Домой Проценты по кредитам Транспортный налог плательщики и элементы налогообложения. Транспортный налог: понятие, порядок уплаты налога

Транспортный налог плательщики и элементы налогообложения. Транспортный налог: понятие, порядок уплаты налога

Транспортный налог – региональный, порядок исчисления и уплаты определен Главой 28 НК РФ, вводится в действие законом субъекта РФ в каждом регионе.

Налогоплательщики: организации и физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства. Если транспортное средство зарегистрировано на физическое лицо и передано другому лицу на основании доверенности:

· налог уплачивает тот, кто указан в доверенности, если доверенность выдана до 30 июля 2002 года;

· налог платит тот, на кого зарегистрировано транспортное средство, если доверенность выдана после 30 июля 2002 года

Объект налогообложения – транспортные средства, зарегистрированные на налогоплательщика. К ним относятся: автомобильный транспорт, водный и воздушный. Регистрацию автомобильного транспорта осуществляет ГИБДД, водный и воздушный – инспекция по этим видам транспорта.

Налоговая база устанавливается в зависимости от вида транспортного средства.

По транспортным средствам, имеющим двигатель (автомобиль, самолет, катер) – паспортная мощность двигателя в лошадиных силах, если она выражена в КВт, применяется коэффициент пересчета в лошадиные силы.

По несамоходным судам – налоговая база – вместимость в тоннах.

По остальным видам водного и воздушного транспорта, не имеющего двигателя, налоговая база - единица транспортного средства.

Налоговый период – календарный год. Для организаций установлены отчетные периоды – 1, 2, 3 кварталы; для физических лиц отчетные периоды не устанавливаются.

Налоговые ставки установлены в статье 361 НК РФ как базовые, которые законами субъектов РФ могут быть уменьшены или увеличены, но не более чем в 10 раз. Ставки твердые – то есть фиксированный размер на единицу налоговой базы.

Порядок исчисления налога. Налог исчисляется за налоговый период организациями самостоятельно как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Для физических лиц налог рассчитывается налоговыми органами. Если транспортное принадлежит налогоплательщику менее года, то налог рассчитывается с учетом поправочного коэффициента, определяемого как:



Налог исчисляется на основании техпаспорта транспортного средства.

Авансовые платежи по отчетным периодам определяются как ¼ произведения налоговой базы, налоговой ставки и поправочного коэффициента.

Уплата налога и отчетность. Срок уплаты авансовых платежей для организаций – последнее число месяца за истекшим кварталом, срок представления расчета авансовых платежей – тот же.

Срок уплаты налога и срок сдачи налоговой декларации за налоговый период – 1 февраля следующего года.

Для физических лиц установлен единый срок уплаты имущественных налогов (налогов на имущество физических лиц, транспортного налога, земельного налога) – не позднее 1 ноября года, следующего за налоговым периодом

Лекция: Земельный налог

1. Налогоплательщики и основные объекты налогообложения

2. Льготы по налогам

3. Порядок определения налоговой базы

4. Порядок начисления налога и авансовых платежей

5. Порядок и сроки уплаты налога

Налогоплательщики и основные объекты налогообложения

Земельный налог – прямой, местный. Установлен Главой 31 НК РФ, вводится в действие постановлениями администрацией муниципальных образований и обязателен к уплате на их территории.

Налогоплательщики – организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, в праве постоянного пользования (бессрочного пользования) или праве пожизненного наследуемого владения.

Налоговая база – кадастровая стоимость земельных участков (определяется в соответствии с земельным законодательством РФ).

Налоговый период – календарный год. Отчетные периоды для организации и индивидуальных предпринимателей – 1,2 и 3 квартал. Для физических лиц не устанавливается.

Налоговые ставки устанавливаются постановлением администрации и не могу превышать, установленных НК РФ:

1) 0.3% - по землям сельскохозяйственного предназначения, занятых жилищным фондом и объектами инфраструктуры ЖКХ, представленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства.

2) 1.5% в отношении прочих земельных участков

Льготы по налогам

Льготы для физических лиц:

Налоговая база уменьшается на необлагаемую налогом сумму в размере 10 тысяч рублей для следующих налогоплательщиков:

· героев СССР, РФ, кавалеров орденов славы

· инвалидов первой второй группы, инвалидов с детства

· ветеранов и инвалидов боевых действий

· физических лиц, подверженных радиацией

Льготы для организации – освобождаются от налогообложения организации уголовно-исполнительной системы, организации, в чьем ведении находятся государственные автомобильные дороги, религиозные организации, общественные организации инвалидов и т. д.

Месяц возникновения права на налоговую льготу и месяц прекращения этого права принимается за полный месяц.

Налоговое право. Конспект лекций Белоусов Данила С.

19.3. Транспортный налог

19.3. Транспортный налог

Транспортный налог (гл. 28 НК РФ) платят фирмы и физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства.

Транспортные средства , которые облагаются налогом, можно разделить на три группы:

1) автотранспортные (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу);

2) водные (теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, буксируемые суда и др.);

3) воздушные (самолеты, вертолеты и др.).

Все эти транспортные средства должны быть зарегистрированы в установленном порядке.

Не являются объектом налогообложения:

1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

6) транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы;

9) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.

По транспортным средствам, имеющим двигатель (например, автомобиль, самолет, катер), налогом облагается паспортная мощность двигателя в лошадиных силах.

По несамоходным (буксируемым) судам налог исчисляют исходя из их вместимости в тоннах.

По остальным видам водного и воздушного транспорта, не имеющим двигателя, налог рассчитывают с единицы транспортного средства.

Базовые ставки по транспортному налогу установлены в статье 361 НК РФ.

Региональные власти могут уменьшить или увеличить базовые ставки не более чем в пять раз. Кроме того, они могут устанавливать налоговые ставки по разным категориям транспортных средств, а также с учетом срока их полезного использования.

Для расчета суммы транспортного налога необходимо умножить налоговую базу на ставку налога.

Уплачивают налог по месту нахождения транспорта. В зависимости от вида транспорта это означает:

для морских, речных и воздушных транспортных средств – по месту нахождения (месту жительства) их собственника;

для всех иных транспортных средств – по месту (в порту) приписки или по месту государственной регистрации, а при отсутствии таковых – по месту нахождения (жительства) их собственника (п.5 ст.83 НК РФ).

Налоговый период по транспортному налогу равен году. Продолжительность отчетного периода, а также порядок и сроки уплаты транспортного налога устанавливаются законом региона.

Форму декларации по налогу и конкретный срок ее сдачи также устанавливают региональные власти.

Налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога вручается налогоплательщику, являющемуся физическим лицом, налоговым органом в срок не позднее 1 июня года налогового периода.

Из книги Имущественные налоги автора Сотникова Л В

2. Транспортный налог 2.1. Общие положения о транспортном налогеГлава 28 введена в НК РФ Федеральным законом от 24.07.2002 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской

Из книги Пользование чужим имуществом автора Панченко Т М

5.7. Транспортный налог по арендуемому автомобилю Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со

Из книги Механизм уплаты налогов при многоуровневой структуре организации автора Мандражицкая Марина Владимировна

Глава 28. Транспортный налог (введена Федеральным законом от 24.07.2002 № 110-ФЗ) <...> Статья 358. Объект налогообложения 1. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном

Из книги Бухгалтерский учет с нуля автора Крюков Андрей Витальевич

Транспортный налог Транспортный налог – это налог на владельцев транспортных средств. Экономический смысл транспортного налогаТранспортный налог – это прямой региональный налог, который платят владельцы автомобилей и других транспортных средств. Плательщиками

Из книги Сочи и Олимпиада автора Немцов Борис

Из книги Бухгалтерский учет в торговле автора Соснаускене Ольга Ивановна

3.2. Транспортный налог Транспортным налогом облагаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы как на пневматическом, так и на гусеничном ходу. А также самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы,

Из книги Налоговое право. Конспект лекций автора Белоусов Данила С.

19.3. Транспортный налог Транспортный налог (гл. 28 НК РФ) платят фирмы и физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства.Транспортные средства, которые облагаются налогом, можно разделить на три группы:1) автотранспортные (автомобили, мотоциклы,

Из книги Налоговое право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

54. Транспортный налог Транспортный налог относится к региональным налогам, вводится в действие законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего региона. Региональные законодательные (представительные) органы определяют ставку налога в

Из книги Лизинг автора

Из книги Аренда автора Семенихин Виталий Викторович

Транспортный налог при аренде (лизинге) Транспортные средства, независимо от их вида, очень часто становятся предметами договоров аренды и лизинга. Об особенностях исчисления и уплаты налога в случае аренды и лизинга транспортных средств мы и поговорим в этой

Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

109. Транспортный налог Транспортный налог, введенный в налоговую систему России в 2003 г., заменил собой налог с владельцев транспортных средств и налог на имущество физических лиц в части некоторых видов транспортных средств. Правовую основу транспортного налога

Из книги Малые предприятия: регистрация, учет, налогообложение автора Соснаускене Ольга Ивановна

3.1.4. Транспортный налог Федеральным законом от 20 октября 2005 г. № 131-ФЗ внесены изменения в гл. 28 «Транспортный налог» НК РФ. Теперь организациям нужно отчитываться ежеквартально и уплачивать авансовые платежи по налогу. Правда, некоторые налогоплательщики могут быть

Из книги «Упрощенка» с нуля. Налоговый самоучитель автора Гартвич Андрей Витальевич

Налог Под налогом понимается обязательный платеж, взимаемый в бюджет государства в целях финансового обеспечения его деятельности. Налоги являются основным источником пополнения государственного бюджета.В наше время налоги собираются в денежной форме. Это удобно и

Из книги Антиналог [Настольная книга законопослушного неплательщика налогов] автора Королев Алексей Геннадьевич

Транспортный налог Транспортный налог призван компенсировать неудобства, которые создают обществу автомобили и другие транспортные средства. Хотя подобная компенсация уже заложена в других налогах: в акцизе на производство бензина и других видов топлива и в акцизе на

Из книги Личные налоги: экономия [Всё о минимизации и возврате] автора Смирнова Наталья Юрьевна

Законом не определены налогоплательщики: транспортный налог Налогоплательщики данного налога не определены непосредственно федеральным законом, а потому налог не может считаться «законно установленным».Определение налогоплательщиков из Налогового кодекса: «Статья

Из книги автора

Транспортный налог. Какой транспорт облагается налогом? Транспортный налог касается и физических, и юридических лиц, если на них зарегистрировано транспортное средство. При этом не играет роли, применяете ли вы свой транспорт лично либо им пользуется по доверенности

"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 8

Порядок исчисления и уплаты транспортного налога установлен гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ. В целях единообразного применения норм данной главы МНС России разработаны специальные Методические рекомендации <1>, являющиеся внутриведомственным документом, обязательным для исполнения налоговыми органами (Письмо Минфина России от 16.06.2006 N 03-06-04-04/24).

Транспортный налог относится к региональным налогам и вводится в действие на всей территории субъекта РФ соответствующим законом этого субъекта. При этом законодательные органы субъекта РФ определяют ставку налога, порядок и сроки его уплаты.

В гл. 28 НК РФ Законом N 131-ФЗ <2> были внесены значительные изменения: теперь региональные власти не вправе утверждать отчетность по транспортному налогу, однако разрешено не устанавливать отчетные периоды. Об этих и других изменениях, а также о порядке исчисления и уплаты транспортного налога, действующем с 1 января 2006 г., пойдет речь в данной статье.

<2> Федеральный закон от 20.10.2005 N 131-ФЗ "О внесении изменений в главу 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

Налогоплательщики

Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства (ТС), признаваемые объектом налогообложения. Включение лица в состав налогоплательщиков происходит на основании сведений, поступающих в налоговую службу от органов, осуществляющих государственную регистрацию ТС. При этом в п. 4 Методических рекомендаций даны разъяснения по регистрации отдельных видов наземных ТС.

На практике возникают ситуации, когда ТС куплено, но по каким-либо причинам не эксплуатируется (например, хранится на складе в разобранном состоянии). Соответственно, руководство принимает решение не регистрировать данный автомобиль в органах ГИБДД. Нужно ли в этом случае уплачивать транспортный налог? На наш взгляд, нет, так как Налоговым кодексом обязанность уплачивать налог поставлена в зависимость только от наличия регистрации ТС. Суды зачастую придерживаются этой точки зрения и считают, что если по каким-либо причинам автомобиль не поставлен на учет в ГИБДД, то и обязанность по уплате транспортного налога отсутствует, а значит не нужно сдавать декларацию (см., например Постановления ФАС ВВО от 30.01.2006 N А43-16227/2005-35-548, ФАС ВСО от 16.06.2005 N А33-29910/04-С3-Ф02-2677/05-С1). Не нужно уплачивать налог с ТС, находящихся в собственности организации, но приобретенных для перепродажи, и не зарегистрированных в ГИБДД. Однако нужно помнить о том, что в соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" эксплуатация ТС, не прошедших регистрацию в органах ГИБДД, запрещена <3>.

<3> Административная ответственность за управление ТС, не зарегистрированными в установленном порядке, определена ст. 12.1 КоАП РФ.

Много вопросов у бухгалтеров возникает по поводу того, кто является плательщиком транспортного налога при лизинге ТС. Правилами регистрации автомототранспортных средств, утвержденными Приказом МВД России от 27.01.2003 N 59, предоставлено право по письменному соглашению зарегистрировать ТС на любого участника договора лизинга. Этим же документом предусмотрена возможность временной регистрации ТС на лизингополучателя, даже если оно уже зарегистрировано на лизингодателя. Однако, несмотря на наличие временной регистрации на лизингополучателя, плательщиком налога все равно остается лизингодатель, так как постоянная регистрация оформлена на него (Письма Минфина России от 06.03.2006 N 03-06-04-04/07, от 16.09.2005 N 03-06-04-04/39, от 02.11.2005 N 03-06-04-04/43).

Объект налогообложения

Объектом обложения транспортным налогом являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом или гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие воздушные и водные ТС (п. 1 ст. 358 НК РФ). При этом п. 2 ст. 358 НК РФ предусмотрен перечень объектов, которые не подлежат налогообложению.

Например , не являются объектом налогообложения ТС, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом (пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ). При этом, как пояснила ФНС по г. Москве в Письме от 29.03.2005 N 18-08/1/20366, основанием для того, чтобы автомобиль не подлежал обложению транспортным налогом, является только подлинник справки об угоне, выданной органами МВД России (ГУВД, ОВД, УВД и др.), осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) ТС. Если налогоплательщик представил копию справки, инспекция направляет запрос в соответствующий орган МВД России с просьбой подтвердить факт угона ТС. Кроме того, факт кражи ТС может подтвердить приговор суда о привлечении к ответственности лица, виновного в краже, в том случае, если транспорт владельцу возвращен не был (Постановление ФАС СЗО от 10.03.2006 N А13-8082/2005-19).

Налоговая база, налоговые ставки

Налоговая база зависит от вида ТС и определяется в соответствии со ст. 359 НК РФ. Так, для ТС, имеющих двигатели, налоговой базой является мощность двигателя в лошадиных силах. При этом налоговая база определяется отдельно по каждому ТС.

Налоговые ставки зависят от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя, валовой вместимости, категории ТС в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя, один килограмм силы тяги реактивного двигателя или единицу ТС (ст. 361 НК РФ). Ставки налога приведены в п. 1 ст. 361 НК РФ, однако субъектам РФ разрешено изменять их в сторону увеличения или уменьшения, но не более чем в пять раз. Кроме этого, законодательным органам субъекта РФ дано право устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от срока полезного использования и категории ТС (п. 3 ст. 361 НК РФ).

Чтобы определить размер налоговой ставки, нужно правильно определить категорию ТС. Для этого можно воспользоваться двумя нормативными документами:

  • Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359;
  • Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII.

Минфин в Письме от 22.11.2005 N 03-06-04-02/15 разъяснил, что в случае спорных вопросов Конвенция имеет преимущество перед Классификатором.

Налоговый и отчетный периоды по транспортному налогу

Согласно ст. 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год, а отчетные периоды (I, II и III кварталы) установлены только для организаций. При этом законодательным органам субъектов РФ дано право не устанавливать на своей территории отчетные периоды (п. 3 ст. 360 НК РФ). Так, например, поступили законодательные власти Москвы <4>.

<4> Закон г. Москвы от 23.10.2002 N 48 "О транспортном налоге" (в ред. Закона г. Москвы от 26.04.2006 N 17).

Порядок исчисления сумм налога и авансовых платежей, сроки уплаты

В первую очередь по этому вопросу отметим следующее: сумма налога, подлежащая уплате физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, полученных от органов, осуществляющих регистрацию ТС, а организации исчисляют налог самостоятельно. Сумма налога определяется как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, установленной законом субъекта РФ.

Налогоплательщики - организации ежеквартально исчисляют и уплачивают авансовые платежи, если законом субъекта РФ не предусмотрено освобождение от этой обязанности для отдельных категорий налогоплательщиков согласно п. 6 ст. 362 НК РФ. Сумма авансового платежа определяется в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (п. 2.1 ст. 362 НК РФ). Сумма налога, подлежащая уплате по итогам налогового периода, у организации рассчитывается как разница между исчисленной суммой налога и суммой авансовых платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода. Авансовые платежи по транспортному налогу введены с 1 января 2006 г. Законом N 131-ФЗ.

В случае если ТС находится в собственности неполный налоговый период, то размер налога определяется с использованием специального коэффициента, рассчитываемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых ТС было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу полных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц, в течение которого происходит постановка или снятие с учета ТС, принимается в расчет как полный месяц (п. 3 ст. 362 НК РФ).

Органы, осуществляющие регистрацию ТС, обязаны в течение 10 дней сообщать в налоговые органы о ТС, зарегистрированных или снятых с учета.

Пример. Организация приобрела легковой автомобиль и зарегистрировала его в органах ГИБДД 01.04.2006. Мощность двигателя автомобиля - 150 л. с. В августе 2006 г. организация продала автомобиль, и 10.08.2006 он был снят с учета. По данному ТС налоговая ставка составляет 8 руб. за одну лошадиную силу.

Сумма авансового платежа за II квартал 2006 г. составит 300 руб. (150 л. с. х 8 руб. х 1/4).

Так как в августе автомобиль был снят с учета, общая сумма налога по итогам налогового периода определяется с учетом коэффициента. Полных месяцев, когда автомобиль находился в собственности организации, в 2006 г. было 5. Таким образом, коэффициент составит 0,42 <5> ((5 / 12) мес.).

<5> Отметим, что в налоговой отчетности по транспортному налогу этот коэффициент указывается в виде десятичной дроби с точностью до сотых долей.

Общая сумма налога, начисленная за 2006 г., равна 504 руб. (150 л. с. х 8 руб. х 0,42).

Итого к уплате за III квартал 2006 г. - 204 руб. (504 - 300).

Суммы налога и авансовых платежей по налогу уплачиваются по месту нахождения ТС в сроки, установленные законом субъектов РФ (п. 1 ст. 363 НК РФ). Срок уплаты налога должен быть установлен не ранее срока, установленного Налоговым кодексом для сдачи налоговой декларации, то есть 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 363.1 НК РФ).

Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог по итогам налогового периода на основании уведомлений, полученных от налогового органа. Форма налогового уведомления утверждена Приказом ФНС России от 31.10.2005 N САЭ-3-21-551@. Порядок вручения налогового уведомления установлен ст. 52 НК РФ. Оно может быть передано физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт получения уведомления.

Отчетность по транспортному налогу

В соответствии с новой ст. 363.1 НК РФ, введенной Законом N 131-ФЗ, форма налоговой декларации утверждается Минфином России. В настоящей момент действует форма, утвержденная Приказом Минфина России от 13.04.2006 N 65н. Если законодательством субъекта РФ предусмотрена уплата авансовых платежей, то налогоплательщики - юридические лица по истечении I, II и III кварталов представляют в налоговые органы расчет по авансовым платежам по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 23.03.2006 N 48н. Расчеты по авансовым платежам должны представляться не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 3 ст. 363.1 НК РФ).

О.А.Холоднова

Консультант по вопросам

бухгалтерского учета и налогообложения

Введенный Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ, устанавливается НК (глава 28) и законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Вступает в силу с 1 января 2003 г. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных НК, порядок уплаты налога и сроки уплаты налога, а также форму отчетности по данному налогу. При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться и основания для их использования налогоплательщиком (ст. 356 НК). Налогоплательщиками признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы , признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК. По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ, налогоплательщиком является , указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств (ст. 357 НК). Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства (далее - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 358 НК). Не являются объектом налогообложения:

1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л.с.;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

3) промысловые морские и речные суда;

4) пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

5) тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

6) транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

7) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

8) самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы (п. 2 ст. 358 НК). Налоговая база определяется:

1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;

3) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в пп. 1 и 2, - как единица транспортного средства. 2. В отношении транспортных средств, указанных в пп. 1 и 2, определяется отдельно по каждому транспортному средству. В отношении транспортных средств, указанных в пп. 3, налоговая база определяется отдельно (ст. 359 НК). Налоговым периодом признается календарный год (ст. 360 НК). Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах:

1) Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно - 5 р. свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно - 7 р. свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно - 10 р. свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно - 15 р. свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) - 30 р.

2) Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно - 2 р. свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно - 4 р. свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт) - 10 р.

3) Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно - 10 р. свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт) - 20 р.

4) Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно - 5 р. свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно - 8 р. свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно - 10 р. свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно - 13 р. свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) - 17 р.

5) Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) - 5 р.

6) Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно - 5 р. свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт) - 10 р. 7) Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно - 10 р. свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) - 20 р. 8) Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно - 20 р. свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) - 40 р. 9) Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно - 25 р. свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) - 50 р. 10) Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости) - 20 р. 11) Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы) - 25 р. 12) Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства) - 200 р. Указанные налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в пять раз (п. 2 ст. 361 НК). Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств (п. 3 ст. 361 НК). Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ. Сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц. Органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения:

1) о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах (в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации);

2) о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства;

3) о транспортных средствах; а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год. Указанные сведения представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, по формам, утверждаемым МНС (ст. 362 НК). Уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ. Налогоплательщики-организации представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию в , установленный законами субъектов РФ. Налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога вручается налогоплательщику, являющемуся физическим лицом, налоговым органом в срок не позднее 1 июня года налогового периода (ст. 363 НК).

Энциклопедия российского и международного налогообложения. - М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .

Является региональным . А это значит, что он устанавливается как непосредственно самим Налоговым кодексом, так и законами субъектов РФ. Поэтому компании для определения порядка его расчета и уплаты следует руководствоваться как нормам НК РФ, так и региональным законодательством.

Отдельного внимания заслуживают налоговые льготы . На федеральном уровне, а именно непосредственно в самой гл. 28 НК РФ, таких льгот не предусмотрено. Но в то же время в ст. 356 указанной главы предусмотрено, что законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов РФ предоставлено право при установлении транспортного налога определять налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Поэтому потенциальному плательщику транспортного налога было бы нелишним ознакомиться с региональными нормативно-правовыми актами на предмет того, относится ли его деятельность к льготируемой, позволяет ли его статус или характеристика транспортного средства применить льготу.
Рассмотрим Закон г. Москвы от 09.07.2008 N 33 "О транспортном налоге", вступивший в силу с 1 января 2009 г.
Статьей 4 названного Закона определен перечень льгот, освобождающих от уплаты транспортного налога на территории данного субъекта РФ.
Итак, от уплаты налога в том числе освобождаются :
- организации, оказывающие услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, - по транспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров (кроме такси);
- резиденты особой экономической зоны технико-внедренческого типа "Зеленоград" - по транспортным средствам, зарегистрированным на них с момента включения в реестр резидентов особой экономической зоны;
- лица, имеющие автомобили легковые с мощностью двигателя до 70 лошадиных сил (до 51,49 кВт) включительно, - за одно транспортное средство указанной категории, зарегистрированное на этих лиц.
Кстати, последней преференцией может воспользоваться не такой уж маленький процент организаций. К автомобилям с указанной мощностью двигателя относятся такие широко распространенные марки как Daewoo Matiz, Kia Picanto, Ford Fiesta.
Перейдем к дальнейшему рассмотрению налога.

Налогоплательщики транспортного налога

В соответствии со ст. 357 НК РФ таковыми признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства , признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
А поскольку лицами в соответствии со ст. 11 НК РФ признаются юридические и физические лица, то, соответственно, плательщиками налога признаются граждане, индивидуальные предприниматели, организации.
При этом организации, применяющие упрощенный режим налогообложения, также являются плательщиками транспортного налога. В списке налогов, от уплаты которых освобождены "упрощенцы", транспортный налог не поименован (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).
Предприятия, находящиеся на УСН, исчисляют и уплачивают налог в таком же порядке, что и предприятия, находящиеся на общем режиме налогообложения. Правда, при переходе с одного режима на другой организации могут столкнуться с определенными особенностями в учете транспортного налога. Их мы рассмотрим в настоящей статье.
Вернемся к определению понятия налогоплательщика для целей исчисления и уплаты транспортного налога. Таковым признается, как уже было указано выше, лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, являющееся объектом налогообложения. И этот критерий является главным основанием для признания лица плательщиком налога. Поэтому независимо от того, владеет компания транспортным средством или нет, в случае регистрации авто за данной компанией, она будет признаваться налогоплательщиком и ей придется платить транспортный налог.
Указанного вывода придерживаются следующие инстанции:
Минфин России. По его мнению (Письмо от 04.07.2006 N 03-06-04-04/28), платить налог должны лишь те фирмы, на которых зарегистрирован транспорт. Факт владения транспортным средством значения не имеет;
арбитражный суд. В Постановлении ФАС ВСО от 17.03.2009 N А33-13239/07-Ф02-871/09, А33-13239/07-Ф02-875/09 отражено, что списание организацией транспортных средств со своего баланса без снятия их с учета в органах, в которых они зарегистрированы, не является основанием для признания данной организации неплательщиком транспортного налога.

Объект налогообложения и налоговая база

В ст. 358 НК РФ приведен перечень транспортных средств, являющихся объектом налогообложения. К ним, в частности, отнесены автомобили, мотоциклы, автобусы, самолеты и прочие транспортные средства , зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Достаточно часто на практике возникают вопросы о том, признаются ли объектом налогообложения транспортные средства, которые не используются по назначению, находятся на штрафстоянке. Необходимо ли с них платить транспортный налог?
Ответ на данный вопрос можно найти в Письме Минфина от 18.02.2009 N 03-05-05-04/01. Согласно его положениям, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от его фактического использования. Поэтому, даже если автомобиль давно уже стоит в гараже, но в то же время не снят с учета, транспортный налог по нему все же должен начисляться.
Мнение судов по рассматриваемому вопросу аналогичное. Так, в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 27.07.2007 N А29-8682/2006а арбитры указали, что транспортный налог должен быть уплачен независимо от технического состояния и фактического использования транспортных средств.
А как быть, если автомобиль угнан? Признается ли он в указанном случае объектом обложения по транспортному налогу?
В соответствии с пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектом обложения транспортным налогом транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.
Такой документ согласно п. 17.4 Методических рекомендаций по применению главы 28 НК РФ (Приказ МНС России от 9 апреля 2003 г. N БГ-3-21/177) выдается органами МВД России (ГУВД, ОВД, УВД и др.), осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортных средств. При этом налогоплательщики в случае угона (кражи) транспортного средства представляют в налоговый орган документ, подтверждающий факт кражи (возврата) транспортного средства.
В случае документального подтверждения кражи транспортное средство перестает быть объектом налогообложения и, соответственно, по нему перестает уплачиваться транспортный налог.
Что касается налоговой базы, то в зависимости от вида транспортных средств она определяется по-разному. Например, для транспортных средств, имеющих двигатели, - это мощность двигателя в лошадиных силах.

Налоговый и отчетный период

Статья 360 НК РФ устанавливает налоговый период по транспортному налогу - это календарный год . Отчетными периодами, которые могут быть отмены законами субъектов РФ, являются I, II и III кварталы.

Налоговые ставки

С 2011 г. вступили в действие новые поправки в НК РФ, в том числе уменьшающие налоговые ставки транспортного налога, установленные непосредственно самим Налоговым кодексом РФ.
Между тем субъекты России, как и раньше, имеют право увеличивать и уменьшать эти ставки, но не более чем в десять раз.
Однако с 2011 г. указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно.
Остальные нормы ст. 361 "Налоговые ставки" НК РФ остались в силе, и субъекты РФ также могут устанавливать дифференцированные налоговые ставки в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
Как всем известно, налоговые ставки устанавливаются в зависимости от вида транспортного средства (грузовой, легковой автомобили, мотоцикл, автобус и т.д.). При этом для одной и той же мощности двигателей для указанных категорий транспортных средств могут быть установлены различные ставки. И не всегда возможно точно определить, к какой категории транспортного средство относится зарегистрированный на ваше предприятие автомобиль. Особенно ситуация актуальна для автомобилей ИЖ, "Газелей" и других фургонов.
Рассмотрим на примере вышеназванный ИЖ с мощностью двигателя 75 лошадиных сил. В строке 4 "Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)" ПТС на указанный автомобиль указана категория "B", вместе с тем в строке 3 "Наименование (тип ТС)" данного же документа указано - "грузовой фургон".
По мнению специалистов Минфина, а также налогового ведомства руководствоваться организации при определении вида транспортного средства необходимо как раз графой тип автотранспортного средства. Ведь указание в ПТС категории B еще не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковым либо к грузовым транспортным средствам. А в строке 3 "Наименование (тип ТС)" ПТС как раз указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением (Письмо Минфина России от 19 марта 2010 г. N 03-05-05-04/05, Письмо ФНС России от 18 февраля 2008 г. N ШС-6-3/112@).
Получается, что рассматриваемый ИЖ организациям в целях избежания споров с налоговиками целесообразно отнести к категории грузовых автомобилей.
Однако возможны ситуации, когда и из указанной строки 3 ПТС нельзя с достоверностью определить к какой же категории относится зарегистрированная на фирму машина. В ней, например, может быть указано - "фургон".
В рассматриваемой ситуации за разъяснениями можно обратиться в орган, осуществлявший государственную регистрацию "спорного" транспортного средства, или к заводу - изготовителю автомобиля.
Указанные пояснения могут быть весомыми аргументами отнесения транспортного средства к той либо иной категории и применения соответствующей налоговой ставки.
Если же ваша компания по "неоднозначным" автомобилям все-таки руководствуется данными строки 4 "Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)", свою позицию можно попытаться отстоять в суде. Вот, например, в Постановлении ФАС СЗО от 17.01.2007 N А66-6013/2006 указано, что при определении типа транспортного средства необходимо исходить из категории, к которой оно отнесено, а не из его наименования. Если в соответствии с паспортом транспортного средства (ПТС) оно относится к категории "B" - легковой автомобиль, то не имеет значения, что в наименовании указано "автобус на шесть мест".
В то же время есть и судебные решения с обратными выводами - Постановление ФАС ВВО от 19.01.2009 N А29-2848/2008.
Получается, что исход судебного спора по рассматриваемому вопросу определить нельзя. Поэтому организациям, которые еще не определили, к какой категории транспортных средств относить свои "спорные" автомобили, целесообразней было бы руководствоваться разъяснениями контролирующих органов. В противном случае возможен суд, исход которого может быть и в пользу проверяющих.

Порядок исчисления суммы транспортного налога и авансовых платежей

Налоговый кодекс РФ обязывает все организации, вне зависимости от того, на каком режиме налогообложения они находятся, самостоятельно, в отличие, скажем, от физических лиц, исчислять как сумму налога, так и сумму авансового платежа по нему.
Кстати, исчисление и уплата промежуточных (авансовых) платежей могут быть отменены региональным законодательством. Об этом более подробно будет указано ниже, в разделе "Порядок и сроки уплаты транспортного налога и авансовых платежей по нему" настоящей статьи.
Продолжим далее: сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (п. п. 1, 2 ст. 362 НК РФ).
Вполне логично, что законом определен механизм расчета налога в отношении каждого транспортного средства, ведь налоговые ставки устанавливаются дифференцированно, да и налоговая база для каждого вида транспортных средств различна.
Сумма авансовых платежей по налогу, если, конечно, региональный законодатель не отменил обязанность уплаты промежуточных платежей, исчисляется по завершении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Пример . На предприятие зарегистрирован легковой автомобиль с объемом двигателя 120 лошадиных сил. Ставка в отношении указанного транспортного средства составляет 20 руб. за лошадиную силу.
Соответственно, по истечении I, II и III кварталов организацией должен быть исчислен к уплате авансовый платеж в размере: 0,25 x (120 x 20) = 600 руб.

Согласно нормам п. 2 ст. 362 НК РФ сумма налога по завершении налогового периода определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащими уплате в течение налогового периода.

Пример . Воспользуемся условиями предыдущего примера: организация исчисляет годовую сумму налога: 120 x 20 = 2400. Из данной величины вычитаются все ранее уплаченные авансовые платежи, и получается сумма, которая должна быть перечислена в бюджет по итогам налогового периода: 2400 - 600 (I квартал) - 600 (II квартал) - 600 (III квартал) = 600 руб.

А как быть в ситуации, когда транспортное средство было зарегистрировано на предприятии неполный календарный год? В каком размере уплачивать налог?
В соответствии с нормами п. 3 ст. 362 НК РФ в указанном случае исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимаются за полный месяц.

Пример . Рассмотрим расчет налога в случае регистрации транспортного средства на предприятии менее года. Вернемся к данным все того же примера с учетом того, что автомобиль был снят с учета в ноябре месяце.
Рассчитаем коэффициент: 11 / 12 = 0, 917. Сумма налога, подлежащая уплате за автомобиль, составит: 2400 x 0,917 = 2200,8 руб. Авансовых платежей за I, II и III кварталы было исчислено к уплате: 600 x 3 = 1800 руб. Значит, сумма налога к уплате за год должна составить: 2200,8 - 1800 = 400,8 руб.

Довольно часто возникает вопрос о расчете налога в связи с перерегистрацией транспортного средства в другом субъекте РФ, в котором действуют иные налоговые ставки.
По мнению Минфина, изложенному в Письме от 27.08.2009 N 03-05-05-04/11, в случае, если транспортное средство снято с учета в одном субъекте РФ и в том же месяце зарегистрировано (перерегистрировано) на того же налогоплательщика в другом субъекте РФ, транспортный налог за данный месяц нужно уплачивать по месту регистрации транспорта по состоянию на 1-е число этого месяца. По новому месту нахождения транспортного средства налог нужно будет уплачиваться начиная со следующего месяца, при этом его исчисление и уплата должны осуществляться в соответствии с действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации законодательным актом субъекта Российской Федерации о транспортном налоге.

Налоговая декларация

Организации - плательщики транспортного налога обязаны отчитываться по данному платежу. Так, в соответствии со ст. 363.1 НК РФ по истечении налогового периода, а именно, как уже было указано выше, календарного года, предприятия представляют налоговую декларацию. Такая декларация должна быть подана в налоговую инспекцию по месту нахождения транспортных средств не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
С 2011 г. в гл. 28 Налогового кодекса РФ были внесены изменения, отменяющие обязанность организаций представлять налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу.
Законодатель субъекта РФ в своем нормативно-правовом акте может обязать организацию выплачивать авансовые платежи по транспортному налогу. В ранее действующей редакции НК РФ было предусмотрено, что в таком случае налогоплательщики должны по истечении каждого отчетного периода (I квартал, II квартал, III квартал) представлять в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговый расчет по авансовым платежам по налогу. Не представляли налоговые расчеты только те организации, которые, соответственно, не уплачивали платежи в течение налогового периода, а также предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения и уплачивающие ЕСХН. Причем последние не сдавали промежуточные расчеты в налоговый орган вне зависимости от обязанности уплачивать ежеквартальные авансовые платежи. Данная преференция была предусмотрена п. 3 ст. 363.1 НК РФ в ее действующей до 2011 г. редакции.
С текущего же года представлять расчеты по транспортному налогу уже никто не должен вне зависимости от режима налогообложения и порядка уплаты налога.
Поэтому если ваша организация перешла либо планирует перейти с упрощенного режима налогообложения на общий, то начиная с 2011 г., для нее это не выльется в обязанность по представлению дополнительной отчетности по транспортному налогу. Предприятие как представляло исключительно одну ежегодную декларацию, применяя УСН, так и "уйдя" с данного режима, будет отчитываться все тем же образом.
Итак, продолжим дальше и рассмотрим порядок представления декларации по транспортному налогу в налоговый орган. Как мы уже рассмотрели выше, ст. 363.1 НК РФ указывает на то, что отчетность должна быть сдана по месту нахождения транспортных средств.
В соответствии с нормами п. 5 ст. 83 НК РФ местом нахождения транспортных средств признается место их государственной регистрации (а при отсутствии такового - место нахождения (жительства) собственника имущества).
Регистрация транспортных средств осуществляется в соответствии с Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России (Приложение N 1 к Приказу МВД России от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств").
Согласно п. 24 указанных Правил регистрация транспортных средств за юридическими лицами производится по месту нахождения юридических лиц, определяемому местом их государственной регистрации, либо по месту нахождения их обособленных подразделений.
Выходит, транспортное средство может быть зарегистрировано как по месту нахождения головной организации, так и по месту нахождения обособленного подразделения, причем вне зависимости от выделения такого обособленного подразделения на отдельный баланс, наличия у него расчетного счета.
Получается, что по транспортным средствам, зарегистрированным по месту нахождения головной организации, декларация должна быть представлена в налоговые органы по месту нахождения этой организации. В случае же, если автомобиль зарегистрирован по месту нахождения обособленного подразделения, соответственно, налоговая отчетность должна быть сдана в налоговый орган по месту нахождения этого подразделения.
Достаточно часто возникают ситуации, когда автомобиль передается для эксплуатации в обособленное подразделение, где ставится на временный учет.
В данном случае отчетность все-таки следует представлять по месту нахождения головной организации. Ведь НК РФ четко определяет, что она должна быть сдана в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, которым признается именно место их постоянной регистрации. О возможности сдачи отчетности по месту временного учета в Налоговом кодексе РФ ничего не говорится.
Кстати, обратите внимание, что согласно п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах, в том числе по месту нахождения принадлежащих им транспортных средств.
Однако постановка организаций на учет в качестве плательщика транспортного налога осуществляется без его участия. Налоговый орган самостоятельно осуществляет ее на основании данных, полученных от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств. Указанные данные должны быть представлены в налоговую инспекцию в течение 10 дней после регистрации автомобиля (п. 4 ст. 85 НК РФ).
И еще один момент: организации, подпадающие под критерий крупнейших налогоплательщиков, должны представлять налоговые декларации по транспортному налогу в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков. Об этом говорится в п. 4 ст. 363.1 НК РФ.

Порядок и сроки уплаты транспортного налога и авансовых платежей по нему

Согласно п. 1 ст. 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
При этом срок уплаты налога для организаций не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 363.1 НК РФ, т.е. не ранее срока подачи годовой налоговой декларации, которая, в свою очередь, должна быть представлена не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Получается, что, с одной стороны, НК РФ дает региональным законодателям возможность определения срока уплаты налога, но в то же время определенным образом ограничивает его - сначала представляется отчетность, затем уплачивается налог.
Поскольку, как мы уже рассмотрели выше, расчеты по авансовым платежам были отменены с 2011 г., соответственно, зависимость срока оплаты авансового платежа от момента представления отчета уже не может быть установлена, как была установлена в ранее действующей редакции ст. 363 НК РФ.
Обратите внимание, что нормами Налогового кодекса РФ предусмотрена обязанность организаций по уплате как самого налога, так и суммы авансов по нему. При этом региональный законодатель в своем нормативно-правовом акте может отменить обязанность по уплате промежуточных (авансовых) платежей (п. 2 ст. 363 НК РФ).
Вот, например, Законом г. Москвы от 9 июля 2008 г. N 33 предусмотрено, что в течение налогового периода уплата авансовых платежей по транспортному налогу налогоплательщиками, являющимися организациями, не производится. Значит, по транспортным средствам, находящимся, вернее сказать - зарегистрированным, в данном субъекте РФ, уплачивается лишь сумма налога по завершении налогового периода.
Что касается места уплаты налога и промежуточных платежей по нему, то такая уплата должна осуществляться по месту нахождения транспортного средства, т.е. по месту его регистрации. А местом регистрации транспортного средства, как мы уже рассмотрели выше в разделе статьи "Налоговая декларация", является место государственной регистрации юридического лица либо место нахождения его обособленных подразделений.
В том случае, если транспортное средство зарегистрировано по месту нахождения организации, налог и авансовые платежи по налогу в отношении этого транспортного средства подлежат уплате по месту нахождения организации. Если же автомобиль зарегистрирован по месту нахождения филиала организации, а по месту нахождения организации такая регистрация не произведена, то местом нахождения транспортного средства будет являться место нахождения филиала организации. В данном случае на основании ст. 363 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу в отношении этого транспортного средства подлежат уплате по месту нахождения филиала организации. Данного мнения придерживается Минфин России (Письмо от 16 апреля 2007 г. N 03-05-06-04/20).
В случае осуществления временной регистрации на транспортное средство налог и промежуточные платежи по нему уплачиваются по месту его постоянной регистрации (Письма Минфина России от 27.12.2007 N 03-05-06-04/46, от 16.04.2007 N 03-05-06-04/20).

Бухгалтерский и налоговый учет сумм транспортного налога

Начнем с "упрощенки". Если у организации объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, то суммы транспортного налога (авансовых платежей по нему) могут быть учтены в "налоговых" расходах и тем самым уменьшать налоговую базу единого налога (пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Признать расход на основании нормы пп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ можно только после осуществления его уплаты.
При переводе же на общий режим налогообложения организация все так же может учитывать сумму транспортного налога в расходах, только уже при расчете налога на прибыль. Это позволяет сделать пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Правда, признавать указанный расход предприятия, если, кончено, они применяют метод начисления, должны уже на дату начисления налога (авансового платежа), а не на дату его уплаты (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). Иными словами, начисленные налоги/промежуточные платежи включаются в расходы того периода, за который осуществляется оплата, подается налоговая декларация.
Кстати, не стоит забывать, что организации на общем режиме налогообложения в отличие от "упрощенцев" должны вести бухгалтерский учет.
Сумма начисленного авансового платежа по транспортному налогу, как и самого налога, является расходом по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99 "Расходы организации").
Данный расход отражается в бухгалтерском учете по дебету счетов учета затрат на производство/расходов на продажу в корреспонденции с кредитом счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" (Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций).

Новое на сайте

>

Самое популярное