Домой Проценты по кредитам Порядок оформления результатов выездной налоговой проверки. Что делать, если вы не согласны с результатами выездной проверки

Порядок оформления результатов выездной налоговой проверки. Что делать, если вы не согласны с результатами выездной проверки

Результаты налоговой проверки с доначислениями отражают в акте – документе, на основании которого руководитель ИФНС принимает решение о привлечении предприятия и должностного лица к налоговой ответственности. По окончании проверки экземпляр акта вручается налогоплательщику. Возражения на результат акта предприятия представляют в ИФНС в письменной форме. Факты, представленные в документе, могут повлиять на решение, принимаемое по акту. В статье расскажем про возражения на акт выездной налоговой проверки, дадим примеры документов.

Срок проверки и представления возражений

Операция Срок исполнения
Проведение налоговой проверки 2 месяца или 3 месяца для консолидированной группы. Срок может продлеваться по решению руководителя ИФНС
Составление акта 2 месяца
Вручение акта налогоплательщику 5 дней со дня регистрации акта при личном получении руководителем (доверенным лицом) предприятия либо по почте на 6 день со дня отправки (п. 5 ст. 100 НК РФ )
Представление возражений В течение месяца от даты получения акта (п. 6 ст. 100 НК РФ )

Срок подачи возражений определяется со дня, следующего после даты вручения акта лично или на седьмой день при получении по почте.

Основания несогласия с актом

Грамотно составленные возражения и обоснованные аргументы способствуют принятию решения об отмене или снижении санкций.Налогоплательщик может выразить несогласие с актом или его частью в отношении:

  • Несоответствия фактических данных предприятия указанным в акте с точки зрения положений налогового законодательства. В ряде случаев факты хозяйственной деятельности неверно истолковываются проверяющим инспектором.
  • Процедуры проведения проверки. Нарушения процессуального порядка встречаются, но крайне редко. На принятие решения нарушение процедуры не влияет. Отмена решения осуществляется в судебном порядке.
  • Нестыковки данных. В материалах акта иногда приводятся сведения неполного объема.
  • Арифметики расчетов проверяющих. Ошибки могут возникнуть при проведении расчетов пени, штрафа и при определении величины недоимки с учетом переплаты.

Налогоплательщик не обязан подтверждать выдвинутые аргументы документами. В форме доказательств могут быть приложены восстановленные или полученные от контрагентов документы, подтверждающие сведения, указанные в возражениях.

Порядок представления возражений по акту

Возражения по акту представляются непосредственно в территориальное отделение ИФНС, осуществляющего проверку. Руководитель предприятия или его представитель имеют право подать документ лично через канцелярию или по почте. Читайте также статью: → “ ». При отправлении письма почтой учитывается срок пересылки (п. 5 ст. 100 НК РФ ). Особое внимание уделяется оформлению приложений, при подаче которыхсоблюдаются требования ст. 93 НК РФ:

  • Документы на бумажных носителях должны быть представлены в виде заверенных копий. Формы заверяются руководителем организации (ИП) с удостоверением подписи печатью.
  • Листы представляемых дубликатов подлежат нумерации и прошивке.
  • Документы в электронной форме заверяются ЭЦП.

Предприятие, не представившее возражения, имеет право принимать участие в обсуждении данных акта и вносить пояснения в устной форме с фиксацией в протоколе (п.4 ст. 101 НК РФ ).

Состав данных в составе возражений

Форма бланка для предъявления возражений отсутствует. В документе необходимо указать данные о получателе, заявителе и предмете несогласия. Допускается использование фирменных бланков предприятия.

Сведения Состав сведений Место расположения в тексте
Данные получателя Название ИФНС, должность, фамилия, инициалы руководителя, на имя которого представляются возражения Преамбула документа
Сведения о заявителе-организации Название организации, ИНН/КПП, ОГРН, адрес месторасположения, телефон Преамбула
Сведения о заявителе – ИП Фамилию, имя, отчество полностью, адрес регистрации, телефон Преамбула
Название «Возражения по акту налоговой проверки № __ от ____» Располагается по центру после преамбулы
Данные о проверке Кем проведена проверка, период, номер и дата акта Вводная часть
Предмет обращения Доводы, аргументы со ссылкой на нормы законодательства Описательная часть
Суть обращения Выводы и просьба о пересмотре позиции ИФНС Заключительная часть
Доказательства Перечень прилагаемых документов Приложения

При составлении документа необходимо руководствоваться правилами делового письма.

Образец заполнения возражений по акту

Руководителю ИФНС № 5529

Викторовой М.П.

От ООО «Стройтекс»,

ИНН 5529015690/552901001,

ОГРН 2135529170201,

г. Омск, ул. Павлова, д.8

тел. 237-15-12

Возражения

на акт выездной налоговой проверки

ООО «Стройтекс» № 325 от 09.07.2016

Налоговой Инспекцией № 5529 в период с 10.03.2016 по 10.05.2016 была проведена проверка выездного характера ООО «Стройтекс». Акт № 325 от 09.07.2016, составленный по результатам проверки, получен директором ООО «Стройтекс»10.07.2016.

В соответствии с правом, предоставленным ст. 100 НК РФ, представляем свои возражения по Акту№ 325 от 09.07.2016 (далее – Акт).

Согласно п. 3.5 Акта, в ходе проведения проверки Инспекцией обнаружен факт неправомочного применения вычета по НДС в 3 квартале 2014 года, повлекшего неуплату налога в размере 125 700 рублей. Сумма НДС была выставлена контрагентом ООО «Вести» в счет-фактуре № 266 от 12.08.2014 по поставке движимого оборудования«Погрузчик». Основанием неправомочности применения вычета Инспекция посчитала фактическоенеиспользование техники в указанном периоде в связи с отсутствием в штате водителя.

Мы считаем, чтонарушение налогового законодательства отсутствует. Правомочность включения в состав налогового вычета суммы налога в размере 125 700 рублей основана на позициях:

  1. Документы, полученные от поставщика, соответствуют требованиям применения вычета в соответствии со ст. 172 НК РФ.
  2. Основное средство поставлено на учет (акт ввода ОС-1 № 25 от 10.09.2014 прилагается).
  3. Приобретение техники осуществлено для использования в деятельности, облагаемой НДС. Приказ о приеме на работу водителя Владимирова П.П. и трудовой договор № 28 от 01.10.2014 года прилагаются.

Просим рассмотреть возражения и принять решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности по неправомочности применения вычета НДС в сумме 125 700 рублей по счет-фактуре № 266 от 12.08.2014.

Директор ООО «Стройтекс» Смирнов К.Н.

Срок рассмотрения возражений

При определении срока рассмотрения материалов акта и возражений налогоплательщика учитываются периоды:

  • Рассмотрение осуществляется в течение 10 дней со дня окончания срока, установленного для внесения возражений.
  • Срок исчисляется в рабочих днях.
  • При назначении углубленных мероприятий период 10 дней отсчитывается со дня окончания углубленных мероприятий.
  • Период может быть увеличен в пределах месяца.

Присутствие налогоплательщика на рассмотрении

Одним из важных условий законности проведения мероприятия контроля является приглашение налогоплательщика на рассмотрение материалов проверки. Вызов осуществляется в форме письменного уведомления. При отсутствии вызова решение по акту, может быть отменено по формальному признаку в порядке судебного разбирательства.

В качестве представителя предприятия может выступать руководитель или иное лицо, обладающее доверенностью на право присутствовать при рассмотрении материалов и давать пояснения по возникающим вопросам.

Отличия возражений при различных видах налогов

При составлении возражений учитываются нормы, установленные для каждого вида налогов.

Положение НДФЛ НДС Налог на прибыль
Налоговый период для определения санкций Год Квартал для обычных видов деятельности Год
Законодательная норма НК РФ Глава 23 Глава 21 Глава 25
Ссылка на документы от контрагентов Основания отсутствуют, учет ведется в разрезе работников Приводятся ссылки на документы от каждого партнера Используются документы первичного учета от партнеров и самостоятельно сформированные – расчеты, внутренние накладные, акты, справки
Возможные нарушения Несвоевременность удержания, перечисления налога, ошибки предоставления вычетов Неправомерность вычетов, занижение базы, нарушение периодов применения вычетов Занижение базы, принятие к учету неоправданных расходов, недостоверность первичного учета

В зависимости от вида налога отличается перечень представляемых оправдательных документов.

Ошибки при составлении возражения

В процессе предъявления аргументов о несогласии с актом проверки необходимо избегать ошибок составления:

  • Отсутствие в документе данных, позволяющих рассмотреть позицию налогоплательщика. Основания для возражений должны быть аргументированными.
  • Отклонение от правил написания делового письма. В обращении неприемлемы эмоциональные выпады и аргументы, не имеющие указаний на законодательные акты или доказательную базу.
  • Нарушение установленных сроков представления. При подаче возражений позже отведенного срока рассмотрение акта производится без принятия в расчет опротестовывающих данных.

Предприятие, не успевающее представить претензии в установленный законодательством срок, должно обратиться в ИФНС с просьбой о переносе срока на основании веских доказательств. О намерении опротестовать результат необходимо уведомить заранее. Обращение производится до наступления предельного срока подачи возражений.

Ответы на распространенные вопросы по составлению возражению на акт налоговой проверки

Вопрос №1. Имеет ли значение подача возражений по акту, если предприятие намерено опротестовывать материалы акта в суде?

Подача возражений является частью процедуры досудебного разбирательства вопроса оспаривания положений акта проверки (ст. 148 АПК РФ ). Законодательство не запрещает оспаривание в суде без досудебных мероприятий. Однако, имеются прецедентные решения арбитражных судов не в пользу предприятий при отсутствии претензий на этапе досудебного разбирательства.

Вопрос №2. Можно ли в форме протеста отказаться от подписи акта проверки?

Отказ от подписи акта при явке в ИФНС не влечет для инспектора процессуальных последствий. В месте, предназначенном для подписи, производится запись: «От подписи акта _____ отказался.» Запись заверяется подписями свидетелей. Экземпляр направляется почтой, о чем делается запись на акте Инспекции.

Вопрос №3. Зависит ли право предприятия представить возражения по акту от факта его подписания?

Налогоплательщик имеет право представить возражения вне зависимости от подписания акта или отказа от подписи.

Вопрос №4. Можно ли просить об уменьшении санкций при рассмотрении материалов акта?

Суммы штрафов, налагаемых на предприятие, могут быть уменьшены при наличии смягчающих обстоятельств, о чем можно заявить на протокол. Среди смягчающих обстоятельств можно указать на отсутствие ранее нарушений, умысла, признание вины, добросовестность. Дополнительно может быть уменьшена величина административного штрафа на должностное лицо при наличии вилки в статье КоАП.

Вопрос №5. Можно ли указать в акте о намерении представления возражений?

Можно, в ряде налоговых инспекций предлагают указать на несогласие и намерение оспорить результат.

Звонок в один клик

"Финансовая газета", 2010, N 45

Итак, налоговая проверка закончена, и представители ФНС России составили акт по ее результатам. Каковы дальнейшие действия налогоплательщика? Можно ли оспорить выводы проверяющих? Если да, то в каком порядке? В какие сроки необходимо уплатить налоги и штрафы? Все эти вопросы неизбежно возникают в процессе проведения выездной налоговой проверки. Попробуем разобраться, рассмотрев механизм действия организации с момента получения акта по результатам налоговой проверки и до полной уплаты налогов, указанных в нем.

Если коротко, весь процесс выглядит следующим образом:

Шаг 1: акт по результатам проверки (2 месяца с момента окончания проверки);

Шаг 2: возражения на акт (15 рабочих дней с момента вручения акта);

Шаг 3: вынесение решения по проверке (10 рабочих дней с момента получения возражений);

Шаг 4: апелляционная жалоба (10 рабочих дней с даты вступления в силу решения);

Шаг 5: требование об уплате налогов (10 рабочих дней с даты вступления в силу решения);

Шаг 6: уплата налогов, штрафов и пеней (8 рабочих дней с даты получения требования);

Шаг 7: принудительное взыскание (2 месяца с момента истечения срока уплаты налогов по требованию).

Рассмотрим каждый этап подробнее.

Шаг 1: акт по результатам проверки

В соответствии со ст. 100 НК РФ акт по результатам выездной налоговой проверки оформляется в течение 2 месяцев с момента ее окончания. О том, что проверка закончена, налогоплательщик узнает, получив от налоговых инспекторов соответствующую справку. С даты ее составления представители ФНС России обязаны покинуть территорию налогоплательщика.

В отличие от справки, которая имеет в основном информационный характер и в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, акт содержит подробные выводы проверяющих, документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых. Кроме того, налоговые инспекторы указывают в акте выводы и предложения по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, в случае если за данные нарушения законодательства о налогах и сборах предусмотрена налоговая ответственность.

Таким образом, акт - это обязательный документ о результатах проведения налоговой проверки и выдается он налогоплательщику независимо от выявленных нарушений.

Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка.

Согласно п. 5 ст. 100 НК РФ акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю в течение 5 рабочих дней с даты составления этого акта. Он вручается налогоплательщику под роспись или отправляется заказным письмом. В последнем случае акт считается полученным на шестой день с даты отправки заказного письма.

Зафиксировать дату получения акта крайне важно, ведь именно с этого момента начинается отсчет срока, предусмотренного для написания возражений.

Шаг 2: возражения на акт

Возражения, касающиеся акта в целом или отдельных его положений, - это возможность налогоплательщика повлиять на решение налогового органа по итогам проверки.

Возражения подаются в произвольной форме в письменном виде (п. 6 ст. 100 НК РФ) в случае несогласия налогоплательщика с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих.

На написание возражений у организации есть 15 рабочих дней со дня получения акта налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Главная цель написания возражений со ссылкой на положения акта налоговых органов - указать, с какими выводами проверяющих налогоплательщик не согласен. При этом он должен обосновать свою позицию посредством ссылки на нормы налогового законодательства, разъяснениями Минфина России и ФНС России, а также с помощью судебных решений по аналогичным ситуациям, подтверждающим правоту налогоплательщика. Приоритетными являются решения Высшего Арбитражного Суда РФ или решения по соответствующему судебному округу.

В большинстве случаев причиной написания возражений становится факт получения документов, которые отсутствовали на момент проведения проверки. Как правило, это акты, накладные и счета-фактуры, которыми оформлялись спорные сделки или операции налогоплательщика. В этом случае целесообразно не просто отразить факт их получения в акте возражений, но и предъявить сами документы и (или) их заверенные копии в качестве приложения к нему.

Факт ненаписания возражения не свидетельствует о том, что налогоплательщик согласился с выводами, изложенными в акте проверки, и это никак не влияет на возможность последующего обжалования решения налоговых органов в суде.

В то же время при подаче возражений надо учитывать, что они могут повлечь за собой проведение дополнительных мероприятий налогового контроля в соответствии с п. 6 ст. 101 НК РФ. Решение по результатам проверки будет принято с учетом данных, которые получены в ходе проведения дополнительных мероприятий.

Шаг 3: вынесение решения по проверке

Решение о привлечении к налоговой ответственности либо об отказе в привлечении к налоговой ответственности по результатам налоговой проверки составляется в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока для представления возражений (ст. 101 НК РФ). В течение пяти рабочих дней с даты его составления решение должно быть вручено налогоплательщику.

Еще через 10 рабочих дней (со дня вручения) решение вступает в силу. Если решение отправлено заказным письмом, то оно считается полученным на шестой день с момента отправки. Следовательно, в последнем случае решение вступит в силу спустя 16 дней с даты его отправления.

Перед вынесением решения руководителем или заместителем руководителя налогового органа, проводившего налоговую проверку, рассматриваются акт и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения по указанному акту и приложенные к ним документы.

Если необходимо получить дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, руководитель или заместитель руководителя налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля. В этом случае окончательное решение о привлечении налогоплательщика к ответственности принимается после проведения дополнительных мероприятий по истечении месячного срока.

В решении излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения таким образом, как они были установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства; доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов; решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности; указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе его обжаловать, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган.

Шаг 4: апелляционная жалоба

Согласно ст. 101.2 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не вступившее в силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы.

Жалоба подается налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган в течение 10 рабочих дней со дня вручения решения. Если решение обжаловалось, оно может вступить в силу после принятия решения по апелляционной жалобе лицом в вышестоящем налоговом органе.

Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решения нижестоящего налогового органа, то последнее вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом.

В случае если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, изменит решение нижестоящего налогового органа, то это решение с учетом внесенных изменений вступает в силу с даты принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом.

Если решение уже вступило в силу и не было обжаловано в апелляционном порядке, то оно также может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган. В этом случае по ходатайству лица, обжалующего решение налогового органа, вышестоящий налоговый орган вправе приостановить исполнение обжалуемого решения.

Обратите внимание на то, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

Шаг 5: требование об уплате налогов

Требование об уплате налогов, пеней и штрафов на основании вступившего в силу решения о привлечении к налоговой ответственности направляется налогоплательщику в течение 10 рабочих дней с даты вступления в силу данного решения (п. 2 ст. 70 НК РФ).

Требование должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Требование, направленное организации налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, передается руководителю организации лично под расписку или направляется по почте заказным письмом. В этом случае оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Шаг 6: уплата налогов, штрафов и пеней

Уплата налогов и штрафов по окончании налоговой проверки производится в течение восьми рабочих дней с даты получения требования налогового органа (п. 4 ст. 69 НК РФ), если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Если на момент получения требования у налогоплательщика имеется переплата по соответствующему виду налогов (федеральным, региональным, местным), она может быть зачтена в счет уплаты недоимок, пеней и (или) штрафов по итогам проверки (п. п. 1, 5 ст. 78 НК РФ). В этом случае обязанность по уплате считается выполненной в день вынесения налоговым органом решения о зачете (пп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ).

Если налогоплательщик добровольно не исполнит решение налогового органа и не уплатит в срок, предусмотренный требованием, недоимку и штраф, ему грозит принудительное взыскание (ст. 46 НК РФ).

Шаг 7: принудительное взыскание

Согласно ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.

Согласно п. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее 2 месяцев после истечения этого срока. Решение, принятое после истечения указанного срока о взыскании, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление возможно подать в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в течение шести дней после его вынесения.

В случае невозможности вручить решение о взыскании налогоплательщику под расписку или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации. Поручение должно содержать указание на те счета налогоплательщика, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению.

Взыскание налога может производиться как с рублевых расчетных (текущих) счетов, так и с валютных счетов налогоплательщика, если недостаточно средств на рублевых счетах.

Не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика, если не истек срок действия депозитного договора.

Поручение налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 НК РФ.

Изложенный порядок применяется также при взыскании штрафов и пеней за несвоевременную уплату налога.

Т.Ильинова

Заместитель руководителя

аудиторско-правового департамента

АКГ "Градиент Альфа"

Налоговой проверки (см. ст.87 Налогового кодекса РФ). Поэтому требования к оформлению и порядок проведения любой налоговой проверки в первую очередь зависит от ее вида.

Сегодня налоговым законодательством не предусмотрен четкий порядок оформления результатов камеральной налоговой проверки, но содержит разъяснения, как, к примеру, в ходе камеральной проверки должен составляться акт о выявленных нарушениях, или скажем, что такой акт должен быть составлен в течение десяти дней после окончания такой проверки. В отличие от оформления результатов камеральной налоговой проверки, акт выездной налоговой проверки достаточно четко урегулирован в пункте 1 статьи 100 Налогового кодекса РФ и выглядит он следующим образом:

  • сначала составляется справка об окончании налоговой проверки (п.15 ст.89 Налогового кодекса РФ);
  • затем составляется акт налоговой проверки (следует обратить внимание, что акт составляется в двух месячный срок с момента оформления справки об окончании налоговой проверки, об этом указано в п.1. ст.100 Налогового кодекса РФ);
  • далее следует этап направления в налоговый орган возражений на акт от проверяемого лица (здесь также следует знать, что подача возражений возможна в течение пятнадцати дней с момента получения акта – см. п.6 ст.100 Налогового кодекса РФ).

Акт налоговой проверки – документ информационного характера, правовой природы этот документ не имеет. Акт налоговой проверки всего на всего содержит зафиксированные налоговиками факты совершенных проверяемым лицом нарушений и в дальнейшем обязательно проверяется налоговой инспекцией при рассмотрении материалов налоговой проверки наряду со всеми другими собранными доказательствами. Принятие налоговой инспекцией окончательного решения по результатам налоговой проверки всегда происходит на основе всех имеющихся в материалах проверки документов и доказательств (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10.03.2016г. № Ф09-683/16 по делу № А60-21375/2015).

Это означает то, что обжаловать само содержание акта налоговой проверки налогоплательщик не вправе, а вот повлиять на окончательное решение о привлечении или не привлечении его к налоговой ответственности налогоплательщик вправе, путем подачи возражений. Когда акт налоговой проверки составлен, а возражения проверяемым налогоплательщиком поданы, следует этап рассмотрения материалов проверки (ст. 101 Налогового кодекса РФ). Теперь рассмотрим оформление акта налоговой проверки более подробно.

Справка об окончании налоговой проверки: форма, порядок и сроки составления, порядок вручения налогоплательщику

Как узнать, что налоговая проверка закончилась? Из справки о проведенной проверке (см. Приложение № 7 к Приказу ФНС от 08.05.2015г.). Такая справка составляется в самый последний день выездной проверки (см. п. 15 ст. 89 Налогового кодекса РФ). Как правило справку составляет руководитель группы проверки (или проверяющей группы). Содержание справки по проведенной проверке включает в себя сведения о предмете проверки (вид налога) и период проверки. Также в справке указывается срок проведенной проверки, причем сроки приостановления и продления проверки в справке оговариваются отдельно. В соответствии с Письмом ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 справку о проведенной налоговой проверке подписывает руководитель проверяющей группы (см. п.6.1 указанного Письма).

Справка о проведенной налоговой проверке должна содержать следующие обязательные реквизиты:

  • место и дата составления;
  • реквизиты решения о назначении налоговой проверки;
  • полное и сокращенное название налогоплательщика, в которой была проведена проверка (наименование организации, ИНН/КПП);
  • предмет проверки (вид проверяемого налога, период проверки);
  • срок проведения налоговой проверки.

Дальше с даты составления справки о проведенной проверке отсчитывается срок дальнейшего оформления результатов налоговой проверки. В последний день проверки данная справка должна быть вручена проверяемому налогоплательщику, а именно руководителю проверяемой организации (если это юридическое лицо), или же индивидуальному предпринимателю лично либо его представителю (см. п. 15 ст. 89 Налогового кодекса РФ). Обязательным требованием к оформлению справки по проведенной налоговой проверке является наличие в ней подписи ру­ко­во­ди­теля ор­га­ни­за­ции или представителя организации по доверенности, индивидуального предпринимателя (ИП) (см п. 1 ст. 26, п. 1 ст. 27, п. 1 ст. 29 Налогового кодекса РФ). С этой целью в утвержденной типовой форме справки имеется специальное поле, в котором представитель налогоплательщика ставит отметку о получении на руки своего экземпляра справки.

Справка о проведенной налоговой проверке может быть передана организации-налогоплательщику и по телекоммуникационным каналам связи (ТКС), такое вручение сегодня тоже довольно часто практикуется налоговиками. Порядок электронного документооборота между налоговыми инспекциями и налогоплательщиками был утвержден Приказом ФНС России от 15 апреля 2015 г. № ММВ-7-2/149. В таком случае электронная справка будет считаться полученной в момент, когда в инспекцию поступит электронная квитанция о приеме этого документа налогоплательщиком. Если налоговая инспекция не получит такую квитанцию, она должна будет отправить справку на бумажном носителе в обычном порядке – заказным письмом с уведомлением о вручении (см. пп.12, 16 и 19 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 15 апреля 2015 г. № ММВ-7-2/149).

Налоговая инспекция вправе вызывать ру­ко­во­ди­те­ля юридического лица или индивидуального предпринимателя для личного вручения справки и получения от уполномоченного лица подписи в ее получении на своем экземпляре (см. подп. 4 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ). Такой вызов осуществляется посредством направления налогоплательщику уведомления о таком вызове по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 08 мая 2015 года № ММВ-7-2/189@ (см. приложение № 2 к Приказу). Если в таком случае налогоплательщик данное уведомление проигнорирует и не обеспечит явку в налоговую инспекцию (или же не направит своего уполномоченного представителя), а также если он намеренно будет уклоняться от получения справки по проведенной налоговой проверке, налоговая направит справку по почте заказным письмом с уведомлением по месту нахождения юридического лица (по месту жительства индивидуального предпринимателя). В таком случае датой по­лу­че­ния справ­ки налогоплательщиком будет являться дата, ука­зан­ная на от­тис­ке ка­лен­дар­но­го почтового штем­пе­ля на уведомлении о вручении.

Акт налоговой проверки: сведения, порядок оформления

Порядок оформления акта налоговой проверки установлен статьей 100 Налогового кодекса РФ. Для начала выделим основные моменты процедуры оформления акта налоговой проверки и его вручения налогоплательщику: акт налоговой проверки составляется в двухмесячный срок со дня, когда налоговой инспекцией будет составлена справка о проведенной налоговой проверке, об этом указано в пункте 1 статьи 100 Налогового кодекса РФ. В соответствии с Приказом ФНС России от 08.05.2005г. № ММВ-7-2/189@) момент окончания налоговой проверки определяется моментом (датой) составления справки о проведенной налоговой проверке, которая составляется именно в последний день налоговой проверки (п.15 ст.89 Налогового кодекса РФ).

Акт налоговой проверки состоит из трех основных частей: вводная, описательная и итоговая. В соответствии с пунктом 3 статья 100 Налогового кодекса РФ акт налоговой проверки должен содержать следующие обязательные реквизиты и сведения:

  • дата подписания акта;
  • полное и сокращенное наименование проверяемого налогоплательщика (Ф.И.О. физического лица зарегистрированного в качестве ИП);
  • Ф.И.О. должностных лиц налогового органа, проводивших данную проверку (с указанием их должностей, полного наименования налоговой инспекции);
  • дата и номер решения руководителя налоговой инспекции о проведении налоговой проверки (касается только выездных налоговых проверок);
  • дата поступления в налоговый орган декларации от проверяемого налогоплательщика или иных документов (данное требование касается только камеральных налоговых проверок);
  • перечень всех документов, представленных в ходе проведения проверки самим налогоплательщиком;
  • охватываемый период проведенной проверки;
  • вид проверяемого налога;
  • даты начала и окончания проверки;
  • адрес проверяемого налогоплательщика (юридический адрес для юридических лиц, адрес регистрации по месту жительства – для физических лиц и ИП);
  • информация о проведенных в рамках проверки мероприятиях;
  • документы, подтверждающие факт нарушения налогового законодательства либо отметка об их отсутствии (см. п.3 ст.100 Налогового кодекса РФ, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22.09.2015г. № Ф02-5056/2015 по делу № А19-17587/2014, Постановление Арбитражного суда Московской области от 17.07.2015г. № Ф05-8680/2015 по делу № А41-46433/14.);
  • ссылки на нормы статей Налогового кодекса РФ определяющих ответственность за выявленное нарушение.

Подписывается акт проводившими проверку должностными лицами, а также самим проверяемым налогоплательщиком (или его представителем). Оформленный акт налоговой проверки потом остается на хранении в налоговой инспекции, при этом к нему должны быть приложены следующие документы:

  • решение руководителя налогового органа о проведении налоговой проверки;
  • решение о внесении дополнений (изменений) в решение о проведении налоговой проверки (если они вносились);
  • при наличии решение о приостановлении и возобновлении налоговой проверки;
  • при наличии решение о продлении налоговой проверки;
  • требование о представлении налогоплательщиком документов в рамках проверки;
  • при наличии решение о продлении (об отказе в продлении) сроков представления документов;
  • акт инвентаризации (в случае, если она проводилась);
  • разделы актов проверок филиалов (представительств);
  • документы (информация), истребованные в ходе проверки;
  • заключение эксперта (в случае проведения экспертизы);
  • протоколы допроса свидетелей, осмотра (обследования) производственных, складских и торговых и иных помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения и т.д., протоколы, составленные при производстве иных действий по осуществлению налогового контроля (в случае производства соответствующих действий), а также постановления о назначении экспертизы и производстве выемки документов и предметов (в случае их назначения (производства));
  • справка о проведенной проверке;
  • документы, подтверждающие факт вручения либо направления справки о проведенной проверке, а также акта налоговой проверки налогоплательщику (плательщику сборов, налоговому агенту) или его представителю;
  • копии первичных документов, регистров налогового и бухгалтерского учета, подтверждающих наличие фактов нарушения законодательства о налогах и сборах, заверенных в установленном порядке;
  • иные материалы, имеющие значение для подтверждения отраженных в акте фактов нарушений и для принятия обоснованного решения по результатам проверки.

Форма и требования к составлению акта налоговой проверки, порядок его вручения налогоплательщику

На сегодняшний день в работе налоговых служб повседневно используется типовая форма акта налоговой проверки, которая утверждена Приказом ФНС России от 08 мая 2015 года № ММВ-7-2/189@. Данный приказ содержит и требования к составлению акта налоговой проверки. Так, акт налоговой проверки обязательно должен быть составлен на русском языке и на бумажном носителе, или же в электронном виде. Если есть необходимость использования в тексте акта сокращений и аббревиатур, при первом употреблении соответствующее словосочетание должно приводится полностью с указанием в скобках его сокращения, используемого в таком виде далее по всему тексту документа.

Акт налоговой проверки не должен содержать исправления или помарки, это допускается только с соответствующими изменяющими отметками должностного лица, заверенными его подписью. Кроме того, все отраженные в акте факты нарушений должны содержать подробную информацию о:

  • видах и способах нарушения, а также о налоговом периоде;
  • денежном расхождении между данными, заявленными налогоплательщиком в декларации и фактическими выявленными данными;
  • ссылках на первичную бухгалтерскую документацию;
  • квалификации выявленного нарушения со ссылкой на статьи Налогового кодекса РФ;
  • реквизитах экспертного заключения, протокола допроса свидетелей или другие протоколы, составленные при производстве конкретных производственных действиях налогового контроля.

Налоговый кодекс РФ регламентирует право налогоплательщика получать на руки и копию акта налоговой проверки (см. пп.9 п.1 ст.21, пп.9 п.1 ст.32 Налогового кодекса РФ, Письмо ФНС России от 27.08.2007г. № 06-1-02/558). В пункте 5 Требований к оформлению акта налоговой проверки, утвержденных Приказом ФНС России от 08 мая 2015 года № ММВ-7-2/189@ указано, что акт выездной налоговой проверки составляется инспектором в двух экземплярах, один для налоговой инспекции, второй – для налогоплательщика. Значит по большому счету акт налоговой проверки может быть вручен как в виде копии так и в оригинале, что подтверждается уже сложившейся судебной практикой (см. Постановление Федерального Арбитражного суда Центрального округа от 28.04.2014г. по делу № А35-4665/2013, Федерального Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23.12.2013г. № Ф03-6129/2013 по делу № А51-16532/2013).

Срок вручения акта налоговой проверки налогоплательщику установлен в пятидневный срок с даты его составления (п.5 ст.100 Налогового кодекса РФ). Здесь присутствует очень важный момент! Налоговая инспекция не имеет права самостоятельно выбирать способ вручения налогоплательщику акта налоговой проверки! В пункте 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ четко прописано, что акт налоговой проверки вручается проверяемому налогоплательщику или его официальному представителю под расписку или должен быть передан другим способом, подтверждающим дату его получения проверяемым лицом, к примеру, акт может быть направлен по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Однако суды считают, что такой способ вручения налогоплательщику акта налоговой проверки может быть использован только в случаях, когда налогоплательщик уклоняется от получения на руки акта налоговой проверки, и акт налоговой проверки обязательно должен содержать отметку об этом (см. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.01.2014г. № Ф05-16692/2013 по делу № А41-11771/10).

Опытные инспекторы, в случае, когда налогоплательщик уклоняется от получения своего экземпляра акта налоговой проверки, на последней странице акта делает об этом соответствующую запись, которую обязательно заверяет своей подписью (см. п.1.13 Требований к составлению акта налоговой проверки, утвержденных Приказом ФНС России от 08 мая 2015 года № ММВ-7-2/189@). А потом уже направляет акт налоговой проверки по почте заказным письмом с уведомлением. Иногда, хитрые инспекторы чтобы обезопасить себя, прежде чем внести в акт налоговой проверки запись об уклонении налогоплательщика в его получении и направлении акта по почте, сначала вызывают налогоплательщика в налоговую инспекцию с целью личного вручения акта путем направления ему соответствующего уведомления, форма которого утверждена Приказом ФНС России от 31 мая 2007 года № ММ-3-06/338@ (см. Приложение № 7). Такое уведомление инспектор отправляет налогоплательщику по почте заказным письмом с уведомлением, как правило, по его юридическому адресу.

Возражения на акт налоговой проверки

Пункт 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ закрепляет право налогоплательщика в течение тридцати дней представить в налоговый орган письменные возражения на акт налоговой проверки, как в целом, так и по его отдельным положениям, в случае если он не согласен с фактами, отраженными налоговиками в акте налоговой проверке. К своим письменным возражениям налогоплательщик может прикладывать заверенные копии документов, подтверждающих обоснованность его возражений. Десятидневный срок, что установлен пунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса РФ для вынесения решения по результатам проведенной проверки, исчисляется после истечения одного месяца, установленного пунктом 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ.

В случае, если налогоплательщик не подал письменные возражения на акт налоговой проверки, он не лишается права дачи пояснений при рассмотрении материалов налоговой проверки (см. п. 4 ст. 101 Налогового кодекса РФ). При этом данное правило применимо к оформлению не только выездной налоговой проверки, но и камеральной. Если же налогоплательщик в установленный законом срок не представил свои возражения на акт налоговой проверки, но принимал личное участие в рассмотрении материалов проверки, добиться отмены итогового решения налогового органа он сможет, только доказав, что у него не было возможности надлежащим образом подготовиться к рассмотрению материалов проверки и соответственно привести аргументированные объяснения.

Обжалование результатов налоговой проверки

Завершающим этапом оформления результатов налоговой проверки является рассмотрение ее материалов, которое проводится руководителем налоговой инспекции, проверявшей налогоплательщика.

Со своей стороны налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о дате, времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. Уведомление налогоплательщика должно быть разумным и учитывать необходимое для явки налогоплательщика время, опять же разумное. Руководитель налоговой инспекции обязан установить, было ли совершено проверяемым налогоплательщиком правонарушение, образуют ли выявленные в ходе проверки нарушения состав налогового правонарушения по смыслу Налогового кодекса РФ, а также имеются ли у налогового органа основания для привлечения проверяемого лица к налоговой ответственности. Также при наличии оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности, руководитель налоговой инспекции должен установить факт наличия у привлекаемого налогоплательщика обстоятельств смягчающих или отягчающих его ответственность за выявленное в ходе проверки нарушение.

Результатом рассмотрения материалов налоговой проверки является решение руководителя налогового органа, которым определяется:

  • привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения с указанием соответствующих статей Налогового кодекса РФ, размер выявленной недоимки, и размер подлежащих уплате пеней и штрафа;
  • отказ в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. При этом в решении указываются размеры недоимки и сумма пеней.

Принятое налоговым органом решение вступает в законную силу по истечении 10 (десяти) дней с момента его вручения налогоплательщику. После налоговый орган обязан разъяснить налогоплательщику о возможности добровольной уплаты суммы налоговых санкций (ст. 104 Налогового кодекса РФ). Одновременно с этим, у руководителя налогового органа при наличии оснований есть право принятия в отношении виновного налогоплательщика обеспечительных мер с целью надлежащего исполнения принятого решения (см. п.10 ст.101 Налогового кодекса РФ). К таким обеспечительным мерам в частности относятся запрет на отчуждение имущества налогоплательщика без согласия налогового органа (недвижимость, транспортные средства, ценные бумаги и т.п.).

В настоящее время обжалование решений по проверкам проходит сначала путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган, затем в судебный орган. В судебной практике есть примеры, когда суд встает на сторону налогоплательщика (см. Постановление ФАС Уральского округа от 24.02.2014г. № Ф09-8/14). При этом не стоит забывать, что у налогового органа тоже есть право и основания для обращения в суд. Например, в соответствии со статьей 104 Налогового кодекса РФ в случае, если налогоплательщик отказывается в добровольном порядке уплачивать сумму налоговых санкций или им был пропущен срок их уплаты, как это было указано в требовании налогового органа, последний вправе обратиться в суд с требованиями о взыскании налоговых санкций, но для этого действия законом отведен срок исковой давности – 6 месяцев со дня выявления налогового правонарушения (ст.115 Налогового кодекса РФ). Помимо указанного, исковое заявление о взыскании налоговых санкций подается в суд с учетом статуса налогоплательщика:

  • арбитражный суд (когда иск предъявляется в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • суд общей юрисдикции (когда иск предъявляется в отношении физического лица).

Касаемо взыскания пени с налогоплательщика, то их принудительное взыскание с юридических лиц происходит в бесспорном порядке, а в судебном – только с налогоплательщиков-физических лиц, об этом указано в пункте 6 статьи 75 Налогового кодекса РФ.

В заключении отметим, что в любом случае, результатом рассмотрения материалов налоговой проверки будет являться итоговое решение руководителя инспекции, и такое решение уже будет окончательным и обязательным к исполнению. И как нами уже было отмечено ранее, налогоплательщик может повлиять на решение налогового органа, и одним из таких способов может быть факт не вручения налогоплательщику акта налоговой проверки до рассмотрения материалов налоговой проверки. Также если налогоплательщик в суде докажет, что он не был надлежащим временем извещен налоговой инспекцией о дате и времени рассмотрения материалов проверки, суд примет сторону налогоплательщика и отменит итоговое решение о проверке. Поэтому налогоплательщика, знайте свои права, и отстаивайте их, ведь законные права налогоплательщиков не должны нарушаться.

АКТ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ - документ, составляемый уполномоченными должностными лицами налоговых органов по результатам выездной налоговой проверки в соответствии с требованиями ст. 100 НК, являющийся одним из оснований для принятия решения по результатам рассмотрения материалов проверки. Акт налоговой проверки составляется не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов. Акт подписывается этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. Об отказе представителей организации подписать акт в нем делается соответствующая запись. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения акта, это должно быть отражено в акте налоговой проверки. В акте должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

Форма и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются МНС (Инструкция МНС от 31 марта 1999 г. № 52 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и вынесения решения по результатам рассмотрения ее материалов»). Акт вручается руководителю организации-налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю (их представителям) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком или представителями налогоплательщика. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения акта считается шестой день, начиная со дня его отправки. Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. Налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы отказа от подписания акта проверки. По истечении указанного срока в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком. Особенности производства по делу о предусмотренных НК нарушениях законодательства о налогах и сборах, совершенных лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сбора или налоговыми агентами, определены в ст. 101.1 НК. При обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, законодательства о налогах и сборах (в том числе о совершении налоговых правонарушений), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим нарушение законодательства о налогах и сборах. Об отказе лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте. В случае, когда указанное уклоняется от получения акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте. В акте должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах. Форма акта и требования к его составлению устанавливаются МНС. Акт вручается лицу, совершившему нарушение законодательства о налогах и сборах, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, начиная со дня его отправки.

Лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, вправе приложить к письменным объяснениям (возражениям) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы отказа от подписания акта проверки. По истечении указанного срока в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим нарушение законодательства о налогах и сборах. В случае представления лицом, совершившим нарушение законодательства о налогах и сборах, письменных объяснений или возражений по акту материалы проверки рассматриваются в присутствии этого лица или его представителей. О времени и месте рассмотрения материалов налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Если лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, несмотря на извещение, не явилось, то акт и приложенные к нему материалы рассматриваются в его отсутствие. По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

1) о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах;

2) об отказе в привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах;

3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Решение о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах должно обязательно содержать:

а) обстоятельства допущенного нарушения;

б) указания на документы и иные сведения, которые подтверждают обстоятельства допущенного нарушения;

в) доводы, приводимые лицом, привлекаемым к ответственности, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов;

г) решение о привлечении лица к ответственности за конкретные нарушения законодательства о налогах и сборах с указанием статей НК, предусматривающих данные нарушения и применяемые меры ответственности. На основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах этому лицу направляется требование об уплате пеней. Копия решения руководителя налогового органа и требование вручаются лицу, нарушившему , под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком либо его представителем. В случае, если копия решения налогового органа и (или) требование не могут быть ему вручены, они считаются полученными лицом, нарушившим законодательство о налогах и сборах, или его представителем по истечении шести дней после их отправки по почте заказным письмом. Несоблюдение должностными лицами налоговых органов вышеуказанных требований может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. По выявленным налоговым органом нарушениям законодательства о налогах и сборах, за которые лица подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное налогового органа составляет об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении лиц, виновных в их совершении, производятся налоговыми органами в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

Энциклопедия российского и международного налогообложения. - М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .

Смотреть что такое "АКТ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ" в других словарях:

    Акт налоговой проверки Энциклопедия права

    Акт налоговой проверки - По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки,… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

    Акт налоговой проверки - (англ act of tax/taxation inspection) по законодательству РФ о налогах и сборах письменный документ, составленный по установленной форме для оформления результатов выездной налоговой проверки не позднее 2 месяцев после составления справки о… … Большой юридический словарь

    Акт выездной налоговой проверки - в акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на …

    АКТ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ - составляется согласно порядку, установленному Инструкцией Министерства РФ по налогам и сборам от 10 апр. 2000 № 60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах».… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    Оформление результатов выезной налоговой проверки - по результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки,… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

    Срок рассмотрения руководителем налогового органа акта выездной налоговой проверки - налогоплательщик вправе в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт выедной налоговой проверки или возражения по акту в целом или по его… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

    Право налогоплательщика на возражения по акту выезной налоговой проверки Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

    Срок представления налогоплательщиком возражений по акту выезной налоговой проверки - налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

    Акт - (лат. actus, от actum est сделано, совершено; англ. act) в праве действие или событие, а также документ, имеющие юридическое значение (см., напр., Акт налоговой проверки, Акт применения права … Энциклопедия права

Одной из главных функций налоговой службы является проведение на различных предприятиях. Как правило, такой контроль должен быть спровоцирован определенными условиями.

Главная цель ФНС во время проверки – это выявить, был ли нарушен закон при уплате сборов и налогов. После ее окончания составляется акт налоговой проверки, в котором фиксируется оформление ее результатов и найденные нарушения.

Что это за документ, правовое регулирование

Как уже было сказано ранее, одной из обязанностей налогового органа является проверка выездного типа. Для этого сотрудники ФНС выезжают непосредственно на место расположения предприятия. Для подобного контроля необходимо действительно серьезное нарушение закона – к примеру, если компания постоянно сдает нулевую отчетность и при этом фиксирует убыток.

По результатам проверки налоговой выдается специальный акт, в котором будут указаны следующие данные:

  • ошибки, которые были найдены в бухгалтерском и налоговом учете;
  • требования, которые предъявляются к их устранению.

Данный документ содержит следующие подразделы:

  • наименование акта и порядковый номер;
  • число, когда он был составлен;
  • в отношении кого выполнялась проверка;
  • основания для ее проведения;
  • перечень документации, которая была представлена для контроля;
  • по какому конкретно налогу и в какой срок выполнялась проверка;
  • общий срок процедуры;
  • проводимые в ее ходе мероприятия;
  • что именно установили проверяющие (описательная часть);
  • выводы и итоги проверки, перечень выявленных нарушений;
  • список лиц, которые ее выполняли;
  • место для подписи проверяющих, а также ответственного лица, которое получает данный акт.

В конце документа обязательно должна быть поставлена печать с расшифровкой.

Если же говорить о правовом регулировании, то проверка должна осуществляться в соответствии со следующими законодательными нормами:

  • , в которой описывается сама процедура ведения учета юридических лиц.
  • , где описывается, где и каким образом должна проводиться выездная проверка.
  • , в которой указывается, что налогоплательщик обязан обеспечить налоговым органам свободный доступ ко всем бумагам и помещениям, которые имеют отношение к процедуре.
  • , в которой прописано, что ФНС имеет право истребовать данные у контрагентов.
  • , в которой прописано, как именно должен заполняться акт во время и после проверки.

Когда он составляется?

Как правило, выездной контроль выполняется в отношении целой группы налогоплательщиков. При этом тщательнее всего налоговой просматривается налогообложение, а также прибыль организаций.

Кроме того, максимально подробно рассматривается соблюдение поправок, которые были внесены в закон, так как часто ошибки допускаются именно в таких сегментах. В итоге, по результатам выездной проверки составляется соответствующий акт .

Сроки составления, кому он вручается

Если говорить о самой процедуре, то она может длиться не более 2-х месяцев – на практике же она занимает не более нескольких дней.

Акт должен быть составлен не позже, чем через два месяца после окончания проверки.

Что же касается пояснений и возражений, то они должны быть сформированы в течение последующего месяца .

Бывают ситуации, когда проверка может быть продлена. Сюда входит:

  • выполнение перевода бумаг или проведение экспертизы;
  • ситуации, когда нужны сведения от иностранных компаний.

Однако, даже если учесть вышеупомянутые случаи — проверка не может затянуться дольше, чем на полгода. Причём данный срок закреплен на уровне закона. В тот день, когда контроль будет окончен, уполномоченному работнику организации выдают специальную справку.

Что касается периодичности проверок — если речь идет о внеплановой, то она выполняется в следующих случаях:

  • если у ранее выданного предписания вышел срок годности;
  • если на организацию поступила жалоба от граждан.

Если же говорить о плановой проверке, то она может проводиться не чаще, чем раз в три года . Если же данный срок был нарушен, то предприниматель имеет полное право не предоставлять налоговой документы и производственные помещения для осмотра. Кроме того, инспекция обязана предупредить предпринимателя за три дня до начала процедуры о своем приезде.

После того, как подписанный акт заверяется лицами, которые выполняли проверку, происходит его вручение налогоплательщику, которого проверяли. Если же последний отказывается забирать документ, то в нем делаются соответствующие пометки.

Нюансы оформления

  • В пункте первом прописано, в какой срок должен быть составлен акт.
  • Во втором пункте указывается, что его должны подписать лица, проводящие проверку, а также лицо, в отношении кого она проводилась.
  • В третьем пункте прописано, какую именно информацию следует указать в документе.
  • В пятом пункте указано, что акт должен быть передан представителю организации в пятидневный срок после его составления.
  • В шестом пункте указывается, что возражения от руководителя проверяемой компании должны быть составлены в тридцатидневный срок.

При этом результаты будут недействительными, если в случае с плановой проверкой организация не была заранее предупреждена о приезде налоговой службы, либо если акт не был предоставлен руководителю фирмы в течение двух месяцев после завершения процедуры.


Посмотреть заполненный образец документа вы можете ниже:
О том, как правильно составить возражение по акту, смотрите на следующем видео:

Новое на сайте

>

Самое популярное