Домой Проценты по кредитам Основные проблемы экономики: структура экономики, эффективность и благосостояние. Основные проблемы экономики россии на современном этапе

Основные проблемы экономики: структура экономики, эффективность и благосостояние. Основные проблемы экономики россии на современном этапе

Основные экономические проблемы. Изучение экономики принято начинать с анализа некоторых самых общих закономерностей. Эти закономерности действуют в любые эпохи и в любой стране. Они проявляются в процессе решения людьми так называемых основных (центральных) экономических проблем:

1 Что производить? (Какие блага и в каком количестве?)

2. Как производить? (По какой технологии? С какими затратами?)

3. Для кого производить? (Какой уровень благосостояния будет обеспечен, кому достанутся произведенные блага?)

Три центральные экономические проблемы являются выражением взаимосвязи потребностей, ресурсов и производства.

Потребности и благосостояние. Потребности - это необходимость нужда человека в чем-то. В обществоведении обычно выделяют материальные, духовные и социальные потребности. Развитие, возвышение потребностей, выражая процесс развития человека в окружающем его мире, и состоит в том, что по мере удовлетворения материальных потребностей, особенно самых насущных, элементарных (потребности в пище, одежде, жилье), усиливается настоятельность, значимость духовных и социальных потребностей.

Этот подход использован в известной классификации А. Маслоу (рис. 1-1), в которой американский психолог ранжирует потребности по мере движения от первичных (элементарных) к высшим (потребностям в самовыражении).

Для решения вопроса о том, что производить, раскрытия взаимосвязи «потребности - производство» наиболее «работающей» является классификация потребностей, которая основывается на концепции деятельностного подхода в развитии человека. Эта концепция исходит из того, что возвышение потребностей человека представляет собой процесс развития его жизнедеятельности, основных ее форм: труда, семейно-бытовой деятельности, досуга. В соответствии с этим подходом в структуре потребностей современного человека выделяются (рис. 1-2):

1. элементарные потребности (потребности в пище, одежде, жилище);

2. потребности в общих условиях жизнедеятельности: потребности в здоровье, в образовании, в культуре, в передвижении в пространстве, в личной безопасности;

3. потребности в деятельности, в труде, в семейно-бытовой деятельности, в досуге.

Степень развития и удовлетворения элементарных потребностей и потребностей в общих условиях жизнедеятельности определяется показателями объема и структуры потребления продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, показателями развития материальной базы сферы услуг.

К числу показателей, характеризующих удовлетворение и развитие потребностей в деятельности, относятся:

1) мотивация человека, т.е. мотивы, которые побуждают человека к данному виду деятельности;


2) затраты времени на каждую из форм деятельности;

Рассмотрим, например, использование этих показателей при определении степени удовлетворения и развития потребности в труде.

Выделяют следующие виды трудовой мотивации: 1) средство к жизни; 2) интересная творческая работа; 3) стремление сделать карьеру; 4) желание участвовать в управлении производством; 5) стремление принести пользу организации, общине, своему народу, всему человечеству. Так, труд, работа могут интересовать работника лишь постольку, поскольку они обеспечивают ему заработок, позволяющий приобрести необходимые жизненные блага. Такая трудовая мотивация характеризует отношение к труду, как средству к жизни. Трудовая мотивация, как правило, бывает сложной, в ней присутствует несколько мотивов трудовой деятельности. Например, работника может интересовать и заработок, и интересная работа, и участие в принятии управленческих решений.

Для каждого уровня экономического и социального прогресса существует общественно-нормальный уровень затрат рабочего времени. Так, в наши дни нормальной воспринимается продолжительность рабочей недели в 36 - 42 часа, хотя в XIX в. даже в передовых капиталистических странах она составляла более 70 часов и сводила у наемных работников практически к нулю время досуга в будни. Если же человек трудоспособен, ищет, но не может найти работу, то это означает, что он не может удовлетворить свою потребность в труде. Содержание труда определяется образованием и квалификацией, структурой трудовых функций (что конкретно делает человек), а также соотношением умственных и физических затрат, исполнительских и управленческих функций.

Деятельностный подход к изучению потребностей позволяет системно подойти к изучению благосостояния, т.е. уровня и качества жизни, под которыми понимаются степень развития и удовлетворения потребностей.

Ресурсы. Экономическая эффективность. Ресурсы (факторы производства, производительные силы) - это все, с помощью чего производятся товары и услуги.

В курсах «экономикс» выделяют четыре основных вида ресурсов: труд, земля, капитал, предпринимательский талант.

Труд (рабочая сила) - это физические и умственные способности, а также умение и желание работника использовать свои способности. Особенность человеческого фактора производства заключается в том, что работник является одновременно и ресурсом, и субъектом потребностей. Работая, он создает блага для удовлетворения и развития своих же потребностей. Способность человека к труду и его благосостояние неразрывно связаны. Поэтому здоровье, образование, квалификация работника, содержание его труда и отношение к нему являются показателями и благосостояния, и качества рабочей силы.

Земля - так называют все естественные ресурсы, предоставляемые природой. К ним относят плодородную почву, лес, запасы полезных ископаемых, энергию ветра и солнца, воду, воздух и т.д.

Капитал - это все созданные людьми средства для производства благ (машины, оборудование, сырье и т.д.). В данном случае речь идет о материальном, физическом капитале. Деньги и другие финансовые активы, сюда не включаются.

Предпринимательский (организаторский) талант - это способность творчески руководить использованием всех остальных ресурсов, брать на себя ответственность и риск.

Некоторые экономисты выделяют еще один фактор производства под названием информация - данные о новаторских приемах использования других ресурсов, выраженные, как правило, в знаковой форме (книжные тексты, программы для компьютеров). Если предпринимательский фактор неотрывно связан с личностью человека, то информация отделяется от ее создателя и может функционировать вполне самостоятельно (торговля патентами, «ноу-хау» и т.д.). Подобно капиталу, информация является вторичным фактором, она используется для производства жизненных благ. Но в отличие от капитала (и от других ресурсов) информация может тиражироваться. «Если у меня есть рубль и у тебя есть рубль, то после обмена у каждого останется по рублю, - гласит пословица. - Но если у меня есть идея и у тебя есть идея, то, поменявшись ими, каждый будет иметь по две идеи.»

Существует и другой подход к классификации ресурсов, широко используемый в хозяйственной практике. Средства производства, к которым относят материально-вещественную часть производительных сил (по ранее предложенной классификации - это капитал и земля), разделяют на средства труда и предметы труда. Средства труда, или основные производственные фонды, многократно участвуют в производственном процессе и изнашиваются постепенно. К ним относятся машины, оборудование, здания, сооружения и т.п. Предметы труда, или оборотные производственные фонды (сырье, материалы, и т.п.), расходуются в одном производственном процессе.

Все перечисленные факторы производства существовали практически всегда и везде (информация - с момента возникновения письменности). Однако их значение существенно менялось. В доиндустриальных обществах главными факторами были физический труд и земля. При капитализме первенство переходит к капиталу и предпринимательству. С развертыванием НТР основное значение получают творческий труд и информация, «человеческий капитал». Известный американский экономист Г. Беккер предложил это понятие для обозначения имеющихся у работника запасов знаний, навыков, мотиваций - способности к творческому самостоятельному труду, которые позволяют увеличивать его доход.

Для анализа использования ресурсов в процессе производства применяется система показателей эффекта и эффективности.

Эффект - конечный результат производства. Различают экономический эффект (результат производства как сумма произведенных товаров и услуг) и социальный эффект (благосостояние населения).

Под экономической эффективностью понимают соотношение экономического эффекта (как результата) и затрат ресурсов. Система показателей экономической эффективности производства включает в себя три основных показателя: производительность труда, фондоотдачу и материалоотдачу (табл. 1-1). Они характеризуют соответственно эффективность использования рабочей силы, основных и оборотных производственных фондов.

Таблица 1-1. Основные показатели экономической эффективности производства

Основные проблемы экономики заключаются в абсолютном несоответствии между нашими потребностями и желаниями, и нашими возможностями. И эта ситуация абсолютно идентична как в случае студента с пустыми карманами, так и в случае олигарха с массой вилл, бриллиантов и яхт в разных точках планеты. То же самое можно сказать и о крошечной фирме, которая из-за кризиса находится на грани разорения, и о транснациональной компании, чей доход превышает все пределы, а также для экономики любой страны, бедной и богатой. Это связано с тем, что у всех разные потребности и возможности. Однако первых обычно больше, чем вторых. Это связано с тем, что желания и потребности просто безграничны, чего нельзя сказать о возможностях. Для воплощения наших разнообразных стремлений в жизнь всегда чего-то не хватает: времени, денег, каких-то иных ресурсов.

Основные проблемы экономики в терминах

Среди экономистов принято называть несоответствие между нашими возможностями и потребностями проблемой Конечно, у специалистов имеются конкретные рекомендации и для предпринимателей, и для частных лиц, и для правительств.

Так как мы являемся для нас суть всех этих рекомендаций состоит в том, что необходимо жить по средствам. Наши родители и иные предки жили именно так: долго копили на какую-то существенную покупку, иногда брали взаймы у знакомых и родных. А сейчас люди, которые росли в условиях сверхлегкого получения кредитов, смотрят на все совсем иначе. Они стараются покупать все немедленно, особо не раздумывая, ведь это все выглядит настолько привлекательно. А реклама постоянно учит, что без этого современная жизнь просто немыслима.

Основные в глобальном плане связаны именно с этим. Казалось бы, что тут плохого, однако многие подходят к тратам весьма неразумно. Некоторые убеждены в том, что глупо ждать, пока будет накоплена необходимая сумма денег для приобретения нужной вещи, лучше купить ее сейчас и сразу пользоваться, то есть в тот момент, когда она больше всего необходима.

У жизни в кредит в обычных условиях имеется разумное оправдание, но в условиях оно должно быть очень и очень весомым. Основные проблемы экономики обязательно становятся причиной такого явления, как кризис. Во все времена и во всех странах общество переживало подъемы экономики и ее спады.

Естественно, кризисы могут сильно различаться: некоторые переносятся достаточно легко и даже незаметно, а некоторые остаются в памяти человека надолго. Кризис, который мы переживаем сейчас, не обещает быть легким. Но при всем этом одно ясно достоверно - сейчас весьма опасно делать покупки в кредит.

Современные проблемы экономики связаны со многими факторами. На рынке труда в данный момент происходят очень сильные изменения. Никому не известно, что с его доходами произойдет завтра или послезавтра. Именно поэтому не стоит отягощать свое и без того сложное положение необходимостью погашать кредит. Как раз сейчас стоит вспомнить про советские времена. Тогда не было кризисов, постоянно было плохо. А теперь у нас есть надежда, так как в условиях стоит ожидать смены тяжелых времен на периоды подъема и расцвета. А сейчас рекомендуется умерить свои потребности и сократить траты. Одновременно с этим можно научиться анализировать свои расходы, соизмеряя их с доходами. А кто-то может найти под давлением обстоятельств новую нишу, где сможет удачно применить свои способности и получить желаемую прибыль.

Если все мы начнем жить по средствам, то основные проблемы экономики не будут беспокоить нас настолько же сильно, как и сейчас.


Общий объём выборки: 1600 респондентов.

Заказчик: радиостанция "Милицейская волна".

Исследуемая совокупность: экономически активное население России в возрасте от 18 лет и старше.

Вопрос: Что на Ваш взгляд является основной проблемой российской экономики на сегодняшний день?

Ответы респондентов распределились следующим образом:

Комментарии респондентов:

Высокий уровень инфляции

  • "Рост зарплат не успевает за ростом цен, что зарабатываем, то и проедаем, ни на что то более не хватает денег, а уж тем более на жилье маломальски пригодное".

  • "Инфляция началась уже давно, а антиинфляционная политика ничего не предпринимает, цены растут с каждым днем днем все выше и выше, зарплата остается прежней. Необходимо бороться с инфляцией, иначе она превратится в гиперинфляцию, и даже богатые слои населения скоро обнищают".
  • Монополизация ряда секторов экономики

  • "С помощью бюрократических механизмов Российская экономика была чрезмерно монополизирована и не по секторам, а в основной массе отраслей. Теперь же и коррупция, и высокий уровень инфляции - следствия именно крайней монополизации (полного отсутствия рыночных механизмов) в Российской экономике. И кто говорит, что считает иначе (и это не "ярлык"), как правило, ангажирован властью либо недостаточно компетентен в вопросах экономики и капитала".

  • "Крупные компании не дают развиваться мелкому бизнесу".

  • "Монополизация является причиной и других проблем экономики: и высокого уровня инфляции, и коррупции, и бюрократии..."
  • Бюрократия

  • "Тотальная беспросветная бюрократизация ВСЕХ без исключения сфер жизни является, в том числе, и плодородной почвой для коррупции"

  • "Необходимо сократить количество чиновников - дармоедов".

  • "Бюрократ - главнейший враг государства!"
  • Коррупция

  • "Если бы все работали как Путин или Греф, наша страна была бы экономически стабильна и благополучна, а так большинство людей в правительстве живут на благо самого себя, а не людей, которые их "выбирали".

  • "Считаю, что эта проблема в России испокон веков, и искоренить коррупцию невозможно. Вызывает опасение будущее нашей страны. Экономические проблемы влияют и на уровень, и на качество жизни населения. Неудивительно, что многие хотят уехать из страны."

  • "Проблема стала настолько явной, что даже наше правительство в последнее время стало проводить активные зачистки. Наличие корупции тормозит естественное развитие экономики в сторону ее эффективного улучшения."
  • Другое

    Код для вставки в блог

    Основные проблемы российской экономики

    Сегодня в Санкт-Петербурге начал работу X Международный экономический форум. Выступая на открытии форума, В.В. Путин в своей речи обозначил основные проблемы современной российской экономики. Узнайте мнения россиян об этом из результатов нашего опроса. Подробнее...

    Проблемы экономики - это глобальные нарушения в развитии и ведении хозяйственной деятельности отдельных стран или всего мира. Как правило, к глобальным проблемам экономики относится разделение сообщества на полюса развития, глубокое истощение ресурсов планеты (в том числе и водных), проблемы с продовольствием, бедность, слабый научно-технический прогресс и так далее.

    Глобальные проблемы экономики в мире

    К глобальным можно отнести целую совокупность проблем, которые ставят под вопрос не только развитие планеты и каждого отдельно взятого государства в экономическом смысле, но существование человечества в целом. Здесь затрагиваются наиболее важные вопросы, которые требует срочного решения и полноценных мер со стороны мирового сообщества. Так, к наиболее важным проблемам экономики стоит отнести:

    1. Проблема разных «полюсов» экономического развития, появление «Севера» и «Юга». Суть - глубокое разделение (в первую очередь в экономическом плане) между теми странами, которые уже развиты и теми, которые относятся к категории развивающихся. Последние нуждаются в помощи более «сильных коллег», снисхождения, более гибких условий. К примеру, развитые страны могут открыть доступ товарам из развивающихся стран без каких-либо серьезных условий, обеспечить стабильный приток инвестиционного капитала, реструктуризировать большую часть долгов и так далее.

    Отсталость большинства стран опасна не только на внутреннем уровне, но и для экономики планеты в целом. Более отсталый «ЮГ» - это составная часть экономического пространства, поэтому его проблемы неизбежно становятся общими. К примеру, каждый год наблюдается все более активное перемещение людей из менее развитых стран в государства с высоким уровнем развития. В итоге возможен перенос ряда заболеваний, увеличение нагрузки на экономику, появление проблем с социальным обеспечением и так далее.

    С 60-х годов в мире работает новая концепция, суть которой - активная помощь развивающимся странам с нестабильной экономикой. Основные идеи такой концепции следующие:

    Создание льготного режима для стран, которые только идут по пути развития. Особенно это важно при формировании международных отношений;
    - оказание реальное помощи на стабильной основе для решения, как социальных, так и экономических проблем. Все это позволяет снизить долговое бремя и помочь разобраться с текущими проблемами.


    Уже к середине 80-х годов можно было видеть реальные результаты труда, которые позволили развивающимся странам продвинуться в своем развитии - укрепить суверенитет, добиться мирового признания, открыть международный рынок для своих товаров, увеличить объемы финансовой помощи и так далее. Но уже к завершению 80-х годов что-то произошло. Экономическая поддержка перестала быть эффективной. По сути, развитые страны вынуждены были признать поражение. Причины были две:

    Снижение уровня единства развивающихся стран, которое было вызвано сильной разницей в развитии. На фоне других государств все больше стали выделяться мощные страны-экспортеры природных ресурсов (в первую очередь нефти), а также вновь образованные индустриальные страны;
    - уровень диалога между странами развитыми и развивающимися заметно снизился, что привело к приостановке положительного процесса.

    2. Проблема бедности - это, по сути, уже следствие явных «пробелов» в экономике и неспособности (или нежелании) правительства обеспечить свой народ. В такой ситуации появляется огромная пропасть между людьми, которые имеют неплохие средства для существования, и другой категорией жителей, находящихся за чертой бедности.

    На сегодня выделяется два основных критерия этой проблемы - национальный и международный. В первом случае речь идет о населении, которое относится к наиболее бедному. Такие группы есть во многих странах мира и Россия не является исключением. Формулировка «за чертой бедности» подразумевает доход ниже прожиточного минимума. То есть человек не способен себе купить минимальный набор продуктов для полноценного питания. В развитых странах к бедным людям относят тех, кто имеет около 40-50% от средней зарплаты в стране.

    При этом существуют международные критерии бедности, которые составляют около двух долларов на день (по ВВП ППС). Наиболее низкий уровень бедности (чрезвычайный) признается в том случае, когда доход опускается ниже отметки одного доллара в день.

    В 80-х годах за чертой бедности проживало более двухсот миллионов людей. С начала 90-х годов прошлого века люди стали беднеть в странах постсоциалистического пространства. К примеру, только Молдавии было больше 60% бедных людей, а в Монголии эта цифра достигала 75%. Что касается России, то здесь процент населения с заработком менее доллара в сутки составляет около двух процентов.


    3. Проблемы экономики и продовольственный кризис также плотно взаимосвязаны. Развивающиеся страны не способны обеспечить население жизненно важными продуктами питания. Это парадоксально, ведь природные ресурсы развивающихся государств весьма богаты, а сама экономика имеет большие перспективы.

    Но проблема нехватки продовольствия все-таки существует и требует оперативного решения. В последние 50 лет удалось существенно снизить количество голодающих людей (почти на 50%). Но, несмотря на это, почти 800 миллионов человек все еще недоедает, а 4-5 миллионов детей умирают каждый год по причине последствий голодания.

    Проблема голода перестала быть актуальной только для развитых стран, которым удалось полностью покрыть потребности своего населения. Но в целом на земном шаре наблюдается существенный разбег в продуктовом обеспечении. При этом планету можно разбить на четыре основные зоны по продовольственным проблемам:

    1) Индустриальные государства, такие как Северная и Западная Европа, Австралия и Северная Америка. Такие регионы сегодня почти не знаю слова голод - продовольствия у них хватает.

    2) Районы Средней Азии и южная часть Европы, страны Магриба и Латинской Америки, АСЕАН и прочие. Здесь уровень продовольствия находится на должном уровне и приближается к минимальным нормам ВОЗ ООН.

    3) Страны СНГ, Восточная часть Европы, Индонезия, Египет, Индия и прочие. Здесь уровень продовольствия находится на минимальном уровне, но еще входит в норму отклонения по ВОЗ ООН.

    4) Развивающиеся страны - это большая часть населения планеты (почти 80%). Вот здесь как раз и присутствуют наибольшие проблемы с продовольствием.

    В 2007 году проблема с продовольствием выглядела следующим образом, но на сегодня она не сильно изменилась.

    4. Энергетические проблемы неизбежно сказываются на экономическом развитии стран со слабой экономикой. При этом глобальная проблема с энергоресурсами проявилась наиболее остро в 70-х годах прошлого века, когда в мире разразился мощный энергетический кризис. В тот период стоимость нефти возросла почти в 15 раз. Все это создало огромные проблемы для экономик многих стран мира. Некоторым государствам удалось выйти из энергетической зависимости, но мировая экономика все равно испытывает острый дефицит ресурсов.

    Основная причина энергетической проблемы - резкое увеличение потребления ресурсов. Особенно это актуально с начала 20-го века. С одной стороны открывались крупные месторождения на Аляске, в Западной Сибири, на шельфе Северного моря и так далее. С другой - с каждым годом увеличивался автомобильный парк, увеличивались потребности в экономической сфере.


    Одновременно с этим человечество занялось разработкой новых месторождений. К примеру, в начале 80-х годов прошлого века запасы нефти исчислялись 1,2 триллионами тонн, а к началу 2000 годов они возросли почти до 1,8 триллионов тонн. Еще 30 лет назад казалось, что нефти хватит только на 20-30 лет, но с нынешним уровнем природных ресурсов эти опасения оказались напрасными.

    Кроме перечисленных выше проблем экономики можно выделить проблему освоения Мирового океана, демографическую проблему, ухудшение экологии, острое истощение животного и растительного мира, глобальное потепление, угроза ядерной катастрофы на фоне гонки вооружений и так далее.

    Решение глобальных проблем экономики

    У каждой проблемы существуют свои пути решения. Вопрос лишь в том, насколько правительства развивающихся и развитых стран заинтересованы в сотрудничестве и восстановлении паритета. Проблемы, в свою очередь, могут быть решены следующим образом:

    1. Проблема «Севера и Юга» имеет три основных пути решения:

    - либеральный. Здесь бытует мнение, что основная проблема развивающихся стран - невозможность перейти на рыночный механизм экономики. Это значит, что для достижения цели основная задача развивающихся стран - четко придерживаться имеющегося курса и переходить на рыночную экономическую структуру, то есть делать упор на приватизацию государственных владений, либерализацию экономической отрасли и так далее;

    - антиглобальный. В данной теории упор делается на том, что экономические отношения в большей степени неравноправны. При этом мировая экономика находится под контролем ряда монополий. Итогом становится эксплуатация Юга Севером. Есть мнение, что развитым странам много выгоднее загонять развивающиеся государства в «ловушку» или оставлять их на низком уровне развития с целью снижения цен на сырьевую продукцию. Следовательно, решением может быть только пересмотр системы мирового порядка и изменения сути взаимоотношений между Севером и Югом;

    - структуральный. Последователи этой теории сходятся во мнении на том, что международные отношения в принципе не способствуют экономическому подъему развивающихся стран. Они также убеждены, что для достижения результатов подходы в экономики нужно менять в сторону рыночных отношений. С другой стороны должна быть реформирована и система международных отношений. Сторонники такой теории решения проблем настаивают, что торговые послабления со стороны развитых стран должны быть более серьезными.


    2. Главное решение проблемы бедности - это экономический рост страны, повышение ВВП и, как следствие, рост фонда потребления. Но известны случаи, когда рост ВВП не способствовал снижению уровня бедности. К примеру, в Нигерии за 13 лет с 1990 по 2003 году удалось ежегодно увеличивать ВВП на 2-3%, но это не способствовало повышению занятости населения.

    Второе решение проблемы - это международная и государственная помощь людям, которые находятся за гранью бедности. Подобный подход может помочь справиться с бедой, преодолеть ее общими усилиями. Хуже всего, когда со временем проявляется застойная бедность. Ее суть в том, что трудоспособное население привыкает жить на «шее» у государства и уже отказывается работать.

    Сегодня проблеме бедности уделяется много внимания со стороны международного сообщества. Создается ряд организаций, готовых работать на общее благо и снижение общего уровня бедности и роста экономики развивающихся стран. Все это дает свои плоды, но только комплексное решение может помочь в решении проблемы.

    3. Лучшее решение для борьбы с голодом - повышение урожайности в развивающихся странах, увеличение обрабатываемых наделов, поголовья скота и так далее. При этом особое внимание нужно уделить повышению уровня развития сельского хозяйства, усовершенствованию технологий, улучшению обработки почвы, засеву площадей высокоурожайными сортами растений и так далее. При этом большинство проблем сложно решить внутри страны - с ними нужно бороться коллегиально.


    Большие надежды возлагаются на так называемую зеленую революцию, которая позволяет активно внедрять новую технику в сельскохозяйственной отрасли, использовать только высококачественные и высокоурожайные зерновые культуры, лучшие удобрения и так далее. Главное - участие страны в развитии данной отрасли, дополнительные вложения, как внутри страны, так и привлечение инвестиций извне. С помощью «зеленой революции» с проблемой голода было покончено во многих странах мира, в частности, в Филиппинах, Индии, Мексики и прочих.

    4. Нехватка энергоресурсов. Главный путь в решении проблемы - это увеличение объемов разработки и добычи полезных ресурсов. Работа не должна останавливать даже в тот период, когда запасов кажется более чем достаточно. Мировое потребление нефти и газа с каждым годом растет. Только с 1995 по 2005 году уровень энергопотребления вырос на четыре миллиарда тонн условного топлива. В последнее время достиг своего предела добычи Китай, постепенно сокращает производство и Великобритания. В такой ситуации важно экономней расходовать энергоресурсы.


    Второй важный вопрос - это перестройка экономики и снижение доли энергоемкого производства. К примеру, машиностроение требует почти в 10 раз меньше энергоресурсов, чем металлургия или топливно-энергетический комплекс. При этом качественная перестройка позволяет сэкономить до 20-25% энергии на долю ВВП.

    Но большинство стран, к сожалению, не берет на вооружение упомянутые выше рекомендации. К примеру, в том же Китае, Индии, России и Украине доля цветной и черной металлургии, а также химической промышленности только растет. Хуже всего, что в процессе производства используется уже устаревшая техника. Таким образом, общее решение проблемы нехватки энергоресурсов еще долго будет

    зависеть от траты энергии на единицу ВВП.

    К прочим путям выхода из сложной ситуации можно отнести:

    Отказ от гонки вооружений и от оружия, способного уничтожить планету. В первую очередь должно быть ликвидировано ядерное оружие;
    - преодоление кризиса, связанного с неравноправным взаимодействием человека и природы. Особое внимание должно быть уделено вопросам защиты окружающей среды, осознанию факта истощения природных ресурсов и их защиты. При этом главная задача мирового сообщества - экономия мировых ресурсов, а также борьба с загрязнениями воды, почвы и воздуха;
    - борьба с перенаселением в различных странах планеты, а также решение вопроса с демографическим кризисом в развитых странах;
    - защита от негативных последствий НТР;
    - решение проблем с алкоголизмом, онкологическим заболеваниями, наркоманией, СПИДом и так далее.

    Проблемы экономики России и пути их решения

    Мировая экономика складывается из множества экономик различных стран мира. При этом у каждой страны есть свои проблемы, которые требуют срочных решений от своего правительства. Не исключением является и Россия, в экономике которой можно выделить целый «ворох» проблем:

    Чрезмерный упор на продажу сырьевой продукции. Это с одной стороны подавляет развитие других отраслей хозяйства, а другой не обеспечивает доступными энергоресурсами своих граждан, ведь большая часть топлива уходит за границу;

    Монополизированный рынок, который приводит к повышению цен во всех отраслях экономики. Жизнь под «диктовку» монополий неизбежно приводит к снижению качества услуги и высокому уровню инфляции;
    - централизация экономики РФ. В этом случае одни зарабатывают капитал, а другие его перераспределяют. Таким образом, предприниматели не заинтересованы в повышении качества продукции и росте производства;
    - недостаточные темпы развития и слабая защита денежно-расчетной системы страны. Особенно страдает бюджетная сфера, касающаяся облуживания физических лиц;
    - отсутствие стабильности в законодательной сфере, возможность двоякой трактовки многих законов;
    - чрезмерный отток капитала за границу, который производится под самыми различными предлогами;


    - недостаточное влияние экономического сектора на развитие страны;
    - высокий уровень коррумпированности чиновников, а также регулярные правонарушения во всех отраслях деятельности (в том числе и на высшем уровне);
    - смешивание коммерческой и государственной экономики;
    - проблемы с трудоустройством молодых специалистов и людей после 50 лет;
    - нерациональное использование средств бизнесменами и коммерческими структурами;
    - низкий уровень подготовки специалистов, как рабочих профессий, так и специалистов;
    - недостаточный уровень развития здравоохранения в стране;
    - низкий контроль со стороны государства за работой или бездеятельностью государственных служащих (в том числе крупных чиновников).

    Решение проблем экономики России лежит исключительно в реформах, которые должны проходить в трех направлениях:

    - экономическом. Особое внимание должно уделяться выравниванию условий конкуренции, определению порядка лицензирования, упрощению проверок и так далее;
    - административном. Налаживание работы «верхушки» в управленческой сфере, борьба с коррупцией;

    - социальном. Реформы в сфере здравоохранения, образования.

    Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Федеральное агентство по образованию РФ

    Калмыцкий государственный университет

    Институт экономики и права

    Основные экономические проблемы и способы их решения

    Выполнил:студент 2 курса 209гр.

    Специальность: юриспруденция

    Минькеев О.Д.

    Проверил: Кекеева З.О.

    г. Элиста 2009

    Введение

    1. Основные экономические проблемы

    1.1 Потребности и их классификация

    1.2 Экономические ресурсы

    1.3 Необходимость и цели государственного регулирования экономики

    1.4 Способы решения экономических проблем в рыночной экономике

    Заключение

    Введение

    Экономика как наука существует уже почти две с половиной тысячи лет, со времен проявления трудов великих греков - Ксенофонта и Аристотеля, посвященных проблемам хозяйства. Примерно в это время в ряде регионов мира уже сложились достаточно развитые товарно-денежные отношения, поэтому появилась возможность выявления и анализа закономерностей, присущих рыночной экономике. И уже с тех самых пор одним из основных вопросов экономической теории признается вопрос о сущности и происхождении ценности благ и о рыночной цене как форме собственности.

    В рыночной системе действуют специфические стимулы и принципы хозяйствования, основанные на свободе выбора профессиональной деятельности, выбора ресурсов, технологий, свободе выбора для каждого покупателя. Рыночная система и выбор органически взаимосвязаны друг с другом.

    Но рыночная система не способна эффективным образом удовлетворять коллективные или общественные потребности населения, т.е. рынок не создает общественных товаров и не может самостоятельно нейтрализовать внешние эффекты. Общественные товары - это товары, для которых характерны такие признаки, как всеобщая доступность, неделимость и равенство в потреблении, а также неисключаемость из потребления.

    Такие общественные блага, как национальная оборона, контроль за загрязнением окружающей среды, борьба с инфекционными заболеваниями, общее водоснабжение, не могут быть отданы на откуп конкурентному рынку, который не в состоянии обеспечить их производство в требуемых объемах. Расхождения между частными и общественными интересами вынуждают правительство заниматься обеспечением общественных благ, возмещая затраты на их производство нерыночным путем.

    1 . Основные экономические проблемы

    Основной проблемой экономики являются:

    Что? Какие из возможных товаров и услуг должны производить в данной экономической системе и в определенный период времени.

    Как? При какой комбинации производственных ресурсов, с использовании какой технологии должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товаров и услуг.

    Для кого? Кто будет покупать выбранные товары и услуги, оплачивать их, извлекая при этом пользу.

    1.1 Потребности и их классификация

    Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Потребности человека не остаются неизменными они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации.

    Потребности так же можно определить с точки зрения пессимиста и оптимиста. Пессимист под экономическими потребностями обычно подразумевает недостаток чего-либо необходимого для человека, фирмы, общества в целом (при этом речь идет об обеспечении жизнедеятельности). Оптимисты же определяют экономические потребности как внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности.

    Классификация потребностей отличается огромным разнообразием. Потребности, подлежащие удовлетворению, делятся на конечные (предметы потребления) и промежуточные (средства производства).

    Конечные потребности - это потребности самого человека как биосоциального существа. Их можно назвать еще личными потребностями. В результате их удовлетворения воссоздается сам человек. Блага, удовлетворяющие конечные потребности, получили название предметы потребления. Это пища, одежда, жилье и т.д. В результате потребления эти блага потребляются и выходят из экономического оборота.

    Промежуточные потребности только опосредовано связаны с самим человеком. Это потребности хозяйственных структур. Их удовлетворение служит к созданию новых благ. Поэтому такие потребности считают производственными, а блага их удовлетворяющие - средствами производства. В процессе потребления этих благ они не уничтожаются, а преобразуются и в дальнейшем служат для удовлетворения других промежуточных или конечных потребностей. Как правило, блага, необходимые для удовлетворения потребностей человека, в готовом виде не существуют. Их необходимо создавать, производить, использую при этом те ресурсы, которыми люди обладают.

    Но экономистами часто используется несколько другая классификация. Согласно этой классификации выделяют три вида потребностей:

    1. Материальные и физиологические потребности, связанные с нормальным функционированием человека как живого организма.

    2. Духовные потребности.

    3. Социальные потребности, связанные с потребностями в общении.

    Между возникающими потребностями и степенью их удовлетворения существует взаимосвязь. Удовлетворение потребностей ведет к их возрастанию:

    · Раскрываются «более высокие» уровни потребностей.

    · Появляются стремление к большему удовлетворению (качественному и количественному) уже существующих потребностей.

    В своей совокупности все потребности в практическом смысле неутолимы или безграничны. Это значит, что потребности полностью удовлетворить невозможно. Это называется закон возрастающих потребностей.

    1.2 Экономические ресурсы

    Экономические ресурсы ограниченны, или редки. Под экономическими ресурсами подразумеваем все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг. Все это включает широкий круг объектов: фабричные и сельскохозяйственные строения, всякого рода оборудование, инструменты, машины, используемые в производстве промышленных товаров и продуктов сельского хозяйства; разнообразные средства транспорта и связи; бесчисленные виды труда; наконец, последнее - землю и всевозможные полезные ископаемые. Экономисты подразделяют их на материальные ресурсы - землю, или сырьевые материалы, и капитал - и человеческие ресурсы - труд и предпринимательская способность.

    · Земля - экономист вкладывает в понятие «земля» гораздо больший смысл, чем большинство людей. Понятие «земля» охватывает все естественные ресурсы - все «даровые блага природы», которые применимы в производственном процессе. В эту широкую категорию входят такие ресурсы, как пахотные земли, леса, месторождение минералов и нефти, и водные ресурсы.

    · Капитал - понятие «капитал» охватывает все произведенные средства производства, то есть все виды инструментов, машин, оборудования, фабрично-заводские, складские сооружения, транспортные средства и сбытовую сеть, используемые в производстве товаров и услуг и в доставке их конечному потребителю.

    · Труд - это емкий термин, который экономист употребляет для обозначения всех физических и умственных способностей людей, применяемых в производстве товаров и услуг.

    · Предпринимательская способность - особый человеческий ресурс. Предприниматель выполняет четыре взаимосвязанные функции:

    1. берет на себя инициативу по соединению ресурсов - земли, капитала, труда в единый процесс производства товаров и услуг. Предприниматель является одновременно движущей силой производства и посредником, сводящим вместе другие ресурсы для осуществления процесса, который обещает оказаться прибыльным делом.

    2. Выполняет трудную задачу принятия основных решений по ведению бизнеса, то есть тех нерутинных решений, которые и определяют направление деятельности коммерческого предприятия.

    Является новатором, тем, кто вводит в обиход на коммерческой основе новые продукты, новые производственные технологии или новые формы организации бизнеса.

    3. Является человеком, идущим на риск. Это следует из внимательного изучения остальных трех его функций. В капиталистической системе прибыль предпринимателю не гарантирована. Вознаграждение за утраченное им время, усилия и способности могут оказаться заманчивые прибыли или убытки, и в конце концов - банкротство. Короче говоря, предприниматель рискует не только своим временем и деловой репутацией, но и вложенными средствами - своими или своих компаньонов либо акционеров.

    Поскольку данные виды ресурсов - земля, труд, капитал и предпринимательская способность - должны соединиться, чтобы произвести товары и услуги, мы называем эти ресурсы факторами производства.

    Все экономические ресурсы, или факторы производства, обладают одним общим коренным свойством: они редки или имеются в ограниченном количестве.

    1.3 Необходимость и цели государственного регулирования экономики

    Необходимость вмешательства государства в экономику вытекает, с одной стороны, из особенностей функционирования самой рыночной системы, неспособной справиться с решением ряда важных проблем и ситуаций (провалы рынка), с другой стороны, из усиления целостности современных общественных систем, требующей институционального представления общих для всех субъектов интересов. Последнее оказывается особенно значимым в условиях современной НТР, перехода к постиндустриальной цивилизации и резкого усиления интернационализации экономической жизни.

    Каковы же конкретные причины возможного вмешательства государства в экономику?

    В первую очередь следует признать роль государства в сохранении и поддержании самой рыночной среды. Именно государство посредством правового регулирования обеспечивает установление и соблюдение "правил игры" основных экономических агентов, законодательно определяет и защищает права собственников, содействует сохранению конкурентных начал в экономике, пресекает формы недобросовестной конкуренции, регламентирует многие стороны экономической деятельности и т.д. Государство обеспечивает нормальное функционирование денежной системы, что особенно важно в условиях отказа от золотого стандарта. Элементы принуждения, которые неизбежно присутствуют в правовом регулировании, на первый взгляд, ограничивают свободу реализации и первенство частных интересов, которые обоснованно считаются фундаментом рыночной экономики. На самом же деле, принуждение оказывается способом снижения трансакционных издержек (Р. Коуз) - издержек ведения переговоров, получения достоверной информации, издержек рискованных действий частных структур, которые были бы исключительно велики при отсутствии государственного контроля и гарантий. Такое принуждение осуществляется государством в интересах всех основных экономических субъектов и общества в целом. Но, в свою очередь, если издержки государственного управления оказываются выше трансакционных издержек, это повод для ухода государства из соответствующих сфер.

    Следующей важной причиной вмешательства государства в рыночную систему саморегуляции является неизбежная для рынка тенденция к монополизации, вытекающая из законов конкуренции, концентрации и централизации капитала. Неоднозначность последствий монополизации (с одной стороны, рост цен, издержек, сокращение объемов производства, нерациональное распределение ресурсов и доходов, в ряде случаев невосприимчивость к НТП; с другой стороны, снижение затрат за счет эффекта масштаба, заинтересованность в научных исследованиях и финансовые возможности проведения последних, способность прорыва на мировые рынки) создает и весьма противоречивое отношение государства к оценке деятельности монополий. Это находит выражение в различии национальных антитрестовских законов: наиболее жесткое отношение к монополиям в США, европейские страны и Япония подходят к проблеме более терпимо, во многом из-за необходимости содействия национальным фирмам в их закреплении на мировых рынках. Именно в той мере, в какой монополия является разрушительной для хозяйственной системы, она становится объектом государственного воздействия - через законодательное ограничение и пресечение монопольной деятельности (регулирование цен, раздел фирм), через поощрение конкуренции, содействие созданию новых предприятий, осуществление политики открытой экономики.

    Причиной участия государства в экономической жизни общества является также проблема внешних эффектов (экстерналий). Под внешними эффектами в экономической теории понимаются ситуации, когда издержки (или выгоды) рыночных частных сделок падают на третьих лиц, не являющихся непосредственными участниками этих сделок. Классическими примерами таковых являются многочисленные ситуации, связанные с загрязнением окружающей среды (отрицательные внешние эффекты), выгоды, получаемые обществом от роста уровня образования, здоровья, культуры людей (положительные внешние эффекты). С точки зрения теории микроэкономики в случаях внешних эффектов наблюдается неоправданное отклонение кривых спроса и предложения соответствующих благ (и точки равновесия) от необходимого положения. При отрицательных внешних эффектах кривая рыночного предложения, основываясь на частных издержках фирм, не учитывает часть издержек общества (потери третьих лиц), в силу чего объем производства и потребления благ завышается, цены занижаются и, следовательно, наблюдается избыточное, неоплаченное и неэффективное использование части ресурсов. В случае положительных экстерналий (при преобладании рыночных отношений в сферах образования, здравоохранения, культуры) ситуация обратная: наличие неоплачиваемых выгод занижает платежеспособный спрос на товары и услуги, объем их производства и потребления, а также цены оказываются меньше необходимых обществу, ресурсы в отрасли недопотребляются. Проблема отрицательных экстерналий, как показывает теория, могла бы быть решена чисто рыночным путем (в случае нулевых трансакционных издержек), но при одном важном условии - точном выявлении всех прав собственности на все ресурсы (в том числе на чистый воздух, незагрязненную воду водоемов и проч.). Эта идея сформулирована в теореме Коуза-Стиглера: при нулевых трансакционных издержках и четком установлении прав собственности, независимо от того, как эти права распределены между экономическими субъектами, частные и общественные издержки (учитывающие упомянутые издержки "третьих лиц") будут равны. Однако сложность как раз и состоит в том, что либо нулевые трансакционные издержки невозможны, либо сложно установить и распределить права собственности. В силу этого вмешательство государства в такие ситуации оказывается неизбежным. Оно осуществляется различными способами. С помощью политики налогов, штрафов, прямых запретов искусственно увеличиваются издержки фирм, и смещается кривая отраслевого предложения, тем самым отрицательные эффекты снижаются, ресурсы перераспределяются в оптимальном направлении. Использование дотаций, субсидий, бесплатного предоставления товаров и услуг государством расширяет использование ресурсов, производство и потребление благ в отраслях с положительными внешними эффектами. Таким образом, государство и в этом случае "подправляет" рыночный механизм, способствует росту эффективности экономической системы, хотя следует признать, что полностью устранить внешние эффекты по ряду причин не удается.

    Еще одной оправданной причиной вмешательства государства в экономику является необходимость производства так называемых общественных благ. Общественными благами в экономической теории называются блага, обладающие следующими основными свойствами: неисключаемостью - блага не могут быть предоставлены одному лицу так, чтобы не предоставить их в распоряжение других людей, неконкурентностью - будучи предоставлены одному лицу могут быть предоставлены другим без дополнительных издержек. Производство и предложение таких благ частными фирмами оказывается невыгодным, если вообще возможным: большинство людей будет пользоваться такими благами бесплатно, возникнет проблема "зайцев".

    К "чистым" общественным благам, для которых в полной мере применимы указанные свойства, можно отнести национальную оборону, услуги маяков, уличное освещение и др. Некоторые блага характеризуются частичным отсутствием свойств исключения и конкурентности - это "квазиобщественные" блага: охрана общественного порядка, общественные парки, дороги и проч. Иногда к таким благам относят также образование, медицину, отрасли культуры, хотя это скорее частные блага с высокими положительными внешними эффектами. Общественные блага в силу их свойств производятся либо государством, либо фирмами-подрядчиками государства и предоставляются в пользование бесплатно, финансируются за счет средств госбюджета. Но при этом весьма сложной проблемой является определение объемов производства благ и соответствующих затрат ресурсов, традиционный рыночный механизм выявления равновесных объемов и цен здесь не срабатывает.

    Требует участия государства также проблема распределения доходов. Рыночный механизм, как известно, очень жесток и не способен, да и не должен решать вопросы социальной справедливости, гарантировать определенный стандарт благосостояния в соответствии с требованиями современного демократического общества. Государство корректирует данную ситуацию с помощью инструментов фискальной политики: налогов, трансфертов и др.

    Все указанные факторы вмешательства государства в экономику относятся скорее к микроэкономике, так как характеризуют проблемы отдельных рынков. Но существуют и собственно макроэкономические ситуации, требующие государственного регулирования. Причем в отношении последних противоречивых суждений значительно больше, чем в отношении микроэкономических. Эти проблемы могут быть интерпретированы как проявления нестабильности экономики.

    Во-первых, это касается инфляционных процессов, обладающих, как известно, весьма разрушительным действием на хозяйственные системы. Как показывает практика развитых и развивающихся стран, высоким антиинфляционным действием обладают денежно-кредитная политика (ограничение денежной массы), фискальная политика (сокращение дефицита государственного бюджета), структурная политика, антимонопольная политика и др. Борьба с инфляцией оказывается часто важнейшей задачей стабилизации, без которой дальнейшее развитие экономики немыслимо. Такая стабилизация иногда дается очень дорого, сопровождаясь большим или меньшим экономическим спадом, ростом безработицы и другими неблагоприятными последствиями.

    Требует государственного вмешательства и существование безработицы. Высокий ее уровень, превышающий естественную норму, недопустим в хозяйственной системе как по чисто экономическим причинам (потери ВНП), так и по социально-политическим: низкие доходы, малообеспеченность, высокая заболеваемость и смертность, общественная конфликтность; наконец, это нарушение определенных демократических прав и свобод. Политика приведения безработицы к ее естественному уровню и поддержания последнего также сопряжена с многими проблемами: возможным дефицитом госбюджета, инфляцией, так как требует стимулирования производства, выплаты социальных пособий, затрат на создание и эффективную работу служб занятости и т.д.

    Усиление интернационализации экономики порождает еще одну макроэкономическую заботу государства - равновесие платежного баланса страны. Как будет показано в следующей главе, несбалансированность внешнеэкономических связей (прежде всего дефицит платежного баланса) может создавать много неблагоприятных ситуаций, ухудшать состояние национальной экономики, усиливать ее зависимость от внешнего мира, требовать сложных и болезненных макроэкономических корректировок. Поэтому государство проводит ту или иную политику по кратко - и долгосрочному балансированию платежей страны, прибегая в ряде случаев к экстренным мерам внешнеэкономической политики (см. гл. 18).

    Необходимость стимулирования экономического роста как основы общественного прогресса - еще одна возможная причина государственного регулирования экономики. Рыночная система, как показывает история, достаточно часто дает сбои в этом вопросе. Политика экономического роста, осуществляемая правительствами, включает в себя, в частности, содействие структурной перестройке экономики, научно-техническому прогрессу, реализации инвестиционных государственных программ, антициклическое регулирование. Она требует грамотной денежно-кредитной и фискальной политики, но весьма часто сопряжена с неблагоприятными последствиями, такими как инфляция, структурная безработица, дефицит платежного баланса, особенно в краткосрочном периоде.

    В настоящей главе нет необходимости подробно останавливаться на способах решения государством тех или иных макроэкономических проблем -они достаточно подробно освещены выше, в других главах.

    Обратим внимание на другое - названные причины макроэкономического регулирования фактически задают возможные цели такового, и эти цели могут быть не только взаимодополняющими, но и противоречивыми.

    Достижение одной цели, как правило, и это уже показано, сопровождается ухудшением состояния экономики в каком-либо ином направлении, например, при стремлении обеспечить полную занятость может вырасти инфляция, и наоборот, борьба с инфляцией потребует как минимум на некоторое время забыть об экономическом росте и т.д. Такое своеобразное положение дел получило в экономической литературе весьма точное название - магический четырехугольник. "Углами" этого четырехугольника и являются такие цели как: стабильность цен, эффективная полная занятость населения, равновесие платежного баланса и обеспечение экономического роста. Все это, безусловно, усложняет эффективное регулирование государством экономики, так как требует выделения приоритетных целей и определенных жертв. Хорошо, если реально страна находится перед необходимостью решения только одной задачи, допустим, устранения высокой инфляции или дефицита платежного баланса, тогда потери могут быть незначительны. Другое дело, если все проблемы магического четырехугольника "наваливаются" одновременно и весьма сильно: и экономически, и политически решать их оказывается чрезвычайно сложно, так как выбор приоритетов может быть крайне болезненным для общества и ведет к обострению социально-экономической ситуации. Именно такое положение вещей весьма характерно для стран с переходной экономикой и многих развивающихся государств.

    Рассмотренные причины вмешательства государства в экономику, как уже было отмечено, одновременно определяют и его основные цели: сохранение конкурентной среды, стабильность цен, экономический рост и т.д. Эти цели, безусловно, можно уточнять, строя своеобразное дерево целей, выявлять характер связей внутри этой системы. Следует также выделить и конечную цель государственного регулирования - содействие повышению эффективности социально-экономической системы и росту благосостояния граждан. Конкретные цели регулирования для той или иной страны в тот или иной период времени определяются уже исходя из анализа существующего положения в экономике и с учетом ряда неэкономических факторов, прежде всего политического характера. Трудности такого анализа, противоречия политических отношений, разнообразие трактовок ряда проблем различными экономическими школами делает этот процесс чрезвычайно сложным. Но это не может отменить необходимость вмешательства в экономическую систему со стороны государства. В результате такого взаимодействия рынка и государства и формируется смешанная экономика. В этой экономике принцип распределения полномочий между двумя механизмами регулирования может быть обозначен достаточно просто: рынок - насколько возможно, государство - насколько необходимо, но сама степень такой необходимости трактуется весьма различно.

    А теперь обратимся к методам и механизмам участия государства в экономике, значительная часть которых также была рассмотрена в предыдущих главах. Наша задача - систематизировать эти знания, причем в основном безотносительно конкретных целей регулирования, поскольку большинство методов достаточно универсальны.

    1.4 Способы решения экономических проблем в рыночной экономике

    Под методами государственного регулирования экономики мы будем понимать специфические для государства как общественного института способы достижения поставленных целей.

    Весьма условно все методы можно разделить на две основные группы - административные, базирующиеся в основном на элементах принуждения, ограничения экономической свободы субъектов, и экономические, ориентированные на включение механизмов их личной заинтересованности, хотя все методы, будучи способами государственного воздействия, реализуются посредством ряда административных актов. Сразу следует отметить, что оптимальное соотношение между административными и экономическими методами определить очень сложно. Ясно, что в основе такой пропорции важнейшим будет тот же принцип экономической выгоды (но не только он): если административные способы оказываются эффективнее, следует отдавать предпочтение им, если экономические - надо пользоваться именно ими, хотя расчеты подобного рода непросты. В целом, поскольку современная смешанная экономика базируется именно на рынке, то государство в первую очередь ориентировано на использование инструментов экономического характера, в большей степени гарантирующих фундаментальные ценности демократического общества, в первую очередь, экономическую свободу.

    Какими же конкретно способами воздействия на экономику располагает государство?

    Во-первых, это правовая система. Государство посредством законов устанавливает основные правила, по которым функционирует экономическая система, определяет сферы и методы незаконной деятельности. Нет практически ни одной сферы экономической жизни, которая в той или иной степени не подвергалась бы правовому регулированию - начиная от производства благ и услуг, их распределения до, в определенной степени, потребления.

    Вторым методом государственного вмешательства следует упомянуть государственную собственность (в том числе на ресурсы и капитальные объекты) и государственное предпринимательство. Будучи собственником, государство берет на себя ответственность и риски за управление соответствующими системами в интересах общества в целом. Как правило, чаще всего объектами такой собственности становятся либо чрезвычайно значимые для хозяйства системы (природного или искусственного характера), эксплуатация или создание которых требует больших затрат; убыточные отрасли, поддержание которых считается необходимым в силу тех или иных причин; производство общественных благ; новые наукоемкие производства, непривлекательные поначалу для частного бизнеса в силу высоких рисков.

    В этом списке могут быть электроэнергетика, атомная промышленность, системы связи, морской, железнодорожный, авиационный транспорт, угольная промышленность, академическая наука, учреждения образования, культуры, здравоохранения, месторождения полезных ископаемых, природные заповедники, леса, воды и проч.

    Конкретный набор объектов государственной собственности, характер и способы управления ими вытекают из состояния экономики и целей, стоящих перед государством. Изменение этих факторов весьма часто связано с процедурами национализации либо приватизации, методы осуществления которых также различны и трудны.

    В-третьих, государство в своей экономической деятельности опирается на налоговое регулирование, как минимум, две основные функции налогов - фискальная и стимулирующая - способствуют достижению разнообразных целей - от содействия инвестициям, экономическому росту, занятости, уравновешиванию платежного баланса и др., до социальных - обеспечение стандартов жизненного уровня, принципов справедливости. При этом сама налоговая система именно в силу многообразия направлений ее применения не может быть универсальной и должна меняться при появлении новых приоритетов экономического развития и быть непротиворечивой, сбалансированной.

    В-четвертых, следует признать чрезвычайно высокую значимость направлений, способов расходования бюджетных средств государством. Размеры выделяемых финансовых средств отраслям, регионам, сферам непроизводственной и социальной деятельности в очень значительной степени могут содействовать их развитию либо, наоборот, свертыванию. Государственные расходы могут вызывать экономический рост, либо сдерживать его, ускорять НТП и структурную перестройку экономики, либо приводить к деиндустриализации при значительных дефицитах бюджета, содействовать прорывам в мировую экономику, либо консервировать отсталость национальной экономики. И здесь очень важно вспомнить о приоритетах целей экономической политики, так как размеры государственных расходов ограничены, а дефицит бюджета следует поддерживать в разумных пределах - 5 - 6% ВВП.

    Следующим инструментом государственного регулирования является денежно-кредитный механизм: воздействие на экономику посредством изменения учетной ставки процента, норм обязательных резервов и операций на открытом рынке. Влияние на экономику в данном случае, оказывается, через деньги - своеобразную кровеносную систему экономического организма. Такое воздействие осуществляется, прежде всего, в целях достижения стабильности цен, поощрения инвестиций, антициклического регулирования, стабилизации платежного баланса и др.

    Необходимость форсирования экономического роста создала также такой специфический инструмент государственного воздействия на экономику (на воспроизводственный процесс), как ускоренная амортизация оборудования, способствующая быстрому обновлению техники и создающая дополнительный спрос.

    В современной смешанной экономике весьма распространены и успешно применяются методы прогнозирования и индикативного планирования, а также программирования экономики. Они позволяют сконцентрировать усилия частного бизнеса и государства для реализации каких-либо значимых для национальной экономики целей и выполнения крупных программ (региональных, структурных, научно-технических, отраслевых, внешнеэкономических). Планы и программы, как правило, имеют долгосрочный характер, не являются директивными, но обладают высокой степенью эффективности, поскольку опираются на весь комплекс мер стимулирующего характера, осуществляемый государством.

    Особо следует отметить специфические методы регулирования государством внешнеэкономических связей (подробнее см. гл. 18). Это и воздействие на валютный курс, и платежный баланс (например, валютные интервенции, операции с золотом, таможенная политика), и международные договоры и соглашения, касающиеся движения товаров, капиталов, рабочей силы, валютных отношений, международной интеграции.

    Приведенная классификация инструментов вмешательства государства в экономику, конечно, весьма условна. Из отмеченных методов первые два относятся преимущественно к прямым административным способам, а остальные - в основном к экономическим. Данный перечень, естественно, неполон как в смысле широты, так и глубины охвата данной проблемы.

    В первом случае можно было бы отметить и другие методы воздействия государства - например, методы военной экономики, а также способы, опосредуемые иными сферами общественной жизни - через культуру, общественную идеологию и психологию, религию и пр. (известно, что влияя на общественное сознание, государство может содействовать либо пресекать нежелательные процессы и чисто экономического характера - допустим, подавлять инфляционные ожидания граждан). Во втором случае речь идет о возможной и необходимой конкретизации методов регулирования. Частично этот пробел в анализе восполнен в предыдущих главах, но в более полной мере знакомство с такими методами возможно уже только за пределами учебного курса собственно экономической теории - либо в других учебных дисциплинах, либо с помощью специальных трудов научного, методического и нормативного характера.

    В заключение данного параграфа следует отметить, что все методы как прямого, так и косвенного воздействия фактически интегрированы в рыночный механизм и являются элементами сложнейшей системы смешанной экономики и потому неизбежно взаимодействуют друг с другом. При этом сама сложность системы не позволяет в полной мере проследить и учесть все существующие возможные прямые и обратные связи. В силу этого методы регулирования (так же, как и цели, о чем сказано выше) в принципе могут противоречить друг другу, что весьма часто и обнаруживается на практике (например, несоответствие между принятыми законами и их финансированием).

    Противоречивость между целями и между инструментами государственного воздействия на экономику, а также целей и инструментов между собой заставляет обратиться специально к проблемам государственного регулирования экономики. При этом обнаружится и ряд других, неизвестных пока моментов. Одновременно станет более понятна и неоднозначность оценки роли государства в различных теоретических школах, так как чем выше оценивается значимость неблагоприятных последствий государственного регулирования, тем уже трактуются его целесообразные границы.

    Заключение

    В своем реферате я рассмотрел основные проблемы экономической организации общества.

    Это: ограниченность производственных ресурсов (труда, средств производства, земли) ставит перед обществом проблему выбора: что и в каких количествах производить, какую использовать технику и технологию. Рациональное решение этих проблем предполагает максимальный рост производства при полной занятости населения и полном использовании остальных факторов производства.

    С помощью простейшей экономической модели и кривой производственных возможностей удается исследовать уровень эффективности в экономике, оптимальность избранной структуры производства и величину альтернативных издержек производства двух товаров (или групп товаров). Кривая производственных возможностей позволяет также выявить тенденцию роста альтернативных издержек производства в условиях постоянного расширения выпуска одного товара за счет переброски ресурсов из других секторов экономики.

    Если экономическое развитие осуществляется на неизменной технологической основе, вступает в действие закон убывающей производительности факторов производства. Относительное, а затем абсолютное сокращение производственных возможностей общества стимулирует развитие техники и технологии. Этот процесс может осуществляться эволюционным и революционным путем. Развитие технологии в любой форме нейтрализует действие закона убывающей производительности факторов производства.

    Проблема экономической организации в каждом обществе решается специфическими методами. В традиционных обществах такое решение достигается на основе опыта, традиций, обычаев. В командной экономике на первый план выдвигается централизованное планирование. В рыночном хозяйстве экономический выбор предопределяет рынок. В смешанной экономике главная роль отводится рынку, который не редко испытывает на себе влияние централизованных решений, а так же опыта и традиций страны.

    Подобные документы

      Роли государства в рыночной системе. Необходимость и цели государственного регулирования экономики. Методы и проблемы государственного воздействия на экономическое развитие. Рыночные способы хозяйствования, проблемы государственного регулирования.

      курсовая работа , добавлен 10.03.2016

      Сущность, генезис, виды и способы реализации экономической функции государства. Сущность и необходимость государственного регулирования экономики, воздействие государственного регулирования экономики на происходящие в стране экономические процессы.

      курсовая работа , добавлен 04.12.2010

      Направления государственного регулирования экономики, его роль, проблемы, цели и инструменты.Модели взаимоотношения экономики и государства. Функциональные экономические системы – объекты государственного регулирования. Общегосударственное планирование.

      курсовая работа , добавлен 15.10.2008

      Необходимость возникновения государственного регулирования в рыночной экономике на современном этапе. Прямые и обратные связи и их значимость в экономической системе. Способы, методы и инструменты государственного регулирования рыночной инфраструктуры.

      курсовая работа , добавлен 07.06.2013

      Роль и место государства в рыночной экономике. Цели, субъекты и объекты государственного регулирования. Эволюция макроэкономического регулирования рыночной экономики. Анализ государственного регулирования рыночной экономики в Республике Узбекистан.

      курсовая работа , добавлен 09.11.2015

      Понятие и сущность рыночной экономики; особенности ее развития на территории Российской Федерации. Масштабы и способы государственного вмешательства в экономическую сферу. Проблемы инновационного развития и повышения конкурентоспособности производств.

      эссе , добавлен 11.05.2014

      Понятие и сущность внешнеэкономической деятельности, ее основные цели и задачи, принципы и нормативно-правовое обеспечение, механизм государственного регулирования. Способы реализации экспортного потенциала Краснодарского края, проблемы и пути решения.

      магистерская работа , добавлен 15.01.2017

      Понятие и сущность государственного регулирования в рыночной экономике. Несовершенства рыночной экономики и способы борьбы государства с несовершенствами рынка. Монополизация и способы её предотвращения. Безработица, её причины и способы борьбы с ней.

      реферат , добавлен 07.12.2016

      Понятие, необходимость и возможность государственного регулирования рыночной экономики. Его задачи, субъекты и объекты, методы и инструменты, экономические границы. Эволюция теоретических взглядов на роль государства в развитии национальной экономики.

      курсовая работа , добавлен 12.10.2013

      Теоретические основы и функции государственного регулирования экономики, его проблемы в современных условиях. Сущность и характеристика экономических теорий. Двоякая роль государства в рыночной экономике и особенности ее проявления на примере США.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное