Домой Проценты по кредитам Презентация на тему "предпренимательские ресурсы мирового хазяйства". Предпринимательские ресурсы мира

Презентация на тему "предпренимательские ресурсы мирового хазяйства". Предпринимательские ресурсы мира

Знания как экономический ресурс прежде всего вырабатываются в сфере научных исследований и опытно – конструкторских работ (НИОКР) .

Научные ресурсы характеризуют:

o объем и качество накопленных знаний

o способность страны к их воспроизводству и внедрению в виде инноваций.

Масштабы НИОКР зависят от:

ü ресурсного обеспечения (финансирование, кадры, научное оборудование),

ü организационной структуры,

ü государственной политики в сфере НИОКР.

Масштабы инноваций зависят от:

Ø инновационного климата,

Ø спроса экономики на результаты НИОКР.

Научные ресурсы отдельных стран характеризуются по материальной и кадровой обеспеченности сферы науки и результативности научных исследований:

· доля расходов на НИОКР

· численность занятых в НИОКР по отн-ю к занятым в экономике

· индекс цитирования (ссылок на работы исследователей страны)

· число международных премий за научные достижения

· сальдо технологического баланса

· доля высокотехнологичных отраслей в промышленном экспорте.

Эффективность сферы НИОКР зависит также от инновационной активности частного сектора экономики, поэтому важными характеристиками являются :

o доля наукоемких отраслей и продукции высоких технологий в экспорте страны,

o баланс торговли лицензиями и патентами,

o доля страны на мировом рынке продукции новейших технологий.

Научно-технические ресурсы мира в основном сосредоточены в США, ЕС, КНР, РФ и Индии.

1) США – крупнейший в мире научно-технический потенциал. Высокий уровень квалификации и оснащенности научных центров. 60% НИКОР сосредоточено в ВУЗах. Инновационный бизнес быстро развивается, он соединяет науку и предпринимательство. Его центры – технополисы, где идет разработка новых изделий и технологий. Лидеры в выпуске суперкомпьютеров, авиации, лазеров, биотехнологии. Доля в мировом производстве наукоемкой продукции – 40%.

2) Западная Европа – длительное время отставала по исследованиям в сфере высоких технологий. Расходы на НИОКР ниже, чем в США и Японии. Небольшое число космических и военных исследований. Ориентация на фундаментальные исследования. Строительство АЭС, фармацевтика, связь.

3) Япония – долгое время отставала, но сейчас развивает собственные исследования вместо использования зарубежных достижений. Приоритет – роботы, медицина, электроника, биотехнологии, оптоволокна. Зависимость от американских технологий.

Показатели:

· США лидирует по затратам в сфере НИОКР (285 млрд. $, 2003г)

· По доле расходов на НИОКР в ВВП лидируют Израиль (4,1%), Швеция (чуть менее 4%), Финляндия (3,5%), Япония и Исландия (3,1%)

· В развитых странах частные компании инвестируют в НИОКР: США - на 68%, Япония - на 70%, ЕС - на 56%.

Характерной чертой развития НИОКР стала глобализация, проявляющаяся в :

Ø увеличении международного сотрудничества ученых,

Ø растущей доли зарубежного финансирования НИОКР,

Ø организации научно-технических альянсов,

Ø росте объемов торговли интеллектуальной собственностью,

Ø международном аутсорсинге.

Увеличилась торговля интеллектуальной собственностью за счет перекрестного лицензирования (США, ЕС, Япония, Юж. Корея).

Научный аутсорсинг – выполнение НИОКР по контрактам иностранными фирмами и университетами – увеличился в сфере программного обеспечения (Ирландия, Индия, Россия, Украина).


Образовательные ресурсы мира. Показатели, ведущие центры.

Образовательные ресурсы – накопленные объем и качество знаний и профессионального опыта, усвоенные населением и воспроизводимые через систему образования.

Основные тенденции развития образования:

· Построение непрерывной цепочки этапов образования,

· фундаментализация

· профессионализация,

· междисциплинарность,

· ускоренное развитие новых дисциплин,

· диверсификация,

· демократизация,

· интернационализация.

В развитых странах существует система многоступенчатого образования, предполагающая получение диплома.

Проблемы образования отличаются по странам:

o развитые страны обеспокоены переходом к всеобщему высшему образованию,

o развивающиеся – обеспечением среднего образования или ликвидацией безграмотности.

Образовательные ресурсы по странам характеризуются такими показателями, как:

ü доля расходов на образование в ВВП;

ü расходы на образование на душу населения

ü доля окончивших полную среднюю школу

ü доля студентов в возрасте 18-29

ü студентов на 10 тыс. населения

ü доля лиц с высшим образованием

ü доля иностранцев в общей численности студентов

Качество образование оценивается по:

Ø востребованности,

Ø современности.

По охвату населения высшим образованием лидируют США, Канада, Финляндия, Швеция, Ю.Корея, Россия.

Наблюдается повышение расходов на высшее образование: США-2,5% ВВП, ЕС-1% ВВП.

Концепции государственного финансирования высшего образования:

o «дохода от образования» (первенство выгоды частного лица от образования,

o «социальной пользы» (первенство косвенных выгод общества от образования).

Государственное финансирование образования превалирует в развитых странах, однако и частное финансирование набирает темпы (Южная Корея - 84%, США - 66%, Великобритания - 29%). Дефицит госбюджета вынуждает правительства привлекать альтернативные источники финансирования и переходить к платному образованию.

Ведущими центрами мира по подготовке кадров являются США, ЕС, Япония и Россия.

1999 г. – «Декларация о европейском пространстве высшего образования» , подписанная 40 странами: начало Болонского процесса. В Азии за последние 20 лет число бакалавров увеличилось в 3 раза.

В последнее время увеличился поток миграции научно-технических кадров («утечка мозгов») преимущественно в США, Канаду, Австралию, Великобританию, Францию, иммиграционная политика которых направлена на привлечение иностранных квалифицированных специалистов. Важной частью притока специалистов являются обучающиеся в развитых странах студенты из развивающихся и переходных стран. Вместе с тем, в Азии число специалистов, получивших образование в национальных университетах, больше, чем тех, кто получил образование за рубежом.


Общая характеристика развитых стран. Место в мировом производстве товаров и услуг, торговле, движении капитала.

Типология развитых стран:

1. Типология МВФ. Развитыми считаются гос-ва: Большая семерка(США, Канада, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия) Австралия, Нов Зеландия, Израиль, Кипр, страны НИС 1-ой волны (Юж Корея, Гонконг, Сингапур).

2. Типология ООН. ООН добавляет к ним Южно-Африканскую Республику.

3. Организация экономического сотрудничества и развития относит к их числу также Турцию и Мексику, хотя скорее это развивающиеся страны, но они вошли в нее по территориальному признаку (Турции принадлежит часть Европы, а Мексика входит в НАФТА). После присоединения к ЕС также Венгрия, Чехия, Польша.

Основные признаки РКС:

· Высокий уровень экономического развития. ВВП на душу населения по ППС 35 тыс. долларов, что в 3,5 раза выше, чем по миру в целом.

· Смешанная экономика с преобладанием частной собственностью

· Распределение товаров и услуг с помощью рыночного механизма

· Высокий уровень капитализации доходов

· Высокий уровень механизации труда

Особенности РКС

ü Существование Триады – ЕС, НАФТА, развиты страны Азии, прежде всего Япония. В Триаде производится половина ВВП мира (лидер США – 37% ВВП мира, потом Япония – 14%). Конкурируют между собой. 2004 г. доля ЕС в мировом экспорте – 15%, доля НАФТА – 8% без учета внутрирегиональной торговли, доля Японии – 5%. Страны Триады демонстрируют разные социально-экономические модели современного капитализма. Американская соц-эк модель основана на индивидуализме ее участников, и поэтому приближена к канонам либерализма. Западноевропейская модель – корпоративистская модель, т.е. базируется не на индивидуализме своих участников, а на их хозяйственных, профессиональных и других объединениях, проводящих в жизнь свои групповые интересы, часто через социальные столкновения. Японская модель характеризуется превалированием коллективных интересов над индивидуальными, социальное расслоение невелико.

ü Разрыв в уровне экономического развития (между бедными и богатыми) в 5-7 раз. Например, в Люксембурге ВВП по тек курск 76тыс долл, ВВП по ППС 64тыс.долл, на Мальте соответственно – 15 тыс и 20 тыс долл.

Особенности развития РКС на современном этапе:

· Переход к новому технологическому базису (формирование знаниеемкой постиндустриальной экономики, экономики знаний.) «Наукоемкость ВВП» - расходы на НИОКР в ВВП. 1-ое место по наукоемкости – Израиль (4%), до этого – Скандинавские страны, Япония.

Страны по степени научно-технического потенциала:

1. Израиль, Скандинавские страны, Япония, США, Германия, Великобритания

2. Италия – среднеразвитый потенциал

3. Португалия, Турция, Кипр, Мальта – слаборазвитый потенциал

· Феномен торможения темпов роста. Парадокс Солоу (инвестиции в IT НЕ приводят к увеличению прибыли или производительности труда, но зато приводят к еще большим инвестициям в IT. Если по-простому, то, конечно, от IT есть выигрыш, но он меньше, чем стоимость самого IT.). Если в 90-е гг. мир развивался по темпам 2,6 , то здесь – 2,5. В 2009 г мир – 4%, подсистема – 2,9. 2009г мир – 1%, РКС – о, 5%.

Объяснение торможения темпов роста:

1. Сокращение эффекта экономии на масштабах производства. Экономия на масштабе производства – с ростом объёмов производства издержки растут, но меньшими темпами. Поэтому за счёт экономии на постоянных издержках крупные фирмы могут сокращать издержки в расчёте на производство единицы продукции.

2. Структурные изменения в экономике РКС:

ü Снижение доли с-х в отраслевой структуре ВВП

ü Деиндустриализация (падение роли промышленного произвлдства в нац-ом доходе страны)

ü Основа промышленности – машиностроительный комплекс: 30-45% всей промышленности в РКС.

ü Развитие ТЭК

ü Превращение третичного сектора в главный сектор экономики

· Глобализация. Растет экспортная квота РКС, в капиталовложениях увеличивается доля прямых иностранных инвестиций, возрастает доля приехавшей из-за рубежа рабочей силы, растет обмен знаниями. Растет зависимость развитых стран друг от друга и от остальных стран мира.

· Процесс либерализации (т.е. уменьшение гос-го регулирования хоз-ой жизни)

Изменения в социальной сфере РКС:

1. Сокращение отрабатываемых часов за год. США и Япония продолжают лидировать среди крупных развитых стран по количеству официальных рабочих часов в расчете на одного занятого в год.За 1990- 2003гг кол-во часов не изменилось, хотя оно значительно меньше, чем в начале 20 века. США – 1913 г – 2605 часов, 2007 – 1705.

2. Рост безработицы. Более-менее стабильна на низком уровне в Японии – 3%. Выше всего в Европе – до кризиса 8%.

3. Сокращение социальной дифференциации. Причина – власти осознают возможность бунтов, активная социальная политика. Индекс Джинни: Япония – 0,25; США – 0,4. Для американской модели хар-на сильная имущественная дифференциация, связанная с высоким уровнем индивидуализма.

4. Рост расходов на образование, здравоохранение, науку (1910 – 2,4 – 2,8% ВВП, 2006 – 18-19 % ВВП).

5. Создание внушительного «креативного класса» - более 3, 2 тысяч исследователей на 1 млн. жителей).

Условия развития экономики (условия воспроизводства РКС):

· Дефицит гос. бюджета (ЕС – 0,9 – 4, 3 % ВВП, США – 0,7-4,9% ВВП, Япония – 3,8-8,2% ВВП)

· Рост гос.долга. США – 70% ВВП, ЕС – 50-60% ВВП, Япония – 130-150% ВВП)

· Рост уровня инфляции (ЕС – 2%, США – 4-5%, Япония – 0%)

· Безработица. В Европе до кризиса 8 %, тенденция к увеличению из-за невысоких темпов эк-го роста. В США 2005 г – 5% (это 2008 г, 2010 – 9%) , меньше колеблется из-за более высоких темпов эк-го роста. Япония – 3% , безработица меньше из-за коммунализма.

Место РКС в мировом хоз-ве.

В разв странах производится больше половины ВВП мира. 80% ВВП по текущим ценам, 52% по ППС. По прогнозам упадет до 42%. В этой группе стран проживает около 15 % населения мира.

1. Место в мировом производстве:

· РКС удерживают позиции в выпуске обработанных товаров и упрочили позиции в производстве средств производства. Доля в мировой обрабатываемой пром-ти – 63,3%.

· Сильные позиции в пищевой и легкой пром-ти

· Ведущие производители отдельных видов с-х продукции

· Обладает развитой инфрастуктурой

2. РКС являются и объектами и субъектами движения капитала. Доминируют в движении прямых инвестиций: 2005 год – 87%экспорта, 88% импорта)

3. Место в предоставлении экономической помощи. 11% всего чистого оотка капитала из РКС – это и есть эк-кая помощь. Объем помощи – 0,22-0,33% ВВП. Крупные доноры _ США и Япония. 65% помощи выдается на условии грантов, ¼ часть – связанная помощь (то есть на предоставленные деньги нужно купить товары донора)

4. Место РКС во внешней торговле. Доля в мировом экспорте и импорте падает. Начало 20 века – 74%, начало 21 века – 65%. За счет Западной Европы, ее доля снизилась с 54 до 33%. Доля США не изменилась – 13 и 12 %). Доля Японии резко выросла (с 2 до 6 %).

5. Из-за несбалансированности внешней торговли товарами платежный баланс США с отрицательным сальдо, в рез-те усиливается зависимость США от притока капитала извне. В других центрах триады благодаря превышению экспорта над импортом сальдо положительно, в рез-те образуется избыток капитала, который экспортируется в США.


В последнее время появились публикации, в которых встречаются термины "ресурсы знаний", "управление ресурсами знаний99, "управления знаниями", "экономика знаний" и ряд схожих терминов. Эти термины в области информатики и информационной работы в настоящее время в законодательстве не нормированы. Раскроем их содержание и будем употреблять в данном учебнике в указанной трактовке.

Рассмотрим понятие "ресурс знаний" в сравнении с понятием "информационный ресурс".

Под понятием "знание" обычно подразумевается проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в сознании человека. Специалисты в области теории познания отмечают многоуровневый характер отношения знания к действительности. Знания различных уровней обладают различной степенью достоверности. Мышление движется от поверхностного знания достоверных фактов к более глубоким научным знаниям, являющимся обобщением достоверных фактов. Первичные факты, или первичные знания, сводятся к констатации фактов и их описанию. Научные знания поднимаются до уровня объяснения фактов.

Под знаниями надо понимать всю совокупность знаний - от описаний фактов (первичных знаний) до научных знаний.

Гигантский объем знаний, накопленных человечеством, доходит до нас потому, что они документированы, т. е. хранятся на каких-либо носителях.

Документированные знания в информационных системах являются по аналогии с содержанием термина "информаци-

I онный ресурс" ресурсом знаний, и в этом смысле термины "ресурсы знаний" и "информационный ресурс" - синонимы.

I Данный вывод необходимо сделать в интересах практики, так как значительное количество фактов уже являются знаниями.

| Человечеству для развития должна быть представлена инфор-

| мация от первичных знаний до научных, и специалист самосто-

Ятельно определит, какую степень обобщения имеет полученная информация.

Иногда это очевидно - открытие нового небесного светила, географическое открытие и т. д. Важным в практической деятельности являются знания в головах людей. Организация, фирма имеет специалистов, от знаний которых и возможностей

I использования этих знаний на практике зависит успех фирмы

| или организации.

| Экономика знаний - это экономика, при функционирова-

Нии и развитии которой неизмеримо возрастает роль знаний и I информации за счет возможностей доступа к мировым ресурсам 1 и ресурсам знаний с помощью современных информационных технологий. Виды деятельности, связанные с формированием информационных ресурсов и ресурсов знаний, поддержанием их в актуальном состоянии, созданием средств обработки, связи и копирования информации, объединяют в понятие "информационная индустрия"9. Под средствами обработки наряду с вычислительной техникой понимается и программное обеспечение. Информационный бизнес - это бизнес, где товаром является информация. Бизнес в сфере информационной индустрии - это бизнес, где товаром являются информация, компьютерная техника, программное обеспечение, оргтехника и др.

Способность решать задачи информационного обслуживания на уровне максимальных возможностей, определяемых достигнутым на данный момент состоянием развития вычислительной техники и связи, называют информационным потенциалом,

Еще по теме 3.2.3. Ресурсы знаний:

  1. 1. Понятие рынка ресурсов. Спрос и предложение на рынке ресурсов.
  2. 1.4. Политические и организационные аспекты управления человеческими ресурсами. Система управления человеческими ресурсами
  3. 4.2. Зарубежный опыт управления человеческими ресурсами Международные параметры управления человеческими ресурсами
В последние столетия значение знаний как экономического ресурса нарастает. В ХХI веке знания превращаются в главный экономический ресурс. Знания вырабатываются, прежде всего, в сфере науки, точнее - в сфере научных исследований и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и распространяются в основном через сферу образования и другие каналы, приобретая характер информации. Поэтому в современном мире велико значение научного потенциала (научных ресурсов), образовательного (образовательных ресурсов) и информационного (информационных ресурсов).

10.1. Научные ресурсы мира

Масштабы НИОКР

Научные ресурсы характеризуют объем и качество накопленных знаний и способность страны к их воспроизводству, прежде всего в сфере НИОКР, и их внедрению в виде инноваций, т.е. новых или усовершенствованных продуктов и технологий. Масштабы НИОКР зависят от ресурсного обеспечения (финансирование, кадры, научное оборудование), организационной структуры, государственной политики в сфере НИОКР, а масштабы инноваций – прежде всего от инновационного климата, диктующего спрос на результаты НИОКР. Так, в России ее научные ресурсы используются слабо во многом из-за малого спроса российской экономики на результаты НИОКР. Важнейшими показателями, характеризующими научные ресурсы отдельных стран, являются показатели материально-кадровой обеспеченности сферы науки и результативности научных исследований: - доля расходов на НИОКР в ВВП;
    численность занятых в НИОКР (исследователей и технического персонала) в общей численности населения или в численности занятых в экономике; индекс цитирования (частота ссылок в научных изданиях на работы исследователей данной страны) с учетом языковых барьеров; число международных премий (прежде всего Нобелевских) за выдающиеся научные достижения; сальдо технологического баланса, т.е. баланс торговли лицензиями и патентами; доля высокотехнологичных отраслей в промышленном экспорте (см. табл. 10.1).
Эффективность сферы НИОКР зависит не только от материально-технического обеспечения, но и от спроса промышленности на результаты исследований и разработок, т.е. от инновационной активности частного сектора экономики. Поэтому важную роль в оценке экономической эффективности использования научных ресурсов играют такие показатели, как доля наукоемких отраслей и продукции высоких технологий в экспорте страны, баланс торговли лицензиями и патентами, доля страны на мировом рынке продукции новейших технологий и т.д.

Таблица 10.1. Ресурсное обеспечение НИОКР и их результативность в ведущих странах мира в 2002г

доля расхо

дов на НИОКР в ВВП, %

Число исследователей на 10 тыс. занятых в экономике *

Сальдо техно

логического баланса, млн. долл.

Доля высокотехнологичных изделий в про

мышленном экспорте стра

США
Япония
Ю. Корея
Швеция
Финляндия
Великобритания
Франция
Германия
Россия

* без технического персонала, занятого в НИОКР

Тысячи лет человечество жило такой жизнью, когда быт, уровень материального достатка, производительность труда одних поколений маю отличались от быта, уровня жизни и эффективности труда предшествующих поколений. Экономическое развитие шло весьма медленно. Например, уровень экономического развития Московского царства мало отличался от того уровня, который был в Киевской Руси полтысячи лет до этого. Но если сравнить уровни экономического развития России начала XXI в. и начала XIX в., то разница будет огромной. Для этого периода, несмотря на войны и социальные потрясения, характерны невиданные в истории человечества темпы экономического роста.

Что же так ускорило России и других стран мира в последние века? Это прежде всего новые знания, полученные преимущественно через науку. Ее достижения, нараставшие лавинообразно в последние 200-300 лет, привели к тому, что знания, не выделявшиеся классиками экономической теории в отдельный экономический ресурс наряду с трудом, землей, капиталом и предпринимательскими способностями, стали таковым и при этом не менее (если не более) важным, чем остальные экономические ресурсы.

Знания — это совокупность сведений в различных областях. Например, есть житейские знания («знание жизни»), профессиональные знания работников, технологические знания фирмы и т.д. Хозяйственная жизнь требует самых разнообразных знаний. Их набор, уровень, новизна различаются по категориям работников, предприятиям, отраслям и секторам хозяйственной деятельности. Набор знаний, необходимый инженеру предприятия по выпуску автомобилей, совсем другой, чем у финансового директора этого предприятия. Профессиональные знания подчиненных этого инженера обычно меньше, проще и старее, чем у инженера. Наконец, технологические знания данной фирмы и ее работников сосредоточены на производстве автомобилей, а технологические знания соседней фирмы относятся к другой отрасли — страхованию.

Знания для ведения хозяйственной деятельности обретаются разными способами: через приобретение опыта, получение образования, покупку технологических знаний в виде лицензий и патентов. В конечном счете главный источник знаний для хозяйственной жизни — это наука. Именно научные достижения и составляют основу тех знаний, которые работники получают во время своей учебы и работы, а фирмы — в ходе приобретения новых технологий.

В огромном объеме знаний (информации) часто выделяют знания о различных способах (технике) производства той или иной продукции и организации этого производства. Знания об этой технике называют технологией (технологиями).

Наука

Таким образом, новыми знаниями мир обязан прежде всего науке, которая сейчас могущественнее, чем когда-либо, если судить по затратам на нес и численности занятых в ней работников.

Понятие науки

Наукой называется, во-первых, система знаний (в том числе в какой-либо области), во-вторых, процесс открытия новых знаний и, в-третьих, сфера экономики, которая этим занимается. Далее термин «наука» будет употребляться во втором и третьем значениях, т.е. как процесс или как сфера открытия новых знаний.

Когда говорите) науке как сфере открытия знаний, то в качестве синонимов употребляют термины «научные исследования», «научные исследования и разработки (НИР)», «научные исследования и опытно-конструкторские работы (НИОКР)». Предпоследний термин наиболее употребим в России, последний — в мире. В данном учебнике они употребляются как синонимы.

В современных условиях растет группа отраслей, где на НИОКР приходится заметная часть расходов и работников. Такие отрасли называются наукоемкими (высокотехнологичными; lii- teck от английского аналога этого слова). К ним обычно относят отрасли, где доля расходов на НИОКР составляет не менее 3,5-4% объема продаж, а доля занятых в НИОКР — не менее 2,5-3% всех занятых в отрасли. К таким отраслям относятся авиационно-космическая, производство компьютерного и офисного оборудования, промышленность средств связи, фармацевтическая и медицинская промышленность и др.

НИОКР (НИР): пример России

В 2003 г. научными исследованиями и разработками в России было занято 866 тыс. человек. Примерно половина из них — собственно исследователи, а остальные работники относились к техникам и вспомогательному персоналу. Хотя данная цифра более чем в два раза меньше, чем была в 1990 г. (1934 тыс. человек), тем не менее это очень большая величина по мировым меркам (впереди по численности занятых в НИОКР только США и Япония).

Слабым местом российской науки стало ее финансирование. Не говоря уже об абсолютном снижении расходов на НИР, наблюдается и относительное их сокращение: по отношению к валовому внутреннему продукту России они уменьшились с более чем 2% в конце 80-х гг. до 0,8% к середине 90-х гг., восстановившись лишь до 1,3% в 2003 г., в то время как в ведущих научных державах мира расходы на науку колеблются в диапазоне от 2 до 3%. Ни государственному бюджету (его доля в финансировании российских НИР сейчас составляет около 58%), ни частному сектору, ни высшей школе на это остро не хватает финансов.

Это отражается на возможностях научно-исследовательских организаций России (за 90-е гг. сильно сократилось количество созданных в России новых типов машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации), а также на заработной плате их сотрудников (87% из уволившихся специалистов сделали это из-за низкой заработной платы, а из оставшихся ученых половина имеют второе место работы).

Научно-технический прогресс (технический прогресс)

Научно-технический прогресс (НТП) часто идентифицируют с процессом получения и освоения новых знаний преимущественно в сфере естественных наук, в основном технических. Во многом это справедливо, так как основные научные достижения за последние два века произошли в технологии производства продукции и особенно машин и оборудования. НТП как процесс идет следующим образом. В ходе фундаментальных научных исследований совершаются открытия , т.е. выявляются принципиально новые знания. В ходе прикладных научных исследований на основе новых и старых открытий появляются изобретения, т.е. новые продукты и новые технологии. Затем осуществляются инновации, т.е. доводка (нередко и создание) фирмами новых продуктов и новых технологий и, главное, внедрение этих продуктов и технологий в производство и на рынок (продукт — инновации и процесс — инновации).

Английский экономист, лауреат Нобелевской премии Джон Хикс предложил делить технический прогресс на нейтральный, трудосберегающий и капиталосберегающий. Нейтральный технический прогресс обеспечивает одновременное повышение производительности труда и капитала. Т рудосберегающий технический прогресс обеспечивает экономию и труда, и капитала, но прежде всего труда. Капиталосберегающий технический прогресс повышает эффективность использования и капитала, и труда, но прежде всего капитала.

Наиболее распространен нейтральный технический прогресс. Что касается трудосберегающего технического прогресса, то его примером может быть активно идущая в мире уже полтора столетия механизация сельского хозяйства, в результате которой сбор зерна, например, в России за 1913-2003 г. вырос в полтора-два раза, а численность сельского населения сократилась при этом в два раза. Примером капиталосберегающего технического прогресса является «новая экономика» (базирующаяся на наукоемких отраслях часть экономики с очень высокими темпами HTII — см. п. 23.6), приведшая к резкому удешевлению вычислительной техники и средств связи, т.е. важного элемента основного капитала, во всех отраслях.

Теория смены технологических укладов

НТП идет неравномерно, временами резко интенсифицируясь на основе волн в открытиях и изобретениях. Цикличность научно-технического прогресса и вытекающие отсюда большие циклы конъюнктуры мирового хозяйства (см. п. 23.4) впервые исследовал российский экономист Николай Дмитриевич Кондратьев (1892-1938). Эти исследования продолжил Шумпетер, связав длинные волны Кондратьева с колебаниями в инновационной деятельности предпринимателей. Впоследствии на этой основе родилась теория с.иены технологических укладов, одним из авторов которой является современный российский экономист Сергей Юрьевич Глазьев.

Теория смены технологических укладов выделяет в истории развитых стран с начала промышленной революции, произошедшей на рубеже XVIII-XIX вв., пять технологических укладов. Первый уклад (доминировал в 1770-1830 гг.) базировался на водяном двигателе, и его ядро состояло из текстильной промышленности, текстильного машиностроения, выплавки чугуна и обработки железа. Второй уклад (господствовал в 1830-1880 гг.) основывался на паровом двигателе, и его ядро охватывало железнодорожный и морской транспорт, добычу угля, станкоинструментальную промышленность и черную металлургию. Третий уклад (1880-1930 гг.) базировался на электродвигателе и охватывал прежде всего электротехническое и тяжелое машиностроение, электроэнергетику, производство и прокат стали, неорганическую химию. Четвертый уклад (1930-1980 гг.) базировался на двигателе внутреннего сгорания, и его ядро состояло из автомобиле-, тракторо- и самолетостроения, органической химии, атомной энергетики, массового производства товаров длительного пользования. Современный пятый этап (1980-1990 гг.) базируется на микроэлектронных компонентах, а его ядро составляют электронная промышленность и программное обеспечение, телекоммуникации, авиакосмическая промышленность, биотехнология, тонкая химия.

Важным элементом теории смены технологических укладов является идея, что смена технологического уклада влечет изменения в организации производства, экономической политике и международных экономических отношениях. Так, в современном технологическом укладе повышается гибкость и индивидуализация производства. растет значение финансов в экономике и экономической политике, большее, чем раньше, значение имеют интеграционные объединения и международные экономические организации.

Венчурный бизнес

Во всех технологических укладах фирмы осуществляли инновации, но эпизодически или в лучшем случае систематически. В современном технологическом укладе фирмы осуществляют инновации непрерывно. Непрерывности инновационного процесса помогает как усилившийся поток изобретений, так и (венчурный инновационный бизнес, венчурный рисковый капитал ), т.е. механизм минимизации финансового риска при осуществлении инвестиций, прежде всего в инновации, особенно в случае создания новых фирм, базирующихся на этих инновациях.

В США. где венчурный бизнес (в виде венчурных фондов со статусом финансового партнерства и управляющими этими фондами компаниями) распространен наиболее широко, его характерные черты таковы:

  • венчурный фонд предоставляет средства на инвестиции в инновации под залог акций действующей или создающейся фирмы и при этом планирует активно участвовать в управлении инновационным инвестиционным проектом (помогая фирме через свою управляющую компанию опытом, кадрами и финансовыми услугами, например, при размещении акций);
  • одновременно венчурный фонд через некоторое время после (или даже в ходе) успешного осуществления инновационного проекта планирует продать эти акции по цене намного выше их первоначальной цены;
  • повторяя этот цикл, при этом тщательно отбирая новые инвестиционные проекты и вкладывая средства одновременно во много таких проектов, венчурный фонд может компенсировать провалы одних проектов за счет успехов других проектов (из каждых 10 финансируемых проектов примерно 4-5 заканчиваются полной неудачей, 2-3 приводят к появлению мало- или среднедо- ходных фирм, 1-2 проекта приносят высокую прибыль). Во второй половине 90-х гг. средняя норма прибыли у американских венчурных фондов колебалась по годам от 37 до 48% (в 1999 г. подскочила даже до 146%). но затем упала из-за наступившей рецессии в американской экономике.

Образование

Для фирм главными способами получения знаний являются приобретение технологий, осуществление собственных исследований и инноваций, наем квалифицированных (прежде всего образованных) работников. Для основными способами получения знаний являются приобретение опыта (житейского, профессионального) и получение образования. Поэтому можно сказать, что образование является одним из главных каналов получения знаний для фирм (точнее, для их работников) и главным для домохозяйств.

Образование — это сумма знаний и связанных с ними навыков и умений, полученных в результате систематического обучения в учебных заведениях и реже — самостоятельно. По характеру знаний различают общее и профессиональное образование, по объему знаний — начальное, среднее, высшее.

По мере роста спроса на экономический ресурс под названием «знания» и увеличения предложения этого ресурса через получение новых знаний в сфере НИОКР растет спрос на приобретение знаний через образование. Поданным переписей населения, в России в ее современных границах процент грамотных в возрасте 9-49 лет в 1897 г. составлял 29,6%, в 1920 г. — 47,3, в 1939 г. — 89,7, в 1970 г. — 99,7 и в последующие годы достиг почти 100% всего населения в этом возрасте и старше. Ликвидировав массовую неграмотность и охватив школьным образованием все население в соответствующем возрасте, наша страна стала стремительно расширять систему профессионального образования. В результате в 2003 г. из общего числа занятых 27,8% имели высшее профессиональное образование (полное и неполное), 45,2% — среднее и начальное профессиональное, лишь 27,1% работающих имели за плечами только школу. Это одни из лучших показателей в мире.

Для сохранения и повышения подобного уровня профессионального образования в России действуют 3,8 тыс. учреждений начального профессионального образования с их 1,6 млн учащихся (однако это в полтора раза меньше, чем во второй половине 80-х гг., что уже приводит к нехватке квалифицированных рабочих в ряде регионов), а также 2,6 тыс. средних специальных учебных заведений с их 2,5 млн учащихся (почти столько же, сколько во второй половине 80-х гг.) и 1,0 тыс. высших учебных заведений с их 6.5 млн студентов (в два с лишним раза больше, чем в середине 80-х гг.). В результате уровень профессиональной квалификации, если его измерять образованием, продолжает в России расти все последние десятилетия.

В соответствии с теорией человеческого капитала (см. гл. 14) более высокий уровень образования порождает более высокую производительность труда и соответственно более высокую оплату труда. Этим теория человеческого капитала объясняет растущую в мире тягу к образованию, особенно к высшему и послевузовскому.

Рынок знаний

Рынок знаний не имеет четких границ. Его можно определить как рынок, где происходит продажа и передача знаний.

Особенности рынка знаний

Рынок знаний своеобразен. Так, значительная часть знаний на нем распространяется безвозмездно или за символическую плату, например школьное и в большей части среднее и высшее профессиональное образование. Бесплатность или низкая плата за эти знания для их потребителей объясняется тем, что процесс передачи этих знаний финансируется из государственного бюджета или некоммерческими организациями.

Структурно рынок знаний представлен большим количеством секторов, из которых выделяются по своим размерам такие сектора, как наука (НИОКР, НИР), образование (образовательные услуги), средства массовой информации, хранение информации (архивы, библиотеки, информационные сети) и др.

Интеллектуальный продукт, интеллектуальная собственность и ее охрана

В ходе НИОКР рождаются новые знания. Их часто называют интеллектуальным продуктом (продукцией). Этот продукт принимает самые разные формы: открытий (обычно они являются результатом фундаментальных исследований), изобретений и рационализаторских предложений, полезных моделей и промышленных образцов, сведений о технологических процессах и другой конфиденциальной деловой информации (ноу-хау), программ для ЭВМ и селекционных достижений. К интеллектуальной продукции относят и другие произведения науки, а также произведения литературы и искусства.

Собственники интеллектуального продукта, чтобы оформить свои права на него, используют правовую охрану этого продукта. В результате собственник интеллектуального продукта получает исключительное право на использование своей так называемой интеллектуальной собственности и в силу этого имеет возможность определить условия се использования, в том числе цену реализации.

Арсенал правовых средств защиты интеллектуальной собственности велик. В России он базируется на законах «Об авторском праве и смежных правах», «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин», «О правовой охране топологий интегральных микросхем», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», а также на Патентном законе Российской Федерации.

На этой основе права на интеллектуальный продукт:

  • автоматически возникают в виде авторских прав на произведения науки, литературы и искусства, программы для ЭВМ, базы данных. (англ. copyright) — это право на их копирование. Примером использования авторского права может служить авторский договор на издание этого учебника;
  • оформляются в виде патентов на изобретения, промышленные образцы и полезные модели, селекционные достижения. Патент - это документ на право исключительного использования новых продуктов и новых технологий их изобретателями. При предоставлении другим этого права владелец патента оформляет это в виде патентного соглашения , т.е. контракта на продажу своего патента, но чаще в виде лицензионного соглашения (лицензии), т.е. контракта на временное использование этого права за плату, или в виде франшизы (франчайзинга), т.е. контракта на временное использование этого права и других знаний одной фирмы другими фирмами за плату, обычно под фирменным названием и с товарным знаком продавца франшизы;
  • регистрируются в виде фирменных наименований, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, топологий интегральных микросхем. Эти права и не оформленные в виде прав знания продаются в виде франшизы (см. выше), ноу-хау (имеющих коммерческую ценность незапатентованных знаний), (технологических знаний, необходимых для приобретения монтажа и использования купленных машин и оборудования, сооружения и эксплуатации предприятий).

СЕКТОР НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

В настоящее время успех компании во многом зависит от внедре­ния инноваций и развития наукоемких производств. Отметим, что существует ряд ресурсов, содержащих сведения о мировом научном опыте, о последних разработках и открытиях, об опыте внедрения инноваций, которые могут быть выделены как ресурсы знаний.

С интенсивным развитием производства на основе современных научных достижений потребность компаний и специалистов в до­ступе к оперативным ресурсам знаний многократно возросла. В итоге компании формируют спрос на знания как на производственный ресурс. Знания в современном обществе могут выступать объектом купли-продажи, т.е. приобретают свойства товара (стоимость, цен­ность для потребителя и др.).

Источники знаний для компании делятся на внутренние и внешние. Внутренний источник знаний не является достаточным для эффективного функционирования компании, развития иннова­ционного производства. Поэтому основную часть знаний компания получает из внешних источников, т.е. приобретает на рынке ресурсов знаний. Доступ к сведениям о новейших разработках, инновациях, опыте других компаний может иметь решающее значение для успеха этой компании.

На примере научно-технической информации рассмотрим про­цесс формирования ресурсов знаний. Научно-техническая инфор­мация с момента ее появления проходит несколько этапов, каче­ственно изменяясь, образует цикл научно-технической информации. На упрощенной схеме цикла публикации (рис. 4.8) показано, как меняется форма и состав информации. При продвижении по часовой стрелке информация становится менее свежей, но более качест­венной и достоверной, так как подверглась рецензированию и ре­дактированию.

С течением времени информация проходит цикл, длительность которого определяется различными обстоятельствами. Например, результаты исследований могут сообщаться неформально, доклады­ваться на конференциях, заноситься в библиографические базы дан­ных, переоформляться и комментироваться другими авторами. На результаты, факторы времени, участников этого процесса и отноше­ния между ними влияет способ распространения информации. На­пример, авторы могут представлять свои работы сразу в общедоступ­ные базы данных и обнародовать их через Интернет без задержек во времени, характерных для традиционных форм публикаций.

В цикле публикаций представлены следующие типы источников информации.

На предварительном этапе 0 (см. рис. 4.8) предоставляется ин­формация о самых ранних этапах исследовательской или проектной работы, когда она только началась или находится в стадии подго­товки к реализации; по сути, это анонсирование предстоящих иссле­дований и ожидаемых результатов.



На этапе 1 формируются первичные источники. Первичные ис­точники - это печатные или электронные издания, в которых ре­зультаты работы впервые представляются в документированном виде (рецензируемые журналы, патенты).

На этапе 2 происходит формирование вторичных источников, в которых первичную информацию каталогизируют, упорядочивают, переоформляют, представляют в сжатом виде, повышающем стоимость информации. Эти источники делают более удобным поиск и оценку первичной информации.

На этапе 3 каталогизируют, упорядочивают и дают рекомендации по работе с вторичной информацией. Необходимость в этих источ­никах метаинформации возрастает по мере нарастания информаци­онного потока, увеличения документированной информации, ис­ходных (документальных) баз данных. Метаинформация также пре­доставляет сведения об информационных ресурсах, предоставляющих доступ к первичным источникам.

Сведения о новых разработках и открытиях, как правило, публи­куются в первую очередь в периодической печати и регулярных сбор­никах научных трудов и т.п. Новые знания содержатся в научных, аналитических, отраслевых или специализированных журналах. Боль­шое значение в качестве ресурсов знаний имеют профессиональные конференции, семинары и встречи, основные выводы по этим меро­приятиям также издаются в виде сборников тезисов докладов.

Исторически первыми хранилищами ресурсов знаний были биб­лиотеки. Они существуют веками и содержат практически весь объем знаний, накопленных человечеством. В наше время библиотеки иг­рают важную роль по обеспечению широким слоям населения до­ступа к информационным ресурсам, в том числе электронным.

Традиционным средством передачи знания являются книги, жур­налы и другие печатные издания. Ежегодно в мире выходит в свет более миллиона новых изданий, в том числе в России - более 100 тыс. (табл. 4.3). В настоящее время часть современных изданий

пабликуются как в печатной, так и в электронной форме. Издания, публикуемые в электронной форме, являются доступными через Ин­ку. Нет практически всем заинтересованным лицам, так как эти до­ны СНТы неизбежно попадают в профессиональные базы и электронные документы.

Новое на сайте

>

Самое популярное