Домой Проценты по кредитам Проведение антимонопольной политики. Антимонопольная политика, ее цели и методы

Проведение антимонопольной политики. Антимонопольная политика, ее цели и методы

Антимонопольная политика – это определенная направленность государственной деятельности к становлению и регулированию оптимальной конкуренции в рыночной системе.

Данная политика имеет направление для поддержания развития товара на рынке, здорового уровня конкуренции, занимается ограничением и пресечением монопольного движения и нездорового уровня конкуренции между участниками рынка, а также занимается защитой потребительских прав и свобод в выборе товаров и услуг.

Выражаясь простыми словами, антимонопольной политикой зовется работа государственного аппарата по наблюдению, анализу, улучшению, контролю и регулированию за деятельностью предприятий и фирм, которые занимаются выпуском той или иной продукции, чтобы те не нарушали правила общей конкуренции и соблюдали установленные нормы и обязанности .

Антимонопольная политика включает в себя конкретные государственные законодательные пункты, структуру налогового обязательства, правила на собственное имущество, сопутствие малому бизнесу и т.д. Она помогает минимизировать деятельность монопольных организаций и в конечном итоге полностью их искоренить для дальнейшего развития эффективной конкуренции между производителями товаров и услуг.

Эта политика принадлежит к правовой части регулирования антимонопольной структуры взаимоотношений на рыночном уровне, которые регулируются государством.

Законодательные органы здесь играют роль сгруппированных нормативных документов, которые реализуют всевозможные пути решения для поддержания и работы хорошей конкуренции, и занимаются разработкой их эффективности и соответствию правовым нормам.

Взаимоотношения на рынке в Российской Федерации находятся сегодня на уровне быстроразвивающейся направленности. Государственный аппарат ежедневно претерпевает огромное число сложных и конфликтных ситуаций, недопонимания и барьеров, которые негативно сказываются на всех деятельности антимонопольной политики государства. В стране подобными вопросами занимается Министерство антимонопольной политики – это постоянно самосовершенствующаяся система антимонопольного контроля.

Основываясь на том, что монопольная система очень часто занимается активной деятельность к захвату власти на своем сегменте рынка, государственный аппарат должен своевременно принимать и ужесточать процедуры по пресечению подобных манипуляций.

В последнее время антимонопольная политика Российской Федерации претерпела множество изменений. Еще несколько десятилетий назад на практике применялось встревание в работу компаний некоторых органов, которые могли целенаправленно принести им большой экономический вред, то сейчас эти разовые «встревания» превратились в систематическую работу государственного аппарата.

Методы борьбы с монополией

Хотя на сегодняшний момент существует большое количество методов для влияния на монопольную деятельность со стороны законодательства Российской Федерации, необходимо охарактеризовать одни из самых положительно влияющих методов борьбы. Такими методами являются:

  • высокий уровень налогов, позволяющий уменьшить прибыльность монопольных организаций;
  • удержание уровня инфляции и создание собственного регулирования политики цен на производство товаров и услуг, которое реализуется процессом жесткого ценового контроля;
  • монопольным организациям присваивается статус «собственность государства»;
  • контроль и надзор за производством осуществляется на уровне государства. Эта деятельность дает эффективность в отслеживании стоимости на товары и услуги, а также наблюдать за организациями, которые вышли или вошли в определенную сферу производства;
  • антимонопольная политика занимается эффективной политикой антистресса.

История развития антимонопольной политики

Действующие законы Российской Федерации касательно монопольных организаций и конкуренции в целом представляют собой современное видение в экономической сфере страны, а также в ее правовом отношении.

Первый раз вопрос об организации рычагов для контроля и надзора за работой корпораций и предприятий был поднят в начале ХХ века. В то время вся деятельность ссылалась исключительно на государственные законопроекты, которые выполнялись правительственными органами. Негативную черту сыграла в данном вопросе Первая Мировая война, которая отодвинула экономическую сферу России на шаг назад.

С начала действия Советского Союза комплекс мер для противостояния монополии перестал иметь смысл. При помощи искоренения частной предпринимательской деятельности и реализации командно-хозяйственной политики государственный аппарат смог заполучить огромную силу, которую до этого момента не имела ни одна страна. Советский Союз, по сути, самостоятельно перешел в статус монополиста, охватившего почти все сегменты рынка: экономика, идеалистическая направленность, политическая деятельность, религия, образование и т.д.

С начала становления в России реформ экономической направленности, которые были направлены на создание эффективных отношений на рынке и для непринятия государственным аппаратом тоталитаризма в качестве идеологии управления, монополия стала занимать не последнюю роль в жизни страны. Возникла нуждаемость в создании конкретного раздела в законопроектах России.

Антимонопольная политика в Российской Федерации начала действовать с 1990 года, когда было подписано несколько документов, нацеленных на процесс контролирования и регулирования деятельности предпринимателей. В 1995 году был принят «Закон о рынке и об ограничениях монопольной деятельности».

С момента принятия данный закон несколько раз претерпевал разнообразные изменения, но и в сегодняшние дни он является основой для всей существующей структуры на рынке. Законодательство занимается конкретными действиями, препятствующими монопольной работе, а также занимается ведением контроля группировок, которые могут образовываться в процессе деятельности государственного аппарата.

Антимонопольная политика в РФ

Антимонопольная политика осуществляется не только действиями на монопольные организации при помощи законодательных актов. На территории Российской Федерации, как и во многих других мировых странах, правительственные органы могут использовать большое количество решений для прекращения работы подобных организаций.

Для стран, для которых характерен рыночный вид экономики (как и Российская Федерация), используются способы:

  • активная деятельность подразделов рынка, имеющих большой уровень к конкуренции и способных выстоять в борьбе с монопольным движением;
  • разработанный комплекс для искоренения монопольной работы при помощи организации подавления ее деятельности при помощи законодательных документов путем активной борьбы;
  • серьезный контроль политики цен организации, а также надзор за ее окупаемостью и прибыльностью.

Хотя подобные комплексы и меры имеют широкий и эффективный охват на территории различных государств, они не всегда способны справиться со своей задачей идеально на 100%. На каждый вид экономики рынка необходимо находить собственный личный способ регулирования.

Антимонопольная политика страны, хоть и обладает схемой кардинальной перестройки, но все же никогда не имела природу структуры отрицания. Данная политика не имеет направленности на перемену нынешней экономической системы. Главной целью антимонопольной политики является сохранение равновесия конкуренции и монопольных организаций на должном для России уровне.

В Российской Федерации монопольная работа ведется с большим трудом и постоянным преследованием негативных последствий в экономической сфере государства. Речь идет не только о неполных размерах производственной деятельности, также и о повышении стоимости на товары и услуги, пониженная прибыльность организаций. Клиент организации, которая находится в монопольной среде, должен терпеть завышенную цену на продукцию. У подобных товаров нет конкурентов, и низкое качество продукта или его несовершенство не будут служить причиной для отказа при приобретении.

Стоит отметить, медленное развитие технической составляющей, несоответствие уровня сервиса и т.д. – именно эти факторы говорят о том, что производитель-монополист пренебрегает нуждами и заинтересованностью своих покупателей. Несмотря на большой комплекс негативных элементов, самым главным является полный захват монополистическими организациями рыночных структур для саморегулирования.

Организации-монополисты сосредотачивают в своих руках абсолютную власть. Иные участники рыночных отношений не имеют доступа, чтобы ограничить действия этих организаций или же каким-либо образом повлиять на них. Только благодаря антимонопольной политике российской Федерации, которая начала действовать с последнего десятилетия ХХ века, смогла внести изменения в существующую систему монополии и смогла урегулировать эти вопросы.

Чтобы вести борьбу с подобными компаниями правительственные органы Российской Федерации проходят через многие трудности. Главным фактором является размер монопольной организации – чем она больше, тем сложнее вести за ней контроль. Наименьших параметров при среднем уровне долгосрочных обязательств можно достичь лишь при организации увеличенных показателей при производстве.

Производство в малых количествах не принесет прибыли. Получается, что, например, организовать здоровую конкуренцию предприятию «АвтоВАЗ», пусть даже при помощи маленьких компаний по производству отечественных автомобилей, не будет возможным, поскольку эти организации не смогут удовлетворять уровню конкурентоспособности, и тем более с учетом запросов мирового сообщества.

Монополия- ситуация на рынке, на котором действует одна фирма в условиях отсутствия значимых конкурентов, выпускающая товары и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей. Антимонопольная политика - это система мер, направляемых на усиление и защиту конкуренции путем ограничения монопольной власти фирм.

Выделяют 2 типа методов антимонопольной политики:

Прямой метод включает меры, устраняющие, ограничивающие или предупреждающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке. К ним относятся:

- «потолок цен» - верхнего и нижнего уровня цен на продукцию (не более такого-то, не менее такого-то); - предельный темп роста цен; - предельный уровень нормы прибыли.

Косвенный метод использует финансово-кредитные меры предупреждения и преодоления монополистических явлений в экономике. К ним относятся:

Поощрение создания товаров-заменителей; - поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (упрощение процедуры создания новых фирм, налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов); - предоставление государственных заказов среднему и малому бизнесу; - открытие внешнеторговых границ (свободная международная торговля усиливает конкуренцию на внутреннем рынке); - привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли; - государственное финансирование НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ).

Существует 2 вида антимонопольной политики: антимонопольная политика в отношении естественных монополий и антимонопольная политика в отношении искусственных монополий. Антимонопольная политика в отношении естественных монополий Высокая экономическая эффективность естественных монополий делает абсолютно недопустимым их дробление. Антимонопольная политика в отношении искусственных монополий В отличии от естественной искусственная монополия складывается в тех областях, где единственный производитель не обладает повышенной эффективностью по сравнению с несколькими конкурирующими фирмами.

Еще по теме Антимонопольная политика: виды, методы воздействия:

  1. 3.2. Государственные методы регулирования бизнеса в кризисной ситуации
  2. ПРОМЫШЛЕННАЯ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
  3. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ
  4. СВОЙСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И СТИМУЛИРУЮЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
  5. Вопрос 9. Финансовая политика. Цели, задачи и типы финансовой политики. Современная финансовая политика РФ
  6. 16.4. Государственное регулирование экономики и экономическая политика основы методологии и. методы регулирования экономики; функции государства в смешанной экономике; система государственного регулирования экономики

Антимонопольная политика является правовой формой антимонопольного регулирования отношений на рынке на уровне государства. Законодательство в данной сфере выступает совокупностью нормативных актов, путем реализации которых осуществляется воспроизводство и поддержка честной конкуренции, а также предупреждение, пресечение и ограничение монополистической деятельности.

Основы антимонопольной политики в России

Рыночные отношения на территории России еще пока на стадии своего активного становления. Правительство постоянно сталкивается с большим количеством трудностей, с препятствиями и противоречиями, которые накладывают негативный отпечаток на эффективность антимонопольного законодательства. На территории РФ работает Министерство по антимонопольной политике - структура антимонопольного регулирования, которая систематически модернизируется и совершенствуется. В связи с тем, что монополии постоянно проявляют активное стремление к экономической власти, со стороны государства необходимо часто предпринимать пресекающие меры.

За последние несколько лет антимонопольная политика в России кардинально изменилась. Если ранее практиковались вмешательства в деятельность отдельных структур, которые несли определенную угрозу для экономики, сегодня разовые мероприятия трансформировались в стабильную функцию государства.

Методики воздействия на монополию

Несмотря на многообразие вариантов воздействия на монополии со стороны правительства РФ, можно выделить самые эффективные рычаги. Результативные методы антимонопольной политики – это:

  • Высокие налоги , которые позволяют сократить доходность монополий.
  • С целью сдерживания инфляции, а также для формирования искусственного давления на ценовую политику высококонцентрированных отраслей осуществляется ужесточённый контроль над ценами .
  • На монополии устанавливается государственная собственность .
  • Регулирование промышленности проводится на государственном уровне. Это позволяет не только четко отслеживать уровень цен, но и контролировать объемы производства, вход и выход компаний из отраслей, которые регулируются.
  • Антимонопольная политика включает активную антитрестовскую политику.

Россия на пути борьбы с монополиями

Законодательство РФ относительно конкуренции и монополий – это новое явление в экономике государства, в его правовой жизни. Впервые решение о создании законодательства для регулирования деятельности трестов и синдикатов было принято в ХХ веке. В тот период все ограничилось правительственными законопроектными работами. Воспрепятствовала развитию тенденции Первая мировая война. После становления советской власти идея борьбы с монополиями полностью потеряла всякий смысл. За счет комплексной ликвидации частного предпринимательства и принятия планово-командной хозяйственной политики централизованного типа государство приобрело небывалую в истории мощь и силу. По большому счету, оно само превратилось в монополиста, который охватил практически все сферы деятельности: экономику, идеологию и политику.

Первые шаги

После проведения в России экономических реформ, сопутствующих формированию рыночных отношений, а также отказа государства от тоталитарных методик управления хозяйством, монополии вновь стали себя проявлять. Появилась потребность создания специализированого раздела российского законодательства.

Антимонопольная политика в России началась с принятия в 1990 году ряда актов, которые были нацелены на контроль над предпринимательской деятельностью. В 1995 год был утвержден «Закон о рынках и об ограничении монополистической деятельности», который, несмотря на кардинальные изменения, даже сегодня остается костяком всей отечественной рыночной системы. Законодательные нормы не только препятствуют возникновению частных монополий, они контролируют объединения, которые формируются за счет манипуляций государственной власти.

Варианты воздействия на монополию

Антимонопольная политика не ограничивается воздействием на монопольные структуры только со стороны законодательства. Как на территории России, так и в других станах мира правительство имеет широкий перечень решений для пресечения деятельности таких структур.

Для государств с рыночным типом экономики, к которым относится и Россия, характерны следующие направления:

  • Активизация рыночных структур, которые имеют высокий уровень конкурентной способности и которые в состоянии оказать глобальное противодействие монополиям. Воплощается определенный перечень мероприятий по либерализации рынков.
  • Комплексное и прямое предотвращение деятельности монополии, подавление ее работы через законодательство путем осуществления активных действий.
  • Жесткий контроль не только над ценовой политикой компании, но и над уровнем ее рентабельности.

Антимонопольная политика – гарант баланса в экономике России

Несмотря на широкое и эффективное применение антимонопольных мероприятий на территории многих стран, они не могут служить схемой и образцом для подражания. Для каждого формата рыночной экономики нужно подбирать индивидуальный план регулирования. Антимонопольная политика государства, несмотря на свой кардинальный характер, никогда не относилась к категории систем отрицающего характера. Она не нацелена на преображении действующей системы экономики. Основные цели антимонопольной политики – это поддерживание баланса между конкуренцией и монополиями на оптимальном для РФ уровне.

Зачем правительству России бороться с монополиями?

В России монополистическая деятельность сопровождается достаточно большим списком трудностей и негативных последствий для экономики страны в целом. Это не только недостаточные объемы производства, но и завышенные цены, низкая эффективность предприятий. Клиенты компаний-монополистов вынуждены принимать высокую стоимость товаров или услуг. Без альтернатив остается согласие с низким качеством продукции либо с ее устарелостью.

Нельзя не отметить замедление технического прогресса, отсутствие высокого сервиса и прочих факторов, которые свидетельствуют о пренебрежении потребностями и интересами потребителя. На фоне огромного букета негативных моментов наиболее существенным остается полная блокировка монополиями механизмов саморегулирования рынка. Монополисты являются в какой-то степени всевластными. Другие участники рыка не могут оказать влияния на сложившуюся ситуацию. Только сознательная антимонопольная политика РФ и прямое вмешательство в ситуацию правительства могут расставить приоритеты.

Трудности в борьбе с монополиями

В борьбе с компаниями-монополистами и в попытках ограничить злоупотребление руководства имеющейся властью правительство России сталкивается с определенными трудностями. Это связанно с большими размерами предприятий. Минимальных значений средних долгосрочных издержек удается достигнуть только при больших объемах производства. Малое производство не является эффективным. Скажем, создать достойную конкуренцию такой компании, как «АвтоВАЗ», даже путем открытия искусственных небольших фирм по всей стране вряд ли получится, так как они будут неконкурентоспособными, в особенности в условиях мирового рынка.

Антимонопольная политика государства, базирующаяся на дроблении гигантов, не просто малоэффективна, но и невозможна. Высокая эффективность становится достаточно большим препятствием. Если у компании появляются трудности, связанные с санкциями со стороны правительства, то они решаются путем поднятия цен на товары или услуги. Для экономики государства это означает не только увеличение издержек в других отраслях деятельности, но и резкий рост численности неплатежей, полное закрытие межрегиональных связей.

Что такое монополия в России и какой орган ее контролирует?

Антимонопольная политика государства поддерживается главным органом власти, определенным законодательством. Это Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательской деятельности. Права и возможности органа широки. Статус идентичен таковому аналогичных органов в других странах. Под категорию монополий попадают компании, которые своей деятельностью осуществляют контроль над 65% товарного рынка. Предприятие может быть признано монополией, если оно контролирует от 35 до 65% рынка, и если министерству удастся доказать доминирующий статус хозяйственного субъекта после изучения рыночной ситуации.

Монополия сопряжена с целым букетом резко отрицательных последствий для экономики страны. Недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство при этом составляют лишь вершину айсберга монополистических злоупотреблений. Те же причины, которые вынуждают клиента фирмы-монополиста мириться с высокими ценами, заставляют его соглашаться и с плохим качеством продукции, ее устарелостью (замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса и другими проявлениями пренебрежения интересами потребителя, поскольку отсутствует возможность выбора.

Всевластию монополиста в силу непреодолимости барьеров на пути в отрасль ничто не грозит даже в длительном плане. Самостоятельно рынок не в силах разрешить данную проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. Не случайно, в наше время нет ни одной развитой страны (и Россия в этом смысле не составляет исключение), где бы отсутствовало специальное антимонопольное законодательство и не было бы специального органа власти за надзором за его исполнением.

Первый закон, запрещавший монопольные соглашения, был принят в Канаде в 1889 году, затем в США – закон Шермана, широко известный как «хартия экономической свободы» (1890 г.). В соответствие с этим законом создание монополии – преступление, которое влечет за собой уголовное наказание: штраф до 5000 $ (впоследствии он был повышен до 50 000 $) и тюремное заключение на срок до одного года. Вскоре по этому образцу были приняты законы в Австралии и Новой Зеландии. Закон Шермана дополнялся в 1914, 1936, 1959 гг. Антимонопольные законы странах Европы были приняты законы в 30-х годах (Бельгия – 1935; Нидерланды 1935; Дания 1937 г.).

Монополизацией местного или общенационального рынка США считается обычно доля, равная либо превышающая 60%. Рыночная доля, равна 90-100%, считается в США полной монополией. Корпорация-монополист с такой долей подлежит либо безусловной ликвидации, либо ставится под жесткий контроль государства.

Высокая экономическая эффективность естественных монополий делает абсолютно недопустимым их дробление. Это, однако, не означает, что государство может воздержаться от регулирования естественных монополий. Ведь их бесконтрольная деятельность способна принести значительный вред.

Как монополисты, данные структуры пытаются решать свои проблемы, прежде всего за счет повышения тарифов и цен. Последствия этого для экономики страны – самые разрушающие. Увеличиваются издержки производства в других отраслях, разрастаются неплатежи, парализуются межрегиональные связи.

Вся российская деловая пресса последних лет полна жалобами промышленных предприятий на вздутые железнодорожные тарифы, сверх быстро растущие цены на энергию и т.п.



При этом естественный характер монопольного положения, хотя и создает возможности для эффективной работы, отнюдь не гарантирует, что эти возможности будут на практике реализованы.

Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле за ценообразованием на естественно-монопольные товары и/или за объемом их производства (например, путем определения круга потребителе, подлежащих обязательному обслуживанию).

Кроме регулирования цен, определенную пользу – особенно в нашей стране – может принести и реформирование структуры естественных монополий. В России в рамках единой корпорации часто объединяется как производство естественно-монопольных благ, так и производство таких благ, которые эффективнее изготовлять в конкурентных условиях. Это объединение носит, как правило, характер вертикальной интеграции. В результате образуется монополист гигант, представляющие целую сферу национальной экономики.

РАО «Газпром», РАО «ЕС России», Министерство путей сообщения – это три кита «монополизма по-русски», ярчайшие примеры подобных объединений. В состав РАО «Газпром» наряду с Единой системой газоснабжения России (т.е. естественно монопольным элементом) входят геологоразведочные, добывающие, приборостроительные предприятия, проектно-технологические структуры, объекты социальной сферы (т.е. потенциально конкурентные элементы). В ведение МПС находятся инфраструктура – железной дороги, вокзалы, информационная система, - так и немонопольные виды деятельности – подрядно-строительные и ремонтные организации, предприятия общепита. На балансе министерства находятся целые поселки и города. РАО «ЕС России» объединяет и электросети, и электростанции.

Суть интенсивно обсуждаемых в нашей стране реформ заключается в развитие конкуренции в тех видах деятельности естественных монополий, где она может быть достигнута.

В отличие от естественной, искусственная (или предпринимательская) монополия складывается в тех отраслях, где единственный производитель не обладает повышенной эффективностью по сравнению с несколькими конкурирующими фирмами. Установление монополистического типа рынка не является неизбежным для такой отрасли, хотя на практике может и сложиться, если будущему монополисту удастся устранить конкурентов.

Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений. По отношению к естественным монополиям эти цели достигаются путем прямого вмешательства государства в их деятельность, в частности, путем принудительного установления цен.

В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрешение уже сложившихся. Для этого государство использует широкий спектр санкций: это и предупредительные меры (например, запрет слияния крупных фирм), и разнообразные, причем часто очень крупные штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (например, за попытку сговора с конкурентами), и прямая демонополизация, т. е. принудительное раздробление монополиста в несколько независимых фирм.

Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого их двух основных признаков монополизации рынка, а именно:

1. либо концентрация очень большой доли рынка в руках одной фирмы;

2. либо переплетение ведущей фирмы с конкурентами (создание картелей, системы участий, личная уния (когда одни и те же лица управляют разными компаниями-конкурентами)).

Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации, т.е. радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия.

Главной проблемой и одновременно трудностью при этом является специфика унаследованного от социалистической эпохи монополизма: российские монополисты по большей части не могут быть демонополизированы путем разукрупнения.

Российские монополисты сразу строились как единый завод или технологический комплекс, который принципиально не может быть разделен на отдельные части без полного разрушения.

Можно выделить три принципиальных возможности понижения степени монополизации :

1) прямое разделение монопольных структур;

2) иностранная конкуренция;

3) создание новых предприятий.

Возможности первого пути в российской реальности сильно ограничены. Единый завод на части не разделишь, а случаи, когда производитель-монополист состоит из нескольких заводов одного профиля, почти не встречаются.

Второй путь – иностранная конкуренция – явился, вероятно, самым действенным и эффективным ударом по отечественному монополизму. Тем не менее, импортные товары, бесспорно, должны присутствовать на российском рынке, являясь реальной угрозой для наших монополистов, но не должны превращаться в причину массовой ликвидации отечественных предприятий.

Третий путь – создание новых предприятий, конкурирующих с монополистами, - предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая при этом самого монополиста как предприятие. К тому же новые предприятия – это всегда рост производства и новые рабочие места.

Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Его права и возможности достаточно широки, а статус соответствует положению аналогичных органов в других развитых рыночных экономиках. Основными законами, регулирующими монополии, являются Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и Закон «О естественных монополиях».

Государственная регулирующая деятельность в России сосредоточена на регулировании монополистических цен . Государство устанавливает цены или их предельные уровни на продукты естественных монополий.

Российские законы требуют осуществления государственной политики недопущения формирования новых монополий . На Министерство по антимонопольной политике возложены задачи контроля за слияниями крупных предприятий, пресечения разнообразных форм сговора, недопущения системы участий и личной унии.

В целом система антимонопольного регулирования в России находится пока в стадии становления и требует радикального совершенствования.

Антитрестовская (антимонопольная) политика - комплекс экономических, законодательных и административных мер, направленных на ограничение условий возникновения и функционирования монополий и защиту конкурентного рынка. Необходимость вмешательства государства в этот аспект рыночных отношений связана с тем, что монополии формируют искусственные барьеры для вхождения в отрасль, препятствующие конкуренции, поддерживают монопольно высокие цены, ограничивая потребление, сдерживают технический прогресс (большие капиталы, которые нужно обновлять, монопольное положение не обязывает их совершенствовать производство и продукт).

Первый антитрестовский закон (закон Шермана) был принят в США в 1890 г. Он объявлял вне закона всякий контракт и тайное соглашение, направленное на ограничение торговли между штатами или с иностранными государствами, а также любую попытку монополизации торговли. Поправка 1974 г. рассматривала нарушение статей этого закона как тяжкое преступление. Согласно этому закону правительство может привлекать к судебной ответственности отдельные фирмы и их руководителей, причем наказания включают как денежные штрафы, так и тюремное заключение.

Второй по значению антитрестовский закон (закон Клейтона) был принят также в США в 1914 г. Он запрещал все формы дискриминации в ценовой политике, слияние фирм посредством покупки акций, если это ведет к сокращению конкуренции, совмещение должностей в советах директоров различных фирм, продажу товаров с принудительным ассортиментом. Закон Селлера, который был принят в 1950 г., ужесточил практику слияния монополий. В настоящее время в США запрещено горизонтальное слияние фирм с рыночными долями 10 и 5%. Вертикальные слияния допускаются, когда фирма располагает 10% или большей долей рынка.

В Западной Европе более мягкие законы, они запрещают лишь злоупотребление монопольной властью и, соответственно, разрешают слияние предприятий при более высоких долях на рынке (до 40% во Франции). В России горизонтальные слияния запрещены, если совокупная доля больше 35%, а вертикальная, - если доля одной фирмы больше 35%.

Сегодня антимонопольная политика во всех странах предполагает предотвращение возникновения новых монополий, формирование конкурентной среды, государственное регулирование деятельности монополий.

Регулирование осуществляется через политику цен, предполагающую сдерживание роста монопольных цен. Очень важно при разработке и реализации такой политики не уничтожить производителя, поэтому цены должны устанавливаться на уровне средних издержек в отрасли, что позволяет предприятиям функционировать нормально. Недостатком этой меры является то, что ценовая политика, как правило, запаздывает. В дополнение к ней применяют налоговые регуляторы, т. е. устанавливают налог на сверхприбыль.

Трудности реализации антимонопольной политики в России вызваны тем, что она разрабатывалась на примерах развитых стран. Но во всех странах такая политика базируется на зрелых рыночных отношениях и не включает инструментария, пригодного для условий России - для периода создания рыночных отношений. Первая версия Федерального закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности..." была принята в мае 1991 г. В его основу были положены зарубежные модели такого регулирования. Бизнес встретил этот закон спокойно, так как он рассматривался как способ реализации политики поддержки конкуренции, причем эта политика понималась как создание преимуществ одним агентам рынка за счет других. Согласно этому закону регистрация новых фирм была возможна только с согласия со стороны антимонопольных органов, таким образом создавались новые административные барьеры для конкуренции.

Фактически антимонопольная политика в России формировалась как пассивная защитная политика с преимущественно разрешительно-запретительной функцией, ее задачами были не только борьба с функционирующими монополиями, но и предотвращение возникновения новых. Необходимость ее осуществления определялась тем, что в то время не было контроля над финансово-промышленными группами, существование которых позволило осуществлять горизонтальную интеграцию и создавать отраслевые монополии. Не было увязки и с другими разделами экономической политики. Антимонопольное регулирование касалось в основном политики цен и использовало установление верхнего предела цены, предельного размера рентабельности и предельных коэффициентов изменения цен. Это стимулировало рост издержек производства и снижало заинтересованность в развитии производства. Положительным в этих мерах было понимание самой необходимости антимонопольной политики, формирования нужных органов, разработки и принятия законов, но своих прямых функций в целом такая политика не выполняла.

Второй этап антимонопольного регулирования был в 1994-1995 гг. и ознаменовался принятием постановления "О государственной программе демонополизации экономки и развитии конкуренции на рынках Российской Федерации основные направления и первоочередные меры" и Федеральный закона "О естественных монополиях". В этот период внимание сдвигается с товарных на финансовые рынки, страхование, банки, отрасли естественных монополий, где пересекаются интересы общепромышленных и отраслевых ведомств. С 1995 г. начинает преобладать количественный подход к антиконкурентным действиям: исключаются из списка монополий фирмы с долей рынка 35%, только 65% и выше. В промежутке нужно доказать, что это монополия. В этот же период началось обособление антимонопольного регулирования в самостоятельную деятельность.

Третий этап начался с августа 1998 г., когда было создано Министерство антимонопольной политики (МАП). Начинается процесс разграничения антимонопольной и конкурентной политики, но более активно ведется работа по контролю за естественными монополиями. Согласно документам МАП ориентирует свою деятельность на баланс интересов государства, потребителей и субъектов естественных монополий. Но что является критерием этого баланса? Что это за баланс? Нет документов и разработок, определяющих это.

В это же время начинается отход от преимущественно ценового регулирования и осуществляется мониторинг общего состояния дел на рынке. Одновременно демонополизация рассматривается как основное средство антимонопольной политики, но это разовая мера и все содержание антимонопольной политики нельзя сводить к ней.

В 2004 г. создается Федеральная антимонопольная служба. Ее недостаток - зависимость от политики. Главу назначает президент, замов - правительство. Отсюда зависимость эффективности антимонопольной политики от политического курса правительства. Основная задача этой службы - развитие конкуренции. Конкурентная политика нацелена на ликвидацию неоправданных преимуществ отдельных экономических субъектов. Но даже сейчас эта работа ведется постфактум: меры принимаются только после поступления жалоб, несовершенная нормативно-правовая база, недостаточное методологическое обеспечение.

Дальнейшее развитие антимонопольной политики должно быть направлено на предотвращение возникновения монополий и усиление монопольной власти не только на чисто монополистическом, но и на олигополистических рынках, и на рынках монополистической конкуренции.

Вопросы для самоконтроля

Чем отличаются рынки несовершенной конкуренции?

Что такое чистая монополия и почему она сохраняется?

Как регулируются цены и объемы производства в монополии?

В чем особенности ценообразования в условиях монополии?

Что такое дифференциация продукта?

Каковы последствия монополизма?

Что такое монополистическая конкуренция? Каковы ее признаки?

Эффективны ли предприятия, работающие в условиях монополистической конкуренции?

Что такое олигополия и каковы формы ее существования?

Какова цель антимонопольного регулирования?

Новое на сайте

>

Самое популярное