Домой Проценты по кредитам Сельское хозяйство франции. Промышленность Франции (кратко)

Сельское хозяйство франции. Промышленность Франции (кратко)

Экономика Франции

Франция относится к числу экономически наиболее высокоразвитых государств мира. Ускорившийся в годы Пятой республики процесс перестройки и модернизации экономической структуры позволил Франции в начале 70-х годов выйти на одно и первых мест в мир по темпам роста промышленности, производительности труда и объему производственных капиталовложений.

Решающую роль в экономике и политике Франции играют несколько десятков промышленных и банковских монополий, тесно связанных между собой и иностранным капиталом. Например, руках двух компаний «Пешине-Ижин Кюльман» и «Ле никель Пендройя»: сосредоточена почти вся цветная металлургия, на две фирмы - «Юзинор» и «Сасилор» приходится 2/3 национальной производства стали, компания «Рон-Пу ленк» контролирует около 4/5 производ ства химических волокон и т. д. Среди банковских монополий решающую роль играют группы Парижско-Нидерландского банка, Ротшильдов, Назаров, де Ванделей и некоторые другие. Вместе с тем в таких секторах экономики, как сельское хозяйство, рыболовство, торговля, пищевая промышленность, преобладают мелкие производства.

В некоторых отраслях машиностроения, например в производстве электронно-вычислительных машин, значительны позиции иностранного капитала - американского, западногерманского, швейцарского.

Особенность французской экономики - высокая роль государства в экономике страны. Это проявляется в значительной доле государственных и смешанных, государственно-частных предприятий, в широком финансировании капиталовложений со стороны государства и в государственном регулировании хозяйства.

Под контролем государства находится примерно 2/5 экономики страны, включая производство электроэнергии, газа, угольную и атомную промышленность и железнодорожный транспорт. Наряду с такими крупными национализированными компаниями, как «Рено» (автомобилестроение), «Режи отоном дю транспор паризьеи», «Аэропор де Пари» и др., во Франции насчитывается более 2-х тыс. предприятий, где представлен и государственный и частный капитал. Через свои банки, сберкассы, страховые общества государство контролирует половину всех капиталовложений.

Государственный сектор тесно связан с монополиями, что усиливает их влияние на экономику страны через подчиненный им государственный аппарат.

Государство составляет пятилетние планы экономического и социального развития Франции. Планирование непосредственно касается лишь государственных предприятий, деятельность же частного сектора государство регулирует с помощью косвенных мер, стимулирующих или сдерживающих производство. Однако деятельность национализированных предприятий, как и плановых органов, подчинена интересам крупной буржуазии. Главные цели государства в экономике - укрепление позиций Франции на мировом рынке. Это достигается ускоренной концентрацией капитала и производства, созданием крупных монополий международного Масштаба, увеличением их конкурентоспособности путем объединения с монополиями других стран, углублением специализации Франции в системе международного разделения труда и расширением экономического влияния французских монополий на внешних рынках. В этих же целях Франция активно участвует в Европейском экономическом сообществе, в международных экономических союзах.

Франция - индустриальная страна: доходы от промышленности в 5-6 раз превышают доходы от сельского хозяйства. Вместе с тем сельское хозяйство продолжает сохранять здесь явно большее значение, чем в Великобритании или Германии. Оно почти полностью удовлетворяет потребности страны в продовольствии, ввозятся в основном лишь продукты тропического сельского хозяйства. Франция - крупный экспортер многих сельскохозяйственных продуктов. Большое значение в экономике имеют торговля, финансовые операции, туризм.

Как и в других развитых странах, экономика во Франции, несмотря на попытки государства регулировать ее эволюцию, развивается стихийно: годы оживленной экономической конъюнктуры сменяются кризисами, спадами производства, многие плановые показатели не реализуются. Постоянные спутники экономической жизни - неустойчивость валютного положения, инфляция, массовая безработица. После кризиса 1975 г. оживление экономики протекает вяло. Уменьшился объем капиталовложений в строительство заводов и фабрик, продолжается кризис многих производств. Так, в конце 1977 г. мощности всех промышленных предприятий использовались только на 80-85%. Велик дефицит внешней торговли.

Промышленность Франции

Политика монополий, вмешательство иностранного капитала в экономическую жизнь Франции усиливают неравномерность развития отдельных отраслей промышленности. В некоторых отраслях тяжелой индустрии, в особенности в производстве электроэнергии, в химической, нефтеперерабатывающей, электротехнической промышленности, производство, поддерживаемое, в частности, за счет военных заказов, увеличивается. В то же время в металлургии производство сокращается, а в ряде отраслей, производящих предметы потребления, например в текстильной, наблюдается застой.

Во Франции высок уровень развития энергетики, но своего топлива мало, и ей приходится импортировать более 1/2 энергоресурсов. В стране добывается только 1 млн. г нефти. Основную ее часть приходится ввозить, и главным образом из стран Ближнего Востока.

Самые крупные нефтеперерабатывающие заводы расположены в портах - устье Сены между Гавром и Руаном около Марселя. Новые заводы строятся в глубинных районах, около крупны центров потребления топлива, куда нефть поступает по нефтепроводам (в Страсбурге, Лионе, Валансьенне). В нефтяном хозяйстве Франции значительна роль американских и англо-голландских компаний.

Быстро увеличивается промышленное бытовое использование природного

газа, причем своего газа стране не хватает, и Франция покупает его в Нидерландах, Алжире и России.

Из-за конкуренции нефти, газа и импорта качественного угля и кокса из США и Германии добыча собственного угля во Франции сокращается. Главные районы добычи каменного угля - Северный район и Лотарингия; добывается уголь и в восточной части Центрального массива.

Почти все населенные пункты страны электрифицированы. На одного жителя в среднем приходится 4 тыс. кВт - ч электроэнергии в год. Однако в производстве электроэнергии Франция уступает США, Японии, ФРГ, Великобритании и Канаде. Треп, электроэнергии вырабатывают 1,5 тыс. ГЭС. Крупнейшие из них построены на Роне и в верховьях р. Изер.

Те водные энергетические ресурсы, которые были доступны для наиболее эффективной эксплуатации, почти все уже использованы, и теперь расширяется Строительство тепловых электростанций большой мощности. Они работают в основном на низкосортном каменном угле или газе и размещаются либо в угольных бассейнах, либо около крупных городов, либо у морских портов.

Во Франции немало оригинальных по конструкции электростанций. Например, в устье р. Ране в Бретани работает самая мощная в мире электростанция, использующая энергию морских приливов. Она производит около 600 млн. кВт ч электроэнергии в год. Недалеко, в бухте Мон-сен-Мишель, где высота приливов достигает 12 м, предполагают соорудить еще более мощную электростанцию.

Из-за ограниченности энергоресурсов и дороговизны импорта энергии во Франции особенно большое внимание уделяется использованию атомной энергии. Под руководством известного французского ученого Фредерика Жолио-Кюри в форте Шатийон под Парижем в 1948 г. был пущен первый в Зарубежной Европе атомный реактор. Позже в пригороде Парижа Сакле был сооружен крупнейший в свое время в Зарубежной Европе синхрофазотрон, и Сакле стал главным французским центром по исследованию атомного ядра. По использованию атомной энергии Франция занимает третье место в Западной Европе после Великобритании и Германии. В 1977 г. в стране действовало 10 атомных электростанций. Планируется, что в 1985 г. АЭС будут давать более четверти всей электроэнергии. Важные центры атомной промышленности - Пьерлат и Маркуль. Ядерное топливо дают главным образом урановые руды, которые добываются в Центральном массиве, в Вандее и других районах Франции. Здесь же работают и обогатительные фабрики. Частично урановые руды ввозятся из стран Африки.

Все основные районы производства и потребления электроэнергии связаны густой сетью линий электропередач. Широко применяется комбинирование работы ГЭС и тепловых электростанций.

Франция всегда славилась высоким качеством многих потребительских товаров. Большой популярностью во многих странах мира пользуются французская одежда, обувь, ювелирные изделия, парфюмерия, косметика, вина и коньяки.

Но после первой мировой войны стала быстро развиваться и тяжелая индустрия: автомобильная, авиационная и другие отрасли машиностроения, а также химическая промышленность. Еще больше выросло значение тяжелой промышленности после второй мировой войны в связи с научно-технической революцией. Быстрее всего развивается электроэнергетика, нефтяная и газовая, атомная и химическая, авиаракетная и автомобильная промышленность и электроника. По масштабам промышленного производства Франция превосходит Великобританию и Италию, но значительно уступает Германии. Франция опережает многие развитые страны в строительстве ГЭС, атомной промышленности, в некоторых отраслях электрометаллургии, электротехники и химии, по выпуску автомобилей, самолетов и локомотивов. Франция - третья в мире космическая держава.

В стране хорошо развиты черная металлургия и производство алюминия - отрасли, обеспеченные в основном местным сырьем. По добыче железной руды (в Лотарингии) Франция занимает первое место в Европе. Тем не менее все шире используются гораздо более богатые руды Бразилии, Мавритании, Швеции, содержащие свыше 60% железа. В результате добыча руды в Лотарингии падает.

На привозной руде работают крупнейшие новые металлургические комбинаты страны, построенные в портах Дюнкерке на севере и Фосе на Средиземном море.

Однако в основном металлургические заводы сооружены у мест добычи железной руды или каменного угля. Большую часть чугуна и стали дают заводы-комбинаты Лотарингии. Примерно 1/3 стали выплавляется в Северном районе. Здесь много сталеплавильных заводов, использующих лом и привозной чугун, но есть и несколько заводов полного цикла. Крупнейший из них, размещающийся в Дюнкерке, ежегодно дает 6 млн. т стали.

В горных районах - Центральном массиве, Савойе, Пиренеях - вблизи источников дешевой гидроэнергии много заводов, где в электрических печах плавятся специальные стали высокого качества. Наибольшее значение имеют заводы Ле-Крёзо, Сент-Этьенна, Ижина.

Крупные запасы бокситов на юге страны и дешевая энергия ГЭС послужили стимулом для развития алюминиевой промышленности. По добыче бокситов Франция занимает второе место среди стран Европы. Важнейшие рудники находятся недалеко от Марселя - у Бриньоля. Здесь же работают обогатительные заводы. Алюминий выплавляется на заводах, находящихся возле ГЭС в Альпах и Пиренеях и вблизи ТЭС у месторождения газа Лак.

Из-за обострения конкуренции на внешних рынках и неустойчивого спроса на сталь на внутреннем рынке мощность металлургических заводов используется далеко не полностью. Хозяева монополий ищут выход из создавшегося положения, сокращая число занятых, что вызывает массовые волнения и демонстрации трудящихся в районах металлургии.

Главные отрасли французской промышленности, где производится около 2/5 стоимости промышленной продукции, - это машиностроение и металлообработка. Особенно большое значение имеют транспортное машиностроение и электротехника. Франция сыграла значительную роль в развитии мирового машиностроения. Здесь в конце XIX в, впервые началось массовое производство автомобилей и устраивались первые автомобильные гонки. В 1975-1977 гг. по выпуску автомобилей Франция занимала четвертое место в мире, уступая США, Японии и Германии. Легковые автомобили производятся в основном на заводах двух компаний: государственого предприятия «Рено» и крупной частной фирмой «Ситроен».

«Рено» относится к числу старейших крупнейших автомобильных компаний мира. Первый автомобиль был выпущен Луи Рено в 1898 г. в примитивной мастерской в пригороде Парижа Булонь-Бийа кур. На заводах этой фирмы сейчас рай тает более 200 тыс. человек. Помимо легковых автомобилей «Рено» выпускает оборудование для автомобильных заводов, тракторы, станки моторы. Более половины французских автомобилей производится в Париже его пригородах.

В начале XX в. Франция славилась своей авиационной промышленностью искусством пилотажа. Луи Блерио 1909 г. первым в мире перелетел Л; Маши. В наше время французские конструкторы и инженеры добились значительных успехов в создании многих виде реактивных самолетов, ракетной и космической техники. Всемирную известность получили, например, гражданский реактивный самолет «Каравелла» и французские вертолеты; Франция экспортирует истребители и бомбардировщики. В 1976 г. на лини Париж - Рио-де-Жанейро началась эксплуатация первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета «Конкорд», который создавало совместно Францией и Великобританией

Франция по числу занятых в авиационной промышленности и масштабам е производства занимает третье место среди стран мира, уступая лишь США и Великобритании. Основную часть продукции отрасли выпускают Национальное общество авиакосмической промышленности и частная фирма «Дассо-Бреге». Главные авиационные заводы расположены в Париже и Тулузе.

Богатые традиции и опыт имеет французское судостроение. С верфей Франции ежегодно спускаются на воду десятки судов общим тоннажем более 1 млн. бр.-рег. т. В последние годы увеличилась доля грузовых судов: танкеров, морских паромов, судов для перевозки метана. На верфях Сен-Назера было построено несколько из самых больших танкеров в мире тоннажем 542 тыс. бр.-рег. т. Длина этих гигантов - 415 м, ширина - 63 м. Многие корабли строятся по иностранным заказам.

Быстро развиваются такие отрасли промышленности, как электротехника и электроника, где многие заводы принадлежат американским и голландским фирмам. Ежегодно выпускаются миллионы радиоприемников, телевизоров, стиральных машин. Телевидение Франции - одно из старейших в мире: регулярные передачи начались в 1935 г. Основную долю продукции отрасли дает Париж с пригородами.

Во Франции развиты и другие отрасли машиностроения - производство станков и сельскохозяйственных машин, часов и оптических приборов. Франция в большом объеме производит оружие и поставляет его в различные страны мира, в том числе реакционным режимам.

После второй мировой войны во Франции резко выросло значение химической промышленности, что связано с ростом спроса на ее продукцию и переходом с каменноугольного сырья на нефтяное и газовое. В этой отрасли работает более 400 тыс. человек. Особенно важную роль играют такие монополии как «Рон-Пуленк», «Сен-Гобен» и «Мишлен». Например, концерн «Рон-Пуленк» имеет только во Франции 55 заводов и исследовательских центров, размещенных главным образом в пригородах Лиона и Парижа. На заводах концерна производятся искусственное и синтетическое волокно и ткани из него, пластмассы, фармацевтические препараты. Научные работники «Рон-Пуленка» сделали немало важных открытий, внедренных затем в производство, ими впервые были получены целлофан, антибиотики, волокна ровиль и крилор и т. д. На заводах концерна впервые в Европе был освоен выпуск известных тканей нейлон и тергаль.

Крупные химические предприятия есть во всех районах Франции. В Лотарингии на углях и коксовых газах работают заводы, производящие аммиак, синтетические смолы и соду, в Эльзасе налажено производство калийных удобрений, в Ландах - целлюлозы и скипидара. На дешевой электроэнергии в Альпах и Пиренеях работают заводы азотных удобрений и взрывчатых веществ. В Лионском районе для нужд местной текстильной промышленности развито производство красителей и химических волокон. Около Марселя и Гавра на привозной нефти выросли мощные нефтехимические комбинаты. Крупнейшие заводы автомобильных шин и других резиновых изделий были построены в Клермон-Ферране и Монлюсоне в расчете на дешевую рабочую силу Центрального массива. Но самый важный и универсальный центр химической и резиновой промышленности - Париж и его города-спутники. Здесь производятся пластмассы и автомобильные шины, но особенно характерна тонкая химия - фармацевтика и парфюмерия, где используются квалифицированные кадры.

Главная отрасль легкой промышленности Франции - текстильная. Хотя она и утратила былое ведущее значение, но по своим масштабам по-прежнему занимает одно из первых мест в мире. Производством пряжи, тканей, одежды занято 700 тыс. человек. В этой отрасли меньше крупных предприятий, чем в тяжелой промышленности, часть оборудования устарела. Из-за конкуренции на внешних рынках и ограниченной покупательной способности населения много фабрик работает с недогрузкой или закрыто.

Весьма широк ассортимент трикотажных изделий. Чулки, носки, белье, перчатки, свитеры экспортируются во многие страны мира.

Важное значение имеет во Франции швейная промышленность, в которой занято 150 тыс. человек. Значительная часть из них работает в мелких мастерских и на дому по заказам крупных торговцев и магазинов готового платья. Французские швейные изделия отличаются изяществом, элегантностью, оригинальностью и пользуются большим спросом за пределами страны. Главный законодатель мод - Париж, где производится более трети всей одежды и галантереи.

Чрезвычайно разнообразны отрасли пищевой промышленности. Особенно славится Франция своими коньяками, ликерами, шампанскими, бордоскими и бургундскими винами. Ежегодно производится более 600 млн. литров спиртных напитков.

Сельское хозяйство Франции

Франция - самый крупный производитель и экспортер сельскохозяйственной продукции среди стран Европы.

Во французской деревне преобладают средние хозяйства площадью 10-50 га. Таких хозяйств более половины, и они владеют свыше 50% земель. Но очень характерны для страны и мелкие хозяйства площадью до 10 га, в распоряжении которых лишь 9% обрабатываемых земель. Крупных же ферм с площадью более 50 га менее 10%, но им принадлежит почти 40% земель.

Крупные предприниматели владеют лучшими землями, применяют агротехнику и наемный труд. Именно они дают основную массу товарной продукции. Нередко они имеют собственные предприятия по переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции. Во многих же мелких хозяйствах агротехника отсталая, велика их зависимость от ростовщиков и торговцев-посредников, доходы низкие. Масса крестьян разоряется, уходит в города.

В связи с концентрацией земельной собственности и производства все больше хозяйств прибегает к аренде земли.

Крупные хозяйства пользуются поддержкой государства: им предоставляются льготные кредиты и т. д.; в их интересах Франция добивалась образования общего рынка сельскохозяйственных продуктов. Мелкие же хозяйства рассматриваются как нерентабельные; считается закономерным, что конкуренция в Европейском экономическом сообществе разорит большую часть их.

Французские крестьяне активно борются за сохранение своих хозяйств, против такой политики государства. Чтобы облегчить свое положение, они объединяются в кооперативы для совместного производства и сбыта продукции.

Сельское хозяйство Франции отличается хорошим развитием многих отраслей растениеводства и животноводства. Однако большее значение имеет все-таки животноводство.

Главная зерновая культура - пшеница. По ее сборам Франция занимает четвертое место в мире после США, Индии и Канады.

На северо-западе страны сеют также овес и гречиху, на бедных почвах Центрального массива - рожь, а в дельте Роны культивируют рис. Почти повсеместно сажают картофель, на Северо-Французской низменности - сахарную свеклу. В департаменте Приморская Сена возделывают лен, в департаменте Нижний Рейн - табак и хмель, а на Ривьере - цветы.

Франция известна своими виноградниками, здесь собирают 10-12 млн. т винограда в год. Вместе с Италией она занимает по сборам винограда первое место в мире. Виноград выращивается во всех районах страны, кроме севера и северо-запада, и используется главным образом для производства вин. Особенно много виноградников на юге - в Лангедоке, в районе Бордо, а также в долинах рек Роны, Соны, Гаронны, Дордони и Луары. Однако виноградарство и виноделие находятся в кризисном состоянии из-за перепроизводства, трудностей сбыта продукции, что связано со стихийным характером экономики.

Во Франции велико производство овощей и фруктов. Многие хозяйства имеют небольшие сады и огороды, но для Парижа и других городов фрукты и овощи дают всего несколько районов, специализирующихся на возделывании той или иной культуры. Для Нормандии и Бретани, например, типичны яблоневые сады, Эльзас и Лотарингия славятся своими вишнями и мирабелью, Лимань - орехами, Средиземноморский район - персиками, абрикосами, миндалем и оливами. На Ривьере и Корсике увеличиваются посадки цитрусовых. Благодаря быстроте перевозок овощи, ягоды и фрукты, собранные вечером на юге или западе Франции, уже на следующее утро попадают на рынки Парижа.

Хорошо развито во Франции животноводство. Животноводство имеет мясомолочное направление. По поголовью крупного рогатого скота Франция занимает первое место в Европе. По поголовью свиней она уступает только Германии, а по количеству овец - Великобритании и Испании. Крупный рогатый скот разводят в областях с благоприятными условиями для роста трав и неудобными для земледелия - на северо-западе страны и в горах. Свиноводством занимаются в районах, где возделывают картофель, кукурузу и сахарную свеклу, которые служат хорошей кормовой базой.

Главный животноводческий районе Франции - северо-запад. Здесь сосредоточено более 1/3 поголовья крупного рогатого скота и свиней, развито и коневодство. Основной район разведения овец - Центральный Французский массив. И это же второй район по поголовью крупного рогатого скота и свиней.

В последние годы в связи с жестокой конкуренцией на внешних рынках и ограниченностью внутреннего рынка обострился аграрный кризис, что отразилось на многих отраслях сельского хозяйства.

Транспорт и внешнеэкономические связи Франции

Во Франции густая сеть железных и автомобильных дорог, большая протяженность судоходных рек, каналов, трубопроводов, много морских портов.

Сеть железных дорог особенно густа промышленных районах. Французские железные дороги отличаются высоко степенью электрификации, большой скоростью движения поездов, хорошим обслуживанием пассажиров. Например экспресс «Капитоль» развивает скорость до 200 км/час. Готовятся к пуску сверхскоростные поезда, где локомотивы реактивными двигателями будут развивать скорость до 250-300 км/час.

С железнодорожным транспортом все более конкурирует автомобильные Франция занимает одно из первых мест мире по обеспеченности населения автомобилями, по протяженности, густоте качеству автомобильных дорог. Большое внимание уделяется строительству автострад. Открыта первая трансфранцузская автострада Лилль - Париж - Лион -Марсель - Ницца.

Во Франции велика сеть внутренних водных путей, из них 7 тыс. км - судоходны. Важнейшие водные пути находятся на севере и востоке Франции. И основной стержень - Сена, которая через Уазу и Северный канал связана с северным промышленным районом, а через Марну и канал Марна-Рейн - с Лотарингией, Сааром и Рейном. Здесь ж расположены и главные речные порты страны - Париж, Страсбург и Руан.

В условиях европейского рынка важно значение имеет совершенствование водных путей, соединяющих восточную Францию с соседними странами и Северным и Средиземным морями, - например, строительство глубоководных каналов, связывающих приток Ронь р. Сону с Рейном и Мозелем. Это позволило бы открыть трансконтинентальную водную магистраль между Роттердамом и Марселем - портами двух главных рек Западной Европы - Рейна и Роны.

После второй мировой войны во Франции быстро стал развиваться трубопроводный транспорт. Длина магистральных нефте- и газопроводов превышает 8 тыс. км. Нефть и продукты ее переработки перекачивают по трубам из морских портов в глубинные центры - потребители жидкого топлива. Самый длинный и самый мощный в Западной Европе Южноевропейский нефтепровод начинается у Марселя и оканчивается у Карлсруэ на юге Германии. Он питает многие нефтеперегонные заводы в восточной Франции и в Германии.

Транспортная сеть Франции имеет радиальную конфигурацию с единым центром в Париже. К столице сходятся важнейшие железнодорожные и автомобильные магистрали, многие трубопроводы, основные внутренние водные пути. А по числу авиапассажиров Париж можно сравнить в Западной Европе только с Франкфуртом-на-Майне и с Лондоном. Самая крупная авиакомпания Франции - «Эр-Франс». Самолеты этой компании связывают Францию с 70 странами мира.

Главную роль в международных перевозках грузов играет морской торговый флот. Большую часть всего грузооборота составляет импортная нефть, поэтому вес прибывающих грузов в несколько раз превышает вес отправляемых.

Наибольшее значение имеют два порта- Марсель и Гавр. Марсель, грузооборот которого за год превышает 100 млн. т, уступает в Западной Европе только Роттердаму. Он обслуживает связи со странами Средиземного моря, Индийского и Тихого океанов. Гавр, грузооборот которого более 80 млн. т, и Руан - морские аванпорты Парижа, причем через Гавр идут главные связи Франции со странами Америки и Западной Африки, а через Руан - в основном со странами северной и центральной Европы. Порт Дюнкерк - морские ворота Северного промышленного района. Западные районы Франции обслуживаются портами Бордо и Нант - Сен-Назер.

Франции принадлежит видное место в мире по масштабам внешней торговли и экспорту капитала, по импорту рабочей силы и числу иностранных туристов. По экспорту капитала Франция занимает третье-четвертое место в мире. Сумма ее капиталов за границей превышает 20 млрд. долл. Если до второй мировой войны преобладал вывоз капитала в виде займов, то теперь он вывозится зачастую в форме создания монополиями своих предприятий-филиалов за пределами Франции. Направляется он в основном в соседние страны Европейского рынка, преимущественно в Германию, Бельгию, Люксембург, Италию, а также в развивающиеся страны.

Вместе с тем растет импорт капитала во Францию, особенно из США и Германии.

Важная статья дохода страны - иностранный туризм. Туристов привлекают во Францию исторические и природные достопримечательности - старинные замки и церкви, курорты Лазурного берега, Бискайского залива, целебные воды Центрального массива, базы зимнего спорта в Альпах, музеи Парижа. В стране более 15 тыс. отелей для туристов, множество туристских баз и кемпингов. Высок уровень сервиса. Обслуживанием туристов занято 0,5 млн. человек.

До второй мировой войны Франция занимала первое место в мире и по числу иностранных туристов, и по доходам от их обслуживания. Однако в последние десятилетия ситуация изменилась. Из-за того, что туризм во Франции дороже, чем в Италии и Испании, большинство иностранцев предпочитают более теплые и дешевые места отдыха. Тем не менее число туристов, ежегодно приезжающих во Францию, остается очень значительным: в 1975-77 г. - 16-17 млн. человек. В основном они приезжают из Германии, Великобритании, Бельгии, США.

Огромную роль во французской экономике играет внешняя торговля. Франция известна как экспортер средств транспорта (автомобилей, самолетов, судов), электротехнических изделий, стали и алюминия, тканей и одежды, зерна и вина, мяса и молока.

Покупает же Франция прежде всего нефть и газ, каменный уголь, цветные металлы, целлюлозу, шерсть, а также хлопок, кофе, какао и другие продукты сельского хозяйства южных стран.

За последние десятилетия география внешних торговых связей сильно изменилась. В связи с распадом французской колониальной империи уменьшилась доля стран зоны франка, но зато резко выросла торговля между Францией и странами Западной Европы, особенно с другими членами Европейского рынка. Самый крупный торговый партнер Франции - Германия, в торговле с которой она имеет в последние годы хронический дефицит. Кроме европейских стран в импорте велика доля США.

Душевой показатель валового внутреннего продукта (по ППС) в начале XXI столетия превысил 25 тыс. евро в год. Общий ВВП приближается к 1,5 трлн евро.

Как и Германия, Франция - страна со сложнейшей отраслевой и территориальной структурой хозяйства.

В высокоэффективном сельском хозяйстве занято всего 5% работающего населения, доля сельхозпродукции в ВВП страны не превышает 2%, но по объемам производства Франция занимает 1-е место в Европейском союзе и дает 22% общего объема его сельскохозяйственной продукции. По экспорту ей принадлежит 2-е место в мире после США.

Обрабатываемые земли составляют 33,4 млн га - более половины территории страны. Фруктовые сады и виноградники занимают 4%.

В результате укрупнения хозяйств средняя площадь одного хозяйства Достигла 40 га. В Парижском бассейне, Пикардии и Бри велика доля хозяйств площадью более 100 га.

Половину сельхозпродукции страны дает растениеводство. Ассортимент выращиваемых культур здесь очень широкий, среди них ячмень, кукуруза, рапс, подсолнечник, виноград, соя, разнообразные овощи и фрукты. По ряду ключевых отраслей Франция - либо мировой, либо европейский лидер. По сбору пшеницы она занимает 1-е место в Зарубежной Европе, по винограду - 1-е место в мире. Пшеница традиционно возделывается в основном в Парижском бассейне, районах Берри и Тулузы. Сахар производится как Из сахарной свеклы, выращенной также в Парижском бассейне, так и из сахарного тростника, поступающего из Мартиники, Гваделупы и . После укрупнения хозяйств в северных и центральных регионах поля приобрели правильную геометрическую форму, что благоприятствует использованию техники.

Обширные виноградники размещены в Шампани, Аквитании (район Бордо), Бургундии, в долине Луары и в Лангедоке. Именно эти исторические районы Франции дали название всемирно известным винам, число сортов которых превышает 7 тыс. В окрестностях городов Коньяк и Арманьяк выращивают виноград специально для производства не менее знаменитых более крепких напитков. По сбору фруктов и овощей Франция занимает 3-е место в мире, уступая лишь и .

В у Франции не менее сильные позиции. По поголовью крупного рогатого скота (20 млн голов) и производству мяса она занимает 1 -е место в Зарубежной Европе. Тучные стада рыжих и пятнистых буренок - традиционный элемент ландшафта на влажном западе страны, в Нормандии, Бретани, долине Луары. Франция занимает ведущие места в мире по производству многих молочных продуктов, в частности сыра. Культура сыроварения, как и виноградарства, уходит корнями в эпоху Римской империи, насчитывая уже 2 тыс. лет. Во Франции более 2 тыс. сортов сыра, каждый приурочен к определенной исторической местности. Особенно славятся сыры, вырабатываемые на старинных семейных фермах в предгорьях Юры и Альп.

По поголовью свиней и производству мяса птицы Франция уступает только Германии. Овцеводство сосредоточено в основном на юге в предгорьях Пиренеев и Альп, а также на о. Корсика. Последнее время растет популярность овечьих сыров, особенно рокфора. Есть и традиционные национальные пристрастия: гусиная печень из Эльзаса, выращивание или лов устриц на Атлантическом побережье, раз- ведение лошадей на мясо, производство знаменитого лягушачьего «мяса».

Яркие национальные особенности проявляются не только в сельском хозяйстве. Например, Франция - единственная , где АЭС дают более 70% всей электроэнергии, обеспечивая почти половину ее энергетических потребностей. В стране действует 57 атомных реакторов суммарной мощностью 60 тыс. МВт. Большинство АЭС размещены на реках Луара и Рона.

ТЭС вырабатывают всего 10% электроэнергии, еще 13% - гидроэлектростанции, расположенные в основном в Альпах, Пиренеях и Центральном массиве. Возрастает роль новых источников электроэнергии. Появляется все больше ветровых электростанций, обеспечивающих электроэнергией малые населенные пункты. Геотермальные установки дают тепло более 200 тыс. квартирам в Парижском округе и на юго-западе страны.

Французская индустрия занимает 2-е место в Зарубежной Европе после Германии. Судьбы отраслей промышленности в процессе модернизации экономики страны складывались по-разному. Как и в других развитых странах, многие традиционные отрасли переживают глубокий кризис. Наиболее характерный пример - угольная промышленность. За последние полвека добыча угля сократилась почти в 10 раз и сегодня не превышает 7 млн тонн. Шахты в департаменте Нор-Па-де- Кале закрыты в 1990 г., почти все остальные шахты - в Лотарингии и в Центральном массиве - планируется закрыть к 2005 г Главные поставщики угля во : США, Австралия и Южная Африка.

Другая депрессивная отрасль - черная металлургия. С 1975 г. производство стали во Франции уменьшилось на треть и не превышает 15- 17 млн тонн в год. Спад производства связан с обострением конкуренции со стороны как других видов продукции, прежде всего алюминия и пластмасс, так и более успешных производителей в лице и . Чугунолитейное производство теперь размещается не в традиционных внутренних металлургических центрах (прежде всего в Лотарингии), а в приморских центрах: в Нор-Па-де-Кале и Дюнкерке, где металлургические заводы были переориентированы на импортное сырье, и в Фос-сюр-Мэр вблизи Марселя.

Намного лучше положение алюминиевой промышленности, обеспечивающей нужды прежде всего авто- и авиастроения. Первое в мире месторождение алюминиевой руды было обнаружено более 100 лет назад в местечке Бокс на юге Франции, поэтому руду назвали бокситами. Сегодня самый мощный в стране ультрасовременный завод по производству алюминия, принадлежащий компании «Пешинэ», расположен в Дюнкерке, рядом с атомной электростанцией в Гравлине.

Стабильно работает химическая промышленность. Предприятия основной химии используют местное сырье, в частности калий из Эльзаса, серу из Лака, соль из Лотарингии. Компания «Эр Ликид» - мировой лидер в промышленной переработке газа, крупнейшее месторождение которого находится в Лаке, в предгорьях Пиренеев. Нефтепереработка и нефтехимия тяготеют к портовым городам. Внутри страны нефтехимические предприятия компаний «Эльф-Акитэн» И «СФП-Тоталь» заняли корпуса бывших предприятий углехимии. Своих нефти и газа Франции уже давно не хватает, поэтому велика доля импорта. Франция интегрирована в единую общеевропейскую газовую сеть.

Быстро развивается производство товаров бытовой химии и фармацевтики. Здесь господствуют такие крупные компании, как «Про- ктер энд Гэмбл», «Колгейт-Пальмолив». Отдельно необходимо выделить знаменитую французскую парфюмерию. Фирма «Л’Ореаль» занимает ведущее место в производстве косметических средств. Продукция парфюмерных фирм «Ив Сен-Лоран» и «Шанель» известна во всех странах мира. В России она также широко представлена, од- йако пока еще, к сожалению, не по карману большинству поклонников тонкого французского парфюма.

Одна из старейших отраслей хозяйства Франции - текстильная промышленность. Традиционно она сконцентрирована в трех районах: на севере в промышленно-городской агломерации Лилль-Рубэ- Туркуэн (шерстяное и льняное производство), в южном Эльзасе (хлопчатобумажные ткани) и в Лионской ПГА (трикотаж и синтетические волокна). Французские швейные изделия всегда отличались хорошим вкусом и элегантностью. Для состоятельных модниц Париж - город лучших в мире ателье. Сюда не только съезжаются посмотреть на плоды фантазии лучших модельеров мира, но нередко прилетают из-за океана по нескольку раз на примерки заказанных платьев.

В ключевая позиция принадлежит автомобилестроению. Франция занимает 4-е место в мире по производству автомобилей (около 3,5 млн в год) и 3-е место по экспорту легковых автомобилей индивидуального пользования (60% производства). Крупнейшие производители - частная группа PSA (более 50% автомобилей), контролирующая заводы «Пежо» и «Ситроен», и государственная компания «Рено» (более 40% автомобилей). На территории Франции корпуса завода «Рено» традиционно располагаются вокруг Парижа и к западу от него вдоль р. Сены вплоть до Гавра. Заводы «Пежо» и «Ситроен» находятся в Сошо-Монбельяре и Страсбурге, на Востоке страны. Сегодня география производства автомобилей этих Марок намного шире и простирается далеко за границы Франции. Покрышками и другими комплектующими выпускаемые автомобили обеспечиваются заводами всемирно известной компании «Мишлен» - крупнейшего производителя шин, головное предприятие которой находится в Клермон-Ферране.

Производство бытовой техники известно в мире прежде всего благодаря продукции компании «Мулинекс», основные предприятия которой расположены в Париже.

Авиационная и космическая промышленность - предмет национальной гордости. Франция одной из первых стран выпустила на пассажирские авиалинии сверхзвуковые самолеты. И хотя судьба знаменитого «Конкорда» складывалась не просто, с самолетом случались трагические аварии, французы не оставляли надежду на развитие сверхзвуковых полетов и до весны 2003 г. упорно продолжали эксплуатировать «конкорды». В рамках грандиозных программ «Аэробус» и ATR, оцениваемых миллиардами долларов, Франция выпускает самолеты вместе с и . Аэробус А-340 сегодня единственный в мире реальный конкурент американским «боингам». Главные предприятия авиационной промышленности сосредоточены в Париже и Тулузе. Совместно с другими странами ЕС Франция активно участвует в космических программах и в создании международной космической станции, имеет свои спутники связи. Ракеты «Ариан» регулярно взлетают с французского космодрома Куру в Гвиане.

Франция располагает одним из мощнейших в мире военно-промышленных комплексов, по экспорту вооружений входит в пятерку мировых лидеров. Она известна производством современных танков, истребителей («Мираж»), баллистических ракет средней и большой дальности. Основные заводы по производству вооружений находятся в Иль-де-Франсе, на севере в Бретани, на юге в Провансе и на Лазурном берегу. В Бордо размещен завод «Талез» по производству истребителей. Авиасалон в Бурже - мировой выставочный центр и место заключения коммерческих сделок по купле-продаже военных самолетов и вертолетов. Значительную часть вооружений закупают французские вооруженные силы. Примечательно, что Франция, обладая самой мощной армией в Зарубежной Европе, расходует на образование в 1,5 раза больше, чем на армию (27,8% против 19,8% бюджета страны в 1998 г.).

Намного хуже, чем с , дело обстоит с французским . За последнее тридцатилетие ушедшего века производство судов по тоннажу упало с 500 до 70 млн тонн, в 1980-1990-х гг. 80% работающих в отрасли потеряли свои места. Связано это с избыточной грузовместимостью мирового торгового флота и конкуренцией со стороны азиатских производителей, прежде всего Южной Кореи. Старинные судоверфи в Тулоне, Гавре, Сен-Назере выживают в основном за счет судоремонта. Военные судоверфи традиционно располагались в Тулоне и Нанте.

Среди «новейших» отраслей необходимо назвать прежде всего электронную промышленность и биоиндустрию. Первая занимает очень сильные позиции на мировом рынке телекоммуникаций (компания «Франс Телеком» и др.). Широкий спектр продукции - от электронного оборудования оборонного назначения до бытовой электроаппаратуры - выпускает фирма «Томпсон». Размещены предприятия электронной промышленности очень дисперсно. Но тяготеют они к наиболее живописным и экологически чистым районам побережий, в особенности юга страны, что связано с повышенными притязаниями К качеству жизни высококвалифицированных, хорошо оплачиваемых работников этой отрасли.

В условиях теснейшего взаимодействия науки и производства во Франции создаются технополисы - современные центры НИОКР, где разрабатываются наиболее перспективные научно-исследовательские проекты. Самый известный - София-Антиполис на юге страны недалеко от Ниццы.

Во Франции широко внедряются достижения биоиндустрии в самые различные сферы жизни. Достижения генной инженерии используют в медицине, фармацевтике, сельском хозяйстве, экологии. Так же как и в Германии, стремительно набирает темпы экоиндустрия - оборот предприятий «зеленого рынка» оценивается более чем в 5 млрд евро. Приоритетное внимание уделяется водоочистке, затем следуют очистка воздуха и переработка отходов.

В целом размещение промышленности отражает продолжающийся кризис внутренних старопромышленных районов, таких, как Лотарингия и Нор, и активное хозяйственное развитие прибрежных территорий, в особенности на юге.

Огромную роль в экономике страны в последние десятилетия играет сфера нематериального производства, или сфера услуг: транспорт, телекоммуникации, банковские услуги, торговля, туризм, а также образование, культура, спорт и др. Как уже отмечалось, этот сектор обеспечивает сегодня 70% ВВП страны.

Во Франции уже давно осознали, что такое транспорт для развития страны. За послевоенный период здесь создана одна из самых густых и эффективных транспортных сетей мира. На 100 км 2 территории приходится 146 км автомобильных и 6,2 км железных дорог. Главная черта дорожной сети - ярко выраженная радиальная структура с центром в столице. Все ключевые магистрали сходятся в Париже.

Общая протяженность автомобильных дорог достигает почти 1 млн км. По ним осуществляется 60% грузоперевозок и 90% пассажироперевозок (включая индивидуальный автотранспорт). В 1990-х гг. стабильно растут международные автоперевозки, особенно после ввода в строй автомагистралей Париж-Лилль-Брюссель, Перпиньян-Барселона й др.

Железнодорожный транспорт почти весь послевоенный период находился в глубоком кризисе, так как не выдерживал конкуренцию автотранспорта. Длина железнодорожного полотна с 1930-х гг. к концу ушедшего столетия сократилась с 52 до 34 тыс. км. Однако Франция одна из первых в мире начала внедрять скоростные железные дороги, прежде всего для перевозок пассажиров. Хотя железнодорожным транспортом пользуются менее 10% пассажиров, скоростные поезда (TGV) популярны, особенно среди туристов, путешествующих по Европе. Каждый час с Северного вокзала столицы отправляется поезд «Еврос;гар», прибывающий через 3 часа на вокзал Ватерлоо в Лондоне, 54 км пути он проходит по тоннелю под . Поезд «Талис» - за 1 час 25 минут (!) «долетает» до . Внутри страны большой популярностью пользуются скоростные линии TGV Париж-Лион-Марсель, Париж-Тур-Бордо и Париж-Лимож-Тулуза.

Парижский авиаузел по пассажироперевозкам занимает 2-е место после Лондона. Огромное достоинство организации транспортных узлов в Париже - сведение в один пункт разных видов транспорта. Например, прилетев в аэропорт Руасси-Шарль-де-Голль, пассажир за считанные минуты, с тележкой, успевает перейти на железнодорожную станцию, станцию метро (RER), автовокзал или стоянку такси.

Занимая 4-е место в мире по экспорту, Франция находится всего на 27-м месте по морским перевозкам. Из 70 портов относительно крупные только два: Марсель-Фос (90 млн т) на Средиземноморье и Гавр (56 млн т) на севере в Па-де-Кале. В последние годы растут морские перевозки туристов, особенно из Кале и Шербура в порты Великобритании.

Грузо- и пассажирооборот речного транспорта невысокий. Несмотря на наличие густой речной сети, судоходная ее часть отстает от современных требований, плохо оборудована. Грузоперевозки по рекам в последние полвека многократно сократились из-за низкой рентабельности. Некоторое оживление наблюдается на реках, имеющих туристское значение. Например, очень популярен изумительно красивый речной маршрут «Замки Луары». Главные речные порты - Париж (р. Сена) и Страсбург (р. Рейн).

Во Франции зарегистрировано более 30 млн телефонных абонентов и уже более 35 млн абонентов мобильной (2002). Компания «Франс Телеком» входит в десятку крупнейших телекоммуникационных компаний мира. Счет пользователей Интернетом также пошел с середины 1990-х гг. на миллионы. Во многом это результат целевой государственной политики, направленной на преодоление отставания в этой сфере от мирового лидера США. Стремительно растет число французских страниц в Интернете.

Банковская деятельность обеспечивает 4% ВВП, что сопоставимо с какими секторами экономики, как транспорт, энергетика и сельское хозяйство. Возрастает интернационализация банковской деятельности, отражая стремление Франции увеличить мировую финансовую роль Парижа. Свыше тысячи отделений французских банков функционируют в 140 странах мира. После отказа в 2000 г. от национальной валюты - франка и вхождения в зону евро французский финансовый рынок стал неотъемлемой частью рынка общеевропейского. Французская система страхования находится на 4-м месте в мире - ее оборот в 2000 г. превышал 175 млрд долл.

Одна из ключевых отраслей специализации Франции - туризм. 0то самая посещаемая страна мира, за год она принимает 60-70 млн туристов, из которых почти 90% - европейцы. В стране насчитывается 12 тыс. памятников, находящихся под охраной государства, и 1200 музеев. Здесь первоклассная инфраструктура туризма, гостиничная сеть включает 45 тыс. гостиниц (1 млн номеров). «Туриндустрия» - мощный двигатель развития страны, она обеспечивает 1,5 млн рабочих мест и приносит около 125 млрд долларов дохода. Основные курортные зоны Франции расположены на море; это аристократические Довилль на севере и Ницца на юге, а также Аркашон и Биарриц. По числу приезжающих туристов лидирует регион Прованс-Альпы- Лазурный берег. Туризм дал «новое дыхание» многим бывшим депрессивным приморским районам, таким, как Лангедок и Ланды, замедлил отток населения из горных районов.

Горный туризм во Франции зародился в Шамони еще до Второй мировой войны. Здесь самая длинная горнолыжная трасса в Европе - более 20 км. Особенно популярным горнолыжный туризм стал после проведения зимних Олимпийских игр в Гренобле (1968) и Альбервилле (1992). В последнее десятилетие растет интерес к «зеленому» - экологическому - туризму. Он, в частности, позволяет крестьянам получать дополнительные доходы от аренды комнат и домов и оборудования кемпингов на фермах. Особенно активно «зеленый» туризм развивается в долине Роны и Центральном массиве.

Франция по праву гордится тем, что создала одну из самых передовых и эффективных систем образования и профессиональной подготовки. Как уже отмечалось, государство тратит на образование в 1,5 раза больше, чем на армию. 80% учащихся оканчивают не только среднюю школу (коллеж), но и лицеи, получая дипломы бакалавров. В системе высшего образования работают 130 тыс. преподавателей и научных сотрудников. В университетах Франции обучаются более 1,5 млн студентов, 10% из них - иностранцы, в основном выходцы из бывших французских колоний. Выпускники парижского университета Сорбонна славятся блестящим образованием в области гуманитарных наук. Престижные университеты расположены также в Лилле, Тулузе, Бордо, Гренобле, Монпелье, Нанси.

Сложная отраслевая структура и различие в факторах размещения отраслей обусловливают не менее сложный рисунок общего территориального устройства страны. К интегральным чертам современной территориальной структуры хозяйства можно отнести:

  • сохраняющуюся ключевую роль столичного региона. Несмотря на то что вес Большого Парижа в хозяйстве страны постепенно уменьшается, он остается огромным, здесь концентрируется почти четверть производства страны;
  • качественную перестройку хозяйства северо-востока и востока, связанную с глубоким кризисом традиционных отраслей экономики: , черной металлургии и текстильной промышленности;
  • стабилизацию развития центральных районов страны, стимулирование развития экономики второго города страны Лиона;
  • динамичное развитие прибискайского и средиземноморского побережий, прежде всего за счет развития здесь авангардных отраслей промышленности, интенсификации сельского хозяйства и улучшения инфраструктуры туризма.

Новости и общество

Промышленность Франции (кратко). Специализация промышленности Франции

25 февраля 2015

Промышленное производство является ведущей сферой экономики Франции. На него приходится более 30 % национального ВВП и половина от всей экспортируемой государством продукции. Более того, в данной сфере работает около 27 % от всех занятых жителей страны. Главные отрасли специализации промышленности Франции - это машиностроение, энергетика, металлургия и автомобилестроение.

Машиностроение

На этот сегмент экономики страны приходится порядка 40 % занятых промышленных рабочих и стоимости продукции. Ведущая роль области принадлежит общему и транспортному машиностроению. Государство занимает одну из лидирующих позиций на планете в таком показателе, как производство и экспорт машин различного предназначения. Интересная особенность отрасли заключается в том, что она в значительной мере (около 25 %) сконцентрирована в Париже и его окрестностях. Международная специализация промышленности Франции в данной сфере связана, прежде всего, с такими направлениями, как выпуск автомобилей, вооружения, космической и авиационной техники, а также оборудования для АЭС.

Ежегодно с конвейеров французских предприятий сходит до 4 миллионов автомобилей. Неудивительно, что это направление зачастую называют одной из основ национальной промышленной структуры. Ведущими производителями легковых машин считаются компании «Рено» и «Пежо-Ситроен». На них приходится более, чем 90% от всех выпущенных авто.

Отдельных слов заслуживает и авиаракетная промышленность Франции, которая является лидером на территории Западной Европы. Страна выпускает самолёты и вертолёты для военных и гражданских целей, а также ракеты. Практически все функционирующие в этой области заводы находятся в государственной собственности. Они расположены в Париже, Бордо, Тулузе и других крупных городах.

Энергетика

В связи с тем, что страна не может похвастаться большими залежами традиционных ресурсов, после окончания второй мировой войны правительство начало уделять много внимания развитию ядерной энергетики. Не изменилась специализация промышленности Франции в этом направлении и в наши дни. В большей мере отрасль опирается на собственную сырьевую и научно-техническую базу. Ежегодно страна добывает до трёх тысяч тонн урановой руды. Вместе с этим часть её импортируется из африканских стран (преимущественно Габона и Нигера). В государстве по состоянию на сегодняшний день функционирует более 50 атомных энергоблоков, производящих более 70 % электроэнергии. По уровню развития ядерной энергетики оно уступает только США.

Вместе с этим общего количества добываемых ресурсов, в том числе нефти, природного газа и угля, хватает для обеспечения страны лишь наполовину. Это делает её сильно зависимой от импорта энергоносителей. Таким образом, государственная политика правительства в этой сфере направлена на сокращение потребления энергии. Это, в свою очередь, дало толчок развитию альтернативных её видов. Как результат, довольно развитым стало использование энергии ветра, солнца и приливов.

Видео по теме

Металлургия

Уровень развития чёрной металлургии и выплавки алюминия в стране является довольно высоким. Вместе с этим из-за высокой конкуренции со стороны других государств эти отрасли промышленности Франции в последние годы характеризуются небольшим спадом. Как бы там ни было, местные предприятия ежегодно выплавляют порядка 19 миллионов тонн стали и почти 14 миллионов тонн чугуна. Большинство заводов отрасли расположено в Лотарингии, где работает с использованием железной руды, которая там же и добывается. Очень важными стали и металлургические комбинаты, что находятся в городах Фосе и Дюнкерк. Их отличительной особенностью является расположение возле моря, что позволяет существенно экономить на транспортировке прибывающего в порты импортного сырья. Нельзя не отметить и электрометаллургию, которая развита неподалёку от ГЭС в горных регионах страны. Её продукцией являются цветные металлы, ферросплавы, а также высококачественные сорта стали.

Текстильная промышленность

В таком сегменте, как легкая промышленность Франции, наибольшее значение имеет текстильная отрасль. Она уже не играет такой важной роли для экономики страны, как ранее, однако находится на одной из лидирующих позиций в Западной Европе. Основной её отличительной характеристикой стала высокая доля потребления шерсти с хлопком. При этом процент использования синтетических волокон является незначительным. По состоянию на сегодняшний день в отрасли заняты более 250 тысяч работников, в то время как среднегодовой денежный оборот в ней оценивается в 28 миллиардов евро. Около 30 % изготовленной в отрасли продукции экспортируется в другие страны.

В целом выделяется несколько основных районов, где сосредоточено большинство предприятий этой отрасли промышленности Франции. На севере государства находятся в основном джутовые, льняные и шерстяные заводы. Этот же регион является центром хлопкопрядения. Трикотаж изготовляется преимущественно в Париже, Рубе и Труа. Что касается выделки тканей из химических волокон, то крупнейшие фабрики, специализирующиеся на этом, находятся в Лионе. Центром хлопчатобумажного производства стал Эльзас.

Химическая промышленность

По объёму производства и экспорту различных химикатов государство входит в пятёрку мировых лидеров. Благодаря наличию собственной сырьевой базы, в стране хорошо развито изготовление минеральных удобрений, пластмасс и синтетического каучука. Практически во всех регионах функционируют крупные предприятия из этой сферы.

Химическая промышленность Франции в Эльзасе представлена производством калийных удобрений, в Лотарингии налажено производство соды и углехимия, а в Ландах преобладает лесохимия. Что касается Парижа, то здесь существенные успехи были достигнуты в таких направлениях, как парфюмерия и фармацевтика. Заметная доля производства сконцентрирована неподалёку от портов. Такие заводы используют в основном импортное сырьё.

Обрабатывающая промышленность

В последние несколько десятилетий обрабатывающая промышленность Франции претерпела ряд изменений. Прежде всего, в данном случае речь идёт об уменьшении её энергоемкости и зависимости от материальной базы. Если электротехническое производство в этот период выросло, то для некоторых традиционных сфер машиностроения характерным стало существенное сокращение (сильно уменьшилось изготовление станков и оборудования, тоннаж спускаемых на воду судов).

В химической отрасли начало отдаваться предпочтение выпуску синтетических смол и пластмасс, в то время как роль неорганической химии практически свелась к нулю. Явным стал процесс свёртывания отраслей, раньше играющих ведущую роль в экономике государства. К примеру, выплавка стали традиционными способами сократилась на 30 %. С другой стороны, этот процесс существенно модернизирован, поэтому теперь продукт производится кислородно-конверторным методом либо посредством электропечей.

Агропродовольственная промышленность

Основным потребителем продукции сельского хозяйства является агропродовольственная промышленность Франции. Кратко говоря, ежегодно ею обеспечивается товарооборот, составляющий более 122 миллиардов евро. Это даёт все основания называть эту область экономики одной из важнейших для государства. Значительная доля в этом направлении деятельности приходится на переработку продуктов, имеющих животное происхождение. Довольно высокими показателями могут также похвастаться компании, специализирующиеся на переработке овощей и фруктов, а также на производстве безалкогольных и алкогольных напитков. Большое количество выпускаемой продукции экспортируется за рубеж.

Авиакосмическая промышленность

Каждое пятое рабочее место в стране обеспечивается за счёт новейших отраслей. Авиакосмическая промышленность Франции является одной из них. Сфера в значительной мере сконцентрирована в Парижском округе и юго-западной части страны. На экспорт приходится более половины выпускаемой ею продукции.

Большинство из местных компаний, функционирующих в сегменте, находятся в государственной собственности. Наличие взаимовыгодных отношений с зарубежными партнёрами позволяет местным предприятиям эффективно противостоять конкуренции на международной арене. Ярким примером здесь можно назвать всемирно известную компанию Airbus, которая стала результатом сотрудничества Франции, Англии, Германии и Испании.

Заключение

Подводя итог, следует отметить, что промышленность Франции характеризуется очень неравномерным размещением. В столице государства и её окрестностях производится около 20 % всей продукции. Такая же доля принадлежит Северному и Лионскому районам. При этом уровень индустриализации в восточных и северных регионах существенно превышает аналогичный показатель центра, юга и запада страны. В данной статье более подробно рассмотрены лишь ведущие сферы французской промышленности. Стоит учитывать тот факт, что сейчас в стране на должном уровне развития находятся также электротехническая и строительная промышленность, биоиндустрия и многие другие отрасли.

Промышленность Франции – это ведущая направление экономики страны. Она составляет одну треть ВВП и 50% экспорта. Более развиты машиностроение, энергетика, химическая, электротехническая и нефтеперерабатывающая отрасли. Однако металлургическая и, некогда занимавшая особую роль, текстильная промышленность сокращают производство. Отличительная особенность промышленности в данной стране — постоянная реструктуризация, внедрение инновационных технологий и неравномерное развитие сфер.


Машиностроение

Машиностроению во Франции принадлежит ключевая роль в промышленности. Продукцию концернов Renault, Peugeot-Citroen, Alstom знают с хорошей стороны во всём мире.Центры отрасли — Париж, Иль-де-Франц, Эльзас, Лотарингия, Рона-Альпы, области окружающие Нант и Тулузу. Здесь задействованы 40% промышленных рабочих.
Франция поставляет на мировой рынок:

автомобили, 4 млн. шт. в год сходит с конвейера, 90% легковые;

вооружения;

космическую и авиационную технику;

оборудование для АЭС.

Валовой внутренний продукт машиностроительной отрасли занимает 2 место среди стран Европы.

Автомобилестроение

Peugeot Citroen, основанная в 1974 г. стала одним из основных производителей французских автомобилей.

Renault, основанная в 1899 г. участвует в международных слияниях и поглощениях, сейчас компания возглавляет одну из линий мирового автомобилестроения.

Центрами машиностроения стали пригороды Парижа и Лиона, Сошо-Монбельяр. Половина производимых автомобилей идёт на экспорт.

Судостроение

Судостроение во Франции является значительным звеном военно-промышленного потенциала. Она остаётся одной из старейших отраслей, на данный момент из-за конкуренции с снизила объёмы производства. Состоит судостроение из научно-исследовательских учреждений и предприятий, которые:

разрабатывают;

проектируют;

производят;

ремонтируют и модернизируют суда и корабли.

Кораблестроительные верфи располагаются непосредственно вблизи моря или на судоходных каналах, реках, где поблизости имеются металлургические заводы, которые снабжают их комплектующим оборудованием и листовой сталью. В судостроении занято 20000 человек, центры в Сен-Назере, Гавре и Вандее.

Станкостроение

Станкостроение во Франции ориентировано на крупных заказчиков аэрокосмической и автомобильной промышленности.

Авиационная промышленность

Основой авиационной промышленности Франции служат 50 крупных предприятий, которые выпускают:

— самолёты;

— вертолёты;

— беспилотные летательные аппараты;

— авиационные двигатели и комплектующие.

На них занято порядка 40000 рабочих. Основными производителями военной летающей техники являются корпорации «Дассо авиасьон», «Эрбас груп» и «Сафран». Центры в Тулузе и Париже.

Электротехническая промышленность

Французская электротехническая промышленность представляется главным образом компанией «Коипани женерель дэлектрисите». Более половины продукции поставляется за границу государства.

Энергетика Франции

В связи с нехваткой природных ресурсов во Франции широко используется ядерная энергетика. Фундаментом для её развития служит научно-техническая и сырьевая база. Здесь добывается около 3000 тонн урановой руды в год, часть сырья ввозится из стран Африки. Порядка 70% электроэнергии производится на АЭС. Уровень развития ядерной энергетики позволяет Франции занять 2 место в мире, после США.

Наряду с использованием атомных энергоблоков, в стране разрабатывают альтернативные источники получения энергии:

Гидроэнергетика, преимущественно в Центральной части, Альпах и на реках Дюранс, Рона и Рейн.

Ветроэнергетика, правительством была поставлена цель к 2023 году увеличить в 2 раза производительность ветровых электростанций.

Мощность фотоэлектрической солнечной энергетики до 2030 года должна достигнуть 18200-20200МВт.

Также правительство страны поддержало политику сокращения потребления энергии.

Нефтегазовая промышленность

Основными представителями в данной сфере во Франции стали Total и Air Liquide. Французское правительство приняло решение о запрете добычи газа и нефти после 2040 года. Как только закон вступит в силу разведка и добыча нефти и газа станет нелегальной, разрешения на этот вид деятельности уже перестали выдавать. Основная часть продукции нефтегазовой промышленности добывается во Французской Гвиане и составляет 815000 тонн в год. Это составляет 1% от необходимого стране, остальные 99% импортируется.

Пищевая промышленность

Пищевая промышленность во Франции занимает важную позицию, на её долю приходится 20% всей сельскохозяйственной продукции ЕС. В этой сфере трудится 585000 человек. Основными секторами производства являются:

Мясные и молочные продукты.

Напитки. Важнейшей отраслью является виноделие. Здесь Франция разделило первенство по производству вина с Италией. Центры находятся в Бургундии, Шампани и Бордо.

Корма для животных.

Хлебобулочные и кондитерские изделия.

Переработанные овощи и фрукты.

Масла и жиры.

Мука и крупы.

Переработанная рыба и морепродукты.

Соусы, приправы и вкусовые добавки.

Основу французской пищевой промышленности составляют малые и средние предприятия, на долю крупных фирм приходится 2%. Большая часть готовой продукции идёт на экспорт, лидирующими здесь являются спиртные напитки и сыры. Во Франции большое внимание уделяется подлинности продуктов.

Текстильная промышленность

Производство льняных и хлопковых тканей, джута и шерсти сосредоточилось в Лилие, Армантьере – традиционные центры текстильной отрасли. Хлопчато-бумажные ткани изготовляют в Эльзае и Вогезах. Центром производства хлопчатобумажного волокна остаётся Лион. Трикотажные изделия и полотна, отличающиеся качеством исполнения и дизайном, выпускают в Париже, Труа, Рубе.

Более 15000 человек заняты в швейной отрасли страны. Основу составляет работа на дому и мелкие мастерские. 35% от объёма швейных изделий приходится на швейную продукцию и галантерею. Несмотря на то, что текстильная промышленность Франции утратило ведущее положение в стране, всё же по качеству и объёму лидирует среди европейских стран.

Отличительная особенность текстильной промышленности Франции сегодня — небольшие объёмы производства, позволяющие быстро реагировать на запросы потребителей.

Фармацевтика

Крупная фармацевтическая компания Франции – это Sanofi. В этом сегменте работает ряд средних предприятий:

Servier в Сюрене;

Les Laboratoires Pierre Fabre обосновалась в Касторе;

BioMerieux -Марси-лЭтуаль;

Ipsen — в Париже;

Laboratoires Boiron — Мессими;

Laboratoire Urgo – в Шенове;

Arkopharma – в Карросе;

Guerbet – находится в Вильпенте.

Фармацевтическая промышленность занимает 4 место в мире среди производителей лекарственных препаратов. В этой отрасли занято 94,5 тыс. человек.

Парфюмерно-косметическая промышленность

Многовековые традиции изготовления парфюмерии и косметики гарантируют высокий уровень продукции. Франция обеспечивает информационную поддержку, имеет отработанные схемы дистрибуции и постоянно инвестируется в научные исследования отрасли. Яркие представители сферы — L’Oreal, с центрами в Гоши, Рамбуйе, Кодри, Оне-су-Буа, Ле-Тийе; Lancome, CHANEL, Estee-Lauder, Garnier. Доля парфюмерии на рынке косметики составляет две тритии сбыта.

Металлургическая промышленность

В связи с неконкурентоспособностью французская металлургическая промышленность переживает спад производства.

Черная металлургия

По объёму производства черная металлургия Франции занимает 9 место в мире. Предприятия данной отрасли сосредоточены в Лотарингии -27% общего производства, на севере страны – 41% продукции, на юго-востоке. Крупные представители черной металлургии: «Sollac», «Unimetal», «Ascometal».

Цветная металлургия

Отличительной особенностью цветной металлургии во Франции служит низкая обеспеченность сырьевой базы, из-за чего ежегодно сокращается производство кок цинка, урана, золота. Шахты по добычи бокситов, олова были закрыты. За пределы страны перемещаются работы по выплавке чернового металла. Крупные представители цветной металлургии: «Cogema», «Metaleurope», «Pechiney».

Перерабатывающая промышленность

В переработке заняты следующие предприятия:

Юзинор – переработка стали;

Пешинэ – алюминий;

Saint-Gobain – занимает 2 место по экспорту стекла в мире;

Plastic Omnium, Соммье Аллибер – лидеры по переработке пластмассы;

MICHELIN – лидер на мировом рынке по производству шин.

Химическая промышленность

Энергетический кризис, в котором Франция находилась последние двадцать лет, отрицательно отразился на химической индустрии. В стране снизили производство азотных удобрений, химических волокон. Менее эффективные заводы закрыли, заказы перенаправили в более рентабельные предприятия.
В настоящее время Французская химическая промышленность занимает 4 место, после США, Германии, Нидерландов, по экспорту продукции.

В данной отрасли задействовано 236,5 тыс. человек.

Транспорт Франции

Транспортные сети протянулись на 146 км. дороги. Железнодорожное полотно занимает 29901 км. по протяженности это 2 место в Европе.
Французская национальная железнодорожная компания SNCF осуществляет основную часть железнодорожных перевозок. В начале 80-х годов XX века сократились грузовые перевозки, сейчас транспортная сеть направлена на пассажирские перевозки.


Хозяйство Франции

Франция принадлежит к высокоразвитым постиндустриальным странам мира. Объем промышленного производства во второй половине XX ст. вырос почти в шесть раз, а производительность сельского хозяйства - больше, чем вдвое.

По объему промышленного производства и размеру ВНП (1500 млрд. долларов) Франция занимает четвертое место в мире после США, Японии и Германии.
В структуре ВНП удельный вес промышленной продукции значительно превышает часть продукции аграрного сектора, но уступает сфере услуг. Продукция промышленности доминирует и в экспорте страны.
Характерной особенностью современного развития промышленности Франции являются высокие темпы развития отраслей, которые определяют НТП. На мировом рынке получили признание такие отрасли промышленности, как аэрокосмическая и военная промышленность, общее машиностроение и металлообработка, автомобилестроение, цветная и черная металлургия, электронная и электротехническая промышленность, атомная энергетика, фармацевтика, парфюмерия, химическая промышленность. Франция все больше ориентируется на наукоемкие отрасли экономики, которые усиливают конкурентновозможность промышленной продукции.
Ведущие позиции Франция занимает в производстве робототехники, средств связи, биотехнологии, микроэлектронике и даже в энергетике.
Энергетика является развитой отраслью во Франции, которая опирается на использование как собственных, так и импортных, топливно-энергетических ресурсов: угля, нефти, природного газа, атомного топлива. Страна обеспечена собственными энергетическими ресурсами меньше, чем на половину. Более половины энергоносителей Франция импортирует.
Среди стран Европы и мира Франция выделяется высокой частью электроэнергии, которая производится на атомных электростанциях (75 %), за этим показателем страна уступает только США. АЭС работают преимущественно на собственном уране, который добывают в Центральном массиве. Среди других электростанций выделяются ТЭЦ, которые построены в промышленных районах и вокруг больших городов (7,3 %). Большие ГЭС находятся на р. Рона и ее альпийских притоках, много их также в Центральном массиве, Пиренеях, и на истоках Рейна. ГЭС производят 17 % электроэнергии страны.
Угольная промышленность страны переживает кризис. Уголь добывается в Центральном массиве и на севере страны. Главным районом добычи угля остается Лотарингия.
Незначительной является добыча нефти и природного газа, хотя заводы Франции перерабатывают свыше 75 млн. т сырой нефти. Нефть поступает преимущественно из стран юго-западной Азии и обрабатывается на нефтеперерабатывающих заводах Марселя, Гавра, Дюнкерка, Руана, Бордо, Страсбурга.
Природный газ импортируется из Алжира, Голландии, России.
Производство электроэнергии во Франции постоянно увеличивается, часть выработанной электроэнергии Франция экспортирует.
Во Франции хорошо развитая черная металлургия, По уровню развития она занимает пятое место в Европе после России, Германии, Италии и Украины.
Для производства черных металлов используется, главным образом, местное сырье. Франция входит в десяток наибольших производителей черных металлов в мире. Больше всего железной руды и металла производится в Лотарингии. Металлургические заводы полного цикла функционируют в Лотарингии, в городах Дюнкерк и Фос-сюр-Мэри (район Марселя), в Савойи.
Франция имеет развитую цветную металлургию, особенно алюминиевую, медную и свинцово-цинковую. По добыче бокситов страна входит в двадцатку самых больших мировых производителей, а за выплавкой алюминия уступает в Европе лишь Российской Федерации и Норвегии, входя в десяток наибольших мировых производителей. По производству свинца и цинка страна занимает соответственно седьмое и десятое места в мире. Во Франции добывают также медь, серебро, вольфрам, литий, горн. Франция является основным производителем золота в Западной Европе.
Машиностроение - главная отрасль промышленности Франции. Доля отрасли в общей стоимости продукции обрабатывающей промышленности страны составляет почти треть, несколько уступая за этим показателем США, Японии, Германии. Ведущей отраслью машиностроения является транспортное машиностроение, прежде всего автомобилестроение. Большинство автомобильных предприятий располагаются на окраинах столичного района Франции - в Нормандии, Эльзасе, Севере, Рона-Альпах. Наиболее известной автомобильной фирмой является "Пежо-Ситроен", которая обеспечивает свыше 30% выпуска автомобилей во Франции.
Важной отраслью машиностроения является авиаракетная. По производству самолетов Франция занимает первое место в мире, а за количеством занятых и объемом производства в мире она уступает только США. Центры авиационной промышленности - Париж, Тулуза, Бордо и Мариньяни. Авиаракетная промышленность во Франции, в отличие от других западноевропейских стран, принадлежит государству.
Судостроение развивается в Сен-Назаре, Нанти, Дюнкерке.
Франция является известным производителем железнодорожного оборудования, тепло- и электровозов. По производству скоростных поездов она занимает первое место в мире. Значительного развития достигла электротехника и электронная индустрия, которая, кроме бытовых товаров, выпускает изделия промышленного, научного и военного назначения, электронно-вычислительные машины. Весомая часть этой - за предприятиями Парижа.
Химическая промышленность занимается производством минеральных удобрений, резины, пластмасс, синтетического каучука, синтетических волокон, моющих средств, медикаментов и т.п. Химические заводы базируются преимущественно на дешевом сырье и энергии. Так, в Лотарингии на базе местного сырья развитые углехимия и производство соды, в Эльзасе - производство калийных удобрений, в Ландах - лесохимия, в Альпах и Пиренеях - электрохимия. Центры нефтехимической промышленности ориентируется на импортное сырье (Марсель, Нижняя Сена). В то же время строятся мелкие предприятия наукоемких подотраслей, особенно фармацевтики и парфюмерии в районах, которые хорошо обеспечены квалифицированной рабочей силой (Париж).
Производством синтетических волокон во Франции выделяется химический концерн "Рон-Пулен" - четвертый в мире по величине производитель химических волокон.
Важной отраслью легкой промышленности остается текстильная, которая занимает традиционные районы на севере страны, где развивается шерстяное, джутовое и хлопковое производство. Центрами трикотажной промышленности является Париж, Труа, Рубе. Париж и сегодня считается законодателем мод и наибольшим центром швейной промышленности не только во Франции.
Среди других отраслей промышленности важное значение имеет пищевая промышленность. Для нее свойственны небольшие предприятия, размещенные в малых городах и в сельской местности. Ведущими ее отраслями является мясная, молочная, мукомольная, консервная, хлебобулочная, производство алкогольных напитков, прежде всего марочных вин (бордосское, анжуйское, бургундское, кагор), коньяка и безалкогольных напитков. Предприятия первичной переработки сельскохозяйственной продукции сосредоточены в районах производства сырья, а также вблизи мест потребления. Самая большая концентрация предприятий пищевой промышленности - в Иль-де-Франс, Нор-Па-де-кале, Пикардии, Бретани, землях, вдоль Луары.
Франция является известной аграрной страной. По производству хлеба она занимает четвертое место в мире и первое в Европе, сахарной свеклы - первое в мире и в Европе, винограда - второе в мире и в Европе (после Италии), за количеством выращенных свиней - 9 место в мире и Европе, а за наличием КРС - 13 место в мире и второе в Европе (после Российской Федерации). Франция является известным экспортером сельскохозяйственной продукции.
Структура сельского хозяйства характеризуется большим разнообразием отраслей и приблизительно одинаковой значимостью растениеводства (47 %) и животноводства (53 %) в стоимости выработанной продукции. Во Франции интенсивно развивается молочно-мясное животноводство с использованием концентрированных кормов и пастбищного кормопроизводства.
Ориентация Франции на собственную кормовую базу, использование достижений селекции и современной индустриальной базы дает возможность наращивать производство животноводческой продукции даже при некотором сокращении поголовья. Франция считается основным производителем воловьего мяса и телятины в Европе. Для Франции характерно интенсивное свиноводство беконного полусального направления. Во Франции развивается также промышленное птицеводство. Оно приближено к потребителю - большим агломерациям и промышленным центрам.
В целом сельское хозяйство Франции остается наибольшим производителем продовольствия в Европе, продукция которого используется не только для собственных потребностей, но и для экспорта на европейский и мировой рынки. В растениеводстве наибольшую долю занимает зерновое хозяйство (30 %). Основные культуры - пшеница и кукуруза. Основными пшеничными районами являются Северо-французская и Аквитанская низменности. Главные посевы кукурузы сосредоточиваются на южном западе страны. Выращивают также ячмень, а на орошаемых землях в дельте Роны - рис.
Важное место в растениеводстве занимают виноградарство и овощеводство. Здесь собирают ежегодно 7-8 млн. т винограда. Средиземноморское побережье почти все покрыто виноградниками. Много виноградников в Шампане, где в длинных подземных галереях выдерживают всемирно известные шампанские вина. Основная часть винограда направляется на изготовление вин. По качеству и количеству выработанных виноградных вин, а их продуцируется почти 5,6 млн. т, Франция разделяет первое и второе места в мире с Италией.
Основной район виноделия - Лангедок. Марочные вина производятся в районе Бордо (Жиронда), в Шампане, Эльзасе, долине Луары.
Овощеводство больше всего развито в индустриальных районах и в предместьях больших населенных пунктов, в частности вблизи Парижа. Товарное овощеводство характерно также и для побережья Бретани, долины Луары, Гаронны, и Роны. Садоводство больше всего развито в умеренных широтах, где выращивают высокоурожайные сорта яблок, груш, персиков, а в Средиземноморье Франции - маслины.
По обороту внешней торговли (58 млрд. долларов) Франция занимает четвертое место в мире после США, Германии, Японии. Свыше 3/4 экспорта Франции - это готовая продукция и полуфабрикаты, а именно: сельскохозяйственные товары и продовольствие, оборудование, химические изделия, автомобили, потребительские товары, металлы и др. Большая часть товаров (63 %) отправляются в страны Европейского Союза.
В импорте Франции преобладают химические изделия, потребительские товары, автомобили и другие средства транспорта, продукты питания, топливно-энергетические ресурсы, промышленное сырье и другие товары. Главными импортерами являются страны ЕС, в частности Германия, Италия, страны Бенилюкса, Великобритания и др. Импортирует страна в основном электротехническое и электронное оборудование, минеральное сырье, химическую продукцию и текстиль, нефть, газ, цветные металлы.

Новое на сайте

>

Самое популярное