Домой Кредит на бизнес Как развить свой потенциал.

Как развить свой потенциал.

Человеческий потенциал

У этого термина есть также другие значения, см.:

В настоящее время нет однозначного понимания, что такое человеческий потенциал . Встречаются очень разные трактовки о его сущности, составляющих элементах и взаимосвязи с понятиями «человеческий капитал », «трудовой потенциал», «кадровый потенциал ».

Экономическое выражение

Особенно часто человеческий потенциал путают с человеческим капиталом . Человеческий капитал является важной (но не единственной) формой проявления человеческого потенциала в системе рыночных отношений . И связан с получением потока доходов благодаря эффективности вложений в развитие профессиональных качеств его носителя. При этом сами по себе расходы на образование и т.д. - не являются гарантией прироста человеческого капитала, поскольку между данными факторами, хотя и может прослеживаться статистическая корреляция, отсутствует устойчивая причинно-следственная связь. То есть инвестиции в образование представляют собой лишь возможные выгоды в будущем, а к сфере возможного относится понятие «потенциал», - следовательно, здесь следует оперировать термином «человеческий потенциал », а не «человеческий капитал».

Заметим, что ценность человеческого потенциала не может выражаться лишь в стоимостных показателях. Более того, его в принципе нельзя свести только к количественной оценке, поскольку методов непосредственного измерения возможностей не существует. Но на современном этапе исследований для понимания феномена человеческого потенциала важна не столько формально исчисленная неким образом его величина, сколько оценка качества социальной жизни и существующих экономических условий для формирования и реализации потенций человека в трудовой или иной общественно-признаваемой деятельности. Если такие условия есть, то человеческий потенциал может реализоваться как человеческий капитал, выступая источником дохода для своего носителя, экономического роста и социального прогресса - для общества.

Оценка ситуации в России

Современные исследования (А. Сен, М. Уль-Хак и др.)

Тема «человеческого потенциала» нашла отражение в концепции «человеческого развития» (Human Development), получившей в последние годы широкое признание, в том числе благодаря теоретическим разработкам индийского ученого, лауреата Нобелевской премии по экономике () Амартии Сена . В своих исследованиях А. Сен использовал подход «с точки зрения возможностей» (capability approach ) и обосновал положение о том, что процесс развития - это не возрастание только материального или экономического благосостояния, а расширение возможностей человека, которое подразумевает «большую свободу выбора, чтобы каждый мог выбирать из большого числа вариантов ту цель и тот образ жизни, которые он считает предпочтительными».

Доход , согласно концепции человеческого развития - это только один из выборов, которым бы хотел обладать человек, и, несмотря на всю его значительность, он не определяет всю сложность и многообразие человеческой жизни.

Согласно выводам А. Сена экономический рост может способствовать человеческому развитию тогда, когда он обеспечивает не только повышение дохода на душу населения , но и позволяет иметь достаточный уровень государственных расходов, которые инвестируются в социальную сферу (а не в вооружение! ), а также сопровождается справедливым распределением ресурсов в экономике .

Концептуальная схема человеческого развития

Концептуальные разработки А. Сена получили продолжение в ежегодных докладах международной организации «Программа развития ООН» (ПРООН) «Отчёт о развитии человечества », первый из которых был подготовлен в группой исследователей под руководством друга А. Сена, выдающегося пакистанского экономиста Махбуба уль-Хака. Разрабатываемая в докладах ПРООН концепция человеческого развития исходит, в первую очередь, из необходимости поиска баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью .

Государственная политика, ориентированная на рост и эффективность, не всегда учитывает жизненно важные потребности той части общества, которая неспособна самостоятельно решить проблему их удовлетворения. Но, с другой стороны, переложение ответственности за удовлетворение потребностей членов общества на государство способно порождать иждивенческие настроения, что неизбежно снижает индивидуальную экономическую активность. Поэтому предлагается исходить из того, что государство обеспечивает не столько равенство потребления, сколько равенство возможностей , прежде всего в сфере образования, здравоохранения, безопасности, политических и гражданских прав.

Концептуальная схема человеческого развития, предлагаемая «Программой развития ООН», строится на следующих основных принципах:

  • Производительность труда (люди должны иметь возможность повышать продуктивность своей деятельности и участвовать в процессе формирования дохода, поэтому экономический рост, динамика занятости и оплаты труда являются составляющими моделей человеческого развития).
  • Равенство возможностей (ликвидация барьеров, связанных с расой, полом, местом проживания, уровнем благосостояния, которые препятствуют участию в политической, социальной и экономической жизни).
  • Устойчивость развития (отсутствие финансовых, социальных, демографических, экологических долгов, по которым придется платить будущим поколениям, обеспечение справедливого распределения возможностей развития между поколениями).
  • Расширение возможностей (содействие самостоятельности, повышение ответственности людей за свою судьбу, активное участие населения в процессах принятия решений и повышение роли гражданского общества).
  • Общественные благополучие (необходимость в социально ответственных формах развития свободных рыночных отношений, наличие чувства социальной сплоченности).

Российский вклад

В России тематика человеческого развития, оставаясь вполне прагматической и увязанной с социально-экономическими задачами, приобрела новое качество и вызвала к жизни теоретические разработки концепций «человеческого потенциала», в частности, активированные Институтом человека (до ) и . Разработки российских исследователей существенно обогатили концепцию человеческого развития в теоретико-методологическом (применением тезаурусного подхода, концепции социального проектирования, теории молодежи и пр.) и прикладном плане (в области гуманитарной экспертизы). Сегодня и в нашей стране, и за рубежом, появляется все больше сторонников понимания экономического развития как, прежде всего, человеческого развития, расширения функций и потенций человека, накопления человеческого потенциала и его использования в расширенном общественном воспроизводстве в интересах каждого члена общества.

Диаграмма человеческих потребностей

Пирамида человеческих потребностей Маслоу

Из диаграммы известного американского психолога Абрахама Маслоу видно, что самоактуализация для человека важнее и еды, и секса. Однако чем менее удовлетворены базовые потребности, тем более затруднителен переход к потребностям высшего порядка, к которым и относится самоактуализация

Критерии оценки человеческого потенциала

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП, Human Development Index ) используется «Программой развития ООН» для сопоставления уровня развития разных стран. ИРЧП рассчитывается, исходя из

  • экономических (ВВП на душу населения по паритетной покупательной способности),
  • социальных (уровень грамотности взрослого населения страны и совокупная доля учащихся, О (образование))
  • и демографических показателей (средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении, Ж ):

ИРЧП = 1/3 (Ж + О + ВВП)

Три составляющие этого индекса можно трактовать как ресурсы человеческого развития, - чем выше значения этих составляющих, тем больше возможности для реализации потенциала человека. При этом дефицит каждого вида ресурсов существенно ограничивает - если не делает вообще невозможным - развитие человека. Многие российские аналитики считают этот перечень ресурсов недостаточным и предлагают использовать более развернутую совокупность характеристик человеческого потенциала (В.М. Петров, Н.М. Римашевская , Б.Г. Юдин, А. Барышева, Б. Корнейчук и др.).

Литература

  1. Сен А . Об этике и экономике. - М.: Наука, 1996.
  2. Сен А . Развитие как свобода. - М.: Новое издательство, 2004.
  3. Человеческий потенциал : опыт комплексного подхода / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1999.
  4. Человеческий потенциал России : интеллектуальное, социальное, культурное измерение: Сборник научных работ / под ред. Б.Г. Юдина. - М.: Институт человека РАН, 2002.
  5. Доклады «Программы развития ООН» «...О развитии человечества» : , .
  6. Интернет-портал «Человеческий потенциал России» : www.hdirussia.ru .
  7. Зеленкова И.Л. . Этика. - Мн.,2004: .

Примечания

См. также

  • Человеческий фактор (Human factors)
  • Самоактуализация (Self-actualization)

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Садовников, Дмитрий Николаевич
  • Садов, Александр Иванович

Смотреть что такое "Человеческий потенциал" в других словарях:

    ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ - система физических и духовных сил человека, отдельных социальных групп и общества в целом, реализация которых обеспечивает расширенное воспроизводство общественных структур и повышение качества жизни индивида (из книги И. Е. Задорожнюка, Г. Х.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Человеческий потенциал (значения) - Человеческий потенциал: Человеческий потенциал (человеческий фактор, человеческий капитал) качества людей, принципиально влияющие на результаты активности, в которую они вовлечены. Движение за человеческий потенциал (Движение раскрытия… … Википедия

    ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ - – совокупность свойств и качеств молодого человека, которые могут быть использованы (полностью и частично) в процессе общественного воспроизводства. Ч.п.л. формируется в дотрудовом (детском, подростковом и юношеском) возрасте в процессе… …

    Человеческий потенциал (human potential) - Термин «Ч. п.» имеет совершенно определенный смысл, отражающий убежденность различных групп специалистов практиков в том, что обычные люди используют лишь незначительную часть своего положительного потенциала. Более того, эти специалисты,… … Психологическая энциклопедия

    НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ - – человеческие ресурсы (население страны), обладающие качествами и свойствами (способностями, знаниями, здоровьем, уровнем культуры и др.), определяющими потенциальную возможность развития социума (или его деградацию). Н.ч.п. представляет собой… … Терминологический ювенологический словарь

    Потенциал человека - Человеческий потенциал (человеческий фактор, человеческий капитал) качества людей, принципиально влияющие на результаты активности, в которую они вовлечены. Движение за человеческий потенциал (Движение раскрытия человеческого потенциала, Движение … Википедия

    Потенциал - Содержание 1 Биология 2 Математика 3 Физика и химия 4 Лингвистика … Википедия

Определение и содержание основных понятий

В данном параграфе представлены основные понятия, используемые в теории развития человеческого потенциала.

Человеческий потенциал (ЧП) индивида, социальной группы или общества (носителей ЧП) совокупность качеств, включающих способности, которые обеспечивают их жизнедеятельность.

В определённых условиях, при наличии потребностей его носителей и необходимых ресурсов ЧП проявляется в качестве трудового потенциала и реализуется в труде.

ВВП (валовой внутренний продукт) – суммарная величина добавленной стоимости, произведенной всеми предприятиями – резидентами в масштабах экономики страны, плюс все виды налогов (минус субсидии), не включенные в стоимость продукции. Исчисляется без учета амортизации основных активов и истощения природных ресурсов. Добавленная стоимость представляет собой чистый объем производства отрасли, стоимость которого возросла на величину стоимости выпущенной продукции, за вычетом промежуточных затрат.

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) [Human development index (HDI) ]. Интегральный индекс, определяющий уровень усреднённых достижений по трём основным направлениям в области развития человеческого потенциала – здоровью и долголетию, знаниям и достойному жизненному уровню.

Индекс ожидаемой продолжительности жизни [Life expectancy index ]. Один из трех индексов, положенных в основу индекса развития человеческого потенциала.

Индекс образования [Education index ]. Один из трех индексов, с помощью которых строится индекс развития человеческого потенциала. Основан на показателе грамотности взрослого населения и на общем показателе обучающихся в начальных, средних и высших учебных заведениях.

Индекс ВВП [GDP index ]. Один из трех индексов, с помощью которых формируется индекс развития человеческого потенциала. Для расчета основой является ВВП на душу населения (ППС в долл. США).

ППС (паритет покупательной способности) [PPP (purchasing power parity )]. Обменный курс, отражающий ценовые разницы в зависимости от страны и позволяющий осуществлять международные сопоставления реальных показателей производства и доходов. При ППС в долл. США 1 доллар США по ППС имеет такую же покупательную силу в условиях внутренней экономики страны, как 1 доллар США в Соединенных Штатах Америки.

Продолжительность жизни, ожидаемая при рождении [Life expectancy at birth ]. Число лет, которые может прожить новорожденный, если существующие на момент его рождения показатели смертности останутся неизменными на протяжении всей его жизни.

Уровень грамотности взрослого населения [Literacy rate, adult ]. Доля грамотных среди взрослого населения от 15 лет и старше, выраженная в процентном отношении соответственно от общей численности населения или по половой принадлежности, в данной стране, регионе, на географической территории, в определенный момент времени, как правило, в середине года. В статистическом смысле грамотным считается лицо, способное осмысленно прочитать и написать короткое изложение на тему его/её повседневной жизни.


Развитие человека – тема, содержание и масштабы которой выходят за пределы сугубо экономических изменений и исследований, не ограничиваются взлётами и падениями национального дохода и доходностью фирм. Речь идёт о создании и воспроизводстве комплекса условий, в которых отдельный человек и все социальные группы могли бы максимально реализовывать свой потенциал и вести активную созидательную, творческую жизнь, соответствующую их нуждам и потребностям. Как отмечается в Докладе о развитии человека за 2001 год, “Подлинное богатство нации составляют люди, и поэтому развитие должно расширять их возможности таким образом, чтобы они могли выбирать оптимальный для себя образ жизни. Таким образом, развитие вовсе не сводится к экономическому росту, который является всего лишь средством – пусть и весьма важным – расширения возможностей людей” .

Основополагающее значение для расширения таких возможностей имеет наращивание человеческого потенциала, т.е. воспроизводство нормальных, не обремененных болезненными ограничениями состояний и сбалансированное расширение спектра возможных действий отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом на протяжении всей их жизни. Элементарными компонентами потенциала развития человека являются долголетие и здоровье, образованность и высокая профессиональная квалификация, информированность, наличие доступа к ресурсам, необходимым для поддержания достойного уровня жизни, возможность проявлять социальную активность и участвовать в жизни общества. Без этих факторов и условий многие варианты выбора отсутствуют, а целый ряд возможностей в жизни остается недоступным и, следовательно, нереализованным.

Такой подход к развитию зачастую вытесняется из сознания прагматически ориентированных индивидов и теорий сиюминутными меркантильными импульсами, приоритетами накопления вещей и денег. Однако, не следует забывать, что на протяжении многих веков философы, прогрессивные социологи, экономисты и политические лидеры подчёркивали, что целью прогресса является благо человека, развитие отдельных личностей, социальных групп и общества.

Важно подчеркнуть, что развитие должно создавать и расширять возможности людей таким образом, чтобы они могли выбирать оптимальный для себя образ жизни.

Поиски такого «человеческого» пути развития составляют общую концептуальную основу современных теорий развития человека и общества, защиты прав человека и социальной безопасности. При таком пути развития целью является, с одной стороны, свобода человека и расширение возможностей его выбора, с другой стороны, – социальная безопасность. Свобода имеет жизненно важное значение для каждого человека как для расширения спектра его возможностей, так и для практической реализации прав. Социальная защищенность и безопасность общества столь же важны, поскольку только в условиях высокой социальной защищенности и безопасности общества возможна реализация свободного выбора индивидов и социальных групп. Люди должны быть свободными, чтобы иметь возможность осуществлять свой выбор и участвовать в принятии решений, влияющих на их жизнь. Развитие человека, расширение спектра его возможностей и защита прав – взаимозависимые и взаимодополняющие аспекты, каждый из которых вносит свой вклад в обеспечение благосостояния и достойной жизни для всех людей, развитие способностей, повышение их созидательной, творческой активности, самоуважения и уважения к другим людям.

Важно в полной мере осознавать, что стратегия целенаправленного человеческого развития существенно отличается от предшествовавшей ей стратегии развития, ориентированного в основном на экономический рост.

Переход к новому целеполаганию и соответствующей системе приоритетов, в которых глобальной целью признаётся развитие человеческого потенциала, сформировался в конце 1980-х гг. Такая концепция существенно отличается от концепции экономического роста.

Во-первых, в новой концепции оспаривается утилитарное предположение, на котором в основном основана экономика развития. В соответствии с новаторскими работами Амартии Сена процесс развития рассматривается как процесс «расширения возможностей» людей, а не только как повышение их материального благосостояния или удовлетворенности . Иными словами, генеральная цель социально-экономического развития – не только увеличение доходов и рост ВВП, а расширение возможностей выбора, продление долголетия и активной созидательной деятельности, избавление от болезней, которых можно избежать, доступ к знаниям и т.п. Согласно новой концепции возможности и выбор тесно взаимосвязаны между собой, а также с освобождением от голода и страхов нищеты, со свободой полнее осуществлять собственные жизненные устремления . Действительно, в своей последней работе Амартия Сен прямо заявляет, что, в конечном счёте, развитие – это вопрос свободы . При такой аргументации не отрицается, что расширение предложения товаров и услуг может способствовать расширению возможностей человека, и в конечном счете – свободы, но это происходит косвенно, поскольку этот фактор не является самоцелью развития. Иными словами, концепция развития человеческого потенциала свергает с пьедестала национальный продукт как главный показатель уровня социально-экономического развития. Более того, хотя увеличение производства, рост экономики и доходов действительно способствуют развитию человеческого потенциала. Однако этот фактор не доминирует в развитии человека и его потенциала. Дело в том, что влияние доходов на расширение возможностей людей даёт всё меньшую отдачу. Анализируя новую концепцию, важно понимать, что при её признании вовсе не следует исходить из уменьшающейся маргинальной пользы доходов.

Рассматриваемая концепция развития человеческого потенциала отрицает расхожее предположение, что ключевым фактором развития является накопление физического капитала, т. е. инвестиции в машины и производственное оборудование. После новаторских работ Т.В. Шульца и Г.С. Беккера теория развития человеческого потенциала делает упор на накоплении знаний и профессиональной квалификации. В самом деле, большое число эмпирических исследований показывает, что расходы на образование часто дают экономическую отдачу, которая столь же велика, как и отдача от инвестиций в физический капитал, или даже выше . Здесь следует уточнить, что формирование человеческого потенциала включает не просто расходы на образование. В него включены расходы на научные исследования и разработки, которые создают новые знания и технологии, расходы на оказание основных услуг по охране здоровья, на программы в области питания и оказания услуг в сфере планирования семьи . Иными словами, все указанные формы инвестиций в воспроизводство человеческого потенциала считаются производительными, независимо от того, имеют ли они целью увеличить национальный продукт и доход или расширить возможности людей.

Новое целеполагание и перенос приоритетов на развитие человеческого потенциала как ключевой фактор социально-экономического развития имеют принципиальные последствия для общей стратегии развития. Человек из объекта социально-экономического развития превращается в его цель и главный действующий субъект развития экономки, общества и собственного совершенствования. В фокус теории развития вместо товаров поставлен человек.

Таким образом, изучаемая теория утверждает в качестве глобальной цели развитие человека и человеческого потенциала и основывается на следующих концептуальных положениях:

ž Продуктивность. Люди должны иметь возможность постоянно повышать продуктивность своей деятельности, полноценно участвовать в процессе формирования дохода и трудиться за денежное вознаграждение. Поэтому теории экономического роста, динамики занятости и заработной платы являются не самостоятельными, независимыми теориями, а компонентами глобальной модели человеческого развития.

ž Равенство. Все люди изначально должны иметь равные
возможности. Все ограничения, связанные с полом, расой, национальностью, классовой принадлежностью, происхождением, местом проживания, уровнем благосостояния и т.п., препятствующие обретению возможностей в экономической и политической жизни, должны быть ликвидированы для того, чтобы люди могли участвовать в реализации этих возможностей и пользоваться их благами.

ž Устойчивость. В основе данного концептуального положения лежит принцип «универсализма человеческих прав», согласно которому доступ к ресурсам и возможности сбалансированного развития должны быть обеспечены не только нынешним, но и будущим поколениям. Над- лежит обеспечить расширяющееся воспроизводство всех видов капитала: материального, человеческого, экологического, не оставляя долгов в наследство будущим поколениям. Устойчивость включает также проблему справедливого распределения возможностей развития между нынешним и будущими поколениями, а также внутри каждого поколения, не принося чьи-либо интересы, потребности и возможности в жертву каким-либо другим.

ž Расширение возможностей. Люди должны всемерно участвовать в процессе принятия решений и во всех других процессах, влияющих на их жизнедеятельность. В таких вопросах чрезвычайно велика роль гражданского общества, социальной политики и общественных организаций. Одним из необходимых условий такого развития является полная подотчётность правительства своим народам. Противоречия между рынком, его государственным и общественным регулированием должны разрешаться, имея в виду, что целью развития является развитие человека и его потенциала, расширение диапазона выбора возможностей человека как в настоящем, так и в будущем. Расширение возможностей человека означает также повышение ответственности за судьбы своей семьи, общества, страны и человечества в целом, особенно учитывая современные возрастающие способности человека и возможности технологий привести среду жизнедеятельности к необратимым разрушениям .

Взаимосвязь человеческого развития, экономического роста,
труда и занятости

Экономический рост открывает широкие возможности для развития человеческого потенциала и расширения у человека спектра выбора. Однако, для того, чтобы этот потенциал человека мог быть реализован, необходимо обеспечить неуклонное расширение возможностей для свободного и более обоснованного выбора. А чтобы человек был более свободен в выборе того или иного образа жизни и сферы труда, необходимо обеспечить более справедливое распределение возможностей между всеми членами общества: наиболее и наименее богатыми группами населения, мужчинами и женщинами, различными субъектами и различными отраслями национальной экономики, городскими и сельскими районами, господствующими группами населения и этническими меньшинствами и др. В то же время без устойчивого экономического роста и достойного труда попытки добиться справедливой реализации возможностей человеческого потенциала общества могут привести к совокупному нулевому результату: когда развитие человеческого потенциала и рост возможностей для одних групп будет достигаться за счёт их сокращения для других групп. Такая тенденция сродни процессу перераспределения нищеты.

Возможности, играющие ключевую роль в жизни человека и развитие его потенциала, можно разделить на четыре широкие группы: экономические, социальные, политические и культурные . Между ними существует тесная взаимосвязь, и расширение возможностей одной группы, во многом способствует расширению возможностей, относящихся к другим группам.

Возможность заниматься продуктивным трудом, обеспечение занятости и достойный труд – один из главных факторов экономического роста и создания возможностей для развития человека. В данном случае понятия «занятость» и «достойный труд» подразумевают не только оплачиваемую работу, но характер, условия труда, способы получения и размер дохода, обеспечивающие расширенное воспроизводство человеческого потенциала.

Роль достойного труда в развитии человеческого потенциала

Заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор Л.А. Костин определяет достойный труд как “высокоэффективный труд в хороших производственных, социально-трудовых и безопасных условиях при полной занятости, доставляющих каждому работнику удовлетворение, возможность в полной мере проявить свои способности и мастерство. Труд с достойной оплатой. Труд, при котором достоинство и права трудящихся защищены и при котором они активно участвуют в деятельности организации” .

Причины, по которым, с точки зрения теории человеческого развития, проблемы занятости относятся к числу ключевых, можно обобщить следующим образом.

Во-первых, трудовая деятельность человека и достойный труд позволяют ему самостоятельно обеспечивать необходимый для расширяющегося воспроизводства человеческого потенциала уровень доходов, который может быть направлен на индивидуальное человеческое развитие, инвестиции в образование, здоровье, на повышение качества жизни.

Во-вторых, трудовая, и в целом экономическая, деятельность позволяет каждому индивиду реализовать накопленный человеческий потенциал и создает стимулы для непрерывного образования и индивидуальных инвестиций в человеческий капитал, в том числе будущих поколений.

В-третьих, эффективно функционирующий рынок труда, предоставляя большинству трудоспособного населения работу и достойный доход, позволяет государству, чьи бюджетные возможности всегда ограничены, сосредоточиться на защите и поддержке отдельных социально уязвимых и нетрудоспособных категорий граждан и, таким образом, снизить социальное неравенство и обеспечить выравнивание возможностей для человеческого развития.

В-четвертых, высокий уровень занятости в условиях эффективного производства обеспечивает не только устойчивость индивидуальных доходов, но и рост ВВП, сокращение экономического неравенства, создавая возможности для производства большего количества общественных благ и способствуя человеческому развитию.

В-пятых, трудовая деятельность в значительной мере определяет процесс социализации личности, формирует ценностные установки и ориентации, препятствует формированию и распространению девиантного и криминогенного поведения.

В-шестых, высокий уровень экономической активности населения в трудоспособном возрасте приводит к тому, что производственная среда становится окружающей средой многих людей на протяжении длительного периода жизни. Поэтому условия труда, понимаемые в самом широком смысле, и достойный труд определяют качество трудовой жизни и, соответственно, условия и стандарты жизни людей.

Таким образом, с позиции системного подхода, признание в качестве системообразующей взаимосвязи человеческого развития, экономического роста, труда и занятости выводит теорию развития человеческого потенциала на новый, более высокий, теоретико-методологический уровень.

2. Методика расчета индекса развития
человеческого потенциала (ИРЧП)

В 1998–1999 г.г. в рамках Программы развития ООН (ПРООН) был проведен всесторонний анализ различных методических подходов и аналитических соотношений, предложенных экспертами разных стран для определения и расчётов индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП).
В результате подробного анализа и обстоятельных обсуждений, проведенных независимыми экспертами и аналитиками ПРООН, была принята методика, предложенная Анандом и Сеном (1999 год), согласованы соответствующие аналитические соотношения и процедура расчётов ИРЧП.

Разработанная независимыми экспертами ПРООН процедура расчёта ИРЧП была представлена в Докладе о развитии человека за 1999 год и в пятом национальном Докладе о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 1999 год , подготовленном коллективом российских экспертов и консультантов.

В настоящей работе представлена современная Методика расчёта индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), содержащая все необходимые аналитические соотношения, параметры и вычислительную процедуру, обеспечивающая выполнение расчёта ИРЧП.

Основные положения

Базовая концепция развития человека, выдвинутая Анандом и Сеном, основана на следующих основных положениях.

1. В качестве основных показателей, оценивающих развитие человеческого потенциала, приняты следующие:

● Реальные доходы, которые определяются как скорректированный реальный валовой внутренний продукт(ВВП,англ. – Gross domestic product, GDP) на душу населения по паритету покупательной способности в долларах США (ППС в долл. США).

● Ожидаемая продолжительность жизни (долголетие), вычисляемая по значению показателя ожидаемой продолжительности жизни при рождении;

● достигнутый уровень образования, измеряемый показателями грамотности взрослого населения и совокупной доли учащихся учебных заведений первого, второго и третьего уровней;

2. Для достижения достойного уровня развития человеческого потенциала не требуется неограниченного дохода. В практической реализации данное утверждение выражается в определении максимальной границы достаточного дохода и дисконтировании его величины при расчётах ИРЧП.

3. Показателем, характеризующим уровень жизни, является замещающий показатель дохода. Замещающий показатель дохода может быть использован в расчётах ИРЧП и в анализе всех аспектов развития человеческого потенциала, которые не могут быть охарактеризованы такими показателями, как долголетие при здоровом образе жизни и знания, полученные в процессе развития.

4. Минимальные и максимальные значения реального ВВП на душу населения (по ППС в долл. США), а также ожидаемой продолжительности жизни должны определяться независимыми экспертами по результатам системного анализа указанных показателей в группе устойчиво развивающихся стран с рыночной экономикой с периодичностью, согласованной с уполномоченными экспертами ПРООН.

Индексы, оценивающие развитие человеческого потенциала

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) представляет собой интегрированный показатель, рассчитываемый как усреднённое значение следующих трёх индексов человеческого развития (ИЧР) :

- Il – индекса ожидаемой продолжительности жизни (долголетия), который вычисляется по значению показателя ожидаемой продолжительности жизни при рождении;

- Ie – индекса достигнутого уровня образования, измеряемого как совокупный индекс грамотности взрослого населения и совокупная доля учащихся учебных заведений первого, второго и третьего уровней;

- IGDP – индекса ВВП, определяемого как скорректированный реальный ВВП на душу населения (ППС в долл. США).

В обозначениях индексов человеческого развития используется следующая символика.

Субиндекс l, который используется в обозначении индекса Il ожидаемой продолжительности жизни (долголетия), представляет собой первую букву соответствующего англоязычного термина life expectancy index.

Субиндекс e , используемый в обозначении индекса Ie достигнутого уровня образования представляет собой первую букву соответствующего англоязычного термина education index.

Аббревиатура GDP индекса IGDP ВВП повторяет соответствующие буквы термина GDP index .

Математические соотношения, определяющие ИРЧП
и соответствующие индексы человеческого развития

Рассмотрим и проанализируем математические соотношения, определяющие индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) и соответствующие индексы человеческого развития, используемые в его расчёте .

В общем виде ИРЧП определяется соотношением:

– индекс ожидаемой продолжительности жизни (долголетия),

– индекс достигнутого уровня образования,

– индекс скорректированного реального ВВП на душу населения (индекс ВВП),

α1 , α2α3 (αi , i = 1,2,3) коэффициенты значимости соответствующих индексов человеческого развития.

Индексы человеческого развития, определяющие ИРЧП, задаются следующими аналитическими соотношениями.

«Человеческий потенциал» предполагает рассмотрение населения во всем богатстве его способностей, знаний и опыта, личностных характеристик вне зависимости от того, в какой мере они находят или могут найти конкретное применение в трудовой деятельности. Его можно рассматривать как накопленный населением запас здоровья, общекультурной и профессиональной компетентности, творческой и предпринимательской активности, реализующийся и в сфере производства, и в сфере потребления .

В Украине на современном этапе наблюдается деформация человеческого потенциала, что обусловлено двумя пластами негативных причин. Во-первых, последствиями функционирования советской экономики. Доминирование коллективного начала над индивидуальным, укорененность патерналистских стереотипов, привычка делегировать наверх право выбора и принятие решений, а также сопутствующую им ответственность, деформированная структура человеческого потенциала, сформированная в соответствии с задачами и потребностями центрально-управляемой экономики - далеко не полный перечень условий формирования человеческого потенциала в советский период. Во-вторых, инверсионным по содержанию и быстрым по времени характером рыночной трансформации экономики Украины как независимого государства. Большинство населения Украины оказалось психологически не готовым к быстрым политическим и социально-экономическим преобразованиям, что негативно сказалось на физической, интеллектуальной, социальной, культурной и духовной сторонах их бытия. Наиболее очевидным индикатором неблагополучия на современном этапе стали негативные демографические процессы, острота которых в значительной мере спровоцирована социально-экономическими причинами, связанными с ухудшением качества жизни подавляющей части населения, снижением социальной защищенности, подрывом возможностей нормального воспроизводства человеческого потенциала. Кроме того, набирает силу противоречие между достаточно высоким образовательным и профессионально-квалификационным потенциалом населения и ухудшением условий и качества занятости.

Снижение уровня дохода и жизненных стандартов значительной части населения в результате обесценения человеческого потенциала является важнейшим, но далеко не единственным индикатором социального неблагополучия. Существенны также потери, связанные с недостаточной самореализацией, упрощением мотивационных механизмов и формированием «стратегий выживания», деградацией структуры потребностей, подрывом принципа равенства стартовых возможностей, существенным ухудшением здоровья населения, ощущением несправедливости происходящего, утратой веры в себя и доверия к государству. Происходит подрыв внутренних источников роста, а также непрерывное увеличение требуемого для покрытия самых насущных нужд населения объема трансфертов .

Рассматривая уровень развития человеческого потенциала в контексте конкурентоспособности Украины на мировом рынке, нужно отметить, что большинство факторов, прямо или косвенно оказывающих влияние на уровень развития человеческого потенциала являются составляющими при расчете индексов, позволяющих определить рейтинг большинства государств.

Основным средством обобщенной оценки конкурентоспособности стран в целом является Индекс Глобальной Конкурентоспособности (GCI), а для сравнительной оценки уровня благосостояния, грамотности и средней продолжительности жизни в стране принято использовать Индекс человеческого развития, представляемый ООН в ежегодных отчетах с 1993 года.

Понятие ИРЧП как метода измерения человеческого развития был введен Программой развития ООН (ПРООН) в 1990 г. в Докладе о развитии человека. В отличие от предшествующих теорий, концепция человеческого развития сфокусирована на человеке и провозглашает благосостояние человека основной и единственной целью развития.

Индекс человеческого развития (ИЧР) дает композитную оценку человеческого прогресса. Кроме общего ИЧР, рассчитывается ИЧР для мужчин и женщин, различных этнических и социальных групп, регионов.

Показатель образования определяется как грамотность населения с учетом среднего числа лет обучения.

В области доходов в качестве пороговой величины используется среднее мировое значение ВВП на душу населения. Если страна находится выше среднемирового значения ВВП, то увеличение дохода на душу населения рассматривается в качестве уменьшения ее предельного вклада в человеческое развитие.

Считается, что страны с ИЧР:

  • - менее 0,5 имеют низкий уровень человеческого развития;
  • - 0,5-0,8 - средний уровень;
  • - 0,8 и выше - высокий уровень развития.

Однако индекс человеческого развития, рассчитанный по трем вышеперечисленным показателям, не дает полного представления человеческого прогресса. Поэтому необходимо использовать другие показатели развития человеческого потенциала, для того, чтобы анализировать и прогнозировать состояние развития человеческого потенциала в том или ином регионе. Кроме того, существует проблема несовместимости статистических данных, поскольку в том или ином регионе возможно отсутствие статистических показателей, необходимых для расчета индекса человеческого потенциала по определенной методике .

Индекс развития человеческого потенциала - расчетный статистический показатель, в котором учитываются не только объемы потребления материальных благ, но и возможности для развития человека, обеспечиваемые системами здравоохранения и образования.

Оценка качества жизни с использованием индекса развития человеческого потенциала строится на минимальном наборе базовых показателей. Каждый из базовых показателей количественно представляет одно из основных направлений человеческого развития: долголетие, образованность и собственно уровень жизни.

Долголетие характеризует способность прожить долгую и здоровую жизнь, что составляет естественный жизненный выбор и одну из основных универсальных потребностей человека. Базовый показатель долголетия - средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении (СППЖР). Этот показатель, исчисляемый отдельно для мужского и женского населения, рассчитывается на основе условного поколения, которое составляется из совокупности людей различных возрастов, умерших в данном году. СППЖР единым числом выражает интенсивность смертности населения данной страны (региона и т.п.) в данный календарный год, т.е. характеризует долголетие гипотетического новорожденного, который проживет всю жизнь в условиях данной интенсивности смертности. В условиях совершенствования системы здравоохранения и повышения качества жизни реальному новорожденному, появившемуся на свет в данном году, в среднем удастся прожить дольше, чем гипотетическому .

Образованность рассматривается как способность к получению и накоплению знаний, к общению, обмену информацией. Характеристиками образованности являются грамотность взрослого населения и полнота охвата обучением. Под грамотностью понимается способность человека прочитать, понять и написать короткий простой текст, касающийся его повседневной жизни. Уровень грамотности взрослого населения - доля грамотных в возрасте 15 лет и старше - служит важнейшим базовым показателем данного направления человеческого развития. Уровень грамотности относится к реальному населению и является показателем состояния образования, в значительной степени зависящим от грамотности в течение предыдущих 10-20 лет. Для индустриальных стран с рыночной экономикой уровень грамотности априори устанавливается равным 99%. Учитывая тенденции повышения образовательного уровня и необходимость более адекватного отражения различий между индустриальными странами, образованность стала оцениваться комбинацией двух базовых показателей: уровнем грамотности взрослого населения и совокупной долей учащихся. Последний показатель рассчитывается как отношение общего числа учащихся (зачисленных) на всех ступенях обучения (начальной, средней (средней специальной) высшей, послеуниверситетской) вне зависимости от их возраста к общей численности населения в возрасте от 6 до 24 лет .

Уровень жизни характеризует доступ к материальным ресурсам, необходимым для достойного существования, включая «ведение здорового образа жизни, обеспечение территориальной и социальной мобильности, обмен информацией и участие в жизни общества». Уровень жизни, в отличие от долголетия и образованности, только открывает возможности, имеющиеся у человека, но не определяет их использование. Иными словами, это средство, расширяющее возможность выбора, но не собственно выбор. Уровень жизни является непрямым индикатором возможностей. Выбор базового показателя, адекватно отражающего данное направление человеческого развития, представляет собой серьезную проблему. Идеальный показатель уровня жизни должен был бы учитывать многочисленные факторы: личный доход; распределение доходов между слоями общества; ранее накопленная собственность; доступ к земельным ресурсам и кредитам; развитость инфраструктуры и механизм доступа к общественным фондам потребления (здравоохранению, образованию, транспорту, коммунальным услугами и др.), индивидуальный стиль жизни; размер и структуру семьи; блага, производимые в домашнем хозяйстве; природно-климатические и экологические условия в месте проживания и т.д.

Большое число факторов, подлежащих учету, отсутствие регулярно собираемой информации по одним, сложность и / или несопоставимость исчисления других - все это нарушает принцип формирования интегрального показателя и делает практически невозможной оценку уровня жизни с помощью какого-либо прямого показателя.

В связи с этим для оценки уровня жизни используется косвенный базовый показатель - валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения. Для межстранового сравнения используется реальной ВВП на душу населения, рассчитанный в соответствии с паритетом покупательной способности (ППС) валюты. Для межрегионального сравнения субъектов одной страны, в том числе и Российской Федерации, уровень жизни должен оцениваться аналогичным макроэкономическим показателем - реальным валовым региональным продуктом (ВРП) на душу населения .

Таким образом, величина ИРЧП служит критерием разделения стран на группы с различным уровнем человеческого развития. Вне зависимости от уровня экономического развития (будь это индустриальные или развивающиеся страны) к странам с высоким уровнем человеческого развития относятся те, в которых ИРЧП > 0,8; к странам со средним уровнем человеческого развития - те, в которых 0,5 < ИРЧП < 0,8; к странам с низким уровнем человеческого развития - те, в которых ИРЧП < 0,5. Помимо ранжирования и разделения стран на группы, вычисление ИРЧП и индексов отдельных измерений позволяет оценить соответствие сложившейся ситуации неким ориентирам, выраженным оптимальными значениями показателей человеческого развития, и ее изменение с течением времени. Сравнение индексов долголетия, образованности и уровня жизни дает возможность, при прочих равных условиях, уточнить приоритетность соответствующих программ человеческого развития. Индексы измерений человеческого развития могут быть использованы для определения желательных масштабов финансирования программ человеческого развития на национальном и региональном уровнях.

Необходимость развития человеческого потенциала обусловлена тем, что развивая, его можно превратить в мощнейший человеческий капитал, который в свою очередь выступил движущей силой для более эффективного и плодотворного развития российского общества. Следовательно, важность развития человеческого потенциала невозможно переоценить. Поэтому вопросам и проблемам связанным с развитием человеческого потенциала необходимо уделять большое внимание и проводить эффективную и масштабную работу в данном направлении. Сегодня, государство оказывает всевозможную поддержку талантливой молодёжи, молодым семьям, специалистам в разных сферах, тем самым способствуя развитию человеческого потенциала, как отдельных личностей, так и всей страны в целом. Помощь подобного рода осуществляется по средствам разработки и реализации многочисленных программ и проектов, как на уровне страны в целом, так и на региональных уровнях.

Потенциал – это совокупность всех имеющихся возможностей, средств в какой-либо области, сфере. Говоря о человеческом потенциале, его можно рассмотреть с двух разных точек зрения: относительно страны в целом или отдельно взятой личности. Человеческий потенциал страны – это совокупность физических и духовных сил ее жителей, которые могут быть использованы для достижения индивидуальных и общественных целей – как инструментальных, связанных с обеспечением необходимых условий жизнедеятельности, так и экзистенциальных, включающих расширение самих потенций человека и возможностей его самореализации.

Человеческий потенциал личности – способность человека к умножению своих внутренних возможностей, в первую очередь – способность к развитию. Потенциал личности – возможность жить богатой внутренней жизнью и эффективно взаимодействовать с окружением, быть продуктивным, эффективно влиять, успешно расти и развиваться. Человеческий потенциал при должном внимании может превратиться в человеческий капитал, что немаловажно.

Что же касается человеческого капитала, то отечественные экономисты С.А. Дятлов и А. И. Добрынин считают, что человеческий капитал это совокупность определённых элементов и характеристик. « Во – первых, это накопленный запас навыков, знаний, способностей. Во - вторых, это такой запас навыков, знаний, способностей, который целесообразно используется человеком в той или иной сфере общественного воспроизводства и способствует росту производительности труда и производства. В – третьих, целесообразное использование данного запаса в виде высокопроизводительной деятельности закономерно приводит к росту доходов работника».

Интерпретировав определение человеческого капитала, данное С.А. Дятловым и А.И. Добрыниным можно говорить о том, что человеческий капитал – это внутренние ресурсы человека воплощенные, во что- либо и приносящие определённого рода пользу или доход.

Рассмотрев понятия человеческого потенциала и человеческого капитала можно ещё раз проследить наличие связи между ними. Эффективное развитие человеческого потенциала приведут к образованию человеческого капитала, а он благоприятно повлияет на экономику всей страны в целом.

Развитие человеческого потенциала связано с множеством различных факторов. Если говорить о человеческом потенциале страны, то одним из критериев успешности его развития выступает демографический показатель. На примере России положительная тенденция в этой области стала особо заметной в 2012 году. В сравнении с 2011 годом в 2012 году рождаемость увеличилась на 80,3 тыс. человек, а показатель смертности уменьшился на 35 тыс. человек. Развитие человеческого потенциала отдельно взятой личности можно рассмотреть, опираясь на показатели, отражающие, желание людей получать высшее образование. По данным переписи 2002 года количество лиц с высшим образованием составляло 19,4 млн человек, а в 2010 году их стало 27,5 млн.Также необходимо отметить, что доля неграмотных людей в возрасте от 10 лет и выше уменьшилась. В 2002 году доля неграмотных составляла 0,5%, а в 2010 она сократилась до 0,3%. Приведенные выше данные, говорят о положительной динамике в направлении развития человеческого капитала, но, показатель, например демографический, пока что оставляет желать лучшего. Демографический показатель является определенным индикатором эффективности социальной политики государства, которая в свою очередь является одним из факторов развития человеческого капитала на уровне всей страны.

Одними из направлений социальной политики нашей страны является развитие человеческой личности, поддержание здоровья, повышение культурного уровня, предоставление «натуральных» услуг через систему социальной инфраструктуры. Работа в данных направлениях осуществляется по средствам реализации программ и проектов, таких как: программа “Научные и научно-педагогические кадры инновационной России” на 2009 – 2013 годы, программа “Культура России (2012-2018 годы) “ и др., разработка и внедрение таких программ, безусловно, способствует развитию человеческого потенциала всей страны. Но существуют определенные сложности, снижающие эффективность социальной политики, к таким сложностям можно отнести низкий уровень жизни, пассивную жизненную позицию граждан, а также некоторые проблемы в сфере образования, здравоохранения и др.

Что касается потенциала отдельной личности, здесь огромную роль может играть, то насколько человек сможет реализовать себя в той или иной сфере, будь то работа, учеба, творчество. В последнее время большинство ВУЗов стремиться обеспечивать своих студентов всем необходимым для занятия наукой, творчеством и др. На примере Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема явно видно, что создаются все условия для развития потенциала студентов. Научное Студенческое Общество проводит конференции, семинары, обучающие занятия, благодаря которым студенты могут найти своё место в научной среде. Творческие студии позволяют студентам достичь определенного мастерства и получить необходимые навыки в театральном искусстве, танцах или фотографии. Но и здесь тоже существуют определенные трудности, основная из которых низкая заинтересованность студентов в занятии какой – либо деятельностью.

Всё вышесказанное говорит о том, что, несмотря на то, что работа по улучшению условий для развития и реализации человеческого потенциала ведется (помощь молодым семьям, выплата материнских капиталов, поддержка молодых ученых и творческих людей и др.), всё равно есть некоторые нерешенные проблемы и слабые места, которым необходимо уделить особое внимание.

Для того, чтобы узнать представление молодых людей о человеческом потенциале нами был проведен опрос среди студентов некоторых ВУЗов Дальнего Востока (Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема, г. Биробиджан, Тихоокеанского государственного университета, г. Хабаровск, Комсомольского – на – Амуре государственного технического университета, Амурского государственного педагогического университета, г. Комсомольск – на- Амуре.) Всего в опросе приняли участие 44 человека. Возрастные границы опрашиваемых: 17-25 лет. В таблице 1 представлены вопросы анкеты и предлагаемые варианты ответов.

Таблица 1. Представление молодежи о человеческом потенциале

1)Что для Вас значит термин « человеческий потенциал »? Дайте своё определение данному понятию.
2)Как Вы думаете, какие условия необходимы для развития человеческого потенциала? Выберите ОДИН вариант ответа. А. только желание самого человека

Б. только поддержка государства

В. желание самого человека и поддержка государства

Г. другие условия (укажите какие)

3)Как Вы считает, важно ли развитие человеческого потенциала отдельной личности для всего общества, государства в целом? Выберите ОДИН вариант ответа. А. да

В. да, (объясните почему)

Г. нет, (объясните почему)

В результате проведенного опроса нами (по каждому вопросу) выявлено следующее:

  1. Среди общего числа опрошенных большинство (70,5% – 31 человек) ничего не ответили на первый вопрос, остальные же (29,5 % – 13 человек) дали свои разнообразные определения понятию человеческий капитал. Среди них были следующие формулировки: человеческий капитал – это способность и желание человека что-то делать, человеческий капитал – это совокупность свойств, черт, способностей индивида, человеческий потенциал – это то, что заложено в человеке с рождения, это то, что он должен в себе развивать на протяжении всей жизни и т.д.
  2. Говоря о условиях, необходимых для развития человеческого потенциала (43,2% – 19 человек)выбрали вариант А, думая, что необходимым условием является только желание самого человека развиваться, а (57,8% – 25 человек)выбрали вариант В, посчитали, что одного желания самого человека развивать свой потенциал недостаточно, еще для этого необходима еще для этого поддержка государства.
  3. Отвечая на вопрос о важности развития человеческого потенциала отдельной личности для всего общества, государства в целом респонденты были практически единогласны. Большинство (86,4% – 38 человек) ответили – да, выбрав вариант ответа под буквой А, еще (9% – 4 человека) также ответили до, но еще и объяснили почему (вариант ответа В), но (4,5% – 2 человека) посчитали, что развитие потенциала одной личности не важно для всего государства, выбрав ответ Б.

В целом, результаты опроса показали, что молодые люди под человеческим потенциалом понимают особые ресурсы (качества, способности) человека, используя и развивая которые он может достичь определенных успехов. Проанализировав ответы респондентов, мы увидели, что большинство студентов считает, что развития потенциала отдельной личности крайне важно для развития всего общества в целом и это развитие невозможно без желания самого человека и поддержки государства.

В современных условиях важнейшими приоритетами стратегического социально-экономического развития России является модернизация экономики страны, перевод ее на инновационный путь развития, и придание ей большей социальной направленности. Одной из важных задач инновационного развития страны на период до 2020 года является увеличение человеческого потенциала в таких сферах как наука, образование, а также технологии и инновации. Увеличение человеческого потенциала основывается на повышение восприимчивости населения страны, а также ее субъектов к инновациям, в частности к инновационным продуктам и технологиям. Также предполагается значительное расширение «класса» новых инновационных предпринимателей, в обществе планируется создание «терпимости» к риску, а также внедрение инновационного предпринимательства и научно-технической деятельности.
Человеческий потенциал можно рассматривать как одну из оценочных и прогностических характеристик конкретной социально-экономической общности людей, определенного типа социума, а также организации социальной жизни. Сегодня проблема человеческого потенциала является проблемой развития страны на перспективу, а также оценки возможностей человеческого развития и управления им. Понятие человеческого потенциала, с одной стороны рассматривается как конфигуратор из следующих элементов: человеческий капитал, человеческие ресурсы, жизненный потенциал, а также личностный потенциал. Сущность человеческого потенциала, с другой стороны, базируется на других понятиях: человеческие ресурсы (человеческий капитал); уровень жизни (качество жизни). Из вышесказанного следует, что человеческий потенциал - это интегральная форма многообразных свойств человеческой общности, выражающая сложившуюся в ней систему отношений и возможностей развития на основе самореализации личности в общественно значимой деятельности. Понятие человеческого потенциала можно рассматривать в нескольких контекстах:
- в экономическом контексте человеческий потенциал предстает как трудовой (человеческий) капитал и фактор производства;
- социально-организационном контексте рассматривается как человеческий ресурс;
- социально-экологическом аспекте человеческий потенциал рассматривается как жизненный потенциал (общая жизнеспособность);
- демографическом изучается как источник экономической и территориальной поляризации различных слоев населения в рамках страны или региона, стабильный потребитель товаров и услуг и как фактор, влияющий на состояние региональной инфраструктуры;
- экзистенциальном (духовно-практическом) - как личностный потенциал.
Для развития человеческого потенциала необходимы такие составляющие как социальная сфера (образование, здравоохранение, культура, искусство и др.), а также отрасли экономики, в которых человеческий потенциал находит свою реализацию и тем самым развивается.
В ближайшем будущем планируется введение адаптации всех ступеней системы образования современного человека, улучшение его знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, внедрение системы непрерывного образования для формирования и развития нового инновационного общества и инновационной экономики России. Для новой инновационной экономики в России необходим «инновационный человек», который способен не только эффективно использовать достижения современной науки и техники, но и создавать инновации, внедрять их во все сферы общественной жизни .
Задачи становление инновационной \экономики и усиление социальной политики тесно связаны, взаимообусловлены и решение их во многом зависит от повышения человеческого потенциала. Экономика, основанная на инновациях, ориентирована на создание и внедрение принципиально новых образцов продукции, новых или усовершенствованных технологических процессов. Такая экономика требует от людей, трудовых коллективов, социальных общностей новых компетенций, новых профессиональных и социальных качеств, свойств человеческого потенциала, более высокого человеческого развития.
Понятие «потенциал» (от лат. potentia - сила, возможность) подразумевает совокупность возможностей, которые при определенных условиях становятся реально действующими факторами. В настоящее время в литературе не существует однозначной определения человеческого потенциала, а имеются различия в рассмотрении его сущности, составляющих элементов, взаимосвязи со следующими категориями: кадровый потенциал, трудовой потенциал, человеческий капитал. В литературе часто отождествляют понятия человеческий капитал и человеческий потенциал. Следует отметить, что человеческий капитал выступает одной из форм проявления человеческого потенциала, которая связана с получением дохода, благодаря эффективности проведенных инвестиций в развитие профессиональных качеств человека - носителя этих качеств.
Можно отметить, что добиться развития и повышения человеческого потенциала, качества жизни населения можно только при условии перехода к более активному внедрению инноваций, достижений, использованию новых ресурсосберегающих технологий, обновлению технологической базы всей российской экономики. На первый план в инновационной экономике выходит проблема формирования человеческого потенциала, восприимчивого к новым разработкам, инновациям, готового к активному включению в научные и производственные процессы в условиях стремительно обновляющихся технологий. Поэтому в процессе инновационного развития Российской Федерации ключевой задачей экономики страны становится формирование «инновационного человека», которым должен стать каждый гражданин. Человек должен стать адаптивным к постоянным изменениям: в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки и технологий, - активным инициатором и производителем этих изменений.
Под развитием человеческого потенциала можно понимается расширение возможностей населения, повышение территориальной мобильности и профессиональных навыков каждого человека. Цель развития состоит в том, чтобы создать максимальные благоприятные условия, в которых способности людей получали бы дальнейшее совершенствование, а круг возможностей каждого расширялся. Основная идея развития человеческого потенциала сосредоточена на прогрессе, влияющем на жизнь и благосостояние каждого человека. Известно, что понятие благосостояния включает в себя проживание в условиях высокого уровня свободы, следовательно, развитие человеческого потенциала тесно увязывается с расширением определенных возможностей, которые каждый человек может реализовать, или предметов, в отношении которых можно совершать действия в течение своей жизни. В случае если базовые потребности гражданина не будут удовлетворяться, то отсутствуют возможности широкого выбора, а многие потенциальные возможности становятся недостижимыми для человека.
Развитие человеческого потенциала рассматривается как процесс, способствующий расширению выбора, стоящего перед человеком. В свою очередь расширение выбора становится возможным при условии увеличения возможностей и функциональных аспектов жизни каждого человека. Следует отметить, что на всех уровнях развития человека, а также человеческого потенциала для каждого жизненно важными являются три вида возможностей: долгая жизнь, здоровый образ жизни, достаточный доступ к знаниям и ресурсам, который необходим для обеспечения достойного уровня жизни. Для повышению уровня благосостояния и расширению выбора каждого человека необходим доход. В соответствии с концепцией развития человеческого потенциала, доход определяется лишь как вариант, выбираемый людьми, но он не является конечным итогом всей жизни человека. Цель развития человечества - расширить все варианты выбора, стоящего перед гражданином, а не только обеспечить себе доход.
Благодаря глубоким теоретическим разработкам современного индийского ученого, лауреата Нобелевской премии по экономике (1998 г.) А. Сена тема человеческого потенциала нашла отражение в концепции «человеческого развития». Используя в своих исследования подход «с точки зрения возможностей» ученый обосновал положение, согласно которому процесс развития - это не возрастание только материального или экономического благосостояния общества, а расширение возможностей каждого человека, которое подразумевает большую свободу выбора товаров или услуг. В трудах А. Сена процесс развития заключался в том, чтобы каждый человек мог свободно выбирать из огромного числа вариантов какую-то цель и образ жизни, которые по его мнению более предпочтительные. Исходя из концепции человеческого развития, доход можно рассматривать как один из выборов, которым человек хотел бы обладать, и, несмотря на всю значительность дохода, последний не определяет всю сложность и многообразие человеческой жизни. По мнению А. Сена экономический рост может способствовать человеческому развитию, только в том случае если он влечет за собой повышение дохода на душу населения, а также позволяет иметь такой объем государственных расходов, которые инвестируются в социальную сферу, и способствуют более широкому удовлетворению потребностей каждого человека, и сопровождаются справедливым распределением ресурсов в экономике.
Концептуальные разработки А. Сена получили серьезное продолжение в ежегодных докладах Программа развития ООН (ПРООН) «О человеческом развитии», Под руководством пакистанского экономиста Махбуба-уль-Хака в 1990 г. подготовлен первый доклад о развитии человека. В ежегодных доклада нашла отражение концепция человеческого развития, которая исходит из активного поиска баланса между эффективностью в экономике и социальной справедливостью.
Ориентированная на рост и эффективность государственная политика, не всегда учитывает жизненно важные потребности той части общества, которая самостоятельно не способна решить проблему их удовлетворения. Следует отметить, что в условиях переложение ответственности на государство за удовлетворение потребностей членов общества, возможно зарождение иждивенческих настроений, а это явление снижает индивидуальную экономическую активность населения. Необходимо, чтобы государство обеспечивало даже не столько равенство потребления, сколько равенство возможностей каждого гражданина, прежде всего в таких сферах как образование, здравоохранение, безопасность, политические и гражданские права. Таким образом, концептуальная схема человеческого развития, предлагаемая Программой развития ООН, строится на следующих основных принципах:
- производительности труда - люди должны иметь возможность повышать продуктивность своей деятельности и участвовать в формировании дохода, поэтому экономический рост, динамика занятости и оплаты труда являются составляющими моделей человеческого развития;
- равенстве возможностей, что означает ликвидацию преград, связанных с разными расами, полом, местом проживания человека, уровнем благосостояния, которые препятствуют каждому гражданину участвовать в политической, социальной и экономической жизни страны;
- устойчивости развития, которое заключается в отсутствии долгов (финансовых, социальных, демографических, экологических), по которым будущим поколениям придется платить, а также обеспечение справедливого распределения возможностей развития между поколениями;
- расширении возможностей, т.е. содействии самостоятельности каждого гражданина, повышении ответственности людей за свою судьбу, активном участии населения в процессах принятия решений и повышении роли гражданского общества;
- общественном благополучии - необходимости в социально ответственных формах развития свободных рыночных отношений, наличии чувства социальной сплоченности.
Тема человеческого развития в России, оставаясь увязанной с социально-экономическими задачами страны, приобрела в настоящее время новое качество и вызвала к жизни теоретические разработки концепций человеческого потенциала. Разработки российских исследователей в частности, Региональной общественной организации «Институт Человека» и Института философии Российской Академии наук, существенно обогатили концепцию человеческого развития в теоретико-методологическом (применение тезаурусного подхода, разработках концепции социального проектирования, теории молодежи и пр.) и прикладном (в области гуманитарной экспертизы) планах.
Сегодня в России и в зарубежных странах появляется все больше сторонников изучения экономического развития как человеческого развития, расширения функций и потенций человека, возможности накопления человеческого потенциала и его эффективное использование в расширенном общественном воспроизводстве в интересах каждого члена общества. Человеческое развитие - это процесс расширения у людей возможности выбора, т.е. возможности вести тот образ жизни, который они находят предпочтительным. Фактически этот выбор касается неопределенно большого круга волнующих общество проблем, который исторически изменяется. Поэтому человеческий потенциал, его состояние может стать критерием для качественной оценки протекающих в обществе процессов. Тем самым конкретизируются задачи общества и государства в сфере человеческого развития. Для измерения уровня человеческого развития и изменений, происходящих в нем, а также для определения численной оценки его динамики был разработан интегральный социально-экономический показатель - индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).
Индекс развития человеческого потенциала можно рассматривать как сводный показатель, который отражает общий уровень развития, достигнутый страной, по трем основным аспектам: возможности каждого человека вести долгую и здоровую жизнь; приобретать знания; доступу к ресурсам, требуемым для поддержания достойного уровня жизни (рисунок 1).


Рисунок 1 - Компоненты индекса развития человеческого потенциала
Постоянно уточняется и совершенствуется методология расчета ИРЧП. Но, несмотря на все достижения, остаются трудности в получении сравнимых показателей при отсутствии необходимой социальной статистики во многих развивающихся страна мира, а по некоторым разделам - и в странах с переходной экономикой. Рассчитывается ИРЧП как средневзвешенный показатель трех составляющих: уровня жизни, достигнутого уровня образования, долголетия.
Так, долголетие можно рассматривать, как способность прожить человеком здоровую и долгую жизнь, что является естественным жизненным выбором и одной из основных универсальных потребностей каждого человека. Ожидаемую продолжительность жизни можно рассматривать как базовый показатель долголетия, который характеризуется средней продолжительностью предстоящей жизни человека при рождении. Этот показатель, рассчитывается отдельно для лиц мужского и женского пола, на практике определяется на основе условного поколения, которое составляется из совокупности людей различных возрастов, умерших в данном году.
Показатель ожидаемой продолжительности жизни характеризует интенсивность смертности населения каждой страны, региона и т.п. в какой-либо календарный год, иными словами показывает долголетие гипотетического новорожденного человека, который будет жить всю жизнь в условиях данной выявленной интенсивности смертности. В условиях совершенствования качества услуг здравоохранения, а также необходимого повышения качества жизни населения реальному новорожденному, который появился на свет в данном году, в среднем удастся прожить дольше, чем гипотетическому.
Способность каждого человека к получению и накоплению знаний, к общению, обмену информацией можно охарактеризовать как образованность. Характеристиками образованности выступают такие составляющие как грамотность взрослого населения и полнота охвата обучением. Способность человека прочитать, понять и написать короткий простой текст, который касается его повседневной жизни, можно рассматривать как грамотность населения. Уровень грамотности взрослого населения страны, региона, т.е. доля грамотных в возрасте 15 лет и старше, выступает важнейшим базовым показателем данного направления человеческого развития каждой территории. Этот показатель относится к реальному населению и является показателем состояния образования в данной стране или регионе, и в значительной степени зависит от грамотности в течение предыдущих 10-20 лет. В индустриальных странах с рыночной экономикой показатель уровня грамотности населения должен быть не ниже 99 %.
Образованность в последние годы стала оцениваться комбинацией двух базовых показателей: уровнем грамотности взрослого населения и совокупной долей учащихся. Это связано с тем, что требуется более адекватное отражение различий между индустриальными странами. Показатель рассчитывается как отношение общего числа учащихся (зачисленных) на всех ступенях обучения - начальной, средней, средней специальной, высшей, послевузовской - вне зависимости от их возраста к общей численности населения страны, региона в возрасте от 6 до 24 лет.
Показатель уровня жизни характеризует возможность доступа каждого человека к материальным ресурсам, которые необходимы для достойного существования, включая такие важные моменты как ведение здорового образа жизни, обеспечение территориальной и социальной мобильности, обмен информацией и участие граждан в жизни общества. Следует отметить, что уровень жизни людей, в отличие от показателей долголетия и образованности, только открывает возможности, имеющиеся у каждого человека, но не определяет их использование. Можно сказать, что это средство, которое расширяет возможности выбора каждого человека, но не собственно выбор. Уровень жизни людей оценивается величиной такими показателями как: ВВП на душу населения, переведенный в доллары по паритету покупательной способности (ППС), а также ВВП в диапазоне, превышающем среднее мировое значение.
С появлением в 1990 г. первой формы ИРЧП в печати, критики засомневались в том, что данный индекс сможет достаточно точно отражать различия в уровнях человеческого развития применительно к индустриально развитым странам, т.к. средний доход в этих странах был выше уровня бедности и был достигнут высокий уровень грамотности. Они различались главным образом по ожидаемой продолжительности жизни. Поэтому в ИРЧП был включен доход выше международного уровня бедности, но он был значительно дисконтирован по величине при соотнесении с человеческим развитием. ИРЧП отражает достижения определенной страны в обеспечении трех важнейших аспектов человеческого благополучия. Достижения в каждой из этих трех областей оцениваются в процентах от некой установленной идеальной величины, но, ни в одной стране мира еще не достигнутой. Итак, три идеальные составляющие ИРЧП следующие:
1) ожидаемая продолжительность жизни человека, равной 85 годам;
2) грамотность и охват населения образованием всех трех ступеней на уровне 100 %;
3) реальный ВВП на душу населения на уровне 40 000 дол.
Согласно расчетам Организации объединенных наций на практике индекс развития человеческого потенциала, равный 1, будет иметь та страна, в которой выявлены следующие показатели:

  1. средняя продолжительность жизни населения составляет 85 лет;
  2. ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равен 40 000 долл. США;
  3. все население страны (100 %) являются грамотными, а все, кто достиг соответствующего возраста, посещают школу начальную или среднюю, учатся в высшем или среднем учебном заведении;

Как выявлено в ходе расчетов, в 2009 г. ближе всего к этому показателю находится страна Норвегия, ИРЧП которой составил 0,943.
Согласно данным ООН в 2003 г. Российская Федерация занимала 63 место в мире по уровню человеческого развития с индексом развития человеческого потенциала равным 0,769. За 6 последующих лет Россия снизилась до 66 места в списке стран и в 2009 г. ИРЧП сократился и составил 0,755. Индекс в России стал падать с началом 90-х годов по причине сокращения ВВП и повышения смертности среди населения. Если в 70-х гг. XIX века, через 25 лет после окончания войны, согласно ежегодному отчету ООН «Отчет о развитии человечества» СССР по уровню жизни входил в двадцатку самых развитых стран мира то уже в 1992 г. Россия занимала 52 место, в 1995 г. место снизилось до 114, в 2004 г. возросло до 57, в 2005 г. вновь снизилось до 62 с индексом 0,795, в 2006 г. - 65 с индексом 0,797, в 2007 г. - 67 место с индексом 0,802. От своих соседей по таблице Россия отличается очень низкой продолжительностью жизни и снизившимся уровнем образования .
Согласно данным отчетов ООН в 2009 г. по сравнению с 2008 г. (65 место) Россия опустилась на одну строчку, хотя абсолютный показатель - индекс развития человеческого потенциала - поднялся с 0,719 до 0,755. В 2009 г. Россия расположилась между Белоруссией и Гренадой. Выше России поднялись такие страны, как Ливия и Куба. Первое место в рейтинге, как и два года подряд до этого, заняла Норвегия. Последняя позиция досталась Демократической республике Конго. Всего рейтинг в 2011 г. учитывает 187 стран по сравнению с 169 годом ранее.
В России как и в других странах мира индекс развития человеческого потенциала (Human Development Index, HDI) учитывает такие важные показатели, как уровень образования, ожидаемая продолжительность жизни и показатель ВВП на душу населения. С 1990 г. он публикуется ООН вместе с докладом о человеческом развитии. Доклад 2011 г. обращает внимание на то, что изменение индекса часто сопровождается экологическими проблемами, а также тем, что расширение прав и возможностей способствует улучшению уровня жизни. Также доклад показывает взаимосвязь между устойчивостью развития страны и равенством возможностей каждого его гражданина.
Индекс сильно варьируется по регионам России. По данным ООН, в 2009 г. наивысший среди российских регионов ИРЧП наблюдался у Москвы — 0,964 (что сопоставимо с такими странами, как Норвегия, Австралия, Нидерланды), в то время как наименьший индекс у Республики Тувы — 0,732 (сопоставим с Грузией, Украиной). Также в первую тройку в 2009 г. вошли город Санкт-Петербург (ИРЧП = 0,904), Тюменская область (ИРЧП = 0,882). При этом важно отметить, что индекс для Москвы и Санкт-Петербурга завышен, в то время как для Московской и Ленинградской областей занижен. Такая ситуация складывается из-за того, что отдельная часть ИРЧП рассчитывается как отношение студентов вузов к общему числу учащихся. Однако значительная часть студентов данных областей учится в двух федеральных городах, внося тем самым вклад в их индекс (для Москвы вклад в ИРЧП индекса образования — 1,083, для Санкт-Петербурга — 1,020).
Регионы Приволжского федерального округа занимают большой диапазон по индексу развития человеческого потенциала. Так в 2009 г. Республика Татарстан занимает 4 место в Российской Федерации. В Татарстане ИРЧП = 0,864, что сопоставимо со странами с очень высоким уровнем человеческого развития Чешской Республикой (0,865) и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии (0,863).
Большинство же регионов ПФО относится к диапазону ИРЧП 0,788-0,831, что вполне сопоставимо с такими странами, как Венгрия, Польша, Литва и др. По данным ООН в Приволжском федеральном округе в 2009 г. Республика Мордовия занимает 41 место в общем рейтинге . Республика Мордовия за период 2005-2009 гг. поднялась с 48 места (ИРЧП = 0,738) до 41 места (ИРЧП = 0,809) или на 7 мест, что является положительной тенденцией. Средняя продолжительность жизни в Мордовии составляет 69 лет. Республика Мордовия по индексу человеческого развития сравнима с такими странами как Португалия и Литва.
За 1996-2011 гг. ИРЧП в 10 субъектах ПФО из 14 увеличился, в одном остался на том же уровне, а в 3 снизился (таблица). Наибольшее увеличение выявлено в Республике Марий Эл (на 25,15 %), Пензенской области (+ 18,99 %), Республике Мордовия (+16,36 %), Кировской области (+ 15,33 %), Удмуртской Республике (+14,44 %), Чувашской Республике (+13,46 %) (таблица 1).


Таблица 1. - Индекс развития человеческого потенциала и место региона ПФО в нем в 1996-2011 гг.


Регион

Отклонение 2011 г. от 1996 г.

Отклонение 2011 г. от 1997 г.

Отклонение 2011 г. от 2000 г.

Место региона в ПФО

Место региона в ПФО

Место региона в ПФО

По значению ИРЧП

По месту в ПФО

Место региона в ПФО

Место региона в ПФО

По значению ИРЧП

По месту в ПФО

По значению ИРЧП

По месту в ПФО

По значению ИРЧП

По месту в ПФО

Российская Федерация

Чувашская Республика

* Новая методика 1997 г. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 1999 г. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http // www.undp.ru. - заглавие с экрана


По РФ прирост значения ИРЧП за 1996-2011гг. составил 9,49 %. Можно сказать, что 6 субъектов из 14 смогли повысить ИРЧП за 1996-2011 гг. на уровне выше среднего российского прироста.
Как показывают данные таблицы в 1997-2011 гг. по России индекс возрос на 0,119 пункта. На территории ПФО за данный период выявлено увеличение индекса по всем 14 субъектам, однако не один субъект не смог увеличить свой ИРЧП на уровне средне российского значения. За период 2000-2011 гг. в таких субъектах как Республика Марий Эл, Пензенская область и Саратовская область рост превышал средне российское значение и составил за 11 лет соответственно 0,095, 0,094 и 0,092, т.е. выявлены регионы-лидеры по росту индекса. В остальных 11 регионах рост индекса не превышал среднероссийское значение.
Выявлены изменения места каждого региона по развитию ИРЧП в ПФО. За 1997-2011 гг. Так значительно повысился ИРЧП и соответственно улучшилось место в таких субъектах как: Удмуртская республика индекс возрос с 0,728 до 0,840 или на 0,112 пункта (место улучшилось с 10 в ПФО до 5). На втором месте по росту индекса находится Оренбургская область (индекс возрос с 0,743 до 0,853 или на 0,110 пункта (место улучшилось на 4 пункта). Третье место по росту занимает Пермский край (индекс возрос с 0,737 до 0,841, место улучшилось на 3 пункта).
За 2000-2011 гг. Оренбургская область поднялась с 4 места на 2 место в ПФО, Пермский край поднялся с 6 места на 4 место, Саратовская область поднялась с 10 места на 8 место. Поднялись на 1 место Чувашская Республика (с 11 на 10 место), Пензенская область (с 13 на 12 место), Нижегородская область (с 8 на 7 место). Такие регионы как Республика Мордовия снизилась на 4 места (с 7 на 11 мест), Самарская область на 3 места (с 3 на 6 место), Республика Башкортостан на 1 место (с 2 на 3 место), Кировская область на 1 место (с 12 места на 13 место).
Итак, в 2000-2011 г. первое место в ПФО среди регионов-лидеров по индексу занимает Республика Татарстан (что еще раз подтверждает сбалансированное развитие человеческого потенциала в регионе). На втором месте в 2000 г. была Республика Башкортостан , а в 2010-2011 г. на второе место поднялась Оренбургская область. Третье место в 2000 г. занимала Самарская область, а в 2011 г. Республика Башкортостан. Рассмотрим индекс развития человеческого потенциала и место региона ПФО в РФ в 1996-2011 гг.
На протяжении последних двух десятилетий Россия находится в условиях постоянного реформирования. По данным статистически исследований реформы так и не привели к значительному улучшению жизненных условий населения, как в экономическом, так и в социальном аспекте. Населения Россия по жизненному уровню вернулась к дореформенному периоду, а по некоторым показателям ситуация даже ухудшилась. Российское население, к сожалению, сегодня продолжает сокращаться. на каждые 100 рожденных младенцев в 2003 г. умирали 173 чел., К 2050 г. по самым оптимистичным прогнозам население России сократится до 102 млн чел., а по более пессимистичным - до 77 млн чел. Вышесказанное заставляет задуматься о том, насколько Россия будет способна контролировать свое географическое пространство уже через несколько десятков лет.
По данным Московского центра Карнеги, ситуация в здравоохранении тревожная, т.к. лишь треть россиян считают себя здоровыми людьми, еще треть россиян страдают от хронических заболеваний, часто болеют 40 %. Две трети российских детей больны, и этот факт означает угрозу воспроизводства нездорового населения. Вновь начали распространяться болезни, которые в СССР были ликвидированы, среди них чума и туберкулез, страна так же оказалась на грани эпидемии СПИДа. Повышение качества жизни граждан России - ключевой вопрос государственной политики. Именно для развития человеческого потенциала в 2005 г. было принято решение о введении приоритетных национальных проектов на территории Российской Федерации.
Основными приоритетами региональной политики в условиях становления инновационной экономики должны быть следующие.
1. Переход от экспортно-сырьевой экономики к инновационной как способ преодоления зависимости благополучия регионов от наличия природных ресурсов.
2. Опережающие инвестиции в развитие социальной инфраструктуры и развитие человека.
3. Сбалансированное распределение социальной ответственности между государством, бизнесом и населением при ведущей роли государства в обеспечении минимальных социальных гарантий и взимании части природной ренты на реализацию крупных социальных программ.
4. Создание условий и возможностей для населения зарабатывать деньги и обеспечивать себе социально приемлемый уровень жизни самостоятельно, что могло бы существенно снизить социальную нагрузку на бюджет. При этом принципиальное значение имеет значительное повышение оплаты труда, обеспечивающее достойный уровень жизни населения.
5. Увеличение количества высокотехнологичных и высокооплачиваемых рабочих мест и мотивированности населения к повышению своей конкурентоспособности на рынке труда вследствие расширения инновационного сегмента региональной экономики.
Инновационная экономика, как деятельность по созданию и внедрению принципиально новых образцов продукции, новых или усовершенствованных технологических процессов требует от людей, трудовых коллективов, социальных общностей новых компетенций, новых профессиональных и социальных качеств, нового качественного уровня образования, свойств человеческого потенциала. В свою очередь, добиться развития человеческого потенциала, повышения качества жизни населения можно только перейдя к более активному внедрению инноваций, использованию новых ресурсосберегающих технологий, обновлению технологической базы российской экономики.
Список литературы
Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 1999 г. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http // www.undp.ru . - заглавие с экрана
Доклад о человеческом развитии 2011 г. Устойчивое развитие и равенство возможностей: лучшее будущее для всех. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://gtmarket.ru. - заглавие с экрана
Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2013 г. / Под общей редакцией С.Н. Бобылева / Дизайн-макет, допечатная подготовка, печать: ООО «РА ИЛЬФ», 2013. - 202 с.
Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2011 г. / Под редакцией А.А. Аузана и С.Н. Бобылева. М.: ПРООН в РФ / Дизайн-макет, допечатная подготовка, печать ООО «Дизайн-проект «Самолет». 2011. - 146 с.
Инновационная Россия - 2020. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Минэкономразвития России. Москва, 2010. // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru. - заглавие с экрана
Катайкина Н.Н. развитие человеческого потенциала как условие формирования инновационной экономики региона // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2013. № 1. С. 65-73.

Инновационная Россия - 2020. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Минэкономразвития России. Москва, 2010. // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru. - заглавие с экрана

Доклад о человеческом развитии 2011 г. Устойчивое развитие и равенство возможностей: лучшее будущее для всех. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://gtmarket.ru. - заглавие с экрана

Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2011 г. / Под редакцией А.А. Аузана и С.Н. Бобылева. М.: ПРООН в РФ / Дизайн-макет, допечатная подготовка, печать ООО «Дизайн-проект «Самолет». 2011. - 146 с.

Предыдущая

Новое на сайте

>

Самое популярное