Домой Кредит на бизнес Горелышева м.а. специальные налоговые режимы для сельхозпроизводителей: есхн и усн

Горелышева м.а. специальные налоговые режимы для сельхозпроизводителей: есхн и усн

В прошлом году мы уже перечисляли расходы, которые налоговики «снимают» у организаций и предпринимателей на УСН (см. « »). Сейчас этот «запретительный список» пополнился новыми пунктами. В него попали суммы, израсходованные на участие в электронных торгах, и остаточная стоимость объектов, полученных при реорганизации. Подробнее о позиции ФНС по этим расходам, а также о некоторых затратах, опасных для плательщиков единого сельхозналога, читайте в настоящей статье (об опасных расходах при общей системе см. «” »).

УСН с объектом «доходы минус расходы»

Издержки, связанные с участием в электронных аукционах

В последнее время все больше компаний участвуют в электронных аукционах. Суть их в том, чтобы каждый участник наряду с другими фирмами мог предложить заказчику свои товары или услуги. В свою очередь заказчик (как правило, это бюджетное учреждение) выбирает того поставщика или подрядчика, кто предложит наиболее выгодные условия.

Не совсем понятно, каким образом организация-участник на упрощенной системе налогообложения должна учесть уплату и возврат обеспечения. В Налоговом кодексе на этот счет ничего не сказано. На практике же бухгалтеры зачастую поступают следующим образом: при списании денег сумму обеспечения включают в расходы, а при зачислении ее обратно на счет — в доходы.

При налоговой проверке такой подход может вызвать серьезные проблемы. По мнению инспекторов затраты в виде обеспечения не правомерны, поскольку они не упомянуты в закрытом перечне расходов, который приведен в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ. Что же касается доходов в виде полученного назад обеспечения, то их налоговики аннулировать «забывают». В итоге облагаемая база оказывается заниженной, и ревизоры начисляют дополнительную сумму единого налога, пени и штраф.

Правда, судьи далеко не всегда разделяют такие выводы. Одно предприятие выиграло спор с ИФНС и доказало, что величина обеспечения — это материальные затраты, поименованные в подпункте 5 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ (постановление АС Северо-Западного округа от 08.10.14 № А13-9590/2013). Но решение в пользу налогоплательщика приняла только кассационная инстанция, тогда как в первой и апелляционной инстанциях победили налоговики. Учитывая неоднозначный характер арбитражной практики, на наш взгляд проще не включать сумму обеспечения ни в доходы, ни в расходы.

Кроме того, участнику аукциона необходимо позаботиться о средствах электронной подписи. Для этого надо оплатить услуги удостоверяющего центра, который выдает сертификат ключа электронной подписи. Компании-«упрощенщики» не могут списать данные расходы на уменьшение облагаемого дохода. Такой запрет содержится в письме Минфина России от 08.08.14 № 03-11-11/39673 (см. « »).

Остаточная стоимость основных средств, полученных при реорганизации

В главе 26.2 НК РФ, посвященной упрощенной системе, довольно подробно прописано как именно следует учитывать стоимость основных средств в целях налогообложения. В частности, есть четкие правила на случай, когда ОС были приобретены или созданы до перехода на УСН с объектом «доходы минус расходы». Но эти правила применяются лишь в ситуации, когда до перехода налогоплательщик находился на общей системе, либо применял УСН с объектом «доходы». Если же ОС получены от правопреемника в ходе реорганизации, то никаких инструкций относительно формирования облагаемой базы в Кодексе найти не удастся.

Инспекторы при проверках утверждают, что компания, созданная путем реорганизации, обязана действовать так же, как если бы она сменила объект налогообложения при УСН. То есть так, как будто раньше она применяла объект «доходы», а теперь перешла на объект «доходы минус расходы». Это означает, что на реорганизованную компанию распространяется абзац второй пункта 2.1 статьи 346.25 НК РФ, который запрещает учитывать в затратах стоимость основных средств, приобретенных или созданных до смены объекта налогообложения (в данном случае — до реорганизации).

Аналогичной точки зрения придерживается и ФНС России в письме от 27.05.15 № ГД-4-3/8983@ . Авторы подчеркивают, что список расходов, разрешенных при «упрощенке», является закрытым. И стоимость основных средств, полученных при реорганизации, в данный список не входит. Следовательно, такие суммы нельзя учесть при налогообложении (см. « »).

Однако в арбитражной практике есть примеры, когда судьи не поддержали позицию налоговиков. Так, компания из Перми доказала, что при реорганизации нужно руководствоваться нормой, установленной для случая перехода на УСН с общей системы (абз. 1 п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ). Данная норма позволяет списать в расходы стоимость основных средств, приобретенных до перехода (в данном случае до реорганизации). Такой вывод содержится в постановлении ФАС Уральского округа от 03.09.13 № Ф09-8157/13.

Мы считаем, что обращаться в суд целесообразно, только если остаточная стоимость составляет весьма существенную величину. Если же речь идет о незначительной сумме, проще последовать рекомендациям ФНС и отказаться от признания подобных расходов.

Единый сельхозналог

НДФЛ удержанный, но не перечисленный в бюджет

У плательщиков единого сельхозналога нередко возникает вопрос, как отразить в учете различные удержания из заработной платы работников: НДФЛ, алименты и проч. Можно ли отнести их к расходам, уменьшающим облагаемый доход? Ответ зависит от того, что произошло с данными суммами после их удержания. Если бухгалтер не перечислил их по назначению, то включить их в издержки нельзя.

Действительно, по общему правилу плательщикам ЕСХН разрешено списывать затраты на оплату труда. Об этом прямо говорится в подпункте 6 пункта 2 статьи 346.5 НК РФ. Но при этом не следует забывать, что в данной системе налогообложения расходы учитываются только после их фактической оплаты (подп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ). Значит, удержанные, но не перечисленные суммы затратами не являются.

Данный вывод в полной мере относится к налогу на доходы физлиц, который был удержан из зарплаты, но не переведен в бюджет. Инспекторы при проверках исключают его из расходов, и судьи находят это правомерным. В ходе одного спора, проигранного налогоплательщиком, суд отметил: «право на учет налога возникнет у налогоплательщика в том налоговом периоде, в котором налог будет фактически перечислен в бюджет» (постановление ФАС Уральского округа от 22.08.11 № Ф09-4553/11).

Но если суммы не только удержаны, но и перечислены, то бухгалтер может без проблем отнести их к затратам. Против такого подхода не возражают и Минфин России. В частности, в письме от 27.01.14 № 03-11-06/1/2726 сказано, что алименты и другие выплаты по исполнительным листам учитываются в расходах в момент их списания с расчетного счета или выдачи из кассы (см. « »).

Остаточная стоимость ОС, реализованных до истечения трех лет с момента покупки

Зачастую разногласия с налоговиками возникают в ситуации, когда плательщик ЕСХН продает основное средство, купленное менее трех лет назад. Дело в том, что при приобретении ОС плательщик сельхозналога вправе списать все расходы в момент ввода объекта в эксплуатацию. Если впоследствии объект будет реализован до истечения трех лет с даты списания расходов (а при большом сроке полезного использования — до истечения 10 лет), базу нужно пересчитать по правилам главы 25 НК РФ, посвященной налогу на прибыль. Это закреплено в пункте 4 статьи 346.5 НК РФ. Но в Кодексе ничего не сказано о том, какие именно правила главы 25 нужно применить.

Инспекторы настаивают, что речь идет только о начислении амортизации. Другими словами, организация обязана задним числом аннулировать расходы, учтенные при покупке, и вместо них начислить амортизацию за весь срок пользования объектом. Что же до остаточной стоимости ОС, то ее при продаже учесть нельзя.

Налогоплательщики придерживаются иного мнения. С их точки зрения применять нужно все положения главы 25 НК РФ, в том числе и те, где говорится об учете остаточной стоимости. Проще говоря, при реализации основного средства следует не только «снять» расходы и начислить амортизацию, но и уменьшить доходы на величину остаточной стоимости. Такая возможность предусмотрена подпунктом 1 пункта 1 статьи 268 НК РФ, и она распространяется на плательщиков ЕСХН, которые продают объекты до окончания трехлетнего срока.

В арбитражной практике есть примеры, когда судьи согласились с налогоплательщиком (см., например, постановление АС Восточно-Сибирского округа от 25.03.15 № А19-8460/2014). Тем не менее, нет никакой гарантии, что и другие аналогичные споры закончатся поражением инспекторов. Поэтому, как нам кажется, затраты в виде остаточной стоимости ОС нельзя признать безопасными.


Причинами такого перехода может стать, например, расширение сферы деятельности фирмы или коммерсанта, предполагающее снижение доли доходов от реализации сельскохозяйственной продукции.
Переход с ЕСХН на упрощенный режим налогообложения возможен только в добровольном порядке, поскольку при потере права на применение ЕСХН его налогоплательщик автоматически считается переведенным на общий режим налогообложения. До 1 января 2007 г. переход с системы ЕСХН на упрощенный режим налогообложения был вообще невозможен, поскольку в НК РФ отсутствовали положения, позволяющие осуществлять такую смену налоговых режимов. Разъяснения по этому поводу давали специалисты Министерства финансов РФ в Письме от 29.06.2006 N 03-1104/1/10.
Пункт 3 ст. 346.3 НК РФ запрещает организациям и индивидуальным предпринимателям, уплачивающим ЕСХН, менять налоговый режим до окончания налогового периода, которым в соответствии с нормами ст. 346.7 НК РФ является календарный год. Это в полной мере относится и к переходу на "упрощенку". Следовательно, перейти на УСН плательщик ЕСХН вправе только с начала следующего календарного года. При этом плательщик ЕСХН, принявший решение о переходе, должен уведомить свой налоговый орган о смене режима, причем это необходимо сделать не позднее 15 января года, в котором предполагается перейти на УСНО.
Обратите внимание! Если плательщик ЕСХН утрачивает право на уплату ЕСХН (например, доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции по итогам налогового периода составила менее 70%), он обязан сообщить в налоговый орган о смене режима налогообложения (о переходе на общий режим налогообложения) не позднее 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода. В налоговый орган должно быть направлено сообщение. Если же смена режима осуществляется в добровольном порядке, в налоговый орган необходимо направить уведомление.
Для плательщиков единого сельскохозяйственного налога нормами гл. 26.2 НК РФ не предусмотрен особый переход на упрощенный налоговый режим. Это означает, что в соответствии с положениями ст. 346.13 организация или индивидуальный предприниматель - плательщики ЕСХН должны подать в срок с 1 по 30 ноября года, предшествующего году применения упрощенной системы налогообложения, заявление о переходе в соответствии с нормами гл. 26.2.
При переходе на УСН деятельность налогоплательщика должна соответствовать критериям, установленным положениями ст. 346.13 НК РФ. Это означает, что за девять месяцев года, предшествующего году перехода на "упрощенку", величина доходов налогоплательщика не должна превышать 15 млн руб., скорректированных на коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен.
На 2009 г. значение коэффициента-дефлятора составляет 1,538, в силу чего предельная величина размера доходов, ограничивающих право перехода на "упрощенку", сегодня составляет 23 070 000 руб.
Более того, помимо доходного ограничения сельскохозяйственный производитель, решивший сменить налоговый режим, должен отвечать и иным критериям, установленным для применения упрощенной системы налогообложения. К ним, в частности, относятся среднесписочная численность сотрудников организации за отчетный (налоговый) период, остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов и прочие критерии. Из всех ограничений, относящихся к применению упрощенной системы налогообложения, для плательщиков - индивидуальных предпринимателей является обязательным лишь один - ограничение численности сотрудников.
Совмещение УСН И ЕСХН невозможно, запрет на это установлен как в гл. 26.1, так и в гл. 26.2 НК РФ.
При переходе с ЕСХН на "упрощенку" налоговое законодательство не предусматривает особых переходных моментов. Исключение касается лишь порядка определения остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов. В данном случае остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов определяется как разница между остаточной стоимостью и расходами на приобретение данных активов, которые были признаны в налоговом учете в период применения системы ЕСХН.
В соответствии с положениями ст. 346.5 НК РФ расходы на основные средства и нематериальные активы, приобретенные до перехода на систему ЕСХН, принимаются в налоговом учете сельскохозяйственного производителя в следующем порядке:
в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования до трех лет включительно - в течение первого календарного года применения системы ЕСХН;
в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования - от трех до пятнадцати лет включительно:
50% остаточной стоимости - в течение первого календарного года применения ЕСХН;
30% остаточной стоимости - в течение второго календарного года применения
ЕСХН;
20% остаточной стоимости - в течение третьего календарного года применения ЕСХН.
При этом расходы на приобретение (сооружение) основных средств и нематериальных активов в течение налогового периода признаются равными долями.
Как уже отмечалось, перечень расходов, принимаемых к налоговому учету на системе ЕСХН, несколько шире, чем перечень расходов, установленных гл. 26.2 НК РФ. В качестве примера можно привести расходы на страхование. В соответствии с упрощенным налоговым режимом в целях налогового учета могут быть приняты только расходы по обязательному страхованию, расходы на добровольное страхование не учитываются в составе налоговой базы при исчислении единого налога.
Попытки "упрощенцев" включать в налоговую базу расходы по добровольному страхованию своих сотрудников всегда заканчиваются провалом.
Аргументация плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, обычно сводится к тому, что в соответствии с положениями ст. 346.16 НК РФ расходы на оплату труда сотрудников учитываются в соответствии со ст. 255 Кодекса. В силу этого, по мнению "упрощенца", расходы на добровольное страхование могут быть учтены в пределах лимита в качестве расходов на оплату труда. Однако и Минфин России, и налоговые органы твердо стоят на следующей позиции: нормы гл. 25 НК РФ не являются первостепенными по отношению к упрощенной системе налогообложения. Поэтому налогообложение "упрощенцев" в соответствии с нормами статей, регулирующих порядок налогообложения прибыли организаций, должно происходить лишь в пределах, установленных рамками гл. 26.2 НК РФ. Поскольку перечень расходов в соответствии с положениями ст. 346.16 НК РФ является закрытым, то и признать в налоговом учете данный вид расходов " упрощенец" не вправе.
Однако нормы гл. 26.1 предполагают более широкий перечень расходов на страхование. Так, в соответствии со ст. 346.5 НК РФ перечень расходов на страхование плательщиков ЕСХН включает все виды обязательного страхования, а также расходы на добровольное страхование:
средств транспорта (в т.ч. арендованного);
грузов;
основных средств производственного назначения (в т.ч. арендованных), нематериальных активов, объектов незавершенного капитального строительства (в том числе арендованных);
рисков, связанных с выполнением строительно-монтажных работ;
товарно-материальных запасов;
урожая сельскохозяйственных культур и животных;
ответственности за причинение вреда, если такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации или общепринятыми международными требованиями.
Поэтому при принятии решения о переходе на упрощенный режим плательщику ЕСХН необходимо решить, в каком порядке он будет осуществлять расходы на страхование - ограничится перечнем гл. 26.2 НК РФ или будет осуществлять и добровольное страхование, не уменьшая налоговую базу по единому налогу в связи с применением упрощенного налогового режима.
При переходе на УСН расходы, непосредственно относящиеся к производству сельскохозяйственной продукции, могут быть учтены на основании ст. 254 НК РФ в качестве материальных расходов. При этом с 1 января 2009 г. для целей налогообложения "упрощенцев" расходы на приобретение материально-производственных запасов учитываются в составе расходов на дату оплаты.
Как определено ст. 346.25 НК РФ, налогоплательщики, осуществляющие переход с ЕСХН на УСН, должны определить остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов на дату такого перехода, т. е. на 1 января года, с которого решено применять упрощенный налоговый режим в соответствии с положениями гл. 26.2 НК РФ.
Нормами гл. 26.2 НК РФ предусмотрено, что при переходе на упрощенный налоговый режим с ЕСХН остаточная стоимость определяется как разница между остаточной стоимостью основных средств и нематериальных активов на дату перехода на ЕСХН и суммой расходов, признанной в учете сельскохозяйственного товаропроизводителя в период применения ЕСХН.
При этом порядок признания расходов по основным средствам и нематериальным активам, приобретенным (сооруженным) до момента перехода на систему ЕСХН, аналогичен порядку признания расходов на основные средства и нематериальные активы в соответствии с правилами упрощенной системы.
Обратите внимание! При переходе на УСН бывший плательщик ЕСХН обязан подать налоговую декларацию по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением ЕСХН в общеустановленный срок, т.е. в соответствии с положениями ст. 346.10 НК РФ не позднее 31 марта.
Согласно положениям ст. 346.24 НК РФ "упрощенцы" ведут налоговый учет доходов и расходов в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и Порядок заполнения которой утверждены Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н "Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, и Порядков их заполнения".
Переход на УСН после реорганизации
В соответствии с положениями ст. 57 ГК РФ существует пять форм реорганизации юридических лиц: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. В результате проведения реорганизации "старая" фирма может перестать существовать, а на ее месте может появиться одна или несколько организаций. Поэтому возникает вопрос: в каком порядке следует осуществлять налогообложение вновь созданных организаций, если до момента проведения реорганизации они находились на упрощенном режиме налогообложения в соответствии с положениями гл. 26.2 НК РФ?
Согласно ст. 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь созданных в процессе реорганизации юридических лиц. Исключение составляет лишь такая форма реорганизации, как присоединение, при которой "старая" компания считается реорганизованной с момента внесения записи в государственный реестр о прекращении деятельности присоединившегося юридического лица. Иначе говоря, реорганизованная компания, присоединившая к себе другую фирму, не теряет право на применение упрощенной системы налогообложения. При этом не имеет значения, какую систему налогообложения применяло присоединившееся юридическое лицо.
При присоединении активы и обязательства компании переходят к организации, применяющей упрощенный налоговый режим согласно нормам ст. 58 ГК РФ, по передаточному акту.
Положения гл. 26.2 НК РФ, регулирующие упрощенный режим налогообложения, не содержат особого порядка применения УСН при проведении реорганизации, касающегося не только самого перехода, но и учета активов и обязательств, переходящих к вновь созданному юридическому лицу в порядке правопреемства.
Минфин России в Письме от 09.11.2006 N 03-11-04/2/233 разъяснил, что на организации, созданные в результате реорганизации, распространяется общий порядок применения упрощенной системы налогообложения, установленный положениями ст. 346.13 НК РФ, т.е. применяется тот же порядок, что и на вновь созданные организации.
При этом, как указали налоговые органы в Письме от 04.10.2006 N ГВ-6-02/982@, организация, созданная в результате реорганизации, вправе в пятидневный срок подать заявление о переходе на упрощенный налоговый режим в соответствии с гл. 26.2 НК РФ при условии, что она не относится к экономическим субъектам, для которых применение упрощенной системы налогообложения запрещено нормами п. 3 ст. 346.12 НК РФ.
Получается, что в соответствии с позицией финансового ведомства, изложенной в Письме от 17.08.2006 N 03-11-02/180, к организации, созданной в результате реорганизации, не может перейти право применения упрощенной системы налогообложения в порядке правопреемства.
Однако судебные органы придерживаются противоположной точки зрения: к фирме, созданной в результате реорганизации, переходит право применения упрощенной системы налогообложения. При этом заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения таким налогоплательщикам подавать не требуется. Примером такой позиции арбитров могут считаться Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.07.2008 N А33-1638/08-Ф02-2803/08 по делу N А33-1638/08, Уральского округа от 05.06.2008 N Ф09-4028/08-С3 по делу N А76-6966/2007, Центрального округа от 27.12.2006 по делу N А09-3921/06-20. Свою позицию судебные органы основывают на том, что при реорганизации юридического лица все его активы и обязательства переходят к новому юридическому лицу в порядке универсального правопреемства, т. е. абсолютно все права и обязанности, в т.ч. право применения упрощенной системы налогообложения в соответствии с гл. 26.2 НК РФ.
О том, что организация-правопреемник, применяющая упрощенный налоговый режим, обязана исполнять обязанности присоединенных юридических лиц по уплате налогов и штрафов, говорится и в Письме Минфина России от 13.04.2007 N 03-1104/2/101. Однако согласно некоторым судебным решениям реорганизованное лицо не вправе применять упрощенный налоговый режим в порядке правопреемства без подачи соответствующего заявления.
Таким образом, вопросы применения упрощенной системы налогообложения при проведении реорганизационных мероприятий остаются нерешенными в действующем налоговом законодательстве, и если у вас возникает подобная ситуация, то наилучшим вариантом действий будет тот, который сложился именно в вашем регионе согласно практике рассмотрения данного вопроса в суде.
Неоднозначна позиция налогового законодательства и в отношении права применения УСН, если до момента реорганизации компания применяла общий режим налогообложения. Как указал Минфин России в Письме от 22.05.2006 N 03-11-04/2/115, преобразованная организация, до момента реорганизации применявшая общий режим налогообложения, вправе перейти на УСН лишь с начала года, следующего за годом, в котором была проведена реорганизация. Такой вывод финансовое ведомство основывает на правопреемстве общего режима налогообложения реорганизованной организации. Данная позиция прямо противоположна ранее изложенной точке зрения Минфина России, в соответствии с которой на созданные в результате реорганизации организации не распространяется право правопреемства упрощенной системы налогообложения. Это, впрочем, еще раз доказывает неоднозначность данной проблемы в налоговом законодательстве. Исходя из данной трактовки, получается, что по окончании года, в котором была проведена реорганизация, организация должна подать заявление о переходе на упрощенный налоговый режим в соответствии с гл. 26.2 НК РФ при соблюдении условий, указанных в положениях ст. 346.12 НК РФ, в срок с 1 по 30 ноября.
Обратите внимание! Помимо проблемы обоснованности правопреемства в отношении права применять УСН, необходимо помнить: в случаях проведения реорганизации в форме присоединения, слияния увеличиваются активы организации, а именно стоимость основных средств и нематериальных активов, а также численность работников. Это означает, что в результате реорганизации фирма может вообще потерять право на применение упрощенной системы налогообложения в соответствии с положениями гл. 26.2 НК РФ.
В соответствии с положениями ст. 50 НК РФ при реорганизации юридического лица в форме выделения из его состава нескольких юридических лиц у последних не возникает обязанности по уплате налогов и сборов, а также штрафов и пеней по налоговым обязательствам реорганизованного лица. В остальных случаях право правопреемства налоговых обязательств сохраняется. При этом, если в соответствии с налоговым законодательством правопреемниками являются несколько юридических лиц (например, при разделении организации), доля участия каждого вновь созданного юридического лица определяется в соответствии с разделительным балансом.
Организациям, применяющим УСН, Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" позволяет не вести бухгалтерский учет и не представлять бухгалтерскую отчетность в полном объеме. Они в обязательном порядке ведут лишь бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов. Однако при проведении реорганизации в формах, требующих составления разделительного баланса, им придется его составить, поскольку гражданское законодательство отдельно не предусматривает порядок проведения реорганизации для юридических лиц, применяющих упрощенный налоговый режим.
Касаясь вопросов реорганизации и порядка применения УСН при ее проведении, необходимо отметить еще несколько важных особенностей, касающихся налогового учета данных юридических лиц.
Согласно положениям ст. 346.18 НК РФ организация, созданная в результате реорганизации, вправе учесть в составе налоговой базы суммы убытка, полученные компанией до момента реорганизации. Иначе говоря, новая организация получает право правопреемства, распространяющееся на учет убытков. Если данным правом обладают несколько юридических лиц, признание убытков будет происходить в соответствии с разделительным балансом реорганизованной организации.
Можно воспользоваться и правом перенесения убытков. Правда, это касается лишь фирм-правопреемников, применяющих УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов". Данное положение прямо следует из налогового законодательства.
По мнению финансового ведомства, основные средства и нематериальные активы, переданные при проведении реорганизации, не могут быть признаны в качестве расходов организации, применяющей УСН, уменьшающих налоговую базу, поскольку не оплачены налогоплательщиком и получены в порядке правопреемства.
Как уже отмечалось, гл. 26.2 НК РФ не предусмотрен особый порядок применения упрощенной системы налогообложения при проведении реорганизации юридического лица. Минфин России в Письме от 04.10.2002 N 04-00-11 указал, что в данном случае может быть применен порядок налогообложения, установленный ст. 277 НК РФ. В соответствии с нормами данной статьи при проведении реорганизации не возникает налогооблагаемый доход. Более того, по мнению финансистов, при проведении процедур реорганизации фирмы, применяющие упрощенный налоговый режим, вправе использовать положения гл. 25 НК РФ, регулирующие данный вопрос.
Переход с объекта " доходы минус расходы" на объект " доходы"
Согласно гл. 26.2 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели - "упрощенцы" вправе применять один из двух объектов налогообложения: либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Выбор объекта налогообложения "спецрежимник" осуществляет самостоятельно. Однако случается, что в процессе ведения хозяйственной деятельности у "упрощенца" возникает необходимость смены объекта налогообложения.
Напомним, фирма или индивидуальный предприниматель, решившие перейти на "упрощенку", должны подать в налоговый орган заявление о переходе, причем сделать это нужно в срок с 1 по 30 ноября года, предшествующего году начала применения упрощенной системы налогообложения. В соответствии с положениями ст. 346.14 НК РФ выбор объекта налогообложения осуществляется в момент подачи заявления о переходе на упрощенный налоговый режим.
Если после подачи заявления организация и индивидуальный предприниматель решат изменить объект налогообложения, им необходимо известить об этом налоговый орган не позднее 20 декабря года, предшествующего году перехода на упрощенную систему налогообложения.
Форма заявления о переходе на УСН утверждена Приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения". Уведомление же о смене объекта налогообложения утвержденной формы не имеет. Поэтому налогоплательщик вправе представить указанное уведомление в налоговый орган в произвольной форме.
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие переход с иных режимов налогообложения на упрощенный налоговый режим, вправе после подачи соответствующего заявления представить в налоговый орган уведомление о смене объекта налогообложения еще до момента начала предпринимательской деятельности на УСН.
Обратите внимание! Для вновь созданных организаций и индивидуальных предпринимателей такая возможность не предусмотрена, поскольку при подаче заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе они считаются перешедшими на упрощенный налоговый режим с даты регистрации в качестве налогоплательщика.
Возможность ежегодной смены объекта налогообложения "упрощенцы" получили лишь с 1 января 2009 г. До указанной даты поменять объект налогообложения, выбранный при начале применения УСН, можно было только по истечении трех лет применения "упрощенки".
" Налоговые" изменения гл. 26.2 НК РФ, касающиеся смены объекта налогообложения, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г., а это означает, что уже с 1 января 2009 г. организации и индивидуальные предприниматели вправе изменить свой объект налогообложения (при условии, что соответствующее заявление ими было подано в налоговую инспекцию до 20 декабря 2008 г.).
При этом положения ст. 346.14 НК РФ четко указывают: менять объект налогообложения плательщики единого налога в течение года не вправе. Значит, организации и индивидуальные предприниматели, созданные в течение года и перешедшие на упрощенный режим налогообложения с момента постановки на налоговый учет, смогут изменить объект налогообложения уже с 1 января следующего года.
Таким образом, с внесением указанных поправок процедура смены объекта налогообложения значительно упростилась. Однако не все налогоплательщики вправе самостоятельно осуществлять выбор объекта налогообложения. В соответствии с положениями п. 3 ст. 346.14 НК РФ налогоплательщики - участники договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом обязаны применять объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов". В противном случае налоговое законодательство запрещает указанным налогоплательщикам участвовать в данных договорах. На данный факт указал Минфин России в Письме от 17.12.2008 N 03-11-04/2/196.
Плательщики единого налога при УСНО независимо от выбранного объекта налогообложения в целях налогового учета применяют кассовый метод признания доходов и расходов. На данное положение указывают нормы ст. 346.17 НК РФ. Это означает, что порядок учета доходов при смене объекта налогообложения с доходов, уменьшенных на величину произведенных расходов, на объект "доходы" не изменится. Более того, положения налогового законодательства Российской Федерации не содержат особых требований учета при смене объекта налогообложения "доходы минус расходы" на объект " доходы".
Плательщики единого налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения учитывают доходы в соответствии с положениями ст. 346.15 НК РФ, нормы которой во многом ссылаются на нормы гл. 25 НК РФ. Так, доходы плательщика единого налога формируются за счет доходов от реализации, предусмотренных ст. 249 НК РФ, и внереализационных доходов, указанных в ст. 250 Кодекса. Как и в случае с плательщиками налога на прибыль организаций, плательщики единого налога в связи с применением УСН учитывают при налогообложении доходы, полученные в соответствии с положениями ст. 251 НК РФ.
Таким образом, при смене объекта налогообложения "доходы минус расходы" на объект "доходы" "упрощенцы" продолжают учитывать доходы в том же порядке, однако право учета расходов на них больше не распространяется. Единственной статьей расходов, на которую может быть уменьшена сумма налога, являются уплаченные взносы на обязательное пенсионное страхование и выплаченные пособия по временной нетрудоспособности в соответствии с положениями ст. 346.21 НК РФ. При этом, как указал Минфин России в Письме от 15.01.2007 N 03-11-04/2/6, при переходе с объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов" на объект налогообложения "доходы" плательщики единого налога вправе учесть при исчислении налога суммы взносов на обязательное пенсионное страхование, а также пособий по временной нетрудоспособности, начисленные в период применения объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов", выплаченные в период применения специального режима с объектом налогообложения "доходы".
При возврате на прежний объект налогообложения организация или индивидуальный предприниматель смогут учесть в качестве расходов убытки прошлых лет, если с момента их получения прошло не более десяти лет. Данное положение относится только к убыткам, полученным в период применения УСН с объектом "доходы минус расходы". Расходы, понесенные в период применения УСН с объектом "доходы", не смогут уменьшить налоговую базу при возврате на объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов". Об этом прямо говорится в п. 4 ст. 346.17 НК РФ.
Налоговое законодательство не содержит требование о восстановлении стоимости основных средств, приобретенных и полностью списанных в период применения УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы" при переходе на иной объект налогообложения. На данный факт указал и Минфин России в Письме от 19.03.2008 N 0311-04/2/54.
Переход с объекта " доходы" на объект " доходы минус расходы"
Как уже отмечалось, выбор объекта налогообложения при использовании УСН происходит в момент начала ее применения. При этом компания или индивидуальный предприниматель, желающие перейти на специальный налоговый режим с начала следующего года, должны подать в налоговые органы соответствующее заявление. Причем сделать это нужно в сроки, отведенные законом, - с 1 по 30 ноября года, предшествующего году, в котором налогоплательщик планирует начать применение упрощенной системы налогообложения.
В заявлении хозяйствующий субъект самостоятельно выбирает и указывает объект налогообложения, в соответствии с которым будет происходить налогообложение его предпринимательской деятельности.
Причем если до начала налогового периода организация или индивидуальный предприниматель решат изменить изначально указанный в заявлении объект налогообложения, они обязаны сообщить об этом в налоговый орган не позднее 20 декабря года, предшествующего году начала применения упрощенной системы налогообложения. На данный факт указывают положения ст. 346.13 НК РФ.
Форма заявления при переходе на упрощенный налоговый режим носит рекомендательный характер и утверждена Приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3- 22/495 "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения". При этом положениями гл. 26.2 НК РФ не предусмотрена специальная форма уведомления, которое должно быть представлено в налоговый орган при смене объекта налогообложения. Это означает, что в принципе налогоплательщик вправе уведомить налоговиков о смене объекта налогообложения в произвольной форме.
Для вновь созданных организаций и зарегистрированных индивидуальных предпринимателей смена объекта налогообложения до момента начала предпринимательской деятельности не предусмотрена. В соответствии с положениями ст. 346.13 НК РФ указанные субъекты считаются применяющими упрощенный режим налогообложения с момента постановки на налоговый учет, если в пятидневный срок после даты постановки на учет в качестве налогоплательщика они подали соответствующее заявление о переходе на упрощенный налоговый режим. Согласно положениям п. 6 ст. 6.1 НК РФ в данном случае имеются в виду рабочие дни.
Обратите внимание! Непредставление заявления в налоговый орган в пятидневный срок или неподача его вовсе не являются основанием для отказа фискальными органами в применении упрощенной системы налогообложения. Однако не исключено, что право применение "упрощенки" в такой ситуации налогоплательщику придется отстаивать в суде.
О том, что переход на УСНО носит добровольный и уведомительный характер и что нарушение п. 2 ст. 346.13 НК РФ не является основанием для отказа в применении упрощенной системы налогообложения, заявил Высший Арбитражный Суд РФ в Определении от 17.07.2008 N 9104/08 по делу N А40-36538/07-108-184.
Положения ст. 346.14 НК РФ дают налогоплательщикам право менять объект налогообложения ежегодно, вне зависимости от "стажа" применения УСН. Однако это справедливо лишь с 1 января 2009 г. - до указанной даты сменить объект налогообложения можно было не ранее трех лет с момента начала применения УСН. Такая позиция закона накладывала на "упрощенцев" жесткое ограничение и создавала неоднозначность толкования правовых норм, особенно для налогоплательщиков, начавших применять упрощенный налоговый режим в течение календарного года.
Внесенные поправки значительно упростили процедуру смены объекта налогообложения. Более того, новые правила смены объекта распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г., а это означает, что уже с 1 января 2009 г. организации и индивидуальные предприниматели, начавшие применять упрощенную систему налогообложения и успевшие уведомить о смене объекта налоговые органы до 20 декабря 2008 г., в 2009 г. смогут изменить объект налогообложения.
Обратите внимание! Право свободного выбора объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения распространяется не на все категории налогоплательщиков. Так, в соответствии с положениями п. 3 ст. 346.14 НК РФ участники договора о совместной деятельности, а также договоров доверительного управления имуществом обязаны применять объект налогообложения "доходы минус расходы".
В противном случае указанные категории "упрощенцев" должны либо прекратить свое участие в указанных договорах, либо производить налогообложение в соответствии с общей системой налогообложения.
Итак, рассмотрим переход с объекта налогообложения "доходы" на объект налогообложения "доходы минус расходы". Положения гл. 26.2 НК РФ не предусматривают особый порядок учета доходов и расходов при смене объекта налогообложения. Однако в случае смены объекта налогообложения "доходы" на объект "доходы минус расходы" налогоплательщики на основании п. 4 ст. 346.17 НК РФ не вправе учесть расходы, понесенные в период применения УСНО с объектом налогообложения "доходы", в составе налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы".
Например, как указал Минфин России в Письме от 22.04.2008 N 03-11-04/2/75, налогоплательщик, сменивший объект налогообложения с доходов на доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, не вправе учесть в расходах, уменьшающих налоговую базу по единому налогу, заработную плату, а также взносы на обязательное пенсионное страхование, начисленные в период применения упрощенного режима с объектом налогообложения "доходы", выплаченные в период применения упрощенной системы налогообложения с объектом "доходы минус расходы". Анализируя позицию законодателя и финансового ведомства по данному вопросу, можно говорить: в данном случае происходит нарушение кассового метода признания доходов и расходов в налоговом учете плательщика единого налога, поскольку положения п. 4 ст. 346.17 НК РФ прямо указывают на действие принципа начисления.
В соответствии с Письмом Минфина России от 15.01.2007 N 03-11-04/2/6, если плательщик единого налога осуществляет обратный переход, т.е. с объекта налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину произведенных расходов, на объект налогообложения "доходы", такая возможность допустима: налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога на величину уплаченных страховых взносов в период применения упрощенного режима с объектом налогообложения "доходы", но начисленных в период применения объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов".
Согласно п. 4 ст. 346.17 НК РФ, а также Письму ФНС России от 28.11.2007 N СК-6- 02/912@ на дату перехода с объекта налогообложения "доходы" на объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов" остаточная стоимость приобретенных в период применения УСН с объектом налогообложения "доходы" не определяется. Аналогичное правило действует и в отношении нематериальных активов.
Обратите внимание! До 1 января 2008 г. плательщики единого налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения при смене объекта налогообложения с доходов на доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, могли определять остаточную стоимость основных средств на дату перехода по правилам бухгалтерского учета. Пункт 4 ст. 346.17 НК РФ запретил налогоплательщикам определять остаточную стоимость основных средств, приобретенных в период применения упрощенной системы налогообложения с объектом "доходы", при переходе на объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов".
Поэтому, если организация или индивидуальный предприниматель заранее планируют перейти со следующего года с одного объекта налогообложения на другой, им следует повременить с оплатой и вводом в эксплуатацию основных средств. Однако и в этом случае могут возникнуть спорные ситуации с налоговыми органами, поскольку, как уже отмечалось, расходы, относящиеся (а не оплаченные) к периоду применения упрощенного режима с объектом налогообложения "доходы", не уменьшают налоговую базу по единому налогу, уплачиваемому в связи применением специального режима с объектом "доходы минус расходы".
Обратите внимание! Не подлежат учету в составе налоговой базы по единому налогу в связи с применением упрощенной системы налогообложения с объектом "доходы минус расходы" расходы на приобретение объекта недвижимого имущества в период применения объекта налогообложения "доходы" в случае его реализации в период применения УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы". Такую точку зрения озвучил Минфин России в Письмах от 09.04.2008 N 03-11-04/2/69, от 01.02.2008 N 03-11-04/2/25.
Таким образом, при переходе с объекта налогообложения "доходы" на объект налогообложения "доходы минус расходы" налогоплательщик не вправе учесть в составе налоговой базы расходы, понесенные (относящиеся) в период применения "упрощенки" с объектом налогообложения "доходы". Однако если объект налогообложения менялся неоднократно (например, сначала "доходы минус расходы", затем "доходы", а затем снова "доходы минус расходы"), налогоплательщик вправе учесть в составе налоговой базы убытки прошлых лет, полученные им в период применения УСН с объектом "доходы минус расходы". Порядок признания убытков прошлых лет в налоговом учете плательщика единого налога регулируется положениями п. п. 6 и 7 ст. 346.18 НК РФ.


ОСНО - общая система налогообложения (классическая). Чаще всего используется на предприятиях. В классической системе налогообложения ОСНО, юридическое лицо (организация или ИП - индивидуальный предприниматель) платит подоходный налог, налог на добавленную стоимость, единый социальный налог и другие налоги, необходимость уплаты которых предусмотрена налоговым законодательством, а также платит взносы в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, в Фонд социального страхования.


УСН – упрощенная система налогообложения. Является добровольным режимом, при применении которого организации освобождаются от уплаты: НДС, налога на прибыль, налога на имущество, страховые взносы, а индивидуальные предприниматели - НДС, НДФЛ, налога на имущество, страховые взносы. Вместо указанных налогов уплачивается один налог. Остальные налоги уплачиваются в общем порядке. Применение УСН позволяет серьезно снизить налоговую нагрузку. Для ее использования достаточно отправить уведомление в местную налоговую инспекцию. Но при этом важно помнить, что существует целый перечень видов деятельности, для которых применение УСН запрещено. Он представлен в ст. 346.12. п.2 п.п. 1. второй части НК РФ.


ЕНВД – единый налог на вмененный доход. Система налогообложения в виде вмененной системы налогообложения – налоговый режим, обязательный для организаций и ИП в случае когда они осуществляют предусмотренные законодательством виды деятельности и соответствуют предъявляемым требованиям. При применении вмененной системы налогообложения в отношении деятельности, связанной с уплатой единого налога, организации освобождаются от уплаты: НДС, налога на прибыль, налога на имущество, страховых взносов, а индивидуальные предприниматели - НДС, НДФЛ, налога на имущество, страховых взносов. Вместо указанных налогов уплачивается единый налог. Остальные налоги уплачиваются в общем порядке. С 1 января 2012 года планируется поэтапная отмена ЕНВД. То есть к тому времени применять ее смогут компании, численностью не более 15 человек. Кроме того, существенно сократятся виды деятельности, попадающие под этот режим. Об отмене ЕНВД говорят все, но никто точно не может сказать, когда оно произойдет. Взамен единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности новым законопроектом (17 мая, в первом чтении был одобрен законопроект о создании патентной системы налогообложения и поэтапной отмене единого налога на вмененный доход), предлагается установить добровольный специальный налоговый режим «Патентная система налогообложения». Напомним, что с 2012-го года индивидуальные предприниматели смогут получить патент на оказание услуг, и при этом им не придется платить подоходный налог, налог на имущество и НДС.


ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог. Этот режим, как правило, спросом не пользуется, поэтому не будем тратить на него время.


Налоговые ставки


Кроме систем налогообложения в РФ, необходимо определиться с его объектом. То есть понять, какова будет величина налоговой ставки 6 % (доходы) или 5–15 % (доходы, уменьшенные на величину расходов). Для этого достаточно посчитать примерный доход, величину расходов и возможность подтверждения расходов первичными документами (чеки, товарные накладные, путевые листы и пр.).


Объект налогообложения «доходы» выгоднее, если:

Упрощенная система налогообложения применяется налогоплательщиками наряду с иными режимами налогообложения. Об этом говорится в п. 1 ст. 346.11 НК РФ.

Однако на практике организация может совмещать УСН только с ЕНВД. А индивидуальные предприниматели могут совмещать "упрощенку" как с ЕНВД, так и с патентной системой налогообложения.

Так, нельзя одновременно работать на УСН и на общей системе налогообложения, поскольку каждый из этих режимов применяется в отношении всех видов деятельности, которые ведет налогоплательщик.

Несовместима "упрощенка" и с ЕСХН в силу прямого указания на это в пп. 13 п. 3 ст. 346.12 НК РФ.

Кроме того, УСН не вправе применять организации, которые занимаются игорным бизнесом и платят налог на игорный бизнес.

Также нельзя совмещать "упрощенку" с системой налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Ведь участники такого соглашения на УСН не переводятся (пп. 11 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Таким образом, одновременно организация может применять только УСН и ЕНВД. "Вмененка" применяется добровольно в отношении видов деятельности, по которым налогоплательщик перешел на уплату ЕНВД и встал на учет в инспекции, при условии, что данный спецрежим введен на соответствующей территории (ст. 346.28 НК РФ). Поэтому если в отношении видов деятельности, перечисленных в п. 2 ст. 346.26 НК РФ, применяется ЕНВД, то по остальным видам деятельности организация вправе применять УСН.

УСН и ЕНВД могут применяться организацией и по одному виду деятельности, указанному в п. 2 ст. 346.26 НК РФ, но при этом обособленные подразделения (объекты), через которые ведется такая деятельность, не должны находиться:

На территории одного муниципального района;
- на территории городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
- на территории нескольких районов одного городского округа.

Таким образом, совмещение ЕНВД и УСН по одному виду деятельности недопустимо по объектам, которые находятся:
- на территории одного муниципального образования;
- на территории одного города федерального значения.

Приведем пример, организация "Х" занимается оптовой торговлей и применяет УСН. Также она продает товары в розницу на территории, где в отношении розничной торговли введен режим налогообложения в виде ЕНВД. В такой ситуации по рознице организация "Х" может применять ЕНВД, а по оптовой торговле - УСН.

Следует заметить, что при совмещении УСН и ЕНВД необходимо вести раздельный учет (п. 7 ст. 346.26 НК РФ).

Индивидуальные предприниматели могут совмещать УСН не только с ЕНВД в описанном выше порядке, но и с патентной системой налогообложения. Патентная система налогообложения применяется в отношении видов деятельности, на осуществление которых индивидуальный предприниматель получил патент. По остальным видам деятельности вы вправе применять УСН.

По общему правилу организации, которые применяют УСН, налог на прибыль не уплачивают (абз. 1 п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Однако по отдельным видам доходов такое освобождение не действует. Поэтому с некоторых из них вы должны уплатить налог самостоятельно и представить в налоговую инспекцию отчетность. По другим облагаемым доходам за вас это сделает налоговый агент - лицо, от которого вы такой доход получили.

Итак, при работе на УСН налог на прибыль уплачивается со следующих доходов (абз. 1 п. 2 ст. 346.11 НК РФ):

1) с дивидендов.
При этом если дивиденды выплатила вам российская организация, то она выступает в качестве налогового агента, т.е. должна удержать с этих доходов налог на прибыль и перечислить его в бюджет (п. 2 ст. 275 НК РФ). Таким образом, в данном случае вам не нужно платить налог самостоятельно.

Если же дивиденды вы получили от иностранной организации, то должны сами рассчитать и уплатить с них налог на прибыль в общем порядке.

2) с процентов по ценным бумагам, указанным в п. 4 ст. 284 НК РФ, а именно:
- по государственным ценным бумагам государств - участников Союзного государства (Российской Федерации, Республики Беларусь);
- государственным ценным бумагам субъектов РФ;
- муниципальным ценным бумагам;
- облигациям с ипотечным покрытием.

3) с доходов учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученных на основании ипотечных сертификатов участия.
Налог вам следует исчислить и уплатить самостоятельно.
Кроме того, при получении доходов, с которых при УСН налог на прибыль вы должны уплатить самостоятельно, нужно подать декларацию по данному налогу в налоговый орган.

Деятельность по изготовлению сельскохозяйственной продукции в России на сегодняшний день облагается двумя основными формами налогового исчисления: общей и специальной. Специальная форма налогообложения – он же единый сельскохозяйственный налог ( действует исключительно в рамках данной отрасли. В данной статье мы разберем главные особенности его использования: кто может использовать ЕСХН? Чем качественно отличается данная форма от общего способа уплаты налоговых сборов? Как соотносится сельскохозяйственный налог с другими режимами?

Какие преимущества перехода на ЕСХН в 2019 году

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) – это популярная в 2019 году форма налогообложения, которая была разработана и внедрена в отрасль деятельности организаций и частных предприятий, производящих сельхозпродукцию и принадлежащих к сфере растение- и животноводства, сельского и лесного хозяйства. При этом, переходить на ЕСХН имеют возможность лишь те компании, чей совокупный доход от перечисленных выше отраслей деятельности составляет не меньше 70%.

Главные преимущества сельхозналога, который заменяет основные налоги – единым платежом, заключаются в следующем:

    согласно Ст. 346 Налогового кодекса РФ, индивидуальные предприниматели не должны уплачивать НДФЛ, а также налог на имущество физлиц;

    юридические лица не платят и на имущество компании;

    и юрлицам, и не нужно уплачивать (за исключением – экспортного);

    единый сельхозналог предполагает упрощенную систему бухгалтерского учета;

    переходить на ЕСХН можно абсолютно добровольно, точно так же, как и, при потребности, сменить форму налогообложения.

Кто является плательщиком сельхозналога

Использовать форму единого сельхозналога имеют право компании и частные предприниматели, получающие 70% дохода от деятельности в следующих отраслях (Ст.346 НК РФ):

    производства сельскохозяйственной продукции в области растение- и животноводства;

    сервиса компаний-товаропроизводителей в сфере растение- и животноводства: услуг, связанных со вспомогательной деятельностью: посева аграрных культур, ухода за садоводческими объектами, сбор урожая, организации фермерских работ и т. д.

    разведения и вылова рыбы и прочих водных биоресурсов.

Важно! Предприятия, которые занимаются переработкой товаров сельскохозяйственного производства, а также их поставками, не могут быть плательщиками единого налога.

При этом, согласно Ст. 346 РФ, плательщики ЕСХН могут также потерять право применять данную форму налогообложения, если в течение календарного года не будут соответствовать признакам сельхозпроизводителя. По законодательному регламенту, они могут снова быть переведены на общую систему налогообложения.

Кто освобождается от налога

Исходя из действия ЕСХН, от уплаты налога на прибыль, имущество, НДФЛ освобождаются юридические лица и индивидуальные предприниматели. Вместе с тем, действие ЕСХН предусматривает своевременную уплату единого налога, а также других сборов, согласно законодательным нормам. И ИП, и организации на ЕСХН обязуются выполнять функции налоговых агентов.

Иные льготы, которые возможны в режиме общей системе налогообложения – в ЕСХН не предусматриваются.

Налоговые ставки и сроки уплаты

Расчет единого сельскохозяйственного налога происходит с применением следующей формулы:

ЕСХН= налоговая база*6%, где под «налоговой базой» следует понимать сумму доходов от деятельности с учетом всех произведенных расходов, выраженных в денежном эквиваленте;

6% – фиксированная налоговая ставка.

Важно заметить и то, что предприниматели также могут уменьшать налоговую базу в том случае, если величина их расходов будет выше доходов. Налоговая база может быть уменьшена на сумму, равнозначную величине убытков, но не больше, чем на 30%.

Когда нужно оплачивать сельхозналог?

Сроки уплаты ЕСХН определяются, исходя из установленных границ налогового и отчетного периода. Налоговым периодом в данной системе считается календарный год, в то время, как отчетным – является полугодие, то есть в календарном году сельхозпредпринимателей их будет два.

Согласно законодательству, и юридические лица, и частные предприниматели должны уплачивать аванс не позднее 25 дней по истечении отчетного периода. В календаре этот период ограничен рамками– с 1 по 25 июля.

Сбор за получение доходов на протяжении целого года рассчитывается и оплачивается по итогу завершения налогового периода, то есть – в следующем году. Крайним сроком оплаты ЕСХН в 2019 году будет 2 апреля.

Несвоевременно поданная отчетность чревата начислением штрафных в размере от 5% до 30% суммы неуплаченного сбора, согласно декларации. Штраф начисляется за каждый месяц со дня просрочки подачи декларации.

Согласно Ст. 122 Налогового кодекса РФ, несвоевременно уплаченный налог влечет финансовые санкции в размере от 20% до 40% от суммы долга.

Как совмещается ЕСХН с другими налоговыми режимами

С какими формами налогообложения возможно совмещение ЕСХН?

Частные предприниматели вправе совмещать единый сельхозналог с патентной системой налогообложения (ПСН) а также с налогообложением вмененного дохода (). Для юридических лиц возможно совмещение исключительно с режимом последнего типа.

Совмещать ЕСХН с какими-либо другими налоговыми режимами – невозможно. На общую систему налогообложения можно лишь уйти полностью.

Важно помнить и то, что использование двух допустимых налоговых режимов на предприятии и в организации обязывает их вести налоговый учет отдельно по каждому из них.

Новое на сайте

>

Самое популярное