Домой Проценты по кредитам Промышленный переворот. Предпосылки, ход событий, последствия

Промышленный переворот. Предпосылки, ход событий, последствия

Промышленный переворот – это переход от ручного производства к машинному, сопровождаемый изменениями во всех сферах жизни общества. Промышленный переворот происходил в разных странах не одновременно, но в целом можно считать, что период, когда происходили эти изменения начинался от второй половины XVIII векаи продолжался в течениеXIX века. Характерной чертой промышленной революции явился стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии и утверждениекапитализмав качестве господствующей мировой системы хозяйства.

Причины и предпосылки промышленного переворота.

В различных странах промышленный переворот имеет немало особенностей, однако промышленный переворот в Англии во многом задаёт ту последовательность событий, которую мы видим впоследствии и в других странах.

Необходимость организовать массовое производство возникала в тех сферах, где был самый сильный спрос: в текстильной промышленности, в металлургии, в изготовлении тканей из хлопка. Этот спрос, прежде всего, создавала деревня: в течение XVI-XVII вв. увеличение населения вызывало рост цен на продовольствие. Аграрная революция позволила увеличить объём продукции сельского хозяйства. В деревню пошли деньги, которые всё чаще стали использоваться не традиционными способами (для покупки земли, аноблирования, на личное потребление, накопления и т.д.), а для перестройки домов и для приобретение промышленных изделий: одежды, орудий труда, домашней утвари и предметов обстановки. Это и создавало растущий спрос на продукцию промышленности.

Одновременно происходило высвобождение рук в сельском хозяйстве, благодаря лишению крестьян земли. В XVII в. «огораживания» ещё сравнительно редки, в основном землевладельцы оперируют тем взносом, который крестьяне должны были уплатить за продление срока держания (т.е. «вступной платёж» или «файн»). Увеличивая файн в десятки раз и нарушая тем самым традицию, землевладельцы вынуждали крестьян отказываться от держаний и уходить с земли. Впоследствии стремительно вырастает и число огораживаний, в XVIII в. они нередко производятся не добровольно, а насильно, по парламентским актам. Это создавало большой резерв рабочей силы.

К середине XVIII в. стало понятно, что сельское хозяйство уже не приносит былых доходов, тогда как производить промышленные товары, напротив, стало очень выгодно, поскольку спрос не успевал за предложением. Так землевладельцы стали вкладывать деньги в строительство фабрик.

Нередко можно встретить утверждение о том, что деньги на промышленный переворот поступали в основном из английской внешней торговли, однако исследованиями последних десятилетий это не подтверждается.

Промышленная революция началась в Великобритании в последней трети XVIII века и приняла в первой половине XIX века всеобъемлющий характер, охватив затем и другие страны Европы и Америки.

В период XVII векаАнглия начала обгонять мирового лидераГолландиюпо темпам роста капиталистических мануфактур, а позже и в мировой торговле и колониальной экономике. К серединеXVIII векаАнглия становится ведущей капиталистической страной. По уровню экономического развития она превзошла остальные европейские страны, располагая всеми необходимыми предпосылками для вступления на новую ступень общественно-экономического развития - крупное машинное производство.

Промышленная революция сопровождалась и тесно с ней связанной производственной революцией в сельском хозяйстве, ведущей к радикальному росту производительности земли и труда в аграрном секторе. Без второй первая просто невозможна в принципе, так как именно производственная революция в сельском хозяйстве обеспечивает возможность перемещения значительных масс населения из аграрного сектора в индустриальный.

Cоциальные последствия

Урбанизация и перемены в социальной структуре

Быстро развивающаяся промышленность и обслуживающий сектор предоставляли множество новых рабочих мест. В то же время появление дешевых промышленных товаров вело к разорению мелких производителей и разорившиеся ремесленникистановились наемными рабочими. Но главным источником пополнения армии наемных рабочих стали обнищавшие крестьяне, которые переселялись в города. Только с 1880 по 1914 год 60 млн европейцев переселились из деревень в города. Быстрый рост го­родского населения и внутренняя миграция в XIX веке стали практически повсеместно массовым явлением в Европе. Быстрая урбанизация и рост числа наемных рабочих чрезвычайно обострили со­циальные проблемы. Пока центры фабричного производства были относитель­но небольшими, городской житель мог в дополнение к заработку на фабрике обра­батывать огород, а в случае потери работы наняться на ферму. Но с ростом городов таких возможностей становилось все меньше. Мигрировавшим в города крестьянам приходилось с трудом приспосабливаться к непривычным условиям городского быта. Как заметилФ. Бродель, «жить в городе, лишиться традиционной поддержки огорода, молока, яиц, пти­цы, работать в огромных помещениях, терпеть малоприятный надзор мастеров, повиноваться, не быть более свободным в своих передвижениях, принять твер­до установленные часы работы - все это в ближайшем будущем станет тяжким испытанием».

На протяжении XIX - начала XX века жилищные условия большинства наемных рабочих не отвечали элементарным санитарно-гигиениче­ским требованиям. В большинстве случаев их жилища были перенаселены. Была также распространена «сдача коек постояльцам», практиковавшаяся семьями, сни­мавшими квартиры. В Лондоневстречались объявления о сдаче части комнаты, причем мужчина, работавший днем, и девушка, работавшая прислугой в гостинице ночью, должны были пользоваться одной постелью. Современники в середине XIX века писали, что вЛиверпуле«от 35 до 40 тысяч насе­ления живет ниже уровня почвы - в погребах, не имеющих вовсе стока…».

До изобретения газового освещенияпродолжительность рабочего дня на предприятиях зависела от естественного освещения, но с появлением газо­вых горелок фабрики получили возможность работать в ночное время. Во Франции многие бумагопрядильные фабрики в 1840-х годах установили рабочий день в пределах 13,5-15 часов, из которых на отдых выделялось по получасу три раза за смену. На английских фабриках в 1820-1840-х годах рабочий день за вычетом трех перерывов для приема пищи (1 час на обед и по 20-30 минут на завтрак и ужин) длился 12-13 часов. Распространенной становилась работа по вос­кресным дням.

В промышленности начал массово использоваться женский труд и впервые в истории множество женщин начало трудиться вне дома. При этом на текстильных фабриках мужчины работали надзирателями и квалифициро­ванными механиками, а женщины обслуживали прядильные и ткацкие стан­ки и получали меньшую зарплату, чем мужчины. Внедрение машин позволяло использовать элементарно обученных, малоквалифицированных работников и поэтому по­всеместным явлением также стал дешевый детский труд. В 1839 году 46 % фабричных рабочих Великобритании не достигли 18-летнего возраста. Официально признавалось: «Быва­ют случаи, что дети начинают работать с 4-х лет, иногда с 5, 6, 7 и 8 лет в рудниках».

Социальные протесты, про­снувшееся чувство «социального стыда» за бедствия трудящихся, стремле­ние уменьшить политическую нестабильность заставляли политиков выступать в поддержку разработки социальных программ для неимущих, государственного регулирования отношений между трудом и капиталом/

В целом уровень жизни населения в результате промышленной революции вырос. Улучшение качества питания, санитарных условий, качества и доступности медицинского обслуживанияпривело к значительному роступродолжительности жизнии падениюсмертности. Произошелдемографический взрыв. За 13 веков (с VI по XIX век) европейской истории население континента никогда не превышало 180 млн человек. За один только XIX век (с 1801 по 1914 годы) число европейцев возросло до 460 млн человек.

По мнению исследователей Н.Розенберга и Л.Бирдцелла, «промышленная революция обозначила начало драматического периода улучшения в материальном положении западноевропейских и американских обществ, которое коснулось всех и каждого», а «романтическое представление о благополучной жизни работников в доиндустриальной Европе можно отвергнуть как чистую фантазию».

Образование

Знания об инновациях распространялись разными путями. Работники, получившие квалификацию у одного нанимателя, могли затем перейти к другому. Такой способ повышения квалификации был весьма распространенным, в некоторых странах, таких как Франция и Швеция, отправлять работников на стажировку за границу даже было государственной политикой. Стажеры, как и сейчас, обычно вели записи о своих работах, дошедшие до наших дней как памятники эпохи.

Другим способом распространения знаний были философские общества и кружки, члены которых, в частности, изучали «натуральную философию», как тогда называлиестественные наукии ее практические приложения. Некоторые общества публиковали отчеты о своей деятельности, на основе которых позже возниклинаучные журналыи прочие периодические издания, в том числеэнциклопедии.

Средневековые университетыв ходе промышленной революции также изменились, а их образовательные стандарты приблизились к современным. Кроме того, появились новые высшие учебные заведения, в частности, политехнические и специализированные институты и академии.

Промышленный переворот в Англии

Промышленный переворот начался в Англии в последней трети XVIII в. В течение нескольких десятилетий в хлопчатобумажной промышленности одно изобретение следовало за другим, и весь процесс производства в этой отрасли был перестроен на основе внедрения машин. Постепенно переворот распространился на другие отрасли легкой, а затем и тяжелой промышленности, начался повсеместный переход от мануфактуры к крупному машинному производству.

Громадное значение имело распространение универсального двигателя - паровой машины. Для производства новых средств производства требовалось большое количество металла. Производство железа и стали, добыча каменного угля возрастали быстрыми темпами. С переходом к крупному машинному производству была создана соответствующая потребностям капиталистического способа производства материально-техническая база. Крупная промышленность заняла господствующее положение в народном хозяйстве Англии.

Важнейшим последствием промышленного переворота было образование класса промышленного пролетариата. Резко усилилась эксплуатация рабочих, антагонистический характер отношений между основными классами капиталистического общества - буржуазией и рабочим классом - выступил с невиданной ранее ясностью. Для буржуазии новые производительные силы стали источником громадного обогащения, положение же рабочих резко ухудшилось.

В период промышленного переворота в Англии сложилось новое размещение производительных сил, увеличилось городское население за счет сельского, возникли крупные фабричные города. Концентрация рабочих в городах окончательно порвала их связь с землей, на крупных фабричных предприятиях не осталось и следа от патриархальных отношений между хозяином и рабочим. Мануфактура требовала от рабочего высокой квалификации, на фабриках в широких масштабах начал применяться труд необученных рабочих, женщин и детей. Непосредственным последствием распространения машин были удлинение рабочего дня, повышение интенсивности труда, понижение заработной платы. Массовый характер приобрела безработица.

В 1793 г. началась длительная война Англии с Францией. В связи с войной правительство неоднократно увеличивало налоги, систематически прибегало к займам для покрытия бюджетного дефицита. В 1797 г. Английский банк прекратил размен своих банкнот на золото, начались инфляция и быстрый рост цен. Это еще более ухудшило положение народных масс.

Чтобы после войны сохранить высокие цены на хлеб, правительство ограничило ввоз иностранного хлеба. Принятый в 1815 г. закон разрешал ввоз пшеницы только в том случае, когда цена на нее достигала высокого уровня - восемьдесят шиллингов за квартер. Хлебные законы были очень выгодны землевладельцам, но для трудящихся масс они означали новые лишения. Противником хлебных законов была и промышленная буржуазия, так как высокие цены на хлеб затрудняли снижение заработной платы. Несмотря на то, что противоположность между буржуазией и пролетариатом в эпоху промышленного переворота была уже ясно выражена, буржуазия еще не видела в пролетариате силы, угрожающей ее господству. Недовольство народных масс последствиями промышленного переворота буржуазия стремилась использовать для достижения своих целей в борьбе с лендлордами. Соотношение сил между классом землевладельцев и классом капиталистов изменилось в пользу последнего. Компромисс 1689 г., в соответствии с которым политическая власть оставалась в руках аристократии, не устраивал больше промышленную буржуазию, которая выдвинулась на первое место, оттеснив на второй план торговую и банковскую буржуазию.

Раскрыв антагонистический характер отношений между рабочим классом и буржуазией, промышленный переворот одновременно обнажил и противоречия между интересами класса землевладельцев и буржуазии. Гораздо четче, чем раньше, выступили, разноречивые интересы промышленной, торговой и финансовой буржуазии.

Выступая против пережитков феодализма, буржуазия преследовала свои корыстные интересы, но так как остатки феодализма тормозили развитие производительных сил, борьба буржуазии носила прогрессивный характер. Важнейшим идейным оружием буржуазии в этой борьбе была экономическая теориям Рикардо.

Во Франции

Промышленный переворот начался во Франции в последние годы XVIII в. Его ускорила Великая французская революция. Была уничтожена цеховая система, получили признание принципы свободной торговли. Падение феодального режима облегчило миграцию крестьян. Возник рынок труда. В начале XIX в. улучшилось экономическое положение крестьянства. Сбыт промышленных товаров в деревне возрос. Наполеоновские походы расширили экспорт французских готовых изделий. Английская конкуренция вынудила ускорить механизацию производства. Использование английской техники облегчало переход к фабричной системе.

Во Франции были сделаны серьезные изобретения, в том числе в области химических технологий. Филиппом Жераром была изобретена льнопрядильная машина (1810), появился станок Жаккара для изготовления узорчатых шелковых тканей (1805).

Наиболее интенсивно промышленный переворот шел в 20-60 годы XIX в. Развивались фабричное текстильное производство, тяжелая промышленность, возрастала добыча каменного угля, производство чугуна, стали. В 40-50 годы XIX в. быстро увеличилось количество паровых машин. Важную роль в развитии экономики Франции сыграли железные дороги, первая из которых была построена в 1832 г.

До середины XIX в. по уровню экономического развития Франция относилась к числу самых крупных промышленных стран и стояла на втором месте после Англии. В период империи Наполеона III (1852-1870) во Франции возникали десятки акционерных обществ, учреждались различные банки, создавались компании по постройке железных дорог, доков, фабрик, заводов и других предприятий. Быстро развивалась горная и металлургическая промышленность, была построена широкая сеть железных дорог, протяженность которой в 1870 г. составила 17 924 км против 3685 км в 1851 г. Проходил процесс концентрации производства, особенно в металлургической промышленности. Более чем в 10 раз увеличилось число применяемых в промышленности паровых двигателей. За период с 1851 по 1871 г. сельское население уменьшилось на 1,7 млн человек, а городское население увеличилось на 2,1 млн человек.

В США

Промышленный переворот начался в хлопчатобумажной промышленности. Изобретение Уитни в 1793 году хлопкоочистительной машины совершило революцию в переработке хлопка, обеспечило изобилие сырья.

С 30-х годов XIX века промышленный переворот распространился на другие отрасли. Все активнее применялись машины и механизмы на основе использования европейского опыта, собственных изобретений. В 1803 г. появились паровые машины (в Англии – в 1811). В 1807 году Фултоном впервые в мире сооружен пароход, а в 1830 году – первая в США железная дорога.

Все это обусловило очень высокие темпы экономического роста: с 1827 по 1860 гг. объем промышленной продукции увеличился в 8 раз; общая сумма капиталов, вложенных в промышленность, возросла с 50 миллионов долларов в 1820 году до 1 миллиардов долларов в 1860 г.

В результате индустриализации северо-восточной части США превратились в промышленно развитую капиталистическую державу. Быстро росла их доля в мировом промышленном производстве: с 6% в 1820 г. до 15% в 1860 г. По объему промышленной продукции США вышли на четвертое место в мире.

Экспансия на Запад и его быстрое хозяйственное освоение требовали укрепления транспортных связей. В первой половине XIX в. произошла «революция» на транспорте: началось активное развитие речного транспорта, строительство каналов, морского и пассажирского флота, интенсивное железнодорожное строительство. В 1860 г. общая протяженность железных дорог составляла почти половину мировой их протяженности, что послужило стимулом для развития многих отраслей промышленности.

В конце XVIII – начале XIX вв. самой важной тенденцией в развитии стран Запада становится ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ и завершение формирования индустриального общества.

Модернизация. Типы модернизации. Промышленный переворот как завершающая стадия модернизации.

Промышленная революция (промышленный переворот , Великая индустриальная революция ) - это переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное.

Признаки промышленной революции:

Переход к машинному производству и к новой организации труда – фабрикам и заводам (вместо мануфактур и цехов)

Развитие транспорта и дорог: …

Завершение социальной транформации – формировании новых крупных социальных групп – классов … +

Новые формы организации промышленности, которые диктовались применением машин и возросшими объемами производства: на смену мануфактурам приходят фабрики и заводы.

В культурно-идеологической сфере промышленное общество порождает новую форму политической культуры – идеологии: консерватизм, либерализм, социал-демократию и другие (о них поговорим отдельно).

Промышленная революция начинается в Англии во второй половине XVIII в. Поэтому необходимо обратиться к английским условиям. Здесь уже начиная с XVI в., а особенно в XVII – начале XVIII вв. были созданы благоприятные условия для экономического развития.

1) политика протекционизма

2) борьба с монополиями и обеспечение реальной свободы предпринимательства

3) развитие торговли, благоприятные условия для торговли

4) формирование независимой и эффективной судебной системы, которая обеспечивала защиту частной собственности, предпринимательства, торговли

5) огораживания ----- освобождение рабочих рук, развитие наёмнического труда + новый тип хозяйствования, развития фермерского хозяйства, работа на рынок – уже с XVI в. в Англии начинает сельское хозяйство ориентироваться на рынок, хохяйства укрупняются, применяются нововведения.- последствия особых отношений в с х, не характерных для континентальной Европы.



6) развитие финансового рынка, низкий ссудный процент – способствовало развитию предпринимательства

7) Неэкономические причины: Английская революция середины XVII в., которая устранила препятствия для роста рыночных отношений и открыла путь мощному развитию производства в стране (отмена рыцарского держания, выход на арену «среднего класса», начало формирования гражданского общества, ликвидация остатков раздробленности и формирование общеанглийского рынка и английской нации)

Как следствие наблюдаем:

Быстрый рост английской промышленности в первой половине XVIII в.

Чулочно-вязальная, обработка шерсти и производство сукна, шелк и шелковые изделия -

В XVII-XVIII вв. мелкое товарное производство все более уступает свое место мануфактуре ; наибольших успехов рассеянная мануфактура достигла в изготовлении шерстяных, полотняных и шелковых тканей, но широко были распространены также централизованные железоделательные, писчебумажные, стекольные и другие мануфактуры.

Чем отличается рассеянная мануфактура от централизованной??

В середине XVIII в. растет значение и количество английских колоний . Внутренний рынок Англии не мог поглотить быстро растущую продукцию ее промышленности, и поэтому колонии начинали приобретать значение как рынок сбыта для английских товаров. Одновременно возрастало значение колоний как поставщика некоторых важных продуктов - сахара, табака и др. Перепродажа этих товаров на рынках Европы давала огромные прибыли. В середине XVIII в. Англия отвоевала у Франции Канаду и значительную часть её индийских владений. Следствие: стала крупнейшей колониальной державой.

Таким образом, в Англии, а потом и в континентальной Европе формируются признаки индустриального общества.

Индустриальное общество - это общество, основанное на промышленности с гибкими динамичными структурами, для которого характерны: разделение труда, широкое развитие средств массовой коммуникации и высокий уровень урбанизации.

Индустриальное общество возникает в результате промышленной революции.

Как мы сказали, главный признак промышленного переворота и формирование индустриального общества – появление машин , т.е. производственных механизмов, которые заменяют ручной труд.

Первые машины. Развитие машинного производства.

Изобретения, преобразовавшие весь строй производства, начались с хлопчатобумажного производства (меньше всего регламентации ). Начиная с начала XVIII в . здесь было сделано несколько усовершенствований , которые значительно увеличили производительность труда.

В 1738 г. была создана машина Акрайта, прявшая нить без участия человеческих рук. Но Аркрайт не был изобретателем, он был предпринимателем и удачно применил изобретение в своем предприятии. В 1771 г. в Кромфорде близ Дерби начала работать прядильная фабрика Аркрайта; машины приводились в движение водяным колесом. В 1779 г. здесь работало уже 300 человек, а водяное колесо приводило в движение тысячу веретен. К 1780 г. в Англии насчитывалось 20, а еще через 10 лет - 150 прядильных фабрик, созданных по образцу предприятий Аркрайта.

В дальнейшем технические изобретения и усовершенствования распространились и на другие отрасли промышленности - на производство шерстяных тканей, на обработку льна и т. д. Изобретения и усовершенствования быстро следовали одно за другим: они явились ответом на задачи, которые ставились растущим фабричным производством.

Однако многие исследователи по традиции связывают начало промышленного переворота с «прялкой Дженни» - механической прялкой. Названа в честь дочери прядильщика,благодаря которой было сделано изобретение.

Однажды дочь английского ткача Харгривса, Дженни, нечаянно опрокинула прялку, однако колесо ее продолжало вертеться, а веретено продолжало прясть пряжу, хотя находилось в вертикальном, а не в горизонтальном положении. Харгривс немедленно использовал это наблюдение и построил в 1764 году машину с восемью вертикальными веретенами и одним колесом. Машину он назвал "Дженни" по имени своей дочери. Она не принесла своему создателю не денег, ни счастья. Напротив, изобретение Харгривса вызвало бурю негодования у прядильщиков - они предвидели, что машина лишит их работы. Ватага возбужденных людей ворвалась однажды в дом Харгривса и разрушила машину. Сам изобретатель и его жена едва успели избежать расправы. Но это, конечно, не могло остановить распространения машинного прядения - буквально через несколько лет "Дженни" пользовались тысячи мастеров. Вытяжной пресс Харгривса, по существу, заменил руку рабочего, стало возможным обслуживание нескольких веретен одним рабочим. Машина Харгривса, несмотря на несовершенство конструкции, способствовала мощному подъему производства в Англии

В 1810 г. Наполеон Бонапарт, стремясь наладить во Франции производство льняных тканей, объявил конкурс на лучшее устройство льнопрядильных машин. Однако даже французские льнопрядильные машины, как и машины других конструкторов, с 1814 г. особенно широко распространяются в Англии, от конкуренции с которой Наполеон хотел оградить французскую промышленность».

На основе сделанных изобретений стало возможным открытие нового источника механической силы - паровой машины Джемса Уатта . Опять же в Англии, где созрели условия для фабричного производства, паровая машина вскоре нашла себе применение.

Появление паровой машины имело громадные последствия для развития фабричного производства, позволяя увеличить его масштабы. Кроме того, паровая машина устранила зависимость фабрики от энергии падающей воды, т. е. от рек, и таким образом обеспечила распространение фабрик по стране, огромный рост фабричных городов .

Хотя вообщн, первым применённым на производстве паровым двигателем была «пожарная установка», сконструированная английским военным инженером Томасом Севери в 1698 году. На своё устройство Севери в 1698 году получил патент. Так как это устройство можно было использовать как для вращения колёс водяной мельницы, так и для откачки воды из шахт изобретатель назвал его «другом рудокопа».

Затем английский кузнец Томас Ньюкомен в 1712 году продемонстрировал свой «атмосферный двигатель». Это был усовершенствованный паровой двигатель, в котором Ньюкомен существенно снизил рабочее давление пара. Первым применением двигателя Ньюкомена была откачка воды из глубокой шахты. Именно двигатель Ньюкомена стал первым паровым двигателем, получившим широкое практическое применение, и с ним тоже иногда связывают начало промышленной революции в Англии.

Вскоре паровые двигатели стали применятся и на транспорте, что стало основой настоящей «ТРАНСПОРТНОЙ РЕВОЛЮЦИИ»,

Паровоз

Первым, кто сумел сделать катящуюся по рельсам паровую повозку, стал талантливый английский инженер Ричард Тревитик, который уже к концу XVIII века был известным из-за создания лёгких, но мощных паровых котлов. Самый первый паровоз был создан им в конце 1803 года, однако официальным годом рождения паровоза считается 1804, когда Тревитик получил патент на изобретение. В 1808 году Тревитик создаёт новый паровоз, который начал использовать на кольцевой железной дороге-аттракционе «Поймай меня, кто сможет ».

В 1811 году предпринимается попытка применения паровоза для вождения вагонеток с углём (во время наполеоновских войн возросла стоимость лошадей, следственно, поиск новых видов тяги), но лёгкий паровоз не смог потянуть тяжёлый состав, а стал боксовать на месте. Посчитали, что сгладкими колесами не тянет и сделали сначала зубчатыми, однако уже в следующем году под создаётся паровоз «Пыхтящий Билли», который водил поезда лишь за счёт силы сцепления гладких колёс с гладкими рельсами, тем самым разрушая ложную теорию. Паровоз был неуклюж и медлителен, но многие инженеры усмотрели в нём серьёзную конкуренцию лошадям. Среди них был и мало кому тогда ещё известный машинный мастер Джордж Стефенсон, который уже в 1814 году построил свой первый паровоз, и именно он впоследствии станет известен прежде всего как паровозо­строитель и активный сторонник применения железных дорог.

27 сентября 1825 года в Великобритании открывается первая в мире общественная железная дорога.

Пароход

Паровой двигатель почти в те же годы стал применятся и на море. Создателем первого парохода считается Роберт Фултон. В 1807 году он построил корабль с гребным колесом «Клермонт», который совершал рейсы по реке Гудзон со скоростью 9 км/ч. В 1819 году американское судно с гребными колёсами "Саванна" впервые пересекло Атлантический океан, однако большую часть пути корабль прошёл под парусами, которые ещё долго сохранялись на пароходах в качестве вспомогательного движителя. Лишь в 1838 году английский пароход «Сириус» впервые пересёк Атлантический океан без использования парусов.

б) Как мы сказали в начале, промышленный переворот сопровождается оформлением новой социальной структуры, усилением мобильности (развитие наемнического труда, формирование промышленного пролетариата, вовлечение женщин и детей, благодаря применению машин, новая аристократия – денежная, незнатного происхождения, купившая земли и титулы, пришедшая к власти вместе с буржуа-предпринимателями в результате разных переворотов и революций и наконец начало формирование среднего класса благодаря развитию рыночных отношений, класса мелких и средних собственников, торговцев),

идет урбанизация --- рост промышленности --- рост городов, мобильность

Миграционные процессы. В поисках работы, лучших заработков, безопасности люди покидали родные места и уезжали в другие города и страны. Пожалуй, самый мощный поток переселенцев возник в XIX в., и основная их масса направлялась в США. Происходил процесс «отречения от Европы». В странах Старого Света, в далеких славянских и сицилийских деревнях люди рассказывали друг другу миф об Америке как о стране несказанных богатств, «где каждый ходит в кружевах по мостовым из чистого золота».Сначала уезжали из Англии, Германии и Скандинавских стран. В последней трети XIX в. поток эмигрантов двинулся из стран Южной и Восточной Европы. Ехали в Латинскую Америку, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Южную Африку, но большинство эмигрантов направлялись в США.

Промышленный переворот 19 века (промышленная революция) — переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, который характеризовался внедрением машин и механизмов, паровых двигателей, а также образованием самостоятельной машиностроительной отрасли.

Индустриализация (от лат. «усердие», «деятельность») — процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях хозяйства.

Промышленный переворот в странах Западной Европы

Промышленный переворот как исторический процесс определялся общими нормами и определенными особенностями в каждой стране. Первой его осуществила Великобритания в конце XVIII — первой половине XIX в. Именно здесь сложились все необходимые для этого условия: выгодное географическое положение (доступные берега, большое количество рек, сырьевые ресурсы), наличие рынков сбыта английских товаров и господство в мировой торговле, свершившийся , политика меркантилизма и протекционизма, которую проводило английское правительство. Все это сделало страну лидером в переходе от традиционного к индустриальному обществу.

В 1844 г.. немецкий публицист Ф. Энгельс так охарактеризовал промышленные достижения Великобритании: «Шестьдесят-восемьдесят лет назад она была страной, похожей на другие: с маленькими городами, неразвитой промышленностью. Теперь эта страна, не похожая ни на одну другую: со столицей, население которой составляет 2500000 человек, большими фабричными городами и промышленностью, снабжающей весь мир своей продукцией».

Промышленный переворот начался в текстильном производстве, затем распространился в металлургии, энергетике, транспорте и был неразрывно связан с техническими изобретениями.

В 1733 г. английский механик Дж. Кей усовершенствовал ткацкий станок «летучим челноком». Изобретатель Дж. Харгривс в 1765 г. создал механическую прялку «Дженни», которую начали использовать на производстве. В последней трети XVIII в. С. Кромптон сконструировал мюль-машину, которая базировалась на принципах работы прялки «Дженни», но давала тонкую и прочную хлопчатобумажную пряжу. Благодаря этому Великобритания начала поставлять дешевые и качественные во все страны мира. В 1792 г. Э. Картрайт запатентовал механический ткацкий станок, который заменял работу 40 ткачей. Впоследствии во Франции были изобретены станки для изготовления шелковых и льняных тканей, открыт метод их отбеливания и способы окрашивания.

Ключевое значение в истории промышленности имели изобретения шотландца Дж. Уатта. В 1769 г. он создал первый паровой двигатель, который после многих усовершенствований превратил в универсальную паровую машину двойного действия. Это позволило широко использовать уголь как основное топливо, ликвидировало зависимость от наличия источников , позволило размещать фабрики и заводы в любой местности. Паровые машины активно начали применять в различных отраслях промышленности, и их количество и мощность постоянно росли. Если в 1800 г. в Англии насчитывалось 320 паровых машин, то в начале XIX в. — 15 тыс.

Изобретение Дж. Уатта способствовало изменениям в средствах транспортировки и связи. В передовых странах были проложены сети шоссейных дорог, построены каналы, сконструированы механические транспортные средства. В частности, в 1807 году американец Р. Фултон построил . Англичанин Дж. Стефенсон в 1820-х годах сконструировал , который был использован на первой в мире железной дороге общего пользования Дарлингтон — Стоктон. 27 сентября 1825 г. поезд совершил первый рейс. Он двигался со скоростью 8 км/ч и вез 600 пассажиров и 12 вагонов угля. После этого в Великобритании, а затем и по всей Европе развернулось железнодорожное строительство.

Важным направлением промышленного переворота стало совершенствование металлургического процесса. Еще в 1735 г. англичанин А. Дерби для получения качественного чугуна начал выплавлять железную руду вместе с каменным углем, вместо древесного. С того времени изготовления чугуна происходило в доменных печах с коксом в качестве топлива.

Революционным изобретением стал токарный станок английского механика Г. Модели, который точно нарезал винты и гайки. На его основе были созданы и другие модели металлообрабатывающих станков, что позволило наладить массовое производство машин машинами.

Итак, промышленная революция началась в последней трети XVIII в. в Великобритании, охватила Францию, Германию, Бельгию и другие европейские страны и в целом завершилась в 1860-1880-х годах. Она создала экономические предпосылки для утверждения индустриальной цивилизации.

Начало становления индустриального общества

Промышленная революция вызвала изменения во всех сферах общественной жизни и была переломным этапом в формировании индустриального общества. Двигателем экономики стал капитал. В социальном плане главную роль стали играть люди наемного труда и предприниматели. Появились новые слои населения, представители которых сочетали в себе черты работников и собственников (например, фермеры, торговцы).

Капитал — все то, что используется для производства, но непосредственно не потребляется в нем. Также это деньги, которые предприниматели вкладывали в развитие своего дела с целью получить прибыль.

Становление структуры индустриального общества имело свои преимущества и недостатки. Часто первоначальное накопление капиталов сопровождалось мизерной оплатой труда и ухудшением жизненного уровня основной массы населения. Так, в XVIII — первой трети XIX в. в Великобритании, Франции, Бельгии и Германии доля нищих в среднем составляла от 10 до 20% всех жителей. Однако за годы промышленного переворота общий уровень благосостояния жителей Европы в целом вырос. С середины XIX в. значительно увеличились расходы на здравоохранение, образование и науку.

Внедрение новых технологий и развитие капиталистических отношений стимулировали развертывания масштабного процесса урбанизации. К концу промышленного переворота в городах проживало около 40% европейцев. Великобритания превратилась в страну городов и фабричных поселений, а Лондон стал крупнейшим населенным пунктом в мире.

Урбанизация (от лат. «городской») — процесс быстрого роста старых и появления новых городов, увеличение количества сосредоточенного в них населения, формирования и распространения городского образа жизни.

В то же время прогресс в промышленности и рост населения городов увеличивали спрос на продукты питания, что, в свою очередь, ускорило переход сельского хозяйства к рыночным отношениям.

Вместе с тем развитие транспорта, средств массовой и связи способствовал формированию новой коммуникативной культуры общества. Происходили изменения в мировосприятии и мышлении людей. Среди этических и ценностных ориентиров для европейца первые места начинают занимать деловые качества, практическая целесообразность, стремление к успеху, а важными социальными характеристиками личности становятся профессионализм, уровень квалификации и востребованность в производстве.

Однако переход от традиционного к индустриальному обществу в разных странах Европы происходил неодинаково. В настоящее время выделяют две основные модели этого процесса.

По первой моделью развивались Великобритания, Голландия, Бельгия, Франция и Швейцария. В этих странах модернизация происходила закономерно и эволюционно.

Другая модель была характерна для Германии, Италии, Австрии и России. Здесь в утверждении капиталистических отношений значительную роль играло государство. Оно «сверху» инициировало промышленную революцию и пыталось контролировать процесс индустриализации.

Переход к политике свободной торговли

Под внешнеэкономической политикой государства обычно понимают совокупность мероприятий, направленных на развитие и регулирование экономических отношений с другими странами. Исторически сложилось два типа внешнеэкономической политики: протекционизм и фритредерство.

  • Протекционизм — это политика защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов.
  • Фритредерство — направление политической и хозяйственной деятельности, провозглашает свободу торговли и невмешательство государства в сферу частного предпринимательства.

Промышленно-торговой гегемонии Великобритании способствовала экономическая политика государства. До 1840-х годов, когда индустриализация еще не была завершена, в стране царили высокие таможенные пошлины на иностранные товары. Когда же английская промышленность так окрепла, что перестала бояться иностранной конкуренции, буржуазия провозгласила неограниченную свободу торговли — так называемое фритредерство. Его суть заключалась в полном освобождении от пошлины почти всех товаров, ввозимых в Великобританию, и была рассчитана на взаимное содействие, то есть встречную отмену или значительное сокращение пошлины на ввоз английских товаров в другие страны. Это обеспечивало Великобритании как свободный сбыт за рубежом своих товаров, так и дешевое импортное сырье и продовольствие.

Стали переходить от мануфактур к машинному производству. Промышленный переворот изменил экономический облик Европы, она стала развитой и недосягаемой для крепостной России. И тем не менее прогресс - это процесс, который рано или поздно затрагивает любое государство. Всеобъемлющий промышленный переворот в России начался только в конце XIX века.

Промышленная оттепель в России: причины, предпосылки, факторы отставания

Начало промышленного переворота в России и сегодня остается спорным вопросом. Существует несколько мнений относительно начала этого исторического процесса.

Историк-экономист Станислав Густавович Струмилин первым назвал хронологию модернизации промышленности России. Он обозначил ее в рамках 1830-1860 годов.

Современная историография считает более обоснованным временной период с 1850 по 1880 год.

Предпосылки переворота:

  1. Научно-технический прогресс - изобретение паровых двигателей, станков и машин, минимизирующих ручной труд.
  2. Постепенное внедрение капиталистических отношений — использование вольнонаемных рабочих, накопление капитала.

Только к середине XIX века Россия стала переходить на капиталистические рельсы. Но существовало множество факторов, тормозивших промышленную революцию. Основным и самым весомым было крепостное право. Дешевизна крепостного труда обуславливала нежелание крупных промышленников внедрять новые технологии. Вольнонаемный труд был больше необходимостью, чем стремлением. Внутренний и внешний рынок был аморфен и малодинамичен. Государство стимулировало развитие производства. Аграрный сектор был неразвит, что, в свою очередь, сказывалось на динамике внутреннего национального рынка.

Несмотря на то что промышленный переворот в России начался гораздо позже, чем в странах Европы и США, он привел к инновационному типу экономического развития и формированию новых социальных прослоек населения.

Характерные черты промышленного переворота

Несмотря на существенное давление государства, промышленная революция стартовала, хоть и носила вялотекущий характер.

Отмена крепостного права в 1861 году обусловила формирование новых социальных классов - пролетариата и промышленной буржуазии. Вольнонаемные рабочие, в прошлом крепостные крестьяне, стремились в города, чтобы получить работу на крупных фабриках и заводах, хоть и за мизерную оплату труда. Огромные ресурсы государства и дешевая рабочая сила давали таким предприятиям многомиллионные прибыли, что как нельзя лучше способствовало развитию производства и относительной его индустриализации.

Правительство начинает принимать меры для активизации таких секторов экономики, как промышленность и торговля. Неоднократно повышались таможенные пошлины на сырье. Ввоз инновационного оборудования и вывоз готовой продукции поощрялся.

С 1861 года лидерами в промышленности стали такие отрасли, как:

  • угольная добыча;
  • металлургия;
  • судостроение;
  • строительство железных дорог;
  • легкая промышленность: текстильная и хлопчатобумажная отрасли.

Банковская и кредитная сфера после длительного упадка вошла в позитивное русло. Было создано более 40 банков, более 200 страховых и кредитных предприятий. К тому же вклады государственных банков в экономику увеличились в несколько раз. В таких благоприятных условиях начинается интенсивный приток иностранного капитала.

Реформирование России

Начало промышленного переворота в России историки связывают не только с ликвидацией крепостничества, но и с повсеместным реформированием государства.

  • Финансовая реформа 1860 года - создание государственного банка.
  • Налоговая реформа, 1863 год - введение единой системы акцизов и патентов.
  • Земская реформа 1864 года - активизация кустарного промысла за счет организации артелей.
  • «Положение о пошлинах на право торговли и промыслы» привело к уравниванию сословий в возможности заниматься частным предпринимательством.

Этапы промышленной революции

Промышленный переворот в России начался в середине XIX века и проходил в три этапа:

1861-1881 гг. зарождение капитализма, реформирование государства, скачок отраслей легкой и тяжелой промышленности.

80-90-е годы XIX века - пик промышленной «весны».

1890-е годы XIX века - 1905 гг. - кризис капитализма, социальной и экономической жизни, завершение промышленного переворота в России.

Итоги промышленного "бума"

Промышленный переворот в России начался в середине XIX века, вывел крепостное государство с отсталой экономикой на новый этап развития. Россия вступила во всемирно-исторический процесс, приведший к скачку не только в экономике, промышленности, социальной сфере, но и значительно изменил мировоззрение народонаселения государства. Формирование капиталистических отношений в той или иной мере привело к революции, свержению монархии как одного из пережитков старой системы.

Тем не менее промышленная «весна» в крепостном государстве имела свою специфику. Особенности промышленного переворота в России заключались в ее «молниеносных» темпах. В монархическом государстве переход к машинному типу производства не сопровождался переходом к индустриальному или агроиндустриальному типу экономики. Несмотря на произошедший скачок в промышленности, он не привел к быстрому развитию машиностроения.

Промышленный переворот - это переход от ручного производства к машинному, сопровождаемый изменениями во всех сферах жизни общества .

Первым промышленный переворот происходит в Великобритании в 1780-1840-х гг. Несколько позже, в начале XIX в., он стартует в США, а затем и во Франции, где особенно ускоряется в 1830-1850-е гг. В 1840-1850-е гг. промышленный переворот происходит и в Австрии и лишь затем начинается в германских землях и в Пруссии. Промышленный переворот - это изобретение новых машин и станков, а также решение проблемы источника относительно дешёвой энергии. В ходе промышленного переворота произошёл качественный прорыв в технике и технологиях , связанный с переходом от мануфактуры к фабрике и широкому использованию машин. Промышленный переворот сопровождался и социальной революцией , которая происходила с минимумом насилия.

Укоренение термина.

Сам термин «промышленная революция» (или «промышленный переворот», в исторической литературе их нередко используют как синонимы) появляется не раньше 30-х годов XIX в., скорее всего у французского экономиста Адольфа Бланки (1837), а не у Ф. Энгельса (1845), как принято было считать в советской историографии . В Англии знаменитый историк Арнольд Джозеф Тойнби вводит его в широкий оборот в 1884 г., опубликовав свои известные «Лекции о промышленной революции». Иными словами, термин значительно младше, чем само явление.

Причины и предпосылки промышленного переворота.

В различных странах промышленный переворот имеет немало особенностей, однако промышленный переворот в Англии во многом задаёт ту последовательность событий, которую мы видим впоследствии и в других странах.

Необходимость организовать массовое производство возникала в тех сферах, где был самый сильный спрос: в текстильной , в , в изготовлении тканей из хлопка. Этот спрос, прежде всего, создавала деревня: в течение XVI-XVII вв. увеличение населения вызывало рост цен на продовольствие. Аграрная революция позволила увеличить объём продукции сельского хозяйства. В деревню пошли деньги , которые всё чаще стали использоваться не традиционными способами (для покупки земли, аноблирования, на личное потребление, накопления и т.д.), а для перестройки домов и для приобретение промышленных изделий: одежды, орудий труда, домашней утвари и предметов обстановки. Это и создавало растущий спрос на продукцию промышленности.

Одновременно происходило высвобождение рук в сельском хозяйстве, благодаря лишению крестьян земли. В XVII в. «огораживания» ещё сравнительно редки, в основном землевладельцы оперируют тем взносом, который крестьяне должны были уплатить за продление срока держания (т.е. «вступной платёж» или «файн»). Увеличивая файн в десятки раз и нарушая тем самым традицию, землевладельцы вынуждали крестьян отказываться от держаний и уходить с земли. Впоследствии стремительно вырастает и число огораживаний, в XVIII в. они нередко производятся не добровольно, а насильно, по парламентским актам. Это создавало большой резерв рабочей силы.

К середине XVIII в. стало понятно, что сельское хозяйство уже не приносит былых доходов , тогда как производить промышленные товары, напротив, стало очень выгодно, поскольку спрос не успевал за предложением. Так землевладельцы стали вкладывать деньги в строительство фабрик.

Нередко можно встретить утверждение о том, что деньги на промышленный переворот поступали в основном из английской внешней торговли, однако исследованиями последних десятилетий это не подтверждается.

Заимствование изобретений из других стран.

В середине XVIII в. в Англии стали появляться собственные изобретатели, однако и до, и после этого англичане заимствовали сделанные в других странах изобретения, зачастую не нашедшие спроса у себя на родине. Из Голландии пришла идея парового двигателя. Доменные печи и оборудование для подземных работ были завезены из Германии. Тканье шелка - из Франции. Инновации в производстве стекла, впервые примененные в Италии (в частности, в Венеции) в XV-XVI вв. перешли оттуда во Францию, Голландию и лишь потом были заимствованы англичанами.

Активное применение угля.

В отсутствии достаточного количества лесов, Великобритания нуждалась в универсальном топливе, способном заменить древесину. Медленные реки делали практически невозможным повсеместное использование энергии воды. Спасением стали технологии, связанные с применением угля - идеального топлива для парового двигателя. Кроме того, уголь позволял добиться большей температуры при горении, и это использовалось в металлургии, изготовлении кирпича, бумаги и иной продукции.

Ход промышленного переворота.

Едва ли не самые существенные изменения в ходе промышленного переворота произошли в основной для Англии текстильной промышленности. В 1733 г. Джон Кей придумал самолетный челнок, усовершенствовавший ткацкий станок, приводившийся ткачом в движение при помощи шнура и блока. Ок. 1765 г. первую прядильную машину изобретает Джеймс Харгривс , в честь дочери он назвал её прялка «Дженни». Ок. 1769 г. появляется и вторая прядильная машина, изобретенная Ричардом Аркрайтом , приводившаяся в движение уже водяным колесом. И наконец в В 1779 г. появляется т.н. «мюль-машина» Сэмюэля Кромптона , адаптированная позднее для использования паровой энергии.

На глазах совершался прорыв в металлургии, позволивший сделать чугун и железо дешёвыми. К 1780-м годам Генри Корт , работавший над исследованиями по добыче чистого железа на каменном угле, изобретает пудлингование (превращение чугуна в железо). В итоге к концу XVIII в. Англия из импортера превращается в экспортера железа. Из него начинают делать то, что раньше делали из дерева. Это требует большей точности обработки - здесь на помощь приходит сверлильный станок Джона Уилкинсона , позволявший делать пушки и цилиндры, одинаковые по диаметру.

Однако промышленный переворот - это не только изобретение новых машин и станков. Была решена проблема источника относительно дешёвой энергии. Эксперименты Джеймса Уатта с паром начинаются около 1765 г., коммерческое использование его универсального двигателя - с 1783 г.

Значение промышленного переворота.

В ходе промышленного переворота произошёл качественный прорыв в технике и технологиях, связанный с переходом от мануфактуры к фабрике и широкому использованию машин. На основе этих изменений с 1780 по 1850 гг. происходит рост национального продукта на душу населения на 1-1,5 % в год. Иными словами, за полвека он удваивается, а за век вырастает вчетверо.

Промышленный переворот сопровождался и социальной революцией, которая происходила с минимумом насилия. Возникли две новые социальные группы : промышленная буржуазия и промышленный пролетариат. Меняется роль земельной аристократии, активно идет тот процесс, который в отечественной историографии получил название «обуржуазивание дворянства». Крестьянство уменьшается в численности, падает его экономическое значение. Ремесленники начинают переживать тяжелые времена. Уже мануфактура оттесняет их в сторону, фабрика же нередко вообще во многих отраслях делает ремесленное производство нерентабельным. В итоге часть ремесленников превращается в обычных наемных рабочих, а часть отчаянно ищет те ниши, где можно по-прежнему заниматься мелким производством. Растет т.н. « средний класс ». Именно после ПР о нем можно уверенно говорить, как об отдельном социальном слое, со своей структурой образования, со своей идеологией .

Новая история стран Европы и Америки. Первый период. Под ред. Адо А.В. М.: Высшая школа, 1986.

Новая история стран Европы и Америки. Начало 1870-х годов - 1918 г. Под ред. И.В. Григорьевой. М., 2001.

Язьков Е.Ф. История стран Европы и Америки в новейшее время, 1918-1945 гг.: Курс лекций. М.: Изд-во МГУ, 2006.

История стран Европы и Америки в новейшее время: 1945-2000 гг. Под ред. Язькова Е.Ф. - М.: «Простор», 2003.

Новое на сайте

>

Самое популярное