Домой Проценты по кредитам Современные проблемы развития человеческого потенциала. Современные проблемы развития человеческого потенциала Проблема развития человеческого потенциала решение

Современные проблемы развития человеческого потенциала. Современные проблемы развития человеческого потенциала Проблема развития человеческого потенциала решение

Проблема развития человеческого потенциала -- это проблема соответствия качественных характеристик рабочей силы характеру современной экономики. В условиях постиндустриализации возрастают требования к физическим качествам и особенно к образованию работника, включая его способности к постоянному повышению квалификации.

Развитие качественных характеристик рабочей силы вместе с тем происходит крайне неравномерно в мировом хозяйстве. Наихудшие показатели в этом плане демонстрируют развивающиеся страны, которые, однако, выступают основным источником пополнения мировых трудовых ресурсов. Именно это обстоятельство обусловливает глобальный характер проблемы развития человеческого потенциала.

Потенциал трудовой деятельности человека определяется во многом его физическими качествами, т.е. способностями к созидательной деятельности, обусловленными, прежде всего состоянием его здоровья и развития как живого организма. Повышенная интенсивность современного производства увеличивает как физическую, так и интеллектуальную нагрузку на рабочую силу и объективно предполагает создание адекватных условий для ее воспроизводства. В то же время возможности для этого существуют преимущественно в развитых странах, тогда как в развивающихся развитию физических качества человека активно препятствуют такие факторы, как низкий уровень доходов, отсутствие полноценного питания, плохие жилищные условия, низкий уровень развития здравоохранения, массовые заболевания и др. В результате продолжительность жизни в Африке, например, составляет всего 46 лет и по оценкам ВОЗ, к началу XXI в. здесь СПИДом было поражено около 25% рабочей силы.

Важнейшими элементами качественных характеристик трудовых ресурсов являются уровень общего и профессионального образовали. Согласно теории человеческого капитала существует сильная зависимость между экономическим ростом и затратами на общее образование, профессиональную подготовку и здравоохранение, т.е. «инвестициями в человека», причем рентабельность таких инвестиций в долгосрочном плане выше вложений в физический капитал.

Исследования, проведенные в середине 80-х гг. XX в., подтвердили правоту положений теории человеческого капитала. Было, в частности, установлено, что увеличение срока обучения рабочей силы всего на один год способно обеспечить дополнительный рост ВВП в 3%. Получил подтверждение и тезис о более высокой, в долгосрочном плане, рентабельности «инвестиций в человека» в сравнении с вложениями в физический капитал.

Проблема развития человеческого потенциала является исключительно сложной мировой проблемой. Перспективы ее решения напрямую зависят от экономического роста во всех составных частях мирового хозяйства и в первую очередь в развивающихся странах. Только на базе экономического роста возникают возможности развития социальной сферы, а значит, и создания адекватных современным требованиям условий формирования трудовых ресурсов.

Демографическая проблема

Численность населения мира на протяжении всей истории человечества неуклонно возрастает. К сегодняшнему дню население планеты составляет 6,5 млрд.

Среднегодовые темпы прироста мирового населения постепенно замедляются. Это обусловлено тем, что страны Северной Америки, Европы (включая Россию) и Япония перешли к простому воспроизводству населения, для которого характерен незначительной прирост или относительно небольшая естественная убыль населения. Одновременно существенно уменьшился естественный прирост населения в Китае и странах Юго-Восточной Азии. Однако замедление темпов практически не означает смягчения остроты мировой демографической ситуации в первые десятилетия XXI в., так как отмеченное снижение темпов оказывается пока недостаточным, чтобы существенно уменьшить абсолютный прирост.

Особая острота глобальной демографической проблемы проистекает от того, что свыше 80% прироста мирового населения приходится на развивающиеся страны. Ареной демографического взрыва в настоящее время являются страны Тропической Африки, Ближнего и Среднего Востока и в несколько меньшей степени -- Южной Азии.

Главной причиной демографического взрыва является то, что на современном этапе в развивающихся странах сложился своеобразный переходный тип воспроизводства населения, при котором снижение смертности не сопровождается соответствующим сокращением рождаемости. Смертность в среднем по развивающимся странам снизилась. Темпы снижения смертности оказались беспрецедентными в мировой истории (всего лишь за 20--30 лет, иногда даже за 15 лет). Это произошло в решающей степени в результате активных мероприятий по борьбе с эпидемиями, использования принципиально новых медицинских препаратов, улучшения общих санитарно-гигиенических условий жизни населения. В то же время рождаемость в развивающихся странах в целом остается еще достаточно высокой.

Главное последствие быстрого роста населения заключается в том, что если в Европе демографический взрыв следовал за экономическим ростом и изменениями в социальной сфере, то в развивающихся странах резкое ускорение темпов роста населения опередило модернизацию производства и социальной сферы.

Демографический взрыв привел к усиливающейся концентрации трудовых ресурсов мира в развивающихся странах, где численность рабочей силы росла в пять-шесть раз быстрее, чем в промышленно развитых. При этом 2/3 мировых ресурсов рабочей силы сосредоточено в странах с самым низким уровнем социально-экономического развития.

В связи с этим одним из важнейших аспектов глобальной демографической проблемы в современных условиях является обеспечение занятости и эффективного использования трудовых ресурсов развивающихся стран. Решение проблемы занятости в этих странах возможно путем как создания новых рабочих мест в современных отраслях их экономики, так и увеличения трудовой миграции в промышленно развитые и более богатые страны.

Основные демографические показатели -- рождаемость, смертность, естественный прирост (убыль) -- зависят от уровня развития общества (экономического, социального, культурного и т.д. Это дает основание предполагать, что по мере повышения уровня экономического развития страны развивающегося мира будут переходить к современному типу воспроизводства, что будет способствовать решению демографической проблемы.

Проблема развития человеческого потенциала

Развитие экономики любой страны и мировой экономики вцелом, особенно в современную эпоху, определяется ее человеческим потенциалом, т.е. трудовыми ресурсами и главное -- их качеством. А оно проявляется, прежде всего, в виде квалификации трудовой морали.

Изменение условий и характера труда и повседневной жизни при переходе к постиндустриальному обществу привели к развитию двух, казалось бы, взаимоисключающих и в то же время взаимопереплетающихся тенденций. С одной стороны, это все более возрастающая индивидуализация трудовой деятельности, с другой -- необходимость наличия навыков к работе в коллективе для решения сложных производственных или управленческих задач методом «мозговой атаки».

Изменяющиеся условия труда предъявляют в настоящее время повышенные требования и к физическим качествам человека, которые в значительной мере определяют его способность к труду. На процессы воспроизводства человеческого потенциала большое влияние оказывают такие факторы, как сбалансированное полноценное питание, жилищные условия, состояние окружающей среды, экономическая, политическая и военная стабильность, состояние здравоохранения и массовые заболевания и т.п. Ключевыми элементами квалификации сегодня выступают уровень общего и профессионального образования. Признание значения общего и профессионального образования, увеличение продолжительности обучения привели к осознанию того, что рентабельность ассигнований в человека превосходит прибыльность вложений в физический капитал. В связи с этим затраты на образование и профессиональную подготовку, а также здравоохранение, получившие название «инвестиций в человека», рассматриваются в настоящее время не как непроизводительное потребление, а как один из наиболее эффективных видов капиталовложений.

Одним из показателей квалификационного уровня служит среднее общее количество лет обучения в начальной, средней и высшей школе. В США оно составляет в настоящее время 16 лет, в Германии -- 14,5 лет. Однако продолжают сохраняться страны и регионы с очень низким уровнем образования. По оценке Международного банка реконструкции и развития, в Западной Африке этот показатель составляет около двух лет, в странах Тропической Африки -- менее трех лет, в Восточной Африке -- около четырех лет, т.е. не превышает продолжительности обучения в начальной школе.

Отдельная задача в области образования -- это ликвидация неграмотности. В последние десятилетия уровень неграмотности в мире снизился, но число неграмотных возросло. Подавляющая часть неграмотных приходится на развивающиеся страны. Так, в Африке и Южной Азии неграмотные составляют более 40% взрослого населения.

Современные проблемы развития человеческого потенциала

Все чаще в литературе об экономическом развитии России встречаются упоминания о человеческом потенциале. И это, определенно, не случайно. Сложившаяся в нашей стране проблемная ситуация связанная с поиском выхода из уже затянувшегося экономического кризиса и необходимостью перехода к инновационной экономике, наводит на мысль, что человеческий потенциал и его развитие безусловно способствует продвижению в этом направлении. Что и объясняет возросшую частоту обращения к нему и необходимость постоянного анализа его состояния, а так же определение наилучших направлений его развития.

В целом, нужно отметить, что употребление понятия человеческого потенциала в методологическом аспекте оказалось крайне продуктивным. Ежегодные доклады ПРООН о развитии человеческого потенциала прекрасно демонстрируют, что сравнивая показатели, характеризующие «человеческий потенциал», в разных странах, можно сделать, наиболее обоснованные выводы об уровне их развития и о стоящими перед ними актуальными социально-экономическими проблемами.

Понятие человеческого потенциала относится к области деятельности человека, субъектом которой он является. Потенциал описывает состояние возможности осуществления определенной деятельности. Возможность создается обществом в процессе его исторического развития, она определяется целым комплексом разнообразных факторов в их тесной взаимосвязи. Деятельность человека есть процесс осуществления этого потенциала.

На сегодняшний день существуют сложные и разнообразные проблемы развития, сохранения и реализации человеческого потенциала, порождающие нынешние состояние нашей страны. Промышленное производство, сельское хозяйство , как и многие другие сферы экономики слаборазвиты, а выход из сложившейся кризисной ситуации возможен лишь с помощью экономического роста.


Источником экономического роста России могут оставаться большие запасы минерального сырья. Продолжая развивать «сырьевую экономику» и организовывая экспорт сырья, экономика может получать столь необходимые ресурсы для своей активизации. Существует мнение, что Россия просто обречена двигаться по такому «сырьевому пути», иными словами страна сможет выйти из кризиса и стабильно развиваться, если отдаст приоритет развития добывающей промышленности , создав в ней совершенную инфраструктуру, вложив в нее капитал, сориентировав на нее научные исследования, адаптируя систему образования и т. д. Не смотря на не популярность этого мнения, экономика России фактически продолжает двигаться по «сырьевому пути», сохраняя свою экспортно-сырьевую ориентацию, тем самым поддерживая критическую зависимость от сложившихся внешних цен на сырье, превращая экономику России в сырьевой придаток. Между тем именно критическая зависимость экономики и экспортных цен на сырье говорит о бесперспективности такого развития. Но не стоит забывать, что помимо богатых запасов минеральных ресурсов у России есть и другое богатство - человеческий потенциал. Развитие человеческого потенциала способствует переходу экономики России на инновационный путь развития, о котором столь часто говорят в правительстве нашей страны.

Инновационная экономика – это экономика, которая создает, распространяет и использует всевозможные инновации (новые знания) для обеспечения своего роста и конкурентоспособности. Это такая экономика, в которой знания обогащают все отрасли, все сектора и всех участников экономических процессов. Это одновременно экономика, которая не только использует инновации в разнообразной форме, но также создает их в виде разнообразной высокотехнологичной продукции, высококвалифицированных услуг, научной продукции и образования.

Во многом развитию инновационной экономики в нашей стране мешают проблемы связанные с развитием человеческого потенциала.

Главными проблемами, препятствующими развитию человеческого потенциала, являются:

Низкая продолжительность жизни и высокая смертность населения;

Низкий уровень физико-психического здоровья населения под влиянием социальных и экологических факторов;

Тяжелое экономическое положение детей, молодых семьи и молодежи как основных элементов человеческого потенциала;

Негативные тенденции, связанные с практическим применением научно-технических достижений;

Новая культурная среда, окружающая молодые поколения.

Отчасти эти проблемы связаны с объективным ходом цивилизационного процесса, который характерен для современного века, отчасти - они специфичны в условиях нашей страны. Рассмотрим проблемы развития человеческого потенциала более подробно.

Состояние здоровья и продолжительность жизни населения как одно из важнейших составляющих человеческого потенциала.

Сложившаяся демографическая ситуация в России, не смотря на демографический рост в 2009 году (в 2009 году впервые с 1992 года количество новорожденных превысило количество умерших на 24 тыс. человека), оценивается большинством специалистами как кризисная. Начиная с 1992 года смертность населения, в первый раз со времени окончания Великой Отечественной войны, превысила рождаемость. Численность населения сократилась со 148,6 млн. человек в 1992 году сократилась до 141,9 млн. человек в 2010 году, иными словами депопуляция населения России за 1992-2010 годы составила – 6,7 млн. человек.


Продолжается возрастание процентной доли пенсионеров над долей молодежи. Наиболее ярко эта тенденция выражена в деревнях и селах, где люди пенсионного возраста иногда составляют большую часть жителей, что связано с вымиранием деревни и продолжающимися процессами урбанизациии в России.

Не смотря на рост населения достигшего пенсионного возраста, продолжительность жизни в России является очень низкой по сравнению с экономически развитыми странами - по продолжительности жизни среди мужчин Россия занимает 134-е место в мире, а среди женщин - 100-е место. Основные причины низкой продолжительности жизни являются:

1) крайне высокая смертность от болезней связанных с системой кровообращения, и продолжающейся рост смертей в этой области, в отличии от западных стран, где наблюдается обратная тенденция;

2) большой смертностью в результате несчастных случаев и убийств, а так же самоубийств в трудоспособном возрасте.

3) большим количествам смертей связанных с болезнями органов дыхания и инфекционными болезнями.

Помимо высокой смертности, особую тревогу вызывает психическое состояние здоровья населения, обусловленное низким уровнем культуры поведения, отсутствием в массовом сознании установок на здоровый образ жизни, плохой информированностью населения. Вследствие чего наблюдается высокое число больных алкоголизмом и наркоманией, а так же людей страдающих от различных психических расстройств. Продолжает расти число умственно отсталых детей.

Влияние социально-экологических факторов на человеческий потенциал

Острая психологическая и социальная ситуация объясняется двумя группами факторов:

Влияющими на психические явления через сдвиги в физиологических процессах;

Воздействующими на психику человека посредством изменения социально-экономических условий.

К основным факторам в первой группе относят явления гипоксии, действие различных веществ, отравляющих атмосферу, плохое качество питания и т. д. В роли наиболее важных факторов второй группы выступает: низкий уровень жизни, безработица , отсутствие уверенность в завтрашнем дне, увеличение потока миграции, трудности, связанные с получением образования, высокая стоимость досуга и т. д.

Здоровье населения непосредственно связано с постоянно ухудшающейся экологической обстановкой в стране, обусловленной техногенными изменениями окружающей среды и физическими изменениями условий среды жизнедеятельности (климатические изменения, радиационные загрязнения, высокое электромагнитное излучение, шумы, вибрации и пр.).

Дополнительную опасность представляет низкий уровень мониторинга за экологически опасными для человека явлениями окружающей среды и производными от нее показателями состояния здоровья населения.

Положение детей в сложных социально-экономических условиях.

В начале 21 века социально-экономические показатели, характеризующие положение детей по совокупности параметров оказались неблагоприятными. Беспокойство вызывает высокая, в сравнении с западными странами, младенческая смертность (в 2007 г. младенческая смертность составила – 11,06 на 1000 родившихся в то время как в странах Западной Европы этот показатель в 2-3 раза ниже). Продолжает увеличиваться число детей страдающих хроническими заболеваниями, заболеваниями центральной нервной системы, системы пищеварения, кровеносной системы, онкологическими заболеваниями и заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Специально проведенные исследования показали, что пятая части детей дошкольного возраста уже имеют различные хронические заболевания, а более чем у половины школьников отмечено ослабление здоровья, третья часть детей к моменту окончания школы ограничены в выборе своей профессиональной деятельности по состоянию здоровья. Низкий уровень жизни ведет к значительному ухудшению качества питания детей, к их переходу на углеводородную модель питания, а это будет негативно сказываться как на физическом так и на психическом здоровье детей.

Особой социальной проблемой развития человеческого потенциала является нарастающая безнадзорность и, как следствие высокий уровень детской преступности, ежегодно детьми совершается около 150 тысяч преступлений, что составляет примерно 10% от общего числа криминальных проявлений в стране. Еще 20 лет назад этот показатель составлял не более 3%. За свои преступления в 62 воспитательных колониях сейчас находятся более 10 тысяч несовершеннолетних преступников. Что касается безнадзорности, то общее число бездомных детей составляет около 2 млн. человек.

Состояние молодежи как фактор риска

Высокая динамичность и степень сложности, а также не уверенность в завтрашнем дне делает особенно сложной проблему освоения молодыми людьми культурной и социальной среды. Наложение же общецивилизационных негативных тенденция на специфические российские трудности вдвойне усугубляет молодежную проблематику. А ведь именно социальная и психологическая защищенность молодежи является наименьшей, вследствие чего она испытывает наиболее высокое давление общественных проблем.

Серьезной проблемой развития человеческого потенциала является профориентация и трудоустройство молодежи. В системе образования и профподготовки сейчас происходят существенные изменения, многие из которых носят экспериментальный уровень, что негативно сказывается на испытуемых. Плюс к этому происходит снижение воспроизводства рабочих специальностей, особенно специалистов среднего звена. ИСЭПН РАН провело исследование из которого можно сделать вывод, что с 2000 года число рабочих специальностей сократилось на 30,3%, а количество учебных заведений уменьшилось на 374 единицы.

Доля молодежи в числе безработных составляет 35%. Сохраняется огромный разрыв между рынком образовательных услуг и рынком труда. Множество выпускников учебных заведений (около 40%) не находят работу по специальности.

Влияние научно-технических достижений и средств массовой информации на человеческий потенциал.

С точки зрения возможности манипулирования как индивидуальным, так и коллективным сознанием и поведением, телевидение, радио и печатные издания не всегда оказывают положительное воздействие на человеческий потенциал. Напротив, в условиях постоянной конкурентной борьбы и отсутствия действенных инструментов правового контроля, а так же морального самоконтроля, средства массовой информации часто апеллируют к самым низменным инстинктам и потребностям людей, к иррациональным сторонам их психики.

Так же можно отметить негативные тенденции связанные с практическим применением научно-технических достижений. Наиболее остро эти тенденции происходят в связи с постоянным развитием компьютерных технологий. Сегодня активно увеличивается как количество людей, активно использующих компьютер в рабочих целях, так и чрезмерно увлекающихся компьютерными играми и использованием сети Интернет, но помимо этого активно увеличивается число так называемых компьютерных аддиктов (под аддиктами понимают зависимых пользователей). Эта тенденция как и все новаторское, в наибольшей степени относится к молодому поколению (до 30 лет).

Главным образом, зависимость от современных компьютерных технологий выражается в двух основных формах:

1. Интернет-зависимость (интернет-аддикция);

2. Чрезмерная увлеченность компьютерными играми.

Данная статья не претендует на систематический анализ всех проблем развития человеческого потенциала, в ней сделана попытка показать ценность комплексного изучения проблем, которые негативно влияют на человеческий потенциал страны. Однако дальнейшее комплексное изучение этих проблем позволит создать целостное представление о положении и перспективах развития человеческого потенциала. Такое представление может быть основанием для гуманитарной экспертизы социальных нововведений и стратегии социального развития с точки зрения из воздействия на человеческий потенциал.

Реализация человеческого потенциала в национальной экономике на современном этапе происходит в пространстве действия взаимосвязанных

противоречий:

Между постоянно усложняющимися экономическими условиями существования и неадекватным сужающимся человеческим потенциалом;

Между потенциально выросшими возможностями реализации человеческого потенциала в условиях экономической свободы и реальной разрушающейся материально-технической базой общества;

Между достижениями информационных технологий и интернационализации производительных сил общества и дезинтеграцией общества;

В обществе обострились противостояния между собственниками и наемными работниками, социальное расслоение достигает огромных размеров, возникла и закрепилась массовая бедность.

Для исправления сложившейся ситуации нам видится необходимым направить усилия, как государства, так и домохозяйств и местных органов самоуправления на сохранение и развитие человеческого потенциала.

Улучшения ситуации сложившейся в области реализации человеческого потенциала можно достигнуть при помощи выработки предложений, направленных на повышение качества реализации человеческого потенциала в украинском обществе. Эти предложения направлены на создание благоприятной институциональной среды, которая бы способствовала активному развитию основных составляющих человеческого потенциала в украинском обществе. Государственная политика должна быть направлена на становление новой системы ценностей, норм и правил, влияющих на развитие и реализацию человеческого потенциала. С этой целью необходимо:

Разработать систему мер, направленную на снижение дифференциации доходов в обществе. Это видится нам возможным благодаря внедрению принципа взаимозависимости между уровнем дохода индивида и его человеческим капиталом;

Разработать правила и нормы, с помощью которых можно было бы адаптировать современную украинскую систему образования к мировой системе и рынку труда. Такую адаптацию следует производить не с помощью простого копирования мировых стандартов образования в украинское законодательство, а при помощи учета национальных особенностей, менталитета людей и в контексте синтеза культур;

Разработать нормы и правила, способствующие реформированию системы здравоохранения.

Это реформирование должно быть направлено в русло решения проблем связанных с вопросами увеличения продолжительности жизни населения страны и сокращением уровня смертности в стране, пропагандой здорового образа жизни, а также увеличением физического и психологического здоровья населения страны путем активной политики в области социально-психологических факторов, которые имеют непосредственное влияние на среду жизнедеятельности.

ВЫВОДЫ

Таким образом, Украина имеет определенные проблемы в управлении человеческим и социальным развитием, которые типичны для стран постсоветского пространства. Одновременно ей присущи специфические особенности решения этих проблем, которые представляют научный и практический интерес для использования в социальном управлении на государственном и региональном уровнях. Они направлены: на совершенствование реализации Концепции человеческого развития, на формирование методики оценки человеческого развития в региональном разрезе, на становление институционального обеспечения человеческого развития, на внедрение мониторинга человеческого развития на основе сочетания статистической и социологической информации и др. Нежелание мириться с негативными процессами в социальной сфере в Украине, наличие мощного человеческого капитала в стране, толерантность и трудолюбие нации являются главными предпосылками для реализации надежд в части обеспечения эффективного управления человеческим и социальным развитием.

Итак, для формирования условий и возможностей сохранения и обеспечения человеческого развития в Украине необходимо:

– внести дополнения и изменения и включить в Конституцию Украины, в Закон Украины «Об основах национальной безопасности Украины», Стратегию национальной безопасности положения, регламентирующие сохранение и развитие человеческого потенциала Украины;

– разработать Стратегию развития Украины, Основные направления социальной политики Украины с конкретизацией положений по человеческому развитию в государстве и регионах;

– обосновать и разграничить социальные функции государства и регионов относительно полномочий, обязательств и ответственности за состояние и перспективы человеческого и социального развития;

– обеспечить реализацию государственных и договорных социальных стандартов и гарантий, неотвратимость ответственности за их непредставление, использовать денежную компенсацию как инструмент законодательно установленных социальных прав и гарантий с конкретизацией источников компенсационных выплат;

– обеспечить сбалансированность достижения стратегических социальных ориентиров при условии соблюдения экономического роста и инновационного развития;

– обеспечить усовершенствование научно-методической базы оценки и измерения человеческого потенциала на основе одновременного использования стратегической и социологической информации.

Ключевые слова: человеческий потенциал, индекс человеческого развития, уровень жизни людей.

В экономической литературе при характеристике или оценке развития страны все чаще стал употребляться термин «человеческий потенциал», который сейчас выступает важным параметром социально-экономического развития нации .

Под понятием «человеческий потенциал» в научной литературе понимают совокупность физических и духовных сил человека, которые могут быть использованы для достижения индивидуальных и общественных целей – как инструментальных, связанных с обеспечением необходимых условий жизнедеятельности, так и экзистенциальных, включающих расширение самих потенций человека и возможностей его самореализации . Иными словами, человеческий потенциал - это все возможности человека, позволяющие ему производить предельную единицу продукта.

Уровень человеческого потенциала измеряется таким важным показателем, как индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) или индекс человеческого развития (ИЧР). Индекс человеческого развития - это совокупный показатель уровня развития человека в той или иной стране . ИЧР измеряет достижения страны в соотношении состояния здоровья, получения образования и фактического дохода ее граждан, по трем основным направлениям, для которых разработаны следующие индексы:

1) Индекс ожидаемой продолжительности жизни: здоровье и долголетие, измеряемые показателем средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении.

2) Индекс образования: доступ к образованию измеряемый средней ожидаемой продолжительностью обучения детей школьного возраста и средней продолжительностью обучения взрослого населения.

3) Индекс валового национального дохода: достойный уровень жизни, измеряемый величиной валового национального дохода на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности .

На основе данных значений выстраивается интегральный показатель, который позволяет оценить благосостояние страны, уровень развития экономики, уровень жизни населения, взаимодействие страны с внешним миром. Чем ближе значение ИЧР к 1, тем выше развитие человеческого потенциала страны.

Ежегодно Программа развития ООН (ПРООН) проводит исследование в области индекс человеческого потенциала по странам мира и опубликовывает полученные данные в “Докладе о человеческом развитии”. Так по данным, представленным в “Докладе о человеческом развитии 2015” Российская Федерация занимала 50 место с ИРЧ 0.798, открывая список стран с высоким уровнем человеческого развития и разделив это место с Беларусью. Для России данная динамика оценивается как положительная по сравнению с 2014 годом, когда страна занимала 57 позицию с ИЧР 0.778.

Таблица 1. Показатели человеческого потенциала России

По данным табл. 1 по показателям развития человеческого потенциала Россия занимает высокое положение, по сравнению с множеством других стран мира, но пропуская вперед такие страны как Норвегия, Австралия, Швейцария, Дания, Нидерланды, США, Китай и др. Существуют сложные и разнообразные проблемы развития, сохранения и реализации человеческого потенциала, порождающие нынешние состояние нашей страны и обуславливающие ее отставание от ряда зарубежных стран .

Попытаемся выделить группы проблем особенно влияющие на показатель ИРЧ. Считаем рациональным сформулировать данные группы исходя из индексов, из которых складывается ИРЧ.

1) Факторы, негативно влияющие на продолжительность жизни граждан: резкое возрастание раковых заболеваний и заболевания, связанных с сердечно-сосудистой системой; гибель людей в результате катастроф, несчастных случаев, пожаров, актов терроризма, крушений и т. п.; возрастание числа людей, страдающих от нарко- или алкогольной зависимости, распространение курения среди несовершеннолетних; неблагоприятная экологическая ситуация в крупных городах.

2) Проблемы сферы образования: относительно невысокая зарплата педагогов, и, как следствие, незаинтересованность в качестве преподавания; неравный доступ к образованию из-за коррумпированности образовательной системы в ряде крупных городов России; проблема старения научно-педагогических кадров при незначительной доле молодых специалистов; проблемы с признанием полученного в России высшего образования в европейских странах .

Проблемы уровня жизни населения: высокий уровень инфляции, который значительно уменьшает ВНД на душу населения по паритету покупательной способности; ресурсоориентированность экономики России; монополизация рынков; высокий уровень коррупции.

Список проблем остается открытым, так как по мере развития экономики могут возникнуть новые препятствия .

В качестве предложений по разрешению вышеобозначенных проблем можно обозначить следующие пути: улучшение качества медицинского обслуживания населения; пропогандирование соблюдения правил дорожного движения, техники безопасности на предприятиях в целях уменьшения количества несчастных случаев; внедрение инновационных технологий на крупных предприятиях, позволяющих функционировать с наименьшим количеством выбросов в окружающую среду; повышение заработной платы сотрудникам образовательной сферы; инвестиции в учебно-методическое оснащение образовательных учреждений; активная работа по налаживанию связей с европейскими ВУЗами; переход к наукоемким технологиям; ориентация на ресурсосбережение; демонополизация и повышение контроля за деятельностью монополий; борьба с коррупцией.

Для решения данного комплекса проблем потребуются годы и слаженное взаимодействие всех институтов гражданского общества: государства, СМИ, граждан, партий, общественных объединений и т. д.

Индекс человеческого развития складывается из оценки уровня развития каждого гражданина. Развитие себя как успешного человека непременно влечет за собой и повышения ИЧР всей страны.

Список использованных источников

1. Макроэкономическое планирование и прогнозирование: курс лекций. Учебное пособие/ Лосева О.В., Лескина О.Н. – Пенза: Издательство «Пензенский государственный университет», 2014.
2. Market journal. Человеческий потенциал [Электронный ресурс]. URL:http://www.market-journal.com/naporoge/5.html (Дата обращения: 21.09.2016г.)
3. Лескина О.Н. Мировая экономика: курс лекций. Учебное пособие. – Пенза: Издательст
4. Зубенко, В. В. Мировая экономика и международные экономические отношения / В. В. Зубенко, О. В. Игнатова, Н. Л. Орлова, В. А, Зубенко. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 409 с.
5. Центр гуманитарных технологий. Программа развития ООН: Индекс человеческого развития старанах мира [Электронный ресурс]. URL:http://gtmarket.ru/news/2015/12/16/7285 (Дата обращения: 21.09.2016г.).
6. Василенко, Т. А. Современные проблемы развития человеческого потенциала в России / Т. А. Василенко // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. – 2011. – №3 (3). – С. 81-87.
7. Лескина О.Н. Качество человеческих ресурсов и инновационное развитие России// NovaInfo.Ru. 2015. Т.1. № 30. С. 111-118
8. Лескина О.Н. Социальные основы устойчивого развития современных социально-экономических систем// NovaInfo.Ru. 2015. Т.2. №31. С.107-110
9. Лескина О.Н. Человеческие ресурсы России в аспекте ее инновационного развития// Наука, образование, общество. 2015. № 1(3). С.31-40

Научная статья на тему “Человеческий потенциал в России и проблемы его функционирования” обновлено: 2 февраля, 2018 автором: Научные Статьи.Ру

Новое на сайте

>

Самое популярное