Домой Кредит на бизнес Азиатский кризис (1997–1998 годов).

Азиатский кризис (1997–1998 годов).

Экономический кризис 1998 года в России (также называемый Дефолт по названию одной из причин кризиса) был одним из самых тяжёлых экономических кризисов в истории России.

Основными причинами дефолта были: огромный государственный долг России, порождённый обвалом азиатских экономик, кризис ликвидности, низкие мировые цены на сырьё, составлявшее основу экспорта России, а также популистская экономическая политика государства и строительство пирамиды ГКО (государственные краткосрочные обязательства). Датой дефолта является 17 августа 1998 года.

Его последствия серьёзно повлияли на развитие экономики и страны в целом, как отрицательно, так и положительно. Курс рубля по отношению к доллару упал за полгода более чем в 3 раза - c 6 рублей за доллар перед дефолтом до 21 рубля за доллар 1 января 1999 года. Было подорвано доверие населения и иностранных инвесторов к российским банкам и государству, а также к национальной валюте. Разорилось большое количество малых предприятий, лопнули многие банки. Банковская система оказалась в коллапсе минимум на полгода. Население потеряло значительную часть своих сбережений, упал уровень жизни. Тем не менее, девальвация рубля позволила российской экономике стать более конкурентоспособной.

Предыстория

Особенности экономической политики 1995—1998 годов

Методы экономической политики, применявшиеся в 1995—1998 годах, напоминали «дурную бесконечность»: вновь и вновь повторялись похожие по смыслу меры, несмотря на то, что они каждый раз давали отрицательные результаты. Ставка постоянно делалась на крайне ограниченный набор денежно-кредитных и бюджетно-налоговых мер. Характеристика основных из этих мер:

  • Абсолютный приоритет мер по противодействию инфляции над мерами по стимулированию капиталообразующих инвестиций и производства.
  • В качестве основной и фактически единственной меры по борьбе с инфляцией использовалось сокращение предложения денег. Эта мера включала в себе в том числе задержку в выплатах пенсий, неоплату за продукцию по государственному заказу, неисполнение финансовых обязательств перед бюджетными организациями и т. п.
  • Применение завышенного курса российского рубля в качестве меры по сдерживанию инфляционных ожиданий.
  • Сохранение больших ставок налогов с целью сокращения дефицита госбюджета.
  • Финансирование дефицита госбюджета за счёт продажи на рынке долговых обязательств государства (ГКО, ОФЗ и других). Причём объём их размещения постоянно увеличивался (со 160 млрд рублей в 1995 году до 502 млрд рублей в 1997 году), а нужный объём спроса на них поддерживался большими ставками процентов (45 % за квартал) и значительным привлечением спекулятивных финансовых ресурсов из-за границы. Ориентация на иностранный капитал потребовала ликвидации многих ограничений на вывоз капитала за границу.
  • Абсолютный приоритет идеологических и бюджетно-налоговых мотивов при проведении приватизации над мотивом поиска эффективных собственников.

Эти меры не оправдали даже небольшой доли тех ожиданий, которые на них возлагались. В условиях всеобщего недоверия и неопределённости чисто монетарные антиинфляционные меры были неэффективными. Хотя темпы инфляции уменьшились, это не привело к возникновению рыночных импульсов, которые обеспечили бы активизацию процессов модернизации экономики и рост капиталовложений. Участники экономических процессов по-прежнему не считали финансовую ситуацию в стране стабильной, полагали уровень рисков чрезмерно большим и воздерживались от значительных инвестиций в основной капитал. Причём государство, применяя сомнительные меры противодействия инфляции и превратившись в крупнейшего нарушителя финансовых обязательств, внесло очень значительный вклад в поддержку большого уровня недоверия в экономике. Кроме того, экономическая политика властей, применявшаяся в те годы, не смогла эффективно противодействовать той составляющей инфляции, которая возникала вследствие воздействия всплесков цен на мировом рынке, структурных и технологических перекосов в экономике и т. д. Вследствие этого, вложения в основной капитал в российской экономике продолжали снижаться опережающими темпами вплоть до 1999 года.

Другие аспекты экономической политики 1995—1998 годов также имели негативные последствия для динамики производства в стране. Чрезмерное уменьшение предложения денег приводило к росту неплатежей, бартера и взаимозачётов, что, в частности, приводило к сильному увеличению трансакционных издержек фирм. Завышенный обменный курс российского рубля значительно снижал ценовую конкурентоспособность российских производителей. Слишком большая налоговая нагрузка приводила к росту либо долговой нагрузки у законопослушных фирм, либо неформальной антиналоговой активности у нелояльных фирм. Финансирование бюджетного дефицита за счёт заимствований на финансовых рынках также имело ряд негативных последствий для экономики. Во-первых, высокая прибыльность операций с государственными ценными бумагами оттягивала финансовые ресурсы из реального сектора экономики в финансовый сектор. Во-вторых, ориентация расходов госбюджета на рефинансирование государственных ценных бумаг значительно суживала возможности государства по поддержанию социальной сферы и экономики страны. В-третьих, резкий рост государственного долга приводил к значительному увеличению рисков, связанных с колебаниями курсов ценных бумаг и курса российского рубля. В-четвёртых, либерализация международных операций с валютой ослабляла защиту экономики страны от внешнего давления на российский рубль и от утечки капиталов.

Следствием проводившейся в 1995—1998 годах экономической политики стали, в частности, экономический спад и значительный отток капитала из страны.

Ухудшение финансовой ситуации

На фоне этих процессов происходило ухудшение финансовой ситуации, в частности, постоянно увеличивался внутренний и внешний долг и сокращались возможности по его финансированию. В конце 1997 года стали резко расти ставки по кредитам и государственным обязательствам, начал падать фондовый рынок. Если в III квартале 1997 года средняя доходность ГКО составляла 19 %, то ко II кварталу 1998 года она увеличилась до 49,2 %. Ставка по однодневным кредитам за тот же период увеличилась с 16,6 % до 44,4 %. Эти события оказали негативное влияние на настроения инвесторов, что увеличило отток капитала и усилило давление на курс рубля.

Стремясь исправить ситуацию, российские власти постоянно повышали ставки по государственным обязательствам, а также попытались получить очередные кредиты у международных финансовых организаций, в частности, МВФ и Всемирного банка. Однако финансовые ресурсы, к которым могли прибегнуть власти, были заведомо недостаточны по сравнению с масштабом возникших проблем. Реальный сектор экономики, также находившийся в удручающем состоянии, действенную помощь оказать не мог.

К августу 1998 года власти утратили ресурсы для финансирования краткосрочного государственного долга и удержания курса рубля.

Причины кризиса с позиций международной экономики

В теории международной экономики концепция невозможной троицы подразумевает недостижимость ситуации фиксированного курса валюты, свободного движения капитала и независимой денежной политики. В России курс рубля к доллару являлся фиксированным. Свободное движение капитала позволяло иностранным компаниям вкладываться в рынок ГКО. Денежная политика была направлена на сдерживание инфляции. В такой ситуации, при наличии переоцененной валюты (реальный курс рубля к доллару был очень высок, в апреле 1998 года его оценивали в 9-11 руб.), наблюдается сильная спекулятивная атака на валюту. В случае с Россией давление шло через рынок ГКО с его высокими ставками, не соответствующими инфляции. В итоге, снижающиеся валютные резервы заставили Правительство девальвировать валюту через дефолт.

Возможные сценарии кризиса

Государство в 1998 году имело три возможности для выхода из кризиса:

  • напечатать деньги и выплатить ГКО, запустив механизм инфляции
  • объявить дефолт по внешнему долгу
  • объявить дефолт по внутреннему долгу

Был выбран третий вариант. Предполагаемые причины следующие: опыт гиперинфляции начала 90-х годов был достаточно свеж, запуск новой инфляционной спирали считался недопустимым. Невыплаты по внешнему долгу также представлялись неприемлемыми для властей России.

Уникальность кризиса 1998 года в мировой истории

Дефолт 1998 года был неожиданным для западных инвесторов, руководствовавшихся принципом «Россия - большая, ей не дадут упасть». Однако, история знает дефолты в куда более благополучных странах, например во Франции. Непосредственно перед кризисом, 13 июля, Международный Валютный Фонд выделил России неотложный кредит на 22 млрд долларов США. Однако сборы в бюджет не покрывали даже процентных платежей по государственному долгу.

Особенностью кризиса являлось то, что в истории мира ещё не было случаев, когда государство объявляет дефолт по внутреннему долгу, номинированному в национальной валюте. В случае с Россией был объявлен дефолт по ГКО, доходность по которым непосредственно перед кризисом достигала 140 % годовых. Обычной практикой в других странах являлось то, что государство начинало печатать деньги и путём обесценивания национальной валюты производило погашение долга. Инвесторы, вложившие средства в рынок ГКО, ожидали именно такого сценария событий.

Последствия

Иностранные инвесторы вступили в переговоры с российским правительством, однако выплаты по ГКО составили мизерную сумму, составляющую около 1 % от суммы долга. Основные потери понес CSFB, контролировавший до 40 % рынка.

Девальвация валюты привела к значительному снижению импорта и усилению позиций экспорта. Российские предприятия, несущие затраты в рублях и экспортирующие товар, стали конкурентоспособными. Укрепление реального курса рубля происходило в течение 7 лет до 2005 года, когда курс достиг показателей 1996-1997 годов.

По мнению российского экономиста, президента Института энергетической политики В. С. Милова, несмотря на негативное воздействие на благосостояние населения, в итоге кризис сыграл благоприятную роль в экономическом развитии страны по причине, в первую очередь, резкого усиления бюджетной дисциплины в последефолтные годы.

Введение

В конце 90-х годов отмечались значительные сбои в функционировании мирового хозяйства: в 1998 году произошло двукратное падение темпа общемирового прироста валового продукта и международной торговли.

Российская Федерация - страна с так называемым «зарождающимся» рынком, что, в принципе, и послужило причиной ее высокой уязвимости в ходе мирового кризиса. Исследование причин и последствий кризиса 1998 года является актуальным для сложившейся в России обстановки ввиду зависимости социально-политических явлений от курса экономических реформ и преобразований.

Экономический кризис 1998 года в России (также называемый Дефолт по названию одной из причин кризиса) был одним из самых тяжёлых экономических кризисов в истории России.

Причины кризиса

17 августа 1998 года Правительство России объявило дефолт по внешнему долгу, что стало началом масштабного финансового и экономического кризиса в России. Однако что послужило причиной финансового кризиса 1998 года? Напомним, что кризису 1998 года в России предшествовал обвал на Азиатских биржах и последовавший за ним экономический кризис. Непосредственными причинами кризиса считается большой внешний долг, падение цен на нефть и другие сырьевые товары, пирамида ГКО (Государственных Краткосрочных Обязательств), которая давала доходность по инвестициям 40%. Совокупность внешних и внутренних факторов привела к тому, что государство не могло расплатиться со своими долгами, и вынуждено было объявить дефолт.

Возможные выходы из кризиса

Государство в 1998 году имело три возможности для выхода из кризиса:

· напечатать деньги и выплатить ГКО, запустив механизм инфляции

· объявить дефолт по внешнему долгу

· объявить дефолт по внутреннему долгу

Был выбран третий вариант. Предполагаемые причины следующие: опыт гиперинфляции начала 90-х годов был достаточно свеж, запуск новой инфляционной спирали считался недопустимым. Невыплаты по внешнему долгу также представлялись неприемлемыми для властей России

Хронология кризиса

При анализе причин нынешнего кризиса важно понять, что он явился результатом не чьей-то злой воли или некомпетентности, а стечения обстоятельств, многие из которых складывались против нас. В России реформы неизбежно должны были идти трудно и сопровождаться усилением социального недовольства. Ниже приведена логическая цепь событий, приведших к кризису:

1. "Черный вторник" в октябре 1994 г. и решение отказаться от эмиссионного кредитования бюджетного дефицита. Необходимо было после этого резкого поворота в бюджетной политике обеспечить улучшение сбора налогов, сокращение государственных расходов и дефицита бюджета и уже для сокращенного дефицита - переход на его финансирование за счет так называемых неинфляционных источников, т.е. внешних и внутренних займов.

2. Раскручивание рынка ГКО плюс широкое использование КО (казначейских обязательств). Пик применения этих денежных суррогатов пришелся на конец 1995 г. и 1996г. Две трети налоговых поступлений в бюджет в апреле 1996г.- было представлено этими бумажками. Опасность "пирамиды" ГКО к августу 1996 г. стала очевидной. Все это были попытки увернуться от жестких требований стабилизации. Правительство медлило с решительными действиями, Дума же прямо противодействовала.

Налоги стали собираться хуже. Попытка дать Госналогслужбе повышенное задание на 1997 год (до 15% ВВП) - явная ошибка. Не было понимания важности организационно-технической работы в этом ведомстве. Не было и реалистичной оценки возможностей улучшения сбора налогов. ГКО оказались самым простым выходом в данный момент. О последствиях в целом стали задумываться только осенью 1996 г. Погашение инфляции не за счет сбалансированного бюджета, а в результате роста государственного долга привело к отсроченной инфляции. То, что произошло в августе 1998 г. первый ее взрыв.

3. Начало 1997 г. - либерализация рынка ГКО, расширение до пуска на него нерезидентов. "Горячие деньги" устремляются в Россию. К середине лета доля нерезидентов на рынке ГКО достигла 30%, в результате доходность последних упала до 18-20% годовых, снизились процентные ставки. Экономика "задышала".

4. Март 1997 г. - обновление состава правительства РФ, приход в него А. Чубайса и Б. Немцова, что позволило говорить о правительстве "молодых реформаторов". Один из первых шагов – «урезание» на 30% только что с трудом утвержденного бюджета. Шаг, вызванный ощущением опасности грядущего кризиса, встреченный в штыки практически всеми. Принятые "молодыми реформаторами" меры могли дать плоды, если бы они быстро добились существенных успехов и получили поддержку не только президента РФ, но и общества. Увы, {краткосрочный успех в сокращении задолженности по зарплате и пенсиям, достигнутый как условие дальнейшей поддержки президента РФ, только затянул долговую "петлю", заставив отложить решение главных задач по предотвращению кризиса.

5. Июль 1997 г. - аукцион по "Связьинвесту" и начало информационной "войны" олигархов против А Чубайса и Б. Немцова. Главный итог - потеря доверия к реформаторам, к их порядочности и готовности служить обществу.

6. Осень 1997 г. Полный отказ левой Думы от сотрудничества с ""Правительством "молодых реформаторов", в том числе с учетом итогов информационной "войны".

7. Ноябрь 1997 г. До России докатываются первые отзвуки "азиатского" кризиса. Миссия МВФ отказывается одобрить очередной транш займа на том основании, что до сих пор не учитывались растущие долги бюджетных организаций за газ, энергию, тепло, а исполнение бюджета оценивалось только по фактическим ассигнованиям без учета роста его долгов. Задержка транша - еще один толчок к потере доверия правительству. Начала расти доходность ГКО - до 40%. ЦБР ради стабильности курса рубля отказывается поддерживать рынок ГКО. Процентные ставки поползли вверх, начался отток капитала. Ясно, что наметившийся прорыв к экономическому росту не состоится. Напротив, проблема государственного долга, ранее ослабленная притоком зарубежных "горячих денег", теперь из-за этого же будет обостряться.

Роль "азиатского", а в действительности, как это стало ясно сегодня, мирового финансового кризиса, его влияние на Россию нельзя недооценивать.

Если бы мы не впустили нерезидентов на рынок ГКО, то влияние мирового кризиса на нашу экономику было бы намного меньше.

И, тем не менее, наш кризис можно понять лишь как часть мирового финансового кризиса. Весна 1997 г. - крах банковской системы в. Чехии, осень 1997 г. - в Малайзии и Таиланде, начало 1998 г. - удары кризиса настигают Южную Корею, Японию и Индонезию, летом - Россию, в начале 1999 г. - Бразилию. Во всех этих странах картина кризиса одинаковая:

· . резкое обесценение национальной валюты;

· . банковский кризис

· . падение капитализации фондового рынка

· . спад производства.

Характерно, что удары кризиса обрушились на развивающиеся страны, структура экономики которых страдает существенными ограничениями свободы конкуренции в пользу привилегированных агентов на основе связи власти с крупным капиталом, где велико вмешательство государства в экономику в интересах определенных групп. Итог - резкое сокращение потоков капиталов на эти рынки, кризис доверия. По оценкам экспертов МВФ, чистый приток капитала на развивающиеся рынки, включая страны с переходной экономикой, снизился с 215 млрд. долл. в 1996 г. до 123,5 млрд. в 1997 г. и до 56,7 млрд. долл. В 1998 г. Произошло общее снижение уровня доверия к развивающимся рынкам, в том числе российскому. Процентные ставки пошли вверх.

8. Март 1998 г. Отставка В. Черномырдина, которая, казалось, была осуществлена в интересах реформаторов. Но первый ее результат - шанс для левого парламента усилить давление на исполнительную власть. И С. Кириенко вынужден был пойти на уступки. Тогда уже стало предрешенным вхождение коммунистов в ""правительство, чтобы добиться сотрудничества с Думой.

Политическая стабильность была подорвана.

9. 12 мая 1998 г. Начинается обвал на финансовых рынках. По мнению специалистов, помимо правительственного кризиса ему способствовали заявления председателя Счетной палаты о целесообразности одностороннего прекращения платежей по долгам, постановление Думы об уменьшении доли иностранных инвесторов капитале РАО "ЕЭС", а также банкротство "Токобанка", в котором значительная доля принадлежала иностранным инвесторам. Последние заняли жесткую позицию в отношении долгов российских банков и ускорили вывод капиталов. Стремительно растет доходность ГКО, достигая 70-80%, потом 100% и более. Правительство предпринимает меры для спасения положения, восстановления доверия со стороны инвесторов. Готовится и публикуется антикризисная программа, начинаются переговоры с МВФ о крупном дополнительном займе, в основном на пополнение тающих валютных резервов, чтобы уравновесить их с краткосрочными обязательствами и убедить инвесторов в способности России платить по ним. Одновременно каждую среду на очередных аукционах ГКО Минфин РФ вынужден отказываться от размещения новых облигаций из-за их высокой доходности и вместо рефинансирования старых обязательств погашать часть их из бюджета. Берется долг на еврорынке под все более высокий процент, разменивая внутренний долг на внешний. В итоге внешний долг самой России (без СССР) за короткий срок увеличивается вдвое.

Кризис 1998, охвативший многие государства мира, не обошел стороной и Российскую Федерацию. Для российской экономики девяностые стали одними из самых тяжелых времен. Власть в этот период была просто не в состоянии гасить весь объем внутренних займов. Обесценивание рубля по отношению к другим валютам, ликвидация банковских учреждений, волна массового закрытия предприятий - все это повергло в ужас население России. Финансовый кризис 1998 года закончился относительно быстро. Но тогда никто и подумать не мог, что финансовая проблема в перспективе повернется совершенно в другую сторону.

Истоки проблем

Такие события, как кризис 1998 года в России, не случаются мгновенно. Стремительному ухудшению финансовой ситуации предшествовало огромное количество процессов. Проблемы накапливались в течение длительного периода времени, так что пик пришелся как раз на конец девяностых.

Деструктивные явления экономики зародились еще во времена Советского Союза. В семидесятых годах избранный путь по борьбе с инфляцией заключался в искусственно созданном дефиците денежной массы. Это давало положительный эффект в виде снижения показателя инфляции. Но в то же время негативные последствия просто перекрывали полученные достижения.

Такая политика привела к резкому недостатку денежной массы в обороте. К моменту начала активной стадии кризиса отношение среднегодового значения агрегата денежной массы к внутреннему валовому продукту едва достигало отметки в десять процентов. Оптимальным же это соотношение является тогда, когда величина равна семидесяти пяти процентам. В сложившейся ситуации объем внутренней задолженности неуклонно рос.

Правительством были предложены следующие антикризисные меры:

  • повышение налоговых ставок;
  • подъем квартирной платы;
  • повышение размера тарифов на коммунальные услуги.

Но ожидаемых результатов действия не принесли, так как росло и то количество населения, которое было не в состоянии платить по счетам. Возросло количество незаконных финансовых процедур и операций, по которым работала большая часть частных предпринимателей. Появление теневых схем способствовало организации фирм по обналичиваю денег, полученных недобросовестным путем. Меры, введенные государством, не были действенны, так как огромные суммы «уходили в тень». Но и высокие чины также не пренебрегали подобными махинациями.

Во многом кризис в России 1998 обусловлен еще одним историческим явлением - образованием ряда независимых государств из числа республик СССР. Именно на плечи Российской Федерации, как преемницы СССР, легла выплата всех задолженностей бывшей великой державы. То есть то, что все республики обязаны были отдать другим государствам, перешло к РФ. Выплаты по кредитам неуклонно росли, и накапливались просто космические суммы.

Стимулирование местной валюты происходило искусственным образом. Это видно по тому, что цены на отечественную и зарубежную продукцию были несоизмеримы. Стоимость заграничных товаров была настолько низкой, что даже мощные российские предприятия оказались неконкурентоспособными. Это тормозило развитие отраслей народного хозяйства, ведь большая часть потребностей закрывалась за счет ввозимой продукции.

Инфляционные процессы

Кризис 1998 года в России ознаменовался значительным повышением общего уровня цен на товары и услуги. За пять лет показатели инфляции возросли в десятки раз, что свидетельствует о значительном ускорении в этот период кризисных процессов. Правительство не уделяло никакого внимания инфляции и не имело над ней никакой силы.

Кроме того, любое развитое государство отличается достойной работой наукоемких предприятий, чего нельзя сказать про Российскую Федерацию в 1998. Финансовый кризис (Россия) давал надежду на выживание только сырьевой промышленности.

После распада Советского Союза ожидался приток иностранных инвесторов, но этого не произошло. Заграничные бизнесмены, анализируя неблагоприятное положение в стране, отказывались вкладывать значительные финансовые средства в заведомо убыточное дело. Отечественные предприятия были заморожены. Проекты, которые все же предполагалось реализовывать совместными усилиями, имели черную бухгалтерию и не сыграли никакой роли в стабилизации экономики.

Усугубляющие факторы

Причины кризиса 1998 достаточно обширны. Но существует ряд особых факторов, которые отличают развитие именно этого экономического дисбаланса от других кризисов. В первую очередь финансовая нестабильность объяснялась переполнением каналов денежного обращения избыточной денежной массой. У правительства не было другого выбора, кроме как предпринимать такие меры, которые снижали качество жизни населения.

Государство пыталось расплатиться с текущими долгами. В итоге ничего накопить не удавалось. Огромные средства уходили на реализацию проектов, которые должны были хоть как-то помочь стране выйти из трудного финансового положения. Но большая часть средств прогорала впустую.

Российская экономика в девяностые годы имела спекулятивный характер. Людям не оставалось ничего другого, как выживать нечестным путем. Многие гнались за высокими доходами и не пренебрегали незаконными методами. Случалось и такое, что промышленные гиганты продавались за копейки.

Отечественная промышленность находилась на гране катастрофы. Реальных планов по спасению или запуску предприятий просто не было. Владельцев оставляли один на один с решением их проблем. Тем более что фискальная политика была направлена на сбор с предприятий последней прибыли.

Также кризис 1998 был во многом обусловлен финансовой нестабильностью в мире. Свою роль сыграло падение цен на энергоносители.

Все эти факторы во многом усилили и без того неблагоприятную ситуацию, которая была спровоцирована ошибочными действиями правительства. Власти не могли сформировать действующую законодательную базу и экономическую программу ослабленного политическими событиями государства.

Заинтересованные лица

Экономический кризис в России 1998 возник благодаря неумелому руководству со стороны правительства. Но нельзя сказать, что причиной являлась только лишь неудачно выбранная стратегия. О последствиях, которые возникнут после принятия ряда решений, власть была явно осведомлена.

Попыткой объявить дефолт экономисты пытались достичь некоторых сдвигов. Во-первых, планировалось, что за счет девальвации рубля увеличится объем полученных налоговых сборов. Во-вторых, решением заморозить счета иностранных заемщиков власти пытались добиться улучшения положения в банковской отрасли.

Ситуация усугублялась распрями в правительстве. Постоянно перетягивали одеяло на себя то коммунисты, то либеральные партии. Борьба за принципы и власть привела к тому, что страдал народ.

Хронология событий

Последствия кризиса 1998 года не были бы такими плачевными, если бы не отдельные произошедшие события, одним из которых стал так называемый "черный вторник". В девяносто четвертом году произошло просто обвальное падение рубля по отношению к доллару. Тогда же было выдвинуто предложение о прекращении кредитования дефицита бюджета. Такая вынужденная мера должна была наладить финансовое положение. Но это произошло бы при определенных условиях:

  • налаживание системы налогов и сборов;
  • отказ от получения инвестиций.

Но в связи с тем, что деструктивные процессы экономики отразились в первую очередь на простом народе, оплачивать весь объем налоговых сборов было просто некому. Финансировать проекты и заниматься привлечением инвестиций никто не хотел.

Кризис 1998 принял такой оборот благодаря предшествующим ему годам. В этот период отмечался неимоверный уровень использования казначейских обязательств, которыми должны были быть настоящие деньги. По факту же казначейские обязательства являлись лишь заменителями, которые были введены хозяйствующими субъектами для произвольного осуществления платежей. Подобная ситуация не удовлетворяла интересам ни частных, ни государственных предпринимателей. При этом государство создало дополнительный барьер в сфере бизнеса, подняв налоги.

Можно сделать вывод, что достаточно долго формировался кризис 1998. Последствия его видны и по сей день, они оказывают влияние и на современную экономику России. Тогда же, когда у руля были реформаторы Немцов и Чубайс, страна не была в состоянии выполнять долговые обязательства. Они предложили сократить бюджет государства на тридцать процентов, что позволило выплатить часть задолженностей по зарплате, но общий финансовый заем только увеличился. Страна была на грани возникновения народного бунта.

Пик кризиса

Что еще можно сказать про причины и последствия кризиса 1998? Все это отразилось на отношении со стороны: с подобными рискованными реформами не соглашается Дума, такая политика не устраивает и Международный валютный фонд, который, в свою очередь, отказывается от предоставления кредитов. Без финансовых траншей от данной организации невозможно представить погашение долгов, которые образовались от неуплаты коммунальных услуг и налоговых сборов. С каждым днем положение государства становилось все хуже, показатели качества жизни неуклонно падали.

Все это было ярко выражено в инфляционных процессах, обесценивании местной валюты и обвале фондовых рынков. Потерю авторитета среди иностранных инвесторов вызвала ликвидация «Токобанка». Это сильно задело зарубежных партнеров, потому что большая часть капитала принадлежала именно им. Событие спровоцировало резкий отток валюты.

Нестабильные политические отношения с различными государствами привели к тому, что кредитный рейтинг Российской Федерации упал. Особо ярые споры разгорелись по вопросу Чечни. Международный валютный фонд наотрез отказался от предоставления кредита, и правительство нашло другой выход. Решение заключалось в долговых обязательствах перед европейцами, которые предоставили необходимые суммы только под огромные проценты. Условия, на которые согласилась Россия, были во много раз хуже и без того строгих рамок МВФ.

Кризис 1998 набирал обороты, так как долг страны увеличился вдвое. И это даже не учитываются кредитные обязательства бывшего Советского Союза.

Отношение рубля к доллару составляло семь к одному, но это было не пределом. Из-за того, что власти не выплачивали иностранные кредиты, соотношение валют выросло до одного доллара к семнадцати рублям. Многие предприниматели терпели убытки, а цены были просто неконтролируемы. К середине сентября девяносто восьмого года доллар равнялся двадцати российским рублям.

Кадровые перестановки

В том же году правительство предприняло попытки по разрешению сложившейся ситуации. Первым шагом стали изменения в руководящем аппарате. Поменялись многие главы министерств. Кадровые перестановки поспособствовали активизации работы в направлении выхода из кризисного положения. Была создана специальная комиссия, которая непосредственно занималась решением этого вопроса. В итоге перемены во власти закончились отставкой Ельцина. Новое правительство стало налаживать отношения с зарубежными партнерами, что привело к повышению авторитета России в мировом сообществе.

Последствия для народа

Экономический кризис 1998 больше всего отразился на простых жителях государства. Они больше не доверяли ни местной валюте, ни банковской системе. Авторитет этой сферы был сильно подорван. Многие финансовые учреждения были вынуждены прекратить свою работу, что привело к ликвидации предприятий. Мелкие и средние бизнесмены просто не могли вести нормальную деятельность, ведь работа банковской системы была заморожена на полгода.

Большая часть граждан потеряла все свои сбережения. В начале 1999 года был проведен опрос среди населения. Гражданам задавали только один вопрос: «Опасаетесь ли вы потерять все свои сбережения?» Большинство респондентов ответило «нет», терять людям уже было нечего. Кризис вынуждал многих становиться на скользкую дорожку, большое число граждан было обвинено в финансовых махинациях и спекуляции.

Положительные моменты

Но даже такое неблагоприятное событие, как кризис, имеет некоторые положительные моменты. К таковым можно отнести:

  • заботу о национальной безопасности, ведь в то время волна ликвидации предприятий привела к утечке кадров за границу;
  • повышение приоритета экономического роста;
  • отказ от политики масштабных займов;
  • выплату социальных задолженностей;
  • повышение кредитного рейтинга;
  • ограничение роста естественных монополий;
  • повышение доверия граждан.

Финансовый кризис в России был невыгоден и другим странам. Другие государства опасались возникновения неконтролируемого положения, однако и положительного результата от их помощи не наблюдалось. Данный дисбаланс помог определить проблемы в экономике Российской Федерации, а также меры их решения.

Кризис 1998 года в России – ситуация технического дефолта по причине невозможности правительства РФ обслуживать постоянно возрастающий объем внутренних заимствований. Несмотря на девальвацию рубля, массовые банкротства банков и предприятий, в долгосрочной перспективе кризис имел положительные последствия для экономики.

 

Кризис 1998 года в России − первый дефолт в новейшей истории, объявленный государством по внутренним ценным бумагам в национальной валюте.

Причины возникновения

Первой версией финансового коллапса можно считать мнение КПРФ (Коммунистическая партия Российской федерации), имевшей наибольшее представительство (139 депутатов) в Госдуме после выборов 1995 года, которая основной причиной кризиса считает неправильную макроэкономическую политику, проводимую действующим правительством «либералов» при активной поддержке Президента Бориса Ельцина.

Вторая версия событий, отстаиваемая группой экономистов и членов правительства, утверждает, что падение экономики было неизбежным и обусловлено исключительно внешними факторами - Азиатским финансовым кризисом и снижением мировых цен на энергоносители − основную статью российского экспорта.

Обе версии при более глубоком анализе нельзя считать истинными:

  • перекладывание ответственности на правительство представляет собой стандартный политический штамп, обычно не имеющий под собой реальных оснований;
  • главенствующая роль внешних факторов должна была привести к более длительному влиянию на экономику, но первые признаки восстановления появились уже через несколько месяцев после объявления дефолта и либерализации валютного рынка.

В реальности к негативным последствиям привели ошибки как законодательной, так и исполнительной ветвей власти:

  • Слабость экономики, доставшейся в наследство РФ после распада СССР . Кроме необходимости проведения срочных реформ, ситуацию усугубило принятие Россией на себя всех обязательств СССР по внешним займам. Падение ВВП прекратилось только к 1997 году, когда зафиксирован первый рост на 1,7%. Таким образом, не был наработан резерв прочности и ситуация могла рухнуть при любых отрицательных тенденциях.
  • Политическое противостояние Думы и правительства . Фракция КПРФ, контролирующая деятельность Думы, конъюнктурно требовала постоянно увеличивать социальные выплаты, что привело к постоянному бюджетному дефициту. Вторым фактором поддержания иллюзии внешнего благополучия было искусственное поддержание высокого курса рубля с помощью интервенций Банка России и переход к политике валютного «коридора», рамки которого были далеки от реальной экономической ситуации.
  • Рост внешних и внутренних заимствований . Сдерживание курса рубля привело к снижению дохода от экспорта и, как следствие, налоговых поступлений от формирующих госбюджет предприятий газовой и нефтяной сферы. Компенсация дефицита с помощью дополнительной эмиссии была запрещена в 1994 году, и для финансирования постоянно увеличивающихся расходов альтернативы заимствованиям почти не осталось. Стоит отметить, что подобная политика активно продвигалась многими членами правительства, и к 1998 году объем только внешнего государственного долга составлял более $150 млрд., тогда как в момент дефолта золотовалютные резервы РФ были на уровне $12,5 млрд.
  • Выпуск ГКО (государственных краткосрочных облигаций). Механизм выпуска и обращения был разработан в 1992 году управлением ценных бумаг Банка России. Первый выпуск на сумму 1 млрд. рублей состоялся в мае 1993 года, когда стало ясно, что финансировать исполнение бюджета только за счет внешних кредитов невозможно, особенно после ухудшений отношений с основными кредиторами - МВФ и Всемирным банком. Перед самым кризисом, в конце июля 1998 года, МВФ выделил РФ кредит в $22 млн., но впоследствии доходы государства не сумели покрыть даже процентные платежи по этому займу.

ГКО представляли собой именные дисконтные облигации со сроками погашения от трех месяцев до года, доход рассчитывался как разница между ценами погашения и покупки. Высокий спрос поддерживался Центробанком через дочерние структуры, и ведущие финансовые институты были уверены в их высокой надежности.

Постоянное увеличение доходности новых выпусков ГКО к 1998 году превратили данный рынок из источника погашения дефицита бюджета в классическую финансовую пирамиду, подобную «МММ». Большая часть банковских активов были вложены в постоянно дорожающие государственные ценные бумаги, а кредитование реального сектора экономики практически прекратилось. Последние эмиссии ГКО имели доходность около 140%, а потому к августу 1998 году были исчерпаны все ресурсы для погашения и поддержания курса рубля. Попытки правительства поменять крупные пакеты ГКО на еврооблигации также потерпели неудачу.

Согласно классической практике, в таких случаях страна должна была начать денежную эмиссию, запустить механизм инфляции, и когда национальная валюта обесценится, выполнить номинальное погашение долга. Логично, что именно такого сценария и ждали российские инвесторы, которые делали вклады в ГКО, рассчитывая, что эти вклады будут защищены фиксированным курсом национальной валюты.

Тем не менее, Россия выбрала путь дефолта, как по внешнему, так и по внутреннему долгу. Учитывая негативный опыт начала 90-х, новая волна инфляции могла быть социально опасной, а непогашение внешних долгов было неприемлемым.

Хроника кризиса

Кризис 1998 года в России кратко:

  • 5 августа 1998 года . Принято решение о резком увеличении объема внешних заимствований до $14 млрд., что подтвердило слухи о невозможности выполнения бюджета с помощью внутренних источников;
  • 6 августа 1998 года . Российские валютные обязательства на внешних рынках падают до минимальных значений, несмотря на очередной займ МБРР (Международный банк реконструкции и развития);
  • 11 августа 1998 года . На РТС падение котировок российских ценных бумаг достигло 7,5%, что привело к остановке торгов и массовой скупке валюты банками.
  • 12 августа 1998 года . Из-за кризиса ликвидности и увеличении спроса на валюту прекращает функционировать рынок межбанковского кредитования.
  • 13 августа 1998 года . Агентства Standart&Poor`s и Moody`s понижают долгосрочный кредитный рейтинг РФ. Правительство перекладывает проблемы поддержания валютного рынка и системы ГКО на самих банкиров.
  • 17 августа 1998 г. Премьер-министр Сергей Кириенко выступил с заявлением об объявлении моратория в 90 дней на все выплаты по государственным ценным бумагам и переходу к рыночному курсу рубля. Фактически страна оказывается в состоянии «технического дефолта».
  • 18 августа 1998 года. Операции по картам Visa блокируются или существенно ограничиваются. По решению ЦБ разница между покупкой и продажей валюты не может быть выше 15%;
  • 19 августа 1998 года . Перенос сроков реструктуризации ГКО приводит к массовому банкротству небольших банков и потере вкладов населения;
  • 23 августа 1998 года . Борис Ельцин принимает отставку правительства и премьера-министра Сергея Кириенко.

По оценкам Московского банковского союза, российская экономика до конца 1998 гола потеряла, как минимум, $96 млрд., из которых потери банковского сектора составили $45 млрд., вклады населения − $19 млрд.

За рубеж по неофициальным данным было выведено почти $1,2 трлн., что эквивалентно восьми ВВП Российской Федерации в 1998 году.

Последствия кризиса

Генеральная прокуратура РФ и комиссия Совета Федерации после расследования ситуации вокруг ГКО пришли к выводу, что их выпуск изначально был направлен только на обогащение узкого круга инвесторов, а не на решение экономических проблем. Результаты проверки в свое время были проигнорированы Президентом, новым премьер-министром и Советом Безопасности.

За объявлением дефолта последовала закономерная отставка правительства С.Кириенко и руководства Центробанка. 11 сентября Дума утвердила в должности премьер-министра Е.Примакова и главу Банка России В.Геращенко.

Переход к рыночному курсу рубля в целом оказал положительное влияние на экономику, хотя и привел к его девальвации в 4,5 раза. Экспортеры получили необходимые оборотные средства для модернизации и развития производства, возросли налоговые поступления в бюджет и уже к началу 1999 года впервые с момента дефолта был зафиксирован рост ВВП.

В отличие от промышленности, банковская система оказалась на грани полного коллапса, в первую очередь из-за краха пирамиды ГКО. Реструктуризация позволила вернуть инвесторам не более 1% вложенных средств, что привело к массовому банкротству финансовых учреждений, невозможности возврата вкладов населения и обслуживания текущих платежей.

Кроме населения, наиболее пострадавшими оказались частный бизнес, использующий сырье и товары из-за границы, а также сфера услуг. Сумели выжить те, кто вовремя оптимизировал расходы , сохранил отношения с партнерами и практически не использовал кредитные ресурсы. Постепенно увеличивался потребительский спрос, уцелевший малый бизнес стал консолидироваться в более крупные предприятия.

С момента кризиса 1998 г. прошло почти 20 лет, но он по-прежнему остается одним из наиболее значимых экономических феноменов в современной истории. Сегодня аналитики считают, что экономический кризис 1998 года в России коренным образом изменил существующую модель управления: произошел отход от экспорта сырьевых товаров как основного источника наполнения бюджета, к развитию секторов, которые ранее замещались импортом. Дефолт способствовал очищению экономики от устаревших элементов, а также привел к более ответственному отношению к планированию бюджета страны, притоку иностранных инвестиций, постепенному развитию фондового рынка и возвращению российских компаний на международный рынок.

Новое на сайте

>

Самое популярное