Домой Проценты по кредитам Возникновение обязанности по уплате транспортного налога. Обязанность по уплате налогов и сборов: возникновение и прекращение

Возникновение обязанности по уплате транспортного налога. Обязанность по уплате налогов и сборов: возникновение и прекращение

Транспортный налог в силу ст. 14 НК РФ относится к региональным налогам, которые в значительной степени формируют доходную базу региональных и местных бюджетов. Поэтому для чиновников на местах так важна его максимальная собираемость. Однако не все собственники автотранспортных средств спешат исполнять свою конституционную обязанность по уплате данного налога. Зачастую предлогом является неудовлетворительное состояние дорог, которое становится причиной многочисленных аварий и поломок машин. Устранять их последствия, как правило, приходится самим автомобилистам за счет собственных средств. Не способствует наполняемости региональных и местных бюджетов и введенная не так давно возможность продажи машин без их снятия с учета в органах ГИБДД. О налоговых результатах действующего порядка регистрации транспортных средств и поговорим сегодня.

Рассмотрим ситуацию из практики. Допустим, в июле 2015 года организация продала юридическому лицу легковой автомобиль. В том же месяце транспортное средство (ТС) было списано с баланса. По условиям договора купли-продажи новый собственник обязан в течение пяти календарных дней с момента передачи автомобиля изменить в органах ГИБДД его регистрационные данные. С учетом этого организация рассчитала транспортный налог за истекший год, исходя из фактического времени владения проданным автомобилем - семи месяцев. По итогам камеральной проверки декларации по транспортному налогу за 2015 год инспекция доначислила налог до годовой суммы, поскольку по сведениям, поступившим из органов ГИБДД, новый владелец перерегистрировал автомобиль на себя лишь в январе 2016 года. Правомерны ли доначисления, ведь на 01.01.2016 транспортное средство на балансе не значилось, а у самой организации по договору отсутствует обязанность по снятию машины с регистрационного учета?

Налоговые нормы

В абзаце 1 ст. 357 НК РФ сказано, что плательщиками транспортного налога являются лица, на которых по законодательству РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Это (в силу п. 1 ст. 358 НК РФ) ТС (в том числе автомобили), зарегистрированные в соответствующих органах в установленном порядке.

Следовательно, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от государственной регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия или использования данного ТС налогоплательщиком. Такое мнение разделяют и чиновники контролирующих органов (см. письма Минфина России от 18.02.2016 № 03‑05‑06‑04/9050, ФНС России от 28.08.2013 № БС-3-11/3076@), и судьи (см. Определение КС РФ от 24.03.2015 № 541-О ).

Исключение из этого правила составляют случаи, предусмотренные абз. 3 - 5 ст. 357 (в данной норме перечислены лица, которые не признаются плательщиками транспортного налога ) и п. 2 ст. 358 НК РФ (здесь поименованы ТС, которые не являются объектом налогообложения ).

Согласно п. 1 ст. 362 НК РФ налогоплательщики - юридические лица исчисляют сумму транспортного налога (авансового платежа) самостоятельно. И как следует из п. 3 названной статьи (в редакции, действовавшей в 2015 году), обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика с месяца постановки транспортного средства на государственный регистрационный учет и прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия с учета этого ТС в регистрирующих органах.

С 01.01.2016 момент возникновения (утраты) обязанности по уплате транспортного налога определяется в ином порядке. Изменения в п. 3 ст. 362 НК РФ внесены Федеральным законом от 29.12.2015 № 396-ФЗ. Согласно обновленной норме начиная с первого отчетного периода 2016 года налог исчисляется в зависимости от даты регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства в соответствующем государственном органе.

Так, если ТС поставлено на регистрационный учет до 15-го числа включительно или снято с учета после 15-го числа, то при исчислении транспортного налога за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) ТС.

В свою очередь, если регистрация ТС произошла после 15-го числа или снятие ТС с регистрации осуществлено до 15-го числа включительно, то месяц регистрации (снятия с регистрации) не учитывается при расчете налога.

Из приведенных правовых норм следует: транспортное средство (в нашей ситуации автомобиль) является объектом налогообложения до тех пор, пока остается зарегистрированным за налогоплательщиком в определенном законом порядке. Прекращение регистрации признается основанием для прекращения взимания транспортного налога. Иных причин для неначисления налогоплательщиками - юридическими лицами данного налога (кроме угона ТС или возникновения права на налоговую льготу) законодательством не установлено.

В силу п. 1 ст. 88 НК РФ при проведении камеральных проверок налоговики руководствуются в том числе сведениями, полученными от регистрирующих органов. Обязанность последних предоставлять информацию, необходимую для налогового контроля, закреплена в п. 4 ст. 85 НК РФ, где сказано, что органы, осуществляющие регистрацию ТС, обязаны сообщать в налоговые инспекции сведения о данных объектах и их владельцах в течение десяти дней со дня соответствующей регистрации. Помимо этого, указанные сведения должны ежегодно обновляться до 15 февраля года, следующего за отчетным.

Таким образом, поскольку налоговые органы не наделены полномочиями по регистрации и учету ТС, при проверке правильности исчисления организациями транспортного налога они руководствуются сведениями, полученными от регистрирующих органов, поскольку иное законом не предусмотрено. Значит, в рассматриваемой ситуации проверяющие правомерно доначислили налогоплательщику транспортный налог до годовой суммы. Ведь из положений гл. 28 НК РФ следует, что факт списания транспортного средства с баланса организации, равно как и отсутствие у последней обязанности по снятию автомобиля с регистрационного учета в органах ГИБДД, для исчисления налога значения не имеет.

Судебная практика

Такой формальный подход к начислению транспортного налога согласуется с позицией высших арбитров, озвученной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 № 12223/10 по делу № А40-62640/09‑151‑457. В данном постановлении сделан следующий вывод: списание транспортного средства с баланса организации без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, на которого зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога, поскольку в силу императивных положений ст. 357, 358, 362 НК РФ признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы .

Предметом данного судебного разбирательства стали транспортные средства, списанные организацией с баланса по причине утилизации. Между тем налоговики придали обозначенной позиции высших судей универсальный характер и стали применять ее в том числе к сделкам по купле-продаже транспортных средств. Судебные органы считают это допустимым (см., например, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2016 по делу № А79-4212/2015).

Впоследствии Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ продемонстрировала несколько иной (менее формальный) подход к порядку начисления транспортного налога (Определение от 17.02.2015 № 306-КГ14-5609 по делу № А55-23180/2013).

Арбитры пояснили: вывод Президиума ВАС сделан с учетом того, что при утилизации (списании) транспортного средства юридическое лицо, за которым оно зарегистрировано, обязано снять его с учета по указанному основанию в органах ГИБДД по месту регистрации, представив соответствующие документы, регистрационные знаки и ПТС.

С этим Судебная коллегия полностью согласна. По ее мнению, если действующее налоговое законодательство связывает момент прекращения исчисления и уплаты налога с действиями налогоплательщика, на которого возлагается обязанность по обращению в компетентные органы с заявлением о снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий (уплата налога с отсутствующего ТС) лежат именно на налогоплательщике. Однако подобные риски могут возникнуть лишь в том случае, если у налогоплательщика не было объективной возможности снять транспортное средство с учета.

Исходя из указанного определения факт государственной регистрации ТС не может рассматриваться судами как единственное условие возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате транспортного налога. Необходимо также установить, должен ли плательщик предпринять соответствующие действия для прекращения начисления налога (в частности, снять транспортное средство с учета в регистрирующем органе). И если данные действия не осуществлены, проверить, не имели ли место объективные препятствия для этого (см. Постановление АС ЗСО от 03.03.2016 № Ф04-46/2015 по делу № А03-13035/2015).

Об обязанностях владельцев ТС (бывших и настоящих)

Напомним, что в рассматриваемой нами ситуации обязанность по изменению регистрационных данных об автомобиле возложена на нового собственника. Соответствует ли это условие договора закону? Не должен ли прежний владелец перед продажей ТС снять его с учета в органах ГИБДД?

Ответ однозначен: нет, не должен. Порядок регистрации в органах ГИБДД регламентирован Административным регламентом МВД о предоставлении государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (далее - Административный регламент). В его п. 65 установлены лишь два основания для снятия ТС с учета:

  • вывоз за пределы Российской Федерации на постоянное пребывание;
  • утилизация.
Как видим, такое основание для снятия транспортного средства с регистрационного учета, как его продажа, Административным регламентом не предусмотрено. Должны быть изменены регистрационные данные о владельце ТС. Соответствующая обязанность возложена на нового владельца автомобиля, что следует из п. 56.1 Административного регламента и п. 6 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД (далее - Правила). Здесь установлено, что изменение регистрационных данных в связи с переходом права собственности производится на основании заявления нового владельца транспортного средства.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ № 938 и п. 4 Правил на это новому собственнику либо лицу, от его имени владеющему, пользующемуся или распоряжающемуся транспортным средством, отведено десять суток после его приобретения .

Нарушение правил государственной регистрации транспортных средств чревато привлечением организации и ее должностных лиц к административной ответственности. Согласно ч. 1 ст. 19.22 КоАП РФ размер штрафных санкций составляет:

  • для должностных лиц - от 2 000 до 3 500 руб.;
  • для организаций - от 5 000 до 10 000 руб.
Как указано в Постановлении ВС РФ от 20.02.2015 № 31-АД15-4, по смыслу ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за несоблюдение правил регистрации ТС составляет два месяца и исчисляется по прошествии десяти дней с момента, когда новый владелец автомобиля обязан изменить его регистрационные данные в соответствующих органах.

Как видим, действующий порядок регистрации транспортных средств в органах ГИБДД влечет определенные неблагоприятные налоговые последствия для их бывших собственников. Это обстоятельство не раз служило основанием для обращения последних в Конституционный суд.

Пример - Определение КС РФ от 21.05.2015 № 1035-О. По мнению заявителя, положения ст. 357, 358 и 362 НК РФ необоснованно возлагают на лиц, утративших право собственности на ТС, обязанность по уплате транспортного налога, при том что своевременность внесения изменений в регистрационные данные такого ТС зависит от действий нового собственника. Рассмотрев жалобу, судьи пришли к выводу, что указанные налоговые нормы не нарушают конституционных прав заявителя - бывшего владельца транспортного средства.

Арбитры отметили: федеральный законодатель, устанавливая в гл. 28 НК РФ транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика. Между тем Административным регламентом предусмотрена возможность прекращения регистрации ТС по заявлению прежнего собственника в случае неисполнения новым обязанности по внесению изменений в регистрационные данные в течение десяти дней со дня приобретения автомобиля и при условии отсутствия подтверждения регистрации этого автомобиля за новым владельцем.

Действительно, п. 60.4 Административного регламента установлено, что подача в регистрирующий орган продавцом автомобиля заявления и документов о заключении сделки, направленной на его отчуждение, является основанием для прекращения регистрации ТС за данным лицом.

Таким образом, судебные органы расценивают действия бывшего собственника транспортного средства по его снятию с регистрационного учета в органах ГИБДД как право, а не обязанность. Причем воспользоваться этим правом он может лишь при наступлении определенных событий.

В пункте 5 Правил закреплено, что владельцы транспортных средств обязаны , в частности, изменить регистрационные данные в случае истечения срока временной регистрации, утилизации ТС, изменения собственника (владельца) . В норме не уточнено, о каких владельцах (новых или прежних) идет речь. Полагаем, что здесь имеются в виду покупатели - новые владельцы ТС, ведь продавцы - бывшие собственники после отчуждения автомобиля перестают быть таковыми. Иных обязанностей Правилами не установлено.

Таким образом, прежний владелец, в принципе, не обязан отслеживать судьбу проданного им автомобиля, контролировать исполнение новым собственником обязанности по его перерегистрации в органах ГИБДД. Но в этом случае для продавца могут возникнуть негативные налоговые последствия, ведь плательщиком транспортного налога он останется до тех пор, пока числится в регистрирующих органах собственником ТС, независимо от того, что в наличии его давно нет.

Во избежание подобных рисков МВД советует автомобилистам перерегистрировать транспортное средство в подразделении ГИБДД непосредственно в момент его продажи. Тем более что сейчас это можно сделать в любом регионе страны - вне зависимости от места жительства бывшего и нового собственника автомобиля (см. вопрос 3 Разъяснений МВД России от 17.10.2013 «О применении положений административного регламента по регистрации транспортных средств»).

Правовая позиция, изложенная в данном определении, доведена ФНС до сведения территориальных налоговых органов для использования в работе Письмом от 17.07.2015 № СА-4-7/12690@.

Это лица, имеющие непосредственное отношение к организации и проведению прошедших в России в 2014 году Олимпийским и Паралимпийским играм, а также чемпионата мира по футболу, который состоится в 2018 году.

Среди транспортных средств, не являющихся объектом обложения, выделены, в частности, спецавтомобили для инвалидов, полученные (приобретенные) через органы соцзащиты; используемая по назначению сельскохозяйственная техника сельхозтоваропроизводителей; транспортные средства, находящиеся в угоне.

Правовая позиция, изложенная в данном определении, доведена ФНС до сведения территориальных налоговых органов для использования в работе Письмом от 17.07.2015 № СА-4-7/12693@.

Утвержден Приказом МВД России от 07.08.2013 № 605, действует с 15.10.2013.

Приложение 1 к Приказу МВД России от 24.11.2008 № 1001.

Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».

Признаются лица, на которых зарегистрировано транспортное средство, признаваемое объектом налогообложения. Однако из данного правила есть ряд исключений. И не так давно этот перечень был расширен.

В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса (далее - Кодекс) плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, являющиеся объектом налогообложения. Соответственно, с момента госрегистрации автомобиля в органах ГИБДД организация признается плательщиком транспортного налога.

Контролирующие органы в своих разъяснениях не раз обращали внимание налогоплательщиков на то, что обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от , а не от его фактического наличия или использования. Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено Кодексом в случае снятия с учета ТС в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона ТС либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено (см., напр., Письма Минфина России от 12 мая 2015 г. N 03-05-06-04/27048, от 24 января 2012 г. N 03-05-06-04/09, от 24 марта 2011 г. N 03-05-06-04/123, ФНС России от 27 января 2012 г. N БС-3-11/241 и т.д.).

Таким образом, в общем случае до тех пор, пока на организацию зарегистрирован автомобиль, в отношении данного ТС она признается плательщиком транспортного налога со всеми, что называется, вытекающими. В этом случае придется уплатить налог и представлять отчетность в ИФНС по общим правилам.

"База" в угоне

Однако из данного правила есть исключение, которое в принципе мы уже назвали. Речь идет о ситуации, когда автомобиль, зарегистрированный на фирму, угнали. Подпунктом 7 п. 2 ст. 358 Кодекса прямо предусмотрено, что объектом налогообложения по транспортному налогу не являются транспортные средства, находящиеся в розыске. Однако все не так просто. В соответствии с данной нормой для прекращения начисления транспортного налога необходимо, чтобы факт угона был документально подтвержден уполномоченным на то органом.

В силу п. 17.4 Методических рекомендаций по применению гл. 28 Кодекса в случае угона (кражи) транспортного средства налогоплательщики представляют в налоговый орган документ, подтверждающий факт его кражи (возврата). Таковой выдается органами МВД России (ГУВД, ОВД, УВД и др.), осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортных средств.

Минфин России в Письме от 9 августа 2013 г. N 03-05-04-04/32382 разъяснил, что взимание налога в отношении транспортного средства, находящегося в угоне, прекращается начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором был совершен угон. Документом, подтверждающим факт угона, может являться справка об угоне, которая выдается органами, осуществляющими работу по расследованию и раскрытию угонов (краж) транспортных средств.

В то же время чиновники отметили, что помимо названной справки факт угона также может быть подтвержден и справкой о возбуждении уголовного дела. И если месяц, в котором автомобиль был угнан, по тем или иным причинам определить невозможно, то взимание транспортного налога прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором было возбуждено уголовное дело.

Пример 1. В феврале 2015 г. у ООО "Ромашка" был угнан автомобиль. Данный факт подтвержден справкой органа МВД. В июне 2015 г. автомобиль был найден и возвращен обществу.
Поскольку при исчислении транспортного налога месяц угона и месяц возврата ТС включаются в период его нахождения у налогоплательщика, то транспортный налог за 2015 г. должен быть рассчитан с учетом коэффициента, равного 0,75 (9 мес. : 12 мес.).

Необходимо учитывать, что угнанное транспортное средство не является объектом налогообложения по транспортному налогу только в период его розыска. При этом если период поисков, что на практике, увы, встречается довольно часто, растягивается на несколько лет, то факт нахождения автомобиля в розыске нужно подтверждать ежегодно, вплоть до снятия угнанного транспортного средства с учета.

В этой связи представляется целесообразным снять "пропавший" автомобиль с регистрационного учета, чтобы у налоговиков не возникало "лишних" вопросов. Такая возможность предусмотрена п. 5 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001.

Пример 2. Справка, выданная органом МВД, подтверждает, что в феврале 2015 г. у ООО "Гвоздика" был угнан автомобиль. Предположим, что до конца года данное ТС так и не будет найдено. В этом случае транспортный налог уплачивается за 2015 г. с коэффициентом 0,1667 (2 мес. : 12 мес.).

Обратите внимание! Для целей прекращения взимания транспортного налога необходимо представить в налоговый орган справку, которая подтверждает факт угона. То есть, к примеру, копии заявления, поданного в МВД о том, что ТС украдено, в подобных ситуациях недостаточно. Ведь такое заявление носит односторонний характер и непосредственно факт угона не подтверждает (см., напр., Постановления ФАС Уральского округа от 3 сентября 2013 г. N Ф09-6557/13, ФАС Северо-Кавказского округа от 31 октября 2011 г. N А15-2503/2010 и т.д.).

Отметим также, что в налоговый орган может быть представлен как подлинник справки об угоне, так и ее копия. Отличие в том, что, получив копию, налоговики направят запрос в орган, который выдал эту справку, чтобы убедиться, что факт угона действительно имеет место быть (см. Письмо от 13 мая 2015 г. N БС-3-11/1919@).

Закрытый перечень

До недавнего времени перечень случаев, когда налогоплательщик мог "сэкономить" на транспортном налоге в отношении зарегистрированного на него ТС, ограничивался лишь тремя ситуациями (см., напр., Письмо ФНС России от 27 января 2012 г. N БС-3-11/241):

  • в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах;
  • на время розыска транспортных средств при подтверждении факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
  • при возникновении права на налоговую льготу.

Минфин России в Письме от 6 мая 2015 г. N 03-05-06-04/26019 также указал, что иных оснований для прекращения взимания транспортного налога Кодексом не предусмотрено. При этом чиновники отметили, что в случае невозможности своевременной уплаты налога и при наличии оснований, предусмотренных п. 2 ст. 64 Кодекса, налогоплательщик вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении ему отсрочки или рассрочки по уплате налога.

Симметричные "корректировки"

В то же время судебная практика не ограничивается лишь буквальным толкованием норм гл. 28 Кодекса.

Дело в том, что, как мы уже сказали, плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в установленном порядке зарегистрированы ТС, являющиеся объектом налогообложения. Выходит, для того чтобы не платить транспортный налог, просто не нужно ставить автомобиль на регистрационный учет. Вот тебе и реальная экономия.

Конечно же, налоговики с таким подходом не согласны (то есть в этой части инспекторы положения Кодекса читают с оговоркой). И по этому вопросу их суды поддерживают. Так, Верховный Суд РФ в Определении от 29 октября 2014 г. N 301-КГ14-2926 указал, что нормы налогового законодательства, устанавливающие объект обложения транспортным налогом, рассчитаны на добросовестного налогоплательщика, исполняющего обязанности по госрегистрации транспортных средств. И положительные последствия в виде отсутствия обязанности по уплате транспортного налога невозможны для недобросовестного налогоплательщика.

Таким образом, отсутствие регистрации ТС - это вовсе не основание, чтобы не платить транспортный налог. Все зависит от того, по какой причине автомобиль не был зарегистрирован в установленные на то сроки. И если в этом случае имеет место вина налогоплательщика (умышленно не ставил на учет в ГИБДД транспортное средство), то платить придется по полной.

С другой стороны, предположим, что в силу тех или иных обстоятельств организация, напротив, не может снять с регистрационного учета автомобиль, например имеют место какие-либо юридические помехи. Нужно ли при таких обстоятельствах платить в отношении данного ТС транспортный налог?

Верховный Суд РФ в Определении от 17 февраля 2015 г. по делу N 306-КГ14-5609 в этой части указал, что в случае, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика и на последнего возлагается обязанность в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике, но...

В то же время судьи вынесли решение в пользу налогоплательщика. В рассматриваемом деле компания не имела возможности снять с учета ТС просто потому, что необходимые для этого документы не выдавал другой госорган... и тоже по уважительной причине. То есть по факту налогоплательщик оказался в заложниках ситуации. Его вынуждают платить налог в отношении ТС, которого у него, собственно, и нет уже (произошла авария), только лишь на том основании, что данное транспортное средство не снято с учета. Причем и снять-то его с учета налогоплательщик не может, поскольку в данном конкретном деле это не от него зависело.

Примечательно, что указанное Определение Верховного Суда РФ N 306-КГ14-5609 содержится в Обзоре решений ВС, который Федеральная налоговая служба направила Письмом от 17 июля 2015 г. N СА-4-7/12693@ для сведения налоговиков "на местах", чтобы они использовали его в работе. Это позволяет сделать вывод, что в ФНС, наконец, согласилась с тем, что первоочередное значение имеет не только факт регистрации ТС на налогоплательщика, но и объективные обстоятельства, позволяющие или, наоборот, мешающие ему заявить о снятии ТС с учета.

Таким образом, фактически в ФНС (не без помощи Верховного Суда) признали прописную истину: при отсутствии вины налогоплательщика в том, что автомобиль не снят с регистрационного учета, обязанность по уплате в отношении его транспортного налога у него не возникает. Однако не стоит забывать, что в любом случае придется документально подтвердить момент, когда ТС реально выбыл из базы по транспортному налогу.

Октябрь 2015 г.

24 Апреля 2017, 21:15 , вопрос №1619716 Il , г. Москва

получен
гонорар 50%

Здравствуйте!

1. Можно ли применив срок исковой давности оплатить не все года. Если да, то какие и в какой последовательности?

Можно. Но нужно высчитывать срок. Он зависит от того, присылала ли налоговая вам требование об уплате (именно требование, а не налоговое уведомление).

Если присылала требование, то после 2-х лет с момента, установленного для уплаты в требовании, налог с вас взыскать уже не смогут. Точнее смогут, но для этого им нужно восстанавлвиать срок в суде.

Статья 47. Взыскание налога, сбора, страховых взносов, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - организации, индивидуального предпринимателя
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога . Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
2. Если платить не все года, то как оплачивать неустойку, если она начисляется накопленным итогом с 2011 года.
а) платить всю неустойку
б) платить неустойку только за последние 3 года, как ее рассчитать.
3. После оплаты 3х последних лет, по неоплаченным старым годам продолжится начисляться неустойка, что с ней делать, смогут ли ее взыскать по суду?

После истечения 2х лет с даты требования, налоговая не может подать в суд на взыскание. Но скорее всего на вашем лицевом счете в кабинете налогоплательщика эта задолженность все равно будет «висеть». Это связано с тем, что налоговая не списывает даже такие «безнадежные» долги.

4) Т.е. какова правильная последовательность действий с моей стороны для урегулирования вопросов с государством с минимальными потерями.

Как я уже сказал - оплатите только последние требования. Если не оплатите их, то налоговая в любой момент можете передать их для взыскания приставам или в суд.

Ну и, конечно же, нужно снять авто с учета, если вы еще этого не сделали.

Общаться в чате

юрист, г. Москва

Общаться в чате

0 0

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

юрист, г. Москва

Общаться в чате

0 0

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

юрист, г. Москва

Общаться в чате

0 0

получен
гонорар 20%

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

Магадиев Рамиль

Юрист, г. Казань

Бесплатная оценка вашей ситуации

    1020 ответов

    347 отзывов

По причине того, что второй собственник после продажи мной авто долго не ставил его на себя на учет, у меня накопилась налоговая задолженность по транспортному налогу, которую нужно погашать.
Il

В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее- НК РФ), налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (ч. 3 ст. 363 НК РФ).

Согласно ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

1. Можно ли применив срок исковой давности оплатить не все года. Если да, то какие и в какой последовательности?
Il

Могут взыскать только за последние 3 года, и то срок для взыскания в судебном порядке налоговый орган уже пропустил.

В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается
на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган
направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налоговое уведомление
считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного
письма (пункты 2, 4 статьи 52
НК РФ)

Согласно ч. 3 ст. 52
НК РФ, налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении
объектов недвижимого имущества и (или)транспортных средств, исчисляется налоговыми органами
не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному
году направления налогового уведомления.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является
основанием для направления налоговым органом налогоплательщику
требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70
НК РФ.

На основании п.1 ст. 70
НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено
налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Согласно ч. 2 ст. 48
НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом
в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога,
сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Общаться в чате

Бесплатная оценка вашей ситуации

Магадиев Рамиль

юрист, г. Казань

Общаться в чате

Списание транспортного средства с баланса организации без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, на которого зарегистрировано транспортное средство, от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога, за исключением случаев, когда у налогоплательщика не было объективной возможности осуществить соответствующие действия по снятию транспортного средства с учета.

Судебная коллегия отмечает, что в случае, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика, и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.

Компания указывала на наличие объективного препятствия для исключения воздушного судна из реестра воздушных судов, поскольку совершение данных действий невозможно без представления акта списания гражданского воздушного судна, составляемого по результатам осмотра, дефектации, разбора и его утилизации.

Между тем до момента завершения расследования уголовного дела по факту данного авиационного происшествия Отделом по расследованию особо важных дел Московского межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации проведение налогоплательщиком всех поименованных действий не представлялось возможным.

Налоговый орган и суды проигнорировали указанное обстоятельство, придав решающее значение лишь наличию факта государственной регистрации судна, как единственного условия для возникновения обязанности по уплате транспортного налога, без учета указанных обстоятельств объективного характера.

Указанный вывод содержится в Определении Верховного суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 г. по делу N 306-КГ14-5609.

Нормы налогового законодательства, устанавливающие объект обложения транспортным налогом, рассчитаны на добросовестного налогоплательщика, исполняющего обязанности по государственной регистрации транспортных средств. Положительные последствия в виде отсутствия обязанности по уплате транспортного налога невозможны для недобросовестного налогоплательщика

Основанием для принятия решения в оспариваемой части послужили выводы инспекции о том, что общество при исчислении транспортного налога не включило в налоговую базу незарегистрированные, но фактически эксплуатируемые транспортные средства.

Признав, что неисполнение обязанности по государственной регистрации транспортных средств не влечет исключения данных транспортных средств из числа объектов налогообложения по транспортному налогу, суды, между тем, исходили из того, что нормы налогового законодательства, устанавливающие объект обложения транспортным налогом, рассчитаны на добросовестного налогоплательщика, исполняющего обязанности по государственной регистрации транспортных средств. Положительные последствия в виде отсутствия обязанности по уплате транспортного налога невозможны для недобросовестного налогоплательщика. Вместе с тем инспекция доказательств недобросовестного поведения общества с целью уклонения от уплаты транспортного налога не представила. При рассмотрении спора суды учли незначительный период времени с момента приобретения транспортных средств до их постановки на учет.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 15 апреля 2016 г. N 03-05-06-04/21706 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение о транспортном налоге и сообщает следующее. В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Согласно пункту 1 статьи 362 Кодекса сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками — физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства. Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено Кодексом в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Обращаем внимание, что вопросы, связанные с регистрацией (снятием с регистрации) автотранспортных средств, относятся к компетенции МВД России.

Об основаниях возникновения (прекращения) обязанности по уплате транспортного налога

Новое на сайте

>

Самое популярное