Домой Проценты по кредитам Кто вывел индию из экономического кризиса. Денежная реформа в Индии

Кто вывел индию из экономического кризиса. Денежная реформа в Индии

В2003 г. эксперты инвестиционной компании Goldman & Sachs ввели в оборот аббревиатуру БРИК, звучащую по-английски так же, как слово «кирпич» для обозначения группы стран - Бразилии, России, Индии и Китая - за счет роста которых, по их мнению, во многом должен будет обеспечиваться будущий рост мировой экономики и фондовых рынков, в частности. Сделано это было, прежде всего, для того, чтобы привлечь потенциальных инвесторов к покупке ценных бумаг этих стран. Указывалось, что быстрый рост экономик четырех государств делает выгодными капиталовложения в эти страны. Если раньше традиционно наибольшим спросом пользовались ценные бумаги, выпущенные фирмами и правительствами развитых государств Европы, Северной Америки и Японии, то теперь финансистам предлагалось активнее осваивать новые рынки деятельности.

Микроэкономическая идея, нацеленная на получение прибыли от акций быстрорастущих предприятий стран БРИК, оказалась верной и с точки зрения макроэкономики, т.е. на уровне национальных экономик. Она прижилась, и БРИК стал рассматриваться политиками и экономистами уже как группа крупных государств, характеризующихся быстрым и устойчивым развитием. Таким образом, данные государства выделились из группы развивающихся и переходных экономик в авангард, который успешно догоняет развитые страны по своей экономической мощи.

Более того, страны БРИК стали превращаться в группу, имеющую общие экономические и даже политические интересы. Так, уже на втором саммите, проходившем в Бразилии в апреле 2010 г., в итоговом заявлении появились разделы, посвященные энергетике, изменению климата и борьбе с терроризмом. Помимо последствий глобального финансово-экономического кризиса, обсуждались возможности координации усилий в области безопасности и организованной преступности.

Как уже отмечалось выше, два члена БРИК - Китай и Индия легче многих других стран мира перенесли мировой финансово-экономический кризис. России повезло меньше. Ее экономика пережила сильный спад во время кризиса, а выход из кризиса не сопровождался радикальным повышением эффективности. Поскольку масштабы бразильской экономики меньше китайской и индийской, внимание наблюдателей приковано, прежде всего, к паре Китай-Индия. Станут ли эти государства лидерами мирового экономического роста, вытаскивая всю мировую экономику из депрессии, или же Индия отстанет, и ей будет трудно выступать в качестве мирового локомотива?

Как показывают оценки экспертов Международного валютного фонда, экономика Китая в последние годы развивается более быстрыми темпами, чем экономика Индии, но разница темпов невелика. Индия и Китай показали уверенный экономический рост в период кризиса, когда и мировая экономика в целом, и развитые страны пережили спад производства. В 2010 г. обе страны развивались темпами, которые в 3 раза выше, чем у развитых государств. С 2011 г. эти государства вступили в полосу экономического застоя и медленного роста, и разрыв увеличился в 4-5, а с Китаем почти в 6 раз. В то же время темпы роста ВВП Китая явно покинули двузначную зону, но этот факт не является негативным, поскольку КНР нуждается в перестройке своей экономической модели. Для Индии замедление темпов роста ВВП - более тревожный факт.

Россия показывает более быстрый рост, чем группа развитых стран, но меньший не только по сравнению с Китаем и Индией, но и с группой развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Существенно сбавила темпы и Бразилия.

Можно сказать, что после острой фазы кризиса БРИК разбился на две части. Первая - Китай и Индия, которые сумели удержать высокие темпы роста ВВП, вторая - Бразилия и Россия, которые, восстановив экономический рост после спада в 2009 г., демонстрируют очень умеренные темпы роста ВВП. Тем не менее, вся группа по-прежнему развивается быстрее, чем развитые страны.

Что не нравится в Индии Нобелевскому лауряту
В целом, экономический и политический истеблишмент Индии удовлетворен макроэкономической ситуацией и считает, что в среднесрочной перспективе Индия вполне может развиваться со средними темпами роста ВВП около 10%, хотя есть понимание того, что слишком быстрый рост чреват несбалансированностью.

Определенным диссонансом настроениям индийской элиты прозвучало выступление Амартия Сена, лауреата Нобелевской премии по экономике, индийца по происхождению, работающего в США. Выступая в Дели перед студентами и предпринимателями, он подверг сомнению необходимость конкурировать с КНР по темпам роста ВВП. По его мнению, гораздо важнее использовать хозяйственную активность на благо основной части населения.

Индикатором динамики в этой области является, в частности, индекс развития человеческого потенциала. Этот индекс рассчитывается как совокупность трех сторон развития: здоровья населения, измеряемого показателем средней ожидаемой продолжительности жизни новорожденного; образования, показателем которого выступает продолжительность обучения взрослых; материальных условий жизни, измеряемых душевым ВВП.

Такие индексы уже продолжительное время рассчитываются по большинству стран мира. Выше мы уже упоминали о расколе стран БРИК на две группы по темпам роста ВВП. По ИРЧП также выделяются две группы. Это - Россия и Бразилия с относительно высоким уровнем ИРЧП, и Индия и Китай с невысоким уровнем.

В целом, вся группа БРИК не относится к числу лидеров в мире, где максимальные баллы на уровне выше 0,900 имеют такие страны, как Норвегия, Австралия, Новая Зеландия, США. Если Россия и Бразилия относятся к категории стран с высоким уровнем индекса, то Китай и Индия к группе среднего уровня. Индия по ИЧРП в группе БРИК является аутсайдером, несмотря на впечатляющие достижения в темпах роста и развитие информационных технологий и других отраслей hightech.

Контраст велик по всем позициям: и по продолжительности жизни, и по числу лет обучения, и по уровню ВВП. Если отбросить экономическую составляющую индекса, то Россия, Бразилия и Китай образуют очень тесную группу, т.е. образование и здоровье населения в них мало различаются. Индия при этом все равно сильно отстает, и разрыв между нею и Китаем даже увеличивается. Т.е. отставание велико не только в экономической области, но и в сфере здоровья и уровня образования населения.

Еще одним аспектом, к которому привлек внимание А.Сен, является продовольственная ситуация в Индии. Недостаток п тания - постоянная проблема страны, и без ее решения прогресс имеет очень ограниченные перспективы. Большое население, особенно в сельской местности, и ограниченные экономические ресурсы, недостаточные для реализации широкомасштабных программ модернизации экономики в целом и сельского хозяйства в частности, создают условия для экологического кризиса большого масштаба.

«Давление населения на землю»
Уже многие десятилетия в Индии нарастает аграрное перенаселение, которое ведет к разрушению природной среды в деревне. По мнению исследователя фундаментальных проблем аграрного сектора Индии и ряда других крупнейших стран мира В.Г.Растянникова, несмотря на головокружительные успехи экономического роста за последние десятилетия, современная Индия переживает острейший кризис под названием «давление населения на землю». Этот кризис имеет перманентный характер. Первопричина этого кризиса - чрезмерно интенсивный, не сообразующийся с массой имеющихся природных ресурсов рост населения. Состояние современного сельского хозяйства Индии характеризует тот факт, что производство продовольственного зерна на душу населения в начале ХХI в. ниже, чем в конце ХIХ в.

Как пишет востоковед А.М.Горячева, «уже сейчас страна отягчена таким количеством избыточного, бедного, неграмотного и больного населения, что ее никак не удается включить в современный экономический процесс. Руководство страны отдает себе отчет в том, что даже темпы экономического роста в 8-10% в год не могут решить проблему кардинально».

По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, в трех странах БРИК существует проблема недоедания. Во всех трех странах число нуждающихся и их доля в населении падают, и экономический кризис в этой сфере жизни общества незаметен, но в Индии и число людей, получающих недостаточное питание, и доля этих людей в населении все еще велики.

Показатели индустриального развития
Важной составляющей догоняющего развития является построение индустриального общества и соответствующей ему физической инфраструктуры в виде современных зданий, путей сообщения и т.д. Для этого необходимы конструкционные материалы, главными из которых являются сталь и прокат. Кроме того, для развитого индустриального общества необходимо развитие машиностроения, которое в значительной степени является металлообработкой. Лидерство в производстве стали перемещается из страны в страну по мере прохождения начальных стадий индустриализации, но современное индустриальное общество не может быть создано без производства больших количеств металлоконструкций, стального листа, проката, труб и т.д.

Китай выделяется не только в БРИК, но и во всем мире. Его ближайший преследователь Япония выплавила в 2012 г. немногим более 100 млн т стали; Китай производит стали больше, чем Западная Европа, Северная Америка и Япония, вместе взятые. Таким образом, Китай резко выделяется как индустриальная держава. Вместе с тем, уровень выплавки стали в Индии уже превысил российский. Очевидно , что все страны БРИК успешно преодолели острую фазу кризиса в том, что касается черной металлургии, и наращивают выплавку стали быстрыми темпами. Можно отметить, что аутсайдером по масштабам развития черной металлургии в группе БРИК выступает Бразилия.

Китай опережает в БРИК другие страны по величине потребления металлообрабатывающего оборудования в разы. Индия по объему потребления отстает от Китая почти в 20 раз, но и она, и Бразилия опережают Россию. Нужно отметить тот факт, что Индия за время, прошедшее после завершения острой фазы глобального экономического кризиса, опередила Бразилию. Что касается России, то, несмотря на рост потребления металлообрабатывающего оборудования, она сильно отстает от всех участниц группы БРИК.

Еще одна проблема Индии - отсталая физическая инфраструктура. «Узким местом» в инфраструктуре Индии являются автомобильные дороги. Индия занимает 2-е место в мире по протяженности автодорожной сети, но эта сеть нуждается в коренной модернизации. Автомобильные дороги обеспечивают 85% пассажирских и 61% грузовых перевозок в стране. При этом около трети дорог имеют по одной полосе движения в каждую сторону, чуть более половины - по две полосы, и только примерно 12% по 3 и 4 полосы. В результате, движение по дорогам, многие из которых еще и заняты велотранспортом и гужевыми повозками, медленное. Грузовик грузоподъемностью 10 т преодолевает расстояние в 1400 км между городами Мумбай и Дели за 3-4 суток, т.е. со средней скоростью ниже 50 км/час. Ежегодно на дорогах гибнет примерно 100 тыс. человек - в четыре раза больше, чем в России, что делает их одними из самых опасных в мире.

Железные дороги также являются «узким местом» в транспортной системе страны. Железнодорожная сеть Индии формировалась полтора века, и сейчас она не только наиболее разветвленная, но и наиболее загруженная в мире. По железным дорогам перевозится примерно треть всех грузов, но только 15% пассажиров, хотя это почти 7 млрд человек, примерно равно населению Земли в год. Еще 20 лет назад на железные дороги приходилось около 70% пассажиропотока, но сейчас они просто не справляются с ростом перевозок из-за устаревшей инфраструктуры. Их необходимо модернизировать и для обеспечения стабильности и роста объемов перевозки угля - основного груза, перевозимого по ним в Индии. Автомобильный транспорт не может принять на себя большой объем такого дешевого груза, как уголь.

Развитие Индии, большой по территории страны, протекает неравномерно. Часть штатов получают максимальную выгоду от быстрого экономического роста, но некоторые не вписываются в проекты модернизации. Наиболее успешно развиваются столичный округ Дели и штаты Махараштра, Гуджарат, Карнатака и Тамилнад на юге страны. Именно сюда поступают инвестиции, здесь развивается производство, отсюда направляются экспортные потоки. Экономический рост обеспечивает более высокие доходы рабочей силы. В то же время крупные штаты Уттар-Прадеш и Мадхья-Прадеш в меньшей степени затронуты модернизацией и ростом. Среднедушевые доходы в успешно развивающихся штатах в 4-5 раз выше, чем в менее благополучных.

Доходы основной части индийцев формируются в сельской экономике, значительная часть которой еще носит традиционный характер. Эту сферу производства модернизация почти не затронула. В сельском хозяйстве создается примерно 20% ВВП, но в нем занято более половины рабочей силы страны.

Экономический рост больше всего выгод дает среднему классу. Все больше становится товаров и услуг, которые потребляет именно средний класс, цены на них растут очень умеренно, а на некоторые - падают по мере развития национального производства, замещающего импорт. В то же время растут цены на продовольствие и коммунальные услуги, которые определяют экономическое положение основной части индийского населения, имеющего очень невысокие доходы.

Индия и Китай: результаты прохождения через кризис
Если сравнивать китайскую и индийскую экономики, то по большинству показателей китайская будет впереди. Тем не менее, по результатам прохождения через мировой финансово-экономический кризис Индия показала бóльшую эффективность, чем Китай: ей потребовалось меньше усилий, чем Китаю, для поддержания стабильного роста экономики после кризиса. Это связано с тем, что в период кризиса Китай запустил масштабную программу стимулирования своей экономики. В 2009 г. объемы кредитов, которые должны были стимулировать инвестиции, в первую очередь, в инфраструктуру, удвоились, по сравнению с 2008 г., и составили $1,4 трлн, или 30% ВВП страны. Программа оказалась успешной, поскольку экономический рост сохранился на высоком уровне даже при том, что экспорт Китая в 2009 г. упал на 16%.

Успех, однако, сопровождают определенные риски. Обилие денег способно раздуть финансовые пузыри, в первую очередь, в сфере недвижимости. Кроме того, слишком большое число кредитов может привести к тому, что далеко не все заемщики смогут их обслуживать, а это отрицательно скажется на качестве всей банковской системы.

Индия, так же как и многие другие страны в период кризиса, понизила ставку рефинансирования, ввела налоговые льготы и увеличила бюджетные расходы. Однако их объемы были гораздо ниже тех, что в Китае. Они составили в 2009/10 фин. г. $36 млрд, или всего лишь 3% ВВП, в то время как сопоставимая по статьям часть китайского антикризисного пакета составила около 6% ВВП. Индии удалось стимулировать экономический рост в период кризиса, не рискуя стабильностью банковской системы. Банки вели консервативную политику по отношению к заемщикам и не накопили плохих кредитов. Нет признаков раздувания финансовых пузырей на рынке недвижимости.

Поскольку экономика Индии в меньшей степени зависима от внешних рынков, ей удалось ограничиться меньшими, чем Китай, усилиями по преодолению последствий мирового кризиса. Перед кризисом в 2008 г. экспорт Китая составлял 35% ВВП, а Индии - 24%. Китаю нужно было чем-то компенсировать падение экспорта, чтобы сохранить экономический рост. Индии было значительно легче решить эту задачу. Накануне кризиса потребление частного сектора в Индии составляло 57% ВВП, тогда как в Китае - только 35%. Вот почему в Индии в период кризиса именно частное потребление оказалось важнейшим стабилизатором. В целом, экономика этой страны сохранила потенциал быстрого роста, не накопив новых рисков, связанных с финансовым стимулированием в период кризиса.

Хотя Китай и опережает Индию по темпам роста экономики и ее модернизации, в последние годы, особенно во время кризиса, его экономическая модель усваивает некоторые черты индийской. Дело в том, что Китай до кризиса был ориентирован на мировой рынок и по этой причине уязвим при ухудшении мировой конъюнктуры, а Индия в большей степени ориентирована на внутренний рынок, что придает экономике большую устойчивость. Китай стал быстрыми темпами развивать внутренний рынок, приближаясь к индийской модели роста.

Возражая на замечание о том, что в Индии очень медленно принимаются решения в области экономической политики, премьер- министр М.Сингх, заявил, что «гонку выигрывает тот, кто двигается не спеша, но стабильно». Можно говорить об определенном сближении моделей экономического развития Индии и Китая. Если Китай в ходе экономических реформ урезал гипертрофированное влияние государства на экономическую жизнь, то Индия не демонтировала те элементы централизованного управления экономикой, которые были созданы в первые десятилетия после получения независимости. Обе страны повысили роль механизмов конкуренции, распространив их и на государственные предприятия, но сохранили механизмы государственного воздействия на жизненно важные стороны экономического развития.

Еще одной важной чертой экономического развития обеих стран является развитие выпуска средств производства: машин, оборудования, приборов и т.д. В условиях глобализации такая стратегия сопряжена с определенными рисками. Дело в том, что глобальная конкуренция в машиностроении привела к узкой специализации многих фирм, их высокой производительности, защищенности их продукции патентами, формированию ноу-хау, которое не передается конкурентам. Поэтому развитие собственного производства современного оборудования может оказаться дорогой бесконечного отставания и низкой эффективности.

Идя на этот риск, и Китай, и Индия довольно успешно решают проблему размещения на своей территории производства сложного оборудования. Активно привлекаются иностранные фирмы, создаются собственные инженерные школы и машиностроительные компании, способные производить современное оборудование, которое подходит для местного рынка по цене и техническим характеристикам. Такая стратегия обеспечивает технологическую независимость развития и создает механизмы самоподдерживающегося роста технических достижений, ориентированных на внутренний рынок. Ярким примером такого технического достижения является созданный в Индии самый дешевый ноутбук в мире - его цена $35.

Западному рынку упрощенные, дешевые модели не нужны, поскольку там купят и дорогие изделия с большими возможностями. Но для индийского потребителя такой компьютер - шаг в современное информационное общество, сделать который было бы недоступно при высокой цене этой техники. Учащиеся из бедных слоев общества - массовые потребители дешевых компьютерных технологий. Получив с их помощью высшее образование, они становятся квалифицированными производителями разной, в т.ч. и самой современной техники.

Весьма трудной для Индии задачей является проблема трудоустройства значительного количества жителей города и деревни. Однако в этом конкретном вопросе ситуация в мире складывается в пользу Индии. Дело в том, что в результате проведения с конца 1970-х гг. политики ограничения рождаемости в нынешней «мастерской мира» - Китае, там одновременно происходят как старение рабочей силы, так и рост заработной платы наемных работников при повышении уровня их социальной и правовой защиты. Иностранные предприниматели, инвестировавшие в Китай, вынуждены будут искать другие страны, обеспечивающие низкий уровень издержек на рабочую силу. Перспективы Индии в этих условиях, очевидно, выигрышные.

По оценкам Международной организации труда, к 2020 г. численность индийцев работоспособного возраста вырастет на 80 млн человек. Есть и другие оценки. Эксперты Лондонской школы экономики указывают на то, что в настоящее время только 1/3 женщин в Индии ищет оплачиваемую работу вне дома. Даже при умеренном росте этой пропорции по мере модернизации страны только за счет этой категории рабочей силы ее численность может увеличиться на 110 млн человек. В целом, 30% всего прироста рабочей силы в мире за нынешнее десятилетие придется на Индию.

В то же время политика индийских промышленных фирм в области занятости состоит в экономии живого труда. Компании предпочитают современное оборудование и технологии, которые не требуют найма большого числа рабочих. По мнению многих индийских предпринимателей, именно техническое перевооружение повышает конкурентоспособность производимой продукции, особенно идущей на экспорт. Те же, кто получил работу на этих фирмах, имеют существенный рост зарплат. Такого рода тенденции наблюдаются не только в машиностроении, но и в швейной промышленности, производстве ювелирных изделий и игрушек.

Эксперты подчеркивают, что такого рода политика предпринимателей в немалой степени обусловлена особенностями трудового законодательства, которое изобилует нормативно-правовыми актами, формируемыми на уровне центрального правительства и штатов. Общая направленность этих актов такова, что увольнение работника очень затруднено.

По оценке Всемирного банка, «догоняющее развитие» внутри самой Индии может иметь большой эффект. Если индийские «середнячки» достигнут уровня тех передовых фирм, которые уже действуют в индийской экономике, то ВВП страны вырастет в 5 раз10.

Экономика Индии и БРИКС после кризиса
Как уже отмечалось, ориентация на внутренний рынок, идущая еще от дореформенной модели экономического развития, позволила Индии сравнительно безболезненно пережить острую фазу глобального финансово-экономического кризиса. Судя по всему, ставка на внутреннее потребление остается перспективной стратегией и в послекризисный период.

Фирма Goldman & Sachs, введшая понятие БРИК, дает прогноз устойчивого роста экономики стран этой группы на ближайшие годы. По оценке ее экспертов, суммарный ВВП группы к 2018 г. превысит ВВП США. Основным двигателем экономического роста в этих странах становится средний класс, численность которого неуклонно возрастает. Специалисты Goldman & Sachs относят к этому классу тех лиц, чей доход находится в диапазоне от $6 тыс. до $30 тыс. в год. Эта группа будет быстро увеличивать свое потребление.

Этот рост означает развитие двух тенденций. Во-первых, существенно вырастет необходимость в тех товарах, которые удовлетворяют первичные потребности, включая продовольствие, одежду и жилье. Во-вторых, будет нарастать потребность в технологичных товарах - автомобили, бытовая техника, компьютеры, средства связи, которые и определят рост производства не только в странах БРИК, но и во всей мировой экономике. К 2020 г., по оценке Goldman & Sachs, в Индии средний класс вырастет до уровня выше 400 млн человек, а в Китае - до 1 млрд человек.

Быстрый экономический рост в самых населенных странах мира - Китае и Индии, несомненно, отразится на структуре спроса и торговых потоках в мировой экономике. Индия и Китай все в большей мере будут становиться импортерами сырья для своей промышленности и высокотехнологичной промышленной продукции для потребительского рынка.

Важной составляющей экономического роста, направленного на потребности меняющегося внутреннего рынка в Индии, стало развитие автомобильной промышленности. Эта отрасль, особенно для крупных стран, претендующих на развитие собственной индустрии, становится индикатором возможностей национального производства. Кроме того, автомобилизация населения - признак роста благосостояния.

По производству легковых и грузовых автомобилей Индия уверенно обогнала Россию еще до кризиса, но вот отставание от КНР нарастает. Если же рассмотреть имеющийся парк автомобилей, то, по состоянию на конец 2008 г., парк КНР составлял 51 млн штук - 3-е место в мире после США и Японии, российский - 38 млн, уровень Италии и Франции, парк Бразилии - 27,5 млн, уровень Испании, индийский - 18,5 млн, уровень Польши и Южной Кореи. Таким образом, Индия имеет большой потенциал насыщения внутреннего рынка автомобилями. Создание соответствующей росту парка транспортной инфраструктуры становится необходимым элементом развития, во многом повторяющего путь США и европейских стран, которые пережили период интенсивной автомобилизации и дорожного строительства как этап экономического развития.

То, что инфраструктура является «узким местом» в развитии, хорошо понимают власти и бизнесмены Индии. По ХI пятилетнему плану развития страны на 2007-2011 гг. на строительство инфраструктурных объектов выделена сумма, эквивалентная $500 млрд, в т.ч. $100 млрд - на дорожное строительство. Правительство Индии планирует создать фонд инвестиций в инфраструктуру с привлечением 40% средств из международных источников, таких как пенсионные, страховые фонды, международные финансовые агентства - именно такие схемы инвестирования и предлагали эксперты Goldman & Sachs, когда придумывали сокращение БРИК.

В настоящее время строительство дорог дает работу 30 млн индийцам, так что эта сфера - самый крупный работодатель после сельского хозяйства. Модернизация шоссейных дорог признана одним из приоритетов экономического развития в Индии. Капиталовложения в значимых объемах стали поступать на эти цели лишь после 2000 г., а в 2008 г. было принято решение существенно увеличить финансирование. Расходы примерно в равной пропорции делят между собой федеральное правительство, частный сектор и региональные администрации. Примерно половина финансирования идет на строительство и реконструкцию национальных автодорог, что должно укрепить каркас магистральных путей, связывающих регионы страны. Около 12% финансирования отводится на строительство сельских дорог.

Строительные работы большого масштаба, формирующие не только рост занятости, но и производство сложной строительной техники, осуществляются в горнодобывающей промышленности, в первую очередь, угольной, в сооружении железных дорог, морских и воздушных портов, ирригационных сооружений и объектов инфраструктуры в городах.

В современных условиях успешное догоняющее развитие невозможно без развития науки и технологий. В Китае число занятых в научных исследованиях в технологической сфере к 2015 г. может выйти на первое место в мире. К 2020 г. Пекин планирует использовать на научные исследования большую часть ВВП, чем ЕС. В то же время в Индии, где выпускников инженерных вузов больше, чем в США, и сектор информационных технологий находится на самых передовых позициях в мире, на 1000 человек населения приходится только 24 персональных компьютера.

Отмечая это противоречие между успехом индийских исследователей и разработчиков в мире и низким уровнем проникновения достижений современных технологий в жизнь индийского общества, обозреватель журнала «The Economist» Саймон Кокс пишет, что «...Индия значит для современных технологий больше, чем современные технологии значат для Индии».

Индийский сектор информационных технологий и аутсорсинга бизнес-процессов после кризиса восстановился в качестве наиболее быстро растущего сегмента экономики. В 2010 г. его продажи превысили $70 млрд. Из этой суммы на долю информационных технологий - в первую очередь, создание программных продуктов пришлось $64 млрд.

Еще до экономического кризиса правительство Индии рассматривало перспективы развития страны на многие годы вперед. Среднесрочные планы правительства Индии представлены в Концепции развития страны до 2020 г. Индия достигла впечатляющих успехов в третичной сфере - услуги современной экономики, став мировым производителем услуг в современном сегменте этой области экономики. Но ее достижения в первичном и вторичном секторах гораздо скромнее. Это ставит под вопрос устойчивость развития Индии в среднесрочной перспективе, поскольку узкие места в экономике, отстающие отрасли, бедность населения могут помешать развитию хозяйства страны в целом. Современные услуги, направленные на экспорт, станут анклавом, окруженным бедствующей страной.

Китай показывает пример более сбалансированного развития первичного, вторичного и третичного секторов своей экономики. Экономические реформы в стране начались с сельского хозяйства; сельская промышленность, наряду с особыми экономическими зонами в прибрежных районах, сыграла большую роль в поступательном ходе реформ.

Впечатляют высокие темпы и объем роста такой крупной экономики, как индийская, блестящий успех экспорта услуг производителей индийских программных продуктов. Однако эти успехи не должны заслонять реальные проблемы: Индии предстоит ускорить решение традиционных проблем производства продовольствия и индустриализации. Это укрепит базу экономического развития страны в целом, создаст фундамент для устойчивого развития в долгосрочной перспективе. БРИКС сохраняется как быстро растущая группа крупных государств. Но неоднородность этого образования, которая всегда была велика, в будущем, скорее, увеличится, чем уменьшится.

Центральный банк Индии в четвертый раз с начала 2010 года и во второй раз в июле этого года повысил процентные ставки, чтобы сдержать инфляционное давление на фоне ускоряющегося экономического роста. По мнению главы Резервного банка Индии Дуввури Суббарао, неожиданно решительное повышение процентной ставки "должно умерить инфляцию и сдержать давление со стороны спроса, а также снизить волатильность краткосрочных ставок". О том, как банковская система Индии преодолела финансовый кризис и какие проблемы еще осталось решить, рассказывает банковский омбудсмен из Мумбая Аггарваль Ом Паркаш.

Господин Паркаш, согласно оценкам экспертов, кризис в Индии не был таким жестким, как в других странах, но банки Индии столкнулись с проблемой ликвидности, а также с низким уровнем потребности в кредитах. Как это повлияло на банки?

Действительно, кризис повлиял на Индию, но в меньшей степени, чем на большинство стран. Он не отразился на балансах банков и финансовых инструментах. Мы также не почувствовали его влияние на финансовые институты.

К декабрю 2008 года Индия объявила политику первого стимула, поддерживая особые отрасли промышленности, которые требовали большого количества труда и были ориентированы на экспорт. Эта комбинация принесла свои результаты.

Стабильность была сохранена, и процесс фискальной консолидации продолжался.Мы использовали также элементы правил, принятых Базелем. Это включало дополнительные расходы государственного бюджета.

- Можете рассказать поподробнее о том, какие меры были приняты?

Одна из главных принятых мер поддержки - кредиты малому и среднему бизнесу. Правительство допустило увеличение фискального дефицита до 3,5 % в 2008 - 2009 годах и до 4 % в 2009 - 2010 годах для того, чтобы увеличить объем затрат государства.

Кроме того, приоритет был предоставлен программам государственных затрат, что оказало влияние на занятость. Особое внимание уделялось стабильности цен.

- А как были поддержаны кредитные организации?

Одна из причин того, что Индия не была затронута финансовым кризисом, заключается в том, что в Индии хорошо сработали регуляторы.

Два отдельных комитета Резервного банка - это совет финансового надзора и комитет надзора за расчетными системами - ведут надзор за финансовыми организациями. В числе многочисленных функций у Резервного банка Индии есть прерогатива принимать экстренные меры, в том числе в условиях кризиса. Благодаря этому была улучшена новая консолидация рисков. Проводилось корректирование открытой валютной позиции, шла работа со всеми видами банков с различным капиталом.

Также были приняты меры регулирования кредитования на межбанке для того, чтобы снизить риски. При кризисе всегда первый удар принимает на себя реальный сектор экономики, но Резервный банк очень четко отслеживает работу, связанную с финансированием недвижимости, работу с ценными бумагами. И сейчас речь идет о том, чтобы ограничить обращение акций с самым высоким риском.

Финансовые меры были введены в той мере, в которой банки могут осуществлять кредитную деятельность: создание сетей банков, укрепление системы залогового обеспечения, определенные меры на финансовых рынках и политика выхода. В 2010 - 2011 годах продолжатся меры по уходу отжесткого контроля монетарной политики. И мы пока еще не раскрутили все гайки. Есть определенные требования по ликвидности.

- Что сейчас требуется делать для дальнейшего оживления экономики?

В других странах нет таких уникальных особенностей в макроэкономической политике, с какими сталкивается Индия.

И, во-вторых, перед Индией стоит проблема оживления местного потребления и спроса на инвестиции. Физические лица, компании и финансовые институты в нашей стране не сражаются с серьезными нарушениями баланса.

В-третьих, Индия традиционно была страной достаточного представления услуг в разных областях - в IT и других по контрасту с передовыми экономическими державами, в которых недостаточен спрос.

Спрос и предложение должны быть более сбалансированы, чтобы мы наблюдали новый рост. Индия является одной из самых крупных экономик, у которой есть двойной дефицит - и налогово-бюджетный, и дефицит текущего счета. И когда дефицит текущего счета невелик, есть необходимость в хороших мерах, которые бы привели к фискальным корректировкам. В контексте снижения государственных заимствований эта программа становится очень важной.

Нужно иметь хорошую комбинацию налогово-бюджетных и денежно-кредитных шагов для того, чтобы выйти на новый виток. Мы снижаем долю заемных средств и, таким образом, работаем с возвращением ликвидности на прежние уровни, чтобы избежать избыточной доли заемных средств в собственном капитале.

И Индия использовала комбинацию налогово-бюджетных, монетарных и пруденциальных мер для поддержания финансовой стабильности. Резервный банк осуществляет серьезные меры для финансовой стабильности. Это очень серьезная работа. И все организации должны работать в тесной связке.

Специальные комиссии в составе Резервного банка работают в этой области. Сейчас банки Индии очень стабильны и достаточно устойчивы. И дальнейшая поддержка правительства им просто не требуется.

кстати

В настоящее время 2 индийских банка осуществляют свою деятельность в России, а один российский - в Индии. Причем Резервный Банк Индии заявил о своей готовности предоставлять кредитные линии российским потребителя

справка

Банковский омбудсмен - это лицо, которое во внесудебном порядке разрешает споры между банковскими клиентами, физическими лицами, потребителями и кредитными организациями

То, что происходило на этой неделе с валютами, показало, насколько уязвима сегодняшняя мировая финансовая система.

Глобальное падение

Турецкая лира реагирует на заявления Трампа о повышение пошлин, тут же пикирует до психологической отметки в 7,13 за доллар, тем самым обновляет исторический минимум. К концу недели, правда, частично отыгрывает до 6, но эффект домино уже сработал.

И кто бы мог подумать, одним из первых падает евро - до самого низкого уровня по отношению к доллару США за последний год. В рекордный минус за последние 10 лет уходит южноафриканский рэнд, а ведь от Анкары до Кейптауна - почти 14 тысяч километров.

Теряют итальянские гособлигации, мексиканский песо и российский рубль тоже, он добрался до 68 за доллар. И почти сразу рубль отыграл. Экономисты объяснили это эмоциональной реакцией на американские санкции. Так уже было.

Что касается Евросоюза, здесь причина колебаний - историческое взаимопроникновение экономик Турции и ЕС, ведь Анкара долгое время стремилась в Европу. Остальные же страны, которые остро отреагировали, - развивающиеся, а значит, по-прежнему серьезно зависящие от доллара США и от манипуляций американской финансовой машины, чем Вашингтон при случае пользуется, в том числе и в политических целях.

Это понимают и в Москве, и в Анкаре, и в Пекине. Тут уже задумались о переходе на расчеты в национальных валютах. Серьезно думают об этом и в Индии с населением почти 1 миллиард 400 миллионов человек.

Преднамеренный механизм

С замиранием сердца за колебаниями национальной валюты следит вся страна - от мелких уличных торговцев до руководителей гигантских холдингов, от студентов, мечтающих поехать учиться за границу, до тех обеспеченных индийцев, которые планировали провести отпуск в Европе или США.

14 августа после новостей из Турции, накануне государственного праздника и всеобщего выходного - Дня независимости , рупия пробила отметку в 70 единиц за доллар, а уже 16-го, когда торговые площадки открылись вновь, индийская валюта обнаружила себя на исторически низкой отметке - 70,32 за один доллар.

Индия - крупнейший покупатель на мировом рынке всего, что не производит сама; ежегодно тратит на глобальный шоппинг 600 миллиардов долларов. И все понимают, что такое стремительное обесценивании рупии означает лишь одно: цены на иностранные товары неизбежно взлетят.

Третий в мире по объемам импортер углеводородов. 85 процентов всей потребляемой нефти Индия закупает за рубежом за доллары. Обвал рупии моментально увеличил ежегодный счет Индии за покупку нефти на 26 миллиардов долларов - это для государственного бюджета. Для простых индийцев это уже аукнулось ростом цены на бензин , которая всю прошедшую неделю стремилась к историческому максимуму - примерно 75.

Аналитики на индийских телеканалах объясняют зрителям: причины обвала рупии - вне индийской экономики. Демарш США обвалил турецкую лиру, а та потянула за собой валюты всех развивающихся экономик мира. Инвесторы объяснения услышали, но паники на рынках избежать не удалось - основные индийские индексы устремились вниз, вслед за рупией.

"В Индии нет сомнений, что этот механизм был сознательно запущен Соединенными Штатами , и это является частью их новой политики. Очевидно, что случившееся должно побудить правительства стран с развивающейся экономикой пересмотреть свое отношение к глобализации в целом", - считает Нагапдуи Рангарудди Бханумурти, профессор Национального института общественных финансов и политики.

Индийский потребитель ждет, что уже на следующей неделе могут начать расти цены на импортные электронику и продукты питания. Даже те компании, кто в рамках национальной программы "Сделано в Индии" стремятся максимально локализовать производство, понимают, что стоимость иностранных комплектующих вырастет пропорционально падению рупии.

Взволнованы и индийские фермеры: рост цены на горючее повысит стоимость урожая, а прежняя относительно низкая цена - главное конкурентное преимущество перед крупными агрохолдингами. И хотя представители кабинета министров уже высказываются о возможном снижении налогов, для того чтобы сдержать рост цен, правящему кабинету такой "подарок" из США накануне выборов так же, как и Эрдогану, представляется ножом в спину.

"Преднамеренно одна страна старается взволновать все мировое общество. Не только в смысле финансовом, но даже в политическом. Мне кажется, что это чрезвычайная ситуация, тем более с точки зрения политики: приближаются выборы, правительству нужно будет очень осторожно иметь с этим дело", - подчеркнул Нандан Унникришнан, вице-президент исследовательского фонда "Observer Research Foundation".

О негативных последствиях для себя от падения рупии заявили и два крупнейших авиаперевозчика Индии - компании IndiGo и Jet Airways. Среди сотрудников поползли слухи о возможном сокращении. Тем более, что печальный прецедент еще свеж в памяти в памяти. Точно так же высокие цены на топливо и девальвация национальной валюты стали причиной крупнейшего краха в отрасли: в 2012-м точно так же разорилась другая крупная авиакомпания Индии Kingfisher Airlines.

На днях в Индии был внезапно объявлено о прекращении оборота купюр достоинством в 500 и 1000 рупий. Правительство объяснило это борьбой с коррупцией и фальшивомонетчиками. Действия властей спровоцировали настоящий банковский коллапс, пишет агентство Reuters.

В банковских учреждениях страны скапливаются гигантские очереди из желающих обменять деньги, исчезающие из оборота. Банкоматы не справляются с наплывом клиентов, часть автоматов прекратила работать. Значительно усложняет ситуацию лимит в 4 тысяч рупий в день.

Крупные купюры можно положить на банковский счет, однако очереди из желающих совершить эту операцию ничуть не меньше, чем у банкоматов.Также власти фиксируют граждан, которые пытаются обменять сумму выше 250 тысяч рупий.

Во многих банках бумажные купюры меняют только на мелочь. Несмотря на это, Центробанк Индии уверяет, что в финучреждениях еще достаточно бумажных денег.

Под ударом оказались и туристы из других стран. Как отмечает ТАСС, люди часто не могут обменять свои деньги, в банках им просто отказывают.

Премьер-министр Индии Нарендра Моди выступил в воскресенье с речью, обещая исправить ситуацию через 50 дней. «Я знаю, какие силы я затронул, я знаю, что это за люди, которые выступают против меня, я отбираю то, что они копили 70 лет... Они не дадут мне жить спокойно, они уничтожат меня. Пусть делают, что хотят. Мне помогут 50 дней, страна должна просто помочь мне 50 дней», - заявил премьер.

При этом Моди отметил, что денежная реформа далеко не последний шаг в борьбе со взяточниками. По словам премьера, правительство разрабатывает новые меры, которые помогут «остановить непорядочность и коррупцию в стране».

Таким образом, индусы наступили не те же грабли, что и власти СССР в 1991 году.
22 января 1991 г. началась последняя советская денежная реформа, получившая название "павловской" в честь ее создателя, министра финансов, а впоследствии премьера правительства СССР Валентина Павлова. Это была конфискационная денежная реформа, которая преследовала цель избавиться от "лишней" денежной массы, находившейся в наличном обращении, и хотя бы частично решить проблему дефицита на товарном рынке СССР. Формальной причиной для проведения реформы была объявлена борьба с фальшивыми рублями, якобы завозимыми в СССР из-за рубежа.

22 января 1991 года Михаил Горбачев подписал Указ "О прекращении приема к платежу денежных знаков Госбанка СССР достоинством 50 и 100 рублей образца 1961 года и ограничении выдачи наличных денег со вкладов граждан". О подписании Указа было сообщено в программе "Время", когда практически все финансовые учреждения и магазины уже были закрыты

Поскольку обмен денег проводился в очень сжатые сроки, в сберкассах моментально выстроились длинные очереди. Обмен осуществлялся также по месту работы граждан и на почте.

Реформа ударила по тысячам людей, державшим рубли и "в чулке", и в Сбербанке. Рухнули состояния в 15-30 тысяч, копившиеся десятилетиями.

Неудачный эксперимент был одной из причин быстрого краха СССР, который случился в декабре того же 1991 года.

Власти Индии проводят масштабную денежную реформу, цель которой — резко снизить оборот наличных денег. C 8 ноября в стране де-факто объявлены вне закона банкноты крупных номиналов — 500 и 1000 рупий (20 и 40 долларов соответственно), сообщает ABC.net.au.

Граждане могут обменять их на более мелкие купюры в банках, но сумма обмена не должна превышать 4000 рупий в одни руки. Всё, что свыше этого порога, подлежит зачислению на банковский счёт.

Подразумевается, что все сделки с крупными суммами отныне будут проводиться в безналичной форме, доступной электронному учёту и госконтролю. При этом сумма в отменённых купюрах, которую индийцам разрешается сохранить в собственности, ничем, кроме сроков сдачи наличности (72часа от объявления реформы), не ограничена.

Работа всех банкоматов в Индии полностью прекращена. Когда они вновь откроются, с одной карты нельзя будет снять более 2000 рупий в день до 18 ноября, и более 4000 рупий в день с 19 ноября. В обменных пунктах также вводятся квоты на снятие и обмен наличной валюты в 10 тысяч рупий в сутки и 20 тысяч — в неделю.

«Это хирургический удар по черному рынку», — объяснил происходящее министр финансов Индии Хасмух Адхия.

«Черный рынок и коррупция — главные препятствия для победы над бедностью», — заявил в телеобращении к нации индийский премьер Нарендра Моди. Он добавил, что наличные деньги используются для поддержки террористов, в том числе связанных с соседним Пакистаном.

По данным Global Financial Integrity, Индия — в числе стран-рекордсменов по незаконному выводу капитала. С 2002 по 2011 год она потеряла по теневым каналам 344 млрд долларов.

Лидер по выводу, напомним, — Россия. C 1994 по 2012 год, согласно тому же исследованию GFI, из РФ вывели 1,341 трлн долларов.

Валютная реформа в Индии может привести к товародефициту

Валютная реформа, объявленная на прошлой неделе правительством Индии, может привести к дефициту продовольствия и росту цен, заявил генеральный секретарь транспортной ассоциации штата Уттар-Прадеш (PUPTA) Амарджит Сингх Бакши.

С 9 ноября в Индии в рамках борьбы с теневой экономикой, коррупцией, фальшивомонетчиками и финансированием терроризма изъяты из оборота купюры номиналом 500 и 1000 рупий (около 480 и 960 рублей) - самые крупные банкноты в стране. Граждане страны вынуждены пятый день стоять в очередях, чтобы избавиться от старых банкнот и получить новые. Ситуация усугубляется установленными лимитами на выдачу новой валюты и тем фактом, что большинство банкоматов в стране до сих пор не перенастроены на выдачу новых банкнот.

«Поскольку более 80% товаров в стране поставляются фурами, а не поездами, это может создать нехватку товаров, в том числе овощей и зернобобовых. Это может привести к резким скачкам цен, что вызовет панику среди граждан», - заявил Бакши газете Times of India.

По его словам, около 40% автопарка PUPTA простаивает в Уттар-Прадеш, начиная с 10 ноября (реформа была объявлена вечером 8 ноября). «Если эта проблема сохранится на протяжении недели, то это примет форму неофициальной забастовки», - добавил он.

По его словам, PUPTA проведет специальное собрание по поводу сложившейся ситуации, постарается выработать меры для возобновления полноценной работы дальнобойщиков. Выработанные предложения будут направлены премьер-министру Нарендре Моди.

Как пояснил Бакши, главной проблемой является то, что дальнобойщики не могут осуществлять мелкие расходы в поездке ввиду отсутствия на руках валюты. У владельцев транспортных компаний нет достаточного количества валюты в купюрах небольшого номинала, а если они будут выдавать водителям купюры в 2 тысячи (банкноты в 500 рупий появились лишь в воскресенье), то им откажут в обслуживании, поскольку не смогут выдать сдачу.

Другой проблемой является разгрузка товара: грузчикам также нечем платить ввиду отсутствия мелких купюр, что также ведет к простаиванию товара.

В свою очередь член управляющего комитета Всеиндийского конгресса автомобильного транспорта Вирендра Гупта заявил изданию, что в городе Агра в Уттар-Прадеш складывается критическая ситуация. Он отметил, что для решения проблемы транспортным компаниям нужно разрешить снимать со счета 35 тысяч рупий в день. Сейчас для юридических лиц действует ограничение в 50 тысяч рупий в неделю.

Новое на сайте

>

Самое популярное