Домой Проценты по кредитам Свастика в период "временного" правительства и времён гражданской войны. Самые интересные банкноты России

Свастика в период "временного" правительства и времён гражданской войны. Самые интересные банкноты России

Не представляет большого труда обнаружить на рисунках кредитных билетов достоинством 5000 и 10000 рублей, выпущенных декретом Совета Народных Комиссаров от 21 октября 1919 года, изображения свастики. Она просматривается на лицевой стороне билетов в двух больших виньетках и между ними в центральной части поля. Об этом факте необычного оформления советских кредитных билетов известно всем бонистам-коллекционерам бумажных денежных знаков. Однако в литературе отсутствуют документально подтвержденные сведения о истории выпуска таких денег и причинах появления на них орнаментального рисунка со свастикой. Поэтому представилось целесообразным освещение этой малоизвестной страницы нашей истории, особенно в условиях, когда в периодической печати появилась некорректная трактовка факта изображения свастики на советских деньгах.

Прежде всего следует остановиться на условиях, в которых проходила подготовка к выпуску рассматриваемых кредитных билетов. А условия были крайне тяжелыми. Советская власть, получив в наследство денежные системы царского и Временного правительств, вынуждена была продолжать выпуск бумажных денег с символикой и геральдикой, соответствующих идеологии этих правительств. Вместе с тем, практически сразу после завоевания власти, несмотря на огромные финансово-экономические трудности, был поставлен вопрос о выпуске новых советских денег, символика на которых отвечала бы содержанию этой власти.

Заключение Брестского мира и временная военная передышка создавали некоторые благоприятные условия для налаживания денежного обращения. Весной 1918 года началась подготовка денежной реформы, которая предусматривала на первом этапе замену всех старых денежных знаков на новые. Отдел изобразительных искусств Народного Комиссариата просвещения объявил конкурс на лучший рисунок денежных знаков. Пока проходил затянувшийся выбор рисунка, цвета и формы новых бумажных денег, рассказывает А. Мельникова в книге «Твердые деньги» (М, 1973), жизнь заставила в срочном порядке начинать печатание кредитных билетов со старых клише, которые были разработаны еще Временным правительством и которое собиралось, но не успело их выпустить в следующем, 1918 году. Поэтому на клише для лицевой стороны купюр была выгравирована дата «1918».

Очевидно не рассчитывая в ближайшем будущем на улучшение денежного обращения и исходя из необходимости увеличения находящихся в обороте денег путем ускорения их изготовления, для оформления большинства готовившихся к выпуску кредитных билетов, а именно, от 1 до 1000 рублей был принят простой геометрический орнамент. Это уменьшало защиту кредитных билетов от подделок.

В отличие от этой серии купюры в 5000 и 10000 рублей должны были иметь более сложную структуру рисунка, которая достаточно надежно гарантировала бы их защиту. При изготовлении клише для напечатания этих купюр Временное правительство использовало с небольшими доработками ранее созданное клише для печатания «Государственного кредитного билета» 1000-рублевого достоинства. В этом легко убедиться, сравнив приведенные рисунки билетов достоинством в 1000 и 10000 рублей. Из сравнения рисунков следует, что наиболее крупной доработкой клише для подготавливаемых к выпуску купюр являлось применение вместо изображения Таврического дворца, где заседала Государственная дума, двуглавого орла, который к тому времени был принят в качестве герба Временного правительства.

Кредитные билеты 1000-рублевого достоинства были выпущены в мае 1917 года Временным правительством, которое возглавлял министр-председатель князь Г.Е. Львов. В описании лицевой стороны этого билета, помещенном в пункте №128 постановления Сената от 6 июня 1917 года приведено следующее:

«Главный рисунок сетки состоит из двух крупных овальных гильоширных розеток -- правой и левой... В центре каждой из обеих крупных розеток находится геометрический орнамент, образованный крестообразно-пересекающимися широкими полосами, загнутыми под прямым углом, на одном конце вправо, а на другом -- влево... Промежуточный фон между обеими крупными розетками заполнен гильоширным узором, а центр этого фона занят геометрическим орнаментом такого же рисунка, как и в обеих розетках, но большей величины».

Из этого описания, а также из рисунка следует, что одним из элементов геометрического орнамента билета, выпущенного еще в начале 1917 года, была свастика, которое, как трактовала в соей книге А. Мельникова «...как бы гарантировала те жизненные блага, которые обещало Временное правительство». Свастика без каких-либо изменений вошла в клише подготавливаемых к выпуску в 1918 году Временным правительством кредитных билетов достоинством в 5000 и 10000 рублей.

Из-за ухудшения общей обстановки в стране «Государственные кредитные билеты» не были выпущены в 1918 году, хотя на них и проставлен этот год (Н.А. Мец «Наш рубль". М, 1960). Эти билеты вошли в оборот только в 1919 году по директиве СНК от 15 мая.

Кредитные билеты с изображением свастики достоинством в 5000 и 10000 рублей вошли в оборот в самом конце 1919 года, т.е. почти через три года после того, как свастика была введена в структуру «Государственного кредитного билета" 1917 года
Временным правительством князя Львова.

Введенные в оборот «Государственные кредитные билеты» 1918 года были подписаны управляющим Госбанка РСФСР Г.Л. Пятаковым, за что в народе эти деньги были прозваны «пятаковками».

В заключение отметим, что кредитные билеты со свастикой, также как и другие бумажные денежные знаки первых выпусков, находились в денежном обороте страны до сентября 1922 года.

После революционных событий февраля 1917 г. в денежном обращении России появились государственные кредитные билеты номиналами в 250 и 1000 рублей с новой государственной символикой и изображением свастики, которые в народе получили наименование «думские деньги», «думки». Также свастика присутствует на схожих по оформлению билетах 5000 и 10 000 рублей образца 1918 г., которые были подписаны управляющим Госбанка РСФСР Г.Л. Пятаковым, за что были прозваны «пятаковками». Все эти банкноты оставались в денежном обращении страны до 1922 г.
За прошедшие годы историками, коллекционерами-бонистами, журналистами и блоггерами Рунета были предложены самые разные версии причин помещения свастики на российских деньгах. Их можно разделить на три основных группы.
Еще в Белой эмиграции в 1920-х гг. была высказана идея о масонском значении этого символа (Скрынников Н., 1921, С.42-43; Лукин Ю.Н., 1936. С.24) и это мнение до сих пор находит поддержку у ряда авторов.
Второй основной идеей стало объяснение изображения свастики на «думках» и «пятаковках» в качестве древнего солярного знака, символизирующего вечность и благополучие, который как бы гарантировал «те жизненные блага, которые обещало Временное правительство». (Мельникова А.С., 1973. С.). При этом ряд авторов полагает, что помещение солярного знака - Солнцеворота, Коловрата - прямо связано с древней славянской традицией.
Третья группа исследователей трактует помещенного на банкнотах двуглавого орла, наложенного на свастику, как вариант нового герба Российской республики 1917 г. (Всеволодов И.В., 1990. С. 241-242; Соболева Н.А., Артамонов В.А.. 1993. С. ; Соболева Н.А., 2013. С.).
Однако такое геральдическое использование свастики должно было бы получить официальное правительственное объяснение. Но в официальном описании банкнот 1917 г. отсутствует даже само название «свастика». В документе указано: «В центре каждой из обеих крупных розеток находится ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ (выделено авторами), образованный крестообразно-пересекающимися широкими полосами, загнутыми под прямыми углами, на одном конце вправо, на другом, влево. Полосы покрыты системой горизонтальных линий и окаймлены, на небольшом расстоянии, тонкой контурной линией. Промежуточный фон между обеими крупными розетками и гильоширно-орнаментальными украшениями заполнен гильоширным узором, а центр этого фона занят геометрическим орнаментом такого же рисунка, как и в обоих розетках, но большей величины» (ГАРФ. Ф.7421. Оп.1. Д.7. Л. 146 об., 147).
Очевидно, что в документе нарочито затушевано значение древнего солярного символа и предлагается его нейтральная трактовка в качестве «орнамента», а причина его изображения на банковских билетах остается не раскрытой.
Ответ на этот вопрос удалось найти при работе с фондами Гознака, где хранятся богатейшие материалы по истории разработки и производства отечественных и некоторых иностранных монет и банкнот.
Дело в том, что сделанный весной 1917 г. политический заказ Временного Правительства на скорейшее изготовление бумажных денег с новой революционной символикой вступил в противоречие с техническими возможностями Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг (ЭЗГБ). По существовавшей в то время технологии денежного производства полный цикл от эскиза до готового тиража (в зависимости от сложности и защищенности купюры) занимал не менее года. По предоставленному эскизу граверы-художники готовили модель банкноты, после ее утверждения в пробах цвета и способах защиты изготовлялась матрица, затем с нее методом стальной гальванопластики делались печатные формы, с помощью которых, в свою очередь, производилось тиражирование банковских билетов.
Поэтому ускорить выпуск новых образцов денежных знаков можно было лишь используя уже готовые модели, матрицы и печатные формы от других выпускавшихся, готовящихся к выпуску или по каким-то причинам невыпущенных купюр. В рассматриваемом случае для денег Временного Правительства были использованы наработки ЭЗГБ по планировавшемуся выпуску банкнот Монгольского национального банка. Сохранились образцы полностью отпечатанных банкнот для Монголии достоинством в 1, 3, 5, 10, 25 и 100 рублей образца 1916 г. (Спецфонд Гознака. *******).
Монгольский национальный банк был создан в 1914 г. при финансировании российским Сибирским торговым банком, правление которого размещалось в Петрограде. Согласно уставу банка, он имел право выпуска монгольских банковских билетов на сумму в 1 миллион рублей. В 1916 г. ЭЗГБ подготовила выпуск Монгольских банкнот с русскими надписями на лицевой стороне и аналогичными монгольскими надписями на обороте.
Русский текст:
«Кредитный билет монгольского национального банка.
Три рубля.
Монгольский национальный банк обменивает свои кредитные билеты на монгольскую монету или русские деньги без ограничения суммы.
Выписка из указа монгольского правительства.
Кредитные билеты монгольского национального банка имеют хождение по Монголии, одинаковое по ценности с русскими деньгами. За подделку кредитных билетов имущество виновных полностью конфискуется в Казну, сами же они заключаются в тюрьму и подвергаются каторжным работам на три года».
На банкнотах помещено факсимиле Директора распорядителя М.А. Соловейчика (1870-1916) и факсимиле Управляющего делами Ермолаева. Рисунок этих банкнот был утвержден министром финансов России П.Л. Барком. Предполагалось также, что Петроградский монетный двор приступит к изготовлению серебряных и медных монет для Монголии.
Но в 1917 г. политическая и экономическая ситуация в России изменились и выпуск подготовленных банкнот для Монголии не был осуществлен. Однако все наработки были использованы при срочной разработке и печатании банкнот Временного Правительства 1917 г. Банковский билет достоинством 1000 рублей поступил в обращение уже 10 июня, а билет достоинством 250 рублей вошел в обращение с 8 сентября 1917 г. (Денисов А.Е., 2004. С. 81). А в 1919 г. некоторые «монгольские» формы и матрицы нашли применение для более-менее качественного печатания «пятаковок» образца 1918 г. номиналами в 5000 и 10.000 руб., которые были выпущены в обращение в декабре 1919 г. (Денисов А.Е., 2004. С. 83).
Прообразом для купюры номиналом в 1000 рублей 1917 г. послужила банкнота Монгольского национального банка достоинством в 25 рублей 1916 г. (Рис. 1) с изменением цвета лицевой стороны с коричневой на зеленую, на обороте из многоцветного картуша монгольского прообраза была убрана свастика и заменена изображением здания Таврического дворца, где размещалась Государственная дума (Рис.2). Остальные детали оформления, включая буддийские Узлы Бесконечности на лицевой стороне и три свастики на оборотной, стали своеобразным «монгольским наследством», которое пришлось маскировать цифрами номинала и официально обозначать в описании банкноты как орнаментальные детали.
Купюра в 250 рублей образца 1917 г. была получена путем изменения банкноты Монгольского национального банка номиналом в 3 рубля 1916 г. (рис. 3) Цвет с зеленого был изменен на коричневый, а на оборотной стороне в центре вместо цветной розетки помещено изображение двуглавого орла Временного правительства (Рис.4). Буддийские символы также постарались сделать менее заметными, закрыв изображением двуглавого орла, цифрами и надписями. Однако крупная свастика за двуглавым орлом оставалась очень заметной и стала восприниматься как значимый символ, специально помещенный на новую революционную банкноту.
В период Гражданской войны тяжелое военное и экономическое положение Советской России заставило использовать для производства денег все имеющиеся ресурсы ЭЗГБ. «Монгольские» матрицы и печатные формы 1916 г. вновь нашли применение. Образцом для «пятаковок» номиналами в 5000 и 10 000 рублей образца 1918 г., которые в печатали в Пензе, послужила банкнота Монгольского национального банка достоинством в 100 рублей 1916 г. (Рис. 5) Цвет с желтого был заменен соответственно на синий и светло-коричневый, а вместо цветной розетки был помещен билибинский орел без корон, но остались буддийские свастики и Узлы Бесконечности (Рис. 6, 7). Сохранился оттиск лицевой сетки, использованной для банковского билета 10 000 рублей образца 1918 г., который очень хорошо показывает вынужденно сохраненное «монгольское наследство» российских денег (Рис. 8).
Рассмотрев изображения исследованных нами купюр мы приходим к закономерному выводу о том, что специалистам ЭЗГБ для максимального ускорения выпуска денежных знаков новых образцов удалось избежать трудоемкого и длительного этапа по согласованию и изготовлению лицевых и оборотных сеток. Для нового дизайна достаточно было изготовить печатные формы с номиналами и текстами, а также пронумеровать купюры и поставить грифы подписей управляющего Государственным банком и кассира. А привнесенные с невыпущенных монгольских банкнот свастики на долгие годы стали одной из загадок российской бонистики.

Всеволодов И.В., 1990. беседы о фалеристике. М.
Лукин Ю.Н., 1936. В мире символов: к познанию масонства. Харбин.
Мельникова А.С., 1973. Твердые деньги. М.
Скрынников Н., 1921. Масонство? Париж.
Соболева Н.А., В. А. Артамонов В.А., 1993. Символы России, М.
Соболева Н.А.. 2013. Очерки истории российской символики. От тамги до символов государственного суверенитета. М.

Рис. 1. Банкнота Монгольского национального банка 25 рублей 1916 г. (ГЗ-8877.1,2 П.2-5)

Рис. 2. Государственный кредитный билет 1000 рублей образца 1917 г.

Рис. 3. Банкнота Монгольского национального банка 3 рубля 1916 г. (ГЗ-8871.1-4 П.2-2)

Рис. 4. Государственный кредитный билет 250 рублей образца 1917 г.

Рис. 5. Банкнота Монгольского национального банка 100 рублей 1916 г. (ГЗ-8879.1,2 П.2-6)

Рис. 6. Государственный кредитный билет 5000 рублей образца 1918 г.

Рис. 7. Государственный кредитный билет 10 000 рублей образца 1918 г.

Рис. 8. Лицевая сетка для Государственного кредитного билета 10 000 рублей образца 1918 г


Интересную для себя находку я сегодня обнаружил. Скажу сразу, не хочется особо никого грузить, множеством разнообразных версий представляемого материала, кому интересно ознакомиться и копнуть глубже, как говорится - Google в помощь...
Суть вот в чём - на российских купюрах 1917-1918 годов ("керенках") изображена свастика. Название государства, кстати, не указано. Первая купюра номиналом 250 рублей 1917 года:

Вот она же крупнее. За двуглавым орлом, изображенным уже без короны:

Или с обратной стороны. Здесь свастика прячется за надписью "250 рублей":

Любопытно, что на лицевой стороне купюры присутствует не только свастика, но и буддистский (ламаистский) "бесконечный узел":

Всё таки одну из версий, для контекста укажу - якобы именно Николай II повелел поместить свастику на денежные купюры России, правда, реализован этот проект был уже после его отречения Временным правительством на «керенках» номиналом 250 и 1000 руб., а затем и большевики выпустили банкноты пятитысячного и десятитысячного достоинства с этим же знаком, просто воспользовавшись готовыми матрицами. Эти деньги имели хождение вплоть до образования Советского Союза, которое, как известно, было провозглашено на исходе 1922 года.
Далее ещё купюры номиналом 1000, 5000, 10000 рублей:

А теперь ещё интереснее - нарукавные нашивки Красной Армии имели изображение свастики с абревиатурой РСФСР, офицеры и бойцы Красной Армии Юго-Восточного фронта носили его с 1918 года:

Кавалерия Юго-Восточного фронта в ноябре 1919 г. получила свастику в качестве нарукавного шеврона. Описание его, в котором крюковой крест обозначен аббревиатурой «ЛЮНГТН» прилагалось к приказу командующего В.И.Шорина, бывшего царского полковника, опытного военачальника и георгиевского кавалера, который, как предполагается, и был автором этой идеи:


«Ромб 15х11 сантиметров из красного сукна. В верхнем углу пятиконечная звезда, в центре - венок, в середине которого «ЛЮНГТН» с надписью «Р.С.Ф.С.Р.». Диаметр звезды 15 мм, венка 6 см, размер «ЛЮНГТН» - 27 мм, букв - 6 мм. Знак для командного и административного состава вышит золотом и серебром и для красноармейцев трафаретный. Звезда, «ЛЮНГТН» и лента венка вышиты золотом (для красноармейцев жёлтой краской), самый венок и надпись - серебром (для красноармейцев - белой краской)».

ВЕРОЯТНО ШЕВРОН ТОГО ВРЕМЕНИ:

А ВОТ НАРУКАВНЫЙ ЗНАК КРАСНОАРМЕЙЦА БАШКИРСКИХ ЧАСТЕЙ РККА, ОБРАЗЕЦ 1919 ГОДА,КАЧЕСТВЕННАЯ КОПИЯ, СССР

А вот и классика жанра - наградной знак командиров Юго-Восточного фронта Красной Армии в 1918-1920 гг.

Вот ещё интересный момент - документ с печатью Отдела Управления Московского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов:

и печать поближе:

Кстати, Отдел Управления Совдепа - весьма важная, интересная и практически не исследованная бюрократическая структура большевистского режима.
Он ведал выборами в Советы, осуществлял надзор за политическими организациями и церковью, руководил милицией, принудительными работами и концлагерями, эвакуацией пленных и беженцев, контактировал с ЧК, следил за соблюдением норм советского законодательства в документах Советов и т.д. и т.п.
Флаг его будущего исследователя пока еще под ногами. Может кто-нибудь возьмет этот флаг в руки?

Ну и на закуску - «Делонэ-Бельвиль 45 CV» Николая II - на пробке радиатора Свастика:

И качество получше - свастика на капоте автомобиля Николая II. Царское село, 1913 год:

В завершении прочитанного, хотелось бы предложить ответить на несколько вопросов (желательно при этом не отталкиваться от общепринятых исторических знаний, пускай уж лучше базой будет - альтернативная история).
Итак, кто же печатал эти странные деньги в 1917 году? Кто пришёл к власти под видом "временного правительства"? На шевронах "чьей" армии красовалась свастика?

Бумажные деньги, выпускавшиеся Россией в первые годы Советской власти, имели в составе художественного оформления изображение свастики. В этом можно убедиться рассмотрев рисунок лицевой стороны денежных знаков достоинством в 5000 и 10000 рублей, выпущенных декретом СНК от 29 октября 1919 года.

Свастика просматривается четко в двух больших виньетках в правой и левой частях поля, а также, хотя и менее четко, в центральной части этого поля. Несмотря на то, что об этом факте известно многим коллекционерам - бонистам, в литературе отсутствуют какие либо сведения об истории выпуска таких денег и причин появления на них орнаментального рисунка со свастикой. Остановимся на условиях, в которых проходила подготовка к выпуску первых советских денег. Получив в наследство денежные системы царского и Временного правительств советская власть вынуждена была продолжать выпуск бумажных денег с символикой и геральдикой, соответствующими идеологии этих правительств. Однако, несмотря на огромные финансовые и экономические трудности, сразу был поставлен вопрос о выпуске новых советских денег, орнаментальное оформление которых отвечало бы содержанию новой власти. Временная военная передышка после заключения Брестского мира создала некоторые благоприятные условия для налаживания денежного обращения. Весной 1918 года началась подготовка денежной реформы, которая на первом этапе предусматривала замену всех старых денежных знаков на новые. Предполагалось, что к этому мероприятию страна может приступить к осени того же года. В соответствии с правительственной директивой, отдел изобразительных искусств Народного комиссариата просвещения объявил конкурс на лучший рисунок денежных знаков. Однако, состоявшееся заседание художественного жюри, созданного Наркомфином в апреле, забраковало все представленные эскизы денежных знаков, как не удовлетворяющие поставленным требованиям к новой символике. Пока проходил затянувшийся выбор проекта денежных знаков - рисунка, цвета и формы, жизнь заставила искать выход из сложившегося тупикового положения. В срочном порядке требовалось вводить в денежное обращение новые деньги для последующего изъятия старых образцов. Тогда специалисты экспедиции заготовления государственных бумаг "вспомнили", что в их архиве находятся клише, заготовленные в свое время но заказу Временного правительства А.Ф. Керенского, для запланированного в 1918 году выпуска так называемых "Государственных кредитных билетов". На клише для лицевой стороны купюр была выгравирована дата выпуска "1918". Решено были использовать их для выпуска денег Советской власти. Временное правительство готовило большую серию кредитных билетов достоинством от 1 до 10000 рублей. Основу рисунка всех купюр составлял герб Временного правительства - двуглавый орел без императорской короны, скипетpa и державы. Для оформления большинства готовящихся к выпуску кредитных билетов - купюр от 1 до 1000 рублей - был принят простой геометрический орнамент, позволяющий уменьшить время на изготовление этих билетов, но зато существенно уменьшающий защиту от подделок. Повышая гарантии защиты, купюры крупных номиналов в 5000 и 10000 рублем предлагалось выпустить с более сложной структурой рисунка, для чего использовались с небольшими доработками ранее изготовленные по заказу Временного правительства под председательством князя Т.Е. Львова клише, для печати "Государственных кредитных билетов" 1000 рублевого достоинства. Здесь наиболее крупной доработкой являлось замена изображения Таврического дворца, где заседала Государственная дума, на герб Временного правительства. Одним из элементов геометрического орнамента билета, выпущенного правительством князя Г.Е. Львова, была свастика, которая, как отмечала и свое время А.С. Мельникова в книге "Твердые деньги": "Как бы гарантировала те жизненные блага, которые обещало Временное правительство". Так свастика, без каких либо изменений вошла и клише подготовляемых к выпуску в 1918 году правительством А.Ф. Керенского кредитных билетов достоинством 5000 и 10000 рублей. И наконец, при использовании клише этих билетов для Советских денежных знаков тех же достоинств, и их рисунке, наряду с другими орнаментальными элементами, так же оказалась свастика. Ухудшалась обстановка в стране. П.Д. Мец в книге "Наш рубль" свидетельствует, что так называемые "Государственные кредитные билеты" не были выпущены в 1918 году, хотя на них был проставлен этот год. Эти билеты пошли в оборот в 1919 году директивой Совета Народных Комиссаров от 15 мая. В ней указывалось, что кредитные билеты достоинством от 1 до 1000 рублей были выпущены с целью "постепенной замены имеющихся в обращении кредитных билетов ныне существующего образца, как совершенно не отвечающего по своей форме началам нового государственного строя России, а также для извлечения из оборота ряда суррогатов".

Кредитные билеты достоинством 5000 и 10000 рублей, на которых имеется изображение свастики, вошли в оборот позже в самом конце 1919 года, т.е. почти через 3 года после того, как свастика была введена в структуру "Государственного кредитного билета" 1917 года.

Все введенные в оборот в 1919 году кредитные билеты образца 1918 года были подписаны управляющим Госбанка РСФСР Ю.П. Пятаковым, за что в народе эти деньги были прозваны "пятаковками". Кредитные билеты со свастикой, также как и другие бумажные денежные знаки первых выпусков, находились в денежном обороте страны до сентября 1922 года.

Сразу же хотелось бы расставить точки над «i». Данная статья не является пропагандой фашизма, а является ознакомительной для начинающих бонистов – людей, увлеченных коллекционированием вышедших из употребления денежных знаков [бон] и исторических документов. Любое упоминание в статье свастики является констатацией факта нанесения и нахождения свастики на банкноте. Если вы не нумизмат и не увлекаетесь бонистикой, то с большой долей уверенности я могу утверждать, что вы не слышали о российской банкноте, на которой изображена свастика. Не видели и не слышали – это не значат, что этого не существует.

Существует очень много версий относительно того, как и почему появилась свастика на российских банкнотах начала прошлого века. Самой распространенной версией считается то, что революция в России была сделана на немецкие деньги, и это как-то могло отразиться на банкнотах. Многие сразу зададут вопрос: «При чем тут революция в России и свастика? Это разные временные диапазоны!». И будут не правы!

250 рублей 1917 года «свастика».

И на этой стороне есть свастика — 2 штуки. Нашли?

То, что фашизм зарождался уже в 20-х годах в Италии – это напоминание для школьников или тех, кто прогуливал уроки истории, а вот символ свастика довольно часто использовался и в России, и купюра с её изображением тому пример.

Итак, 1917 год стал последним для Временного Правительства и этот год ознаменовался появлением банкнот номиналом в 250 и 1000 рублей, на которых была изображена свастика. В описаниях лицевой стороны банкноты, которые можно прочесть в постановлении Сената за номером 128, рисунок свастики описывается, как «геометрический орнамент». Стоит так же отметить, что матрицы для банкнот номиналом 250, 1000, 5000 и 10000 рублей были изготовлены до Временного Правительства.

Такое распоряжение дал последний российский царь Николай 2, который, судя по запискам современников, проявлял интерес к сакральным символам, к которым и относится свастика. В данном случае символ свастики трактуется и понимается, как символ солнца, процветания и изобилия. Как показала история, при Николае 2 так и не были отпечатаны выше упомянутые банкноты.

И на этих банкнотах есть «свастика».

В силу ряда причин, спеша ввести в обращение свои деньги, революционное правительство, пришедшее к власти после Великой Октябрьской Революции использовало как раз эти самые клише. Так появились советские деньги со свастикой, которые имели хождение вплоть до реформы 1924 года.

Подведём итог: наличие свастики на – это не вымысел. Банкноты реально были в обращении, и сейчас их легко найти в коллекциях любого бониста. Через четыре года будет 100 лет, как появились эти банкноты, но даже при столь почтенном возрасте цены на «свастику» , а именно так называются банкноты среди бонистов, далеки от заоблачных.

Вот теперь вы можете смело всем говорить, что были в России такие деньги, а кто вам не поверит – посылайте сразу к нам. Да, и еще поделитесь с друзьями этой новостью. P.S. Тем, кто любит думать, рекомендую посмотреть документальный сериал «История: наука или вымысел». Загадки и ошибки истории в альтернативном времяисчислении историков А.Т.Фоменко и Г.В.Носовского.

Оставь свой след на Ценорезе! Проголосуй за статью!

Новое на сайте

>

Самое популярное