Какое значение имеет топливная промышленность района?
Как уже отмечалось, Западная Сибирь - главная топливная база страны.
От стабильной работы нефте- и газодобытчиков Приобья напрямую зависит не только отопление зимой домов россиян, работа электростанций Европейской России, снабжение топливом автомобильного, авиационного, морского транспорта, но и наполнение бюджета страны (то есть выплата зарплаты врачам и учителям, содержание армии и т. д.).
От их работы зависит и импорт в Россию: возможность ввоза продовольствия, лекарств, радиоэлектроники, оборудования для промышленности и т. д., ведь все это покупается за валюту, которую в основном дает топливная промышленность Западной Сибири.
Добыча нефти здесь, достигнув к концу 1980-х гг. 400 млн т в год (как в крупнейшей нефтедобывающей стране мира - Саудовской Аравии), к концу 1990-х гг. сократилась вдвое из-за истощения самых богатых месторождений (например, гигантское Самотлорское месторождение близ Нижневартовска давало до 150 млн т в год, а сейчас только 15 млн т; всего из него было добыто более 2 млрд т нефти!). Новые месторождения, как правило, гораздо мельче, расположены дальше, и условия добычи на них хуже; в результате разработка их обходится все дороже. Несмотря на трудности в освоении этих месторождений (суровые климатические условия, большая заболоченность, отсутствие дорог и т. д.), себестоимость добычи западносибирской нефти и газа все равно самая низкая в стране.
На базе добычи нефти в Западной Сибири стали развиваться нефтепереработка (в Омске) и нефтехимия (в Омске, Томске и Тобольске).
Рис. 142. Хозяйство Западной Сибири
Перерабатывается и попутный газ, хотя большая его часть все еще сгорает в факелах. (На космических снимках, сделанных ночью, самые освещенные территории России - не столько крупнейшие города, сколько именно Среднее Приобье, где круглосуточно горят сотни факелов.)
Добыча газа, достигнув 500 млрд м 3 в год, держится на этом уровне; на полуострове Ямал осваиваются новые месторождения, газ которых уже начал перекачиваться по газопроводу Ямал - Западная Европа. Западная Сибирь буквально покрыта сетью магистральных трубопроводов, по которым нефть и газ насосными станциями перекачиваются в другие регионы России и за рубеж.
Добыча угля в Кузбассе в последние годы снижалась; закрывались старые шахты; но запасы хорошего угля (в том числе и для добычи открытым способом) здесь очень велики, и в перспективе Кузбасс останется главным угольным бассейном России.
Как изменилось экономико-географическое положение сибирской металлургии?
Черная металлургия района, созданная еще в 1930-е гг., оказалась в трудном положении. Как вы помните, Урало-Кузнецкий комбинат создавался в глубине страны, чтобы стать резервной угольно-металлургической базой СССР, недоступной для внешнего врага (и этот расчет оказался верным, он помог нашей стране выиграть Великую Отечественную войну). Но с переходом к рыночной экономике такое расположение предприятий стало недостатком с точки зрения внешних экономических связей: чтобы поставить прокат на экспорт, его нужно везти 4-5 тыс. км до ближайшего порта, и транспортные расходы делают его неконкурентоспособным. А при резком сокращении потребления металла внутри страны (на предприятиях ВПК и гражданского машиностроения) именно экспорт остается единственным способом сохранить и объем производства, и трудовой коллектив. Но на мировом рынке гораздо лучше чувствуют себя заводы европейской части России (Липецка и Череповца), расположенные гораздо ближе к портам, и поэтому сибирские заводы значительно сократили производство.
В отличие от продукции черной металлургии, цветные металлы, которые сами по себе гораздо дороже, в меньшей степени зависят от транспортного положения заводов-производителей. Например, алюминий из Новокузнецка и олово из Новосибирска идут на экспорт, не испытывая каких-либо затруднений.
Какое место занимает Западная Сибирь в ВПК России?
Военная промышленность, как уже говорилось, появилась в Западной Сибири в 1930-е гг. Во время Великой Отечественной войны сюда было эвакуировано из прифронтовой зоны почти 250 крупных заводов и фабрик, развернувших производство оборонной продукции. Так, завод, эвакуированный из Ленинграда в Омск, начал выпуск легендарных танков Т-34, а в Барнауле было организовано производство дизелей для них. Заводы, эвакуированные в Омск, делали также истребители и авиационные двигатели. Авиационный завод, построенный в Новосибирске в 1930-е гг., отправил на фронт более 16 тыс. истребителей Як.
В послевоенные годы в Омске освоили выпуск мощных танков нового поколения. Омское объединение «Полет» - одно из крупнейших предприятий ракетно-космической промышленности (выпускает ракеты-носители, космические аппараты).
В Новосибирске готовится серийное производство суперсамолета Су-34. Налаживается и производство гражданской продукции - самолета для местных авиалиний Ан-38.
Завод в Юрге (Кемеровская область) в последние годы существования СССР производил пусковые установки для уникальных «ракетных поездов» с межконтинентальными баллистическими ракетами.
В 1950-е гг. в крупнейшем закрытом городе «ядерного архипелага» Томске-7 (теперь он называется Северск) началось обогащение урана и производство оружейного плутония для ядерных боеголовок. Сейчас западносибирские атомщики обогащают уран для электростанций (в том числе и для зарубежных АЭС).
Какие другие отрасли развиты в Западной Сибири?
Кроме уже названных отраслей в Западной Сибири развита лесная промышленность, но с преобладанием лесозаготовок. В крае есть и деревообработка, но большая часть необработанной древесины вывозится в другие регионы.
Западная Сибирь известна и своим рыбным промыслом, дающим 1/3 всей рыбы, вылавливаемой во внутренних водоемах России, среди них - ценные виды: осетр, стерлядь, нельма, муксун.
Сельское хозяйство района специализируется на производстве зерна, в основном яровой пшеницы. Крупный рогатый скот дает молоко (на кормах заливных лугов в долинах рек и многочисленных озер) и мясо (на более южных пастбищах сухих степей). На юге равнины развито овцеводство. Горный Алтай знаменит своим горным медом и мараловодством - разведением благородных оленей, от которых получают панты (молодые, еще не окостеневшие рога), идущие на производство ценных лекарств.
Выводы
Хозяйственный комплекс Западной Сибири формируется прежде всего на базе использования огромного природно-ресурсного потенциала, и в первую очередь нефти и газа. Главная отрасль специализации района - топливная промышленность: добыча нефти, газа, угля и их поставка в европейскую часть России. Преобладает сырьевая направленность с недостаточным развитием перерабатывающих звеньев основных производств.
Вопросы и задания
- Приобье часто образно называют «русским Кувейтом». Что дает основание для такого сравнения? Согласны ли вы с таким утверждением?
- Нефть - исчерпаемый природный ресурс. Как вы думаете, какие структурные изменения в развитии экономики Западной Сибири и почему должны происходить уже сейчас?
- Развитие нефтяной и газовой промышленности приводит к серьезным экологическим проблемам. Каким? Предложите пути их решения.
- Какую роль могут сыграть отрасли ВПК, учитывая их высокий технический уровень, в решении проблем перспективного развития основных отраслей Западной Сибири?
- Западная Сибирь занимает огромную территорию. Выявите территориальные различия в развитии ее хозяйства. Какие районы вы могли бы выделить?
Отрасли рыночной специализации Уральского экономического района являются горная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и нефтехимическая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Важное значение имеет также производство строительных материалов.
Специализация сельского хозяйства Урала - зерно (яровая пшеница, рожь, овес) и продукция животноводства. Выращивается картофель, овощи, лен-долгунец, подсолнечник, сахарная свекла.
На севере преобладает молочное скотоводство, птицеводство.
На юге - мясомолочное и мясное животноводство, овцеводство, свиноводство 11 Региональная экономика: Учебное пособие / под ред. Т.Г. Морозовой, - М: ЮНИТИ, 1995, с. 248..
Географическое положение, состав, трудовые и природные ресурсы Западно-Сибирского ЭР
В состав Западно-Сибирского экономического района входят:
Алтайский край, республика Алтай, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская область (включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО). Западная Сибирь относится к районам высокой обеспеченностью природными ресурсами при дефиците трудовых ресурсов 22 Там же, с. 156..
Западная Сибирь выделяется разнообразными запасами полезных ископаемых, особенно топливно-энергетическими ресурсами. Основные месторождения нефти находятся в Среднем Приобье. Месторождения природного газа находятся в приполярном районе: Медвежье, Уренгой и др., в Заполярье - ----?---, Ивановское и др. Новые месторождения открыты на полуострове Ямал. Основные ресурсы угля находятся в Кузбассе. Велико-рудная база (Западно-Сибирский железорудный бассейн). Алтай богат строительными материалами. Лесом богаты Томская, Тюменская области, предгорные районы Алтайского края и Кемеровской области 33 Там же, с. 257..
Западная Сибирь - район крайне неравномерного размещения населения. Преобладает городское население. Это один из наиболее трудодефицитных районов России. Сальдо миграции отрицательное 44 Там же, с. 258..
Отрасли специализации промышленности и сельского хозяйства Западно-Сибирского ЭР
Основные направления в развитии района связанны с углублением рыночной специализации на базе нефтяной, угольной, газовой промышленности, созданием на их основе крупнейшего комплекса энергоемких, материалоемких и водоемких отраслей промышленности.
Рыночные отрасли специализации - топливная, черная и цветная металлургия, лесная, машиностроение, химическая, пищевая
К отраслям сельскохозяйственной специализации относятся: производство зерна, молочно-мясное, скотоводство, тонкорунное овцеводство, оленеводство, звероводство, пушной промысел 11 Региональная экономика: Учебное пособие / под ред. Т.Г. Морозовой, - М: ЮНИТИ, 1995, с. 259..
- 1. ХОЗЯЙСТВО ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
- 2. ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ - ГЛАВНАЯ ТОПЛИВНАЯ БАЗА СТРАНЫ Добыча нефти, достигнув к концу 1980-х гг. 400 млн т в год, к концу 1990-х гг. сократилась вдвое из-за истощения самых богатых месторождений. Новые месторождения, гораздо мельче, расположены дальше, и условия добычи на них хуже в результате разработка их обходится все дороже. Несмотря на трудности в освоении этих месторождений (суровые климатические условия, большая заболоченность, отсутствие дорог и т. д.), себестоимость добычи западносибирской нефти и газа все равно самая низкая в стране. На базе добычи нефти в Западной Сибири стали развиваться нефтепереработка (в Омске) и нефтехимия (Томске и Тобольске). Перерабатывается и попутный газ, хотя большая его часть все еще сгорает в факелах. (На космических снимках, сделанных ночью, самые освещенные территории России - не столько крупнейшие города, сколько именно Среднее Приобье, где круглосуточно горят сотни факелов.) Добыча газа, достигнув 500 млрд м3 в год, держится на этом уровне; на полуострове Ямал осваиваются новые месторождения, газ которых уже начал перекачиваться по газопроводу Ямал - Западная Европа. Западная Сибирь буквально покрыта сетью магистральных трубопроводов, по которым нефть и газ насосными станциями перекачиваются в другие регионы России и за рубеж. Добыча угля в Кузбассе в последние годы снижается, но запасы угля (в том числе и для добычи открытым способом) здесь очень велики, и в перспективе Кузбасс останется главным угольным бассейном России.
- 3. Кроме уже названных отраслей в Западной Сибири развита лесная промышленность, но с преобладанием лесозаготовок. В крае есть и деревообработка, но большая часть необработанной древесины вывозится в другие регионы. Западная Сибирь известна и своим рыбным промыслом, дающим 1/3 всей рыбы, вылавливаемой во внутренних водоемах России, среди них - ценные виды: осетр, стерлядь, нельма, муксун. Сельское хозяйство района специализируется на производстве зерна, в основном яровой пшеницы. Крупный рогатый скот дает молоко (на кормах заливных лугов в долинах рек и многочисленных озер) и мясо (на более южных пастбищах сухих степей). На юге равнины развито овцеводство. Горный Алтай знаменит своим горным медом и мараловодством - разведением благородных оленей, от которых получают панты (молодые, еще не окостеневшие рога), идущие на производство ценных лекарств.
- 4. ВЫВОДЫ Хозяйственный комплекс Западной Сибири формируется прежде всего на базе использования огромного природно- ресурсного потенциала, и в первую очередь нефти и газа. Главная отрасль специализации района - топливная промышленность: добыча нефти, газа, угля и их поставка в европейскую часть России. Преобладает сырьевая направленность с недостаточным развитием перерабатывающих звеньев основных производств.
- 5. Черная металлургия района, созданная еще в 1930-е гг., оказалась в трудном положении. Урало-Кузнецкий комбинат создавался в глубине страны, чтобы стать резервной угольно-металлургической базой СССР, недоступной для внешнего врага. Но с переходом к рыночной экономике такое расположение предприятий стало недостатком с точки зрения внешних экономических связей: чтобы поставить прокат на экспорт, его нужно везти 4-5 тыс. км до ближайшего порта, и транспортные расходы делают его неконкурентоспособным. А при резком сокращении потребления металла внутри страны именно экспорт остается единственным способом сохранить и объем производства, и трудовой коллектив. Но на мировом рынке гораздо лучше чувствуют себя заводы европейской части России (Липецка и Череповца), расположенные гораздо ближе к портам, и поэтому сибирские заводы значительно сократили производство. В отличие от продукции черной металлургии, цветные металлы, которые сами по себе гораздо дороже, в меньшей степени зависят от транспортного положения заводов-производителей. Например, алюминий из Новокузнецка и олово из Новосибирска идут на экспорт, не испытывая каких-либо затруднений.
Сельское хозяйство Западной Сибири характеризуется производством зерновых, технических культур, овощей, картофеля, а также развитием молочно-мясного скотоводства, овцеводства и оленеводства. Из зерновых основными культурами являются пшеница, рожь, ячмень и овес.
Для повышения продуктивности и устойчивости земледелия проводятся работы по осушению земель Барабинской лесостепи и орошению земель в Кулундинской степи. Созданы Алейская и Кулундинская оросительные системы. Помимо традиционных для Западной Сибири направлений животноводства в горном Алтае разводят лошадей, яков, моралов и пятнистых оленей. На юге Западной Сибири занимаются верблюдоводством.
В районе находится 16% сельскохозяйственных угодий и 15% пахотных земель России. 4 / 5 всей пашни размещается на юге ЗСЭР, в пределах Алтайского края, Омской и Новосибирской областей, где господствуют плодородные черноземные, каштановые и аллювиальные почвы речных долин. При правильной агротехнике и оптимальном увлажнении эти почвы способны обеспечивать высокие урожаи.
Западная Сибирь – один из важнейших районов зернового хозяйства и животноводства России. Главная отрасль сельского хозяйства – растениеводство. Основная культура – яровая пшеница. По площади посевных культур в Западной Сибири, а также в целом по России лидирует Алтайский край, где под посевными культурами находилось на 2009 год 5219,3 тыс га. Эта особенность обусловлена наличием здесь больших площадей плодородных земель и благоприятных почвенно-климатических условий. Но эти площади с каждым годом убывают, в основном, из-за опустынивания и засухи.
В Горном Алтае разводят лошадей. Хорошо здесь развито и животноводство. Алтайский край занимает третье место по России по поголовью крупного рогатого скота, на 2009 год насчитывалось 865 голов (но это ровно в 2 раза меньше, чем в Республике Башкортостан). На юге Западной Сибири занимаются также разведением верблюдов, яков, а на Крайнем Севере, в пределах тундры и лесотундры, развиты оленеводство и звероводство.
Ковроделие – старинный промысел района (в Ишиме и Тобольске – механизированные ковровые фабрики). На местном и привозном сырье работают предприятия текстильной, кожевенной и обувной отраслей. Главные центры по переработке сельскохозяйственного сырья – Омск, Тюмень, Томск, Ялуторовск, Татарск, Ишим.
Рыбопромышленный комплекс – добыча рыбы в реках и озерах, морской промысел в Обской губе, переработка рыбы и консервирование. Этот комплекс обслуживают сетевязальная фабрика в Тюмени и судоверфь в Тобольске, базы приемно-транспортного флота. Тарное и жестяно-баночное производство размещено на рыбокомбинатах.
Транспорт и экономические связи
Опираясь главным образом на то, что ЗСЭР занимает лидирующее положение по добыче топливно-энергетических ресурсов, огромное значение имеет транспортный комплекс Западной Сибири, который наибольшее развитие получил в южной степной зоне, где проходят широтные Транссибирская и Среднесибирская железнодорожные магистрали с ответвлением в сторону Южного Казахстана (Турксиб).
Транспортные магистрали Западной Сибири отличаются высокой грузонапряженностью.
На севере железнодорожная сеть продолжает формироваться. От ранее построенной железной дороги к центрам нефтедобычи Тюмень – Тобольск – Сургут – Нижневартовск была проложена магистраль до Уренгоя (центра крупнейшего газопромыслового района). В настоящее время осуществляется подготовка к пионерному строительству каркаса железных дорог в Надым-Пур-Тазовском и Ямальском газовых промрайонах и планируется соединение Западно-Сибирского Севера с Норильским промрайоном в Красноярском крае.
Немало важны и автомобильные дороги. Исходя из свойств и значимости автомобильных дорог в экономике и социальной сфере, разработанная«Концепция строительства магистральных автомобильных дорог в Западно- Сибирском регионе»определяет целесообразность формирования следующих магистральных автомобильных дорог:
Автомобильная дорога в широтном направлении «Нижневартовск – Сургут – Ханты-Мансийск – Советский»
Направления развития этой дороги за пределами округа обеспечивается:
На запад – г.Ивдель – г.Серов (Свердловская-область) – г.Пермь с вхождением в общетраспортную инфраструктуру европейской части России и в северный транспортный коридор;
На восток –г.Томск, с вхождением в транспортный коридор вдоль главной Сибирской железнодорожной магистрали. С формированием этой дороги образуется вторая широтная дорога России, которая в перспективе должна иметь важное государственное значение.
Автомобильная дорога в меридиональном направлении«Тюмень – Тобольск – Сургут –Ноябрьск – ст. Пуровск» с дальнейшим развитием на г.г.Надым, Салехард и Воркуту. Это единственная дорога, которая сегодня обеспечивает выход автотранспорта из Ханты – Мансийского и Ямало–Ненецкого автономных округов на дорожную сеть России.
Автомобильная дорога, формирующаяся в меридиональном направленииг.Надым –г.Нягань (вдоль коридора газопроводов) с выходом на широтную дорогу и, в последующем, на г.Урай- п.Междуреченский –г.Тюмень.
Обе меридиональные автомобильные дороги, помимо большого воздействия на социально-экономическое развитие автономных округов, в перспективе с другими видами транспорта, образуют крупный транспортный коридор «север-юг». На севере – это вхождение в Северный морской путь, на юге (через Казахстан) – вхождение в транспортную сеть Азиатского региона.
Железные дороги обслуживают, в основном, межрегиональные и транзитные перевозки, а автомобильный транспорт занимается большей частью внутрирайонными перевозками.
Речной транспорт в Западной Сибири выполняет главную функцию – завоз различных грузов в районы добычи нефти и газа в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах. В меньшей степени он используется для перевозки местных грузов и товарообмена с Казахстаном. Значительная часть северного завоза, осуществляемого с помощью речных судов, происходит в период весеннего половодья, когда по большой воде грузы доставляются по малым и средним рекам в глубинные районы Западной Сибири. Главная река района – Обь с ее многочисленными притоками, которая впадает в Карское море. Обь занимает первое место по площади бассейна и третье по водности.
Морской транспорт мало востребован в Западной Сибири из-за невозможности захода морских судов в мелководную Обскую губу. Исключение составляет экспериментальная доставка морским путем грузов, предназначенных газовикам Ямала, однако ее сдерживает отсутствие здесь морских портов.
Для пассажирских и грузовых перевозок велико значение воздушного транспорта, без которого трудно представить осуществление регулярных внутренних и внешних связей.
Особенностью межрайонных связей является преобладание вывоза над ввозом. Район вывозит нефть, газ, уголь, пиломатериалы, металл, концентраты руд цветных металлов и др. ввозятся машины и оборудование, продовольствие, товары народного потребления.
По удельному весу промышленного производства лидировали: Тюменская обл. - 39%, Томская и Кемеровская обл. - 38%, а по удельному весу сельского хозяйства Республика Алтай - 24,5% и Алтайский край - 16,5%. В производстве услуг выделялись Новосибирская обл. - 57% и Республика Алтай - 52%, предоставляющие комплекс научных и коммерческих услуг - первая и рекреационных - вторая.
Промышленные комплексы. Отрасли рыночной специализации Западно-Сибирского экономического района входят в состав ТЭК (топливная), металлургического (черная металлургия) и машиностроительного комплексов. Топливная промышленность Западной Сибири имеет общероссийское и мировое значение благодаря добыче, транспортировке и переработке уникальных нефтегазовых и угольных ресурсов. Добываемые здесь нефть и газ осваивают значительную часть инвестиций в промышленность России и обеспечивают регулярные валютные поступления в федеральный и региональный бюджеты.
Западная Сибирь является главной базой нефтедобычи в России
Суммарная протяженность системы транспортировки западно-сибирской нефти около 35 тыс. км,. Из Ханты-Мансийского АО сооружены 10 магистральных нефтепроводов, транспортирующих нефть в сторону российских городов: Челябинска, Красноярска, Иркутска, Омска, Киришей (Ленинградская обл.) и Альметьевска, а также за рубеж - в Вентспилс (Латвия), Чимкент (Казахстан), в Одессу (Украина). В настоящее время нефть стала поступать на побережье Финского залива, где введены в эксплуатацию терминалы для экспорта нефти.
В г. Омске размещается один из лучших в стране нефтеперерабатывающих заводов, выделяющийся рекордной для России глубиной переработки нефти - порядка 80%. Нефть перерабатывается также в Тюменской обл. - в г. Тобольске. Имеются благоприятные предпосылки для переработки нефти и попутного газа в местах нефтедобычи - в Тюменской и Томской обл., для чего намечается строительство экономичных мини-НПЗ, призванных обеспечивать местные потребности в топливе.
Добыча природного газа сосредоточена в Надым-Пуртазовском районе Ямало-Ненецкого АО, Газотранспортные системы, берущие начало в этом районе, следуют тремя коридорами на юго-запад - в центр России и далее в сторону Украины,Центральной и Западной Европы. Крупнейшие Уренгойское и Ям-бургское месторождения, по мнению большинства экспертов, останутся базовыми в районе на обозримую перспективу,
Добычу газа в северных районах Западной Сибири намечается значительно увеличить за счет освоения Ямальского газопромыслового района. Первый этап освоения Ямальских месторождений происходит на базе использования действующей системы газопроводов, проложенных из Надым-Пуртазовского района, с подключением к ней новых газопроводов системы Ямал-Европа, первая магистраль которой отчасти уже сооружена. Добыча газа на полуострове Ямал должна полностью обеспечить внутренние потребности России и увеличение экспорта.
Угольная промышленность Западной Сибири сконцентрирована в Кемеровской обл., где активно разрабатываются месторождения Кузбасса и бурые угли Итатского месторождения Канско-Ачинского бассейна.
Коксующиеся угли Кузбасса поступают на крупные предприятия черной металлургии Западной Сибири (Кемеровская обл.) и Урала. Энергетические угли Кузбасса и Канско-Ачинского бассейна обеспечивают не только Западно-Сибирский, но и большинство рынков европейской части России.
Электроэнергетика ЗСЭР в основном тепловая, работающая на попутном газе: Сургутские ГРЭС 1 и 2 я) и Нижневартовская ГРЭС в Ханты-Мансийском АО, а также на угле: ЮжкузбассГРЭС, Беловская и Томь-Усинская КЭС, несколько крупных ТЭЦ в Кемеровской обл., Омске, Новосибирске и Томске. Завершается строительство крупной газовой ГРЭС в г. Уренгое Ямало-Ненецкого АО. Есть единственная крупная Новосибирская ГЭС на р. Обь (400 Мвт).
Черпая металлургия ЗСЭР сосредоточена в Кемеровской обл.: Новокузнецкий металлургический комбинат и Западно-Сибирский завод полного цикла, Гурьевский передельный завод. Производство готового сортового проката и стальных труб имеется в г. Новосибирске.
Машиностроительный комплекс , крупнейшие центры которого размещены в Новосибирской, Омской, Кемеровской обл. и Алтайском крае, включает: станкостроение (производство ткацких станков), энергетическое, сельскохозяйственное и радиотехническое (г. Новосибирск), угольное (в городах Анжеро-Судженск, Киселевск, Прокопьевск Кемеровской обл.); предприятия по производству металлорежущих станков, паровых котлов, дизелей, грузовых вагонов и тракторов (в Алтайском крае). В Омской обл. развивается авиакосмическое объединение «Полет».
В Алтайском крае приоритет отдается расширению производства дизельных двигателей на алтайских моторных заводах, а также тракторов и энергетического оборудования.
Химическая и нефтехимическая промышленность. Современные нефтегазохимические комплексы развиваются в городах Тобольске (Тюменская обл.), Омске и Томске, где налажено производство различных полимеров, синтетических смол и пластмасс.В Омске производят также синтетический каучук и шины. Искусственные волокна выпускают в Новосибирске и Барнауле Кемеровской обл. Крупное производство азотных минеральных удобрений с параллельным выпуском серной кислоты и других химических продуктов на базе коксохимии на ОАО «Азот» в Кемеровской обл. В той же области в г. Прокопьевске развивается производство резиновых изделий. В г. Северске Томской обл. Сибирский атомный химический комбинат в настоящее время налаживает производство редкоземельных элементов.
Агропромышленный комплекс выделяется своими размерами - это 1/6 всех сельскохозяйственных угодий страны, компактно размещенных, в основном, в зоне южно-сибирских степей и лесостепей Омской, Новосибирской и юга Тюменской обл. Местное сельское хозяйство имеет зерново-животноводческое направление.
К началу 2000-х гг. сельское хозяйство ЗСЭР производило около 11%.
В районе ведутся работы по орошению Кулундинской степи и осушению Барабинской лесостепи. Особую направленность имеет сельское хозяйство в северных районах, где распространены оленеводство, рыболовство, пушной промысел и звероводство, а также в районах Горного Алтая, где преобладают пантовое оленеводство, заготовки лекарственных растений и пчеловодство.
Транспортный комплекс Западной Сибири наибольшее развитие получил в южной степной зоне, где проходят широтные Транссибирская и Среднесибирская железнодорожные магистрали с ответвлением в сторону Южного Казахстана (Турксиб).
На севере железнодорожная сеть продолжает формироваться. От ранее построенной железной дороги к центрам нефтедобычи
Тюмень - Тобольск - Сургут - Нижневартовск была проложена магистраль до Уренгоя (центра крупнейшего газопромыслового района).
Важнейшие автомобильные дороги: Тюмень - Омск, Тюмень - Сургут, Кемерово - Барнаул, автомагистраль в сторону Красноярска, а также Чуйский тракт в сторону Монголии. Железные дороги обслуживают, в основном, межрегиональные и транзитные перевозки, а автомобильный транспорт занимается большей частью внутрирайонными перевозками.
Речной транспорт в Западной Сибири выполняет главную функцию - завоз различных грузов в районы добычи нефти и газа в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах. Значительная часть северного завоза, осуществляемого с помощью речных судов, происходит в период весеннего половодья, когда по большой воде грузы доставляются по малым и средним рекам в глубинные районы Западной Сибири.
Морской транспорт мало востребован в Западной Сибири из-за невозможности захода морских судов в мелководную Обскую губу.
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27