Домой Кредит на бизнес Какой налог на имущество от кадастровой стоимости для фирмы и ИП? Порядок расчета налога на имущество исходя из кадастровой стоимости.

Какой налог на имущество от кадастровой стоимости для фирмы и ИП? Порядок расчета налога на имущество исходя из кадастровой стоимости.

Ставка для расчета налога исходя из кадастровой стоимости увеличилась с 1,3 до 1,4 % (Закон г. Москвы от 18 11.2015 № 60).

С 2017 года вошли в перечень недвижимости, которая облагается по кадастровой стоимости:

  • офисы и магазины площадью 3000 кв. метров и менее, земля под которыми предназначена для торговли, офисов, бытового обслуживания и общепита;
  • прочие здания площадью 1000-2000 кв. метров, если не менее 20 процентов в них занимают торговля, общепит, офисы и бытовые услуги;
  • здания, которые находятся в пешеходной зоне и по техническим документам предназначены для офисов, магазинов, кафе и др.

Из-за поправок перечень недвижимости, за которую налог надо платить по кадастровой стоимости, вырос втрое — до 23 999 пунктов (Закон г. Москвы от 18.11.2015 № 60; постановление правительства Москвы от 29.11.2016 № 789-ПП).

Расширены льготы по налогу на имущество организаций в Москве. Больше компаний получили 75-процентную скидку по налогу на имущество для производства (ч. 2.1 ст. 4.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64). Организация платит налог на имущество по кадастровой стоимости в 2017 году, если здание находится на участке для промышленных и административных объектов. Можно снизить налог в четыре раза, если компания использует здание для производства.

Раньше льготу вправе был применить только собственник целого здания. Теперь скидку в размере 75 % по налогу с кадастровой стоимости получили производственные компании, которые владеют отдельными помещениями в зданиях. Закон г. Москвы от 23.11.2016 № 36 уточнил, что для льготы 20 % площади должно занимать производство и еще 20 % — вспомогательный персонал и администрация. Процент использования определяет Государственная инспекция по недвижимости.

Чтобы компания получила льготу в 2017 году, инспекция по недвижимости должна составить акт не позднее 30 июня 2017 года. За обследованием надо обращаться до конца апреля.

Ставка налога на имущество организаций в Московской области в 2017 году теперь ниже, чем планировалось. Налог на имущество с кадастровой стоимости в 2017 году должен был вырасти до 2 %, но законодатели сохранили ставку 1,5 % (Закон Московской области от 28.11.2016 № 141/2016-ОЗ).

Компании начали платить налог на имущество по кадастровой стоимости за жилье. Жилые дома и помещения, которые компания не учитывает на балансе как основные средства, теперь облагаются налогом по кадастровой стоимости (Закон Московской области от 28.11.2016 № 141/2016-ОЗ).

Увеличился перечень недвижимости, которая облагается по кадастровой стоимости. В перечень зданий, облагаемых по кадастру, вошли 262 новых объекта (Распоряжение Минмособлимущества от 24.11.2016 № 13ВР-1800).

Надо ли платить налог на имущество по кадастровой стоимости в Москве в 2017 году

Можно проверить, надо ли платить налог на имущество по кадастровой стоимости в 2017 году. Используйте сервис на сайте depr.mos.ru, баннер справа «Включен ли ваш объект в утвержденный перечень объектов недвижимости».

Найти объект в базе можно по кадастровому номеру или адресу. Отдельные помещения нужно искать по адресу всего здания. Если ваша недвижимость попала в список на 2017 год, сайт это покажет (см. рис.).

Если объект оказался в перечне по ошибке, его можно исключить. Как это сделать, рассказали «УНП» специалисты Департамента экономической политики Москвы.

В результатах поиска вы увидите причину, по которой столичные чиновники включили здание в список. Причин три:

  • участок под зданием предназначен для торговли, офисов, бытового обслуживания, общепита (п. 1 ст. 1.1 Закона г. Москвы от 05.11.03 № 64 в редакции с 1 января 2017 года);
  • не менее 20 % здания фактически занимают офисы, магазины и др. (п. 2, 2.1 ст. 1.1 закона № 64);
  • здание находится в пешеходной зоне (список пешеходных зон — в постановлении правительства Москвы от 16.03.16 № 78-ПП) и по техническим документам предназначено для офисов, магазинов, кафе и др. (п. 5, 6 ст. 1.1 закона № 64).

Недвижимость могла попасть в перечень сразу по нескольким причинам. Сайт покажет только одну из них, но остальные можно узнать.

Проверьте, осматривала ли здание Госинспекция по недвижимости. Это можно сделать на ggi.mos.ruв разделе «Результаты инспекционных мероприятий». Здесь вы увидите, проводили ли инспекторы осмотр и какой вывод сделали. Если они признали здание торгово-офисным — из-за этого недвижимость оказалась в перечне.

Если осмотра не было, то здание попало в список из-за вида использования земли либо назначения здания по техническим документам. Уточнить причины можно в департаменте:depr.mos.ru > «Электронная приемная».

Как уменьшить налог на имущество по кадастровой стоимости в 2017 году

Исключите здание из перечня, если оно оказалось там по ошибке. Если для этого нет оснований, можно доказать право на льготу по налогу. Действия компании зависят от причин, по которым здание попало в перечень.

Земля предназначена для торговли и офисов. Можно изменить вид разрешенного использования земли и платить налог с остаточной стоимости. Если не хотите менять вид использования участка, можно доказать, что торгово-офисная площадь занимает меньше 20 %. Попросите Госинспекцию по недвижимости провести обследование.

В Госинспекцию можно обратиться:

  • по электронной почте ;
  • через «Электронную приемную» на ggi.mos.ru;
  • по почте или лично по адресу 101000, Москва, Лубянский проезд, д. 3/6, стр. 6.

В здании находятся магазины и офисы. Здания попадают в перечень, если магазины и офисы в них занимают не менее 20 % площади (подп. 2 п. 3 ст. 378.2 НК РФ). Фактическое использование проверяет Госинспекция по недвижимости.

Если инспекторы ошиблись и в здании нет 20 % торгово-офисной площади, нужно повторное обследование. Обратитесь в Департамент экономической политики и развития г. Москвы.

Если вы перестали использовать здание под торговлю и офисы, нужно получить новый акт Госинспекции. Чтобы назначить проверку, срочно обратитесь в Департамент экономической политики. Отправить письмо в департамент можно через «Электронную приемную» на depr.mos.ru или по почте: 125032, Москва, Вознесенский пер., д. 21.

В обоих случаях Госинспекция по недвижимости составит повторный акт. Если в здании менее 20 % магазинов и офисов, его исключат из перечня.

Объекту недвижимости считайте отдельно ст. 378.2 НК РФ . Авансовые платежи за первый, второй и третий кварталы считайте одинаково.

Кадастровую стоимость берите на 1 января года, за который считаете налог п. 2 ст. 375 НК РФ . Узнать ее можно по кадастровому номеру объекта на сайте Росреестра - rosreestr.ru/wps/portal/online_request . Чтобы получить бумажный документ о стоимости - оформите запрос на сайте Росреестра - rosreestr.ru/wps/portal/p/cc_present/EGRN_2 .

Если вы собственник помещения в здании и кадастровая стоимость определена только для здания в целом, стоимость помещения посчитайте пропорционально доле его площади. Так, если площадь здания 2 000 кв. м, а помещения - 40 кв. м, доля помещения - 1/50 (40/2000). При стоимости здания 100 млн руб. стоимость помещения - 2 млн руб. (100 млн руб. x 1/50).

Если кадастровая стоимость не определена ни для помещения, ни для здания, налог не платите вообще - ни по кадастровой стоимости, ни по балансовой Письмо Минфина от 28.12.2018 N 03-05-05-01/95999 .

Исчисленный налог уменьшите на авансовые платежи. Так вы получите сумму к уплате за год.

Пример. Расчет налога на имущество по кадастровой стоимости

Кадастровая стоимость здания - 17 300 000 руб. Ставка - 1,5%. Авансовые платежи за год - 194 625 руб.

Налог за год - 259 500 руб. (17 300 000 руб. x 1,5%). Налог к уплате - 64 875 руб. (259 500 руб. - 194 625 руб.).

При покупке или продаже недвижимости в течение года скорректируйте налог на коэффициент, который зависит от количества полных месяцев владения. Месяц будет полным, если вы зарегистрировали покупку до 15-го числа включительно, а продажу - после 15-го числа п. 5 ст. 382 НК РФ .

Пример. Расчет налога на имущество за неполный год

Кадастровая стоимость помещения - 17 300 000 руб., ставка налога - 1,5%. Купля-продажа зарегистрирована 5 марта.

Для покупателя при расчете авансового платежа за 1 квартал коэффициент - 1/3, авансовый платеж - 21 625 руб. (17 300 000 руб. x 1,5% / 4 x 1/3). Авансовые платежи за 2 и 3 кварталы он считает без коэффициента - 64 875 руб. (17 300 000 руб. x 1,5% / 4). При расчете налога за год коэффициент - 10/12, налог за год - 216 250 руб. (17 300 000 руб. x 1,5% x 10/12). Налог к уплате за год - 64 875 руб. (216 250 руб. - 21 625 руб. - 64 875 руб. - 64 875 руб.).

Для продавца при расчете авансового платежа за 1 квартал коэффициент - 2/3, авансовый платеж - 43 250 руб. (17 300 000 руб. x 1,5% / 4 x 2/3). Авансовые платежи за 2 и 3 кварталы по этому объекту продавец не рассчитывает. При расчете налога за год коэффициент - 2/12, налог за год - 43 250 руб. (17 300 000 руб. x 1,5% x 2/12). Налог к уплате за год - 0 руб. (43 250 руб. - 43 250 руб.).

Ежедневно мы отбираем важные для работы бухгалтера новости, экономя ваше время.

МЫ ЦЕНИМ МНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Пожалуйста, оставьте ваш отзыв
о ТИПОВЫХ СИТУАЦИЯХ™

По материалам БухОнлайн

Как учесть налог на имущество при упрощенке

По общему правилу организации на упрощенке налог на имущество не платят . Исключение составляют организации, имеющие на балансе объекты недвижимости, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость. С этих объектов налог на имущество нужно платить на общих основаниях (). Если организация рассчитывает единый налог с доходов, то уплаченный налог на имущество налоговую базу не уменьшит (). Если организация платит налог с разницы между доходами и расходами, сумму налога на имущество включается в состав расходов в том периоде, когда она была перечислена в бюджет ( , п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

С 1 января 2015 года некоторые компании в отношении торговых, административно-деловых центров и некоторых других видов недвижимости, по которым налог взимается исходя из кадастровой стоимости объектов, компаниям на УСН и ЕНВД придется платить налог на имущество.

Примечание : Изменения в Налоговый кодекс внесены Федеральным законом от 02.04.14 № 52-ФЗ.

В первом полугодии 2014 г., налогоплательщики, которые применяют УСН и ЕНВД, были освобождены от уплаты налога на имущество (п. 2 , п. 4 ). В новой редакции этих статей сделана оговорка: после слов "налога на имущество организаций" дополнить словами "(за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом)".

С 1 января 2014 года в отношении отдельных объектов недвижимого имущества юридических лиц при расчете налога применяется их по состоянию на 1 января налогового периода. К таким объектам отнесены, в частности:

  • административно-деловые и торговые центры;
  • нежилые помещения, предназначенные для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания;
  • объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства.

Примечание : Читайте материал . ИП освобождены от уплаты налога на имущество в части имущества, используемого при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется "специальная" система налогообложения (ЕНВД, УСЕ, ПАТЕНТ), за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 . Т.е. Предприниматели на УСН, ЕНВД и ПСН обязаны платить налог на имущество исходя из кадастровой стоимости.

Организации на ЕНВД - вмененке обязаны платить налог на имущество в отношении «кадастровой» недвижимости. Эта обязанность установлена для них с 1 июля 2014 года пунктом 4 (в редакции Федерального закона от 02.04.14 № 52-ФЗ) .

Организации на УСН - упрощенке обязаны платить налог на имущество в отношении «кадастровой» недвижимости. Эта обязанность установлена для них с 1 января 2015 года пунктом 2 (в редакции Федерального закона от 02.04.14 № 52-ФЗ) .

Eсли «кадастровые» объекты не переданы в доверительное управление или концессию, платить за них налог на имущество должны только их собственники или организации, которые владеют этим имуществом на праве хозяйственного ведения. Все это следует из положений пункта 1 статьи 374, подпункта 3 Налогового кодекса РФ.

КОГДА ОРГАНИЗАЦИЯ или ИП ДОЛЖНЫ ПЛАТИТЬ НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО, ИСХОДЯ ИЗ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ?

Платить налог на имущество исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости (здания, строения, сооружения или помещений в них (далее - объект)) () должны организации:

  • применяющие ОСН - за периоды начиная с 2014 г.;
  • применяющие УСН - за периоды начиная с 2015 г. ();
  • уплачивающие ЕНВД - за периоды начиная с 1 июля 2014 г. (п. 4 ) . Причем платить "кадастровый" налог надо даже тогда, когда недвижимость используется исключительно во вмененной деятельности (Письмо Минфина от 02.06.2014 N 03-05-05-01/26195) .

Объект облагается налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости, если одновременно выполняются четыре условия (п. п. 1, 2, 7, 10, пп. 2, 3 п. 12 НК РФ, Письма Минфина от 21.05.2014 (N 03-05-05-01/24062 , от 19.05.2014 N 03-05-04-01/23641) :

1) объект принадлежит организации на праве собственности;

2) объект по правилам бухгалтерского учета учтен на балансе в составе основных средств (на счете 01 "Основные средства" или 03 "Доходные вложения в материальные ценности") (Письмо ФНС от 06.06.2014 N БС-4-11/10837@) ;

3) объект включен в перечень объектов недвижимости, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Этот перечень должен быть определен субъектом РФ (его уполномоченным органом), в котором находится объект недвижимости, и опубликован на официальном сайте субъекта РФ (его уполномоченного органа) не позднее 1 января текущего года (Письмо ФНС от 14.08.2014 N ПА-4-11/16089) ;

4) кадастровая стоимость самого объекта или здания, в котором находится объект (помещение), определена по состоянию на 1 января текущего года. Кадастровую стоимость объекта по состоянию на 1 января можно узнать, направив в территориальный орган Росреестра запрос о предоставлении кадастровой выписки об объекте или кадастровой справки. (Письмо ФНС от 08.05.2014 N БС-4-11/8876

Примечание : . Статья поможет грамотно провести оспаривание кадастровой оценки и стоимости помещения, земельного участка, квартиры.

Если по состоянию на 1 января текущего года в перечне субъекта РФ объекта нет, или не определена его кадастровая стоимость, налог за этот год надо рассчитывать и платить исходя из балансовой стоимости объекта.

Если ни здание, ни отдельные помещения в нем не включены в упомянутый выше перечень, то в отношении данных помещений налог на имущество организаций платить не нужно. Если же здание в перечень не включено, но отдельные помещения в перечне упомянуты, то организация на УСН обязана платить налог на имущество в отношении таких помещений.

Кроме того, с 2015 года "кадастровым" налогом облагаются принадлежащие организациям жилые дома и помещения, которые не учтены у них на балансе в составе основных средств (пп. 4 п. 1 ).

Что такое административно-деловые и торговые центры

Определение административно-деловых и торговых центров приведено в пунктах 3 и 4 .

Административно-деловой центр - это отдельно стоящее нежилое здание, помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, и которое удовлетворяет хотя бы одному из двух условий.

  1. Один из видов разрешенного использования земли, расположенной под зданием, предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
  2. Здание предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.

Торговый центр (комплекс) – это отдельно стоящее нежилое здание, помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, и которое отвечает хотя бы одному из двух условий.

  1. Один из видов разрешенного использования земли, расположенной под зданием, предусматривает размещение объектов торговли, общепита и (или) бытового обслуживания.
  2. Здание предназначено для использования или фактически используется в целях размещения объектов торговли, общепита и (или) бытового обслуживания.

Как определить предназначение и фактическое использование здания

В каком случае нежилые помещения облагаются налогом на имущество по кадастровой стоимости

Здание многофункционального бизнес-центра может облагаться налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости, если не менее 20 процентов общей площади здания либо уже используется для размещения, либо предназначено для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и (или) объектов бытового обслуживания. То же правило распространяется и на отдельные нежилые помещения. Такие разъяснения приводят специалисты Минфина России в письме от 27.09.17 № 03-05-04-01/62449 .

Предназначение здания нужно определять по кадастровому паспорту или документу технического учета (инвентаризации). Если по этим бумагам не менее 20 процентов общей площади объекта предусматривает размещение офисов и сопутствующей инфраструктуры (централизованных приемных помещений, комнат для проведения встреч, офисного оборудования, парковок), то здание предназначено для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения.

Если же не менее 20 процентов общей площади объекта предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, то здание предназначено для размещения объектов торговли, общепита и бытового обслуживания.

Фактическое использование нежилого помещения для размещения офисов, объектов торговли, общепита и бытового обслуживания - это использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения данных объектов.

Налог на имущество по кадастровой стоимости

Чтобы рассчитывать налог по кадастровой стоимости в том или ином субъекте РФ, власти этого субъекта должны утвердить результаты кадастровой оценки объектов недвижимости. Также должен быть принят региональный закон, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости. Далее уполномоченный орган субъекта РФ обязан не позднее 1 января определить (и опубликовать) перечень объектов недвижимости, по которым налог должен рассчитываться исходя из кадастровой стоимости.

Таким образом, если в конкретном регионе предусмотрен расчет налога на имущество, исходя из кадастровой стоимости объектов, то «упрощенщикам» и «вмененщикам» со следующего года придется платить налог на имущество для компаний на УСН и ЕНВД.

Если перечень объектов с кадастровой стоимостью не определен, платить налог не нужно

Чтобы рассчитывать налог по кадастровой стоимости, региональные власти должны утвердить результаты кадастровой оценки объектов недвижимости. Также должен быть принят региональный закон, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости. Далее уполномоченный орган субъекта РФ обязан не позднее 1 января определить (и опубликовать в законе) перечень (вид) объектов недвижимости, по которым налог должен рассчитываться исходя из кадастровой стоимости.

Для того, чтобы платить налог, исходя из кадастровой стоимости недвижимости необходимо одновременное выполнение следующих условий:

  • власти соответствующего субъекта РФ утвердили результаты кадастровой оценк и объектов недвижимости;
  • принят региональный закон , устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости.

Примечание : Смотрите Регионы России, в которых приняты законы, в которых и указан перечень объектов, предусматривающие расчет налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости

Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость

Пример расчета налога на имущество по кадастровой стоимости

Чтобы в регионах использовать расчет налога на имущество по кадастровой стоимости, исполнительные органы региона должны утвердить результаты кадастровой оценки объектов недвижимости. После этого принимается региональный закон, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости.

В этом законе, в числе прочего, полагается указать величину налоговой ставки для вышеуказанных объектов. Ее верхний предел задан в новом подпункте 1.1 . Например, для Москвы максимально допустимое значение составит в 2014 году 1,5%, в 2015 году - 1,7%, а в 2016 году и далее - 2%. Для остальных регионов максимально допустимое значение ставки будет равно 1% в 2014 году, 1,5% – в 2015 году, 2% – в 2016 году и далее.

Причем, уполномоченный орган субъекта РФ обязан каждый год не позднее 1 января определять перечень объектов недвижимости, подпадающих под новшества. Данный перечень по электронной почте направят в ИФНС по местонахождению объектов и разместят в интернете.

Указанный перечень объектов должен быть официально опубликован на официальном сайте субъекта РФ не позднее 1 января нового налогового года. Если же он не будет размещен на сайте в указанный срок, то собственник объекта недвижимости не обязан уплачивать налог исходя из кадастровой стоимости. В этом случае сумма налога и авансовых платежей за весь налоговый период будет исчисляться по прежним правилам, то есть исходя из среднегодовой стоимости объекта.

Поэтому, сейчас налогоплательщикам не нужно самостоятельно решать, относится ли недвижимость к торговому комплексу или офисному центру. За него это сделают чиновники, а собственника имущества ставят перед фактом. Если налогоплательщика не уведомили, что он должен считать от кадастровой стоимости, тогда считаем по старым правилам.

Сумма налога по указанным выше объектам равна кадастровой стоимости по состоянию на 1 января соответствующего года, умноженной на ставку налога. Если в регионе введены отчетные периоды (квартал, полугодие и девять месяцев), то в течение года компания должна перечислять авансовые платежи. Размер авансового платежа равен одной четвертой кадастровой стоимости, умноженной на ставку. Перечислять налог и авансовые платежи нужно в бюджет по местонахождению каждого объекта.

У многих организаций, владеющих торговыми комплексами и деловыми центрами, на балансе есть еще и «обычное» имущество. Налоговую базу для такого имущества нужно определять отдельно от налоговой базы объектов, которые подпадают под новшества, а именно от налоговой базы по торговым и деловым центрам.

Пример расчета налога на имущество

Например, фирма владеет торговым комплексом и производственным оборудованием (не относящимся к движимому имуществу). Кадастровая стоимость торгового комплекса составляет 50 000 000 руб. Остаточная стоимость оборудования равна значениям, указанным в таблице.

В данном регионе ставка по налогу на имущество для торговых комплексов равна 1%. Ставка для прочего имущества - 1,1%.

Величина налога для торгового комплекса. Она составила 500 000 руб.(50 000 000 руб. х 1%).

Налоговая база для производственного оборудования равна 1 200 000 руб.((1 500 000 + 1 450 000 + 1 400 000 + 1 350 000 + 1 300 000 + 1 250 000+ 1 200 000 + 1 150 000 + 1 100 000 + 1 050 000 + 1 000 000 + 950 000 + 900 000): (12+1)). Величина налога в отношении оборудования составила 13 200 руб.(1 200 000 руб. х 1,1%).

По состоянию на: Остаточная стоимость оборудования (руб.)
01 января 1 500 000
01 февраля 1 450 000
01 марта 1 400 000
01 апреля 1 350 000
01 мая 1 300 000
01 июня 1 250 000
01 июля 1 200 000
01 августа 1 150 000
01 сентября 1 100 000
01 октября 1 050 000
01 ноября 1 000 000
01 декабря 950 000
31 декабря 900 000

Если кадастровая стоимость не определена

Бывают случаи, что кадастровая стоимость для некоторых объектов не определена и не указана в кадастровом паспорте. В таком случае расчет налога будет зависеть от вида объекта недвижимости.

Для административно-деловых центров и торговых комплексов налог необходимо рассчитать по общим правилам, то есть исходя из среднегодовой стоимости имущества.

Для недвижимости иностранных компаний, не открывших постоянных представительств в РФ, размер налоговой базы приравнивается к нулю. Это же правило действует и в отношении недвижимости иностранных организаций, не относящейся к деятельности через постоянные представительства.

Совмещение ЕНВД и ОСНО, кадастровая стоимость не определена

Согласно письма Минфина России от 16.10.14 № 03-11-06/3/52084 сказано, что в отношении иного имущества, а также недвижимости, по которой не определена кадастровая стоимость или не принят соответствующий региональный закон, «вмененщики» налог на имущество организаций не платят (п. 4 ).

Но как в таком случае рассчитать налог, если такое имущество используется и в деятельности, переведенной на ЕНВД, и в деятельности, налогообложение которой осуществляется в соответствии с общим режимом налогообложения? В этом случае, как полагают в Минфине, налог на имущество рассчитывается с учетом доли выручки (или площади), полученной (приходящейся) на систему налогообложения в виде ЕНВД.

За какой период в 2014 году и в каком размере уплачивать налог на имущество?

Поскольку для «вмененщиков» поправки вступают в силу уже в этом 2014 году, то как же платить налог на имущество нужно только за III и IV кварталы этого года или исчислять налог придется за весь 2014 год? В письме Минфина РФ от 02.06.14 №03-05-05-01/26195 сказано, что «вмененщикам» нужно будет уплатить авансовый платеж по налогу на имущество за 9 месяцев и налог на имущество за 2014 год. Алгоритм расчета следующий.

Сумма авансового платежа за 9 месяцев 2014 года исчисляется как 1/4 кадастровой стоимости объекта по состоянию на 1 января 2014 года, умноженная на соответствующую налоговую ставку.

Налог на имущество за год должен исчисляться только за период с 1 июля по 31 декабря 2014 года (поскольку в I и II кварталах для «вмененщиков» еще действовало освобождение от уплаты). Чтобы рассчитать сумму налога, нужно взять ½ кадастровой стоимости объекта по состоянию на 1 января 2014 года, умножить на налоговую ставку, а затем вычесть сумму авансового платежа за 9 месяцев 2014 года.

Порядок уплаты налога на имущество с инженерных сетей здания, налог по которому рассчитывается на основе кадастровой стоимости

Минфин разъяснил, нужно ли отдельно платить налог на имущество с инженерных сетей, если налог в отношении здания рассчитывается по кадастровой стоимости

Если объект недвижимости облагается налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости, то отдельно платить налог за водопровод, отопление, лифты и другие инженерные системы, входящие в состав здания, не нужно. Это правило действует и в том случае, когда упомянутые инженерные системы учитываются в бухгалтерском учете как отдельные инвентарные объекты. Подробности - в письме Минфина России от 26.05.16 № 03-05-05-01/30114 .

Минфин России также в письме от 26.05.14 № 03-05-05-01/25079 напомнил, что налог по инженерным системам такого здания отдельно рассчитывать не нужно. Такие системы подлежат налогообложению в составе здания.

Существуют следующие категории объектов, в отношении которых российские организации рассчитывают налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости объектов. Согласно пункту 1 , это:

  • административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
  • нежилые помещения, предназначенные для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Здание, как объект налогообложения налогом на имущество, представляет собой объемную строительную систему, в состав которой, помимо прочего, включаются сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения (водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, электроснабжения, связи и т п.). Это следует из положений Федерального закона от 30.12.09 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Таким образом, если налог на имущество рассчитывается исходя из кадастровой стоимости здания, то инженерно-технического системы обеспечения здания подлежат налогообложению в составе этого здания. Это обстоятельство применяется и в том случае, когда инженерные сети являются отдельными инвентарными объектами в бухучете организации. Проводки делайте на основе

В 75 субъектах РФ налог на торгово-офисные помещения исчисляется по кадастровой стоимости

В 2018 году в 75 субъектах Российской Федерации организации исчислят налог на торгово-офисные помещения исходя из кадастровой стоимости данных объектов. В 2015 году такой порядок исчисления налоговой базы в отношении торгово-офисной недвижимости действовал в 28 субъектах Российской Федерации.

В 2018 году только в 9 регионах НЕТ соответствующих региональных законов и НЕ определены перечни объектов торгово-офисной недвижимости, налоговая база в отношении которых определяется по кадастровой стоимости. Это
Владимирская область, Город Севастополь, Красноярский край, Ненецкий автономный округ, Орловская область, Оренбургская область, Республика Крым, Республика Саха (Якутия), Ростовская область, Чукотский автономный округ.

В некоторых субъектах Российской Федерации на основе кадастровой стоимости налогом облагаются только торговые центры (комплексы) и помещения в них. В других субъектах кроме торговой недвижимости налогом на имущество по кадастровой стоимости облагаются также административно-деловые центры и помещения в них.

Кроме того, некоторые субъекты Российской Федерации воспользовались правом исчислять налог исходя из кадастровой стоимости по нежилым помещениям , в которых размещаются офисы, торговые точки, объекты общественного питания и бытового обслуживания.

Некоторые законодательные органы субъектов Российской Федерации установили ограничения по площади объектов , облагаемой на основе кадастровой стоимости.

Соответствующие перечни объектов, налоговая база в отношении которых в 2015 году исчисляется исходя из кадастровой стоимости, налогоплательщики могут найти на сайтах уполномоченных органов власти субъектов Российской Федерации, определивших перечни, или на сайтах субъектов Российской Федерации.

Признавайте месяц полным и учитывайте при расчете коэффициентов, если:

  • право собственности (изменение характеристик) возникло до 15-го числа соответствующего месяца включительно;
  • право собственности прекращено после 15-го числа соответствующего месяца.

Не признавайте месяц полным и не учитывайте при расчете коэффициентов, если:

  • право собственности (изменение характеристик) возникло после 15-го числа соответствующего месяца;
  • право собственности прекращено до 15-го числа соответствующего месяца включительно.

В бухгалтерском учете налог на имущество начисляется проводками

Д 26 (44) - К 68 - Начислен авансовый платеж по налогу на имущество (если региональным законом установлены отчетные периоды по налогу на имущество)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ по теме

  1. Приведена информация об объекте налогообложения, сроках подачи декларации, ставках и льготах по налогу на имущество. Можно бесплатно скачать формы в формате Excel форму по КНД 1152026. Авансовый платеж. Пример заполнения Декларации налог на имущество 2019.

  2. За движимое имущество налог не платится с 1 января 2013 года

  3. Организации, имеющие вне места нахождения головного офиса несколько филиалов и объектов недвижимого имущества в различных муниципальных образованиях обязаны представлять налоговую отчетность и уплачивать налог по каждому муниципальному образованию отдельно.

  4. Статья поможет узнать как считается кадастровая стоимость недвижимости, как можно узнать кадастровую стоимость здания или земельного участка.

С 2015 года налог на имущество организаций стал рассчитываться исходя из кадастровой стоимости, из-за чего многие компании стали оплачивать его в гораздо большем размере, нежели ранее (). И, конечно, у многих возник вопрос: а как платить меньше? И такой способ есть, вернее даже два – установить вместо кадастровой рыночную стоимость или добиться исключения объекта из перечня недвижимости с соответствующим налогообложением.

Установить вместо кадастровой стоимости рыночную – хороший путь для организаций к снижению налога, и многие этим пользуются. Это особенно выгодно, когда первая выше возможной цены покупки или продажи в несколько раз. Тем не менее, в ряде случаев можно добиться исключения объекта из перечня недвижимости, подлежащей налогообложению именно по кадастровой стоимости. Порой это более перспективно, чем процедура с установлением рыночной цены. Правда, этот способ не всем подойдет.

Вопрос в принципе касается не всей коммерческой и производственной недвижимости. В соответствии с база по налогу на имущество организаций рассчитывается исходя из кадастровой стоимости только для определенного рода объектов. Это торгово-офисные здания и недвижимость иностранных организаций, если последние не осуществляют деятельность в РФ через постоянные представительства или же их объекты, не имеющие отношения к деятельности через постоянные представительства.

В остальных случаях база по налогу рассчитывается по среднегодовой (или средней) стоимости объекта. Он определяется как сумма величин остаточной стоимости имущества на первое число каждого месяца, поделенная на количество месяцев в году. Остаточная – это первоначальная стоимость за вычетом износа. Она, как правило, меньше кадастровой, поэтому сумма налога, рассчитанная исходя из среднегодовой стоимости, порой на порядок меньше той, что начислена по кадастровой. Даже с учетом того, что в первом случае ставка налога обычно выше.

Но сделать так, чтобы недвижимость либо не попала в список объектов налогообложения по кадастровой стоимости, либо была исключена из него, можно лишь в определенных случаях. И как это сделать – зависит от региона, в котором работает организация.

Региональный фактор

Налог на имущество организаций является региональным налогом, а значит, многие моменты, которые касаются уплаты налога на имущество, определяют сами регионы (). Это и ставка, и некоторые особенности формирования базы по налогу, и льготы, и порядок уплаты налога, и порядок проведения некоторых процедур. В частности, порядок исключения из перечня объектов налогообложения по кадастровой стоимости субъекты РФ также сами определяют. Поэтому ситуация в разных регионах может отличаться настолько, что общим может остаться лишь тот факт, что налог на имущество организаций рассчитывается исходя из кадастровой стоимости для торгово-офисных зданий.

Различия хорошо видны при сравнении двух таких регионов, как Москва и Нижегородская область.

Так, если говорить о налоговой базе объектов на территории Москвы, то она рассчитывается исходя из кадастровой стоимости для следующих объектов (без учета жилых помещений и недвижимости иностранных организаций):

  • административно-деловых и торговых центров (и помещений в них) на земельных участках, у которых один из видов разрешенного использования – размещение офисных зданий, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
  • отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. м (и помещений в них), где размещены офисы, торговые помещения, заведения общепита и бытового обслуживания населения, или фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения;
  • расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений общей площадью свыше 3000 кв. м, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита объектов бытового обслуживания;
  • отдельно стоящих нежилых зданий (и нежилых помещений в таких зданиях), если назначение зданий и помещений в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общепита или бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (ст. 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64 " ").

В Нижегородской области перечень несколько короче:

  • административно-деловые и торговые центры, помещения в них;
  • нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (статья Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 г. № 109-З " ", налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости для следующих объектов (также без учета недвижимости иностранных организаций).

Ставки данного налога для организаций также разнятся. В Москве это 1,4% от кадастровой стоимости в 2017 году и 1,5% в 2018-м, а в Нижегородской области – постоянно 2%.

Кроме того, иногда применяется пониженная ставка. Так, в Москве при расчете суммы налога применяется коэффициент 0,1, если помещение удовлетворяет нескольким условиям. Например, когда оно находится на цокольном, первом и втором этажах зданий, непосредственно примыкающих к пешеходным зонам общегородского значения или к улицам с интенсивным пешеходным движением, и используется для размещения объектов общественного питания, розничной торговли, бытового обслуживания, туристской деятельности, деятельности в области исполнительских искусств, музеев, коммерческих художественных галерей и (или) в области демонстрации кинофильмов.

В Нижегородской области в ряде случаев применяется ставка 0,5%. Это относится к гостиницам, размещенным в принадлежащих налогоплательщику зданиях, или к расположенным в административно-деловых центрах помещениям, где выполняются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы за счет госсредств.

Кроме того, у каждого региона есть свои льготы по налогу на имущество, рассчитанному исходя из кадастровой стоимости, и их список достаточно большой в обоих субъектах РФ. Далеко не все льготы распространяются на частные коммерческие организации, но, например, в Москве предусмотрено уменьшение кадастровой стоимости на 300 кв. м для субъектов малого бизнеса, для организаций, работающих четвертый год, и для организаций, средняя численность работников которых за предыдущий год была не меньше 10 человек, а выручка – 2 млн руб. на одного работника. В Нижегородской области льготами могут воспользоваться (частичное или полное освобождение от уплаты налога) организации, реализующие проекты, признанные приоритетными и инновационными, художественные промыслы и организации в отношении приобретенных и вновь введенных в действие основных средств в сфере обрабатывающих производств.

Выйти из Перечня

В обоих регионах в отношении недвижимости есть условие "в соответствии с кадастровыми паспортами объектов…". То есть, и в Москве, и в Нижегородской области есть установленный местным законодательством Перечень объектов, облагаемых налогом по кадастровой стоимости. Формируется он по определенным правилам, установленным в каждом субъекте РФ, и согласно Письму ФНС России от 19 мая 2017 г. № БС-4-21/9464@ " ", данный акт не может быть отнесен к законодательству субъекта РФ о налогах.

То есть, постановление может вступить в силу не как остальные "налоговые" нововведения, которые обязательно должны начинать свое действие с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (за исключением ряда случаев). В итоге, ничего не запрещает региональным властям обновлять перечень и в середине года, что может стать сюрпризом для некоторых налогоплательщиков, и к этому надо быть готовым.

Постановления о перечнях объектов недвижимости, налогообложение которых рассчитывается по кадастровой стоимости, подразумевает и возможность исключения из него объектов по ряду причин, в основном по одной – объект фактически не используется для торгово-офисных целей. Как это? В соответствии с , перечисленные в законе объекты (магазины, офисы, общепит и т.д.) должны занимать менее 20% от общей площади. То есть, например, на оставшихся 80% должно располагаться какое-нибудь производство. Также возможны и другие поводы – кардинальная смена деятельности или консервация объекта (фактическое прекращение использования).

Как же исключить объект из Перечня? Процедура в обоих регионах также отличается.

Москва

Данные дела рассматривает Межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов налогообложения в городе Москве. Она может поручить Госинспекции по недвижимости определить (в том числе – повторно) вид фактического использования объекта. Для этого надо подать соответствующее заявление в Департамент экономической политики и развития города Москвы (на сайте ведомства есть образец). Документы, которые надо приложить к заявлению (в любом случае):

  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия заявителя;
  • выписка из ЕГРП или нотариально заверенная копия свидетельства о собственности.

А далее все зависит от причины, по которой владелец недвижимости решил обратиться в комиссию. Если он считает, что Госинспекция допустила ошибку, так как руководствовалась иными данными, отличными от документов собственника, то в департаменте рекомендуют к заявлению приложить:

  • оригиналы или копии документов кадастрового и (или) технического учета;
  • описание различий в документах собственника и Госинспекции по недвижимости.

Если же ошибка была допущена в расчетах, то нужно предоставить:

  • расчет, проведенный собственником в соответствии с Методикой, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. № 257-ПП " ";
  • указания на расхождения с расчетом Госинспекции по недвижимости.

В случае изменения вида фактического использования помещения (в связи с началом другой деятельности) необходимы:

  • экспликация и поэтажный план здания с указанием видов деятельности, которые ведутся в каждом из помещений, с отметками о произошедших изменениях;
  • договоры аренды с указанием видов деятельности, которые будут вести арендаторы в снимаемых помещениях;
  • соглашение о расторжении договора аренды;
  • фотоматериалы/видеоматериалы;
  • лицензии на осуществление заявленных видов деятельности;
  • документы, подтверждающие, что указанное производственное, медицинское и иное оборудование действительно расположено в этом здании;
  • ссылки на открытые источники с информацией о виде деятельности, осуществляемой заявителем на территории объекта.

Комиссия нередко принимает решения в пользу заявителей. Так, в 2015 году было подано 250 таких заявлений, назначено 190 повторных мероприятий по определению фактического вида использования объектов, 125 решений принято в пользу собственников (то есть 50% от общего числа поданных заявлений). В 2016 году подано 121 заявление, назначено 55 повторных мероприятий и 39 решений вынесено в пользу заявителя.

Оспорить результаты мероприятий предыдущего года (в данном случае – 2016-го) можно было только до 31 марта текущего года. То есть сегодня собственник может поспорить только с выводами Госинспекции, сделанными уже в 2017 году.

И исключить объект из Перечня на 2017 год можно только в том случае, если повторный акт с выводом, что объект не используется для торгово-офисных целей, составлен до 31 декабря 2016 года. Если позже – то только из Перечня на 2018 год.

Нижегородская область

Здесь процедура исключения из Перечня несколько иная. Этими вопросами занимается Межведомственная комиссия при министерстве инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области. Для этого надо сделать отчет о фактическом использовании и подать заявление в министерство. На данный момент можно исключить объект только из Перечня за 2017 года – за 2016 год уже поздно (по срокам действуют те же правила, что и Москве).

Кстати, если комиссия примет отрицательное решение, то его можно обжаловать в судебном порядке. Но, в принципе, в Нижегородской области практика исключения из Перечня в основном положительная, в том числе и при обжаловании в суде.

Главное условие

Шанс исключить объект из Перечня напрямую зависит от вида разрешенного использования (ВРИ) земельного участка и наименования (назначения) объекта. Если они предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, то такие объекты не подлежат исключению из перечня, даже если они убираются в необходимую пропорцию 20%/80%. И подавать заявку или заказывать экспертизу в этом случае нецелесообразно.

То есть, если по всем документам объект – заведение общепита, например столовая, то и рассматривать ее будут как столовую, несмотря на то, что фактическое использование может быть другое (или даже не использоваться вовсе). Но обычно таких назначений бывает несколько, что, в принципе, оставляет пространство для маневра. Главное – ничего не напутать.

Теги: Москва, юрлица, налог на имущество организаций, бухучет и отчетность, налоги, сборы, взносы, практические ситуации, ФНС России

Что изменилось

1 января 2016 года вступили в силу изменения в Налоговый кодекс, согласно которым налог на имущество рассчитывается на основе кадастровой стоимости - оценки жилья, которая, как предполагается, близка к рыночной. До 1 декабря 2016 года заплатить налог за 2015 год должны все, кто владеет квартирой или комнатой в коммуналке, жилым домом, гаражом или машино-местом. В этот же список попадают и владельцы недостроя, апартаментов, складов и магазинов.

Татьяна Школьная

«Долгое время налог на имущество рассчитывался, исходя из инвентаризационной стоимости здания, которая зависит от цены материалов, перекрытий, лифтов и т. д. Кроме того, учитывался год постройки и износ здания. Жители двух типовых домов - в центре и на окраине - могли платить одинаковую сумму, даже если второй дом находился в промышленном районе и рядом с ним была свалка.

Сейчас налог исчисляется на основе кадастровой стоимости, которая приближена к рыночной. Помимо цены кирпичей учитывается, насколько дом отдален от центра, есть ли рядом школы, поликлиники, парки. Теперь те, кто живет в центре Москвы и в районах с хорошей инфраструктурой, будут платить больше».

Как будет рассчитываться новый налог

Каждому объекту присваивается кадастровая стоимость, узнать которую можно на . От нее зависит налоговая ставка: чем дороже оценили вашу квартиру или дом, тем выше будет процент, который нужно отчислять государству. Так, самая низкая ставка 0,1% присваивается объектам стоимостью до 10 млн р. Дороже всего налог обойдется владельцам квартир или домов, оцененных выше 300 млн р. Для них установлено значение в 2%.

Чтобы переход к новому налогообложению был плавным, государством предусмотрен понижающий коэффициент: в этом году мы будем оплачивать лишь 20% налога от кадастровой стоимости. Постепенно эта цифра будет увеличиваться - и к 2020 году в квитанциях будет указана полная сумма.

Сколько в итоге платить

Хотя налог задумывался как более «честный», для большинства граждан новая цифра будет выше старой. По мнению Татьяны Школьной, в каких-то случаях разница будет в 10 и даже в 20 раз.

Мария Литинецкая

Управляющий партнер «Метриум Групп»

«Сегодня средняя площадь трехкомнатной квартиры эконом-класса в новостройке Москвы составляет 87,6 кв. м, а ее стоимость 12,6 млн р. В 2016 году сумма налога за 2015 год для такой квартиры составит 2917 р. С учетом понижающих коэффициентов, предусмотренных при расчете налога до 2020 года, в последующие годы сумма будет выше: за 2016 год он достигнет 5834 р., за 2017 год - 8750 р., за 2018 год - 11 667 р., а за 2019 год - 14 584 р.».

Кого это затронет в первую очередь

Владельцев дорогих квартир - либо больших по площади, либо расположенных в центре города. Сильно пострадают люди, которые живут в ЦАО в старых домах, например, в сталинских высотках. Предыдущий налог уменьшался в зависимости от года постройки и износа здания, но не зависел от района. Сейчас же начнут учитывать близость к центру и инфраструктуру, что может сказаться на тех, кому по наследству от бабушки досталась аккуратная «трешка» в «сталинке» на «Чистых прудах».

Владельцев недорогого и небольшого по площади жилья налоговое бремя коснется в меньшей степени - впрочем, оно возрастет для всех. «Вряд ли кто-то будет платить меньше, - говорит Ольга Тихонова, руководитель одного из офисов компании «Миэль», - так как теперь сумма налога исчисляется не из инвентаризационной - более низкой, - а кадастровой стоимости, которая ближе к рыночной».

Какие есть льготы и вычеты

Не платить налог могут 15 групп граждан, к которым относятся пенсионеры, инвалиды I и II групп инвалидности, инвалиды с детства, военнослужащие со стажем более 20 лет, ветераны, лица, подвергшиеся воздействию радиации при авариях. Всего таких людей в Москве насчитывается более 1,7 млн. Льготы действуют на все виды недвижимости, но не более чем на один объект. Если у пенсионера, например, в собственности два загородных дома, он может выбрать, за какой из них уплачивать налог.

Кроме того, для всех действует налоговый вычет. При расчете кадастровой стоимости из площади каждой квартиры вычитается 20 кв. м, из площади жилого дома - 50 кв. м. Предполагается, что это поможет сэкономить тем людям, кто имеет небольшую жилплощадь, или совсем избежать налогового бремени.

Почему кадастровая стоимость выше рыночной

Часть москвичей, которая уже получила квитанции, жалуется, что государство оценило их квартиру значительно дороже, чем ее можно продать на рынке.

Ольга Тихонова

Руководитель офиса «На Фрунзенской» компании «Миэль»

«Мы продавали трехкомнатную квартиру, расположенную в Оболенском переулке в пятиэтажном доме 1932 года постройки. Здание относилось к ветхому фонду, и рыночная стоимость квартиры составляла 24 млн рублей, однако согласно кадастровой оценке ее цена была 28 млн рублей».

Как утверждают эксперты, муниципальные власти, которые и проводят кадастровую оценку, заинтересованы в завышении стоимости, поскольку поток налоговых поступлений зависит от того, насколько дорого они оценят объекты в своем районе. Причиной завышенной кадастровой стоимости может быть и то, что оценку производят, не выезжая на объект и не учитывая индивидуальных особенностей жилья. Кроме того, при расчете налога не всегда используют актуальные данные.

Татьяна Школьная

Заместитель директора Института налогового менеджмента и экономики недвижимости ВШЭ

«В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе кадастровую стоимость пересматривают не чаще чем раз в 2 года и не реже чем раз в 5 лет. Большинство объектов было оценено в 2013–2014 годах, когда цена была на пике. Сейчас же цена на недвижимость просела, однако налог от этого ниже не становится».

Новое на сайте

>

Самое популярное