихся к занятым, хотя бы один день, то, соответственно, в базу данных вы не попадете.

Сколько заработает бюджет на тунеядцах?

Цель реализации декрета – не пополнение дохода бюджета. Цель реализации декрета заложена в его названии – оказание содействия занятости населению. Те потенциальные граждане, которые попадут в базу данных, имеют полное право, и до них комиссия дойдет, и местные органы власти окажут содействие в трудоустройстве. Воспользоваться этой возможностью, этой помощью государства для человека – это его личная позиция, личное право. Но государство делает шаг навстречу для оказания содействия в трудоустройстве.

В Беларуси есть два союза писателей, есть два союза журналистов. Кого именно будут считать творческим работником? Обязательно ли быть членом государственного союза?

В положении сказано, что это граждане, осуществляющие творческую деятельность в качестве творческого работника, статус которого подтвержден творческим союзом. При этом к гражданам у нас относятся трудоспособные граждане республики, иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь или вид на жительство в Республике Беларусь. Если они подтвердят статус творческого работника, вопросов нет, он будет исключаться из базы.

Как узнать: тунеядец я или нет?

Раньше были письма счастья, которые рассылали тунеядцам. Как теперь узнать, попадете вы в список или нет, грозит ли вам стопроцентная коммуналка?

Комиссии и местные власти сами будут принимать решения, положение комиссии не регламентирует порядок информирования и уведомления граждан в том, что они будут потенциально попадать в базу данных незанятых в экономике. Это мы отдаем на право комиссии исходя из тех возможностей, которые у них есть. Но я хочу сказать, что все граждане, которые попадут в базу данных, они будут проинформированы о том, что они там есть.

Почему с новым декретом не будет ошибок?

Когда действовал Декрет №3, много «писем счастья» рассылали тем, кто на самом деле не являлся тунеядцем.

- Не боитесь, что с этим декретом тоже возникнут ошибки? – спросила «Комсомолка»

При формировании декрета, нормативно-правовых актов в его развитие, те подходы, которые мы заложили, максимально будут использовать те данные информационных ресурсов, которые есть, и на выходе данные базы данных, которые будут у нас, соответственно для отработки комиссиями, исполкомами, инициативно должны дойти до каждого человека. То есть не получится такого, что кого-то проинформируют, но не окажут содействие или каких-то мер в вовлечение его в занятость. То есть инициатива будет от местных органов власти. А дальше право каждого гражданина воспользоваться помощью и изменить свой статус или же остаться в том статусе, в котором он есть.

Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» никто не собирался «спускать на тормозах». Напротив, готовится его новая редакция, предусматривающая гораздо более широкий контроль за занятостью и доходами населения, чем в первоначальном варианте. Эти вопросы обсуждались на совещании у Президента Беларуси 3 августа по итогам доклада о демографической ситуации и содействии занятости населения.

Власти осознают роль человеческого капитала и надеются сохранить и увеличить динамику прироста населения. Правда, пока она оставляет желать лучшего: на 1 июля 2017 г. в республике проживало всего 9495,5 тыс. человек - почти на 682 тыс. меньше, чем на начало 1996 г. Хотя в 2014-2016 гг. наблюдалось некоторое улуч-шение, в текущем году снова начался спад. Однако Президент уверен, что Беларусь может прокормить 20 млн. человек, а для начал нужно достичь 15 млн. населения. «Это экономическая безопасность нашей страны, мощь нашего государства, а она всегда в людях », - сказал Александр Лукашенко.

В этом вопросе государство обязано действовать на опережение, прогнозировать будущие процессы и вовремя на них реагировать. «Создание условий для стимулирования рождаемости, обеспечение людей работой, рост их благосостояния - основные правительст-венные задачи, задачи местных органов власти, которые надо решать. За решение этих социальных вопросов спрос жесточайший с любого чиновника», - заявил Президент.

Второй, не менее важный вопрос - содействие занятости населения. «Каждый, кто хочет работать, должен иметь такую возможность. Поэтому органам власти нужно оказывать помощь всем, кто в этом нуждается. Активно налаживать переобучение граждан, содействовать им в организации своего дела», - заявил глава государства. Основной тезис властей: «каждый, кто хочет работать, должен иметь работу, и он в нашей стране ее имеет».

Для реализации такой кон-цепции важным инструментом по-прежнему остается Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества». Новая его редакция должна быть готова к октябрю текущего года.

Волна протестов против декрета не заставила власти изменить свое мнение. «Об-щество должно знать, что никакой отмены декрета быть не может , - заявил Президент. - Я уже мотивировал этот вопрос: как минимум полмиллиона у нас неработающих людей. Из них 200 тыс. мы можем освободить: многодетных, больных, инвалидов, людей, которые, может, и хотят работать, но у них не получается в силу жизненных обстоятельств. Но 300 тыс. где? Поэтому Декрет № 3 - это 300 тыс. тех, кто дол-жен работать, но не работает. И мы их должны заставить работать. Вот и вся идеология ».

По мнению Президента, местные органы власти, которые непосредственно контролируют рынок труда и видят каждого человека, и исполнительные органы власти на мес-тах должны иметь все полномочия и рычаги воздействия на этих людей для решения дан-ной проблемы. Активное учас-тие в разработке новой редакции декрета, наряду с правительством, должны принять и депутаты. «Устраняться от этой проблемы депутату нельзя », - заявил глава государства.

Интересно, что до недавних пор, разработка и принятие указов и декретов обычно вполне обходились без участия парламентариев. Но, оказывается, это тоже «их хлеб» - наверное, на случай, если придется объясняться с населением.

Новым подходом по стимулированию занятости населения станет реализация норм новой редакции Декрета № 3 силами местных органов влас-ти. Правительство также пред-лагает реализовать принцип «не работаешь - платишь за услуги». Предполагается, что трудоспособные граждане, которые не заняты в экономике, будут оплачивать субсидируемые за счет госбюджета услуги по стоимости, обеспечивающей возмещение затрат на их оказание.

Теперь изучаются все варианты, по которым могла бы строиться работа в этом направлении. Также в правительстве разрабатывают перечень таких услуг. Для реализации новых подходов создается Белорусская интегрированная сервисно-расчетная система. Министр труда и соцзащиты Ирина Костевич после совещания у главы государства пояснила, что к концу 2018 г. все граждане страны должны получить ID-карты, позволяющие определять, платит ли человек налоги и отчисления в ФСЗН. Трудоспособные граждане, не занятые в экономике, будут платить за те услуги, которые финансируются государством. Если человек не работает, «то государство будет уже совершенно по-другому предоставлять услуги», сообщила министр.

Поскольку Президент под-держал такую концепцию, остается доработать новую редакцию Декрета № 3, а также как можно быстрее разработать интегрированную сервисно--рас-четную систему, которая будет охватывать различные сферы жизни общества. При этом реализацию норм нового дек-рета предполагается передать в компетенцию местных органов власти. Именно им в недалеком будущем придется раз-бираться с недовольством населения, оценивать, кто и по какой причине оказался в «труд-ной жизненной ситуации» и можно ли ему чем-либо помочь.

Таким образом, власти отнюдь не намерены «спускать на тормозах» Декрет № 3, как надеялись иные граждане. Напротив, чиновники собираются извлечь кое-какие уроки из весенних событий и взыскивать с неработающего по раз-ным причинам населения деньги более эффективно на качественно новом уровне. Надо полагать, разработчики и авторы проекта заранее уверены, что их детище не будет противоречить нормам Конституции, гарантирующим белорусам право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения (ст. 45), доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования (ст. 49). Правда, во многих странах имеются подобные системы, например, обязательное страхование здоровья в Литве. Но одновременно там имеется целый ряд других механизмов, например, пособие по безработице, на которое человек может прожить. К тому же в ЕС, США и постсоветских странах государство не объявляло себя «социальным» и не воспитывало в населении годами патерналистские на-строения. Так что теперь нам придется заплатить не столько за социальные услуги, сколько за избавление от иллюзий.

Обратим внимание еще на одну деталь. На совещании говорилось не только о демографии, занятости и оплате социальных услуг. Также поднимались темы декларирования доходов и имущества и уклонения от уплаты налогов. Принято решение уделить этим вопросам большее внимание. Это стоит сделать и гражданам, которые в азарте обсуждения «налога на тунеядцев» не обратили внимания на пункт 15 Декрета № 3. Между тем в нем предусмотрено, что в целях установления граждан, не участвующих в финансировании государственных расходов или участвующих в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде, налоговые органы вправе осуществлять контроль за соответствием расходов граждан доходам на основании имеющихся сведений о доходах, имуществе и иных расходах граждан. Если налоговики установят, что кто-то живет не по легальным средствам, т.е. его расходы превышают доходы, сведения о которых имеются в распоряжении налоговых органов, либо факт получения дохода не подтверждается, то гражданину будет направлено письменное требование о даче пояснений об источниках доходов. Если пояснения не будут даны в установленный 30- дневный срок или их содержание окажется неубедительным, гражданину придется уплатить налог с суммы превышения расходов над доходами.

Инструкция о порядке осуществления контроля за соответствием расходов граждан доходам на основании имеющихся в распоряжении налоговых органов сведений о доходах, имуществе и иных расходах граждан без истребования декларации о доходах и имуществе, утв. постановлением МНС от 31.08.2015 № 22, и новая редакция Закона «О декларировании физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов» открывают широкие воз-можности для выявления лиц, живущих не по средствам, и взыскания с них налогов. Это могло бы пополнить казну куда существеннее, чем пресловутый «налог на тунеядцев», если, конечно, контролирующие ор-ганы всерьез начнут использовать эти механизмы. Правда, тогда, скорее всего, окажутся затронутыми интересы не без-работных и домохозяек, а весьма важных, возможно, даже влиятельных особ. Но у них-то деньги на уплату налогов как раз имеются.


Подробнее на сайте Экономической газеты:

Стало известно, что Президент Беларуси 25 января 2018 года подписал Декрет №1 «По содействию занятости», который полностью изменяет ранее действовавший акт законодательства.

Так, новый декрет фактически отменяет ранее действовавший Декрет Президента №3.

Главное изменение состоит в том, что в соответствии с новым Декретом не будет взиматься с трудоспособных неработающих граждан сбор на финансирование государственных расходов.

Лица, которые ранее признавались плательщиками этого сбора, освобождены от его уплаты.

Однако, с 1 января 2019 года лица, ранее признававшиеся «тунеядцами», будут производить оплату субсидируемых государством услуг по их 100% стоимости.

Внимание!

Согласно постановлению Совета Министров РБ №314 от 24 апреля 2018 года трудоспособные граждане, не занятые в экономике , оплачивают стоимость коммунальных услуг, которые соответствуют полному возмещению затрат государства на оказание таких услуг, а именно:

  • горячее водоснабжение
  • теплоснабжение
  • газоснабжение (при наличии индивидуальных газовых отопительных приборов)

Также указывается, что будут создаваться комиссии, которые обеспечат максимально индивидуальный подход к каждому гражданину.

Комиссии будут предназначены для содействия в трудоустройстве неработающих граждан.

Работа специально созданных комиссий будет направлена на:

  • создание рабочих мест
  • содействие в трудоустройстве
  • представление временной работы
  • переобучение

По сути, часть статьи, которая идет ниже данной нивелируется из-за неожиданности подписания Президентом Декрета №1.

Декрет №3

В январе 2017 вышел Декрет Президента Республики Беларусь от 12.01.2017 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь №3». В нем доработан Декрет Президента №3 «О предупреждении социального иждивенчества». Глава государства пояснил, что не будет взыскивать сбор за 2016 год с тех лиц, кто должен платить, а те, кто заплатил, не будут уплачивать за 2017 год, при условии их занятости на работе. Отменен данный декрет не будет, но его проработают в связи с многочисленными жалобами граждан.

Кому необходимо уплачивать сбор?

Платить нужно тем, кто не работал в течение года более чем 183 дня . Не платят лишь те, кто входит в перечень лиц, который недавно был дополнен новым декретом:

  • спортсмены национальных сборных команд Беларуси
  • студенты, получающие образование впервые на очном отделении
  • ИП, уплатившие налогов более чем на 20 базовых величин, установленной на 1 января соответствующего налогового периода
  • тяжелобольные
  • люди творческих профессий, подтвердившие членство в творческом союзе
  • представители церковных организаций
  • официально зарегистрированные безработные
  • один из родителей, воспитывающий ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, не получающий дошкольное образование
  • военнослужащие
  • и другие (см. полный перечень )

Таким образом, государство борется с теми, кто вообще не работает или работает «неофициально».

Если работал менее чем 183 дня в году?

В случае, если вы работали менее 183 дней в году, но уплатили налогов на 20 и более базовых величин (базовая величина считается на момент 1 января года, за который вы платите сбор), то не подпадаете под Декрет №3. Однако, если налогов было уплачено менее чем 20 базовых за год, то уплачиваете лишь разницу между 20 базовых величин и фактической суммы, уплаченной вами.

Излишне уплаченные (взысканные) суммы сбора подлежат возврату или зачету в порядке, установленном налоговым законодательством.

Я работаю, но все равно приходит извещение об уплате сбора

Как мы помним, за 2015 год многим людям приходило извещение об уплате налога. Не пугайтесь, это ошибка налогового органа. В этом случае, если вы реально работали, то достаточно взять справку по месту работы, которая удостоверяет факт вашей занятости в данной организации (компании). Далее идете в налоговый орган, приславший вам извещение и вам аннулируют его.

Нет денег на налог

В соответствии с Декретом Президента №3 Местные Советы депутатов или местные исполнительные и распорядительные органы вправе освобождать от уплаты сбора, в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации. Под данной ситуацией понимается объективное обстоятельство или их совокупность, которое не зависит от гражданина, и он не может его преодолеть за счет имеющихся средств (например, смерть супруга (супруги), неспособность к самообслуживанию).
Важно!

За неуплату налога или уклонение от неуплаты грозит штраф, арест, а также отправка на принудительные работы.

Повлиял ли закон на безработицу?

В целом, численность безработных в 2017 году снизилась, по сравнению с 2016. Безработица составила 0,6%, а в 2016-0,8%. Также, увеличился спрос на рабочую силу, граждане стали чаще обращаться в органы по труду, занятости и социальной защите населения. Число безработных по половому признаку-лидируют мужчины. Статистика идет с каждым годом в сторону уменьшения безработицы.

Хотите найти работу? Смотрите вакансии в Минске по ссылке:

Новое на сайте

>

Самое популярное