Домой Кредит на бизнес Кого освободили от взносов за капремонт. Кто освобожден от уплаты взносов на капитальный ремонт

Кого освободили от взносов за капремонт. Кто освобожден от уплаты взносов на капитальный ремонт

Поскольку закон о льготах по взносам на капремонт принят совсем недавно, подробной информации по оформлению этих льгот на сайтах госорганов нет. Как только она появится, мы обязательно добавим ее в эту статью. Кто еще может законно не платить взносы на капремонт? 1) Собственники помещений в многоквартирном доме, который признан аварийным и подлежащим сносу в порядке постановления Правительства РФ №47 от 28.01.2006 (ч.2 ст. 169 ЖК РФ). 2) Собственники квартир в МКД, если в отношении каждого жилого помещения в доме и земельного участка под домом принято решение об изъятии для государственных или муниципальных нужд (ч.2 ст. 169 ЖК РФ). 3) Собственники квартир в МКД, которые уже накопили на своем спецсчете дома минимальный размер фонда для проведения ремонтных работ (ч.8 ст.170 ЖК РФ). Размер минимального размера фонда устанавливается региональным законом.

Кому положено освобождение от налога на капремонт?

Согласно закону 271-ФЗ, принятому в декабре 2012 года, в квитанциях за коммунальные услуги появилась новая графа – «Платежи на капитальный ремонт». Несмотря на многочисленные возмущения, эта норма все же вступила в силу, причем на вполне законных основаниях.

Все дело в том, что Жилищный кодекс России возлагает ответственность за содержание жилья, находящегося в собственности граждан, на самих владельцев. Приобретая квартиру в многоквартирном доме, вы одновременно становитесь совладельцем самого здания, расположенных в нем подвалов, чердаков, кровли и прочих элементов, поэтому просто обязаны заботиться об их идеальном техническом состоянии.

Другое дело, что далеко не все владельцы квартир могут позволить себе оплачивать дополнительную графу платежек за коммуналку. Одному это не позволяет делать слишком маленькая пенсия, а другому – ограниченные физические возможности.

Кто освобождается от уплаты капитального ремонта жилья, льготы в 2018 году

Внимание

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ: В Москве предоставлены льготы при оплате взносов на капитальный ремонт Согласно документу пенсионеры, достигшие 80-летнего возраста полностью освобождаются от оплаты за капремонт, а также для отдельных категорий граждан, у которых имеются льготы возможна компенсация в 50 процентов. Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 29 декабря 2015 г.


№ 399-

Инфо

ФЗ «О внесении изменений в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Напомним, что для москвичей мэр Собянин уже подписал постановление Правительства Москвы № 478-ПП от 30.07.2015 «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2014 г.

Льготы: кто может законно не платить взносы на капремонт

Кроме того, субъекты РФ смогут предоставлять компенсацию расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50% взноса на капремонт, инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов. «Конечно, эти меры не снимают всех вопросов, которые связаны с введением платежа за капитальный ремонт, тем не менее меняют ситуацию. Мы должны в этом случае прежде всего поддержать тех, у кого новые платежи за капитальный ремонт составляют ощутимую долю в семейном бюджете и кто лишен возможности за счёт своего труда компенсировать эту долю», – ранее подчеркивал премьер-министр Дмитрий Медведев.
Закон вступит в силу с 1 января 2016 года.

Forbidden

Инвалиды 1 и 2 группы, достигшие возраста 80 лет и старше, могут воспользоваться правом на получение компенсации в размере 100 процентов от размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения при наличии условий, указанных в пункте 1 настоящей статьи. Инвалиды 3 группы могут претендовать на получение компенсации только при наличии условий, указанных в пункте 1 настоящей статьи.


У граждан, относящихся к данной льготной категории и не достигших возраста 70 лет, права на компенсацию не имеется. Для назначения компенсации инвалидам 1, 2 и 3 группы, достигшим возраста 80 лет, в размере 100 процентов, и инвалидам 3 группы, достигших возраста 70 лет, в размере 50 процентов, необходимо обратиться с заявлением и документами в отдел соцзащиты.

Раскрываем списки: кто не платит за капремонт

Документов для того, чтобы оформить льготные условия, немного:

  • паспорт, удостоверение;
  • документ, подтверждающий право;
  • выписка со счета, что долгов текущих по коммунальным услугам нет.

Нужно учесть, что перечень может пополняться и окончательный пакет зависит от региона. Так, в некоторых регионах добавляется справка о сумме, которую тратит человек ежемесячно на содержание квартиры.
В пакет включается и справка о доходах или их отсутствии. В других населенных пунктах могут потребовать справку о составе семейства, документы об их доходах.
Закон не ограничивает местное самоуправление в требованиях к пакету документов. Куда идут взносы за капремонт Хотя плата за капитальный ремонт предусматривает льготы пенсионерам, каждому важно понимать куда идут его средства.

Льготные категории граждан освобождаются от оплаты по взносам за капремонт

Они платят лишь половину того норматива, который установлен в конкретном регионе, остальное оплачивает государство. В 2016 году вступил в силу Федеральный закон №399-ФЗ от 29.12.15, кардинально изменяющий 169 статью Жилищного кодекса РФ и Закон о социальной защите инвалидов (статья 17 Федерального закона №181-ФЗ).
Новые правила ФЗ о льготах на капитальный ремонт предоставили возможность хотя бы частично уменьшить плату для определенных категорий людей, владеющих квадратными метрами. К ним относятся граждане, для которых назначенный взнос в силу социального положения может стать не только слишком тяжелым, но просто непосильным. Так, Госдума приняла законопроект о льготах на капремонт жилья для пожилых и стопроцентно от этой повинности теперь освобождены престарелые граждане начиная от 80 лет и старше.

Кто не должен платить за капитальный ремонт в многоэтажных (многоквартирных) домах на законных основаниях, а кто освобождается от оплаты взносов лишь частично?

Что говорит закон об освобождении от уплаты?

С 1 января 2016 года в силу вступил закон (Федеральный закон №399-ФЗ), предусматривающий изменения для ст.169 Жилищного кодекса РФ и ст.17 Федерального закона №181-ФЗ, посвященного социальной защите лиц с ограниченными возможностями.

Напомним, что относится к капремонту:

ремонтные работы на кровлях и несущих конструкциях;

ремонт фасадов,

восстановление и обновление инженерных систем;

восстановление подвалов, фундаментов;

замена лифтов.

Есть граждане, имеющие право на частичную компенсацию (до 50 процентов) лица с инвалидностью 1 и 2 групп; одинокие пенсионеры (или семья пенсионеров) возрастом от 70 лет; дети-инвалиды; граждане, на попечении которых есть дети-инвалиды. Они платят лишь половину того норматива, который установлен в конкретном регионе, остальное оплачивает государство.

В 2016 году вступил в силу Федеральный закон №399-ФЗ от 29.12.15, кардинально изменяющий 169 статью Жилищного кодекса РФ и Закон о социальной защите инвалидов (статья 17 Федерального закона №181-ФЗ). Новые правила ФЗ о льготах на капитальный ремонт предоставили возможность хотя бы частично уменьшить плату для определенных категорий людей, владеющих квадратными метрами. К ним относятся граждане, для которых назначенный взнос в силу социального положения может стать не только слишком тяжелым, но просто непосильным.

Так, Госдума приняла законопроект о льготах на капремонт жилья для пожилых и стопроцентно от этой повинности теперь освобождены престарелые граждане начиная от 80 лет и старше.

По федеральному закону о льготах на капремонт компенсацию пятьдесят процентов получили: лица от семидесяти лет; инвалиды первой и второй групп, инвалиды с детства; семьи с детьми-инвалидами. Федеральный закон о льготах по оплате за капитальный ремонт был дополнен в марте 2016 года. Так на льготу могут рассчитывать:

жители блокадного Ленинграда;

ветераны (в том числе — Великой Отечественной войны);

сельские педагоги;

многодетные;

ветераны труда;

вдовы военнослужащих;

ликвидаторы бедствия ЧАЭС;

почетные доноры;

орденоносцы и награжденные медалью «За оборону Москвы»;

получившие радиационное облучение (например на Семипалатинском полигоне);

репрессированные и реабилитированные граждане.

В постановление о льготах по оплате капитального ремонта описан также порядок получения льгот и оформления всех документов.

Итак, чтобы получить скидку, претенденту нужно :

во-первых - быть хозяином квадратных метров — на живущих по социальному найму, а также не-собственников требования законодательства касательно означенного ремонта не распространяются. Во-вторых: удостовериться, что дом включен в региональную программу капитального ремонта (Федеральный закон № 417-ФЗ; Федеральный закон № 176-ФЗ);

во-вторых - собрать необходимый пакет документов;

Написать заявление;

Предоставить их в отдел социального обеспечения по месту жительства.

Сделать это можно либо при личном визите, либо через Многофункциональный центр (или «Мои документы»), а также воспользовавшись порталом Госуслуг.

Необходимый перечень документов для получения льгот:

Общегражданское удостоверение личности;

Заявление;

Ыписка из домовой книги;

Документы, подтверждающие принадлежность к той или иной категории;

СНИЛС;

Бумаги, подтверждающие собственническое право на квартиру;

Документ, подтверждающий отсутствие долгов по коммунальным услугам;

Документ из ЗАГС (состав семьи ).

Не производятся взносы, если:

Жилище оценено как аварийное;

Дом решено сносить;

На основании соответствующего решения дом изъят из частного владения и передан в государственное.

Как оформить льготы на капремонт и какие документы для этого нужны?

Гражданам, состоящим на учете в отделе соцзащиты, был произведен расчёт компенсации в беззаявительном порядке, в размере 50 процентов исходя из минимального размера взноса на капремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения (6,50 руб.) и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчёта субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, именно: 38 кв.м - на одиноко проживающего гражданина, 22 кв.м - на одного члена семьи, состоящей из двух человек, 18 кв.м - на одного члена семьи, состоящей из трёх и более человек. Также при расчёте компенсации не учитывался вид жилищного фонда, в котором проживает инвалид 1 или 2 группы. Инвалиды 1 и 2 группы, достигшие возраста 80 лет и старше, могут воспользоваться правом на получение компенсации в размере 100 процентов от размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения при наличии условий, указанных в пункте 1 настоящей статьи. Инвалиды 3 группы могут претендовать на получение компенсации только при наличии условий, указанных в пункте 1 настоящей статьи. У граждан, относящихся к данной льготной категории и не достигших возраста 70 лет, права на компенсацию не имеется. Для назначения компенсации инвалидам 1, 2 и 3 группы, достигшим возраста 80 лет, в размере 100 процентов, и инвалидам 3 группы, достигших возраста 70 лет, в размере 50 процентов, необходимо обратиться с заявлением и документами в отдел соцзащиты.

Какие документы необходимы для получения компенсации за капремонт?

- паспорт;

Страховое свидетельство (СНИЛС);

Документ, подтверждающий право собственности заявителя на жилое помещение;

Справка с места жительства о совместно зарегистрированных с ним членах семьи;

Квитанция на оплату взноса на капитальный ремонт за месяц, предшествующий месяцу обращения;

- -копия финансово-лицевого счета;

Заявление возможно оформить на приеме у специалиста отдела соцзащиты.

Нужно ли обращаться с документами для получения компенсации на капремонт, если гражданин является региональным льготником (ветеран труда, труженик тыла, реабилитированный, блокадник)? Все региональные льготники, которые имеют право на получение компенсации по уплате взноса на капитальный ремонт, уже получают возмещение расходов по данной услуге с марта 2014 года. Расчёт ЕДК по жилищной услуге «Взнос на капитальный ремонт» определяется с учётом социальной нормы площади жилья: 33 кв.м - на одиноко проживающего гражданина, 21 кв.м - на одного члена семьи, состоящей из двух человек, 18 кв.м - на одного члена семьи, состоящей из трёх и более человек. Версия для MS Word

Помимо ежемесячных платежей за потребленные ЖКУ и найм/обслуживание жилья, собственники квартир должны оплачивать взносы на капитальный ремонт своего дома, который необходим для поддержания дома в нормативном и безопасном для людей состоянии, восстановления изношенного оборудования, коммуникаций, конструктивных элементов.

Взнос на капремонт - закон

Обязанность нести затраты на свое жилье, возложена на собственника гражданским законодательством (ГК РФ), а обязанность регулярно оплачивать капитальный ремонт общих помещений в многоквартирных домах - еще и Жилищным кодексом (). Средства вносятся собственниками: за купленную или приватизированную квартиру - частными лицами, а за муниципальное жилье - местными властями (ОМСУ/муниципалитетами).

Затраты на капремонт обычно весьма высоки, поэтому средства на него аккумулируются в течение некоторого времени (от нескольких лет и дольше), накапливаясь на специальном счете МКД, или в фонде капремонта региона, определенного в соответствии с законами субъекта РФ. В первом случае платить необходимо в сроки, установленные для оплаты за жилье/ЖКУ (), либо в сроки, определенные собранием собственников МКД. Если же средства собираются у регионального оператора - то платят по платежкам этого оператора, согласно региональным нормам.

Как из любого правила имеются исключения, так и здесь есть свои особенности. В ряде случаев, собственникам жилья предоставляются льготы по платежам, либо в связи с техническим состоянием дома или правовым положением, сами взносы не уплачиваются.

Кто освобожден от уплаты за капремонт

Капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома производится за счет собственников. Соответственно, если квартира (жилое помещение) находится в муниципальной собственности и сдается по договору соцнайма, наниматель освобожден от платежей на капремонт (эти отчисления осуществляет муниципалитет).

Другие наниматели (арендаторы) квартир также не должны отчислять взносы, поскольку это обязанность собственника недвижимости.

Кроме того, Жилищный кодекс (п. 2 ст. 169) устанавливает, кто освобождается от уплаты капитального ремонта. Не делаются отчисления в случаях, когда:

  • дом является аварийным (признан им в порядке, определенном законодательством РФ) и подлежит сносу;
  • земля под строением (домом) изымается для государственных/муниципальных нужд, и все квартиры будут изыматься.

В указанных случаях ни о каком капитальном ремонте дома в будущем речи уже не идет, поэтому и платежи не производятся.

Категории льготников 2019

Законодательством предусмотрены не только случаи освобождения от взносов, но и предоставление льгот по ним для отдельных категорий граждан. С 2016 года в законодательство Российской Федерации внесены поправки, коснувшиеся списка льготников по платежам на капитальный ремонт (статьи 169 ЖК РФ, Закон № 181-ФЗ «О соцзащите инвалидов»). Также льготы предусмотрены ч. 21 ст. 169 ЖК РФ.

Льготы предоставляются:

  • Инвалидам. Инвалиды 1 и 2 групп, а также лица, имеющие на попечении детей-инвалидов и сами такие дети-инвалиды вносят только половину суммы, оставшуюся половину платит (компенсирует) государство.
  • Малообеспеченным гражданам. Такие граждане вправе оформить субсидию на оплату ЖКУ и взносов на капремонт, при условии, что платежи за жилье, ЖКУ и капремонт превышают определенную долю в их семейном доходе, установленную в каждом конкретном регионе РФ. То есть часть взносов будет вноситься соответствующими бюджетами (региональным, муниципальным) в виде субсидии, а часть, не покрытая субсидией, должна оплачиваться гражданами самостоятельно.
  • Ветеранам и участникам ВОВ, ветеранам труда, реабилитированным лицам, гражданам, подвергшимся радиационному облучению.
  • Многодетным семьям.
  • Одиноким собственникам жилья-пенсионерам, не работающим (при достижении ими 70 лет - половина взносов, после 80 лет - освобождаются от уплаты за капремонт полностью).
  • Семьям пенсионеров, имеющим свое жилье (с 70 лет - половина, а после 80 лет - на все 100%).

Важно: льготы за капремонт пенсионерам предоставляются, когда во исполнение федерального закона приняты местные нормативные акты, то есть местные законы, предусматривающие предоставление этих льгот данным лицам.

Кроме того, следует помнить, что сама льгота не отменяет обязанности оплачивать не покрытую ею часть взносов на капремонт жилья для всех категорий населения.

Кто еще и в каких случаях может не платить за ремонт

Компенсация за капремонт - кому положена и как получить

Поправки в ЖК РФ (принятые Законом № 399) предоставили льготникам федерального и регионального уровней право на компенсацию взносов на оплату капремонта. Такая компенсация может быть как полной, так и частичной, и предоставляется на заявительной основе.

К федеральным льготникам отнесены инвалиды (в том числе дети-инвалиды) и ветераны.

Для региональных льготников многое зависит от законов, принятых в каждом регионе (субъекте РФ). В основном, это граждане, достигшие 70-80 летнего возраста. Компенсацию взносов на капремонт в регионах обычно рассчитывают исходя из норматива площади (54 кв. метра на одинокого человека, 36 кв. метров на семейного), при условии, что гражданин прописан и будет проживать в жилом помещении, на которое предоставляется компенсация.

Важно помнить, что если гражданин соответствует сразу нескольким категориям льготников, он имеет право выбрать только одну, которая ему выгоднее. К тому же, если в собственности у гражданина имеется несколько квартир/жилых помещений, компенсируются взносы только на одно из них.

Что будет, если не платить

При неоплате взносов на капитальный ремонт, на сумму накопившейся задолженности начисляется пеня (1/300 ставки рефинансирования Центробанка РФ за каждый день просрочки). Это определено ст. 255 ЖК РФ.

При существенной просрочке платежа, организация –держатель счета на капремонт вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности. В таком случае удержания могут производиться по исполнительному листу (судебными приставами).

Важно помнить, что при наличии задолженности в два месяца, приостанавливается действие льгот для любой категории граждан (до момента ликвидации задолженности).

Взносы на капитальный ремонт входят в структуру платежей за жилье, отказаться от их уплаты по желанию гражданина нельзя. Поэтому, если имеется возможность подтвердить свою принадлежность к льготной категории, стоит воспользоваться этой мерой социальной поддержки, уменьшив таким образом нагрузку на бюджет семьи.

Последнее обновление Март 2019

В конце 2015 года был принят Закон Российской Федерации, позволяющий пенсионерам получить льготу на капремонт. В каких случаях и для каких категорий граждан это предусмотрено, куда следует обращаться и какие документы представлять, расскажем далее.

Кто имеет право на льготу

Своим правом на частичное или полное освобождение от уплаты взносов на капремонт могут воспользоваться только те пожилые люди, которые являются собственниками жилого помещения . Это прямо закреплено в текстах всех региональных законах, регулирующих данный вопрос, и в ст.169 ЖК РФ.

  • Если собственник один и ему больше 70,80 лет - льгота действует.
  • Если жилье в собственности и молодых людей и лиц, старше 70 лет - льгота на действует.
  • Также она не действует если кто-то зарегистрирован моложе 70 лет или работающий

Пример 1: Квартира принадлежит на праве собственности супругам, которым более 70 лет. Кроме них, в жилом помещении никто не зарегистрирован, жильцы не работают. Льгота полагается.

Пример 2: Квартира принадлежит сыну и членам его семьи на праве собственности, но фактически в ней живет и зарегистрирована одна пожилая мать, которой исполнилось 80 лет. Льгота не будет действовать, так как в силу ст. 169 ЖК РФ ею могут воспользоваться только собственники.

Пример 3 : За льготой обратилась одиноко проживающая пожилая женщина 75 лет, которая является собственницей в одном лице. Поскольку в квартире зарегистрирована ее внучка, льготу не предоставили. Госорганы сочли,что женщина не одинока. После снятия с регистрационного учета внучки льгота была оформлена.

Пример 4: Собственник квартиры пенсионер, достигший возраста 80 лет, проживает совместно с сыном, который не прописан. Льгота положена, поскольку официально пенсионер считает одиноко проживающим.

Таким образом, положения о компенсации суммы взносов за капитальный ремонт, как федеральные, так и региональные, предполагают свое распространение только на собственников, обязанных оплачивать данные взносы. Совместно проживающими гражданами, по умолчанию, считаются либо зарегистрированные по адресу лица, либо имеющие долю в жилом помещении.

Взносы на капремонт

Согласно правилам, установленным Жилищным Кодексом РФ, капитальный ремонт оплачивается посредством ежемесячных взносов в фонд от имени каждого жильца. Эти платежи сохраняются на специальном счете, копятся до определенной суммы и расходуются только по целевому назначению в соответствии с программой. Взносы не производятся, если:

  • дом не подлежит ремонту;
  • жилье признано в установленном порядке аварийным;
  • дом подлежит сносу (имеется соответствующее решение государственных органов);
  • есть решение об изъятии конкретного жилого дома из пользования гражданами и передаче его в ведение муниципальных органов.

Рассмотрением жилищных вопросов по оплате капремонта занимаются непосредственно власти субъекта, поскольку на федеральном уровне установлены лишь общие принципы льготной политики.

В каждом регионе размер взносов определяется постановлением Правительства субъекта – это правило закреплено в ст. 156 ЖК РФ. Сумма рассчитывается в зависимости от типа постройки, количества этажей, подъездов. К примеру, в столице на капремонт сдают в среднем по 15 рублей за кв.м. (в регионах – 2-9 рублей).

Простой расчет позволяет определять примерную сумму, подлежащую уплате за капитальный ремонт, которая составляет от 300 до 2000 рублей в зависимости от площади жилья. В этой связи дополнительные жилищные расходы для отдельных категорий граждан стали существенными, а в некоторых случаях – непосильными. Вопрос о законности таких взносов ставился депутатами перед Конституционным судом РФ, который признал отсутствие противоречий статей Жилищного кодекса положениям Конституции РФ.

Поэтому для многих, особенно для пенсионеров, стал ожидаемым закон о льготах на капремонт, который действует в России с 2016 года.

Категории льготников по оплате капитального ремонта

На сегодняшний день оплачивать со скидкой 50% или 100% капитальный ремонт имеют право:

  • участники ветераны ВО
  • герои СССР
  • инвалиды боевых действий
  • «чернобыльцы» и другие лица, которые прямо предусмотрены в соответствующем федеральном законодательстве.

Дополнительно к этому перечню, в соответствии с изменениями, внесенными в статью 169 ЖК РФ, льготами на оплату общедомового ремонта обладают пенсионеры старше 70 лет.

  • Если собственнику жилья больше 70 лет, он проживает один и не трудоустроен, то ему может быть предоставлена компенсация в размере 50%.
  • Если пенсионеру более 80 лет , он полностью освобождается от уплаты взноса в ФКР МКД (фонд капитального ремонта многоквартирных домов).
  • Инвалидам 1-ой и 2-ой групп, а также семьям, где воспитывается ребенок-инвалид, поправки, внесенные в Жилищный кодекс, предоставляют также 50% скидку на оплату капремонта.

Одиноко проживающим пенсионером 70-80 летнего возраста считается тот, кто зарегистрирован по месту жительства один или с другим таким же пенсионером, имеющим право на льготу (нетрудоспособным, достигшим такого возраста), или такие граждане являются собственниками одной квартиры. Во всех других случаях (например, если пенсионер 70 лет проживает с другим зарегистрированным (либо собственником) пенсионером 60 лет, то он не считается одиноким и льготу не получает.

Надо понимать, что расчет субсидии основан на двух составляющих:

  1. размер платы на 1 кв.м, принятый в регионе (скидка рассчитывается от минимальной ставки);
  2. недоплачивать можно только за минимальную площадь жилого помещения (обычно для одиноких пенсионеров за основу берется 33 кв.м.; если проживающих в одной квартире двое - то 21 кв.м. на каждого; если жильцов больше двух – то 18 кв.м. на человека).

Оформление льготы

Для начала нужно убедиться, правомерно ли начисляются платежи за капитальный ремонт. Для этого следует узнать, внесен ли дом в учетный список таких строений. Такую информацию можно получить в ТСЖ, у работников управляющей компании или в администрации района.

Далее рекомендуем оплатить все долги по коммунальным услугам, в противном случае льгота предоставлена не будет. На практике такое часто встречается: к примеру, из-за финансового положения инвалид не в состоянии своевременно и в полном объеме обеспечивать оплату услуг, по этой причине ему не вправе оформить и 50%-ое освобождение от уплаты (в силу ст. 60 ЖК РФ). В результате отчаявшиеся жильцы влезают в долги, кредиты, что еще больше усугубляет сложившуюся ситуацию.

Если с долгами по «коммуналке» покончено, льготник может обратиться в МФЦ в том субъекте, где он проживает, предоставив следующие документы:

  1. Свой паспорт (наступление определенного возраста будет устанавливаться по нему).
  2. Заявление на предоставление льготы (пишется кратко: в соответствии с каким критерием должна быть предоставлена, возраст, место жительства и др. персональные данные).
  3. Подтверждение статуса пенсионера.
  4. Справка об отсутствии задолженностей за услуги ЖКХ.
  5. Свидетельство о праве собственности на жилое помещение.
  6. Выписка из домовой книги, где указан состав семьи проживающих по адресу.
  7. Данные о тех, кто проживает вместе с заявителем (в случаях, когда подается заявление по критерию совместного проживания с неработающими пенсионерами: их статус также должен быть подтвержден).
  8. Оплаченную квитанцию.
  9. Лицевой счет.
  10. Сведения о доходах.

Альтернативой МФЦ является служба социальной защиты региона. Кроме того, можно официально оформить возможность платить меньше на сайте госуслуг. Внесение в реестр льготников и перерасчет происходит в среднем в течение 10 дней.

В некоторых случаях собственники жилья, находящиеся в пожилом возрасте, по состоянию здоровья не могут лично обратиться с заявлением. Понятно, что возможности интернета в большинстве случаев для престарелых граждан также не знакомы. В таких ситуациях законом не возбраняется обращение доверенных лиц, которые уполномочены нотариусом представлять интересы пожилых людей.

Льгота может быть предоставлена в виде возврата на счет части оплаченной суммы или в виде субсидии для тех, кто не располагает возможностью оплатить квитанцию.

Капремонт в Москве и Московской области

Отметим, что статьей 169 ЖК РФ предусмотрено право субъекта освобождать льготников от полной или частичной уплаты, а не обязанность. При этом компенсации неуплаченной суммы взноса производится за счет регионального бюджета.

Практически все регионы приняли местные законодательные акты, подробно регламентирующие порядок оформления льгот, с указанием условий их предоставления, а также размера.

В столице предусмотрены наиболее высокие тарифы по оплате стоимости капремонтных работ, здесь высокий процент граждан, обращающихся и получающих государственную помощь в виде «скидки» в соответствии с законом Правительства Москвы. Ежедневно в отделениях МФЦ и в районных центрах жилищных субсидий фиксируются тысячи обращений москвичей по вопросам предоставления скидок на взносы в ФКР.

Для тех пенсионеров старше 70 лет, кто проживает в центральных районах Москвы, уже в квитанции отображена сумма, которую нужно оплачивать на 50% меньше. Остальные получают компенсацию от оплаченной суммы.

Жители столицы при оформлении субсидии вправе предъявить вместо лицевого счета карту москвича.

Кроме пенсионеров старше 70 лет и инвалидов, а также других «федеральных» льготников (участников ВОВ, ветеранов труда и т.д.) в перечень имеющих право платить меньше входят награжденные за оборону Москвы.

В других регионах

  • В Санкт-Петербурге в рамках программы, рассчитанной на 25 лет, в течение которых все учтенные здания необходимо отремонтировать, также принято решение о предоставлении льгот пенсионерам старше 70 лет с 1 июля 2016 года.
  • Также в феврале 2016 года был принят подобный нормативный акт в Белгородской области , но его действие начнется только с 1 июля 2016 года.
  • В Костроме соответствующий закон был принят практически вместе с федеральными изменениями – в конце 2015 года, чтобы начать льготирование уже с 1 января 2016 года.
  • В Ульяновской области закон, позволяющий освободить одиноких пожилых людей от уплаты ежемесячной полной стоимости капитального ремонта, был принят в феврале 2016 года. В заключительном пункте закона указано на распространение правил о льготах с 1 января 2016 года. Таким образом, пенсионеры, уплатившие за январь 100% стоимость взноса, вправе рассчитывать на возврат полной суммы (если гражданину более 80 лет) или половины (если гражданину от 70 до 80 лет).
  • В Калужской области закон принят, но действие его ограничено текущим годом, будет ли продление в 2017 году – пока неизвестно.
  • Орловская область стала одной из первых, где наряду с пожилыми пенсионерами, достигшими 80-летнего возраста, полностью освобождены от уплаты капремонтных платежей жители новостроек в течение первых двух лет эксплуатации.

Если у Вас есть вопросы по теме статьи, пожалуйста, не стесняйтесь задавать их в комментариях. Мы обязательно ответим на все ваши вопросы в течение нескольких дней. Однако, внимательно прочитайте все вопросы-ответы к статье, если на подобный вопрос есть подробный ответ, то ваш вопрос опубликован не будет.

74 комментария

Материал подготовлен С.Л. Филимоновым,

генеральным директором 000 «Юридическая фирма "Центр правовой поддержки ЖСК, ТСЖ, ГСК, ЖКХ"»


В декабре 2001 г. Тюменский областной суд признал п. 1 ст. 17 Закона Тюменской области от 05.07.2000 № 197 "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области" (в ред. от 06.10.2000 № 212, от 31.10.01 № 434) противоречащим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу.

Судебная коллегия по гражданским делам Верхов ного Суда РФ оставила решение Тюменского областного суда от 28 декабря 2001 г. без изменения, кассационную жалобу Тюменской областной Думы - без удовлетворения.

При вынесении решения суд руководствовался ст. 13 ГК РФ, которой предусмотрено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. Суды общей юрисдикции принимают и рассматривают жалобы граждан и протесты прокурора о несоответствии нормативных актов закону на основании Закона РФ от 27.04.93 № 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (с изм. от 14.12.95).

Оспариваемый нормативный акт, по мнению суда, ограничил гражданские права граждан, а также незаконно возложил на них дополнительные обязанности, создал препятствия осуществлению гражданами своих пpaв и свобод, что противоречит требованиям Конституции РФ и ГК РФ. В силу части 3 ст. 55 Конституции РФ и п. 2 ст. 1 ГК РФ ограничение гражданских прав допустимо лишь на основании Федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Основанием для принятия судом решения о призна нии ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления, недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (п. 6 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.96 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

Пункт 1 ст. 17 Закона Тюменской области № 197 пре дусматривает норму, что "в случае временного, на срок более одного месяца, отсутствия гражданина в жилом помещении, в котором он постоянно или преимущественно проживает, оплата коммунальных услуг (кроме отопления) за соответствующий период не производится. При этом отсутствие гражданина в жилом помещении должно быть подтверждено свидетельством о его регистрации по месту пребывания либо другими документами, подтверждающими время отсутствия".

Первая часть данной нормы, в общем, соответству ет действующему законодательству - подп. "д" п. 9 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утв. постановлением Совета Министров РСФСР от 21.09.85 № 415, который предусматривает, что "в случае отсутствия отдельных жильцов свыше одного месяца оплата за коммунальные услуги за время их отсутствия не взимается. От оплаты за телефон и отопление отсутствующие лица не освобождаются".

Следует заметить, что основания, дающие право гражданину производить оплату фактически предоставленных услуг (товара), также предусмотрены в ст. 37 Закона РФ "О защите прав потребителей" (с изм. от 17.12.99, 30.12.01): "потребитель обязан оплатить выполненную* исполнителем в полном объеме работу (оказанную услугу) после ее принятия потребителем", и ст. 544 ГК РФ: "оплата энергии производится за фактически принятое* абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон". В случае временного отсутствия граждан они, конечно, не потребляют коммунальные (за исключением отопления) услуги и соответственно не обязаны их оплачивать.

Однако вторая часть оспоренной нормы изложена в императивной (обязательной к исполнению) форме и возлагает на граждан обязанность по подтверждению факта временного отсутствия: "должно быть подтверждено". Суд решил, что с принятием Тюменской областной Думой данной нормы на граждан незаконно возложены обязанности, а это нарушает их права и свободы.

Оспоренная норма, по мнению Тюменской областной Думы, была направлена на реализацию подп. "д" п. 9 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР.

Аналогичный механизм реализации прав граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг при временном отсутствии предусмотрен и в других субъектах Федерации. Например, распоряжение премьера правительства Москвы от 25.12.95 № 1260-РП "О расчетах за жилищно-коммунальные услуги при временном отсутствии граждан по месту жительства" предусматривает, что "платежи за жилищные услуги (оплата жилья, плата за наем, плата за услуги технического обслуживания) предъявляются гражданам, являющимся нанимателями или собственниками жилья, и оплачиваются ими исходя из положений действующих законодательных и нормативных актов вне зависимости от факта проживания в квартире, занимаемой по договору найма или находящейся в собственности гражданина.

Такие коммунальные услуги, как водопровод и ка нализация, горячая вода (подогрев воды), газ, вывоз мусора, оплачиваются гражданами по месту фактического проживания и пользования ими. При этом расчеты за коммунальные услуги ведутся непосредственно с нанимателем или собственником жилья с учетом имеющихся прав на льготы проживающих в квартире.

При временном отсутствии граждан по месту посто янного проживания (прописки) они освобождаются от обязанностей по оплате услуг за вывоз бытового мусора, газ, водопровод, канализацию, горячее водоснабжение (подогрев воды) за весь период отсутствия, но в пределах срока исковой давности (3 года) исходя из полного количества суток отсутствия гражданина, фактического количества дней подачи горячей воды (плановое отключение на 21 день не учитывается) и действующих в соответствующий период времени ставок при условии документального подтверждения факта и времени отсутствия.

Перерасчет по отоплению и жилищным услугам при временном отсутствии граждан по месту жительства не производится.

Основанием для проведения... перерасчета являет ся представление гражданином после возвращения документа, подтверждающего факт и время отсутствия:

- официальной справки организации или предприятия о командировке, справки из больницы, дома отдыха, санатория, дачного кооператива, поселкового Совета и т. п.;

- заявления плательщика в случае пребывания его в таком месте, откуда невозможно представить официальный документ, если оно подписано соседями по этажу (коммунальной квартире), с указанием, что лица, подписавшие его (не менее двух), сами в указанный период не выезжали.

Авансовое освобождение от платежей за вышена званные коммунальные услуги, т. е. неначисление* платы за них, допускается лишь в случае предоставления гражданами официального документа о призыве в армию, направлении на работу за пределы города, осуждении и т. п. В этом случае в документе, подтверждающем срок отсутствия по месту жительства, должны быть указаны даты убытия и возвращения. Если временно выезжают все проживающие в квартире (комнате в коммунальной квартире) граждане, выезжающими должно быть подано заявление о том, что в освобождающейся квартире (комнате) никто не будет проживать".

Текст приведенного в качестве примера распоряжения не содержит слов, которые бы устанавливали для граждан дополнительные обязательства.

Определение

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ рас смотрела в судебном заседании 19 марта 2002 г. кассационную жалобу Тюменской областной Думы на решение Тюменского областного суда от 28 декабря 2001 г., которым признан п. 1 ст. 17 Закона Тюменской области "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области" от 05.07.2000 № 197, в ред. законов от 06.10.2000 № 212, от 31.10.01 № 434, противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу. Исследовав материалы дела, коллегия установила. Пунктом 1ст. 17 Закона Тюменской области "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области"от 05.07.2000 № 197, в ред. законов от 06.10.2000 №212 и от 31.10.01 № 434, предусмотрено, что "в случае временного, на срок более одного месяца, отсутствия гражданина в жилом помещении, в котором он постоянно или преимущественно проживает, оплата коммунальных услуг (кроме отопления) за соответствующий период не производится. При этом отсутствие гражданина в жилом помещении должно быть подтверждено свидетельством о его регистрации по месту пребывания либо другими документами, подтверждающими время отсутствия".

Прокурор Тюменской области обратился в суд с за явлением о признании данной правовой нормы противоречащей федеральному законодательству, не действующей и не подлежащей применению со дня вступления решения суда в законную силу. Заявление обосновано тем, что этот вопрос относится к гражданским правоотношениям, которые находятся в ведении Российской Федерации, и должен регулироваться в связи с этим либо договором между гражданами и обслуживающей организацией, либо федеральными законами, указами Президента России, постановлениями Правительства РФ, но не законами субъекта Российской Федерации. Рассмотрев дело, суд вынес приведенное выше решение. В кассационной жалобе Тюменская областная Дума просит отменить решение суда, считая, что Дума вправе была принять оспариваемую правовую норму. Эта норма относится к жилищному законодательству, которое находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, и что она повторяет положение, предусмотренное постановлением Правительства РФ от 21.09.85 № 415, в ред. постановления от 18.01.92 № 34. Права граждан оспариваемая норма не нарушает. Обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия не находит оснований для ее удовлетворения. Подпунктом "д" п. 9 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории, утв. постановлением Совета Министров РСФСР от21.09.85 №415, в ред. постановлений Правительства РФ от 18.01.92 №34 и от 23.07.93 № 726, установлено, что "в случае отсутствия отдельных жильцов свыше одного месяца оплата за коммунальные услуги за время их отсутствия не взимается. От оплаты за телефон и отопление отсутствующие лица не освобождаются". При сравнении этой федеральной правовой нормы и п. 1 ст. 17 Закона Тюменской области "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области" от 05.07.2000 №197, вред, законов от 06.10.2000 № 212 и от 31.10.01 № 434, видно, что содержание оспариваемой нормы не соответствует содержанию федеральной правовой нормы. Более того, п. 1 ст. 17 названного Закона Тюменской области содержит указание на то, что "отсутствие гражданина в жилом помещении должно быть подтверждено свидетельством о его регистрации по месту пребывания либо другими документами, подтверждающими время отсутствия", которого нет в федеральной правовой норме. Это правило затрагивает вопрос доказательств, который регулируется гражданским процессуальным законодательством, находящимся в ведении Российской Федерации, и сужает средства доказывания. При таких обстоятельствах коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Руководствуясь ст. 304, 305, 311 ГПК РСФСР, коллегия определила оставить решение Тюменского областного суда от 28 декабря 2001 г. без изменения, кассационную жалобу Тюменской областной Думы без удовлетворения.

Относительно вопроса подведомственности спор ных правоотношений следует заметить, что Жилищный кодекс РСФСР от 24 июня 1983 г. в ст. 50 устанавливает, что "пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.

Типовой договор найма жилого помещения, прави ла пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории утверждаются Советом Министров РСФСР", т. е. спорные отношения относятся к жилищному законодательству.

Новое на сайте

>

Самое популярное