Домой Кредит на бизнес Финансовая политика государства. Совокупность государственных мероприятий по использова­нию финансовых отношений для выполнения государством сво­их функций представляет собой финансовую

Финансовая политика государства. Совокупность государственных мероприятий по использова­нию финансовых отношений для выполнения государством сво­их функций представляет собой финансовую

Совокупность государственных мероприятий по использова­нию финансовых отношений для выполнения государством сво­их функций представляет собой финансовую политику.

1) разработку общей концепции финансовой политики, оп­ределение ее основных направлений, целей, главных задач;

2) создание адекватного финансового механизма;

3) управление финансовой деятельностью государства и дру­гих субъектов экономики.

Задачи финансовой политики:

1) обеспечение условий для формирования максимально воз­можных финансовых ресурсов;

2) установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;

3) организация регулирования и стимулирования экономиче­ских и социальных процессов финансовыми методами;

4) выработка финансового механизма и его развитие в соот­ветствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5) создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Финансовая политика - составная часть экономической по­литики государства. В ней конкретизируются главные направле­ния развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использова­ния, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при по­мощи которого происходит осуществление всей деятельности госу­дарства в области финансов.

Финансовый механизм представляет собой систему установ­ленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Финансовый механизм - это внешняя оболочка финансов, проявляющаяся в финансовой практике. К элементам финансового механизма относятся формы финансо­вых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Финансовый механизм - наиболее динамичная часть фи­нансовой политики. Его изменения происходят в связи с реше­нием различных тактических задач, и поэтому финансовый ме­ханизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финан­совое отношение может быть организовано государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут стро­иться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. При этом система налогов может включать различный перечень прямых и косвенных, общегосударственных и местных налогов, а каждый налог будет иметь особый субъект, объект обложения, ставки, льготы и другие элементы, изменяющиеся в связи с раз­витием налогового законодательства.

Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий. Директивный финансовый механизм, как правило, разрабаты­вается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государ­ственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирова­ние, организация бюджетного устройства и бюджетного процес­са, финансовое планирование.

Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагиваю­щем прямо интересы государства. Такая разновидность финан­сового механизма характерна для организации внутрихозяйст­венных финансовых отношений на частных предприятиях.

Финансовая политика – это определенная на продолжительный период совокупность мероприятий, подлежащих реализации в рамках общих методологических требований финансового менеджмента и определяемых конкретными задачами, а также внешними и внутренними условиями деятельности.

Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Она включает:

–разработку общей концепции , основных направлений, определение целей и главных задач;

–создание адекватного финансового механизма ;

управление финансовой деятельностью государства и его субъектов.

Выделяют три основных вида финансовой политики:

· классическая;

· регулирующая;

· планово-директивная.

Классическая основана на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723–1790) и Д. Рикардо (1772–1823). Основное ее направление – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Государственные расходы минимизированы. Система налогов строилась на косвенных и имущественных налогах. Органом управления было министерство финансов.

Регулирующая – в основу положена экономическая теория Дж. Кейнса (1883–1946), обосновывающая необходимость вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Основными инструментами вмешательства становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос и как следствие – рост производства, ликвидация безработицы, увеличение национального дохода. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки; государственный кредит, рынок ссудных капиталов. Дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Из единого органа управления выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом. В целом такая политика обеспечила в 1930–1960 гг. стабильный экономический рост, эффективную систему финансирования социальных нужд.

В 1970-х годах в основу финансовой политики положена неоконсервативная стратегия, ограничивающая вмешательство государства в экономику. Регулирование становится многоцелевым:

· экономический рост и занятость;

· денежное обращение;

· валютный курс;

· социальные факторы;

· структурная перестройка хозяйства.

Финансовый механизм исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижение бюджетного дефицита, стимулирование роста сбережений как источника инвестиций. Стоит задача сокращения числа налогов и прогрессивности их шкалы.

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах с административно-командной системой. Основана на государственной собственности на средства производства. Целью является концентрация всех неиспользуемых населением, предприятиями и местными органами власти финансовых ресурсов в руках государства и их последующее распределение в соответствии с основными направлениями государственного плана развития.

Действовал двухканальный механизм изъятия чистого дохода у предприятий:

· вначале при помощи налога с оборота;

· затем при помощи индивидуальных отчислений от прибыли (взносов свободного остатка прибыли).

1) При этом определялся предельный размер всех расходов предприятия за счет чистой прибыли.

2) Регулирование использования денежных доходов населения осуществлялось при помощи подоходного налога, путем размещения фактически принудительных государственных займов.

3) Изъятие средств у местных органов власти обеспечивалось путем введения ограничений в установлении самостоятельных источников доходов – 10–15% за счет местных доходов, остальное из центра. Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов государства. Социальные нужды финансировались по остаточному принципу. Управление финансами осуществлялось из единого центра – Министерства финансов. Такая политика была эффективна в годы ВОВ, в период восстановления народного хозяйства после войны. В настоящее время она реформируется.

Основа современной финансовой политики РФ:

· признание свободы предпринимательства;

· введение разнообразных форм хозяйствования;

· приватизация государственной собственности и переход к смешанной экономике;

· отказ государства от директивного управления;

· переход отношений предприятий и государства на налоговую основу.

Изменяется порядок предоставления бюджетных средств. Получила распространение система государственного кредита для покрытия дефицита госбюджета. Используются рыночные формы государственных займов. Изменяется организация бюджетной системы. На смену централизованной пришла система, основанная на самостоятельности и равноправии бюджетов всех уровней. Применяется система трансфертных платежей, увязывающая размер бюджетных средств со среднедушевым бюджетным доходом отдельных регионов. Изменяется практика перераспределения финансовых ресурсов. Кроме вертикального используется горизонтальное перераспределение средств за счет функционирования финансового рынка. Получила развитие система внебюджетных фондов государства. Демонополизировано страховое дело, появился страховой рынок. Изменилась система управления финансами. Готовится налоговая реформа. Осуществляется структурная перестройка экономики. Расходование бюджетных денег производится на конкурсной основе. Продолжается совершенствование бюджетного устройства, намечено проведение бюджетной реформы. Укрепляется рынок ЦБ.



Наиболее динамичной частью финансовой политики является финансовый механизм .


Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику. Финансовая политика охватывает широкий комплекс мероприятий:
Разработку общей концепции финансовой политики, определение её основных направлений, целей, главных задач.
Создание адекватного финансового механизма.
Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов.
Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.
Финансовый механизм- это система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Он может быть директивным и регулирующим.
Директивный финансовый механизм обычно разрабатывается для финансовых отношений в которых непосредственно участвуют государства. В его сферу включается: налоги, бюджетное финансирование, государственный кредит.
Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила взаимоотношений в конкретном секторе финансов, не затрагивающих на прямую интересов государства.
Типы финансовой политики.
Анализ, применявшийся различными государствами, финансовой политики, позволяет выделить три её основных типа:
Классический.
Регулирующая.
Планово-директивная.
До 20-х гг. 20 века основным типом финансовой политики большинства стран мира являлся классический её вариант. Эта финансовая политика базировалась на трудах классиков политэкономии Адама Смитта и Девида Рекардо и их последователей.
Основные её направления: невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма, как главного регулятора хозяйственных процессов. Государство стремилось к сокращению расходов бюджета, сводившихся в основном к военным расходам и расходам по обслуживанию государственного долга.
В конце 20-х гг. 20 века в Западных странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В её основу в начале были положены труды английского экономиста Дж. Кейнса. Регулирующая экономика базируется на вмешательстве и регулировании государством циклического развития экономики. Основными инструментами вмешательства становятся государственные расходы, за счёт которых формируется дополнительный спрос, поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличению национального дохода и способствуют ликвидации безработицы (путём финансирования создания новых рабочих мест). Кейсианская регулирующая финансовая политика показала свою эффективность в западных странах в 30-60гг. 20 века. Она обеспечила стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве этих стран. В 70-х гг. 20 века в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Она не отказывалась от регулирования, но ограничивала вмешательство государства в экономику и социальную сферу. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости государство регулирует денежное обращение, валютные курсы, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства.
Планово-директивная финансовая политика применяется в странах использующих административно-командную систему управления экономикой. Плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях- это обеспечение максимальной концентрации ресурсов у государства. Для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Основной задачей финансового механизма было создание инструментов при помощи, которых производится изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов.
Современная финансовая политика РФ базируется на признании свободы предпринимательства, ведение разнообразных форм хозяйствования и т.п. На этой основе разрабатывается новый финансовый механизм: государство отказывается от директивного руководства внутрихозяйственными отношениями на предприятиях и переводит их отношения с бюджетом на налоговую основу.

Еще по теме Финансовая политика и финансовый механизм.:

  1. Финансовая политика государства. Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики
  2. Финансовая политика. Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики.
  3. 9.ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
  4. 1.6 Финансовый механизм, его структура и роль в реализации финансовой политики
  5. Сущность и значение финансовой политики и финансового механизма в социально-экономических процессах
  6. 2.2. Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики.
  7. 2.2 Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики.
  8. Раскрытие учетной политики и анализ влияния на показатели финансовой отчетности, оценку финансового положения и финансовых результатов организации
  9. 19. Финансовая политика. Управление государственными финансами. Финансовый контроль.

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право - Корпоративное право - Криминалистика -

Она включает:

· разработку общей концепции, основных направлений, определение целей и главных задач;

· создание адекватного финансового механизма;

· управление финансовой деятельностью государства и его субъектов.

Два главных элемента, составляющих финансовую политику:

1) политика в области государственных расходов;

2) фискальная политика.

Исходя из поставленных целей финансовая политика подразделяется на:

· политику экономического роста;

· политику стабилизации;

· политику ограничения (сдерживания) деловой активности.

Под политикой экономического роста понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Она предполагает:

· рост государственных расходов;

· снижение налогового бремени.

Иначе говоря, стимулирующая финансовая политика должна ориентироваться на дефицит правительственного бюджета, если перед страной ставится задача экономического роста.

Если же правительство пытается удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации . При этом неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права.

В свою очередь, политика ограничения деловой активности , напротив направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнеми применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом.

Сдерживающая политика подразумевает:

Уменьшение правительственных расходов;

Увеличение налогов.

Иначе говоря, сдерживающая финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.

Исходя из степени вмешательства в естественный ход развития экономики различают:

а) дискреционную политику или политику прямого непосредственно вмешательства правительства;



б) недискреционную финансовую политику , то есть регулирование на основе встроенных в экономическую систему страны стабилизаторов:

· налоговой системы;

· социальных выплат, включая пособия по безработице;

· актуальных для развитых капиталистических стран программ помощи фермерам;

· эффекта надежности компаний или иллюзии стабильного дохода корпораций, когда акционерные общества сохраняют прежний уровень выплачиваемых дивидендов, даже если их доходы меняются (увеличиваются или уменьшаются) в течение короткого отрезка времени;

· инертности склонности к потреблению. Так, индивид, стремясь поддержать привычный жизненный уровень, медленно приспосабливается к повышению своего дохода.

Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Основными орудиями дискреционной финансовой политики являются:

· общественные работы и другие программы, связанные с государственными расходами;

· социальные программы;

· правительственные закупки;

· государственные инвестиции;

· изменение расходов трансфертного или перераспределительного типа;

· управление налоговым режимом (гнетом) (установление и изменение системы налогообложения, размеров налоговых ставок и их дифференциация, предоставление налоговых льгот).

В совокупности критериев классификации выделяют три основных вида финансовой политики:

· классическая;

· регулирующая;

· планово - директивная.

Классическая. Основана на трудах классиков политэкономии А.Смита (1723 - 1790) и Д. Рикардо (1772 - 1823). Основное ее направление - невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Государственные расходы минимизированы. Система налогов строилась на косвенных и имущественных налогах. Органом управления было министерство финансов.



Регулирующая. В основу положена экономическая теория Дж. Кейнса (1883 - 1946), обосновывающая необходимость вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. Основными инструментами вмешательства становятся государственные расходы (госзаказ), за счет которых формируется дополнительный спрос и как следствие рост производства, ликвидация безработицы, увеличение национального дохода. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки; государственный кредит, рынок ссудных капиталов. Дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Из единого органа управления выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом. В целом такая политика обеспечила в 30-60гг. стабильный экономический рост, эффективную систему финансирования социальных нужд.

В 70-х годах в основу финансовой политики положена неоконсервативная стратегия , ограничивающая вмешательство государства в экономику. Регулирование становится целевым, например:

· экономический рост и занятость;

· денежное обращение;

· валютный курс;

· социальные факторы;

· структурная перестройка хозяйства.

Финансовый механизм исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижение бюджетного дефицита, стимулирование роста сбережений как источника инвестиций. Стоит задача сокращения числа налогов и прогрессивности их шкалы.

Планово - директивная финансовая политика применяется в странах с административно - командной системой. Основана на государственной собственности на средства производства. Целью является концентрация всех не используемых населением, предприятиями и местными органами власти финансовых ресурсов в руках государства и их последующее распределение в соответствии с основными направлениями государственного плана развития.

Помимо названных критериев финансовую политику подразделяют на внешнюю и внутреннюю.

В целом финансовая политика государства представляет собой совокупность методов и направлений воздействия государства на функционирование финансовой системы . Целью данного воздействия является укрепление экономического, а значит и политического потенциалов страны.

Направлениями финансовой политики являются:

· аккумуляция финансовых ресурсов и их распределение внутри государства между регионами и отраслями экономики;

· оптимизация структуры доходов и расходов РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований, находящихся на самоуправлении;

· совершенствование федерального и республиканского финансового законодательства.

Финансовая политика государства реализуется путем выработки концепций развития финансовой системы государства, составления целевых финансовых программ, определения более эффективных направлений действия финансового механизма в экономической системе государства.

Финансовая политика государства включает в себя стратегию и тактику. Финансовая стратегия определяет общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Она направлена на выработку финансовых концепций и программ. Финансовая тактика включает в себя конкретные методы (приемы) достижения поставленной цели в конкретных условиях. Она определяет наиболее оптимальные варианты решений в данной хозяйственной ситуации.

По длительности действия финансовая политика государства подразделяется на текущую и долговременную. Текущая финансовая политика заключается в оперативном регулировании финансового рынка и его звеньев, в обеспечении нормального функционирования финансового механизма, в поддержании сбалансированного равновесия между звеньями финансовой системы. Долговременная финансовая политика направлена на решение крупномасштабных экономических задач, требующих больших затрат времени и капитала. Она действует продолжительный период времени и обычно ведет к кардинальным изменениям в финансовой системе и в финансовом механизме.

Основа современной финансовой политики РФ:

· признание свободы предпринимательства;

· введение разнообразных форм хозяйствования;

· приватизация государственной собственности и переход к смешанной экономике;

· отказ государства от директивного управления;

· переход отношений предприятий и государства на налоговую основу.

Финансовый механизм

Финансовая политика – совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений при выполнении государством своих функций. Финансовая политика – это совокупность государственных и региональных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций. Финансовая политика – это: 1. Составная часть экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития государства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социальноэкономических процессов. 2. Самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений (производственно и распределительно-финансовых). 1

Финансовая политика государства – совокупность методов и направлений воздействия государства на функционирование финансовой системы Выделяют внешнюю и внутреннюю финансовую политику 1. 2. 3. Направления финансовой политики: Аккумуляция финансовых ресурсов и их распределение внутри государства между регионами и отраслями хозяйственной системы Оптимизация структуры доходов и расходов РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований, находящихся на самоуправлении Совершенствование федерального и республиканского (регионального) финансового законодательства 2

Финансовая политика государства реализуется путем: : 1. Выработки концепции развития финансовой системы государства (определение ее основных направлений, целей и главных задач) 2. Составление целевых финансовых программ 3. Определение более эффективных направлений действия финансового механизма в экономической системе государства 3

Финансовая политика государства как искусство управления финансами государства включает в себя стратегию и тактику Финансовая стратегия - определяет общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Она направлена на выработку финансовых концепций и программ Финансовая тактика – совокупность конкретных методов (приемов) достижения поставленной цели в конкретных условиях. Финансовая тактика определяет наиболее оптимальные варианты решений в данной хозяйственной ситуации Т. е. основой финансовой политики государства является: 1. Определение стратегических направлений использования финансовых ресурсов на перспективу 2. Выбор тактических целей и задач для текущего периода 4

Типы финансовой политики государства По направлениям реализации Политика доходов Политика расходов По длительности действия Текущая Долговременная По способам и приемам регулирования финансовых отношений и связей внутри системы Дефляционная Рефляционная Бюджетная политика Налоговая политика Валютная политика Кредитная политика Учетная (дисконтная) политика Политика по управлению финансами По инструментам воздействия государства на финансовую систему 5

1. Политика доходов направлена на общую максимизацию финансовых поступлений по уже имеющимся источникам, а также на обеспечение постоянного расширения номенклатуры этих источников. 2. Политика расходов направлена на оптимизацию процесса использования ранее мобилизованных финансовых ресурсов в целях наиболее полного и оперативного удовлетворения соответствующих потребностей общества. 6

Текущая финансовая политика – направлена на оперативное регулирование финансового рынка и его звеньев. Ее цель - обеспечить нормальное функционирование финансового механизма, поддерживать сбалансированное равновесие между звеньями финансовой системы Долговременная финансовая политика направлена на решение крупномасштабных экономических задач, требующих больших затрат времени и капитала. Действует продолжительный период и обычно ведет к кардинальным изменениям в финансовой системе и финансовом механизме. 7

Дефляционная финансовая политика – система мер регулирования общегосударственных финансов и денежной политики с целью сдерживания инфляции и оздоровления платежного баланса посредством снижения деловой активности и замедления темпов экономического роста Рефляционная финансовая политика - система мер по регулированию общегосударственных финансов и денежной политики с целью повышения деловой активности и ускорения экономического роста 8

Важнейшие составляющие финансовой политики государства - бюджетная (основывается на Бюджетном кодексе и др. законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих бюджетный процесс) - налоговая (построение налоговой системы) - инвестиционная (привлечение отечественных и иностранных инвестиций) - социальная (обеспечение прав граждан России, установленных в Конституции РФ) - таможенная (ограничение или расширение доступа на внутренний рынок товаров, работ и услуг, поощряя или сдерживая экспорт и импорт товаров работ и услуг) 9

Факторы, учитываемые при формировании финансовой политики: 1. Конкретные исторические условия 2. Специфика каждого этапа развития общества 3. Особенности внутренней и международной обстановки 4. Реальные экономические и финансовые возможности государства 5. Ход рыночных реформ и особенности переходного периода национальной и региональной экономики 10

1. 2. 3. 4. 5. Задачи финансовой политики: Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов. Установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов. Регулирование и стимулирование экономических и социальных процессов на основе финансовых методов. Разработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии. Создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами. 11

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства социальных групп Приоритеты финансовой политики: 1. Снижение социальной напряженности 2. Оздоровление государственных финансов 3. Восстановление нормального функционирования банковской сферы 4. Достижение сбалансированности товарных и денежных потоков 5. Повышение финансово-экономической самостоятельности и ответственности регионов в рамках единого федерального государства 6. Создание для регионов равных условий в бюджетноналоговой сфере 7. Искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции 12

Типы финансовой политики Классическая финансовая политика (до 20 -х годов ХХ-го века, в основе труды классиков) Основы формирования классической финансовой политики: 1. Невмешательство государства в экономику. 2. Сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. 3. Наличие финансового механизма соответствующего целям данной финансовой политики. 4. Высший орган управления финансовой деятельностью – Министерство финансов (казначейство). 5. Простая и эффективная система налогов с точки зрения взимания, включающая в основном косвенные и имущественные налоги. 13

Регулирующая финансовая политика 1 этап - с конца 20 -х годов ХХв. в основе теория Кейнса и его последователей. Характеристика регулирующей финансовой политики 1 -го этапа: 1. Необходимость вмешательства государства в экономическое развитие. 2. Основными инструментами вмешательства в экономику являются расходы государства, за счет которых формируется дополнительный спрос. 3. Система налогов более сложная, в основе подоходный налог с прогрессивными ставками. 4. Усиление роли государственного кредита. Активное применение долгосрочных и среднесрочных займов и т. п. 5. Реализация политики дефицитного финансирования. Дефицит бюджета используется для регулирования экономики. 6. Обеспечила в 30 -60 гг. стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве западных стран 14

Регулирующая финансовая политика 2 этап – с 70 -х годов - в основе неоклассическая теория, неоконсервативная стратегия Характеристика регулирующей финансовой политики 2 -го этапа 1. Ограничение вмешательства государства в экономику и социальную область. 2. Многоцелевое регулирование экономики. Кроме регулирования экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства. 3. Регулирующая финансовая политика этого периода исходит из необходимости: сокращения объема перераспределения НД через финансовую систему снижение бюджетного дефицита стимулирование роста сбережений как источника производственного инвестирования сокращение и уменьшение степени прогрессивности налогообложения 15

Характеристика планово-директивной финансовой политики 1. Применяется в странах с административно-командной системой управления экономикой 2. Прямое директивное руководство государством всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. 3. Цель политики – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для последующего перераспределения в соответствии с планом. 4. Задача финансового механизма – создать инструменты для изъятия у предприятий, населения и органов власти всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. 5. Политика эффективна в условиях, когда требуется максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (война, восстановление хозяйства и т. п.) 6. Не эффективна в условиях нормального функционирования экономики (снижение эффективности производства, замедление развитие социальной сферы, резкое ухудшение финансового положения государства). 16

Положительные результаты финансовой политики РФ на современном этапе 1. Рост инвестиционной активности государственного сектора экономики в областях финансирования фундаментальной науки, разработок высоких технологий 2. Проведение Правительством РФ среднесрочной бюджетно-налоговой политики 3. Внесение определенности в финансовом обеспечении принятых расходных обязательств на трехлетнюю перспективу 4. Реализация модели бюджетного федерализма, расширяющей полномочия субъектов РФ с соответствующим разграничением предметов ведения и учета реального финансового потенциала Недостатки: Устранение государства от реализации принципа социальной справедливости и обеспечения гарантированного уровня благосостояния 17 Коммерциализация социальной сферы

Пути улучшения финансовой политики: 1. Сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов 2. Среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результат 3. Совершенствование налоговой системы 4. Стабилизация валютного курса рубля 5. Регулирование процентных ставок 6. Повышение эффективности использования государственной собственности 7. Совершенствование бюджетного федерализма 8. Кассовое исполнение бюджетов через органы Федерального казначейства 9. Развитие финансовых взаимоотношений со странами СНГ и дальнего зарубежья 10. Единство денежно-кредитной и финансовой политики и укрепление финансового контроля 18

Новое на сайте

>

Самое популярное