Домой Проценты по кредитам Учет при отчислении в асв. Взносы банков в фонд страхования вкладов

Учет при отчислении в асв. Взносы банков в фонд страхования вкладов

1. Расчетным периодом для уплаты страховых взносов является календарный квартал года.

2. Расчетная база для исчисления страховых взносов (далее - расчетная база) определяется как среднее арифметическое за расчетный период ежедневных балансовых остатков на счетах по учету вкладов, за исключением денежных средств во вкладах, которые не подлежат страхованию в соответствии с настоящим Федеральным законом . Балансовые остатки на счетах по учету вкладов, размещенных малыми предприятиями или в их пользу, включаются в расчетную базу при условии, что сведения об указанных малых предприятиях содержатся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства на дату определения расчетной базы.

4. Базовая ставка страховых взносов не может превышать 0,15 процента расчетной базы за последний расчетный период.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, базовая ставка страхового взноса может быть увеличена до 0,3 процента расчетной базы, но не более чем на два расчетных периода в течение 18 месяцев.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Базовая ставка страховых взносов не может превышать 0,05 процента расчетной базы с расчетного периода, следующего за расчетным периодом, в котором сумма денежных средств фонда обязательного страхования вкладов, включая денежные средства, инвестированные Агентством в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, превысит 5 процентов общей суммы вкладов в банках.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Базовая, дополнительная и повышенная дополнительная ставки страховых взносов устанавливаются советом директоров Агентства и применяются к расчетной базе, установленной частью 2 настоящей статьи. При изменении ставок страховых взносов новые ставки страховых взносов вводятся не ранее 45 дней после принятия соответствующего решения.

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Базовая ставка страховых взносов устанавливается в едином для всех банков размере и уплачивается всеми банками. Дополнительная ставка страховых взносов устанавливается в едином для всех банков размере не более 50 процентов базовой ставки. Повышенная дополнительная ставка страховых взносов устанавливается в едином для всех банков размере не более 500 процентов базовой ставки.

7.2. Для целей установления банков, уплачивающих дополнительную ставку или повышенную дополнительную ставку страховых взносов, Банк России определяет базовый уровень доходности вкладов отдельно по вкладам, привлеченным в валюте Российской Федерации и иностранной валюте (за исключением вкладов, размещенных малыми предприятиями или в их пользу), путем расчета средней ставки из раскрываемых неограниченному кругу лиц максимальных процентных ставок по вкладам в банках, привлекших в совокупности две трети общего объема вкладов населения в банках Российской Федерации, в отношении вкладов, которые соответствуют условиям, определенным нормативным актом Банка России для целей расчета базового уровня доходности вкладов.

(см. текст в предыдущей редакции)

7.3. Базовый уровень доходности вкладов отдельно по вкладам в валюте Российской Федерации и иностранной валюте ежемесячно определяется в порядке, установленном нормативным актом Банка России, раскрывается Банком России неограниченному кругу лиц и доводится до банков не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала каждого месяца.

7.4. Дополнительная ставка страховых взносов уплачивается банками, которые привлекли в течение любого месяца квартала хотя бы один вклад (за исключением вкладов, размещенных малыми предприятиями или в их пользу) или заключили договор об изменении условий договора банковского вклада (за исключением договоров банковского вклада, заключенных малыми предприятиями или в их пользу) на условиях доходности вклада, включающего в себя процентные платежи и иную материальную выгоду, в размере, превышающем более чем на два, но не более чем на три процентных пункта годовых базовый уровень доходности вкладов, определенный Банком России для соответствующего месяца для вкладов в валюте Российской Федерации или иностранной валюте.

(см. текст в предыдущей редакции)

Они привлекли в течение любого месяца квартала хотя бы один вклад (за исключением вкладов, размещенных малыми предприятиями или в их пользу) или заключили договор об изменении условий договора банковского вклада (за исключением договоров банковского вклада, заключенных малыми предприятиями или в их пользу) на условиях доходности вклада, включающего в себя процентные платежи и иную материальную выгоду, в размере, превышающем более чем на три процентных пункта годовых базовый уровень доходности вкладов, определенный Банком России для соответствующего месяца для вкладов в валюте Российской Федерации или иностранной валюте;

(см. текст в предыдущей редакции)

Финансовое положение банков соответствует установленным нормативным актом Банка России критериям для уплаты повышенной дополнительной ставки.

7.6. Порядок определения размера иной материальной выгоды при определении доходности вклада устанавливается нормативным актом Банка России.

7.7. Финансовое положение банка оценивается Банком России на основании:

2) наличия действующих в отношении банка мер в виде ограничения на осуществление отдельных операций, и (или) ограничения на величину процентной ставки, которую банк определяет в договорах банковского вклада, и (или) запрета на осуществление отдельных банковских операций, предусмотренных лицензией на осуществление банковских операций, и (или) запрета на открытие филиалов.

7.8. Порядок признания финансового положения банка соответствующим критериям для уплаты повышенной дополнительной ставки страховых взносов, в том числе состав и методика расчета показателей, используемых для оценки финансового положения, устанавливается нормативным актом Банка России.

8. Решение об установлении ставок страховых взносов опубликовывается в "Вестнике Банка России" и "Российской газете" не позднее чем в течение пяти дней со дня его принятия.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Порядок исчисления расчетной базы устанавливается Агентством. В случае изменения указанного порядка новый порядок исчисления расчетной базы подлежит применению со следующего расчетного периода. При этом новый порядок исчисления расчетной базы должен быть доведен до сведения банков не позднее 30 дней до начала нового расчетного периода.

10. Установление дополнительных и повышенных дополнительных ставок страховых взносов в отношении банка осуществляется Агентством на основании сведений, предоставленных Банком России в соответствии с частью 8 статьи 27 настоящего Федерального закона. Информация об установлении и о размере дополнительной или повышенной дополнительной ставки страховых взносов доводится Агентством до банка не позднее 20-го числа второго месяца квартала, следующего за расчетным периодом, в форме электронного документа согласно форматам , установленным Агентством по согласованию с Банком России, с использованием информационных ресурсов Банка России в порядке , определенном Банком России по согласованию с Агентством.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Уплата страховых взносов производится не позднее последнего рабочего дня второго месяца квартала, следующего за расчетным периодом, путем перевода денежных средств на счет Агентства в Банке России, на котором учитываются денежные средства фонда обязательного страхования вкладов.

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной банком с момента списания денежных средств с корреспондентского счета банка в Банке России.

13. В случае несогласия банка с установленной в отношении его дополнительной или повышенной дополнительной ставкой страховых взносов он в течение 15 дней с даты получения от Агентства информации, указанной в части 10 настоящей статьи, может обратиться в Банк России с ходатайством о неотнесении его к банкам, уплачивающим дополнительную или повышенную дополнительную ставку страховых взносов, в порядке , установленном нормативными актами Банка России. По итогам рассмотрения ходатайства банка Банк России в течение 15 дней с даты поступления указанного ходатайства направляет в Агентство изменения к ранее направленным сведениям о соответствии банка критериям для уплаты дополнительной или повышенной дополнительной ставки либо информирует банк и Агентство об отказе в удовлетворении ходатайства банка. Если полученные Агентством изменения к ранее направленным сведениям приводят к изменению размера страхового взноса, подлежащего уплате, Агентство информирует об этом соответствующий банк и Банк России в течение пяти рабочих дней с даты их получения от Банка России. Направление банком в Банк России ходатайства не освобождает банк от обязанности уплаты страхового взноса в сроки, установленные частью 11

16. Уплата страховых взносов автоматически возобновляется банками с расчетного периода, следующего за расчетным периодом, в котором сумма денежных средств фонда обязательного страхования вкладов, включая денежные средства, инвестированные Агентством в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, составит менее 10 процентов общей суммы вкладов в банках.

Для финансирования выплат возмещения по вкладам в соответствии с Законом о страховании вкладов создается Фонд обязательного страхования вкладов.

Фонд обязательного страхования вкладов – это совокупность денежных средств и иного имущества, принадлежащих Агентству на праве собственности.

Фонд обязательного страхования вкладов обособляется от иного имущества Агентства и по нему ведется обособленный учет. Денежные средства фонда учитываются на специально открываемом счете Агентства в Банке России. Банк России не уплачивает процентов по остаткам денежных средств, находящимся на этом счете.

На Фонд не может быть обращено взыскание по обязательствам Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, банков, иных третьих лиц, а также Агентства, за исключением случаев, когда обязательства Агентства возникли в связи с неисполнением им обязанностей по выплате возмещения по вкладам. Взыскание за счет Фонда по обязательствам Агентства, возникшим в связи с неисполнением Агентством обязанностей по выплате возмещения по вкладам, осуществляется только на основании судебного акта.

Фонд обязательного страхования вкладов формируется за счет:

1) страховых взносов.

Страховые взносы едины для всех банков и подлежат уплате банком со дня внесения банка в реестр банков и до дня отзыва (аннулирования) лицензии Банка России или до дня исключения банка из реестра банков.

Введение Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов банка приостанавливает обязанность последнего уплачивать страховые взносы на время действия указанного моратория. При этом банк обязан уплатить страховые взносы за расчетный период, в течение которого введен указанный мораторий, включительно по день, предшествующий введению данного моратория.

Расчетным периодом для уплаты страховых взносов является календарный квартал года. Расчетная база для исчисления страховых взносов определяется как средняя хронологическая за расчетный период ежедневных балансовых остатков на счетах по учету вкладов, за исключением денежных средств во вкладах, которые не подлежат страхованию в соответствии с Законом о страховании вкладов.

По вкладам в иностранной валюте ежедневные балансовые остатки определяются в валюте Российской Федерации по официальному курсу, устанавливаемому Банком России ежедневно.

Ставка страховых взносов не может превышать 0,15 % расчетной базы за последний расчетный период. С расчетного периода за IV квартал 2008 г. ставка страховых взносов банков в фонд обязательного страхования вкладов установлена в размере 0,1 % расчетной базы за расчетный период. Когда сумма денежных средств фонда обязательного страхования вкладов превысит 5 % общей суммы вкладов в банках, ставка страховых взносов не может превышать 0,05 % расчетной базы.

В целях восстановления фонда обязательного страхования вкладов совет директоров Агентства может устанавливать повышенную ставку страховых взносов в соответствии с Законом о страховании вкладов.

Расчет страховых взносов осуществляется банками самостоятельно. Уплата страховых взносов производится в течение 25 дней со дня окончания расчетного периода путем перевода денежных средств на счет Агентства в Банке России, на котором учитываются денежные средства фонда обязательного страхования вкладов. Обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной банком с момента списания денежных средств с корреспондентского счета банка в Банке России;

2) пеней за несвоевременную и (или) неполную уплату страховых взносов.

За несвоевременную или неполную уплату страховых взносов банки, допустившие указанное нарушение, уплачивают пени, т. е. денежную сумму, которую банк должен уплатить сверх страховых взносов в случае уплаты последних в более поздние сроки по сравнению со сроками, установленными Законом о страховании вкладов.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов, и устанавливаются в процентах от своевременно неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней за один календарный день просрочки соответствует ставке рефинансирования Банка России, действовавшей в соответствующий период, деленной на 360 календарных дней.

Взыскание денежных сумм неисполненных обязательств банков по уплате страховых взносов, а также пеней осуществляется Агентством в судебном порядке.

3) денежных средств и иного имущества, которые получены от удовлетворения прав требования Агентства, приобретенных в результате выплаты им возмещения по вкладам;

4) средств федерального бюджета в случаях, предусмотренных Законом о страховании вкладов;

Для обеспечения финансовой устойчивости системы страхования вкладов федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год устанавливается право Правительства РФ выдавать бюджетные кредиты и осуществлять заимствования, предельный объем указанных заимствований, а также предельный объем соответствующих расходов федерального бюджета;

5) доходов от размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов.

Направления, порядок и условия размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов, а также предельный размер размещаемых и (или) инвестируемых временно свободных денежных средств ежегодно определяются советом директоров Агентства.

Временно свободные денежные средства Фонда могут быть размещены и (или) инвестированы:

а) в государственные ценные бумаги Российской Федерации;

б) в государственные ценные бумаги субъектов РФ;

в) в облигации российских эмитентов;

г) в акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;

д) в паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих денежные средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов;

е) в ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством РФ об ипотечных ценных бумагах;

ж) в ценные бумаги государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития;

з) в депозиты и ценные бумаги Банка России.

Временно свободные денежные средства фонда не могут быть использованы для приобретения ценных бумаг эмитентов, в отношении которых осуществляются меры досудебной санации, или возбуждена процедура банкротства (наблюдения, временного (внешнего) управления, конкурсного производства), или такие процедуры применялись в течение двух предшествующих лет;

6) первоначального имущественного взноса;

7) других доходов, не запрещенных законодательством РФ.

В случае невозможности осуществления возмещения по вкладам без пополнения фонда обязательного страхования вкладов за счет дополнительных денежных средств совет директоров Агентства в срок, не превышающий семи календарных дней после наступления страхового случая, принимает одно из следующих решений:

– обратиться в Правительство РФ с просьбой о выделении Агентству соответствующих денежных средств в виде бюджетного кредита, если рассчитанный правлением Агентства дефицит фонда обязательного страхования вкладов составляет не более 1 млрд руб.;

– обратиться в Правительство РФ с просьбой о выделении Агентству дополнительных денежных средств из федерального бюджета, если рассчитанный правлением Агентства дефицит фонда обязательного страхования вкладов превышает 1 млрд руб.

При невозможности выделения указанных средств Правительство РФ в рамках своих полномочий вносит в Государственную Думу проект федерального закона о внесении соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий год.

Контроль за функционированием системы страхования вкладов осуществляется Правительством РФ и Банком России путем участия их представителей в органах управления Агентством.

Совет директоров Агентства ежегодно на конкурсной основе определяет аудиторскую организацию для проведения проверки использования Агентством фонда обязательного страхования вкладов. Контроль за расходованием средств федерального бюджета, направленных в Фонд, осуществляется в порядке, определенном для использования средств федерального бюджета.

Контрольные вопросы

1. Какие вклады подлежат обязательному страхованию?

2. Каков размер возмещения по вкладам?

3. Кто осуществляет выплату возмещения по вкладам?

4. Каким образом реализуется право вкладчика требовать возмещения по вкладам?

5. Может ли вкладчик потребовать возврата средств вклада в сумме, превышающей размер выплаченного возмещения? Кто может удовлетворить данное требование?

6. Каков правовой статус Агентства по страхованию вкладов?

7. Каковы основные функции Агентства по страхованию вкладов?

8. Какова структура управления Агентства по страхованию вкладов?

9. Каковы полномочия совета директоров Агентства по страхованию вкладов?

10. Каковы полномочия правления Агентства по страхованию вкладов?

11. За счет каких средств осуществляется выплата возмещения по вкладам?

12. Каковы источники формирования фонда обязательного страхования вкладов?

13. Вправе ли Агентство по страхованию вкладов размещать временно свободные денежные средства? Если «да», то в какие финансовые инструменты?

14. Что может сделать Агентство по страхованию вкладов, если средств фонда обязательного страхования вкладов окажется недостаточно для выплат возмещения по вкладам?

Системообразующим крупнейшим 10-15 банкам, которые и формируют основную часть прибыли отрасли, приходится расплачиваться за рискованную политику и незаконные операции мелких и даже средних игроков, у которых нередко в итоге отзывают лицензию.

«Газета.Ru» ознакомилась с оценкой влияния увеличения отчислений банков в фонд страхования вкладов. Расходы банков в связи с этой инициативой возрастут с нынешних 126 млрд руб. в год до примерно 240 млрд руб., подсчитал старший управляющий директор - главный аналитик Сбербанка Михаил Матовников.

«Для сравнения: прибыль банков до налогообложения в 2016 году составила 930 млрд руб., то есть новые взносы способны уменьшить прибыль банков на 13%, а общий объем выплат будет съедать четверть прибыли банков»,

— пишет эксперт.

По оценке Михаила Матовникова, малый и средний бизнес держит в банках примерно 5 трлн руб. Если банки будут платить отчисления в фонд АСВ по ставке 0,8% в год (0,2% в квартал), то это составит 40 млрд руб. Вклады граждан в банках составляют около 24,5 трлн руб. Сейчас банки отчисляют около 118 млрд руб. в год, а если ставку для банков поднимут до 0,8% в год, то отчисления по депозитам граждан увеличатся до 196 млрд руб. в год, объясняет свои расчеты эксперт.

В конце мая на заседании рабочей группы в Госдуме замминистра финансов Алексей Моисеев заявил о том, что Минфин предлагал рассмотреть возможность повышения базовой ставки взносов в фонд страхования вкладов до 0,2% по вкладам физлиц, чтобы снизить зависимость Агентства по страхованию вкладов от кредитов ЦБ.

В отчете АСВ говорится, что объем его задолженности перед Банком России на конец 2016 года составляет 549 млрд руб. По итогам первого квартала 2017 года задолженность фонда перед ЦБ увеличилась до 600 млрд руб.

Кроме того, Минфин, АСВ и ЦБ на заседании высказались за то, чтобы распространить страхование на остатки по счетам микро- и малого бизнеса в пределах суммы страховки по депозитам (1,4 млн руб.). При этом применить эту систему теперь они хотят не только к банкам с базовой лицензией, как предполагалось первоначально, но и на все банки.

Как рассказывал в конце марта «Газете.Ru» вице-президент организации малого и среднего бизнеса «Опоры России» Александр Калинин, председатель ЦБ Эльвира Набиуллина дала поручение департаментам подсчитать, во что обойдется банкам введение страховки по вкладам малого и микробизнеса. Сейчас, по словам Калинина, ЦБ все еще занят расчетами.

Глава финкомитета Госдумы Анатолий Аксаков заявил «Газете.Ru», что законопроект о страховании вкладов малых предприятий будет внесен уже завтра в Госдуму.

Размер отчислений в фонд страхования вкладов будет прописан такой же, как сейчас, однако АСВ может изменить его, говорит Аксаков. Получить комментарий АСВ оперативно не удалось.

Между тем, по мнению Михаила Матовникова, увеличение отчислений банков в фонд АСВ приведет к снижению ставок по вкладам. «В последнее время достаточно четко проявляется зависимость: рост взносов в АСВ быстро отражается на ставках по вкладам», — говорит он.

Если сейчас ставка долларовых вкладов составляет 1,5%, то из-за роста отчислений в АСВ она опустится до 1,2%, а по депозитам в евро — с 0,6 до 0,3%. Через пару лет ставки по рублевым вкладам вполне могут снизиться до 4%.

Другие эксперты согласны с отрицательным влиянием роста отчислений банками в АСВ.

«Нагрузка на банки с точки зрения отчисления в фонд страхования вкладов уже сейчас заметная, особенно для банков, которые должны платить повышенную ставку. Незначительное ее увеличение банки перенесут нормально, но более значительное ее увеличение будет ощутимо давить на их финансовый результат. При значительном увеличении отчислений банки будут перекладывать эти расходы на вкладчиков и вынуждены будут снизить стоимость депозитов», — комментирует управляющий директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Станислав Волков.

Страхование вкладов малых и микропредприятий приведет к росту издержек банков и, как следствие, снижению их прибыли и к снижению процентных ставок по депозитам, согласен начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий.

При этом, по словам Михаила Матовникова, гораздо эффективнее было бы возвращать средства в ЦБ за счет ликвидации активов банкротов, а не повышения ставки.

«Обязательства банков, лицензии которых были отозваны в 2014 - начале 2017 года, составили 2,4 трлн руб., а стоимость их активов — только 900 млрд руб. (38% обязательств). Однако сумма вкладов в этих банках — только 1,2 трлн руб., то есть активы покрывают вклады на 75%. Если АСВ как ликвидатор банков сможет вернуть эти средства, он сможет погасить задолженность перед ЦБ», — пишет эксперт.

Сейчас при банкротстве банков АСВ удается вернуть только 60% активов. По оценке Матовникова, если этот показатель увеличить хотя бы до 75%, то не пришлось бы повышать отчисления. При этом АСВ не публикует отчеты по деятельности временной администрации, поэтому оценить, насколько правильно они действовали, невозможно, резюмирует эксперт.

Страховые взносы в фонд страхования вкладов едины для всех банков и подлежат уплате банком с момента внесения банка в реестр банков и до момента отзыва (аннулирования) лицензии Банка России на осуществление банковских операций или; исключения банка из реестра банков в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 20 настоящего Федерального закона.

Первым расчетным периодом для уплаты страховых взносов признается период; со дня включения банка в реестр банков до дня окончания календарного квартала, в котором банк был включен в реестр банков.

Введение Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов банка приостанавливает обязанность данного банка уплачивать страховые взносы на время действия моратория. При этом банк обязан уплатить страховые взносы за расчетный период, в течение которого введен мораторий, включительно по день, предшествующий введению моратория.

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов банков

-■Расчетным периодом для: уплаты страховых взносов банков является календарный квартал года.
-■Размер страховых взносов не может превышать 0,15 процента средней хронологической за расчетный период ежедневных балансовых остатков на счетах по учету вкладов, которые страхуются в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона, в рублевом эквиваленте за предыдущий квартал.
-■В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, страховой взнос может быть увеличенi до 0,3 процента* средней хронологической за расчетный период ежедневных балансовых остатков на счетах по учету вкладов, но не более чем на два отчетных периода.
-■Конкретный размер страховых взносов банков устанавливается советом директоров Агентства. При изменении размера страховых взносов банков новый размер вводится не ранее 45 дней после принятия соответствующего решения:
-■Решение об установлении размера страховых взносов: банков-публикуется в "Вестнике Банка России" и "Российской газете" не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
-■ Порядок расчета средней хронологической за расчетный период ежедневных балансовых остатков^ на? счетах по учету вкладов устанавливается Агентством. В случае изменения указанного порядка новый> порядок подлежит применению, со следующего* расчетного периода. При этом» новый порядок расчета должен быть доведен до сведения банков не позднее чем за 30 дней до начала нового расчетного периода.
- Расчет страховых взносов в фонд страхования вкладов осуществляется банками самостоятельно.
-■Уплата страховых взносов в; фонд страхования г вкладов
производится в течение 5 дней со дня окончания расчетного периода
путем перевода денежных средств на счет Агентства в Банке России, на
котором размещаются средства фонда страхования вкладов.
Обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной с момента списания средств: с корреспондентского счета банка в: Банке России.
-■Сумма излишне уплаченного страхового взноса подлежит зачету
в счет предстоящих платежей" или; возврату в случае прекращения в:
соответствии со статьей 27 настоящего Федерального закона обязанности
банка уплачивать страховые взносы.



-■Уплата страховых взносов осуществляется в i валюте Российской
Федерации. В случае если вклады сделаны в иностранной валюте, уплата
страховых взносов производится в валюте Российской Федерации по
курсу, установленному Банком России на день, предшествующий дню
уплаты.

Вклады населения.

Деньги в функции средства накопления в виде наиболее мобильной и ликвидной их части (наличные деньги), с одной стороны, не приносят доход; с другой (особенно в условиях инфляции) - подвержены опасности обесценения. Различные условия использования денег в функции накопления предполагают необходимость определенных усилий по целесообразному размещению накопленных денег.

При решении проблемы целесообразного размещения денежных сбережений принимается во внимание следующий комплекс требований:

1. возможность беспрепятственного использования размещенных денежных средств. Накопление наличных денег населением обладает этим преимуществом. Это играет немалую роль в выборе этой формы накопления.

2. надежность вложений;

3. минимизация риска;

4. возможность получения дохода от вложений средств.

Руководством АСВ 03.10.2017 были приняты поправки о повышении базовой ставки страховых взносов, которые должны уплачивать банки-участники ССВ. С 2018 года ежеквартальному отчислению подлежат не 0,12%, а 0,15% расчетной базы. Данная величина страхового взноса (СВ) установлена согласно Федеральному Закону №177 от 23.12.2003 «О страховании вкладов физических лиц», изменения в котором начали действовать с 9 января 2018 года. Каковы правила оплаты и расчетов? Ожидается ли в ближайшем будущем увеличение размера страховых взносов? Ответы на эти актуальные вопросы подробно рассматриваются в данной статье.

Правила оплаты и расчетов для кредитных организаций

Размер страховых отчислений в ФОСВ един для любых кредитных организаций. Они уплачиваются со дня утверждения в реестре банков и до дня лишения их Центробанком лицензии на работу с частными депозитами (согласно п.3 ст.28 Федерального закона №177). Первый расчетный срок для внесения СВ - период с момента регистрации финорганизации в реестре банков до даты окончания календарного квартала. Если Банком России установлен запрет на исполнение требований перед инвесторами, подобные действия ограничивает обязательства банка по внесению отчислений на период действия моратория. Однако банком должны быть уплачены СВ за расчетный период действующего запрета по день его вступления в силу. Ниже представлены правила их оплаты и расчетов:

  • Расчетный период (РП) равен календарному кварталу;
  • Сумма СВ не должна быть выше 0,15% расчетной базы за текущий срок в отношении ежедневных остатков баланса;
  • СВ увеличиваются до 0,3%, максимум на 2 отчетных срока в течение 1,5 лет в редких ситуациях, обозначенных в Федеральном законе №177;
  • Конкретную ставку утверждает высший орган правления АСВ. При ее изменении обновленный показатель вступает в силу не раньше, чем за 45 дней после того, как принято положительное решение по данному вопросу. Срок его публикации в СМИ: до 5 дней с момента утверждения решения;
  • Правила исчисления после изменений начинают действовать со следующего расчетного срока. Сведения оглашаются за 1 месяц до наступления нового РП;

Банковские организации самостоятельно уплачивают страховые отчисления в срок до 5 дней с даты завершения расчетного срока. Деньги переводятся на счет АСВ в Центробанке, где находятся средства ФОСВ. Как только они списываются с корреспондентского счета обязательства по уплате СВ считаются выполненными. Если внесен лишний взнос, он подлежит зачислению в счет будущей оплаты или возвращению, если финансовая организация исключается из реестра банков. Отчисления уплачиваются в российских рублях. Если вклады представлены иностранной валютой, СВ выплачиваются в рублях согласно действующему курсу, предшествующему дате оплаты.

Статистика СВ по выплатам

Сумма уплаченных банками взносов в ФОСВ за I квартал 2017 года достигла 63,1 млрд рублей, что на 1/3 больше, чем за аналогичный период 2016 года (45,7 млн рублей). Значительное повышение объема тесно связывают с возросшей активностью граждан в плане открытия банковских вкладов. К тому же за последние 2 года увеличилась дополнительная, повышенная дополнительная и базовая ставки по страховым взносам.

С 2015 года сумма отчислений в ФОСВ напрямую связана с показателями депозитных ставок. У кредитных организаций с базовым уровнем прибыльности ставка по взносам с третьего квартала 2016 года стала равна 0,12% (до этого - 0,1%) и повысилась до 0,15% к 2018 году. В ближайший год планируется внесение поправок в Закон о страховании вкладов, которые принесут с собой постепенное повышение базовой ставки до 0,2%.

Главный специалист Сбербанка по аналитике, Михаил Матовников, предлагает особое реформирование взносов в АСВ, которое подразумевает внесение банковских отчислений согласно собственному уровню рисков. По его мнению, увеличение размера СВ не является надежным методом, ведь планируемый объем компенсаций Агентства, учитывая кризисный пик дефолта, существенно больше по сравнению с поступающими взносами.

Многие банки отчисляют значительно меньшие суммы взносов относительно их настоящего уровня рисков, поэтому отсутствует мотивация в изменения своего профиля риска. Из-за этого на экономическом рынке повышается доля рискованных банков. Это не значит, что мелкие кредитные организации будут платить больше. Согласно мнению Матовникова, вносить взносы нужно с учетом возможного дефолта, умноженного на ожидаемые потери.

Новое на сайте

>

Самое популярное