Действующий
Методические рекомендации по проведению экспертизы технико-экономических обоснований (проектов) на строительство объектов жилищно-гражданского назначения МДС 11-3.99 (утв. Главгосэкспертизой РФ 15 января 1997 г.)
Настоящие методические рекомендации подготовлены с целью обеспечения единого подхода к рассмотрению технико-экономических обоснований (проектов, рабочих проектов) на строительство объектов жилищно-гражданского назначения , необходимой полноты и качества экспертизы и предназначены для работников экспертных органов Российской Федерации, а также нештатных экспертов, подготавливающих локальные заключения по соответствующим разделам или отдельным вопросам проектов строительства.
Рекомендации могут быть также использованы другими участниками инвестиционного процесса в строительстве: проектно-изыскательскими организациями, службами заказчика, органами управления, банками, финансово-кредитными и иными организациями.
2.1.1. При экспертизе проектов строительства следует руководствоваться законодательными и нормативными актами Российской Федерации, настоящими рекомендациями, а также другими документами, регулирующими инвестиционную деятельность.
2.1.2. Основные требования по составу и содержанию экспертного заключения по проектам строительства приведены в РДС 11-201-95 " о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства", а также в соответствующих разделах настоящих методических рекомендаций. Данные положения составлены исходя из того, что разработке проектов строительства предшествовало составление обоснований инвестиций в строительство объекта, рассмотрение и утверждение (одобрение) его в установленном порядке.
Проверяется комплектность и полнота представленных материалов, при этом состав и содержание принимаемой на экспертизу документации должны соответствовать требованиям "Инструкции о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений" (СНиП 11-01-95). При обоснованной необходимости экспертные органы могут затребовать дополнительную информацию по рассматриваемому проекту.
Проверяется полнота исходных данных, материалов инженерных изысканий, соответствие принятых в проектах строительства решений требованиям, изложенным в договоре на выполнение проектных работ, показателям ранее утвержденного (одобренного) обоснования инвестиций в строительство, другим предпроектным материалам, техническим условиям, строительным нормам и правилам, государственным стандартам, территориальным каталогам и иным нормативно-техническим документам, действующим на момент проведения экспертизы, а также согласованность и увязка проектных решений, приведенных в соответствующих разделах проекта строительства.
В случае отступлений от требований нормативных документов рассматривается их обоснованность и наличие разрешений на это соответствующих органов.
Проводится изучение пояснительной записки и графических материалов с определением соответствия разработанных решений заданию на проектирование и другой разрешительной документации.
Установленных законодательством согласований проекта строительства с органами государственного надзора и другими заинтересованными организациями;
Записи ответственного лица за проект (главного инженера проекта, главного архитектора проекта, управляющего проектом), удостоверяющей, что проектная документация на строительство объекта разработана в соответствии с государственными нормами, правилами и стандартами.
Оценивается место расположения площадки (трассы) строительства в увязке с утвержденной градостроительной документацией, проверяется срок действия акта выбора земельного участка и другой разрешительной документации, а также производится сравнение с данными и технико-экономическими показателями лучших отечественных и зарубежных аналогов. При этом может оказаться необходимым или целесообразным дополнительное рассмотрение обоснований инвестиций в строительство зданий и сооружений, поскольку ряд основополагающих моментов определяется именно на стадии их разработки.
При формировании заключений экспертизы следует привести принципиальное описание принятого проектного решения, обосновать его нерациональность, допущенное отступление от требований действующих нормативов и изложить рекомендации по изменению (улучшению) решений с указанием ссылки на соответствующий документ или результаты расчетов. При этом формулировка должна быть лаконичной, исключающей двойное толкование.
Одновременно экспертиза должна отмечать в заключениях применение новых прогрессивных, рациональных технологических, объемно-планировочных, архитектурных, конструктивных и других решений, обеспечивающих высокий уровень производства и качества (конкурентоспособность) продукции (работ, услуг), долговечность и надежность зданий и сооружений при эксплуатации, снижение материалоемкости, расхода топливно-энергетических и других ресурсов по сравнению с заданным уровнем.
Экспертиза технологических решений требует от эксперта глубокого изучения материалов, обосновывающих необходимость данного строительства, статистических данных по основным демографическим характеристикам района строительства (численный и возрастной состав населения, соотношение сельских и городских жителей, образовательный уровень, рождаемость, заболеваемость, обеспеченность проектируемыми видами услуг и т.д.), нормативов или рекомендаций по обеспечению населения предлагаемыми услугами.
Анализируется и подтверждается мощность проектируемого объекта в физических (койки, места посещения) либо в объемных (кв. м расчетной или общей площади, куб. м строительного объема) показателях, а также структура, состав и площади служб, кабинетов и отдельных помещений.
В пояснительной записке проекта должны быть отражены все основные функционально-технологические связи и условия по зонированию территории, изоляции или кооперации соответствующих служб.
При рассмотрении указанных решений уделяется внимание выполнению технологических требований при размещении отдельных структурных подразделений (служб) и рациональность обеспечения функционально-технологических связей и потоков между ними. Проверяются условия обеспечения доступности объекта для пользования инвалидами и другими маломобильными группами населения.
Изучаются сведения о запроектированных видах технологического оборудования (массового, индивидуального и нестандартизированного изготовления), стандартной и специальной мебели, условиях размещения этого оборудования в помещениях, проводится оценка применения в технологических процессах инженерно-технических систем, специальных сетей (медицинское газоснабжение, сжатый воздух, системы централизованной подачи очищенной воды, дезинфекционных и моющих средств, компьютерно-информационные сети, диспетчеризация технологических процессов, местные вентиляционные отсосы и системы кондиционирования, системы директорской, пейджинговой, поисковой связи и др.).
Производится сопоставление технико-экономических характеристик объекта с прогрессивными отечественными и зарубежными аналогами, рекомендациями научных разработок или отдельных специалистов-экспертов.
Подтверждается или опровергается наличие социальной, общественной, хозяйственной или иной необходимости проектируемого объекта, а также обоснованность его мощности в физических и объемных показателях;
Оценивается общая структура и состав помещений объекта, а также технологическая рациональность предлагаемых архитектурно-планировочных решений отдельных подразделений, служб, кабинетов и обеспечение функциональных связей между ними;
Делаются выводы по соответствию раздела проекта действующим нормам и правилам и по выполнению требований и рекомендаций ведомственных технологических документов;
Оценивается уровень оснащенности объекта технологическим оборудованием, приборами, аппаратурой, стандартной и специальной мебелью, средствами малой механизации и соответствия его современному и прогрессивному уровню техники и технологии, производится оценка удельных показателей стоимости оснащения объекта технологическим оборудованием;
2.3.1. Проверяется наличие архитектурно-планировочного задания, обоснования инвестиций в строительство данного объекта или иного предпроектного материала, проектно-планировочной документации (генплана, проекта детальной планировки участка строительства и т.п.), материалов топографической съемки участка и данных геологических и гидрогеологических изысканий, о надземных и подземных инженерных сооружениях и коммуникациях, сведений о фоновом состоянии окружающей среды, комфортности проживания населения и другой документации.
Проверяется также соответствие принятых в проекте архитектурно-строительных решений требованиям задания на проектирование и исходным данным, в том числе градостроительной документации и проекта застройки, а также по типам жилых зданий, этажности, количеству секций, рекомендуемым типам квартир, их соотношению и общему количеству; назначению и типам встроенных в жилые дома предприятий общественного обслуживания и условиям их блокировки и т.п.
Рассматривается состояние существующего жилого и общественного фонда объекта по данным инвентаризации и возможность его использования после реконструкции по прямому назначению или для других целей. Оценивается выполнение поставленных требований к размещению комплекса зданий или отдельного здания на территории, достаточность площади участка, рациональность размещения и функциональной взаимосвязи с объектами соцкультбыта и т.п.
О порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства" РДС 11-201-95, с целью обеспечения единого подхода к рассмотрению материалов инженерных изысканий, необходимой полноты и качества экспертизы и предназначено для работников экспертных органов Российской Федерации.
Руководство будет полезно также для широкого круга специалистов - участников инвестиционного процесса в строительстве: проектно-изыскательских организаций, служб заказчика и других организаций.
2.1. При подготовке экспертного заключения материалов инженерных изысканий необходимо руководствоваться законодательством Российской Федерации, государственными стандартами, требованиями нормативных документов Госстроя России, Главгосэкспертизы, отраслевых министерств, настоящим руководством, а также другими актами, регулирующими инвестиционно-строительную деятельность.
2.2. Материалы инженерных изысканий представляются в экспертные органы заказчиком (проектной организацией или службой заказчика, если договор заключен непосредственно заказчиком).
2.3. При составлении экспертного заключения устанавливается наличие у организации - исполнителя лицензии на производство соответствующих видов инженерных изысканий, полученной в установленном порядке.
2.4. В состав материалов, представляемых на экспертизу, как правило, включают техническое задание на производство изыскательских работ, подписанное руководством организации-заказчика и заверенное печатью, и непосредственно материалы инженерных изысканий в виде технического отчета (заключения) с табличными и графическими приложениями. При необходимости экспертные органы могут затребовать дополнительную документацию, в том числе программу инженерных изысканий.
2.5. Рассмотрение материалов инженерных изысканий осуществляется с учетом намечаемых проектных решений и комплексного подхода при изучении природных и техногенных условий площадки (трассы) строительства, т.е. выполнения всех необходимых видов инженерных изысканий.
2.6. По результатам экспертизы комплексных инженерных изысканий составляется сводное заключение, включающее разделы по каждому из видов изысканий. В заключении даются общая оценка полноты и качества проведенных изысканий и достаточности приведенных в отчетных материалах данных для принятия обоснованных и экономичных проектных решений.
2.7. При выявлении в результате экспертизы грубых нарушений нормативных требований, в результате чего возможно принятие ошибочных решений при проектировании объектов, экспертными органами может быть внесено предложение о применении к организации - исполнителю работ штрафных санкций или приостановлении (аннулировании) действия выданной ей лицензии.
Внесение в представленную на рассмотрение документацию изменений (корректировка) по мелким (не принципиальным) замечаниям может производиться исполнителями работ в ходе экспертизы.
3.1.1. Состав и содержание принимаемой на экспертизу документации (технический отчет или заключение) по инженерно-геодезическим изысканиям должны соответствовать требованиям, изложенным в "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения" и СП 11-104-97 "Инженерно-геодезические изыскания для строительства".
3.1.2. Подготовка экспертного заключения производится в соответствии с "Основные требования по составу и содержанию экспертного заключения по инженерно-геодезическим изысканиям к технико-экономическому обоснованию (проекту, рабочему проекту) строительства".
Экспертиза материалов инженерно-геодезических изысканий проводится с целью установления их полноты, комплектности, соответствия требованиям строительных норм и правил Госстроя России и других нормативных документов, действующих на территории Российской Федерации, достаточности этих материалов для разработки проектной документации и геодезического обеспечения строительства.
Устанавливаются наличие лицензии на право проведения инженерно-геодезических изысканий на данной территории у организации-исполнителя, а также регистрации работ в органах архитектуры местной власти или территориальных органах Роскартографии.
Оценивается полнота технического задания заказчика в соответствии с этапом проектирования, наличие границ территории и масштабов топографической съемки, а также наличие дополнительных требований к развитию опорных и съемочных сетей и необходимость проведения наблюдений за осадками и деформациями оснований зданий и сооружений в районе строительства.
Устанавливается система координат и высот, принятая для территории изысканий, связь с местными геодезическими системами, наличие выписки координат и высот исходных геодезических пунктов, заверенной организацией, выдавшей эти данные.
Оцениваются схемы развития опорных геодезических сетей и сети съемочного обоснования; типы центров геодезических пунктов, закрепленных на долговременную сохранность, возможность их использования в процессе строительства. Проверяется правильность выбора методики уравнительных вычислений плановых и высотных геодезических сетей, критерии оценки точности геодезических измерений, их соответствие требованиям нормативных документов.
Оцениваются правильность выбора масштабов и методов топографической съемки территории инженерных изысканий, связь с ранее выполненными топографическими материалами; методика и детальность отображения на топографических планах подземных и надземных коммуникаций, а также дополнительной информации по требованию заказчика, наличие материалов согласования технических характеристик и полноты отображения на топографических планах подземных и надземных инженерных коммуникаций.
Рассматриваются материалы по организации и проведению геодезического мониторинга за деформациями оснований зданий и сооружений на территориях развития опасных природных и техногенных процессов.
По результатам экспертной оценки полноты и качества отчетной документации составляется экспертное заключение о возможности использования материалов инженерно-геодезических изысканий для разработки проектной документации и строительства объекта.
3.3.1. Критерием оценки полноты и качества материалов инженерно-геодезических изысканий является обеспечение необходимыми и достаточными данными для принятия обоснованных и экономичных инженерных решений по проекту строительства.
ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА РОССИИ
МДС 11-3.99
Москва 1999
МЕТОДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ
ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА РОССИИ
УТВЕРЖДАЮ:
Начальник
Главгосэкспертизы России
Ю.Б. Жуковский
МДС 11-3.99
Москва 1999
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящие методические рекомендации подготовлены с целью обеспечения единого подхода к рассмотрению технико-экономических обоснований (проектов, рабочих проектов) на строительство объектов жилищно-гражданского назначения 1) , необходимой полноты, и качества экспертизы и предназначены для работников экспертных органов Российской Федерации, а также нештатных экспертов, подготавливающих локальные заключения по соответствующим разделам или отдельным вопросам проектов строительства.Рекомендации могут быть также использованы другими участниками инвестиционного процесса в строительстве: проектно-изыскательскими организациями, службами заказчика, органами управления, банками, финансово-кредитными и иными организациями.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ПРОЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА
2.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1.1. При экспертизе проектов строительства следует руководствоваться законодательными и нормативными актами Российской Федерации, настоящими рекомендациями, а также другими документами, регулирующими инвестиционную деятельность.2.1.2. Основные требования по составу и содержанию экспертного заключения по проектам строительства приведены в РДС 11-201-95 «Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства», а также в соответствующих разделах настоящих методических рекомендаций. Данные положения составлены исходя из того, что разработке проектов строительства предшествовало составление обоснований инвестиций в строительство объекта, рассмотрение и утверждение (одобрение) его в установленном порядке.
2.1.3. Рассмотрение проектов строительства рекомендуется проводить в следующем порядке.
Проверяется комплектность и полнота представленных материалов, при этом состав и содержание принимаемой на экспертизу документации должны соответствовать требованиям «Инструкции о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» (СНиП 11-01-95). При обоснованной необходимости экспертные органы могут затребовать дополнительную информацию по рассматриваемому проекту.
Проверяется полнота исходных данных, материалов инженерных изысканий, соответствие принятых в проектах строительства решений требованиям, изложенным в договоре на выполнение проектных работ, показателям ранее утвержденного (одобренного) обоснования инвестиций в строительство, другим предпроектным материалам, техническим условиям, строительным нормам и правилам, государственным стандартам, территориальным каталогам и иным нормативно-техническим документам, действующим на момент проведения экспертизы, а также согласованность и увязка проектных решений, приведенных в соответствующих разделах проекта строительства.
В случае отступлений от требований нормативных документов рассматривается их обоснованность и наличие разрешений на это соответствующих органов.
Проводится изучение пояснительной записки и графических материалов с определением соответствия разработанных решений заданию на проектирование и другой разрешительной документации.
Обращается особое внимание на наличие:
Вариантных проработок, расчетов и других материалов, обосновывающих выбор оптимальных проектных решений;
Установленных законодательством согласований проекта строительства с органами государственного надзора и другими заинтересованными организациями;
Записи ответственного лица за проект (главного инженера проекта, главного архитектора проекта, управляющего проектом), удостоверяющей, что проектная документация на строительство объекта разработана в соответствии с государственными нормами, правилами и стандартами.
Оценивается место расположения площадки (трассы) строительства в увязке с утвержденной градостроительной документацией, проверяется срок действия акта выбора земельного участка и другой разрешительной документации, а также производится сравнение с данными и технико-экономическими показателями лучших отечественных и зарубежных аналогов. При этом может оказаться необходимым или целесообразным дополнительное рассмотрение обоснований инвестиций в строительство зданий и сооружений, поскольку ряд основополагающих моментов определяется именно на стадии их разработки.
При формировании заключений экспертизы следует привести принципиальное описание принятого проектного решения, обосновать его нерациональность, допущенное отступление от требований действующих нормативов и изложить рекомендации по изменению (улучшению) решений с указанием ссылки на соответствующий документ или результаты, расчетов. При этом формулировка должна быть лаконичной, исключающей двойное толкование.
Одновременно экспертиза должна отмечать в заключениях применение новых прогрессивных, рациональных технологических, объемно-планировочных, архитектурных, конструктивных и других решений, обеспечивающих высокий уровень производства и качества (конкурентоспособность) продукции (работ, услуг), долговечность и надежность зданий и сооружений при эксплуатации, снижение материалоемкости, расхода топливно-энергетических и других ресурсов по сравнению с заданным уровнем.
Исходя из общих принципов проектирования и требований задания заказчика, при экспертизе проектов строительства рассматриваются следующие разделы 1)
1) Порядок и методика проведения экспертизы соответствующих разделов могут уточняться с учетом территориальных особенностей и отраслевой специфики проектов строительства на основе нормативных документов федеральных и региональных органов исполнительной власти Российской Федерации.