Домой Проценты по кредитам Насколько перспективно развитие машиностроительной отрасли промышленности? Развитие машиностроения: достигнуты рекордные показатели.

Насколько перспективно развитие машиностроительной отрасли промышленности? Развитие машиностроения: достигнуты рекордные показатели.

В промышленно развитых странах, где кризисы и спады производства повторяются периодически, изменения текущей конъюнктуры меньше всего затрагивают выпуск новейшей высокотехнологичной продукции, что создает определенные импульсы для выхода из кризисных ситуаций. Машиностроению России в последнее время присуща диаметрально противоположная тенденция - опережающее снижение производства наиболее прогрессивной техники. В результате можно полностью утратить накопленный за предшествующие годы технологический потенциал, хотя и недостаточно качественный, но все же имеющий принципиальное значение для дальнейшего функционирования экономики.

Распад единого машиностроительного комплекса СССР на отдельные республиканские блоки резко обострил проблемы машиностроения России, так как одновременно распались внешнеэкономические связи в области торговли машинами и оборудованием, которые отлаживались десятилетиями и благодаря чему сложился определенный баланс в насыщении отраслей народного хозяйства России современной техникой.

Структура конечной продукции отечественного машиностроения на рубеже последних десятилетий отличалась “утяжеленностью”, и высокой степенью милитаризации. Доля военной техники оставалась непомерно высокой при резком отставании выпуска потребительских товаров и особенно оборудования для непроизводственной сферы. В первой половине 80-х годов рост производства продукции инвестиционного машиностроения полностью прекратился, а во второй половине начался спад, перешедший в начале 90-х в обвальное падение.

Уменьшение спроса в отраслях-потребителях вынудило машиностроение приспосабливаться к условиям использования его продукции, увеличивая выпуск универсальной техники и внедряя примитивные технологии. Это приведет к прекращению выпуска наукоемкой продукции, дальнейшему свертыванию машиностроительного производства и в конечном счете к затуханию инвестиционного процесса и ликвидации базовых отраслей экономики (кроме сырьевых, обладающих экспортным потенциалом).

Резкое сокращение производства в начале 90-х годов меньше затронуло выпуск товаров длительного пользования, удельный вес которых был выше среднего - главным образом легковое автомобилестроение и производство бытовой техники, при наиболее быстром росте цен на них и высокой рентабельности производства. Так, основной особенностью происходящих изменений была ориентация на выпуск относительно престижных изделий при ухудшении условий выпуска многих других, что было во многом обусловлено покровительственной таможенной политикой государства, например в отношении автомобилестроения. Поэтому относительное благополучие некоторых предприятий данной отрасли временно и в условиях постоянного повышения издержек производства и нарастающей конкуренции со стороны иностранных производителей неизбежны спад и периодические остановки производства.

Состояние машиностроения также усугублялось высоким уровнем концентрации и монополизмом производства. Среди 2/3 предприятий каждое выпускает свыше 75% продукции определенного вида, то есть фактически является ее монопольным производителем.

Отличительной особенностью спада 1991-1993 годов была относительная стабильность развития отраслей и подотраслей, изготавливающих мобильную технику, при падении выпуска продукции в отраслях, производящих технологическое оборудование. Причина заключается в более высокой ликвидности мобильной техники относительно оборудования, требующего монтажа, выпуск которого стал превышать платежеспособный спрос в результате перенакопления парка данной техники у потребителя. Это породило серьезные финансовые и производственные проблемы, приведшие к остановке ряда крупнейших предприятий.

Основной причиной создавшегося положения является резкое падение инвестиционной активности и снижение спроса на машины и оборудование. Особенно снизился объем капитальных вложений в производство оборудования для строительства и в сельскохозяйственное машиностроение, а спрос на продукцию инвестиционного машиностроения в 1993 году снизился по сравнению с 1990 в 3-4 раза.

Интенсификация машиностроительного комплекса должна рассматриваться в двух аспектах. Во-первых, интенсификация машиностроительного производства внутри комплекса, то есть выпуск передовой техники с минимальными затратами живого труда, и, во-вротых, интенсификация в отраслях народного хозяйства, происходящая на базе внедрения новейших машин, оборудования, приборов и устройств, выпускаемых машиностроителями. Эти направления интенсификации тесно взаимосвязаны и не могут осуществляться в отрыве один от другого. Первичным, естественно, является производство машин и оборудования в машиностроительном комплексе, и от того, как машиностроение справляется с поставленными задачами, зависит эффективность работы других отраслей народнохозяйственного комплекса в целом.

Темпы внедрения достижений научно-технического прогресса в значительной мере зависят от положения дел внутри машиностроительного комплекса, от того, сколь быстро машиностроители смогут перейти на выпуск техники новых поколений и оснастить ими различные отрасли народного хозяйства.

Главные направления интенсификации внутри машиностроительного комплекса. Прежде всего - это обновление производственного аппарата машиностроительных предприятий. В процессах его обновления чрезвычайно важно определить задачи текущего дня и перспективы, привести в действие все рычаги и стимулы и заставить их работать на конечный результат. Задачей текущего дня является активизация человеческого фактора и на этой основе максимально возможное использование созданного потенциала. Действительно, используемые в машиностроительном комплексе людские и основные промышленно-производственные ресурсы при их рациональном использовании по нашим оценкам, позволяя ют получать в 1,5-1,7 раза больше продукции. Другими словами, наведя порядок в собственном доме, называемом машиностроительным комплексом, уже сейчас практически без дополнительных затрат, за счет организационных факторов можно получить значительные объемы дополнительной продукции, необходимой народному хозяйству. Не менее важным является перевод машиностроения на следующую, более высокую ступень автоматизации производства на базе использования роботизированных производств. Расширение потребностей различных отраслей народного хозяйства и комплексов взаимосвязанных производств по номенклатуре, качеству, производительности и надежности техники и постоянная замена существующих технологических процессов более совершенными заставляют машиностроителей отказываться от традиционных методов конструирования и организации производства машин и оборудования. Мировая практика показывает, что наиболее эффективными здесь являются переход к автоматизированному проектированию и изготовлению машин и устройств с применением современных средств вычислительной техники и сращивание процессов проектирования и изготовления современных машин в единую цепочку. Такой подход в несколько раз ускоряет проектирование и производство машин и делает достижения научной и конструкторской мысли реальными уже сегодня, а не в отдаленном будущем. Приоритетными на первом этапе реконструкции машиностроительного комплекса будут отрасли: станкостроения, приборостроения, электроники и электротехники, в которых чрезвычайно важно добиться изменения положения дел. В первую очередь именно потому, что они служат базой для создания реальных предпосылок перевооружения производственного аппарата самого машиностроения новыми техникой и технологиями. Очень важно перераспределить силы и ресурсы второго эшелона машиностроителей, который занят поддержанием техники в рабочем состояния. Здесь также скрыты огромные материальные и трудовые резервы. Ускоренное обновление производственного аппарата в машиностроении, а затем и омоложение парка оборудования в других отраслях народного хозяйства позволят сократить численность ремонтников и оборудования, на котором производятся запасные части и восстанавливаются детали, в 2-3 раза по сравнению с ныне имеющейся, а это также сулит много миллиардную экономию.

Естественно, эти проблемы не могут быть решены при нынешнем уровне технической оснащенности машиностроения. Поэтому ключевой проблемой переориентации последнего на интенсивный путь развития является ускорение научно-технического прогресса в машиностроительном комплексе, подразумевающего широкомасштабное внедрение новых машин и оборудования, эффективных технологических процессов, использование прогрессивных конструкционных материалов. Важный резерв ускоренного внедрения достижений научно-технического прогресса в машиностроительный комплекс - совершенствование организационной структуры последнего, которое должно осуществляться одновременно с дальнейшим углублением специализации и развитием кооперации в производстве машин и оборудования.

Министерство образования Российской Федерации

Иркутский Государственный Технический Университет

Кафедра мировой экономики

Курсовая работа

на тему:

«Современное состояние машиностроения и размещение по РФ. Перспективы развития»

Иркутск 2008

Введение1. Современное состояние машиностроения и размещение по РФ1.1Тяжелое машиностроение1.2 Общее машиностроение1.3 Среднее машиностроение2. Перспективы развития машиностроительного комплекса2.1 Нанотехнологии в авиастроении2.2 Нанотехнологии в автомобилестроении2.3 Нанотехнологии в железнодорожном машиностроенииЗаключениеСписок литературы

Введение

Машиностроительный комплекс составляют машиностроение и металлообработка. Машиностроение занимается производством машин и оборудования, различного рода механизмов для материального производства, науки, культуры, сферы услуг. Следовательно, продукция машиностроения потребляется всеми без исключения отраслями народного хозяйства.

Металлообработка занимается производством металлических изделий, ремонтом машин и оборудования.

Структура машиностроения очень сложна, в состав этой отрасли входят как самостоятельные отрасли, такие как тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроение и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и т. д., так и множество специализированных подотраслей и производств.

Машиностроение также производит предметы потребления, в основном длительного пользования. Эта отрасль имеет огромное значение для народного хозяйства страны, так как служит основой научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства

Целью этой работы является анализ отраслевой структуры машиностроительного комплекса и факторов размещения его отраслей и производств, а также характеристика современного состояния комплекса, перспектив и вариантов выхода из создавшейся сегодня сложной экономической ситуации.

Учитывая особенности данной темы и круга затронутых вопросов, в первой и второй главах будут освещены теоретические вопросы: роль и значение, специфика размещения, отраслевая структура машиностроительного комплекса, а в третьей сложившаяся на сегодняшний момент неблагоприятная экономическая ситуация в комплексе, и практические предпосылки выхода из нее.

1. Современное состояние машиностроения и размещение по РФ

Машиностроительный комплекс представляет сложное межотраслевое образование, включающее машиностроение и металлообработку. Машиностроение объединяет специализированные отрасли, сходные по технологии и используемому сырью. Металлообработка включает промышленность металлических конструкций и изделий, а также ремонт машин и оборудования.

Машиностроение является ведущей отраслью тяжелой индустрии страны. Создавая наиболее активную часть основных производственных фондов - орудия труда, машиностроение в значительной степени оказывает влияние на темпы и направления научно-технического прогресса в различных отраслях хозяйственного комплекса, на рост производительности труда и другие экономические показатели, определяющие эффективность развития общественного производства. На долю машиностроения приходится около 1/5 объема выпускаемой продукции промышленности страны, почти 1/4 основных промышленно-производственных фондов и 1/3 промышленно-производственного персонала.

Ассортимент выпускаемой продукции машиностроения отличается большим многообразием, что обусловливает глубокую дифференциацию его отраслей и влияет на размещение производств, выпускающих различные виды продукции.

В настоящее время в машиностроении по степени технической оснащенности выделяют пять уровней технологического уклада.

Первый уровень представлен производством оборудования для горнодобывающей промышленности и предприятий, перерабатывающих первичное сырье.

Второй уровень связан с производством оборудования для сельского хозяйства.

Третий уровень представлен производством оборудования для черной и цветной металлургии, производством строительных материалов.

Четвертый уровень включает автомобильную и подшипниковую промышленность, электротехническое машиностроение и др.

Пятый уровень представляют предприятия, связанные с высокими технологиями: это - производство ЭВМ, оптико-волоконная техника, роботостроение, производство станков и оборудования с числовым программным управлением (ЧПУ), ракетно-космическое производство, авиационная промышленность.

В структуре машиностроения насчитываются 19 крупных комплексных отраслей, более 100 специализированных подотраслей и производств.

К комплексным отраслям, сходным по технологическим процессам и используемому сырью, относятся тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение, электротехническая промышленность, химическое и нефтяное машиностроение, станкостроительная и инструментальная промышленность, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для легкой и пищевой промышленности.

В течение длительного периода темпы развития машиностроения опережали развитие промышленности в целом. Высокие темпы были характерны для отраслей, определяющих научно-технический прогресс, и в первую очередь станкостроения, приборостроения, электротехнической и электронной промышленности, производства средств вычислительной техники, авиакосмического производства.

Достижения машиностроительного комплекса характеризовались не только ростом объемов его производства, но и созданием и выпуском прогрессивных видов продукции, внедрением более современных технологий.

В последние десятилетия машиностроительный комплекс формировался в соответствии с текущими потребностями экономики и обороны страны под конкретную номенклатуру конечной продукции. В результате были созданы предметно-специализированные предприятия с жесткими технологическими связями, низкой гибкостью и мобильностью производства.

Кризисная ситуация, назревшая в стране к началу 1990-х годов, существенно отразилась на отрасли. Структура машиностроения отличалась крайней утяжеленностью с высокой степенью милитаризации. Отмечались высокий уровень концентрации и монополизации производства, избыточная, неэффективная производственная активность. Лишь около 1/4 новых технологий соответствовали мировому уровню.

В результате в СССР стали происходить нарушения договорных обязательств по поставкам продукции, натурализация обмена, возникновение в широких масштабах бартерных сделок. Менялись налаженные связи по поставкам комплектующей и конечной продукции машиностроения. Высокий уровень территориального разделения труда, а также монополизм, присущий машиностроительному комплексу СССР, явились причиной отсутствия в России целого ряда производств, необходимых для нормального функционирования как машиностроения, так и всего хозяйственного комплекса страны.

За период 1998-2004 гг. объем промышленной продукции машиностроения возрос в 7,1 раза и составил 1,8 трлн руб. Деиндустриализация экономики отразилась и на машиностроительном комплексе. Отрасли машиностроения пятого уровня, ориентированные на выпуск наукоемкой продукции, сократили производство с 45,3 до 22,5%. Выпуск высокопроизводительного наукоемкого оборудования, оснащенного электронными устройствами и микропроцессорным управлением, за отмеченный период сократился в десятки раз, а по некоторым номенклатурным позициям - в сотни раз. Так, производство станков с ЧПУ сократилось в 142 раза. В стране в 2004 г. было изготовлено всего 200 станков с ЧПУ, а в Японии (для сравнения) - около 35 тыс., свыше половины из них были реализованы на мировом рынке. Производство кузнечно-прессовых машин с ЧПУ сократилось с 370 до 22 единиц, или в 16,8 раза. В значительных объемах сократился также выпуск прогрессивного режущего инструмента, особенно из керамики, поликристаллических синтетических алмазов и сверхтвердых материалов, абразивных микропорошков. Тогда как производство продукции четвертого уклада (автомобилей) осталось практически без изменений и составило 1,1 млн шт.

Ухудшилось внешнеторговое сальдо по продукции машиностроения: если в 1990 г. объем импорта превышал объем экспорта на 33%, то в 2004 г. - почти на 90%. Общее снижение экспортного потенциала машиностроения вызвано как внешними, так и внутренними факторами. К первым относятся разрушение предметной специализации, существовавшей в рамках СЭВ и СССР, а также изменение соотношения цен производителей сырьевых и обрабатывающих отраслей. Индексы роста цен по сырьевым отраслям превысили соответствующие показатели для машиностроительного комплекса по электроэнергетике более чем в 4 раза, топливной промышленности примерно в 3 раза, черной металлургии почти в 2 раза. Вследствие этого цена факторов производства машиностроительной продукции (за исключением труда) приблизилась к мировой.

К внешним факторам снижения экспортного потенциала относятся низкая (по сравнению с зарубежными аналогами) конкурентоспособность выпускаемой продукции и неготовность к активной деятельности в области мониторинга рынков, маркетинга и обслуживания техники в сфере эксплуатации.

Главным сдерживающим фактором развития машиностроения с 1992 г. выступает сокращение инвестиций в развитие машиностроительного комплекса, высокий износ основных производственных фондов, устаревшие технологии в машиностроительном комплексе.

Структурные изменения в выпуске продукции машиностроения отражают сдвиги в экономике в целом и в ее отраслях.

Понятие, состав и значение машиностроения. Проблемы машиностроительного комплекса России. Факторы развития машиностроительной промышленности. Характеристика тяжелого и среднего машиностроения. Перспективы развития машиностроительного комплекса России.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Роль и значение машиностроительного комплекса в структуре народного хозяйства России. Особенности размещения комплекса. Современные проблемы и перспективы их решения

Машиностроительный комплекс – основа научно-технического прогресса всех отраслей народного хозяйства. Отраслевая структура и особенности размещения машиностроительного комплекса РФ. Проблемы и перспективы развития машиностроения в нашей стране.

курсовая работа , добавлен 14.06.2002

Машиностроительный комплекс Украины

Значение машиностроения в экономике Украины. Современный уровень развития и характеристика размещения отрасли. Структура машиностроительного комплекса Украины. Основные проблемы, перспективы развития и территориальной организации машиностроения.

курсовая работа , добавлен 11.12.2007

Отраслевая структура машиностроительного комплекса и факторы размещения его отраслей и производств

Состав и значение отрасли машиностроения в народном хозяйстве России. Проблемы и перспективы его развития. Факторы, влияющие на размещение предприятий машиностроительного комплекса: наукоёмкость, металлоёмкость, трудоёмкость, близость потребителя.

курсовая работа , добавлен 30.03.2016

Управление конкурентоспособностью машиностроительного предприятия

Сущность и содержание инновационного развития машиностроительного комплекса. Алгоритм управления и модель оценки конкурентоспособности машиностроительного комплекса Татарстана. Меры государственного регулирования развития машиностроительного комплекса.

дипломная работа , добавлен 24.01.2018

Исследование прогнозирования и стратегического планирования развития машиностроительного комплекса

Сущность, значение, современное состояние, эффективность развития и место машиностроительного комплекса в России. Составление сценариев прогнозирования машиностроительного комплекса и их оценка. Стратегия развития машинного комплекса и дерево целей.

курсовая работа , добавлен 16.05.2017

Анализ экономического потенциала машиностроения и металлообработки

Основные направления реструктуризации машиностроительного комплекса. Промышленная политика в области машиностроения. Основные факторы, влияющие на развитие предприятий машиностроительного комплекса. Анализ внешнего рынка машиностроения и металлообработки.

контрольная работа , добавлен 26.07.2010

Машиностроительный комплекс

Место машиностроения в едином народном хозяйстве России. Размещение отраслей комплекса. Факторы, определяющие развитие и особенности размещения тяжелого машиностроения и приборостроения. Развитие производства станков и кузнечно-прессового оборудования.

реферат , добавлен 21.04.2011

Состав и межотраслевые связи машиностроительного комплекса

Машиностроительный комплекс, его значение, межотраслевые связи и структура. Особенности организации машиностроения в Российской Федерации. Кадровое обеспечение российских предприятий. Решение кадровой проблемы. Особенность технических университетов.

курсовая работа , добавлен 15.11.2013

Машиностроительный комплекс – основа научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства

Определяющие отрасль факторы. Количественные соотношения между отраслями и производствами, входящими в состав машиностроения. Особенности размещения машиностроительного комплекса Российской Федерации. Оценка деятельности машиностроительной отрасли.

курсовая работа , добавлен 29.12.2014

Состояние и развитие машиностроения в России

Машиностроение и его территориальная структура. Тенденции и проблемы развития машиностроительного комплекса России. Инвестиционные ограничения в отрасли в оборонном комплексе. Занятость в электронной промышленности и в производстве спецсредств связи.

курсовая работа , добавлен 25.04.2013

Главная » Интервью, История, Лица » 06.02.2009, 08:10

Машиностроение - становой хребет экономики

Высшее государственное руководство поставило амбициозные социально-экономические задачи: в ближайшие годы удвоить валовый внутренний продукт, качественно повысить уровень жизни россиян. Их решение немыслимо без создания диверсифицированной и конкурентоспособной национальной экономики. И роль машиностроения здесь трудно переоценить. Заместитель председателя, руководитель аппарата бюро центрального совета Союза машиностроителей России Владимир Гутенев ответил на вопросы корреспондента.

— Владимир Владимирович, с каким потенциалом вступило российское машиностроение в ХХI век? Какие наиболее острые проблемы, на Ваш взгляд, беспокоят отрасль?

— Кризисные 90-е годы стали черной полосой для отечественного машиностроения. Либеральные реформы отбросили отрасль далеко назад. «Прихватизация» и банкротство предприятий, вымывание квалифицированных кадров, старение основных производственных фондов, резкое падение качества выпускаемой продукции — вот далеко не полный перечень болезней, поразивших машиностроение. В итоге его удельный вес в начале века в общем объеме промышленного производства упал с 40 советских процентов до скромных 16. В то время как этот показатель в Китае составлял 35 процентов, Италии — 36, Англии, Франции и Канаде порядка 40, Германии — 54, США — 46, Японии — 51,5 процентов. Больше всего кризис поразил отечественное станкостроение, авиастроение, приборостроение, электронную и электротехническую промышленность — наиболее передовые отрасли машиностроительного комплекса.

Сегодня все изменилось. Инвестиционные потоки переориентированы с добывающего сектора на транспорт, электроэнергетику и обрабатывающую промышленность. Прошлый год был наиболее успешным для российской промышленности, а рост в машиностроении составил и вовсе завидный показатель — 24 процента. И это почувствовала экономика всей страны.

— Получается, что возрождение машиностроения выступает своего рода панацеей от всех российских бед в экономике?

— Это можно называть по-разному, но суть от этого не меняется: машиностроение было, есть и будет ключевой отраслью промышленности. Машиностроение — это становой хребет экономики. Достаточно сказать, что армию машиностроителей составляют четыре миллиона россиян, которые трудятся на более 7500 предприятиях комплекса. От уровня развития и конкурентоспособности отрасли зависят и благосостояние граждан России, и уровень обороноспособности страны.

Вот почему возрождение российского машиностроения становится одной из главных задач российской экономики.

В последние годы государственная промышленная политика стала переходить на принципиально новые позиции. Ведется разработка стратегических и структурных преобразований не только отдельных отраслей машиностроения, но и всего комплекса в целом. Главный ориентир — достижение технического уровня промышленности, аналогичного в развитых государствах.

— Но для этого, как говорят специалисты, необходимо опережающее инновационное развитие машиностроения с темпами роста не ниже 20 процентов в год…

— Да, это так, и задача отечественного машиностроения — выйти на такие темпы и тем самым перейти на инновационный путь развития. И здесь в полный рост встает проблема обновления парка технологического оборудования. Вот какие цифры приводит Федеральная служба государственной статистики: 65 процентов оборудования в России эксплуатируется 15-20 лет, а оборудование, срок эксплуатации которого меньше пяти лет, составляет менее 5 процентов.

Может ли отрасль без поддержки государства решить эту проблему? Конечно же, нет. И это не единственное узкое место в отрасли. Очень остро стоят вопросы качества, неоправданно высоких энергозатрат на производство единицы продукции, во многом устаревших технологий, острого дефицита квалифицированных кадров и многие другие.

Предприятия отрасли нельзя оставлять один на один с этими бедами. Действовать необходимо сообща, в том числе и в рамках профессионального сообщества — Союза машиностроителей России.

— Расскажите, пожалуйста, более подробно о вашей организации.

— Союз машиностроителей России как крупное общественное объединение выступает сегодня центром консолидации отечественного машиностроительного сообщества. Возглавляет наш Союз Сергей Викторович Чемезов — один их наиболее авторитетных людей в машиностроении, генеральный директор Государственной корпорации «Ростехнологии». Среди руководителей нашей организации — Борис Сергеевич Алешин, первый заместитель председателя Союза, президент ООО «Группа АвтоВаз». Президент ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» Алексей Иннокентьевич Федоров выполняет обязанности заместителя председателя, руководить аппаратом Бюро Центрального Совета Союза доверено мне.

Подчеркну такую деталь: наш Союз ориентирован не только на работников, организации и предприятия машиностроительного комплекса, но и смежных отраслей промышленности. Вот почему сегодня СоюзМаш России представляет интересы более 7,5 тысяч крупных и средних предприятий машиностроения и нескольких миллионов трудящихся.

Вам — как региональному изданию — будет интересно узнать, что у Союза машиностроителей России созданы и активно работают отделения в 65 субъектах Российской Федерации. Во главе их стоят руководители ведущих машиностроительных предприятий и представители региональных органов власти. А ведь чуть больше года назад, когда образовывался наш Союз, местные отделения можно было пересчитать по пальцам. Другими словами, наша организация динамично развивается как массовая и влиятельная общественная организация в первую очередь на местах. И в этом наша сила.

Несколько слов о партнерах Союза. В их числе несколько сотен ведущих предприятий российского машиностроения, в том числе крупнейшие из них — Объединенная авиастроительная корпорация, Авиационная холдинговая компания «Сухой», Волжский автомобильный завод, Концерн «Тракторные заводы», Камский автомобильный завод, Уралмаш, Московское машиностроительное производственное предприятие «Салют», Горьковский автомобильный завод, концерн «Ижмаш», Трансмашхолдинг, Внешнеэкономическое объединение «Тяжпромэкспорт» и многие другие.

— Какие задачи ставит перед собой СоюзМаш России, насколько успешно идет их реализация?

— Отвечу на ваш вопрос одной притчей, которая мне нравится. Однажды путник увидел у дороги трех работяг. На его вопрос, что они делают, первый угрюмо буркнул — камни таскаем; другой ответил — деньги зарабатываем, а третий сказал так: мы строим дом! Так и наш Союз — четко видит созидательную задачу своей деятельности, которая заключается в консолидации усилий государства, общества и машиностроительного сообщества в интересах опережающего инновационного развития отечественного машиностроения.

Вот почему все проекты и мероприятия, которые реализует наш Союз, так или иначе направлены на достижение этой цели.

— Как Союз учитывает мнение машиностроительного сообщества в своей деятельности?

— Чтобы держать руку на пульсе проблем отрасли, СоюзМаш России регулярно проводит разного рода мероприятия, на которых представители сообщества высказывают свою точку зрения по тем или иным вопросам. Наш Союз разработал проект Концепции формирования Государственной комплексной программы развития машиностроения России и провел его обсуждение в экспертном сообществе. Эта программа, по нашей оценке, должна стать составной частью новой научно-промышленной политики России — политики развития диверсифицированной и инновационной экономики страны и ее технологического ядра — машиностроения.

— Как шло обсуждение Концепции в машиностроительном сообществе?

— Коллективная работа, а именно так следует назвать процесс обсуждения этого документа, строилась в несколько этапов. Что важно, в ней участвовали не только «верхи» — столичные эксперты, представители научно-исследовательских организаций, ученые, — но и «низы» — наши региональные отделения, руководители предприятий машиностроения, научно-техническая интеллигенция. Помимо этого с проектом Концепции могли ознакомиться все желающие — она была размещена на сайте Союза. Всего за несколько месяцев обсуждения были поданы десятки изменений и предложений.

Нас, разработчиков, не смущало то, что приходилось усиливать или «расшивать» отдельные главы и положения Концепции. Мы сразу сказали, что предоставили рабочий вариант документа, и настаивали на его углубленной проработке.

Развитие машиностроения в России

Ведь это же коллективный труд, а не келейные умозаключения, пусть и профессионалов-разработчиков.

В итоге получился конечный вариант Концепции формирования Государственной комплексной программы развития машиностроения России.

— Не ошибусь, если скажу, что руководителей предприятий, а именно на них в первую очередь рассчитано наше издание, сегодня не менее интересует то, какую помощь им может оказать Союз машиностроителей в решении насущных проблем?

— СоюзМаш России стоит на защите интересов трудящихся отрасли, постоянно держит социальные проблемы в поле своего зрения и выступает с инициативами по улучшению состояния дел в этой сфере. СоюзМаш России обеспечивает членство как юридических лиц — предприятий и организаций, так и физических — работников машиностроения. Это позволяет представлять интересы работодателей, наемных работников, предприятий и отрасли в целом. Так, например, представительство интересов и защита прав работодателей в отношениях с профсоюзами и органами государственной власти и местного самоуправления осуществляются через участие Союза в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Союз машиностроителей России постоянно взаимодействует с органами законодательной и исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, профсоюзами и другими общественными объединениями, международными организациями в интересах развития отечественного машиностроения.

Убежден, что только движение по пути консолидированного развития, который уверенно прокладывает своей деятельностью Союз машиностроителей России, сможет привести отечественный машиностроительный комплекс к решению всех задач модернизации и успешному переходу к опережающему инновационному развитию.

ч. 1ч. 2ч. 3 … ч. 5ч. 6

Сравнительная характеристика отраслевой структуры машиностроения развитых и развивающихся стран мира

Размещение отраслей стран мира сложилось под влиянием большого числа причин, главная из которых — трудовой фактор. Ориентация на труд и определяет главные сдвиги в размещении отрасли: она переместилась в районы с «дешевым» трудом. После войны машиностроение особенно быстро развивалось в Японии, Италии, впоследствии в Южной Корее, на Тайване, Гонконге, а также в некоторых странах «новой индустриализации».

Вторым по значению фактором, оказывающим воздействие на размещение машиностроения, является научно-технический прогресс. НТП определяет структурные сдвиги в машиностроении. Общеэкономические тенденции, вызванные научно-технической революцией, предопределили нарастание доли труда в стоимости продукции. Тем самым положение стран с дешевым трудом стало предпочтительным по сравнению со странами, обладающими ресурсами.

В- третьих, происходит систематическое усложнение машиностроительного производства, предопределившее разделение стран на производителей массовой продукции и производителей высококвалифицированной наукоемкой продукции, а также появление тенденции «передачи» массовых, но не требующих затрат квалифицированного труда производств в «новые» страны и сохранения высококвалифицированных производств в старых странах, «монополистах» научно-технического прогресса.

На все вышеуказанные процессы накладывается тенденция усиления специализации и кооперирования в машиностроении отдельных стран и всего мира. Эта тенденция обусловлена прежде всего выгодами увеличения масштаба производства. В этой связи можно утверждать, что практика действий ТНК, создающих производственную и кооперационную сеть, рассчитанную на рынки целых континентов, имеет определенные технико-экономические основания.

Определить уровень развития машиностроения в разных странах весьма сложно. Однако по сумме признаков можно выделить следующие группы стран:

1. Страны обладающие полной номенклатурой машиностроительного производства. Примеры: США, Германия, Япония. К этой группе относится и Россия.

2. Страны обладающие малосущественными пропусками в структуре машиностроения – Англия.

3. Страны с существенными пробелами в структуре машиностроения — Италия.

4. Страны вынужденные импортировать часть машиностроительной продукции из-за рубежа.

5. Страны с неравномерным развитием отраслевой структуры машиностроения: экспорт машин покрывает менее половины импорта. (Канада, Бразилия).

Данная типология может быть использована для регионализации глобальной экономической системы и определения роли отдельных регионов в размещении мирового машиностроения.

На регион «Северная Америка» (США, Канада, Мексика) приходится 1/3 мирового машиностроительного производства.

Этот регион выступает на мировых рынках прежде всего как экспортер продукции высокой сложности, изделий тяжелого машиностроения и наукоемких отраслей.

На регион «Западная Европа приходится от 25 до 30% продукции мирового машиностроения.

Третий регион- «Восточная и Юго-восточная Азия» (около 20 % продукции машиностроения), лидер которого- Япония.

В Бразилии формируется четвертый регион мирового машиностроения.

В последние годы страны с дешевым рабочим трудом оказались в более благоприятном положении, чем страны обладающие сырьевыми ресурсами.

Вторым по значению фактором стал научно- технический прогресс. Усложняется машиностроительное производство, поэтому выделяются страны- производители массовой продукции, производители сложной наукоемкой продукции, развивается специализация и межстрановое кооперирование.

Особенностью машиностроения развитых стран по сравнению с развивающимися является наиболее полная структура машиностроительного производства и увеличение доли электротехники; высокое качество и конкурентоспособность продукции; отсюда- высокая экспортность и большой удельный вес в машиностроительного продукции в общей стоимости экспорта (Япония- 64%, США, ФРГ- 48%, Канада- 42%, Швеция- 44%).

Общее машиностроение далеко не однородно в развитых и развивающихся странах. В первой группе стран преобладает станкостроение, тяжелое машиностроение, производство оборудования, в другой- сельскохозяйственное машиностроение. Лидерами станкостроения являются ФРГ, США, Италия, Япония, Швеция. На всю группу развивающихся стран приходится всего 6% выпуска продукции станкостроения.

В электротехнической промышленности быстро выдвинулась электронная индустрия. Выделяются две подотрасли электронной промышленности: военно-промышленная и бытовая электроника.

Первая- удел экономически развитых стран, вторая (требующая большого количества дешевых рабочих рук) стала обычной для развивающихся стран. Гонконг, Южная Корея, Тайвань, Маврикий экспортируют бытовую технику даже в развитые страны.

В самом машиностроении в последние годы развивается процесс интернационализации производства. Этот процесс осуществляется в основном между промышленно развитыми странами, где сосредоточенно около 9/10 мощностей машиностроения и более 9/10 объема НИОКР. В машиностроении внедряются гибкие автоматизированные производства и системы автоматизированного проектирования. В производстве оборудования для этих систем главная роль принадлежит Японии и США.

Структура транспортного машиностроения также изменилась. Интенсивно развивались судостроение и автомобильная индустрия. Причем заметно переселение судостроения и производства подвижного железнодорожного состава в развивающиеся страны.

Локомотивы выпускают Индия, Бразилия, Аргентина, Турция. Среди производства вагонов выделяются Мексика, Египет, Иран, Таиланд.

Заметные изменения произошли и в автомобилестроении. На первое место вышла Япония, обогнав США, затем Франция, Италия, Испания, Великобритания. Производство грузовых автомобилей сосредоточенно в США, Японии, странах СНГ, России и Канаде. Автосборка, помимо Бразилии и Республики Корея, в последние годы распространилась по всему миру. Значительно растет автомобилестроение в Китае, стимулируемое развитием автосборки в «свободных экономических зонах».

В основном роль отдельных регионов мира в размещении машиностроения такова: на страны Северной Америки приходится более 30% мирового машиностроительного производства, на страны Западной Европы- 25-30 %, на страны Восточной и Юго-Восточной Азии- 20%.

По важнейшему показателю, отражающему масштабы развития отрасли, стоимости продукции машиностроения среди развитых стран лидируют США, Япония и ФРГ. Другие страны существенно уступают им по масштабам машиностроения. Доля развитых стран в машиностроении мира около 90%.

В странах СНГ на долю машиностроительного комплекса приходится 30% стоимости продукции промышленности. Эти страны занимает промежуточное положение между экономически развитыми и развивающимися странами мира.

В целом основная часть выпуска продукции машиностроения по-прежнему сосредоточена в развитых странах. Сдвиг машиностроения в страны с дешевым трудом был обусловлен энергетическим кризисом. Несмотря на это, доля развивающихся стран (особенно стран «новой индустриализации») в производстве машиностроительной продукции продолжает оставаться незначительной, и говорить о коренных сдвигах в мировом машиностроении не приходится.

  1. Особенности развития и размещения машиностроительного комплекса РФ

    1. Особенности размещения машиностроения России

Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом особенностей, которые влияют на его географию. Важнейшим является наличие общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии. И хотя в целом машиностроение принадлежит к отраслям «свободного размещения», так как оно в меньшей степени испытывает влияние таких факторов, как природная среда, наличие полезных ископаемых, воды и т.д. В тоже время на размещение предприятий машиностроения сильное влияние оказывает ряд других факторов. К ним можно отнести:

Наукоёмкость: Трудно представить себе современное машиностроение без широкого внедрения научных разработок. Именно поэтому производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.).

Ориентация на научный потенциал — основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий.

Металлоёмкость: Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как например, металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого машиностроения расположены на Урале.

Трудоёмкость: С точки зрения трудоёмкости машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры. Чрезвычайно трудоёмкими можно назвать следующие отрасли комплекса: авиационная промышленность (Самара, Казань), станкостроение (Москва, Санкт-Петербург), производство электротехники и точных приборов (Ульяновск).

Близость потребителя: Продукцию некоторых отраслей машиностроения, таких как: производство энергетического, горно-шахтного, металлургического оборудования, которые потребляют большое количество черных и цветных металлов экономически нецелесообразно перевозить на большие расстояния из-за их большого размера и высокой стоимости перевозок. Поэтому предприятия многих отраслей машиностроения размещается в районах потребления конечной продукции.

Как отдельный фактор географического размещения машиностроения можно вынести военно-стратегический аспект. Принимая во внимания интересы государственной безопасности, многие предприятия машиностроительного комплекса, выпускающие продукцию оборонного назначения, удалены от границ государства. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах.

Таблица 1.

Группировка машиностроительных отраслей по факторам размещения:

Источник:

Экономическая и социальная география; справочные материалы.

Дронов В.П., Макасовский В.П.
Машиностроительный комплекс ежегодно производит 30 тыс. видов различных машин и 130 тыс. деталей. Его продукция нужна практически повсюду, т.е.

Вы точно человек?

для машиностроения характерно повсеместность потребления. Поэтому машиностроение развито во всех экономических районах России, хотя его роль в хозяйстве районов не одинакова.

Таблица 2.

Следовательно 87.5% машиностроительной продукции выпускает Западная экономическая зона и всего 12.5% выпускает Восточная экономическая зона. В Восточной зоне машиностроение работает не на местные потребности, а на Европейскую зону (79% продукции вывозится в европейские районы, а из европейских районов поступает 67% продукции).

В зависимости от особенностей размещения в машиностроении условно можно выделить несколько групп отраслей, в том числе:

1. Тяжелое машиностроение (67 % продукции).

2. Общее машиностроение (18 % продукции).

  1. Среднее машиностроение (15 % продукции).
    1. ч. 1ч. 2ч. 3 … ч. 5ч. 6

Машиностроительный комплекс по производству продукции является крупнейшим промышленным образованием, включающим следующие от­расли: тяжелое, энергетическое и транспортное, станкоинструментальное, автомобильное, сельскохозяйственное машиностроение, электротехническое, приборостроение и нефтяное машиностроение, строительное, дорожное и коммунальное машиностроение.

В машиностроении, как ни в какой другой отрасли, высоки темпы ос­воения новых видов продукции. В среднем за год производится до 3 тыс. видов новых изделий, что втрое превышает соответствующие показатели для всех остальных отраслей индустрии, вместе взятых, сопровождающаяся образова­нием специфических загрязнителей окружающей среды.

Основными источниками загрязнения атмосферы являются литейное производство, цехи механической обработки, сварочные и покрасочные цехи и участки. По валовому выбросу вредных веществ в атмосферу доля маши­ностроительного комплекса составляет около 6 % выбросов в атмосферу всей промышленностью России.

Процент улова загрязняющих веществ по комплексу (56,5%) значитель­но ниже среднего по промышленности России (79,2%). Основная доля улова загрязняющих веществ приходится на твердые вещества (83%).

Выбросы предприятий комплекса в атмосферу характеризуются присут­ствием в них оксида углерода (36,9% суммарного выброса в атмосферу), ди­оксида серы (22,1%), различных видов пыли и взвешенных веществ (21,5%), оксидов азота (8,45%), а также таких ряда органических вредных веществ (ксилол, толуол, ацетон, бутилацетат, аммиак и др.). Из наиболее опасных загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмо­сферу, значительна доля комплекса в выбросе шестивалентного хрома - 137,9 т, или 43% выброса всей промышленности ежегодно.

Предприятиями машиностроения ежегодно используется около 3,5 млрд.

Глобальный рынок машиностроения

м 3 свежей воды. В системах оборотного и повторно-последовательного водоснабжения задействовано около 12 млрд. м 3 воды, что приводит к эко­номии 80% свежей воды (при 77,5% в целом по промышленности России). Ежегодный сброс сточных вод в поверхностные водоемы составляет около 2 млрд. м 3 , в том числе загрязненных сточных вод 0,95 млрд. м 3 , что составля­ет почти 10 % общего объема сброса сточных вод этой категории всей промыш­ленности России. В то же время доля нормативно-очищенных сточных вод, сбрасываемых в водоемы, по отношению ко всему объему стоков, прошед­ших очистные сооружения на предприятиях, продолжает оставаться незна­чительной и составляет только 20%.

Машиностроение загрязняет водный бассейн сточными водами травильных и гальванических цехов. Со сточными водами сбрасывается значитель­ное количество загрязняющих веществ, в первую очередь нефтепродуктов, сульфатов, хлоридов, взвешенных веществ, цианидов, соединений азота, со­лей тяжелых металлов. На долю отрасли приходится 7% объема используемой свежей воды промышленности РФ. По сбросу сточных вод в поверхностных водоемах на отрасль приходится 1/20 общего объема промышленного сброса в водные объекты. По объему сброса загрязненных сточных вод вклад машинострое­ния оценивается на уровне 1/10 общего объема сброса сточных вод этой кате­гории в целом по промышленности Российской Федерации.

⇐ Предыдущая123

2. Перспективы развития машиностроительного комплекса

Дальнейшее развитие машиностроительного комплекса должно опираться на новые базовые технологии, обеспечивающие выпуск конкурентоспособной продукции, оживление инвестиционной активности, государственную поддержку производств с высокими технологиями. Без этого не удастся достичь технологического обеспечения развития экономики, участия страны в качестве полноправного партнера в международном разделении труда.

К таким направлениям, безусловно, следует относить нанотехнологии. Они требуют малых затрат энергии, материалов, не нуждаются в обширных производственных и складских помещениях. С другой стороны, их развитие требует высокого уровня подготовки ученых, инженеров и технических работников, а также особой организации производства.

За рубежом работы в этой области стремительно развиваются в течение последних лет в рамках ряда приоритетных программ правительств Японии, США, ФРГ, Франции, Китая и других стран.

В России целевое бюджетное финансирование работ в области наноматериалов и нанотехнологий осуществляется с начала 90-х годов прошлого века в рамках нескольких программ. Государственная поддержка этих работ, хотя и несоизмеримая по своим масштабам с их финансированием в других странах, способствовала развитию этого перспективного направления, позволила сохранить научный потенциал, достаточно высокий уровень исследований и лидирующие позиции в некоторых областях нанонауки.

Нанотехнологии имеют конкретное промышленное применение. Сегодня на рынке предлагается большая номенклатура промышленно изготовляемых наноматериалов: металлических, гидрооксидов, оксидов и композитных порошков, которые уже находят широкое применение во многих секторах промышленности и строительства. Нанопорошки имеют свойства, отличающиеся от свойств металлов, окислов и т.д., из атомов и молекул которых они изготовлены.

В основе научно-технического «прорыва на наноуровне», форсируемого промышленно развитыми странами, лежит использование новых, ранее не известных свойств и функциональных возможностей материальных систем при переходе к наномасштабам, определяемым особенностями процессов переноса и распределения зарядов, энергии, массы и информации при наноструктурировании. Многие из кардинально отличных свойств наноматериалов по отношению к объемным того же химического состава обусловлены эффектами многократного увеличения доли поверхности нанозерен и нанокластеров (до сотен квадратных метров на грамм). С этим связаны новые свойства многих конструкционных и неорганических наноматериалов. Причем значительное количество таких свойств до конца еще не исследовано.

2.1 Нанотехнологии в авиастроении

Аэрокосмическое наноструктурирование имеет решающее значение для разработки и изготовления отличающихся малой массой и высокой прочностью термически устойчивых материалов для самолетов, ракет, космических станций и исследовательских спутников. Кроме того, космические условия с низкой гравитацией и высоким вакуумом могут обеспечить прорывные направления в самих технологиях получения наноструктур и наносистем. Космические технологические установки могут стать одним из важных путей создания наносистем.

Области применения наноструктур в аэрокосмических системах:

· устойчивые к космической радиации компьютерные системы с малым энергопотреблением и высокими эксплуатационными характеристиками;

· наномасштабное приборное обеспечение для космических станций и перспективных спутников малых размеров;

· авионика (авиационная электроника) нового поколения на основе наноструктурных датчиков и наноэлектроники;

· теплозащитные, жаропрочные и износостойкие наноструктурированные покрытия;

· наномодифицированные полимеры и полимерные композиты с повышенными усталостными характеристиками;

· увеличение в несколько раз энергетической эффективности солнечных батарей и развитие альтернативных энергетических систем.

Важнейшая задача современного самолетостроения – облегчение конструкции летательного аппарата. Замена от 50 до 30 млн. заклепок, используемых сегодня при изготовлении корпуса большого пассажирского самолета, на сварные швы позволила бы значительно облегчить его, удешевить производство и существенно улучшить эксплуатационные характеристики. Такая замена возможна только при выполнении условия равенства прочности сварного шва и прочности свариваемого материала. Конструкция самолета должна иметь все детали с одинаковой прочностью. Однако современные методы сварки авиационных материалов (алюминиевых и титановых сплавов) не позволяют в полной мере выполнять это требование.

Ученые Института теоретической и прикладной механики СО РАН (ИТПМ СО РАН) разработали лазерную сварку с применением наночастиц, позволяющую существенно улучшить прочностные свойства сварного шва. Основная идея новой технологии – управление процессом кристаллизации при сварке с помощью наночастиц тугоплавкого соединения (например, карбида титана), которые вводят в сварной шов. Тем самым повышаются механические свойства (прочность и пластичность) металла шва, возрастает в несколько раз относительное удлинение, увеличиваются предел прочности и предел текучести.

Машиностроение является одной из ведущих отраслей машиностроительного комплекса зарубежной Европы. В целом оно занимает 3-е место по стоимости УЧП и в некоторых странах определяет “лицо” всего машиностроения. По уровню развития транспортного машиностроения страны зарубежной Европы можно разделить на 6 групп: 1. Страны с очень высоким уровнем развития, имеющие все подотрасли транспортного...

... ; · Народное образование; · Культура и искусство; · Наука и научное обслуживание; · Кредитование и страхование; · Деятельность аппарата органов управления. Отрасль машиностроения является частью машиностроительного комплекса. Машиностроительный комплекс включает в себя 12 крупных отраслей и примерно 100 специализированных...

Виде совокупности региональных машиностроительных образований, поэтому одновременно с поиском направлений достижения каких-либо общеэкономических целей определяются соответствующие рациональные территориальные пропорции в развитии машиностроения в прогнозируемом периоде. Как и для всех задач этого уровня прогнозирование развития машиностроения осуществляется в единой системе народнохозяйственных...

И Иркутской областях. Наличие высококвалифицированных кадров в Новосибирске и Омске позволило создать наукоемкие предприятия электротехнического и радиотехнического машиностроения. 2 Современное состояние отрасли в России Это – одна из депрессивных отраслей российской промышленности. Сокращение производства здесь нача­лось раньше, замедление темпов снижения наступило позднее, а спад...

В промышленно развитых странах, где кризисы и спады производства повторяются периодически, изменения текущей конъюнктуры меньше всего затрагивают выпуск новейшей высокотехнологичной продукции, что создает определенные импульсы для выхода из кризисных ситуаций. Машиностроению России в последнее время присуща диаметрально противоположная тенденция – опережающее снижение производства наиболее прогрессивной техники. В результате можно полностью утратить накопленный за предшествующие годы технологический потенциал, хотя и недостаточно качественный, но все же имеющий принципиальное значение для дальнейшего функционирования экономики.

Структура конечной продукции отечественного машиностроения на рубеже последних десятилетий отличалась "утяжеленностью", и высокой степенью милитаризации. Доля военной техники оставалась непомерно высокой при резком отставании выпуска потребительских товаров и особенно оборудования для непроизводственной сферы. В первой половине 80-х годов рост производства продукции инвестиционного машиностроения полностью прекратился, а во второй половине начался спад, перешедший в начале 90-х в обвальное падение.

Уменьшение спроса в отраслях-потребителях вынудило машиностроение приспосабливаться к условиям использования его продукции, увеличивая выпуск универсальной техники и внедряя примитивные технологии. Это приведет к прекращению выпуска наукоемкой продукции, дальнейшему свертыванию машиностроительного производства и в конечном счете к затуханию инвестиционного процесса и ликвидации базовых отраслей экономики (кроме сырьевых, обладающих экспортным потенциалом).

Состояние машиностроения также усугублялось высоким уровнем концентрации и монополизмом производства. Среди 2/3 предприятий каждое выпускает свыше 75% продукции определенного вида, то есть фактически является ее монопольным производителем.

Основной причиной создавшегося положения является резкое падение инвестиционной активности и снижение спроса на машины и оборудование. Особенно снизился объем капитальных вложений в производство оборудования для строительства и в сельскохозяйственное машиностроение, а спрос на продукцию инвестиционного машиностроения снизился в 3-4 раза. В силу рассмотренных неблагоприятных факторов удельный вес наукоемких отраслей снизился, тогда как доля автомобильной промышленности стабилизировалась. Условиями этой стабилизации является сдерживание тарифов на энергоносители, продукцию металлургического и химического комплексов, железнодорожные перевозки, пролонгация протекционистских таможенных мер. Несмотря на все положительные стороны данного процесса, автомобилестроение нуждается в реструктуризации, на что потребуются преимущественно централизованные капиталовложения, так как децентрализованные средства крайне недостаточны. Должна подвергнуться изменениям и сама структура выпуска, так как она пока не отвечает современным требованиям. Реализация структурно-целевых программ связана со значительными инвестиционными затратами и временем.

В станкоинструментальной промышленности России на сегодняшний день производство все более и более ориентируется на платежеспособный спрос. Но со стороны прежнего основного потребителя – государства он резко сократился, а хозяйствующие субъекты не компенсируют этого сокращения, отдавая предпочтение более дешевому и простому оборудованию, что влечет за собой потерю заказов, болезненную для станкостроения. Спад производства наукоемких видов оборудования идет здесь опережающими темпами. Положение усугубляется оттоком высококвалифицированных кадров, в том числе из научных и конструкторско-технологических организаций. По сути, возникла угроза утраты Россией собственного станкостроения. Массовой практикой стало освоение в целях выживания непрофильной для станкостроения продукции. Некоторое оживление производства в машиностроении практически не отразилось на повышении спроса на технологическое оборудование, так как его парк в настоящее время используется менее чем на половину. Следовательно, по мере увеличения производства продукции на предприятиях-потребителях будет первоначально повышаться загрузка уже имеющегося оборудования, идти накопление капитала и только затем может появиться перспектива технического перевооружения, а следовательно приобретения нового оборудования.

Слабое частное и иностранное инвестирование, малоактивный спрос негосударственного сектора на технологическое оборудование делает необходимой осуществление государственной поддержки предприятий данной отрасли. Это экономически, а порой и стратегически, эффективно, особенно в случае импортозамещения.

Определенная тенденция к стабилизации уже наметилась в электротехнической промышленности и приборостроении. В 1995 был увеличен выпуск электродвигателей (на 14%), ряда кабельных изделий (силовых, городских телефонных). В целях расширения рынков сбыта и поиска новых потребителей электротехнические, и приборостроительные заводы приступили к освоению и производству продукции, пользующейся спросом, в том числе ранее изготавливавшейся в странах СНГ (. Этому также способствовала протекционистская таможенная политика государства, при которой потребителю выгодно закупать эту продукцию у российских предприятий.

За последние четыре года в результате неплатежеспособности сельских товаропроизводителей производство сельскохозяйственной техники резко сократилось, большинством заводов производственные мощности используются на 10-15%. В самих хозяйствах заметно сокращается парк сельскохозяйственной техники.

В условиях сильного сжатия спроса на сельскохозяйственную технику сейчас предполагается проведение мероприятий по ускорению процесса адаптации предприятий крынку (структурная перестройка производства, расширение рынка сбыта техники на экспорт, создание на предприятиях торговых домов, проведение ярмарок-выставок). Для решения проблемы неплатежей на предприятиях отрасли будут проводиться бартерные операции и взаимозачеты, шире использоваться векселя и государственные казначейские билеты. Особенно перспективной формой нормализации сбыта представляется практикуемое уже обеспечение агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды – лизинга.

Наметилась тенденция к стабилизации объемов производства по некоторым видам продукции тяжелого машиностроения, а по другим – увеличение выпуска. Это относится к производству оборудования для черной металлургии и горнодобывающей промышленности: машины для непрерывного литья заготовок и агломерационного производства Предприятия стали более активно вести работу по поиску платежеспособных заказчиков из-за конкуренции со стороны иностранных поставщиков аналогичного оборудования.

Ситуация в энергетическом машиностроении стабилизировалась из-за некоторого увеличения выпуска паровых турбин, обусловленного экспортными поставками оборудования, в основном в Китай, Иран и страны Восточной Европы. Производство дизелей и дизель-генераторов стабилизировалось, при этом наметилась тенденция к освоению производства дизелей по лицензиям зарубежных фирм, что дает возможность заводам данной подотрасли вступить в конкурентную борьбу на мировом рынке.

В подотрасли вагоностроения объемы производства определяются финансовыми возможностями основного заказчика – Министерства путей сообщения Российской Федерации. Не секрет, что они ограничены и не позволяют существенно наращивать выпуск так необходимого железным дорогам России подвижного состава. В связи с этим производство грузовых вагонов возросло незначительно.

В ближайшие годы даже при условии инвестиционной активности не следует ожидать существенного роста спроса на строительную и дорожную технику. Тем более что в строительном комплексе существует сложившийся парк строительной техники, который загружен сейчас не более чем на половину. Однако параметры обновления выпускаемой продукции ухудшились. Это явление свидетельствует о том, что в отрасли не происходит адаптация к новым условиям функционирования за счет изменения качества продукции.

Подводя итог всему вышесказанному, можно определенно утверждать, что состояние развития машиностроительного комплекса России определяется не просто спросовыми, а инвестиционными ограничениями. Именно они тормозят реструктуризацию производства, в основе которой должно лежать улучшение качества продукции, а следовательно, и повышение ее конкурентоспособности.

Наконец, необходимо дать обобщенное представления о сложной социально-экономической ситуации, сложившейся в промышленности в последние годы. Она обусловлена тем, что нарастающий в последние 2 года вал неплатежей увеличил долю убыточных предприятий.

Официальные статистические данные последних лет показывают, что скрытая безработица (занятость с неполным рабочим днем или неделей) в целом в промышленности уменьшилась. Обследование же, проведенное в конце прошлого года санкт-петербургским центром "Труд-мониторинг" показало, что доля рабочих машиностроительной промышленности, занятых неполный рабочий день или отправленных в отпуск по инициативе администрации выросла с 18.2% до 26%. Среди занятых на машиностроительных предприятиях растет потребность во вторичной занятости. О об этом заявили 86.9% опрошенных рабочих, а у 84.6% заявили о том, что у них регулярно месяц и более задерживается выплата зарплаты.

Особенно тяжелая ситуация сложилась в оборонном комплексе, где численность производственного персонала сокращается даже быстрее, чем в целом по машиностроению. Наиболее заметно упала занятость в электронной промышленности и в производстве спецсредств связи. Все это обуславливает отток высококвалифицированных специалистов из исследовательских организаций и конструкторских бюро, в том числе и за границу. Особенно тяжелое положение сложилось в тех регионах, где предприятия ВПК играют роль градообразующих предприятий (Урал, Удмуртия, некоторые области Центрального экономического района).

Чрезвычайно необходимо уже сейчас принимать меры для корректировки выбранного рыночного курса. Если этого не сделать, то в ближайшее время пессимистические настроения и социальная напряженность будут нарастать, что создаст угрозу дальнейшего построения социально-ориентированной рыночной экономики в России.

Развитие машиностроительного комплекса РФ должно опираться на новые базовые ресурсосберегающие технологии, обеспечивающие выпуск конкурентоспособной продукции, оживление инвестиционной активности, государственную поддержку производств с высокими технологиями. Без этого не удастся достичь технологического обеспечения развития экономики, участия страны в качестве полноправного партнера в международном разделении труда.

К таким направлениям, безусловно, следует относить нанотехнологии и ресурсосберегающие технологии. Они требуют малых затрат энергии, материалов, не нуждаются в обширных производственных и складских помещениях. С другой стороны, их развитие требует высокого уровня подготовки ученых, инженеров и технических работников, а также особой организации производства.

За рубежом работы в этой области стремительно развиваются в течение последних лет в рамках ряда приоритетных программ правительств Японии, США, ФРГ, Франции, Китая и других стран.

В России целевое бюджетное финансирование работ в области наноматериалов и нанотехнологий осуществляется с начала 90-х годов прошлого века в рамках нескольких программ. Государственная поддержка этих работ, хотя и несоизмеримая по своим масштабам с их финансированием в других странах, способствовала развитию этого перспективного направления, позволила сохранить научный потенциал, достаточно высокий уровень исследований и лидирующие позиции в некоторых областях нанонауки.

Нанотехнологии имеют конкретное промышленное применение. Сегодня на рынке предлагается большая номенклатура промышленно изготовляемых наноматериалов: металлических, гидрооксидов, оксидов и композитных порошков, которые уже находят широкое применение во многих секторах промышленности и строительства. Нанопорошки имеют свойства, отличающиеся от свойств металлов, окислов и т.д., из атомов и молекул которых они изготовлены.

В основе научно-технического «прорыва на наноуровне», форсируемого промышленно развитыми странами, лежит использование новых, ранее не известных свойств и функциональных возможностей материальных систем при переходе к наномасштабам, определяемым особенностями процессов переноса и распределения зарядов, энергии, массы и информации при наноструктурировании. Многие из кардинально отличных свойств наноматериалов по отношению к объемным того же химического состава обусловлены эффектами многократного увеличения доли поверхности нанозерен и нанокластеров (до сотен квадратных метров на грамм). С этим связаны новые свойства многих конструкционных и неорганических наноматериалов. Причем значительное количество таких свойств до конца еще не исследовано.

Сложность перехода машиностроения на инновационный путь развития состоит в том, что при реализации стратегических целей вхождения страны в постиндустриальное общество необходимо в исторически короткое время решать одновременно две задачи: модернизацию самого машиностроения и техническое перевооружение других отраслей экономики.

К сожалению, приходится констатировать, что в нынешнем состоянии предприятия российского машиностроения могут осуществлять производство конкурентоспособной продукции только для сравнительно узких сегментов рынка. По оценкам экспертов, на мировом рынке могут конкурировать в соответствующих сегментах незначительное число российских машиностроительных компаний.

Необходимо отдавать себе отчет, что наши потенциальные конкуренты без всяких сомнений продвигаются к созданию постиндустриального общества, в полном смысле этого слова, концентрируя для этого колоссальные ресурсы на высокотехнологичных направлениях. Мы же пока в этом вопросе серьезно отстаем. Нам необходимо преодолевать отставание от мирового уровня, с одновременным формированием и распространением наиболее эффективных инновационных технологий завтрашнего дня. России предстоит реализовать на практике широкомасштабный экономический маневр, чтобы в кратчайшие сроки развить до высокотехнологичного уровня отрасль, находящуюся в настоящее время в состоянии, отстающем от развитых стран на 20-30 лет. Очевидно, что для этого необходимо обеспечить опережающие темпы развития.

Тем не менее, несмотря на все проблемы и трудности в России имеются все необходимые условия для опережающего развития машиностроения. Это, прежде всего, собственные энергетическая и сырьевая база, развитая коммуникационная сеть, научный, интеллектуальный, кадровый, производственный и иные потенциалы. Но, главное, это развитие нанотехнологий, высокоэффективных ресурсосберегающих технологий, систем искусственного интеллекта, глобальных информационных сетей, интегрированных высокоскоростных транспортных систем.

В машиностроении применение нанотехнологий и наноматериалов позволит увеличить ресурс режущих и обрабатывающих инструментов с помощью специальных покрытий и эмульсий, внедрить нанотехнологические разработки в модернизацию парка высокоточных и прецизионных станков. Созданные с использованием нанотехнологий методы измерений и позиционирования обеспечат адаптивное управление режущим инструментом на основе оптических измерений обрабатываемой поверхности детали и обрабатывающей поверхности инструмента непосредственно в ходе технологического процесса. Например, эти решения позволят снизить погрешность обработки с 40 мкм до сотен нанометров при стоимости та кого отечественного станка около 12 тыс. долл. И затратах на модернизацию не более 3 тыс. долл. Равные по точности серийные зарубежные станки стоят не менее 300-500 тыс. долл. При этом в модернизации нуждаются не менее 1 млн активно используемых металлорежущих станков из примерно 2,5 млн станков, находящихся на балансе российских предприятий.

В двигателестроении и автомобильной промышленности - за счет применения наноматериалов, более точной обработки и восстановления поверхностей можно добиться значительного (до 1,5-4 раз) увеличения ресурса работы автотранспорта, а также снижения втрое эксплуатационных затрат (в том числе расхода топлива), улучшения совокупности технических показателей (снижение шума, вредных выбросов), что позволяет успешнее конкурировать как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Использование возможностей нанотехнологий может уже в недалекой перспективе принести резкое увеличение стоимости валового внутреннего продукта и значительный экономический эффект в машиностроительном комплексе. Тем самым принципиально изменяют отрасль машиностроения в целом, определяя вектор постиндустриального развития ближайших десятилетий.

Известно, что полное удовлетворение всех требований, предъявляемых к машиностроительному производству – абсолютно невыполнимая задача, поэтому всегда приходится идти на компромисс, обозначая главные требования и обеспечивая соответствующие им критерии качества. Отметим поэтому лишь основные требования к деталям и машинам при использовании ресурсосберегающих технологий их изготовления.

ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ – изготовление изделия при минимальных затратах труда, времени и средств при полном соответствии своему назначению. Технологичность деталей обеспечивается: формой их простейших поверхностей (цилиндрической, конической и др.), удобной для обработки механическими и физическими методами; применением материалов, пригодных для безотходной обработки (давлением, литьем, сваркой и т. п.), и ресурсосберегающей технологии; стандартной системой допусков и посадок и другими средствами и методами.

ЭКОНОМИЧНОСТЬ – минимальная стоимость производства и эксплуатации. Экономичность деталей и узлов достигается оптимизацией их формы и размеров из условия минимума материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости производства, за счет максимального коэффициента полезного действия в эксплуатации при высокой надежности; высокой специализацией производства и т. д. При оценке экономичности учитывают затраты на проектирование, изготовление, эксплуатацию и ремонт.

НАДЁЖНОСТЬ – свойство объекта сохранять во времени способность к выполнению заданных функций (ГОСТ 27.002-83).

Эстетичность - совершенство и красота внешних форм деталей, узлов и машин существенно влияют на отношение к ней со стороны обслуживающего персонала. Оформление узлов и деталей, определяющих внешние очертания машины, должно быть красивым и отвечать требованиям художественного конструирования (дизайн). Формы наружных деталей для создания привлекательного их вида разрабатывают с участием дизайнеров. Специально подбираются цвета для окраски.

Снижение массы деталей - в самолетостроении и некоторых других отраслях промышленности выполнение этого требования является одной из главных расчетно-конструкторских задач ресурсосбережения.

Использование недефицитных и дешевых материалов - это условие должно быть предметом особого внимания во всех случаях при проектировании деталей машин. Необходимо экономить цветные металлы и сплавы на их основе.

Удобство эксплуатации - при проектировании необходимо стремиться, чтобы отдельные узлы и детали можно было снять или заменить без нарушения соединения смежных узлов. Все смазочные устройства должны работать безотказно, а уплотнения - не пропускать масла. Движущиеся детали, не заключенные в корпус машины, должны иметь ограждения для безопасности обслуживающего персонала.

Большое экономическое значение при внедрении ресурсосберегающих технологий в машиностроительный комплекс имеют следующие показатели:

1) возможность массового производства стандартных деталей, что снижает их себестоимость;

2) возможность использования стандартного режущего и измерительного инструмента;

3) легкость замены вышедших из строя деталей при ремонте;

4) экономия труда при конструировании;

5) повышение качества конструкции.

В процессе хозяйственной деятельности ресурсы предприятия занимают одно из центральных мест, поэтому вопрос ресурсосбережения и определения оптимального соотношения ресурсов на предприятии очень актуален в настоящее время. Финансовая политика в области ресурсов направлено воздействует на долговременное состояние предприятия, а так же определяет его текущее состояние. Она диктует тенденции экономического развития, перспективный уровень научно-технического прогресса, состояние производственных мощностей предприятия.

Научно-технический прогресс - это непрерывный процесс открытия новых знаний и применения их в общественном производстве, позволяющий по-новому соединять и комбинировать имеющиеся ресурсы в интересах увеличения выпуска высококачественных конечных продуктов при наименьших затратах.

В широком смысле на любом уровне - от фирмы до национальной экономики - под научно-техническим прогрессом подразумевается создание и внедрение новой техники, технологии, материалов, использование новых видов энергии, а также появление ранее неизвестных методов организации и управления производством.

Внедрение новой техники и технологии - это весьма сложный и противоречивый процесс. Принято считать, что совершенствование технических средств снижает трудозатраты, долю труда в стоимости единицы продукции. Однако в настоящее время технический прогресс "дорожает", так как требует создания и применения все более дорогостоящих станков, линий, роботов, средств компьютерного управления; повышенных расходов на экологическую защиту. Все это отражает на увеличении доли затрат на амортизацию и обслуживание применяемых основных фондов в себестоимости продукции.

Тем не менее, конкурентоспособность фирмы или предприятия, их способность удержаться на рынке товаров и услуг зависит, в первую очередь, от восприимчивости производителей товаров к новинкам техники и технологии, позволяющим обеспечить выпуск и реализацию высококачественных товаров при наиболее эффективном использовании материальных ресурсов.

Поэтому при выборе вариантов техники и технологии фирма или предприятие должны четко понимать, для решения каких задач -стратегических или тактических - предназначается приобретаемая и внедряемая техника.

Роль науки в развитии современного промышленного производства настолько возрастает, что ее все чаще считают производительной силой. Это происходит тогда, когда наука обосабливается в самостоятельную сферу деятельности с особым профессиональным составом работников, со своей специфической материально-технической базой и конечной продукцией.

От научно-технического потенциала страны во многом зависит и научно-производственный потенциал ее национальных фирм и предприятий, их способность обеспечивать высокий уровень и темпы НТП, их "выживаемость" в условиях конкурентной борьбы. Научно-технический потенциал страны создается как усилиями национальных научно-технических организаций, так и использованием мировых достижений науки и техники.

Основные понятия ресурсов, ресурсосберегающих технологий

Ресурсы – это природные или созданные человеком ценности, которые предназначены для удовлетворения производственных и непроизводственных потребностей.

Ресурсосбережение - совокупность мер по бережливому и эффективному использованию фактов производства (капитала, земли, труда). Обеспечивается посредством использования ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий; снижения фондоёмкости и материалоемкости продукции; повышения производительности труда; сокращения затрат живого и овеществленного труда; повышения качества продукции; рационального применения труда менеджеров и маркетологов; использования выгод международного разделения труда и др. Способствует росту эффективности экономики, повышению ее конкурентоспособности.

Ресурсосберегающие технологии - технологии, обеспечивающие производство продукции с минимально возможным потреблением топлива и других источников энергии, а также сырья, материалов, воздуха, воды и прочих ресурсов для технологических целей.

Ресурсосберегающие технологии включают в себя использование вторичных ресурсов, утилизацию отходов, а также рекуперацию энергии, замкнутую систему водообеспечения и т.п. Позволяют экономить природные ресурсы и избегать загрязнения окружающей среды.

Общие способы разработки ресурсосберегающих технологических процессов машиностроительных производств. Пути разработки и подходы к созданию ресурсосберегающих и малоотходных производств

Проблема ресурсосбережения является важной для машиностроения, так как затраты на металл, в структуре себестоимости изделия, достигают 60…80%.

К основным источникам ресурсосбережения в машиностроении относятся:

Снижение удельной массы изделия;

Повышение коэффициента использования материалов;

Увеличение срока службы изделия.

Поэтому основной упор в разработке ресурсосберегающих технологий делается на заготовительное производство и упрочняющие технологии, а также на применяемые методы обработки и формообразования. Рассмотрим некоторые из них (примеры).

1. Холодная штамповка деталей из листового проката, обладающего анизотропией механических свойств: такая технология может быть применена для изготовления цилиндров амортизаторов, корпусов цилиндров привода сцепления, газовых баллонов, цилиндров гидронасосов и т.д. и предусматривает комбинированную вытяжку, отличающуюся одновременным изменением диаметра вытягиваемой заготовки и толщины стенки.

Упомянутая технология позволяет:

Увеличить ресурс работы изделий в 2-3 раза;

Снизить металлоемкость изделий в 1,3-1,5 раза;

Снизить трудоемкость производства в 3-5 раз.

Это пример повышения показателей ресурсосбережения производства по обработке металлов давлением.

2. Способ размерного шлифования труднообрабатываемых изделий со сложной криволинейной поверхностью для повышение эффективности шлифования деталей типа турбинных лопаток, кулачковых валов и др., изготавливаемых из труднообрабатываемых материалов: в основу разработки положена идея снижения энергосиловых параметров стружкообразования за счет обеспечения условий для наиболее полного адсорбционного взаимодействия ювенильных участков поверхности зоны резания с компонентами смазочно-охлаждающей технологической среды (СОТС), способствующего снижению энергии пластической деформации, образованию новой поверхности и значительному снижению адгезионных явлений путем усовершенствования кинематики процесса формообразования.

Преимуществом данного способа перед другими способами-аналогами является то, что осуществляется групповая обработка изделий, которые устанавливаются на специальном приспособлении, обеспечивающем переносное перемещение деталей по круговой траектории вокруг общей оси с регулируемым поворотом вокруг планетарных осей вращения. Скорость кругового вращения определяется из функциональной зависимости, которая связывает геометрические и физические параметры абразивного круга и обрабатываемого изделия, и позволяет обеспечить ее рациональное значение для комплексного проявления адсорбционного эффекта.

Снижение удельной мощности шлифования в 1,5-2,5 раза и практически полное исключение зависимости от величины используемой врезной подачи;

Снижение удельного расхода абразива на порядок;

Снижение засаливания абразивного круга при обработке высокопластичных и вязких материалов;

Экономию энергии на обработку одной лопатки на 5-8 кВт×ч, что при производстве 50000 лопаток в год позволит сэкономить ~ 525,2 МВт×ч;

Снижение расхода СОТС на порядок;

Повышение на 5-15 % прочности поверхностного слоя за счет формирования напряжений сжатия.

3. Способ торцевого планетарного шлифования для повышения эффективности шлифования плоских поверхностей деталей, изготавливаемых из труднообрабатываемых материалов: в основу способа положена идея снижения энергосиловых параметров стружкообразования за счет обеспечения условий для наиболее полного адсорбционного взаимодействия ювенильных участков поверхности зоны резания с компонентами СОТС, что способствует снижению энергии пластической деформации.

Преимуществом данного способа перед другими способами-аналогами является то, что способ предполагает использование специального многошпиндельного планетарно-шлифовального инструмента, который устанавливается на шпинделе шлифовальной бабки вместо абразивного круга. В качестве режущего инструмента используются стандартные абразивные круги чашечного типа средних структур, которые жестко закрепляются на наклонных планетарных шпинделях и получают переносное движение вокруг оси шпинделя станка и вращение вокруг планетарных осей с наперед заданным соотношением скоростей, что обеспечивает комплексное проявление адсорбционного эффекта.

Применение предлагаемого способа обеспечивает следующий экономический эффект от энерго- и ресурсосбережения:

Снижение удельной энергоемкости в 2-4 раза;

Уменьшение в 5-10 раз потребности в расходе СОЖ;

Высокое качество обработки при использовании мелкозернистых абразивных кругов на любой основе.

4. Новые методы упрочнения деталей на основе комбинированного применения электроплазмохимических и деформационных технологий.

Одним из таких методов является метод комбинированного упрочнения электроэрозионным синтезом (ЭЭС) покрытий и поверхностным пластическим деформированием (ППД). Сущность метода ЭЭС заключается в нанесении на деталь специальной экзотермической смеси пяти порошков металлов и неметаллов с органическими связующими с последующей искровой обработкой импульсным током.

ЭЭС-покрытие используется для упрочнения кинематических пар трения с ограниченным количеством смазочного материала, для режущих инструментов, пресс-форм, штампов, деталей, работающих в условиях абразивного изнашивания (детали механизма газораспределения двигателя, рулевого управления, шаровые опоры и др.).

Данный метод упрочнения деталей является высокоэффективным, т.к. позволяет обеспечить упрочнение металлической поверхности и создать условия долговечной работы деталей при различных режимах функционирования, что приносит большой экономический эффект (не требуется долгое время менять одно изношенное изделие на другое, новое)

5. Упрочнение алюминиевых деталей микродуговым оксидированием (МДО) поверхностного слоя в режиме импульсного тока.

Сущность технологии заключается в том, что на стальную деталь газопламенным напылением наносится алюминиевое покрытие, которое затем обрабатывается точением и подвергается преобразованию в оксид алюминия методом МДО. Область применения технологии - детали, подверженные воздействию высоких температур, эрозии и абразивному изнашиванию.

6. Сборка с использованием клеев и адгезионных материалов. Такие технологии позволяют снизить себестоимость и трудоемкость сборки, улучшить качество изделий.

7. Обработка сверхзвуковой струей жидкости. Подобная технология, представляющая собой гидрорезание с шириной реза 0,1…0,8 мм, позволяет снизить отходы материала в стружку по сравнению с традиционной резкой в 15-20 раз.

Условия обработки при этом не оказывают каких-либо отрицательных воздействий на обрабатываемый материал и его физико-механические свойства. Процесс обработки может быть полностью автоматизирован.

Это только некоторые примеры разработки и применения ресурсосберегающих технологий, экономический эффект от внедрения которых может вывести производственные предприятия на новый уровень инновационного развития.

Новое на сайте

>

Самое популярное