Группа 1мсх9
Дата 24.10.16
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Занятие № 18
Тема занятия Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем
Цели занятия:
-образовательная : сформировать представление о типа экономических систем; познакомить обучающихся с основными характеристиками экономических систем
-развивающая : сформировать умение отвечать на вопрос пользуясь текстом учебника
Сформировать умение заполнять сравнительную таблицу
- воспитательная : формирование правильного отношения и ответственности к труду, воспитание дисциплинированности и экономической грамотности.
Вид занятия : урок
Тип урока : комбинированный
Метод проведения школьная лекция с элементами беседы
Квалификационные требования :
студент должен
-знать : о типах экономических систем
Определения рыночная, командно-административная, смешанная, традиционная система
О разделение труда
уметь: давать характеристику понятий: «экономика»; «типы экономических систем»; традиционной, централизованной (командной) и рыночной экономики
Быть экономически грамотными
Междисциплинарные связи (дисциплина, тема): Экономическая теория. Тема Экономика как наука. Факторы производства. Типы экономических систем
Внутри дисциплинарные связи (тема): Обществознание. Тема Экономика как наука и хозяйство. Экономический рост и развитие.
Обеспечение занятия:
Наглядные пособия:
Раздаточный материал: Учебник обществознание 11 класс 2009 г.
Карточки с заданиями, фрагменты параграфа из учебника по экономике 10-11 кл. И.В Липсиц.
Оборудование:
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент (1мин):
Приветствие;
Подготовка аудитории к работе;
Наличие студентов.
Проверка знаний студентов (15-20 мин)
Метод Фронтальный устный опрос, письменный опрос.
Вопросы:
1.Дайте определение экономики как науки?
2. Кто в экономике выступает субъектом и объектом?
3. Какие 3 главных вопроса выделяет экономика?
4.Дайте определение факторы производства, какие факторы производства вам известны? (земля, капитал, труд и предпринимательство)
Дополнительные вопросы:
Заполните пропуски в схеме
1.Экономические ________________-это средства, которые используются для производства ______________ благ и имеются в ограниченном количестве.
2.Экономика –это хозяйственная ____________, обеспечивающая удовлетворение ________________людей и общества путем создания использования необходимых жизненных __________.
3 ._________________-наука о хозяйстве, способах его ведения и управления им, отношениях между людьми в процессе ______________ и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов.
Подведение итогов проверки знаний (3 мин)
Оценить подготовку студентов к занятию
Мотивация учебной деятельности (3 мин)
Сообщение темы, цели занятия. Использование знаний в профессиональной области.
а всех исторических этапах развития человечества перед обществом встает один и тот же вопрос: что, для кого и в каких количествах производить с учетом ограниченности ресурсов. Экономическая система и типы экономических систем как раз и призваны решить эту проблему. Причем каждая из этих систем делает это по-своему, у каждой из них есть свои преимущества и недостатки.
Один отечественный сатирик задал своим слушателям проблемный вопрос: «Что вы выберите: полный карман денег и пустые прилавки магазинов или полные прилавки магазинов и пустой карман?» Отчего это зависит? ( Обучающиеся высказывают свои точки зрения) Обучающиеся делают вывод о зависимости уровня жизни от типа экономической системы (в данном случае речь идет о командно-административной и рыночной системах), о важности типа экономической системы для социально-экономического и политического развития любого общества. Какая тема сегодняшнего занятия? « Типы экономических систем»
Что будет целью занятия?
Цель Изучить типы экономических систем. Проследить их отличия и сходства.
Изложение нового материала (60 мин)
Тема: Типы экономических систем. Разделение труда.
План.
Понятие экономических систем
Традиционная, рыночная, командно–административная, смешанная (заполнение таблицы)
Разделение труда, специализация, обмен.
Закрепление изученного материала (решение ситуаций, задач, ответы на вопросы и т.д.) (5 мин)
Экономика России в большей степени относится: в) к традиционному типу; а) к рыночному типу; б) к командному типу; г) к смешанному типу.
Найдите мне в тетради определение «Рыночная экономика», найдите по таблице в каких странах рыночная экономика. Какая страна использует смешанный тип экономики.
Подведение итогов занятия (2-3 мин)
Оценивание
Рефлексия.
Как вы оцениваете свою работу на сегодняшнем занятие? От 1 до 5 оцените, как вы усвоили этот урок?
8 . Сообщение домашнего задания (1 мин)
Придумать страну и составить план успешного экономического развития используя пройденный материал.
Название страны, символика страны (герб, флаг)
Кто будет состоять в правительстве
Тип экономической системы в стране
Участие государства в экономической политике
Что будет производиться? В каком количестве? Что нужно учитывать, чтобы не допустить переизбытка товаров?
Индивидуальное задание написать мини-сообщения «Экономист Джон Кейнс».
Учебники Боголюбов 11 класс 2009 г §3 стр.30
(открывать в архиваторе)
Цели:
Обучающие
Развивающие:
Воспитательные:
Приемы обучения:
Оборудование:
Просмотр содержимого документа
«?????????? ?????»
Тема урока: Разделение труда
8 класс ОВП. Урок №17.
Цели:
Обучающие : сформировать понятия о таких терминах, как разделение труда, продукты труда, общественное разделение труда, духовные и материальные ценности, общее разделение труда, частное разделение труда, единичное разделение труда, функциональное разделение труда, профессиональное разделение труда, профессия, специальность, должность.
Развивающие: совершенствовать умение размышлять, сравнивать, делать обобщения, выводы.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету путем использования задания.
Тип – урок изучения нового материала.
Методы обучения: продуктивный (частично-поисковый и проблемный).
Формы учебной деятельности учащихся:
Фронтальная (на вводном этапе урока, во время мотивационной беседы, на этапе изучения нового материала);
Индивидуальная (во время работы с заданием).
Приемы обучения:
1. беседа на вводном этапе урока с целью формулирования учащимися темы урока, постановки задач учащимися;
2. выполнение задания на определение профессии, специальности, должности;
3. рефлексия с целью систематизации у учащихся изученного материала;
4. выставление оценок за урок.
Оборудование: доска, компьютер, компьютерная презентация.
Ход урока
1. Организационно-подготовительная часть – 3 мин
Приветствие, контроль посещаемости
2. Теоретическая часть – 15 мин.
2.1. Постановка задачи урока
2.2. Объяснение нового материала (с конспектом основных моментов в тетрадь)
В глубокой древности никаких профессий не существовало. Первобытному человеку, чтобы выжить, нужно было самому уметь все делать. Но по мере развития общества и человека происходило постепенное разделение труда .
Одни люди стали заниматься преимущественно земледелием, другие – скотоводством. Р результате возник обмен продуктами труда . Дальнейшее разделение труда привело к появлению различных ремесел , а на их основе – промышленности.
Постепенно обмен разнообразными продуктами становился более сложным. Объем его увеличился настолько, что произошло дальнейшее общественное разделение труда – выделились специалисты по обмену (купцы, торговцы).
В процессе развития человеческого общества постепенно происходило и отделение производства духовных ценностей от производства материальных ценностей . Появились специалисты по общественному управлению, приведению людей к повиновению и др.
По мере развития общества возрастают потребности человека и повышается соответственно уровень разделения труда . (рассмотреть разделение труда на примере производства автомобиля: от добычи руды и т.д.)
В современном обществе существует три вида разделения труда: общее, частное, единичное .
Общее разделение труда имеет место в масштабах общественного производства в целом:
между производством средств производства и производством средств потребления. Приведите примеры – ответы уч-ся : тяжелая и легкая промышленность;
между городом и деревней. Приведите примеры – ответы уч-ся : промышленность и сельское хозяйство;
между материальным и нематериальным производством. Приведите примеры – ответы уч-ся : – промышленность, сельское хозяйство, торговля и здравоохранение, просвещение, культура.
Частное разделение труда существует внутри крупнейших звеньев общественного производства, в которых выделяют самостоятельные отрасли народного хозяйства. Так, промышленность разделяют на
добывающую. Приведите примеры – ответы уч-ся: угольная, горнорудная;
обрабатывающую. Приведите примеры – ответы уч-ся: пищевая, текстильная, металлургическая и т.д.
Есть разные виды транспорта (примеры учащихся). В сельском хозяйстве выражается в обособлении полеводства, животноводства, пчеловодства и т.д.
Крупные отрасли, в свою очередь, подразделяются на более мелкие. В машиностроении, например, сейчас насчитывается более сто отраслей.
Единичное разделение труда существует в рамках отдельных предприятий или объединений (между цехами, участками, бригадами, работниками и их группами).
В рамках единичного разделения труда существует функциональное разделение труда , которое дает общие для ряда отраслей производства функциональные группы. Каждая из них требует общих для нее знаний и навыков. По этому признаку на предприятии различают различают две группы рабочих – основных (осуществляют технологический цикл – сталевар, резчик металла…) и вспомогательных (наладчики оборудования, погрузчики…).
Внутри функционального происходит профессиональное разделение труда . Оно осуществляется в зависимости от специализации работника по какой-либо конкретной профессии: токарь, слесарь, аппаратчик и др. Еще более узкое разделение труда приводит к специализации трудовых функций и возникновению специальностей : слесарь-сборщик, слесарь по топливной аппаратуре и т.д.
Внутри одной специальности могут произойти еще более узкое разделение труда – специализация . Например, профессия - врач, специальность – хирург, специализация – нейрохирург.
Процесс разделения труда продолжается непрерывно, пока существует человеческое общество.
Итак, профессия – это род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки (приобретения соответствующих знаний и практических навыков).
Специальность – необходимая для общества ограниченная область приложения физических и духовных сил. Отсюда и получается, что профессия – это группа родственных специальностей и специализаций с разными квалификационными уровнями.
Должность – это организационное и правовое положение работника в конкретном органе аппарата управления, которое отражает обязанности, права и ответственность. Должность фиксирует принадлежность к той или иной управленческой цепочке (главный врач, участковый врач, палатный врач). Должность может занимать человек, владея любой профессией и специальностью (директором школы может быть учитель-математик, литератор и т.д.).
3. Выполнение задания (на отдельных листочках, которые сдаются на проверку учителю) – 13 мин.
Распределите предлагаемый перечень профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам: токарь, заведующая поликлиникой, слесарь, монтажник, репортер, менеджер, животновод, терапевт, директор, врач, собственный корреспондент газеты, маляр, бригадир, машинистка, коневод, слесарь-сантехник, учитель физики, окулист, строитель, фотокорреспондент, секретарь-референт, программист, писатель, журналист, завуч школы, редактор, начальник смены, брокер.
4. Подведение итогов урока – 7 мин.
5. Выставление оценок – 5 мин.
6. Домашнее задание – 2 мин.
Приведите примеры профессий, которые за последнее время изменили свое содержание, хотя бы в малом. В чем состоят эти изменения?
Конспект урока составлен на основе учебника «Технология. Твоя профессиональная карьера». П.С.Лернер, Г.Ф.Михальченко и др. «Просвещение». 2010. §21, 22. Вопросы стр.66-67.
Просмотр содержимого презентации
«?????????? ?????»
8 класс,ОВП
Конспект урока составила Сычева Л.М., учитель технологии высшей кв. к. МБОУ СОШ №167 г.Новосибирска
- Обучающие : сформировать понятия о таких терминах, как разделение труда, продукты труда, общественное разделение труда, духовные и материальные ценности, общее разделение труда, частное разделение труда, единичное разделение труда, функциональное разделение труда, профессиональное разделение труда, профессия, специальность, должность.
- Развивающие: совершенствовать умение размышлять, сравнивать, делать обобщения, выводы.
- Воспитательные: воспитывать интерес к предмету путем использования заданий.
- Как вы понимаете разделение труда?
- Какие вида разделения труда существуют? Охарактеризуйте их.
- Приведите примеры профессии, специальности, должности.
- https://yandex.ru/images/search?text=картинки профессии древних людей
- учебник «Технология. Твоя профессиональная карьера». П.С.Лернер, Г.Ф.Михальченко и др. «Просвещение». 2010
Цели:
- показать, что разделение труда способствует повышению его производительности;
- сформировать умение рациональной организации труда в целях повышения его продуктивности.
Оборудование: карточки; шаблоны; бумага, инструменты и материалы для проведения деловой игры «Разделение труда»; медиапроектор.
ХОД УРОКА
I . Организационный момент:
Проверка наличия учащихся и готовности учащихся к уроку.
II. Повторение пройденного:
1. Работа с тестом:
Слайд 1.
Найти правильный ответ:
Бартер – это:
А) обмен товаров на деньги;
Б) обмен одного товара на другой без денег;
В) обмен товара на ценные бумаги.
2. Вопросы:
– Что значит бартер?
– Какому виду хозяйства присущ бартер?
– Что значит разделение труда (специализация)?
– При каком виде хозяйства или производства
существует разделение труда?
– Как вы думаете, в настоящее время в обществе
можно говорить о разделениитруда?
– Приведите примеры.
3. Найти в тексте две ошибки:
Учащиеся работают самостоятельно по карточкам.
4. Контрольная проверка:
Слайд 2.
«При натуральном хозяйстве семья производит всё, что ей нужно, своими силами. Все продукты, производимые в натуральном хозяйстве, потребляются только его участниками. Натуральное хозяйство способствует росту производительности труда, процветанию торговли. При товарном хозяйстве люди производят товары и услуги для обмена друг с другом. Разделение труда даёт возможность механизировать производственный процесс».
III. Сообщение темы:
Практикум. Деловая игра «Разделение труда».
IV. Практикум:
1. Задача экономического содержания: Два сапожника делают и продают одинаковые сапоги. Один шьёт 1 пару за 3 дня, другой – за 2. Кто из них получит в конце месяца (года) большую прибыль? У кого из них выше производительность труда?
2. Объяснить пословицу: «Каков работник, такова ему и плата».
3. Преимущества разделения труда.
Распределить:
1. Производственный процесс разбивается на множество простых операций; при необходимости для каждой из них конструируется специальный станок. Таким образом, разделение труда даёт возможность механизировать, автоматизировать производственный процесс.
2. Это, в свою очередь, приводит к высокому росту производительности труда.
3. Разделение труда позволяет намного сократить рабочую неделю и использование изнурительного ручного труда.
4. Позволяет повысить прибыль предприятий и доходы работников.
5. Постоянное повторение нескольких простых движений может приводить к ощущению скуки, монотонности, непривлекательности выполняемой работы.
4. Выпуск конвертов
Работа по изготовлению конвертов:
1) вычерчивание заготовки на листе бумаги по шаблону;
2) вырезание (выкраивание) заготовки из листа бумаги;
3) сгибание деталей конверта;
4) склеивание деталей конверта;
5) оформление адреса конверта по образцу (индекс, куда, кому, адрес отправителя).
(описание на стр. 19 пособие и стр. 149)
V. Закрепление:
1. Подведение итогов игры:
Определяется производительность труда каждой группы. Составляются ведомости.
Ведомость результатов работы участников индивидуального производства
Ведомость участников деятельности фирмы в условиях разделения труда
Принимайте участие!
Среди задач с параметрами входящих в профильный ЕГЭ по математике можно выделить особый класс заданий, решить которые стандартными школьными приемами практически невозможно. Зачастую функции в левой и правой частях уравнения имеют принципиально разную природу, что не позволяет использовать аналитический подход. А сложный вид этих выражений делает проблематичным построение графиков. Выходом в данной ситуации может стать минимаксный метод решения задач с параметрами, который опирается на использование монотонности и ограниченности функций.
Некоторые уроки могут показаться детям скучными. И тогда на занятиях начинает страдать дисциплина, школьники быстро устают и не желают принимать участие в обсуждении. Кейс-уроки были созданы, чтобы соединить учебные школьные знания с остро необходимыми компетенциями, такими как креативность, системное и критическое мышление, целеустремленность и другие. Благодаря кейсам вы сможете помочь школьнику получать пользу и удовольствие от учебы, справиться с его личными проблемами!
Читайте новые статьи