Домой Кредит на бизнес Интересные вопросы по экономике для студентов. Экономическая викторина

Интересные вопросы по экономике для студентов. Экономическая викторина

УРОК ВИКТОРИНА «ЗНАТОКИ ЭКОНОМИКИ»

Предметный конкурс - викторина по дисциплине «Экономика» проводится между студентами первого курса социально-экономического профиля в форме интеллектуальной игры «Знатоки экономики»

Цели проведения конкурса:

привития студентам интереса к избранной специальности, умения ориентироваться в экономических вопросах, самостоятельно мыслить и делать выводы;

разностороннее развитие личности будущего конкурентоспособного специалиста со средним профессиональным образованием, обладающего высокой общей культурой, социальной активностью, качествам и гражданина - патриота России.

В игре участвуют две команды по 5-6 человек.

Количество болельщиков не ограничено.

При подготовке к конкурсу должна быть проделана подготовительная работа. Каждая команда должна иметь название, эмблему, приветствовать жюри, участников и болельщиков.

Игра «Знатоки экономики» проходит в 2 тура:

1-ый тур - приветствие команд

2-ой тур - сама игра, включающая 2 этапа или раунда, финальный этап или раунд.

Каждый вопрос игры имеет балльную оценку «10», «20», «30», «40» и «50» очков.

Право ответа имеет та команда, которая первая подняла флажок, тем самым обозначив готовность к ответу.

Все очки за правильные ответы суммируются.

Жюри оценивает приветствие команд, эмблему и команды болельщиков по 5-ти балльной системе. Общий результат этого этапа плюсуется к количеству баллов, набранных в этапах игры.

Для этого этапа необходимо:

вопросы по предметам, которые выносятся для проведения игры (по 5 вопросов в каждом туре плюс финальный вопрос);

написать на доске или ватмане все предметы с разбивкой по стоимости вопросов;

карточки красные: 10, 20, 30, 40, 50 по каждой теме или предмету;

карточки синие: 10, 20, 30, 40, 50 по каждой теме или предмету;

флажки - имеет каждая команда, взмах которым определяет ее готовность;

листы бумаги для финального вопроса;

карточки с указанием команд.

В помощь ведущему выделяется 2 студента:

Для учета балов по карточкам команд;

Для удаления стоимости вопросов, по указанию команд.

Порядок проведения туров игры.

На доске, на плакате, при использовании ТСО - на экране - указываются наименования тем, предметов, по 5-ти вопросам, соответствующие стоимости вопросов - 10, 20, 30, 40, 50. Право начать игру первому определяется по жребию.

Первая команда выбирает тему и вопрос, называя его стоимость. Ведущий зачитывает вопрос, если команда отвечает первая и правильно, то получает карточку (красную) со стоимостью вопроса. Если команда отвечает неправильно, то получает синюю карточку со стоимостью вопроса, только уже со знаком минус. При положительном ответе команда продолжает выбирать темы и отвечает на вопросы. Готовность команды к ответу определяется взмахом флажка, который есть у участников. Кто первый взмахнет флажком, тот отвечает на вопрос.

Время проведения каждого тура - 10 мин., потом по истечению этого времени, подводится итог: сколько балов набрала каждая команда и записывается на табличках, стоящих на столах у участников. Ведущий озвучивает количество балов, набранных каждой командой. Право начать второй тур предоставляется команде, набравшей большее количество балов. Игра продолжается аналогично первого тура.

Финальный тур: на доске записывается 5 тем или предметов, команды выбирают темы, с которыми работать не хотят, в результате отбора остается одна тема для всех четырех команд. Делаются ставки которые записываются каждой командой на отдельном листе. Ставка может быть разной: равна сумме набранных балов (ва-банк), или часть набранных балов.

Размер ставки - право каждой команды. Ставки сделаны, записывается финальный вопрос, ответ, на который записывает каждая команда. По истечению команды поочередно показывают свои ответы. Ставка прибавляется к балам, набранным в трех турах; чей ответ неправильный - ставка вычитается из суммы набранных балов.

Победителем выявляется команда, набравшая большее количество балов. Определяются 1, 2, 3 места, победители награждаются грамотами, подарками. Занявшие 4-ое место получают утешительные призы.

В ходе игры жюри определяет самого умного участника, который дает больше всех правильных ответов и быстро при этом реагирует поставленный вопрос. Такому студенту выдают диплом за интерес и любовь к экономическим дисциплинам. Ведущий благодарит всех за участие в конкурсе: как команды, так и болельщиков.

ЗНАТОКИ ЭКОНОМИКИ

Оценки жюри

команда

показатели

Представление команды

1 тур

2 тур

Финал

Итого

ВОПРОСЫ КОМАНДАМ

1 этап

конкуренция

10 Какой тип рынка наиболее выгоден для покупателя, а какой - для продавца?

Для покупателя - рынок свободной конкуренции, для продавца - монополия.

20 Назовите функцию, показывающую, сколько единиц товара покупатели готовы купить по данной цене Функция спроса

30 Могут ли некоммерческие организации заниматься предпринимательской деятельностью (выпускать продукцию, оказывать услуги, выполнять работы), получая при этом экономическую выгоду - прибыль? Да, могут. Например, религиозные организации производят и продают предметы культа, оказывают платные религиозные услуги, но целью их создания не является извлечение прибыли.

40 В чем заключается необходимость антимонопольной политики? Государственная антимонопольная политика проводится в целях ограничения диктатуры цен монополистов, развития НТП, конкуренции и расширения свободного выбора покупателя.

50 Что такое естественная монополия? В каких отраслях она наблюдается? Ситуация, при которой отрасль, производящая (реализующая) товары и услуги, эффективно удовлетворяет спрос в условиях отсутствия конкуренции в силу технологических особенностей производства. Ее товары (услуги) имеют устойчивый спрос независимо от значительного изменения цены, поскольку их оказывается невозможным заменить другими товарами (пример: система электроснабжения города).

Типы экономических систем

10 При какой экономической системе решение вопросов общества осуществляется на основе первоначальных инстинктов выживания и обычаев? Традиционная экономическая система.

20 Какая экономическая система характеризуется тем, что вопросы производства, распределения ресурсов и доходов решаются государством? Командная (плановая, социалистическая) экономика.

30 Какая экономическая система основана на частной собственности и решении экономических проблем, исходя из интересов производителя? Рыночная экономика

40 При какой экономической системе решение экономических вопросов на уровне частных производителей осуществляется через рынок? Смешанная экономика

50 Какая экономическая система в стране, если товары и услуги производятся одним и тем же способом с незапамятных времен? Традиционная экономическая система

Собственность

10 Назовите виды собственности Конституция РФ и Гражданский кодекс РФ признают и гарантируют любые формы собственности, при этом нормативно установлены три формы: государственная (федеральная и субъектов РФ), муниципальная и частная собственность.

20 Как называются вещи, произведенные для продажи? Товарная продукция

30 Приведите примеры объектов и субъектов собственности. Объекты: дом, мебель, автомобиль. Субъекты: физические лица (граждане), юридические лица (предприятия, организации, учреждения), государство.

40 В чем заключается право собственности? В российском гражданском праве традиционным является представление о субъективном праве собственности как о совокупности, «триаде» трех правомочий: владения, пользования, распоряжения.]

50 СОБЕРИТЕ СЛОВА: ЕЛЛИНТУАЛЕКТЯЬНА ЕННСОБОСТЬСТВ Интеллектуальная собственность

Семейный бюджет

10 прочитайте пословицу: Копейка рубль бережет

20 В чем разница между номинальными и реальными доходами семьи? Номинальные доходы - сумма всех поступлений в семейный бюджет, реальные - количество товаров и услуг, которые можно приобрести на эту сумму.

30 Из чего состоит расходная часть семейного бюджета? Оплата услуг ЖКХ, проезда, питания, лекарств, одежды и пр.

40 Что включается в понятие «предпринимательский доход»? часть прибыли от предпринимательской деятельности, которую получают сами предприниматели.

50 Что такое потребительский кредит? Каковы его особенности?

Это кредит, предоставляемый населению для покупки потребительских товаров или оплаты бытовых услуг. Его не могут взять юридические лица для развития производства или на другие нужды. Потребительский кредит дается только частным лицам.

2 этап

Угадай-ка

10 За что, по уверению пословицы, денег не берут?

а) За лечение; б) За спрос;

20 Что известная пословица предлагает взамен ста рублей ?

а) Сто долларов; б) Сто евро;

в) Сто друзей; г) Сто лет одиночества.

30 Чем должен обладать денежный знак?

а) Мужеством;

б) Достоинством;

в) Самоуверенностью;

г) Гордостью.

40 Как говорят о больших деньгах ?

а) Куры не клюют;

б) Мыши не грызут;

в) Волки не дерут;

г) Глаза не смотрят.

50 На что обычно откладывают деньги предусмотрительные граждане?

а) На чёрный день;

б) На полярную ночь;

в) На високосный год;

г) На золотой век.

Деньги и география

10 купюры достоинством в 10 рублей ? Красноярск

20 С каким городом можно познакомиться с помощью российской купюры достоинством в 100 рублей ? Москва

30 Виды какого города можно увидеть на российской купюре достоинством в 500 рублей ? Архангельск

40 Виды и герб какого города можно увидеть на российской купюре достоинством в 1000 рублей ? Какой киевский князь изображён на этих купюрах? Ярославль, Ярослав мудрый

50 Кто изображен на купюре достоинством 5000 рублей? Чем знаменит этот человек? Памятник Муравьёву-Амурскому в городе Хабаровске. Никола́й Никола́евич Муравьёв-Аму́рский (11/23 августа 1809 — 18/30 ноября 1881, Париж) — граф, русский государственный деятель, с 1847 по 1861 год был генерал-губернатором Восточной Сибири.

Мои деньги

10 Что считать в чужом кармане нехорошо, но очень интересно? Деньги

20 Какое животное всегда при деньгах ? Свинья - у нее пятачок

30 Как называется ожерелье из моне т? Монисто

40 Из скольких цифр состоит номер на любой современной российской купюре ? Из семи

50 Назовите русского художника-иконописца с валютной фамилией. Андрей Рублев

История денег

10 Вспомните денежную единицу одной островной европейской страны и скажите, как считали деньги в древности? Взвешивали, отсюда - фунт стерлингов .

20 Первый известный закон о борьбе с этими финансовыми преступниками приняли

в Древнем Риме в IV веке до н.э. Назовите этих людей. ( Фальшивомонетчики .)

30 Название какой самой популярной сегодня во всем мире денежной единицы происходит от западноевропейского слова «талер»? Доллар

40 В Древнем Риме этих служащих ценили так высоко, что даже освобождали от налогов.

Главным орудием их труда были крепкие зубы. Чем же занимались эти люди?

(Выявляли фальшивые деньги , проверяя их «на зуб». Название профессии - «аргироскоп».)

50 Почему первую 100-рублевую купюру в России народ ласково называл «Катенькой»?

На ней был изображен портрет Екатерины II, которая ввела в обращение бумажные день ги

Как образно говорят о невысоких доходах ?

а) Скромные; б) Застенчивые;
в) Стыдливые; г) Нерешительные.

Кто, согласно пословице, платит дважды ?

а) Добрый; б) Щедрый;
в) Скупой; г) Забывчивый.

Каким эпитетом награждают высокие цены ?

а) Баснословные; б) Анекдотичные;
в) Поэтические; г) Былинные.

Как называется определённое количество товара?

а) Блок; б) Партия;
в) Секта; г) Банда.

Закончите народную мудрость: «Кто ругает товар, хочет его …

а) Купить; б) Продать;
в) Выбросить; г) Красиво упаковать.

Продолжите известную русскую пословицу: «Хороший товар сам себя...».

а) Закупает; б) Съедает;
в) Хвалит; г) Доставляет.

Что, согласно пословице, любит товар?

а) Подачу; б) Аут;
в) Гол; г) Фол.

Что рождает спрос?

а) Слово; б) Предложение;
в) Фразу; г) Абзац.

Что в конце каждого квартала сдаёт бухгалтер?

а) Сдачу; б) Офис;
в) Баланс; г) Экзамены.

Какой аллюр иногда бывает у инфляции?

а) Рысь; б) Галоп;
в) Иноходь; г) Парадный шаг.
(Галопирующая инфляция - стремительный рост цен от 20 до 200% в год.)

Что дешевеет во время инфляции?

а) Хлеб; б) Электричество;
в) Нефть; г) Деньги.

Как говорят о разорившемся бизнесмене?

а) Сиганул в окно; б) Свалился в мусоропровод;
в) Вылетел в трубу; г) Провалился сквозь землю.

Какая важная экономическая аббревиатура существует в нашей стране?

а) МНОС; б) МРОТ;
в) МЛОБ; г) МУХО.
(МРОТ - минимальный размер оплаты труда.)

Какой из этих терминов не из области экономики?

а) Кредо; б) Сальдо;
в) Баланс; г) Ажур.

О приобретении какой собственности мечтал отец Фёдор из «Двенадцати стульев»?

а) Иконописная мастерская; б) Свечной заводик;
в) Похоронное бюро; г) Кроличья ферма.

Что держит в руках ведущий аукциона?

а) Пилу; б) Молоток;
в) Топор; г) Щипцы.
(Всё ушло с молотка.)

От какого латинского глагола происходит слово «реклама»?

а) Выкрикивать; б) Навязывать;
в) Обманывать; г) Завлекать.
(«Reklamare» - «выкрикивать».)

В роли какого автомобильного устройства выступает по отношению к торговле реклама?

а) Двигатель; б) Зажигание;
в) Тормоз; г) Глушитель.

а) Бульвар; б) Проспект;
в) Тракт; г) Магистраль.

Что присваивают каждому российскому налогоплательщику?

а) Псевдоним; б) Пароль;
в) Индивидуальный номер; г) Штрих-код.
(ИНН - индивидуальный номер налогоплательщика.)

Как называли на Руси чрезмерную прибыль торговцев?

а) Лихва; б) Навар;
в) Сверхприбыль; г) Чаевые.

Как в феодальной Руси 10-18 вв. назывались крупные купцы, которые вели межгородскую и зарубежную торговлю?

а) Гости; б) Туристы;
в) Пришельцы; г) Челноки.

На Руси неисправимых должников били палками до тех пор, пока не расплатятся. Как тогда называлась процедура взимания долга?

а) Долбёж; б) Правёж;
в) Балдёж; г) Кутёж.

В каком заведении дореволюционной России торговал целовальник?

а) В табачной лавке; б) В булочной;
в) В парикмахерской; г) В кабаке.
(Продавец в питейном заведении, кабаке.)

Как в России называлась одна из старинных экономических профессии?

а) Тамбовщик; б) Саратовщик;
в) Псковщик; г) Ростовщик.
(Человек, который даёт деньги в рост, в долг под большие проценты.)

Как в России XIX века обращались к купцам?

а) «Ваше преподобие»; б) «Ваше степенство»;
в) «Ваше высочество»; г) «Ваше высокоблагородие».

Какой налог был введён Петром I?

а) На усы; б) На бороды;
в) На бакенбарды; г) На лысины.
(А отменён он был только императрицей Екатериной II).

В какой цвет «окрашена» наивысшая цена, которую можно дать за что-то?

а) Белый; б) Жёлтый;
в) Красный; г) Зелёный.
(Красная цена.)

Как заканчивается известная схема К. Маркса «Товар - деньги - ...»?

а) Товар; б) Банкротство;
в) Работа; г) Проценты.

Какую деталь одежды очень не любят все банкиры?

а) Галстук; б) Чулок;
в) Шарф; г) Фартук.
(Ведь именно там хранят деньги те, кто не идёт к ним в банк.)

В каком российском городе есть Банковский мост?

а) В Москве; б) В Санкт-Петербурге;
в) В Екатеринбурге; г) В Самаре.

а) Храните деньги в сберегательной кассе;
б) Сбережения СБ бережёт;
в) Основан в 1841 году;
г) Заложен в 1991 году.

Именем какого насекомого назван рынок, где торгуют старыми вещами и мелкими товарами с рук?

а) Муха; б) Клоп;
в) Блоха; г) Таракан.
(Блошиный рынок.)

Как называют человека, принимающего на себя обязательство перед кредитором за исполнение должником своего обязательства?

а) Поручик; б) Поручитель;
в) Поручень; г) Порученец.

Из чего, согласно пословице, делают деньги предприимчивые люди?

а) Из пыли; б) Из воды;
в) Из воздуха; г) Из природного газа.

Как называется денежный штраф по договору?

а) Неустойка; б) Неувязка;
в) Неурядица; г) Неудобье.

Как журналисты называют слаборазвитую страну с экономикой аграрного типа?

а) Банановая республика; б) Ананасовая федерация;
в) Кокосовая монархия; г) Картофельное племя.

Как называют биржевого спекулянта, играющего на повышение курса бумаг?

а) Слон; б) Бык;
в) Медведь; г) Осёл.
(Этот термин возник по аналогии между действием спекулянта и движением, типичным для быка, поддевающего что-либо снизу вверх.)

Как называют биржевого спекулянта, играющего на понижение курса бумаг?

а) Тюлень; б) Медведь;
в) Жираф; г) Лис.
(По аналогии с движением передних лап медведя, ударяющего сверху вниз.)

Какой из этих глаголов является синонимом слову «продать»?

а) Заморить; б) Загнать;
в) Заездить; г) Задушить.

Как называется период временного затишья в делах, торговле?

а) Бархатный сезон; б) Мёртвый сезон;
в) Сухой сезон; г) Мёртвый час.

Как называется место продажи Новогодних ёлок?

а) Зелёный рынок; б) Ёлочный базар;
в) Колючий аукцион; г) Хвойный супермаркет.

Месяц школьных базаров - это…

а) Январь; б) Май;
в) Август; г) Сентябрь.

Что относится к культтоварам?

а) Произведения искусства, выставленные на продажу;
б) Предметы культа;
в) Гири, гантели, штанги для культуристов;
г) Канцелярские и ученические принадлежности.
(Культтовары - сокращение от «культурные товары».)

Какая из этих наук может быть экономической?

а) Биология; б) География;
в) Химия; г) Физика.
(Экономическая география, изучающая территориальную организацию общественного производства, особенности формирования территориально-экономической структуры хозяйства различных стран и районов.)

Какой представитель фауны сделал Ротшильда миллионером?

а) собака; б) морская свинка;
в) голубь; г) золотая рыбка.
(Он принёс ему весть о поражении Наполеона при Ватерлоо. Узнав об этом раньше всех, он с выгодой воспользовался полученной информацией.)

На чём разбогател сказочный коротышка Пончик на Луне?

а) На сахар; б) На соли;
в) На масле; г) На перце.

Чем владел житель Луны Скуперфильд из книги Николая Носова?

а) Банком; б) Макаронной фабрикой;

Викторина №1

1. Финансовое учреждение? (Банк.)

2. Денежная единица Германии? (Марка.)

4. Тайное похищение ценностей, не связанное с насилием? (Кража.)

5. Денежная единица Бразилии? (Реал.)

6. Греческий бог - покровитель торговли? (Гермес.)

7. Часть зарплаты, выданная вперёд? (Аванс.)

8. Разговорное обозначение миллиона денежных единиц? («Лимон».)

9. Денежная единица России? (Рубль.)

10. Перенасыщение сферы обращения бумажными деньгами? (Инфляция.)

11. Периодически организуемые торги? (Ярмарка.)

12. Оплата вперёд (возможна частичная)? (Предоплата.)

13. Посредник? (Брокер.)

14. Денежная единица Норвегии, Швеции, Дании? (Крона.)

16. Установленный обязательный платёж, взимаемый с граждан и юридических лиц? (Налог.)

17. Рискованное и сомнительное дело, предпринятое в расчёте на случайный успех? (Авантюра.)

18. Отдача имущества под ссуду? (Залог.)

19. Долговой документ — обязательство уплатить определённую сумму денег в определённый срок? (Вексель.)

20. Вес груза без упаковки? (Нетто.)

Викторина №2

1. Государственный орган, производящий досмотр на границе? (Таможня.)

2. Денежная единица Японии? (Иена.)

3. Ценная бумага? (Акция.)

4. Распродажа, на которой покупка достаётся тому, кто предложил максимальную цену? (Аукцион.)

5. Денежная единица Италии? (Лира.)

6. Славянский бог — покровитель торговли? (Белее.)

7. Твёрдо установленная зарплата? (Оклад.)

8. Часть одежды, куда кладут деньги? (Карман.)

9. Денежная единица США? (Доллар.)

10. Превышение расходов над доходами? (Дефицит.)

1 1. Количество экземпляров печатного издания одного названия? (Тираж.)

12. Доход, получаемый владельцем акции? (Дивиденд.)

13. Торговец предметами старины? (Антиквар.)

14. Денежная единица Бельгии, Швейцарии, Люксембурга? (Франк.)

15. Срочный договор? (Контракт.)

16. Имущество, переходящее после смерти его владельца к новому лицу? (Наследство.)

17. Несостоятельный должник, отказывающийся платить своим кредиторам вследствие разорения? (Банкрот.)

18. Получение в долг денег, ценностей на определённых условиях? (Заём.)

19. Организация или человек, вложившие капитал в развитие экономики? (Инвестор.)

20. Вес груза с упаковкой? (Брутто.)

Игра в лото поможет ребятам вместе думать, принимать решения, делать выбор. Соревновательный дух игры пробуждает интерес и стимулирует творческую активность. Игру можно проводить многократно, и каждый раз ведущие-организаторы готовят призы, разрабатывают новые темы, распределяют роли.

Определите, сколько команд будет участвовать в игре. Для каждой группы скопируйте карточки и подготовьте карту лото: лист формата А4 разделите на 24 клетки и обозначьте цифрами, выделяя цветом цифры или отдельные клетки соответствующего уровня сложности вопросов. Раздайте каждой команде пакетики с каточками-ответами. Уберите часть ответов.

Структура ответов: правильные (18-20); неправильные (10—20); некоторых ответов вообще нет (4-6); чистые карточки для своих ответов (5-7).

Порядок игры

1. Ведущий медленно читает вопрос, четко называя его номер. Время на обдумывание — 30-60 секунд. Для обозначения временного интервала можно использовать: музыкальный отрывок; метроном; песочные часы и т. д.

2. Команда выбирает ответ, в случае его отсутствия в пакетике пишет свой на чистой карточке и кладет в соответствующую клеточку на карточке «Лото». (Можно договориться играть в 24 вопроса, или 18, или 15...)

3. После прочтения всех вопросов по просьбе играющих повторяют неразгаданные и вызвавшие затруднения вопросы.

4. Оглашение ответов. Ведущий читает вопрос и далее (каждый раз в разном порядке) просит команды (называя номер команды или указывая рукой поочередно) показать свои ответы. После чего говорит правильный ответ. Команды, у которых оказались неверные ответы, переворачивают карточку.

Подведение итогов

Вариант 1. Ведущий просит команды огласить количество неправильных или отсутствующих ответов. По наименьшему их количеству определяются лучшие команды.

Вариант 2. При условии специальной подготовки по теме все вопросы в зависимости от уровня сложности могут быть расположены в клеточках разного цвета. Например, самые сложные вопросы обозначены красным цветом и ответ на них определен в 4 балла; менее сложные — синим цветом (3 балла); следующий уровень — зеленые (2 балла); самые легкие — белые (1 балл). Представители от команд могут сесть за специальный стол и фиксировать по ходу игры ответы команд (каждый представитель следит за противоположной командой), когда ведущий объявляет верный ответ. В конце подсчитываются баллы правильных ответов.

Экономическое лото

1. Положение в экономике, когда часть способных и желающих трудящихся не может найти работу.

2. Товарная сделка, натуральный обмен.

3. Участник акционерного общества.

4. Определенная сумма денег, которую получатель доходов уплачивает государству.

5. Кредитные учреждения, выдающие ссуды.

6. Масса товара без упаковки.

7. Наем помещения, земли во временное пользование.

8. Наклейка на товар с указанием его названия, количества, предприятия-изготовителя.

9. Исследование рынка и продвижение на него товаров.

10. Как называются деньги?

11. Чрезмерное увеличение количества обращающихся в стране бумажных денег, вызывающее их обесценивание.

12. Ввоз в страну иностранных товаров.

13. Соперничество, состязание на рынке.

14. Объявление, известие о товаре, услуге.

15. Несгораемый металлический ящик для хранения денег.

16. То, что является предметом торговли.

17. Стоимость товара, выраженная в деньгах.

18. Разность между общей выручкой и издержками.

20. Потеря, ущерб фирмы в результате неэффективной рекламной компании.

21. Деньги, даваемые вперед в счет заработка.

22. Требования к товару со стороны покупателя.

23. Организация торговли на конкурентной основе.

24. Вложения в объект экономики с целью получения прибыли.

Безработица

Акционер

Маркетинг

Инфляция

Конкуренция

Инвестиции

Неправильные ответы

Сберкасса

Брутто

Сценарий деловой игры «Занимательная экономика»

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-7 классов

Автор: Францева Ольга Николаевна, методист МБОУДОД «Центр внешкольной работы» г.Брянска
Описание материала: разработка будет полезна вожатым, педагогам-организаторам, классным руководителям школ для проведения внеклассных мероприятий. Сценарий предназначен для учащихся 5-7 классов. Материал в яркой и увлекательной форме направлен на обобщение базовых экономических понятий и становление экономического мышления школьников.
Цели: формирование и обобщение основных экономических понятий, с которыми учащиеся имеют дело в повседневной жизни.
Задачи:
- учить принимать решения, анализировать информацию, излагать свою точку зрения и вести дискуссию;
- формировать осознанное экономическое поведение;
- развивать инициативу, познавательную активность, интерес к постоянной потребности в новых знаниях, стремление к самовыражению и самореализации;
- содействовать экономическому воспитанию учащихся.
Форма: деловая игра.
Оборудование:
карточки с заданиями;
6 бумажных кошельков;
игрушечные бумажные деньги;
плакат с надписью игры;
листы бумаги, ручки;
костюм для инсценировки.
Предварительная работа:
1) Формируются команды. Учащиеся придумывают название и девиз своей команды.
2) Команды готовят рекламу своей творческой работы.
Участники: учащиеся 5-7 классов. На сцену выходит Знайка
Знайка:
Хочу сегодня я, друзья
Открыть вам свой секрет,
Об этом говорил ещё мой дед:
"Ученье - свет, а неученье - тьма!"
И как же прав он был!
Вот посудите сами…
Все хотят красиво жить,
А чтобы вы могли есть шоколад
И молоко кокосов пить,
Вам надобно, друзья,
Предметов прежде много изучить.
К примеру, экономика.
Детишки! Дама эта мудрена.
Не любит шуток в счете денежек она.
С ней будете встречаться Вы немало лет,
Пока покажет вам она ваш жизненный билет.
Предметов будет очень много –
Долго их считать,
А мне, сказать по правде,
Очень уж не терпится узнать,
Умеете ли вы считать?
Ну что ж, проверить мне не трудно вас.
Начнем игру «Занимательная экономика» сейчас.
Ведущий: Здравствуйте, ребята, члены жюри. Вы узнали нашего героя? Кто это? Сегодня мы встретились здесь, чтобы показать свои знания и выявить лучших знатоков экономики, научиться принимать решения, анализировать информацию, излагать свою точку зрения и вести дискуссию.
Итак, мы начинаем игру «Занимательная экономика». Давайте поприветствуем наши команды.
Представление команд и жюри.
Ведущий: За каждое правильное выполненное задание команда будет получать деньги, и та, у которой в итоге их окажется больше - выигрывает.

Конкурс «Разминка»
Ведущий: Разминка введет нас в игру, т.к. сейчас мы попытаемся вспомнить и назвать некоторые экономические понятия.
Вопросы для разминки команд
1.Финансовое кредитное учреждение. (Банк)
2.Отчисления от доходов в пользу государства. (Налог)
3.Денежная единица государства. (Валюта)
4.Управляющий, специалист по управлению. (Менеджер)
5.Деньги, переданные в долг под проценты. (Кредит)
6.Лицо, объявленное неспособным расплатиться с долгами. (Банкрот)
7.Сказочный персонаж, с помощью мистической силы превративший нагревательный прибой в транспортное средство.(Емеля)
8.Самый, если верить легенде, надежный сторож для крупных ценностей. (Дракон)
9.Разговорное обозначение миллиона денежных единиц. («Лимон»)
10.Одна из крупнейших в мире фирм по производству детских конструкторов. («ЛЕГО»)
11.Сказочное существо, умеющее изготавливать золотые монеты простым ударом копыта. (Антилопа)
12.Название комнаты, в которой хранились несметные сокровища, потерянные во время Второй мировой войны. (Янтарная)
Жюри подводит итоги разминки.

Конкурс «Экономика в литературе»
Ведущий: экономические термины встречаются в литературных произведениях, в устном народном творчестве (пословицах, поговорках).
Задание: как можно больше вспомнить сказок, мультфильмов, кинофильмов, песен, литературных произведений, пословиц, поговорок, в которых вспоминаются деньги или говорится о богатстве.
Варианты ответов: «Золотая Антилопа», «Алладин и волшебная лампа», «Али-Баба и сорок разбойников», «Кот в сапогах» (Ш. Перо), «Сказка о рыбаке и рыбке» и «У Лукоморья» (Пушкин), «Огниво» (Г. X. Андерсен), «Буратино» (А. Толстой), к/ф «Бриллиантовая рука»; «Без копейки рубля нет», «Копейка рубль бережет», «Деньгам – счет, а хлебу мера», «Нелегко деньги нажить, а легко прожить», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Деньги любят счет», и т.д.
Жюри подводит итоги конкурса.

Конкурс «Экономическая задача»
Ведущий: Каждая хозяйка знает, как много времени уходит на приготовление пищи и другую домашнюю работу. Чтобы оставить время на отдых или для занятия любимым делом, необходимо правильно планировать и экономить рабочее время. Попробуем?
Задание: Девочка решила помочь маме приготовить ужин. До прихода мамы остался один час. Меню ужина состоит из овощного салата, картофельного пюре и котлет. На приготовление необходимые следующие затраты времени (в минутах):
-мытье овощей - 10 мин.
-резку овощей - 10 мин.
-чистку картофель - 10 мин.
-варку картофеля - 30 мин.
-приготовление пюре - 10 мин.
-приготовление котлет из фарша - 10 мин.
-жарка котлет - 30 мин.
-накрывание стола - 10 мин.
Всего: 120 мин.
Вопрос: В какой последовательности необходимо производить операции по приготовлению ужина, чтобы успеть к мамину приходу? Распределите последовательность работ так, чтобы уложиться в 60 минут. Решение есть.
Ответ:
-чистку картофель - 10 мин. - варку картофеля - 30 мин.
-приготовление котлет из фарша - 10 мин. - жарка котлет - 30 мин.
-мытье овощей - 10 мин.
-резку овощей - 10 мин.
-приготовление пюре - 10 мин.
-накрывание стола - 10 мин.
Всего: 60 мин.

Конкурс «Логика»
Ведущий: Экономика - наука сложная, но интересная. Люди, работающие в этой отрасли должны уметь быстро и правильно принимать самостоятельные решения, а для этого надо быть не только знающим и умеющим, но и думающим.
Вопросы:
1.Ребята пилят бревна на метровые куски. Отпиливание одного такого куска занимает одну минуту. За сколько минут они распилят бревно длиной 5 метров?
Ответ: 4 минуты.
2.Два землекопа выкапывают два метра канавы за два часа. Сколько землекопов за пять часов выкопают 5 метров канавы?
Ответ: 2 землекопа.
3.Один человек купил трех коз и заплатил 3 рубля. Спрашивается: почему каждая коза пошла?
Ответ: по земле.
4.Мельник пришел на мельницу. В каждом из четырех углов он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело по три кошки, а каждая кошка имела при себе троих котят. Спрашивается, много ли ног было на мельнице.
Ответ: две ноги.
5.Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три вряд. Сколько всего летело уток?
Ответ: всего летело три утки, одна за другой.
6.Что это может быть: две головы, две руки и шесть ног, а в ходьбе только четыре?
Ответ: всадник на лошади.
7.Два отца и два сына поймали трех зайцев, а досталось каждому по одному зайцу. Спрашивается, как это могло случиться?
Ответ: это были дедушка, его сын и внук.

Конкурс «В супермаркете»
Ведущий: Следующее задание по своему характеру очень близко к первоначальному определению слова «экономика», то есть оно связано с ведением домашнего хозяйства. Вам приходится пойти в магазин и купить продукты.
Задание: игрок первой команды называет продукт питания, который можно приобрести в современном супермаркете, участник из второй команды называет продукт на последнюю букву и т.д. Тот, кто не может быстро назвать продукт на нужную букву, выходит из игры. Игра идет до тех пор, пока не останется один участник.
Например: М ясО короК олбасА брикоС метана...

Конкурс «Геометрический бег»
Ведущий: Ребята, многие, из вас став взрослым, наверное, захотят открыть своё дело, заняться бизнесом. А бизнес - это непременно рискованный труд. И прямо сейчас вы начнете преодолевать препятствие в конкурсе «Геометрический бег».
Представители команд вытаскивают карточки с заданиями.
Задания конкурса «Геометрический бег»
1.Бежать треугольником
2.Бежать пунктиром
3.Бежать кругом
4.Бежать косой линейкой
5.Бежать овалом
6.Бежать прямоугольником и т.п.
Жюри подводит итоги 2 конкурсов.

Конкурс «Назови профессию»
Ведущий: Ребята, вы, конечно, со мной согласитесь, что такие черты поведения, как тактичность, вежливость, деликатность необходимы не только для умения вести себя в обществе, но и для повседневной жизни. Именно имидж человека в любой профессии гарантирует и успех деятельности, и удовлетворение от неё.
Представители команд вытаскивают карточки с названием профессии и показывают ее пантомимой. Другие команды отгадывают эту профессию.
Варианты профессии: парикмахер, компьютерщик, продавец, врач, учитель, астроном, садовник, водитель, повар, дворник, артист, спортсмен.
Ведущий: А какие качества отличают людей экономических профессий?
Ответы учащихся: смекалка, находчивость, обман, и т.д.

Конкурс «Реклама»
Ведущий: как вы думаете, отчего зависит коммерческий успех?
Ответы учащихся.
Коммерческий успех зависит от того, насколько деятельность производства нацелена на изучение запросов людей и создания нового товара.
Всем хорошо известно выражение «Реклама - двигатель торговли». А что такое реклама?
Ответы учащихся.
Реклама - это деятельность по ознакомлению людей с товарами и продвижение их на рынок.
Ведущий: Какие вы знаете виды реклам?
Ответ: телереклама, объявление в газетах и журналах, рассылка почтой, наружная, выставки-продажи, упаковка товара.
И сейчас мы с вами побываем на презентации ваших творческих работ.
Команды показывают домашнее задание «Реклама».
Жюри подводит итоги 2 конкурсов и всей игры.
Награждение победителей.

Новое на сайте

>

Самое популярное