Домой Кредит на бизнес Что такое безработица? Как определить уровень безработицы в стране? Безработица: ее причины, виды и сущность.

Что такое безработица? Как определить уровень безработицы в стране? Безработица: ее причины, виды и сущность.


I. Введение
II. Проблемы безработицы
1. Типы безработицы
2. Определения уровня безработицы
3. От каких факторов зависит уровень безработицы?
4. Последствия безработицы
5. Взаимосвязь между инфляцией и безработицей, кривая Филлипса
6. Политика занятости и переквалификации
7. Данные по Новосибирску
III. Список используемой литературы

Введение

Исторически развитие рыночного хозяйства происходило как естественный процесс, предопределяющий во многом экономический и социальный прогресс человечества. Товарно - денежные отношения, зарожденные ещё при разложении первобытонообщинного строя, своего расцвета достигли при капитализме. В капиталистическом обществе «рыночное воспитание человека начинается, можно сказать, с момента его рождения. Вся жизнь настраивает человека на предприимчивость, предпринимательство.

В преддверии XXI века, прощаясь с административнокомандной системой в экономике и обществе, наша страна начала переход к рыночной экономике. Сложность этой задачи состоит в том, что до сих пор никто в мире не переводил на рыночные рельсы столь громадный хозяйственный комплекс, каким является наша страна.

В связи с переходом к рыночным отношениям в России возникло множество социально - экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.

Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица - временная незанятость экономически активного населения. Преследуемая антирабочим законодательством и полностью замалчиваемая в годы застоя теперь она встаёт перед нами в полный рост, как острая социальная проблема.

Проблемы безработицы

Типы безработицы.

В экономике различают 5 типов безработицы:

1.Фрикционная безработица (от англ. friction разногласие, трение) связана с перемещением людей с одной работы на другую, из одной местности в другую. Если человеку предоставляется свобода выбора рода деятельности и места работы, в каждый данный момент времени некоторые работники оказываются в положении «между работами». Одни добровольно меняют работу, другие ищут работу изза увольнения, третьи временно теряют сезонную работу. Или это категория работников, особенно молодых людей, которые впервые ищут работу. Когда все эти люди найдут работу или возвратятся на старую после временного увольнения, другие «искатели» работы и временно уволенные работники заменяют их в «общем фонде безработных». Поэтому, хотя конкретные люди, оставшись без работы, находят её, данный тип безработицы остается.

Фрикционная безработица считается неизбежной и, в какойто мере, желательной, потому что многие рабочие, добровольно оказавшиеся «между работами», переходят с менее оплачиваемой работы на более высоко оплачиваемую. Это обеспечивает более высокие доходы для рабочих и более рациональное распределение трудовых ресурсов.

2.Структурная безработица связана с тем, что с течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии происходят важные изменения, которые изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Изза таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие профессии, включая новые, ранее не существовавшие, увеличивается. Возникает безработица потому, что рабочая сила реагирует медленно и её структура полностью не отвечает новой структуре рабочих мест. В результате оказывается, что у некоторых рабочих нет таких навыков, которые можно быстро продать; их навыки и опыт устарели и стали ненужными изза изменений в технологии и характере потребительского спроса. «Структурные» безработные не могут сразу получить работу без переподготовки, дополнительного обучения, а то и перемены места жительства. Структурная безработица более долговременная, чем фрикционная, поэтому она считается более серьезной.

3.Под циклической безработицей мы понимаем безработицу, вызванную спадом, т.е. той фазой экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих или совокупных расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса.

4.Сезонная безработица связана с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, т.е. в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растет и, следовательно, снижается безработица, а в другие уменьшается, и безработица возрастает. К отраслям, для которых характерны сезонные колебания объёмов производства (а значит и занятости) относятся, прежде всего, сельское хозяйство и строительство.

5.Наконец, скрытная безработица, которая характерна для отечественной экономики. Суть её в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят их либо на сокращенный режим рабочего времени, либо отправляют в вынужденные неоплачиваемые отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.

Определение уровня безработицы.

Существует множество споров по поводу определения уровня безработицы при полной занятости, т.е. естественного уровня безработицы, который возникает при сбалансированности рынков рабочей силы, т.е. когда количество ищущих работу равно числу свободных рабочих мест. Следует заметить, что, вопервых, экономика не всегда функционирует при естественном уровне безработицы. Часто уровень безработицы превышает естественный уровень, а в редких случаях в экономике может возникнуть уровень ниже естественного. Вовторых, естественный уровень безработицы сам по себе не обязательно является постоянным, он подвергается пересмотру вследствие институциональных изменений, а также изменений демографического состава рабочей силы.

Считается, что рабочая сила состоит из работающих и безработных, но активно ищущих работу. А число безработных рассчитывается как разница между рабочей силой и работающим населением.

Для определения уровня безработицы министерство труда проводит выборочные опросы. Несмотря на то, что выборка проводится очень тщательно и используются надёжные методы опроса, полученные данные подвергаются критике:

1. В официальной статистике все занятые неполный рабочий день входят в категорию полностью занятых. Фактически эти группы рабочих частично заняты, а частично безработные. Считая их полностью занятыми, официальная статистика занижает уровень безработицы.

2. Безработный, который не ищет работу активно, считается «выбывшим из состава рабочей силы». Проблема заключается в том, что существует значительное количество рабочих, которые безуспешно пытаясь найти работу в течении какогото времени, теряют надежду на её получение. Не включая рабочих, потерявших надежду на получение работы, в категорию безработных, официальная статистика также занижает уровень безработицы.

С другой стороны уровень безработицы может быть завышен в том случае, когда некоторые не работающие респонденты утверждают, что они ищут работу, хотя это и не соответствует действительности. Поэтому, эти лица заносятся в группу «безработных», а не «выбывших из состава рабочей силы». Респонденты дают ложную информацию, потому, что компенсация по безработице или пособие по социальному обеспечению могут зависеть от мнимых поисков работы.

Теневая экономика может также способствовать завышению официального уровня безработицы. Вполне вероятно, что человек, занятый торговлей наркотиками или работающий на мафию, назовёт себя «безработным».

Общий вывод состоит в том, что хотя понятие уровня безработицы играет большую роль в определении экономической политики, он обладает определёнными недостатками. Несмотря на то, что он является одним из важнейших показателей экономического положения страны, его нельзя считать безошибочным барометром здоровья нашей экономики.

От каких факторов зависит уровень безработицы?

Факторы, влияющие на уровень безработицы.

Величина безработицы меняется, когда интенсивность потока, вливающегося в «бассейн» безработицы, отличается от вытекающего потока. Если в ряды безработных вливается людей больше, чем покидает их, норма безработицы растет. Когда больше тех, кто оставляет ряды безработных, этот показатель снижается. Доля безработных растет, когда процент потерявших и бросивших работу, или же доля тех, кто не входил ранее в состав рабочей силы, но теперь решил искать работу, увеличивается. Доля безработных растет, когда лица, бывшие ранее безработными, получают работу, или же когда они прекращают поиски, покидая совокупную рабочую силу.

Одним из важнейших факторов, влияющих на эти изменения, является экономический спад или депрессия, которые вынуждают фирмы снижать выпуск продукции, уменьшать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых. Экономический подъем и расширение экономической активности способствуют обратному. Фирмы в условиях растущего спроса на их продукцию готовы нанять тем больше дополнительных работников, чем длиннее период ожидаемого роста экономической активности и чем этот рост интенсивнее.

Другим фактором влияющим на уровень безработицы являются структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы и увеличению уровня безработицы.

Еще одна причина изменения уровня безработицы - это политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера оплаты труда, которое увеличивает издержки производства, и, тем самым, снижает спрос на рабочую силу, что иллюстрирует классическая модель рынка труда.

Следующим фактором являются пособия по безработице. Если уровень этих пособий достаточно высок по сравнению с зарплатой, которую безработные получали по месту своей последней занятости, они не слишком страдают от прямых экономически потерь. Значит, чем выше пособия по безработице, тем меньше стимулов у человека искать работу, следовательно, уровень безработицы увеличивается или возрастает её продолжительность.

Также на уровень безработицы оказывают влияние сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики.

Еще одной причиной изменения уровня безработицы являются изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте, становление женщин и молодых рабочих, доля безработных среди которых высока, более важным компонентом рабочей силы, что увеличивает спрос на труд и, следовательно, возрастает вероятность безработицы.

Некоторые из факторов, влияющих на величину занятости, могут менять свой знак. Наиболее важный из подобных феноменов наблюдается, когда увеличивающиеся во время подъемов виды на получение работы заставляют многих из тех, кто находился до этого вне совокупной рабочей силы, приступить к поиску работы, что в свою очередь приводит к росту нормы безработицы.

Последствия безработицы

Чрезмерная безработица влечет за собой большие экономические и социальные издержки.

Главная цена безработицы невыпущенная продукция. Когда экономика не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест для всех, кто хочет и может работать, потенциальное производство товаров и услуг теряется безвозвратно. Безработица мешает обществу постоянно двигаться вверх по кривой своих потенциальных возможностей. Экономисты определяют эту потерянную продукцию как отставание объёма ВНП. Это отставание представляет собой объём, на который фактический ВНП меньше потенциального. Потенциальный ВНП определяется исходя из предположения о том, что существует естественный уровень безработицы при «нормальных» темпах экономического роста.

Известный исследователь в области макроэкономики Артур Оукен математически выразил соотношение между уровнем безработицы и отставанием объёма ВНП. Это отношение, известное как закон Оукена, показывает, что если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на один процент,то отставание объема ВНП составляет 2,5%. Это отношение 1:2,5 или 2:5, то есть отношение уровня безработицы к отставанию объема ВНП, позволяет вычислить абсолютные потери продукции, связанные с любым уровнем безработицы.

Издержки безработицы распределяются неодинаково.

Вопервых, уровень безработицы среди «белых воротничков» ниже, чем у «синих воротничков», и первых реже увольняют во время спада, чем последних. Это происходит потому, что «белые воротнички» заняты в отраслях промышленности, меньше подверженных циклическим колебаниям (сфера услуг и производство товаров кратковременного пользования), или они работают в собственной фирме. Кроме того, фирмы менее склонны увольнять квалифицированных «белых воротничков», в обучение которых они вложили значительные средства.

Вовторых, уровень безработицы среди молодежи гораздо выше, чем среди взрослых. Это объясняется тем, что молодые люди имеют низкую квалификацию, чаще уходят с работы и увольняются нанимателем, а также отличаются меньшей мобильностью. Многие молодые люди впервые выступают на рынок рабочей силы в поисках своей первой работы.

Втретьих, уровень безработицы среди черного населения примерно в два раза выше, чем среди белых. Это можно объяснить рядом факторов: дискриминацией; концентрацией чернокожих работников в профессиях, не требующих высокой квалификации; географической изоляцией черного населения. Также различен уровень безработицы среди мужчин и женщин.

Безработица влечет за собой большие социальные издержки. Циклическая безработица это нечто большее, чем экономическое бедствие, это также и социальная катастрофа. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, распаду семьи, а также к общественным и политическим беспорядкам. История убедительно показывает, что массовая безработица приводит к быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам. Большой процент безработицы среди негров и других национальных меньшинств также является серьезной причиной беспорядков и насилия. Что касается простых людей, исследователи находят прямую связь между ростом самоубийств, убийств, смертности от сердечнососудистых заболеваний, психических болезней и высоким уровнем безработицы.

Взаимосвязь между инфляцией и безработицей. Кривая Филлипса.

Наряду с безработицей существует ещё один аспект макроэкономической нестабильности - инфляция, т.е. повышение общего уровня цен. В экономике безработицы и инфляции существует очевидная альтернативная взаимосвязь.

Некоторые экономисты считают, что достичь полной занятости можно только при довольно скромном уровне инфляции. Их аргументы основаны на данных представленных на рисунке. Известно, что урони объема национального производства и занятости зависят от совокупных расходов. При низких расходах экономика функционирует на 1м отрезке, на котором существует устойчивый уровень цен, но реальный объем национального производства гораздо ниже потенциального, а уровень безработицы высок. Если совокупные расходы увеличиваются так, что экономика войдет во 2й отрезок, мы обнаружим, что, для того чтобы достичь более высокого уровня реального объема национального производства на ряду с более низким уровнем безработицы, общество вынуждено примириться с более высокими ценами, то есть с некоторым уровнем инфляции. Если дальнейшее увеличение совокупных расходов продвинет экономику к отрезку 3, то эти расходы станут чисто инфляционными, по тому что будет достигнут уровень реального объема производства, когда оно обеспечивает полную занятость.

На отрезке 2 существует равновесие между производством с одной стороны и инфляцией с другой. Следует примириться с некоторой умеренной инфляцией, если мы хотим добиться высокого уровня производства и занятости. Высокий уровень расходов, который приводит к более высокому уровню производства и низкому уровню безработицы, также вызывает инфляцию. Иными словами, может существовать обратная зависимость между уровнями инфляции и безработицы.

Теперь давайте рассмотрим обстоятельства при которых инфляция может вызвать сокращение как производства, так и занятости. Предположим, что с самого начала объем расходов таков, что в экономике существует полная занятость и стабильный уровень цен. Если начнется инфляция, обусловленная уровнем издержек, то при существующем уровне совокупного спроса реальный объем продукции сократится. Это значит, что рост издержек вызовет резкое повышение цен и при данных общих ресурсах можно будет купить на рынке только часть реального продукта. Следовательно, реальный объем производства уменьшится, безработица возрастет.

Известно, что уровни объема национального производства и занятости зависят не только от совокупных расходов, но и от изменений совокупного спроса. Сравнение последствий различных возможных приростов совокупного спроса приводит к выводу о том, что чем выше степень прироста совокупного спроса, тем выше будет возникающая на этой основе инфляция и тем выше рост реального продукта (и меньше уровень безработицы). Напротив, если совокупный спрос растет замедленными темпами, то будет ниже вызванная этим ростом инфляция и меньше рост реального продукта (и выше уровень безработицы). Поскольку реальный объем производства и уровень безработицы обратно пропорциональны, можно сделать общий вывод о том, что при данном совокупном спросе высокие уровни инфляции должны были сопровождаться низким уровнем безработицы, и наоборот.

Новаторские работы экономистов в конце 50х и 60х годах, проведенные на основе эмпирических исследований, похоже, подтвердили существование этой обратной зависимости, которая стала известна как кривая Филлипса.

Линия, соединяющая точки, полученные эмпирически, демонстрирует ожидаемую обратную связь. На основе эмпирических данных подобного рода экономисты пришли к убеждению, что между безработицей и инфляцией существует стабильная и предсказуемая обратная связь. Более того, с учетом такой связи строились прогнозы национальной экономической политики.

Как может быть объяснена кривая Филлипса? Частично объяснение связано с некоторыми несбалансировками - узких мест и структурных проблем - которые возникают на рынке труда по мере приближения экономики к состоянию полной занятости. При наличии множества рынков труда по мере роста экономики полная занятость не может быть достигнута одновременно на каждом отдельном рынке. В то время как одних специальностей в отдельных географических районах будет наблюдаться полная занятость и даже неудовлетворенный спрос, безработица будет сохраняться для других специальностей и районов.

Неудовлетворенный спрос, естественно, вызовет здесь рост заработной платы. Растущий уровень зарплаты означает рост издержек и вызывает повышение цен. Чистый результат будет состоять в повышении цен, даже если экономика в целом все еще функционирует не при полной занятости.

Дополнительное, но более противоречивое объяснение кривой Филлипса основывается на предположении о том, что профсоюзы и крупный бизнес располагают значительной монопольной или рыночной властью для повышения цен и зарплаты, и, что эту власть на много легче реализовать, по мере того как экономика приближается к состоянию полной занятости. Схема «подтолкнутой зарплатой» инфляции выглядит приближенно так: по мере приближения экономики к состоянию полной занятости работодатели испытывают все больше трудности в получении новых квалифицированных рабочих и профсоюзы становятся более агрессивными в своих требованиях увеличения зарплаты. Монопольная власть может быть использована для того, чтобы перенести издержки требований о повышении зарплаты на потребителей в форме более высоких цен на товары. Результатом становится растущий уровень цен при отсутствии дополнительного совокупного спроса.

Дилемма стабилизационной политики заключается в том, что традиционные меры денежной и фискальной политики ограничивались лишь перераспределением совокупного спроса. Эти меры никак не влияли на диспропорции рынка труда, которые вызвали рост инфляции прежде, чем достигалось состояние полной занятости. Результатом этих мер становится просто перемещение экономики вдоль заданной кривой Филлипса. То есть политика регулирования совокупного спроса может быть использована для того, чтобы выбрать некоторую точку на кривой Филлипса, но такая политика не может улучшить альтернативную связь «уровень безработицы - уровень инфляции», воплощенную в кривой Филлипса.

Политика занятости и переквалификации.

В экономической и хозяйственной практике нашей страны вопросы управления трудовыми ресурсами в различных формах решались всегда.

Система органов трудоустройства населения начала формироваться во второй половине 60х годов. Экономическая потребность в создании этой службы возникла по целому ряду причин: вопервых, такие традиционные формы комплектования хозяйственных кадрами, как оргнабор, переселение и общественные призывы были ориентированы на территориальные перемещения трудовых ресурсов; вовторых, возросли потери рабочего времени, связанные с поисками работы, а также нерациональные перемещения рабочей силы, связанные с текучестью кадров. Население не имело информации о предложении рабочих мест. Этими проблемами и должна была заняться данная служба.

Сначала подразделения службы назывались «Бюро по трудоустройству населения», носили, в основном, информативный характер. Позже возникла потребность службу организационного трудоустройства из информационной в орган распределения трудовых ресурсов. При этом значительно расширились права и обязанности службы, а её подразделения получили название «Государственное бюро по трудоустройству и информации населения» (ГБТИН)

Следующим шагом на пути преобразования службы трудоустройства было создание на базе существующих ГБТИН центров по трудоустройству, переобучению и профориентации граждан. Оно было осуществлено в 1988 году.

Они занимались учётом движения трудоспособного населения, созданием банка данных о потребностях и источниках рабочей силы, информацией населения о вакансиях, проведением работ по трудоустройству незанятого населения, профориентационной работой и консультацией населения по подбору и перемене профессии, организацией переобучения и повышения квалификации работников.

Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий, в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения в 1991 году создается Государственная служба занятости.

Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

Функции службы занятости многообразны:

1)Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда.

2)Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства. Создаются банки данных, распределительные информационные системы, сети локальных баз данных с обменом информацией между ними по всем уровням и службам занятости.

3)Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам.

4)Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников. Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт по прежней специальности, транспортную доступность нового места работы. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.

5)Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения. В настоящее время уровень профессиональной подготовки занятого населения достаточно низок, несмотря на довольно высокий общеобразовательный уровень. При значительном высвобождении с предприятий работников требуется организация курсов ускоренной их подготовки и переобучения по краткосрочной программе.

Служба занятости и соответствующие органы по подготовке кадров, исходя из потребностей административно территориальных делений, анализа и прогноза занятости, определяют тематическую направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных программ, а региональные службы занятости рассчитывают потребность в учебных местах, заключают договоры и обеспечивают соответствующее финансирование. Центры занятости, ориентируясь на свободные места, могут заключать с высвобождаемыми работниками соглашения и направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии.

6)Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения. Профориентационные услуги должны предоставляться учащейся молодёжи и работающим гражданам, желающим сменить профессию. Это требует развития сети профконсультационных подразделений, входящих в службу занятости.

7)Регистрация безработных и оказание им помощи в пределах своей компетенции.

8)Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получения новой профессии, установление им стипендии на весь период обучения.

9)Выдача гражданам в установленном законом порядке пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий. Право на пособие по безработице имеют люди, потерявшие работу, которую они имели в течение некоторого времени. Выплаты производятся на протяжении определенного периода времени, продолжительность которого зависит от того, как долго они могут подтверждать свое стремление найти работу.

10)Подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий.

11)Разработка республиканских и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищённости различных групп населения.

Таким образом, функции Государственной службы занятости значительно расширились по сравнению с функциями ранее действовавшей системой трудоустройства населения.

Служба занятости населения на уровне народного хозяйства в целом включает в себя административные, научные и финансовые учреждения.

В России проблемами занятости занимается образованный в составе Министерства труда и занятости РФ Отдел трудовых ресурсов и занятости. Он осуществляет реализацию государственной политики в области занятости, социальной защите граждан от безработицы и развития народонаселения. В состав этого отдела входят подотделы:

трудовых ресурсов и народонаселения;

рынка труда и занятости;

переобучения высвобождаемых работников;

перераспределения трудовых ресурсов и иностранной рабочей силы;

обеспечение занятости молодежи.

В структуру Отдела входит Всероссийский центр по трудоустройству, переобучению и профориентации населения, который осуществляет руководство краевыми, областными и городскими центрами по трудоустройству. Городской центр занятости является первичным звеном государственной службы занятости. Его деятельность финансируется за счет средств государственного фонда содействия занятости, предусмотренных на эти цели. В каждом городском или районном центре занятости должны создаваться следующие отделы:

анализ рынка труда;

трудоустройства;

профконсультации;

социальной помощи;

организационно административный.

Такие отделы обусловлены функциями, выполняемыми центром. Служба занятости населения должна координировать собственную деятельность на различных уровнях, согласовывать её с профсоюзами, органами государственного и хозяйственного управления. С этой целью должны создаваться координационные комитеты содействия занятости, которые вырабатывают согласованные решения по осуществлению политики занятости. В эти комитеты входят представители профсоюзов, ассоциации работодателей, службы занятости и государственного управления. Главным результатом деятельности этих комитетов должно стать нахождение оптимальных путей решения конкретных проблем занятости соответствующей территории с учетом интересов работодателей и трудящихся различных категорий.

Безработица в Новосибирске

В нашей области трудоспособное население составляет более половины жителей, около 57,3%. При этом доля этой возрастной группы хотя и ниже, чем в регионах Восточной зоны, но выше, чем по России. В наиболее творческом возрасте, от 25 до 49 лет, в области более 1/3 трудоспособного населения. Из 1,2млн. человек, занятых в народном хозяйстве, основная часть трудится в материальном производстве. Также область выделяется высокой долей людей, занятых в непроизводственной сфере более1/3 работающих.

Концентрация науки в Новосибирске создает благоприятные условия для развития и внедрения достижений НТП в производство, для подготовки специалистов высокой квалификации, роста интеллектуального потенциала.

Большая часть занятых в народном хозяйстве женщины (51%). Особенно высока доля их труда в здравоохранении, образовании, культуре (более 3/4). Высока доля ручного труда в промышленности, а в сельском хозяйстве и на транспорте она ещё выше.

Проблема безработицы в Новосибирске весьма актуальна. Хотя её уровень постепенно повышается.

За 2 месяца 2004 года дополнительно к состоявшим на учёте в городском центре занятости населения на начало года 7140 безработным, было признано безработными и поставлено на учет еще 2327 человек, снято за этот период 2892 человека. В результате действий службы занятости в течение 2 месяцев 2004 года 67,6 % безработных из числа снятых с учета было трудоустроено, 18,1 % направлено на профессиональное обучение, 1,4 % оформлено на досрочную пенсию.

Численность официально зарегистрированных безработных к концу месяца составила 6575 человек. Уровень регистрируемой безработицы составил 0,79 % от численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте. Новосибирск по прежнему занимает одно из первых мест по «скрытой» безработице, которая составляет примерно 9 тысяч человек.

73,3 % безработных - женщины, из них каждая третья воспитывает несовершеннолетних детей. Каждый третий безработный имеет высшее профессиональное образование, каждый четвертый - моложе 30 лет. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года возрос удельный вес инвалидов.

В общей численности безработных Новосибирской области почти 84 % составляли лица, потерявшие работу по различным причинам, среди которых каждый четвертый уволен в результате сокращения численности штата работников. Оставшиеся 16 % общей численности безработных - это граждане, которые ранее нигде не работали (выпускники учебных заведений, домохозяйки и др). Средний возраст безработного составил около 36 лет. Доля молодежи (до 29 лет) в общей численности безработных Новосибирской области продолжала расти и достигла 34%.

Количество вакансий выросло по сравнению с 2002 годом всего на 10%. Качество вакансий, если и улучшилось, то очень незначительно.

Средний период продолжительности безработицы составил 5,15 месяца. По сравнению с 2002 годом время поиска работы увеличилась почти на полмесяца. 1950 зарегистрированных безработных не нашли работу и состоят на учете в службе занятости свыше 6 месяцев, причем 79,0 % из числа длительно безработных составляют женщины.

Для сравнения приведем данные конца девяностых годов и проанализируем тенденцию на рынке труда Новосибирска за эти годы.

На 1 января 1999 года численность безработных, зарегистрированных в городском центре занятости населения, составляла 9587 человек, тогда как количество предложенных вакансий составляло 1875 рабочих мест. В среднем по городу на одну вакансию, заявленную в городскую службу занятости, приходилось 6 граждан.

Из числа безработных, состоящих на учёте в службе занятости 74,3%составляли женщины, половина из которых воспитывает несовершеннолетних детей.

Пользователь ПЭВМ 21 человек,

5. Доклад руководителя Департамента ФГСЗН по Новосибирской области на расширенном заседании коллегии Департамента (19 февраля 2004 года)

Безработица – следствие постоянного нарушения равновесия между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда. Ее уровень изменяется в зависимости от хода экономического цикла.

Предложение рабочей силы определяется рядом различных факторов: уровнем заработной платы, альтернативной стоимостью наемного труда, численностью, мобильностью и семейным положением работников, демографической ситуацией, действующей системой налогообложения, силой профсоюзов.

Важнейшими детерминантами спроса на рабочую силу являются уровень цен на трудовые услуги, спрос в экономике на производимые блага, техническая оснащенность производства.

Теоретические подходы к анализу механизма функционирования рынка труда

Существуют различные теоретические подходы к анализу механизма функционирования рынка труда и объяснению причин существования безработицы.

До 1930х гг. доминировала точка зрения представителей классической теории занятости , утверждавших, что рыночная система способна обеспечить полное использование ресурсов в экономике за счет действия механизма автоматического саморегулирования, основанного на гибкости цен и заработной платы. По мнению экономистов-классиков, конкуренция на рынке труда исключает вынужденную безработицу (т.е. безработицу, возникающую, когда квалифицированные работники, готовые трудиться за существующую ставку заработной платы, не могут найти работу), поскольку избыток предложения рабочей силы способствует снижению ставок заработной платы и в результате установления более низкой равновесной ставки оплаты труда обеспечивается полная занятость.

Таким образом, безработица может снижать уровень заработной платы, что повышает занятость. Отсюда следуют два вывода. Во-первых, безработица на самом деле является добровольной: работники требуют слишком высокой оплаты труда и предпочитают не работать за существующую заработную плату. Во-вторых, авторы классической теории добровольной безработицы отказывают государству в праве на проведение экономической политики, поскольку вмешательство правительства в механизм рыночной самонастройки, по их мнению, может привести только к негативным последствиям.

Несостоятельность этого подхода стала очевидной в начале 1930-х гг., когда возникла массовая безработица, охватившая в ряде стран до 25 % совокупной рабочей силы. В 1936 г. вышла в свет книга Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», в которой были сформулированы основные положения новой теории занятости . Дж. М. Кейнс, исходя из того, что рыночная система в основном неконкурентна, сделал вывод о ее предрасположенности к продолжительным деловым циклам и отсутствии механизма, обеспечивающего экономическую стабильность. Возможность существования устойчивой безработицы он, в частности, объяснял негибкостью заработной платы. Утверждая, что спрос на рабочую силу регулируется не колебаниями рыночных цен на труд, а совокупным спросом или объемом производства, Дж. М. Кейнс предложил использовать в качестве регулятора рынка труда государство. Правительство может и должно воздействовать на состояние экономической активности, обращаясь к инструментам фискальной и кредитно-денежной политики, повышая совокупный спрос в периоды низкой конъюнктуры или сокращая расходы в периоды подъемов, ликвидируя тем самым неравновесие на рынке труда.


В 1970-е гг. кейнсианству был брошен вызов представителями новой классической экономической теории и монетаристами. Новая классическая макроэкономика близка по духу к классическому подходу и основывается на двух гипотезах: заработная плата и цены являются гибкими; ожидания людей формируются эффективным и рациональным образом. Безработица, с точки зрения новых классиков, носит исключительно добровольный характер: люди оставляют работу в поисках новой, более привлекательной и высокооплачиваемой. Рост безработицы в периоды рецессии обусловлен этим поиском или неверным представлением работников относительно сложившейся экономической ситуации, а не тем, что люди вообще не могут найти работу. Свое отношение к участию правительства в регулировании рынка труда представители новой классической макроэкономической теории сформулировали в виде теории неэффективности политики: при наличии рациональных ожиданий и гибкости цен и заработной платы ожидаемые мероприятия государственной политики не могут повлиять на реальный выпуск или безработицу.

Таким образом, правительству предписывается избегать дискреционных макроэкономических мероприятий, так как любые изменения в бюджетной или монетарной политике заранее обречены на неудачу из-за своей неэффективности.

Подход монетаристов ближе к кейнсианским рецептам регулирования рынка, но упор сделан на роль денег, а не на активную политику правительства. Монетаристы считают, что фискальная политика слабо влияет на выпуск и цены, а дискреционная кредитно-денежная политика должна уступить место политике, подчиняющейся неизменным правилам денежного обращения. Частный сектор экономики рассматривается как достаточно стабильный, а возникающие диспропорции – следствие, как правило, государственного вмешательства. Возврат к идеям свободного рынка сочетается у экономистов монетаристской школы с верой в примат денег.

Исходя из предположения о том, что главным фактором темпов роста номинального ВНП являются темпы роста предложения денег, они предлагают для обеспечения устойчивого экономического роста и достижения полной занятости установить неизменные темпы роста денежной массы на уровне от 3 до 5 % в год. Монетаристы также считают, что кейнсианцы преувеличивают негибкость заработной платы и цен и рассматривают установление государством минимального уровня заработной платы, а также законодательную деятельность в интересах профсоюзов как негативные факторы, усиливающие эту негибкость.

Типы (формы) безработицы

При всем многообразии подходов к объяснению механизма функционирования рынка труда принято выделять три типа (формы) безработицы: фрикционную, структурную и циклическую.

Фрикционная (текучая, временная) безработица существует в результате того, что люди меняют место работы или ищут новую работу. Эта безработица связана с движением населения из региона в регион, от профессии к профессии, со сменой этапов жизни – поиском работы в связи с получением образования, выходом женщин из декретного отпуска. Фрикционно не занятые работники рассматриваются как добровольно безработные.

Структурная (технологическая) безработица – тип безработицы, вызванной несоответствием структуры спроса на рабочую силу и структуры ее предложения. Структурная безработица является результатом изменений в характере потребительского спроса и структуре производства, в технологии и технике. В число структурных безработных входят люди, имеющие либо низкую квалификацию труда, либо профессию, спрос на которую уменьшился (прекратился). В отличие от фрикционной структурная безработица носит вынужденный и более долгосрочный характер.

Циклическая (конъюнктурная) безработица возникает в периоды спадов производства и связана с общим низким спросом на рабочую силу во всех отраслях, сферах и регионах в условиях сокращения совокупных расходов. Циклическую безработицу определяют как разницу между числом занятых на данный период времени и числом работников, которых можно было бы занять на производстве при достижении потенциального уровня ВВП. Другими словами, циклическая безработица – это безработица, превышающая структурную и фрикционную безработицу, возникающая, когда текущий выпуск продукции становится ниже уровня ее выпуска при полной занятости.

Уровень безработицы.

Экономисты рассматривают фрикционную и структурную безработицу как «нормальное» и неизбежное явление, преодолеть которое невозможно. Поэтому под полной занятостью подразумевается не абсолютное отсутствие безработицы, а уровень занятости, при котором существует лишь фрикционная и структурная безработица, но нет циклической безработицы.

Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы. Он возникает при сбалансированности рынков труда, когда количество ищущих работу равно числу свободных рабочих мест. Таким образом, естественный уровень безработицы отражает сочетание фрикционной и структурной безработицы и определяется как сумма их уровней. Циклическая безработица в этом случае должна быть на нулевой отметке. Вопрос о том, какой уровень безработицы соответствует полной занятости, является дискуссионным. Некоторые экономисты определяют естественный уровень безработицы как долгосрочный средний уровень безработицы. В таком случае уровень безработицы в среднем на протяжении длительных отрезков времени, по определению, равен естественному уровню, которому соответствует потенциальный объем производства.

К факторам, определяющим естественный уровень безработицы , относятся демографическая структура рабочей силы, организация рынка труда (наличие служб информации и занятости, центров по трудоустройству и других инфраструктурных элементов), состав рабочей силы и спрос на нее, возможность привлечения к труду новых работников, государственная политика на рынке труда и в социальной сфере (выплата пособий по безработице, их уровень, продолжительность получения). Например, на протяжении последних десятилетий на динамику естественного уровня безработицы в сторону повышения большое влияние оказали демографические сдвиги: в структуре рабочей силы все большее место занимают женщины, подростки, представители национальных меньшинств.

Сложность расчета естественного уровня безработицы усугубляется тем, что даже статистическая оценка фактического уровня безработицы – дело непростое.

Уровень (норма) безработицы определяется как процентное отношение числа безработных к совокупной рабочей силе. Совокупная рабочая сила включает в себя всех работающих и безработных, но активно ищущих работу. Величина совокупной рабочей силы вычисляется как разница между численностью всего населения и совокупностью лиц, не достигших 16 лет, находящихся в тюрьмах и психиатрических больницах, не работающих и не ищущих работу (пенсионеры, учащиеся, домохозяйки).

К категории безработных обычно относятся трудоспособные граждане, не имеющие работу на момент проведения статистического обследования (зарегистрировавшиеся в органах службы занятости), ищущие работу и готовые приступить к ней немедленно.

В настоящее время используются два основных способа подсчета безработных. Первый способ – регистрация не имеющих работу людей, подавших заявку на пособие по безработице или обратившихся на биржу труда. На основании этих данных ведется ежемесячный учет безработных во всех европейских странах (кроме Швеции) и в России.

Вторым способом учета безработных является выборочный опрос семей, ежемесячно проводимый в США, Канаде, Японии и Швеции. Этот способ оценки считается статистически более точным, чем по данным регистрации, однако обоим методам присущи недостатки, как несовершенен и сам показатель «уровень безработицы». В частности, он может быть завышен за счет существования теневого сектора в экономике и ложной информации респондентов, утверждающих, что они ищут работу, и идущих на обман ради получения компенсации по безработице или пособия по социальному обеспечению. Занижение уровня безработицы связано с тем, что в число безработных не включаются люди, потерявшие надежду найти работу, а также частично занятые.

Последствия безработицы.

Высокий уровень безработицы оборачивается для общества огромными экономическими потребностями, но не менее важен и другой аспект проблемы, не поддающийся количественному выражению, – социально-психологический.

К экономическим издержкам безработицы могут быть отнесены:

· недополученный выпуск продукции – отклонение фактического ВВП от потенциального в результате неполного использования совокупной рабочей силы (чем выше уровень безработицы, тем больше отставание ВВП);

· сокращение доходной части федерального бюджета в результате уменьшения налоговых поступлений и снижения выручки от реализации благ;

· прямые потери в личных располагаемых доходах и снижение уровня жизни лиц, ставших безработными, и членов их семей;

· рост затрат общества на защиту работников от потерь, вызванных безработицей: выплату пособий, реализацию программ по стимулированию роста занятости, профессиональную переподготовку и трудоустройство безработных и т.д.

Социальные (внеэкономические) издержки безработицы:

· маргинализация общества, потеря квалификации и уверенности в себе, снижение уровня самоуважения у безработных;

· ухудшение физического и психологического здоровья, увеличение количества психических и сердечно-сосудистых заболеваний, рост алкоголизма и самоубийств;

· падение морали в обществе, распад семьи и рост преступности;

· обострение социальной напряженности, общественные и политические беспорядки.

Закон А. Оукена

Для расчета величины потерь от циклической безработицы используется закон А. Оукена , описывающий зависимость между краткосрочным движением реального ВВП и изменениями уровня безработицы и устанавливающий взаимосвязь между рынком труда и рынком товаров (услуг).

Американский экономист А. Оукен открыл, основываясь на эмпирических наблюдениях, следующую зависимость: ежегодный прирост ВВП на 2,5 % удерживает уровень безработицы на одной точке, с каждым дополнительным превышением ежегодного прироста ВВП на 2,5 % уровень безработицы снижается на 1 %. Согласно этому закону при понижении фактического ВВП относительно потенциального на 2,5 % уровень безработицы возрастает на 1 % (в соответствии с более ранними исследованиями зависимость выражалась соотношением 3:1).

Закон А. Оукена играет важную роль в анализе динамики и взаимозависимости основных макроэкономических показателей. Он может быть использован:

· для оценки потерь в реальном ВВП из-за циклической безработицы в виде разницы между потенциально возможным и фактическим ВВП;

· для определения необходимого роста выпуска продукции с целью уменьшения уровня безработицы на один процентный пункт;

· для прогнозирования изменения безработицы во время экономического цикла на основе динамики фактического ВВП и потенциального;

· при расчете времени, которое понадобится для снижения безработицы до естественного уровня в условиях реализации различных программ экономического роста (при выборе темпов роста фактического ВВП).

Проблемы современного рынка труда

Современному рынку труда присущ целый ряд проблем:

· достаточно высокий уровень и долгосрочный характер безработицы в большинстве развитых стран (до 10 % совокупной рабочей силы в Западной Европе);

· низкая географическая, горизонтальная и вертикальная мобильность рабочей силы (как следствие раздела рынка труда на региональные и профессиональные сегменты);

· значительные расовые и возрастные различия в составе безработных – более высокий уровень безработицы среди молодежи и национальных меньшинств;

· периодические повышения уровня безработицы в результате рецессии, затрагивающих все группы населения примерно в одинаковой степени.

Важнейшим показателем ситуации на рынке труда выступает продолжительность безработицы, т.е. средняя длительность времени, в течение которого человек остается безработным. В последние 20 лет долгосрочная безработица превратилась в серьезнейшую социальную проблему. Рост безработицы в западноевропейских странах в 1980-е гг. был вызван не увеличением числа «лишних людей», а большей продолжительностью времени на поиск новой работы. Если уровень длительной безработицы (в эту категорию попадают лица, не работающие более одного года) в начале 1990-х гг. составлял в США и Канаде всего 6-7 % от всех безработных, что свидетельствует о краткосрочном характере значительной части безработицы в этих странах, то в Голландии, Германии, Испании – около 50 %, а в Италии и Бельгии – почти 70%. В целом более половины всех западноевропейских рабочих искали новую работу больше года.

Комплекс мер, направленных на сокращение безработицы

По оценкам Международной организации труда, стране, где безработных больше 10% экономически активного населения, грозит социальный взрыв. Многое в этой ситуации будет зависеть от экономической политики, проводимой правительством. Очень важно использовать опыт, накопленный в области регулирования рынка труда и мер, направленных на сокращение безработицы в развитых странах, начавших проводить политику занятости уже в 1930-е гг. Комплекс таких мер включает:

· развитие государственных программ, направленных на подготовку и переподготовку рабочей силы как на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях;

· улучшение качества информации о наличии рабочих мест и информационного обмена на рынке труда за счет повсеместной организации банков рабочих мест, создания компьютерных баз данных о существующих вакансиях;

· разработку программ по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест;

· сокращение сравнительно высокого уровня безработицы в неблагополучных регионах и повышение географической мобильности трудовых ресурсов за счет выплаты подъемных людям, желающим переехать в регионы с благоприятными возможностями трудоустройства, предоставления им налоговых льгот и кредитов на выгодных условиях;

· организацию общественных работ;

· исключение любых видов дискриминации, включая дискриминацию женщин, лиц пожилого возраста, дискриминацию по национальному и расовому признакам;

· организацию служб занятости молодежи, разработку программ ученичества по специальностям и установление стипендий для обучающихся, снижение налогов с предприятий, использующих труд подростков;

· развитие сферы самостоятельной занятости населения, предоставление кредитов на «обзаведение собственным делом» или единовременных пособий;

· разработку новой системы выплат пособий по безработице в целях повышения стимулов к поиску работы;

· снижение возраста выхода на пенсию и увеличение срока получения образования.

Таким образом, государственное регулирование спроса и предложения на рынке труда сочетает в себе мероприятия в области фискальной, монетарной, социальной политики и политики занятости, направленные на снижение уровня безработицы.

Вопросы для повторения и закрепления:

1. Суть понятия « безработица».

2. От чего зависит уровень безработицы?

3. Какими факторамиопределяетсяпредложение рабочей силы?

4. Какими факторамиопределяетсяспрос на рабочую силу?

5. Особенности теоретических подходов к анализу механизма функционирования рынка труда

6. Как проявляются типы (формы) безработицы?

7. Что понимают под «полной занятостью» и «естественным уровнем безработицы» ?

8. Какие факторы определяют естественный уровень безработицы?

9. Как определяется величина совокупной рабочей силы?

11. Экономические и социальные последствия безработицы.

12. В чем суть закона А. Оукена?

13. Какие проблемы характерны для современного рынка труда?

14. Комплекс мер, направленных на сокращение безработицы

Введение

В современную эпоху занятость стала одной из острых социально-экономических проблем, волнующих и государство, и общество, и отдельных людей. И с каждым новым десятилетием ее острота не только не ослабевает, но, наоборот, все более нарастает. Одни государства решают эту проблему более или менее успешно, другие же испытывают в ее решении значительные трудности. Чем больше людей занято общественно полезной и эффективной работой, тем больше в стране валовой внутренний продукт (при прочих равных условиях). Наличие высокой и растущей безработицы не позволяет произвести потенциально возможный ВВП (выпуск продукции при полной и эффективной занятости), что создает значительные трудности для государства в решении социальных проблем. В особенно тяжелом положении оказываются лица, длительное время не работающие и не имеющие источников существования, кроме пособий, выделяемых в соответствии с теми или иными государственными программами. Это толкает их на поиск жизненных средств незаконным путем, усиливает криминальную ситуацию и другие негативные явления в обществе.

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий. Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие, как программы страхования по безработице, смягчают экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные.

Политика занятости должна формироваться с учетом возможности трудиться разных категорий населения. Более пристальное внимание следует уделить группе риска, т.е. занятости женщин, молодежи, инвалидов, и т.д., стабильности получении ими доходов, исключению дискриминации в этих вопросах. Последнее относится также к мигрантам, людям иной расы, цвета кожи, религии, политических взглядов и социального происхождения. Поэтому такую политику, как относительно самостоятельную можно осуществлять только при тесном взаимодействии, координации экономической и социальной политики по обеспечению полной, продуктивной и свободно избираемой занятости.

Законодательство о занятости, приоритеты государственной политики в данной сфере, ее финансовое обеспечение неоднократно корректировались. При этом четко прослеживается тенденция усиления финансовых и административных ограничений, касающихся оказания помощи безработным.

По признанию западных экономистов, безработица сегодня - центральная проблема стран с развитой рыночной экономикой. Экономические потери периода массовой безработицы значительно больше, нежели потери, связанные, например, с монополизацией. Американские исследователи установили, что один год безработицы отнимает у человека пять лет жизни. Известны и тяжелые социальные последствия безработицы: рост наркомании, преступности и увеличение количества самоубийств.

Теоретические аспекты безработицы

Безработица

Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

К безработным в России относятся лица, достигшие 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

* не имели работы (доходного занятия);

* занимались поисками работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и другие способы, предпринимали шаги к организации собственного дела;

* были готовы приступить к работе.

При отнесении к безработным должны быть соблюдены все три перечисленных критерия.

К безработным, зарегистрированным в органах государственной службы занятости, относятся лица, не имеющие работы, ищущие работу и в установленном порядке получившие официальный статус безработного в органах государственной службы занятости.

Безработица возникает тогда, когда часть активного населения не может найти работу, становится резервной армией труда. Безработица усиливается во время экономических кризисов и последующих депрессий в результате резкого сокращения спроса на рабочую силу.

Как и всякое социально-экономическое явление, безработица имеет закономерные и случайные черты, сущностные и поверхностные характеристики, позитивные и негативные стороны. Их интенсивность зависит от масштабов, уровня, региональной специфики, формы безработицы.

Причины возникновения безработицы

Существует несколько основных теоретических направлений, объясняющих причины безработицы:

1. Классическое объяснение (доминировало среди экономистов в 30-е годы до появления кейнсианства): безработицу вызывает слишком высокая заработная плата. Если заработная плата поднимается выше того уровня, когда все, кто ищет работу, ее находят, то возникает избыток предложения на рынке труда, т.е. безработица. Рынок труда рассматривается как внутренне неоднородная и динамическая система связей, подчиняющаяся рыночным законам. Посредством повышения или понижения заработной платы регулируется спрос и предложение труда. Если в результате превышения предложения труда над спросом возникает безработица, то она воздействует на цены в сторону их понижения, а следовательно, и снижение заработной платы до тех пор, пока не устанавливается равновесие на рынке труда. Классическая модель основывается на саморегулировании рынка труда и безработицы.

Многие экономисты, как зарубежные, так, и отечественные считают высокий уровень заработной платы или ее рост главными причинами сокращения спроса на труд, а низкий уровень заработной платы или ее уменьшение - средством увеличения занятости. При этом они ссылаются на закон спроса и предложения. В частности, в учебнике, написанном известным американским экономистом Н.Г. Мэнькью, подчеркивается, что «жесткость реальной заработной платы уменьшает вероятность трудоустройства и повышает уровень безработицы». Под жесткость заработной платы он понимает ее постоянство и рост, как следствие принятия законов о минимальной заработной плате, действие профсоюзов и применение на фирмах стимулирующих систем заработной платы. Поскольку заработную плату включают в издержки производства, ее рост вызывает повышение цен на выпускаемую продукцию, следствием чего может оказаться снижение спроса, а значит, и сокращение объемов производства и занятости.

Позиция некоторых авторов такова: «прямым следствием решения о минимальной заработной плате является сокращение числа принимаемых на работу и увеличение безработицы…» Наиболее разумной политикой, обеспечивающей оптимальное соотношение оплаты с занятостью, является поддержание устойчивого общего уровня заработной платы. Это положение подтверждается тем фактом, что в странах с развитой рыночной экономикой в последнее десятилетие наблюдается рост заработной платы, широкое применение различных поощрительных систем, как в сфере производства так и в сфере услуг. Именно при таких условиях обеспечивается развитие этих стран и увеличение занятости.

2. Марксистское объяснение исходит из того, что безработица зависит от динамики органического строение капитала в процессе его накопления и от темпа самого накопления, которое постоянно производит и при том пропорционально своей энергии и своим размерам относительно избыточное, т.е. избыточное по сравнению со средней потребность капитала, а потому излишнее или добавочное население.

Развитие крупной промышленности при капиталистическом способе производства является необходимой предпосылкой колебания спроса на рабочую силу, без которых как указывал В.И. Ленин, не может существовать капитализм, если при этом нет избыточной рабочей силы. Таким образом, при капиталистическом способе производства обеспечить всех желающих в рабочих местах невозможно по определению. В условиях частной собственности на средства производства промышленнику выгодно иметь резервную армию труда. Ею можно манипулировать, как угодно, преследуя интересы капитала. При этом была выявлена только одна причина безработицы - избыточное рабочее население как необходимый продукт накопления капитала. Безработица представляется в виде неискоренимого порока капиталистического общества.

Безработица представляет собой с социологической точки зрения нарушение нормального взаимодействия людей по поводу купли-продажи рабочей силы, когда зачастую искусственно создается дефицит рабочих мест и возникает резервная армия труда. Безработица - вечная спутница капитализма. Избыточное рабочее население является не только следствием накопления, но оно составляет условие развития капитала, поскольку капиталистическая экономика развивается циклически, а в моменты ее оживления требуется резервная рабочая сила. В периоды кризиса она вновь выталкивается, чтобы образовать резерв для будущего подъема.

3. Кейнсианское объяснение. Кейнс создал собственную теорию занятости, согласно которой единственным параметром, с которым соотносится объем занятости, является объем эффективного спроса. Он не отрицал, что понижение заработной платы может привести к повышению занятости, а ставил под сомнение действенность такого подхода.

Заслуга Кейнса в разработке теории безработицы в том, что он представил логическую модель механизма, раскручивающего экономическую нестабильность и ее составляющую - безработицу. Кейнс заметил, что по мере роста национального хозяйства в развитом рыночном хозяйстве у большинства населения не весь доход потребляется, определенная его часть превращается в сбережения. Чтобы они превратились в инвестиции необходимо иметь определенный уровень так называемого эффективного спроса, потребительского и инвестиционного. Падение потребительского спроса сокращает интерес вкладывать капитал, и, как следствие, падает спрос на инвестиции. При падении стимулов к инвестированию производство не растет и даже может свертываться, что приводит к безработице.

В рамках кейнсианской концепции на занятость влияет не только совокупный спрос, но и то, как распространяется увеличение общего спроса между разными отраслями, т.е. структура совокупного спроса. Эффективное средство обеспечения достаточного уровня занятости - это расширение инвестиционной деятельности государства, обеспечение им оптимальных размеров инвестиций с учетом конкретных условий экономического развития. Кейнсианская модель основывается на государственном вмешательстве в управление макроэкономическими процессами. А механизм ее реализации базируется на закономерностях и явлениях психологического характера (склонность к потреблению, к сбережению, побуждение к инвестициям), а также на мультипликативной связи между главными экономическими показателями.

4. Современное объяснение : безработица - следствие деформации и инерционности рынка труды. Безработные люди и свободные места всегда, постоянно существуют и возникают, но требуется время, чтобы между ними установилось требуемое соответствие. Следствием этого будет наличие безработицы, виды и реальные масштабы которой определяются многими обстоятельствами.

Автоматизация производства, внедрение современных информационных технологий, охватывающих практически все отрасли, как производства так и сфер обслуживания, лишает часть людей места работы. Факторами, усиливающими рост безработицы, выступают также удлинение рабочего дня и повышение интенсивности труда. Чем больше часов работают занятые на предприятиях, чтобы не оказаться в числе уволенных, чем выше их интенсивность труда, тем меньше в каждый данный момент спрос на рабочую силу. Следовательно, чрезмерный труд занятой части рабочих обуславливает вынужденную праздность другой ее части. И наоборот, рост безработицы обрекает занятых рабочих на чрезмерно интенсивный труд.

Наличие на рынке труда устойчивой безработицы свидетельствует о действии на рынке труда неконкурентных факторов, способствующих устойчивому характеру отклонения заработной платы вверх от ее равновесного уровня. К таким факторам можно отнести деятельность правительства, которое в законодательном порядке может воздействовать на интересы предпринимателей и работников и регулировать условия и уровень оплаты труда. Другим фактором является деятельность профсоюзов. Усилия профсоюзов направляются на защиту интересов работников, на повышение уровня оплаты их труда. Добиваясь превышения фактического размера заработной платы над ее равновесным уровнем, что часто приводит к негативным изменениям на рынке труда, увеличению численности безработных.

Виды безработицы

Безработицу делят на естественную и вынужденную.

Естественная безработица

Естественная норма безработицы - это такая ее норма при данной структуре спроса и предложения в экономике, которая удерживает на неизменном уровне реальную заработную плату и при условии нулевого прироста производительности труда поддерживает неизменным уровень цен.

Естественная безработица находит свое проявление в нескольких формах своего существования: фрикционной, добровольной и институциональной.

1.Фрикционная безработица.

Если человеку предоставляется свобода выбора рода деятельности и места работы, то в течение некоторого времени он остается без работы. Это люди: добровольно меняющие работу; ищущие работу из-за увольнения по инициативе администрации; сезонные рабочие; молодежь, впервые ищущая работу.

2. Добровольная безработица включает в себя контингент незанятых трудоспособных людей, который по своей воле самоустранился от трудовой деятельности, т. е. не просто не желает работать.

3. Институциональная безработица вызывается функционированием инфраструктуры рынка труда, а также факторами, деформирующими спрос и предложение на рынке труда. Относительно большое пособие по безработице может провоцировать удлинение сроков поиска работы, что оказывает ощутимое воздействие на предложение труда.

Вынужденная безработица

Вынужденная безработица,которая называется или диктуется происходящими изменениями в хозяйственной деятельности, связанными с технологическими переворотами, сдвигами в отраслевой структуре общественного производства, изменениями в территориальном размещении производительных сил.

1. Технологическая безработица сопряжена с приходящими на смену друг друга технологическими принципами функционирования производства, основными из которых являются инструментализация, механизация и автоматизация. В данной весьма упрощенной модели отчетливо прослеживается замена ручного труда механизированным трудом, на смену которому приходит его автоматизация.

2.Структурная безработица.

С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии происходят изменения, которые в свою очередь изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или прекращается совсем. В то же время спрос на другие профессии, включая и новые, ранее не существовавшие, увеличивается. Рабочая сила на такие перемены реагирует медленно, ее структура не отвечает новой структуре рабочих мест. Рабочие не обладают новой рабочей силой, которую можно быстро продать, их опыт и навыки устарели и стали не нужными из-за изменений в технологии и характере потребительского спроса. Возникает безработица, именуемая «структурной».

Следует отметить, что разрыв во времени между формированием новой рабочей силы и ее продажей порождает ситуацию, при которой наряду с огромной безработицей существует огромная потребность в рабочей силе.

3.Циклическая безработица , которая предопределяется циклическим характером общественного воспроизводства и возникает на стадии спада производства или в фазе экономического кризиса.

4.Застойная безработица характеризует ту часть населения, которая постоянно лишена работы или перебивается случайными заработками. Это нищие, бродяги, инвалиды и т. д. Эта часть людей, потерявшая законный источник существования, как правило, пополняет ряды преступного мира.

5. Региональная безработица связана с целым комплексом фактором исторического, демографического, культурно-национального, социально-психологического характера. Поэтому при решении данной проблемы должно быть тесное взаимодействие местных административно-национально-территориальных органов власти с центральной, федеральной властью, не исключая взаимодействия с правительствами сопредельных государств.

6. Скрытая безработица.

В условиях, когда спрос на рабочую силу почти отсутствует, многие люди, потеряв надежду ее найти, не идут на биржу труда и не регистрируются. Поэтому эта часть безработных остается вне поля зрения официальной статистики и считается скрытой.

К новейшим формам сокращения занятости рабочей силы относится технологическая безработица, связанная с внедрением малолюдной и безлюдной технологии, основанной на электронной технике. Следует так же отметить, что полная занятость населения не исключает наличия в экономике фрикционной и структурной безработицы. Значит, полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы.

  • В чём же причина возникновения отклонений в поведении домашних животных?
  • Важнейшими условиями возникновения рынка являютсяобществен­ное разделение труда и специализация.
  • Взаимосвязь инфляции и безработицы в краткосрочном периоде. Стагфляция: кривая Филипса в долгосрочном периоде.

  • На протяжении нескольких лет кряду некоторые аналитики и экономические эксперты прогнозируют наступление в России. Подобное положение дел влечет за собой множество проблем для рядового гражданина, основная из которых — уровень безработицы в стране. Изучает этот вопрос такая организация, как Роструд — федеральная служба, находящаяся в ведении Министерства труда и соцзащиты.

    Тем не менее уровень безработицы нельзя считать абсолютным мерилом неблагополучия страны. Все зависит от того, как производятся подсчеты. Дело в том, что не все категории граждан можно с полной уверенностью отнести к числу безработных. Почему так получается и как определить уровень безработицы в стране? Давайте разберем подробнее.

    Понятия и определения

    Сам термин «безработица» подразумевает такую ситуацию, когда активная в экономическом плане часть населения не в состоянии найти для себя оплачиваемую работу и становится таким образом некой нагрузкой, отягощением для остальной части жителей государства. Согласно определению, принятому Международной организацией труда, безработный — это человек, который хочет работать и имеет такую физическую возможность, но при этом не находит определенного рабочего места.

    1. Экономически неактивное (ЭН) — это те граждане, которые не могут считаться рабочей силой по разным причинам. К ним относятся:

    • студенты учебных заведений дневной формы обучения;
    • пенсионеры, причем основание назначения пенсионного пособия значения не имеет;
    • лица, занимающиеся домашним хозяйством, уходом за больными, детьми и вследствие этого не имеющие возможности работать;
    • люди, разочаровавшиеся в поиске работы и прекратившие попытки;
    • просто не желающие трудиться или не имеющие такой необходимости.

    2. Экономически активное (ЭА) — трудоспособное население страны, уже имеющее работу или находящее в активном ее поиске. Эта часть также дополнительно делится еще на две категории:

    • занятые (З) — граждане (независимо от возраста), работающие по найму и получающие оплату за свой труд, а также те, кто трудится во благо, например, семейного бизнеса, и оплаты не получает;
    • безработные (Б) — часть трудоспособного населения, которая не имеет никакого занятия, за которое получает доход; в случае появления предложения о работе готова приступить к ней немедленно; находится в активном поиске (рассылает резюме, обращается в центр занятости или к знакомым, посещает ярмарки вакансий и т. д.); проходит обучение (переквалификацию) по направлению службы занятости.

    В целом можно сказать, что уровень безработицы в стране определяется как отношение последней рассмотренной нами категории к общей численности ЭА (экономически активного населения). Но об этом мы поговорим чуть ниже.

    Факторы, влияющие на уровень безработицы

    До того как определить уровень безработицы в стране, стоит поговорить о том, что же влияет на этот показатель. На уровень безработицы в стране воздействует огромное число факторов, среди которых можно выделить несколько основных:

    • темпы роста или спада экономики;
    • демографические показатели;
    • производительность труда;
    • желание населения к перемене трудовой деятельности или смене места работы;
    • социально значимые причины: отсутствие образования, беременность, алкогольная или наркотическая зависимость и др.;
    • уровень спроса и предложения на тот или иной вид занятости.

    Более подробно разбирая эти факторы, можно выделить несколько разных типов безработицы.

    Какая она бывает?

    Тот, кто хочет знать, как определить уровень безработицы в стране, должен понимать, что явление это может иметь разные показатели в зависимости от ее может быть:

    • Добровольная. Такой вид связан с тем, что некоторые люди не желают трудиться при определенных условиях, например в тех случаях, когда снижается заработная плата. Также в экономической теории существует такое понятие, как «капкан безработицы». Это явление наступает тогда, когда в силу разных причин уровень доходов человека практически не меняется, независимо от того, работает он или нет. Например, когда размер пособия, выплачиваемого государством, практически равен предлагаемой заработной плате. В такой ситуации стимула к трудовой деятельности у человека просто нет.
    • Вынужденная. Характеризуется тем, что человек, имеющий желание устроиться на работу и согласный с уровнем заработной платы, просто не может трудоустроиться. Такое происходит тогда, когда действительная заработная плата превышает ту, что способствует равновесному состоянию спроса и предложения. Это приводит к тому, что предложения начинают превышать спрос.

    Вынужденную безработицу можно разделить еще на 3 типа:

    • технологическая возникает в случае, когда механизация (автоматизация) производства приводит к излишку сотрудников либо их недостаточной квалификации;
    • сезонная характерна для некоторых отраслей, в которых производство носит периодический характер;
    • циклическая характеризуется повторяющимися спадами производства в отдельно взятом регионе либо в целом по стране.

    Еще про виды

    Среди прочих можно выделить еще несколько видов:

    • Институциональная возникает при вмешательстве профсоюзов либо государства в установление зарплатных ставок в нарушение законов рыночной экономики.
    • Структурная наступает при ликвидации устаревших отраслей хозяйствования и возникновении новый профессий, требующих особой квалификации.
    • Фрикционная связана с добровольной переменой рабочих мест, выходом (уходом) из (в) декретного отпуска, переменой места жительства и так далее; обычно носит краткосрочный характер.

    Также можно выделить еще 2 типа безработицы: зарегистрированную и скрытую. Первая выражается отношением незанятого населения, официально принятого на учет в службу занятости к общему числу трудоспособного населения. Вторая характеризует число лиц, не ставших на учет или занятых лишь формально, а фактически отправленных в отпуск за свой счет в связи со снижением объемов производства.

    Уровень безработицы в стране: формула для расчета

    Каждый из перечисленных видов имеет свои способы исчисления, однако мы поговорим о более общем варианте. Формула определения уровня безработицы в стране выражается как отношение общего числа безработных к количеству экономически активной части населения. Выглядит она так:

    Уб = (Б*100%)/ЭА,

    где ЭА = З+Б (З — занятое население; Б — безработные).

    Вот как определяется уровень безработицы в стране. Статистика составляется именно на основе подобных подсчетов.

    Экономические последствия

    Тот, кто интересуется, как определить уровень безработицы в стране, должен также знать, что это явление влечет за собой достаточно серьезные негативные последствия. С экономической точки зрения повышение уровня безработицы приводит к повышению расходов фонда Госзанятости на выплату для зарегистрированных граждан. Увеличение числа незанятого населения формирует потери и подоходного налога, что вполне естественно: нет работы, нет и зарплаты, а значит, и налог платить некому.

    Социальный фактор

    Среди социальных проблем можно назвать прогрессирующую деградацию общества. Человек, потерявший работу, лишается не только заработка. Он теряет квалификацию, уверенность в себе, часто впадает в депрессию, что затрудняет дальнейший поиск работы. Особенно опасно такое явление в молодежной среде, где недостаточные опыт и профподготовка значительно снижают вероятность трудоустройства. В подобных условиях часть молодого поколения может предпочесть поиску работы доходы, полученные нетрудовым, преступным путем.

    Опыт экономически показывает, что рынок не способен справиться с проблемой в одиночку. Тут непременно требуется вмешательство государства, его помощь и содействие.

    Статистика

    По мнению экономистов, проблема отсутствия постоянной работы более-менее локальна. В крупных городах она практически не ощущается, в то время как мелких и средних населенных пунктах, так сказать на периферии, вопрос стоит довольно остро. Эти показатели негативно влияют на уровень безработицы в стране.

    Статистика говорит о том, что самый низкий показатель незанятости населения приходится на 1990 год и составляет 5,2 %. Видимо, сказывалось влияние Советского Союза, командная экономика которого частично решала эту проблему. А вот максимального значения этот показатель достиг в 1998 году (13,2 %).

    Справедливости ради стоит отметить, что влияние государственной политики благотворно сказалось на данных показателях, и уже к 2007 году уровень безработицы в стране (статистика это подтверждает) удалось снизить до 6,1 %. В дальнейшем эти показатели колебались на уровне +/-1,5-2 % и к концу 2014 года составили 5,3 %.

    Прогноз для России на 2014-2015 годы

    А что же сегодня? Как изменился уровень безработицы в стране? В России, по оценкам специалистов, в последнее время отмечается стабильный рост этого явления. Связано это с уменьшением темпов и объемов производства и, как следствие, сокращением сотрудников. И если в январе текущего года были зафиксированы показатели на уровне 5,5 %, то, по прогнозам экономистов, к концу 2015 года официальный уровень безработицы стремительно вырастет и составит 6,4 %.

    Примечательно, что мониторинг экономистов МВФ практически полностью совпадает с мнением отечественных специалистов. Причинами такой ситуации на рынке труда определенно является кризис в Еврозоне, а также, несомненно, политическая составляющая. Экономические санкции против России явно негативно влияют на отдельные отрасли экономики, а также отпугивают огромное количество инвесторов. Утешительным является тот факт, что, по оценкам того же МВФ, уже к 2016 году ситуация немного стабилизируется и уровень безработицы снизится на целых полпроцента.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное