Домой Кредит на бизнес Инвестиционная привлекательность. Инвестиционный климат

Инвестиционная привлекательность. Инвестиционный климат

Инвестиционный климат связан с установлением уровня требований к сфере хозяйственной жизни общества. Он должен создавать стимулы для производителя, обладающего ресурсами и коммерческим опытом, расширять свое дело и вкладывать в него чистые инвестиции. 1 Инвестиции должны стать привлекательными.

Инвестиционный климат не может существовать вне предпринимательского. Последний зависит от содержания кредитно-денежной, бюджетно-налоговой, таможенной политики; масштабов, форм и методов государственного вмешательства в экономику. При этом имеется ввиду, что экономическая политика государства может формировать ту хозяйственную среду, при которой предпринимательство было бы выгодным и безопасным. Содействие предпринимательству означает и стимулирование его разрастанию, а последнее возможно при благоприятном инвестиционном климате, сформированном в значительной мере именно государством.

Для России понятие «инвестиционный климат» относительно новое. В советском союзе инвестиционную деятельность осуществляло преимущественно само государство, реализуя свои интересы. Поэтому ему не требовалось применения стимулов инвестиционной деятельности предприятий. Это объясняет тот факт, что термин "инвестиционный климат" не был востребован.

Само понятие напрямую связанно с понятием «инвестиции». Оно охватывает и так называемые реальные инвестиции, близкие по содержанию к нашему термину "капитальные вложения", и "финансовые" (портфельные) инвестиции, то есть вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно со статусом собственника, дающим право на получение доходов от собственности. Финансовые инвестиции могут стать как дополнительным источником капитальных вложений, так и предметом биржевой игры на рынке ценных бумаг. Часть портфельных инвестиций - вложения в акции предприятий различных отраслей материального производства - по своей природе ничем не отличаются от прямых инвестиций в производство.

Также инвестиционный климат тесно связан с инвестиционной политикой. Можно сказать, что инвестиционный климат является результатом инвестиционной политики. Задачами инвестиционной политики являются: формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора, привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий, а также государственная поддержка важнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении эффективности капитальных вложений.

  1. Механизмы формирования благоприятного инвестиционного климата

Механизм формирования инвестиционного климата складывается из инвестиционной политики государства и действий самих предприятий - предполагаемых объектов инвестирования. За последнее десятилетие роль последних резко возросла, как и инвестиционная привлекательность оных. В настоящее время предприятия приобрели полную коммерческую самостоятельность. Они сами определяют, что и сколько им производить, ориентируясь на рыночные индикаторы. Государство же пытается воздействовать на процессы, которые рынок регулирует не достаточно эффективно. К ним относится и инвестиционная деятельность, риски которой рынок не может сгладить.

Поскольку инвестиционный процесс формирует будущее страны, ее конкурентоспособность и процветание, государство пытается расширить его рамки, усилив стимулы для инвесторов. При этом государство воздействует лишь на экономический интерес инвестора.

Так, привлекательность может возрасти, если хозяйственная конъюнктура способствует увеличению доходов от инвестиций. Государство поэтому пытается создать условия для осуществления этого процесса. Для выполнения этой задачи государство в рыночной экономике использует ряд экономических рычагов.

Конкретнее, государство использует налоговую систему, увязывает ее с инвестиционным процессом, стимулирует инвестора налоговыми льготами. Механизм инвестиционных налоговых льгот исключает из налогообложения полученную прибыль, пропорциональную вложенного капитала. Эти части или нормы дифференцируются по отраслям, причем в передовых отраслях они достигают максимальных размеров. В результате, чем больше инвестиций и прогрессивнее их структура, тем меньше становится налог, отдаваемый в бюджет.

Государство с помощью этого экономического рычага уменьшает издержки процесса инвестирования и тем самым увеличивает доходность вложенного капитала. Одновременно расширяются и источники финансирования капиталовложений за счет уменьшения изъятий в государственный бюджет. Безусловно, такая система активно стимулирует инвестора, создавая преимущества против того, кто игнорирует инвестиционную деятельность. Ведь у предприятия, не включившегося в инвестиционный процесс, доля налогов в общей сумме полученной прибыли оказывается выше, что ухудшает его конкурентоспособность.

Примерно также действует и инвестиционный налоговый кредит. Он строится на использовании показателя, отражающего долю средств на разработку, приобретение и освоение новых технологий в издержках производства. Фирмы, у которых такой показатель превышает среднеотраслевой уровень, получают возможность воспользоваться специальным кредитом, предназначенным для уплаты налога. Кредит предоставляется под низкий процент и на продолжительный срок, то есть является достаточно выгодным. Чтобы не ущемить интересы коммерческих банков, выдающих такой кредит, он обеспечивается государственным страхованием, льготным налогообложением банковской прибыли и иными способами поощрения.

Механизм льготного налогообложения предприятий, осуществляющих инвестиции в передовые технологии, дополняется и политикой ускоренной амортизации. Она позволит увеличить нормы списания основного капитала. В результате размеры бухгалтерских издержек расширяются, а величина налогооблагаемой базы уменьшается. Предприятиям становится выгодным режим ускоренной амортизации, и они активизируют свои усилия в обновлении основного капитала. Все это ведет к увеличению инвестиционного спроса, раздвигает емкость товарных рынков, содействует росту национальной экономики.

Фискальные действия государства могут быть усилены Центральным Банком, который имеет свои рычаги стимулирования инвестиций, связанные со снижением ставки процента, что ведет к удешевлению кредита, делая его более доступным для всех предпринимателей.

Государство может содействовать процессу накопления и превращения сбережений в инвестиции и через применение государственных закупок. Увеличение государственных закупок на внутреннем рынке расширяет емкость рынка, что создает у бизнеса стимулы расширения производства. Распределение выгодных государственных заказов на конкурсной основе содействует расширению производства наиболее эффективных производителей. Это не только стимулирует инвестиции, но и обеспечивает их эффективное направление. Ради расширения емкости рынка государство может стимулировать и потребительский спрос, что возможно осуществить при отсутствии угрозы инфляции.

Формирование стимулов инвестирования не ограничивается рамками возможностей получить дополнительные доходы от более масштабной инвестиционной деятельности. Государство делает попытки создать условия, содействующие сокращению возможностей потерь, сопровождающих бизнес. Тем самым государство уменьшает риски инвестиционной деятельности.

Антимонопольная политика во многом устраняет риски вхождения в отрасль. Противодействие государства инфляции смягчает риски обесценения капитала. Совершенствуя хозяйственное право, государство более действенно защищает предпринимателя от недобросовестных партнеров, заставляет их компенсировать нанесенный ими ущерб и передать его ущемленной стороне. Это тоже одна из форм, обеспечивающая снижение коммерческих рисков.

По отношению к крупным иностранным инвесторам современные государства используют в качестве стимулятора предоставление своих гарантий под вложенные средства. В этом случае государство уже напрямую берет риски на себя.

После второй мировой войны повысилась роль наукоемкого производства, требующего больших капиталовложений. Эта сфера хозяйственной деятельности сопровождается длительным сроком окупаемости и неопределенностью конечных результатов. Для бизнеса это оборачивается высокими коммерческими рисками, что сдерживает его участие в развитии этого перспективного направления экономики. Государство, стремясь к инвестиционным вливаниям частного сектора в эту область, пытается снизить уровень коммерческих рисков, становясь долевым участником проектов развития наукоемкого производства.

Таким образом, экономическая политика государства по формированию благоприятного инвестиционного климата использует два направления. Одно способствует капиталообразованию, другое уменьшает риски этого процесса. Использование государством этих дополняющих друг друга направлений экономической политики ведет к повышению привлекательности коммерческой деятельности и ее вида - инвестиционного бизнеса.

Внутренние источники инвестирования.

Традиционно в России финансирование капитальных вложений осуществлялось в основном за счет внутренних источников. Можно предположить, что и в дальнейшем они будут играть решающую роль, несмотря на активизацию привлечения иностранного капитала.

В масштабе страны общий уровень сбережений зависит от уровня сбережений населения, организаций и правительства. Средства отдельных граждан - не единственный источник сбережений на будущее. Компания, располагающая свободными финансами, может направить их по различным путям инвестирования. Эта прибыль может быть выплачена владельцам, реинвестирована или же положена на банковский счет. В любом случае компания сберегает часть своей прибыли. Правительство тоже может делать сбережения - в тех случаях, когда налоговые поступления в бюджет превышают правительственное потребление. При таком положении дел у правительства остаются средства, которые могут быть использованы под инвестиции, например, в инфраструктуре.

Объем сбережений в стране непосредственно влияет на объем инвестиций в стране. Уже было отмечено, что инвестиции представляют собой расходы на приобретение оборудования, зданий и жилья, которые в будущем выразятся в подъеме производительной мощи всей экономики. Когда общество сберегает часть своего текущего дохода, это означает, что часть производства может быть направлена не на потребление, а на инвестиции.

Чаще всего сберегатели (вкладчики) и инвесторы принадлежат к разным экономическим группам. Когда семья откладывает часть своего дохода, она помещает свои деньги в банк. Банк одалживает эти деньги компании, желающей осуществить капиталовложения. В этом случае вкладчики и инвесторы связаны через финансового посредника. Иногда вкладчики и инвесторы представляют собой одно и то же лицо. Если предприятие сберегает часть своей прибыли и использует ее на покупку нового станка, оно одновременно и сберегает и инвестирует деньги. Иногда компания сберегает свою прибыль за счет увеличения банковских вкладов. Банк затем одалживает эти деньги другой компании, желающей сделать капиталовложения. В закрытой экономике объем сбережений точно соответствует объему инвестиций. Какая часть национального дохода сберегается, такая часть и может быть инвестирована. Таким образом, можно сказать, что в закрытой стране внутренние инвестиции равны внутренним сбережениям.

Когда страна входит в мировую финансовую систему, складывается не столь однозначная ситуация. Если некая российская компания желает сделать капиталовложение, она может занять необходимые средства как в российском, так и в зарубежном банке. Одним из источников инвестиций может быть прибыль. Недостаток финансовых ресурсов предприятия пытаются восполнить за счет повышения цен на свою продукцию. Однако, увеличивая цены, предприятия сталкиваются со спросовыми ограничениями, приводящими к проблемам с реализацией продукции, и, как следствие, к спаду производства. Это может поставить на грань банкротства многие предприятия.

Правительством принимаются меры, которые облегчат предприятиям формирование необходимых финансовых ресурсов для производственного развития, тем более что сегодня они являются одним из основных источников капиталовложений в экономику. Расширить возможности предприятий поможет решение о полном освобождении от налога прибыли, направляемой на инвестиции, которое действует с 1 января 1993 года. Это должно послужить хорошим стимулом к усилению инвестиционной активности.

К внутренним инвестициям также относятся амортизационные отчисления. Амортизационные отчисления - это капитальная стоимость, отделившаяся от своего материального носителя (зданий, сооружений, оборудования, аппаратуры и т.д.) изначально являющуюся капиталом уже находящимся в кругообороте и обороте предприятия. Амортизационные отчисления направлены на восстановление средств производства, которые изнашиваются в процессе использования при производстве товаров. В случае высокой инфляции амортизационные отчисления теряются. Тогда для самоинвестирования предприятия используют средства, необходимые для выплаты долгов по зарплате, налогов и прочего, что отражается на социальной сфере. Рост стоимости основных фондов предприятий и их амортизационных отчислений пропорционально темпам инфляции позволяет увеличить источники собственных средств для финансирования капиталовложений. Поэтому одной из важных мер по повышению внутренней инвестиционной активности могла бы стать антиинфляционная защита амортизационного фонда путем регулярной индексации балансовой стоимости основных средств. Чтобы восстановить инвестиционный характер амортизационного фонда необходимо провести реформу амортизационной политики и системы кругооборота и оборота амортизационного фонда. Также нужно распространить на амортизационный фонд законодательство о собственности и гарантировать права собственников капитала на определение судьбы амортизационного фонда. Усилить ответственность производства (менеджеров) предприятий за его сохранность и целевое использование; ввести налоговые и административные санкции против нецелевого применения и вывоза амортизационного фонда за пределы российской национальной территории. Эти меры помогут сохранению амортизационного фонда предприятия и, как следствие, помогут держаться производству на прежнем уровне.

В случае дефицита государственного бюджета нецелесообразно рассчитывать на решение инвестиционных проблем за счет централизованных источников финансирования. При ограниченности бюджетных ресурсов как потенциального источника инвестиций государство будет вынуждено перейти от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию. Уже сейчас ужесточился контроль над целевым использованием льготных кредитов. Для обеспечения гарантий возврата кредита внедряется система залога имущества в недвижимости, в частности земли. Законодательная база этому создана Законом о залоге. Государственные централизованные вложения обычно направляют на реализацию ограниченного числа региональных программ, создание особо эффективных структурообразующих объектов, поддержание федеральной инфраструктуры, преодоление последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, решение наиболее острых социальных и экономических проблем. На этапе выхода из кризиса приоритетными направлениями с точки зрения бюджетного финансирования будут:

Выделение государственных инвестиций для стимулирования развития опорных сырьевых и аграрных районов, обеспечивающих решение продовольственной и топливно-энергетической проблем;

Поддержание научно-производственного потенциала;

Выделение субсидий на социальные цели слаборазвитым районом с чрезмерно низким уровнем жизни населения, не имеющим возможности приостановить его падение собственными силами.

Критерии оценки инвестиционного климата страны .

Инвестиционный климат страны формируется политикой правительства под влиянием множества факторов, им созданных.

Все факторы делятся на две группы: направленные и ненаправленные. Под направленными факторами понимаются целенаправленные изменения инвестиционной политики правительства с целью изменить инвестиционный климат. Под нецеленаправленными следует понимать все остальные шаги правительства, учитываемые инвесторами. 2 Нецеленаправленное влияние политических факторов на инвестиционный климат происходит через определенные политические события, которые могут иметь как негативный, так и позитивный эффект.

В первом случае, говорят о дефектном политическом процессе (ДПП). Он характеризуется во-первых, слабостью государственной власти; во-вторых, высоким уровнем конфликтности, то есть отсутствием договоренности между ветвями государственной власти, Центром и периферией, между властью и населением, а также данным государством и зарубежьем (ближним или дальним); в-третьих, кризисностью; в-четвертых, наличием несовершенной законодательной базы, тормозящей социально-политическое и экономическое развитие; в-пятых, коррумпированностью государственных служащих; в-шестых, разрастанием бюрократического аппарата.

Все эти признаки устранимы, однако некоторые из них, такие, как слабость государственной власти, конфликтность, могут принять латентный характер вновь актуализироваться.

Состояние вышеперечисленных процессов формируют факторы инвестиционного климата. На оценку инвестиционного климата влияют следующие параметры:

– политическая стабильность и предсказуемость;

– компетентность и политика центральных и местных властей, уровень конфликта интересов в их структурах;

–макроэкономические показатели (бюджет, платежный баланс, государственный долг);

– качество налоговой системы и уровень налогового бремени;

– качество банковской системы и других финансовых институтов;

–защищенность и определенность прав собственности, уровень корпоративного управления;

– обязательность контрагентов по исполнению договоренностей;

– открытость экономики;

– уровень развития инфраструктуры;

– качество рабочей силы;

– уровень монополизации рынков, барьеры входы на рынок;

– уровень законности и правопорядка, масштабы преступности и коррупции.

Из вышеперечисленных параметров видно, что основное значение для привлечения инвестиций играет степень демократизации общества, а также стабильность и предсказуемость политической системы.

Этим можно объяснить инвестиционную непривлекательность России в первые семь лет после падения советского союза. Нестабильная ситуация в стране наряду с криминогенной обстановкой и наличием конфликтов между ветвями власти создавали нестабильность. Иначе говоря, существовал политический риск для инвесторов.

Политический риск, в совокупности с экологическим, отраслевым, социально-экономическим и другими, образуют страновой риск.

Одной из методик для определения общего странового риска является цифровая система BERI, разработанная Гарвардской школой бизнеса. Система состоит из пятнадцати оценочных критериев, каждый из которых имеет свой удельный вес.

Установочными критериями являются:

1) политическая стабильность (удельный вес – 12);

2) отношение к иностранным инвестициям (6);

3)возможность национализации (6);

4) влияние девальвации (6);

5) состояние платежного баланса (6);

6) состояние экономического роста (10);

7) конвертируемость валюты (10);

8) уровень зарплаты и производительности труда (8);

9) возможности получения прибыли (8);

10) условия формирования уставного капитала (8);

11) уровень государственного регулирования инвестиций (4);

12) возможность реализации проекта (6);

13) возможность получения консультационных услуг (2);

14) состояние инфраструктуры (4);

15) возможность кооперирования в сфере производства (4)

Трижды в год независимая группа экспертов дает оценку 45 странам мира по системе BERI. Недостаток системы BERI состоит в том, что она не учитывает регионов страны и их особенностей.

Наряду с этой системой существуют различные рейтинговые оценки инвестиционного климата и странового риска, по которым легко можно провести сравнительный анализ. Такие оценки проводит ряд экономических журналов. В их числе “Multinational Business” (приложение к журналу “Economist”), “Fortune” (журнал американкой консультационной фирмы “Plan econ.”), “The Wall Street Journal Europe’s” и некоторые другие.

Для начала стоит дать определение инвестициям. Они представляют собой совокупность затрат трудовых, денежных, материальных ресурсов, вложенных в расширенное воспроизводство, основные фонды отраслей народного хозяйства.

Для российской экономики данный термин - относительно новый. Если говорить о централизованной плановой системе, тогда было адаптировано такое понятие, как валовые капвложения, которые складывались из затрат на воспроизводство ОФ, в том числе издержек на их ремонт.

Из чего складывается рассматриваемое понятие?

Термин «инвестиции» подразумевает более масштабное понятие: в него входят реальные инвестиции (по содержанию близкие к капвложениям) и портфельные (вложения в облигации, акции, прочие ценные бумаги, которые привязаны напрямую к титулу собственника и дают право на получение по ним дохода от собственности).

Вторые также называют финансовыми. Их можно расценивать либо как дополнительный источник капвложений, либо как предмет биржевой игры. Однако определенная часть финансовых инвестиций представляет собой вложения именно в акции преуспевающих предприятий разных отраслей материального производства. Они по природе - те же самые прямые инвестиции в производство.

Задачи грамотной инвестиционной политики

Сюда входит:

  1. Формирование инвестиционного климата, благоприятного для повышения инвестиционной активности преимущественно негосударственного сектора.
  2. Господдержка наиболее важных жизнеобеспечивающих производств и соцсферы на фоне повышения эффективности капвложений.
  3. Привлечение частных иностранных и собственных инвестиций в целях реконструкции предприятий.

Инвестиционный климат: факторы

В России этому фактору уделялось совсем недавно недостаточно внимания, сейчас же государство начало осознавать всю необходимость грамотно выстроенной инвестиционной политики и, главное, стало предпринимать правильные действия. Так, за последние несколько лет можно наблюдать ряд сдвигов в ее изменении: например, постепенно происходит ликвидация структурных перекосов в нашей экономике. Однако государство осознает отсутствие быстрого автоматического эффекта в качестве увеличения инвестиций и роста производства при снижении уровня инфляции, процентных ставок.

Прежде всего это связано с 2 факторами:

1. Отсутствием готовности получения инвестиций: предприятия не готовы к грамотному освоению средств из-за плохого качества управления.

2. Отсюда вытекает и неготовность инвесторов осуществлять капвложения в нереформированные предприятия ввиду высоких рисков (наличие незащищенности прав собственности, существенный риск невозврата вложенных средств по причине неграмотного управления) и невозможности установления адекватного уровня риска (непрозрачность текущего финансового состояния компаний, их ликвидность и инвестиционная деятельность).

Инвестиционный климат: определение, роль

Его значимость определяется селективностью направляемых инвестиций, которая связана с тем, что рынок капитала постоянно складывается в пользу именно продуцента, так как потребности в так называемых свободных финресурсах, как правило, превышают возможности накопления таковых.

Итак, инвестиционный климат представляет собой совокупность политических, финансово-экономических, социально-культурных, правовых условий, сложившихся в определенной стране, устанавливающих эффективность инвестирования, качество инфраструктуры (предпринимательской), степень рисков при капвложениях.

Чаще всего капитал направляется в такие зоны, которые обеспечивают высокую прибыльность, устойчивую ликвидность и безопасность. Инвесторы в первую очередь учитывают вероятность инвестиционных рисков в качестве возможности недостижения (неполного достижения) поставленных целей.

Для установления инвестиционных рисков применяются специальные методы расчета критических точек, вероятностной постадийной оценки, корректировки параметров, анализа чувствительности и пр.

Факторы, способствующие притоку инвестиций

Иначе говоря, такие, которые формируют благоприятный инвестиционный климат, а именно:


Факторы, мешающие развитию инвестиционной активности

Неблагоприятный инвестиционный климат подразумевает:

  1. Политическую нестабильность.
  2. Неблагоприятные макроэкономические показатели (высокий уровень ставки рефинансирования, инфляции, внешнего, внутреннего долга, негативная динамика развития экономики, дефицит бюджета и платежного баланса).
  3. Высокий уровень транзакционных издержек.
  4. Социальную напряженность (религиозные, этнические беспорядки, коррупция, бюрократия, забастовки, снижение уровня жизни среднего класса).
  5. Неразвитость законодательства, которое регулирует как инвестиционную сферу, так и инвестиционную инфраструктуру в целом.
  6. Неблагоприятную с производственной точки зрения амортизационную политику.

Это основные факторы, которыми может быть охарактеризована инвестиционная привлекательность, особая роль среди них отведена правовой стабильности, она в законодательстве большинства стран фиксируется в качестве оговорки о неприменении на протяжении установленного промежутка времени новых законодательных актов, которые ограничивают права субъектов инвестиционной деятельности, ухудшают условия для ее осуществления относительно ранее существующих.

С чем связаны возможности привлечения инвестиционного климата?

Объективно они связаны с тем, какой инвестиционный климат существует в конкретной стране. Субъективно данные возможности зависят от существующего инвестиционного имиджа, сформированного под влиянием реальных процессов эволюции предпринимательства, и осуществляемых как внутри страны, так и на мировой арене специальных целевых поощрительных либо ограничивающих приток зарубежных инвестиций акций.

Инвестиционный климат в России регулируется государством посредством:

  1. Расширения ресурсного потенциала, развития нормативно-правовой базы, рыночной инфраструктуры.
  2. Разработки специальных мероприятий господдержки, защиты инвесторов (налоговые льготы, гарантии, субсидии и пр.).

Наше государство всячески способствует образованию и дальнейшей стабилизации обозначенного инвестиционного имиджа посредством работы Консультационного совета, который курирует иностранные инвестиции в России, а также эмиссии акций в соответствии с Мюнхенским переговорным процессом, исключению так называемого двойного налогообложения, укреплению деятельности законодательных органов касательно обеспечения образования наиболее важных инвестиционных направлений (создание благоприятного режима, условий функционирования зарубежных инвестиций, составление концессионных договоров, разного рода соглашений относительно раздела продукции, образование зоны специального экономического статуса).

Оценка инвестиционного климата осуществляется с использованием специальных методов. Так, для стран, имеющих переходный тип экономики, а также для развивающихся государств применяется метод «Бери-индекса». Это синтетический показатель, представляющий собой сумму баллов экспертных оценок специальных индикаторных факторов, устанавливающих отдельные стороны инвестиционного климата. Затем по итогам расчетов проводится ранжирование стран, в дальнейшем учитываемое в процессе принятия инвестиционного решения.

Прямые и портфельные зарубежные инвестиции в нашей стране

Основные способы привлечения зарубежных инвестиций:

  1. Регистрация на российской территории компаний, которые полностью принадлежат иностранному капиталу.
  2. Благоприятный инвестиционный климат региона путем образования СЭЗ.
  3. Привлечение зарубежного капитала в предпринимательской форме за счет формирования совместных предприятий (включая продажу иностранным инвесторам крупных пакетов акций наших акционерных обществ).
  4. Привлечение зарубежного капитала на базе концессий, соглашений касательно раздела продукции.

Для того чтобы прямые иностранные инвестиции в России увеличивались, необходимо разработать комплексную госпрограмму. Исходя из опыта большинства зарубежных стран, помимо мер, нацеленных на общее улучшение макроэкономической, политической ситуации, необходимо внедрить и другие:

  1. Формирование реально действующей комплексной льготной системы для зарубежных инвесторов в отдельно взятых отраслях, регионах, за счет чего увеличится и инвестиционная привлекательность.
  2. Внедрение стабильного экономического, внешнеторгового законодательства, а также нормативную базу в отношении раздела продукции и концессии.
  3. Введение частной земельной собственности.
  4. Четкое разделение собственности как между хозсубъектами, так между местными и федеральными властными структурами.
  5. Снижение тяжелого налогового бремени, упрощение налоговой структуры.
  6. Разработка механизмов страхования зарубежных инвестиций.

Что касается портфельных, то их целью выступают вложения инвестируемых средств в ценные бумаги преуспевающих предприятий, эмитируемых госорганами либо местными властями для получения максимальной выгоды на вложенные денежные средства. Важно отметить, что портфельный инвестор занимает позицию так называемого стороннего наблюдателя относительно предприятия - объекта инвестирования, он чаще всего не вмешивается в его управленческие процессы.

Привлечение зарубежных финансовых инвестиций также выступает для нашей экономики важной задачей. Посредством иностранных портфельных инвесторов становится возможным решение ряда экономических задач:

  • аккумулирования заемных средств отечественными предприятиями в целях реализации соответствующих проектов за счет размещения долговых ценных бумаг наших эмитентов среди иностранных финансовых инвесторов;
  • эффективной реструктуризации российского внешнего долга посредством его конвертации в гособлигации с дальнейшим их размещением среди иностранных инвесторов;
  • пополнения собственного капитала наших предприятий для долгосрочного развития за счет размещения акций отечественных акционерных обществ среди иностранных портфельных инвесторов;
  • пополнения местного, федерального бюджета субъектов РФ посредством размещения долговых ценных бумаг, выпущенных определенными органами власти, среди зарубежных инвесторов.

Два главных потока привлекаемых в нашу страну зарубежных финансовых инвестиций:

  1. Вложения финансовых инвесторов в облигации, акции отечественных акционерных обществ, которые свободно обращаются как на нашем, так и на зарубежном рынке.
  2. Вложения иностранных финансовых инвесторов во внутренние, внешние долговые обязательства РФ, ценные бумаги, которые выпущены субъектами РФ.

Основные пути улучшения инвестиционного климата в нашей стране

Все большую роль играет на сегодняшний день либерализация инвестиционной деятельности. Улучшение инвестиционного климата может быть достигнуто за счет применения специальных мер по либерализации всего инвестиционного процесса, в частности внедрения льготного режима проведения инвестиций, либерализации регулирования прав собственности, упрощения разрешительных процедур, ослабления госконтроля.

Суть Национального рейтинга состояния инвестиционного климата субъектов РФ

Это элемент целостной системы улучшения ИК в регионах нашей страны посредством развития мотивационных инструментов региональных органов власти, действенного механизма обмена результативными практиками. Национальный рейтинг инвестиционного климата основан на диалоге власти с бизнесом.

Его цель - оценка ключевых факторов формирования благоприятного ИК. Анализ того, насколько улучшился инвестиционный климат региона благодаря усилиям региональных властей.

Сущность инвестиционного прогноза

Очевидно, что для расширенного воспроизводства необходим поиск допматериалов и финресурсов. Таким образом, поиск таких источников, а также установление необходимого объема - это наиболее острые проблемы, решить которые возможно используя инвестиционный прогноз.

Средне- и краткосрочные прогнозы базируются на долгосрочных вычислениях. Среди долгосрочных прогнозов главенствующее место занимают инвестиции, инновации. Их важная роль обосновывается необходимостью осуществления долговременных действий, а также присутствием значительного капитала. В связи с этим задачей рациональной работы фирмы выступает определение оптимального объема производства продукции (объема реализации) и требуемых для этого затрат с учетом уже существующих (перспективных) технологий.

Итак, главное при установлении оптимального объема продукции и затрат - расчет требуемой величины основного капитала для дальнейшего развития.

Из всей совокупности принимаемых фирмой решений наибольшей сложностью, риском и неопределенностью обладает обоснование долговременных издержек, а именно капвложений, затрат на НИИ и инвестиций. Именно они в перспективе будут определять положение компании на рынке. Так, инвестиционная политика - часть ее стратегии, которая направлена на прирост активов для получения существенной прибыли в будущем. Точно так же, как и любой другой стратегический план, инвестиционная политика должна включать прогноз степени эффективности проекта.

Чтобы провести инвестиционные прогнозы, необходимо обосновать выбор соответствующих проектов, а затем лучшего из них. Это можно сделать посредством следующих методов:

  • нормы рентабельности вложенного капитала;
  • потока денежной наличности;
  • дисконтирования средств.

Заключение

В статье речь шла о таких понятиях, как инвестиции, инвестиционная политика и ее факторы. Подробно рассмотрен инвестиционный климат в России, пути его улучшения.

Если резюмировать все вышесказанное, то можно подчеркнуть, что привлечение зарубежных инвестиций в нашу экономику выступает одним из наиболее необходимых условий выхода России из сложившейся экономической ситуации. Для этого требуются значительные нормотворческие, организационные усилия и от российских властей (федеральных, региональных), и от отдельно взятых предприятий, финансовых институтов. Обобщенно последние должны быть ориентированы на следующее:

  • улучшение российского инвестиционного климата, стабилизацию законодательной, экономической ситуации, а также создание эффективно действующего экономического законодательства;
  • организацию грамотного внутрироссийского рынка капиталов, который должен обеспечивать полноценную взаимосвязь рынка ценных бумаг и реального сектора.

Без регулярных вливаний капитала в экономику любой страны, ее функционирование невозможно, иными словами - без инвестирования. Приумножение национального богатства представляет собой сложный процесс, который зависит от совокупности неотъемлемых друг от друга факторов.

Для того чтобы вложение денежных активов в отрасли народного хозяйства осуществилось, необходимо, чтобы этот процесс был кем-то инициирован. В качестве инвесторов могут выступать частные лица, предприятия, финансовые посредники и государство.

Что касается демографической ситуации, то исходя из статистических данных, для населения России характерен ежегодный прирост.

Чтобы произошло улучшение инвестиционного климата необходимо выяснить, какие факторы препятствуют реализации данной стратегической задачи. Неоспоримой негативной характеристикой бизнес среды России можно считать недостаточное качество деловой культуры. Причиной такой ситуации является недостаточный отход страны от методов управления экономикой, характерного для советского периода.

Высокий уровень коррупции по праву считается фактором, который ухудшает инвестиционную привлекательность государства с точки зрения иностранных инвесторов. Кроме того, для России характерно наличие существенных административных барьеров для вхождения зарубежных инвесторов.

Способы оптимизации

Для всех уровней власти России, приоритетной задачей должно стать улучшение инвестиционного климата внутри страны. Одной из ключевых проблем российского бизнеса является непродуктивное использование ресурсного потенциала, характерного для государства.

Крайне важно разработать эффективные и жёсткие меры противодействия коррупционным явлениям. Для этого необходимо сосредоточиться на улучшении функционирования судебной системы. Прежде всего, суды должны быть политически независимыми, что станет гарантией формирования их объективного отношения к спорным ситуациям, возникшим в экономических отношениях.

Для улучшения состояния деловой среды необходимо снизить уровень бюрократии, характерной для особенностей пересечения российской границы нерезидентами.

Проблемой инвестиционной деятельности в России считается недостаточно прозрачное законодательство. Особое внимание необходимо уделить страхованию рисков инвесторов, относящихся к потере имущества и капитала. Также требует усовершенствования антимонопольное и антикоррупционное законодательство России.

В случае полноценного проведения перечисленных выше реформ инвестиционный климат России будет усовершенствован на протяжении последующих нескольких лет.

Принимая решение о целесообразности инвестиций, инвесторы базируются на нескольких основополагающих факторов, одним из которых является инвестиционный климат. Многие считают его синонимом инвестиционной привлекательности. Однако это хотя и близкие, но не тождественные понятия.

Климат является базовой характеристикой инвестиционной среды, которая сформировалась в рамках государства (например, России), отдельного региона, муниципального образования либо конкретной отрасли экономики. Каждый знающий инвестор не станет предметно рассматривать какой-либо актив, предварительно не ознакомившись с рейтинговой оценкой инвестиционного климата.

В экономической науке к настоящему времени сформировалось несколько подходов к пониманию рассматриваемого явления. Давайте рассмотрим основные из них.

Кроме того, есть мнение, что под рассматриваемым явлением понимается совокупность условий, которые сложились в политической, экономической, финансовой, социальной, культурной и правовой сфере определенного государства, его субъекта или муниципалитета, определяющих привлекательность инвестиций.

Факторы, которые его определяют

Факторы, в разной степени влияющие на инвестиционный климат, давно известны и изучены экономической наукой. Среди них обычно выделяют:

  • политические;
  • экономические;
  • финансовые;
  • социальные;
  • правовые;
  • ресурсные;
  • и прочие.

Под политическим фактором принято понимать устойчивость существующей в стране системы государственной власти. Например, иностранные инвесторы, приходя на инвестиционный рынок Российской Федерации, чувствуют себя достаточно спокойно. Это предопределено тем, что на протяжении двух с половиной десяткой лет, власть в нашей стране легитимно передается из рук в руки на основании Конституции РФ и других действующих законов.

Экономический фактор был и остается одним из главных элементов, который формирует благоприятный либо неблагоприятный инвестиционный деловой климат. В его рамках мы можем говорить о развитии экономики, емкости внутреннего рынка, уровне сложившейся инвестиционной активности и так далее.

Финансовый фактор всегда был близок к экономическому, но при этом имеет собственную специфику. В частности, он затрагивает действующую налоговую систему, сбалансированность государственных и региональных бюджетов, прибыльность компаний и прочее.

Социальный фактор особенно важен в таком многонациональном государстве, как Россия. Он формируется под воздействием существующих этнических конфликтов, наличия напряженности в обществе, уровне жизни населения и так далее.

Правовой фактор связан с уровнем развития нормативно-правовой базы государства. Особенно той части законодательства, которое регламентирует правоотношения в сфере инвестирования.

Ресурсный фактор напрямую связан с существующей в стране ресурсно-сырьевой базой, наличия природных ресурсов и разведанных месторождений полезных ископаемых.

Кроме них также могут выделяться производственные, трудовые, инновационные, инфраструктурные, экологические и криминогенные факторы, которые оказывают влияние на формирование инвестиционного климата.

Дополнительно принято выделять факторы, способствующие улучшению или ухудшению текущего инвестиционного климата. К первой группе принято относить:

  • высокая емкость внутренних рынков;
  • низкая конкуренция;
  • высокая норма прибыльности;
  • стабильность системы налогообложения;
  • дешевизна ресурсов;
  • государственная поддержка инвесторов;
  • и прочие.

Во вторую группу, как правило, включают:

  • политическую нестабильность;
  • социальную напряженность;
  • быстрорастущую инфляцию;
  • высокую ставку рефинансирования;
  • пробелы и коллизии в законодательстве;
  • и так далее.

Методики оценки

Точно оценить инвестиционный климат в стране или отдельно взятом регионе крайне сложно. Чаще всего выделяют три градации данного показателя:

  • благоприятную;
  • нейтральную;
  • неблагоприятную.

Оценка инвестиционного климата неразрывно связана с двумя параметрами:

  • инвестиционным потенциалом;
  • инвестиционными рисками.

Одним из наиболее часто применяемых инструментов для оценки инвестиционного климата является индекс Бери. Данным методом предусмотрены 15 критериев, которые необходимо предварительно оценить. Только после взаимного анализа этих показателей принято ставить конкретную оценку климату проходившего проверку государства. Критериями являются:

  • стабильность политической системы;
  • динамика роста экономики;
  • конвертируемость национальной валюты;
  • возможность осуществления долгосрочных инвестиций;
  • возможность получения краткосрочного кредитования;
  • уровень производительности труда и стоимость рабочей силы;
  • девальвация;
  • показатель состояния платежного баланса;
  • возможности реализации заключенных контрактов;
  • отношение к внешним вложениям;
  • бюрократизация или уровень государственного регулирования;
  • развитие транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры;
  • партнерство и местное управление;
  • возможности использования услуг и экспертов.

Все перечисленные критерии получают собственную оценку от 1 до 4 баллов. Чем большая сумма будет в итоге получена, тем более благоприятным будет считаться климат для инвестирования в стране.

Существенным недостатком данного метода можно считать субъективизм в работе экспертов, которые осуществляют проверку.

Кроме того, говоря об инвестиционном климате страны, не стоит забывать и про крупнейшие рейтинговые агентства. Самыми известными из них традиционно считаются Moody’s Investors, Fitsch – IBCA, Standard & Poor’s.

Несмотря на то что данные организации имеют единые для каждого государства стандарты оценки, выставленный ими рейтинг не следует считать объективным отражением реального положения вещей. С одной стороны, рейтинговым агентствам часто вменяют в вину то, что они не могут в полной мере учесть национальных и региональных особенностей. С другой стороны, в последнее время их оценки зачастую бывают сильно подвержены политической конъюнктуре. Другими словами, политические или экономические соперники США, как правило, получают от перечисленных рейтинговых агентств значительно заниженный рейтинг.

Можно смело утверждать, что подобные подходы к оценке инвестиционного климата во многом устарели, не отражают нынешнего положения вещей и требуют пересмотра.

Ситуация в России

Инвестиционный климат в Российской Федерации сложно оценивать однозначно. Можно с уверенностью сказать, что они имеет не только положительные, но и отрицательные характеристики. Это особенно остро заметно на фоне текущего мирового экономического кризиса и внешних санкций, которые ряд иностранных государств ввели против России. Кроме того, до настоящего времени мы не можем назвать инвестиционное российское законодательство безупречным.

В последние годы Правительство РФ проделывает большую работу по формированию благоприятной инвестиционной среды или климата. В рамках таких действий можно выделить следующие мероприятия:

  • правовая деятельность по устранению пробелов в национальном законодательстве;
  • развитие всех существующих инвестиционных институтов;
  • модернизация банковской системы и ее переориентация на долгосрочное кредитование;
  • развитие малого и среднего предпринимательства.

Естественно, плоды такой работы нельзя заметить в краткосрочной перспективе. Однако в течение ближайших нескольких лет инвестиционная среда или климат в России будет, без сомнения, меняться к лучшему.

Инвестиции являются важнейшей движущей силой экономики и совершенно неважно, в какой сфере и масштабе они осуществляются. Это фундаментальное понятие, в котором должен разбираться каждый человек, которых хочет повысить свою . Неразрывно с ним связано такое определение, как инвестиционный климат, особенности которого мы и рассмотрим в этой статье.

Что значит понятие «инвестиционный климат»?

Чтобы привлечь капитал в определенную страну, регион, город или район, там должны быть созданы определенные и благоприятные условия для его увеличения. Опытные инвесторы хорошо разбираются в этом понятии и знают, где, что и куда необходимо вкладывать на конкретно взятой территории. А вот для простого человека «инвестиционный» климат – это «темный» лес, поэтому очень мало людей сможет внятно объяснить, что он собой представляет.

«Инвестиционный климат» – это совокупность разнообразных факторов, на основании которых инвесторы принимают свое решение, вкладывать деньги или нет в определенную деятельность на конкретной территории .

4 основных фактора инвестиционного климата

  1. Политический. Это воздействие власти на бизнес-процессы, уровень коррупции, прочие политические моменты, влияющие на инвестиции.
  2. Экономический. Налогообложение, уровень доходов населения, стоимость рабочей силы, покупательная способность.
  3. Инфраструктурный. Наличие необходимого сырья и материальной базы для ведения бизнеса, логистика, транспортные развязки и прочее.
  4. Социальный. Криминогенная ситуация в регионе, демографические показатели, уровень образованности населения, его число.

Принятие решения о том, стоит инвестировать или нет в какое-либо направление деятельности на территории отдельного региона или страны зависит от таких понятий, как инвестиционный потенциал и инвестиционные риски. Первое – то, что инвестор заработает при благоприятном стечении обстоятельств, второе – то, что он потеряет.

Экономические законы показывают, что доход и риски всегда расположены в прямой зависимости один от другого, однако потенциальный инвестор оценивает и принимает решения, основываясь на своем опыте, интуиции и уровне знаний.

Оценка инвестиционного климата

Благоприятный

В таком случае большинство факторов указывает на то, что капитал вкладывать выгодно, так как больше вероятность его приумножения, а не потери. Характеризуется он такими моментами:

  • Экономический рост, низкая инфляция и безработица.
  • Благоприятное и лояльное для бизнеса политическое руководство, минимальная коррупция или ее отсутствие.
  • Соблюдение законов, лояльных для инвесторов, простые условия регистрации и оформления бизнеса.
  • Низкие налоги и кредитные ставки для предпринимателей.
  • Конкуренция между поставщиками сырья и комплектующих.
  • Развитая логистика и инфраструктура.

Неблагоприятный

Та ситуация, в которой практически все факторы указывают на риски потери своих инвестиций. Характеризуется такой климат подобными моментами:

  • Экономический спад, инфляция, девальвация, безработица и прочее.
  • Военные действия или их угроза.
  • Риски смены правительства.
  • Введенные экономические санкции или риски их получения.
  • Большие проценты по кредитам и высокие налоги.
  • Коррупция и теневая экономика.
  • Сложный ландшафт, природные условия, слабая логистика и прочее.

Оценить инвестиционный параметр можно самостоятельно, проанализировав ключевые моменты, отображенные выше. Более точно делают это специализированные компании, занимающиеся данной деятельностью. Они применяют различные коэффициенты, по которым строится их аналитика, благодаря чему получаются очень точные и достоверные данные, характеризующие конкретный регион.

Новое на сайте

>

Самое популярное