Домой Проценты по кредитам Сферы и элементы общества. Сферы общества

Сферы и элементы общества. Сферы общества

Общество - особая система объективной реальности, специфическая, социальная форма движения материи. Своеобразие этой подсистемы бытия состоит прежде всего в том, что историю общества делают люди.

Структурный анализ общества как сложной системы логично начинать с выделения наиболее крупных сложных частей, называемых подсистемами. В качестве таких подсистем в обществе выступают так называемые сферы общественной жизни, представляющие собой части общества, пределы которых определяются влиянием тех или иных общественных отношений.

Традиционно обществоведами выделяются следующие основныe сферы общества:

Экономическая сфера - система экономических отношений, возникающая и воспроизводимая в процессе материального производства. Основой экономических отношений и важнейшим фактором, определяющим их специфику, выступает способ производства и распределения материальных благ в обществе.

Социальная сфера - система социальных отношений, т.е. отношений между группами людей, занимающими различное положение в социальной структуре общества. Изучение социальной сферы предполагает рассмотрение горизонтальной и вертикальной дифференциации общества, выделение больших и малых социальных групп, изучение их структур, форм реализации социального контроля в данных группах, анализ системы социальных связей, а также социальных процессов, протекающих на внутри- и межгрупповом уровне.

Политическая сфера (политико-правовая) - система политических и правовых отношений, возникающих в обществе и отражающих отношение государства к своим гражданам и их группам, граждан к существующей государственной власти, а также отношения между политическими группами (партиями) и политическими массовыми движениями. Таким образом, политическая сфера общества отражает отношения между людьми и социальными группами, возникновение которых определяется государством.

Духовная сфера (духовно-нравственная) - система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее приоритетной функцией как системы ценностей общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и его интеллектуально-нравственный потенциал. Необходимо отметить, что однозначное разделение сфер общества возможно лишь в рамках его теоретического анализа, однако в реальной жизни характерна их тесная взаимосвязь, взаимозависимость и взаимопересечение (что отражается в названиях, например, социально-экономические отношения). Именно поэтому важнейшей задачей обществознания становится достижение целостности научного понимания и объяснения закономерностей функционирования и развития общественной системы в целом.

45. Социальная структура общества.

Современная философия рассматривает общество как совокупность различных частей и элементов, которые тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, поэтому общество существует как отдельный целостный организм, как единая система. В структуру общества входят такие элементы, как социальные группы и общности и социальные институты и организации.

Важнейшие элементы социальной структуры общества – социальные группы и социальные общности. Выступая в качестве форм социального взаимодействия, они представляют собой единение людей, которые направлены на удовлетворение их потребности в осуществлении совместных, солидарных, скоординированных действий. Люди осознают пользу и преимущества таких объединений, поэтому более или менее тесно соединяются в группы и общности, достигая обычно существенного большего результата, чем при индивидуальных действиях. В каждом обществе таких объединений множество.

В широком смысле социальная структура общества ‑ это система основных социальных сфер вообще (экономической, политической, духовной и т.д.), в узком – структура некоего конкретного общества, то есть конкретные социальные группы и их взаимоотношения.

Основные компоненты социальной структуры : индивид , общность (группа, класс, страта и т.п. с общими признаками ‑ пол, возврат, собственность, образование, профессия и др.), социальный институт (система органов, механизмов и норм, регулирующих общественные отношения).

Традиционные типы социальных структур (различаются компонентным составом):

- этническая (род, племя, народность и нация): по мере развития обществ кровнородственное единство сменяется социально-территориальным, поддерживаемым общностью территории, экономической жизни, культуры, психологического склада, языка, национального самосознания;

- демографическая (народонаселение области, страны, региона, континента, планеты): важнейшие демографические показатели – численность, плотность, темпы роста, половозрастная структура, миграционная мобильность населения;

- поселенческая (типы поселений: сельские и городские): различаются эти типы образом жизни, условиями быта, характером труда, досугом, возможностями удовлетворения духовных потребностей. Ныне городская часть растет за счет сельской;

- социально-классовая (классы отличаются МОРСом: М естом в системе производства, О тношением к средствам производства, Р олью в организации труда,С пособом и размером получения доходов);

- стратификационная (многомерная система дифференциации населения по классам слоям и группам): здесь два типа мобильности: горизонтальная (в пределах той же страты) и вертикальная (с изменением страты, статуса);

- профессионально-образовательная: группы делятся по уровню образования и профессиям.

Общество – это сложноорганизованная система, так как оно состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом разнопорядковых частей и элементов. В качестве основных структурных элементов принято выделять четыре сферы, или подсистемы, общества: экономическую, социальную, политическую, духовную.

Система - это совокупность взаимосвязанных между собой элементов, каждый из которых выполняет определенную задачу.

Признаками общества как системы являются:

Целостность – способность обеспечивать единство всех своих элементов;

Социальность – взаимодействие людей во всех сферах жизнедеятельности;

Устойчивость – сохранение достигнутого состояния;

Автономность и самодостаточность – создание необходимых условий для развития и удовлетворения потребностей без влияния извне;

Способность к саморегуляции – через систему правил, требований, прав и обязанностей общество регулирует собственную внутреннюю жизнь.

Сферы (области) общественной жизни взаимодействующие части общества, главные ее составляющие.

Каждая сфера включает в себя элементы и отношения, объединяемые по месту и роли в жизни общества. Каждая из сфер охватывает определенный круг общественных отношений и социальных институтов, соответствует тем или иным функциям, которые приходится выполнять обществу.

Каждая сфера включает в себя:

Определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);

Социальные институты (семья, школа, партия, церковь);

Сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

Сферы общественной жизни:

1) Экономическая сфера – это область общественной жизни, связанная с деятельностью человека по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ, материальных условий жизни людей (собственность, налоги, бюджет, предпринимательство, деньги). Экономическая сфера выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество. В экономической (хозяйственной) сфере определяется, что именно, каким образом и в каком количестве производится, распределяется и потребляется. Каждый из нас так или иначе вовлечен в экономические отношения, играя в них свою конкретную роль – собственника, производителя, продавца, потребителя различных благ и услуг.

2) Социальная сфера – это область общественной жизни, связанная с отношениями между различными социальными общностями, их ролью в жизни общества (классы, социальные слои, отношения между ними, этносы, нации, национальные отношения, семья и семейные отношения, образовательно-воспитательные и медицинские учреждения, органы социальной защиты). Каждый член общества, занимая определенную позицию в нем, вписан в различные общности: он может быть мужчиной, предпринимателем, отцом семейства, сельским жителем.

3) Политическая сфера – это область общественной жизни, связанная с организацией общества и управления им, системой органов управления (государство, политика, право, отношения людей по поводу власти).

4) Духовная сфера - это область общественной жизни, связанная со специализированным духовным производством, с функционированием социальных структур, в рамках которых создаются, распространяются духовные ценности (мораль, наука, религия, образование, искусство, соответствующая деятельность людей). Основой духовной сферы является культура. Культура - совокупность всех материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на всем протяжении своего существования.

Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизни, распознавать разнообразные общественные явления, процессы, отношения. Границы между всеми четырьмя сферами общества легко переходимы, прозрачны. Каждая сфера присутствует так или иначе во всех остальных, но при этом не растворяется, не теряет своей ведущей функции. Вопрос о соотношении основных сфер общественной жизни и выделении одной приоритетной является дискуссионным. Существуют сторонники определяющей роли экономической сферы. Они исходят из того, что материальное производство, которое составляет ядро экономических отношений, удовлетворяет самые насущные, первичные потребности человека, без чего невозможна любая иная деятельность. Имеет место выделение в качестве приоритетной духовной сферы жизни общества. Сторонники это­го подхода приводят следующий аргумент: мысли человека, идеи, представления опережают его практические действия. Крупным общественным переменам всегда предшествуют изменения в сознании людей, переход к иным духовным ценностям. Наиболее компромиссным из приведенных подходов является подход, приверженцы которого утверждают, что каждая из четырех сфер общественной жизни может стать определяющей в различные периоды исторического развития.

Все четыре сферы жизни общества взаимодействуют друг с другом. Сбои в одной из сфер сразу же сказываются на состоянии других. Например, нестабильность экономической жизни напряженность в социальных отношениях кризис в политической сфере.

Рассмотрим взаимовлияние общественных сфер на отдельных примерах. Обратимся к явлению, получившему столь широкое распространение в современном мире, - массовой культуре. С ее продуктами - рекламой, поп-музыкой, развлекательными передачами на телевидении и т. п. - знаком сегодня практически каждый. Но было время, когда общество не знало массовой культуры. Должны были произойти изменения в различных сферах жизни, включая саму культуру, чтобы на рубеже XIX - XX вв. этот феномен появился. В экономической сфере - переход к массовому производству, его стандартизация; повышение платежеспособного спроса рабочих и служащих; в дальнейшем - появление технических средств, позволяющих тиражировать произведения искусства. В социальной - стремительный рост городского населения, появление досуга у значительной части работников. В собственно культурной сфере индустриально развитые страны делают важные шаги, направленные на развитие образования, прежде всего начального. Так, в 70-е гг. XIX в. в Великобритании вводится обязательное обучение детей в возрасте 5-12 лет, в конце столетия отменяется плата за обучение в начальной школе. На появление у «низших» классов досуга, некоторых средств, сверх минимально необходимого, на рост числа грамотных, на желание расслабиться, отдохнуть после монотонного труда рынок ответил соответствующим предложением «типового» культурного продукта: книгами, фильмами, граммофонными пластинками и т. д.

Каждая из основных сфер общественной жизни может стать определяющей в различные исторические периоды. Так, во время революций, гражданских войн многое (в том числе и путь экономического развития) зависит от того, какие политические сферы придут к власти. Общественным переменам всегда предшествуют изменения в сознании людей, переход к иным духовным ценностям: например, распространение протестантизма в Европе в XVI веке сыграло роль в утверждении новых капиталистических отношений.


Сфера = подсистема

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25

а) характеристика сфер;

б) институты общества;

Общественные отношения и их формы.

Социальные нормы.

1.Понятие «общество».

Термин «общество» многозначен. Обычно указывают несколько значений этого термина.

*Общество – группа лиц, объединившихся для совместной деятельности по реализации общих для них целей и интересов (общество книголюбов, общество автомобилистов, дворянское общество). Синонимы – организация, союз, объединение, сословие, класс.

*Общество – определённый этап в развитии человечества или страны (первобытное общество, феодальное общество, советское общество). Синоним – стадия, этап, период.

*Общество – объединение людей, проживающих на исторически сложившейся территории и обладающие общей культурой, языком, традициями и обычаями (английское общество, российское общество). Синонимы – народ, этнос, нация.

*Общество – это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из индивидуумов и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Синоним – человечество.

*Общество – это конкретно-историческая система сложившихся закономерным образом отношений, в которые люди вступают в процессе своей жизнедеятельности.

Общество можно рассматривать как

Способ существования человека (производство материальных благ и услуг, воспроизводство и социализация);

Функциональную динамичную систему (различные сферы в жизни общества);

Трансформационную систему (ПОС---рабовладельческое общество----феодальное общество);

О.Конт: «Все многообразные явления общественной жизни представляют разновидность совместной деятельности людей».



М.Вебер: «Основа жизни общества человеческое поведение, ориентированное на другого человека».

К.Маркс: «Общество- продукт взаимодействия людей, всё многообразие общественных явлений представляет тот или иной вид жизнедеятельности».

2.Сферы общественной жизни и их взаимосвязь.

а) характеристика сфер;

Экономическая сфера включает четыре главных вида деятельности: производство, распределение, обмен и потребление. К ней относятся фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки, потоки денег, инвестиции, оборот капиталов, всё то, что позволяет обществу имеющиеся в его распоряжении ресурсы использовать, запускать в производство и создавать такое количество товаров и услуг, которые удовлетворят жизненно важные потребности людей – в пище, жилье, досуге и т.д.

Политическая сфера включает в себя государственную систему управления обществом. К ней относятся президент и его аппарат, правительство и парламент, местные органы власти, армию, милицию, налоговую полицию, таможенную службу, а также негосударственные объединения – политические партии.

Социальная сфера включает классы, социальные группы, нации, взятые в их отношениях и взаимодействии друг с другом. Она понимается в двух смыслах – широком и узком. В широком значении – это совокупность организаций и учреждений отвечающих за благосостояние населения и нормальное взаимодействие разных слоёв населения. В узком значении социальная сфера подразумевает только незащищённые слои населения и учреждения, обслуживающие их: пенсионеры, безработные, малообеспеченные, многодетные, инвалиды, а также органы социальной защиты и социального обеспечения как местного, так и федерального подчинения.

Духовная сфера включает в себя культуру, образование, науку, религию. К ней относятся университеты, академии, научно-исследовательские институты, музеи, театры, художественные галереи, памятники культуры, национальные художественные сокровища, религиозные общины.

В обществе все сферы взаимосвязаны между собой.

б) институты общества;

Общественный институт – это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм

Социальные институты – устойчивые совокупности людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение тех или иных общественных функций и основывается на определённых нормах и стандартах поведения.

Характерные черты социальных институтов:

Объединение всех лиц, занятых определённым видом деятельности и обеспечивающих в процессе этой деятельности удовлетворение определённой значимой для общества потребности;

Закрепление системой социальных норм, регулирующих соответствующие типы поведения;

Наличие учреждёний, снабжённых определёнными материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности;

Чёткое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий высокий уровень регуляции и контроля;

Интеграция в социально-политическую, правовую, ценностную структуру общества, что позволяет узаконить деятельность данного института и осуществлять контроль за ней;

Виды социальных институтов:

Производство;

Государство (парламент, суд, правительство, органы самоуправления, милиция, прокуратура и т.д.);

Образование (школа, училища, ВУЗы);

Культурные учреждения;

Религия;

Эти социальные институты направлены на удовлетворение следующих человеческих потребностей:

Воспроизводство рода;

Безопасность и социальный порядок;

Получение средств существования;

Получение знаний, социализации подрастающего поколения, подготовка кадров;

Решение духовных проблем и смысла жизни;

Социальные институты делают связь меду людьми не случайными и не хаотичными, а постоянными, надёжными и устойчивыми.

3.Общественные отношения и их формы.

Общественные отношения – это отношения, которые возникают между людьми в процессе их жизнедеятельности, т.е. многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них по ходу в процессе их экономической, политической, социальной, культурной жизни и деятельности.

Общественные отношения носят исторический характер и изменяются по мере развития общества.

Формы общественных отношений:

Материальные отношения возникают и складываются в ходе практической деятельности человека (производственные отношения, экологические отношения, продолжение рода).

Духовные отношения определяются духовными ценностями людей, они возникают и складываются, предварительно проходя через сознание человека (моральные отношения, политические отношения, правовые отношения, художественные отношения, философские отношения, религиозные отношения).

Межличностные отношения включают отношения между отдельными индивидами (персонифицированная форма общественных отношений).

Структура общественных отношений может рассматриваться и с точки зрения субъектов общественной жизни. В этом случае могут быть выделены отношения, возникающие между классами, социально-этническими общностями, конфессиями, социальными и возрастными группами, индивидами.

4.Социальные нормы.

Социальные нормы – нормы, принятые в обществе и регулирующие отношения между людьми. Социальные нормы – это образцы, стандарты деятельности, правила поведения, выполнение которых ожидается от члена общества или социальной группы и поддерживается при помощи санкций.

Виды социальных норм:

Традиции и обычаи;

Религиозные нормы;

Моральные (нравственные) нормы;

Эстетические нормы;

Этические нормы;

Экономические нормы;

Политические нормы;

Правовые нормы;

Обычаи – это правила социального поведения, передающиеся из поколения в поколение, воспроизводящиеся в определённом обществе или социальной группе, вошедшие в привычку, быт и сознание их членов.

Традиции – это элементы социального и культурного наследия, сохраняющиеся в определённых обществах, социальных группах в течении длительного времени, процесс социального наследования, его способы.

Правовые нормы – это установленные государством, законом общеобязательные правила поведения.

Моральные нормы – это требования определённого поведения, основанные на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и непозволительном. Они опираются исключительно на поддержку общества.

Эстетические нормы – нормы, показывающие представления общества о прекрасном и безобразном.

Этические нормы – нормы, утверждающие систему правил поведения в данном обществе.

Религиозные нормы – нормы, основанные на религиозных догмах. Поддерживаются верой людей в неизбежность вознаграждения за праведную жизнь и наказания за греховные действия. Очень устойчивые социальные нормы.

Английский. Компьютерные технологии разносят одни те же программы по всему свету. Западная массовая культура становится универсальной, а местные традиции размываются.

* на глобальном уровне человеческое общество превращается в мировую систему , которую ещё называют мировым сообществом. Оно включает все ныне существующие на планете страны. Известный американский политолог У.Валлерштайн разделил мировую систему на три части:

- ядро;

- полупериферия;

- периферия;

Ядро – страны Западной Европы, Северной Америки, Японии, в него входят самые сильные государства с усовершенствованной системой производства и развитой экономикой;

Периферия – это самые бедные и отсталые государства Африки и Латинской Америки. Они считаются сырьевым придатком ядра, большая роль иностранного капитала. Политические режимы нестабильны, часто происходят перевороты, постоянно возникают социальные и национальные конфликты;

Полуперифирия – это страны, которые занимают промежуточную позицию между ядром и периферией. Это достаточно развитые индустриальные страны;

Если перевести классификацию У.Валлерштайна в теорию Д.Белла, то мы получим такое соотношение:

Ядро – постиндустриальные общества;

Полупериферия – индустриальные общества;

Периферия – традиционные (аграрные общества);

Существует ещё один подход к разделению мировой системы: постиндустриальный Север, высокоиндустриальный Запад, интенсивно развивающийся новый Восток, сырьевой Юг.

2.Причины многообразия.

- различие природных условий и физической среды обитания людей.

Природная среда-----хозяйственная деятельность-----политическое устройство государства-----отношения между людьми (Древняя Греция и Древний Восток):

- историческая среда обитания общества , которая складывается в результате взаимодействия с другими народами, государствами (Русь и монголо-татары, франки и Римская империя);

3.Противоречия современного мира.

Целостность современного мира подтверждается процессом глобализации, но наряду с этим чётко проявляются противоречия современного мира.

В сфере экономики важнейшим является противоречие между развитыми и развивающимися странами. Его ещё называют противоречием между развитым Севером и сырьевым Югом. Север потребляет большую часть энергии, производимую на планете эксплуатирует большую часть её ресурсов. Юг может предложить лишь сырьё для промышленности, с/х продукцию, дешёвый труд рабочих, рынок для сбыта продукции не самого высокого качества. В условиях высокого развития международных коммуникаций страны Севера и Юга не могут пребывать в изоляции, проблемы одних и других становятся делом общим.

Противоречие между ростом населения и ограниченным количеством средств существования . Ещё в 1968 году была создана международная ассоциация учёных промышленников для обсуждения противоречий и проблем человеческого развития – «Римский клуб». Основатель и первый президент клуба А.Печчеи в своей книге «Человеческие качества» приходит к выводу, что только через развитие человеческих качеств и человеческих способностей можно добиться изменения всей, ориентированной на материальные ценности цивилизации и использовать её огромный потенциал для благих целей.

В сфере культуры существует противоречие между тенденциями к интернационализации культуры и к сохранению национальных культур, между традицией и новаторством, между высоким уровнем развития науки и техники и проблемой здоровья и нравственной деградации (компьютерные зомби).

4.Глобальные проблемы современности.

Глобальные проблемы – это проблемы всего человечества, создающие угрозу для его настоящего и будущего, и требующие для решения объединённых усилий всех государств.

Глобальные проблемы появились во второй половине XX века (применение ядерного оружия в августе 1945 года).

Причины появления глобальных проблем:

Развитие экономических связей, усиление политических и культурных контактов, появление новейших средств массовой коммуникации, что привело к возникновению всемирной общности людей и целостности современного мира;

Перерастание проблем из локальных рамок в общемировой характер (Чернобыль, озоновые дыры, инфекции и эпидемии);

Активно-преобразующая деятельность человека, сравнимая с грозными силами природы (взрывы ядерного оружия, осушение болот, ГЭС);

Глобальные проблемы очень взаимосвязаны между собой.

Экологическая проблема: исчерпаемость природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, истребление флоры и фауны (Красная книга).

Решение этой проблемы лежит в создании безотходного производства, развитие и построение заповедников и природовосстановительных отраслей (рыбное хозяйство, лесное, водное – заповедники), экологическая экспертиза всех проектов;

Проблема войны и мира – угроза III мировой войны.

Решение этой проблемы заключается в создании такого миропорядка, который основывается на следующих принципах:

· признание приоритета общечеловеческих ценностей;

· отказ от войны как средства решения спорных вопросов;

· признание права народов свободно и самостоятельно выбирать свою судьбу;

· понимание современного мира как целостного и взаимосвязанного сообщества людей;

Демографическая проблема – проблема увеличения численности населения Земли, которое в 2090 году может составить 12 млрд. человек. Всё это вызовет перенагрузку экосистемы и деградации природных систем жизнеобеспечения.

Решение проблемы лежит в изменении неблагоприятных социально-экономических условий в развивающихся странах, преодолении их отсталости.

Проблема разрыва в уровне экономического развития между Севером и Югом;

Проблема международного терроризма;

Предотвращение СПИДа и наркомании, различных инфекционных заболеваний;

Проблема возрождения культурных и нравственных ценностей;

Понятие общества. Сферы общественной жизни.

Существует много определений понятия «общество» . В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии народа или страны.
В широком смысле общество - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.
Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема». Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.
Подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни, которых обычно выделяют четыре:
1) экономическая (ее элементами являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);
2) социальная (состоит из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, из их взаимоотношений и взаимодействий друг с другом);
3) политическая (включает в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование);
4) духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые в реальной жизни общества образуют явление духовной культуры).
Каждая их этих сфер, будучи сама элементом системы, называемой «общество», в свою очередь оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязанны и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.

Рыночные отношения в современной экономике.

Существуют два варианта организации экономической жизни общества: командная экономика крыночная экономика. Основными признаками командной экономики являются производство товаров в соответствии с заранее принятым государственным планом и отсутствие самостоятельности товаропроизводителей в вопросах, касающихся производства и распределения продукции. Такие решения принимаются центральными государственными органами.
В рыночной экономике вопросы производства и реализации продукции производители решают самостоятельно, а поведение и действия производителей и потребителей определяют структуру распределения трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Рынок представляет собой совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг. Как экономический механизм, связывающий производителей и потребителей, рынок видоизменялся на протяжении длительного времени. В современной экономике существует не один рынок, а целая система рынков, которая состоит из:
а) рынка потребительских товаров;
б) рынка средств производства;
в) рынка рабочей силы;
г) рынка инвестиций, т. е. долгосрочных вложений;
д) рынка иностранных валют и ценных бумаг;
е) рынка научно-технических разработок;
ж) рынка информации.
Основными признаками свободного рынка являются следующие:
1) неограниченное число его участников;
2) абсолютно свободный доступ на рынок для любого производителя товаров и услуг;
з) наличие у каждого участника конкурентной борьбы полного объема информации о ситуации на рынке (о ценах, спросе и предложении, размерах получаемой прибыли и т. д.);
4) мобильность материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, необходимых для производства товаров и услуг;
5) невозможность участников рыночных отношений оказывать влияние на решения, принимаемые другими производителями.
Подобного свободного рынка в действительности не существует - это идеальный образ. Однако элементы его обязательно присутствуют в любой рыночной экономике, во всяком реально функционирующем рынке.
Основными параметрами, регулирующими поведение субъектов рынка, являются спрос, предложение и цена, между которыми существует взаимная связь. В самом общем виде механизм товарного рынка регулируется двумя законами: законом стоимости и законом спроса и предложения. Спрос - это то количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен. Предложение - это то количество товара, которое продавец может предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время.
Согласно закону стоимости производство и обмен товаров осуществляются на основе их стоимости, величина которой определяется вложенными в них затратами. Денежным выражением стоимости является цена, которая устанавливается производителем и в теории может быть выше стоимости, ниже стоимости или соответствовать ей. На цену оказывает влияние спрос, которым пользуется тот или иной товар: если он высок, то производитель может поднять цену и расширить производство данного вида продукции, если он падает, то падает и цена и выпуск изделия сокращается. Стоит принять во внимание и тот факт, что потенциальные потребители товара приходят на рынок с ограниченными финансовыми ресурсами, которые они готовы потратить на покупку необходимого им товара. Поэтому они всегда заинтересованы в том, чтобы купить его подешевле, в то время как производитель желает продать товар подороже. Поэтому в реальности на рынке формируются две цены:
а) цена спроса - та максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар;
б) цена предложения - та минимальная цена, по которой производитель готов продать товар.
Рыночная же цена, т. е. цена, при которой объем спроса в точности равен объему предложения, не может опускаться ниже цены предложения (так как тогда продавец разорится) и подниматься выше цены спроса (в этом случае покупатель не сможет купить предлагаемый товар). В реальной действительности она колеблется в промежутке между этими двумя величинами, стимулируя производителей добиваться снижения затрат на производство товаров и поощряя, таким образом, повышение производительности труда, внедрение новых технических достижений и технологий, а также способствуя перераспределению ресурсов для производства тех товаров, которые пользуются устойчивым или повышенным спросом. Таким образом, цена, спрос и предложение являются активными регуляторами рыночного механизма производства и обмена товаров.
Аналогичные процессы происходят и на других рынках, в частности на рынке рабочей силы, где спрос на специалистов определенной профессии предопределяет их зарплату (чем выше спрос и меньше предложение, тем выше цена рабочей силы).

Человек, индивид, личность.

Индивидом обычно называют единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа. Понятие «человек» как правило, употребляют, желая показать принадлежность какого-либо лица к человеческому роду (Homo sapiens), а также тот факт, что данное лицо обладает всеобщими, свойственными всем людям чертами и качествами. От этих двух понятий необходимо отличать понятие «личность».
Слово «личность» (лат. persona) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре. Затем его стали применять к самому актеру и его роли («персонаж»). У древних римлян слово persona употреблялось не иначе, как с указанием социальной функции, роли, амплуа человека (личность судьи, личность отца, личность консула и т. п.). Превратившись в научный термин, слово «личность» существенно изменило свой смысл и выражает теперь нечто противоположное тому содержанию, которое в него вкладывали в древности.
Личностью называется человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Когда говорят о личности, прежде всего подразумевают его социальную индивидуальность, неповторимость. Последняя формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под влиянием конкретного общества и его культуры.
Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.
Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями. Социализация начинается в детстве, продолжается в юности, а часто и в довольно зрелом возрасте. От ее успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путем организации процесса обучения и воспитания), так и непреднамеренно. Огромную роль играет здесь такой важный социальный институт, как семья.
Благодаря процессу социализации личность приобщается к жизни общества, может приобретать и изменять свой социальный статус. Социальный статус - это положение в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социализируется и система потребностей человека: к потребностям биологическим (в пище, дыхании, отдыхе и др.) добавляются потребности социальные, такие, как потребность в общении, в заботе о других людях, в получении высокой оценки со стороны общества и т. д.
Для самого общества успешная социализация является гарантией его самосохранения и самовоспроизводства, сохранения его культуры.

Деятельность и общение.

Деятельность - это форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира. Обязательным элементом в структуре любой деятельности является ее субъект, т. е. осуществляющий ее индивид. Часто для достижения поставленной цели и получения необходимого результата приходится прибегать к взаимодействию с другими субъектами, общаться с ними.
Общение - это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности. Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, слои, сообщества и даже все человечество в целом. Выделяют несколько видов общения:
1) общение между реальными субъектами (например, между двумя людьми);
2) общение с реальным субъектом и иллюзорным партнером (например, человека с животным, которое он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами);
3) общение реального субъекта с воображаемым партнером (под ним подразумевается общение человека со своим внутренним голосом);
4) общение воображаемых партнеров (например, литературных персонажей).
Основными формами общения являются диалог, обмен мнениями в виде монолога или реплик.
Вопрос о соотношении деятельности и общения является дискуссионным. Одни ученые полагают, что эти два понятия тождественны друг другу, ибо любое общение обладает признаками деятельности. Другие считают, что деятельность и общение - противоположные понятия, поскольку общение есть только условие деятельности, но никак не сама деятельность. Третьи рассматривают общение в его взаимосвязи с деятельностью, однако считают его самостоятельным явлением.
От общения необходимо отличать коммуникацию. Коммуникацией называется процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи некоторой информации. В процессе коммуникации, в отличие от общения, передача информации происходит только в направлении одного из его субъектов (того, кто ее получает) и обратная связь между субъектами, в отличие от процесса общения, отсутствует.

Государство и экономика.

Современный рынок не регулируется только с помощью механизма свободного ценообразования. Действуя стихийно, законы рынка дают не только положительный эффект, но и порождают негативные тенденции в экономике, такие, как монополизм, безработицу и др. Ограниченность возможностей рыночного механизма регулирования экономики стала особенно очевидна в конце XIX - начале XX в., когда на смену эпохе свободной конкуренции пришли монополии, захватившие производство и рынок сбыта товаров. В 1929-1933 гг. в мире разразился экономический кризис, следствием которого было падение объемов производства и массовая безработица.
Кризис 1929-1933 гг. заставил ученых-экономистов пересмотреть многие положения экономической теории. В частности, до середины 30-х гг. XX в. среди них господствовало мнение о том, что безработица является по своей сути всего лишь отражением «превышения предложения» на рынке труда, вызванного слишком высокой заработной платой. А поскольку немногие работодатели могут нанимать людей, обеспечивая им высокие заработки, то результатом является безработица. Но, считали ученые, свободный рынок со временем решит эту проблему. Однако в период мирового экономического кризиса 1929- 1933 гг. этого не произошло.
В 1936 г. английский экономист Дж. Кейнс выпустил в свет книгу «Общая теория занятости, процента и денег». В ней он доказывал, что проблемы, с которыми в период кризиса столкнулись капиталистические страны, могут быть решены только в том случае, если рыночная экономика будет регулироваться государством. Вмешательство последнего поможет свести к минимуму отрицательные последствия, вызываемые действием рыночных законов.
Взгляды Дж. Кейнса оказали огромное влияние как на мировую экономическую мысль, так и на практику организации хозяйственной жизни в различных странах.
Сегодня ведущие государства мира становятся все более активными участниками рыночных отношений. Они используют различные методы, регулирова ния экономической жизни.
1. Правовые методы
Заключаются в том, что государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рыночной игры. Особое место среди этих законов занимает так называемое антимонопольное законодательство, с помощью которого государство препятствует появлению в экономике предприятий-монополистов, поскольку монополия, по своей природе отрицая конкуренцию, ведет экономику к застою и загниванию. Правительства различных стран принимают законы, направленные на поддержку мелкого и среднего бизнеса, поддерживая таким образом разнообразную структуру производства.
2. Финансово экономические методы
К ним относятся прежде всего налоги. Увеличивая или уменьшая размер налогов, государство либо способствует развитию производства, либо тормозит его. Государство оказывает определенное влияние на экономику при проведении своей денежной политики. Под денежной политикой понимают политику государства по управлению денежной массой и кредитами. Главную ответственность за ее проведение, как правило, несет государственный банк страны, который регулирует ставку банковского процента. С ее помощью банк либо ограничивает, либо расширяет возможности получения предпринимателями кредита на развитие производства.
Государство также может помочь товаропроизводителям, вводя таможенные пошлины. Пошлина - это специальный налог государства на товары, покупаемые за границей. Он вводится для того, чтобы импортные товары были дороже отечественных и потребители выбирали последние. Тем самым государство, с одной стороны, сдерживает импорт, а с другой - защищает соответствующие отечественные отрасли (так, например, поступает правительство РФ при защите отечественных производителей автомобилей). 3. Экономическое программирование
Заключается в том, что государство составляет примерные планы развития экономики на некоторый период. Но в отличие от командной экономики, где подобные планы являются обязательными и внедряются при помощи приказов сверху, в рыночной экономике они носят рекомендательный характер и на практике обычно оказывают определенное влияние на частных товаропроизводителей.
Таким образом, в современных условиях государство активно вмешивается в экономику, стараясь воздействовать в зависимости от необходимости на ситуацию на том или ином рынке (производства, обмена, труда и т. п.). Однако опыт многих стран доказывает, что подобное вмешательство не должно быть тотальным - экономику нельзя держать в полном подчинении у государства. Вот почему основные принципы государственного регулирования экономики могут быть сформулированы следующим образом: государство должно экономике не мешать, помогать и лишь при необходимости ее ограничивать.

Государство, его признаки.

Государство - важнейший институт политической системы общества. В политической науке до сих пор не достигнут консенсус по вопросу об определении понятия государства. Различные теории выдвигают на первый план один из аспектов социальной сущности государства: либо служение общему благу, интересам общества и личности, либо организованное принуждение, подавление эксплуататорскими классами выступлений эксплуатируемых. Одним из наиболее распространенных является представление о государстве как о политико-территориальной суверенной организации власти в обществе, располагающей специальным аппаратом для осуществления своих функций и способной делать свои веления обязательными для населения всей страны. Государство выступает как политическая, структурная и территориальная организация общества, как его своеобразная внешняя оболочка. Поэтому, когда речь идет о государстве, надо иметь в виду не столько государство как особый аппарат, своеобразную «машину», сколько государственно-организованное общество (или, иначе, политике-, территориально- и структурно-организованную форму общества).
Признаками государства, отличающими его от догосударственных (первобытнообщинной, родовой) форм общества, являются:
1) деление населения по территориальному принципу, что порождает такой институт, как гражданство (подданство);
2) наличие особой публичной власти, отделенной от общества;
3) наличие специального слоя, разряда людей, профессионально занятых управлением (бюрократия);
4) налоги, предназначенные для обеспечения осуществления государством своих функций;
5) государственные атрибуты (гимн, герб, флаг). Признаками государства, отличающими его от
других политических организаций современного общества (политических партий, профсоюзов и др.), являются:
1) суверенитет (т. е. полновластие государства внутри страны и его независимость на международной арене);
2) правотворчество (только государство может издавать нормативно-правовые акты, обязательные для исполнения всем населением страны);
3) монополия на легальное применение насилия.
Функциями государства называются основные направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачам определенного исторического этапа развития. По объекту воздействия функции государства могут быть разделены на внутренние и внешние. К внутренним относятся: экономические (координация экономических процессов, а иногда и управление экономикой), социальные (организация системы социального обеспечения), культурные (формирование условий для удовлетворения духовных потребностей населения), охранительные (поддержание стабильности существующих общественных отношений, охрана прав и свобод человека, охрана правопорядка). Среди внешних функций можно выделить осуществление международного сотрудничества и организацию обороны государства.
Попытки превратить государство во всеобъемлющую систему, полностью контролирующую жизнь общества, ведут к установлению тоталитарных диктатур, порабощению личности всесильным государством. Поэтому в демократических обществах в руках государства должна оставаться лишь деятельность по охране основ существующего порядка, защита прав и свобод личности. Государство уступает многие свои функции самоуправляющемуся и самоорганизующемуся гражданскому обществу, «уходя» из экономики, социальной сферы, культуры, лишаясь идеологических и воспитательных функций. Но в кризисные моменты развития страны (например, в годы экономического спада, во время общественных беспорядков и волнений) государство должно прийти на помощь, оказав стабилизирующее внешнее воздействие на общественные отношения.

Правовое государство.

К концу XX в. человечество приблизилось к реальному воплощению выработанной веками идеи правового государства. У ее истоков стояли древнегреческие философы Платон и Аристотель, но наиболее полное отражение концепция правового государства получила в работах И. Канта и Ш. Монтескье.
Правовым называют такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан. Признаки правового государства:
1) верховенство закона, «связанность» государства законом - все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона. В свою очередь законы в таком государстве должны быть правовыми, т. е. максимально соответствовать представлениям общества о справедливости; приниматься компетентными органами, уполномоченными на то народом; приниматься в соответствии с законно установленной процедурой; соответствовать определенной иерархии, не противоречить ни конституции, ни друг другу. Все иные нормативно-правовые подзаконные акты должны издаваться в полном соответствии с законами, не изменяя и не ограничивая их;
2) соблюдение и охрана прав и свобод человека - государство должно не только провозгласить приверженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гарантировать их и реально защищать на практике;
3) последовательно проведенный принцип разделения властей, создание системы «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимный контроль друг за другом всех ветвей власти;
4) взаимная ответственность государства и гражданина - за нарушение закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, не взирая при этом на личность правонарушителя. Гарантией этого принципа выступает независимый суд.
Предпосылками создания и функционирования правового государства являются:
1) производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства. Необходима экономическая независимость и самостоятельность индивида. Только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнером государства в политико-правовой сфере; 2) режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;
3) высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами;
4) юридической предпосылкой является создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства, которая только и может обеспечить действительное уважение закона;
5) важнейшей предпосылкой правового государства является гражданское общество, т. е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы. Лишь «разгосударствленное» общество, способное самостоятельно, без повседневного вмешательства государства (что и создает основу для нарушения последним закона) решать встающие перед ним проблемы, может быть социальной базой правового государства.

Цивилизации и формации.

Наиболее разработанными в отечественной исторической и философской науке подходами к объяснению сущности и особенностей исторического процесса являются формационный и цивилизационный. Первый из них принадлежит к марксистской школе обществознания. Его ключевым понятием является категория «общественно-экономическаяформация». Под формацией понимается исторически определенный тип общества, рассмотренный в органической взаимосвязи всех его сторон и сфер, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ.
В структуре каждой формации выделяют экономический базис и надстройка. Базис (иначе он назывался производственными отношениями) - совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ (главным среди них являются отношения собственности на средства производства). Надстройка понимается как совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений, не охватываемых базисом. Несмотря на относительную самостоятельность, тип надстройки определяется характером базиса. Он же представляет собой основу формации, определяя формационную принадлежность того или иного общества. Производственные отношения (экономический базис общества) и производительные силы составляют способ производства, понимаемый часто как синоним общественно-экономической формации. В понятие «производительные силы» входят люди как производители материальных благ с их знаниями, умениями и трудовым опытом и средства производства (орудия, предмет и средства труда). Производительные силы являются динамичным, постоянно развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, разрешающийся в ходе социальной революции, перехода к новой общественно-экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Таким образом, марксизм понимает исторический процесс как закономерную, объективно обусловленную, естественно-историческую смену общественно-экономических формаций.
В некоторых трудах самого К. Маркса выделены только две большие формации - первичная (архаическая) и вторичная (экономическая), которая включает в себя все общества, основанные на частной собственности. Третью формацию будет представлять коммунизм. В других работах классиков марксизма под общественно-экономической формацией понимается конкретная ступень развития способа производства с соответствующей ему надстройкой. Именно на их основе в советском обществознании к 1930-м гг. сформировалась и получила характер непререкаемой догмы так называемая «пятичленка». Согласно этой концепции все общества проходят в своем развитии поочередно пять общественно-экономических формаций: первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, первой фазой которой является социализм. Формационный подход основывается на нескольких постулатах:
1) представление об истории как о закономерном, внутренне обусловленном, прогрессивно поступательном, всемирно-историческом и телеологическом (направленном к цели - строительству коммунизма) процессе. Формационный подход практически отрицает национальную специфику и своеобразие отдельных государств, акцентируя внимание на том общем, что было характерно для всех обществ;
2) решающая роль материального производства в жизни общества, представление об экономических факторах как базисных для других общественных отношений;
3) необходимость соответствия производственных отношений производительным силам;
4) неизбежность перехода от одной общественно-экономической формации к другой.
На современном этапе развития обществознания в нашей стране теория общественно-экономических формаций переживает острый кризис, многие авторы выдвинули на первый план цивилизационный подход к анализу исторического процесса.
Понятие «цивилизация» - одно из самых сложных в современном обществознании; предложено множество его определений. Сам термин происходит от латинского слова «гражданский». В широком смысле под цивилизацией понимают уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующей за варварством, дикостью. Используют это понятие и для обозначения совокупности уникальных проявлений общественных порядков, присущих определенной исторической общности. В этом смысле цивилизация характеризуется как качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития. Известный российский историк М. А. Барг так определил цивилизацию: «...это способ, которым данное общество разрешает свои материальные, социально-политические и духовно-этические проблемы». Различные цивилизации коренным образом отличаются друг от друга, так как основываются не на схожей производственной технике и технологии (как общества одной формации), а на несовместимых системах социальных и духовных ценностей. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.
Различными историками выделяется множество локальных цивилизаций, которые могут совпадать с границами государств (китайская цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западноевропейская цивилизации). С течением времени цивилизации меняются, но их «ядро», благодаря которому одна цивилизация отличается от другой, сохраняется.
Абсолютизировать уникальность каждой цивилизации не следует: все они проходят через общие для мирового исторического процесса этапы. Обычно все многообразие локальных цивилизаций делят на две большие группы - восточные и западные. Для первых характерна высокая степень зависимости индивида от природы и географической среды, тесная связь человека с его социальной группой, низкая социальная мобильность, господство среди регуляторов общественных отношений, традиций и обычаев. Западные цивилизации, напротив, характеризуются стремлением к подчинению природы власти человека, приоритетом прав и свобод личности над социальными общностями, высокой социальной мобильностью, демократическим политическим режимом и правовым государством.
Таким образом, если формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, то цивилизация - на локально-региональном, уникальном, своеобразном. Эти подходы не исключают друг друга. В современном обществознании идут поиски в направлении их взаимного синтеза.

Образование и его роль в развитии общества.

Среди социальных институтов современного общества образование играет чрезвычайно важную роль, являясь одной из основных отраслей человеческой деятельности. По своей сути образование представляет собой целенаправленную познавательную деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию. Если последние приобретаются индивидом самостоятельно, без помощи других обучающих лиц, то обычно говорят о самообразовании.
Основной целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния. В ходе процесса обучения происходит передача учащемуся накопленного предшествующим поколением опыта и подготовка его к самостоятельной творческой деятельности в избранной сфере занятий. От качества образования, существующего в конкретном обществе, во многом зависят темпы его экономического и политического развития, его нравственное состояние.
Основным институтом современного образова ния является школа. От других форм обучения она отличается многообразием подготовки учащихся, а также особыми технологиями, используемыми в процессе занятий. Выполняя «заказ» общества, школа наряду с учебными заведениями иных типов осуществляет подготовку квалифицированных кадров для различных сфер человеческой деятельности.
Стремительное развитие науки и связанных с ней производственных технологий поставило на повестку дня вопрос о реформировании как структуры, так и содержания образования. Среди основных направлений проводящейся реформы можно выделить:
а) демократизацию системы обучения и воспитания;
б) гуманитаризацию и гуманизацию процесса образования;
в) компьютеризацию процесса образования;
г) интернационализацию процесса образования. В ходе их реализации предполагается:
1) видоизменить организацию и технологию обучения, сделать ученика полноценным субъектом образовательного процесса. Сегодня по-настоящему эффективной может быть названа только такая модель образования, в рамках которой происходит отход от авторитарного стиля поведения педагога, снижение его роли в качестве источника информации и повышение роли обучаемого в процессе освоения получаемой им информации;
2) выработать новую систему критериев эффективности результатов образования. Ими должны стать не только полученные обучаемым знания, умения и навыки, но и уровень творческого и нравственного развития его личности. Это необходимо в свете глобальных проблем, поставивших перед человечеством проблему его выживаемости в XXI в.
Современное образование является средством решения важнейших проблем не только всего общества, но и отдельных индивидов. Это один из важнейших этапов в длительном процессе их социализации.

Наука и общество

Структурная организация общества анализируется социальной философией с помощью деятельностно-системного подхода. Для этого выделяют основные типы совместной деятельности людей: материальное производство, социальное воспроизводство, организационная, духовная. Им соответствуют четыре основные сферы (подсистемы) общества: экономическая, социальная, политическая, духовная.

Экономическая сфера - базовая, определяющая в жизни обществ Она включает в себя: производство, распределение, обмен, потребле­ние материальных благ.

Экономическая сфера существует в следующих формах:

Экономическое пространство - то, в котором происходит хозяйственная жизнь;

Деятельность институтов управления экономикой;

Способ производства материальных благ.

Способ производства материальных благ имеет две составляющие: производительные силы и производственные отношения. Производительные силы - люди с их знаниями, умениями, трудо­выми навыками и средства производства. Средства производства включают в себя все, с помощью чего осу­ществляется производство: предмет труда; средства, орудия труда - машины, механизмы, инструменты, техника; сырье и материалы; здания и сооружения, транспорт и т. д. Человек - это творческое начало и активный субъект труда. Главная роль человека в производстве связана не столько с его физическими свой­ствами, сколько с мышлением и разделением труда. Функционирование средств производства зависит от умения, знаний и опыта людей.

Можно дать характеристику производительных сил как определен­ного технологического способа соединения людей и средств труда, спо­соба изготовления продуктов. Производительные силы изменяются количественно и качественно. Показателем количественных изменений является уровень развития производительных сил, выражающийся в производительности труда. Качественные изменения обнаруживаются в их характере, том, какие силы природы используются человеком, каким способом они используются. Характер производительных сил исторически изменял­ся. От ручных орудий труда люди перешли к машинной и автоматической технике, от энергии животных к электрической и атомной энергии. На современном этапе человек все больше выходит из непосредствен­ного процесса производства, становясь его регулятором и контролером.

Производственные отношения - отношения между людьми в про­цессе производства. К ним принадлежат:

Отношения собственности, особенно на средства производства. Это определяющий элемент производственных отношений - поскольку тот, кто обладает средствами производства, на деле является хозяином экономики и диктует условия, в то время как все остальные, не являющиеся собственниками средств производства, вынуждены предлагать свои трудовые услуги собственникам за заработную плату;

Отношения обмена деятельностью на базе разделения труда;

Отношения по поводу распределения произведенных материальных благ.

Отношения собственности во многом определяют отношения обме­на, распределения и потребления продуктов труда. Отношения соб­ственности детерминируют содержание экономических интересов клас­сов и отдельных лиц. Форма собственности - это сущность производ­ственных отношений.

Существуют частная, групповая и общественная собственности. Ис­торически первой формой собственности была коллективная, общин­ная собственность. На смену ей пришла частная собственность. Исто­рия знала три основных типа частной собственности: рабовладельчес­кий, феодальный, капиталистический. В социалистическом обществе были государственная и кооперативная собственность трудящихся, объединенных в артель. В современной Беларуси складываются различ­ные формы собственности: государственная, частнокапиталистическая, кооперативная, акционерная и др. Реформирование отечественной экономики осуществляется с учетом ее структуры и потенциала, доставшихся в наследство от СССР, отсутствия значительных природных ресурсов, менталитета белорусского народа и обострения конкурентной борьбы на мировых рынках. Все это учтено в особенностях белорусской модели экономического развития. Ее чертами являются: эффективное государственное регулирование, эволюционный путь развития, осторожное проведение программы приватизации, адресная социальная политика, экспортная ориентация большинства отраслей. Темпы роста ВВП Беларуси до начала мирового кризиса составляли 8 -10%, что более чем в два раза превышало среднемировые.

История развития общества обусловлена процессом смены спосо­ба производства, который определяет изменение всех других структур­ных элементов общественной формации. Производительные силы и производственные отношения - это две стороны единого процесса производства. Их взаимодействие подчиня­ется закону соответствия производственных отношений характеру и уровню производительных сил. Изменение производственных отноше­ний происходит при замене одного способа производства другим. Соб­ственник будет способствовать развитию производительных сил до тех пор, пока производственные отношения обеспечивают ему получение прибыли. Сохранение старых производственных отношений обычно поддерживается государством и экономически господствующие слои общества препятствуют их изменению, если даже они перестают соот­ветствовать производительным силам. Поэтому для изменения произ­водственных отношений недостаточно развития производительных сил, а необходимо еще формирование такой общественной ситуации, кото­рая бы позволила преодолеть сопротивление консервативных сил.

Переход от старого способа производства к новому осуществляется обычно путем социальных революций, которые могут приобретать са­мую различную форму и идти не только «снизу», но и «сверху».

Значение материального производства (экономической сферы жиз­ни общества) в том, что оно:

Создает материальную базу существования общества;

Способствует решению проблем, стоящих перед обществом;

Непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы);

Влияет на политические процессы;

Влияет на духовную сферу - как непосредственно (на содержание), так и на инфраструктуру, носитель духовной сферы (школы, библиотеки, театры, книги).

Хотя общественная жизнь не сводится к производству материаль­ных благ, основные ее сферы оказываются связанными между собой единой материальной основой. Поэтому изменение способа производ­ства и отношений собственности влечет за собой изменение всего об­щества - его социальной структуры, политической организации, об­щественного сознания, всей сферы духовной жизни общества.

Социальная среда - это окружающий человека социальный мир, включающий в себя материальные и идеальные условия становления, существования и развития людей. К основным компонентам социаль­ного мира относят общественные условия жизни людей, социальные действия людей, их отношения в процессе совместной деятельности; социальные общности, в которые они объединяются. Социальная сре­да задана человеку культурно-исторически.

Социальная сфера - система внутреннего устройства общества (социальные группы, нации, народности), основанная на разделе­нии труда, собственности на средства производства и национальном факторе. В этой сфере осуществляется взаимодействие по поводу условий жизни, быта, производства; проблем здравоохранения, образования, социальной защиты и обеспечения; соблюдения социальной справедливости, регулирования всего комплекса этнических, национальных, социально-классовых и групповых отношений.

Политическая сфера общества - совокупность учреждений и орга­низаций, которые выражают интересы социальных групп и осуществля­ют руководство обществом на основе согласования интересов. Элементами политической системы обще­ства являются: государство и государственные органы, политические партии, общественные организации и движения, профсоюзы, иные институты (например, СМИ). Все элементы политической системы имеют свои функции, но в то же время взаимосвязаны.

Главным элементом политической системы общества является госу­дарство- система органов, осуществляющих государственную власть. Государство - это политический институт, осуществляющий управ­ление обществом, охрану его экономической и социальной структуры. Оно защищает прежде всего формы собственности, в которых заинте­ресовано общество (либо правящая элита). Сущность государства в ан­тагонистическом обществе - это диктатура господствующего класса, когда господствующий класс получает возможность осуществлять ру­ководство всеми сторонами жизни общества в соответствии со своими интересами. Основными функциями государства являются: представительная - представлять интересы различных политических, социальных групп; регулятивная - поддерживать порядок в обществе, управлять общественными процессами; охранительная - охранять граждан как от внешней, так и от внутренней угрозы; внешнеполитическая; интеграционная.

Государство характеризуется формой правления, формой территориального устройства и политическим режимом. Форма правления показывает способ формирования власти – по наследству либо через выборы. Отсюда две основ­ные формы правления: монархия и республика (парламентская или президентская). Форма территориального устройства государств бывает унитарной (Беларусь), федеративной (Россия), конфедеративной (ЕЭС), содружеством (СНГ).

Политический режим - система методов и приемов осуществле­ния государственной власти, степень реализации прав и свобод лич­ности. Особенность политического режима определяется характером избирательного закона, ролью исполнительных и законодательных органов государственной власти. Выделяют демократический, авто­ритарный, тоталитарный режимы и их разновидности. Основной вопрос политической жизни - вопрос о власти. Полити­ческая власть - это реальная способность данного класса, группы или индивидов проводить свою волю в политике и правовых нормах. Основ­ными формами проявления власти являются господство, организация, контроль и управление. Через государственное управление властные структуры стремятся подчинить своей воле действия всех классов и социальных групп.

Особенность белорусской политической системы – ее переходный, поисковый характер. Демократические институты и механизмы власти не востребованы в полной мере большинством граждан. Можно отметить, к примеру, низкий рейтинг у населения институтов политических партий и парламентаризма. По-прежнему распространены патерналистские настроения, т.е. ожидания помощи и указаний от государства, что тормозит процесс формирования гражданского общества. Положительными сторонами являются стабильность и мирный характер политических отношений, эффективная система правопорядка и высокий уровень гарантий безопасности жизни. Существует консенсус народа и власти по поводу основных социальных ценностей и целей общественного развития.

Духовная сфера общества включает такие элементы, как: духовная деятельность, духовные ценности, духовные потребности людей, духовное потребление, индивидуальное сознание, общественное сознание. Эта сфера включает в себя все формы общественного сознания – философию, религию, мораль, право, искусство, науку, миф. Элементами духовной жизни общества считают: индивидуальное и общественное сознание, духовные потребности, духовную деятельность и производство, соответствующие ценности и идеалы, духовные потребления и отношения.

Духовная деятельность - деятельность сознания, в процессе кото­рой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире. В результате духовной деятельности возникают духовные ценнос­ти, например, моральные, религиозные устои, научные теории, худо­жественные произведения. В ходе духовной деятельности ценности распространяют­ся и потребляются (воспринимаются, усваиваются, людьми) в соответ­ствии с их духовными потребностями. Общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями на­зывается духовными отношениями.

Общественное сознание - возникающая из общественной практи­ки людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельнос­ти совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнооб­разие бытия. Общественное сознание имеет сложную структуру, где соответ­ственно различают сферы общественной идеологии и социальной пси­хологии. Различают также формы общественного сознания (полити­ческое, правовое, философское, научное, религиозное, моральное, ху­дожественное), уровни (теоретическое и обыденное). В философии принято рассматривать «общественное сознание» как сложную систему чувств, взглядов, идей, теорий, в которых отражает­ся общественное бытие. Существует тенденция отставания обществен­ного сознания от общественного бытия, но порой общественное созна­ние, особенно научное, способно опережать общественное бытие. Роль духовной сферы заключается в том, что в ней формируются комплексы ценностей и жизненные стратегии общества, социальные проекты и средства их реализации, осмысливается прошлое и закладываются ориентиры будущего. Белорусское общество переживает стадию перехода от духовных ценностей советского периода к национально- самобытным и современным мировым образцам. Этот процесс противоречив, белорусский и русский язык и общеславянская культура вытесняются массовой культурой американского образца. Это наблюдается в молодежном сленге, традициях новых праздников (Хэллоуин, День святого Валентина), доминировании утилитарных потребностей над духовными. Религиозность населения выросла, хотя для многих она – дань моде, не ставшая внутренним убеждением. В структуре общественного сознания наблюдается ослабление влияния теоретического уровня на массовый тип сознания, наука отступает перед мифом и религией. Такие явления типичны для переходных эпох и обществ. Они являются симптомами кризиса современного общества массового потребления. Нужна новая модель социокультурного развития человечества.

Новое на сайте

>

Самое популярное