Домой Проценты по кредитам Указ о тунеядстве в беларуси. В новой редакции декрета о тунеядстве белорусов ждет "сюрприз"

Указ о тунеядстве в беларуси. В новой редакции декрета о тунеядстве белорусов ждет "сюрприз"

Демография и география

В шести областях Беларуси проживают в общей сложности 9,5 млн человек, из них горожан - 7,4 млн. Трудоспособное население - 5,5 млн, однако Белстат насчитал экономически активных граждан на миллион человек меньше. Более четверти белорусов - пенсионеры. Средняя продолжительность жизни у мужчин 67 лет, у женщин 79 лет.

Социальная поддержка за счет штрафов?

Из бюджета 2017 года более 900 млн долларов (11% расходной части) будет выделено на социальную поддержку населения - помощь семьям с детьми, содействие в обеспечении жильем, выплату пенсий и поддержку молодежи. Это больше, чем в прошлом году. Почти столько же - 13,7% от общего объема - запланировано направить в доходную часть бюджета за счет штрафов.

Как живется белорусам: цифры и факты

Зарплата в 500 долларов: "Украдите, найдите, откопайте!"

Средняя зарплата к 2017 году достигла 400 долларов, но ее покупательная способность упала за год на 4,5%. К февралю Александр Лукашенко пообещал жителям страны заработок в 500 долларов, пригрозив уволить министров за неисполнение его указания. Столько белорусы уже получали в 2014-м и в 2010-м годах перед президентскими выборами, но экономический кризис потом "съедал" треть долларового эквивалента.

Как живется белорусам: цифры и факты

Кто сколько зарабатывает

Самая высокая средняя зарплата у белорусов, занятых в сфере IT-технологий: до 1750 долларов. У работников воздушного транспорта, финансистов и депутатов парламента - до 1,3 тыс долларов. Работники здравоохранения и образования получают от 270 до 320 долларов. Меньше всех получают труженики села (около 250 долларов) и работники библиотек (220 долларов).

Как живется белорусам: цифры и факты

Бедность не порок?

Среднемесячный доход на душу населения в размере 300 долларов и выше имеют лишь 13% населения Беларуси. 6% жителей располагают доходами ниже бюджета прожиточного минимума, то есть, менее 87 долларов. К малообеспеченным относятся более 4% домашних хозяйств.

Как живется белорусам: цифры и факты

Новые рабочие места и безработица

В 2016 году в Беларуси было уволено на 100 тыс человек больше, чем принято на работу. На бирже труда зарегистрировано 45 тыс безработных - 1% экономически активного населения. Пособие по безработице составляет 13 долларов в эквиваленте. Власти обещают создать 50 тыс рабочих мест, но независимые экономисты считают эту задачу невыполнимой без проведения реформ и улучшения условий для бизнеса.

Как живется белорусам: цифры и факты

Как выживать пенсионерам

Самая социально незащищенная категория населения - пенсионеры. Средняя пенсия по возрасту - около 150 долларов. Однако большинство пожилых людей получает в месяц не более 120 долларов. Белорусские власти в 2016 году решили ежегодно на 6 месяцев увеличивать возраст выхода на пенсию. К 2022 году он постепенно вырастет с 55 до 58 лет для женщин и с 60 до 63 лет для мужчин.

Как живется белорусам: цифры и факты

Рост стоимости услуг ЖКХ

С 1 января стоимость коммунальных услуг для семьи из 3 человек, проживающей в двухомнатной квартире, достигла 40 долларов, исчерпав установленный властями годовой лимит повышения в 5 долларов. Рост тарифов ЖКХ является одним из условий МВФ для выдачи Минску кредита на 3 млрд долларов. К концу 2017-го белорусы будут возмещать 75% затрат на ЖКХ, а к концу 2018-го - 100%.

Как живется белорусам: цифры и факты

В лидерах по росту цен

Беларусь - на первом месте по росту цен на постсоветском пространстве в 2016 году. После деноминации, проведенной 1 июля и убравшей с белорусских рублей четыре нуля, цены на непродовольственные товары выросли в среднем на 10%, а на некоторые продукты питания и услуги - на 20-30%.


Документ был опубликован в четверг, 25 января, и сразу вступил в силу. Он отменил налог на тунеядство (официально - сбор на финансирование государственных расходов), но ввел другое денежное наказание для тех, кто не хочет работать. С 1 января 2019 года тунеядцам придется полностью оплачивать некоторые услуги, которые для остальных субсидирует государство.

«Комсомолка» нашла ответы на наивные вопросы о документе.

Зачем нужен новый декрет?

Год назад Александр Лукашенко приостановил действие декрета о тунеядстве и поручил его доработать. Теперь чиновники подчеркивают: декрет №1 - это не «работа над ошибками», а принципиально новый документ. Его цель - помочь найти работу всем, кто этого хочет.

Декрет нацелен на максимальное содействие гражданам в трудоустройстве, обеспечение их легальной занятостью, и основан на принципе социальной справедливости и участия всех граждан в жизни общества, - рассказал на пресс-конференции первый замминистра труда и соцзащиты Андрей Лобович .

Теперь государство будет каждый год определять, в каких регионах хуже всего с работой. Туда направят дополнительные деньги на консультации безработных, переобучение, организацию оплачиваемых общественных работ и так далее.

Следить за выполнением требований декрета будут постоянные комиссии при исполкомах, в которые войдут депутаты, представители органов по труду, МВД , ЖКХ , общественных организаций. Эти же комиссии будут решать вопросы, связанные с тунеядцами: например, разбираться, почему люди в трудоспособном возрасте нигде не работают.

Получается, налог на тунеядство отменили?

Да. Но неработающих все равно накажут рублем.

Трудоспособные граждане, не занятые в экономике, будут оплачивать услуги, определяемые Совмином, по ценам и тарифами, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание, - сообщил Андрей Лобович.

Проще говоря, тунеядцам придется по полной платить за услуги, с оплатой которых остальным помогает государство. Раньше тунеядцам нужно было платить сбор на финансирование госрасходов, а теперь они будут финансировать госрасходы напрямую. Разница - в сумме. Сбор был фиксированным - 20 базовых величин (сейчас это 490 рублей). С 2019 года у каждого будет своя сумма, которая может получиться как больше, так и меньше.

Что тунеядцы будут оплачивать полностью?

Пока неизвестно, перечень Совмин определит до 1 апреля. Но среди услуг, которые субсидирует государство, - медицина, образование, коммуналка, общественный транспорт…

Во время обсуждения декрета речь шла только о жилищно-коммунальных услугах, - уточнила Тамара Красовская , председатель постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам.

Актуальна ли эта мера, если учитывать, что правительство планирует выход на стопроцентную оплату коммуналки для всех?

Это решение будет приниматься только правительством. Мы поработаем в регионах, будем советоваться с людьми и видеть, как это будет работать на практике. (…) Сегодня трудно и преждевременно говорить, какой это будет перечень услуг, - ответила Тамара Красовская.

Если в квартире живут неработающий и работающий человек, как неработающий будет оплачивать «свою» полную коммуналку?

На этот вопрос ответа пока нет. При этом чиновники заверили, что сохранится механизм «сложных жизненных ситуаций», который появился во времена первого декрета. То есть человек сможет обратиться в комиссию при исполкоме и попросить освободить его от финансирования госрасходов. А теперь это смогут сделать еще и члены его семьи. Судя по всему, в представлении чиновников это выглядит как-то так: работающая жена неработающего мужа сможет прийти в комиссию, рассказать об их (или его) тяжелой жизненной ситуации и попросить разрешения не платить полную коммуналку.

Заявление могут оставить члены семьи, проживающие с гражданином, который не участвует в экономике. Придет мама и скажет: у меня социальная проблема в семье, сын не хочет работать, - привела пример Тамара Красовская. - Это еще один ключевой момент, для чего создаются комиссии: не только для содействия занятости, но и для того, чтобы увидеть, в какой ситуации живет семья. Определить, почему человек пьет, почему не работает, подключить другие органы. (…) Например, есть люди, которые скрывают, что у них мама или папа болеют тяжелыми онкологическими заболеваниями, и они ухаживали за ними целый год. Поэтому комиссия будет принимать решение, что человек оказался в трудной жизненной ситуации.

Как тунеядец узнает, что он тунеядец?

Раньше извещения об уплате сбора приходили заказным письмом, было разослано более 470 тысяч таких посланий. Что теперь?

Граждане узнают об этом от местных органов власти. Задача местных органов власти - дойти до каждого, кто потенциально попадет в эти списки, и оказать им содействие, предложить свои услуги в трудоустройстве, - сказал Андрей Лобович.

Напомним, в предыдущем декрете тунеядцами считались люди, которые за год проработали меньше 183 дней. Были исключения: пенсионеры, студенты, солдаты-срочники, декретницы, те, кто живет за границей, и так далее. Кому теперь придется полностью оплачивать услуги, тоже решат до 1 апреля.

Как будут выявлять тех, кто может, но не хочет работать?

Как и в прошлый раз, правительство хочет создать специальную базу, в которую попадут все неработающие белорусы трудоспособного возраста. Составят ее в два этапа. Сначала - на уровне страны на основе республиканских информационных источников (например, данных того же Фонда соцзащиты). Потом отфильтруют на местном уровне.

В прошлый раз база, прямо скажем, не удалась. Тысячам людей извещения приходили по ошибке.

Потому мы и предлагаем двухуровневое формирование этих баз. Местные органы власти знают людей, которые живут на их территории, имеют больше возможностей дойти до каждого человека, выяснить, чем он занимается. Только после отработки на местах будут формироваться и утверждаться списки, чтобы исключить моменты, которые были, - ответил Андрей Лобович.

Увеличится ли пособие по безработице?

Сейчас пособие по безработице не может быть больше 49 рублей (2 базовые величины). В правительстве не раз обещали увеличить его хотя бы до бюджета прожиточного минимума (сейчас это 197 руб. 81 коп.) или даже ввести страхование от безработицы. Но в новом декрете пособия решили не трогать.

Пока эти меры признаны преждевременными, и вопрос увеличения размера пособий по безработице правительством не рассматривается, - рассказал Андрей Лобович.

Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» никто не собирался «спускать на тормозах». Напротив, готовится его новая редакция, предусматривающая гораздо более широкий контроль за занятостью и доходами населения, чем в первоначальном варианте. Эти вопросы обсуждались на совещании у Президента Беларуси 3 августа по итогам доклада о демографической ситуации и содействии занятости населения.

Власти осознают роль человеческого капитала и надеются сохранить и увеличить динамику прироста населения. Правда, пока она оставляет желать лучшего: на 1 июля 2017 г. в республике проживало всего 9495,5 тыс. человек - почти на 682 тыс. меньше, чем на начало 1996 г. Хотя в 2014-2016 гг. наблюдалось некоторое улуч-шение, в текущем году снова начался спад. Однако Президент уверен, что Беларусь может прокормить 20 млн. человек, а для начал нужно достичь 15 млн. населения. «Это экономическая безопасность нашей страны, мощь нашего государства, а она всегда в людях », - сказал Александр Лукашенко.

В этом вопросе государство обязано действовать на опережение, прогнозировать будущие процессы и вовремя на них реагировать. «Создание условий для стимулирования рождаемости, обеспечение людей работой, рост их благосостояния - основные правительст-венные задачи, задачи местных органов власти, которые надо решать. За решение этих социальных вопросов спрос жесточайший с любого чиновника», - заявил Президент.

Второй, не менее важный вопрос - содействие занятости населения. «Каждый, кто хочет работать, должен иметь такую возможность. Поэтому органам власти нужно оказывать помощь всем, кто в этом нуждается. Активно налаживать переобучение граждан, содействовать им в организации своего дела», - заявил глава государства. Основной тезис властей: «каждый, кто хочет работать, должен иметь работу, и он в нашей стране ее имеет».

Для реализации такой кон-цепции важным инструментом по-прежнему остается Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества». Новая его редакция должна быть готова к октябрю текущего года.

Волна протестов против декрета не заставила власти изменить свое мнение. «Об-щество должно знать, что никакой отмены декрета быть не может , - заявил Президент. - Я уже мотивировал этот вопрос: как минимум полмиллиона у нас неработающих людей. Из них 200 тыс. мы можем освободить: многодетных, больных, инвалидов, людей, которые, может, и хотят работать, но у них не получается в силу жизненных обстоятельств. Но 300 тыс. где? Поэтому Декрет № 3 - это 300 тыс. тех, кто дол-жен работать, но не работает. И мы их должны заставить работать. Вот и вся идеология ».

По мнению Президента, местные органы власти, которые непосредственно контролируют рынок труда и видят каждого человека, и исполнительные органы власти на мес-тах должны иметь все полномочия и рычаги воздействия на этих людей для решения дан-ной проблемы. Активное учас-тие в разработке новой редакции декрета, наряду с правительством, должны принять и депутаты. «Устраняться от этой проблемы депутату нельзя », - заявил глава государства.

Интересно, что до недавних пор, разработка и принятие указов и декретов обычно вполне обходились без участия парламентариев. Но, оказывается, это тоже «их хлеб» - наверное, на случай, если придется объясняться с населением.

Новым подходом по стимулированию занятости населения станет реализация норм новой редакции Декрета № 3 силами местных органов влас-ти. Правительство также пред-лагает реализовать принцип «не работаешь - платишь за услуги». Предполагается, что трудоспособные граждане, которые не заняты в экономике, будут оплачивать субсидируемые за счет госбюджета услуги по стоимости, обеспечивающей возмещение затрат на их оказание.

Теперь изучаются все варианты, по которым могла бы строиться работа в этом направлении. Также в правительстве разрабатывают перечень таких услуг. Для реализации новых подходов создается Белорусская интегрированная сервисно-расчетная система. Министр труда и соцзащиты Ирина Костевич после совещания у главы государства пояснила, что к концу 2018 г. все граждане страны должны получить ID-карты, позволяющие определять, платит ли человек налоги и отчисления в ФСЗН. Трудоспособные граждане, не занятые в экономике, будут платить за те услуги, которые финансируются государством. Если человек не работает, «то государство будет уже совершенно по-другому предоставлять услуги», сообщила министр.

Поскольку Президент под-держал такую концепцию, остается доработать новую редакцию Декрета № 3, а также как можно быстрее разработать интегрированную сервисно--рас-четную систему, которая будет охватывать различные сферы жизни общества. При этом реализацию норм нового дек-рета предполагается передать в компетенцию местных органов власти. Именно им в недалеком будущем придется раз-бираться с недовольством населения, оценивать, кто и по какой причине оказался в «труд-ной жизненной ситуации» и можно ли ему чем-либо помочь.

Таким образом, власти отнюдь не намерены «спускать на тормозах» Декрет № 3, как надеялись иные граждане. Напротив, чиновники собираются извлечь кое-какие уроки из весенних событий и взыскивать с неработающего по раз-ным причинам населения деньги более эффективно на качественно новом уровне. Надо полагать, разработчики и авторы проекта заранее уверены, что их детище не будет противоречить нормам Конституции, гарантирующим белорусам право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения (ст. 45), доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования (ст. 49). Правда, во многих странах имеются подобные системы, например, обязательное страхование здоровья в Литве. Но одновременно там имеется целый ряд других механизмов, например, пособие по безработице, на которое человек может прожить. К тому же в ЕС, США и постсоветских странах государство не объявляло себя «социальным» и не воспитывало в населении годами патерналистские на-строения. Так что теперь нам придется заплатить не столько за социальные услуги, сколько за избавление от иллюзий.

Обратим внимание еще на одну деталь. На совещании говорилось не только о демографии, занятости и оплате социальных услуг. Также поднимались темы декларирования доходов и имущества и уклонения от уплаты налогов. Принято решение уделить этим вопросам большее внимание. Это стоит сделать и гражданам, которые в азарте обсуждения «налога на тунеядцев» не обратили внимания на пункт 15 Декрета № 3. Между тем в нем предусмотрено, что в целях установления граждан, не участвующих в финансировании государственных расходов или участвующих в таком финансировании менее 183 календарных дней в налоговом периоде, налоговые органы вправе осуществлять контроль за соответствием расходов граждан доходам на основании имеющихся сведений о доходах, имуществе и иных расходах граждан. Если налоговики установят, что кто-то живет не по легальным средствам, т.е. его расходы превышают доходы, сведения о которых имеются в распоряжении налоговых органов, либо факт получения дохода не подтверждается, то гражданину будет направлено письменное требование о даче пояснений об источниках доходов. Если пояснения не будут даны в установленный 30- дневный срок или их содержание окажется неубедительным, гражданину придется уплатить налог с суммы превышения расходов над доходами.

Инструкция о порядке осуществления контроля за соответствием расходов граждан доходам на основании имеющихся в распоряжении налоговых органов сведений о доходах, имуществе и иных расходах граждан без истребования декларации о доходах и имуществе, утв. постановлением МНС от 31.08.2015 № 22, и новая редакция Закона «О декларировании физическими лицами доходов и имущества по требованию налоговых органов» открывают широкие воз-можности для выявления лиц, живущих не по средствам, и взыскания с них налогов. Это могло бы пополнить казну куда существеннее, чем пресловутый «налог на тунеядцев», если, конечно, контролирующие ор-ганы всерьез начнут использовать эти механизмы. Правда, тогда, скорее всего, окажутся затронутыми интересы не без-работных и домохозяек, а весьма важных, возможно, даже влиятельных особ. Но у них-то деньги на уплату налогов как раз имеются.


Подробнее на сайте Экономической газеты:

Тема о введении налога за тунеядство уже продолжительное время обсуждается в России. Инициатива чиновников не нашла поддержки среди населения, а законопроект в процессе разработки. Вопрос, будет ли введен налог за тунеядство в России в 2018 году, остается открытым, поскольку до конца не проработанные ни суммы выплат, ни категории граждан, которые попадут под действие закона.

В чем суть закона о введении налога за тунеядство в России в 2018 году?

Периодически Правительство рассматривает идею ввести налог для тунеядцев. Особенно активно эта идея началась развиваться после того, как в соседней Беларуси в 2015 году был принят Декрет №3. Суть прорабатываемого в России законопроекта заключается в том, чтобы неработающие, но дееспособные граждане оплачивали налог в установленном размере.

Вице-премьер О. Голодец в 2016 году стала одним из инициаторов введения закона. Она заявила о том, что большая часть официально неработающего населения работает и имеет доход, но не оплачивает налоги, при этом пользуется социальными услугами, включая медицину. По её словам, новый законопроект позволит увеличить поступления в бюджет и компенсировать затраты государства на обслуживание неработающей части населения. Согласно статистике, такие расходы составляют около 40-45 миллиардов рублей.

Дмитрий Медведев попросил не использовать словосочетание «налог за тунеядство», поскольку законопроект направлен на вовлечение неработающей части населения в систему оплаты налогов, а не борьбы с тунеядцами. Главная цель нововведений заключается в том, что за социальные услуги должны платить все, кто ими пользуется.

Несмотря на то, что чиновники рассчитывают таким образом пополнить бюджет, некоторые из экспертов предполагают, что государство понесет дополнительные расходы. Дело в том, что от налога планируют освобождать людей, которые находятся на учете в центрах занятости. Чтобы избежать наказания за отсутствие официального трудоустройства, неработающие массово будут отправляться на биржи. В результате государству придется выплачивать им социальные выплаты.

Когда начнет действовать закон о тунеядстве и каким будет размер налога?

В соседней Беларуси введение налога на тунеядство не принесло желаемого результата. Вместо оплаты налога люди начали устраивать митинги и протесты, поскольку так называемые «письма счастья» многим пришли без законных оснований. Чтобы избежать подобных промахов, Правительство решило тщательно продумать все детали. Цель закона получить средства от работающих неофициально граждан, но многие люди подозревают, что от него обязательно пострадают те, кто пытается хоть как-то выжить в условиях безработицы и ничтожно низких зарплат.

В связи с тем, что многие моменты еще не продуманы, вряд ли закон о тунеядстве в России будет принят в 2018 году. Эксперты заявляют, что на проработку всех деталей необходимо не менее 2-3 лет. К тому же требуется собрать статистические данные о количестве безработных и тех, кто работает неофициально, чтобы реально оценить сложившуюся ситуацию.

На начальном этапе разработки проекта планировалось установить налог в размере 20 тысяч. По словам министра труда и социальной политики, именно столько может тратить неработающий человек, пользуясь медициной и другими услугами, предоставляемые государством. Хотя цифры не были подтверждены проведением исследований и расчетов, иными словами просто взяты с потолка. По мнению многих людей, включая экспертов, размер явно завышен.

Позже начала звучать цифра в 8 тысяч рублей, но даже 150 долларов в год для некоторых людей может оказаться неподъемной суммой. Эксперты в этой области предлагают запустить закон в пилотном режиме и установить размер налога на малой отметке – 500 рублей, но прислушаются ли к ним чиновники, пока неизвестно.

Кто пострадает от налога и как избежать уплаты?

Так как чиновники желают пополнить бюджет за счет тех, кто дееспособен, но не работает. Льготные категории людей будут освобождены от налога. К таковым будут относиться:

  1. Пенсионеры.
  2. Студенты.
  3. Женщины, которые ухаживают за детьми до 7 лет при условии, что последние не посещают детские учреждения.
  4. Люди, ухаживающие за больными родственниками или инвалидами.
  5. Инвалиды.
  6. Матери-одиночки и другие социально незащищенные категории населения.

Налог не коснется людей, которые официально трудоустроены и платят налоги, в том числе и частных предпринимателей. Также предполагается, что в списки тех, кто обязан будет оплачивать налог, не попадут люди, официально ищущие работу, то есть те, кто стоит на учете в центре занятости. Проблема не коснется так же людей в сельской местности, которые получают доход на реализации продукции животноводства, овощеводства или садоводства при условии уплаты налогов. Избежать дополнительных затрат смогут и граждане, получающие доход от аренды недвижимости или банковских дивидендов, если своевременно платят налоги в Пенсионный фонд.

Избежать налога можно несколькими путями:

  1. Приобрести патент.
  2. Стать частным предпринимателем или открыть собственную фирму.
  3. Оплачивать из собственного кошелька медицинский полис.
  4. Трудоустроиться на официальную работу.

Эксперты заявляют о том, что закон может не принести желаемых результатов, а вместо пополнения бюджета появятся новые расходы. Будет ли принят закон и сможет ли он эффективно работать, покажет только время, но уже сейчас большинство людей выступает против его введения. К тому же многие люди согласны оплачивать налоги, но часто их останавливает бюрократия, царящая в налоговой инспекции и других государственных структурах.

В Белоруссии отменили сбор с граждан «налога на тунеядство». Президент республики Александр Лукашенко подписал декрет № 1 «О содействии занятости населения». Согласно новому документу, государственная политика будет направлена на стимулирование неработающих граждан к легальной занятости. Однако эксперты сомневаются, что властям страны удастся выполнить задачу по всеобщему трудоустройству - этому могут помешать объективные экономические обстоятельства. RT изучал новые методы борьбы с тунеядством в Белоруссии.

  • Reuters
  • Vasily Fedosenko

25 января президент Белоруссии Александр Лукашенко №1 «О содействии занятости населения». Этот документ стал «наследником» декрета №3 «О предупреждении социального иждивенчества», который в народе прозвали «декрет о тунеядцах».

Новый документ не предполагает взимания с трудоспособных неработающих граждан сбора на финансирование государственных расходов (прозванного в обществе «налог на тунеядцев»). При этом те, кто ранее был признан плательщиками этого сбора, освобождены от его уплаты. Новая концепция, прописанная в декрете №1, предусматривает всеобщее трудоустройство.

«Документ направлен в первую очередь на активизацию работы органов власти по максимальному содействию гражданам в трудоустройстве, стимулированию трудовой занятости и самозанятости населения», — указывает пресс-служба президента Белоруссии.

  • Александр Лукашенко
  • Maxim GUCHEK

Комиссии местного значения

Вся нагрузка по выполнению норм декрета перекладывается с налоговых органов на местные органы власти. Для этого исполкомы будут создавать постоянно действующие комиссии, в состав которых будут включаться депутаты всех уровней, представители местных органов власти и общественных объединений. Возглавлять эти комиссии будут председатели советов депутатов.

У таких комиссий будет две ключевые задачи. Первая — содействие гражданам в трудоустройстве, вторая — составление списков граждан, которые могут, но не хотят работать. С 1 января 2019 года такие лица будут оплачивать субсидируемые государством услуги по полной стоимости. Конкретный перечень услуг поручено определить правительству. Однако уже сейчас известно, что неработающие граждане лишатся субсидий по оплате коммунальных услуг, будут на 100% оплачивать медицину и образование.

Комиссии местных исполкомов будут также решать, действительно ли гражданин не хочет работать (ведёт асоциальный образ жизни) или он оказался в тяжёлой жизненной ситуации, а потому может не оплачивать социальные услуги по полной стоимости. Также местные органы власти должны будут индивидуально работать с гражданами по вопросу их трудоустройства.

При этом правительство страны должно принять ряд постановлений, которыми будут в том числе определены порядок отнесения трудоспособных граждан к не занятым в экономике, перечень социальных услуг, оказываемых данным гражданам по полной стоимости, порядок расчёта платы за эти услуги. Также именно правительство должно придумать, чем занять безработных граждан в регионах, — Совмину уже предписано установить прогнозные показатели в области содействия занятости населения.

В декрете также выделены «проблемные территории» — депрессивные регионы Белоруссии, в которых нет действующих производств, а значит, и рабочих мест за пределами бюджетных организаций.

На протяжении года правительство должно определиться с мерами экономического развития таких регионов, прежде всего за счёт поддержки местного малого и среднего бизнеса. В свою очередь, областные советы депутатов смогут дополнительно направлять средства местных бюджетов на мероприятия по содействию занятости населения на территориях с напряжённой ситуацией на рынке труда.

Как это было

Декрет «О предупреждении социального иждивенчества» Александр Лукашенко подписал в апреле 2015 года. Документ предусматривал, что граждане, не работающие более 183 календарных дней в году, должны заплатить в бюджет 20 базовых величин. На тот момент это была сумма в 360 белорусских рублей ($180).

Поначалу документ в обществе всерьёз не восприняли — до декабря 2016-го, когда налоговые инспекции разослали около 470 тыс. извещений о необходимости заплатить «налог на тунеядство».

Получилось, что декрет №3 фактически ввёл налог на безработных. Это , прокатившихся по стране в феврале — марте 2017 года. Предписанную сумму заплатили лишь 54 тыс. человек из 470 тыс.

9 марта 2017 года действие декрета было приостановлено, а на правительственном совещании Лукашенко заявил, что в течение года с неработающих не будут взимать сбор. Налоговым службам поручили вернуть деньги тем, кто уже заплатил «налог на тунеядство». Одновременно президент всех безработных.

Тогда же началась кардинальная переработка документа, результатом которой стало появление декрета №1.

Вопросы остались

«Само главное, что остаётся непонятным, — как требование к неработающим оплачивать, например, медицину стыкуется с Конституцией, по которой государственная медицина бесплатна для всех граждан, без каких-либо различий? Или образование — ребёнка неработающих родителей, получается, не возьмут в бесплатную школу?» — отметила в беседе с RT белорусский политик, лидер Международного центра гражданских инициатив «Наш Дом» Ольга Карач.

Она уточнила, что статья 41 белорусской Конституции прямо запрещает использование принудительного труда, и эта норма содержится во многих международных соглашениях, которые подписала республика.

«А тут, получается, мы видим принуждение к труду. Пока нет никакой ясности, как правительство решит эти противоречия», — подчеркнула Карач.

Другой важный вопрос, по мнению экспертов, — насколько реально всех трудоустроить. Несмотря на принимавшиеся правительством меры, данные государственного статистического ведомства («Белстат») показывают: в январе — сентябре 2017 года в экономике Белоруссии было занято 4 351 800 человек. Это почти на 65 тыс. (на 1,4%) меньше, чем в тот же период прошлого года.

  • Рабочие в цехе на территории завода в Белоруссии
  • РИА Новости
  • Евгений Биятов

«Занятость населения — это в первую очередь сфера ответственности конкретного региона. И кто, как не местные органы власти, видит ситуацию, владеет всей информацией для того, чтобы решать имеющиеся вопросы? Так что занятость людей становится одним из важнейших критериев оценки работы власти на местах», — заявила в интервью информагентству БелТА министр труда и социальной защиты Белоруссии Ирина Костевич.

По её словам, местные органы власти отвечают за реализацию конкретных мер по обеспечению занятости населения, «в том числе создание рабочих мест, содействие в трудоустройстве, переобучение, предоставление временной работы».

Новое на сайте

>

Самое популярное