Домой Кредит на бизнес Михаил викулин.

Михаил викулин.

Это чревато разгоном инфляции

В декабре в России станет больше денег. Об этом заявил первый заместитель председателя Центрального банка Георгий Лунтовский. По его словам, ожидается эмиссия «порядка триллиона рублей». Как поясняют эксперты, увеличение денежных знаков в обороте способно разогнать инфляцию на 2–3%.

Сейчас в в наличном обращении находится 6,74 трлн рублей. В целом (с учетом наличных, счетов и вкладов в банках) денежная масса составляет 32,95 трлн. В конце октября увеличить количество денежной массы для стимулирования экономического роста предлагал советник президента Сергей Глазьев. Причем минимум сразу на 8–10 трлн рублей. Однако в и том же ЦБ такую идею отвергли. Они опасались, что это может привести к ускорению роста цен, дополнительной девальвации рубля, повышенному спросу на иностранную валюту, и в итоге - к снижению уровня жизни населения. 1 трлн эмиссии - это куда как осторожнее. Но и этот шаг все равно несет в себе опасности роста инфляции. К чему приведет очередной выпуск денежных знаков, «МК» спросил у независимых экспертов.

Михаил Беляев, главный экономист Института фондового рынка и управления:

«Сейчас наша экономика недомонетизирована. Однако когда мы говорим о дополнительной эмиссии, то речь идет не об эмиссии наличных денег как таковых, а о выпуске денег, которые обслуживают хозяйственный оборот по агрегату М2. В него включаются наличные деньги, депозиты до востребования и другие инструменты меньшей ликвидности. То есть это не физические деньги. Впрочем, при определенных условиях они могут быть переведены в наличную форму. По агрегату М2 у нас насчитывается 33 трлн в обращении, а наличных в привычной для нас физической форме - менее 8 трлн. То есть эмиссия в 1 трлн рублей, которая относится к М2, наши соотечественники и не почувствуют на себе. Тем более что проводить ее будут не одним махом, а поэтапно».

Александр Базыкин, управляющий партнер Heads Consulting:

«Эмиссия в 1 трлн рублей - это фактическое увеличение денежной массы, которую ЦБ старательно сокращал последние 12–18 месяцев и держал под контролем, чтобы не допустить разгона инфляции. Чем больше денег в обращении, тем ниже их номинальная стоимость. То есть расширение денежной массы в нынешних условиях способно усилить инфляционное давление на 2–3% к текущим уровням. В марте этого года ЦБ уже говорил об эмиссии «весом» в 3 трлн рублей. При этом уточнялось, что у мегарегулятора достаточно средств для того, чтобы не допустить роста инфляции из-за дополнительного выпуска денежных знаков. Впрочем, данные Росстата иллюстрируют совсем иное. Очередная эмиссия, может, и уравновесит рынок внутренней ликвидности после изъятия оттуда средств, но рисков у нее все-таки слишком много».

Дмитрий Коршунов, генеральный директор компании «Фаст Финанс»:

«Эмиссия значительного влияния на наличие денег в экономике не окажет. Дело в том, что около трети расходов бюджета традиционно приходится на последние месяцы года. Корпорациям и ведомствам нужно израсходовать запланированный бюджет, и зачастую сделать это сбалансированно за год не получается. Обычно в это время эмиссия составляет до 500 млрд рублей, однако ЦБ замещает долю безналичных денег, так что большого скачка в денежной массе не происходит. Это рутинная процедура. В этом году планируется напечатать больше средств, но это может быть связано как с инфляцией, так и с бюджетным процессом. IV квартал всегда являлся особенным для экономики, и наибольшие траты всегда происходят перед Новым годом. Поэтому ЦБ регулирует денежный поток, на темпы инфляции очередная эмиссия сильного влияния не окажет. Однако риски все же существуют».

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Ряд экономистов призывают ЦБ запустить печатный станок

В последнее время ряд экономистов призывает Центральный банк России "включить печатный станок", чтобы вывести страну из кризиса. Центробанку, согласно этой точке зрения, следует напечатать деньги, которые можно будет потратить, например, на реализацию инвестиционных проектов и финансирование дефицита бюджета.

Еще весной Столыпинский клуб в своей среднесрочной программе развития под названием "Экономика роста" выступил с проектом новой "денежно-промышленной политики", согласно которой ЦБ должен взять на себя ответственность по стимулированию роста ВВП.

Членами президиума Столыпинского клуба являются, например, бизнес-омбудсмен Борис Титов и советник президента России Сергей Глазьев, известный своими радикальными взглядами на монетарную политику. Члены клуба называют себя "рыночниками-реалистами" и не согласны с рекомендациями МВФ и с текущей политикой российского ЦБ.

В программе, например, говорится о рефинансировании за счет ЦБ кредитов, выданных банкам и институтам развития на реализацию инвестпроектов. Фактически это должно быть сделано на свеженапечатанные деньги.

При этом в программе отмечается, что ЦБ не будет финансировать государственные расходы, что запрещено законом о Банке России.

Намного дальше пошли эксперты Финансового университета при правительстве России. Во вторник на сайте университета был опубликован документ, в котором перечислен набор мер по совершенствованию денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики. Эти меры, по замыслу авторов, должны обеспечить стабильный рост российской экономики.

Университет направил эти меры в качестве предложения правительству. По данным газеты "Коммерсант", реакции на них со стороны Белого дома пока нет.

Что предлагает Финуниверситет

Предложения экспертов университета в области монетарной политики во многом совпадают с идеями "Столыпинского клуба", хотя доклады разрабатывались параллельно.

Один из авторов рекомендаций Финуниверситета доктор экономических наук Владимир Масленников пояснил в беседе с Русской службой Би-би-си, что в российской экономике недостаточно средств для инвестиций в нужном объеме. Именно эту проблему, по мнению Масленникова, должна решить эмиссия денег.

"Необходимы все равно какие-то решения, которые позволят добиться коренного изменения ситуации, а для этого нужны источники для инвестиций и их целевого использования", - считает Масленников.

Без этих источников роста, по словам Масленникова, экономика пойдет по пути исчерпания резервов, о чем ранее первый заместитель министра финансов России Татьяна Нестеренко.

Расширение мандата ЦБ

Вслед за "Столыпинским клубом" эксперты Финуниверситета предлагают изменить обязанности ЦБ, который должен будет следить не только за инфляцией, но и ростом экономики.

Масленников пояснил, что именно по влиянию на рост должна оцениваться эффективность любого ведомства, включая ЦБ.

При этом в самом докладе говорится о необходимости ввести оценку проектов документов ЦБ самим Банком России вместе с министерством финансов и министерством экономического развития с точки зрения влияния их на рост экономики.

Возвращение к управляемому курсу рубля

Пересекаются идеи Финуниверситета и Столыпинского клуба и в отношении курса рубля.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Глава ЦБ Эльвира Набиуллина считает эмиссию денег опасным легким способом решения экономических проблем

В "Экономике роста" говорится о необходимости держать реальный эффективный курс рубля заниженным на 10%.

В Финуниверситете, в свою очередь, предлагают ЦБ вернуться к "управляемому плаванию" рубля. Правда, эксперты предлагают регулировать курс с помощью не интервенций, а других мер.

В их перечне, например, оказались заимствование модели валютной торговли, которая действовала в 1998-1999 годах. Тогда на ММВБ были две, утренняя и вечерняя, валютные сессии, а покупатели были сегментированы по целям приобретения валюты.

В списке предложений также обязательная продажа части валютной выручки экспортерами, резервирование валюты импортерами на счетах в банках и ограничение доступа на валютный рынок тем, кто не связан с экспортом или импортом.

Монетизация госдолга

Одно из наиболее радикальных предложений экспертов - это покрытие дефицита бюджета с помощью эмиссии денег. В докладе говорится о дефиците, вызванном реализацией инвестиционных проектов. Закон о Банке России запрещает ЦБ предоставлять кредиты правительству.

В Финансовом университете предлагают внести изменения в действующее законодательство, чтобы позволить ЦБ финансировать правительство.

Согласно экономической теории, основным последствием эмиссии станет рост инфляции. Эксперты Финуниверситета предлагают бороться с этим с помощью регулирования тарифов естественных монополий.

Необходимость этого Масленников объяснил необходимостью "активизации объема инвестиционного процесса" в российской экономике. Из эмиссии, по его словам, будут финансировать именно инвестиционную часть бюджета. Также, по его словам, должен быть установлен жесткий контроль за использованием этих средств.

По его словам, механизмы финансирования могут быть разными - в виде кредитов инвестфондам, покупки облигаций и другие.

ЦБ и эксперты предупреждают об опасности эмиссии

В конце июня глава ЦБ Эльвира Набиуллина "легких экономических решений", к которым как раз отнесла и эмиссию. Она заявила, что последствиями подобных легких решений стал кризис 1990-х годов.

"В России мы тоже видим рост востребованности легких экономических решений, например, обещаний, что, напечатав один-два триллиона рублей и выдав их в виде дешевых кредитов, мы получим устойчивое ускорение темпов экономического роста в экономике без значительных инфляционных последствий", - признала Набиуллина.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Эмиссия денег может запустить рост цен

Об опасности эмиссии предупреждают и другие экономисты. Большая часть из них говорит о росте инфляции, справиться с которым будет очень тяжело. При этом эмиссия денег, по мнению ряда экспертов, не даст тот толчок, на который рассчитывают ее сторонники. Она не поможет разрешить структурные проблемы, из-за которых бизнес не инвестирует средства.

Профессор Чикагского университета Константин Сонин изучил предложения экспертов Финуниверситета: по его мнению, часть из них противоречит друг другу, а в самом документе не предоставлены модели и расчеты, на которых базируются выводы экспертов.

Масленников не смог предоставить Би-би-си доклад, где обосновываются предложения Финуниверситета.

Русская служба Би-би-си попросила ведущих российских экономистов проанализировать предложения об эмиссии денежных средств как способе стимулировать экономику России.

Константин Сонин, профессор Чикагского университета

"Когда говорятся слова о том, что не хватает финансовых ресурсов, эти слова выглядит очень простыми и понятными. Но, на самом деле, за ними должны стоять некоторые глубокие соображения. Здесь эти глубокие соображения выглядят совершенно ошибочно.

Под финансовыми ресурсами авторы подразумевают просто напечатанные деньги. Но проблемы российской экономики не связаны с тем, что Центральный банк просто жалеет напечатать деньги. Проблема в том, что напечатанные деньги не являются финансовыми ресурсами, этого авторы доклада, по всей видимости, не понимают.

Финансовыми ресурсами являются "реальные" деньги, то есть то, что можно превратить в товары и услуги. От того, что мы напечатали дополнительные деньги, у нас дополнительные товары и услуги не появляются. Это заблуждение, которое 100 лет назад было известно экономистам.

Центральный банк - это государственный орган Российской Федерации, у него есть свои задачи, с которыми он справляется. Я понимаю, почему хочется подчинить его каким-то частным интересам. Центробанк становится источником доступных денег, но не для экономики в целом, а для отдельных бенефициаров. Убыточному бизнесу было бы очень хорошо, если бы ему Центральный банк бы выдавал субсидированные кредиты, фактически покрывая убытки за счет всего остального населения.

Таргетирование экономического роста в принципе было бы хорошей вещью. Но хотелось бы увидеть такую странную модель, в которой бы дополнительное печатание денег приводит к более высокому росту. Экономический опыт сотен стран за десятки лет говорит о том, что в ситуации, похожей на нашу, когда безработица находится на низком уровне, а показатели, связанные с реальной зарплатой, указывают, скорее, на перегрев экономики, денежная эмиссия будет только приводить к инфляции. Борьба с инфляцией страшно дорогостоящая вещь. Они хотят еще на годы обречь нас на тяжелую и дорогостоящую борьбу с инфляцией".

Сергей Гуриев, профессор экономики Института политических исследований Sciences Po

"Российская экономика страдает от недостаточного развития финансового сектора. В большой степени это связано с несовершенствами экономических и политических институтов, в первую очередь недостаточной защитой прав собственности, недостатками системы правоприменения и корпоративного управления.

Существенную роль играет и высокая инфляция. Без снижения инфляции невозможно добиться развития рынков долгосрочного финансирования. Поэтому нельзя не поддержать заявления Центрального банка о необходимости снижения инфляции и приверженности гибкому курсообразованию на валютном рынке.

Переход к таргетированию Центральным банком "экономического роста" вместо таргетирования инфляции приведет к фактической потере независимости ЦБ. Это, безусловно, снизит шансы на победу в борьбе с инфляцией.

Как показывает и мировой, и российский (90-х годов) опыт, прямое финансирование дефицита бюджета Центральным банком приводит к росту инфляции, сокращению горизонта планирования экономических агентов и, соответственно, к сжатию финансовой системы и дальнейшему падению инвестиций.

В случае резких колебаний курса, Центральный банк, безусловно, может пойти на ограничение торговых операций. Но в целом, именно рыночное ценообразование курса рубля (в том числе, и благодаря "валютным спекулянтам") помогает рублю найти свое равновесное значение. Именно вследствие перехода к гибкому курсообразованию рецессия 2015-2016 гг. была гораздо мягче рецессии 2008-09 годов, когда политика фиксированного курса рубля привела к неконкурентоспобности российских предприятий и остановке их кредитования".

Олег Замулин, декан факультета экономических наук НИУ ВШЭ

"Мне кажется, эксперты фундаментально не понимают причины стагнации и спада в российской экономике. Я считаю, что в первую очередь они вызваны плохой бизнес-средой, плохим бизнес-климатом, то есть плохо защищаемыми правами собственности, неэффективно работающей бюрократией, проблемами в финансовой системе и так далее. Поэтому нужно решать проблемы в нашей экономике, а не пытаться стимулировать совокупный спрос денежными вливаниями.

Центральный банк не может отвечать за экономический рост. Мировой опыт и огромное количество исследований это убедительно доказали. Экономический рост определяется другими вещами, он определяется ростом производительности, ростом инвестиций, накоплением основных мощностей и так далее.

Центральный банк должен обеспечивать этот рост финансовыми средствами по мере того, как эти финансовые средства нужны в процессе экономического роста. Центральный банк должен следить, чтобы этот рост происходил равномерно, чтобы не было слишком много или слишком мало финансовых средств.

Вот что может делать Центральный банк, он может делать рост гладким, он может пытаться избегать кризисных явлений в процессе, когда спрос может отставать или превышать возможности экономики. Но Центральный банк не может повлиять на сам темп экономического роста. Он определяется структурными вещами, которые не имеют ничего общего с тем, с чем имеет дело Центральный банк.

Мы уже много раз видели, к чему это приводит, в том числе и в России. Вся Латинская Америка так жила весь XX век - покрытие денежного дефицита инфляционной денежной накачкой. Это приводит к гиперинфляции, кризису, военному перевороту, а потом следующий режим начинает делать то же самое. Если мы хотим повторить опыт Латинской Америки и наш опыт начала 90-х годов, то мы можем это сделать. Но я считаю, что мы не хотим этого делать".

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

2.1 Безналичная эмиссия

2.2 Эмиссия наличных денег

Заключение

Литература

1. Центральный банк. Функции и цели его деятельности

Центральный банк Российской Федерации (далее ЦБ) - это главный банк страны, реализующий совместно с Правительством России единую государственную кредитно-денежную политику наделенный особыми полномочиями, в первую очередь, эмиссии национальных денежных знаков и регулирования всей кредитно-банковской системы страны.

Центральный банк Российской Федерации, т.е. Банк России, был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР (Российской Советской Федеративной Социалистической Республики).

Сейчас Банк России так же является федеративной собственностью. Его статус, цели деятельности, функции и полномочия определяются Конституцией Российской Федерации (статья 75), Федеральным законом № 86-ФЗ от 10 июля 2002 г. и другими федеральными законами. К коим я не раз буду обращаться в данной курсовой работе. Но, "Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами".

БЦ является юридическим лицом и осуществляет детальность за счет собственного имущества, включая золотовалютные резервы Банка России и собственных доходов. Как говорилось ранее, государство не несет ответственности за обязательства Банка России.

Свои функции и полномочия Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти. Основными функциями является:

1. "Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти" Конституция РФ Глава 3 Статья 75.

2. Разработка и осуществление единой денежно-кредитной политики с Правительством Российской Федерации: в соответствии со статьей 45 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" ЦБ не позднее 1 декабря представляет в Государственную Думу основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. "Государственная Дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и принимает соответствующее решение не позднее принятия Государственной Думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год".

3. Регулирования деятельности банков:

Устанавливает правила проведения банковских операций, принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций;

Выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

Осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

Регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законам;

Устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

Осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

4. Осуществляет иные функции в соответствии с федеральным законом.

Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

Утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

Осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

Организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

Принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

Проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные.

Цели работы ЦБ это: защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы. Важно отметить, что получение прибыли не является целью деятельности ЦБ.

2. Эмиссия как функция Центрального Банка

Как было сказано ранее, эмиссия - это одна из основных функций ЦБ. Эмиссией называют такой выпуск денег или ценных бумаг, или платежных расписок, или пластиковых карт и др. платежных средств, который приводит к общему увеличению денежной массы, находящейся в обороте.

Существует эмиссия наличных и безналичных денег. Осуществление наличной эмиссии является монопольным правом Банка России. А за безналичной эмиссии ЦБ осуществляет скорее контрольную функцию, т.к. в этом процессе в основном учувствуют банки и др. кредитные организации. И сам ЦБ может воспользоваться правом осуществления безналичной эмиссии при необходимости.

Следует различать понятия "выпуск денег" и "эмиссия денег". Выпуск денег в оборот происходит постоянно. Безналичные деньги выпускаются в оборот при предоставлении коммерческими банками ссуд своим клиентам. Наличные деньги выделяются клиентам из операционных касс коммерческих банков в процессе осуществления кассовых операций. Однако при этом происходят и обратные явления: клиенты коммерческих банков погашают банковские ссуды и сдают наличные деньги в операционные кассы банков. Таким образом, количество денег в обороте в результате таких операций может и не увеличиваться.

Эмиссия денег имеет три основные функции:

Обеспечение экономики средствами обращения, платежа, накопления;

Покрытие в критической ситуации дефицита госбюджета;

Регулирующая: путем увеличения или уменьшения в различных пределах эмиссии денег государство может способствовать либо оживлению экономики, либо торможению перегрева конъюнктуры, ограничению роста цен.

Как сказано в первой главе данной курсовой, выпуск эмиссий контролирует Банк России с помощью различных рычагов, прописанных в Федеральном законе "О Центральном Банке Российской Федерации".

Очевидно, что чрезмерная эмиссия приведет к возникновению в обороте массы денег, что может вызвать всплеск инфляции. Недостаточная же эмиссия влечет за собой сбои в продаже товаров и некоторые другие последствия.

Отсюда следует, что очень большое значение имеет снабжение оборота платежными средствами в размере, соответствующем действительной потребности в них. Возникает необходимость точного определения количества денежных средств в обороте.

Для расчета количества денег, необходимых для обращения в каждый момент времени, может использоваться формула, предложенная Карлом Марксом:

КД = (СТЦ - К + П - ВП): О (1.1)

КД - количество денег в обращении;

СЦТ - сумма цен реализуемых товаров и услуг;

К - сумма товаров, проданных в кредит;

П - сумма платежей по обязательствам;

ВП - сумма взаимопогашающихся платежей;

О - среднее число оборотов денежной единицы в данный период времени.

Для расчета количества денег в обращении чаще используется формула, разработанная американским экономистом Ирвингом Фишером. Однако, она, по сути, является упрощенным вариантом приведенной выше формулы:

КД = М * Ц: О, (1.2)

М - количество продаваемых товаров;

Ц - средняя цена товара;

О - средне число оборотов денежной единицы в данный период времени.

Путем преобразования этой формулы получается следующее уравнение:

КД*О = М*Ц (1.3)

Левая часть этого равенства отражает уровень предложения денег в какой-то период времени, правая - величину спроса на деньги.

Когда экономика стабильна, это равенство верно. Если же происходит чрезмерная эмиссия денег, оно трансформируется в следующее неравенство:

КД*О > М*Ц (1.4)

т.е. предложение денег превысит спрос на них.

Но рыночная система всегда стремится к равновесию, следовательно, спрос на деньги также должен увеличиться. Это может произойти двумя способами:

1) увеличение количества произведенных товаров (М). Этот вариант не наносит ущерба экономике;

2) повышение цен на товары (Ц), что ведет к развитию инфляционных процессов и обесценению денег. В этом случае государство проводит политику ограничения массы платежных средств в обороте, используя различные инструменты денежно-кредитного регулирования.

В случае нехватки количества денег в обращении уравнение Фишера принимает вид:

КД * О < М *Ц (1.5)

т.е. наблюдается недостаток денежных средств при сравнительном избытке товарной массы. Это приводит к тому, что во взаимоотношениях между предприятиями применяется бартер, что предприятия используют свою продукцию для расчетов по оплате труда. Кроме того, возникает большое количество неплатежей.

В такой ситуации государство увеличивает денежную массу, эмитируя деньги в обращении.

Вывод: Таким образом, возвращаемся к тому, что главную роль в осуществлении эмиссии играет государство в лице Центрального банка. Хотя эмиссия, в большем объеме, происходит в системе коммерческих банков, Центральный банк может существенно изменять эмитируемое банком количество денег, используя различные инструменты денежно-кредитной политики.

Существуют и другие методы вычисления количества денег в обращении. Например, используя денежные агрегаты, Центральный банк помесячно определяет денежную массу и публикует данные на своем официальном сайте:

Денежные агрегаты - это группировка денег и денежных средств по степени ликвидности.

Классификация:

М0 - наличные деньги в обороте, включая деньги на руках у населения и в кассах хозяйствующих субъектов;

М0+ - это депозиты до востребования населения, субъектов хозяйствования и местных органов управления;

М1+ - это срочные депозиты населения, субъектов хозяйствования и местных органов управления;

М2+ - это все виды других депозитов;

М3+ - депозиты населения, субъектов хозяйствования и местной органов власти в иностранной валюте.

Если знать показатели агрегата М2 и ВВП, можно вычислить коэффициент монетизации. Коэффициент монетизации позволяет ответить на вопрос: достаточно ли денег в обороте? Он является важным показателем состояния денежной массы и равен:

К - коэффициент монетизации;

М2 - денежный агрегат;

ВВП - валовой внутренний продукт.

Самостоятельно рассчитаем коэффициент. За числитель возьмем ВВП за 2012 г., за знаменатель среднюю величину денежной массы в национальном определении на (денежный агрегат М2) за весь 2012 г.

Сначала, вычислим среднюю величину М2 следую из данных ЦБ о денежной массе за 2012 г.:

24 483,1+23 617,6+23 791,1+23 975,3+24 162,3+24 365,9+24 679,2+24 564,3+24 573,5+24 657,5+24 739,2+25 080,6+27 405,4 = 320 095,00.

К = 62 356,9 млрд. руб. / 24 622,69 млрд. руб.

Т.е. коэффициент монетизации равен 39%. Оптимальным уровнем монетизации для развитой страны считается как минимум 56--60 %, но для России такой показатель считается приемлемым.

2.1 Безналичная эмиссия

Теперь более подробно рассмотрим виды эмиссий. И начнем с безналичной эмиссии.

Безналичная эмиссия является - первичной, т.к. эмитируемые наличные деньги сначала отражаются в виде записей на депозитных счетах коммерческих банков, т.е. выступают в безналичной форме.

В основном, осуществляют ее коммерческие банки за счет проведения активных операций. Но, как уже говорилось, Центральный банк, во-первых может существенно изменять эмитируемое банком количество денег, используя различные инструменты денежно-кредитной политики, во-вторых самостоятельно эмитировать безналичные средства.

Главная цель эмиссии безналичных денег в оборот - обеспечение дополнительной потребности предприятий в оборотных средствах. Коммерческие банки удовлетворяют эту потребность, предоставляя предприятиям кредиты. Однако кредиты банки могут выдавать только в пределах имеющихся у них ресурсов, т.е. тех средств, которые они мобилизовали в виде собственного капитала и средств, находящихся на депозитных счетах. С помощью же этих ресурсов можно удовлетворить лишь обычную, а не дополнительную потребность хозяйства в оборотных средствах. Между тем либо в связи с ростом производства, либо в связи с ростом цен на товары постоянно возникает дополнительная потребность хозяйства и населения в деньгах. Поэтому должен существовать механизм эмиссии безналичных денег, удовлетворяющий эту дополнительную потребность.

Статья 44. Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций. Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов.

Эмиссия облигаций от своего имени, является одним их основных инструментов и денежно-кредитной политики Банка России, в связи с тем же Федеральным законом (Статья 35).

В этом же законе, в Главе VIII, Статья 46 обозначены все банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством Российской Федерации для достижения целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом:

1) предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;

1№) предоставлять кредиты без обеспечения на срок не более одного года российским кредитным организациям, имеющим рейтинг не ниже установленного уровня. Перечень рейтинговых агентств, рейтинги которых применяются для определения кредитоспособности получателей кредитов, и необходимых минимальных показателей соответствующих рейтингов, дополнительные требования к получателям кредитов, а также порядок и условия предоставления соответствующих кредитов устанавливаются Советом директоров;

2) покупать и продавать ценные бумаги на открытом рынке, а также продавать ценные бумаги, выступающие обеспечением кредитов Банка России;

3) покупать и продавать облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты;

4) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;

5) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;

6) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;

7) выдавать поручительства и банковские гарантии;

8) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;

9) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и территориях иностранных государств;

10) выставлять чеки и векселя в любой валюте;

11) осуществлять другие банковские операции и сделки от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике.

Банк России вправе осуществлять банковские операции и сделки на комиссионной основе, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Банк России вправе осуществлять банковские операции и иные сделки с международными организациями, иностранными центральными (национальными) банками и иными иностранными юридическими лицами при осуществлении деятельности по управлению активами Банка России в иностранной валюте и драгоценных металлах, включая золотовалютные резервы Банка России. Банк России также вправе открывать и вести корреспондентские счета иностранных центральных (национальных) банков в российских рублях, осуществлять переводы денежных средств по поручениям иностранных центральных (национальных) банков по их счетам. (часть третья в ред. Федерального закона от25.12.2012 №266-ФЗ)

Банк России имеет право передавать российским и иностранным кредитным организациям, а также организации, изготавливающей банкноты и монету Банка России, банкноты в сувенирной упаковке и монету Банка России по ценам, отличающимся от нарицательной стоимости, которые определяет Банк России.

Что еще раз подтверждает, что Банк России играет ведущую роль в процессе безналичной эмиссии. Хотя на этот счет экономисты не имеют однозначного мнения.

Основные позиции можно свести к следующим:

Безналичную эмиссию осуществляет в основном центральный банк; коммерческие банки по большей части могут только перераспределять созданные центральным банком безналичные деньги. Способность коммерческих банков создавать новые депозиты, то есть безналичные деньги, жестко ограничена объемом имеющихся у них средств на корреспондентском счете в центральном банке;

Безналичную эмиссию осуществляет не только центральный банк -- коммерческие банки создают безналичную денежную массу в процессе своих активных операций практически так же, как и центральный банк. Центральный банк обладал бы монополией на безналичную эмиссию только в том случае, если бы норма обязательного резервирования равнялась 100%. При существующем частичном резервном обеспечении депозитов коммерческие банки могут создавать безналичные деньги, объем которых превышает первоначальный прирост их кредитных ресурсов;

Вся безналичная эмиссия осуществляется системой коммерческих банков. Безналичные денежные средства, составляющие денежную базу центрального банка, носят вторичный характер, так как являются его обязательствами перед банковской системой. В процессе кредитования центральный банк не создает денежную массу, а перераспределяет резервы одних банков во временное пользование других банков или правительства.

В настоящее время безналичные расчеты в экономически развитых странах составляют более 95% всего денежного оборота. Поэтому увеличение денежной массы в обращении происходит главным образом не за счет эмиссии наличных денег, а благодаря безналичной эмиссии.

2.2 Эмиссия наличных денег

Эмиссия наличных денег - это выпуск центральным банком денежных знаков в оборот для удовлетворения дополнительной потребности экономических агентов в наличности, возникшей в результате превышения выдач наличных денег над их поступлением в банки в целом по стране.

Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются (Конституция РФ, статья 75, п. 2).

Эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России. Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону. (Федеральным законом №86-ФЗ от 10 июля 2002 г., статья 29)

Совет директоров Центрального банка принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монет и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков.

Организация наличного денежного обращения - процесс трудоемкий, дорогостоящий и сопряжен с определенными рисками. Современные тенденции развития наличного денежного обращения в России практически такие же, как и в развитых странах: использование аутсорсинга в сфере обработки, транспортировки и хранения наличных денег, оптимизация денежных потоков с учетом их рециркуляции, централизация и автоматизация обработки наличности, модернизация ее хранения, поддержание чистоты наличного денежного обращения, противодействие фальшивомонетничеству.

Отличительной чертой России является то, что все наличные деньги проходят через центральный банк. Банк России постепенно делегирует коммерческим структурам свои функции, связанные с обработкой наличных денег и их перераспределением в банковской системе. Так, например, кредитные организации наделены правом осуществлять кассовое обслуживание других кредитных организаций и их подразделений. В результате отдельные кредитные организации выбрали данный вид деятельности в качестве своей специализации. В 2009 г. Российскому объединению инкассации (РОСИНКАС) предоставлено право обработки проинкассированных наличных денег, с их последующей сдачей в учреждения Банка России и кредитные организации для зачисления (перечисления) на банковские счета клиентов. В настоящее время в 22 регионах России подразделения инкассации Объединения "РОСИНКАС" осуществляют такую деятельность. Рассматривается возможность размещения части фондов Банка России в Объединении "РОСИНКАС", которое обладает достаточным потенциалом и технической базой для выполнения этой функции. Обсуждается возможность делегирования коммерческим организациям права хранения денежной наличности, принадлежащей Банку России, а также совершения ими операций с указанной денежной наличностью под контролем Банка России.

"Вопросы организации наличного денежного обращения сохраняют свою актуальность на протяжении многих лет. Динамичное развитие электронных средств платежа позволяет рассматривать их в качестве возможной альтернативы наличным деньгам. Тем не менее, в России основным платежным инструментом остаются наличные деньги: доля наличных расчетов в общем объеме розничных платежей постепенно снижается, но остается довольно высокой - около 90%."

В Российской Федерации, как и в большинстве зарубежных стран (Германия, Франция, Италия, Канада, Бразилия, США), наблюдается тенденция к увеличению количества наличных денег в обращении. За восемь лет (с 2005-го по 2012 г.) количество наличных денег в обращении с учетом остатков в кассах учреждений Банка России и кредитных организаций возросло более чем в 4,5 раза и на начало 2013 г. составило 7,7 трлн. рублей. Доля наличных денег по агрегату М0 в денежной массе М2 снизилась с начала 2005 г. С 35,2 до 23,8% на 1 декабря 2012 года.

Размер наличной эмиссии определялся исходя из проектов кассовых планов банков, т.е. прогнозов их кассовых оборотов. Они составлялись по заявкам обслуживаемых банками клиентов о планируемой величине получения наличных денег в определенном периоде, причем на строго регламентированные цели (например, выдача заработной платы) и в пределах установленных пропорций, которые зависели от суммы выручки предприятия.

На основе кассовых оборотов коммерческих банков и составляемой аналитической отчетности Центробанк прогнозирует размер предполагаемой эмиссии.

При этом очень важно не только определить оптимальный размер предполагаемой эмиссии, но и установить, в каких регионах ее следует проводить. Потребность в наличных деньгах юридических и физических лиц, обслуживаемых коммерческими банками, постоянно меняется.

Структура и количество наличной денежной массы в обращении публикуется на официальном сайте Банка России.

Сумма, количество и удельный вес банкнот и монеты, находящихся в обращении

Завозить из Центра ежедневно, особенно в отдаленные регионы денежную наличность нереально. Вместе с тем эмиссия наличных денег всегда децентрализована. Поэтому осуществляется следующая технология доставки наличных денег в регионы из Центра. Эмиссию наличных денег производит ЦБ РФ и его региональные расчетно-кассовые центры (РКЦ), содержащие резервные фонды и оборотные кассы. В резервных фондах РКЦ хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение в случае увеличения потребности хозяйства данного региона в наличных деньгах. Эти денежные знаки не считаются деньгами, находящимися в обращении, они не совершают движения, не накапливаются в виде сокровища, не служат средством платежа, поэтому они являются резервными.

В оборотную кассу постоянно поступают и из нее выдаются наличные деньги от коммерческих банков. Деньги в оборотной кассе пребывают в постоянном движении; они считаются деньгами, находящимися в обращении.

Если сумма поступлений наличных денег на счете коммерческих банков превышает установленный лимит для данного РКЦ, то деньги изымаются из обращения и переходят в резервный фонд. При потребности коммерческого банка в наличности происходит обратный процесс. РКЦ обязан обсуживать коммерческий банк бесплатно.

Не для кого давно не секрет, что деньги давно ничем не обеспечивают. В статье 28, Федерального закона "О Центральном Банке Российской Федерации", которая гласит: "Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Т.е. В современных условиях выпуск банкнот является фидуциарным (то есть не обеспеченным золотом), их обращение основано на доверии населения страны к их эмитенту. Различные причины эмиссии денег являются одновременно их обеспечением. Так, например, когда эмиссия осуществляется в результате кредитования коммерческих банков, ее обеспечением являются обязательства коммерческих банков; когда эмиссия происходит в результате кредитования правительства, ее обеспечением являются обязательства правительства (государственные ценные бумаги); когда эмиссия осуществляется при проведении валютных операций, ее обеспечением является иностранная валюта, которую можно рассматривать как обязательства иностранных центральных банков (государств)."

А так же Статья 30 "Банкноты и монета Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами".

Поскольку номинальная стоимость современных денег гораздо выше себестоимости их производства, эмиссия позволяет получать так называемый сеньораж, или эмиссионный доход. Он представляет собой разницу между номинальной стоимостью купюры (монеты) и реальными затратами на ее производство и выпуск в обращение. Под номиналом купюры понимают ее покупательную способность, то есть, иными словами, это стоимость, указанная на самой банкноте: 10, 50, 100, 500 и т.д. рублей. Очевидно, что эмиссионный доход от выпуска банкнот тем больше, чем крупнее их номиналы.

Вот, например, такие данные по производство монет и купюр можно найти на сайте Банка России.

Данные по производству монет в России и за рубежом

центральный банк эмиссия деньги

Сеньораж полностью перечисляется в доход государства.

3. Проблемы и перспективы эмиссионной деятельности

Уже сейчас в процесс организации выпуска, хранения и транспортировки наличности, организации рабочего процесса произошло множество усовершенствований, технических и не только.

Банк России продолжает работу по реформированию сети расчетно-кассовых центров, которая досталась Банку России от Госбанка СССР. Необходимость сокращения количества расчетно-кассовых центров обусловлена тем, что с развитием банковской системы существенно уменьшились объемы денежной наличности, обрабатываемые отдельными учреждениями Банка России. Оптимизация сети учреждений Банка России проводится в соответствии с Планом-графиком ликвидации расчетно-кассовых центров Банка России в 2011-2015 гг., одобренным Советом директоров Банка России. Мероприятия, проводимые в рамках оптимизации, включают в себя повышение производственных мощностей отдельных учреждений Банка России по приему, обработке и выдаче банкнот и монеты; закрытие тех расчетно-кассовых центров, затраты на содержание которых несопоставимы с их кассовыми оборотами; строительство новых современных объектов наличного денежного обращения. С 2004-го по 2012 г. количество расчетно-кассовых центров было сокращено в 2,2 раза и составило на начало 2013 г. 505 единиц. В дальнейшем тенденция сокращения расчетно-кассовых центров, обрабатывающих небольшие объемы денежной наличности, сохранится. Характерной особенностью нашей страны является наличие отдаленных, малозаселенных регионов с недостаточным уровнем обеспечения населения банковскими услугами, что учитывается при принятии решений о закрытии расчетно-кассовых центров. Кроме того, оцениваются такие факторы, как экономическая и социальная значимость территориального образования, транспортное сообщение, а также количество кредитных организаций и их подразделений.

А так же, возведение новых объектов и реконструкция действующих предполагает переход к автоматизированной обработке и хранению денежной наличности, внедрение безлюдных технологий, улучшение качества труда кассовых работников. В учреждениях Банка России внедряются современные агрегатированные и аппаратно-программные комплексы на базе счетно-сортировальных машин высокой и средней производительности, имеющих функцию "on-line" уничтожения ветхих банкнот. В настоящее время уничтожение ветхих банкнот осуществляется в 20 учреждениях Банка России.

В целях увеличения технологической производительности действующих агрегатированных комплексов осуществляется замена счетно-сортировальных машин (ССМ) на высокопроизводительные машины нового поколения.

Значительные изменения произошли в перевозке денежной наличности. Банк России достиг соглашения с ФГУП "Гознак" о печати банкнот всех номиналов на обеих фабриках (в Москве и в Перми). До недавнего времени существовало разделение: в Москве печатались банкноты одних номиналов, а в Перми - других. С фабрик банкноты поступали в один из центров Банка России, а затем уже доставлялись до места назначения. Теперь деньги перевозятся напрямую в ГРКЦ, что позволило уменьшить расходы на транспортировку за счет сокращения количества звеньев в логистической схеме.

Сейчас в процессе совершенствования и соотношение наличных и безналичных денежных средств. В настоящее время решается вопрос об ограничении наличных расчетов, совершаемых населением в торгово-сервисных предприятиях, суммой в 600 тыс. руб. Подобные ограничения введены в ряде зарубежных стран. Например, во Франции максимальная сумма платежа наличными, который может совершить физическое лицо-резидент, составляет 3000 евро, в Италии - 1000 евро, а в Болгарии - 15 тыс. левов (7650 евро).

"В 2012 году проводилась работа по совершенствованию нормативной базы Банка России в области организации наличного денежного обращения, ведения эмиссионных и кассовых операций, хранения, инкассации и перевозки наличных денег с учетом изменений, произошедших в экономике и законодательстве Российской Федерации.

В настоящее время в России наблюдаются довольно высокие темпы прироста количества платежных карт и объема операций, совершаемых с их использованием на территории Российской Федерации, - в 2011 г. они составили 38,6 и 33,3% соответственно. При этом платежные карты используются населением в основном для снятия наличных денег (85,5% от общего объема совершаемых операций).

Как известно, снятие наличных производится чаще всего через банкоматы, по количеству которых Россия на начало 2012 г. занимала лидирующие позиции в Европе - 1,3 банкомата на 1000 жителей (для сравнения: во Франции - 0,87 банкомата на 1000 жителей; в Италии - 0,76; в Германии - 0,71; в Швеции - 0,38). Что касается безналичной розничной оплаты, то главным препятствием на пути ее развития является отсутствие необходимой инфраструктуры. Далеко не во всех торгово-сервисных предприятиях платежные карты принимаются к оплате. На начало 2012 г. в России на 1000 жителей приходилось всего 3,7 POS-терминала, тогда как, например, во Франции данный показатель составлял 22 единицы. Негативное влияние на развитие безналичных средств платежа оказывает также рост количества и объемов мошеннических операций, совершаемых в данной сфере. Совместно с министерствами и ведомствами Банк России актуализирует и совершенствует правовую и методологическую базу, регламентирующую применение электронных средств платежа. Тем самым оказывается содействие развитию институциональной и технологической инфраструктуры для осуществления безналичных расчетов.

Банк России считает, что в решении вопроса, касающегося развития безналичных платежей, необходимо придерживаться комплексного подхода. Целесообразно начинать не с введения запретов, а с создания условий, благоприятствующих расширению применения безналичных средств платежа, в том числе необходимо, чтобы торговые сети и организации, оказывающие услуги населению, были оснащены техникой для приема карт.

В то же время перед тем, как ограничить наличные расчеты, следует оценить возможные последствия, проанализировать, не будет ли данная мера ущемлять права граждан на приобретение товаров и услуг.

Конечно одна из основных проблем наличной эмиссии это подделка купюр. Для минимизации риска появления поддельных денежных знаков в обращении Банк России проводит работу по защите денежных знаков от подделки. Начиная с 2005 г. наблюдался рост числа подделок банкнот Банка России крупных номиналов. Большая часть подделок приходилась на тысячерублевую банкноту. В связи с этим были разработаны банкноты с обновленным набором элементов защиты (модификация 2010 г.). В 2010 г. в оборот была введена банкнота номиналом 1000 рублей новой модификации, а в 2011 г. - номиналом 5000 и 500 рублей. В результате в 2008-2012 гг. общее количество поддельных денежных знаков Банка России снизилось в 1,5 раза и составило на начало 2013 г. 88 029 штук. Что касается поддельных банкнот номиналом 1000 рублей, то их количество за этот период сократилось в 2,4 раза.

Количество поддельных денежных знаков Банка России, выявленных в 2008-2012 гг.

Не обеспеченные деньги. В России первая эмиссионная система была введена в 1897 году. Госбанку разрешалось выпускать не обеспеченные золотом кредитные билеты на сумму до 300 млн. рублей; в пределах до 600 млн. рублей золотое обеспечение составляло 60%, а эмиссия свыше этой нормы должна быть обеспечена золотом на 100%.

Уже этот исторический экскурс показывает, что эмиссия бумажных денег должна быть чем-то обеспечена. До недавнего времени это было золото.

Уже в начале 20 века золотое обеспечение банкнотной эмиссии утрачивает свое значение. Актуальной становится проблема обеспечения эластичности денежного обращения. В этих условиях повысилось значение кредитно-вексельного обеспечения эмиссии. Главным видом обеспечения эмиссии становятся государственные ценные бумаги. Конечно, государство не согласно сокращать расходы и сокращать уменьшать эмиссии, отсюда уменьшение ценности уже существующих денег и как следствие увеличивающаяся инфляция. Некоторые экономисты считают, что отказ от монопольного права на наличную эмиссию у ЦБ помог бы решить эту проблему.

Заключение

Эмиссию можно рассматривать и как одну из функций Центрального Банка и как часть денежно-кредитной политики государства. И все же раскрыть понятие эмиссии целиком, ее смысл, регулирующие функции и цели можно лишь изучив и проанализировав несколько отраслей экономики, таких как денежно-кредитная политика государства в целом, более узкие вопросы, такие как денежное обращение, инфляция и другие. Как понятно из данной работы, частный сектор, в большей степени банки, является непосредственным участником денежно-кредитной политики и оказывает на ее большое влияние, не смотря на то, что находится под властью Государства и Центрального Банка. Более того, имеет место обсуждения вопроса о передачи права выпуска наличных денег от ЦБ в частные банки.

А пока, в годовом отчете ЦБ за 2012 год нас уверяют, что "Выпуск наличных денег осуществлялся в рамках, обеспечивающих своевременное и полное удовлетворение потребности населения и хозяйствующих субъектов в наличных деньгах. Перебоев в выдаче денежной наличности учреждениями Банка России по вине Банка России в отчетный период не было".

Литература

1. Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" №86-ФЗ от 10 июня 2010 г.;

2. Доклад "Наличное денежное обращение: современный этап и перспективы развития" Г.И. Лунтовский, Первый заместитель Председателя Банка России;

3. Конституция Российской Федерации;

4. Статья "Функции Банка России" Инна Сорокина, специально для Bankir.Ru 13.10.2011 г.;

5. http://www.cbr.ru/ официальный сайт Банка России;

6. http://www.minfin.ru/ru/ официальный сайт Министерства Финансов РФ;

7. http://www.roskazna.ru/ официальный сайт Федерального казначейства;

8. Лекции "Деньги. Кредит. Банки" Смирнова Ангелина Владимировна.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Общие понятия, виды и законодательная база проведения эмиссии. Характеристика эмиссионной деятельности Центрального банка России. Анализ опыта зарубежных стран. Структура денежной массы. Изучение эмиссионных операций наличных денег Центрального банка.

    курсовая работа , добавлен 29.10.2014

    Основы денежной эмиссии и эмиссионная политика Центрального банка Российской Федерации. Сущность и механизм банковского мультипликатора. Государственная регистрация выпуска ценных бумаг. Эмиссия наличных денег. Кредитная эмиссия и эмиссия ценных бумаг.

    курсовая работа , добавлен 16.09.2011

    Централизация банкнотной эмиссии как причина возникновения центрального банка страны. Основные цели и функции ЦБ и его денежно-кредитная политика в условиях рыночной экономики. Проблемы развития банковской системы в период мирового финансового кризиса.

    курсовая работа , добавлен 05.03.2011

    История создания Центрального банка, его основные функции и направления кредитно-денежной политики. Формы собственности Центральных банков. Организационная структура Центрального Банка Российской Федерации, его важнейшие задачи и функции деятельности.

    курсовая работа , добавлен 25.09.2014

    Общая характеристика Центрального банка Российской Федерации. Основные функции и операции ЦБ, его роль в денежно-кредитном регулировании экономики. Анализ деятельности Центрального банка РФ за 2008-2009 годы. Пути совершенствования деятельности ЦБ.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2011

    Основная функция Центрального банка Российской Федерации. Роль в бюджетном процессе. Орган денежно-кредитного регулирования. Ежегодный обязательный аудит Центрального банка Российской Федерации. Право проведения аудита.

    реферат , добавлен 19.09.2006

    Роль банков и кредитных отношений в экономике. Функции Центрального банка: эмиссия наличных денег, регулирование деятельности банков, кредитно-денежная политика. Центральные банки в современном мире: Российской Федерации, Англии, Германии и Японии.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2014

    Принципы организации в современных условиях фидуциарной, депозитно-чековой эмиссии и выпуска ценных бумаг. Монопольное право Центрального Банка на выпуск в употребление наличных банкнот. Мультипликатор коммерческих банков и денежно-кредитный оборот.

    курсовая работа , добавлен 01.03.2011

    Исторический ракурс и краткая характеристика Банка России. Структура банковской системы Российской Федерации. Цели, задачи и функции Центрального Банка, его отношения с иностранными финансовыми организациями. Смысл и проведение антикризисных мероприятий.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2010

    Выпуск и изъятие денег из обращения. Признаки платежеспособности банкнот. Субъект эмиссионной операции. Принципы организации эмиссионных операций Центрального Банка РФ. Правовое регулирование эмиссионной деятельности. Оптимальность денежной эмиссии.

Эмиссия денег – важный финансовый инструмент, применяемый в экономике каждой страны. Понятие всегда на слуху, но многие люди до сих пор не до конца понимают, что именно скрывается за этим словом. Необходимо понятное объяснение, что такое эмиссия денег простыми словами.

Эмиссия: что это такое, общие сведения

Денежная эмиссия – это введение в пользование граждан и предприятий новых наличных и безналичных денег, отчего объем используемых в стране денежных средств увеличивается. Эмиссию часто путают с обыкновенным выпуском денег, происходящим постоянно. Однако при выпуске увеличения денежной массы не происходит. Этот процесс подразумевает не только включение печатного станка и выпуска в общественное пользование свежих банкнот и монет. Выпускается еще три разновидности средств:

  • наличности;
  • безналичных денег;
  • ценных бумаг.

Денежная эмиссия в РФ осуществляется государством, и только у него есть монополия на выпуск бумажных денег. Исполняет эту задачу и руководит процессом эмиссии Центробанк. Как только принимается решение о пополнении денежной массы, ЦБ начинает сбор данных о том, сколько наличных денег проходит через банки, определяет, какие районы нуждаются во вливании средств, и итоговый объем. После этого запускается механизм эмиссии.

Центробанк также является автором дизайна новых купюр, ищет новые способы увеличения срока их службы и усложнения работы тем, кто попытается их подделать. Организация жестко контролирует процесс вброса денег и в дальнейшем распределяет его между регионами РФ. Переправлять большое количество наличности в удалённые регионы сложно и затратно. В этом помогают расчетно-кассовые центры, расположенные в разных областях страны. Они уже хранят в своих резервах некоторое количество финансовых средств, которые не используются и не считаются деньгами, пока от ЦБ не поступит приказ о пуске их в оборот.

Банкноты печатаются в специальных типографиях, где их делают особенно защищенными от подделки. Монеты чеканят на Московском и Санкт-Петербургском монетных дворах.

Эмиссионная политика, принятая в России

Эмиссионная политика в России основывается на ряде принципов. Вот самые основные из них:

  • принцип уникальности и монополии – этот процесс подвластен только Центральному банку России, только он производит вброс денежных средств или изымает их, регулируя таким образом объем всех денег, находящихся в пользовании граждан;
  • принцип необязательного обеспечения – имеющегося в нашей стране золотого резерва попросту недостаточно для того, чтобы рубль был привязан к золоту, поэтому все деньги, которые крутятся в стране, не обеспечены золотом (как и в большинстве стран);
  • принцип номинала: рубль – это денежная единица нашей страны и введение любых других единиц и изготовление аналогов запрещено;
  • рубль обязаны принимать по всей территории страны;
  • взаимозаменяемость банкнот - купюра 1000 рублей равна десяти купюрам 100 рублей или 20 купюрам 50 рублей.

Эмиссия денег производится только Центробанком и имеет строгое правовое регулирование. Все решения, касающиеся проведения эмиссии, должны быть приняты строго в соответствии с законодательством и на уровне совета директоров ЦБ.

Виды эмиссии

Выше было перечислены три основных разновидности. Каждой из них следует уделить особое внимание и разобрать подробнее.

Эмиссия наличности

В обращение выпускается необходимое количество наличных денег – бумажных банкнот. В этом случае действительно запускается печатный станок и на свет появляются новые, хрустящие купюры. Однако так происходит далеко не всегда. Эмиссию наличных денег в РФ осуществляет Центробанк при помощи РКЦ – расчетно-кассовых центров, находящихся в разных регионах и обслуживающих местные банки. Нужный объем вбрасываемых денег зависит от того, сколько финансов нужно банкам, и часто меняется, поэтому всё время возить наличность из центра нецелесообразно.

Для эмиссии бумажных денег у РКЦ есть свои резервы наличности. Как только у региона появляется потребность, с указа Центробанка резервные денежные знаки отправляются в общее пользование.

В кассу РКЦ ежедневно поступают наличные. Как только количество полученных средств начинает превышать сумму выданных, часть денег изымается и снова отправляется в закрома.

Эмиссия безналичных денег

Это пополнение денежными ресурсами банковских счетов. В оборот безналичные деньги пускаются, когда банки выдают людям кредиты. В это же время другие граждане возвращают занятые деньги, принося в банки наличность. Безналичная эмиссия необходима, чтобы удовлетворить потребность людей и предприятий в дополнительных финансах. Банки делают это, но только строго в рамках накопленных ими капиталов.

Эмиссия ценных бумаг

Исполнять эмиссию ценных бумаг может не только государство, но и обычные предприятия и акционерные общества. На рынок вводится некоторое количество ценных бумаг, которые можно приобрести по свободным ценам, в зависимости от положения компании. Таким образом привлекаются дополнительные финансы, делается это по определённым правилам и строгим присмотром государства. Эмиссия ценных бумаг делится на две разновидности:

  • первичная – организация или акционерное общество еще никогда не выпускало акций и облигаций и делает это впервые;
  • последующая – организация уже делала это и намерена разместить ценные бумаги повторно.

Решение о выпуске принимают акционеры либо совет директоров. Сам процесс происходит по определенному законодательству и проходит через следующие этапы:

  • принятие решения о необходимости эмиссии;
  • государственная регистрация выпуска;
  • подготовка и печать ценных бумаг, если они будут выпускаться в бумажном формате;
  • размещение;
  • предоставление отчета об итогах выпуска;

После эмиссии ценных бумаг они размещаются у своих первых держателей – так появляется первичный рынок. Если после этого происходит их перепродажа, то формируется вторичный рынок.

Мультипликационная модель эмиссии

Речь пойдёт о кредитно-депозитной мультипликации. В безналичной эмиссии участвует не только ЦБК, но и обычные банки. Они постоянно используют свои избыточные резервы, и чем больше у банка их накопилось, тем больше он может пустить в оборот дополнительных финансов. Банк может предоставить людям исключительно столько средств, сколько находится в его избыточном резерве.

Банк выдаёт кредит клиенту, а он использует денежные средства на платежи, перечисляя их в другой банк. Таким образом, избыточные средства первого банка уменьшились, а второго увеличились. Второй банк теперь имеет больше возможностей для кредитования, выдаёт кредит очередному клиенту, а он несёт их в третий банк и увеличивает уже его резервы. Если взять банковскую систему в целом, то в результате этого, происходит постоянное и непрерывное расширение депозитов разных банков, что и называется кредитно-депозитной мультипликацией.

Эмиссионные последствия

Эмиссия проводится с целью стимулирования и стабилизации экономики, и на первый взгляд кажется, что процесс должен увеличивать покупательскую способность граждан и вести к экономическому росту. Ведь денег становится больше, а значит всем должно стать хорошо. Тем не менее, важно понимать, к чему приводит эмиссия денег, ведь этот процесс часто несёт негативные последствия и может вызвать ряд экономических и социальных проблем.

Чем больше в обороте денег, тем меньше их ценность. Если переборщить с эмиссией, грянет новая проблема - инфляция. Цены растут, а покупательская способность граждан с фиксированной заработной платой падает, т. к. теперь на эту зарплату можно приобрести гораздо меньше товаров и услуг. В это же время доходы предпринимателей, торгующих товарами первой необходимости, необоснованно растут. Это ведёт к нарушению платёжного баланса. Таким образом, ни в коем случае нельзя сказать, что эмиссия денег является наиболее эффективным методом снижения инфляции.

Вывод

Денежная эмиссия – это неотъемлемый инструмент, регулярно применяемый в экономике каждой страны. Тем не менее, его использование требует грамотного подхода и тщательной подготовки, т. к. процесс эмиссии легко может привести к инфляции, еще большей дестабилизации экономической ситуации в стране и множеству социальных проблем. Успешная эмиссия возможна только при её умеренности, а также грамотной экономической политике и наличии стабильного роста производства в стране.

В 2016 году Центральный банк России может напечатать около 7 триллионов рублей, что является огромной суммой, т.к. совокупность всех наличных и безналичных рублей в России на 1 января 2016 года составляла менее 36 триллионов.

Банк России в апреле эмитировал (т.е. попросту «напечатал», в наличной или безналичной форме) для Минфина 390 миллиардов рублей для покрытия дефицита бюджета. Формально Минфин продал ЦБ иностранную валюту на эту сумму из Резервного фонда, но фактически валюта лишь переместилась со счета Минфина на счет ЦБ, оставшись в составе международных резервов РФ. А ЦБ профинансировал операцию за счет эмиссии новых денег.

Эта схема применяется Кремлем с начала 2015 года. По итогам прошлого года Банк России напечатал для бюджета таким образом 2,2 триллиона рублей.

Контекст

Россия: экономика лежит на дне

Delfi.lt 22.04.2016

Россия: экономика может скоро восстановиться

The Wall Street Journal 14.04.2016

Российская экономика сократилась меньше, чем ожидалось

Bloomberg 02.04.2016

Российская экономика и реформы

Les Echos 18.03.2016 В 2016-м году, согласно закону о бюджете, ЦБ должен эмитировать для полного покрытия бюджетного дефицита не менее 2,6 триллиона рублей.

Однако на деле нехватка средств в казне может превысить 4 триллиона рублей, сообщил министр финансов России Антон Силуанов. Основной причиной является обвал нефтегазовых доходов, а также западные санкции. В феврале каждый четвертый рубль предусмотренных госбюджетом расходов не был обеспечен деньгами, а в марте — каждый третий.

С Силуановым согласен его предшественник, бывший министр финансов Алексей Кудрин, считающийся признанным экспертом в этой сфере. «Если цена на нефть сохранится на уровне нынешних 41-43 доллара, может она даже повысится до 50 долларов…, даже при этом… наша бюджетная система должна иметь дефицит около 4,5-5,0% ВВП», — сказал он. При определенных условиях, по его словам, дефицит в этом году может вырасти до 5,5%.

Учитывая, что размер ВВП в 2016 году планируется на уровне 78,67 триллиона рублей, Кудрин тоже полагает, что дыра в бюджете может превысить 4 триллиона рублей. Так что печатным станкам ЦБ предстоит много работы.

Кроме того, в начале марта премьер-министр РФ Дмитрий Медведев дал ход работе над программой Столыпинского клуба «Экономика роста», которая, в частности, также предусматривает необеспеченную эмиссию денег. Предполагается, что за счет этих средств ЦБ сможет выдать доступные кредиты коммерческим банкам, те, в свою очередь, предоставят дешевые ссуды бизнесу, который таким образом активизируется и запустит рост российской экономики.

Сейчас идет формирование межведомственной рабочей группы, перед которой будет поставлена задача договориться о целях и ключевых показателях и утвердить укрупненный список мероприятий по каждому из блоков программы.

Для нужд данной программы, по замыслу ее авторов, предполагается печатать по 1,5 триллиона рублей в год в течение пяти лет.

В дополнение, министр финансов Силуанов сообщил, что «…ЦБ начал проводить большие объемы санаций банков и покупал значительные объемы монетарного золота, тоже эмитируя рубли».

Банк России действительно закупил в 2015 году около 203,5 тонн золота, причем исключительно российского происхождения, что намного больше, чем в предыдущие годы.

В текущем году ЦБ, видимо, также не намерен снижать обороты. В первом квартале им было приобретено около 47 тонн золота. В феврале Банк России даже стал абсолютным рекордсменом по объемам закупки золота среди мировых центробанков.

Учитывая, что ЦБ закупает золото российского производства, платит он в рублях. Средняя рублевая цена на золото, устанавливаемая самим ЦБ, в 2015 составляла около 2 тысяч 280 рублей за грамм.

Таким образом, в 2015 ЦБ потратил на закупки золота около 500 млрд рублей. В текущем году, судя по всему, потратит примерно столько же, если не больше, учитывая планы ЦБ нарастить золотовалютные резервы с нынешних 390 миллиардов до 500 миллиардов долларов в течение нескольких лет. По всей видимости, валюту собирать сложно, а купить золото на внутреннем рынка за «бесплатные» новонапечатанные рубли заметно проще.

Что касается санации проблемных банков, в августе 2015 года ЦБ перестал обнародовать информацию о затратах, но, судя по сообщениям СМИ, с тех пор на эти цели было израсходовано около 700 миллиардов рублей (по данным на апрель 2016 года), т.е. в среднем по 100 миллиардов в месяц.

В итоге, при ожидаемом дефиците бюджета примерно в 4 триллиона рублей, предлагаемых тратах на программу экономического развития в 1,5 триллиона рублей, расходах на золото в 0,5 триллиона рублей и затратах на санацию свыше 1 миллиарда рублей, Банку России, судя по всему, придется напечатать в 2016 году на эти цели около 7 триллионов рублей.

Таким образом, учитывая, что на начало года общий объем рублевой денежной массы в стране составлял менее 36 триллионов рублей, в этом году эта масса может вырасти еще порядка на 20%.

Новое на сайте

>

Самое популярное